Цой после. Как погиб виктор цой


15 августа 1990 г. ушел из жизни один из самых популярных отечественных рок-музыкантов, человек-легенда Виктор Цой . С момента его смерти прошло 26 лет, но количество поклонников его творчества продолжает расти, так же, как и число попыток разгадать тайну его трагической гибели. Официальная версия – ДТП, которое произошло из-за того, что Цой заснул за рулем, – многих не убедила. Друзья, близкие и тысячи фанатов лидера группы «Кино» отказываются верить в случайность произошедшего и высказывают свои предположения.



Летом 1990 г. 28-летний Виктор Цой вместе со своим сыном отдыхал в латвийском поселке Плиеньциемс. Рано утром 15 августа музыкант отправился на рыбалку к лесному озеру, на обратном пути его «Москвич» столкнулся со встречным автобусом. ДТП случилось на шоссе Слока-Талсы. В «Икарусе», к счастью, не было пассажиров. Автобус упал в реку, водитель не пострадал. «Москвич» отбросило на 20 метров, сиденья были сбиты, машина не подлежала восстановлению. Виктор Цой в результате лобового столкновения умер на месте. Согласно официальной версии, он уснул за рулем, что и стало причиной ДТП. Анализ крови показал, что водитель находился в трезвом состоянии.



Вдова музыканта и его друзья долгое время отказывались верить в то, что Цой действительно мог заснуть за рулем. Менеджер группы «Кино» Юрий Белишкин говорил: «Я поражался собранности Виктора, его пунктуальности, умению концентрироваться. Если на гастролях нам предстояло лететь на утреннем самолёте, он, единственный из всех музыкантов, был готов минута в минуту! И дома в девять-десять утра я уже мог звонить Вите и обсуждать с ним серьёзные дела. К алкоголю и наркотикам он не испытывал тяги, вёл спортивный образ жизни, увлекался восточными единоборствами… Не мог такой собранный и педантичный человек, как Цой, заснуть за рулём, а стало быть, нельзя отрицать версию убийства».





Но если это так, то почему до сих пор не нашли людей, которые были в этой смерти заинтересованы? Марьяна Цой, вдова музыканта, говорила: «По всей видимости, нарушение все-таки было со стороны Вити, потому что, судя по следам протекторов на асфальте, он врезался на встречной полосе. То есть это элементарная автомобильная катастрофа. В убийство я не верю. Цой не был человеком, которого кому-то хочется убрать. Он не ссорился с московской шоу-мафией, он их устраивал больше, чем кто-то другой».





В 2007 г. в одном журнале опубликовали статью «Виктор Цой: недоказанное убийство», где сообщалось о том, что в редакцию пришло письмо из Риги, в котором некий Янис признавался в своей причастности к смерти Цоя. Он рассказал, как 17 лет назад получил «заказ» припугнуть приезжего с восточной внешностью. Цою сказали, что его сын в опасности, и тот помчался его спасать. Когда журналисты попытались разыскать Яниса в Латвии, к ним на встречу пришли мужчины крепкого телосложения и посоветовали не соваться в это дело. И эта версия, и сам факт существования Яниса вызывает сомнения, как и достоверность рассказанной им истории.





В 1990 г. следствие действительно было проведено наспех, другие версии, кроме несчастного случая, не рассматривались. Это заставляет многих до сих пор сомневаться в причинах случившегося. Выдвигалась даже версия самоубийства, хотя знакомые Цоя категорически отрицают саму возможность мысли о суициде. «Ни о каком самоубийстве или убийстве речи быть не может. Произошла банальная катастрофа. Многие музыканты потом специально ездили в Латвию, пробовали повторить трагический маршрут Цоя, но приходили к выводу, что нет резона сомневаться в официальной версии катастрофы. Сыграло роль и то обстоятельство, что водительский стаж у Вити был небольшой, и в то утро его вынесло на встречную полосу», – утверждает экс-участник группы «Кино» Алексей Рыбин.


Смерть Виктора Цоя была такой внезапной и преждевременной, что многие просто отказывались верить в реальность случившегося. «Цой жив!» – писали на стенах фанаты, и оказались правы в том смысле, что его музыка и пророческие тексты не теряют актуальности и сегодня:

15 августа 1990 года не стало Виктора Цоя. Про его гибель в автокатастрофе написано много. Но наиболее полными и правдивыми, как мне кажется, были две статьи написанные Олегом Беликовым, сделанные на основе поездки журналиста на место трагедии в ноябре 1990 года. Одна была опубликована в газете "Живой звук", вторая в журнале "Rolling Stone".

Вот эти статьи

Rolling Stone "Кина не будет"

Мысль поехать на место гибели Цоя возникла не у меня. Одна из столичных знакомых, некто Светка, сказала мне: "Мы собираемся на ноябрьских махнуть автостопом в Тукумс, на место, где Цой разбился. Поедешь с нами?". Идея эта настолько плотно засела в моей голове, что я собрал все имеющиеся наличные деньги - около 300 рублей, купил 2 блока сигарет "Опал" и потопал в редакцию местной газеты "Знамя Октября". Изложив Галине Ивановне, главному редактору, предложение послать меня в командировку для "расследования причин гибели Виктора Цоя", я на самом деле абсолютно не представлял, как же я буду проводить это расследование. И поэтому я попросил выдать мне какой-нибудь официальный документ. Верительную грамоту.
"Бумагу мы тебе, конечно, дадим, но денег - нет!", - сказала Галина Ивановна. "Я на свои поеду!", - ответил я, и мы стали думать на какую такую "деревню дедушке" ее адресовать. Самым умным показалось решение выбрать в качестве адресата прокурора Тукумского района (раз есть район, значит, должен быть и прокурор, а он уж завсегда главней милиции будет). В бумаге говорилось, что корреспондент такой-то "направляется для сбора материала о последних днях жизни Виктора Цоя. Просьба оказать ему всяческое содействие".

Запихнув в сумку фотоаппарат, вспышку, с десяток фотопленок и консервы, я вскоре уже стоял перед Светкой и двумя ее подругами, тоже решившимися "повидать место". Выйдя из метро, мы побрели к трассе. "На Ригу". Я весьма мало верил, что такой-то шофер-дальнобойщик за каким-то лешим посадит такую ораву к себе в кабину и покатит ее "за так" аж до Риги. Поэтому, решительно оставив девчонок в пятнадцати метрах от поста ГАИ, вынув свою "охранную грамоту" и редакционное удостоверение, я зашел на пост. Милиционер, внимательно пробежав глазами по бумагам и увидев грозное слово "прокурор", сказал: "Ну, подождать немного придется, пока нужную машину поймаем. А эти что, тоже с вами?", - кивнул он в сторону девчонок. "Да, тоже корреспондентки!", - ответил я как можно беспечнее.
"Нужная машина" нашлась с четвертого раза. "Это, возьми корреспондентов в сторону Риги", - сказал гаишник водителю. "Этих?", - шофер недоверчиво покосился на нас. "Ага, документы в порядке, я проверял". "Ну, пусть садятся", - обреченно ответил тот. В кабине мы тут же извлекаем из сумки магнитофон "Электроника-302" и включаем Цоя. Где-то на полпути водитель высаживает нас и отправляется спать на какую-то, знакомую только ему, стоянку дальнобойщиков. Мы, бодрясь, плетемся по шоссе. В довершении ко всему идет не совсем уместный снег. Холодно. Редкие машины не останавливаются или "едут не туда".
Лишь с восходом солнца нам удается вписаться в новенький "Уазик", который довозит нас до самого Тукумса. Оставляю девчонок на железнодорожной станции и отправляюсь в поисках прокуратуры. Прокурор Янис Салонс, человек с добрыми глазами, внимательно изучает мои бумаги. Они ему явно нравятся. Он берет большую толстую книгу, похожую на амбарную, и начинает листать. В этой книге записаны аварии. Запись занимает одну строчку: марка машины, госномер, ФИО владельца. Нужная запись находится, когда назад пролистано листов десять исписанной бумаги. Похоже, что аварии случаются тут почти каждый час.

Я смотрю, машина зарегистрирована на Марьяну. Дело вела следователь Эрика Казимировна Ашман. Прокурор снимает телефонную трубку, крутит диск. "Эрика Казимировна? Сейчас к вам подойдет журналист из Москвы, ознакомьте его, пожалуйста, с делом номер 480". Я спрашиваю: "А разве Вы сегодня работаете, ведь праздник - 7 ноября?". "Ну, это у вас там, в Москве, праздник, а у нас никакого праздника нет. Мы ваши
советские праздники не признаем". Эрика Казимировна сначала встречает меня "в штыки". Звонок из прокуратуры на нее, видимо, не подействовал.
"Я вообще не имею права показывать вам материалы из этого дела, оно еще не закрыто, и, к тому же, ваши коллеги уже понаписали в газетах то, чего не было, а мне потом попало за то, что я будто бы показывала им материалы. Нет, сюда никто не приезжал, вы - первый, один только звонил по телефону из "МК", я ему прочитала некоторые выдержки, а он потом все перепутал. Написали, что Цой не был пьяным по результатам "экспертизы активных клеток головного мозга", а у нас такой экспертизы вообще нет, у нас городок маленький, это может только в Риге такую экспертизу делают, и то я не знаю. Делали только анализ крови на алкоголь, его там не было, и все. Почему не повезли в Ригу? Так никто не знал, просто сказали, что молодой парень разбился. Вот я вам дам ознакомиться с материалами дела, а вы потом понапишите, а мне опять попадет!".

Чувствую, что сейчас мне скажут "До свидания", и с жаром начинаю объяснять, что именно поэтому я здесь, чтобы узнать все "из первых рук" и не допустить никаких "неточностей". И что в журналистике встречаются разные люди, как, в общем, и в других профессиях. "И у вас тоже, наверное, такие есть!". Последний аргумент действует, и дело № 480 ложится передо мной на столе. Листаю, листаю, листаю. Эрика Казимировна: "Это? Это о возбуждении уголовного дела в отношении Цоя Виктора Робертовича. Как за что? Как виновника аварии. А вот постановление о прекращении дела за смертью обвиняемого. Ну да, если бы не погиб, то был бы суд, а вы как думаете, это для вас он певец, а для нас просто правонарушитель. Нет, ну не посадили бы, наверное, но оштрафовали бы точно. А что вы хотели, автопредприятию ущерб нанесен - Икарус только из ремонта шел, и опять месяца на два встал, а это деньги! Он же не ездил, пассажиров не возил, у предприятия убытков на несколько тысяч, наверное!"

Начинаю выписывать все самое интересное. Через несколько минут понимаю, что многостраничный том может отнять у меня пару дней жизни. Прошу разрешения переснять некоторые страницы. "Что вы, я вам и дело-то не должна была показывать". Потом сдается: "Ну ладно, только никому не говорите, а то дело еще не закрыто". Быстро вынимаю фотоаппарат и начинаю снимать одну страницу за другой. "Водитель Москвича – 2141 темно-синего цвета (госномер Я6832МН) Цой Виктор Робертович на 35-ом километре шоссе Слока-Талсы не справился с управлением и съехал на обочину шоссе, проехав по ней 250 метров. Затем его автомобиль ударился об оградный столбик моста через реку Тейтопе. От удара Москвич выкинуло на встречную полосу, по которой двигался автобус Икарус-250 (госномер 0518ВРН, водитель Янис Карлович Фибикс), автотранспортного предприятия № 29 г. Тукумс. Время столкновения - 11 часов 28 минут. Погода: +28. Видимость - ясная".

Эрика Казимировна объясняет мне, как найти квартирную хозяйку Бироту Луге, у которой снимал комнату Цой: "Вы на машине? Записывайте: поселок Плиеньцемс, дом Зелтини. А там нет нумерации домов, просто скажите таксисту "Дом Зилтини", он найдет. Или вам покажут местные, спросите, там все знают". Прощаясь, фотографирую хозяйку кабинета. "Да меня-то зачем, не надо!", - вдруг смущается она.

Девчонки ждут на железнодорожном вокзале, возле которого стоят несколько свободных такси. Знакомимся с водителем. "Янис. Фамилия? А зачем Вам? А-а-а, журналисты. Из Москвы?! О Цое материал?! Мелдерис - моя фамилия. Место аварии знаю где. А возил туда уже ваших - поклонников этих. Вам много ездить-то? Куда?". Девчонки тут же включают кассету с Цоем. Шофер не возражает и даже разрешает курить в салоне. Машина мчится в направлении поселка Плиньцемс. Минут через 20 мы уже въезжаем в поселок. Янис, высунувшись из окошка, спрашивает по-латышски у прохожего про "Зелини".

Тот машет рукой по направлению движения машины, поясняя про отделку из желтого песчаника. Отсюда и название. Подъезжаем. На солнце дом действительно отливает золотом. У калитки почтовый ящик с надписью "Zeltini". Вхожу во двор. Дверь в дом закрыта. Обхожу дом вокруг. Еще одна дверь. Тоже закрыта. Заинтересовавшиеся мной соседи объясняют, что Бироте - на работе, на рыбоперерабатывающей фабрике. Сажусь, едем. На краю поселка длинное одноэтажное здание. Перед ним - ворота с распахнутыми дверями, в которые мы и заезжаем. Вхожу и иду искать начальника. Найдя, объясняю, что нужна его работница Бироте Луге, для чего мы фактически из Москвы и приперлись.

Он сочувственно кивает и проводит меня в цех прямо к рабочему месту Бироте. Она перебирает свежую рыбу. "Вот журналисты к тебе из Москвы приехали. Можешь идти домой", - говорит начальник. Та быстро и как-то стыдливо вытирает руки, снимает фартук, и мы выходим на улицу. В машину Бироте сесть категорически отказывается, уверяя, что дойдет и так. Мы ждем ее у калитки. В доме несколько комнат. Мы садимся в гостиной. Хозяйка плохо говорит по-русски, и нас здорово выручает таксист Янис, вызвавшийся быть переводчиком.

"Виктора я узнала через его подругу Наталью. Она сюда уже десять лет каждое лето приезжает, еще со своим первым мужем. А последние три года с Виктором. Иногда они Витиного сына с собой брали Сашу. Обычно на три месяца приезжали - с июня по сентябрь. Отдыхали как? Ну, в лес ходили за грибами, всем семейством. В бадминтон играли. На скейте катались. На рыбалку он еще частенько ездил, Сашку часто с собой брал. Нет, рыбы не много привозил, он не рыбак был. Говорил, для удовольствия ловит. И что в шумной Москве так хорошо не отдохнешь, каждый раз повторял. Море очень любил, вон оно - за домом, за соснами - уже берег. Часто с Натальей туда ходили, купались. Ел что? Да ничего особенного, что было. Да, помидоры очень любил!"

"Да я с ним особо и не общалась. Только когда он спрашивал, что где взять можно. Вино хорошее всегда в подарок привозил. А сам почти не пил, за весь вечер может только рюмочку-другую, и то, по настроению. В тот день, накануне, он вообще к вину не притрагивался. А за столом что-то засиделись, заговорились, и легли уже поздно. Утром, часов в пять он собрался на рыбалку, хотел Сашку взять с собой, да тот умаялся, он и пожалел его будить. Один уехал… Москвич свой очень любил, очень он ему нравился, он же его только три месяца назад купил". Спрашиваю о том, какую музыку он слушал последнее время. "Даже не знаю. Я в ней не разбираюсь, крутилось у него что-то на магнитофоне в его комнате. Иногда сам на гитаре что-то наигрывал, напевал. Нет, фотографий его у меня нет. Вы? Мне подарите? Спасибо. А он что, известным музыкантом был?"

Как это произошло...

Прощаемся с Биротой и едем на место аварии. "Это у хутора Таутопнике, там всего один дом и есть", - говорит Янис. "Минут пятнадцать отсюда, если на машине". Едем. Наконец шоссе резко сворачивает влево. Сразу за поворотом - мост через реку Тайтопу. На мосту уже висят самодельные плакаты и постеры с изображением Цоя, всякие ленточки и "фенечки". В центре у ограждения стоит трехлитровая банка с цветами. Вокруг тоже цветы, прямо на асфальте. Запасливая Светка извлекает бутылку вина. Я открываю ее, и мы по очереди делаем по глотку. Прошу Яниса посигналить. Он понимающе кивает и несколько раз длинно давит на клаксон.

У Наташки и Женьки начинают подозрительно блестеть глаза. Допиваем бутылку, и я отправляюсь к одинокому дому. На мой голос выходит хозяйка. Это Антонина Ивановна Урбане. Она рассказывает: "Я ехала следом за этим Икарусом, тоже на автобусе. Меня водитель согласился подвезти до дома. Он все время впереди нас был. Он пустой ехал, только из ремонта. Только на несколько секунд за поворотом скрылся. Подъезжаем, а там уже все - Икарус передними колесами в речке стоит, и машина легковая, вся искореженная, посреди дороги. Водитель Икаруса еще даже не успел из-за руля вылезти - в шоке был. Ну я послала своего внука Колю Звонникова, он на лето погостить приезжает, "cкорую" и милицию вызвать. Первая "скорая" приехала, потом милиция. Врачи того парня из машины доставали, его там зажало. Это без двадцати двенадцать было".

С правой стороны моста видны выбитые Икарусом из оградительных ограждений куски бетона, висящие на арматуре. В речке - следы от колес автобуса. С другой стороны моста тоже есть выщербленный сбоку столбик, - тот, в который врезался Москвич. Посередине дороги - здоровая кривая царапина длинной метра три - смявшись от страшного удара, ее прочертил кардан Цоевской машины. Мы садимся в такси. "Теперь куда?", - спрашивает Янис. "Хорошо бы тот автобус найти. Это автопредприятие №29. знаете где?", - говорю я.

"Я же там работаю, а автобус этот у нас в парке стоит, он, по-моему, еще на линию и не выходил!". Едем посреди коридора корабельных сосен. Затем слева начинают мелькать озера. На каком-то одном из них и закидывал Цой свои удочки. Во дворе автопарка мы подъезжаем к тому самому Икарусу. Водителя нет, ушел на обед, и когда придет не известно. Я фотографирую автобус и возвращаюсь в машину. "Хорошо бы саму машину Цоя найти!", - говорю я. "А чего ее искать, она у нашего начальника в боксе стоит, он ее оттуда и забирал!". Едем к начальнику.

Конопиев Сергей Алексеевич, узнав о цели визита, расплылся в хитрой улыбке: "Надо же, ото всех прячу, никому не говорю, а вы как-то узнали. Вы первый, кто меня нашел. Я ее в свой бокс поставил, и то узнали! Ладно, пойдем - покажу. Машины никто не касался. Там я только удочки забрал, вот они у меня в кабинете стоят, и несколько рыбешек в багажнике было, я их выкинул, все равно испортятся. Сфотографировать машину? Это я не знаю, это надо у родных разрешения спрашивать!", - говорит он и звонит в Ленинград - Марьяне. Ее нет дома. Родители Цоя, Валентина Васильевна и Роберт Максимович, явно удивлены звонком из Тукумса с просьбой о фотосъемке машины. "Машина оформлена на Марьяну, Виктор водил по доверенности, Марьяне и решать, а мы здесь решать не можем".

Начальник автопредприятия №29 Конопиев Сергей Алексеевич открывает гараж, в котором стоит разбитый Москвич Виктора Цоя. Подходят девчонки. Как говорят автомеханики, "машина восстановлению не подлежит". Перед автомобиля похож на гармошку: крышка капота сложилась вдвое, так же вздыбилась и крыша. Передние кресла вдавились в заднее сиденье. Внутри салона мы замечаем прядь длинных черных волос. Восприимчивая Женька, увидев их, тут же начинает рыдать. Ника, зная о запрете снимать, толкает меня локтем и заговорщическим шепотом говорит: "вон он отвернулся и не смотрит - снимай давай!" Я отвечаю, что я так не смогу.

Сергей Алексеевич открывает багажник. Сзади машина совершенно целая, удар был лобовой. В багажнике валяется потертый рюкзак (видимо для рыбы) и лежит несколько свернутых афиш с праздника "МК" в Лужниках. На них - анонс гала-концерта "Звуковой дорожки" и в центре крупно написано - группа "Кино". Машина темно-синего цвета (а не белого, как писали некоторые московские издания), и мотор у нее на месте. Мы выходим из бокса. Настроение у всех подавленное

"А вот, кстати, автобус, который гроб в Ленинград возил", - говорит Сергей Алексеевич, и указывает на желтый ПАЗ-672 с номерным знаком 2115 ЛТР. "Его фотографировать можно, только номер не пишите. А то поклонники в Москве встретят, стекла еще камнями побьют. Как за что? Все-таки гроб привез. Нет, я тоже считаю, что автобус здесь ни при чем, а вдруг? А вел автобус водитель Гузанов Владимир, он его прямо из Тукумского морга до самого Богословского кладбища и привез. Забирали гроб Наташа, она здесь была, потом Марьяна приехала, и, по-моему, Айзеншпис тоже приехал.
Мы водителю командировочные на два дня выписали. Ведь никто же везти не хотел, все отказывались. Ну, во-первых, дорога длинная до Ленинграда, да и быстро не погонишь - гроб ведь. А Володя "залетел" перед этим с пьянкой, вот его в наказание и отправили". Прощаясь, Копиев дает мне свою визитку с просьбой прислать материал, когда выйдет. Едем обратно к вокзалу. Начинает темнеть. Проезжая мимо места аварии, Янис уже без нашей просьбы дает длинный гудок.
Просим остановить у какого-нибудь магазина, купить сигарет и конфет. В магазине полно и того и другого, но строгая продавщица спрашивает у меня визитную карточку покупателя. Ни с чем выхожу из магазина. Видя мое расстроенное лицо, Янис спрашивает, в чем дело. Объясняю, что хотел купить пару коробок конфет, но не продают. "Подожди, вон шофер знакомый разгружается, давай 25 рублей". Я даю, и через минуту он возвращается с двумя коробками конфет. Наконец мы доехали до вокзала. На счетчике 23 рубля с копейками. Девчонки ноют, что у них денег совсем мало осталось. Я вынимаю двадцатипятирублевку и говорю, что "сдачи не надо", а пусть он лучше погудит еще, когда будет проезжать место гибели Цоя. Он обещает

Живой звук "Смерть Цоя: такая, какая она есть на самом деле"

Вступление

В этом году Виктору Цою исполнилось бы 35 лет. Дата круглая, но не дожил. Скоро наступит 15 августа, день, в который начнётся новый, уже восьмой по счёту год жизни без Цоя. Многие почитатели "КИНО" до сих пор уверены, что гибель их кумира не была случайной. В те дни некоторые средства массовой информации старались внушить публике мысль, что смерть очень долго ждала музыканта и просто выбирала подходящий случай для нападения.

Часть КИНОманов до сих пор считает, что Цой жив. Самые преданные Витины фанаты пытались проводить собственные расследования происшествия, из-за чего вокруг простой аварии возникло такое количество слухов, мифов и легенд, что в самый раз выпускать толстенную книгу, посвящённую гибели артиста. В редакцию газеты "Живой звук" журналист Олег Беликов принёс уникальные материалы, посвящённые той катастрофе, в том числе интервью с Витиной матерью Валентиной Васильевной Цой, датированное февралём 1991 года и никогда ранее не публиковавшееся. Поскольку в достоверности фактической информации сомневаться не приходится, мы решили опубликовать самую правдивую версию трагедии. И наконец-таки поставить точку в этой истории.­­

Каникулы

Одной из статей дохода латвийки Бирты Луге, работавшей на рыбоперерабатывающем комбинате, был её дом, прозванный соседями по рыбацкому посёлку Плиеньцемс (что под Ригой) “Зелтини”, если по русски то "Золотой"

С Натальей Разлоговой Бирта познакомилась давно - ещё тогда, когда та находилась в первом браке. Так что когда однажды Разлогова прибыла в Плиеньцемс с молчаливым темноволосым парнем по имени Виктор Цой, г-жа Луге просто приняла к сведению изменения в личной жизни своей постоянной клиентки. О том, что он музыкант, да ещё известный, Бирта узнала только потом.

Валентина Васильевна Цой: "Я знаю, что такое автокатастрофа, знаю, что он погиб. Я не могу не верить Наташиному рассказу. Я биолог по образованию, и поэтому тот акт является для меня неоспоримым аргументом. Помню, правда, что после того, как в первый раз попыталась его прочитать, я месяца два к нему подойти не могла. Вообще-то нужно быть готовой к чтению бумаг с описанием травм твоего ребёнка. То есть к физиологическим и анатомическим подробностям чьей бы то ни было смерти я готова, но другое дело, когда это написано про моего сына! Однако от этого никуда не деться! Жизнь и смерть - они всегда стоят рядом. Я не собираюсь специально интересоваться обстоятельствами его смерти, из того акта я поняла, что у него в груди была жуткая дыра, и он умер мгновенно. Но ребята с Богословского кладбища постоянно меня мучают предположениями, что якобы он не мёртв. Для матери это очень тяжело".

Наташа приезжала вместе с Виктором и его сыном Сашей каждый год на всё лето - с июня по сентябрь. В подарок хозяйке глава семьи всегда привозил бутылочку хорошего вина, которую выпивали тут же за встречу. По словам Бирты, Витя всегда говорил, что нигде ему так хорошо не отдыхается, как в "Зелтини". И не удивительно - за домом, сделанным из желтого песчаника, шёл небольшой ряд сосен, а прямо за ними уже проглядывали волны залива. И было необыкновенно тихо.

Виктор и Наташа очень ценили покой, который излучал рыбацкий посёлок. Всей семьёй они любили ходить за грибами, играли в бадминтон, катались на скейтборде и, конечно же, рыбачили. Трудно было поверить, что Витя - "один из этих, волосатых", которые всё время что-то орут в микрофон по телевизору. Уж слишком сильно парень не соответствовал расхожим представлениям о рок-музыке - хоть он и привозил с собой гитару и магнитофон, но песен истошным голосом не орал. Виктор частенько что-то наигрывал, но это происходило только в его комнате и очень тихо.

Валентина Васильевна Цой: "Мы тут шли с кладбища, я вижу кругом надписи "Витя жив". И я говорю: "Роберт, ну как можно поверить, что твоего Вити нет?!" А недавно раздался телефонный звонок. Поднимаю трубку и слышу "Мама!" Я, единственное, что могла в ответ "Ах, что?!" Но не Витькин голос, видимо перепутали. И повесили трубку. Меня после этого "крутило" весь вечер. А дальше - ещё страшнее. Я очень люблю тех ребят, что живут на Богословском. Через их судьбу прошёл Витя, и моё горе - это их горе. И они пытаются доказать мне, что Витя жив. Говорят: "Валентина Васильевна, вы знаете, есть такая примета, что животные обходят стороной места, где зарыты покойники. Их никогда не увидишь на могиле". Я отвечаю: "При мне вороны прилетали, они ведь не боятся ничего. Сначала сели на зонт, а потом ещё ближе к могиле подлетели". А они: "Ещё белочка на его могилу садилась…" И, представляете, эти дети, что всегда там, рядом с Витей, тоже начинают сомневаться. Один мальчик с Богословского, Стас, мне рассказывал: "Знаете, ночью на могиле бывает какое-то свечение, что-то совершенно неземное вверх поднимается…" В общем, есть в них вера в Витину сверхъестественную силу"

Сашка - сын Виктора и Марьяны Цой (первой жены музыканта) - очень любил ездить с отцом на рыбалку. "Мужики" обычно возвращались домой уставшие, но счастливые, даже несмотря на то, что рыбы, как правило, было немного. Судя по всему, им просто нравился сам процесс: сначала - сборы на рыбалку, упаковка снаряжения, погрузка его в машину, затем - езда по ночной дороге и долгое бдение у реки.

Валентина Васильевна Цой: "Был такой момент, когда я хотела уйти. У меня скопилось большое количество тетрадей Витиных фанатов со стихами-посвящениями. Там море стихов, и они такие… убийственные! И тогда, в тот период, уйти к нему было довольно легко, понимаете? Затем я всё ревела, "сидела" на таблетках… Я колебалась, но постоянно себя уговаривала, что мне есть для кого жить: во-первых, непонятно, что дальше будет с Сашей, поскольку Марьяна создаёт новую семью; во-вторых, Ирина Николаевна, Марьянина мама - нуждающийся в помощи человек. Кроме того, у меня есть сестра, которая в какой-то степени слаба - мать умерла, отец умер, и осталась я у неё одна. Короче говоря, я решила, что мне есть для кого жить! Надо жить! Я даже обязана жить! Ведь и Роберту я нужна, и сыну его Лёне…

У Роберта есть сын?

Да, Лёня, очень хороший мальчик. Роберт ведь нас бросил, женился на другой, а потом опять вернулся. Сейчас его сыну уже 17 лет, но до 14 парень даже не знал, что у него есть брат Витя. Его мать сразу дала ребёнку свою фамилию - Кузнецов, и не разрешала Роберту видеться с ним. Единственное о чём Лёня знал, - это то, что у его отца фамилия Цой. Но в конце конов она разрешила Роберту позвонить Лёне, и они начали общаться - встречались, ездили на рыбалку, и сразу всё наладилось. Мальчишка всегда к нам тянулся, он понимал Витьку. Сейчас Лёня берёт нашу фамилию, он сам так решил. Видите, и ему тоже надо жить, и мы должны ему помочь".

Трагедия

В начале двенадцатого утра 15 августа уже начинало припекать солнце, +24. Витя возвращался домой с ночной рыбалки. В этот раз Сашка с ним не поехал, поскольку вечером заснул, не дождавшись отца. Прямая линия асфальта шоссе Слока - Талсы меж двух рядов корабельных сосен летела под колёса машины Цоя со скоростью 150 км/ч. В багажнике лежали пара удочек и улов - несколько рыбёшек. Навстречу ему ехал "Икарус - 250" с номерным знаком 0518 BPH, за рулём которого сидел Янис Карлович Фибикс. Он перегонял из ремонта пустой автобус на свою родную автобазу № 29. Одиноко стоявший одноэтажный домик, прозванный в округе "Тейтопнике", был впереди пути, как первого, так и второго.

Хозяйка "Тейтопнике", Антонина Урбане, ехала следом за "Икарусом" на другом автобусе. Впереди едущий "Икарус" постоянно находился в поле её зрения и только на минуту скрылся из виду - при повороте за дом. Когда Урбане подъехала к дому, то увидела, что "Икарус" уже стоит в придорожном кювете, передними колёсами съехав с моста в маленькую речушку. Его шофёр всё ещё был в кабине. А посреди дороги стоял "Москвич" со смятым капотом, от сильного удара развернувшийся поперёк шоссе. Приборная панель машины въехала в передний ряд кресел, прижав водителя к сиденью. А крыша машины, деформировавшись, зажала его голову. Смявшийся карданный вал прочертил на шоссе глубокую царапину длиной около метра.

В Тукумсе дороги не то, что в России. Они хорошо заасфальтированы, так что большая скорость там не редкость. Отсюда частые аварии. Для местных жителей многочисленные инциденты стали привычным делом. И для следователя Тукумского ОВД Эрики Ашмане, которая вела дело № 480 об аварии на 35-м км шоссе Слока - Талсы, случившаяся катастрофа не была чем-то из ряда вон выходящим. Для того чтобы зафиксировать этот случай, понадобился всего один абзац официальной бумаги в овэдэшной документации. А за год в этом ОВД накапливаются десятки страниц с подобными записями. Антонина Урбане послала своего внука вызвать по телефону "скорую". Часы показывали 11 часов 40 минут. Врач "скорой", прибывший к месту аварии раньше гаишников, констатировал смерть Цоя Виктора Робертовича. Где-то в архивах Тукумского ОВД до сих пор хранится ходатайство о возбуждении уголовного дела на гражданина Цоя В. Р. как виновника аварии. Дело было прекращено "за смертью обвиняемого"

Заснул ли Цой за рулём или задумался - этого уже никто не узнает. Но точно установлено, что "Москвич" врезался в столбик ограждения моста, именно после этого автомобиль и выкинуло на встречную полосу под колёса "Икаруса". А перед этим машина около 250 метров проехала по обочине дороги.

Задремал ли Витя? Съехал, задумавшись? Внезапная остановка сердца? Потеря сознания?

Валентина Васильевна Цой: "Однажды Юра Каспарян мне сказал: "Витя был великий маг, он управлял тысячами людей с помощью той силы, которой он обладал. Я не могу понять, как ему это удавалось. Должно быть, он был очень сильной натурой…" И мне вспомнилось, как однажды Витька пришёл домой, и я ему говорю: "Слушай, ты такой обыкновенный, чего люди по тебе с ума-то сходят?" Он молчит в ответ. "Ты мне скажи, как у тебя хоть дела?" - "Мама, мне очень - очень хорошо". - "Вить, а трудно быть таким?" -2Очень трудно".

Похороны

По сообщению ленинградской программы "600 секунд", в первые дни после гибели Виктора Цоя в Ленинграде на 30% подскочило число самоубийств. В основном это были молодые люди и девушки, ещё не достигшие 21 года.

Автобус с останками Виктора Цоя приехал из Тукумса к воротам Богословского кладбища (что в Санкт-Петербурге) в полдень. Но его поклонники прощались с Витей с самого утра. Сначала - в рок-клубе на Рубинштейна 13, затем - на Камчатке (в котельной, где Цой работал). Гражданской панихиды так и не было. Её заменило сооружение импровизационной выставки на кладбищенской стене. Всюду фотографии, рисунки, значки, плакаты, стихотворения-посвящения. В решётке здания - два склоненных Российских флага. И море людей с траурными лентами, магнитофонами и гитарами. Отовсюду музыка Цоя. Обитый тёмно-синей материей гроб опускается в могилу, устанавливается гранитная плита с надписью "Цой Виктор Робертович. 1962 - 1990". Около - два больших портрета Цоя, венок с надписью: "Певцу и гражданину Виктору Цою. С прискорбием. Корейское общество". После прощания у могилы - траурное шествие по Невскому проспекту. Впереди - портреты Цоя, их несут на руках. Склоненные флаги. Колонны людей сопровождает милиция. Движение медленно, как почётный эскорт. Шествие занимает одну сторону Невского. Едущие сзади машины осторожно объезжают шествующих. На дворцовой площади, под сводами арок, люди начинают скандировать "Виктор жив!"

15 августа 1990 года советское телевидение и центральные газеты написали, чтоб автокатастрофе, произошедшей на территории Латвии, умер популярный рокмузыкант . Особых подробностей трагического происшествия не приводилось. За исключением того, что звезда советского рока якобы уснул во время езды и на полной скорости врезалась во встречный автобус.

Официальное расследование также склонилось к этой версии, и вскоре дело было закрыто. Однако обстоятельства случившейся автокатастрофы оставили после себя множество загадок. Когда сотрудники ГАИ прибыли на 35-й километр латвийской республиканской трассы Слока-Талси, то они увидели следующую картину. На узкой дороге, рядом с небольшим мостом, стоял «Москвич-2141 » с развороченной передней частью. Позже эксперты установили, что машину отбросило от места столкновения на двадцать метров назад, а двигатель разлетелся на куски. Находившийся за рулем Виктор Цой получил открытую черепно-мозговую травму, несовместимую с жизнью.

Автобус «Икарус-250» стоял с левой стороны моста, уткнувшись носом в речку, куда он сманеврировал после аварии. Водитель автобуса не пострадал. Автомобиль «Москвич-2141» совсем недавно подарил Виктору Цою его новый продюсер . По тем временам это была крутая и престижная «тачка», которая только пошла в серийное производство. Одно в новой модели было нехорошо: на скорости 90 км/час машина переставала чувствовать дорогу, и эффективно затормозить ее было проблематично. А на скорости 120 км/час «Москвич-21411» начинало сильно трясти, руль вырывался из рук, а двигатель гудел и мог давать сбои.

Поэтому сразу возникла версия, что Виктор Цой, имевший всего трехмесячный водительский стаж, банально не справился с управлением и врезался во встречный автобус. Позже появилась информация о том, что рядом с певцом лежал кассетный магнитофон, на котором он прослушивал свой новый альбом. Когда Виктор решил перевернуть закончившуюся кассету, он не справился с управлением и случайно вывернул руль влево. Именно эта версия была объявлена следствием главной причиной катастрофы.

Нестыковки в гибели Виктора Цоя

Однако независимые эксперты обнаружили ряд нестыковок. Виктор Цой двигался по шоссе со скоростью 130 км/ч. При такой скорости двигатель «Москвича» сильно гудел, следовательно, рок-музыкант не мог прослушивать магнитофонные записи. И заснуть Виктор Цой тоже не мог при тех дикой тряске и шуме, который производил автомобиль при
скоростном движении. Следов алкоголя и наркотических веществ в крови погибшего обнаружено не было.

При этом, расследуя причины автокатастрофы, латвийские милиционеры выявили интересный факт, который до сих пор мало известен широкой общественности. Примерно триста последних метров до места аварии Виктор Цой почему-то ехал по правой обочине, фактически скатываясь в кювет. А затем вдруг сделал резкий выворот руля влево и выскочил на полосу встречного движения.

Опытные автомобилисты сразу догадаются, о чем идет речь, и почему водитель «Москвича» совершил такой странный маневр. Вариант может быть только один. Какой-то другой автомобиль выжимап машину Цоя на обочину и пытался сбросить ее в кювет. Затем неизвестная машина обогнала «Москвич» и резко остановилась перед ним, перекрывая дорогу. Виктор Цой попытался объехать неизвестную машину слева, выскочил на встречную полосу, где и столкнулся с автобусом.

Другими словами, за популярным певцом явно кто-то гнался и пытался столкнуть в кювет. Кстати, это объясняет тот факт, почему Виктор Цой мчался по шоссе, выжимая из «Москвича» всю мощь, а не ехал на комфортной скорости.

Таинственную машину преследователей тогда, конечно, не нашли. А водитель «Икаруса» дал официальные показания, что других транспортных средств на дороге не имелось. Впрочем, буквально через пару месяцев шофер автобуса погиб при невыясненных обстоятельствах.

В сетях мафии

В связи с вышеизложенными фактами версия о насильственной смерти популярной рок-звезды не кажется такой уж абсурдной. Виктор Цой стал звездой отечественного шоу-бизнеса
в период его «дикого» становления. Попасть на музыкальный олимп певцу в основном удалось потому, что он стал сотрудничать с авторитетным продюсером Юрием Айзеншписом, который, по слухам, имел связи в различных мафиозных кругах.

Харизматичный продюсер вывел Цоя на новые горизонты, но отношения между ними складывались далеко не безоблачные. Айзеншпис составил совершенно бешеный график гастролей по стране для группы «Кино». Музыканты буквально выбивались из сил, давая по нескольку концертов в день. Проблемы творчества и написания новых песен отошли
на второй план. В музыкальной среде ходили слухи, что Виктор Цой несколько раз хотел разорвать контракт с продюсером и уйти в самостоятельное плавание.

Однако это коренным образом противоречило интересам Айзеншписа, который зарабатывал на группе «Кино» огромные деньги. Об этих непростых коллизиях достаточно много и подробно писали многие российские СМИ. Устранить Виктора Цоя мечтали и многие конкуренты по отечественному шоу-бизнесу, в котором, как известно, нравы царили достаточно
жестокие. В этой связи можно вспомнить убийство талантливого певца Игоря Талькова, которое так и осталось нераскрытым.

Существует версия о личном конфликте Виктора Цоя с какими-то криминальными авторитетами в Риге. Якобы певец отказался выступать перед ними, то ли в бане, то ли в ресторане, и открыто послал их в сторону моря. За это ему и отомстили. Впрочем, это только слухи. Похоже, всей правды о гибели рок-музыканта мы не узнаем уже никогда.

Смерть Виктора Цоя стала трагедией для целого поколения. Кумир молодежи попал в автокатастрофу 29 лет назад - 15 августа 1990 года на трассе под Ригой. Но и по сей день поклонники творчества Цоя отстаивают разные версии его гибели, в которых присутствуют и мистика, и заказное убийство и даже собственное решение 28-летнего Виктора уйти из жизни.

Мистические знаки

Известный факт: один из самых популярных музыкантов СССР, кумир молодежи, собиравший стадионы, так и не смог скопить на квартиру. И только перед самой смертью смог найти ресурсы, чтобы приобрести новенький «Москвич». Купил по-блату - тогда, чтобы заиметь свой личный автотранспорт, нужно было собрать немало денег и отстоять в очереди.

«Продюсер Цоя Юрий Айзеншпис договорился о покупке машины за 38,5 тысячи рублей, - рассказывает биограф музыканта Виталий Калгин . - «Москвич» собирали для главного инженера завода. Но у него были какие-то проблемы, он отказался от покупки, сказал, что следующую подождет. Тогда машина досталась Цою. В мае 1990 года «Москвич» был куплен, отогнан к дому тогдашней супруги Виктора Натальи Разлоговой , где и простоял под брезентом до августа. До аварии на машине может месяц поездили».

Был ли Цой хорошим водителем? Он сам считал, что да. Большого опыта у музыканта не было - где получить? Но все же Цой решил: до Латвии в августе доберется на «Москвиче».

«Была ли мистика в гибели Виктора Цоя? - задается вопросом Калгин. - Сейчас можно говорить о том, что были некоторые «знаки». Во-первых, по дороге в Ригу они попали в ДТП: Цой на светофоре врезался в стоящий автомобиль. Разбил фару. А уже во время отдыха на рижском побережье случилась другая беда. У хозяев домика, где Цой снимал комнату, в море утонул 3-летний внук».

Виктор Цой умер в 28 лет. Фото: Из архива

За смертью обвиняемого

15 августа около 5 часов утра Цой поехал на рыбалку. Взял удочки, сел в машину, пробыл на озере до полудня, а затем направился обратно на побережье.

«Столкновение «Москвич-2141» темно-синего цвета с рейсовым автобусом «Икарус-280» произошло в 12 час. 28 мин. 15 августа 1990 г. на 35 км трассы Слока - Талси, - говорилось в милицейском протоколе. - Автомобиль двигался по трассе со скоростью не менее 130 км/ч, водитель Цой Виктор Робертович не справился с управлением. Смерть В. Р. Цоя наступила мгновенно, водитель автобуса не пострадал … В. Цой был абсолютно трезв накануне гибели. Во всяком случае, он не употреблял алкоголь в течение последних 48 часов до смерти. Анализ клеток мозга свидетельствует о том, что он уснул за рулем, вероятно, от переутомления».

О том, что в аварии погиб лидер группы «Кино», стало известно довольно быстро - о гибели музыканта сообщили по радио, написали в газетах. По стране прокатилась волна самоубийств подростков, которые не могли поверить в смерть своего кумира.

И если в первые дни все доверились результату милицейского расследования (Цой был признан виновным в аварии, а дело прекратили с формулировкой «за смертью обвиняемого»), то спустя годы начали появляться другие теории. Самые популярные - заказное убийство Виктора, и его самовольное решение уйти из жизни.

«Это полная ерунда, - говорит Калгин. - Во-первых, Цой не мешал никому. Да, влияние на умы молодежи было, но не настолько, чтобы проводить операцию по устранению музыканта. И политики он не касался. Версия самоубийства? У Цоя не было депрессии, напротив, он переживал творческий взлет, у него были новые счастливые отношения с Разлоговой… Произошедшее - не более чем случайность».

Наталья Разлогова и Виктор Цой. Фото: Википедия

Такого мнения придерживались и родители легенды русского рока, и его первая жена Марьяна . В интервью они говорили, что Виктор, вероятно, отвлекся на что-то. Или попросту задремал.

«Тоже думаю, что смерть Цоя - ДТП, - говорит первый директор группы Юрий Белишкин . - Хотя, Виктор всегда был собран. Как я узнал о смерти Виктора? Сказал кто-то из знакомых: Цой умер. Долго не мог поверить».

Где машина?

После аварии «Москвич» Цоя увезли на стоянку. У отделения милиции день и ночь дежурили фанаты, которые хотели урвать кусочек «Москвича» на память о Викторе. Многим удалось. В прошлом году на аукционе продали номер от его автомобиля. Другой поклонник музыканта купил в интернете часть от корпуса.

«У меня, например, хранится удочка Цоя, - признается биограф. - Из машины много чего сохранилось. В следующем году на 30-летие со дня смерти мы планируем показать многие артефакты. Но где сейчас находится машина Цоя? Неизвестно».

Не знает судьбу искореженной иномарки и Янис Фибикс , тот самый водитель «Икаруса», который столкнулся с Цоем. Хотя саму аварию латвиец помнит хорошо. В момент ДТП он перегонял пустой автобус Талсинского отделения латвийской «Сельхозтехники» из аэропорта, куда отвозил туристов.

15 августа 1990 года на 35-м километре шоссе Слока-Талси в результате столкновения автобуса «Икарус» и москвича темно-синего цвета погиб Виктор Цой. Он ехал ночью с рыбалки. По официальной версии певец заснул за рулем, что и стало причиной аварии.

Виктор Цой не имел музыкального образования. Более того, у него не было вообще никакого высшего образования. Он родился в обычной питерской семье, ничем не отличавшейся от сотен таких же. Его родители – обычные рабочие люди. Но этот человек написал песни, которые не просто отозвались в душах многих, и продолжают это делать до сих пор, а стали своеобразным учением, которое живо и по сей день. Смерть Цоя наступила 15 августа 1990 года. Что делал певец последние 12 часов своей жизни, и что стало причиной его гибли?

Последний день в Латвии

В рыбацком посёлке Латвии у домов нет номеров, только названия. Один из таких домов под названием «Зелтини» летом 1990 снимал Виктор Цой со своей гражданской женой Натальей Разлоговой и сыном от первого брака Александром. В тот роковой день 15 августа 1990 г. Виктор с Натальей засиделись за разговорами допоздна. Даже ранняя рыбалка, на которую собирался в тот день Цой, не смогла стать поводом лечь пораньше.

С Натальей Разлоговой Виктор познакомился в 1986 г. на сьёмках фильма “Асса”. Там она работала ассистентом. На момент их знакомства Цой уже был рок-кумиром советской молодежи и символом протеста существующего режима. Но и Разлогова не была простушкой. Цой познакомился с 30-летней журналисткой, блестящим лингвистом и эрудитом. Эта была высокообразованная, молодая, привлекательная женщина, в которую невозможно не влюбиться. Так и случилось: Цой был покорен умом и красотой, которые так гармонично соединились в одной женщине.

В 1:15 в латвийском домике Зелтини 15 августа 1990 г наконец-то погас свет. На столе осталась бутылка вина. Спустя несколько часов все будут гадать и высказывать вероятные причины смерти Виктора Цоя – кумира миллионов. И самой первой будет версия о том, что певец накануне употреблял спиртное. Но проведенная тогда экспертиза показала: в течение последних 48 часов Цой алкоголь не употреблял.

С чего все начиналось

Цой вообще никогда не выделялся бурной тусовочной жизнью. В начале своего пути к известности и славе это был обычный молодой человек, в котором абсолютно не угадывался будущий рок-кумир миллионов. Напротив, по воспоминаниям современников, он был скорее замкнутым, закомплексованным в себе юношей. Причинами этих комплексов были и необычная, отличающаяся от всех внешность, и образование пэтэушника.

В начале 80-х Цой был обычным советским парнем, который, как и все, жил студенческой жизнью с весельем и посиделками до утра, но все равно никогда не чувствующий себя в них своим. Еще начиная с раннего детства, Виктор ощущал излишнее внимание окружающих. Он с истериками ходил в детский сад, да и в школе ситуация была не лучшей: его дразнили японцем и желтолицым. Все это не вело к формированию уверенного в себе человека, и впоследствии отозвалось замкнутостью и стеснительностью.

Виктор любил оставаться в тени и наблюдать за окружающими, не привлекая к себе внимание. А потом начал постепенно писать стихи и подбирать к ним аккорды. Первой гитарой, которую он взял в руки, была гитара отца. Он показал ему, как подбирать пару аккордов. А дальше в содействии посторонних Цой не нуждался, потому что чувствовал себя в музыке, как рыба в воде.

Он сменил несколько учебных заведений: сначала это было художественное училище им. Серова, из которого его впоследствии исключили, потом ПТУ, где он учился на резчика по дереву. Из него Цой вышел со справкой об окончании вместо диплома. В этом учебном заведении и ныне хранится недоделанная работа певца. Но единственное, с чем Виктор не расставался уже в те годы, и с чем он чувствовал себя на своем месте – это гитара и песня.

Работа и творчество

15 августа 1990 г в 4:30 утра в латвийском доме без номера Цой собирался на рыбалку. Он старался это делать тихо, чтобы не разбудить родных, но Наталья с сыном Сашей все равно проснулись. Виктор предложил сыну поехать с ним. Обычно мальчик с радостью соглашался, но в этот раз сказал, что не выспался и ехать не хочет. В эти мгновения Наталья и сын видели его в последний раз.

Заядлым рыболовом Цоя назвать было нельзя, он никогда не мог похвастаться богатым уловом, да и особо к этому не стремился. Рыбалка для певца была скорее способом уединиться и побыть одному со своими мыслями.

Он вообще был человеком скромным и немного замкнутым, никогда не стремился выделиться из толпы, и был застенчив. Самовыражался в своих песнях. Но эта скромность и застенчивость не мешала ему отстаивать свои жизненные принципы и взгляды.

В своих интервью Виктор говорил о том, что не сделал выбор в сторону профессиональной работы на сцене, за которую можно было получать официальные государственные деньги, потому что надо было идти на компромисс. Цой отказался от такого официального трудоустройства. Но не работать в то время было нельзя, и ему пришлось официально трудиться. Кем Цой только не работал. Все знают, что он был гениальным музыкантом и певцом своего времени, но не все о том, что Цою пришлось вдобавок поработать:

  • на реставрации Екатеринбургского дворца;
  • уборщиком в бане;
  • кочегаром в котельной «Камчатка».

Последняя профессия больше всего пришлась по душе певцу, потому что освобождала время для занятия любимым делом – музыкой. Этот период был наиболее плодотворным в творчестве группы “Кино”.

Семейная жизнь

В 4:45 утра 15 августа Виктор Цой положил удочки в машину и уехал на ближайшее озеро. Чем дальше он отъезжал от дома, тем больше его окутывала тишина, в которой ему в последнее время удавалось побыть намного реже.

С приходом к власти Горбачева в стране повеяло духом свободы, и на многое из того, что раньше было запрещено, загорелся зелёный свет. В это время Цой участвовал в различных проектах и постоянно работал. Он активно снимался в кино, в том числе и в знаменитом фильме «Асса».

15 августа 1990 года в 11:05 Цой собирался с рыбалки домой. Улов был небогатым – всего пару рыбешек. Солнце уже хорошо припекало. Виктор сел за руль машины, думая о том, что сейчас с сыном Сашей он пойдет на море.

Сына певец боготворил. Начиная с трёх летнего возраста, он постоянно его брал с собой на отдых. И даже, когда первый брак стал трещать по швам, все равно постоянно забирал сына собой, и никогда без него не отдыхал.

Первой женой Виктора, короткая и родила ему сына, стала Марьяна Радованская – гримёр и администратор группы «Кино». Марьяна была старше Виктора на три года, и уже раз побывала замужем. Это не совсем нравилось родителям Цоя, в чем позже признавался отец певца. Проблемы начались сразу же после женитьбы: денег на жизнь катастрофически не хватало. Марьяна надеялась, что и после свадьбы Цой будет вести активную творческую деятельность, но ему хватало семейного очага.

Певец не стремился разрывать отношения до тех пор, пока в его жизни не появилась Наталья Разлогова. С первым браком было покончено, и Цой окончательно переехал из Ленинграда в Москву к новой возлюбленной.

Разлогова оказала большое влияние на Виктора Цоя. Она повлияла на формирование того образа, который помнят поклонники по сей день: образ темного одинокого рыцаря без страха и упрека.

Популярность

15 августа 1990 года в 11:37 утра машина Виктора Цоя стремительно приближалась к тому роковому смертельному повороту, после которого его жизнь оборвется и на свет появится память о певце с неограниченным сроком существования. Этот поворот оказался непреодолимым. Последние несколько лет до этого поворота жизнь преподносила Цою прямую светлую дорогу только вверх к пику славы:

  • в начале 80-х группа Кино записала свой альбом во Франции;
  • Цой с гастролями побывал в США;
  • Фильм “Игла”, в которой снялся Цой, заняла второе место в прокате;
  • на кинофестивале в Одессе певец был признан лучшим актером в СССР.

За два месяца до того как Цой разбился, состоялся его концерт в Лужниках. Это было событие мирового масштаба. Все билеты распроданы: стадион был заполнен до отказа. Впервые после Олимпиады зажгли олимпийский огонь. Это было полное и безоговорочное признание.

Началось испытания медными трубами. С 1989 г продюсером группы «Кино» стал Юрий Айзеншпис. Он вспоминал, что когда начал работать с Цоем, группа «Кино» даже не значилась в официальных списках Министерства Культуры. Айзеншпис, обладавший многочисленными связями, вывел группу на новый уровень. Начались постоянные гастроли, съёмки на телевидении. Слава неумолимо шла по пятам.

Речи о проблемах с финансами теперь не шло. Виктор дал родителям 9 тысяч на покупку нового автомобиля «Жигули». Себе он приобрел тёмно-синий москвич – последний писк тогдашней моды. Именно на нем певец приближался к тому роковому повороту утром 15 августа 1990 года.

В 11:38 на 35 километре трассы Слока-Талси машина Цоя вылетела на повороте на встречную полосу движения и столкнулась с автобусом Икарус 250. От лобового удара Цой умер на месте.

Воспоминания дня смерти

Водитель Икаруса вспоминает, что в тот день как будто кто-то специально направил его именно по этому маршруту. Пытаясь уйти от столкновения, водитель автобуса резко свернул направо, но роковой аварии избежать не удалось. Икарус оказался в речке, а машина певца была откинута на 11 м назад к мосту. Водитель Икаруса отделался ушибами. Он сразу подбежал к машине Цоя: дверь открыть не удалось. Сверху он увидел лежащего человека. По словам водителя автобуса, смертельный удар пришелся на голову певца.

От машины Цоя целым остался лишь задний бампер. Двигатель оказался за мостом. На месте аварии нашли:

  • три удочки;
  • колонки;
  • магнитофон;
  • документы;
  • деньги;
  • две маленькие рыбешки.

Это все, что осталось от машины, в которой разбился Виктор Цой.

О том, что за рулём москвича был кумир миллионов, водитель автобуса узнал лишь в отделении ГАИ. Тогда он проживал в латвийской глубинке и музыкой не интересовался. После трагедии на каждую годовщину он приезжает на то злополучное место и читает отрывок из песни Цоя, написанный на памятнике: “Смерть стоит того, чтобы жить. Любовь стоит того, чтобы ждать”.

Отец Цоя вспоминает, что узнал об автокатастрофе, когда находился на рыбалке. По роковому стечению обстоятельств или по воле судьбы отец и сын занимались одним и тем же делом, только в разных местах. По словам Роберта Цоя, он услышал о том, что сын разбился по радиостанции Маяк. Сначала он не поверил своим ушам и до последнего думал, что произошла какая-то ошибка. Тогда мобильной связи не было, и чтобы что-то узнать, надо было добраться до ближайшего телефонного автомата. Трагическую новость отцу Цоя подтвердила первая жена певца Марьяна.

Выдвигались различные версии о том, что же все-таки произошло:

  • заснул за рулем;
  • убили;
  • в момент гибели певец менял кассету в магнитофоне.

В результате расследования была объявлена официальная версия о том, что певец заснул за рулем от сильного переутомления. Кассеты с демоверсией нового музыкального альбома у него не было. Это подтвердил гитарист группы.

Похороны певца

Цоя похоронили через 4 дня на кладбище Ленинграда. Певец ушел из жизни в возрасте 28 лет. Мать Цоя вспоминал, что до конца не верила в факт смерти сына, и считала всю эту историю придуманной. Только когда он пришел с ней попрощаться во сне, она поняла, что больше никогда его не увидит.

Память о Цое

Память о певце начала жить сразу, буквально с момента похорон. Фанаты создали знаменитую стену, на которой до сих пор вспоминают певца, нанося на стену различные надписи и рисунки. По сей день песни Цоя перепевают современные исполнители.

Цой ушел на переломе эпох и стал его знамением. Ровно через год после смерти певца Советский союз распался. Начали происходить перемены, про которые он пел. Сам Цой в интервью говорил, что в своих песнях он пытается донести до людей понимание и осознание внутренней свободы. Свободы, которая не зависит от обстоятельств. Она должна быть в каждом человеке вне зависимости от времени. Для нас он останется навсегда героем из прошлой жизни.