Детская церковь. «Православный храм»

Церковь в восприятии ребенка зачастую представляется волшебным замком – высокие своды, позолота и красивые церемонии сполна захватывают детское воображение. Такие моменты важно не упустить, поддержать интерес ребенка, рассказать ему об истинном предназначении храма, вдохновить его историей и символизмом. Для таких целей и была написана наша из серии «Детям о православии». Приводим здесь отрывок и иллюстрации из неё.

Три части храма

Мы уже говорили, что снаружи храм часто похож на крест. А как храм устроен внутри? В какой бы стране человек ни зашёл в православный храм, он заметит, что эти храмы состоят из трёх частей: притвора, средней части и алтаря - и чем-то похожи друг на друга. Потому что почти все эти церкви построены по образцу древнего храма Соломона в Иерусалиме.

До наших дней он не сохранился, но тоже состоял из трёх частей, только назывались они иначе. Главные двери церкви, через которые входят люди, чаще всего находятся на западе.

Православные христиане входят в храм, перекрестившись и обратившись Богу со словами: «Господи, я вхожу в дом Твой, покланяюсь святыне Твоей, помоги мне, прости меня за грехи мои. Аминь».

Притвор

Открыв дверь церкви, мы входим в притвор. Он предшествует основной части храма, где обычно находятся люди во время службы. В притворе остаются те, кто готовится к Крещению. Они выходят после того, как диакон громко просит их удалиться:

«Оглашенные (то есть некрещёные), изыди́те (уйдите)». Некрещёные люди выходят из средней части храма раньше крещёных не потому, что они «плохие», а потому, что они ещё не могут участвовать в таинствах.

В притворе могут стоять люди, которые поступили очень плохо. На исповеди священник рассказал им, как получить прощение. В древности человек мог стоять в притворе несколько лет, пока священник не убеждался, что грешник в самом деле раскаялся. Сейчас уже нет таких строгих правил, но за серьёзный проступок отправить человека в притвор батюшка всё-таки может.

Крещение

Человеку нужно время, чтобы подготовиться к Крещению. Его сначала нужно спросить, хочет ли он дружить с Богом и другими христианами и что он готов для этого сделать. Нельзя же прийти с улицы и сразу стать нападающим сборной России по хоккею! Нужно готовиться и много тренироваться.

Средняя часть храма

Миновав притвор, христианин входит в храм. Центральная часть храма с главным алтарём напоминает корабль и потому называется «нефом» («неф» по-французски «корабль»).

Христиане здесь превращаются в «моряков на корабле», который плывёт по бурному морю и управляется самим Христом. Образ Церкви как морского или речного судна был таким популярным, что храмы стали называть «кораблями спасения».

Придел

Слева и справа от главного корабля иногда можно видеть «лодки» поменьше. Там тоже есть алтарь, но маленький. Такие «судёнышки» стали называть приделами. В них часто служат зимой, если храм большой. Ведь маленький придел с низким потолком можно быстро обогреть, и люди там не мёрзнут. Иногда вдоль стен стоят скамейки для сидения.

Алтарь

Алтарь - это главное место в храме. Он почти всегда расположен в восточной части церкви. В алтарь можно попасть через три двери. Центральные, самые большие и красивые, - царские врата. Из них могут выходить только епископы, священники или диаконы с Евангелием в руках.

Через двери поменьше (их могут называть северными и южными) в алтарь входят все остальные служители (алтарники, пономари, чтецы).

Каждый христианин мужского пола хотя бы раз в жизни был в алтаре - мальчиков туда вносят после Крещения, а те, кто крестился в зрелом возрасте, входят туда сами в сопровождении священника.

Девочкам или женщинам входить в алтарь нельзя. Это не значит, что девочки хуже мальчиков, просто сложилась такая традиция. Точно так же, как, например, женщинам нельзя быть шахтёрами или сталеварами. Раньше в Церкви были особые служительницы - диаконисы. Они помогали священнослужителям, следили за порядком в храме, готовили женщин к Крещению, занимались с детьми.

23 октября на занятии в младшей группе Воскресной школы говорили о православном храме, его внешнем и внутреннем убранстве. Рисовали.

Конспект занятия "Храм - Дом Божий"

Доброе утро, ребята! Я рада вас видеть. Вы помните, о чём мы говорили на прошлой беседе? Мы говорили о молитве (зачем нужно молиться). Все вы знаете, что Бог – наш с вами небесный Отец и Он нас очень сильно любит. И мы должны быть благодарными детьми своего небесного Отца, стараться радовать Его добрыми делами, помощью и заботой о ближних.

Сегодня мы поговорим немножко о другом. Попробуйте-ка угадать нашу сегодняшнюю тему.

Вы знаете, что с самых древних пор люди придумали строить себе дома. Сперва это были укрытия в пещерах, шалашики, землянки, а потом и вовсе настоящие крепкие замки. Как вы думаете, для чего люди строят себе дома?

Верно, людям нужно место, где они смогут укрыться от ненастий погоды, от диких зверей и от врагов. Мудрые люди говорят: мой дом – моя крепость!

Со временем появились дома, в которых не живут люди. Например, магазины, музеи, школы, цирки. В них люди работают, но не живут.

Как бы красивы ни были все эти здания, но для человека нет ничего дороже родного дома, где живёт его семья, где уютно и тепло.

Но есть совершенно особенные Дома… Люди их строят с трепетом и любовью. А потом украшают росписями и узорами, высоко в небе венчают такие Дома сверкающие купола. Люди стекаются со всех деревень или со всего города, чтобы немного побыть в этом Доме, а выйти из него полными радости и спокойствия.

Вы, наверное, уже сообразили, о каком Доме я веду речь. Верно, это Церковь (Храм). А почему я назвала храм домом? Кто в нём живёт? Да, это дом Божий. Здесь присутствует сам Бог. Но вы люди взрослые и должны знать, что Бог присутствует не только в Церкви, Он вездесущий, то есть, находится везде, и никто не может укрыться от Бога, спрятаться от Него. Но Храм – это место особого Божьего присутствия.

Ребята, а какие люди приходят в храм? (Верующие, добрые, расстроенные…)

А для чего люди ходят в церковь? Люди приходят помолиться Богу, поблагодарить Его за доброту, просят помощи или прощения у Бога за плохие поступки.

Помните, как говорят мудрые люди: Мой дом – моя… крепость! А церковь – это наша с вами самая неприступная крепость, которую никакой враг не одолеет. Поэтому вы должны понимать, что приходя в храм, вы приходите «в гости» к Богу. И Господь нас принимает с любовью, как самый добрый Хозяин принимает своих дорогих гостей. А ещё в храме невидимым образом присутствуют ангелы и святые. Все они смотрят на нас и молятся вместе с нами.

Вы, наверное, уже знаете, как подобает себя вести в храме?

Нужно быть скромно одетым: девочки в юбочках и платьицах, с платочками на головах, а мальчикам нужно снимать свои кепки и шапки. Не следует шуметь и громко разговаривать, потому что мы можем помешать людям, которые стоят с нами рядышком и молятся Богу.

Богу приятно, когда мы приходим в церковь, в Его дом сами, без принуждения и с радостью. Господь особенно сильно любит детей, таких как вы. Ваши души чистые, а сердца светлые, поэтому ваши молитвы, искренние и простые, доходят до Небес.

Я уверена, что вы полюбите Божий храм, будете молиться Богу, как взрослые. Вы ведь теперь знаете, чей это Дом и Кто в нём живёт.

Божий храм есть Божий дом,
И душе уютно в нём.

Преподаватель, Имамалиева Мария

Вы идёте не спеша… Именно идёте, любуясь сказочной красотой своего края. Множество звуков, порой забытых ранее, чаруют ваш слух. Мысли становятся спокойнее, движения - плавнее. Теплом и покоем заполняется душа, хочется петь. Дорога, по которой вы идёте, прыгает, извивается, то, поднимаясь вверх, то, стремглав падая вниз, обнажая новые горизонты с блёстками стремительных ручьёв и речушек, озерцов, прудов, разрытые карьеры, старинные погосты и церкви.

Неожиданно, что-то заставляет вздрогнуть, затем прислушаться. Что это? Тихий удар колокола, бархатное звучание разливается в пространство… Затем тишина…. Она становится звенящей… Удары повторяются с интервалами, известными только звонарю. Колокольный звон переходит в многоголосье, на все лады зазывая люд на богослужение.

Так куда же ведёт эта дорога? Она ведёт в Храм. И не возможно пройти мимо, или обойти. Ноги сами ускоряют шаг, сердце вот-вот вырвется из груди. Тревога, смятение, волнение сменяются желанием быть ТАМ, откуда разливаются эти божественные звуки.

Церковь видна не сразу. Её прячут холмы. Промелькнула речка Молодильня. Интересно, как холодна в ней вода? И много ли в ней ключей? Сразу вспоминаются герои сказок "Конёк-горбунок"... Последний взлёт на пригорок. Наконец, поворот, и Свято-Никольский храм, величественный и светлый, вырисовывается во всей своей красе. На душе - лёгкая тревога: как примет обитель нового человека? Вот они, ворота, и…

Храм встречает прихожан теплом, добром, исходящим отовсюду, мудрыми напутствиями и божественным озарением. Многие, именно здесь, заново обрели отеческую православную веру, познали истинного Бога, воцерковились… Под сводами Храма даже маленькие дети, сложив ручки, нежно шепчут не до конца понятные слова молитвы и становятся на коленки. Они верят всерьёз, глубоко… и полностью во власти Божьей. Они учат нас чистоте мыслей и смирению. Это место, где не болит душа, и хочется плакать не от горя, а от счастья, ибо ты жив, здоров, коль скоро смог оказаться здесь и сейчас; это прибежище, где люди приобретают уверенность и хоть на некоторое время становятся чище в помыслах и поступках своих.

Правда, сделать первый шаг к исцелению бывает далеко не просто, снять тягостное бремя грехов и ошибок со своих плеч и получить благословение бренной душе. Для каждого прихожанина - это свой путь.

За стенами Храма может бушевать метель, лить унылый дождь, падать пушистый снег, или гореть несказанно ярким жёлтым цветом поле одуванчиков, отчего небо становится синее, а солнечный свет проникает повсюду, внутри же - всегда покой, мир.

История храма во имя Святителя и чудотворца Николая в подмосковном селе Мансурове, может быть типична, но для его прихожан, для всех любящих этот храм, прикипевших к нему сердцем и душой, - она особенная, единственная и неповторимая…

Дорогие братья и сестры!

Мы рады приветствовать вас на сайте х рама Святителя Николая архиепископа Мир Ликийских, чудотворца

села Мансурово Истринского района Московской области!

Пожалуй, трудно найти христианина, у которого заголовок этой заметки не наводил бы на воспоминание отрывка из Евангелия, когда к Иисусу подвели детей, а апостолы стали выражать своё неудовольствие. И тогда Господь им сказал, что не следует запрещать им приходить, поскольку именно таковых есть Царство Божие.

Несмотря на то, что с тех пор прошло почти две тысячи лет, положение детей в Церкви существенно не изменилось. Они по-прежнему где-то в стороне, отдельно.

А настоятель-то прав: дети и вправду устают от продолжительного монотонного богослужения, в котором они ничего не понимают – и в ответ на это начинают шуметь, бегать и всячески пытаться устроить для себя разрядку. Устают и взрослые – ведь им тоже, как правило, ничего не понятно, но взрослых сдерживают известные «рамки приличия»; у детей это встречается реже.

Настоятель прав и в том, увы, что для детей в нашем богослужении ничего нет, кроме самого причастия. Но возможно ли приводить ребёнка только к самому причастию, без его участия в богослужении – превращая акт самого причастия в некое магическое действие?

У нас очень часто, и нельзя сказать, что напрасно и несправедливо, говорится о том, что богослужение в церкви исполняется на непонятном для большинства присутствующих языке. Сторонники модернизаций и обновления настаивают на том, что богослужение остро нуждается в переводе на понятный язык. Есть и попытки таких переводов (как “в стол”, так и публичные).

Мы не будем сейчас останавливаться на том, насколько всё это нужно, и насколько тот или иной перевод лучше и т.д. Обратим внимание на то, что даже будучи переведённым на «понятный» язык (пусть это будет хороший, качественный перевод с сохранением церковной стилистики), наше богослужение не станет ближе к нашим современникам, станет более понятным.

И связано это, в первую очередь, с тем, что то, о чём молилась Церковь в Средиземноморье полторы тысячи лет назад очень мало имеет отношения к нам – современным жителям больших российских городов.

Не меняя богослужения мы, с одной стороны, сохраняем его в какой-то неприкосновенной форме и имеем возможность посмотреть на него так, как смотрел наш далёкий предок 300 или 500 лет назад.

Хотя профессиональные литургисты здесь улыбнутся: богослужение постоянно терпит какие-то изменения, и понятно, что даже одна наша Литургия Иоанна Златоуста очень отдалённо имеет отношение к тому, что служилось во времена этого Святителя.

С другой стороны, превращение богослужения в эдакий «музей» неизбежно приводит к тому, что Церковь перестаёт быть тем живым (по-настоящему живым) организмом, который актуален и отвечает на реальные вопросы и нужды людей.

Великим постом меня всегда очень трогает появление на 4-й седмице в чине Литургии преждеосвященных даров ектеньи «о готовящихся ко просвещению». Более того, служащие священники в своих проповедях нередко обращают внимание прихожан на эту литургическую особенность и поясняют происхождение этой ектеньи и самого института «готовящихся ко просвещению».

Всё это и вправду – трогательно, но только совершенно не нужно – просто потому, что у нас нет такой категории прихожан, как «готовящихся ко просвещению». Точно так же у нас нет и оглашенных – и совершенно непонятно, о ком мы молимся на этих ектеньях – хотя их провозглашают на каждой литургии в течение года.

Нам очень дорог возглас «Двери! Двери!» перед пением Символа веры, но нет в реальности тех, к кому он обращён. И так – со многими и многими моментами – «атавизмами», о которых говорится в богослужении, о чём наставляют молиться, но чего в реальности нет.

И об этом у нас писали уже, об этой особенности, но мне в какой-то момент пришлось обратить внимание, что если ектенью об оглашенных можно просто опустить (что и делается в ряде случаев в приходской практике), если на «Двери» можно просто не обращать внимания (допустим;), то какие-то элементы – если мы их уберём – у нас почти ничего не останется.

Поставьте себя на место ребёнка, скажем, 7-ми – 12 лет. Попробуйте его глазами посмотреть на наше богослужение – не только общественное, но и частное. (Кстати, попробуйте как-нибудь, для примера, находясь на богослужении, присесть на корточки – чтобы посмотреть буквально «глазами ребёнка»: что ему видно кроме задов впереди стоящих прихожан?).

Прочитайте утренние и вечерние молитвы. Прочитайте молитвы «ко святому причащению». Прочитайте чин ежедневного исповедания грехов – и вы заметите, что по очень большой части наше богослужение – «не детское». Исключение составят несколько молитв или такие «универсальные» и «вечные» молитвы – из Евхаристического канона.

Впервые на это замечание меня натолкнуло внимательное прочтение чина Великого повечерия, которое читается с Каноном Андрея Критского. На таких службах обычно детей не бывает, а тут вот одна прихожанка пришла с двумя малолетками, которые, конечно, просто изнывали от скуки и однообразия (полумрак, горящие свечи, монотонное чтение и пение, и так – в течение почти двух часов).

И я вот подумал: а что им делать? Что в этом богослужении для этих детей? Какое отношение к ним имеют грехи, которые перечисляются в Каноне? Кстати, обратим внимание, что Канон Андрея Критского – это не доморощенный акафист, имже несть числа, а литературный и богословский шедевр. Только для ребёнка в нём ничего нет.

Но когда Великое повечерие подошло к моменту «Родители наша, и вся прежде отшедшия отцы и братию нашу, зде лежащия, и повсюду православныя» – вот тут я и себя почувствовал «лишним». У меня родители пока ещё живы. Что тут получается?

С одной стороны, эти тексты написаны человеком, у которого родители уже почили (и для тех, у кого они почили). Т.е. это всё написано, скорее всего, не просто взрослыми, а именно пожилыми людьми. И в этом смысле не может не вызывать доверия их опыт, и всё то, что приобретает человек к преклонным годам (мудрость, взвешенность, авторитетность и т.д.).

Но, с другой стороны, приходится признать, что ко мне, взрослому человеку, это всё имеет очень мало отношения. А к ребёнку – просто никакого. Хорошо ещё, что у нас чаще всего читаются все эти тексты «скороговоркой» или «бубнят» – ведь не дай Бог ребёнок послушает про все эти грехи – он узнает для себя много нового.

Получается, что у нас есть богослужения «не для детей»? Но ведь мы все знаем из банального курса православного Катехизиса, что всё наше богослужение – оно не имеет какой-то “закрытости”, “секретности” – оно для всех.

Тут нужно либо честно признать, что есть богослужения “не для детей” (и, собственно, в какой-то мере Церковь это признаёт: например, младенцев не причащают на Литургии преждеосвященных даров, а к таинству исповеди допускают не ранее 7 лет (а частных случаях – иногда и позже)), либо необходимо пойти и дальше – и выполнить ряд организационных преобразований в церковном устройстве таким образом, чтобы у нас появилась Детская Церковь.

Впервые на мысль о Церкви для детей меня натолкнула такая практика, которая редко у нас встречается, но бывает – а именно – практика служения детских литургий. В разных приходах она служится по-разному; я встречал и менее удачные реализации таких служб (например, детская литургия длилась почти три часа).

Смысл детской литургии заключается в том, чтобы сделать богослужение более доступным и понятным для детей. В этой связи, во-первых, сама Литургия длится не более 40 минут (вместо обычных полутора-двух часов), во-вторых, в неё активно вовлекают детей, которые помогают священнику во время службы в хоре и в алтаре. Проповедь на такой литургии выглядит не совсем обычно для нас (один говорит, а все остальные внимают), а в интерактивном формате: ведущий (священник) не просто вещает, а задаёт вопросы присутствующим (детям), провоцируя их подумать, поразмышлять и т.д.

Что такое Детская Церковь в моём понимании? Сейчас я сделаю попытку кратко описать, какой может быть Детская Церковь; это будет очерк некоторой идеальной модели, которая вряд ли будет когда-нибудь реализована на практике не только по той причине, что почти все предложения в этой заметке – утопичны в силу имеющегося у нас церковного устроения, но и потому, что в реальной жизни совпадение многих описанных ниже условий практически невозможно.

Поскольку развитие одного человека к пяти годам может сильно опережать развитие иного к десяти, а делить Церковь на классы, подобно школьным, представляется совсем чем-то нереальным, здесь мы попытаемся только очертить некоторый периметр, очень условный, который будет относиться к понятию “Детская Церковь”. Я совершенно не исключаю, а, даже, скорее, наоборот – более, чем уверен, что многие взрослые с большим удовольствием присоединились бы к богослужениям именно этой – Детской Церкви.

1. Богослужебные книги

Необходимо составить подборку богослужений (общественных и частных), которые были бы максимально адаптированы к детскому восприятию реальности. Я не думаю, что такие грехи, как “гортанобесие” или “прелюбодеяние” нужно включать сюда.

Утренние и вечерние молитвы должны быть максимально краткими и максимально приближенными к детскому пониманию и восприятию (оборот, типа, “помяни, Господи, моих родителей и всех прежде почивших….” представляется уместным только для некоторых детдомовцев). Цветные иллюстрации, крупный текст и, конечно же, – родной язык (вспоминаю, как с четырёхлетней дочкой учили в своё время “Отче наш”. Поскольку она всегда посещала церковь с нами, т.е. с младенческого возраста и почти каждую неделю, – богослужение она знала на слух неплохо. Но ЧТО она слышала из этого всего? Я был просто в шоке от её вопроса: папа, разве так? Мне казалось, что в церкви поют так: “Отче наш, иже еси и не неси, проскакал по городу олень”.).

2. Пастырская подготовка

Подобно тому, как в Греческой православной Церкви далеко не всякий священник имеет право принимать исповедь, точно также и здесь – к священникам Детской Церкви должны предъявляться отдельные требования. Нелишними здесь будет наличие высшего педагогического образования (детский психолог), личный опыт отцовства. Учитывая нашу приходскую практику, которая допускает служение монахов на приходах – допустимо служение монаха на таких службах, однако в каждом конкретном случае необходимы будут какие-то уточнения.

3. Общественное богослужение

Основное место в Детской Церкви должны занимать две службы – Литургия и молебен с водосвятием. По продолжительности правильным был бы такой чин: Евхаристия – не более 30-40 минут, короткий перерыв на чай и далее – ещё минут на 30-40 проповедь в интерактивном формате, с активным участием детей. Вечерние богослужения нужно редуцировать до водосвятного молебна с небольшой проповедью.

4. Участие детей в богослужении

Такое участие необязательно должно ограничиваться хождением со свечками в алтаре или пением в хоре. Для подростков было бы полезным участие в подготовке к проповеди, составление плана и небольшого публичного выступления по заданной теме.

5. Время и регулярность совершения Детской Литургии

Касаемо времени и регулярности детских богослужений, очень многое может зависеть от конкретных обстоятельств. Например, если основная часть прихода решит, что лучше детей пораньше водить на службу – тогда эта детская литургия должна быть ранней. Если на приходе один священник, тогда детскую литургию уместно переносить, например, на субботу.

Здесь многое будет зависеть от конкретных условиях того или иного прихода. В идеальной ситуации Детская Литургия должна начинаться на 40 минут раньше обычной, чтобы после её окончания служащий священник с детьми перемещался бы в другое помещение – для проповеди, чаепития и бесед, пока взрослые (в т.ч. и родители) молились бы на второй литургии. Но это возможно при условии наличия как минимум двух служащих священников на приходе и отдельного помещения-детской (или трапезной).

6. Многодневные посты

Ещё одна сторона христианской жизни, которая у нас совершенно “не для детей”. Я даже не беру пост в том виде, в каком его предписывает церковный Устав (напомню, Устав регламентирует не только качественный состав, но и количество приёмов пищи в сутки, а в какие-то дни и вовсе отказ от еды), возьмём наш “среднестатистический пост”, когда в пищу употребляют только продукты растительного происхождения.

Я понимаю, что для пожилого человека это, наверное, норма. Для монашествующего – тем паче. Но для молодого, растущего организма, а тем более для школьника или студента – с многочасовыми умственными нагрузками – это зачем? А если соблюдать не только качественный состав, но и режим приёма пищи постом (раз в день) – так это просто вредно. И с этим, собственно, никто и не спорит, и на приходах, как правило, детям дают “послабления”, но тогда нужно честно признать, что посты, предписываемые Уставом – не для детей.

А если мы, всё-таки, согласимся, что пост у ребёнка тоже должен быть, тогда мы неизбежно придём к тому, что для этого нужны какие-то другие формы (не столько, наверное, диетического характера, сколько ограничения всякого рода развлечений).

То же можно сказать и о евхаристическом посте. В наших церквях до сих пор требуют от детей, чтобы те ничего не ели и не пили перед Причастием. Никто не говорит о том, что это для ребёнка невозможно, просто кроме вреда такой “пост” ничего не приносит (да, и ещё – негативные ассоциации у ребёнка с утренним богослужением “даже стакана воды не дали”). Я не беру в рассмотрение ситуацию, когда ребёнок спит до десяти, а к 11-ти его “привели к причастию”, можно взять нередкий вариант, когда приводят к началу службы (перед этим нередко полчаса в дороге), а причастие только часа через два.

Конечно, есть дети, для которых ничего не есть и не пить несколько первых часов после сна не доставляет мучений, поэтому, если ребёнок может – то лучше, когда он постится несколько часов. Но для тех, кому это тяжело, наверное, имеет смысл ограничить обязательный пост одним часом перед причастием.

В конце концов, важно понимать, что пост – он только тогда пост, а не просто какое-то “ограничение”, когда он принимается осознанно и добровольно. Добровольно мало кто хочет в чём-то себя ограничивать, а ребёнок – тем более. Тем не менее, мы понуждаем детей вовремя ложиться спать, чистить зубы, умываться и есть на завтрак кашу – и объясняем, для чего это нужно.

Поэтому до тех пор, пока пост для них не становится добровольным и осознанным – нет никакого смысла заставлять их придерживаться тех требований, которые предписаны для взрослых, а для детей просто вредны (хотя бы потому, что нарушают режим: шесть дней в неделю он завтракает в 8 утра, а один день в неделю этот завтрак плавно становится обедом – ближе к часу).

Необходимо, чтобы такой пост был бы, с одной стороны, ограничением в каких-то удовольствиях (а не в первичных потребностях, таких как еда и сон) – например, ограничение не только в “сластяшках” и “вкусняшках”, но и в участии в каких-то играх, развлечениях и т.д., а с другой – чтобы все эти ограничения сопровождались бы объяснениями и разъяснениями. Чтобы ребёнку было понятно, что, хотя, пока это не его выбор – не смотреть в течение поста (или накануне причастия) мультфильмы (это выбор родителей), но это возможность развития воли, терпения, способности чем-то жертвовать. И вот такая вот жертва – она принесёт куда больше пользы, чем запрет на овсянку в воскресное утро.

* * *

То, что детям нужны свои, понятные и доступные богослужения – не вызывает сомнения: достаточно посмотреть, как живо, заинтересованно и дошкольники, и подростки принимают участие в тех редких детских литургиях, что иногда бывают у нас. Они действительно “включаются” в процесс – понятный для них и интересный. У них уже нет желания где-то гонять и отвлекаться – поскольку всё действие такой детской литургии
обращено к ним – и находит в них живой отклик.

Все эти “детские комнаты” (когда детей загоняют в помещение отдельное от церкви, пока их родители молятся), приводы детей “к 11-ти” (кто их приводит? кто-то из родителей, которому самому уже не попасть в этот день на литургию?) – всё это грустные попытки вывести детей фактически за рамки церкви, способ избавиться от них, отгородиться.

А чаще всего нам приходится наблюдать во время обычных богослужений праздно шатающихся детей, которые разговаривают, шумят, бегают и воспринимают поход в Церковь либо как вынужденную тусовку со сверстниками, либо как ненужную обязанность ещё один день в неделю вставать на два часа раньше чтобы отбыть, отстоять или отсидеть на непонятном “взрослом” мероприятии.

Вспоминается другой эпизод из Евангелия, описанный у Матфея: “Старшие священники и учителя Закона, видя удивительные дела, которые Он совершал, и детей, кричащих в Храме: «Осанна Сыну Давида!» - возмутились и сказали Ему: «Ты слышишь, что они говорят?!»

Где эти дети в Церкви Христовой? Где эти младенцы сегодня? Почему они “молчат”? Возможно, настало время по-новому прислушаться к словам псалмопевца, которыми говорит Христос, обращаясь – нет, не к древним учителям Закона двухтысячелетней давности, а к нам – современным христианам: «Да, разве вы не читали: „Та хвала для Тебя совершенна, что исходит из уст детей и грудных младенцев”?»

Кирилл Емельянов

Храм - это место особое, святое. Это дом Божий. Поэтому вести себя здесь нужно по-особому. Существует правила поведения в храме для детей, которых стоит придерживаться при посещении храмов. Это касается не только взрослых, но и детей. Ведь именно благочестивые родители, добрые наставники подскажут и научат, как правильно вести себя в храме, дадут советы и подсказки для детей.

С чего начинается посещение храма

Вера для ребенка должна быть не обузой , не пониманием того, что он должен угодить Богу или родителям, а понимание того, что посещение храма - это радость общения с Богом, это праздник, это поощрение за послушание и хорошее поведение.

В православный храм дети приходят по разным причинам. В основном, в первый раз их приводят родители. Таинством Крещения и воцерковления церковная жизнь ребенка не завершается, а только начинается. Таинство крещения - это духовное рождение человека.

Крещение ребенка в церкви

Следующий путь родители должны пройти вместе с ребенком в ограде церковной. Должны показать, как нужно жить по-христиански. Если родители каждый воскресный день присутствуют в храме Божием за литургией, освещают воскресный день исповедью, причастием, вполне правильно, разумно и логично, чтобы ребенок был вместе с ними с самого начала, шел по этому пути полноценного члена церкви Христовой.

Священнику очень радостно видеть на литургии большое количество детей, радостно, что вместе с ними пришли родители. Приходя в храм с ребенком, родители определяют место, где будут стоять, чтобы малышу было видно и слышно происходящее, чтобы у него появился интерес к пребыванию в храме.

Малышей приносят или приводят за 5-10 минут до начала причастия и уводят после совершения евхаристии минут через 10, чтобы малыш не утомился, но при этом почувствовал присутствие Духа Святого, ощущение благодати, красоты песнопений, аромата ладана.

Иногда дитя плачет перед чашей, потому что не приучено к церковной обстановке. Родители - нецерковные люди, и он первый раз попадает в многолюдный храм. Может, в это время он привык спать или его нужно покормить. Потому что в основном детей приводят на праздники, когда многолюдно, душно, и родители пытаются продержать ребенка всю службу.

Что делать в таких случаях? Ничего страшного, если папа с мамой выведут расплакавшегося мальца из церкви, таким образом поступят мудро. Не нужно насиловать детей святыней . Христос вряд ли одобрил такое. Господу угодны лица смеющихся малышей, спокойных, которые с радостью принимают таинство.

Важно: задача детей в храме - молиться. Они не должны мешать другим людям. Если ребенок балуется, лучше выйти из храма, привести малыша в благоразумное чувство и вернуться на службу.

Малыш не может выстоять всего времени долгой службы, но его молитва искренняя, добрая и идет от чистого сердца.

Православие и дети:

Основные правила поведения в храме

Перед входом в храм осеняют себя трижды крестным знамением и молятся: «Господи, помилуй!». Затем покупают свечи в церковной лавке. Свечи очень разные: восковые, парафиновые, большие, маленькие. Неверно думать, что размер свечи влияет на то, чтобы скорее Бог услышал наши молитвы. Ведь Господь обращает взор не на свечу, а на наше сердце.

Ребенок в храме

Центр храма - это место для праздничной иконы. Здесь ставится первая свечка . Зажигается она от другой свечи, которая уже стоит на подсвечнике, потом оплавляется низ свечи, чтобы она лучше стояла, и ставим ее. По благочестивой традиции православные прикладываются к святыне. Сначала дважды крестятся, затем прикладываются к иконе и крестятся третий раз.

После этого идут к Распятию, которое обязательно есть в каждом храме. Перед ним тоже ставят свечу. Если на подсвечнике нет свободного места - не огорчаемся. Можно положить свечу на подсвечник, а служители обязательно ее зажгут в удобное время. Перед распятием делают земной поклон.

Важно: поклоны перед святынями - это лишь внешнее проявление нашего благоговения, нашего сильного чувства. Бывает, что в храме много людей, что своими поклонами мы можем помешать другим молящимся. Не будем же мы расталкивать окружающих, делая поклоны. Стараемся всегда помнить о других.

Прикладываться к Распятию нужно касаясь лишь ног Спасителя. Если прикладываемся к иконе Богородицы, то касаемся губами только руки и ни в коем случае лика. Это не благоговейно. Таким же образом мы ставим свечи у икон святых, которых мы особенно почитаем. И молимся перед этими иконами о здравии самих и наших близких.

Исповедь и причастие для детей

С детьми нужно готовиться к исповеди и причастию. Перед посещением храма потрудитесь объяснить сыну или дочке, что с ними там будет.

Причастие детей в храме

Если речь идет об исповеди , то простыми словами дайте разъяснение, что такое исповедь. Объясните, кто присутствует на исповеди, кто такой священник и зачем его участие в таинстве исповеди. Познакомиться нужно с батюшкой. Может заранее привести и показать священника, рассказать, что значат его необычные одежды, почему он с бородой, как к нему правильно подходить, что он будет спрашивать на исповеди.

Те же правила относятся и к Таинству Причастия . Если ребенок понимает, то расскажите, что с ним будет происходить в момент таинства. Такая манера общения с детьми - уважительная. Детей надо своих уважать, восхищаться ими, ценить.

Видя пример старших детей, малышам хочется приобщиться к исповеди - не отказывайте им. Батюшка в свою очередь проводит всю процедуру исповеди - беседует с малышом, накрывает епитрахилью, читает разрешительную молитву об отпущении грехов - это для дитя важно и помогает приобщиться к службе.

Когда переходить ко взрослому стоянию на службе

Лучше это делать уже в школьном возрасте. Школьник понимает, что всё что хочется, не всегда можно, и есть свои обязанности. С этого момента можно пробовать приходить на службу чуть раньше.

О церкви и службе:

  • Важно: чтобы детям было хорошо в храме, необходимо обязательное его присутствие. И понимание того, что попали во взрослое место, где не шумят.

    Если и церковную жизнь детей сделать подконтрольной родителям, это может погубить то, ради чего мы ходим в церковь. Для него очень важно, особенно в переходном возрасте, провести границу между собой и родителями. Если мы приводим своих чад в церковь - это удобный способ показать, что храм - пространство духовной свободы. Здесь он сам решает, о чем ему каяться, а о чем нет. Не мы ему указываем, а он сам становится самостоятельной личностью.

    Если ребенок не хочет идти в церковь - настаивать надо. Если не хочет исповедоваться, то здесь уже выбор подростка. Когда область духовного находится в руках самого подростка, он реально начинает взрослеть. Он понимает, что не захочет исповедоваться и не будет. Но в то же время понимает, что у него есть такая потребность. И он идет и осуществляет эту потребность сам. Это его выбор, решение - это очень важно.

    Есть и другая сторона взгляда на церковь. Родители воспринимают ее как нечто магическое. Если привести ребенка в храм, то священник совершит что-то магическое и с малышом всё будет как надо.

    Нет, так не бывает. Ребенок - это ваша частица. И как вы его воспитаете - так и будет.

    Видео о правилах поведения детей в храме.