Игры умк в старшей группе. Дидактические игры по обучению детей татарскому языку(УМК)

Пояснительная записка.

Использование дидактических игр в обучении русскоязычных детей татарскому языку по УМК З.М.Зариповой «Говорим по-татарски» позволяет повысить качество обучения, способствует лучшему усвоению программного материала, дает возможность усваивать лексику татарского языка, закрепить речевой материал в игровой форме, поддержать интерес к языку.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №19 г. Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан.

Дидактическое пособие: « Я учу татарский!»

Предмет: татарский язык.

Подготовительная к школе группа.

Описание пособия: Пособие состоит из картонной коробки обернутой материалом и множествами застежек-молний, пуговиц, крышек из пластиковых бутылок и счетного материала и под каждым находится дидактическая игра. Всего дидактических игр 5.

Цель пособия: содействовать развитию у детей умения общаться на татарском языке, обеспечить развитие у детей монологической и диалогической речи.

1.Дидактическая игра “Сделай комплимент”-“Комплимент әйт”.

Задачи:Образовательные:

1.Способствовать активизации в речи детей слов на татарском языке по темам: «Игрушки», «Цвета»

2.Учить ребенка составлять развивающий диалог «Бу нәрсә? Нинди?»

3.Расширять кругозор детей.

Развивающие:

Воспитательные:

Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Используемое оборудование: круг разделенный на 6 равных частей, разного цвета в котором помещены игрушки.

Ход игры: Ребёнок называет игрушки, крутит стрелку и делает комплимент.

Речевой образец:

Бу нәрсә? (Что это?)

Нинди? (Какой?-ое,-ая).

2.Дидактическая игра:”Помоги маме”- “Әниеңә булыш”

Цель: содействовать развитию у детей умения общаться на татарском языке, обеспечить развитие у детей монологической и диалогической речи.

Задачи: Образовательные:

1.Способствовать активизации в речи детей слов на татарском языке по темам: «Одежда», «Цвета», «Глаголы».

2.Продолжать учить составлять развивающий диалог «Бу нәрсә? Нинди? Нишли?»

3.Расширять кругозор детей.

Развивающие:

1.Развивать зрительное восприятие и внимание.

2.Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

Воспитывать желание помогать маме, умение правильно пользоваться вещами.

Используемое оборудование:2 картонные полоски формата А4, обернутые материалом и приклеенными 4 «стиральными машинками»; карточки с изображениями одежды.

Ход игры: Ребята, сегодня мама задержалась на работе. А наши игрушки запачкались. Давайте постираем им одежду.

Речевой образец:

Бу нәрсә? (Что это?)

Күлмәк (чалбар,футболка,сарафан) нинди? (Платье (брюки,футболка,сарафан)какое?)

Яшел. (Зелёное)

-Әйдәгез,юабыз. (Давайте, постираем)

Нинди машинада юабыз? (На какой машинке постираем?)

Яшел машинада. (На зелёной машине).

3.Настольная дидактическая игра: «Веселое путешествие».

Цель: содействовать развитию у детей умения общаться на татарском языке, обеспечить развитие у детей монологической и диалогической речи.

Задачи:Образовательные:

1.Способствовать активизации в речи детей слов на татарском языке по темам: «Семья», «Цвета», «Игрушки», «Животные»,пиктограммы-задания «Бас!»,»Утыр!»,»Сикер!», «Уйна!» , «Йөгер!» «Аша!»

2.Продолжать учить составлять развивающий диалог «Бу нәрсә? Кем?»

3.Расширять кругозор детей.

Развивающие:

1. Вооружить способами мыслительной деятельности: учить детей анализировать объект, развивать умение сравнивать, обобщать, классифицировать, соотносить, видеть закономерности и т.д.

2.Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

Вызывать желание помогать маме.

Используемое оборудование:фишки,настольная карта,кубик.

Ход игры:Ребята,мы с вами сегодня отправимся в веселое путешествие.Сейчас,с помощью считалочки выберем водящего.Водящий кидает кубик и вдигается вперед к финишу,называя изображения картинок и делая задания.Удачи всем!

4.Дидактическая игра: “Кто вытащил репку?”- “Шалканны кем тарткан?”

Цель: содействовать развитию у детей умения общаться на татарском языке, обеспечить развитие у детей монологической и диалогической речи.

Задачи:Образовательные:

1.Способствовать активизации в речи детей слов на татарском языке

в обучении дошкольников татарскому языку»

Воспитатель:

В течение нескольких последних лет и в настоящее время в нашем дошкольном образовательном учреждении наблюдается бурный процесс реализации нового УМК по обучению детей татарскому и родному языку.

Главной целью этого процесса является эффективная организация работы по использованию УМК.

Исходя из этой цели, выявлены следующие задачи , которые касаются всех участников воспитательно - образовательного процесса:

1. Изучить нормативно – правовые документы по внедрению нового УМК в воспитательно - образовательный процесс.

2. Разработать план работы с русскоязычными педагогами по обучению татарскому языку.

3. Способствовать созданию языковой среды в группах с целью усвоения детьми словарного минимума.

4. Разработать дидактические игры и материал для обучения детей татарскому языку.

Что же касается воспитателей, перед нами созрел такой вопрос:

Как закрепить с детьми новую лексику, изученную во время нод по татарскому языку – лексику, которая является для русскоязычных детей неродным?

Конечно в виде игры, но игры поучительной. Не следует забывать, что в соответствии с ФГОС воспитательно-образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. А игра является основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них. Была выдвинута гипотеза :

Наряду с систематическим использованием нового УМК на занятиях и в режимных моментах, разработка дидактических игр будет способствовать качественному усвоению словарного минимума, навыкам владения словарного минимума в разговорной речи (диалоги) педагогов и воспитанников.

Таким образом, важнейшими задачами для воспитателей в настоящее время является:

Создание условий, необходимых для более широкого внедрения авторских игр в учебно-воспитательный процесс, в нашем случае, в свободное от занятий время.

Общие цели игр:

v Развитие связной и диалогической речи;

v Расширение словарного запаса;

v Развитие умений творчески мыслить;

v Развитие внимания, памяти;

v Воспитание самостоятельности.

Первая игра - «ПАРКОВКА МАШИН». Игра помогает достичь правильного произношения основных изученных цветов (красный, зелёный, синий, жёлтый, белый, чёрный) и разных сочетаний цифр от 1 до 10 на татарском языке, развивает логическое мышление, внимание, память, связную и диалогическую речь, воспитывает у детей желание доводить начатое дело до конца. Ребёнок выбирает себе машину, проговаривая на татарском языке цвет машины, затем подъезжая к парковочному месту, обнаруживает, что там замок с кодом на обратной стороне. Код состоит не из одного, а нескольких цифр. Ребенок называет сочетание цифр на татарском языке, соблюдая их последовательность. Если называние одного цифра не доставляет для ребёнка особенных трудностей, то уже называние нескольких цифр довольно-таки не лёгкое задание для русскоязычных детей. Сегодня пред вами был продемонстрирован немного изменённый вариант этой игры. Игра предназначена для …….

Следующая игра - «ДОМ КРАСИВЫЙ, ДОМ БОЛЬШОЙ» .

Во время этой игры у детей активизируется словарь по темам «цифры», «мебель», «семья», «продукты питания», развивается диалогическая речь, зрительная память; в отличие от предыдущей игры здесь дети, наоборот, сами составляют сочетание цифр, произнесённое на татарском языке (воспитателем, либо другим ребёнком).

Сочетание цифр в данном случае является кодом замка для входа в дом.

А, уже войдя в дом, дети упражняются в закреплении членов семьи, предметов мебели, посуды, продуктов питания, в определении их различных свойств (размер, цвет и т. д.), употребляя изученные речевые образцы. Например, «Кирилл, нэрсэ кирэк?» - «Урындык кирэк.» - «Нинди урындык?»- «Чиста, матур, кечкенэ, яшел урындык». Конечно, трудно добиваться у детей полных ответов, но, по крайней мере, закрепляется основная пройденная детьми лексика. Дети с огромным желанием выговаривают татарские слова, и уже это является для них огромным достижением. В ходе диалога между детьми осуществляется также и воспитательная цель: дети учатся дослушивать друг друга до конца и всегда готовы прийти друг другу на помощь. Игра предназначена ……..

Следующая игра – «В ОГОРОДЕ» . Данная игра в основном используется для закрепления лексики по теме «Овощи» и для упражнения в счёте (от 1 до 5 для старшей группы, от 5 до 10 в подготовительной). Также проходит в форме диалога. Дети считают овощи, сравнивают их по размеру (зур бэрэнге – кечкенэ бэрэнге), по количеству (биш кишер – дурт суган), определяют их свойства. Данная игра может использоваться….

Далее - игра «ОДЕНЬ АЛСУ И МАРАТА». Здесь закрепляется лексика по теме «Одежда», также определяются свойства предметов одежды, помимо самостоятельности, в данной игре воспитывается такое качество личности как аккуратность. Игру хорошо использовать в ……..

Следующая игра – «Волшебная яблоня». Игра отличается своей наглядностью.

Ребёнок подходит к яблоне, отрывает понравившееся яблоко и отвечает на вопросы, например, «Нинди алма?», « Ничэ алма?», «Ничэ сары (кызыыл, яшел) алма?», «Нинди алма кирэк?». Можно также задавать вопросы дополнительно и на русском языке , требуя у детей короткие ответы на татарском языке, например, «Сколько ещё яблок такого жёлтого цвета на дереве?», «Какого цвета другие яблоки на яблоне?», «Какого цвета яблок больше на дереве?» и т. д. Открывая своё яблоко, ребёнок обнаруживает внутри волшебное слово, с помощью воспитателя читает это слово, проговаривает его несколько раз, переводит слово на русский язык, в то же время, объясняя смысл этого слова (уже на русском): в каких случаях и зачем, при выражении чего применяется данное слово. Можно попросить ребёнка привести какую-нибудь ситуацию с применением этого слова. Если ребёнок затрудняется в ответах, воспитатель задаёт ребёнку наводящие вопросы, тем самым незаметно заставляя ребёнка войти в диалог на татарском языке и помогая ребёнку осмыслить значение волшебного слова.

Игра называется «Волшебная яблоня», потому-то на этой яблоне и яблоки растут волшебные (тают в себе волшебство). Этим объясняется и то, что они разного цвета на одном и том же дереве. Какое же волшебство хранят в себе эти яблоки, дети узнают в ходе игры.

Игра является многофункциональной, так как включает в себя такие цели, как закрепление лексики по темам «Цвета» («Төсләр») и «Цифры» («Саннар») и учит отвечать на вопросы «Сколько?» («Ничә?»), «Какой?» («Нинди?»).

Игру можно применять как в групповой форме работы с детьми, так и в индивидуальной работе с определённым воспитанником.

Позднее была использована и обратная сторона дерева и игра уже называлась “Дерево семьи”. Уже название само говорит о том, что в игре закрепляется материал по теме “семья”, но не только... На обратной стороне диска ребёнок обнаруживает члена семьи уже в процессе какой-нибудь деятельности и соответсвенно отвечает на вопрос “Нишли?”.

Каков же результат использования этих игр? Хочется отметить, что, действильно,

Разработанные игры увлекают и в непринуждённой обстановке погружают ребёнка в языковую среду, где он впитывает в себя новую информацию. Дети даже не задумываются, что они учатся, сами того не замечая, намного лучше усваивают татарские слова, фразы, предложения и на этой основе у них отрабатывается правильное произношение специфических татарских звуков. Кроме того, дети упражняются в диалогической речи, что является немаловажным фактором освоения языковой культуры и особенностью нового УМК.

УМЕЛОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАКИХ ИГР:

способствует лучшему усвоению программного материала и углублению знаний,

пополняет и расширяет словарный запас,

позволяет закрепить речевой материал в игровой форме,

развивает мышление,

воспитывает и поддерживает у учащихся живой интерес к языку.

Дидактические игры своими руками

Макет «Домашние животные»

был изготовлен из бросового материала (картона и газетных трубочек), для детей дошкольного возраста.
Ознакомиться с мастер-классом по изготовлению макета можно
Цель: закрепить представления о домашних животных.
Задачи:
Образовательная:
Закрепить знания детей о домашних животных. Отмечать характерные признаки животных.
Закрепить умения сравнивать, находить сходства и различие.
Формировать умения различать животных и их детенышей.
Формировать навык составления короткого рассказа о животных.
Развивающая:
Развивать у детей память, мышление, воображение.
Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.
Воспитательная:
Воспитывать у детей любовь к родному краю.
Воспитывать у детей доброе отношение к животным, вызвать желание помогать им.

Макет "Дворик мельника"

Назначение: макет предназначен для непосредственно образовательной и игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста, для украшения интерьера.
Цель – способствовать возникновению и развитию эмоционально – познавательного интереса к историческому и культурному наследию России.
Задачи:
1. Закреплять знания об особенностях крестьянского труда, о профессии мельника.
2. Расширять представление о жизни крестьянской семьи на Руси.

Дидактическая игра: «Накорми колобка»


Цель: развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности.
Оборудование: не высокие пластиковые баночки с крышечками, фасоль.
Изготовление пособия: на крышечке изобразить колобка (или другого персонажа) из самоклеющейся бумаги. Сделать отверстие во рту канцелярским ножом (удобно вырезать отверстие, если крутить ножом по кругу)

«Рыболов»


Вариантов этой игры очень много. Ее можно усложнять в зависимости от возраста детей. Я предлагаю свои варианты с детьми младшей, средней группы.
Ребенок ловит удочкой рыбку.
1."Какого она размера, цвета"
Цель: упражнять детей в определении размера рыбки; закреплять знания цвета.
2."Где, что растет"
Цель: учить классифицировать предметы по темам "Овощи", "Фрукты".
3."Кто, где живет"
Цель: учить классифицировать предметы по темам "Домашие, дикие животные"
4."Где чья мама" (нужны дополнительные карточки с изображением животных)
Цель: учить подбирать домашних и диких животных, правильно их называть.
5."Четвертый лишний"
Цель: учить классифицировать предметы по темам.

"Гвоздики и резиночки"


Для этой игры нужна деревянная фанера, канцелярские гвоздики и банковские резиночки.
Цель: для развития мелкой моторики, зрительного, цветового и пространственного восприятия, воображения;; закреплять знания разнообразных видов геометрических фигур, линий.

Игра "Веселые гномики".



Цель: выучить названия дней недели и порядок следования, закрепить понятия вчера, сегодня, завтра.
Первый вариант.
"Какого гномика не стало".
Дети закрывают глаза, воспитатель убирает одного гномика. Дети открывают глаз и отгадывают, какой гномик убежал.
Второй вариант.
Дети закрывают глаза, воспитатель меняет порядок следования гномиков. Дети открывают глаза и расставляют их в правильной последовательности.
Третий вариант.
Учим вместе с детьми вчера и завтра, если сегодня понедельник, вчера и завтра, если сегодня вторник и т. д. цель: развивать у детей тактильное восприятие; обогащать активный словарь детей новыми словами, развивать память, внимание, воображение, образное мышление; мелкую моторику.

«Тактильные крышечки»


для игры я взяла:
- крышечки из-под бутилированной воды;
- разнофактурные ткань, мех, наждачную бумагу, кожу, бисер;
- клей.
Ход работы:
- вырезала из различного материала кружочки такого же размера, как и крышечки и приклеила их.
Как играем:
- Положить все крышечки в непрозрачный мешочек и попросить ребенка вытащить крышечку с гладкой фактурой и т.д.
- "Найди пару"
- "Найди не похожие крышечки" (например, мех и кожа)
- "Угадай на что (кого) похоже"
- "Угадай, кто я" (рыжий мех - лиса, наждачная бумага - ежик, гладкая кожа - лягушка)

Развивающая игра «Квадратики с секретом»



Цель: обогащать активный словарь детей новыми словами, развивать память, внимание, мелкую моторику.
Осязание или тактильное восприятие играет важную роль в развитии. И связано с развитием воображения, образного мышления и творческих способностей речи у детей. А тренировка мелкой моторики пальцев рук стимулирует своевременное развитие речевых навыков.
Каждый «квадратик» сшит из непрозрачной ткани. Это плоская подушечка размером 6х6, внутри которой находится картонный каркас, а в центре – один маленький предмет. «Квадратиков » с одинаковыми предметами внутри должно быть парное количество. Эта игра многофункциональная.
Первый вариант «Найди пару». Ребенок ощупывает «квадратик» и находит к нему пару.
Второй вариант. Нужно разделить «квадратики» на две кучки так, чтобы в каждой не было одинаковых. Первую кучку разложите на столе, а «квадратики» из второй раздайте игрокам поровну. Свои «квадратики» игроки кладут перед собой. Взрослый становится ведущим, но тоже может принимать участие в игре. Ведущий берет «квадратик», ощупывает его и описывает его содержимое словами. Например, говорит, что там большой гладкий камень. Игрок, у которого есть парный «квадратик», берет его себе. Выигрывает тот, кто первым получит пару для каждого из своих «квадратиков».

Развивающая игра «Конфетки»


Цель: учить дифференцировать неречевые шумы, находить одинаковые по звучанию «конфетки», развивать логическое мышление, внимательность, память.
Слух не менее важный инструмент постижения окружающего мира, чем зрение и осязание. Умение слышать и различать звуки тоже нуждается в постоянной тренировке. Чем лучше ребенок слышит, тем быстрее он научится понимать смысл того, что ему говорят и тем быстрее речевое общение станет для него эффективным способом получения новых знаний.
Каждая «конфетка» изготовлена из киндер – сюрприза. Наполнены «конфетки» разным наполнителем, производящим при встряхивании определенный звук, и обшиты яркой тканью. Пару составляют «конфетки», издающие при тряске одинаковый звук, с одинаковым наполнителем. Это могут быть бусины, крупы, скрепки и др.
Первый вариант «Найди такую же». Играют двое. «Конфетки» раскладывают на столе, игрок берет одну любую «конфетку» и гремит ею, а затем берет еще одну и тоже трясет. Больше двух «конфеток» брать нельзя. Если звук разный, то игрок кладет каждую на прежнее место, а ход переходит к следующему игроку. Если звук одинаковый, то игрок забирает обе конфетки себе, и получает право сразу сделать еще один ход. Игра продолжается, пока на столе не закончатся «конфетки».
А это подобная игра "кофеткам", пособие сделано из шоколадных яиц и обклеено термопленкой

Игра для развития мелкой моторики"Коробочка с сюрпризом"

Дидактические игры по обучению детей татарскому языку(УМК)

Дидактические игры позволяют повысить качество обучения,способствует лучшему усвоению программного материала,дает возможность усвоить лексику татарского языка,закрепить речевой материал в игровой форме,поддерживать интерес к языку.

Каждый педагог,учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, может усложнять или облегчать игровые задания в дидактических играх.

Мною были изготовлены следующие дидактические игры :“Кто в домике живет?”, “Подарки для Алсу”, “Волшебное солнышко”,“Чудесная корзина”, “Цветочная поляна”.

Такие игры не только закрепляют пройденный материал, но и развивают память, внимание, воображение, речь,мелкую моторику; воспитывают усидчивость.

УМК кысаларында дидактик уеннар.

Дидактик уеннар балаларның сүзлек запасларын арттыру белән генә чикләнми, программа материалын яхшырак үзләштерергә ярдәм итә,татар теленең лексикасын,сөйләм материалын уен формасында үзләштерергә мөмкинлек бирә,телгә карата кызыксыну уята.

hәрбер тәрбияче, балаларның яшь hәм шәхси үзенчәлекләрен исәпкә алып,дидактик уеннарны катлауландыра яисә җиңеләйтә ала.

Өйдә кем яши?”, “Алсуга бүләкләр”, “Тылсымлы кояшкай”,“Искиткеч кәрзин”, “Чәчәкле алан” кебек дидактик уеннар тәкъдим итәм.

Бу уеннар үткән(өйрәнгән)материалны ныгытып кына калмыйлар,ә балаларның хәтерен,игътибарын, сөйләмен,фикерләү сәләтен,кул чуклары мускулларын үстерәләр.

Кто в домике живет?”-

Өйдә кем яши?”

Цель:научить детей узнавать и правильно называть членов семьи,развивать внимание,память,речь,мелкую моторику пальцев,воспитывать усидчивость.

Описание:воспитатель объясняет,что в домике живет семья,но сейчас там никого нет.Надо поместить всех в домик.Дети называют изображенных на картинках всех членов семьи и зашнуровывают картинки “паровозиком”так,чтобы вся семья оказалась дома.

2 вариант игры “Назови, кто это?”- “Бу кем?”

Воспитатель показывает картинки и задает вопрос: “Это кто?”(“Бу кем?”).Дети отвечают: “Это мама”(“Бу әни”)и т.д.

3 вариант игры “Кого нет?”-“Кем юк?”

На столе разложены картинки.Воспитатель вместе с детьми рассматривают их,затем воспитатель просит детей закрыть глаза.Убирает со стола одну или несколько картинок.На вопрос “Кого нет?”(“Кем юк?”) дети должны отвечать,например,әти юк.

Подарки для Алсу”-

Алсуга бүләкләр”

Цель: закреплять знание названий игрушек;способствовать развитию памяти,внимания,речи,мелкой моторики рук.

Описание игры:воспитатель рассказывает детям,что у Алсу-день рождение.Ей надо подарить подарок.Алсу очень нравится играть с игрушками. Показывая картинки с изображением игрушек, воспитатель вместе с детьми проговаривает название игрушек. Каждый ребенок выбирает картинку с игрушкой,в отверствие фигуры-девочки продевает шнурок, при этом произносит: “Алсу,мә курчак(куян,туп)”.

2 вариант игры “Чего нет?”-

Нәрсә юк?”

Игра начинается с двух картинок,остальные закрываются бумагой.Нужно назвать,что изображено на картинках: “Это кошка”(“Бу песи”).”Это мяч”(“Бу туп”).

После этого дети должны отвернуться,а воспитатель закрывает одну картинку.Затем спрашивает: “Чего нет?”(“Нәрсә юк?”).Далее берется другая пара картинок и игра продол жается аналогично. Затем можно увеличивать количество картинок.

Волшебное солнышко”-

Тылсымлы кояшкай”

Цель:закреплять знание названий игрушек,фруктов,умения подбирать предметы по цвету и величине;развивать речь.

Описание игры:воспитатель с детьми рассматривает солнышко,где на лучах прикреплены картинки с изображением игрушек.Затем воспитатель просит: “Найди,где зайчик?”.Ребенок показывает и произносит: “Это зайчик”(“Бу куян”).Далее можно продолжить: “Зайчик какой?” (“Куян нинди?”) “Маленький зайчик”(“Кечкенә куян” ).

2 вариант игры Найди пару ”-

Парын тап”

Нужно подобрать пару(по величине)к той картинке с изображением игрушки, которую назовет воспитатель,и приложить рядом.Например, большая машина-маленькая машина(зур машина-кечкенә машина).

3 вариант игры Найди, назови ”-

Тап-әйт”

Нужно найти, показать и назвать фрукты, которые расположены в центре круга.

4 вариант игры Подбери по цвету(форме) ”-“Төсе(формасы) буенча сайла”

Каждому ребенку раздается фигурки фруктов. Ребенок должен найти тот фрукт, который дан на образце и закрыть им образец.

5 вариант игры Что лишний? ”-“Нәрсә артык?”

Детям предлагается фигуры с фруктами, где есть лишний предмет. Ребенок должен назвать все фрукты, найти то, что не относится к фруктам (это может быть какой-то овощ).

6 вариант игры Угости фруктами ”-“Җиләк-җимешләр белән сыйла”

Дети выбирают фрукты и угощают своих близких. Каждый ребенок должен произносить: «Әби, мә груша аша» . “Бабай,мә алма аша”.

Чудесная корзина”-

Искиткеч кәрзин”

Цель:закреплять название фруктов,овощей;развивать навыки классификации,внимание,память,речь,мелкую моторику.

Описание игры:воспитатель показывает “пустую”корзину и объясняет детям,что бабушка собрала полную корзину фруктов и овощей.Но так торопилась домой,что уронила корзину и все рассыпала.И предлагает детям помочь бабушке собрать все фрукты и овощи в корзину.Каждый ребенок выбирает фигурку овоща или фрукта,затем кладет в корзину.На вопрос воспитателя: “Какой фрукт(овощ) у тебя?”ребенок отвечает,например, яблоко(алма).

2 вариант игры “Собери фрукты(овощи)”-“Җиләк-җимешләр(яшелчәләр)җый”

Воспитатель раскладывает на столе картинки и предлагает сгруппировать их: “Соберите все фрукты(овощи)”.После этого воспитатель спрашивает: “Какие же фрукты(овощи) ты собрал?”Ребенок перечисляет,если затрудняется,то воспитатель вместе с ребенком проговаривает название фруктов(овощей).

3 вариант игры “Подбери по цвету”-“Төсе буенча сайла”

Воспитатель детям раздает фигурки фруктов и овощей.Показывая картинку фрукта или овоща,воспитатель говорит: “У кого фрукты(овощи)такого цвета,как у меня,подойдите сюда”.Дети выходят,показывают свои фигурки,называют их(“Красное яблоко”- “Кызыл алма”, “Зеленая капуста”-“Яшел кәбестә”)и кладут в корзину.Игра продолжается до тех пор,пока все дети не сложат свои фигурки в корзину.

4 вариант игры “На дереве ли,на грядке...”-“Агачтамы,түтәлдәме...”

На столе разложены фигурки фруктов и овощей.Воспитатель просит детей правильно распределить фигурки,вспомнив,что где растет:овощи-на грядке,фрукты-на дереве.

5 вариант игры “Большие-маленькие”-“Зурлар-бәләкәйләр”

Детям предлагается отобрать фигурки фруктов и овощей по названному признаку.Например:все большие фрукты(овощи) или все маленькие фрукты(овощи).

Цветочная поляна”-“Чәчәкле алан”

Цель: закреплять знание названий цветов,умение группировать предметы по цвету,величине;развивать цветовое восприятие,память,внимание,речь.

1 вариант игры “Найди свой домик”-“Үз өеңне тап”

Воспитатель показывает круглую полянку,поделеннную на шесть секторов- красный,синий,желтый,зеленый,фиолетовый, оранжевый.Воспитатель говорит,что каждый цветочек живет в домике такого же цвета,что и он сам:красный-в красном домике,синий-в синем и т.д.Дети по очереди раскладывают цветы по домикам.Воспитатель спрашивает,сколько цветочков он положил в домик и какого они цвета?Ребенок отвечает: “Бер сары чәчәк”.

2 вариант игры “Какой цветок ты выбрал?”-“Нинди чәчәк сайладың?”

Н а столе лежат разноцветные цветочки.Дети по очереди подходят к столу,выбирают понравившийся цветок,называют какого цвета у них цветок.Например: “Красный цветок-кызыл чәчәк”.

3 вариант игры “Я дарю тебе...”-“Мин... бүләк итәм”

Дети обмениваются выбранными цветочками:

-Яна(Ирина,Ринат и т.д.),я дарю тебе зеленый цветок(Яна,мә, яшел чәчәк).

-Спасибо.А я дарю тебе красивый синий цветок(Рәхмәт.Мә, матур,зәңгәр чәчәк).

4 вариант игры “Разные цветы” - “Төрле чәчәкләр”

Воспитатель раскладывает на столе цветы разных размеров и цветов.Первый ребенок должен выбрать только большие цветы,второй-маленькие.Затем дети выбранные цветы раскладывают в цветочный домик,при этом говорят: “Большой синий цветок”(Зур зәңгәр чәчәк)или “Маленький белый цветок” (Бәләкәй ак чәчәк)и т.д.