Анализ стихотворения «Звезда полей» Рубцова. Рубцов «Звезда полей» анализ

Поверьте мне: я чист душою.

Н. Рубцов

Словарная работа:

тропы, антитеза, анафора,

лирический герой, аллитерация,

интериоризация, ассонанс.

Оборудование:

1) портрет Н. М. Рубцова;

2) репродукции картин природы в цветовом решении и графике.

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя:

У С. Куняева есть такие воспоминания, датированные 1962 годом: «... в редакцию журнала «Знамя» вошел человек с худым лицом, на котором выделялись большой лоб и глубоко запавшие глаза... Обут он был в дешевые сандалии. С первого взгляда видно было, что жизнь помотала его изрядно и что, конечно же, он держит в руках рулончик стихов.

Здравствуйте! - сказал он со стеснительным достоинством. - Я стихи хочу вам показать;

Давайте ваши стихи! Словно струя свежего воздуха и живой воды ворвалась в душный редакционный кабинет...

Я оторвал от рукописи лицо, и наши взгляды встретились. Его глубоко запавшие мохнатые глаза смотрели на меня пытливо и настороженно.

Как вас звать?

Николай Михайлович Рубцов».

Сегодня у нас есть возможность познакомиться с творчеством этого замечательного поэта, унаследовавшего лучшие традиции русской классической литературы. Попытаемся, опираясь на воспоминания друзей поэта, критиков и - главное - его стихи, представить себе личность и поэтический мир Рубцова.

II. Сообщения учащихся, получивших индивидуальные задания:

1-й учащийся: «Николай Михайлович Рубцов родился 5 января 1936 года в поселке Емецк Архангельской области. Отец его был военным политработником, в 1941 году он ушел на фронт и не вернулся, а в 1942 году умерла мать. Детство и юность прошли в детском доме села Никольского на Вологодчине, которое и стало настоящей родиной».

(Чтение стихотворения «Мать умерла...»)

2-й учащийся: «Н. Рубцов закончил семилетку и в 1950 году поступил в лесотехнический техникум г. Тотьмы, а в 16 лет отправился на Белое море, где более двух лет плавал кочегаром на рыболовецком судне. Потом четыре года прослужил матросом на эсминце Северного флота. Здесь он начинает писать стихи и печататься во флотских изданиях».

(Чтение стихотворения «На плацу»)

3-й ученик: «В. Кожинов вспоминает: «Он был стойким и мужественным, но мог опустить руки из-за неудачи. Он частично мечтал о семейном уюте, о спокойной творческой работе и в то же время всегда оставался скитальцем по самой своей сути».

А в памяти поэта и друга Н. Рубцова Виктора Коротаева он остался таким: «Повышенная ранимость, застенчивость и целомудрие уживались в нем с безоглядной русской удалью, доверчивость и открытость души соседствовали с замкнутостью».

(Чтение стихотворения «Воробей»)

III Слово учителя:

«Творческий век одного из самых выдающихся поэтов своего времени оказался очень коротким. Смерть настигла его 19 января 1971 года в Вологде. Он словно бы торопился жить, зная, что отмерено ему судьбою немного. Поэзия его - «сгусток» чувства, отражение самых сильных и сокровенных его переживаний. А петь свои чистые, грустные и в высшей степени светлые песни ему помогало самое глубокое чувство - любовь к Родине. Выросший сиротою, он знал одну-единственную мать - Россию и ей посвятил свои лучшие песни, лучшие минуты подъема и вдохновения.

У Рубцова много стихотворений, по которым его сразу можно узнать. Одно из таких было написано в 1964 году - «Звезда полей».

IV. Чтение стихотворения и его анализ

Звезда полей

Звезда полей во мгле заледенелой,

Остановившись, смотрит

в полынью.

Уж на часах двенадцать

прозвенело,

И сон окутал Родину мою...

Звезда полей! В минуты

потрясений

Я вспоминал, как тихо за холмом

Она горит над золотом осенним,

Она горит над зимним серебром...

Звезда полей горит, не угасая,

Для всех тревожных жителей

Своим лучом приветливым касаясь

Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле

заледенелой,

Она восходит ярче и полней,

И счастлив я, пока на свете белом

Горит, горит звезда моих полей.

1. Чтение стихотворения.

2. Анализ восприятия.

1) Каково ваше первое впечатление?

2) Что обусловило ваше восприятие?

3) Можете ли вы определить тему этого стихотворения?

3. Построфный анализ стихотворения.

Название - сильная позиция в произведении, оно помогает понять основную мысль. Подумаем над сочетанием слов «звезда полей». Что необычного в этом сочетании?

Ответ: Звезда - это элемент небесного. Звезда - небесное светило, небесное тело. Поле - это земное, это простор русской деревни. Одновременное указание на неразрывную связь всего сущего и местонахождение этой связи. Звезда полей - звезда деревенской Руси, звезда его Родины.

Докажите, что этот образ главный в стихотворении

Ответ: Несколько раз встречается в тексте.

Символом чего является звезда в народной поэзии?

Ответ: Это один из главнейших символов судьбы, красоты и счастья. Звезда - это точка, поля-просторы. Звезда - не только часть вселенских просторов, но и их оберег.

Какие чувства испытывает лирический герой в первой строфе?

Ответ: С одной стороны - тревогу, скрытую горечь, с другой - нежную любовь к Родине.

Какой поэтический прием позволяет понять эту двойственность чувств в душе поэта?

Ответ: Антитеза - свет-мгла; «мгла заледенелая» - деревенская глушь, выражение «сон окутал Родину мою» подчеркивает неясность ее судьбы.

Попробуйте последнюю строчку произнести в соответствии с написанием. Какой гласный звук вы слышите? Случайно ли это?

Ответ: «О» повторяется не случайно. «Оканье» - основной признак северновеликорусских говоров. Это своеобразное указание на родную Вологодчину. В этом обволакивающем «о» - магия сна, тишины, сказки.

Какие действия совершает звезда в первой строфе?

Ответ: Звезда смотрит в полынью.

Для чего остановилась звезда?

Ответ: Может быть, чтобы растопить лед в природе и отогреть душу человека.

Какое чувство владеет лирическим героем во второй строфе?

Ответ: Чувство признательности звезде за ее тихий вечный свет, помогающий успокоиться и обрести себя.

Обратите внимание на последние две строчки. Случайно ли одинаковое построение синтаксических конструкций? Каково значение этого приема?

Ответ: Звезда не просто горит, она горит в любое время года, ее свет неистребим.

Что происходит с пространством в третьей строфе?

Ответ: Пространство расширяется, и звезда объединяет лирического героя с планетой. В своих переживаниях он выходит на новый уровень.

Что происходит в четвертой строфе?

Ответ: Лирический герой возвращается к своей звезде, но настроение другое - он счастлив.

Почему «во мгле заледенелой» звезда ярче и полней?

Ответ: Звезда - это свет, тепло. А как нужны именно здесь, в морозной мгле, ее приветливые лучи, побеждающие мрак и холод.

В ходе работы над текстом стихотворения на доске постепенно появляется схема (см. ниже).

Данная опора помогает учащимся подвести итоги урока. Итак, автор возвращается к мысли о судьбе Родины, но с другим настроением: чувство тревоги сменяется чувством уверенности в силе своей «звезды полей».

(Учащиеся записывают в словарики литературоведческих терминов определение интериоризации).

Обращение к репродукциям картин. Делается вывод о том, что недостаток цвета в поэзии Рубцова восполняется стихией света.

Ольга ЛУКЬЯНЧИКОВА, учитель русского языка и литературы СШ с. Волово, учитель года Липецкой области-2004

I.Оргмомент. Слайд 1

Здравствуйте, ребята. Этот урок мне хотелось бы начать словами известного поэта Евгения Евтушенко:

Людей неинтересных в мире нет,

Их судьбы, как истории планет,

У каждой всё особое, своё,

И нет планет, похожих на неё.

II. Об одном из таких людей, о его творчестве пойдёт речь на сегодняшнем уроке. Это Николай Михайлович Рубцов. Слайд 2

III. Сообщение темы урока. Слово учителя.

Знакомство с биографическими сведениями Н. М. Рубцова (1936-1971).

Николай Рубцов – поэт самобытнейшего дарования и редкой по нашим временам трагической судьбы. Он из поколения детей Великой Отечественной войны. Она во многом определила его судьбу: он вырос в детском доме, мечтал о море. На флоте и началась его литературная жизнь – он печатался во флотской газете.

«Ему было шесть лет, когда умерламать и его отдали в детдом. Шестнадцать, когда он поступил кочегаром на тральщик. Он служил в армии, вкалывал на заводе. Учился… На тридцать втором годужизни впервые получил постоянную прописку, а на тридцать четвёртом – наконец-то! – и собственное жильё: крохотнуюоднокомнатнуюквартирку. Здесь спустя год его и убили…

Вот такая судьба.Слайд 3

Первую книгу он выпустил в шестьдесят пятом году, а через двадцать лет его именем назвали улицу в Вологде.Н. Рубцову исполнилось бы всего пятьдесят, когда в Тотьме ему поставят памятник.

И это тоже судьба». (Коняев Н. Путник на краю поля//Николай Рубцов: Вологодская трагедия. М., 1998. С. 6.)

Чтение стихотворений Н.М.Рубцова («Ду­ша хранит», «Зимняя песня», «Русский огонек», «Утро») подготовленными учениками. Слайд 4, 5, 6, 7

Ребята, вы сейчас прослушали замечательные стихи Николая Рубцова в исполнении ваших одноклассников. Давайте все вместе обсудим то, что вы услышали. (Перед глазами уч-ся распечатки этих стихотворений)

Беседа по вопросам:

Ø Какие темы затрагивает Н.М.Рубцов в сво­их стихотворениях? (Основные мотивы творчест­ва поэта - родина, природа, русская душа.)

Ø Какие образы встречаются в стихотворени­ях Н.М.Рубцова? (Любимые образы поэта - свет, звезда, огонек.)

Какие символические значения имеют эти образы? (Звезда олицетворяет надежду, которая умирает последней. Сияющая звезда ассоцииру­ется со священным огнем, со светом разума и бла­горазумия, со светом истины. Пламенеющая звез­да обозначает существование света невидимого, который представляет собой источник сил и энергии. Вифлеемская звезда, яркая, необычная, напоминает о том, что есть на земле место, где ро­дился спаситель, указывает путь к Богу. Слайд 8

Огонь - мотив зарождения человеческой ци­вилизации. Огонь с древнейших времен не только согревал, но и давал надежду. Священный огонь был источником власти. Светоч - это огонь, кото­рый мать приносила в дом своей дочери, зажигая ее очаг, как знак связи с родным домом.

Как видим, это символы жизни, добра, тепла, надежды.)

С лово учителя. На стихи Н.М.Рубцова на­писано разными композиторами более 120 песен. Например, около трех десятков песен на стихи Н.М.Рубцова написал композитор А.С.Лобзов. Сейчас я предлагаю вам прослушать фрагменты очень известных песен на слова Н. Рубцова. Обратите внимание на за­душевность, мелодичность произведений поэта (звучит песня на стихи Н.М.Рубцова). Слайд 9

В ывод. Сущность творчества Н.М.Рубцова критик В.Оботуров выразил так: «У каждого по­эта есть свой предмет поэзии. Для кого-то суще­ствует поэзия скоростей, но не для Рубцова. Ему присущ переданный в наследство Пушкиным, Кольцовым, Тютчевым интерес к природе, интим­ной жизни человеческой души. Рубцов открывает тайны зеленого мира для всех... жизнеутверждаю­щая и грустная, зовущая к раздумью и действию, поэзия Рубцова настраивает душу человека на волны добра и участие к людям. Без поучений и на­зиданий зовет она к сострадательности и совест­ливости, а в хаосе противоречивых случайностей помогает открыть гармоничность целого мира».

«Звезда полей» - стихотворение для Рубцова почти программное, это его своеобразный символ веры. На сегодняшнем уроке мы с вами постараемся проанализировать это стихотворение.

Анализ стихотворения «Звезда полей». Слайд 10

Как связано это стихотворение с биографи­ей поэта? (В середине 1964 года поэт был отчис­лен из Литературного института. Осенью 1964 года Н.М.Рубцов возвращается в Никольское, где прошло его детство. Здесь начался расцвет его творчества, он окончательно решил для себя, что его звезда поэзии горит «для всех тревожных жи­телей земли», бросая свой приветливый луч «поднявшимся вдали» городам. «Звезда полей» ознаменовала начало зрелого творчества поэта.)

Выразительное чтение стихотворения учителем. Слайд 11

Звезда полей

Звезда полей во мгле заледенелой,

Уж на часах двенадцать прозвенело,

И сон окутал родину мою...

Звезда полей! В минуты потрясений

Я вспоминал, как тихо за холмом

Она горит над зимним серебром...

Звезда полей горит, не угасая,

Для всех тревожных жителей земли,

Своим лучом приветливым касаясь

Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле заледенелой,

Она восходит ярче и полней,

И счастлив я, пока на свете белом

Горит, горит звезда моих полей...

1964

Словарная работа. Слайд 12

Ребята,что означают следующие слова: «заледенелый», «полынья», «потрясе­ние», «угасать»?

Ответ. Заледенелый - заледеневший, покрыв­шийся льдом.

Полынья - незамерзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки, озера, моря.

Потрясение - 1) глубокое, тяжело переживаемое волнение; 2) полное изменение, коренная ломка чего-нибудь.

Угасать - то же, что и гаснуть.

1. Работа с классом. Фронтальная беседа по вопросам.

Ø Когда написано стихотворение Н. М, Рубцова «Звезда полей»? (Оно написано в 1964г)

Ø К какому жанру лирики относится это сти­хотворение? (Элегия.)

Ø Что такое элегия? (Элегия - это стихотво­рение, пронизанное грустным раздумьем, испол­ненное чувством сожаления и уныния.)

Ø О чем это стихотворение? (В стихотворе­нии «Звезда полей» описывается звезда, сияю­щая над зимними просторами родины. Стихотво­рение «Звезда полей» - это размышление автора о его привязанности к родному краю.)

Ø Какие образы возникают при чтении сти­хотворения? (При чтении стихотворения возни­кают образы звезды, родины, простора полей, вечной красоты родной земли.)

Что же символизирует звезда? (Звезда - символ жизни, рока, судьбы Слайд 13

. Н.М.Рубцов на­полняет этот символ новым содержанием:

Звез­да полей во мгле заледенелой,

Остановившись, смотрит в полынью.

И сон окутал родину мою…

т.е. звезда полей - это символ Родины, ее красоты, неповторимости и значимости для каждого человека. Звезда полей напоминает Вифлеем­скую путеводную звезду, указавшую путь к Богу, и соединяет в себе земное и небесное, вечное и преходящее, надежду на спасение и боль одино­чества. И каждый раз эта звезда становится мая­ком для тех, кто еще не сумел найти верную дорогу во мраке:

Я вспоминал, как тихо за холмом

Она горит над золотом осенним,

Она горит над зимним серебром...

Слово учителя:

Характерной чертой всех мифов, посвященных звездам, считалось воздействие небесных светил как на судьбу всего мира и человечества, так и на судьбы отдельных людей. Рубцовская звезда, несомненно, из тех, что обладают благотворной и охраняющей силой. Но города, которых она касается «приветливым лучом», располагаются «вдали». Вдали от чего? От того самого места, которое в стихотворении не названо, но означено словом «здесь». Можно предположить, что на глу-бинном уровне в тексте отражается мифологическое представ­ление о Мировом Древе, связывающем между собой наш «дольний» мир с его земными заботами и тяготами («В минуты трясений / Я вспоминал...»), и мир «горний», тот, что придает высший смысл нашему обыденному существованию (...И счастлив я, пока на свете белом / Горит, горит звезда моих полей...»). Мировое Древо является центром мироздания, но стоит Древу пошатнуться - и Вселенная лишится опоры, придет в состояние хаоса.

Образная структура текста подтверждает нашу догадку. «Звезда полей» отражается в полынье - и тем самым намечает в воздухе незримую ось между двумя мирами. На часах бьёт двенадцать: заканчиваются сутки, начинаются новые, и тут появляется звезда. А ведь согласно древним мифам, установление Мирового Древа как раз знаменует переход к новому времени Слайд 14 (наша новогодняя елка, по сути, не что иное, как модель того самого первоначального Древа).

Внешняя простота, песенность стихотворения (отметим перекличку с известным романсом «Гори, гори, моя звезда») не должна заслонять от нас его глубочайший смысл. Вряд ли Рубцов сознательно ориентировался на архаический миф, но всем своим существом он понимал, что родина, родные поля, над которыми звезда «восходит ярче и полней», - это и ec тьдля него центр Вселенной, то единственное место на земле, где он может жить в гармонии с собой, с окружающими, с природой - или, попросту, жить в согласии с Богом.

В сущности, трагическая гибель Рубцова (от руки женщины, которую он вскоре собирался назвать своей женой) последовала именно от того, что он «надорвался», не вынес равнодушия со стороны тех, кто:

Снуют. Считают рублики.

Спешат в свои дома.

И нету дела публике,

Что я схожу с ума!

Из ранних стихов, 1957 г .

«Звезда полей» не спасла своего поэта.

Образ звезды чаще всего встречается в песенном жанре, в романсе. Я уже упоминала это слово на уроке. Стихотворение Рубцова перекликается с известным романсом «Гори, гори, моя звезда» или с песней А. Градского «Звезда полей». Слайд 15

Ø Кто-нибудь знает, что такое романс? (Романс – это стихотворение, положенное на музыку; небольшое лирическое произведение, строфическое. Со стихами средней длины, с характерной напевной интонацией). На примере стихотворения «Звезда полей» можно увидеть сочетание двух жанров – элегии и романса.

Ø Сколько строф имеет стихотворение? (Четыре)

Ø Как называется строфа, состоящая из четырёх строк? (Катрен)

Ø Слайд 16 Давайте проанализируем содержание стихотворения. Когда светит звезда? Обратите внимание на эти строки:

Звезда полей во мгле заледенелой,

Остановившись, смотрит в полынью.

Уж на часах двенадцать прозвенело,

И сон окутал родину мою...

Звезда полей! В минуты потрясений

Я вспоминал, как тихо за холмом

Она горит над золотом осенним,

Она горит над зимним серебром...

Звезда полей горит, не угасая…

Т.е. звезда горит всегда: ночью, зимой, осенью… - вечно.)

Ø Где горит звезда? (Над полями, над городами, над всей планетой.)

Ø Для кого горит «звезда полей»? («Для всех тревожных жителей земли».)

Ø Как вы думаете, кто такие «тревожные жители земли»? (Это современники поэта. Городская жизнь, суета не оставляют времени любоваться звездой, которая является символомсвета, доброты, душевного спокойствия. А это всё связано с понятием «Родина».)

Где же звезда «восходит ярче и полней»? Слайд 17

Но только здесь, во мгле заледенелой,

Она восходит ярче и полней…

Н. М. Рубцов имеет в виду свою Родину. Слайд 18

Ø Какие чувства испытывает лирический герой? Покажите это на примере строчек из стихотворения.(Лирическийгерой испытывает любовь к родной земле, счастье сознавать свою принадлежность к ней, всеобъемлющую радость, волнение):

И счастлив я, пока на свете белом

Горит, горит звезда моих полей...

2. Работа в тетрадях

Ребята, давайте сейчас с вами вспомним понятия о рифме, ритме, стихотворном размере. Потому что они имеют немаловажное значение при анализе лирического произведения. Итак, обратите внимание на слайд. Перед вами действия, которые необходимо выполнить, чтобы определить стихотворный размер. Восстановите последовательность этих действий. Слайд 19

А) Назовите размер стихотворения.

Б) Расставьте ударения во всех словах.

В) Прочитайте стихотворение.

Г) Разделите слова на слоги.

Д) Составьте схему стиха.

Е) Отметьте в нарисованной схеме стопы.

(Правильный ответ: В, Б, Г, Д, Е, А.)

А теперь давайте определим размер стихотворения Н. М. Рубцова «Звезда полей». Слайд 20

Звезда полей во мгле заледенелой,

Остановившись, смотрит в полынью.

Безударный слог

/- ударный слог

СХЕМА СТИХА:

__ / __ / __ / __/ __ __

__ / ____ __ / __ / __ __

Пятистопный ямб с перрихиями(стопаямба или хорея с пропущенным ударением)

В стихотворении сочетаются мужская и женская рифмы. Рифмовка перекрёстная:АБАБ.

Ø Как вы думаете, ребята, с какой целью автор строго соблюдает размер строфы, рифмовки? (Это помогает Н. М. Рубцову передать свои размышления, чувства.)

5. Анализ средств выразительности. Слайд 22, 23

Для того чтобы выразить свои чувства, эмоции, донести их до нас, читателей, Н. М. Рубцов использует ещё и различные средства художественной выразительности. Вам сейчас предстоит очень интересная работа – найти в тексте стихотворения примеры перечисленных на слайде средств языковой выразительности, которые помогают автору передать свои эмоции.

Средства языковой выразительности

Примеры

эпитеты

Во мгле заледенелой, лучом приветливым, для всех тревожных жителей земли, зимним серебром, золотом осенним.

метафоры

Горит над золотом осенним, горит над зимним серебром, сон окутал родину мою.

олицетворения

Звезда.., остановившись, смотрит в полынью;своим лучом приветливым касаясь.

антитеза

Теплу осеннего золота, неугасимому свету звезды противопоставлена мгла заледенелая, полынья.

анафора

Она горит над золотом осенним, Она горит над зимним серебром…

повтор

«Звезда полей» в стихотворении повторяется 5раз. Этот образ открывает стихотворение и завершает его. Глагол ГОРИТ повторяется также 5раз, создавая ощущение вечного источника тепла и света.

IV .Итог урока

В заключении мне хотелось бы вам сказать,чтоН. М. Рубцов умел видеть необычное в обычном. Он учит нас вглядываться в мир, в котором мы живём. Я думаю, что каждый из вас на сегодняшнем уроке сделал какие-то выводы, открыл что-то новое для себя.

Рефлексия Слайд 24

Япредлагаю каждому оценить свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса. Выберете начало фразы из рефлексивного экрана на доске и одним предложением выскажите свое мнение о сегодняшнем уроке.

1. сегодня я узнал…

2 было интересно…

3. было трудно…

4. я теперь могу…

5 я научился…

6. у меня получилось…

7. мне захотелось…

8. я попробую…

10.урок дал мне для жизни!

V . Домашнее задание Слайд 25

Ø Выучить стихотворение Н. М. Рубцова «Звезда полей» наизусть.

Ø В рамках сдачи ЕГЭ

Часть С. Выберите и выполните только одно из предложенных ниже заданий (С1, С2, С3).

«Звезда полей» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

Стихотворение «Звезда полей » — одно из самых известных в творчестве Н.М. Рубцова. Оно посвящено родной Вологодчине. В нем контрастно противопоставлены образы родной земли и малой родины, которая дает поэту жизненные силы, питает его творческое мастерство. Для самого автора это произведение, безусловно, было программным, так как один из его поэтических сборников также носит это название.

Центральный образ стихотворения несет в себе социальную окрашенность. Лирическому герою важно, что «звезда полей» горит «для всех тревожных жителей земли». Поэт подчеркивает статический характер образа, символизирующий вечность и незыблемость существующего миропорядка.

Звезда полей привносит в жизнь лирического героя мир и покой. Она гасит тревогу жителей земли, касаясь их городов приветливым лучом. Но только «во мгле заледенелой», вдали от больших городов эта звезда «восходит ярче и полней».

В последней строфе стихотворения лирический герой подчеркивает, что это звезда его полей. Таким образом, образ звезды соотносится с библейской путеводной звездой.

Интересно, что в первоначальном варианте текст стихотворения звучал несколько по-иному. В нем глубже была подчеркнута тема родины. Звезда полей горела «над родственным пределом». В окончательном варианте Н.М. Рубцов заменил фрагмент строки «над родственным пределом» на словосочетание «во мгле заледенелой», что еще раз подчеркнуло кольцевую композицию произведения и одновременно усилило в стихотворении аллитерацию «л», которая придает плавность и мелодичность поэтическому тексту. Также образ «мглы заледенелой» необходим Н.М. Рубцову для создания контрастной пейзажной зарисовки.

Образ «звезды полей», озаряющий землю доброй энергией света подчеркнут анафорическим повтором («Она горит над золотом осенним, Она горит над зимним серебром») и повтором внутри строки («Горит, горит звезда моих полей...»). Этот ключевой для стихотворения образ подчеркивает необъятные земные просторы, драгоценную красоту природы («золото осеннее», «зимнее серебро»). В первоначальном варианте стихотворения описание просторов было более развернутым и пространным. В итоговом тексте Н.М. Рубцов сделал его емким, но лаконичным.

Звезда — традиционный образ классической поэзии. Издревле звезды покровительствовали поэтам, которые, в свою очередь, посвящали им лучшие стихотворения. Однако Н.М. Рубцову удалось творчески продолжить существующую традицию, создав поэтичный образ звезды полей, содержащий в своем значении нерасторжимую связь земного и небесного начал. Этот образ символизирует содержание художественного мира поэта, его визитную карточку на небосклоне поэтических светил.

«Звезда полей» Николай Рубцов

Звезда полей, во мгле заледенелой
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою…

Звезда полей! В минуты потрясений
Я вспоминал, как тихо за холмом
Она горит над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром…

Звезда полей горит, не угасая,
Для всех тревожных жителей земли,
Своим лучом приветливым касаясь
Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней,
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей…

Анализ стихотворения Рубцова «Звезда полей»

Звездное небо у большинства людей ассоциируется с чем-то недосягаемым, возвышенным и даже божественным. Кто-то восхищается небесными светилами, на других они наводят мистический ужас из-за того, что постичь их суть невозможно. Для Николая Рубцова звезда – это своеобразный жизненный маяк, который освещает автору путь и согревает душу. Причем, небесное светило для поэта является вполне осязаемым и доступным, его Рубцов считает своим близким другом.

В стихотворении «Звезда полей», написанном в 1964 году, автор словно бы стирает грань между небом и землей, подчеркивая тем самым, что любые природные явления не могут быть чуждыми человеку, который является неотъемлемой частью этого сложного и прекрасного мира. Кроме этого, у Николая Рублева звезда – это не частичка неба, а то, что принадлежит земле. Неслучайно автор «привязывает» ее к полям и утверждает, что она «горит, не угасая», наполняя своим далеким светом сердца простых людей, которые привыкли уповать на небо, вознося к нему свои молитвы.

Николай Рубцов признается, что в минуты жизненных невзгод и потрясений именно звезда полей, которую он привык наблюдать с самого детства в родном селе, дает ему силы принимать верные решения и идти вперед. Он вспоминает о небесном светиле, как о талисмане, от которого веет надежностью, стабильностью и умиротворением . Ведь звезда «горит над золотом осенним, она горит над зимним серебром», что бы ни случилось, и всегда готова придти на помощь одинокому путнику, который сбился с дороги.

Таким потерявшимся странником считает себя и Николай Рубцов, который проводит параллель между собой и тысячами других людей, лишенных того, что в старину принято было называть верой. Без нее, по мнению автора, любой человек не только утрачивает смысл жизни, но и становится похож на слепого котенка, который в сложных жизненных ситуациях попросту не знает, что ему делать. И лишь звезда полей, «своим лучом приветливым касаясь всех городов, поднявшихся вдали», помогает их обитателям найти дорогу не только к истокам своей культуры и истории, но и заглянуть в собственную душу.

Жизнь обошлась с Николаем Рубцовым довольно сурово, и ему пришлось на собственном опыте узнать, что такое голод, унижения и ощущение собственной беспомощности от осознания того, что ты никому не нужен. Но, даже став воспитанником детского дома, будущий поэт никогда не забывал о том, кто он есть, и где его родина. Спустя много лет Рубцов, будучи уже состоявшимся поэтом, вернулся в поселок Емецк Архангельской области, где прошло его детство, и вновь увидел свою давнюю знакомую – звезду полей, о которой помнил все эти годы. Поэт признается, что, находясь в других городах, старался не упускать ее из виду. Однако автор убежден, «только здесь, во мгле заледенелой, она восходит ярче и полней». И в этом нет преувеличения, так как холодные северные звезды, напоминающие небесные бриллианты, создают иллюзию тепла и света, которых так не хватает людям, утратившим самих себя в этом бесконечном мире. Поэтому Николай Рубцов благодарен своей звезде полей, и утверждает, что он по-настоящему счастлив, пока может отыскать на небосводе свою верную спутницу, которая помогает скрасить одиночество холодными зимними ночами и спасает от разочарований . Именно звезде полей автор обязан тем, что состоялся как поэт, потому что она стала для него путеводной нитью в мир творчества, верным слушателем и напоминанием о том, что самое главное в жизни – не сбиться с дороги, по которой предстоит пройти нелегкий и порой даже весьма опасный путь, именуемый человеческой жизнью.

Знаменитое, даже, пожалуй, одно из самых известных стихотворений Николая Рубцова «Звезда полей» было написано им в 1964 году. В этом году поэт начинает свое взросление в литературе, после того, как его отчисляют из литературного института.

Стихотворение написано в литературном жанре под названием «Элегия». Элегия- это литературное произведение, которое несет в себе грусть. Элегией также могут считаться такого рода пьесы. Итак, о чем же говорится в стихотворении?

Главную роль в стихотворении занимает любовь лирического героя к родному краю, интересно, что имеется в виду не только Родина в целом, но и малая Родина. Рубцов написал стихотворение в Никольском, это место, где он провел свое детство, то есть его малая Родина. Уже тогда Николай Рубцов решил писать для всех людей, которым это нужно.

Центральный образ стихотворения Рубцова- звезда полей. Многие ли поймут, что звезда полей символизирует родной край? Однако так и есть. Не зря символом выступает звезда, это означает вечность, непоколебимость. Эта звезда горит и осенью и зимой, без конца она освещает своим приветливым теплым светом. Достаточно провести параллель, чтобы осознать связь родного села поэта и звезды. Конечно, звезда не напрямую означает Никольское, просто именно там звезда горит ярче всего. Можно догадаться, что Николаю Рубцову всегда дарит тепло его малая Родина, любимый край.

Действительно прекрасно стихотворение сравнением, глубоким и простым смыслом. Оно одновременно написано для всех людей, современников поэта, и как личное обращение поэта к Никольскому. Светит звезда для всех жителей тревожных, но ведь она кажется читателю вечной и особенно яркой именно в родном краю Николая Рубцова.

При прочтении данного стихотворения всегда приходят образы яркой потрясающей звезды, столь же красивой, как и родная земля. Это стихотворение будет вечным символом красоты Родины.

Анализ стихотворения Звезда полей по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Мне ни к чему одические рати Ахматовой

    В жизни любого творческого человека наступает момент, когда ему необходимо переосмыслить все свое творчество и ответить на вопрос для чего и кого все это нужно. Анна Ахматова не стала исключением,

  • Анализ стихотворения Огородник Некрасова

    Произведение Огородник вышло в свет из-под пера Некрасова в конце первой половины XIX века и сразу пополнило собой ряды любовной лирики.

  • Анализ стихотворения Я знаю, никакой моей вины Твардовского

    Каждого человека хотя бы раз в жизни посещало чувство вины. Поводом могут быть самые разнообразные причины. Всё зависит конкретно от самого человека, его склада характера, отношения к окружающей действительности

  • Анализ стихотворения Блока Родина

    А. Блок – это один из тех, кто пережил октябрьскую революцию. Обманувшись своим ожиданиям, он все-таки не захотел уезжать из России. Здесь сыграла роль не только любовь к родине, но и надежда на то, что Россия – на самом деле сильная держава, которая

  • Анализ стихотворения Вчера я шел по зале освещенной Фета

    Когда Фет окончил обучение в Московском университете, в который автор поступил, чтобы вернуть себе доброе имя своего отца, а также положенное ему в обществе положение и наследство, он отправляется служить в кирасирский полк