Из Назарета может ли быть что доброе? "Что доброго может быть из Назарета?" в книгах. «Стратегическая информационная операция может быть скоротечной, а может длиться годами»

Назарет единственный город на горе в Нижней Галилее. Под ним на расстоянии около 20 км лежит долина Армагеддон, где происходили многие кровавые битвы Востока, где обещано и последнее из сражений Добра и Зла. Во времена Иисуса Назарет стоял вдали от торговых путей, следовательно был захолустным городком. «...из Назарета может ли быть что доброе?» (Иоан. 1:46).

Археологи предполагают, что Назарет первого столетия включал в себя около 25 семей. Таким он оставался до 6 века, когда в него стали прибывать первые христиане (арабы, конечно). Вскоре он становится мусульманским, но в 1099г. крестоносцы объявляют Назарет святым городом и христианизируют его. Казалось, должен бы стать в наше время одним из центров израильского туризма, но... Мэр-коммунист отрицательно относится к религии и паломникам. Поэтому туризм в городе практически не развивается. Сегодня это самый большой арабский город Израиля с населением 60 тысяч человек. Довольно бедный. Рядом с храмами -- красные знамена. Большинство коммунистов Израиля живет в Назарете.

Тут отсутствуют или не включены светофоры, машины лихо разворачиваются в любом удобном для водителя месте, даже и на тротуаре. Шоферы охотно останавливаются на дороге поболтать с проезжающим мимо приятелем. Царапины на боках автомобилей как боевые шрамы.

В Назарете около тридцати церквей. Есть монастыри, благотворительные миссии (итальянские, французские, немецкие, английские, американские), при которых имеются школы, приюты, больницы, клиники, молодежные клубы и т. д. Для мусульман -- две соборные мечети. Главные христианские святыни Назарета: церковь Благовещения конецформыначалоф086?рмы1955–68гг.), церковь святого Иосифа (1914 г. на фундаменте церкви 13 в.); церковь архангела Гавриила (1750–57гг.) у «источника Марии»; церковь-синагога (построена в 1877 г. над руинами? древней синагоги, где по преданию, проповедовал Иисус).

Церковь Благовещения главный и самый большой из христианских храмов Востока. В стиле модерн, выстроена в 1969 году над более древними строениями. Интерьер в стиле рыцарского зала. Храм стал собранием изображений Девы Марии. Стены храма и внутренняя стена ограды увешены иконами из разных стран. Любопытно видеть насколько разные Марии в представлениях христиан многих народов. За право поместить в соборе икону христианские общины платят немалые деньги. Справа от входа -- украинская икона.

Храм Благовещения выстроен над жилищем, где Мария услышала Благую весть. Впрочем, недалеко от собора есть источник Марии, где, как считают православные христиане, Мария и встретилась с ангелом. Католики и православные поделили между собой святые места, разместив их по соседству, выстроили храмы и прекратили кровавые споры. Кстати, в одном из католических храмов увидела к своему удивлению две православные иконы. Настоятель пояснил, что русские туристы недовольны отсутствием икон, именно для них и разместили. В итоге всем хорошо, и нет необходимости новым христианам, не знакомым с традицией, разъяснять о существовании различных конфессий.

Его купол имеет высоту 30 м. при диаметре 18 м.. Форма его напоминает лилию - символ чистоты, а сплетения конструкций - букву «М»: непорочная Дева Мария.

У храма начинается рынок. Между лавок легко не заметить вход в церковь-синагогу (см. фото), где до 30 лет молился Иисус (как примерный еврейский мальчик), где он выступил с проповедью: предложил реформировать религию отцов, -- и был изгнан из города. Это тут было сказано: "1конецформыначалоформыне бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем", а также -- "конецформыначалоформыникакой пророк не принимается в своем отечестве". Эти выражения стали афоризмом: "нет пророка в своем отечестве".

Недалеко от города показывают Гору Прыжка, с которой назаретяне хотели сбросить Иисуса в пропасть. Больше в Назарет Иисус никогда не возвращался.

Недалеко стоит греческая церковь архангела Гавриила. В 18в. ее выстроили из камней более древнего храма. Странно рассматривать фрески, снабженные арабскими подписями. А иконостас, как в наших храмах того же периода. Внутри церкви - источник, из которого, по преданию, Мария брала воду. Рядом на площади источник Марии, -- давно заглохший старый водопровод. Обратите внимание на дерево рядом. Это фикус. Его темно-зеленые листья никогда не желтеют.

Назарет. Церковь архангела Гавриила. (с) Валентина КУЗНЕЦОВА
[Збільшити]
Назарет. Иконостас церкви архангела Гавриила. (с) Валентина КУЗНЕЦОВА
[Збільшити]
Назарет. В церкви архангела Гавриила. (с) Валентина КУЗНЕЦОВА
[Збільшити]
Назарет. Источник в церкви архангела Гавриила. (с) Валентина КУЗНЕЦОВА
[Збільшити]

Христианские церкви города принадлежат к греческой униатской, греческоправославной, римской, маронитской (сирийской), протестанской конфессиям.

Недалеко от Назарета -- Кинерет (Галилейское море), где было чудо ловли рыбы, хождения по морю. Рядом и Кана, где воду превращали в вино. Табха, где Иисус накормил хлебами пять ты89?яч голодный, не считая детей и женщин. Гора Фавор, на которой было Преображение. Гора, где Он произнес Нагорную проповедь... Все в горах Галлилейских. На территории нескольких квадратных километров.

В XV веке в Венеции при церкви Св. Девы Марии из Назарета была построена больница имени Лазаря, которого, согласно Евангелию, Христос воскресил из мертвых. Так в устах простонародья Лазарь и Назарет соединились в одно слово: «лазарет». Песня «О бога-том и Лазаре» была популярна в среде нищенствующих. Лазарь был беден, а его брат - богач. Но после смерти бедняк попал в рай, тогда как богач оказался в аду. Песня эта должна была усовестить тех, кто отказывал нищим в милостыне. И в русский язык вошло выражение «лазаря петь»: клянчить, ныть, преувеличенно жаловаться на судьбу, стараясь вызвать сочувствие окружающих. Схожеее слово в итальянском: «лаццарони» -- "нищий".

Эти места описывал Марк Твен в книге "Простаки за границей". Позволю себе длинную цитату. "Странное это ощущение – стоять на земле, по которой некогда ступала нога Спасителя. Все здесь вызывает чувство подлинности и осязаемости, а ведь это никак не вяжется с той неопределенностью, тайной, нереальностью, которые обычно нераздельны с представлением о божестве. У меня все еще не укладывается в голове, что я сижу на том самом месте, где стоял бог, гляжу на тот ручей и на те горы, на которые смотрел и он, и меня окружают смуглые мужчины и женщины, чьи предки видели его и даже разговаривали с ним запросто, как стали бы разговаривать с любым, самым обыкновенным чужестранцем. Непонятно мне это, – на мой взгляд, боги всегда были очень далеки от нас, грешных, и скрывались где-то в облаках".

На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.

Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.

Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.

Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.

Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.

Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.

Нафанаил отвечал Ему: Равви́! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.

Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.

И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

От Иоанна 1:43-51

Толкование Евангелия блаженного
Феофилакта Болгарского

Блаженный Феофилакт Болгарский

Ин.1:43. На другой день: Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.

Андрей, услышав от Предтечи, и Петр, услышав от Андрея, последовали за Иисусом; а Филипп, кажется, ничего не слышал и, однако же, последовал за Господом тотчас, как Он сказал ему: «иди за Мною». Чем же Филипп так скоро убедился? Думается, во-первых, что голос Господа произвел в душе его некоторое уязвление любви. Ибо речь Господа не просто говорилась, а сердца достойных тотчас воспламеняла любовью к Нему, как и Клеопа со спутником говорят: «не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге?» (Лк. 24:32). Во-вторых, так как Филипп имел озабоченное сердце, постоянно занимался писаниями Моисеевыми и всегда ожидал Христа, то как увидел Его, тотчас убедился и говорит: «мы «нашли» Иисуса», а это показывает, что он искал Его.

Ин.1:44. Филипп же был из Вифсаиды, из: одного города с Андреем и Петром.

Потом, Филипп не узнал ли чего-нибудь о Христе от Андрея и Петра? Вероятно, беседуя с ним, как соотчичем, они рассказывали ему и о Господе. Кажется, на это намекает евангелист, когда говорит, что Филипп был из города Андреева и Петрова. Сей город был небольшой и приличнее мог быть назван деревнею. Посему и нужно удивляться силе Христовой, что Он лучших учеников избирал из среды не приносящих никакого плода.

Ин.1:45. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, Сына Иосифова, из Назарета.

Филипп также не удерживает добра за самим собою, но передает Нафанаилу, и как Нафанаил был сведущ в законе, то Филипп отсылает его к закону и пророкам, потому что он прилежно упражнялся в законе. Называет Господа Сыном «Иосифовым», потому что в то время считали его еще Сыном Иосифа.

Называет Его «Назарянином», хотя Он собственно был вифлеемлянин, потому что Он родился в Вифлееме, а воспитался в Назарете. Но как рождение Его было многим неизвестно, а воспитание известно, то и называют Его Назарянином, как воспитавшегося в Назарете.

Ин.1:46. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.

Филипп сказал, что Христос из Назарета, а Нафанаил, как более сведущий в законе, знал из Писаний, что Христос должен прийти из Вифлеема, и потому говорит: «Из Назарета может ли быть что доброе?» Филипп говорит: «Пойди и посмотри», – зная, что Нафанаил не отстанет от Христа, если послушает Его речей.

Ин.1:47. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.

Христос хвалит Нафанаила как истинного израильтянина, потому что он не сказал ничего ни в пользу, ни против Его; ибо слова его происходили не от неверия, а от осмотрительности и от ума, знавшего из закона, что Христос придет не из Назарета, а из Вифлеема.

Ин.1:48. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.

Что же Нафанаил? Не увлекся ли похвалою? Нет, он желает узнать нечто яснее и точнее, и потому спрашивает: «Почему Ты меня знаешь?» Господь сказывает ему то, чего не знал никто, кроме его самого и Филиппа, то, что было говорено и делано наедине, и таким образом открывает Свое Божество. Филипп беседовал с Нафанаилом наедине, когда никого не было под смоковницею, однако же, Христос, и не быв там, знал все, почему и говорит: «Я видел тебя, как ты был под смоковницею».

Господь заговорил о Нафанаиле прежде, чем приблизился Филипп, для того, чтобы кто не подумал, что Филипп пересказал Ему о смоковнице и о прочем, о чем Он говорил с Нафанаилом.

Из сего Нафанаил узнал Господа и исповедовал Его Сыном Божиим. Ибо слушай, что он говорит далее.

Ин.1:49. Нафанаил отвечает Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.
Ин.1:50. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.

Пророчество имеет величайшую силу привлекать некоторых к вере, и его сила более, чем сила чудес. Ибо чудеса могут быть представлены призрачно и бесами, а точного предузнания и предсказания будущего никто не имеет, ни ангелы, ни тем более бесы. Почему и Господь привлек Нафанаила, сказав ему и место, и то, что Филипп звал его, и что он поистине израильтянин. Нафанаил, услышав сие, почувствовал величие Господа, насколько было возможно, и исповедал Его Сыном Божиим.

Впрочем, хотя и Сыном Божиим исповедует, но не в том смысле, в каком Петр. Петр исповедал Его Сыном Божиим как истинного Бога, и за то Господь ублажает его и вверяет ему церковь (Мф. 16:16-19). Нафанаил же исповедал Его как простого человека, по благодати усыновленного Богу за добродетель. И это видно из прибавления: Ты – Царь Израилев. Видишь ли, он не достиг еще до совершенного познания истинного Божества Единородного. Он верует только, что Иисус есть человек боголюбезный и Царь Израилев. Если бы он исповедал Его истинным Богом, то не называл бы Его Царем Израиля, но Царем всего мира. За сие он и не ублажается, как Петр.

Ин.1:51. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

Посему и Господь, исправляя его и возводя к уразумению, достойному Его Божества, говорит: будете видеть ангелов Божиих, восходящих и нисходящих на Сына Человеческого. «Принимай, – говорит, – Меня не за простого человека, но за Владыку ангелов». Ибо Кому служат ангелы, Тот не может быть простым человеком, но истинный Бог. Сие сбылось при распятии и при вознесении. Ибо, как повествует Лука, и пред страданиями ангел с неба укреплял Его, и при гробе явился ангел, и при вознесении (Лк. 22:43; Лк.24:4, 23; Деян.1:10).

Некоторые под «смоковницею» разумели закон, так как он имел плод, на время сладкий, а строгостью законных предписаний и неудобоисполнимостью заповедей был покрыт как бы листьями. Господь «видел» Нафанаила. На сие говорят, что Он милостиво призрел и уразумел понимание его, хотя он был еще и под законом. Прошу тебя, если ты услаждаешься подобными вещами, обратить внимание и на то, что Господь увидел Нафанаила под смоковницею, или под законом, то есть внутри закона, исследывающим глубины оного. Если бы он не исследовал глубину закона, Господь не увидел бы его. Знай и то, что «Галилея» – значит низверженная.

Итак, Господь пришел в низверженную страну всего мира или в естество человеческое и, как Человеколюбец, воззрел на нас, находящихся под смоковницею, то есть под грехом, усладительным на время, но с которым соединена и не малая острота по причине раскаяния и тамошних будущих казней, и – тех, которые признают Его Сыном Божиим и Царем Израиля, видящего Бога, избрал Себе.

Если же мы продолжим старание, то Он удостоит нас и больших созерцаний, и мы будем видеть ангелов, «восходящих на высоту божественного знания Его и опять «нисходящих», потому что не достигают полного познания Существа непостижимого.

И иначе: «восходит» некто, когда занимается размышлением о Божестве Единородного; «нисходит», когда охотно занимается размышлениями о воплощении и нисшествии в ад.

Вконтакте

Что доброго может быть из Назарета?
Из Библии. В Евангелии от Иоанна (гл. 1, ст. 45-46) сказано, что один из двенадцати апостолов, Нафанаил, встретил весть о явлении Мессии в лице Иисуса, «сына Иосифова из Назарета», словами: «Что может изойти доброго из Назарета!» Тем самым он выражал и свое презрение к этому городу, и недоверие к самому сообщению.
Иносказательно: о людях, организациях и т. д., от которых нельзя ожидать ничего дельного, хорошего и т. д.

  • - см. может...
  • - вводное выражение и в значении сказуемого 1. Вводное выражение. То же, что «вероятно, возможно». Выделяется знаками препинания, обычно запятыми. Подробно о пунктуации при вводных словах см. в Приложении 2...

    Словарь-справочник по пунктуации

  • - см. а, может...

    Словарь-справочник по пунктуации

  • - союз + вводное выражение; союз + члены предложения 1. Союз + вводное выражение. Если слова «может быть» можно изъять или переместить, то они выделяются с двух сторон знаками препинания, обычно запятыми...

    Словарь-справочник по пунктуации

  • - Неизм. Возможно, вероятно. Марья Ивановна нравилась мне… Мысль, что, вижу ее в последний раз, придавала ей в моих глазах что-то трогательное...

    Учебный фразеологический словарь

  • - Может быть Одного лишь быть не может, Что никак не может быть. Говорящий не сомневается в том, что жизнь может преподнести массу неожиданного, нельзя заранее что-то отрицать...

    Словарь народной фразеологии

  • - вводн...
  • - вводн...

    Орфографический словарь русского языка

  • - быть мо/жет, вводн...
  • - мо/жет бы/ть, вводн...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - МОЖЕТ БЫТЬ, см. мочь1...

    Толковый словарь Ушакова

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - быть м"ожет, вводн...

    Русский орфографический словарь

  • - Разг. Экспрес. Невероятно; трудно себе представить. - Вздор! !.. Ты, братец, вечно всё перепутаешь, переврёшь! ...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - См....

    Словарь синонимов

  • - См....

    Словарь синонимов

"Что доброго может быть из Назарета?" в книгах

«Все может быть… Быть может есть - не рай…»

Из книги Мертвое «да» автора Штейгер Анатолий Сергеевич

«Все может быть… Быть может есть - не рай…» Все может быть… Быть может есть - не рай, Но что-нибудь, что отвечает раю: Неведомый и непонятный край, В котором… Только что я, в общем, знаю… Но может быть… И если это есть, То что нам делать в сущности на свете - Ходить в

«Не может быть!», или С женщинами может быть все

Из книги Любимые женщины Леонида Гайдая автора Раззаков Федор

«Не может быть!», или С женщинами может быть все Фильм «Иван Васильевич меняет профессию» еще не вышел в прокат, а Гайдай уже начал думать над очередной работой. И вновь это должна была быть экранизация. На этот раз комедиограф обратился к творчеству Михаила Зощенко,

«Кто может критиковать в СССР? Кто может быть объектом критики?»

Из книги СССР. 100 вопросов и ответов автора Прошутинский В

«Кто может критиковать в СССР? Кто может быть объектом критики?» - Каждый гражданин имеет право критиковать деятельность любых советских и партийных органов, а также любых работников, невзирая на то, какой пост они занимают.Право это широко и в самых разных формах

«Этого не может быть, потому что не может быть никогда»

Из книги Тайны Бермудского треугольника автора Паль Лин фон

«Этого не может быть, потому что не может быть никогда» Это самый распространенный в научном мире подход к решению бермудского вопроса. Гораздо проще отмахнуться от того, чего наука объяснить не может, чем рассматривать сами явления как существующие и требующие оценки. И

Из книги Германская военная мысль автора Залесский Константин Александрович

Почему в Англии у владельца дома за два миллиона фунтов может быть старая дешевая машина, а в России у человека может не быть дома, но будет Porsche?

Из книги автора

Почему в Англии у владельца дома за два миллиона фунтов может быть старая дешевая машина, а в России у человека может не быть дома, но будет Porsche? ДМИТРИЙ ГОЛОЛОБОВДиректор Gololobov and Co (Лондон), бывший глава правового управления ЮКОСаНа самом деле причин для того,

Что доброго может быть из Назарета?

автора Серов Вадим Васильевич

Что доброго может быть из Назарета? Из Библии. В Евангелии от Иоанна (гл. 1, ст. 45-46) сказано, что один из двенадцати апостолов, Нафанаил, встретил весть о явлении Мессии в лице Иисуса, «сына Иосифова из Назарета», словами: «Что может изойти доброго из Назарета!» Тем самым он

Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда Из рассказа «Письмо к ученому соседу» Антона Павловича Чехова (1860-1904). Автор этого письма - «Войска Донского отставной урядник из дворян» Василий Семи-Булатов - пишет своему соседу:«Вы сочинили и напечатали в

«Стратегическая информационная операция может быть скоротечной, а может длиться годами»

Из книги автора

«Стратегическая информационная операция может быть скоротечной, а может длиться годами» («Столетие», Россия)Игорь Николайчук: «Стратегическая информационная операция может быть скоротечной, а может длиться годами».Беседа с экспертом по технологии информационных войн,

13. Основание для задержки действий может быть только одно, и оно всегда, казалось бы, может быть только у одной стороны

Из книги О войне. Части 1-4 автора фон Клаузевиц Карл

13. Основание для задержки действий может быть только одно, и оно всегда, казалось бы, может быть только у одной стороны Если обе стороны изготовились к борьбе, то к этому их побудило некоторое враждебное начало; до тех пор, пока они не сложили оружия, т. е. не заключили мира,

Часть 1. «Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда!»

Из книги Волшебные Пилюли, или Простые Алгоритмы Жизненного Успеха автора Тейлор Ксения

Часть 1. «Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда!» «Привычка – великое дело, это самая толстая цепь на людских ногах; она сильнее убеждений, таланта, характера, страстей, ума» – слова великого Александра Герцена очень ёмко отражают суть всей этой

46. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

46. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Назарет (см. Мф. 2:23) пользовался, очевидно, у галилеян недоброю славой, если Нафанаил так нехорошо отзывается о нем. Поэтому-то Нафанаилу и представляется невероятным,

12. Оставайся же с твоими волшебствами и со множеством чародейств твоих, которыми ты занималась от юности твоей: может быть, пособишь себе, может быть, устоишь.

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

12. Оставайся же с твоими волшебствами и со множеством чародейств твоих, которыми ты занималась от юности твоей: может быть, пособишь себе, может быть, устоишь. С 12-15 - весь последний отдел дает развитие той же самой мысли, но в новой, художественно-иронической

Глава 6. Пребывание может быть получено по молитве, но не может быть утеряно

Из книги Сочинения автора Августин Аврелий

Глава 6. Пребывание может быть получено по молитве, но не может быть утеряно 10. «Но эти братья не желают, - как вы пишете, - дабы проповедовали об этом пребывании, что оно не может быть ни молитвенно заслужено, ни по упрямству потеряно» (Иларий Марсельский. Ер. 226.3). Не

25. не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым: не может быть от Тебя. Судия всей земли поступит ли неправосудно?

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

25. не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым: не может быть от Тебя. Судия всей земли поступит ли неправосудно? "не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с

На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

В день Торжества Православия мы приносим благодарение нашему Господу за великий дар - самый великий, какой только может быть дан человеку, - исповедание истинной веры. Как оказались мы в Православной Церкви? На чьи молитвы о нас ответил так щедро Господь? Отозвался на наше желание понять себя, на наш поиск смысла жизни, на наши самые сокровенные чаяния, на наше самое глубокое желание достигнуть полноты бытия? Или, может быть, мы называем себя православными только потому что мы родились в православной семье, в некогда православной стране, где и сегодня большинство населения, согласно официальной статистике, называют себя православными?

В сегодняшнем Евангелии сказано, что Филипп был призван непосредственно Самим Христом - не так, как Андрей, которого направил ко Христу Иоанн, или как Петр, приглашенный своим братом. У Бога разные пути приведения избранных Своих к Себе. Иисус находит Филиппа. Христос искал нас и нашел нас, прежде чем мы могли заинтересоваться Им. Имя Филипп - греческого происхождения, употребительное среди язычников, но Христос не меняет его имени. Он был призван на следующий день. Когда речь идет о деле Божием, мы не должны потерять ни единого дня. Господь решил отправиться в Галилею. Христос найдет всех, кто дан Ему. Филипп стал учеником силой Христа, Который, проходя мимо него, сказал: «Следуй за Мной». В Евангелии сказано, что Филипп был родом из Вифсаиды, как Андрей и Петр. У Вифсаиды была дурная слава (Мф. 11, 21). Но и там был остаток, согласно избранию благодати. И сегодня Отечество наше, утратив былое величие, стало посмешищем в глазах многих. Но у Господа везде есть Свои люди.

Нафанаил был приведен ко Христу Филиппом. Хотя Филипп сам только что узнал Христа, он торопится найти своего друга. Филипп говорит: «Мы нашли Того, о Ком писали Моисей и пророки». Какую радость пережил Филипп от встречи со Христом: «Мы нашли Того, Кого так долго желали увидеть»! Наконец-то, Он пришел, Он пришел, и мы нашли Его! Какое преимущество для него было в том, что он хорошо знал Писание Ветхого Завета, которое уготовляло его ум для принятия Евангельского света. Не для того ли в течение всего Великого поста Церковь предлагает нам так обильно чтение Ветхого Завета? Филипп по наивности своей говорил: «Мы нашли Его». На самом деле Христос нашел их прежде, чем они нашли Христа. Они не познали Его, как говорит апостол Павел, но были познаны Им.

И мы слышим возражение Нафанаила: «Из Назарета может ли быть что доброе?» Его осторожность не предосудительна. Святые отцы говорят, что мы должны всегда проявлять осторожность в рассмотрении истины. Наше правило: все испытывай. Его возражение проистекало из неведения. Он говорил, что Мессия не должен быть из Назарета, и был прав, но он не знал, что Христос родился в Вифлееме. А слова Филиппа: «Иисус из Назарета» вызвали это возражение. И вот краткий ответ Филиппа: «Иди и посмотри». Наших знаний может быть достаточно для нас самих, но их может оказаться недостаточно, чтобы заставить замолчать наших искусных противников. Мудрость и ревность по истине заключается в том, чтобы когда мы не находим как ответить вопрошающим нас, мы направляли их к тому, кто может. «Иди и посмотри». Идем вместе, я пойду с тобой. Сколь многие оказываются вне истинной веры из-за нелепых предрассудков, которые они составили о Православии (на основании случайных обстоятельств, вовсе не раскрывающих суть его).

Что же произошло в этой встрече Нафанаила с Господом Иисусом Христом? Нафанаил не напрасно пришел и увидел. Вернее, Христос увидел его идущим к Нему и сказал стоящим рядом: «Вот истинный израильтянин». Господь похвалил его, потому что знал, что он - смиренный человек. Нафанаил возражает Христу, но Господь видит его сердце. «Вот истинный израильтянин», «ибо не все Израиль, кто от Израиля». Но здесь - истинный израильтянин. Истинный последователь доброго примера богоизбранного народа. Это был истинный сын праведного Иакова, тот, кто истинно исповедал веру Израиля, тот, чье исповедание веры было согласно с его жизнью. Он иудей внутренне, потому он - христианин. Он тот, в ком нет никакой фальши. Нет ничего лживого по отношению к людям, тот, кому можно доверять. И нет ничего лживого по отношению к Богу, искренний в покаянии в своих грехах. Истинный израильтянин - православный христианин - чудо Божественной благодати.

Нафанаил с удивлением слушает Христа. «Откуда Ты меня знаешь?» Он искренне поражен, он не попался на похвалу. Знает ли нас Христос? Стремимся ли мы знать Его? И Христос показывает ему Себя: «Прежде чем Филипп позвал тебя, Я видел тебя». Христос дает ему понять, что раньше знал его, и тем самым являет Свое Божество. Прежде чем Филипп позвал его, Он видел его под смоковницей. Христос знает нас - прежде чем у нас будет какое-либо знание о Нем. Взор Господа был на Нафанаиле, когда тот был под смоковницей. Это было то, что никто, кроме Нафанаила, не мог знать. Очевидно, Нафанаил молился, стоя под смоковницей, размышляя о тайне грядущего Мессии, и сердца его коснулась небесная благодать. Так он обрел истинную веру в Иисуса Христа. «Равви, Ты - Сын Божий, Ты - Царь Израилев».

Мы видим, как твердо, всем сердцем исповедует он эту веру. Он исповедует пророческое служение Господа, называя Его Учителем. И он исповедует Его Божественное служение и Божественную Его природу, называя Его Сыном Божиим. Если Он Сын Божий - Он Царь Израиля Божия, всех людей, призванных ко спасению.

В ответ Христос тотчас открывает большее Нафанаилу: «Ты веруешь, потому что Я сказал, что видел тебя под смоковницей». Сердце Нафанаила было заранее приготовлено к восприятию истины, и Господь обещает ему бо льшую благодать в утверждении в истинной вере. «Больше этого увидишь», - говорит Христос. Бо льшие чудеса и чудо Воскресения. Кто хранит истинную веру, тому будут даны бо льшие удостоверения в ней. И каких бы откровений ни сподоблялись мы здесь, на земле, у Господа всегда еще есть бо льшее для нашего просвещения и утешения.

И Господь обращается ко всем, познавшим истинную веру: «Отныне будете видеть небо отверстым». «Истинно говорю вам», - возвещает Христос, придавая исключительный вес Своим словам, в полноте утверждая то, что несомненно истинно. Это торжественное возвещение Откровения Божия. Нафанаил исповедал Его Сыном Божиим и Царем Израилевым. Христос же Сам называет Себя Сыном Человеческим, являя Свое смирение и показуя Свое совершенное приобщение нашей судьбе. Господь говорит: «Отныне будете видеть небо отверстым, и Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому». Это исполнилось в многоразличном служении Ангелов нашему Господу - до Креста Его и Воскресения. До Его Вознесения, когда Он завершил Свое спасительное служение роду человеческому, и небо открылось, чтобы принять Его, и Ангелы Божии восходили и нисходили к Нему. Это дано было видеть апостолам. Это дано зреть всей апостольской Церкви. Это торжество мы празднуем сегодня. Всякий дар совершенный нисходит свыше. Христос - начало и конец, камень основания и краеугольный камень. Как говорит апостол Павел: «Все Им стоит» (Кол. 1, 17). И Церковь Божия, по слову преподобного Силуана, крепка святою мыслью и терпением. Вот ответ о значении чистоты нашего исповедания - Христос. Потому не будем никогда ничего просить у Бога, кроме Бога. И избавления от всего, что мешает быть с Богом. От всякого ложного мудрования о вере и от всякого греха. Все остальное приложится.