Итальянские гуманисты XV века о церкви и религии. Эпоха возрождения и религия

Гуманисты ушли далеко вперед от философских и моральных воззрений феодально-церковной культуры предшествующего периода, хотя они не порывали окончательно с религией и католической церковью. В основу мироздания они ставили человека, объективно провозглашая антропоцентрический принцип, но существу отрицающий теологическую картину мира.

В условиях того времени эта позиция гуманистов была прогрессивной, так как наносила удары по феодально-церковному мировоззрению. Не случайно церковь подвергала преследованием наиболее решительных представителей светской гуманистической идеологии.

Однако отношение гуманистов к религии было противоречивым. Некоторые из них считали религию необходимой уздой для простого, «непросвещенного» народа и остерегались открыто выступать против церкви. Кроме того, они нередко сами были связаны со многими представителями церковной иерархии в даже состояли у них на службе.

Развитие знаний о природе в связи с развитием техники

Маркс и Энгельс писали: «Буржуазия не может существовать, не вызывая постоянно переворотов в орудиях производства, не революционизируя, следовательно, производственных отношений, а стало быть, и всей совокупности общественных отношений». Хотя в Италии XIV-XV вв. буржуазия еще только зарождалась и ранняя форма капиталистического производства - мануфактура - еще не вызвала переворота в орудиях производства, все же уже в эту эпоху наблюдаются известные успехи в развитии техники производства. Совершенствуется обработка металлов, вводятся домны, появляются некоторые усовершенствования в прядильном и ткацком деле (самопрялка и педальный ткацкий станок). Заметные шаги делают кораблестроение и кораблевождение. Употребление компаса, географических карт, приборов для определения широты места делает возможным продолжительные плавания в открытом море и подготовляет географические открытия, сделанные в конце XV и начале XVI в. В городах Италии появляются башенные часы, совершенствуются красильное дело, оптика (производство увеличительных стекол). Значительно совершенствуется строительная техника. В XIV- XV вв. применение точных расчетов, а также технических усовершенствований в виде комбинаций блоков, рычагов и наклонных плоскостей ускорило сроки строительства и позволило разрешать архитектурные задачи, недоступные мастерам предшествующих веков (например, сооружение купола собора во Флоренции по проекту знаменитого архитектора Брунеллески)). Появление артиллерии вызвало крупные перемены в военном: Деле, также потребовавшие применения точных методов и расчетов. Военным инженерам (по большей части это были те же архитекторы) приходилось принимать в расчет дальность полета ядра, его траекторию, соотношение веса ядра и заряда пороха, силу сопротивления крепостных стен удару ядра. Совершенствуется техника строительства укреплений, плотин, каналов, гаваней. Без точного учета было бы невозможно вести крупные торговые, банковские и промышленные предприятия.

С 60-х годов XIV в. во Флоренции возникает более совершенный способ счетоводства, позволяющий всегда легко учитывать доходы, расходы и прибыли предприятия, - «двойная бухгалтерия» с параллельной записью дебета и кредита. Принцип расчета применяется в XV в. и в области живописи, которая стала строиться на математически точных законах перспективы. Основным принципом красоты стала считаться строгая соразмерность частей целого, основанная на числовых отношениях. Делаются первые попытки подвести математический фундамент и под теорию музыки.

Потребности как производства и торговли, так и искусства вызывают более внимательное изучение природы и ее явлений, хотя оно все еще тормозится господством религиозно-схоластического мировоззрения. Уточняются и расширяются географические знания. Делает успехи астрономия, в особенности в областях, связанных с практическими потребностями мореплавания, совершенствуются планетные таблицы (таблицы Региомонтана), по которым заранее можно было определять положение планет. Врачи и художники внимательно изучают человеческое тело, несмотря на препятствия, чинимые церковью, запрещавшей анатомирование трупов как «греховное» занятие. Внимание людей Возрождения к природе видно из той роли, которую начинает играть в живописи пейзаж. В это же время появляются первые ботанические и зоологические сады.

Выдающийся ученый XV в. Николай Кузанский (1401-1464), хотя он, будучи епископом, во многом находился в плену религиозных доктрин, призывал изучать природу не путем схоластических рассуждений, а посредством ^опьгта. Он пытался подвести под естествознание математические основы, утверждая, что «всякое познание есть измерение», усомнился в неподвижности Земли, в том, что она представляет центр Вселенной. Математик Лука Паччоли (1445- 1514) видел в математике «всеобщую закономерность, применимую ко всем вещам». Его книга посвящена практическому применению арифметики, алгебры и геометрии (в том числе и коммерческой арифметики). Но наряду с этим Паччоли много места отводит схоластическим толкованиям таинственных свойств чисел. Огромное значение для развития науки и литературы имело изобретение книгопечатания Иоганном Гуттенбергом в Германии (ок. 1445). Книгопечатание быстро распространяется по всей Европе, в том числе и в Италии, и становится могущественным орудием популяризации новой культуры. Уже первые книги были не только духовного, но и светского содержания. К тому же производство книг значительно удешевилось, и они стали доступны не только богачам, но и широким слоям населения, особенно городского.

Эпоха раннего Возрождения в Италии подготовила подъем буржуазной культуры, начавшийся с конца XV в., к которому относятся слова Энгельса: «Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености».

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Отношение гуманизма к религии и церкви:

  1. Глава I. история гуманизма......................................................... 1 1. Гуманизм в современном понимании................................ 2 2. Классификация гуманизма................................................. 3 3. Христианский гуманизм..................................................... 4 – Зарождение христианского гуманизма........................... 5 – любовь к ближнему......................................................... 6 4. либеральный гуманизм.............

Слова опального протоиерея Всеволода Чаплина о допустимости убийства с христианской точки зрения, как и женского обрезания среди мусульманок, вызвали бурю возмущения со всех сторон. Больше того, некоторые даже сравнили слова Чаплина с цитатами из «Сатанинской библии» Антона Шандора Ла-Вея . Зачем отец протоиерей, православный систематический государственник выступил на «Эхе Москвы» этаким трикстером и арлекином, отдельный вопрос. Но за шумихой мало кто обратил внимание на куда более важные высказывания Чаплина о гуманизме как, по сути, идеологии античеловеческой :

Гуманизм - это антихристианское мировоззрение, это сатанинское мировоззрение. Гуманизм - антигуманен, античеловечен. Гуманизм, то есть идея человекобожия привела в 20-м веке к самым чудовищным преступлениям.

Чаплин Всеволод Анатольевич

Несмотря на то, что отца Всеволода в декабре 2015 освободили с поста главы синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, после чего он перестал быть главным спикером РПЦ , высказанное его отношение к гуманизму отнюдь не противоречит официальному церковному.

Открытый и прямой спор православия и гуманизма начал совсем не отец Всеволод, а Патриарх Кирилл , который весной этого года заявил :

Сегодня мы говорим о глобальной ереси человекопоклонничества, нового идолопоклонства, исторгающего Бога из человеческой жизни. Ничего подобного в глобальном масштабе никогда не было. Именно на преодоление этой ереси современности, последствия которой могут иметь апокалиптические события, Церковь должна направлять силу своей защиты, своего слова, своей мысли.

Кирилл (Патриарх Московский)

Слова главы Русской Церкви были восприняты либеральной общественностью в штыки, его обвинили в покушении на самое святое для современных интеллектуалов - на гуманизм и права человека. При этом пыл протеста был какой-то поистине религиозный.

И это показательно, так как гуманизм в нынешнем своем изводе - это и есть некая квази-религия с далеко идущими последствиями. Если вы абсолютизируете человека и его права, убираете из ценностной системы Бога, то им становится несовершенный человек. И из этой идеологии может вырасти что угодно - от нигилизма до фашизма. Рано или поздно находятся люди, которые приходят к выводу, что их права значат больше, чем права других людей. «Тварь ли я дрожащая, или право имею?» - всё как у классиков.

Более того, человечество давно вступило в эпоху пост-гуманизма, когда свобода человека, понимаемая как вседозволенность, распространяется в том числе и на традиционно табуированные сферы. Право на девиации лоббируется последние несколько десятков лет, и конца этому процессу не видно.

И гуманизм, по сути, является очередной Вавилонской башней, когда человек хочет достичь божественной высоты, как-то минуя или отказываясь от самой идеи Бога.

Абсолютизация прав человека приняла форму религиозной догмы. Спросите закоренелого либерала, а почему права человека - это абсолютная ценность? В ответ услышите что-нибудь вроде «свобода лучше, чем несвобода», а то и что-то куда более иррациональное и эмоциональное.

Гуманизм , по сути, это не про человеческие права или человеческую свободу, это всё ширма и «разговоры в пользу бедных». Первое и главное основание гуманизма в том, что «Бог нам не указ», нет Его, а если и есть, то Он не главный, главные тут - мы.

Чтобы понять, к чему это приводит, достаточно взглянуть на современную Европу с пустыми и закрывающимися католическими храмами и протестантскими кирхами, но с многотысячными гей-парадами; на акции группы Femen, на "гуманитарные" военные интервенции НАТО . Карательная акция в Ливии с убийством Каддафи была обставлена аргументами пресловутого гуманизма о спасении народа от тирана: вот есть диктатор Каддафи, а есть народ Ливии, право на свободу которого, Каддафи угнетает и подавляет. Но по своему содержанию и последствиям эта операция совершенно антигуманна: мол, давайте же принесем свободу на остриях наших штыков. Принесли, нечего сказать. Гуманистичненько получилось.

В идеологическом же смысле западный гуманизм, о котором говорит протоиерей Чаплин, превращается поразительным образом в полную свою противоположность - в сатанизм.

Не верите? Тогда прочтите цитату, которая хрестоматийно озвучивает концепцию гуманизма, в которой человеческая личность является абсолютом, ценностью самой по себе: «Сатанист не может быть быдлом, как и быдло не может быть Сатанистом, поскольку Сатанист не позволяет себе быть глупым, избегает претенциозности, стремится к саморазвитию вместо «крысиных гонок», к индивидуальности вместо незрячего фанатичного нонконформизма. Это лишь немногие факторы, отличающие Сатаниста от тупого быдла, однако уже видно четкое и кардинальное их отличие и противоположность». Это слова одного из идеологов такой религиозной организации, как «Сатанинская церковь РФ».

Но если заменить в вышеприведенной цитате слово «сатанист» на слово «гуманист» или «либерал», то, в общем-то, никаких дальнейших пояснений по гуманизм уже не требуется.

Пресловутая «Сатанинская церковь РФ» - это последователи «Церкви сатаны в США» Антона Шандора Ла-Вея. И как видите, с «Чёрной библией» нужно сверять не слова Чаплина, а как раз те учения, которые под гуманностью скрывают радикальный гуманизм, из которого упорно растут рога. Сколько бы эта идеология ни заявляла о пацифизме, все равно её адепты и сами умываются кровью. и умывают ей других.

Да, можно пытаться критиковать древнее христианство с Ветхим Заветом и жестоким Богом, с систематизированным насилием, убийствами Богом и людьми во славу Божию. Только наше декларируемое насилие убило в тысячи, в десятки и сотни тысяч раз меньше, чем самые миролюбивые идеологии. Что странно, гуманистические идеологии равенства и братства в основном убивали христиан, апологетов такого «страшного и жестокого Бога».

Как подтверждение приведу следующий факт: за пару дней после интервью протоиерея Всеволода Чаплина в Рунете и СМИ опубликованы десятки статей и сотни комментариев от самых гуманистичных и толерантных граждан с общим лейтмотивом: «убить бы тебя самого, мразь» . Всем этим людям можно сказать только одно: «Лицемер! Вынь прежде бревно из глаза своего, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза ближнего твоего» (Матфей, глава 7, стих 5) .

Систематизация и связи

" Христос является богочеловеком, в личности которого неслиянно и нераздельно соединились две природы" - а бывают ли две природы ? и не религиозное ли это представление о Спасителе, догмат, как выдуманное кем-то, и где тогда гуманизм? в явлении Спасителя как индивида, или в религии о пришествии его в мир, именно здесь и начинается расхождение религии борющейся за монополию с гуманизмом где индивид . Брак правовой институт, где индивид, и никаким местом не относится к религии, где церковные порядки и установления. Спаситель вещал о внутреннем индивида, а церковь о внешнем Тела, что совершенно разное. "Для верующего человека папа - авторитет, что определяет отношение в этой сложной ситуации" - авторитет и отношения у Кротова, авторитет религиозный - к внутреннему , а отношения - к внешнему Тела, значит фраза Кротова "папа - авторитет, что определяет отношение" абсурдная уже в основании своём. Религии возникали в эпоху абсолютно бесполого Тела, а половое Тела возникать стало в 15-16 веках, когда и стали выравниваться отношения биополов, а до этого времени женщину не причисляли к человеку даже. "А почему Христос прослезился над умершим Лазарем, если Он знал, что Он его сейчас воскресит?" - жизнь и смерть одно, а воскресает равное тебе, в этом смысл, и Спаситель умер, освобождая Тело от напряжения. "Является ли постановка человека в центр существенной причиной непорядков, трагедий и ужасов современной жизни?" - да является, есть индивид только, как правовая абстракция , а не человек, как идея, но причиной скорее идеологической, уберите идеологию сильных людей среди чиновников, и она исчезнет. Чем держится авторитет чиновника, простым заблуждением, которое организуется ухищрениями идеологии .

Яков Кротов: Но живые люди смотрят на пап снизу вверх. У них на уме: я полюбил другую и хочу жить с нею, развод оформляет церковный суд. Для верующего человека папа - авторитет, что определяет отношение в этой сложной ситуации, причем определяет драматически. Гуманист скажет: женился человек второй раз, вышел замуж - ну, это его жизнь; мы же не Ветхий Завет, чтобы побивать камнями за неединобрачие. А христианин скажет: ну, Божий закон есть Божий закон, и извольте мучиться.
Инна Карезина: Я не могу публично обсуждать брак и развод, потому что занимаю позицию, которая не совсем одобряется Католической церковью. И, насколько я знаю, публичное обсуждение этих вопросов в Церкви вообще запрещено.
Иван Лупандин: Да нет, почему человек не имеет права высказать свое мнение на животрепещущий вопрос? Тем более, что папа Франциск сейчас пересматривает какие-то строгости…
Инна Карезина: Ну, пока этот вопрос не пересмотрен, и боюсь, что не будет пересмотрен. А его надо пересмотреть. Но у нас пошел крен немного не в ту сторону. Мы противопоставляем духовную и светскую власть.
Яков Кротов: Мы представляем взгляд на мир, как сказал святейший патриарх, когда в центре - человек, все для блага человека, в том числе и разведенного, и взгляд на мир, где все для выполнения закона Божьего. Эти два взгляда оказываются друг с другом в конфкликте.
Инна Карезина: Получается страшная вещь - противопоставление божественного и человеческого, в то время как Христос является богочеловеком, в личности которого неслиянно и нераздельно соединились две природы. Кроме того, Священное Писание тоже является плодом совместного творчества Святого Духа и человека. То есть в самых важных моментах христианской веры мы видим, что Божественное и человеческое не противопоставлены, а наоборот, соединены, и в этом залог нашего спасения, иначе было бы невозможно. Тем не менее, это противопоставляется. Причем, иногда даже кажется, что некоторые священнослужители как будто стесняются человеческой природы Христа и предпочитают о Христе говорить как о Царе Вселенной, духовном лидере, не любят упоминать, что это человек. Помнится разговор, когда одна верующая спросила: "А почему Христос прослезился над умершим Лазарем, если Он знал, что Он его сейчас воскресит?" И священник, опустив глаза долу, стыдливо и полушепотом ответил: "Ну, это просто его человеческая природа". Это подается как-то вот так, и это, конечно же, неправильно.
Яков Кротов: Хорошо, я чуть иначе сформулирую вопрос. Является ли постановка человека в центр существенной причиной непорядков, трагедий и ужасов современной жизни?
Иван Лупандин: У нас в России все немножко задерживается по сравнению с Западной Европой, и к нам гуманизм пришел позже. Если в XV веке Николай Кузанский говорит о микрокосме, то у нас это впервые прозвучало в творении Григория Сквороды, то есть это уже XVIII век. И Сковорода, пожалуй, - первый пример русского гуманизма. Второй пример - Радищев: "Я взглянул вокруг себя - и душа моя страданиями человеческими уязвлена стала". И, наконец, Пушкин: "Чувства добрые я лирой пробуждал" - и так далее. Гуманизм пришел в нашу культуру позже. И не думаю, что гуманизм Радищева, Сковороды и Пушкина представляет какую-то угрозу, сравнимую с арианской ересью.

Как упоминалось в первой главе про гуманистические идеи, авторы которых обращались к разным сторонам жизни человека. Религия не была исключением. До нас дошло много таких сочинений и трудов гуманистов эпохи Возрождения.

Первые гуманисты решительно провозгласили разрыв с официальной церковно-схоластической культурой средневековья, восстанавливая преемственную связь с античным наследием, но никогда не противопоставляли себя религии. При этом гуманисты считали, что возрождают истинную веру в Бога, не находя никакого противоречия в сочетании христианства с античной философией.

Гуманизм был культурным и одновременно мировоззренческим движением поднимающей голову буржуазии, движением, начавшимся в Италии. Гуманизм и адекватное ему направление в культуре и искусстве - Ренессанс противопоставляли как бы вновь открываемую жизнерадостную античную культуру провозглашаемому церковью аскетизму. В центре их интересов находился не потусторонний мир, а жизнь реально существующего мира - человека и природы. Гуманисты не подвергали церковь столь резким нападкам, как еретические течения, но своим мирским мышлением подрывали основы церковного мировоззрения, ускоряя тем самым процесс отрыва общества от церкви.

Питательной средой гуманизма и Ренессанса было национальное возрождение итальянского народа, но вскоре они заявили о себе и в европейском масштабе, повсюду обогащаясь особенностями национального развития, вытесняя средневековые культуру и миропонимание. Ставя в центр мышления и мировоззрения человека, а не Бога, гуманизм и Ренессанс начали вековой процесс полной секуляризации, освобождения общества и индивидуального сознания от влияния религии.

В соответствии с этим новое идейное направление противопоставило коллективизму духовных орденов средневековья раскрытие и осуществление индивидуализма. Человек Ренессанса вместо таинства духа переживает таинство природы, естества. В результате всего этого невиданный расцвет получили наука и культура, государственное развитие и политика.

Мировоззрение средневековья было узким, ограниченным и уводило в потусторонний мир. Обновленное знание древности открыло перед человеком Нового времени более широкие горизонты. Это хорошо ощущается в развитии языка: на место средневековой латыни как универсального языка приходят классические латинский и греческий языки, проторяя тем самым путь к формированию национальных языков и культур. Точно так же и искусства с помощью античности освобождались от оков религии, разворачивалось искусство Ренессанса с выдвижением на передний план светских, мирских элементов. Под действием интереса к природе новый подъем получает развитие естественных наук. Гуманисты критически подходят и к обществу. Это сделало возможным отрыв политики как науки от религиозных воззрений (Макиавелли) и превращение ее в самостоятельную науку. Отдельные гуманисты с едким сарказмом бичевали грязные дела церкви - в ходе филологических исследований ими, в частности, были разоблачены подделки документов, долженствующих обосновать претензии пап на мировое господство.

Лозунгом гуманистической культуры и науки было "Ad fontes!" - "Назад к источникам!", имея в виду античные источники. С точки зрения темы нашей книги особенно важен Лоренцо Валла (1405-1457), который распространил сферу исторической критики на священные книги и канонизированные тексты. (Валла, между прочим, был секретарем курии, каноником Латеранского собора.) Обладая научной подготовленностью, он подверг сомнению в первую очередь подлинность так называемого "Константинова дара", на котором средневековое папство строило свои претензии на мировое господство. Валла оспорил также, что Апостольский символ веры действительно создан апостолами, а Евангелие он рассматривал как самостоятельный исторический источник. Он подверг критическому анализу и "Вульгату".

Наиболее универсальный мыслитель той эпохи - Эразм Роттердамский (1469-1536; родился в Нидерландах) обладал свободным, критическим умом. Его критика Библии, несомненно претендующая на научность, привела автора не к обновлению веры - как, скажем, Лютера или Кальвина, - а вообще настроила его против религиозного фанатизма. Эразм был даже излишне гуманистичен, он был аристократом духа и поэтому никак не мог стать на путь обновления веры. Гуманизм и Ренессанс, обращенные лишь к узкому слою общества, к образованным людям, не стали широким антифеодальным общественным движением. Поэтому им приходилось торговаться с церковью, искать компромисс, поскольку церковь давала большей части их представителей хлеб, возможность для деятельности. Они потрясли культурную монополию церкви, но разрушить ее не смогли. Мыслители-гуманисты пытались также ввести сверхъестественные откровения в сферу естественных истин. Однако возможности и рамки гуманистического мышления нового типа сформировались еще в недрах церкви, и гуманизм частично формировал церковь по своему образу и подобию. Светское, внецерковное мышление начало развертываться только по мере продвижения Реформации.

Традиционные культурные функции церкви и пап обусловили также и то, что начиная с середины XV века связи папства и гуманизма становятся все более тесными. Папы привлекают к своему двору ученых-гуманистов, организуют Ватиканскую библиотеку, комплектуя ее произведениями античных авторов. Папы были щедрыми меценатами искусства Ренессанса, в первую очередь стремясь к тому, чтобы блеск папского двора затмил блеск императорского и королевского двора. Новый по своему характеру интерес к наукам и компетентное патронирование искусств оттеснили и в курии на задний план не только религиозную жизнь, но и религиозно-нравственные нормы.

Папы второй половины XV века уже выступают как подлинные светские владыки - они были по призванию скорее государственными мужами и полководцами, чем высшими священнослужителями. До этого в Церковном государстве недостатки светской власти (государственной власти) - отсутствие армии и вооруженной исполнительной власти - возмещались или корректировались авторитетом пап как правителей церкви. Но в эпоху Ренессанса пошатнулся именно этот религиозно-нравственный авторитет, и поэтому недостатки следовало исправлять. Начиная с этого времени папа жил и действовал скорее в духе светских итальянских владык: Церковное государство превратилось чуть ли не в светское королевство.

Для более ясного понимания отношения гуманистов к католической церкви, обратимся к трудам гуманистов. Для более точного представления необходимо помнить о том, что первые гуманисты - люди глубоко религиозные.

В учениях Данте Алигьери встречается скептическое отношение к церковным учениям и независимости государства от церкви. Являясь одним из создателей итальянского языка, автор в своей комедии «Божественная комедия», через Ад, Рай и Чистилище описывает политическую обстановку в Европе и Италии. К папству, как к принципу, Данте относится с величайшим почтением, хотя отдельных представителей его, особенно тех, которые способствовали упрочнению в Италии буржуазного строя, ненавидит; некоторых пап Данте встречает в аду.

Большей независимости от церкви добивался в своих трудах Джованни Боккаччо, в «Декамероне» он приводит историю о трех кольцах, которые можно понимать как три религии, «три обманщика», во многих учениях Бокаччио прослеживается критика католицизма. «Декамерон» стал основой для карикатур на средневековую жизнь для других авторов.

Во многом взгляды Джованни Бокаччио схожи с другим гуманистом Высокого Возрождения Лоренцо Валла, в своем сочинении «Рассуждение о подложности так называемой Дарственной грамоты Константина» утверждает, что «в течение нескольких столетий теократические притязания папства были легендарной фальшивкой». Большую часть своей жизни гуманист связал с Неаполем и Римом. В своих учениях опирался на труды Эпикура, видел особенность природы человека в его стремлении к наслаждению. В соотношении светской культуры и христианской веры он видел две независимые сферы духовной жизни - сферу разума и сферу интуиции, эмоций. На этом строится и отношение гуманиста к прерогативам католической церкви, папства - он ограничивает их рамки веры, решительно отвергая доктрину о праве церкви на руководство всей духовной жизнью, и тем более на вмешательства в дела светской власти в христианском мире.

Один из самых ярких гуманистов Леон Батиста Альберти в сочинении «Религия» утверждает: «зачем обращаться к Богам, если люди сами являются причиной постигающих их несчастий», в своих трактах он утверждал, что нет смысла общаться с Богом в храмах, и тем более общаться с ним через «толпу жрецов» работающих в них. При этом он никогда не отвергал наличие Божественной силы: «Природа, т. е. Бог, вложила в человека элемент небесный и божественный, несравненно более прекрасный и благородный, чем что-либо смертное. Она дала ему талант, способность к обучению, разум - свойства божественные, благодаря которым он может исследовать, различать и познавать, чего должно избегать и чему следовать для того, чтобы сохранить самого себя. К этим великим и бесценным дарам Бог вложил еще в душу человека умеренность, сдержку против страстей и чрезмерных желаний, а также стыд, скромность и стремление заслужить похвалу… Бог дал человеку крепость, стойкость, твердость, силу, презрение к ничтожным мелочам...». Т.е., в своих трактатах Бог был представлен как высшая сила на земле, общение с которым нужно очень грамотно выстраивать.

«Восхваляя разум человека, гуманисты видели в разумной человеческой природе образ Божий, то, чем Бог наделил человека, чтобы человек совершенствовал и улучшал свою земную жизнь. Как разумное существо, человек является творцом и именно в этом подобен Богу. Поэтому долг человека -- участвовать в мире, а не уходить от него, улучшать мир, а не аскетически отстраненно взирать на него как на нечто ненужное для спасения. Человек и мир прекрасны, ибо созданы Богом, и задача человека -- улучшать мир, делая его еще более прекрасным, в этом человек является соработником Богу». Так, гуманисты полемизируют с написанным папой Иннокентием III сочинением «О презрении к миру, или о ничтожестве человеческой жизни», где уничижается тело и восхваляется дух, и стремятся реабилитировать телесное начало в человеке, как мы можем встретить в сочинениях Джаноццо Манетти: «Прекрасен весь мир, созданный Богом для человека, но вершиной его творения является только человек, тело которого многократно превосходит все другие тела. Как удивительны, например, его руки, эти «живые орудия», способные ко всякой работе! Человек -- это разумное, предусмотрительное и очень проницательное животное (…animal rationale, providum et saga…), он отличается от последнего тем, что если каждое животное способно к какому-то одному занятию, то человек может заниматься любым из них. Духовно-телесный человек столь прекрасен, что он, будучи творением бога, вместе с тем служит основной моделью, по которой уже древние язычники, а за ними и христиане изображают своих богов, что способствует богопочитанию, особенно у более грубых и необразованных людей. Бог -- творец всего сущего, человек же -- творец великого и прекрасного царства культуры, материальной и духовной».

Одновременно, по отношении к клиру гуманисты испытывали более отрицательные эмоции: «ослабление связей гуманистов с церковью, поскольку многие из них жили на доходы, получаемые от их профессиональной деятельности (как и от знатных и богатых людей, не зависящих от церкви), усиливало их неприязнь по отношению к официальной учености, пропитанной церковно-схоластическим духом. У многих из них такая неприязнь перерастала в резко критическое отношение ко всей системе этой учености, к ее теоретическим и философским основам, к авторитарности, вне и без которой эта ученость не могла существовать. Немаловажно также напомнить, что гуманистическое движение началось в Италии в эпоху упадка морально-политического авторитета папства, связанного с событиями его авиньонского пленения (1309--1375), нередкими расколами католической церкви, когда в противовес законным папам появлялись антипапы и когда на церковных соборах оспаривалось верховенство пап в жизни церкви Возрождение этого [классического латинского] языка было формой критики господствовавшей церковно-схоластической учености и религиозной практики, оперировавших «испорченной», маловыразительной латынью, далекой от древнеримских классических образов».

Среди гуманистов также были и открытые вольнодумцы, хотя даже они обычно соглашались собороваться, примиряясь с церковью, когда чувствовали приближение смерти. Большинство же возмущалось порочностью современных пап, но тем не менее они были рады идти к ним на службу. Вот что писал историк Гвиччардини: «Мне более, чем кому бы то ни было, противны честолюбие, корысть и разврат священников, как потому, что каждый из этих пороков сам по себе вызывает отвращение, так и потому, что каждый из них и все они вместе меньше всего к лицу людям, причисляющим себя к избранным служителям Бога, и, наконец, еще потому, что эти пороки часто находятся в противоречии один другому и, следовательно, в союзе между собой могут уживаться только в совершенно особого рода субъектах. Мое служебное положение возле многих пап внушало мне всегда желание видеть их на высоте величия, так как мои собственные выгоды тесно связывались с этим величием; но если бы не последнее, я возлюбил бы Мартина Лютера, как самого себя, не для того, чтобы избавиться от обязанностей, налагаемых на нас христианским учением, как мы его привыкли понимать, но для того, чтобы увидеть когда-нибудь всю эту шайку негодяев заключенной в такие границы, чтобы они вынуждены были отказаться или от порока, или от своих привилегий». Сказано с завидной откровенностью и делает совершенно ясным, почему гуманисты не могли выступить в роли инициаторов Реформации. С другой стороны, большинство из них не видело никакой возможности компромисса между ортодоксией и вольнодумством; занять позицию, подобную лютеровской, они не могли, ибо освободились от средневековой любви к премудростям теологии.

Мазаччо, описав порочность монахов, монахинь и членов нищенствующих орденов, заявляет: «Не было бы лучшего наказания для них, как если бы господь уничтожил адский огонь; тогда они не могли бы жить на чужой счет и принуждены были бы взять в руки заступ». Однако ему не приходит в голову (как пришло Лютеру), что можно отрицать существование чистилища и вместе с тем сохранить большую часть католической веры.

Т.О., Высокое Возрождение - появление первых трудов гуманистов, в которых отражалось отношение к церкви, религии. В своих сочинениях они провозгласили разрыв с официальной церковно-схоластической культурой средневековья, восстанавливая преемственную связь с античным наследием, но никогда не противопоставляли себя религии. При этом читали, что возрождают истинную Церковь и веру в Бога, не находя никакого противоречия в сочетании христианства с античной философией.

У религии очень сложные отношения с гуманизмом. Гуманность, человечность отдельных религиозных заповедей и поведения отдельных верующих, священнослужителей отнюдь не исключает того факта, что религия как таковая несовместима с гуманизмом, гуманистической философией .

1. Религия, любая религия делит людей на своих приверженцев (православных, правоверных и т. д.) и неверных (иноверцев, неверующих) и этим фактически выступает против человечности, т. е. против признания за любым человеком его достоинства как человека. Неверные с точки зрения верующих так или иначе ущербны, в лучшем случае достойны жалости, а в худшем - презрения и даже ненависти. Общение с неверным для верующего ортодокса - это осквернение и он обычно старается после этого общения «очиститься», т. е. освободиться от «скверны» (христианин-ортодокс, например, крестится, мысленно-словесно прогоняя от себя скверну).

А ведь если вдуматься, для приверженцев любой религии неверные - это бо льшая часть человечества. Даже мировые религии (христианство, ислам, буддизм) имеют в качестве своих приверженцев-адептов ничтожную часть человечества (из 6-и миллиардов людей христиан насчитывают где-то полтора миллиарда, мусульман - немногим более одного миллиарда, буддистов - в пределах 800 миллионов). Представьте себе, бо льшая часть людей для верующего - это как бы недолюди. О какой человечности, гуманности можно здесь говорить! И тем более, о гуманизме!

Таким образом, для верующего, если он действительно верующий, гуманизм - опасная философия, а человечность, гуманность - слова, не имеющие смысла, или даже вредные. (Мне доподлинно известно, что некоторые наши православные деятели крайне негативно относятся к философии гуманизма, а слова «человек», «люди» стараются не произносить, заменяя их словами «христианин», «крещеный», «православный» и т. п. В последние годы стало популярным ужасно нелепое слово «воцерковленный». Согласно понятию «воцерковленный» ты должен быть не только крещеным, но и воцерковленным, т. е. прикрепленным к какой-либо церковной общине и/или исполняющим положенные таинства. Если ты не воцерковленный, то на тебя смотрят косо, как на отщепенца.)

Гуманизм не признает деления людей, образно говоря, на чистых и нечистых, на людей первого и второго сорта. Для гуманиста человек ценен сам по себе, как таковой, уже в силу своего рождения. Гуманист изначально положительно относится к человеку, каким бы этот человек ни был, законопослушным или преступником, мужчиной или женщиной, соплеменником или другой национальности, верующим или неверующим. Гуманистическая философия - осознанная установка на человечность без границ .

Приверженец гуманизма осмысляет человечность как фундаментальную ценность, независимо от своей сословной или иной групповой принадлежности. Гуманизм ориентируется на конкретного, «вот этого» человека, на индивидуума, на человека как уникальное явление. В самом деле, как только мы думаем о человеке по принадлежности, как представителе той или иной социальной группы, общности, тут же испаряется индивидуальная составляющая человека, исчезает его уникальность, а это уже неполный, частичный, обобщенный, унифицированный человек. Гуманизм напрочь отвергает такое представление. В этом его коренное отличие от разных групповых идеологий, в том числе от религиозного фундаментализма…

2. Религия несовместима с гуманизмом не только потому, что бо льшую часть людей (неверных) рассматривает как людей второго сорта. Она вообще принижает человека, как такового (перед лицом бога, богов, сверхъестественных существ-сил ), ставит его в зависимость от надчеловеческого. На практике это означает либо самоуничижение, либо уничижение со стороны других, прежде всего тех, кто взял на себя роль священников-жрецов, посредников между богом/богами и людьми. Священники утверждают свое духовное лидерство, превосходство над всеми остальными людьми, так или иначе учат, наставляют, командуют . В христианстве священнослужителей обычно именуют (святыми) отцами (отец Михаил, батюшка и т. п.) - по аналогии с отцом небесным, богом. А кто такой отец, как ни руководитель-начальник, которого надо слушаться. (Религия, кстати, проникнута духом патернализма. Отношения людей как родителей и детей хороши, когда дети малы и беспомощны. Когда же дети вырастают, эти отношения превращаются в оковы; поэтому умные родители относятся к взрослым детям как к равным.)

С точки зрения гуманизма человек самостоятелен и, как явление земной жизни, самодостаточен . Если он и зависит от чего-либо, то не от каких-то потусторонних, сверхъестественных, надчеловеческих сил, а от среды обитания.

Кстати, гуманизм имеет свои границы ; он не претендует на вселенство, на антропоцентризм, на то, чтобы человек рассматривался как центр Вселенной. (Мир в целом, безусловно, не является только средой обитания человека; он необъятен и как таковой не подчиняется человеку). Гуманизм лишь указывает, что человек для человека - высшая ценность. Утверждая достоинство человека, гуманизм в то же время выступает против возвеличивания, обожествления человека. Гуманизм и высокомерие несовместимы.

(В отличие от гуманизма религия менее скромна. Как это ни удивительно, она с одной стороны принижает человека, а с другой, возвеличивает его. Согласно библейским представлениям человек создан по образу и подобию Бога, является основным предметом его забот, а место обитания человека - Земля - рассматривается как центр Вселенной. Это, в сущности, детский взгляд на вещи. Ребенок чувствует-сознает свою слабость, беспомощность и в то же время воспринимает весь окружающий мир как свой дом, где хозяевами [самыми могущественными существами] являются его родители, старшие родственники.)

* * *

Иногда сами приверженцы тех или иных религий употребляют выражения «религиозный гуманизм», «христианский, исламский и т. п. гуманизм». Это недоразумение или элементарное непонимание значения слов. Гуманизм по своей сути не может быть светским или религиозным. Он один - для верующих и неверующих.

Гуманизм верующего ограничен, поскольку его человечность очерчена рамками религиозного поклонения надчеловеческому (божественному, в частном случае). Во имя этого надчеловеческого верующий может совершать бесчеловечные поступки.

Гуманизм неверующего также может быть ограничен, если его человечность приносится в жертву надчеловеческому же: коллективному, групповому (нации, расе, коммунизму и т. п.).

В той мере, в какой человек поступает человечно по отношению к другим людям и осмысляет эту свою человечность без ограничений, без оглядок на надчеловеческое, он - гуманист.