Анализ оды «На день восшествия Елизаветы Петровны.

Словарная работа. Комментируются отмеченные при домашнем чтении непонятные и устаревшие слова и выражения. Обращается внимание на орфоэпические нормы.

Когда и в связи с чем написана ода?

(День восшествия на престол занимал центральное место в годовом цикле придворных праздников. В 1747 г. отмечалась пятая годовщина воцарения Елизаветы.

Но эта ода была написана еще по одному конкретному поводу: Российской академии наук был дарован новый устав. Ломоносов возлагал на него большие надежды в деле распространения просвещения в России.)

Каким настроением и интонацией должно быть окрашено чтение оды? (Патриотический восторг, призыв и т. д.)

Какой стихотворный размер выбирает Ломоносов?

(Четырехстопный ямб. Подчеркнем, что, по мнению Ломоносова, ямб усиливает благородство и возвышенность содержания, способствует выражению мысли.)

Выразительное чтение оды и выделение микротем - составление плана оды - ключевой вопрос:

Вопрос этот станет стержневой проблемой текстуального анализа оды. Учащиеся, как правило, не замечают трехчастной композиции оды, перечисляют ведущие темы. От предложенных учениками вариантов начинается движение к составлению идейно-композиционного плана с трехчастным построением, верно отражающего как структуру оды, так и ведущие темы:

Картины мирной жизни;

Восхваление Елизаветы (за что прославляет поэт императрицу?);

Гимн Петру (каково отношение Ломоносова к Петру I? Что ставится ему в заслугу?);

Описание безграничных просторов и богатств России;

Обращение к молодежи - овладевать науками.

Какова главная, ведущая тема оды, вокруг которой строится лирическое повествование? Как она отразилась в композиции оды? Как с ней связаны другие, казалось бы, независимо развивающиеся темь которые вы выделили в своих планах?

(Главная тема оды - Россия, ее процветание. Своеобразным вступлением к раскрытию темы становятся строфы, прославляющие наступление мира, «возлюбленной тишины». Мир - основное условие и для успехов просвещения. Так подходит Ломоносов к своей главной мысли, определяющей основной пафос оды... Лирическое развитие этой темы составляет содержание центральной части оды, тематически распадающейся, в свою очередь, на несколько частей.)

Какая внутренняя логика просматривается в этом «лирическом беспорядке»?

(Мир - условие процветания государства и необходимая предпосылка для успехов просвещения, Петр I для Ломоносова - национальный герой, прославившийся победами на суше и море, осознавший необходимость развития науки и просвещения. В Елизавете Ломоносов хочет видеть преемницу дел отца. Великие богатства России могут быть открыты и освоены с помощью науки, к изучению которой должно обратиться российское юношество. В этом залог благополучия русского государства.)



Что вы можете сказать о центральной части оды?

(Выделяется тема просвещенного монарха, роль которого в распространении просвещения в стране, по мнению поэтов-классицистов, очень значительна.)

Давайте сравним портрет императрицы с ее описанием в оде.

(Похвалы Ломоносова русской императрице носят традиционный для од характер. Похвалы эти сочетаются с наказом быть просвещенным правителем, расширять науки, заботиться о благе общества. Представление русских классицистов об идеальном просвещенном монархе, равного которому нет ни на полях сражений, ни в мирном труде по преобразованию страны, воплотилось в образе Петра I.)

Каким стилем написана ода?

Школьники приводят наблюдаемые ими в процессе анализа разнообразные поэтические средства, использованные для создания высокого стиля. Высокий, торжественный стиль оды создается использованием старославянизмов, слов с неполногласием (сей, толикий, оный, токмо, класы), усеченных форм прилагательных, изменением порядка слов в предложении и т. д. Выясняется роль этих художественных средств в раскрытии идейного содержания.

Какие приемы, характерные для стиля русской классической оды, встречаются в этом произведении?

(Находим:

метафоры сравнения;

употребление образов античной мифологии;

архаические слова и выражения;

олицетворения;

гиперболы;

риторические вопросы и восклицания .)

Сделайте вывод, насколько форма соответствует содержанию. Составим план оды:



1. Вступление. Мир - основа блага государства.

2. Главная часть. Величие России, ее процветание:

1) хвала щедротам Елизаветы;

2) заслуги Петра перед народами России;

3) неисчерпаемые богатства и красота России;

4) призыв к российской молодежи овладевать науками;

5) наука и ее роль в российском обществе.

3. Заключение. Традиционная благодарность монархине за деяния на благо России.

План убеждает учащихся, что гражданственному пафосу и содержанию ломоносовской оды соответствует величественная, монументальная и вместе с тем простая и стройная композиция. Свободно развивающиеся темы, «лирический беспорядок» подчинены главной теме, что создает идейно-художественное единство всей оды. При этом все самостоятельные темы имеют одинаковое построение.

М. В. Ломоносов – великий ученый, поэт. Он стал светилом науки XVIII в. и до сих пор его труды не забываются. Поэзия для Ломоносова – не забава, не погружение в узкий, по его мнению, мир частного человека, а патриотическая, гражданская деятельность. Именно ода стала главным лирическим жанром в творчестве Ломоносова.

Одним из наиболее известных произведений Ломоносова стала ода “На день восшествия Елизаветы Петровны”. Ломоносов начинает ее с прославления мира:

Царей и царств земных отрада,

Блаженство сел, градов ограда,

Коль ты полезна и красна!

Когда на трон она вступила,

Как Высший подал ей венец,

Тебя в Россию возвратила,

Войне поставила конец.

Послал в Россию человека,

Каков не слыхан был от века.

Сквозь все препятства он вознес

Главу, победами венчану,

Россию, варварству попрану,

С собой возвысил до небес.

Описывая Петра I, Ломоносов прибегает к античной мифологии. Образы Марса и Нептуна используются им для обозначения войны и моря, что придает еще больше торжественности оде.

Ода “На день восшествия Елизаветы Петровны” не только похвала императрице, но и наставление ей. Россия, которую хочет видеть Ломоносов, – великая страна, она могущественна, мудра и пребывает в мире, но главное – такое будущее возможно, если Россия будет пресвященной державой, существование которой невозможно без просвещенного монарха. В отступлении к эпохе Петра I Ломоносов словно говорит Елизавете, что она должна взять пример со своего отца и продолжить его великие дела, в частности способствовать развитию науки, как это делал ее отец:

Чрез горы, реки и моря,

Воззри на горы превысоки,

Воззри в поля свои широки,

Где Волга, Днепр, где Обь течет;

Богатство, в оных потаенно,

Наукой будет откровенно,

Что щедростью твоей цветет.

Такая огромная страна, просторы которой простираются от западных равнин, через Урал и Сибирь на Дальний Восток, нуждается в образованных людях. Ведь только люди, знающие люди смогут раскрыть все природные богатства России:

О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих,

И видеть таковых желает,

Каких зовет от стран чужих!

Дерзайте, ныне ободрены,

Реченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

В этих строках поэт также обращает внимание читателей на то, что русская земля способна дать умы, равные тем, “каких зовет от стран чужих!”. Он дает понять, что Россия богата не только природными ресурсами, но и способными людьми. Людьми, которые могут не только впитать науку, но и посеять свои плоды. Естественным продолжением оды становятся строки:

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде, –

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и на едине,

В покое сладки и в труде.

Читая эти строки, нельзя не согласиться с автором. Человек, не имеющий знаний, не только неинтересен и скучен сам по себе, он еще ведет такую же жизнь. Не имея знаний, человек не способен развиваться духовно, поэтому, воспевая науку, автор воспевает и человеческую душу. Прославление человека, его души и гения есть основная мысль оды, она является связующей нитью. Наука и знание связывают не только поколения, но и народы. Знание есть основополагающий принцип всего.

Ода Ломоносова есть нечто большее, чем просто литературное произведение – это послание. Послание не только императрице и современникам, но и потомкам. Прекрасный пример того, что потомки следовали его заветам, – государственный университет имени Михаила Васильевича Ломоносова.

Роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин”, по точному определению В. Г. Белинского, “энциклопедия русской жизни”. Очень интересными, задушевными, волнующим…

Литературная деятельность М. В. Ломоносова проходила в ту эпоху, когда европейская литература находилась в максимальной или минимальной степени под вл…

Михаил Васильевич Ломоносов представляет собой поистине энциклопедиста эпохи Возрождения. И, конечно, в рамках литературы, мы оставляем за кадром разг…

(2 оценок, среднее: 5.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. М. В. Ломоносов – великий ученый, поэт. Он стал светилом науки XVIII в. и до сих пор его труды не...
  2. Жанр оды позволил Ломоносову соединить в рамках одного поэтического текста лирику и публицистику, высказаться по вопросам, имеющим гражданское, общественное значение....
  3. Гордостью русской науки и литературы был Михаил Василь­евич Ломоносов. Ученый-энциклопедист, сделавший открытия во многих областях науки – физике, химии, математике,...
  4. “Надпись I к статуе Петра Великого” (1748). Ломоносов прославляет личность Петра в классицистическом публицистическом жанре “надписи”. В произведении подробно определены...
  5. Имя Михаила Ломоносова связано с величайшими открытиями в области науки, однако мало кто знает, что этот удивительно талантливый человек был...
  6. Первые сведения о Ломоносове мы получаем еще в школе: всем знаком “архангельский мужик”, ставший впоследствии феноменальным ученым и первым русским...


Для Ломоносова поэзия была отраслью риторики (науки о красноречии - умении красиво и убедительно говорить). А чтобы убедить слушателя, были придуманы строгие правила, изложенные Ломоносовым в труде, который так и назывался - «Риторика». Смысл правил состоял в том, чтобы научить поэтов изложить любое утверждение как можно подробнее. Все отступления от темы утверждения должны были помогать ее раскрытию. По такому принципу строились и оды.
Тема «Оды на день восшествия…» - просвещение России, но она дана исподволь, «за» прославлением императрицы. «Термины» - так Ломоносов называл слова, которые составляли тему - «рассыпаны» в произведении, даны через образы, но после прочтения тема совершенно четко определяется:

Тогда божественны науки
Чрез горы, реки и моря
В Россию простирали руки
К сему монарху говоря:
«Мы с крайним тщанием готовы
Подать в российском роде новы
Чистейшего ума плоды…

…Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.

Поэт воздействует не столько на разум, сколько на эмоции и воображение читателя. Поэтому образы Ломоносова, которые восхищали одних современников поэта и вызывали у других негодование, очень необычны:

Молчите, пламенные звуки,
И колебать престаньте свет;
Здесь в мире расширять науки
Изволила Елисавет.
Вы, наглы вихри, не дерзайте
Реветь, но кротко разглашайте
Прекрасны наши времена.
В безмолвии внимай, вселенна:
Се хощет лира восхищенна
Гласить велики имена…

Подобные олицетворения взяты Ломоносовым из древних риторических традиций, они не только украшают произведение, но и имеют глубокий смысл.
Основная тема, которая волнует поэта на протяжении всех его произведений, - судьба России. По мнению Ломоносова, Бог (Зиждитель) хранит эту страну и посылает ей мудрых правителей. Одним из мудрейших монархов Ломоносов считал Петра Великого, которого воспел не только в одах, но и в поэме «Петр Великий».
Воспевается он и в «Оде на день восшествия…»:

Ужасный чудными делами
Зиждитель мира искони
Своими положил судьбами
Себя прославить в наши дни;
Послал в Россию Человека,
Каков не слыхан был от века…

После потери великого Человека Россией, наступили годы мрака:

…Но ах, жестокая судьбина!
Бессмертия достойный муж,
Блаженства нашего причина,
К несносной скорби наших душ
Завистливым отторжен роком,
Нас в плаче погрузил глубоком!
Внушив рыданий наших слух,
Верьхи Парнасски восстенали,
И музы воплем провождали
В небесну дверь пресветлый дух…

Но благодать наступила с приходом Елизаветы - «блаженства сел, градов отрада». При Елизавете - Тишине (по-древнееврейски «Елизавета» - это «покой», «тишина») прекращаются войны, и наступает долгожданный мир. Через многие благодеяния, поэт показывает главное - покровительство наукам, которые дадут России многое, в том числе откроют сокровища, «какими хвалится Индия» (минералы, которыми богаты «теплые страны»).
Все благодеяния совершаются или будут совершены при Елизавете, к чему и призывает поэт, говоря, что помощником в благих делах императрицы будет Всевышний:

Тебе, о милости источник
О ангел мирных наших лет!
Всевышний на того помощник,
Кто гордостью своей дерзнет,
Завидя нашему покою,
Против тебя восстать аойною;
Тебя Зиждитель сохранит
Во всех путях беспреткновенну
И жизнь твою благословенну
С числом щедрот твоих сравнит.

Цель поэта - убедить читателя в неоспоримой истине, а поскольку поэт обращается в произведении к монарху, то значит должен убедить и его. Именно поэтому, по мнению Ломоносова, роль поэта в государстве очень важна.

"Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, 1747 года" написана "высоким штилем" и прославляет дочь Петра I. Отдав должное добродетелям императрицы, ее "кроткому гласу", "доброму и прекрасному лику", стремлению "расширять науки", поэт заводит речь о ее отце, которого называет "человеком, каков не слыхан был от века". Петр I - идеал просвещенного монарха, который все силы отдает своему народу и государству. В оде Ломоносова дается образ России с ее необъятными просторами, огромными богатствами. Так возникает тема Родины и служения ей - ведущая в творчестве Ломоносова. С этой те-мой тесно связана тема науки, познания природы. Она завершается гимном науке, призывом к юношам дерзать во славу Российской земли. Таким образом, в "Оде 1747 года" нашли выражение просветительские идеалы поэта.
Вера в человеческий разум, стремление познать "тайны множества миров", дойти до сути явлений через "малый вещи знак" - это темы стихотворений "Ве-чернее размышление", "Случились вместе два астронома в пиру..." и др. Для того чтобы принести стране пользу, нужно не только трудолюбие, но и просвещение, утверждает Ломоносов. Он пишет о "красоте и важности" учения, которое делает человека творцом, духовно активной личностью. "Сами свой разум употребляй-те", - призывает он в стихотворении "Послушайте, прошу...".

У Михаила Ломоносова большое количество произведений, которые были посвящены тем монархам, которые занимали престол. В своих одах поэт поднимал самые важные проблемы того времени. Все они Михаилом Ломоносовым написаны со всеми требованиями классицизма. В оде, посвященной восшествия Елизавете Петровне на престол, насчитывается 24 десятистишных стихотворных строф, где рифмовка повторяется. В первой и второй ломоносовской строфе содержится обращение к тишине, как это было принято в то время по правилам стихосложения. В этих же строках происходит и прославление красоты и величия природы, а также и самой императрицы. После этого автор переходит к тем делам, которые совершает императрица, прославляет их.

Но это длится лишь только до седьмой стихотворной строки, где на протяжении четырех строк поэт вспоминаети Петра Первого, восхищаясь его прекрасными и могущественными деяниями. Михаил Васильевич прославляет царя, как реформатора и как идеал самого лучшего и правильного русского монарха. О его смерти автор сожалеет и скорбит. С таким же чувством горести и утраты говорит автор оды и о смерти супруги Петра –Екатерины Первой.

Но уже в двенадцатой стихотворной строфе автор снова вспоминает Елизавету Петровну и начинает ее восхвалять, обязательно называя и перечисляя все ее заслуги. Но не забывает Михаил Ломоносов и восхититься богатством и красотой державы российской, ее необъятным полям и просторам. Поэтому-то поэт и призывает обратить на свою родину пристальное внимание и заняться разработкой природных богатств и это поможет развивать науки. Уже свою двадцать вторую стихотворную строфу поэт заканчивает обращением к своим землякам соотечественникам, стараясь убедить их в том, что обязательно нужно заниматься наукой. И вот уже в последней ломоносовской строфе звучит новое прославление Елизаветы Петровны, ведь время ее царствования - это мудрое и миролюбивое время для всей страны.

В своем стихотворном тексте поэт затрагивает огромное количество тем и проблем, поэтому по своему содержанию похож на поэму. Например, тема процветания его родной страны. Поэтому много строф в оде отводится Петру Первому, который для всех царственных особ должен быть образцом. Но при этом поэт рад тому, что нынешняя императрица ведет политику мира и развития просвещения, что, по мнению Михаила Ломоносова, должно и дальше развивать родное государство.

Одна картина оды сменяется другой: сначала это описание картины миры, а затем идет хвала Елизаветы Петровне, которая плавно переходит к восхвалению ее отца - Петра Великого. И для того чтобы создать его образ более полно и насыщенно, поэт вспоминает мифологию, сравнивая Петра с Нептуном и Марсом, которые смогли покорить войну и морские воды. И это помогло сделать Россию могущественной и сильной державой.

Но свой рассказ о великом Петре автор заканчивает на печальной и грустной ноте, повествуя о его трагической смерти. И вскоре начинается новая часть стихотворного сюжета. Теперь поэт опять переносится в современное ему время и надеется на то, что Елизавета продолжит дело своего отца, не будет забывать о развитии науки и стараться укреплять и развивать свое государство. Автор оды даже пытается выработать и те действия, которые она должна для этого совершить.

И Михаил Ломоносов начинает хвалить свою страну, ведь ему действительно есть чем гордиться. Так, страна Россия прекрасна и богата. В ней огромное количество природных богатств. И вот уже перед читателем автор показывает всю свою страну, которые простирается далеко, в ней есть моря и океаны, неизведанный Север и прекрасные горы Урала, невероятный Дальний восток и быстротечная река Амур. И поэт пытается доказать, что такое государство просто невозможно оставить непросвещенным и нельзя не развивать его дальше. Но чтобы можно было освоить такую страну, необходимо иметь огромное количество образованных и грамотных людей. Именно поэтому ломоносовская ода заканчивается неким гимном наукам, образованию и просвещению. Отсюда и такой торжественный пафос всего стихотворного сюжета произведения Михаила Ломоносова.

Художественные особенности сюжета Михаила Васильевича определяются его содержанием и, конечно же, жанром. В нем сохраняется устойчивая рифмовка, а также само произведение написано четырехстопным ямбом, в котором содержится десять строф. Автор использует огромное количество славянизмов, которые помогают ему создать патриотический и торжественный стиль. Использует поэт и обращения, а также огромное количество риторических восклицаний и вопросов. Метафоры и сравнения помогают сделать текст оды более насыщенным и красочным. Литературное наследие Михаила Ломоносова, а особенно его ода, посвященная императрице, занимает почетное место в литературе России.

Произведение, которое мы рассмотрим, имеет более длинное и содержательное название: «Ода на день восшествия на Всероссийский Престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Оно написано в честь важнейшего для всей страны праздника. В этой статье мы рассмотрим, что хотел сказать в своем - «Ода на день восшествия». Краткое содержание и анализ этого труда помогут нам понять послание ученого. Итак, приступим.

Ломоносов, «Ода на день восшествия». Краткое содержание

В своем произведении автор воспевает величие России, богатства ее земель и морей, счастливые села, сильные города, урожаи. После он переходит к образу Елисаветы. Ломоносов описывает ее прекрасной, доброй, щедрой, спокойной, покончившей войны на русской земле. Он говорит, что в мирной России развивается наука, и времена настали хорошие. Все это описывается с применением различных метафор и других которыми полна ода Ломоносова «На день восшествия».

В последней части он возвращается к «источнику милости» - Елисавете. Ломоносов называет ее ангелом мирных лет. Он говорит, что Всевышний ее оберегает и благословляет.

Анализ оды М. В. Ломоносова на день восшествия императрицы Елисаветы Петровны

Как, наверное, заметили читатели, автор восхваляет государыню за мирное время. Однако оно таковым не было. Он лишь таким способом пытался донести до императрицы свое мнение о том, что России хватит воевать, крови было пролито немало, пора бы насладиться покоем.

Почему он об этом пишет? В те времена встал вопрос о том, будет ли Россия участвовать в войне вместе со странами, которые боролись с Францией и Пруссией. Автор, как и многие другие, против этого. Он хочет, чтобы Россия развивалась. Поэтому можно сказать, что его похвальная ода носит политический характер, его собственную программу мира.

Тем не менее заслуги у императрицы были. Она начала вести мирные переговоры со Швецией. Этот момент не забыл отметить в хвалебной песне Ломоносов («Ода на день восшествия»). Краткое содержание показывает нам, как ученый и литератор восхваляет Елисавету за развитие науки. Это связано с тем, что в 1747 году императрица увеличила количество средств для нужд Академии. После этого поступка и была написана ученым его известная ода.

Приемы, использованные в произведении

Основным литературным средством, примененным в оде, является метафора. Благодаря ей Ломоносову удается красиво возвеличить свою страну, ее правительницу, призвать к миру и развитию. Мирное время он называет возлюбленной тишиной, войну - пламенными звуками.

Сравнения тоже встречаются в произведении: «душа ее зефира тише», «зрак прекраснее рая».

Благодаря олицетворению Ломоносов одушевляет различные явления: «молчите… звуки», «вихри, не дерзайте реветь», «Марс страшился», «Нептун чудился».

Почему автор выбрал для своего произведения такой жанр, как ода

Ломоносов был настоящим патриотом своей страны. Он всячески ее восхвалял, болел за нее всей душою. Многие произведения написаны им в таком жанре, как ода. Это связано с тем, что данный жанр позволял ему воспевать все то, что казалось для него значимым. Ведь "ода" переводится с греческого как "песня". Этот жанр помог Ломоносову использовать величественный стиль, художественные приемы. Благодаря ему он сумел передать свой взгляд на развитие России. При этом выдержал классицистическую строгость языка в своем - «Ода на день восшествия». Краткое содержание нам показывает, насколько важные темы сумел затронуть автор в своей оде. Другой жанр вряд ли дал бы ему возможность так красноречиво передать свои идеи и взгляды правительнице.

Заключение

Нами рассмотрена одна из лучших литературных работ, которую написал Ломоносов М. В. - «Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны». Краткое содержание и показали, какие темы затронул автор, как он их передал, какое значение они имели. Мы узнали, что Ломоносов был патриотом. Он хотел, чтобы правительница Елисавета продолжила дело своего отца: занималась просвещением, наукой.

Нам стало известно, что ученый и литератор был против войны и пролития крови. Написанной одой он сумел передать свои взгляды на желанное будущее России самой императрице. Таким образом, это произведение было написано им не просто в честь ежегодного празднования восшествия государыни на престол. Им Ломоносов передал правительнице свое видение развития страны.