Богослужебные указания на 31 июля года. Богослужебные указания всегда под рукой

Суббота. Сщмч. Афиноге́на епископа и десяти учеников его.

Российских чудотворцев, прославленных на Московских Соборах XVI в.

Чирской (Псковской) иконы Божией Матери.

Служба сщмч. Афиногена не имеет праздничного знака, совершается вместе с субботней службой Октоиха.

На вечерне кафизмы нет.

На «Господи, воззвах» стихиры священномученика, глас 8-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – догматик, глас 6-й: «Кто Тебе не ублажи́т…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 6-й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» – 2-й: «Му́ченицы Твои́, Го́споди…», 3-й – тот же, 4-й: «Страстоте́рпцы му́ченицы…»; припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Моли́твами Ро́ждшия Тя…» (см. в стихирах на стиховне).

По Трисвятом – тропарь священномученика, глас 8-й . «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 6-й: «Благослове́нную нареки́й…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь священномученика, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Иже нас ра́ди…».

Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.

В храме Воскресения Христова – канон воскресный рядового гласа (с прошлой Недели) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды, тропари на 4: два воскресных тропаря, один Крестовоскресный и один Богородичен), священномученика на 4 и Октоиха (мученичный) на 4.

Примечание. В храме Воскресения Христова при службе святого без знака в субботу воскресный канон рядового гласа является составным и включает в себя тропари из воскресного, Крестовоскресного и Богородичного канонов воскресной утрени отдаваемого гласа. О пении канонов в храме Воскресения Христова в субботу см. Октоих, ч. 2, с. 660.

В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), священномученика на 4 и Октоиха (мученичный) на 4.

В храме святого – канон священномученика со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), храма на 4 и Октоиха (мученичный) на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы мученичного канона Октоиха.

По 3-й песни – седален священномученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак священномученика, глас 4-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 6-й (мученичны из числа стихир на хвалитех – 1-й: «Го́споди, в па́мять святы́х Твои́х…», 2-й: «Го́споди, а́ще не бы́хом…», 3-й: «Па́мять му́ченик…»; припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Бо́га, из Тебе́ воплоти́вшагося…» (см. в стихирах на хвалитех).

По Трисвятом – тропарь священномученика, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Де́во Пречи́стая…».

На часах – тропарь и кондак священномученика.

На Литургии блаженны Октоиха – 6.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь священномученика; кондак храма, кондак священномученика. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Яко начатки естества…».

В храме святого – тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь священномученика; кондак священномученика. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Яко начатки естества…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня.

Апостол и Евангелие – дня.

Типикон умалчивает об особом тропаре священномученика (глас 8-й: «Свяще́нный Бо́гу…»). В Минее синодального периода (см.: Минея-Июль. Киев, 1893. Л. 151) особый тропарь священномученика также отсутствует. Таким образом, Устав предполагает пение общего тропаря священномученика, глас 4-й: «И нра́вом прича́стник…» (см. в Минее общей, гл. 16, л. 91 об.). В случае пения на богослужении общего тропаря священномученика поются следующие Богородичны: в конец вечерни – Богородичен воскресный, глас 6-й: «Благослове́нную нареки́й…», на утрене на «Бог Господь» – Богородичен воскресный, глас 4-й: «Еже от ве́ка…», в конец утрени – Богородичен от меньших, глас 4-й: «Тя велича́ем, Богоро́дице, вопию́ще: Ты еси купина́…».

На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (см. Типикон, гл. 12).


Пятница. Рождество́ честно́го сла́вного Проро́ка, Предте́чи и Крести́теля Госпо́дня Иоа́нна.

Правв. отроко́в Иа́кова и Иоа́нна Меню́жских.

Совершается бденная служба Рождества Иоанна Предтечи.

Календарные заметки:

На утрене величание: «Величаем тя, Предтече Спасов Иоанне, и чтим е́же от непло́дове преславное рождество твое».

Порядок чтений, согласно календарю: Утр. – Лк., 3 зач., I, 24–25, 57–68, 76, 80. Лит. – Предтечи:

На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры Предтечи, глас 4-й – 8 (первая стихира – дважды). «Слава» – Предтечи, глас 6-й: «Днесь Света свети́льник…», «И ныне» – Минеи, глас тот же: «Елисаве́ть зача́т Предте́чу…».

Вход. Прокимен дня. Паримии Предтечи – 3.

На литии стихиры Предтечи, глас 1-й. «Слава» – Предтечи, глас 5-й: «Проро́ков преде́л…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Храм и дверь еси…».

На стиховне стихиры Предтечи, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – Предтечи, глас 8-й: «Иса́ии ны́не проро́ка глас…», «И ныне» – Минеи, глас тот же: «Виждь Елисаве́ть…».

По Трисвятом – тропарь Предтечи, глас 4-й (дважды), и «Богородице Дево…» (единожды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь Предтечи, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка…».

Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны Предтечи (по дважды).

Полиелей. Величание Предтечи: «Велича́ем тя, Предте́че Спа́сов Иоа́нне, и чтим е́же от непло́дове пресла́вное рождество́ твое́», и избранный псалом. Седален Предтечи, глас 8-й: «Да ра́дуется оте́ц…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Благодари́м Тя при́сно…». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен Предтечи, глас 4-й: «И ты, отроча́, / проро́к Вы́шняго нарече́шися»; стих: «Благослове́н Госпо́дь Бог Изра́илев, я́ко посети́ и сотвори́ избавле́ние лю́дем Свои́м». Евангелие – Лк., зач. 3. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна…». Стихира Предтечи, глас 2-й: «Иже из чре́ва ма́терня освя́щся…» (см. на стиховне вечера).

Каноны: Предтечи 1-й со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и 2-й на 6.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – седален Предтечи, глас 8-й. «Слава» – ин седален Предтечи, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос Предтечи, глас 3-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Предтечи: «Предте́чево днесь…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи: «Проро́цы пропове́даша…».

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры Предтечи, глас 8-й – 4. «Слава» – Предтечи, глас 6-й: «Звезда́ звезд, Предте́ча…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Богородице, Ты еси лоза́…» (см. Часослов, Богородичен 3-го часа).

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь Предтечи, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка…».

На часах – тропарь и кондак Предтечи.

На Литургии блаженны Предтечи: 1-го канона песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и 2-го канона песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь Предтечи. «Слава» – кондак Предтечи, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь Предтечи. «Слава» – кондак Предтечи, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – Предтечи.

Апостол и Евангелие – Предтечи.

Пятница 1-й седмицы. Сщмч. Феодо́та, еп. Кирине́йского.

Иконы Божией Матери, именуемой «Держа́вная». Свт. Арсе́ния, еп. Тверского.

Литургия Преждеосвященных Даров.

Примечание. Полиелейная служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Держа́вная», может быть перенесена на субботу, 3 марта (ср.: Типикон, 24 февраля, 8-я Маркова глава, 31-я и 32-я Храмовые главы; Минея, 9 марта, 2-я Маркова глава).

Календарные заметки:

Полиелейная служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная», может быть перенесена на субботу, 3 марта.
По заамвонной молитве – молебный канон вмч. Феодору Тирону и благословение колива.

Порядок чтений, согласно календарю:

На утрене к первому Троичному припев: «Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, силою Креста Твоего сохрани нас, Господи». Кафизмы 13-я, 14-я и 15-я.

Трипеснец состоит из 5-й, 8-й и 9-й песней.

Порядок пения канона при типе службы одного малого святого : 1-я песнь канона стихословится так же, как во вторник. 2-я песнь не стихословится. 3-я и 4-я песни стихословятся так же, как в понедельник. 5-я песнь стихословится подобно 1-й в понедельник.

По 3-й песни – седален сщмч. Феодо́та, еп. Кирине́йского, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же.

6-я песнь стихословится с начала, от стиха: «Возопи́х в скорби моей…» и до: «Храня́щии су́етная и ло́жная…» включительно. После этого стиха – 1-й тропарь канона Минеи. Далее: «Аз же со гла́сом хвале́ния…», и 2-й тропарь канона Минеи. «Слава» – 3-й тропарь канона Минеи, «И ныне» – Богородичен Минеи. На катавасию – ирмос канона Минеи.

По 6-й песни – кондак сщмч. Феодо́та, еп. Кирине́йского, глас 3-й. (Мученичен Октоиха из приложения Триоди поется в составе седальнов по 1-м стихословии.)

7-я песнь стихословится с начала, от стиха: «Благослове́н еси, Господи, Боже оте́ц на́ших…» и до: «Благослове́н еси, ви́дяй бе́здны…» включительно. После этого стиха поется ирмос канона Минеи. Далее: «Благослове́н еси на престо́ле…», и 1-й тропарь канона Минеи. «Благослове́н еси на тве́рди…», и 2-й тропарь канона Минеи. «Слава» – 3-й тропарь канона Минеи, «И ныне» – Богородичен Минеи. 7-я песнь ирмосом не покрывается, но сразу стихословится 8-я песнь.

Примечание. Стихословие полностью 6-й и 7-й библейских песней в данном случае необходимо по той причине, что на утрене субботы 1-й седмицы предполагается стихословить библейские песни не в великопостной редакции, а по разделам Ирмология «Господеви поем» или «Поем Господеви», в которых 6-я и 7-я библейские песни полностью не исполняются, а, следовательно, на 1-й седмице поста были бы полностью исполнены не все библейские песни. Поэтому Типикон предлагает полностью стихословить 6-ю и 7-ю песни в пятницу (Типикон, гл. 49, пяток вечера 1-й седмицы, 2-е «зри»; гл. 48, 24 февраля, 9-я Маркова глава; гл. 48, 24 марта, 3-е и 4-е «зри»). В богослужении суббот 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста 6-я и 7-я библейские песни должны полностью (в великопостной редакции) исполняться на ряду на утрене. В пятницу 5-й и 6-й седмицы рекомендуется поступить так же, как и на 1-й седмице Великого поста .

Песни 8-я и 9-я стихословятся так же, как в понедельник.

К светильну первое окончание: «…силою, Господи, Креста Твоего, и спаси мя».

На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Триоди, глас тот же: «Яко ви́де Тя распина́ема…». Прочее – как в понедельник.

Часы 1-й, 3-й, 6-й и 9-й совершаются как в понедельник.

На 1-м и 9-м часах по пятницам в течение всей св. Четыредесятницы кафизмы не стихословятся. На 3-м часе – кафизма 19-я; на 6-м часе – кафизма 20-я.

На 6-м часе – 1-й прокимен, глас 7-й: «Возлюблю́ Тя, Господи…»; стих: «Бог мой, Помощник мой». 2-й прокимен, глас 6-й: «Господи, Помо́щниче мой и Изба́вителю мой»; стих: «Небеса́ пове́дают славу Божию…».

Подробное изложение порядка изобразительных см. 26 февраля (окончание изобразительных см. 28 февраля).

Порядок кондаков на изобразительных в храме Господском см. в среду, 28 февраля; в храме Богородицы и святого – см. в понедельник, 26 февраля.

Подробное изложение порядка богослужения вечерни в соединении с см. 28 февраля.

Примечание. На субботу, 3 марта, может быть перенесена с пятницы, 2 марта, полиелейная служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная» (см. Типикон, 24 февраля, 9-я Маркова глава; Минея, 9 марта, 2-я Маркова глава; ср. Типикон, 9 марта, 1-я Маркова глава; 24 февраля, 8-я Маркова глава, 31-я и 32-я Храмовые главы).

Если в субботу 1-й седмицы (3 марта) будет совершаться служба вмч. Феодора Тирона из Триоди (вариант А ):

На вечерне с Литургией Преждеосвященных Даров – кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди самогласен дня, глас 5-й: «Прииди́те, ве́рнии…» (дважды), мученичны Октоиха, глас 8-й – 4 (см. в пяток вечера: «Му́ченицы Госпо́дни…» (дважды), «Му́ченицы Твои́, Го́споди…» и «А́ще ка́я доброде́тель...») , и вмч. Фео́дора Ти́рона (из Триоди), глас 2-й – 4. «Слава» – вмч. Феодора, глас 6-й: «Сосу́да употреби́в враг…», «И ныне» – догматик, глас 8-й: «Царь Небе́сный…».

Вход с кадилом. «Свете Тихий». Чтение паримий Триоди (прокимен 1-й паримии, глас 5-й: «Услы́шит тя Господь в день печа́ли»; стих: «Защи́тит тя имя Бога Иа́ковля». Прокимен 2-й паримии, глас 6-й: «Вознеси́ся, Господи, силою Твоею…»; стих: «Господи, силою Твоею…»). «Да испра́вится молитва моя...», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров (по обычаю).

чин молебного пения

Примечание.

Иерей читает молитву над коливом

Примечание.

Если в субботу 1-й седмицы (3 марта) служба вмч. Феодора Тирона из Триоди будет совершаться в соединении с полиелейной службой в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная» (вариант Б ):

На вечерне с Литургией Преждеосвященных Даров – кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди самогласен дня, глас 5-й: «Прииди́те, ве́рнии…» (дважды), стихиры Богородицы (иконы) – 4, и стихиры вмч. Фео́дора Ти́рона (из Триоди), глас 2-й – 4. «Слава» – вмч. Феодора, глас 6-й: «Сосу́да употреби́в враг…», «И ныне» – догматик, глас 8-й: «Царь Небе́сный…».

Вход с кадилом. «Свете Тихий». Чтение паримий Триоди (прокимен 1-й паримии, глас 5-й: «Услы́шит тя Господь в день печа́ли»; стих: «Защи́тит тя имя Бога Иа́ковля». Прокимен 2-й паримии, глас 6-й: «Вознеси́ся, Господи, силою Твоею…»; стих: «Господи, силою Твоею…») и чтение трех паримий Богородицы (иконы) (с обычными возглашениями: «Премудрость» и «Вонмем»). «Да испра́вится молитва моя...», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров (по обычаю).

По заамвонной молитве иерей с диаконом исходят к уготованному на солее столу, на котором стоит блюдо с ко́ливом, и совершают чин молебного пения великомученику Феодору Тирону. Чтец – псалом 142-й: «Господи, услы́ши моли́тву мою…» . На «Бог Господь» – тропарь вмч. Феодора, глас 2-й: «Ве́лия ве́ры исправле́ния…». «Слава» – тот же тропарь, «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Вся па́че смы́сла…». Чтец – псалом 50-й. Во время псалма совершается каждение. По обычаю, диакон кадит о́крест стола с коливом и священнослужителей.

Примечание. Устав дает следующие указания относительно каждения: «...Псалом 50-й. И кадит священник коливо, и настоятеля, и лики, по чину» (Типикон, гл. 49, «В пяток вечера »).

По 50-м псалме – поется канон вмч. Феодора, глас 8-й, на 4 (без ирмосов). Певцы поют запевы: «Святый великому́чениче Фео́доре, моли́ Бога о нас» к двум первым тропарям канона, затем «Слава», «И ныне». Иерей, по обычаю, читает тропари канона.

По 6-й песни – «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» – кондак вмч. Феодора, глас 8-й.

По 9-й песни вместо «Достойно» – ирмос 9-й песни: «Тя, Неискусобра́чную Ма́терь...».

Чтец: Трисвятое. По «Отче наш…» – возглас: «Яко Твое есть Царство...», и тропарь вмч. Феодора, глас 2-й: «Ве́лия ве́ры исправле́ния…». «Слава» – кондак вмч. Феодора, глас 8-й: «Ве́ру Христо́ву…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Я́коже Предста́тельство…». Диакон: «Господу помолимся». Певцы: «Господи, помилуй».

Иерей читает молитву над коливом (ср.: Служебник, Чин благословения колива):

Вся соверши́вый сло́вом Твои́м, Го́споди, и повеле́вый земли́ многоразли́чныя прозяба́ти плоды́ в наслажде́ние и пи́щу на́шу, И́же се́менми три о́троки и Дании́ла, су́щия в Вавило́не, сластнопита́нных све́тльшия показа́вый! Сам, Всеблаги́й Царю́, и се́мена сия́ с разли́чными плоды́ благослови́ и от них вкуша́ющия освяти́, я́ко во сла́ву Твою́ и в честь свята́го великому́ченика Фео́дора Ти́рона сия́ предложи́шася от Твои́х рабо́в, и в па́мять во благочести́вой ве́ре сконча́вшихся. Пода́ждь же, Бла́же, благоукраси́вшим сия́ и па́мять соверша́ющим вся, я́же ко спасе́нию проше́ния, и ве́чных Твои́х благ наслажде́ние, моли́твами Пречи́стыя Влады́чицы на́шея Богоро́дицы и Присноде́вы Мари́и, и свята́го великому́ченика Фео́дора Ти́рона, его́же и па́мять соверша́ем, и всех святы́х Твои́х. Я́ко Ты еси благословля́яй и освяща́яй вся́ческая, Бо́же наш, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Безнача́льному Отцу́, со Единоро́дным Твои́м Сы́ном, и Пресвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в.

Певцы: «Аминь». «Бу́ди имя Господне…» (трижды). [«Слава, и ныне».] Псалом 33-й: «Благословлю́ Господа…». Отпуст по обычаю.

Примечание. «И вхо́дим в трапе́зу, вкуша́ем же вина́ и еле́а, ра́ди свята́го. Сие́ прия́хом в Ла́вре преподо́бнаго отца́ на́шего Са́ввы, и кинови́и преподо́бнаго Вели́каго Евфи́мия: но не твори́м сего́ ны́не за че́стность дне, оба́че яди́м варе́ние с сли́вами без еле́а, и арме́а: произволя́ющии же ядя́т сухояде́ние, я́коже и в сре́ду» (Типикон, гл. 49, «В пяток вечера »).

В 2019 году на субботу 4-й седмицы приходится предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы. В этом случае библейские песни на утрене в субботу 4-й седмицы будут петься не в великопостной редакции.

Данная рекомендация в текущем году относится также и к пятнице 4-й седмицы поста, поскольку в 2019 году на субботу 4-й седмицы приходится предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы. Ср.: Типикон, 24 марта, 3-е и 4-е «зри».

В службе Октоиха 1–7 гласов 1-й мученичен находится в 1-й группе стихир на «Господи, воззвах» (см. в Октоихе в пяток вечера); остальные три мученична – во 2-й группе стихир. В службе 8-го гласа расположение текстов иное: в 1-й группе стихир на «Господи, воззвах» даны 3 мученична, а четвертого мученична нет (2-я группа стихир не содержит мученичнов). Таким образом, при совершении службы Октоиха 8-го гласа следует петь мученичны 1-й группы стихир, повторяя первый из них: «Му́ченицы Госпо́дни...».

См. Типикон, 24 февраля, 9-я Маркова глава; Минея, 9 марта, 2-я Маркова глава; ср. Типикон, 9 марта, 1-я Маркова глава; 24 февраля, 8-я Маркова глава, 31-я и 32-я Храмовые главы.

Минея содержит две службы в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная»: 1) «Пра́зднование Пресвяте́й Богоро́дице в честь чудотво́рныя Ея́ ико́ны, нарица́емыя “Держа́вная”», и 2) «И́на слу́жба явле́нию ико́ны Пресвяты́я Влады́чицы на́шея Богоро́дицы “Держа́вныя”».

В «Службах первой седмицы Великого поста» (М., 1984. С. 214) перед 142-м псалмом указывается возглас: «Благословен Бог наш...» и «Прииди́те, поклони́мся...» (3).


Четверг 1-й седмицы. Прмц. Евдоки́и.

Порядок чтений, согласно календарю:

Утреня . Особенности службы: к первому Троичному – окончание: «Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, молитвами святых апостол Твоих и святителя Николая, помилуй нас». Кафизмы 6-я, 7-я и 8-я.

Трипеснец состоит из 4-й, 8-й и 9-й песней. 1-я песнь канона стихословится так же, как во вторник. 2-я песнь не стихословится. 3-я песнь стихословится так же, как в понедельник. 4-я песнь, вследствие наличия в ней двух трипеснцев, стихословится подобно 1-й песни в понедельник. Песни 5-я, 6-я, 7-я, 8-я, 9-я стихословятся так же, как в понедельник.

По 3-й песни – седален прмц. Евдоки́и, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Яко Де́ву и еди́ну в жена́х...».

По 6-й песни – кондак и икос прмц. Евдоки́и, глас 4-й. (Мученичен Октоиха из приложения Триоди поется в составе седальнов по 1-м стихословии.)

К светильну первое окончание: «…молитвами, Господи, апостол Твоих и святителя Николая, и спаси мя».

На стиховне стихиры Триоди, глас 3-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Богоро́дице, Предста́тельнице всех...».

Примечание. Если в Минее есть славник, то «Слава» – Минеи, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших.

Прочее – как в понедельник.

Часы 1-й, 3-й, 6-й и 9-й совершаются как в понедельник.

На 1-м часе – кафизма 9-я; на 3-м часе – кафизма 10-я; на 6-м часе – кафизма 11-я; на 9-м часе – кафизма 12-я.

На 6-м часе – 1-й прокимен, глас 1-й: «Внегда́ возврати́т Господь…»; стих: «Рече́ безу́мен в сердце своем…». 2-й прокимен, глас 4-й: «Господи, кто обита́ет в жили́щи Твоем?»; стих: «Ходя́й без порока…».

На вечерне кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Триоди, глас 2-й – 3, и Минеи, глас 4-й – 3 (с 2 марта, сщмч. Феодо́та, еп. Кирине́йского). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «На Кресте́ Тя яко узре́...».

Прокимен, глас 4-й: «Благословлю́ Господа, вразуми́вшаго мя»; стих: «Сохрани́ мя, Господи…». После 1-й паримии прокимен, глас 4-й: «Сохрани́ мя, Господи, яко зе́ницу ока»; стих: «Услы́ши, Господи, правду мою».

На стиховне стихиры Триоди, глас 4-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Триоди, глас тот же: «На Кресте́ Тя яко узре́…».

Великое повечерие с каноном прп. Андрея Критского – по чину понедельника 1-й седмицы (см. 26 февраля).

Богослужебные указания за 2 августа 2017 года
Среда. Пророка Илии́.
Прп. Авраа́мия, игумена Городе́цкого, Чу́хломского. Обре́тение мощей прмч. Афана́сия Бре́стского (службу зри 5 сентября).
Прав. Ааро́на первосвященника.
Типикон назначает шестеричную службу прор. Илии (Б), но, по благословению настоятеля, допускает совершение в честь святого всенощного бдения (А).
Календарные заметки:
На утрене величание: «Величаем тя, святый пророче Божий Илие́, и почитаем еже на колеснице огненней преславное восхождение твое».
Порядок чтений, согласно календарю: Утр. – Лк.4:22–30. Лит. – Прор.: Иак.5:10–20. Лк.4:22–30.
А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры пророка, глас 1-й и глас 2-й – 8 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – пророка, глас 6-й: «Прииди́те, правосла́вных…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажи́т…».
Вход. Прокимен дня. Паримии пророка – 3.
На литии стихира храма и стихиры пророка, глас 4-й. «Слава» – пророка, глас 6-й: «О, нечести́ва царя́ повеле́ния!..», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Богоро́дице, Ты еси лоза́…» (см. Часослов, Богородичен 3-го часа).
На стиховне стихиры пророка, глас 8-й (со своими припевами). «Слава» – пророка, глас 6-й: «Проро́че, пропове́дниче Христо́в…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Творе́ц и Изба́витель…».
По Трисвятом – тропарь пророка, глас 4-й (дважды), и «Богородице Дево…» (единожды).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь пророка, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка…».
Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении. Седальны пророка (по дважды).
Полиелей. Величание пророка и избранный псалом. Седален пророка по полиелее, глас 8-й: «Прему́дрости яко рачи́тель…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен пророка, глас 4-й: «Ты иере́й во век по чи́ну Мелхиседе́кову»51; стих: «Рече́ Госпо́дь Го́сподеви моему́: седи́ одесну́ю Мене́, до́ндеже положу́ враги́ Твоя́ подно́жие ног Твои́х». Евангелие пророка. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святаго пророка Илии…». Стихира пророка, глас 4-й: «На о́гненней колесни́це…».
Каноны: Богородицы со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и пророка (два канона) на 8.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия «Отверзу уста моя…».
По 3-й песни – седален пророка, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.


По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен пророка. «Слава» – ин светилен пророка, «И ныне» – Богородичен Минеи.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры пророка, глас 8-й и глас 1-й – 6. «Слава» – пророка, глас 8-й: «Проро́ков верхо́вники…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Влады́чице, приими́…» (см. прил. 2-е, «В субботу утра»).
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь пророка, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка…».

На Литургии блаженны пророка, 1-го канона песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и 2-го канона песнь 6-я – 4.
В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь пророка. «Слава» – кондак пророка, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь пророка. «Слава» – кондак пророка, «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий52 и причастен – пророка.
Апостол и Евангелие – пророка (рядовые чтения переносятся на четверг 21 июля).
Б. На вечерне кафизмы нет.
На «Господи, воззвах» стихиры пророка, глас 1-й и глас 2-й – 6. «Слава» – пророка, глас 6-й: «Прииди́те, правосла́вных…», «И ныне» – Крестобогородичен, глас тот же (см., например, 12 июля, в службе мчч. Прокла и Илария и прп. Михаила Малеина, на «Господи, воззвах»: «На Дре́ве Живо́т…»).
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 7-й. «Слава» – пророка, глас 6-й: «Проро́че, пропове́дниче Христо́в…», «И ныне» – Крестобогородичен, глас тот же (см., например, 13 июля, в службе Собора Архангела Гавриила и прп. Стефана Савваита, на «Господи, воззвах»: «Всечи́стая яко ви́де…»).
По Трисвятом – тропарь пророка, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Де́во Пренепоро́чная…».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь пророка, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Де́во Пренепоро́чная…».
Кафизмы 10-я и 11-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.
Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), 2-й на 4 и пророка на 6.
Примечание. В седмичные дни (кроме четверга), при совершении службы Октоиха в соединении со службой шестеричного или славословного святого, мученичны из 1-го канона Октоиха опускаются. В четверг 1-й канон Октоиха не содержит мученичнов.
Библейские песни «Господеви поем…».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи.
По 3-й песни – седален пророка, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен, глас тот же (см., например, 12 июля, в службе мчч. Прокла и Илария и прп. Михаила Малеина, в седальнах по 3-й песни канона: «А́гнца, и Па́стыря…»).
По 6-й песни – кондак и икос пророка, глас 2-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен пророка, «И ныне» – Крестобогородичен Октоиха.
«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры пророка, глас 8-й и глас 1-й – 6. «Слава» – пророка, глас 8-й: «Проро́ков верхо́вники…», «И ныне» – Крестобогородичен, глас тот же (см., например, 12 июля, в службе мчч. Прокла и Илария и прп. Михаила Малеина, на стиховне вечерни: «Ю́ница Нескве́рная…»).
«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 7-й. «Слава» – пророка, глас 4-й: «На о́гненней колесни́це…» (см. в Минее, стихира по 50-м псалме), «И ныне» – Крестобогородичен, глас тот же (см., например, 14 июля, в службе ап. Акилы и мчч. Кирика и Иулитты, на стиховне утрени: «А́гнца и Па́стыря…»).
По Трисвятом – тропарь пророка, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Тя велича́ем, Богоро́дице, вопию́ще: Ты еси гора́…».
На часах – тропарь и кондак пророка.
На Литургии блаженны пророка, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском – тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропарь пророка; кондак пророка. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак дня: «Вознесыйся на Крест…».
В храме Богородицы – тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропарь храма, тропарь пророка; кондак дня: «Вознесыйся на Крест…», кондак пророка. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропарь храма, тропарь пророка; кондак дня: «Вознесыйся на Крест…», кондак храма, кондак пророка. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня и пророка.
Апостол и Евангелие – дня и пророка.
51 Так в Типиконе и в Апостоле, хотя в Минее: «Ты еси иерей во веки…».
52 Стих общего аллилуиария пророкам: «Свет возсия́ пра́веднику, и пра́вым се́рдцем весе́лие».