Федеральная лезгинская национально-культурная автономия. Курды грозятся ударить по азербайджану

А на место древнего Азербайджана - империя Курдистан

Фахраддин Абосзода

Общеизвестно, что в период предвыборных кампаний в каждой стране могут всплыть наружу многие ранее скрытые и публично не озвученные «болевые точки». На политическую арену могут выйти новые политические силы, которые до этого либо вели скрытую борьбу, либо же особо не привлекли внимание со стороны.

Ни для кого не является большим секретом, что нынешние президентские выборы в Азербайджанской республике во многом отличаются от предыдущих крайним обострением отношений между различными политическими силами кланового, религиозного и этнического свойства. Что касается последних, то обострение национального вопроса в стране, усиление национально-освободительного движения коренных нетюркских народов этой земли сегодня налицо. Несмотря на все старания властей, с каждым днем все больше государств и международных организаций однозначно признают существование «национального вопроса» в многонациональном Азербайджане и выступают в поддержку коренных народов. Все это дает основание предполагать, что руководству АР вряд ли удастся в дальнейщем продолжать свой курс по ассимиляции нетюркских народов в тюркском окружении, подавлению национально-освободительной борьбы этих народов, которые уже превратились в субъекты геополитики региона.

Все это ставит под большой вопрос возможность сохранения Азербайджанской республики в прежнем виде, то есть в качестве унитарного государства, где, кроме тюркоязычного населения, ни один из коренных народов не имеет права на самоидентификацию, где все они лишены возможности сохранить свою самобытность.

Вместе с тем, особенность нынешней выборной кампании заключается в том, что с недавних пор курдское меньшинство Азербайджана начало публично заявлять о своих правах. Интрига в данном вопросе заключается в том, что по самым разным данным, властвующую элиту в нынешнем Азербайджане в основном составляют выходцы из среды курдского народа, а в главе их стоит представитель курдского клана Ильхам Алиев . Несмотря на то, что правящий клан публично не заявляет о своих курдских корнях и выступает как «азербайджанцы», и в стране, и в мире мало кто сомневается в их курдском происхождении. Известно еще и то, что в СМИ нередко появляется информация о прямом финансировании курдских боевиков в Турции представителями властей Азербайджана.

В таких условиях публичное озвучивание курдской проблемы в Азербайджане, выдвижение на пост президента человека, открыто заявившего о своем курдском происхождении, публичная поддержка с его стороны ПКК и его руководителя Оджалана, судя по всему, могут быть оценено как дополнительный рычаг давления на азербайджанское общество, с целью напугать граждан страны возможной угрозой распада государства, что по идее авторов данного проекта, видимо, должно еще больше объединить населения страны вокруг нынешнего президента АР Ильхама Алиева. Насколько обоснованы эти предположения авторов проекта, покажет ближайщее будущее.

А теперь по сути проблемы. Некоторое время назад газета «Хуррият» опубликовала статью под заголовком «ПКК претендует на власть в Азербайджане». По мнению газеты, данное «желание курдов и армян происходит в рамках аппетита, созданного пректом США о Большом Ближнем Востоке». Газета обвиняет главного редактора газеты «Дипломат», бывшего претендента в президента АР Тахира Сулеймана в том, что «он имеет тесные связи с лидерами Иракского Курдистана Барзани и Талабани , и террористической организацией ПКК в Турции, и агитирует их в своей газете». В статье ПКК называется как «тюркский враг азербайджанского общества». А этого, по мнению газеты, нельзя оценивать по другому, кроме как «плевок азербайджанскому общественному мнению». Мало того, газета оценивает эту инициативу как «составную часть стратегического намерения известных сил перед возможным ударом США по Сирии», а «не случайностью». Газета утверждает, что, хоть курды согласно официальной статистике и составляют в Азербайджане всего 10-12 тыс. человек, но «это этническое меньшинство составляет 20% азербайджанского парламента». А это, по мнению газеты, является «показателем властной силы», что заставляет нас признать «наличие вероятности осуществления невероятных политических событий в Азербайджане». «Видимая часть проблемы состоит в том, что курды поставили вопрос о своем желании превратиться в серьезный политический фактор в Азербайджане… Уже идут, не так ли?», - задается загадочным вопросом газета.

Вслед за этим, на днях бакинский сайт Moderator.az опубликовал интервью с Тахиром Сулейманом, то выдвинул свою кандидатуру в президенты АР (не скрывая при этом, что он по национальности курд), но не прошел официальную регистрацию. В интервью он озвучил некоторые сенсационные для нынешней азербайджанской действительности факты и предположения.

1. По утверждению Т. Сулеймана, вопрос о численности курдов в Азербайджане слишком запутан. Официальная статистика утверждает, что в Азербайджанской республике проживает 13 тыс. курдов. «Но, это - неправильная цифра, - заявляет Т. Сулейман, - численность курдов в Азербайджане приблизительно два, два с половиной миллиона человек. Я представил свое недовольство по данному вопросу Государственному комитету по статистике. Есть ли хоть один разумный человек в этом учреждении? Они хотя бы должны были исходить из старой статистики. 13 тыс. - это население одной деревни. Одни мои родственники - 13 тыс. человек».

Далее он обращается к статистике предыдущих периодов истории. «Согласно статистике 1920 года, в одном Курдистанском уъезде проживало 280 тыс. курдов. Вы сами знаете, что ныне курды один из тех народов мира, кто больше всех растет. Хорошо, скажем, в течении 93 прошедщих лет не было прироста среди курдов, тогда куда исчезли 280 тыс. курдов? Во всяком случае, они не полетели в космос», - недовольствует он.

По его мнению, все это курдское население Курдистана в дальнейщем были размещено на территории других районов Азербайджана, где ныне подвергается усиленной ассимиляции. Причем, это относится только к курдам, проживающим на территории Азербайджана, не учитывая при этом переселенцев с территории Армении в 1937, 1948 годах, из других местностей. Если так будет продолжаться, то в ближайщие годы в республике не останется ни одной семьи, разговаривающей на курдском языке, уверен Т. Сулейман, добавив при этом, что ныне в мире проживает 64 млн. курдов.

Выражая свое недовольство национальной политикой правительства АР, в то же время он горячо поддерживает политику премьера Турции Эрдогана по налаживанию национального конценсуса в Турции, предоставлению нетюркским этносам некоторых прав. Он уверен, что «благодаря неправильной политике Ататюрка и его сторонников, в Турции конфликты на национальной почве продолжаются вот уже 80 лет. В течении этих лет курды 170 раз поднимали восстания во имя зашиты своих национальных прав. Эти восстания были подавлены благодаря помощи Франции, Турции, Царской России, бывшего СССР и других государств», - утверждает Т. Сулейман. Далее он рассказал о том, как в течении 40-летнего конфликта во главе с ПКК были опустошены 5 тыс. курдских деревен в Турции. «5 тыс. деревень - равно одному Азербайджану», - заявил Сулейман.

2. Что хотят курды? «Своих высших человеческих прав, - отвечает Т. Сулейман. - Никто не имеет право ассимилировать или же приводить в рабство любой другой народ, созданный Аллахом. Если турецкое государство предоставило бы курдам те права, которые оно предоставило армянам, то не было бы 80-летнего конфликта. Армяне в Турции имеют все национальные права, политические условия. Почему турецкое государство не требует от руководства Ирана, чтобы оно уважительно относилось к правам наших братьев, предоставило им их культурные права»?

3. Какие территории охватывает Курдистан? «До создания Оттоманской империи существовала империя Курдистан, - говорит Т. Сулейман. - Некоторые ее называют империей Мед, куда входили Афганистан, половина Пакистана, некоторая часть Индии, Таджикистан, Дербент, Грузия, часть современной Турции, Аравия, Иран и Северный Ирак. В дальнейшем Курдистан на основе договора Гасри-Ширин был разделен на две части между Ираном и Оттоманской империей».

В ответ на обвинения (например, депутата парламента Сабира Рустамханлы и др.) в сепаратизме, Т. Сулейман заявил, что его обвиняют в том, что якобы он в своей газете занимается пропогандой ПКК. «Если завтра Оджалан займет место в Турецком парламенте, высшую должность в правительстве, что скажет Сабир Рустамханлы? Он сам желает освободить своих соотечественников в Южном Азербайджане, уйгуров в Китае, алтайцев в Сибири. Почему я не должен желать свободы своему народу?.. Если уйгуры, проживающие в Китае, могут быть соотечественниками Сабира Рустамханлы, то почему Оджалан не сможет быть моим двоюродным братом? - возмушается Т. Сулейман и добавляет. - Вы должны знать, что все курды - двоюродные братья».

Т. Сулейман утверждает: «Это вы называете нашу борьбу террором, а для нас она - национально-освободительное движение. По-вашему, каким должен быть национально-освободительное движение? Если в Южном Азербайджане создадут организацию наподобие ПКК и она станет требовать свободы для своего народа, как вы будете ее называть»?

4. Имеются ли у курдов территориальные претензии к Азербайджану? Т. Сулейман: «Курды не имели территориальных претензий к Азербайджану и ныне их нет. Если образуется Курдистан, то там место найдется и для курдов, и для азербайджанцев. Если освободится Курдистан, то освободятся все народы Ближнего Востока… Должен отметить, что азербайджанские курды, если не открыто, то в сердцах воспринимают ПКК как национально-освободительное движение».

Далее он прогнозирует в будущем создание независимого Курдистана на основе объединения Сирийского и Иракского Курдистана. «А через несколько лет в Турции окончательно будет уничтожена кемалистская система. Образуется демократическое исламское образование во главе с Эрдоганом. Турция будет иметь силу в качестве федеративного курдско-туркского государства. Я вижу это. Есть у США план о создании независимого, единого, большого Курдистана… Они это делают в целях обеспечения своих интересов».

5. Будет ли использовано курдское государство в качестве средства давления? Т. Сулейман: «Разумеется, если создается государство, они могут использовать ее против своих врагов».

6. Есть ли студенты-курды в числе приехавших из Турции для учебы в Азербайджан? Т. Сулейман: «Насколько мне известно, в Азербайджане обучаются 3 тыс. курдских студентов из Турции».

Как и следовало ожидать, интервью Т. Сулеймана вызвало бурное негодование в азербайджанском обществе, особенно среди пантюркистской интеллигенции, мнения которой приводит оппозиционная газета «Ени Мусават».

Лингвист Кямил Вали , ныне проживающий в Турции, оценил эти заявления как «очень вредные». По его мнению, в существующей исторической литературе ничего не говорится о принадлежности империи Мед (Мидии) курдам. «Принадлежность языка мидийцев к индо-европейской или же туркско-алтайской, либо другой семье языков полностью покрыта мраком, - заявляет К. Вали. - Поэтому эти слова Т. Сулеймана никак нельзя представить в качестве академической науки… Такой сепаратизм недопустим в любом государстве… и очень опасен для будущего Азербайджана». Депутат парламента Фазил Мустафа заявил, что он никогда не встречал информацию о принадлежности вышеназванных территорий к Курдской империи. Исходя из этого, он оценивает заявления Т. Сулеймана как «фальсификацию истории» и «опасную тенденцию».

УГРОЖАЕТ ЛИ «КУРДСКАЯ МИСТЕРИЯ» АЗЕРБАЙДЖАНУ И СОПРЕДЕЛЬНЫМ С НИМ СТРАНАМ?

На фоне расширяющихся авиационных ударов турецкой армии против военизированных отрядов и военных баз Рабочей партии Курдистана (РПК или Курдская рабочая партия; курд. Partiya Karkerên Kurdistan - PKK, турец. Kürdistan İşçi Partisi, с января 2000 года - Демократический народный союз, с 4 апреля 2002 года - Конгресс свободы и демократии Курдистана (KADEK), с 4 апреля 2005 года восстановила название «Рабочая партия Курдистана») все больше становятся осязаемыми контуры угрозы этой террористической организации не только для самой Турции, но и ряда других государств региона, - Ирана, Сирии, Ирака и Азербайджанской Республики. Именно на территории этих государств расселено многомиллионное курдоязычное население.

Учитывая то, что основные аспекты «курдского вопроса» и связанные с ним в последнее время события на просторах Большого Ближнего Востока хорошо освещены в СМИ, в данном материале мы поговорим о связях РПК с Азербайджаном и заодно постараемся еще раз взглянуть на проблему курдов в этой стране в целом.

Данная тема вновь актуализировалась после начала авиаударов турецкой армии по военным базам РПК на севере Ирака и последовавших за ними трех взрывов в августе нынешнего года – одного на нефтепроводе Баку-Тбилиси-Джейхан на участке между Эрзинджаном и Рафахией близ села Юртбашы и двух на газопроводе Баку-Тбилиси-Эрзурум на юго-востоке турецкой провинции Карс (в уезде Сарыкамыш).

Азербайджанская сторона всячески пыталась исключить вероятность террористического характера обоих взрывов, несмотря на заявления представителей Турции о том, что взрывы были совершены боевиками РПК. Представители РПК, в свою очередь, взяли на себя ответственность за взрыв. Согласно заявлению губернатора провинции Карс, в нападении участвовали около 20 человек.

Как бы там ни было, эти взрывы вновь актуализировали в аналитическом и экспертном сообществах вопрос о том, угрожает ли РПК Азербайджану. Сразу после подрыва БТЭ доктор юридических наук, профессор Камиль Салимов заявил, что он произошел после переговоров министра экономики и промышленности АР Шахина Мустафаева с министром нефти Ирана Бижаном Зангене. По его мнению, это говорит о том, что взрыв не был случайным, поскольку в ходе переговоров иранская сторона предложила использовать азербайджанские коммуникации для транспортировки иранских энергоресурсов: «Буквально сразу после этого происходит взрыв на трубопроводе Баку-Тбилиси-Эрзурум. Нельзя смотреть на этот факт, как на случайность».

Как и следовало ожидать, в Азербайджане нашлись и те, кто разглядел в этих взрывах пресловутую «руку Москвы». Так, по мнению эксперт а Эркина Гадирли, «надо понимать, что РПК никогда не была самостоятельной организацией. Она имела связи с Россией. Помнится, как в свое время КГБ имел очень тесные контакты с боевиками из этой организации и, тем самым, контролировал внешнеполитические маневры Турции в вопросе Черного моря, евроинтеграции, Ближнего Востока. Я не хочу сказать, что РПК сегодня находится под полным контролем России. Есть причастность Израиля и других стран. Но если подумать о том, кому эти взрывы были бы выгодны, то уж точно не Западу. Это выгодно России. Она недавно передвинула границы в Южной Осетии, чтобы захватить часть нашего нефтепровода. Во время вторжения в Грузию русские военные стреляли в сторону, где проходил наш трубопровод. Этим Москва дала нам понять, что может взорвать его».

Официозный политолог Эльхан Шахиноглы также уверен в том, что «подрыв на БТЭ также входит в сферу интересов России и Армении. Ни Кремль, ни Ереван не хотят, чтобы азербайджанский газ поступил в Европу через территории братской Турции».

Бывший сотрудник Центра стратегических исследований при президенте Азербайджана, ныне научный сотрудник по международным отношениям при Королевском институте в Лондоне Заур Шириев что за всеми нападениями на азербайджанские экспортные нефтепроводы стоит Россия.

Тем не менее, более интересным выглядит ответ авторитетного политолога Зардушта Ализаде на вопрос о том, «Сможет ли угроза террора перейти в Баку?» (имелась в виду РПК): «Не думаю, что они придут в Азербайджан. Потому, что в их руках есть удобная Турция. Кроме того, силовые структуры Азербайджана достаточно сильны, и поэтому я не верю, что такие случаи могут произойти».

Получается, Ализаде не ждет угрозы Азербайджану со стороны РПК. Но так ли это в действительности?

Чтобы до конца разобраться, следует вкратце рассмотреть вопрос о самом курдском вопросе в Азербайджане с точки зрения истории появления представителей курдоязычных этносов на территории нынешней Азербайджанской Республики и об их роли в социально-экономической и политической жизни страны.

Общепринятым является то, что появление различных курдоязычных племен (аширетов) на Южном Кавказе относится к ХVI веку (хотя некоторые ученые уверены, что отдельные курдские семьи появлялись на этих землях гораздо раньше). Само название «Курдистан» как географическая единица, по мнению известного курдолога, профессора Гарника Асатряна, возникло, по-видимому, «в XII веке во времена правления сельджукского султана Санджара и вначале относилось к территории, расположенной между Атурпатаканом и Луристаном. Впоследствии границы его неоднократно менялись, однако понятие «Курдистан» никогда не имело политического смысла. Термин и поныне имеет лишь значение «место проживания курдов», как, например, хоронимы Белуджистан, Хузистан».

Курдские племена жили на территории древней Мидии (Мады). Их язык относится к северо-западной подгруппе иранских языков. Но грамматический строй этого языка более близок к персидскому, чем к другим северо-западным языкам Ирана, к которым относятся талышский, мазандаранский и др. Поэтому все старания пропагандистов единого курдского языка «присвоить» себе всю историю древней Мады обречены на провал, также, как и их желание объявить чуть ли не большинство иранских народов «курдами». Некоторые авторитетные иранисты (напр., проф. Б.В. Миллер, В.Ф. Минорский и акад. И.Алиев) отмечали, что именно талышский язык и близкие ему диалекты являются прямыми потомками мидийского языка .

Таким образом, родина курдов не имеет никакого отношения к области на северо-западе Ирана под названием Азербайджан. В этом был уверен, в том числе, и исследователь истории курдов В.Ф. Минорский, который утверждал, что родина курдов – не северо-запад Ирана, а восток.

В этом плане единственной «зацепкой», якобы подтверждающей присутствие курдского элемента на территории нынешней Азербайджанской Республики, остается государственное образование Шеддадитов, просуществовавшее в X-XI вв. в междуречье Куры и Аракса. Эта династия была основана в 951 г. (340 г. Хиджры) Мухаммедом Шеддадом. В историографии зачастую принято считать шеддадитов курдами (главным образом, на основании утверждения Мунеджимбаши, османского историка 17 века).

Но этот вопрос является довольно спорным, так как есть некоторые сведения о том, что шеддадиты были выходцами из Дейлама. «Шеддадиды также находились в числе народностей, проявивших себя в Дейламе. С 971 года Гянджа в течение 100 лет была столицей главной ветви Шеддадитов, которые вели войны с грузинскими Багратидами, армянскими князьями, византийцами, аланами (осетинами) и руссами по другую сторону Кавказа», - пишет Т.Ю. Ирмияева в своей книге «История мусульманского мира от Халифата до Блистательной Порты». Далее, некоторые курдские источники утверждают, что шеддадиты происходили от раввадитов.

Отметим, что в существующей литературе указывается, что раввадиты были йеменцами из Басры, переведенные в Северо-западный Иран при халифе ал-Мансуре. Впоследствии они, как и другие племена, поселившиеся в Иране, полностью смешались с местным иранским населением.

Вдобавок ко всему этому, проф. Г.Асатрян также утверждает, что «отдельные средневековые княжества (Эййубиды, Шеддадиты, Перваниды и др.) на самом деле представляли не «курдские династии», а были чисто мусульманскими политическими образованиями».

Итак, политического образования или государства под названием «Курдистан» история не знала вплоть до первых десятилетий ХХ в., т.е. до появления Красного Курдистана. Постановлением Азербайджанского ЦИК в 1923 г. была создана отдельная административная единица под названием «Курдистан», упраздненная в 1929 году. Северные границы Курдистанского уезда «отделяли последний по водоразделу Кангуро-Алангезского хребта. Курдистан граничил с Нор-Баязетским (ныне Камо) уездом ССР Армении. С юго-запада он примыкал к Шаруро-Дерелегезскому и Зангезурскому районам ССР Армении. Его границы с юго-востока по реке Акера проходили по меже с бывшим Джебраилским уездом, начиная с села Эфендиляр до впадения в эту реку ее левого притока Милхелев. Наконец, Курдистан граничил с Нагорным Карабахом с юго-востока от впадения реки Милхелев в Акру, вплоть до Муровдагского хребта». В Курдистанский уезд вошли целиком Кубатлинский, вся западная часть Джеванширского (собственно Курдистан) и вся западная часть бывшего Шушинского уезда, местности бывшего Карягинского уезда (а именно юго-западный угол с курдистанским населением). Согласно азербайджанской сельскохозяйственной переписи 1921 г., в местностях, вошедших в Курдистанский уезд, курдского населения было до 30 тысяч обоего пола.

Чтобы дополнить картину, обратимся к некоторым статистическим данным азербайджанских властей о численности курдов в стране. По данным переписи 1921 г. в сельских местностях Азербайджанской ССР курдов насчитывалось 32780 чел. В 1926 г. численность курдов в Азербайджане составляла примерно 41 тыс. (1,8% населения республики). В 1939 г. их оказалось всего 6 тыс. (0,2%), в 1959 - 1,5 тыс., а в 1970 - 5,5 тыс. (0,1%). В 1979 г. официально было объявлено, что якобы в Азербайджане курдов вообще нет (так же, как и талышей, и других нетюркских народов). По итогам последней переписи населения (2009 г.), в АР проживает 13 тыс. курдов. Это в то время, как сами курдские источники утверждают, что в настоящее время численность курдов в Азербайджане могла бы быть не менее 350-400 тыс.

Но самое интересное произошло во время последних парламентских выборов в Турции (7 июня 2015 г.), в результате которых партия Эрдогана потеряла возможность единолично сформировать правительство. Президент АР Ильхам Алиев хоть и поздравил Эрдогана одним из первых «с победой его партии на выборах», но мы тогда предпочли назвать это «поздравлением с намеком», своеобразным «поцелуем Иуды». И вот почему.

Кроме самой Турции, в 54 странах мира 2866979 граждан Турции также получили возможность участвовать в этих выборах. 931465 человек воспользовались этим правом. Кому из партий были отданы голоса проживающих на территории Азербайджана турецких граждан (разумеется, дело не в количестве голосующих, а в их процентном соотношении)? За Народно-республиканскую партию отдали свои голоса 30,58% избирателей в Азербайджане, тогда как правящая Партия справедливости и развития набрала 28,31% голосов. Что касается прокурдской Демократической партии народов, то она заручилась поддержкой 20,28% граждан. Портал прокомментировал это событие так: «Турки в Баку проголосовали за курдов».

Но были ли они турками на самом деле? Если да, то почему граждане Турции - этнические турки должны были отдавать свои голоса курдским депутатам, хорошо зная последствия этого для будущего турецкого государства? Портал объяснял это тем, что «большинство турецких бизнесменов и гастарбайтеров в Азербайджане - курдского происхождения и выходцы из восточных регионов Турции». Но и тут возникает «неудобный» вопрос: если азербайджанцы и турки на самом деле являются «братьями», как этого утверждают власти АР в течение всего периода независимости, и строят свои отношения якобы на основе лозунга «одна нация – два государства», то почему же прибывшие из Турции в Азербайджан «турецкие бизнесмены и гастарбайтеры» должны быть в основном «курдского происхождения» (многие из которых, как уже мы упомянули, открыто финансируют террористическую организацию РПК)?

Наконец, отношение руководства АР к РПК четко и ясно дало о себе знать, когда турецкое руководство начало наносить авиационные удары по позициям боевиков этой организации. Несмотря на то, что руководство Турции обратилось ко всем государствам мира с просьбой поддержать страну в этой борьбе против терроризма, по сей день официальный Баку так и не выступил даже с устным заявлением в поддержку «братской» страны. Более подробно об этом можно прочитать в нашей ранее опубликованной статье на сайте ИА «ТолышПресс».

Итак, суммируя сказанное, можно прийти к однозначному выводу, что все эти годы «курдская мистерия» в АР развивалась по нарастающей. К чему может это привести Азербайджан и регион в целом? Думаем, было бы правильно разделить этот вопрос на четыре части:

1) Угрожает ли «курдская мистерия» нынешним азербайджанским властям? Ответ отрицательный. Она никак не угрожает правящей в АР династии Алиевых, так как она по этническому происхождению является составной частью этой «мистерии». Но и это - не все. Эта династия является одним из самых боевых и финансово мощных крыльев и спонсоров Рабочей партии Курдистана, а сам Азербайджан, на территории которого они имеют все возможности для своей подготовки, - надежным убежищем для многих террористов из этой организации. Алиевам удалось в 1993 году захватить власть в Азербайджане, а за истекшие годы они существенно продвинулись в деле по превращению этого государства в курдское.

2) Угрожает ли «курдская мистерия» народам, населяющим территорию Азербайджанской Республики? Безусловно, да! Опыт правления курдской династии Алиевых в течение довольно долгого периода (начиная с 1969 года вплоть до нынешних дней (с некоторыми перерывами) четко и ясно доказывает, что курды крайне жестко относятся к другим народам (особенно автохтонам - талышам, а также лезгинам и другим дагестанским народам). Они ассимилируют их, а представителей, не подлежащих ассимиляции, физически уничтожают. И это при том, что они - по каким-то известным им и неизвестным нам причинам - вынуждены скрывать свое происхождение, и позиционировать себя в качестве «азербайджанцев» (азери-тюрков). У нас нет никаких сомнений в том, что если в один «прекрасный» день Азербайджан превратится в «Курдбайджан» (что не исключено), ни один из вышеназванных народов не сможет спастись от неминуемой гибели.

Отсюда вытекает еще один немаловажный вопрос, на который мы постараемся ответить:

3) Угрожает ли «курдская мистерия» соседним с Азербайджанской Республикой народам и государствам? Тот же Т.Сулейманов утверждает, что «если образуется Курдистан, там место найдется и для курдов, и для азербайджанцев. Если освободится Курдистан, то освободятся все народы Ближнего Востока». Но, увы, пример Азербайджанской Республики недвусмысленно доказывает, что такие заявления адресованы, скорее всего, слишком доверчивым и наивным людям. Не составляет сложности представить себе, какие сюрпризы могут приподнести курды своим соседям.

Находясь у власти в АР, курдская династия Алиевых превратила свою власть в источник угрозы практически для всех соседних государств и всего региона. С Арменией все и так известно. С Грузией АР находится в состоянии латентной войны из-за нерешенности приграничных споров. Власти АР никогда не скрывали своих намерений по расчленению Ирана и созданию «Великого Азербайджана» (вполне возможно – «Курдбайджана») путем присоединения части территорий своего южного соседа.

Что касается России, то, с одной стороны, руководство страны перманентно воспитывает общественное мнение в русофобском духе, о чем свидетельствуют наши обзоры бакинских СМИ. С другой стороны, судя по последним заявлениям некоторых бакинских официозных политологов, оно держит в своих руках «фитиль» войны для дестабилизации ситуации на российском Северном Кавказе (под фитилем предположительно подразумевается многотысячная армия салафитов в самом Азербайджане и на территории РФ). Для иллюстрации приведем высказывания бакинского эксперта по международному праву Эркина Гадирли, который, с одной стороны, не сомневается в том, что все это «будет влиять на развитие событий в нашем регионе», а с другой, утверждает, что «Россия теряет эффективный контроль над Северным Кавказом. Да, Россия может военным образом доминировать в регионе, но она не может привлечь его с идеологической точки зрения. Идеологически на Северном Кавказе доминируют ИГ и салафизм. Самая же взрывная сегодня ситуация в Дагестане, где, как и на всем Северном Кавказе, воздействие «Исламского государства» будет расширяться. Нам надо в этой связи не только укреплять свои северные границы, но и найти себе союзников на Северном Кавказе. Традиционно лояльны к нам были чеченцы. От Дудаева до Кадырова - все они с симпатией относились к азербайджанцам. Поэтому от позиции чеченцев тоже будет зависеть многое».

На фоне таких высказываний (точнее, завуалированных угроз в адрес соседних стран), интересно было бы узнать, что будет со всеми этими государствами и регионом в целом, какие новые беды принесет им всем создание на просторах Большого Ближнего Востока огромного государства курдов, границы которого очертил не только Т.Сулейманов, но которые также ясно видны из существующих в Интернет-пространстве различных карт. Согласно одной из таких карт, составленной Курдской демократической партией, руководимой Масудом Барзани, и распространенной на Facebook, в состав «Большого Курдистана» включены: остан Западный Азербайджан, некоторые города остана Восточный Азербайджан, города Биджар, Гюрва, Сонгур, область Хамадан - в Иране; Нахичевань - в АР; Киркук - в Ираке; огромная часть Турции – всего 500 тыс. км2 территории с населением в 55 млн. чел.).

Обыватель может поддаться иллюзии, что создание столь крупного и богатого (в Курдистане сосредоточены значительные водные и нефтяные ресурсы) государства действительно может уберечь регион от дальнейшей эскалиции и без того чрезмерного насилия. Но беда в том, что курды часто ошибочно воспринимаются в качестве единой региональной силы. В действительности это не так. Кроме того, нет однозначного ответа на вопросы: что такое «Курдистан»? Где его границы? Какие этнические и конфессиональные группы включены в «курдский проект»? Сильные противоречия амбициозных курдских лидеров становятся причиной их различного понимания того, как разрозненные части Курдистана должны идти к независимости и последующей перспективе объединения. Достаточно ярко эти противоречия вскрылись во время сражения ИГ и сирийских курдов за Кобани: курдов сковывали не только противоречия между сирийскими курдами, но и своеобразный подход к проблеме со стороны лидера иракского Курдистана М.Барзани. Создавалось стойкое ощущение, что своими достаточно медлительными действиями и весьма малочисленной помощью сирийским курдам (в 200 бойцов) он подыгрывал Анкаре (а в данном случае - и ИГ), с которой вел и ведет нефтеторговлю.

В ближайшее время эти противоречия вряд ли исчезнут. Возможный выход А.Оджалана - признанного лидера турецких курдов - из тюрьмы лишь усилит эти противоречия (даже среди самих турецких курдов). Приходится согласиться с выводом портала haqqin.az о том, что «с появлением независимого Курдистана сложно связывать надежды на локализацию геополитической напряженности. Наоборот, активизация курдского фактора еще больше усугубит ситуацию на Ближнем Востоке, поскольку это станет новым маяком для разгорания сепаратистских настроений и перекройки границ других региональных держав», - пусть даже в этой цитате мы и не встречаем названия Азербайджанской Республики.

4) Наконец, угрожает ли эта «мистерия» Азербайджанской Республике как суверенному государству, которое принято считать тюркским? Да, безусловно! Благодаря целенаправленной политике династии Алиевых на сегодня курды и по численности, и по своим финансово-экономическим возможностям, и по политической организованности (внутри АР) превратились в мощную силу, способную раз и навсегда покончить с существованием «тюркского Азербайджана», превратив его в самостоятельное курдское государство. И это - в лучшем случае. А в худшем – они превратят его в неотъемлемую часть «Большого Курдистана».

Имея в виду, что президент Азербайджана Ильхам Алиев, а также ряд других влиятельных политических деятелей республики являются этническими курдами (1), пресса республики заговорила о курдском заговоре против азербайджанцев. В Азербайджане обоснованно опасаются, что в стремлении включить некоторые районы Азербайджана в состав будущего Курдистана, курды намеренно расширяют собственный ареал проживания. Вместе с тем, азербайджанские журналисты, несмотря на достаточно внимательное отслеживание процесса переселения курдов в республику, не обладают достаточной информацией о причинах и целях этой политики руководства Азербайджана.

Попробуем обобщить и понять на основе имеющейся информации и накопленного материала: зачем Азербайджану понадобились курды на своей территории?

Итак, согласно азербайджанским источникам, за последние месяцы (конец 2006 - первый квартал 2007 гг.) в Азербайджан из Турции и Ирака были переселены от 60 до 70 тысяч курдов. В Азербайджан они доставляются на автобусах, на некоторых из которых был нарисован герб Рабочей Партии Курдистана (РПК). Курды компактно расселяются в селах западных районов Азербайджана, а также в городах Газах, Товуз, Шамкир, Гянджа, Ханлар, Самух и Геранбой. Кроме того, некоторое количество курдов поселились в Нахичеваньской Автономной Республике. Расселением курдов в указанных районах занимаются в основном местные чиновники, курды по национальности. При въезде в Азербайджан курдам выдают удостоверения личности сроком на один год. Прибывшие в Азербайджан курды в короткий срок получают хорошую работу и контролируют различные сферы бизнеса. В западных районах Азербайджана курды в основном контролируют продажу металла. В Нахичевани они занимаются строительным бизнесом, руководителем которого является влиятельнейший курд Эмиль Юджар. Прибывшие в Азербайджан курды, как правило, состоятельны. Они арендуют дорогие дома азербайджанцев, многие имеют иномарки.

Переселившиеся в Азербайджан курды зачастую конфликтуют с местным тюркским населением. Многие курды имеют при себе оружие и время от времени пугают жителей азербайджанских сел. Согласно свидетельствам местного населения, в горной зоне Ханлара курды создали военно-учебный лагерь, где проводят учения новобранцев. В Гяндже курды организовали тайные школы для обучения своих детей родному языку.

Азербайджанские наблюдатели считают, что в скором будущем число курдов в Азербайджане может вырасти до 200 тысяч (2). Азербайджанские журналисты также утверждают, что переселение курдов в массовом порядке на территорию Азербайджана привело к разделению властной структуры республики на два противоборствующих лагеря. В ближайшие дни ожидается внесение этого вопроса в Милли Меджлис. Кроме того, премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган выступил с жесткой критикой руководства Азербайджана за попустительство в деле переселения курдов в эту республику (3).

Вот, пожалуй, наиболее существенная информация, которую сегодня можно почерпнуть из азербайджанских и турецких источников и СМИ. Известны, конечно, названия некоторых сел в Азербайджане, где уже проживают курды, есть также сведения об отдельных личностях, вроде Эмиля Юджара, за короткое время превратившегося в одного из трех наиболее значимых фигур в Нахичевани. Однако эти сведения не способны повлиять на общую картину. Тем не менее, отдельные заключения по проблеме возможны уже сегодня.

Надо отметить, что переселенные в Азербайджан курды проживали в тех регионах Турции (Диарбекир, Эрзрум, Догу Баязет), где антитурецкие настроения выражаются достаточно решительно и откровенно. Кроме того, подавляющее большинство из них являются последователями Абдуллы Оджалана, лидера РПК, который до сих пор содержится в турецкой тюрьме. Многие из них имеют опыт вооруженной конфронтации с турецкой полицией. Противостояние это, кстати, в последнее время сильно активизировалось, и даже грозит переброситься за пределы Турции. Борьба курдов в Турции, и это ни для кого не является секретом, направлена на создание в перспективе государства Курдистан на территориях Ирака, Сирии, Турции и Ирана. Этот факт способен повлиять на оценки экспертов, некоторые из которых предполагает, что Турция, в стремлении разрядить обстановку в стране, намеренно высылает из нее курдов. Однако надо отметить, что выселение 60-70 тысяч, и даже 200 или более тысяч курдов не способно существенно повлиять на потенциал многомиллионной курдской общины Турции. С другой стороны, указанное количество курдов способно повлиять на расклад этнических меньшинств Азербайджана, давно уже находящихся в пассивной конфронтации с центральной властью. Дестабилизация ситуации в Азербайджане, конечно же, не входит в планы Анкары. Поэтому подобную причину переселения курдов следует исключить, тем более, что, между переселенными курдами и властями Азербайджана и Турции, безусловно, достигнуты определенные договоренности. В противном случае трудно было бы представить возможность переселения в короткие сроки столь значительного количества курдов из Турции в Азербайджан. Значит, в этой республике им обещали определенные перспективы, что и позволило оперативно и организованно переселить столь большое количество курдов.

Относительно азербайджано-турецких планов перемещения курдов в Азербайджан могут быть две равноправные версии, которые, впрочем, легко могут стать основой одного глобального проекта.

1. Необходимо обратить внимание на тот факт, что курды в основном расселяются в приграничных с Арменией районах Азербайджана, где в основном компактно проживает тюркское население. Очевидно, что после того, как курды прочно обоснуются на этих территориях, их попытаются использовать в противостоянии с армянами. Однако это еще не означает, что Азербайджан готовится развязать новую войну за Нагорный Карабах и использовать курдов в этой войне. Однозначно можно утверждать только одно: азербайджанцы формируют очередной антиармянский фактор на Южном Кавказе, который способен еще более усложнить положение Армении в регионе. Учтем при этом, что и Турция, и Азербайджан заинтересованы в эскалации напряженности между курдами и армянами. Интерес этот обусловлен как региональным, так и глобальным факторами. И если региональные интересы обуславливаются продолжающейся конфронтацией между Азербайджаном и Арменией, то глобальные основаны на перспективе создания Свободного Курдистана на севере Ирака.

В настоящее время Турция по мере возможностей борется против этих планов Запада, однако в Анкаре понимают, что шансы курдов на приобретение собственной государственности велики. Поэтому Анкара уже сегодня пытается ликвидировать возможный союз окружающих Турцию государств. В этом плане, значительное курдское меньшинство в Азербайджане, расселенное на армянских и, до недавнего времени, армянонаселенных территориях, вполне способно дестабилизировать ситуацию в регионе. При острой необходимости не исключается также возможность провоцирования армяно-курдских вооруженных столкновений.

2. Вторая версия, которая является дополнительным плюсом для азербайджанских властей при реализации первой - это то, что имеющий курдское происхождение президент Азербайджана пытается усилить свое влияние в тюрконаселенных регионах республики. Стремясь по возможности скорее адаптировать курдов в Азербайджане, Алиев несомненно сделает все возможное, чтобы до президентских выборов 2008 года курды получили право на голосование. Опасения азербайджанских аналитиков и журналистов, что властвующие в Азербайджане курды стремятся изменить демографическую картину республики, вряд ли обоснованы. Не учитывается тот факт, что значительный процент проживающих в этой республике курдов уже ассимилированы. Они, конечно, знают и помнят о своем курдском происхождении, но вместе с тем считают себя полноценными гражданами тюркского Азербайджана. В этом смысле Ильхам Алиев и его курдское окружение не являются исключением. Они откровенно поддерживают пантюркистскую политику Турции, что вызывает активное неприятие большинства курдов Ирака и Турции. Например, после того как Ильхам Алиев на проходившей 8-10 марта в Баку конференции тюркоязычного мира заявил, что "Киркук - это туркменский город, и в связи с этим надо учитывать исторические факты", вся курдская пресса обрушилась на него с жесточайшей критикой (4). Все это свидетельствует о том, что президент Азербайджана в реальности не печется о судьбе курдского народа. Возможно, что он предвидит неизбежный вариант ассимиляции новой волны курдских переселенцев в Азербайджан. Но эта перспектива его мало волнует. Главное, чтобы была обеспечена этносоциальная поддержка его власти и клана.

Исходя из вышесказанного, можно предположить, что инициатором переселения курдов в Азербайджан была азербайджанская сторона. Клан Алиевых принялся за реализацию этого проекта именно согласно второй версии, в стремлении усилить свои позиции в обществе Азербайджана. Однако для убеждения турецкой стороны и самих азербайджанцев понадобились дополнительные мотивации необходимости переселения определенного количества курдов в Азербайджан. Поэтому и была рождена концепция первой версии, которая полностью приемлема для официальной Анкары. В этом смысле критика азербайджанских властей со стороны Эрдогана предназначена для общественного потребления и не может беспокоить Ильхама Алиева. Что касается курдов, то очевидно, что их "заманили" в Азербайджан обещаниями о благополучной и беззаботной жизни. Хотя они и в Турции жили достаточно богато, тем не менее, можно с уверенностью сказать что в Азербайджане им обещаны более ясные перспективы.

(1) Kурдами являются гендиректор ГНКАР Ровнаг Абдуллаев, руководитель крупнейшей в Азербайджане многопрофильной фирмы "Азерсун" Абдулбары Гезал, мэр Баку Гаджибала Абуталыбов, начальник личной охраны Алиева Бейляр Эйюбов, председатель государственной телерадиокомпании Ариф Алышанов и другие.

(2) Интересно, что курдские национальные деятели считают, что уже сегодня в Азербайджане проживает свыше 200 тысяч курдов. При этом они имеют в виду давно пребывающих в этой республике курдов, в том числе переселенцев из Кельбаджарского, Лачинского и Кубатлинского районов.

(3) По материалам "Реального Азербайджана" (www.realazer.net)

(4) http://kurdistan.ru/content/view/1588/152/

· Примечания · Официальный сайт ·

Появление курдского населения

Появление курдов в Закавказье происходило в разные периоды. Известно, что в X веке в Гяндже и его окрестностях правила курдская по происхождению династия Шеддадидов, являвшейся наиболее сильной курдской династией Закавказья. По предположению Г. Ф. Чурсина в западном Азербайджане курды могли появиться в период османо-сефевидской войны 1589 года, когда они находились в рядах османских войск и «как победители остались на занимаемых ныне местах». Пытаясь ослабить армянских меликов нагорной части Карабаха путём отделения их от основных территорий с армянским населением, персидские шахи из династии Сефевидов также переселяли курдские племена в район, расположенный между Нагорным Карабахом и Зангезуром. Мелкие курдские племена, наряду с азербайджанскими, входили в племенные объединения «Игирми-дорт» (азерб. двадцать четыре ) в округе Берда" и «отуз-ики» (азерб. тридцать два ) в районе Карабахской степи. В «Тазкират ал-мулюк» («Памятная записка для царей») упомянут Агдаш, как отдельная улька курдского племени чамишкизек. П. Г. Бутков сообщает о принявших российское подданство курдах в Муганской степи: «кочующие на Моганской степи курды и шайсеваны зимою приходящие в землю сальянскую со своими стадами, в 1728 году поддались в подданство России… были в то время смирны, питались от скотоводства и кочевали в кибитках» .

Находясь в рядах Шекинской конницы курды-думбули в 1806 году участвовали вместе с русскими войсками в овладении Кубинским ханством, а летом 1812 года содействовали отражению нападения персидских войск на земли Шекинского ханства. В 1807 году курдский предводитель рода Махмед Сефи-султан со своим родом, включавшим 600 семейств, перешёл русско-персидскую границу и обосновался в Карабахском ханстве. В ноябре 1816 года 1000 семейств чалабианских курдов просили русские военные власти разрешить им перейти в Карабах. Существуют сведения о курдах, населявших во второй половине XIX века Арешский, Джебраильский, Джеванширский и Зангезурский уезды Елизаветпольской губернии. По данным 1886 года курды составляли 4,68 % населения Елизаветпольской губернии. Согласно Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона, издававшемуся в конце XIX - начале XX веков, они составляли 0,56 % Нахичеванского уезда; в Арешском уезде их числилось 359 человек.

Селение Нижний Шуртан Кельбаджарского района основали курды, пришедшие из селения Мирик Лачинского района, в котором они обитали в конце XIX в.. Из Ирана в высокогорные и предгорные районы Азербайджана основная масса курдского населения переселялась с начала XIX в. вплоть до советизации Закавказья. Отдельные курдские семьи переезжали из Армении в Азербайджан. К примеру, курдские переселенцы из Шаруро-Даралагезского уезда Эриванской губернии в конце XIX века обосновались в селении Кара-Кишлаг, а приблизительно в 1920-х годах небольшая часть курдов из этого селения ушла на поиски лучших земель и основали недалеко от прежнего места обитания селение Каракишиш. В тот же период отдельные группы курдов переехали в Армению и обосновались в районах с азербайджанским населением.

XX век

Многие выходцы из курдской этнической среды занимали видные посты в правительстве Азербайджанской Демократической Республики. Среди таковых министр просвещения и вероисповеданий Нурмамед-бек Шахсуваров и военный министр Хосров-бек Султанов. В армии АДР в составе 1-й пехотной дивизии был сформирован батальон курдских стрелков (командир - штабс-капитан Юнис Шакаров), а в кавалерийской дивизии - курдский конный дивизион (командир - ротмистр Селим-бек Султанов). В то же время немало курдов (Чингиз Ильдрым, Аббас Султанов, Али Амирасланов и др.) участвовали в революционном движении в Азербайджане. Один из них, Ч. Ильдрым, сыграл ключевую роль в Апрельском перевороте и впоследствии являлся наркомом по военным и морским делам Советского Азербайджана. К моменту победы Советской власти в Азербайджане основная масса курдов-крестьян в селениях Мулла Ахмедли, Каракышлак, Минкенд, Гаракешиш, Забуг, Абдалляр и др. была вовлечена в борьбу за утверждение и укрепление Советской власти. Курды были готовы с оружием в руках стоять на её защите. В письме ЦК ВКП(б), ЦИК и Совнаркому Азербайджанской ССР, отправленному летом 1921 года курдами Котурлинского района Азербайджана, отмечалось: «Мы, курды, свободные и близкие по природе к Советской власти, сегодня впервые обнимаем свою мать - власть рабочих и крестьян... Сегодня, сбросив оковы, мы протягиваем руку братскому Азербайджану и обращаемся к Красной Армии, вливая в её ряды славную красную курдскую кавалерию, которая всегда неразлучно будет рядом с ней» .

7 июля 1923 года было принято решение «образовать автономный Курдистан, центр и границы которого определены при установлении границ автономного Нагорного Карабаха» . 16 июля указом ЦИК Азербайджанской ССР был образован Курдистанский уезд, известный также как Красный Курдистан (на территории нынешних Лачинского, Кельбаджарского и Кубатлинского районов). В 1929 году при переходе на окружное деление Курдистанский уезд был упразднён. Однако до 1960 года в Лачине на азербайджанском языке издавалась районная газета «Советский Курдистан». В 1937 году в рамках зачистка южных границ была проведена депортация в Среднюю Азию «неблагонадёжных» курдов из Закавказья, в том числе и Азербайджана.

В конце 1980-х - начале 1990-х между двумя закавказскими республиками Азербайджаном и Арменией возник острый территориальных конфликт вокруг Нагорного Карабаха. По мере нарастания напряжённости начинается исход армян из Азербайджана и азербайджанцев с курдами-мусульманами из Армении. По статистическим подсчётам Арифа Юнусова из Армении в Азербайджан бежали 18 тысяч курдов-мусульман. После распада СССР конфликт перерос в полномасштабные боевые действия, вышедшие за рамки упразднённой Нагорно-Карабахской АО и затронувшие примыкающие к ней районы, в том числе места c компактным проживанием курдов. В конце марта 1993 года армянские силы развернули наступление на Кельбаджар. В течение одной недели всё 60 тысячное население района, состоящее из курдов и азербайджанцев, вынуждено было покинуть свои дома. Местные курды, как и азербайджанцы, превратились во внутренне перемещённых лиц. По мере стабилизации внутриполитической ситуации в Азербайджане курды переехали в равнинный Карабах, в основном в Агджабединский район, где расселились почти 80 % курдов.

В конце 1990-х гг. ходили слухи о сотрудничестве азербайджанских властей с Рабочей партии Курдистана , ведущей вооружённую борьбу за создание независимого курдского государства на территории Турецкого Курдистана . 6 ноября 1998 года, выступая на пресс-конференции, экс-президент Эльчибей заявил, что тогдашний президент Гейдар Алиев, находясь на посту Председателя КГБ Азербайджанской ССР, был причастен (наряду с Евгением Примаковым и бывшим ответственным сотрудником ЦК КПСС Брутенцом) к созданию КРП. Сам он никаких доказательств не привёл. В том же году в Стамбульском аэропорту был арестован прибывший из Баку курьер КРП, при котором было найдено и конфисковано 1 миллион 250 тысяч долларов наличными. По сообщениям турецких СМИ данные деньги принадлежали турецким бизнесменам, оказывавших поддержку КРП. Более того, среди турецких студентов, обучавшихся в Баку, была выявлена группа сторонников КРП, распространявшей значки с изображением лидера КРП Абдуллы Оджалана. Арестованный Оджалан в июне 1999 года на судебном заседании в Турции заявил: «КРП имеет в Азербайджане представительство и руководящие работники в этой стране оказывают нам финансовую помощь» . Спустя месяц, член руководства курдского движения Хошнав Сипан в интервью газете Коммерсантъ сказал, что Гейдар Алиев вёл переговоры с КРП «в начале 1993 года, когда Алиев возглавлял верховный совет Нахичевани. Он тогда принял трёх представителей руководства РПК и обсуждал с ними вопросы сотрудничества. Были у нас контакты и с его соперником Эльчибеем» .

Идея Кавказского Курдистана для курдов может служить объединяющим фактором.
Интервью с Лятиф Маммад Бруки, членом Союза журналистов Российской Федерации и Международной федерации журналистов, главным редактором Интернет сайта www.kurdist.ru

Г.Ш. Как Вы оцениваете "Московскую Декларацию", как итоговый результат встречи президентов Армении и Азербайджана, состоявшейся 2 ноября 2008 года при посредничестве президента РФ Д. А. Медведева?

Л.М.: Подписание 2 ноября 2008 г. "Московской Декларации" по урегулированию Нагорно-Карабахского конфликта президентами Азербайджана, Армении и России каждая из сторон конфликта воспринимает сквозь призмы своих интересов. А для Москвы это вынужденный шаг, призванный продемонстрировать всему миру ее миролюбивые намерения, продиктованный шквалом критики со стороны США и Запада, обвиняющих Россию в прявлении "имперских амбиций Кремля" в связи событиями вокруг Южной Осетии и Абхазии в ходе "пятидневной войны" с Грузией, в результате чего репутации России нанесен непоправимый урон не только в мире, но и на Кавказе.

"Московская Декларация" тупиковый документ...

Г.Ш.: Декларация согласована на основе трех принципов: впервые Армения и Азербайджан указываются как стороны конфликта (прежде Армения настаивала в том, что сторонами конфликта являются Азербайджан и Нагорный Карабах). Второй принцип подчеркивается, что конфликт может быть разрешен на основе норм и принципов международного права. Третий принцип поэтапное решение конфликта.

Л.М.: Несмотря на отдельные оптимистические голоса, Декларация не открывает путь к разрешению конфликта, а еще больше осложняет его. Впервые сторонами конфликта признаются Армения и Азербайджан, а в случае согласования позиций возможен и референдум с учетом мнений всех жителей бывшего НКАО среди азербайджанского и армянского населения при отсутствии всякого упоминания о курдах и об их исторических правах,чьи предки раньше армян и турок тысячелетиями жили на этих землях. Без учета законных интересов курдов этот конфликт не разрешиться мирно и в этом отношении Московская Декларация просто иллюзия и самообман.

Г.Ш.: На чем основывается Ваше утверждение о том, что в Южном Закавказье всегда чувствовалось влияние курдов? Можете этот тезис обосновать исторически?

Л.М.: Следует отметить тот факт, что свыше по меньшей мере 2,5 тысяч лет Южное Закавказье было в сфере этнического и военно-политического влияния курдских племен, которые появились здесь раньше армян и тюрков и которым удалось сохранить свое влияние в этом регионе вплоть до конца XIX века. Курды тысячелетиями жили в Южном Закавказье, в том числе на территории, когда-то известной как Красный Курдистан, были создателями нескольких государственных образований (часть Мидийской империи, Араншахи, Сасаниды, Мехраниды, Ширван Шахи, государство Дейсама Ал-Курди, Реввадиды, Шеддадиды, Панахиды). Именно наличие курдского этнического начала стало причиной того, что еще в начале XVIII в. части этих территорий носили название Курдистан. Бэл, шотландский врач, секретарь английской миссии в России в своем путевом дневнике так описывал свое путешествие в Персию: "+7 (декабря 1716 г.) числа вступили мы в пустую долину, называемую россиянами Моганская степь, а персами Курдистан+ Около полумили повыше моста река Аракс, называемая ныне Аррасом, впадает в Куру+ Кура разделяет Курдистанскую провинцию. Курды чаятельно получили себе имя от сея реки. Сей народ весьма древен, и думаю тот самый, коего Ксенофонт, в отшествии греков, называет кардухами, и который воспротивился столь сильно их приходу. И ныне еще признавается оный за весьма храбрый. Лошади их много похваляются в Персии, как за красоту свою, так и за силу. Курды кочуют там во весь год" (Путешественники об Азербайджане. С. 397. Баку, 1961).

Г.Ш.: Вернемся к теме о "Красном Курдистане"...
Хотя и в курдской прессе имеются разрозненные материалы, но, как я знаю, отсутствуют основательные исследовательские работы по интересующей нас теме.

Л.М.: Описываемая Бэлом территория, включающая Муганскую степь вплоть до слияния рек Аракса и Куры, вблизи которой и по сей день существует построенный курдскими правителями Шеддадидов знаменитый мост Худафарин, являющийся одной из жемчужин курдского зодчества и архитектурной мысли,и до Кельбаджара включительно в Северном Азербайджане в 20 30-е годы. Данная территория входила в состав национально-территориального образования, больше известной как "Красный Курдистан". Постановлением Аз. ЦИК в 1923 г. Курдистан был выделен в отдельную административную единицу.

Северные границы Курдистанского уезда "отделяли последний по водоразделу Кангуро-Алангезского хребта. Курдистан граничил с Нор-Баязетским (ныне Камо) уездом ССР Армении. С юго-запада он примыкал к Шаруро-Дерелегезскому и Зангезурскому районам ССР Армении. Его границы с юго-востока по реке Акера проходили по меже с бывшим Джебраилским уездом, начиная с села Эфендиляр до впадения в эту реку ее левого притока Милхелев. Наконец, Курдистан граничил с Нагорным Карабахом с юго-востока от впадения реки Милхелев в Акру, вплоть до Муровдагского хребта" (Букшпан А. Азербайджанские курды. Заметки. С. 10-11. Баку, 1932).

В Курдистанский уезд вошли целиком Кубатлинский, вся западная часть Джеванширского (собственно Курдистан) и вся западная часть бывшего Шушинского уезда, местности бывшего Карягинского уезда (а именно юго-западный угол с курдистанским населением). Согласно азербайджанской сельско-хозяйственной переписи 1921 г., в местностях, вошедших в Курдистанский уезд, курдского населения было до 30 тысяч обоего пола (газета "Заря Востока" 281 (446), 6 декабря 1923 г.). Географически Курдистанский уезд составлял часть Карабахского нагорья (газета "Заря Востока", 186 (2131), 20 июля 1929 г.)

Национальная автономия "Красный Курдистан" включала в себя следующие территории:
Лачын 1835 кв. км;
Кельбаджар 1936 кв. км;
Зангелан 707 кв. км;
Кубатлы 802 кв. км и Джабраил 1050 кв. км.

Таким образом, курдам удалось воссоздать свою номинальную государственность на юго-западе Северного Азербайджана в 1923 году, которая была ликвидирована в 1929 году. Курды в Карабахе всегда составляли значительное большинство Курды справедливо считают весь Зангезур, куда входит большая часть Нагорного Карабаха, своей национальной территорией. С распадом бывшего Советского Союза часть территории Курдистана оказалась и в пределах республик Закавказья. В 1929 г. был ликвидирован созданный постановлением Аз. ЦИК в 1923 г. Курдистанский уезд, так называемый "Красный Курдистан", детище ленинской национальной политики. С включением в состав России Закавказья в пограничных округах Эриванской губернии, Карской области и Елизаветопольской губернии в 1898 г. проживало около 100 тысяч курдов (Энциклопедический словарь "Россия". Лениздат. 1991. С. 143-144). В примере Нахичевани видно, что курдское население в этой провинции было преобладающим: в 80-х гг. XIX в. в Восточном Дараалаязе в 44 населенных пунктах жили 910 семей, из которых 663 были курдскими, а 247 армянскими (Статическое описание Нахичеванской провинции. Спб., 1883 г. с. 80.).

По данным 1893 г. в Карабахе жили 333 Азербайджанских, 69 курдских и 49 армянских сел (газета "Азербайджан". 1, 5 января 1992 г.). По итогам переписи населения в 1926 г. в Курдистанском уезде Азербайджана проживали 41.193 курдов. В настоящее время расположенные на территории Кавказского Курдистана с общей площадью около 5,5 тыс. кв. км и с населением больше 200 тыс. человек полностью оккупированы Республикой Армения, а население того региона прозябают в палаточных лагерях. К Курдской Автономии Армения отнеслась не дружески

Г.Ш.: Безо всякого сомнения, главную роль в ликвидации Красного Курдистана по указке из Москвы сыграло Бакинское руководство. Но за кадром почему-то остается вражеское отношение Армении к курдскому самоуправлению, а в некоторых публикациях и аналитических материалах пытаются армян выставить в качестве защитников курдов.

Л.М.: Такой подход объясняется в первую очередь тем, что под давлением Москвы в Армении долгие годы на курдском языке осуществлялись радиовещание, выпуск газеты и другие культурные проявления. О том, что армянские руководители с теплотой относились к тому, что курды приобрели какие-то автономные права, просто легенда.
В статье Александра Михайловича Скибицкого "Карабахский кризис: чтобы выйти из тупика, нужно знать прошлое" ("Союз" за 7 от 1991 г. Еженедельник Отдела межнациональных отношений бывшего СССР "Союз") раскрываются подводные течения армянской политики, касающиеся и курдов Закавказья. Автор справедливо утверждает, что Зангезурский уезд, лежавший целиком в границах "Нагорного Карабаха", подлежал, согласно Декларации Н. Нарманова в 1920 г. передаче Армении полностью. Как пишет А. М. Скибицкий, "выпадает сегодня из нашего внимания и существенная оговорка, сопровождавшая в Декларации Н. Нариманова объявление Зангезурского уезда "нераздельной частью Армении", а именно заявление правительства Азербайджана о предоставлении "трудовому крестьянству Нагорного Карабаха полного права на самоопределение".

Сегодня это заявление концентрируется на Автономной области Нагорного Карабаха. В те же дни оно относилось к Нагорному Карабаху в целом, предусматривая не только армянскую автономию в границах Азербайджана, но и курдскую автономию в границах предложенного Армении Зангезурского уезда (курсив мой Л.М.). Поскольку "трудовое крестьянство" этого уезда имело в своем составе 117 тысяч оседло проживающего мусульманского населения (курды), при 90 тысячах армянского. С. И. Касьян посчитал более разумным (курсив мой Л. М.) не образовывать курдскую автономию в границах Армении после присоединения к ней Зангезурского уезда в целом, а оставить населенную курдами восточную часть уезда в границах Азербайджана.

Таким образом, на территории восточной части Зангезурского уезда, населенный курдами возник Курдистанский уезд в границах Азербайджана" (А. М. Скибицкий). Армяне задолго до событий вынашивали планы о присоединении Нагорного Карабаха к Армении

Г.Ш.: Значит, Азербайджан готов был уступить полностью Зангезурский уезд Армении, чтобы там создавалось планируемая для курдов автономия. Также было предложено, чтобы во всем Карабахе, куда полностью входил и Зангезурский уезд, проживающему там населению было предоставлено право на самоопределение. Но армяне не захотели на своей территории иметь курдскую автономию. В результате, населенная курдами восточная часть Зангезура была присоединена к Азербайджану и включена в состав Красного Курдистана. Чем можно объяснить такой подход с армянской стороны?

Л.М.: Преследуя далеко идущие планы, армянские политики не могли согласиться на создание в рамках Армении курдского автономного образования по следующим причинам: 1. К 1920 г. собственно на территории Армении уже проживало свыше 50 тысяч курдов и руководство этой республики из-за узко националистических интересов не было заинтересовано в увеличении их числа до 200 тысяч. 2. Для "воссоединения Нагорного Карабаха" Армении курдская автономия могла стать непреодолимым препятствием. 3. В границах вновь созданной курдской автономии в Армении курды изжили бы имеющуюся отчужденность между мусульманами и езидами, что способствовало бы дальнейшему росту их национального самосознания. А цель Армении заключается как раз в его торможении. Дальнейшие события подтвердили эти предположения. Ответственные за ликвидацию Курдской национальной автономии - Сталинский режим, азербайджанские националистические круги, армянское лобби и Турецкое государство...

Г.Ш.: На самом деле анализ событий периода создания и ликвидации Красного Курдистана выявляет очень много нюансов. Обстоятельства создания курдского местного самоуправления и ликвидация в 1929 г. Курдистанского района объясняются разными причинами+Почему предпочтение было отдано именно Азербайджану?

Л.М.: В 1920-1930 гг. Азербайджаном последовательно руководили С. М. Киров, Л. Мирзоян, Н. Кикало, В. Полонски и др. В Москве, начиная с А. Назаретяна и А. Микояна до наших дней, всегда армянское лобби играло существенную роль в судьбах народов Закавказья. Только этим можно объяснить причину ликвидации "мусульманского" Курдистана и процветания нынешнего статуса-кво Нагорного Карабаха в Азербайджане. Сталинский режим совместно с националистическими кругами Азербайджана под воздействием Турции положил конец существованию курдского автономного образования в Азербайджане. А армяно-азербайджанский конфликт окончательно завершил изгнание курдского населения из столетиями насиженных мест. Идея Кавказского Курдистана для курдов может стать адресом национального единения

Г.Ш.: Что могут предпринять курды в этих условиях? Л.М.: На сегодняшний день армяне на ими оккупированных землях Кавказского Курдистана меняют топонимику местности на армянский лад, пытаются под разными названиями ("присоединенные, освобожденные территории", "зона безопасности вокруг Нагорного Карабаха" и т.п.) в дальнейшем присвоить и удержать их. Вызывает крайнее сожаление инертность курдских общественных организаций и движений. На сегодняшний день в масштабах СНГ нет такой курдской общественно-политической организации, чтобы отстаивать интересы курдов и требовать при разрешении армяно-азербайджанского конфликта учитывать интересы курдского населения.

Поэтому назрела настоятельная необходимость в создании (учреждении) общественно-политического движения курдов СНГ по воссозданию, наряду с автономией для армян, также и курдской автономии в Азербайджане. Необходимо сосредоточить всю информацию о Кавказском Курдистане и сделать ее достоянием широкой гласности среди не только курдского народа. использовать возможности курдской прессы и электронных СМИ. Это было бы и объединяющим фактором для разрозненных курдских партий и движений вокруг хотя бы этой национальной идеи. Назрела настоятельная необходимость возобновить выпуск газеты "Sovet Kurdustani" (варианты - газета, Интернет).

Образование курдской автономии будет не только данью исторической справедливости, но и существенным фактором в разрешении нынешнего конфликта вокруг Карабаха. Также поддержка Курдистанского Регионального Правительства в Ираке была бы в общенациональных курдских интересах. С другой стороны, такой шаг со стороны КРГ еще больше поднял бы его авторитет среди всего курдского народа как защитника своих интересов на международной арене, подняв при этом свой международный авторитет.
Интервью вел Гажар Шамил 2008-12-13

Перевод с турецкого: Зине Шамил