Благовещение в году что можно есть. Что приготовить на Благовещение

Благовещение является одним из важных церковных праздников в году и имеет непереносимую дату — 7 апреля. В нынешнем году праздник совпал с другим, Страстной или Велико субботой — дню, предшествующему Пасхе

Благовещение — день, когда Мария получила от Архангела Гавриила благую весть о том, что она непорочно забеременеет и родит на свет сына Божьего. Праздник считается очень сильным энергетически — издавна люди верили, что именно он ознаменует настоящий приход весны, новой жизни и более счастливого периода в жизни каждого человека.



На Страстной неделе Благовещение выпадает редко, но от этого не теряет, а лишь увеличивает свою силу — считается, что в этот день небеса максимально открыты к мольбам людей и услышан будет абсолютно каждый. Особенно праздник чествуется представительницами слабого пола, которые считают Марию своей покровительницей.
Благовещение — традиции, как отмечать

.
По традиции, Благовещенье — праздник веселый и шумный. Девушки в этот день зазывают весну, хозяйки выпекают просвиры, которые после освящаются в церкви, мужчины выпускают животных из дому, чтобы также призвать скорейший приход весны.

Очень часто Благовещение приходится на время великого поста — в честь праздника запреты ослабевают и верующим разрешается вкусить рыбы и выпить стакан красного вина.

А еще в этот день любая женщина, молящаяся возле иконы Девы Марии, могла попросить исполнить одно из самых сокровенных ее желаний. Как правило, они касались замужества, рождения первенца или вопроса о выздоровлении любого члена семьи. Святая поможет исполнить желание девицы и защитит ее и всю семью от напастей.

Особенности Благовещения в Страстную субботу — что можно, а что нельзя делать

По традиции, в большие церковные праздники верующим категорически запрещено работать — время нужно посвятить отдыху и молитве. Также в Благовещение не рекомендуется мыться и расчесывать волосы — запутать гребнем можно собственную судьбу.

В этот день нельзя охотиться и рыбачить — к животным и растениям нужно относиться с особенным трепетом, ведь они являются главным символом жизни и обновления в миру.

Многие хозяйки очень обеспокоены вопросом о том, а как же приготовиться к Пасхе, если в субботу нельзя ничего делать? Ответ очень прост — побеспокойтесь о своей душе, а после можете понемногу заниматься домашней работой.

Утром необходимо посетить церковь, помолиться о прощении грехов и загадать перед иконой Божьей матери самое заветное желание, но не материальное — квартиру, машину, хорошую работу у Марии не просят. Просите здоровья себе и своим близким, молитесь о рождении и здравии детей, об их скорейшем возвращении домой и прочее.

Соберитесь в праздник всей семьей — Страстную субботу нельзя проводить шумно, а потому здесь традиции Благовещения немного ослабевают. В субботу, согласно библейским сказаниям, верующие молчат — скорбят и радуются одновременно. Скорбят о Христе, который помещен в гроб Господень, а радуются тому, что уже через сутки он воскреснет и соединится на небесах со своим Отцом.

Куличи, согласно церковным традициям, к пасхе выпекают в чистый четверг. При этом многие оставляют это приятное занятие на субботу, чтобы пасхи были свежими к празднику. Церковь говорит о том, что не смотря на праздник Благовещения, печь куличи разрешено — занятие не шумное и не пыльное, не требует особого физического труда, а наоборот, вдохновляет и заставляет углубиться в веру в ожидании Светлого Воскресенья.

Сопоставив два праздника, можно сказать, что Благовещение в 2018 году следует проводить спокойно и в кругу своей семьи, отказаться от любого рода гуляний. Это отличное время для завершения приготовлений к празднованию Пасхи. При этом уборкой старайтесь не заниматься — завершите все дела в Чистый четверг, который специально предназначен для подобного рода занятий
Народные приметы на Благовещенье


Благовещенье — праздник, означающий приход весны. Именно в этот день наши предки следили за погодой, чтобы предсказать ее будущее поведение.

Если в Благовещенскую ночь на небе не окажется ни одной звезды, а Луна «спрячется» за слоем туч, значит, куры будут нести мало яиц

Под утро был мороз - жди урожайных год. Он окажется крайне благоприятным для выращивания огурцов и груздей

Гроза в день и вечер этого дня свидетельствует, что в этом году будет очень много орехов

А вот если будет падать небольшой дождь, то к осени жди очень богатый урожай грибов, а также это говорит, что пшеница очень хорошо уродит

А вот непогода утром, сильный ветер, а местами даже туман предвещали крайне урожайное лето

Множество церковных празднований взяли свои истоки из Святого Писания и объединённые историей из жизни Иисуса Христа. Верующие люди соблюдают православные празднике, а для этого необходимо знать их даты. Когда в 2018 году Благовещение, Вербное воскресенье, Лазарева суббота, Радоница, Пасха, Красная горка и другие главные православные праздники. Такие дни важны верующих людей или просто для тех, кто рассчитывает узнать об важнейших церковных праздниках этого года.

Когда в 2018 году Благовещение, Вербное Воскресенье, Лазарева суббота, Радоница, Пасха, Красная горка и другие главные православные праздники: дни празднования

Сразу после 7 днями бесшабашного масленичного празднования возникает 7-ми недельное суровое абстиненция, — Великий Пост.

Первая неделя Поста -неделя Сборная. Неделя сбор -струится вода с гор. Поскольку Великий Пост как правило перепадает на март.

Понедельник именуется Чистым, народ купается, меняют белье, чистят дом.

Третья неделя- именуется Крестопоклонной, так как в данное воскресенье церковь славит Святой Крест и плоды крестной смерти Спасителя.

Четвертая неделя — Средокретие. Так как в ночь с Среды на Четверг пройдет середина Великого Поста.

Пятая неделя — Похвальная. В эту субботу свершается служба -Похвала Святой Богородице.

Вербная неделя — шестая — Пред пасхальная неделя. Важнейшие обряды свершались в воскресный день. День происходит под знаком освещенной вербы.

Когда в 2018 году Благовещение, Вербное воскресенье, Лазарева суббота, Радоница, пасха, Красная горка и другие главные православные праздники: церковные празднования с 31 марта по 7 апреля

Лазарева суббота

В этом году этот день будет 31 марта. В данный день верующие припоминают чудо воскрешение Христом праведного Лазаря, совершенное в свидетельствование, (доказательство) будущего воскресения всех почивших. Его отмечают за неделю до Пасхи, накануне вербного воскресенья.

На вечернюю службу подходят освятить вербу. Вернувшись домой, хлещут домочадцев 3 раза по попе приговаривая: «Чтобы был здоров». Такую вербу хранят дома весь год, а вот предыдущую обязательно надо закопать в землю.

Вербное воскресение

1 апреля 2018 года. Вход Господень в Иерусалим. Прибытие Иисуса в Иерусалим на ослике, подчас встречи народом, на путь кидали пальмовые ветви (на Руси заменени вербными ветками). Из церкви в данный день идут с вербой, те кто не успел в Лазаревую субботу, и манипуляции в вербой повторяются.

7 неделя Поста- Страстная неделя. Еще с понедельника принимаются очищать жилье, вымываться, приготовляться к встрече светлого Христова Воскресения. Во 2 день недели женщины начинали делать сочное молоко (конопляное льняное семя надо было истолочь и разбавить водой, и приносили больным, при этом приговаривая специальной молитвой). Страстную среду окатывали животных талой водой. Считалось такое действие спасет скота от смерти или чтобы не сглазили.

Великий Четверг-5 апреля. День чистоты, скрупулезно вымывают, украшают избу. Традиционно умывались рано поутру до восхода с серебра, для того чтобы лик был белоснежным. Очищали жилище, двор, огород от грязи, скопившейся за зиму, отсюда и начали день называть Чистым. В Великий Четверг жгли соль в печи. Она приходила на выручку при заболеваниях, использовалась в рецептах знахарей.

В этот день рекомендуют остригать первый раз, маленьких детей. Девицы тоже подстригали кончики своих кос, для улучшения густоты и здоровые. От Четверговой Всенощной возвращались домой с зажженными свечами. Огарки таких свечей сберегали дома за иконами. Считали, что такие огарки помогали больным, или роженицами в период схваток.

Великий Пяток – Очень-строгий пост. Канун Пасхи день последних приготовлений надо успеть испечь куличи, покрасить яйца. В данный день в церкви следом за утренней службой освещают яйца и куличи.

День полнейшего спокойствия и воли. Даже птиц из клеток выпускают. На Благовещение и птица гнездышко не свивает, дева косы не плетет, всем людям работать не надлежит. В этот день наши предки часто пробовали предсказывать погоду на лето. На Благовещение пить вино, веселиться или шуметь было запрещено. Не зажигают огонь до зари.

Когда в 2018 году Благовещение, Вербное воскресенье, Лазарева суббота, Радоница, Пасха, Красная горка и другие главные православные праздники: окончание Поста

8 апреля Пасха. Ночью направляются в церковь на службу (с 23 часов субботы). Вернувшись около 2 часа ночи, принимаются отмечать, вкушать куличи. Незамужние девушки в это день просили женихов.

Из всех Господних торжеств Пасха занимает центральное место. Воскресение Господа Иисуса Христа из мертвых увенчался богочеловеческий подвиг Спасения. Воскресение возникло свидетельство того, что Иисус Христос есть истинный Бог и Господь. В это день запрещено мыться, работать, выметать, стирать.

15 апреля Красная Горка. Данный давний русский праздник символизировал наступление весны. День веселья, хороводов. Обычно на Руси к этом дню приурочивали свадьбы.

17 апреля Радоница, спустя неделю после Пасхи во вторник. Назван в честь ознаменование радости живых и умерших. В данный день ходят на кладбище, поминают усопших.

Какого числа отмечают Благовещение в 2019 году? Какова история и предпосылки этого праздника? Читайте об этом в статье на портале “Православие и мир”.

Благовещение в 2019 году – 7 апреля

Начало нашего спасения.

Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы издавна был одним из любимых праздников русского народа. Даже “птица гнезда не свивает в этот день” – говаривали наши благочестивые предки. В этот день Дева Мария услышала радостную весть небесного посланника о том, что Она избрана стать Матерью Спасителя мира. “Радуйся, Благодатная,” – приветствовал Ее Ангел, и эти слова были в сущности первой доброй, “благой,” вестью для человечества после того, как оно порвало свою связь с Богом в результате грехопадения. С момента явления Ангела Пречистой Деве начинается новая, светлая страница в жизни человечества.

Событие Благовещения

О явлении Ангела Гавриила Деве Марии повествует только один евангелист, святой Лука, в первой главе своего Евангелия (смотри Евангелие от Луки, 1-ю главу, стихи 26-38).

Приведем здесь его рассказ с краткими пояснениями. В шестой месяц после зачатия Елизаветой св. Иоанна Крестителя Ангел Гавриил, или Архангел, как принято его называть, (название Архангел – высший ангел) был послан Богом в малоизвестный галилейский городок Назарет к деве Марии, обрученной мужу по имени Иосиф. Читателю следует обратить на то, что евангелист Лука не говорит: “К деве, вышедшей замуж,” но к “обрученной мужу” потому, что Дева Мария только формально, с точки зрения закона, считалась женой Иосифа, но не являлась его женой в действительности. Древнее предание объясняет, почему это так получилось. Еще до рождения Марии, Ее родители, тогда бездетные, Иоаким и Анна, дали обет, в случае рождения у них ребенка, посвятить его на служение Богу. Под старость Бог послал им дочь, которую они назвали Мария. Когда Марии миновало три года, родители отдали Ее на воспитание при Иерусалимском храме. Живя здесь лет десять в атмосфере молитвы и богомыслия, юная Мария так пламенно возлюбила Бога, что уже по собственному желанию решила всецело посвятить себя Ему и дала обещание не вступать в брак. Когда Марии исполнилось лет 14-ть, Она уже не могла оставаться при храме, но должна была или вернуться домой к родителям или выйти замуж. Однако, Ее родители уже умерли за несколько лет до этого. Первосвященник, зная об Ее обете девства и желая Ей помочь осуществить Свое намерение, формально обручил Марию Ее престарелому родственнику, известному своей праведной жизнью – Иосифу. В то время Иосиф был вдовцом и имел от первого брака немалое семейство. Жил он в Назарете, находившемся в южной части Галилеи, где работал плотником (Мт. 13:55-56). Так, добрый старец Иосиф согласился опекать свою юную племянницу. Оба они были потомками царя Давида и ожидали пришествия Мессии.

Но вернемся к евангельскому рассказу. Явившись Деве Марии, Ангел Гавриил приветствовал Ее: “Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!” “Благодатная” значит обретшая особую любовь и благоволение Божие. Явление Ангела и его необычайные слова смутили Марию, и Она стала размышлять о значении их. Успокаивая Ее, Ангел предсказывает Марии о рождении от Нее Сына, Который будет велик и назовется Сыном Всевышнего. Господь даст Ему престол Давида, отца Его, и Он воцарится в доме Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.

Древнее царство Давида, в котором Сам Бог выдвигал царей, которое управлялось по законам Божиим и все формы гражданской жизни которого были проникнуты идеей служения Богу, являлось образом грядущего Царства Божия. Главная особенность царства Давида заключалась не в его гражданском устройстве, но в его духовном идеале – как общества, стремящегося жить по воле Божией. После того, как царство Давида перестало существовать в результате нашествия Навуходоносора за шестьсот лет до Р.Х., его идеал продолжал воодушевлять верующих евреев, ожидавших пришествия Мессии-Спасителя. К таким принадлежали Дева Мария и Ее родители, старец Иосиф, родители Иоанна Крестителя, праведные Захария и Елизавета, старец Симеон Богоприимец, пророчица Анна, вифлеемские пастухи и многие другие простые и верующие евреи. Пророки предсказывали, что с пришествием Мессии, царство Давида будет восстановлено и преобразится в Мессианское Царство. В него вольются верующие люди из многих народов и оно пребудет вечно (Смотри Исаия 42:1-12, 54:12-14, Ис. 2:2-3, Дан. 2:44, Дан. 7:13, Зах. 9:9-11).

Святая Мария, желая остаться Девой, в недоумении спрашивает Ангела: “Как это будет (что я стану Матерью), когда Я мужа не знаю?” Ангел успокаивает Ее, объясняя, что Ее обет не будет нарушен, так как Она родит Сына сверхъестественным образом, без мужа. Здесь бессеменное зачатие произведет Дух Святой, действием Которого “Сила Всевышнего осенит Ее,” то есть Сам Сын Божий сойдет в Ее утробу (По образному сравнению церковной песни, Дух Святой, на подобие таинственного облака, осенявшего ветхозаветную скинию, в момент зачатия спустится на Деву, Исх. 40:34, Чис. 9:15). Пресвятая Дева не потребовала от Ангела доказательств, но сам Ангел Гавриил, в подтверждение истинности своих слов, указал Ей на Елизавету, зачавшую пророка Иоанна Крестителя в глубокой старости, по изволению Божию. Ведь для Бога нет ничего невозможного. Дева Мария, видя во всем этом волю Божию, смиренно ответила: “Се, раба Господня. Да будет Мне по слову твоему.”

Добровольное согласие Девы Марии стать Матерью Мессии было абсолютно необходимо для воплощения Сына Божия, потому что Бог всегда оберегает дар свободной воли, которым Он наделил человека. Нравственная свобода – это ценнейшее свойство, которое возвышает нас над бездушной природой и над животным миром. Без нее мы были бы чем то вроде запрограммированных роботов, неспособных нравственно совершенствоваться. Будучи же нравственно свободными, мы можем духовно расти, совершенствоваться и, таким образом, уподобляться нашему Творцу (В противоположность Богу, дьявол стремиться лишить человека богоподобного свойства свободы; он старается поработить человека – сначала нравственно, а потом и физически). Таким образом, после свободного согласия Девы Марии Дух Святой осенил Ее, и совершилась в этот момент величайшая тайна, непостижимая, фактически, даже ангелам: Невместимый, неприступный и вечный Господь сошел в девическую утробу и, не испепелив ее, принял от нее человеческую природу, состоящую из тела и разумной души. Дальнейшее развитие Плода в девической утробе шло по естественным законам природы, и Дева носила в себе Младенца, до дня Его рождения в Вифлееме (По милости Божией, непостижимое Чудо воплощения Сына Божия как бы повторяется на каждой литургии, когда Дух Святой сходит на хлеб и вино, лежащие на престоле, и претворяет их в Тело и Кровь Христовы. Так в таинстве Причащения Господь Иисус Христос приобщает нас Своей Божественной природе).

Значение Благовещения

В день явления Архангела Гавриила Деве Марии исполнилось древнее предсказание Исаии о том, что Дева примет в Своем чреве и родит Сына, Которого назовут Эммануил, что значит с нами Бог (Ис. 7:14). В этот день Бог вселился во чрево Девы и стал человеком, чтобы освободить мир от греха и власти дьявола. Чудо зачатия предвечного Младенца нельзя понять; оно – тайна благочестия, доступная только вере (1 Тим. 3:16). В явлении Архангела Гавриила Деве Марии Церковь видит “Спасения нашего главизну” – т.е. начало нашего спасения. Благовещение это – первый луч утренней зари после долгой томительной ночи. В этот день наш мир принес Богу свой лучший плод, самое светлое, самое чистое, что он мог только создать – Пречистую Деву Марию. Господь принял этот дар человечества и ответил на него даром благодати Святого Духа. В таинственной встрече падшего человечества с преблагим Богом, происшедшей в чистом сердце Девы Марии, уже слышится первый неповторимый ликующий звук той ангельской песни, которая, по условиям земного времени, смогла полностью раздаться на земле только спустя девять месяцев: “Слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение.” “Славу Богу” – несла в своем сердце Дева Мария и – “мир земле” за это обещал Ей Спаситель.

В осторожности, с которой Дева Мария отнеслась к приветствию и обещанию Ангела Гавриила, святые отцы Церкви видят признак великой добродетели, именуемой “рассудительностью ” (или “рассуждением”). Противополагают они мудрую осторожность Девы Марии, легковерию Евы, которая необдуманно послушалась совета дьявола, принявшего образ змея, и вместо счастья обрела горе.

Явление Ангела Деве Марии обрамлено двумя событиями: зачатием Иоанна Предтечи и посещением Пресв. Девой Марией праведной Елизаветы. Во время этого посещения, св. Иоанн Предтеча, еще не родившийся шестимесячный утробный младенец, первый приветствует Пречистую Деву своими движениями в утробе Елизаветы. В этот момент удостаивается Святого Духа и праведная Елизавета и восклицает: “Благословенна Ты между женами и благословен плод чрева твоего,” и затем прибавляет – “и откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне!” (Лк. 1:43). Здесь праведная Елизавета начала свое приветствие теми же словами, какими закончил свое приветствие Архангел Гавриил. Из этих приветственных слов создалась та чудная молитва, которую мы так часто слышим в храме: “Богородице Дево! Радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою: благословенна Ты в женах (среди жен) и благословен Плод чрева Твоего. Яко (потому что) Спаса родила еси душ наших.”

Состояние умиления, святой, небесной радости, в которой пребывала Дева Мария в день Благовещения, запечатлено в иконе “Умиления.” На ней Дева Мария – без Младенца, со скрещенными руками на груди и со словами вокруг нимба: “Радуйся Невесто неневестная.” Перед этой иконой целыми днями и ночами молился на коленях преподобный Серафим Саровский, перед нею и скончался.

Первое слово приветствия Архангела Гавриила было – “Радуйся.” И праздник Благовещения есть прежде всего праздник тихой, небесной, радости! Радости по поводу примирения с Богом и возвращенной на землю благодати. Вместе с тем, Благовещение есть праздник торжества смирения, чистоты и целомудрия, праздник непоколебимой веры во всемогущество Божие и беспредельной Любви Бога к погибающему человеку.

С этого праздника, “главизны нашего спасения,” зачинается тот родник “воды живой,” который позднее превращается в широкую реку и, наконец, в безбрежное море новозаветных чудес, таинств и Благодати Св. Духа, которыми Господь, “не мерою дающий Духа,” так щедро напоил жаждущих правды! Благовещение – праздник Брака Неба и земли, когда голубое небо спускается на землю и сочетается с ней. Благовещение – “голубой” праздник! В глазах верующего человека в этот день все голубеет, все становится чище и прозрачнее. Небо становится еще голубее, глубиннее. Голубеют воздух и воды, отражающие безоблачное небо; голубеют первые цветы – подснежники и фиалки; ночью – голубеют звезды. Голубеют и человеческие души, делаясь способными воспринимать небесную музыку этого дивного праздника.

Поговорка, утверждающая, что на Благовещение даже птица гнезда не свивает, иносказательно призывает нас в этот день отложить повседневную суету и направить свои помыслы к Небу, к радостному общению с Богом. По старинному русскому обычаю в этот день отпускают на волю птиц в знак освобождения человеческой души от греха.

“Я стал доступен утешению” – (пишет Пушкин, отпустив птицу) – “зачем на Бога мне роптать; когда хоть одному творенью я мог свободу даровать!” Другой поэт, Туманский, наблюдая за отпущенной птичкой, пишет: “она исчезла утопая в сиянии голубого дня; и так запела, улетая, как бы молилась за меня.”

Богослужение праздника Благовещения в 2018 году

Благовещение празднуется 7-го апреля (25-го марта по церковному календарю). У древних христиан праздник Благовещения носил разные названия: “Зачатие Христа,” “Благовещение о Христе,” “Начало искупления,” “Благовещение Ангела Марии” и только с 7 века получил окончательное название: “Благовещение Пресвятой Богородицы.” Установление этого праздника принадлежит самой глубокой древности. Еще св. Афанасий Великий, в 4 веке, называл его “первым в ряду праздников,” началом домостроительства спасения людей. В 5-6 веках, в противовес несторианской ереси, унижавшей Деву Марию, значительно увеличилась торжественность этого праздника (Несторий неправильно учил, что Пресвятая Дева родила простого человека, с которым Божество соединилось после его рождения. Наименование “Богородица” по отношению к Деве Марии означает, что Иисус Христос в момент Своего зачатия в Ее утробе Девы был истинным Сыном Божиим. Поэтому, Дева Мария носила в Своей утробе и позже родила Богочеловека. Обе природы – Божественная и Человеческая – в момент зачатия соединились в личности Христа и с тех пор не сливаются в Нем и не изменяются в своей сущности).

Ввиду того, что этот праздник иногда попадает в великопостный период, а иногда в пасхальный, богослужебный порядок его несколько сложный. Если праздник Благовещения случится во вторник, среду, четверг, пятницу или субботу какой-нибудь недели Великого поста, то всенощное бдение начинается великим повечерием. Если же Благовещение случится в воскресение или в понедельник, то тогда всенощное бдение совершается обыкновенным порядком, то есть начинается вечерней (Смотри наш листок о Всенощной, номер 38). Когда Благовещение случится на Пасху, то полиелея не бывает, но канон Благовещения соединяется с пасхальным каноном и после шестой песни читается Евангелие.

В стихирах (песнях всенощной) праздника Благовещения вспоминается история Благовещения Матери Божией Архангелом Гавриилом и обращается внимание на смирение Девы Марии. Говорится про непостижимость Рождества Спасителя от пресвятой Девы Марии. Матерь Божия сравнивается с “купиной” (терновый куст, который горел в Синайской пустыне и не сгорал, Исх. 3:2. Подобно этому кусту, Дева Мария осталась невредимой, приняв в Себя Бога). Сравнивается с “лествицей,” виденной Иаковом (лестница, которая опиралась на землю и достигала неба, Быт. 28:12). Говорится, что благодаря рождению Господа от Богородицы, небо соединяется с землею, Адам обновляется, Ева освобождается, и мы становимся причастниками Божеского естества и “церковью,” т.е. храмом Божиим. Небо и земля приглашаются к торжеству и ликованию, потому что Сын Божий, сопрестольный Отцу, по Своей благости вселяется в девическую утробу и принимает человеческое естество. На вечерне читаются следующие паремии: (отрывки из ветхозаветных книг) Быт. 28:10-17, Иез. 43:27, 44:1-4, Прит. 9:1-11, Исх. 3:1-8, Прит. 8:22-30. На всенощной и литургии Благовещения поется следующая молитва, именуемая тропарем.

Тропарь Благовещения в 2018 году

В каноне на всенощной (канон – часть богослужения, составленная по определенному образцу, смотри ниже) говорится о снисхождении к людям воплощающегося Спасителя и указывается на величие пресвятой Девы, принявшей в себя Бога. Упоминается также о пророчествах и различных указаниях Ветхого Завета о воплощении Сына Божия от Жены, говорится о силе Всесвятого Духа, осенившего Матерь Божию Своим сошествием и разъясняются краткие, но многознаменательные слова Архангела Гавриила пресвятой Деве Марии.

Перед чтением Апостола на литургии поется следующий прокимен: Благовествуйте день от дне (ежедневно) спасение Бога нашего. В Апостоле (Евр. 2:11-18) высказывается мысль, что для спасения людей необходимо было Сыну Божию принять плоть человеческую. Евангелие (Луки 1:24-38) повествует о явлении Ангела Гавриила Пресвятой Деве Марии. Следующая молитва поется в конце канона и также на литургии вместо песни “Достойно есть” (почему и называется “за (т.е. вместо) достойника”).

Задостойник

Яко одушевленному Божию кивоту, да никакоже коснется рука скверных, устне же верных Богородице немолчно глас Ангела воспевающе с радостью да вопиют: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.Земля, возвещай радость великую, небеса хвалите славу Божию.

Рука непосвященных (нечистых) отнюдь да не дерзает касаться Тебя, Одушевленного Кивота Божия. Уста же верующих, воспевая неумолчно приветствие Ангела Богородице, в радости да восклицают: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

На литургии перед причащением поется:

Причастен

В установившейся богослужебной практике, когда Благовещение совпадает с Пасхой, свет праздника Благой вести не меркнет даже в ослепительном море света св. Пасхи и музыка архангельского гласа не заглушается ликующим морем звуков симфонии Воскресения Христова. Это объясняется тем, что природа праздников Благовещения (“глави зна” – начало спасения) и праздника Воскресения Христова (завершающего события в спасении мира) – та же!

Канон Благовещения

Канон празднику Благовещения написан в 8 веке святым Иоанном Дамаскином и Феофаном, Митрополитом Никейским. Православная Церковь в своей литургической практике сочла необходимым дополнить эту беседу специальной, разъясняющей ее службой – каноном Благовещения, представляющим собой расширенный диалог Девы с небесным вестником.

Песнь 1-я

Ирмос: Отверзу уста мои, и они исполнятся Духа; и изреку слово Царице-Матери, явлюсь светло торжествующим и в радости воспою Ее чудеса (Псл. 44:2-10).

Давид, праотец Твой, Владычица, да поет Тебе, ударяя в лиру духовную: услышь, дочь, радостный голос Ангела; ибо он возвещает Тебе веселие неизреченное (Псл. 44:11).

Ангел: В радости взываю к Тебе: приклони слух Твой и внемли мне, возвещающему бессеменное зачатие Бога; ибо Ты, Всечистая, обрела такую благодать пред Богом, какой еще ни одна жена не удостоилась (Лк. 1:30).

Богородица : Я желала бы познать силу слов твоих, Ангел. Скажи яснее: как сбудется сказанное тобою? Как зачну Я – Дева юная? И как могу Я сделаться матерью Создателя Моего? (Лк. 1:34)

Ангел: Кажется, Ты думаешь, что мои слова коварны; радуюсь, видя Твою осторожность. Дерзай, Владычица, ибо, когда угодно Богу, то необычайное легко совершается (Лк. 1:29, 37).

Песнь 3-я

Ирмос : Богородица, живой и неоскудевающий источник! Певцов Твоих, создавших (это) торжество, духовно утверди и в божественной Твоей славе удостой венцов славы.

Богородица: Не стало князя от племени Иуды, и уже настало время, когда явится чаяние народов – Христос. Объясни же, как могу я родить Его, будучи девою? (Быт. 49:1; Лк. 1:34)

Ангел: Ты желаешь, Дева, узнать от меня образ Твоего зачатия? Но он неизъясним! Совершит его Дух Святый, осенив Тебя творческой силой (Лк. 1:35).

Богородица: Праматерь Моя, приняв внушение змия, лишена божественного наслаждения в раю. Потому и Я, опасаясь падения, страшусь твоего странного приветствия.

Ангел : Я, предстоящий пред Богом, послан возвестить Тебе волю Божию. Что Ты, Всенепорочная, страшишься меня, когда гораздо больше я сам страшусь Тебя? Что Ты, Владычица, ужасаешься меня, когда я сам благоговею перед Тобою?

Песнь 4-я

Ирмос: Сидящий в славе на престоле Божества, пребожественный Иисус пришел на легком облаке, носимый нетленною дланью, и спас взывающих. Слава, Христе, силе Твоей (Ис. 19:1; Псл. 46:9).

Богородица : Я слышала слова пророка, в древности предсказавшего, что некоторая священная Дева родит Эммануила. Но желаю знать, как естество смертных может выдержать соединение с Божеством? (Ис. 7:14)

Ангел: Купина, объятая пламенем и пребывшая несгораемой, предуказывала на совершающееся в Тебе чудное таинство, Благодатная, всеми прославленная; ибо и по рождении Ты, чистая, пребудешь всегда девой (Исх. 3:2).

Богородица: Гавриил, провозвестник истины, озаряемый сиянием Бога Вседержителя! Скажи самую истину: как Я могу родить по плоти бесплотное Слово, сохранив чистоту Мою неповрежденной?

Ангел : Со страхом, как раб пред госпожой, я стою пред Тобою, с благоговейным трепетом теперь взираю на тебя, Отроковица. Ибо, как дождь на луг, сойдет на Тебя Слово Отчее, по Своему благоволению (Псл. 71:6).

Песнь 5-я

Ирмос: Все изумляется божественной славе Твоей. Ибо Ты, Дева, непознавшая брака, имела во чреве всевышнего Бога и родила безлетного (вечного) Сына, даруя мир всем воспевающим Тебя.

Богородица: Не могу вполне постигнуть значения слов твоих, ибо часто бывали чудеса, совершаемые Божественною силою, знамения и образы закона. Но дева без мужа еще не рождала никогда (Евр. 10:1).

Ангел: Ты удивляешься, Всенепорочная. И подлинно, чудо зачатия Твоего – дивно. Ибо Ты только одна воспримешь во чреве имеющего воплотиться Царя всех, и Тебя прообразуют изречения и гадания пророков и знамения закона (1 Тим. 3:16).

Богородица : Ни в чем Невместимый и никем Невидимый, как может вселиться в чрево Девы, которое Он Сам создал? И как Я зачну Бога-Слово, собезначальное (Слово – Сын Божий. Он со-без-начальный, т.е. не имеет начала, как Бог Отец и Святой Дух). Отцу и Духу? (1 Тим. 6:16).

Ангел :Тот, Кто обещал праотцу Твоему Давиду возвести Плод чрева Твоего на престол царства Его, Тебя, красоту Иакова, одну избрал Себе в разумное селение (Псл. 131:11, 46, 5; Лк. 1:32).

Песнь 6-я

Ирмос: Преобразующий тридневное погребение Господа, пророк Иона, молясь внутри кита, восклицал: избавь меня от тления, Иисус, Царь сил!

Ангел: Тебе дана божественная радость, Богоматерь. Тебе, Богоневеста, вся тварь восклицает: радуйся! Ибо Ты одна, чистая, предопределена быть Материю Сына Божия (Лк. 1:28).

Богородица : Чрез Меня ныне да уничтожится осуждение Евы, чрез Меня да погасится ныне долг ее; чрез Меня этот древний долг да возвратится с прибытком (Быт. 3).

Ангел: Бог обещал, Чистая, праотцу Аврааму, что в семени его благословятся народы. Ныне чрез Тебя это обетование получает исполнение (Быт. 22:18; Гал. 3:16).

Песнь 7-я

Ирмос: Богомудрые отроки не послужили твари вместо Творца, но мужественно поправ угрожавший огонь, радовались, воспевая: благословен Ты, препрославленный Господь и Бог отцов.

Богородица: Возвещая, что Свет невещественный, по великому милосердию, соединяется с вещественною плотью, ты возглашаешь Мне ныне радостное благовестие, божественную проповедь: благословен, Всечистая, плод Твоего чрева (Лк. 1:42).

Ангел: Радуйся, Владычица Дева, радуйся, всечистая, радуйся, вместилище Бога; радуйся, светильник Света, восстановление Адама, искупление Евы, гора святая, светлое святилище и чертог бессмертия (Лк. 1:28).

Богородица: Наитие всесвятаго Духа очистило мою душу, освятило тело, сотворило Меня храмом, вмещающим Бога, Богом украшенной скинией, одушевленным святилищем и чистой Матерью Жизни (Лк. 1:35).

Ангел: Я взираю на Тебя, как на пресветлую свечу и благоустроенный чертог. Ты, Богоневеста, как золотой кивот, прими ныне Подателя закона, благоволившего через Тебя избавить тленное существо человеческое (Евр. 9:4).

Песнь 8-я

Ирмос: Внемли отроковица, Дева чистая. Да возвестит Гавриил изначальную истинную волю Всевышнего. Будь готова к восприятию Бога, ибо чрез Тебя Невместимый стал жить с смертными. Посему в радости я восклицаю: все творения Господни благословите Господа (Ис. 25:1; Варух. 3:37).

Всякий ум смертных, – отвечала Дева, – изнемогает, стараясь постичь слова которые ты вещаешь Мне. Внимаю речам твоим, но в изумлении страшусь, чтобы обольщением, подобно Еве, ты не удалил Меня от Бога. Впрочем же, Я восклицаю: Все творения Господни благословите Господа и превозносите Его во веки (Быт. 3:2).

Вот, недоумение Твое уже разрешено, – говорит на то Гавриил. – Ибо Ты справедливо словами уст Твоих назвала это дело непостижимым. Повинуйся же и не сомневайся в том, как о вымысле, но веруй, как действительному событию, ибо я в радости восклицаю: Все творения Господни благословите Господа и превозносите Его во веки.

Таков от Бога закон смертным, – отвечает Непорочная, – чтобы рождение происходило от взаимной любви. Но Я совершенно не знаю удовольствий супружества: как же ты утверждаешь, что Я рожу? Боюсь, не обманываешь ли ты. Впрочем, Я восклицаю: Все творения Господни благословите Господа и превозносите Его во веки (Лк. 1:34).

Слова, которые Ты вещаешь мне, Досточтимая, – взывает опять Ангел, – относятся к обыкновенному рождению людей смертных. Я возвещаю Тебе, что истинный Бог неизреченным и непостижимым образом, как Сам знает, воплощается от Тебя, посему в радости я восклицаю: Все творения Господни благословите Господа и превозносите Его во веки (Лк. 1:35).

Ты являешься Мне вещателем истины, – отвечала Дева. – Ибо ты пришел благовестником всеобщей радости; и, так как Я очищена в душе вместе с телом, то да будет Мне согласно слову твоему. Да вселится в Меня Бог, Которому Я вместе с тобою восклицаю: Все творения Господни благословите Господа и превозносите Его во веки.

Пеcнь 9-я

Ирмос: Рука непосвященных (нечистых) да не касается одушевленного кивота Божия (кивот, или ковчег откровения, был местом явления Бога Моисею; Числа 7:89), уста же верных, воспевая неумолчно воззвание Ангела к Богородице, в радости да восклицают: Благодатная, Господь с Тобою.

Непостижимо зачав Бога, Ты, Отроковица, превзошла законы естества: ибо Ты, и пребыв тленною по естеству, в рождении не испытала свойственного матерям. Посему достойно слышишь: Радуйся, благодатная, Господь с Тобою (Иез. 44:2).

Язык человеческий не может изъяснить, как Ты источаешь молоко, Дева чистая. Ибо Ты являешь дело, чуждое природе, превышающее пределы законов рождения. Посему достойно слышишь: Радуйся, благодатная, Господь с Тобою (Лк. 2:7).

В Священных Писаниях таинственно говорится о Тебе, Матерь Вышнего. Так Иаков в древности, узрев прообразовавшую Тебя лестницу, сказал: Это – путь Божий, посему достойно слышишь: Радуйся, благодатная, Господь с Тобою (Быт. 28:13-19).

Купина и огонь предуказали священнозрителю Моисею дивное знамение. Ища исполнения его в последствии времени, он сказал: Вижу это в чистой Деве, которой, как Богородице, да будет сказано: Радуйся, благодатная, Господь с Тобою (Исх. 3:3).

Даниил называет Тебя мысленною горою; Исаия – Родительницею Бога; Гедеон видит Тебя в образе руна (овечьей шкуры, чудесно орошенной, Суд. 6:36-40), Давид именует Тебя Святынею; еще некто – вратами; а Гавриил восклицает Тебе: Радуйся благодатная, Господь с Тобою (Дан. 2:35; Ис. 7:14; Псл. 95:6; Иез. 44:2; Лк. 1:30).

И так, праздник Благовещения Пресвятой Богородицы является радостным днем для православного человека. Особенно он был таковым для наших благочестивых предков, полюбивших Деву Марию за Ее добродетели столь сродные душе русского человека: смирение, кротость и стремление к идеальному. Русские люди многие храмы и монастыри посвящали Пресвятой Богородице и называли свое отечество “Домом Пресвятой Богородицы.” Дева Мария же отвечала на любовь к Ней русских людей Своей небесной помощью и множеством чудотворных икон.

Праздник Благовещения напоминает о великой любви Бога к людям и о том, что Сын Божий стал человеком для того, чтобы нас сделать причастниками Своей Божественной природы. Праздник Благовещения призывает нас подражать Пречистой Деве в Ее подвиге чистоты и целомудрия и стремиться к Небу, где ангелы и святые ликуют в вечном свете.

В день Благовещения мы все приобрели в лице Девы Марии теплую Заступницу у престола Божия. Будем же благодарить Бога за Его милости к нам и просить Пречистую Деву помочь нам достигнуть тихой пристани Царства Небесного.

Один из самых почитаемых у православных праздник Благовещение был установлен по случаю благой вести Деве Марии о том, что она скоро станет матерью и родит ребёнка, который станет Мессией и Спасителем мира. Радостная весть о зачатии сына была оповещена женщине Архангелом Гавриилом. С этого момента и начинается Евангельская история Иисуса Христа. Как и какого числа отмечается Благовещение в России в 2018 году? Какие особенности празднования существуют в этот день у православных? Что можно делать на Благовещение, а чего категорически следует избегать?

Когда отмечается?

Благовещение – это третий по значимости и непереходящий в дате великий церковный праздник, который всегда отмечается 7 апреля (по Юлианскому календарю это 25 марта), ровно за девять месяцев до того момента, когда в иудейском городке Вифлеем 7 января родился Спаситель мира – Иисус Христос. У славян этот праздник знаменовал начало нового сельскохозяйственного года, ведь сразу по его окончании, начинались массовые работы в полях и огородах.

Даты наступление Благовещения и в 2018-2020 годах:

Традиции празднования

Одной из главных традиций праздника является приготовление Благовещенской соли, которая имела чудодейственные свойства и могла излечить человека от различных недугов и заболеваний.

Если в древности такую соль пережигали в печи, то сейчас для этого подойдёт и обычная духовка. Для этого рано утром до восхода солнца, приготовленную крупную соль в полотняном мешочке клали в духовку, оставляя на 20 минут для запекания. После этого её остывали и пользовались по необходимости круглый год.

На Благовещение всегда было в почёте паломничество. И даже если нет возможности для путешествия по святым местам в этот день, можно просто сходить в церковь, храм или часовню. Постоять перед образами, помолиться за себя и здоровье своей семьи.

Ввиду такого значимого события в истории православной церкви, как Благовещение, множество храмов, построенных в России, названы в честь Пресвятой Богородицы.

Что приготовить на Благовещение?

Одним из важнейших церковных канонов на Благовещение, является ограничение в выборе пищи. Ввиду того, что этот праздник выпадает на Великий предпасхальный пост, трапезничать можно только постными блюдами. Итак, что можно есть на Благовещение:

  1. Грибные и рыбные блюда.
  2. Каши, пюре или супы из бобовых.
  3. Овощные блюда в любых вариациях.
  4. Фрукты в сыром виде или в салатах.
  5. Печёная либо вареная рыба.
  6. Узвар или кисель из сухофруктов.
  7. Пресный хлеб или лаваш.
  8. Постные голубцы с овощами или вареники с фруктами.

Пышные застолья в этот день не устраивались. По гостям не ходили и не приглашали к себе домой тех, кто не относится к близкому кругу людей семьи. Из выпивки к праздничному пиршеству разрешается только вино (кагор).

Приметы на Благовещение

Праздник Благовещение Пресвятой Богородицы считался третьим и последним днём для зазывания весны. Природа в апреле уже проснулась и никаких заморозков, которые бы испортили молодые пагоны и почки на деревьях быть не должно. Погодные приметы этого дня следующие:

  • Иней и туман на утро – к хорошему урожаю.
  • Дождь на Благовещение сулит рыбакам хороший улов в течение года.
  • Тёплая ночь – к ранней весне.
  • Тёмное небо без звёзд свидетельствует о том, что куры будут нестись плохо.
  • Морозное утро к последующим заморозкам и хорошему урожаю яровых культур.
  • На улице сыро – хорошо уродят грибы.
  • Если 7 апреля будет гроза, то орехов в лесу будет много.
  • Солнечное небо без туч сулит грозовое лето.
  • Ласточки ещё не прилетели, значит весна будет затяжной и холодной.
  • Если на крышах остался снег, то на полях он пролежит к Юрьеву дню (6 мая).
  • Прилетели кулики и кряки – стоит ожидать тепла.

Помимо погодных примет на Благовещение существует множество запретов и суеверий, которые свято чтятся и соблюдаются у православных и наиболее примечательные из них следующие:

  • Говорят, что в этот день даже птица гнезда не вьёт, а это значит, что по дому нельзя выполнять никаких бытовых дел и не начинать ничего нового.
  • Обновка (новая одежда), одетая в праздник не будет носиться.
  • Нельзя расчёсываться в этот день – волосы будут сыпаться.
  • Работать с землёй до этого дня — запрещено.
  • Брать в долг или одалживать что-то нельзя. Отдавая что-нибудь из дома, человек лишается частички своего здоровья.

А вот для воров (карманников или домушников), украсть что-то в это день считалось доброй приметой. Удачная «уловка» сулила везение в течение целого года. Подобное явление пока необъяснимо и непонятно с чем оно связано, ведь воровство — это смертный грех.

В этот день крестьяне клали в кадку с зерном, которое планируется посеять в поле, благовещенскую икону со словами: «Матерь Божья и Архангел Гавриил – благословите нас урожаем».

На Руси Благовещение начали отмечаться в IV веке, сразу после того когда праздник Рождества Христова 7 января был объявлен, как день рождения Иисуса Христа.

История и значение Благовещения

Основным документальным источником, который повествует о снисхождении Благой вести Марии, является Библия. Текст Священного Писания говорит о том, что в то время она была обычной девушкой из Назарета, ведущей целомудренный и аскетичный образ жизни. До 14-летнего возраста Мария воспитывалась и несла служение в местном храме. Со временем перед молодой назаретянкой предстал выбор: выйти замуж, либо навсегда остаться девой, посвятив всю свою жизнь молитвам и поклонению Богу. Мария выбрала второй вариант, однако, священнослужители решили иначе. Они обручили ее с 80-летним Иосифом, который до свадьбы обязан был беречь ее чистоту и непорочность. Именно в дни проживания Марии в доме будущего мужа девушке явился архангел Гавриил, который сообщил ей радостную весть о том, что она избрана Всевышним и вскоре родит Сына Божьего. Будучи непорочной, Мария зачала от Духа Святого и в положенное время на свет появился мальчик, которого нарекли Иисусом.

В настоящее время на месте встречи Марии с архангелом Гавриилом стоит храм, к которому ежегодно совершают паломничество миллионы христиан со всего мира, а то самое событие, описанное в Библии, стало праздничным и получило название Благовещение Пресвятой Богородицы.

Какого числа отмечают праздник Благой вести?

Первые сведения о чествовании церковью Благовещения уходят своими корнями к IV веку от Рождества Христова. Датой праздника у православных христиан всего мира является 7 апреля, по Юлианскому календарю – 25 марта.

Традиции празднования Благовещения

Многие народы нашей планеты отмечают эту дату по-разному, а в некоторых регионах мира этот праздник оброс множеством языческих поверий и примет.

В России самой старой традицией праздника является приготовление Благовещенской соли, которая согласно верованиям наших предков, имела целебные и даже чудодейственные свойства. В древности такую соль обжигали в глиняной печи. В наши дни хозяйки используют для этой цели обычную духовку. После накаливания соль остужали и хранили в укромном месте, применяя ее исключительно при необходимости.

Кроме того, считалось, что в этот день родниковая вода обладает особыми качествами. Умываясь ей, люди считали, что таким образом, смывают с себя все хвори и негатив, накопившийся за весь предыдущий год.

Наиболее распространенным обычаем на Благовещение являлось паломничество по монастырям и другим святым местам. Как правило, эта традиция была популярна среди православных верующих. Те, кто не имел возможности совершить подобное путешествие, посещали местные церкви, участвуя в хоровых и молитвенных богослужениях. У католиков в этот день было принято посещать дальних родственников и принимать в своих домах гостей.

На Благовещение Пресвятой Богородицы, как в дни других религиозных праздников, запрещались любые бытовые и сельскохозяйственные работы. Особенно, строго возбранялись заниматься строительством, выгоном скота и рукоделием.

Народные приметы

Помимо дани церковным традициям, наши далекие предки уделяли отдельное внимание различным бытовым и природным приметам:

  • характерный иней и туман были предвестниками богатого сельскохозяйственного урожая;
  • дождь сулил рыбакам обильные уловы в течении года;
  • теплая ночь была признаком ранней весны;
  • морозный день обещал хороший сбор яровых культур;
  • снег на крыше говорил о ом, что холода продержаться до Юрьева дня (6 мая);
  • прилет кряков и куликов предвещал скорый приход настоящего летнего тепла.

Бытовые приметы были следующими:

  • брать в долг на Благовещенье – к проблемам со здоровьем;
  • расчесывать волосы – к неурядицам в доме;
  • одеть новый наряд в праздник означало лишиться материального благополучия.

Заслуживает внимания и тот факт, что наиболее благоприятным этот праздничный день был для карманников, так как кража мелочи на Благовещенье было вполне доброй приметой, которая сулила воришкам удачу и везение в течении всего предстоящего года. По мнению многих современных верующих, эта традиция является самой сомнительной и, более того, недопустимой в церковной общине, так как воровство в христианстве порицается и считается смертным грехом.

Праздничные приготовления

Одним из неотъемлемых правил в день Благовещенья является строгое ограничение повседневного рациона верующих. В связи с тем, что дата праздника приходится на Великий предпасхальный пост, не рекомендуется принимать в пищу следующие продукты:

  • мясные, рыбные и грибные блюда;
  • картофель и крупяные каши;
  • овощи и фрукты в любом виде;
  • лаваш, сдобный и пресный хлеб;
  • кисели и узвары из сухофруктов.

Допускалось употребление в пищу простых и нежирных блюд, приправленных небольшим количеством специй и соли.

Кроме того, на Благовещенье не поощряются: переедание, шумные застолья с алкогольными напитками, злословие и любые действия, которые могут обидеть ближнего.