Эстетические идеи XVII-XVIII вв. (барокко и классицизм)

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Эволюция эстетических идей

3. Эстетическое как ценность

4. Эстетические ценности

5. Добро и красота в духовном опыте современного человека

6. Эстетическая деятельность. Творчество

Заключение

Список литературы

Введение

Эстетическое сознание - это феномен духовной культуры. Как отмечали многие мыслители и как развернуто показал Гегель, разум безжизнен без чувства и бессилен без воли. Понятия истины и добра неполны без красоты, а она в свою очередь проявляется там, где разум приблизился к истине, а воля направлена на добро. «Я убежден, - писал Гегель, - что высший акт разума, охватывающий все идеи, есть акт эстетический, и что истина и благо соединяются родственными узами лишь в красоте. Ни в одной области нельзя быть духовно развитым, не обладая эстетическим чувством.

Само слово «эстетика» происходит от гр. слова «эстетикос» - чувствующий, чувственный, а эстетическое сознание есть осознание окружающего мира в форме конкретно-чувственных, художественных образов. Очень часто эстетическое сознание отождествляется с искусством, но это не совсем точно. Эстетическим, т. е. вызывающим у человека соответствующие чувства, может быть все, что угодно: природные ландшафты, любые предметы материальной и духовной жизни.

эстетический идея ценность духовный

1. Эволюция эстетическ их идей

Первая попытка обоснования эстетических категорий была предпринята античными мыслителями - пифагорейцами Сократом и Платоном. Разработка этих категорий была продолжена Аристотелем, который помимо этого исследовал влияние искусства на человека, его воспринимающего. Он считал искусство средством избавления от аффектов: сопереживание произведению искусства приводит к "катарсису" (очищению, термин пифагорейцев). Аристотелевская идея сопереживания в дальнейшем получила развитие в разработках теории эстетического восприятия художественных явлений.

Средневековая эстетика, связанная с именами Августина и Фомы Аквинского, с одной стороны, много унаследовала от античности, а с другой - синтезировала эстетические проблемы с религиозными (христианскими). Искусство не рассматривалось как самоценная область духовной деятельности. Оно считалось средством выражения высшего духовного начала - Бога. Именно Бог объявлялся источником красоты и гармонии. В наибольшей степени исследовались поэтому искусства, которые способствовали усилению влияния и авторитета религии и церкви - архитектура, живопись, скульптура, декоративно-монументальное и декоративно-прикладное.

Эпоха Возрождения, с характерным для нее антропоцентризмом, существенно изменила созданные средневековьем эстетические представления. В центре внимания оказывается человек - мыслящий, чувствующий, созидающий художник, деятельность которого творит мир красоты. Эстетика и искусство Ренессанса пронизаны духом гуманизма. Ренессансную культуру представляют имена Леонардо да Винчи, Микеланджело, Боккаччо, Шекспира, Сервантеса и др.

Идеи Просвещения активно проникали в эстетическую теорию XVIII-XIX вв. Мысль о необходимости демократизации общества коснулась и искусства: переосмысливалось его общественное предназначение, подчеркивалась воспитательная, просветительская функция. Искусство после небывалого взлета в эпоху Возрождения вновь низводится до роли средства - теперь решения социальных задач.

Немецкая классическая философия сделала значимый шаг в постижении сущности прекрасного. Для немецкой классической философии характерно стремление систематизировать формы творческой деятельности: Кант выделяет три основных вида искусства - изобразительное, словесное, музыкальное. Подобную систематизацию искусств строит и Гегель, дополняя ее более полным и детальным описанием каждого из видов в их историческом развитии (символическая, классическая и романтическая формы, которым соответствуют искусство древнего Востока, античное и западноевропейское, современное Гегелю). Кант утверждал, что эстетический вкус человека способен распознать ценности, не заключающиеся в прямой для этого человека пользе. Таким образом, сущность эстетического отношения состоит в незаинтересованном наслаждении вещью. Действительно, еда нас насыщает, а зачем нам слушать такую странную, эфемерную вещь, как музыка? Удовольствие, получаемое от вкусной еды, связано с корыстью насыщения, а удовольствие от музыки - это удовольствие в чистом виде. Нужда в насыщении есть у всех живых существ, а способностью получать эстетическое удовлетворение обладают одни лишь люди.

В эстетических концепциях XIX-XX вв. преобладает смещение акцентов в сторону интереса к творческой личности. Искусство рассматривается в качестве средства самораскрытия внутреннего мира художника, а также универсального средства общения и осмысления действительности.

2. Эстетические категории

Можно выделить несколько эстетических категорий. Категорией эстетического, наиболее всеобщей и широкой категорией эстетики, обозначается ценность предметов, явлений природы и социальной жизни для человечества. Эстетическое (от греч. aisthetikos) - ощущающее, чувственное, чувствующее - здесь центральное понятие. Иногда его отождествляют с понятием "прекрасное". Эстетическое - как чувственно воспринимаемое и приносящее удовольствие и наслаждение - присуще различным сферам человеческого бытия. Носителями эстетического потенциала являются природа, человек, процесс и результат человеческой деятельности. Можно говорить о красоте осеннего пейзажа, назвать красивым поступок, стиль поведения, оригинальный ход рассуждения, способ реализации идеи. Вспомним чеховскую фразу о том, что в человеке должно быть все прекрасно - и лицо, и одежда, и душа и мысли, а также духовные и материальные объекты, созданные человеком в виде произведений искусства. Но в поисках прекрасного мы обращаемся, прежде всего, к искусству, ибо именно в нем гармония и совершенство есть цель, воплощенная в творениях художников.

Наряду с прекрасным в жизни существует и то, что принято обозначать категорией "безобразное". Представления о нем связаны с дисгармонией, уродством, несоответствием частей и целого, внешним несовершенством, внутренней рассогласованностью, безнравственностью, ущербностью, бездуховностью. Однако искусство убеждает нас в возможности перехода из одного состояния в другое; то, что мы считаем безобразным в жизни, становится прекрасным в искусстве: старики Рембрандта, нищие П. Корина, персонажи горьковского "дна", "отрицательные герои" - злодеи, убийцы - в исполнении талантливых актеров заставляют нас переживать эмоциональные потрясения и испытывать эстетическое чувство.

"Возвышенное" и "героическое" - понятия, охватывающие собой разнообразные явления реальности. Возвышенными могут быть мысли, чувства, стремления, мотивы действий, характер отношений. Возвышенному противопоставляется низменное. (В искусстве низменное, подобно безобразному, о котором речь шла выше, может испытывать те же превращения, т.е. становиться источником эстетических чувств.) Категория возвышенного занимает особое место в системе эстетических ценностей. Собственно возвышенное стоит на гране эстетики и этики. Существует понятие так называемого возвышенного стиля. Сравним, например, слова жизнь и житие. На первый взгляд кажется, что смысл обоих слов одинаков, только слово житие таит в себе что-то неуловимо возвышенное: не про каждую жизнь скажешь житие. Само слово житие как бы возвышает то, о чем оно говорит.

Героическое - свойство человеческих мыслей, порывов и поступков - в жизни встречается чаще, чем принято считать. Но человеку не свойственно замечать не бросающийся в глаза героизм повседневности, ежедневный подвиг людей, спасающих чужие жизни, иногда ценою своих собственных. Героическое часто выступает объектом искусства, и здесь эстетическое отношение к нему сопряжено, как правило, с нравственной оценкой.

Трагическое и комическое - категории-антиподы: восприятие первого вызывает чувство потрясения, эмоционального напряжения, страха, отчаяния; второе порождает положительные эмоции, удовольствие, смех. Трагическое в жизни (природные катаклизмы, катастрофы, войны, революции, политическое насилие, смерть близких, потеря жизненных ориентиров, крушение надежд) является причиной сильнейших эмоциональных переживаний, стрессовых реакций, действий, приводящих в свою очередь к трагическим последствиям (убийство, самоубийство, противоправные действия, безнравственные поступки). Трагедии и драмы в жизни (личные и социальные) вряд ли могут быть положительно эмоционально окрашены. Иное дело в искусстве - здесь трагическое приобретает черты возвышенного, прекрасного.

Эффект комического обычно связан с несоответствием между явлением и сутью, между сущим и кажущимся, между формой и содержанием. Комическое - одна из самых загадочных эстетических категорий. Мы смеемся над героями комедий потому, что видим в них самих себя и безотчетно иронизируем над собственными несовершенствами. Однако обстоятельства чьей-то жизни, кажущиеся нам смешными, перестают быть таковыми, как только становятся фактом нашей собственной жизни. Мы охотно смеемся над другими, но мучительно страдаем, оказавшись на месте осмеянных.

Юмор - как проявление комического - имеет временную (историческую), национальную, социокультурную обусловленность. Современному читателю и зрителю античных комедий подчас неясно, что именно является в них предметом осмеяния, иронизирования и т.п. Отечественные кинокомедии часто воспринимаются зарубежными зрителями чуть ли не как драмы.

Смех - собственно человеческое проявление чувства, не свойственное другим существам. Подобно тому, как, страдая, мы внутренне очищаемся, смеясь, мы излечиваемся от собственных несовершенств.

Помимо эстетических категорий, рассмотренных выше, в структуру эстетического сознания включаются такие элементы, как эстетическое чувство. Это способность переживать, сопереживать, испытывать удовольствие. А так же, эстетический вкус - способность суждения о прекрасном в различных формах его проявления. И эстетическая оценка -результат особого вида эстетической деятельности - художественного восприятия, - выраженная в форме развернутого суждения, отражающего положительное или отрицательное отношение к воспринимаемому.

3 . Эстетическое как ценность

Эстетическое выступает в роли полезного до тех пор, пока в общественно-исторической практике полно не выявляется и не формируется оппозиция: природа-культура, естественное-общественное. Человек наслаждается прекрасным не для удовлетворения утилитарных нужд (голод, жажда).

При эстетическом восприятии существует та высшая заинтересованность, которая возникает, лишь, когда у человека удовлетворены его непосредственные потребности и когда складывается сложная сеть общественных интересов, часто далеких от утилитарных потребностей. Эстетический объект и отношение к нему содержательно определены всемирно-историческим развитием человечества. Воспринимся в предмете эстетическое, мы схватываем его самую широкую общественно-практическую значимость, его ценность для человечества в целом, для всего человеческого рода.

Способность предмета быть носителем социальных и культурных значений и составляют основу их эстетической ценности. Вещественная определенность, чувственная конкретность и натуральные свойства предметов есть естественно-природный материал эстетического. Благодаря общественно-исторической практике предметы и явления втягиваются в сферу интересов человека и обретают общественные свойства, «чувственно-сверхчувственную» природу, свою ценность для человечества, т. е. свое эстетическое начало, свои эстетические свойства.

Эстетическая ценность предмета зависит не только от его естественных качеств, но и от тех общественных обстоятельств, в которые он включен. Золото оказывает на человека определенное эстетическое воздействие не только будучи «самородным светом», но и как металл, олицетворяющий деньги, т. е. в конечном итоге как определенный тип общественных отношений. Эстетическое свойство предметов не тождественны цветовым.

4 . Эстетические ценности

Эстетика как философская наука о прекрасном складывается в виде самостоятельной дисциплины лишь XVIII столетия. Немецкий философ Александр Баумгартен в 1735 году в диссертации «Философские размышления о некоторых вопросах, касающихся поэтического произведения» впервые употребляет термин «эстетика», образуя его из греческого «чувственное восприятие». Согласно мыслителю, эстетика -- эта наука о чувственном познании, которая дает возможность «проникать также в те искусства, которыми могут быть усовершенствованы низшие познавательные способности, заостряться и применяться более благоприятным образом на благо мира». Заслуга Баумгартена заключалась в том, что он нашел ключ к единству эстетической сферы, введя не только термин «эстетика», но и производное от него «эстетическое». С этого момента философское познание уже не расставалось с «эстетическим» как самостоятельной категорией, охватывающей весь предмет эстетики -- эстетическое отношение человека к миру. И хотя у Баумгартена понятие «эстетическая ценность» отсутствует, на подступах к нему находятся термины «эстетическая значимость», «эстетическое богатство», «эстетическое достоинство». Соединение «эстетического» с понятием «ценность» происходит в работе Иоганна Зульцера «Всеобщая теория изящных искусств»: «Художник, притязающий на подлинную славу, должен направить свое внимание на ценность эстетического материала». Следует отметить, что до этого «ценность» употреблялась лишь в морально-нравственном смысле.

Эстетические ценности (как и любые другие) представляют собой синтез трех основных значений: вещественно-предметного, психологического, социального. Вещественно-предметное значение включает в себя характеристику внешних свойств вещей и предметов, выступающих как объект ценностного отношения. Второе значение характеризует психологические качества человека как субъекта ценностных отношений. Социальное значение указывает на отношение между людьми, благодаря которым ценности обретают общезначимый характер. Своеобразие эстетических ценностей заключается в характерном для эстетики отношении человека к действительности. Оно подразумевает чувственно-духовное, бескорыстное восприятие реальности, которое направлено на постижение и оценку внутренней сущности реальных объектов.

Было бы неверным полагать, что возникновение понятия «эстетическая ценность» привело к возникновению «пропасти» между эстетическим и этическим. Возводя понятия ценности в ранг философской категории, Герман Лотце показал, что высшая степень эстетической ценности неразрывна с нравственно-этической. Эстетическая ценность единства и многообразия, последовательности и контраста, напряжения и расслабления, ожидания и неожиданности, тождества и противоположности не заключается сама в себе. И если сложность, напряженность и расслабление, если неожиданность и контраст обладают эстетической ценностью, то эта ценность основывается на том, что все эти формы отношений и явлений являются необходимыми элементами в порядке мира, которые в своей взаимосвязи должны создавать неизбежные формальные условия для всестороннего осуществления добра.

Эстетическими ценностями могут обладать все предметы и явления реальной и мыслимой действительности, хотя сами ценности не обладают ни физической, ни психической природой. Сущность их заключается в значимости, а не в фактичности. Поскольку эстетические ценности носят субъективно-объективный характер, т. е. указывают на соотнесенность их с человеком, наличие эстетической ценности у этих объектов зависит от того, в какую конкретную систему социально-исторических отношений они включены. Поэтому эстетические ценности имеют зыбкие границы и их содержание всегда является социально-историческим.

Исходя из разработанной эстетической наукой классификации эстетических ценностей, основным ее видом является прекрасное, которое в свою очередь выступает во множестве конкретных вариаций (как изящное, грация, миловидность, великолепие и т. д.); другой вид эстетической ценности -- возвышенное -- также имеет ряд вариаций (величественное, величавое, грандиозное и т. п.). Как и все другие положительные ценности, прекрасное и возвышенное диалектически соотносятся с соответствующими отрицательными ценностями, «антиценностями», -- с безобразным (уродливым) и низменным.

Особую группу эстетических ценностей составляют трагическое и комическое, характеризующие ценностные свойства различных драматических ситуаций в жизни человека и общества и образно моделируемых в искусстве.

Следует обратить внимание на противоречивую природу эстетических ценностей. Еще древние заметили несовпадение внутреннего и внешнего. Впервые в философии Платон ставит проблему отличия сущности красоты от ее проявлений. «Что такое прекрасное?» и «Что прекрасно?» -- вопрошает он. Различение между сущностью эстетической ценности и ее проявлением, между объективной и субъективной стороной ценности можно найти и в размышлениях Рихарда Авенариуса. Этот представитель эмпириокритицизма для пояснения своей мысли ввел понятие «Е-ценность», называя ее также «характером». По его определению, «Е-ценность» есть доступная описанию ценность, «раз она считается содержанием заявления другого человека». «Прекрасное» и «безобразное» мыслитель относит к «характеру», или «Е-ценностям», со всеми вытекающими из его интерпретации субъективистскими последствиями. Авенариус видит ценностную природу «этической и эстетической апперцепции»: «Каждая из них имеет целью определение ценности предмета, и результат этой оценки в виде предиката присоединяют к предмету, называя его хорошим или дурным, красивым или безобразным».

Однако сама ценность, по Авенариусу, сводится к позитивистски понимаемой целесообразности -- «принципу наименьшей траты сил». «Мы не покажемся, пожалуй, слишком смелыми, -- пишет от в «Философии как мышлении о мире согласно принципу наименьшей меры силы», -- если мы попытаемся свести и эстетическую ценность определенных форм к тому же принципу целесообразной затраты силы».

Оригинальную систему ценностей предложил психолог и философ Гуго Мюнстерберг. Эстетические ценности выражают самосогласованность мира. Они существуют на двух уровнях: на уровне жизненных ценностей и на уровне ценностей культурных. На первом уровне -- это предмет радости: гармония внешнего мира, любовь между людьми, чувство счастья в человеческой душе.

На уровне культурной ценности -- это ценности прекрасного, воплощенные в искусстве, воспроизводящем внешний мир (изобразительное искусство), раскрывающем связи между людьми (поэзия), выражающем внутренний мир человека (музыка). Красота как ценность воплощает эстетическое единство человека и мира. Она сверхиндивидуальна, но предполагает индивидуальное отношение -- стихийное на первом уровне и осознанное на втором.

Проблема эстетической ценности подробно исследуется таким неокантианцем баденской школы, как Ионас Кон. Он ставит задачу определить место эстетической области ценностей среди других видов ценностей -- «ценности приятного», логической, моральной сфер ценности, религиозной.

Мыслитель делит ценности на два класса:

1) консекутивная ценность -- это то, что мы ценим как средство к цели;

2) интенсивная ценность -- это то, что мы ценим ради него самого, поэтому степень и мера ценности лежит исключительно в самой этой вещи.

Эстетическая ценность является интенсивной ценностью, и это отличает ее от полезного. Но интенсивной ценностью в таком ее понимании являются также истина как логическая ценность и добро как ценность моральная. Для определения последующих различий в мире ценностей и выявления специфики эстетической ценности Кон сами «интенсивные ценности» подразделяет на 1) ценность имманентную, т. е. такую ценность, которая замкнута на своем внутренним значении; 2) трансгредиентную ценность -- ценность, указывающую в своем значении за пределы собственной области. Последней является ценность истины и нравственности. Эстетическая же ценность имманентна, это имманентно-интенсивная ценность, или ценность чисто интенсивная, т. к. имманентность представляет собою, в известной мере, добавление и восполнение интенсивности.

Следует согласиться с Коном в том, что эстетические ценности могут сочетаться с другими ценностями, образуя новые, «промежуточные ценности». Так, в прикладных искусствах и архитектуре «эстетическая ценность действует совместно с полезностью». «Промежуточной» ценностью являются «нравственная красота», «красивое решение математической задачи», «художественная правда».

Как мы видим, существует большое множество концепций эстетических ценностей. Этот аксиологический плюрализм выражает сложность самого изучаемого явления и подчеркивает актуальность вопроса о специфике эстетических ценностей.

Духовные ценности - это своеобразный духовный капитал человечества, накопленный за тысячелетия, который не только не обесценивается, но и, как правило, возрастает. Природа духовных ценностей исследуется в теории ценностей, которая устанавливает соотношение ценностей с миром реальностей человеческой жизни. Речь идёт прежде всего о моральных и эстетических ценностях. Они по праву считают высшими, ибо во многом определяют поведение человека в других системах ценностей.

Что касается моральных ценностей, то здесь основным является вопрос о соотношении добра и зла, природе счастья и справедливости, любви и ненависти, смысле жизни. В истории человечества было несколько сменяющих

друг друга установок, отражающих разные системы ценностей.

Одна из наиболее древних - гедонизм. Гедонизм утверждает наслаждение как высшее благо жизни и критерий поведения человека.

Аскетизм идеалом жизни провозглашает добровольное отречение от наслаждений и желаний, культ страданий и лишений, отказ от благ жизни и привилегий. Эта концепция проявилась в христианстве, особенно в монашестве, в философских школах киников.

Утилитаризм величайшей ценностью и основой нравственности считает пользу. По словам И.Бентама, смысл этических норм и принципов состоит в том, чтобы содействовать наибольшему счастью для наибольшего числа людей.

В XX в. учение о ценностях связано с именами таких выдающихся мыслителей и гуманистов, как Ф. Швейцер, М. Ганди, Б. Рассел и др. бурные социальные потрясения, появления возможности самоуничтожения человечества, возникновение глобальных проблем до предела обострили все традиционные проблемы. На первый план вышли общечеловеческие проблемы, связанные с признанием абсолютной ценности самой жизни человека и необходимости сохранить среду его обитания.

Известное выражение Ф.М.Достоевского - «Красота спасет мир» - нужно понимать не изолированно, а в общем контексте развития идеалов человечества. Термин «эстетика» появился в научном обиходе в середине 18в., хотя учение о прекрасном, о законах красоты и совершенства уходит корнями в глубокую древность. Под эстетическим отношением понимается особый вид связи между субъектом и объектом, когда независимо от внешнего утилитарного интереса человек переживает глубокое духовное наслаждение от созерцания гармонии и совершенства.

Эстетические ценности могут выступать в виде природных объектов, самого человека, а также духовные и материальные объекты, созданные человеком в виде произведений искусства. В теории эстетики исследуют такие категориальные пары как прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое и т.д.

5 . Добро и красота в духовном опыте современного человека

Мир человека включает красоту, интуитивно это ясно каждому. Всякий человек способен на любовь, а любят по большей части красивое, прекрасное, возвышенное. И соответственно многим, мягко говоря, не нравится безобразное и низменное. Однако наивно-интуитивное понимание мира красоты недостаточно для уверенного ориентирования в нем. Здесь, как обычно в проблемных ситуациях, ощущается потребность в хорошей философии. Интересно, что вплоть до середины XVIII в. философы не придавали должного значения сфере красоты. Философы античности, средневековья, Возрождения считали самостоятельными разделами философии, например, логику и этику, но не эстетику. Почему?

Греческое "эстетикос" означает "относящееся к чувству". Но чувство считали всего лишь моментом познавательной или же практической деятельности. Когда же выяснилось, что мир чувственно-эмоционального имеет не только подчиненное, но и самостоятельное значение, наступило время эстетики, в рамках которой получают свое осмысление такие ценности, как красота и прекрасное. Основатель эстетики Баумгартен определял красоту как совершенство чувственного, а искусство -- как воплощение красоты. Категория прекрасного конкретизирует категорию красоты, ибо она более конкретна, включает в явном виде элементы сопоставления: нечто не просто красиво, а очень красиво, прекрасно и максимально далеко отстоит от безобразного, антипода прекрасного. Подчеркивая своеобразие эстетического восприятия, Кант характеризовал его как "целесообразность без цели". Эстетическое суждение не заинтересовано в чем-то другом, оно обладает самостоятельной ценностью. В жизни человека эстетическое начало имеет свою особую нишу.

Где и как существует эстетическое? Самый простой ответ на этот вопрос таков: эстетическое, а сюда входит и красота, -- это свойство предмета. Такой ответ с позиций понимания знакового, символического характера эстетического является довольно наивным. Будучи включенным в процесс символизации, эстетическое объединяет, связывает субъект с объектом, духовное с телесным. Ошибаются как "природники", считающие эстетические свойства принадлежащими объектам, так и те, кто сводит эстетическое к восприятиям индивида. Тайна эстетического состоит в удивительной согласованности "лица" предмета с внутренней эмоционально-образной жизнью человека. В своем эстетическом отношении к природе, к другим и к себе человек постоянно проверяет все на человечность, ищет пропорции, которые бы органично связывали его с внешним окружением.

Ценностный характер эстетического особенно ярко проявляется в соотношении в нем прекрасного с безобразным, причем они далеко не равнозначны. Человек стремится не к безобразному и низменному, а к прекрасному и возвышенному. Лишите мир эстетически положительного, и вы потеряете значительно больше, чем половину чувственного восприятия.

В стремлении преумножить и развить мир прежде всего прекрасного, красивого человек обращается к искусству. Искусство, как уже отмечалось, есть воплощение красоты, что, разумеется, предполагает сотворение последней.

Выражать красоту могут звук, свет, вещество, движение, ритм, тело человека, слово, мысль, чувство. Видов искусства, как известно, много: архитектура, скульптура, литература, театр, музыка, хореография, кино, цирк, прикладное и декоративное искусство. Всякий раз носителем красоты является нечто, например в случае музыки -- звуки, которые извлекаются музыкантами посредством музыкальных инструментов. Искусство есть умение выразить себя по признакам красоты. Красивыми являются и чувства, если они ведут к положительно ценностным переживаниям. Примеров тому не счесть, от любви Ромео и Джульетты до мужества воина, защищающего родину.

Для конструктора, инженера, техника весьма существенно видеть сходство и различие между, с одной стороны, произведением искусства и, с другой стороны, техническим артефактом, т.е. техническим изделием или устройством. Греческое "технэ" означает искусство, мастерство. Как художник, так и техник являются искусными мастерами, хотя цели их работы и творчества не совпадают. Предназначение произведения искусства состоит в его функционировании в качестве символа красоты, прекрасного; предназначение технического артефакта состоит в его полезности для человека. Нельзя исключить того, что в некоторых случаях техническое изделие является и произведением искусства, но это имеет место далеко не всегда. Вместе с тем всякий технических артефакт не выпадает из мира эстетического. Более того, как выяснилось, полезность технического изделия не противостоит его эстетическим достоинствам, а образует с ним своеобразное, но желательное для человека единство. Осознание этого факта привело к развитию дизайна, художественного конструирования предметов, в том числе техники. Слово "дизайн" английского происхождения и весьма удачно отражает суть технической эстетики. Оно состоит из корневой основы "зайн" (знак, символ) и префикса "ди" (отделение). Дизайнер осуществляет разнообразную символическую деятельность. Он переводит свой духовный мир в технические знаки, актуальные для пользователей техникой. Для дизайнера техника -- это не просто железки, а символ красоты, прекрасного. По словам Л.Н.Толстого "Понятие красоты не только не совпадает с добром, но, скорее, противоположно ему, так как добро большей частью совпадает с победой над пристрастиями, красота же есть основание всех наших пристрастий". И я, пожалуй, соглашусь с этим мнением, так как добро представляет собой духовное состояние человека при котором он не обращает внимание на какие-то внешние факторы влияющие на него, а руководствуется веянием души и сердца. Это может проявляться и в его работе, и в общении с людьми, поступках и мыслях.

Красота же в основном проявляется какими-то внешними факторами. Возьмем, например девушек, которые озабочены лишь своим внешним видом, они часами проводят время в салонах красоты, заняты различными процедурами, но за этой маской «куклы» - пусто. Нет ничего интересного, общение с ними не доставит никаких впечатлений и не вызовет никаких эмоций. Вы скажете, что человек должен быть прекрасен и душой и телом, и я с этим согласен, но в этом случае прекрасным становятся внешние данные, а внутренний мир отсутствует. Это противостояние добра и красоты, по моему мнению, будет всегда.

6. Эстетическая деятельность. Т ворчество

Практической сферой реализации эстетических представлений является эстетическая деятельность. Воссоздание природной красоты и предметов, обладающих чисто эстетическими свойствами, положило начало искусству, которое играет ведущую роль в общекультурном развитии. Искусство - прежде всего явление эстетическое. Искусство имеет непосредственное отношение к созданию, накоплению, передаче ценностей, ценностей не материальных, но духовных. Учение о ценностях - аксиология (от др.-гр. axios - ценный).

Мы учимся у искусства вечным ценностям, благодаря чему искусство воспитывает нашу нравственность. Оно ориентируется и ориентирует на них, постигает и освещает реальность в соотнесении с ними. Художественные ценности - такие результаты художественной деятельности, которые способны оказывать возвышающее воздействие на чувства, волю и разум людей. Это совершенные творения искусства, необходимые каждому из нас для полноценного духовного бытия, успешной деятельности людей в разных сферах.

Успеху в творческой деятельности способствует талант - художественная одаренность. Однако наличие таланта само по себе еще не обеспечивает успеха, так как способности должны быть развиты и реализованы, что требует приложения усилий, целеустремленности, работоспособности.

Творчество - это отказ от стереотипов восприятия и выражения, открытие новых сторон уже известного и освоенного материала, это постоянный поиск идей, средств их реализации в искусстве. Творческая деятельность, как и всякая другая, имеет ряд компонентов: цель (замысел), средство реализации цели и результат (художественное произведение).

В самом общем виде цель творчества можно определить как стремление к реализации потребности самовыражения и к эстетическому освоению мира. Процесс реализации замысла является для художника одновременно и наиболее интересным, и наиболее трудным, мучительным. "Цель творчества - самоотдача" (Б. Пастернак). Потребность в самовыражении свойственна каждому. Способ самовыражения определен уровнем общекультурного развития, степенью одаренности (или просто наличием способностей и склонностей).

Так или иначе, искусство является для художника (художник понимается здесь в самом широком смысле слова, т.е. как создатель, автор, творец) средством самовыражения, самореализации, общения, нравственного удовлетворения, самоутверждения.

Заключение

Эстетическое чувство развивалось и совершенствовалось, открывая перед человеком все новые и новые стороны действительности: прекрасное и безобразное, комическое и трагическое, возвышенное и низменное. Это чувство настолько глубоко дифференцировало духовный мир человека, что со временем даже устойчивые эстетические представления приобрели огромное количество оттенков. Так, объективно-комическое в системе эстетического восприятия получило такие свои оттенки, как чувство юмора, сарказма, трагикомического и т. д. В отличие от сатирического восприятия действительности чувство юмора - это способность человека добродушно подшучивать над тем, что ему дорого, проявляя в этом глубоко эстетическое отношение к этому дорогому для него объекту.

Развитое эстетическое чувство делает личность человека индивидуально неповторимой, дифференцирует его внутренний мир и вместе с тем гармонически сочетает в нем духовные качества. Человек с развитым эстетическим чувством - это человек творческого порыва, творческого отношения к жизни.

Характерно, что человек с развитыми здоровыми эстетическими потребностями надолго сохраняет не только духовную, но и физическую молодость, так как творческий активный импульс его жизни повышает общий тонус жизнедеятельности его организма. Действительно, постоянное общение с природой, умение видеть и создавать красоту в труде, в отношениях между людьми, способность глубоко чувствовать и понимать искусство - все это усиливает жизнеспособность человека, освобождая его от многих ненужных отрицательных эмоций и переживаний. Развитые эстетические потребности делают более высокой общую культуру чувств, очищая их от вульгарных, примитивных и грубых переживаний.

Эстетические эмоции, совершенствуя человечество, совершенствуют и каждого отдельного человека. Благодаря им духовный мир каждого человека становится глубоко индивидуальным и неповторимым. Свободное и широкое развитие эстетических потребностей человека порождает в нем только ему присущий склад эмоциональной жизни, делает его жизнь интересной и красочной, дает ему объективно возникшее ощущение своей оригинальности и социальной значимости.

Список литературы

1. Лавриненко В.Н., Ратникова В.Т. «Философия». - М.: Юнити-Дана, 2004.

2. Спирин А.Г. «Философия». - М.: Гардарики, 2004.

3. Рычков А.К. «Философия». - М.: Владос, 2004.

4. Гучилов Н.Ф. «Философия». - СПб.: Питер, 2009.

5. Кохановский В.П. «Философия». - Ростов на Дону: Феникс, 2005.

6. Губин В.Д. «Философия». - М.: Проспект, 2007.

7. Алексеев П.В., А.В.Панин «Философии». - Проспект, 2008.

8. Разин А.В. «Философия». - М.: Гардарики, 2006.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Особенности нравственных ценностей и их роли в жизни человека. Взаимосвязь свободы и ответственности. Сущность эстетического – метакатегории и самой широкой и фундаментальной категории эстетики. Добро и красота в духовном опыте современного человека.

    контрольная работа , добавлен 05.10.2010

    Эстетические категории как инструмент познания и практического освоения действительности, их разделение на прекрасное и безобразное. Характеристика возвышенного и низменного. Категории трагического и комического. Анализ эстетической категории "ужасное".

    контрольная работа , добавлен 20.12.2012

    Эстетическая мысль античности. Концепции западных мыслителей эпохи средневековья, возрождения, классицизма. Эстетическая мысль Просвещения. Основные тенденции развития эстетической мысли в западноевропейских странах, в Древней руси. Русский классицизм.

    реферат , добавлен 26.06.2008

    Ознакомление с творческим потенциалом человеческого труда. Характеристика человека и общественных отношений как основных объектов эстетической деятельности. Ключевые закономерности появления искусства и этапы его развития. Рождение эстетических идеалов.

    реферат , добавлен 20.10.2010

    Ценностное отношение со стороны субъекта. Классификация ценностей как явлений бытия. Социальная обусловленность ценностных ориентаций, природа ценностных ориентаций. Эстетические категории. Прекрасное (красота), как эстетическая категория и ценность.

    реферат , добавлен 23.05.2008

    Эстетические отношения к действительности и основные категории эстетики. Сущность досуга и его общественный потенциал. Функции досуговой деятельности в жизнедеятельности человека. Развитие этических и эстетических качеств в театральном коллективе.

    курсовая работа , добавлен 01.07.2014

    Природа обыденного и профессионального эстетического сознания. Разница в эстетических оценках и вкусах отдельных людей. Понятие безобразного и прекрасного. Эстетические категории: прекрасное-безобразное, трагическое-комическое, возвышенное-низменное.

    реферат , добавлен 13.07.2013

    История становления и развития эстетики как направления в философии, ее место и значение в трудах античных мыслителей. Особенности эстетических взглядов Пифагора. Сравнительная характеристика идей Платона и Аристотеля, их сходные и отличительные черты.

    реферат , добавлен 28.10.2009

    Эстетические учения различных философских школ. Интуитивистская эстетика Бергсона, Кроче, Рида. Эстетические коллекции и исследования В. Беньямина. Исследование проблемы трансформации эстетической формы в искусстве XX века на основе идей В. Беньямина.

    курсовая работа , добавлен 02.02.2016

    Идеальная красота. "Ущербленная" красота. Красота - не самоценность. Зависимость восприятия красоты и безобразия от свойств личности. Красота - не цель, а следствие. Воззрения выдающегося русского философа Н.Лосского. Вопросы прекрасного и безобразного.

Жизнь человека и искусство не ограничиваются только одним трудом. Предметом эстетической деятельности из давних времен были сам человек, его тело, внешность. Внешность человека есть природным даром, но тело человека формировалось под влиянием трудовой деятельности, общественного способа жизни. Прямохождение, специализация конечностей, развитие языка, слух, обоняние, вкус, прикосновения, лицо, что светится умом - все это есть результатом специфической для человека формы жизнедеятельности. Процесс усовершенствования человеческой формы и сути проходили объективно, бессознательно для самого человека.

Человеческие общности, что пребывали на первичном равном развитии использовали татуировку для украшения своего тела. Но татуировка использовалась как социальные знаки, при помощи которых человек подчеркивал благонадежные социальные свойства.

Введение простейшей одежды было связано с потребностью в защите от неблагоприятных погодных условий, в связи с благонадежными морально-этическим приобретением. Одежда испытала значительное развитие и послужила явлением эстетическим. История свидетельствует, что одежда никогда не сводилась только к функциональному назначению. Она давала точную социальную характеристику человека, его общественного статуса, характера общественных отношений в которые данная личность включена. Все это обеспечило истории человеческой одежды важное место в культуре.

Итальянцы довольно взыскательные, что касается внешности. Они относили красивую одежду к вещам, каковы требуемые для полного усовершенствования человека.

В Флоренции костюм был чем то индивидуальным, и тогда каждый одевался за собственной модой. В Венеции и Флоренции в эпоху Возрождения бытовали определения костюмов мужчин, а что касается женщин - были приняты законы, что запрещали роскошь. Там, где одежда ничем не регулировалась, устанавливалась, например, в Неаполе, нельзя было отыскать какую-нибудь разницу между знатью и низами.

Частая смена фасонов одежды и подражание французским и испанским модам служила удовлетворению обыкновенного тяготения к "франтовству".

Особенного рассмотрения заслуживает стремление женщин каким-либо существенным способом сменить свою внешность при помощи косметических способов. Ни в одной стране Европы, кроме Италии, со времен падения Римской империи не бытовали настолько многочисленные и многогранные дополнения, что касается внешности, цвета лица, волосы.

Все стремятся к нормальному природному виду, и стараются достигнуть его при помощи способов, которые, сразу бросаются в глаза, вводят в обман. Так, в массовом порядке носят накладные шиньоны из белого и желтого шелка; их запрещают и снова носят, пока наконец взгляды людей не привлекаются проповедником, который призывает покаяться, и тогда, на городской площади строится поленится для всеобщего сожжение, где вместе с игрушками, масками, волшебными записками, песнями и прочим хламом находят свое место и шиньоны. Идеальным цветом волос был русый. А поскольку в те времена было принято полагать, что солнце может предоставить волосам такой цвет, были такие дамы, которые целыми днями стояли на солнце; кроме того использовали способы для покраски волос и всякого рода смеси. Сюда также добавлялись туалетная вода, косметические примочки и гримы для каждой части тела, даже для век глаз и зубов.

И бесполезные были попытки убедить женщин, что это - отличающий знак распутниц: сами добропорядочные матери семейства, которые целыми годами даже не касались грима, все же красились по праздникам, когда им приходилось появляться на людях.

Парфюмерные способы также вышли за обыкновенные рамки разумного, распространяясь на все окружение человека. Так на праздники даже больших животных мазали пахучими мазями, смазками.

Усовершенствования тела человека, использование одежды, косметических способов и прикрас для демонстрирования социальных свойств людей заложили основы для такой разновидности эстетической деятельности как мода.

Вячеслав Зайцев, автор многих интересных замыслов в области красивой одежды, говорит: "Вне моды человека просто нет. Каждый из нас либо приверженец старой моды, ушедшей, либо поклонник моды, идущей, может быть, впереди времени, либо же моды современной."

"Публика была обычная: богато одетые бедняки и бедно одетые богачи." Так негритянский писатель Джеймс Болдуинг выразил один из очередных парадоксов американской мод.

В статье в нашей прессе говорилось: "Каждая новая мода, побеждая предыдущую, демонстрирует свою жизненность и закономерность."

О моде спорят, либо молча подчиняются, во имя ее совершают неожиданные поступки и даже идут на лишения. Она навязывает костюмы и прически, блюда и украшения, подсказывает вид, а то и место отдыха, заставляет собирать ненужные вещи, а иногда и, увы, требует модных цитат и авторов даже в ученых произведениях. Мода вынуждает носить бархат либо нейлон, завиваться или выщипываться, мести тротуары клешами либо надевать лицемерно скромные - учитывая цену - джинсы...

На островах Полинезии в большой моде изогнувшиеся почти до круга свиные клыки. Дамы носят их в качестве браслетов. Особенно высока цена на них на Новых Бермудах. Из-за этого поднялась цена и на свиней. За одну трехлетнюю свинью с изогнутыми клыками отдают трех красивых девушек с племени намба. Молодые матери нередко вынуждены бросать своих младенцев и кормить грудью поросят.

Когда-то французский писатель Жан Лабрюейр сказал: "Люди глупы и мелочны - доказать это нетрудно. Взять хотя бы, к примеру, их подчинение даже в том, что касается еды, образа жизни, здоровья и совести." А секрет прост. Хотя мода, возможно, не всегда подозревает об этом, но она беспощадно эксплуатирует именно эстетические категории, такие как "вкус", "оригинальность", "красота".

Мода питается двумя законными стремлениями: к оригинальности и красоте. Пока человек только прикрыт одеждой - об моде речи нет; призрак ее возникает тогда, когда человек при с помощью одежды желает подчеркнуть свои особенности как личности и, по возможности, скрыть недостатки. То есть неповторимый, единственный человек хочет быть самим собой и намеревается выразить это еще и своим внешним обликом.

Бездумное, "стадное", бегство за модою есть как раз признак малой культурности. Описывая красоту женщин своего идеального города Солнца, Кампанелла писал, что в этом городе подвергли бы к смертной казни ту, которая из желания быть красивой стала бы носить обувь на высоких каблуках, чтобы сдаваться выше ростом, либо длиннополое платье, чтобы скрыть свои не очень красивые ноги.

Каждая мода несет во себе противоречия. Ее первая цель - сделать человека непохожим на других, отличающимся, особенным. Мода порождает целые толпы похожих, одинаково наряженных особ, однообразных, зауниформленных как войсковое соединение. Во-вторых, мода изменяет самой себе и предает собственные принципы, делая, к примеру, из простых и удобных для пастухов брюк (джинсов) одежду "престижную", непременно снабженную фирменными этикетками. Так же, и "оженствление" мужской одежды, появление в ней кружев, рюшей и т. д. Эстрадный певец уже ныне неотличим от швейцара или слуги из богатых домов прошлого века.

Мода несет затраты. Еще Сократ, когда увидел такое большое количество рыночных товаров произнес: "Сколько же есть вещей, без которых можно жить."

С моды, например, начинается курение. Так придать курению черты некой эстетической привлекательности, внушить подросткам посредством кино, книг и телевидения, что сигарета и папироса - спутник умного человека, или смелого, или непонятого и страдающего... Это очередная победа моды. И еще одно поражение культуры.

Мода приносить еще и идейные затраты. Это гонение за ярликами и этикетками на одежде и надписями на ней. Красивая, милая девушка, а на ее белой футболке английскими буквами: "Мисс любовь". Неподалеку веснушчатый паренек. На его рубашке (тоже английскими буквами) - "Президент". А сколько сумок, рюкзаков, портфелей с надписями на все мировых и не мировых языках. Видимо, латинский алфавит имеет неотразимое воздействие на впечатлительные умы.

Из поправок, из которыми согласовался В. И. Ленин в связи с принятием новых советских денежных знаков, была следующая: "Надписи на иностранных языках - снять."

Мода давно перестала быть безобидной, она меняет наш образ жизни, становится идеологическим оружием. Либо такой крик моды: лица любимых артистов на хозяйственных сумках. Либо крестики на шее неверующих молодых людей.

Признаки интеллектуальности становятся просто модой, за которой ничего нет и прежде всего - самого интеллекта. Об этом Честертон сказал, что "круглых дураков тянет к интеллектуальности, как кошек - к огню."

Мода ввела в наши жилища надменных догов, шуршащих в клетках змей, сварливых макак, истеричных попугаев. Собака на поводке стала как бы знаком отличия.

Как-то Цезар, увидал в Риме, как какие-то богатые иностранцы носили за пазухою щенят и маленьких обезьян и ласкали их. Он спросил их, разве у них женщины не родят детей. (Этим он хотел сказать, что люди тратят на животных любовь, которая должна принадлежать людям.)

Не будем говорить о "сердцах", пронизанных стрелами, черепахах, замках, ножницах, бритвочках, болтающихся на цепочках у многих девушек. Жизнь сама вытесняет эту безвкусицу. На островах Океании - Новых Гебридах считается красивым удалять у замужних женщин два передних зуба.

Чем больше эстетической грамотностью обладает человек, тем меньше он подвергается заражению плохой модой, ее отходами.

Коко Шанель: "Чрезмерное повышенное внимания женщин к "форме" заставляет их запускать "содержание."

Требование к телу человека, одежде, косметике и украшениям связанны из сменами способа жизни и определяют стиль эпохи. В развитии моды можно выделить две тенденции:

1. Человеческое тело, его пропорции и природные формы есть доминирующими.

При рассмотрении этого общество заинтересованно в гармоническом физическом развитии человеческого тела с помощью спорта; одежда и украшения ориентированные на естественные человеческие формы.

2. Другая тенденция исходит в штучном усилении стилизации человеческой статуры при помощи одежды, использования всяческих париков и чрезмерной косметики.

В истории мировой моды имели практический всплеск как первая, так и вторая тенденции. В наше время общество нашло возможность гармонического сочетания требований как к человеческому телу, так и к одежде, украшениям, косметики, что дополняют естественную красу человека.

Важным эстетическим достоянием человечества есть массовый спорт, забота про здоровье и физическая досконалость. Вместе с тем искусство косметики и одежды дает возсожность в случае необходимости утаивать или подчеркивать недостатки внешности.

Внешний облик человека, умения его через внешность передавать свой внутренний мир, либо затаить его, продемонстрировать свою индивидуальность, либо создать нужен имидж - важные элементы эстетической культуры личности. Внешность человека не есть его личным делом и требует уважения к общественным нормам и правилам, к человеческому достоинству вообще.

Итальянский философ Антонио Банфи оценивает эстетическую весомость одежды так:"... Одежда отличается тысячами оттенков, в которых проявляются наиболее тонкие нюансы самосознание и личного мира индивида. Одежда всегда есть важным элементом личности, зеркалом того, что есть в человеке - естественного и риторичного, либо фальшивого, коллективного или индивидуального, манерного или подлинного. Поэтому история костюма - это история самого человека".

Создание личного стиля через формирование внешности есть важной сферой эстетической деятельности человека.

Человека характеризует ее внешний вид. Вид человека должен отвечать его личности. Помощниками в решении этого задания должны быть эстетическое развитие человека, его вкус, искусство и спорт.

Также эстетический опыт личности реализуется через отношения: моральные и юридические, экономические и политические, религиозные и идеологические. Эти отношения могут быть объектом эстетической деятельности человека и общества. Потому что любая человеческая деятельность приводит к установлению типичных социальных отношений, содействует обмену мнений, вызывает эмоции.

Например, ритуал, что сопровождает какое-либо магическое действие: церковная литургия, которая своей эстетичностью захватывает и неверующего человека либо военный парад, политическая манифестация или карнавальная процессия.

Народные праздники, карнавальные игры, ярмарки, спортивные соревнования есть зрелищными действами и олицетворяют вольную общественную взаимосвязь.

Все наиболее важные этапы человеческой жизни, такие как рождение, достижение полнолетия, брак, похороны есть коллективным действием, которым обеспечивается сознание общественного единства и взаимосвязи, а также общественной ценности отдельного человеческого существа.

Межличносные взаимоотношения регулируются принципами морали, эстетической формой которых выступает этикет - установленная система норм поведения и общения, что имеет тенденции исторического развития. Соблюдая нормы этикета подсознательно влияет на моральное состояние человека, смягчает агрессивность, нетерпимость, бесчувственность к другому человеку, изменяет внутреннее настроение, моральные установки, не создает основы для конфликта или недоразумения.

Следовательно, внешняя форма поведения сначала выступает как вынужденная необходимость соблюдения этикетных правил, а потом переходит в внутренние состояние человека, изменяет его морально. Человечество, создавая идеал личности, предвидит развитие физического усовершенствования, высоких моральных свойств и развитого эстетического сознания.

Еще античная эстетика определила гармонию внешнего и внутреннего, словом калакоготия, то есть условием красы человека.

Эстетические идеи XVII-XVIII вв. (барокко и классицизм)

С XVII в. берут свое начало новые нормативно-эстетические системы, основы которых были заложены еще эпохой Возрождения - барокко и классицизм. Кризис культуры Возрождения, последствия Реформации и Контрреформации, кризис феодализма как общественной системы приводят к новому пониманию мира как противоречивого, трагического и динамического явления. Одной из центральных идей барокко является особое понимание красоты как идеального образования, выше природы. Искусство должно совершенствовать природу и отражать не уродство реальной жизни, а облагороженную и улучшенную действительность. С этим связаны такие особенности эстетики барокко, как пышность, парадность, театральность, живописная иллюзорность, возвышенность и торжественность.

Другое направление нормативной эстетики связан с именем Рене Декарта (1596-1650 гг.), Автором системы философского рационализма. Он получил название классицизм. Основным эстетическим принципом провозглашается верность природе, логично организованной и творчески облагорожен умом. По мнению теоретиков классицизма, объективно присуща мира красота - симметрия, пропорция, мера, гармония - должна воспроизводиться в искусстве по античным образцам.

Основные идеи эстетики классицизма изложены в произведении "Поэтическое искусство", автором которого является поэт-сатирик Николя Буало (1637-1711 гг.). Буало доказывает исключительную роль разума в творчестве и восприятии искусства. Именно ум в порядок материальный мир, и художник отражает только духовные сущности, которые лежат в основе природы. Идеалом ума и образцом искусства считал произведения римской античности. Искусство должно проповедовать нравственные ценности через изображение благородных чувств и героических поступков. Верный рационалистическим традициям Буало пытался конкретизировать теорию жанров, определив четкую границу между "высокими" (ода, поэма, трагедия) и "низкими" (эпиграмма, басни, комедия) искусствами.

Эстетика Просвещения

Продолжило начатую на рубеже XVI - XVII вв. рационалистическую течение в европейском культурном развитии Просвещение. Эта эпоха господствовала в Европе в XVIII - нач. XIX в. В центре всех философских школ, систем, течений того времени находится, как правило, активный деятельный субъект, который способен познавать и изменять мир по своему разуму. А разум рассматривается в рационалистических системах как источник всей субъективной деятельности человека. Разум как сущностная характеристика субъекта выступает и как предпосылка, и наиболее яркое проявление других характеристик: свободы, самодеятельности, активности и т. Человек как разумное существо, с точки зрения рационализма, призвана стать властелином мира, чтобы создать гармоничное общество, раскрыть творческий потенциал человека. Большое внимание мыслители уделяли вопросам о сущности и функции красоты и искусства, эстетический вкус.

В обосновании красоты все просветители подчеркивали, что ее объективные основания открываются только активно стремящейся к ней человеку, вооруженному интеллектом и эмоциями. Категория гармонии становится в этот период характеристикой равновесия рационального и эмоционального начала в человеке, обоснованием возможности снятия социальных противоречий, а не только символом согласия и упорядоченности в природе и в художественных произведениях. Новое понимание приобрело понятие эстетического вкуса. По представлениям просветителей - это ощущение, которое пронизано мыслью. В нем тесно соприкасаются культура и природа, искусственное и естественное. Вкус выступает своеобразным посредником между ними.

Классическим философом эпохи Просвещения был Франсуа-Мари Аруэ, который известен в истории мировой культуры как Вольтер (1694-1778 гг.). Среди всех видов деятельности он выделял творчество, видя именно в ней силу, которая изменяет мир. Подчеркивал, что искусство является производной человеческого разума и воли. То, что изображается должно соответствовать общим законам разума, но одновременно быть только сходством правды, ее видимостью. Определял эстетический вкус, как "чувствительность к прекрасному и безобразного в искусстве". Хороший вкус ассоциировался с простотой и естественностью, а плохой с избыточностью. Считал Просвещение путем формирования общественного вкуса, придавал большое значение воспитательной функции искусства. В частности это оказалось в его понимании сущности античной трагедии: трагическое зрелище должно вызывать чувство жалости, заставлять чувствовать страдания других как собственные.

Более основательную разработку эстетических принципов французского Просвещения мы видим в работах Дени Дилро (1713-1783 гг.). Дидро понимал художественное творчество, как сознательную деятельность, опирающаяся на общие правила и законы искусства. Прекрасное должно иметь совершенную форму и содержание. Прекрасное должно иметь совершенную форму и содержание. Внешне прекрасное проявляется в отношениях порядке, пропорциональности, симметрии, гармонии между предметами. Содержательно прекрасным можно назвать лишь то, что имеет в себе глубинную идею, касается ума и сердца человека. Поэтому Дидро большое внимание уделяет искусству, где главными являются воспитательная и ценностно ориентационная функции.

По мнению философа, наиболее высокой оценки заслуживает демократическое искусство, которое обращается к нравственности простых людей, потому что именно такое искусство наиболее адекватно представляет гуманистические направленность.

Немецкий философ Александр Готлиб Баумгартен (1714-1762 гг.) Выделил эстетику как самостоятельную науку, очертив круг ее важнейших вопросов. В его трактате "Эстетика", находим такие слова: "Эстетика (теория свободных искусств, искусство прекрасно мыслить, искусство мыслить аналогично разума) представляет собой науку о чувственное познание". Итак эстетика есть наука о чувственное познание познающего прекрасное, о законах создания на основе прекрасного, произведений искусства и законы эстетического восприятия. Эстетическое восприятие по Баумгартену выступает в роли самодостаточного созерцания определенного объекта, осознание его сущности, через видение прекрасного. Человек в таком состоянии способна не только почувствовать духовное наслаждение, но и достичь единения, духовной гармонии с вечностью.

Таким образом эстетика и эстетическое мировосприятие выступает одной из форм взаимоотношений человека с миром, осознание ею (человеком) своей исконной причастности к бытию идо вечности, собственной роли и места в Универсуме.

Взгляды Баумгартена оказали значительное влияние на эстетические системы представителей немецкой классической философии, в частности И. Канта и Гегеля.

Немецкая классическая эстетика (конец XVIII - начало XIX в.) - Исключительно важный этап в развитии мировой эстетической мысли. В трудах Канта, Шиллера, Гете, Гегеля, Шеллинга не только развитые положения эстетики просветителей, но и выявлены некоторые ее слабые стороны, обоснованы новые методологические принципы эстетических исследований. их главным вкладом в развитие эстетики, было понимание эстетической науки, как органической и необходимой части философии и включение ее в свои философские системы.

Эстетические взгляды Иммануила Канта (1724-1804 гг.) Изложены в его труде "Критика способности суждения". Эстетическая система Э. Канта, сформированная им в 70-е годы XVIII в., Рассматривается им как завершающая часть философской системы. Эстетика по Канту - это одна из форм познания, объединяет сферу познания ("чистого разума") и духовную сферу ("практического разума"). В основе сферы познания лежит эстетическое суждение, которое, по мнению Канта, является "суждением вкуса", в то время как логическое суждение имеет целью поиск истины. Эстетическая способность суждения обнаруживает субъективную целесообразность в искусстве, которая проявляется в категориях прекрасного и возвышенного.

Впервые в истории эстетической мысли И. Кант доказал, что сфера эстетического базируется на человеческом опыте, человеческом духе, и заключается в бескорыстной творческой деятельности. Создателем этого должно выступать художественный гений, который: "Есть абсолютно оригинальным, его творчество должно быть образцовой, гений - это способность создавать правила, гений есть только в искусстве". Кант уверен, что искусство, которое ничего не дает для идеи - деградирует.

Романтическая форма искусства утвердила приоритет духовного содержания сверхчувствительной форме. Согласно деградация формы приводит к самоуничтожению искусства, ибо оно, по своей сути требует приобретения чувственной формы.

Георг Гегель фактически был последним значительным мыслителем классической философской эстетики. После него эстетика стала одной из традиционных университетских дисциплин, которая не претерпела существенных изменений и по сей день.

Культурная жизнь Западной Европы XIX в. в значительной мере было обусловлено идеями и условиями Просвещения. Но со временем стало явным, что человек и человеческая культура не исчерпываются только умом, а приобщение человека к культурным ценностям не вызывает непосредственного прогресса в моральном и любом другом человеческом измерении. На смену уверенности человека в абсолютных истинах приходит совершенно новое восприятие мира - романтическое, затем реалистично. Так возникает культура Романтизма, а затем соответственно и Реализма. Романтизм - это идейное и художественное движение в европейской культуре, который охватил все виды искусства и науки в конце XVIII - начале XIX в.

Отразив разочарование в результатах Великой французской революции в идеологии Просвещения, романтизм противопоставил утилитаризма и нивелированию личности стремление к свободе, жажду усовершенствования и обновления, пафос личной и гражданской независимости.

В произведениях романтиков появляется идея об элитарности культуры, основанной на противопоставлении создателя - "гения" и невнятного серой толпы. Художник не должен подражать природе и творить по каким канонам. Романтики рассматривали искусство как сферу раскрепощения различных способностей личности и ее свободной самореализации. Поэтому романтизм стимулирует ассоциативность художественного мышления, взаимопроникновение различных искусств и жанров. Были выдвинуты новые идеи и в области художественной критики. их сущность заключалась в переходе от обычного созерцания к диалогу с художником.

Главным центром романтизма была Германия. Из произведений немецких поэтов и философов черпали позже свои идеи романтики других западноевропейских стран. Эпоха романтизма изменила эпоху Просвещения, культура которого родила своеобразное явление, так называемый перед романтизм, основными представителями которого были поэты "веймаровського классицизма" И.В. Гете, Ф. Шиллер, KM Виланд, а также известные мыслители ГЭ. Лессинг, Й.Г. Гердер и И.И. Винкельман.

Ярким представителем немецкой эстетики был Иоганн Фридрих Шиллер (1759-1805 гг.), Эстетические взгляды которого наиболее полно представлены в произведении «Письма об эстетическом воспитании". Это произведение построен по принципу эстетического воспитания личности в сочетании с эволюционным путем перехода к буржуазному обществу.

Критикуя "грубость" низов и "зманижемисть и спаплюженисть" культурных слоев, Шиллер видел выход из этой ситуации путем обращения к красоте, которая, по его мнению: "Должна вывести людей на истинный путь из этого двойного хаоса".

В своих дальнейших размышлениях Шиллер уделяет значительное внимание таким понятием как "игра" и "эстетическая видимость". Игра является деятельность, в ходе которой человек способен наиболее гармонично себя реализовать. В ходе игры возникает "эстетическая видимость", которая существенно отличается как от реальности, так и от воображения, а также фантазии. Таким образом Шиллер стал предвестником новой идейно-художественного течения - романтизма.

Чрезвычайно важную роль в развитии эстетики сыграл Георг Фридрих Гегель (1770-1831 гг.). В своей четырехтомной работе "Лекции по эстетике", немецкий философ сблизил эстетику с философией искусства, которая в его учении наиболее точно характеризует это понятие. Гегель, являясь создателем теории диалектики на основе объективного идеализма, считал, что: "Высший акт разума, который охватывает все идеи, есть акт эстетический, и шо истина и добро являются родственниками только в красоте". Красота, по Гегелю - это чувственная форма идеи. Таким образом в его взглядах эстетика ограничивалась только проблемой "прекрасного в искусстве".

Заслугой же Гегеля в развитии эстетики был анализ развития искусства с точки зрения специфики форм художественного выражения. Именно Гегелю принадлежит идея анализа исторического становления искусства, в контексте концепции эстетического развития, его судьбоносного влияния на общество. По его мнению искусство в своем развитии проходит три стадии: символическую, классическую и романтическую.

Символическая форма искусства (которой соответствует искусство Древнего, а частично и средневекового Востока) предусматривает нераскрытость идейного содержания, которая является предпосылкой "идеала". Эта идея не совсем понятна и не может найти адекватного выражения. Как следствие возникает символизм который создает "внешняя среда" идеи.

Классическая форма искусства (которой соответствует античное искусство) представляет собой гармоничное единство формы и содержания. Идея, получившая образа классического искусства индивидуальных черт выступает в качестве идеала.

К началу XIX века русские мыслители уже познакомились с новоевропейским термином «эстетика». Николай Карамзин (1766-1826) в «Письмах русского путешественника» пишет об эстетике как «науке вкуса» и «чувственного познания». Карамзин считает, что новая наука призвана заниматься исключительно прикладными задачами «исправления вкуса». Он разграничивает такие понятия, как «красота» и «изящное», считая, что первое характеризует окружающий человека мир, а второе - самого человека и результаты его деятельности. Изящное соответственно выступает красотой более высокого порядка. Поэтому и акцент в определении задач эстетики для Карамзина лежит в области изящного, а не красоты.

Русская эстетика XIX - начала XX века представлена множеством направлений: славянофильство (А. Хомяков, братья Киреевские, К. Аксаков), почвенничество (А. Григорьев, Н. Страхов), народничество (Н. Михайловский, П. Лавров), эстетика революционных демократов (В. Белинский, А. Герцен, Н. Огарев, Н. Чернышевский, Н. Добролюбов), филологическая эстетика (А. Веселовский, А. Потебня), религиозная эстетика В. Соловьева, эстетика К. Леонтьева, эстетические взгляды русских писателей (Ф. Достоевский, М. Салтыков-Щедрин, Л. Толстой, А. Чехов), символисты (В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Белый, А. Блок), эстетика «формального метода», эстетика театра и кино, социологическая эстетика, марксизм, эстетический опыт русского религиозного ренессанса (Н. Федоров, П. Флоренский, Л. Шестов, В. Розанов, И. Ильин, С. Булгаков, Д. Мережковский, Е. Трубецкой, С. Франк).

Славянофилы критиковали индивидуализм западного искусства и призывали к возвращению к религиозным истокам и духовности. Им принадлежит начало разработки такого понимания искусства, как единое и целостное понятие, включающее в себя чувственность восприятия человека. Посредством созерцания искусства происходит облагораживание человека, расширение его нравственного потенциала. Славянофилы активно подчеркивали роль религии для возникновения и развития искусства.

Идеи почвенничества были связаны с проблемой разногласия славянофилов и западников, спорящих по вопросу пути, по которому должна развиваться Россия. Искусство способно смягчать «прививаемое» новше-

ство для России. Особую значимость приобретает литература как искусство воплощенного идеала. Она помогает воплощать идеал в жизнь, способствует усвоению его массами. Задача художника - быть правдивым. В качестве примера и образца литературного творчества почвенники выдвигают Л. Толстого, в котором воплощено единство простого и сложного, доброго и полезного.

Народничество рассматривало проблемы отношений искусства и действительности, назначении искусства в жизни общества, критерии эстетической ценности. Народники считали искусство средством борьбы народа за независимость. Главное в искусстве - его идейность. Искусство должно воспитывать человека, влиять на его душу.


Филологическая эстетика выдвигала на первое место проблемы языка и литературы с позиций эстетического восприятия. Главными исследовательскими методами у них становится психология и филология. Представители этого направления анализируют структуру художественного текста и психологические закономерности процессов его создания. Центральными понятиями у них становятся «внутренняя форма», «содержание», «образ». Внимание исследователей акцентируется на их восприятии.

Значительно обогатили русскую эстетику революционеры-демократы. Виссарион Белинский (1811-1848) считал, что эстетика связана с общественными изменениями, жизненными процессами. Он писал о том, что «все прекрасное заключается только в живой действительности». Отсюда мысль о том, что все, что называется прекрасным в искусстве, есть действительность. Действительность всегда для него выше искусства, потому что искусство вторично по отношению к действительности.

Александр Герцен (1812-1870) стал одним из первых, кто вводит понятие «эстетическая реальность», которое означает соотношение, связь объективного и субъективного начал под общим знаком гармонии. Гармония - это признак соответствия человека миру. Поэтому ключевым понятием для Герцена становится гармоничный человек. Гармония человека- в соответствии души и тела, долга и влечения, индивидуального и общественного начал. Гармоничность лучше всего проявляется в творческой деятельности. На гармоничность человека, по его мнению, большое влияние оказывает общество. Искусство есть средство воздействия общества на человека, и человека на общество.

Николай Чернышевский (1828-1889) также рассматривал эстетические проблемы сквозь соотношение искусства и действительности. Искусство должно правдиво и верно отображать действительность, наполняя ее возвышенными идеалами народа. Искусство способно дарить человеку наслаждение, обращать внимание на то, что в действительности не всегда заметно. Чернышевский в работе «Эстетические отношения искусства к действительности» стремится утвердить объективные основания прекрасного. Эти основания заложены в действительности, в самой природе.


«Прекрасное есть жизнь». Прекрасное существует объективно, целостно, но имеет много форм проявлений: прекрасное в действительности, прекрасное в фантазии и прекрасное в искусстве.

Особое место в русской эстетике принадлежит мыслителям так называемого религиозного направления (В. С. Соловьева, Н. Федорова, П. Флоренского, Л. Шестова, В. Розанова, И. Ильина, С. Булгакова, Д. Мережковского, Е. Трубецкого, С. Франка). Представителями этого направления искусство рассматривается как средство единения народа и проявление устремленности к Богу. Эта теория названа теорией «всеединства». Человек, который занимается художественным творчеством, с одной стороны, стремится познать Бога, с другой, - проявляет единство человечества в своем предназначении. Прекрасное есть проявление умственного и нравственного содержания, чувственное проявление образа мира. В Красоте человечество едино с Богом. Она многообразна, также как и различны по характеру люди. Но все люди едины в акте восприятия красоты. Поэтому восприятие красоты объединяет всех людей.

Одним из ключевых в религиозной эстетике становится понятие теургии (греч. qeourgiva - божественное деяние; сакральный ритуал, мистерия), которое в древности имело смысл сакрально-мистериального общения с миром богов в процессе особых ритуальных действ.

Владимир Соловьев (1853-1900) осмыслил теургию как древнее «субстанциальное единство творчества, поглощенного мистикой», суть которого состояла в единении земного и небесного начал в сакральном творчестве. Его сущность он усматривал в сознательном мистическом «общении с высшим миром путем внутренней творческой деятельности», которая основывалась на внутреннем же органическом единстве основных составляющих творчества: мистики, «изящного искусства» и «технического художества».

Для русской эстетической мысли XIX века в целом характерны сосредоточенность на человеке, его внутреннем мире, рассмотрение человека не в его эгоцентрической отдаленности, не в противостоянии миру и другим людям, а в сопричастности и соприродности, оправдание приоритета литературы в искусстве, изучение проблем искусства в тесной связи с проблемами общества. Идеи XIX века будут осмыслены философами XX века - Г. Флоровским и Н. Бердяевым.

Георгий Флоровский (1893-1979), усматривая практически во всех религиозных исканиях серебряного века «эстетический соблазн», негативно относился и к идее «свободной теургии». Искусство будущего должно вступить в новую свободную связь с религией. То есть художник станет истинным орудием Бога-Слова в реальном преображении мира, фактически выйдет за пределы собственно искусства в смысле новбевро-пейского «изящного искусства», искусства как специфически эстетической формы деятельности.

Через несколько лет после апогея символизма появилась фундаментальная работа крупнейшего русского философа Николая Бердяева (1897- 1948) «Смысл творчества. Опыт оправдания человека» (1916 г.), в которой дана уже философско-культурологическая оценка символизма. Автор убежден, что в символизме творчество перерастает рамки искусства и культуры, рвется не к ценностям культуры, а к новому бытию. За символизмом следует «мистический реализм», за искусством - теургия. Бердяев делит художественное творчество на два типа - реалистическое и символическое. Если в реализме художник приспосабливается к миру, то в символичном искусстве творчество проявляется с наибольшей силой. Символизм, по его мнению, помогает художнику через «творческий акт» взаимодействовать с «сокровенной, последней реальностью». Поэтому в символическом творчестве художник выходит за рамки художественного и становится теургом.

Вопрос о прошлом, настоящем и будущем России, о путях ее развития и роли во всемирной истории разделил образованное меньшинство на славянофилов и западников. Спор их был задан «Философическим письмом» П. Я. Чаадаева, опубликованным в московском журнале «Телескоп» в 1836 г., где автор, размышляя над судьбами Запада и России, католичества и православия, делал отрицательные выводы об исторической судьбе православной России. Идеи Чаадаева непосредственно «пробудили» два противоборствующих общественных направления: славянофилы, и западники 40‑х годов с равным правом могли считать его и своим наставником, и оппонентом.

Ведущие идеологи и публицисты славянофильства 40‑х годов : поэт и философ А. С. Хомяков, критик и публицист И. В. Киреевский, его брат, П. В. Киреевский, общественный деятель Ю. Ф. Самарин, братья К.С. и И. С. Аксаковы – дети признанного писателя Сергея Аксакова, также известные литераторы. Русское западничество той поры представляли В. Г. Белинский; А. И. Герцен; его друг и соратник Н. П. Огарев; общественный деятель, профессор Московского университета Т. Н. Грановский; В. П. Боткин; П. В. Анненков, ставший первым биографом Пушкина; писатель и журналист И. И. Панаев.

И славянофилы, и западники были подлинными радетелями Отечества, их объединяла неудовлетворенность итогами культурно‑исторического развития России, жажда национального самосознания. И те, и другие говорили о необходимости отмены крепостного права, о гражданских правах и свободах. И те, и другие находились в оппозиции к царской бюрократии. Славянофилы и западники по‑разному оценивали период Московской Руси и реформы Петра I, буржуазный экономический порядок Европы и патриархальные устои России. В поле обсуждаемых проблем был вопрос о назначении искусства, о художественности и народности литературы. Символично заглавие статьи Хомякова «О старом и новом», положившей начало в 1839 г. славянофильскому направлению как таковому. В «былом», «старом» – в русских преданиях и традициях православия и народной нравственности, которая свободна от «барыша», своекорыстия, нужно искать начало «истинного православия». Предание, «преемство жизни» есть необходимейшая основа для ее самосохранения, – писал К. Аксаков. Естественно поэтому преклонение славянофилов перед вековыми устоями монархии, русским общинным строем, христианскими коллективными, а не индивидуальными формами жизни, вплоть до «самоотречения». Соборность – так со времен первых славянофилов определяется особое качество русского, славянского братства, православного единения разных слоев общества на основе самозабвенного служения «миру», «общине», «роду».

В искусстве и литературе славянофилы ценили то, что самобытно, в чем «творит» духовная сила народа. Для Хомякова это были иконы и церковная музыка, для К. Аксакова и Самарина – творчество Н. В. Гоголя, А. К. Толстого, В. И. Даля.

Представители западничества считали, что достичь процветания Россия может лишь путем сближения с Европой; в бурном росте промышленности, в утверждении гражданских прав личности, в идеалах равенства, в развитии науки, в буржуазном прогрессе видели они залог величия России.

Славянофи́льство - сложившееся в 1830-е-1850-е националистическое направление русской общественной и философской мысли, представители которого выступали за культурное и политическое единение славянских народов под руководством России и под знаменем православия. Течение возникло в противовес западничеству, сторонники которого выступали за ориентацию России на западноевропейские культурные и идеологические ценности.

Делились на: Старших Славян - это Хомяков Алексей Степанович- был теоретиком славян, заложил фундамент славянской доктрины; Киреевский Иван, Киреевский Пётр. Младшие Славяне - это Константин Аксаков(поэт, публицист, лит. критик); Юрий Самарин, Иван Аксаков.

Все славянофилы обязательно верующие и обязательно православные! истинное христианство для них- православие. Славянофилы, в большинстве случаев бездоказательно, объявили об особом пути России, утвердились в мысли о спасительной роли Православия как единственно истинного христианского вероучения, отметили неповторимые формы общественного развития русского народа в виде общины и артели. «Все, что препятствует правильному и полному развитию Православия, - писал И. В. Киреевский, - все то препятствует развитию и благоденствию народа русского, все, что дает ложное и не чисто православное направление народному духу и образованности, все то искажает душу России и убивает ее здоровье нравственное, гражданское и политическое.»

Киреевский ценил монархическую культуру. Писал о 3 степенях деградации Европы:

1. Разделение церквей- католичество- сомнительное христианство.

2. Появление протестантизма, отдаление от идеала целостности.

3. Учение атеизма

Славянофилы считали, что европейская культура деградирует. 3 ступени деградации:

Раскол католицизма и православия

16 век – появление протестантизма

19 – появление атеизма

Серьёзный упрёк Европе- это хаос, хаос постоянно борющихся мнений. Все борются со всеми. Самое страшное событие для С.- это появление Петра 1. Считают Петра 1 по духу европейцем. Он разрезал единый русский религиозный организм. Первая, меньшая часть, дворяне,стали резко подражать европейцам, а вторая, большая часть, осталась прежней. Вся русская интеллигенция пошла за Петром.

Своим творчеством славянофилы создали мощное общественное и интеллектуальное движение, сильно пошатнувшее идущее еще с эпохи Петра I космополитическое мировоззрение и низкопоклонство перед Западом. Славянофилы пытались показать тупиковый, ущербный, бездуховный характер западноевропейской цивилизации, отмахиваясь от известных исторических фактов. Призывая людей обратиться к своим историческим основам, традициям и идеалам, славянофилы способствовали пробуждению национального сознания. Много ими было сделано для собирания и сохранения памятников русской культуры и языка (Собрание народных песен П. В. Киреевского, Словарь живого великорусского языка В. И. Даля). Славянофилы-историки (Беляев, Самарин и др.) заложили основу научного изучения русского крестьянства, в том числе его духовных основ. Огромный вклад славянофилы внесли в развитие общеславянских связей и славянское единство.

Несмотря на огромный вклад в развитие русского самосознания, славянофилы не смогли выработать целостного мировоззрения, что в значительной степени объяснялось характером той космополитической среды, из которой многие из них вышли и которая толкала их в сторону либерализма.

Славянофильство - литературно-религиозно-философское течение русской общественной мысли, оформившееся в 40-х гг. 19 века, ориентированное на выявление самобытности России и ее отличий от Запада.

Основными представителями славянофильства являлось интеллигентное дворянство. Русские славянофилы являлись глубоко верующими людьми, православие. Основные представители: Хомяков, братья Киреевские, Братья Аксаковы, Самарин. Начало славянофильское идеологии началось со статей Хомякова («О старом и новом») и Киреевского («В ответ Хомякову»). Статьи не были опубликованы.

Славянофилы полагали, что у России существует своя собственная, неповторимая, самобытная культура. Ей присуща соборность, преобладание общего над индивидуальным и сила традиций.

Киреевский издает журнал «Европеец», который был закрыт уже на втором номере Николаем Первым, так как в нем содержалась статья Киреевского, с требованиями конституции для России.

Город Санкт-Петербург получил свое название от имени Святого Петра, но Славянофилы полагали, что в честь Петра Первого.

Самый крайний славянофил – К. Аксаков, а самый крайний западник – Чаадаев.

Хомяков недолюбливал Лермонтова за создание Печорина, в котором не находил ни одного положительного качества. Уважал Пушкина, так как тот, по мнению Хомякова, вернул русский фольклорный колорит, обладает русской душой, хоть и воспитан по европейским манерам.

По сути, славянофильство – это реакция на начавшееся еще в эпоху Петра внедрение в Россию западных ценностей. Полагали, что западные ценности не могут прижиться в условия России и требовали, по крайней мере, некоторой их адаптации. Заложили основу научного изучения русского крестьянства.