«Значение образа Ниловны в раскрытии идейного замысла романа Горького «Мать. Революционная деятельность Павла

В своём романе «Мать» Горький показал, как под влиянием революционных идей просыпается рабочий класс всей России, поднимается на организованную сознательную борьбу. Большую роль в романе играет образ Павла Власова – рабочего-революционера. Этот образ показывал молодым рабочим России путь в революцию, учил их стойкости, непреклонности, партийному отношению к жизни, умению не бояться трудностей борьбы и уметь их преодолевать. Образ Павла Власова нарисован в развитии, в росте, в движении.

Из названия романа видно, что центральную роль играет образ матери Павла. В первых главах романа перед нами обычная русская женщина. Тяжёлая жизнь рабочей слободки, где прошли все сознательные годы её жизни, наложила отпечаток на её характер и поведение. Она всего боится, перед всем дрожит. «Думала я о своей жизни… Ну зачем я жила? Побои…и работа… Ничего не видела, кроме мужа, ничего не знала, кроме страха… Заколочена душа наглухо, ослепла, не слышит».

Рассказывая о Ниловне в первых главах Горький пишет: «Мать была незаметна в доме, молчалива и жила в ожидании побоев. Её тело, разбитое долгой работой и побоями мужа, двигалось бесшумно и как-то боком, точно боялась задеть что-то. Вся она была мягкая, печальная, покорная». Главное ощущение Ниловны в этот период – страх. «Как мне не бояться, - говорит она,- всю жизнь в страхе жила, вся душа страхом обросла». Страх рождает покорность. Всё в жизни её казалось неизбежным, она привыкла подчиняться. Слёзы – единственный ответ на все невзгоды. Но у Ниловны тоже недовольство жизнью уже выше страха. Она ещё не поняла всего, что с ней происходит, но душа её была готова к борьбе, протестовала. Пелагея Ниловна горячо любит своего сына. При жизни мужа она не задумывалась над этим; некогда было. Все силы души были обращены на то, чтобы оградить себя и ребёнка от побоев и оскорблений. Но когда умер муж, Ниловна почувствовала, как дорог её единственный близкий человек, сын. Многого не понимала она в поведении Павла, боясь за него. Она привыкла к горю и узнав, что Павел читает запрещённую литературу, подчиняется этому новому несчастью, как неизбежному. Чувство страха за сына заставляет его о многом задуматься, присматриваться к его товарищам, прислушиваться к их разговорам. «Запрещённые люди» и пугают мать и радуют так как она видит их душевную чистоту, мягкость обращения друг к другу. Дружеские, товарищеские встречи с чтением книг и спорами заставляют мать с гордостью думать о сыне: ведь у неё в молодости, да и во всей жизни, не было ничего подобного. Каждую минуту жизнь Ниловны наполняется всё большим и большим содержанием, и незаметно прежний страх за сына уступает место радости и гордости за него.

Любовь к сыну растёт и распространяется на его друзей, и матери начинает казаться, что всех она любит одинаково. Когда Павла арестовывают в первый раз, жизнь Ниловны становится пустой, теряет для неё смысл.

Первое партийное задание: проносить на фабрику листовки – Ниловна берёт с радостью, но не потому, что решила стать революционеркой, а потому, что хочет помочь сыну. Но участи в революционной работе выводит её из узкого мирка своей семьи, сближает с рабочими. Она видит, что сын её не одинок, видит, с какой жадностью тянутся руки рабочих к «листкам», руки тех, кто начинает верить её сыну. Она начинает понимать великую правду революционной борьбы. И вся жизнь её осветилась изнутри ярким светом!

«Ниловна, и ты бунтовать пошла?» - спрашивает её первого мая старый рабочий Миронов. И мать отвечает: «Надо хоть перед смертью рядом с правдой походить!». Даже тревога за сына уменьшается по мере того, как ширится её любовь к людям, боль за их страдания. Ниловна стала борцом за народное счастье. Во имя этого великого дела она готова пожертвовать жизнью.

Горький показал в образе Ниловны тот путь, которым шли в революцию массы. Прослеживая путь Ниловны в революцию, Горький говорил этим образом, что раз уж пришло время, когда проснулись самые забитые слои рабочих, когда они сердцем своим поняли правду революционной борьбы и встали на этот нелёгкий путь, то это значит, что сломить волю народа невозможно. Образ Ниловны типичен, так как её жизнь – это жизнь сотен людей из народа, пришедших в революцию в начале двадцатого века.

Роман Горького "Мать" - одно из наиболее значительных произведений русской литературы начала двадцатого века. На страницах романа в первую очередь мы видим русское революционное движение как движение народных масс, героических в своем порыве. "Мать" сыграла огромную роль в развитии социального мышления многих поколений читателей и обозначила новую веху в развитии русской и мировой культуры. Неслучайно "Мать" Горького стала настольной книгой для многих русских революционеров того времени. В центре повествования - мать Павла Власова Пелагея Ниловна.

Произведение построено таким образом, что Ниловна является участником или свидетелем всех описанных событий. Если роман "Мать" - это произведение о мучительном процессе изживания в людях рабских чувств покорности и страха, о сложном превращении человека из жертвы в борца, то Ниловна в этом отношении - наиболее яркий и убедительный пример. Путь Ниловны сложен и противоречив. Женщине, прожившей большую часть жизни в покорности и страхе, не так просто было освободиться от старого. Пелагея Ниловна испытала всю горечь тяжелой участи жены рабочего человека. Она угнетена бедностью, пьяным и грубым мужем, религиозностью, осознанием, что "все так живут". В начале романа мы видим робкую, покорную, забитую подневольной жизнью, боящуюся людей женщину. Она учит сына спасаться от людей, ибо они "ненавидят друг друга". В этом Ниловна глубоко убеждена. Узнав, что сын читает запрещенные книги, она сначала испугалась, но потом сердцем почувствовала, а затем разумом поняла правоту сына и его товарищей. Героиня Горького неожиданно попадает в иную среду, в среду людей веры и самопожертвования, в среду преданности делу будущего.

Авторское отношение к Ниловне очевидно. Неслучайно именно ей отводится решающая роль в развитии сюжета произведения. Она участвует во всех событиях, происходящих в книге, описание часто ведется от ее лица. Появляется Ниловна не сразу. Не сразу дается и ее портрет. Характерно, что лейтмотив, сопутствующий ее появлению в романе, - страх. Сначала это страх забитого человека. Позже - страх за то, что люди не поймут правды, идей Павла. Страх преследует мать на протяжении всей книги, но постепенно переходит в другое чувство - в гордость за сына. И в конце произведения - это уже страх за то, что она не будет достойна Павла, и опасения за людей, которые делают одно с ее сыном дело. Ниловна не оставляет сына, она всегда рядом, а что может быть прекраснее в жизни! Неудивительно, что именно чувство единения с сыном помогает ей в какой-то момент полностью преодолеть страх. (Ей сразу стало лучше, и она совсем окрепла, добавив: "Не позорь сына-то. Никто не боится!").

С образом матери в произведении связана тема воскрешения человеческой души, тема второго рождения человека. Горький не упрощает это воскрешение. Процесс же перерождения Ниловны вообще сложен. Во-первых, ей сорок лет, а для того времени это уже был возраст, на котором "бабий век" заканчивался. В начале книги Горький вообще утверждает, что, "прожив такой жизнью лет 50, человек умирал". Ниловна - сложившаяся личность. Кроме того, она женщина религиозная. В вере матери писатель видит определенную систему взглядов на мир, помогающую ей выжить. Поэтому-то Ниловна так боится разрушения своей веры в Бога. Неслучайно она просит Павла и Рыбина: "Уж вы мне Бога-то оставьте, как я без него жить буду?"

Поставив в центре повествования бессильное, забитое существо, которое в своей жизни ничего не видело, кроме побоев и грубости, Горький показал, как в процессе постепенного перерождения расширяется значение слова "мать". Сначала Ниловна - источник жизни Павла, ее любовь - эгоистическая любовь к сыну. Позже Ниловна начинает ощущать себя матерью Находки, Наташи. В конце книги она мать всех детей: "Теплая тень ласково окружила женщину, грея сердце чувством любви к неведомым людям, и они складывались в ее воображении все в одного огромного человека". Особое значение приобретает и следующая фраза: "Мы все дети одной матери-правды". Мать многого не понимает, но она чувствует правду, ибо это заложено в ней изначально.

Наблюдая за товарищами Павла, Ниловна поняла, что революционеры - лучшие люди на земле, и она полюбила их как родных. Сначала она потрясена их неверием в бога, ощущением своей несознательности, недостаточным пониманием событий, но все это она преодолевает силой своей материнской любви. Ниловна охотно начинает выполнять поручения сына, постепенно втягивается в революционную работу. После ареста Павла Ниловна носит на фабрику листовки, чтобы не остановилось дело, начатое сыном. Постепенно из темного, забитого, безмолвного существа она превратилась в человека, знающего правду и уверенно несущего ее людям.

Уверенность в том, что она может помочь в революционной борьбе, распрямляет душу Ниловны. Беден был круг ее интересов и привязанностей. Ее интересы, поведение ранее были ограничены бытовыми заботами. Ее любовь к единственному сыну переросла в огромное материнское чувство ко всем борцам за освобождение народа. Таким образом, смысл заглавия "Мать" расширился, приобретя значение символа. Сознание того, что она своими действиями приносит существенную пользу революционной борьбе, наполняет сердце женщины гордостью, является основой возникшего у нее чувства самоуважения. Не только Ниловна гордится своим сыном, но и Павел гордится своей матерью, которая стала ему по духу родной. Эта духовная общность укрепляет и наполняет глубоким содержанием любовь матери и сына. Процесс духовного обогащения был сложным и трудным, но она преодолела трудности. В первом агитационном выступлении Ниловны на первомайской демонстрации ее представление о социальной борьбе еще соседствует с религиозным. Постепенно ее кругозор расширяется. В селе Никольском Ниловна искусно ведет пропагандистскую работу с крестьянами. После суда над Павлом мать не поддалась горю, она продолжила дело сына. Арестованная на вокзале, избиваемая жандармами, Ниловна напрягает последние силы, чтобы бросить в народ листовки с речью Павла. Из ее груди вырывается пламенный призыв: "Собирай, народ, силы свои во единую силу". На новом пути Пелагеи Ниловны в революционном движении сгорает все старое, отсталое, рождаются новые мысли и чувства. Она проникается большой любовью к миру, к людям, к народу.

Писатель показывает возрождение Ниловны к борьбе за свободу, рисуя тип человека из народных глубин: "Казалось, тысячи жизней говорят ее устами". Велика заслуга Горького, создавшего в романе "Мать" образ простой русской женщины из народа, вступающей в мир революционной освободительной борьбы, духовно возродившейся из угнетенного состояния. Образ Ниловны воспринимается как олицетворение огромных перемен, происшедших в сознании людей, вступивших на путь революционной борьбы.

В романе М. Горький создал образ женщины-революционерки, для которой все бойцы за общую правду - ее дети. "Мать", которая доносит до них лозунг своей жизни: "Не оставляйте детей своих на одиноком пути!". После своего сна Пелагея полностью освобождается от старой веры. И мы больше не сомневаемся, что Пелагея Ниловна поможет выжить своим детям, даст им необходимые силы, для борьбы, поддержит их в самую тяжелую минуту, потому что она - самая настоящая мать!

Образ Павла Власова

Роман "Мать" обнаруживает совершенно четкую позицию автора по отношению к общественным преобразованиям; произведение проникнуто пафосом борьбы за переустройство жизни, что длительное время давало повод для весьма односторонней оценки его в рамках советской идеологии. За "героической борьбой нового поколения революционеров" не замечали /или не хотели замечать/ живых людей, с их внутренними противоречиями, страданиями, нравственными исканиями. И ведь именно внутренний духовный мир человека интересовал величайших русских писателей, произведения которых признаны классикой мировой литературы. Односторонний подход к данному произведению, навязанный коммунистической идеологией, несомненно, не может удовлетворить современного читателя.

Вероятно, более целесообразно будет рассматривать это произведение, исследуя духовный мир героев. Так, лучшие чувства, возникающие в сердцах, зовут людей на службу высокой и светлой идее. Но когда эта идея заслоняет собой все остальное, порабощая человека, она глушит в душе его те самые чувства, которые побудили его к служению ей.

Трагичен этот парадокс. И отчетливей всего проявляется он в образе Павла Власова, который рассматривался до недавнего времени как безоговорочно положительный. Но именно в нём проявляется сильнее всего "одержимость идеей", именно здесь это явление приобретает наиболее разрушительные формы. Стремление к своей, высокой цели, перерастая в фанатизм, подавляет в душе его такие вечные человеческие чувства, как сыновья любовь, любовь к дому, к женщине. Жестоко, не по сыновьи, говорит он матери, что обречен умереть за свою идею, не хочет слушать её перед демонстрацией.

Образ Павла Власова - рабочего-революционера в значительной мере определяет новаторскую сущность романа М.Горького. В этом образе воплощен главный смысл исторического времени, те тенденции его, которые устремлены в будущее.

На наш взгляд, анализируя образ Павла нельзя ограничиваться лишь поисками ответа на вопрос: как обыкновенный рабочий парень овладевал теорией и практикой революционной борьбы? Ведь путь Павла связан с внутренним ростом, со становлением характера, с решительными изменениями в психологии рабочего человека.

Рассмотрим один из самых ярких эпизодов где в полную меру выявляется величие духа молодого революционера, сила его идейной убежденности, неколебимая целеустремленность. В романе "Мать" есть ситуация: в ходе первомайской демонстрации наступает момент, когда голова толпы "точно ударилась обо что-то": улицу преграждала серая стена солдат. От этой молчаливой, неподвижной стены на рабочих повеяло холодом, и люди попятились, стали отходить в сторону, прижимаясь к домам и заборам. Но по-прежнему четко и ясно звучал голос Павла.

"Товарищи! - говорил Павел. - Всю жизнь вперед - нам нет иной дороги!"

Рядом с Павлом на демонстрации его товарищи - люди, сознательно выбравшие путь борьбы, не дрогнувшие при встрече с солдатами. Почему же впереди все-таки Павел? Почему он настаивает на своем праве нести знамя? Конечно, не честолюбивыми соображениями руководствуется он при этом, а интересами дела, которому служит: он первый начал работу по воспитанию масс в слободке, он стоял во главе социал-демократического кружка, к нему шли за советом, в него поверили. Он представлял партию революционеров, и когда партия возглавила политическую борьбу рабочих, он должен был встать на самом видном и опасном месте. От этого зависело отношение рабочих к революционной пропаганде, ж той правде, которая для Павла была дороже жизни.

Первой заявкой на самостоятельность был протест против побоев отца. Четырнадцатилетний подросток остановил занесенную над его головой руку и твердо заявил: "Больше я не дамся...".

Более серьезным свидетельством рождения личности является неудовлетворенность привычной жизнью фабричной молодежи, поиск иной дороги. Когда Павел расскажет Ниловне, что читает запрещенные книги, что за это могут посадить в тюрьму, мать, сердцем измеряющая все беды, грозящие сыну, вздохнет: "Опасно ты переменился, о господи!"

Независимый, смелый ум и большое мужество нужны были, чтобы вопреки столетним традициям, вопреки правилам и обычаям, которым подчинялись и отцы и деды, уйти с торной дороги, выбрать трудный путь в царство справедливости. Не значило ли это сделать тот шаг вперед, который под силу лишь героическим натурам?

И всегда Павел будет готов пойти навстречу опасности во имя Правды, понятой им. Когда на фабрике возникнут волнения из-за "болотной копейки", Власов встанет рядом с директором и от имени рабочих громко потребует, чтобы распоряжение о вычете копейки было отменено. А ведь за это могли прогнать с работы, арестовать.

Когда ощетинившаяся штыками стена солдат "ровно и холодно" двинется навстречу демонстрантам и Андрей невольно рванется вперед, чтобы загородить Павла, тот резко потребует: "Иди рядом, товарищ!,.. Впереди - знамя!"

Когда товарищи предложили Павлу бежать из тюрьмы, он отверг этот план: ему надо было "встать во весь рост", открыто, во весь голос провозгласить лозунги социал-демократии, изложить программу своей партии.

Портрет Павла почти всегда дается через восприятие матери, которая, тревожась за него, все-таки не может не любоваться и не гордиться им: "Глаза сына горели красиво и светло", "Его голубые глаза, всегда серьезные и строгие, теперь горели так мягко и ласково", "он был красивее всех", "Мать смотрела в лицо ему и видела только глаза, гордые и смелые, жгучие", "видела лицо сына, его бронзовый лоб и глаза, горевшие ярким огнем веры". Изображение сына через восприятие матери - один из приемов выражения авторской позиции. Заражая читателя чувствами матери, заставляя его гордиться и восхищаться Павлом, Горький утверждает свой эстетический идеал.

Вглядываясь в портретные характеристики Павла, нельзя не заметить, что в них повторяются те же определения, которыми обрисован Данко.

В сердце Павла тоже горит огонь любви к людям, и главный мотив его деятельности тот же, что и у героя легенды - "Что сделаю я для людей?"

Герой горьковской легенды -- символ, отразивший жажду героического дела, которая все отчетливее ощущалась в передовом русском обществе, в пролетарской среде на рубеже двух веков.

В реальных жизненных обстоятельствах решимость изменить мир во имя торжества Правды и Справедливости приводила пролетариев к идеям социализма. В конкретных исторических условиях формировался новый тип деятеля - сознательного рабочего, борца за социализм. В романе "Мать" Горький создает реалистический образ рабочего-революционера, показывает героя нового времени в типических жизненных обстоятельствах. Характер Павла Власова дан в развитии, в становлении, во внутреннем росте.

Вот Павел слушает мягкие упреки матери и словно впервые видит ее, замученную работой, приниженную страхом преждевременно состарившуюся, и впервые задумывается над ее судьбой. Эта жалость к матери, думы о ее жизни так естественны, так по-человечески понятны. В то же время, может быть, с этого момента и начинается духовное пробуждение Павла, работа сознания, которая приведет его на революционный путь: от мыслей о страданиях близкого человека - к раздумьям о жизни рабочей слободки - к осознанию исторической роли класса, руками которого делается все.

Вот первая речь о правде. Очень хорошо в ней чувствуются и убежденность, и молодость Павла. Он говорит взволнованно, горячо, радуясь, что нашел слова, понятные матери, - "юная гордость силою слова возвышала его веру в себя".

А после неудачной попытки организовать стачку Павел ходит сумрачный, усталый: "Молод, слабосилен я, - вот что! Не поверили мне, не пошли за моей правдой, - значит не умел я сказать ее!.." Но не отступает, верит: сегодня не поняли - завтра поймут. В общении с людьми, с массой рабочих он проверяет истинность знаний, полученных из книг, приобретает необходимый опыт, формируется как руководитель. И вот перед нами революционер со сложившимся мировоззрением, активный борец против существующего в мире зла. Его речь на суде не только зажигает, она убеждает неопровержимой логикой.

Среди приемов создания характера важную роль играют диалоги, споры, в которые невольно включается и читатель: сопоставляет позиции спорящих, вдумывается в высказанные ими мысли, отыскивает аргументы за или против. Одна из проблем, обсуждаемых на страницах романа, - сила разума и сердца. "Только разум освободит человека! - твердо сказал Павел". "Разум силы не дает! - возражал Рыбин громко и настойчиво. - Сердце дает силу - а не голова..."

Кто прав? В чем сила разума и в чем сила сердца?

Сила разума, в понимании Павла, - это прежде всего сила передовых общественных идей, революционной теории, которая позволяет увидеть глубинные процессы жизни, понять ее закономерности, словно прожектором, освещает путь в будущее. Однако передовые теории не плод холодных выкладок ума. Они появляются на основе тяжкого опыта многих поколений, зачастую оплачиваются подвигом самоотречения, бескорыстными жертвами.

Ниловна, думая о людях, которые "за народ страдают, в тюрьмы идут и в Сибирь", говорит: "Любят они! Вот они чисто любят!" И за Павлом пошли рабочие, потому что сердце его обращено к ним.

Выше отмечалось, что Павел часто предстает перед читателем, освещенный материнской любовью, и таким образом автор выражает свое отношение к герою. Но материнское восприятие сына и его дела проверяется еще мнением народным: в нем признали своего вожака рабочие слободки, его судьба волнует собравшихся у здания суда незнакомых матери людей, его имя с гордостью и восхищением произносят члены рабочих кружков в городе ("Он первый открыто поднял знамя нашей партии!"), листовки с его словом жадно выхватывают из рук Ниловны люди на вокзале.

В романе нет любовной интриги, которая зачастую была двигателем сюжета в известных учащимся русских романах XIX века. Однако вопрос о том, какое место в жизни революционера занимает любовь и семья, не раз возникает в ходе повествования о жизни Павла и его товарищей.

Человек, выбравший путь борьбы, должен знать, что ждет его семью, его детей, должен найти силы, чтобы перенести тоску по любимым и страх за них. Не меньше нравственных сил нужно и для того, чтобы, превыше всего поставив дело, отказаться от семьи. Но такое самоотречение вовсе не говорит об ущербности, о сердечной глухоте. Не на многих страницах романа речь идет о любви, но от этих страниц идет свет высокой человечности, нравственной чистоты. Целомудренна и строга любовь Павла и Сашеньки. Редки и скупы слова, в которых прорывается сдерживаемая нежность, зато эти слова драгоценны, так как подлинны. Тревожась за здоровье и за жизнь Павла, Сашенька понимает, что для него важней всего дело, и, разрешив себе немного помечтать о том, как она поселится в Сибири вместе с Павлом и, может быть, дети будут, она возвращается к действительности, готовая к новым расставаниям: ведь Павел не будет жить в Сибири, он обязательно уйдет, чтобы продолжать, борьбу. "Он не должен считаться со мной, и я не буду стеснять его. Мне будет тяжело расстаться с ним, но, разумеется, я справлюсь".

Как видим образ Павла - это образ человека, делающего, хотя и не по злому умыслу, несчастными тех, кому он дорог. Особенно это видно из истории его любви. В жизни перед ним постоянно возникает выбор между идеей и живой душой. И он выбирает идею… Поэтому образ Павла Власова на наш взгляд трагичен. В душе этого человека произошел разлад между самыми глубокими, корневыми, жизненными основами и идеей, целью, поставленной им самим.

Образ Андрея Находки

Осмысливая характер Павла, невозможно обойти Андрея Находку. Поставив этих героев рядом, писатель побуждает читателей сравнивать, сопоставлять их, а через это сопоставление глубже постигается смысл художественной картины и заключенная в ней оценка жизненных явлений.

Находка обычно нравится читателям. Он проще, понятнее, чем Павел.

Читатели обычно хорошо представляют внешний облик Андрея: нескладная длинная фигура, в которой было что-то забавное и располагающее к себе, круглая стриженая голова, мягкий свет голубых глаз и улыбку, такая широкая, что казалось, будто и "уши подвинулись к затылку". Находка привлекает читателей сердечностью, чуткостью, внимательным отношением к людям, готовностью помочь им.

Находка отвергает мир, в котором торжествуют злоба и ненависть. Он живет мечтой о том времени, когда на земле не будет войн, вражды, жестокости, лжи, "когда люди станут любоваться друг другом, когда каждый будет как звезда перед другим". Но разве это плохо, что в душе его так ясно, так ощутимо живет представление "о будущем празднике для всех на земле", что ему так хочется видеть людей добрыми, сильными, свободными и гордыми? Ведь именно эта светлая мечта, то "удивительное", что есть в его душе, делает его сильным и стойким, помогает на тернистом революционном пути.

Мы видим, как страдает Находка от того, что не помешал убийству мерзкого и жалкого шпиона Исайки, его сердце восстает против жестокости. Однако тут же Андрей говорит, что ради товарищей, ради дела он все может: "Если на пути честных стоит Иуда, ждет их предать - я буду сам Иуда, когда не уничтожу его!"

Он знает, что революция не будет бескровной, что победить можно лишь с оружием в руках, и в этой борьбе не место жалости к врагам народа: ведь "каждая капля их крови заранее омыта озерами народных слез..."

В романе Находка показан как последовательный и стойкий борец. Уже не раз он подвергался преследованиям, немало дней провел в тюрьмах, но не отступил, не испугался опасности. Никто из товарищей Находки не сомневается в чистоте, искренность его убеждений, в его надежности и верности. Об этом мягком и добром человеке Рыбин отзывается так: "Иной раз слушаю я, как он на фабрике говорит, и думаю - этого не сомнешь, его только смерть одолеет. Жилистый человек!"

Павел и Андрей - два разных характера. Однако они не противопоставляются писателем. Что лежит в основе крепкой дружбы этих, очень разных людей? Конечно, симпатия, интерес к другому человеку, потребность в общении с ним может возникнуть и безотчетно. Но настоящая дружба требует взаимного понимания, сходства основных жизненных позиций. Павел и Андрей единомышленники, соратники. Между ними часто возникают споры, но в спорах лишь укрепляется общность их взглядов. В главном они понимают друг друга и друг другу верят. Они везде рядом. Во время первомайской демонстрации Андрей готов нести знамя, чтобы главный удар принять на себя. И хоть Павел отстоял свое право идти впереди, Находка не отстает от него. В общем хоре голосов, поющих революционную песню, мягкий и сильный голос Андрея сливается с густым, басовитым голосом Павла. Вместе идут они на грозно ощетинившуюся шеренгу солдат. "Пока мы вместе - мы всюду пойдем рядом, - так и знайте!" - говорит Андрей Ниловне.

Может быть, самый трогательный момент в истории их отношений -"объяснение в дружбе" после того, как Андрей "дал трепку" Павлу, резким словом обидевшему мать (гл. XXIII первой части). Павел, смущенный, признает свою вину, растрогана Ниловна, в сердце которой ненадолго задержалась обида на сына. Потрясенный силой материнской любви, Андрей по-особому остро ощущает, как дороги ему эти люди - и сын, и мать. И вот наступает минута полного душевного единения, когда три сердца, переполненные любовью и благодарностью, сливаются в одно. Андрей "взглянул на мать и сына немного покрасневшими глазами и, мигая, негромко сказал:

Два тела - одна душа... В контексте произведения и этим образом, как и вообще сюжетной линией "Павел и Андрей", утверждается единство трудящихся разных наций, то интернациональное братство, о котором с таким воодушевлением говорили на занятиях кружка товарищи Павла Власова.

Две судьбы, тесно переплетшиеся в сюжете романа, развернутые почти с одинаковой полнотой, наводят на мысль, что оба героя необходимы в звучании основной темы - темы революции. Упорство и воля Павла, его ум, стремящийся понять причины всех явлений, отыскивающий в пестроте фактов связующую нить, железная логика его обвинений дополняются горячей устремленностью Андрея в будущее, его яркой мечтой о царстве доброты сердечной.

Если образом Павла писатель доказывает закономерность революции и достижимость будущего, то главный смысл образа Находки в том, чтобы перед читателями ощутимо, конкретно предстал во всей своей социалистический идеал, образ будущего.

Образ Пелагеи Ниловны

Центральным образом романа "Мать" является образ Пелагеи. Ниловна участвует во всех событиях романа. Название романа и вытекает из такой композиционной роли образа. Именно ей "поручено" сердцем судить и Рыбина, и Федю Мазина, и Софью. Её оценки людей в романе необыкновенно; она чувствует то, что ещё не видят другие; Её "сны" в романе - тонки и символичны. В романе "Мать" Горький показывает процесс обогащения естественной любви матери к своему детинцу чувством духовной близости. С образом матери связана тема воскрешения человеческой души, тема второго рождения человека. Горький берет самый трудный вариант этого воскрешения. Во-первых, Ниловне - 45 - "бабий век", для женщины того времени это было много. Взять трудный вариант перерождения старого человека с уже сложившейся судьбой и характером. Во-вторых, Горький избирает в качестве своей героини женщину религиозную; писатель видит в вере матери определенную систему ценностей, взглядов на мир, помогающая ей жить; поэтому она так боится разрушения своей веры в бога. Значит, процесс перерождения матери связан с изменениями мировосприятия. В-третьих, Ниловна - женщина, а по традиционным представлениям роль женщины ограничивалась семьей и детьми, и это тоже осложняет её включение в активную деятельность. Главный источник процесса перерождения - материнская любовь. Из желания быть ближе к сыну или, по крайней мере, не рассердить его, вырастает стремление понять его и помочь ему. Но это только начало, затем её захватила сама идея. Судьба Ниловны - доказательство плодотворности революционных идей.

Главное изменение в Ниловне - преодоление страха перед жизнью. В ней жил страх перед новым обликом своего сына. Участие в делах сына, расширение круга знакомств помогает ей лучше понять и полюбить людей. Именно эта любовь, доброжелательность приводят Ниловну к тому, что она перестаёт бояться людей. Она становиться матерью для всех своих близких друзей и даже далеких людей. Душевное состояние Ниловны видно в её портретах: "Была она высокая, немного сутулая, её тело, разбитое тяжелой работой и побоями мужа, двигалась бесшумно и как-то боком, точно она боялась задеть что-то… Вся она была мягкая, печальная, покорная…".

Героем, несущим в себе духовное начало, в ком сильны лучшие человеческие чувства, является, несомненно, Ниловна. Могучая сила её материнской любви удерживает Павла от полного погружения и фанатическое безумие. Именно в образе матери наиболее органично соединились вера в высокую цель и богатейшим духовным миром. Здесь, безусловно, необходимо отметить глубокую и прочную связь Ниловны с народом, что всегда в русской литературе оценивалось как богатство души человека, его близость к истокам, корням национальной культуры. Идея окрыляет Ниловну, дает ей подняться, обрести веру в себя, но не перерастает в ее сознании в цель для фанатичного служения. Этого не происходит, вероятно, потому, что связь Ниловны с народными корнями очень крепка. Очевидно, именно эта связь определяет внутреннюю стойкость человека. Заметим, что Андрей Находка, соратник Павла, гораздо глубже его в духовном плане. Этот образ также близок к народу, об этом говорит его отношение к Ниловне: нежность, забота, ласка. У Павла этого нет. Автор показывает, сколько опасно для человека отдаляться от народных корней, когда утрачиваются все истинные духовные ценности.

Название романа выбрано писателем не случайно. Ведь именно мать /вечный образ/ является истинным, человечным, любящим, искренним образом.

Крестьянство в романе

Одной из главных смысло- и сюжетообразующих идей романа является мысль о единении людей в революционной борьбе.

Важной стороной единения людей в революционном деле является преодоление недоверия к человеку, особенно у людей разных социальных групп, прежде всего недоверие рабочих и крестьян к интеллментам. Горький трезво видит возникающие в ходе революционного процесса сложности, чутьём художника предугадывает пути их преодоления.

Тема крестьянства занимала Горького, потому что Россия исконно крестьянской страной, встаёт на путь революционной борьбы и вносит в эту борьбу традиции крестьянской идеологии и поведения.

В разговоре Павла и Андрея ярко проявляется горьковское отношение к данному: "Мы должны идти нашей дорогой, ни на шаг не отступая в сторону" - твёрдо сказал Павел.

И наткнуться в пути на несколько десятков миллионов людей, которые встретят нас, как врагов…

Мать понимала, что Павел не любит крестьян, а хохол заступается за них, доказывает, что и мужиков добру учить надо… Она больше понимала Андрея, и он казался ей правым…"

В качестве центрального образа Горький избирает Михаила Рыбина, казалось бы, нетипичную для крестьян фигуру: он рабочий, который уже нашёл свой место в рабочей среде. Но Рыбин имеет типично крестьянскую психологию, не переделанную даже должным пребыванием в городе, Горький ставит его, в центр "крестьянских" событий.

В романе рельефно создан внешний облик Рыбина: солидный, степенный мужик с горящими пронзительными глазами и черной бородой, он вызывает и уважение, и одновременно опаску.

Каждое слово Рыбина взвешено и наполнено внутренней силой. Рыбин любит людей, которые "не смерив не прыгают", - так говорит он о Павле. Именно эта внутренняя сила и значительность заставляют окружающих слушать его и позволяют стать пропагандистом среди крестьян. Рыбин за каждое слово платит дорогую эмоциональную цену. Верно говорит Рыбин, что "не в голове, а в сердце начало!..", "сердце дает силу, - а не голову".

У Рыбина своеобразный взгляд на человека. В начале романа он исходит из недоверия к людям вообще. Человек, по мнению Рыбина, "недобры", в нем много злобы, обид, "зазубрин", которые мешают тому, чтобы люди могли соединиться вместе. Рыбин не без основания полагает, что "своё", в узком значении этого слова, слишком дорого людям и, не видя перспективы, они могут отказываться от большого обогащения себя в будущим во имя "куцего" настоящего. На этом он строит свои рассуждения, когда не удается стачка из-за "болотной копейки". Идеал Рыбина - нравственное обновление человека путем страдания, которое дает ему право воздействовать на других.

Но на своем пути к обновлению Рыбин, ратующий за справедливость, готов использовать формы и методы отнюдь не из арсенала совести. Постепенно Рыбин преодолевает свое недоверие к человеку и разуму. Именно он просит у Павла и берет у Ниловны книги и листовки для крестьян, с помощью книг воздействуя на их сознание.

Сила образа Рыбина в его неодномерности, непрямолинейности. писатель отчетливо обнажает в нем власть земли, столь сильную в мужике. Горький дает Рыбину трудную и сложную судьбу не только в предыстории, но и в сюжете романа. И это закономерно, поскольку у разных людей разный путь к революции. У таких как Рыбин он не мог быть простым. Горький вел своих героев к революции каждого своим путем.

Важно найти в рыбине и в крестьянах общечеловеческое и вечное. Психологически крестьянам важно иметь предшественников и последователей, чтобы включаться в новое. Только единицы способны прокладывать дорогу (Павел). Путь Рыбина и многих других к революции иной, чем у Павла.

Они идут не через книжные идеи к "делу", а через "дело" - к книге. Им важнее убедиться в фактах и создать теорию. Им важно иметь собственный угол зрения - чужой опыт, трижды хороший, не так им важен, как свое, выстраданное. Сложности пути таких людей в революцию нельзя не учитывать.

Примечательны образы мужика Петра, пришедшего послушать Ниловну после ареста Рыбина, он пойдет по пути революции до конца.

Любопытно, как Горький рисует деревенские пейзажи. Казалось бы после городских сцен, деревенские пейзажи должны быть светлыми. Однако этого нет. Мрачные картины природы более точно вписываются в общую идейно-художественную концепцию горьковского мировосприятия

Изображение старого мира в романе "Мать"

Одна из ключевых проблем анализа, наиболее тесно соприкасающаяся с устремлениями современного человека - тема становления личности.

Для горького одним из стимулов ее постановки был наблюдаемый им в России процесс "разрушения личности" в условиях капитализма, когда рабом частной собственности становится большинство людей от верхов до низов.

В романе "Мать" Горький опирается на свой художественный опыт.

Горький отмечает, что и в большом капиталистическом городе, и в рабочей слободке человек - раб. Важно выделить несколько групп врагов в романе. Ведь этот мир "не стеринен". Первая группа - царь, губернский прокурор, судьи, офицеры, сотские, солдаты, шпики.

Вторая группа - люди из той же сферы, что и главные герои романа, но защищающие идеологию господствующего класса, - мастер Вавилов, шпион Исайк горбов, трактирщик Бегунцов.

Характерно, что первая группа остается безымянной, а врагам "из низов" даётся фамилия. Кроме этих персонажей, есть безымянная среда людей, враждебно или настороженно встречающих деятельность революционеров. Нужно отметить, что в романе, кроме реальных фигур, есть ещё один образ врага, собирательный, - то, что думают и говорят о врагах Павел, Андрей, Николай Весовщиков, Рыбин, Самойлов - образ врага в сознании революционеров. Это важно для понимания романа.

Все изображенные Горьким "враги" и их прислужники показаны именно как "механические люди", части государственной машины: жандарм, судья, прокурор, царь. У всех есть функции: судить, арестовывать, следить, но они не личности "даже лица у них стерты".

В описании врагов не случайно преобладают детали внешнего облика, наиболее заметные, наблюдаемые поверхностно, усы, борода, шашка, шпоры. Серый цвет пыли сопровождает описание врагов. Этим Горький подчеркивает выморочность врагов. Ни у одного из них мы не видим души, ни у одного не показан внутренний мир. Душа у них словно съедена. При капитализме постоянно происходит "убийство души" так это называет Павел.

Злобу к врагам и страх за себя, спокойное, равнодушное, даже ленивое исполнение своих обязанностей вот что отмечает горький у служителей капитала. У них нет большой идеи, воодушевляющей их.

Подъем революционного движения в начале 900-х годов, героические события 1905 года дали Горькому чрезвычайно богатый материал для создания революционного романа.

Революционное движение среди сормовских рабочих, организация и проведение первомайской демонстрации в 1902 году, столкновение с полицией, аресты, суд над рабочими - все эти события послужили сюжетной основой романа «Мать».

Сормовские события почти непосредственно наблюдал М. Горький, живший в те годы в Нижнем Новгороде. Вскоре после сормовской демонстрации Горький решил приступить к созданию романа о рабочих-революционерах, положив в его основу документальный ма-териал рабочего революционного движения в Сормове и Нижнем Новгороде конца 90-х и начала 900-х годов.

«Мысль написать книгу о рабочих явилась у меня еще в Нижнем, после сормовской демонстрации, - сообщал много позднее Горький. - В то же время начал собирать материал и делать разные заметки».

Таким образом, замысел романа «Мать», по воспоминаниям самого Горького, относится к 1902 году.

Горький был тесно связан с Нижегородским комитетом РСДРП. По воспоминаниям современников, он принимал живое участие в жизни и работе организации: устраивал нужных партии людей (квартиры, явки, адреса), налаживал материальную помощь.

В Сормове развернулась массовая агитация среди рабочих, успешно распространялись прокламации.

В конце лета 1901 года был избран Нижегородский комитет РСДРП; в него вошел и Петр Заломов, один из талантливых рабочих-организаторов и пропагандистов в Сормове, которого хорошо знал Горький.

Заломов и его мать явились прототипами главных действующих лиц романа - Павла и Ниловны.

Интересные воспоминания Петра Андреевича Заломова содержат ряд фактов из жизни сормовских рабочих, которые имеют непосредственную связь с событиями, изображенными в романе Горького.

В связи с этим необходимо определить принципы типизации Горького в романе «Мать». В статье «О том, как я учился писать» Горький писал, что «искусство создания характеров и «типов» требует воображения, догадки, «выдумки». Писатель создает типические образы «по законам абстракции и конкретизации», выделяя и обобщая в лице одного купца, дворянина, мужика, по словам Горького, наиболее характерные, естественные черты каждого купца, дворянина, мужика. Художник создает «литературные типы». Так возникают нарицательные типы. «Всякого лгуна мы уже называем Хлестаков, подхалима -- Молчалин, лицемера - Тартюф, ревнивца - Отелло и т. д.», - писал Горький.

В романе «Мать» Горький изображает быт рабочих, фабрику, отношения между рабочими и хозяевами, беспросветную жизнь отца Павла Власова, тяжелый труд, нужду, побои, пьянство как типичные явления старого мира. Но всякий большой художник видит в жизни не только то, что часто встречается, стало типичным, распространенным явлением, но и то, что зарождается, что возникает как новое, необычное, но яркое характерное выражение прогрессивного и общественного развития. На основе новых явлений действительности художник создает образы, обобщающие новые черты эпохи, отражающие борьбу нового со старым. Образы рабочих-революционеров в романе «Мать» - Павла Власова, Андрея Находки, Весовщикова, Рыбина и др. - и образ матери Павла, Пелагеи Ниловны, являются типическими образами, как отражение нового этапа освободительного движения в России - пролетарского. Образ Ниловны является типическим не потому только, что в жизни было уже много матерей, подобно Ниловне идущих в революцию за своими сыновьями, но прежде всего потому, что в нем отражена характерная черта эпохи - рост революционного сознания среди рабочих.

Заломов в сормовской демонстрации встал во главе рабочих со знаменем, на котором было написано: «Долой самодержавие!»

Героическое поведение инициаторов политической демонстрации Первого мая в Сормове нашло свое отображение в романе «Мать».

Вскоре после ареста Заломова мать его, Анна Кирилловна, познакомилась с Горьким, который принял непосредственное участие в судьбе ее сына: оказывал ему помощь в тюрьме, выслал деньги для организации побега из Сибири.

Первая встреча Горького и Заломова произошла в Финляндии, на даче Горького в Куоккала, в 1905 году; свидеться раньше не позволяли условия конспирации.

Горький, вспоминает Заломов, «при первой встрече обнял меня и крепко поцеловал. Потом немного отошел, посмотрел и сказал: «Так вот вы какой...» Я сказал ему, что ничего лучшего, чем «Песня о Соколе», он никогда не напишет и что в бою я загорожу его своей грудью. На это он ответил: «Я тоже загорожу вас своей грудью в бою».

Во время этой встречи Горький, рассказывает Заломов, много расспрашивал «о моей жизни, об отце и матери, о революционной работе, о сормовской демонстрации. Я сообщал больше сухие факты, мало говорил о своих настроениях, ничего - о своих мечтах. Из ложного стыда я совершенно умолчал о побоях в участке и в башне нижегородской тюрьмы, о своих переживаниях. Мне и в голову не могла прийти мысль о том, что мои рассказы, моя жизнь послужат канвой для замечательного произведения, которое сыграло большую роль в революционизировании рабочих масс».

Создавая образ Павла Власова, Горький отнюдь не стремился списать его целиком с живого лица, изобразить все детали его жизни с непременной точностью. «Когда писатель работает книгу, - писал Горький в одном из писем, - он изображает в пей не портрет того или другого знакомого ему человека, а старается изобразить в одном человеке многих, похожих на этого одного человека». И Павел Власов отнюдь не был просто портретом П. А. Заломова, который, кстати, и сам писал, что «произведение Горького не является простым пересказом» его жизни и жизни его матери. «Горький взял две эти жизни лишь как канву для своего художественного произведения». Так, например, Горький изменил и речь, произнесенную Заломовым на суде, и в речи Павла Власова подчеркнул, что основой рабочего революционного движения является борьба за социализм. Краткое изложение своей речи П. А. Заломов передал из тюрьмы на волю, и она, наверно, была известна Горькому, но к 1906 году, когда был написан роман, прошло еще несколько политических процессов - в Ростове, в Баку, в Саратове, - развернулись исторические события первой русской революции 1905 года, свидетельствовавшие об огромной революционной энергии и возросшей политической сознательности рабочего класса. Естественно, что в речи Павла Власова Горький обобщил весь опыт революционной борьбы того времени, чтобы передать в своем романе правду истории, рассказать о воле рабочего класса идти до конца в своей политической борьбе - свергнуть самодержавие и буржуазию, бороться за победу социализма.

«Мы - социалисты», - гордо заявляет на суде Павел Власов.

Черты характера Анны Кирилловны, матери П. А. Заломова, и факты ее биографии были использованы Горьким при создании образа Ниловны; однако в этом образе Горький отразил не только черты Заломовой.

На вопрос, существовали ли люди, показанные в романе, сам Горький отвечал:

«Была ли Ниловна? В подготовке революции, в «подпольной работе» принимали участие и матери. Я знал одну старуху, мать рабочего-революционера, которая под видом странницы развозила революционную литературу по заводам и фабрикам.

Нередко матери во время тюремных свиданий с сыновьями передавали им записки «с воли» от товарищей. Мать одного из членов ЦК партии большевиков хранила печать комитета на голове у себя, в прическе.

Жандармы дважды делали обыск в квартире, а печать не нашли.

Такие матери были не так уж редки...»

Литературной предшественницей Ниловны является образ рабочей женщины в рассказе Серафимовича «Бомбы». Забитая, несчастная женщина, которая всю жизнь мучилась из-за куска хлеба, стирала чужое белье, под влиянием передовых рабочих начинает понимать, что значит «эксплуатация, прибавочная стоимость», и сама втягивается в революционную работу.

В особом конверте с надписью «Мать» Горький собирал сведения о женщинах - участницах революционной борьбы: письмо матери рабочего-эмигранта А. Бурова, письмо о старушке Кадомцевой, арестованной в Уфе в 1907 году вместе с сыном. На нее ссылался Горький в 1910 году, отвечая на несправедливый упрек в «исключительности» Ниловны: «Она [то-есть Ниловна] - не исключение. Вспомните мать Кадомцевых, судившуюся в Уфе за то, что она пронесла в тюрьму сыну бомбы, коими была взорвана стена во время побега».

Сама А. К. Заломова подтвердила слова Горького: «Повесть его «Мать»... читала не раз. Спрашивают меня: похоже ли написал писатель? Не знаю, таких матерей, как я, тогда было много... Повесть Горького-правильная повесть. Она рассказывает, как должны поступать матери, которые за дело своих детей стоят, за правду, за трудящийся народ».

0 дальнейшей судьбе матери и сына Заломовых рассказывает уже указанная нами книга «Семья Заломовых». П. А. Заломов был сослан на поселение в Сибирь, откуда бежал в 1905 году. Он был организатором боевых дружин во время декабрьского вооруженного восстания в Москве, а затем жил под надзором полиции в городе Судже Курской губернии до 1917 года. Во время Великой Октябрьской социалистической революции был членом Суджинского революционного совета рабочих и крестьянских депутатов, а затем принимал активное участие в партийной и советской работе в городе Судже. В 1949 году Указом Президиума Верховного Совета СССР П. А. Заломов, как «один из активнейших участников революционного движения в Сормове, герой романа М. Горького «Мать», был награжден орденом Ленина (вторично).

Урок 31. Обзор романа М. Горького «Мать»
Цели урока: показать на примере романа изменение взглядов Горького; дать понятие
о
«социалистическом реализме» как новом методе, открытом Горьким.
Методические приемы: лекция с элементами беседы.
Ход урока
I. Слово учителя
В романе «Мать» (1906) художественно отражается эстетика нового творческого
метода
Горького, писатель обосновывает новое качество реализма. В романе показано
распространение
социалистических и революционных идей среди рабочих, выясняется их актуальность
и
перспективность, способность дать импульс личности к внутреннему росту.
Горький работал над романом во время расставания с ницшеанством и увлечения
социалистическими идеями, в том числе «пролетарской философией» Богданова -
Луначарского,
которая утверждала необходимость слияния социализма с религией. Но это была
«новая»
религия, получившая название богостроительства. Новый бог - «народушко». В него,
в его
неисчерпаемую духовную силу надо уверовать, заменив этой новой, пролетарской
верой
церковную религиозность, традиционную веру.
Важной для Горького оказалась оценка романа Лениным, назвавшим его «очень
своевременной книгой»: «Книга нужная, много рабочих участвовало в революционном
движении
несознательно, стихийно, и теперь они прочитают «Мать» с большой пользой для себя
Высшую
похвалу Горький увидел в том, что роман виделся проводником революционных идей,
соединяя
«интеллигентскую» и «народную» мысль.
II. Беседа по роману «Мать»
- О чем роман?
(Роман «Мать» - о двух путях в революцию, в «завтрашний день»: пути разума,
социальной и кровавой переделки мира, и пути сердца, обретения нового бога и тем
самым
переделки себя. В финале эти пути (сына и матери) сливаются воедино: «Душу
воскресшую не
убьют!»)
- Кто, с вашей точки зрения, является главным героем романа?
(Обсуждение вариантов. Вывод:
И все же Горький назвал свой роман «Мать», тем самым, видимо, обозначив главного
героя и высказав тем самым свою позицию. Предметом изображения в романе
становится
частная жизнь Пелагеи Ниловны Власовой, история ее духовного пути и
нравственного
воскресения.)
- Какое значение имеет образ Ниловны?
(В образе Ниловны раскрывается идея социального переустройства мира на основе
добра и справедливости. Путь нравственного восхождения Ниловны начинается из-за
ее
желания приобщиться к делу сына, к революционной борьбе, которая мыслится ей по-
своему, в

религиозно-эмоциональном плане.)
Комментарий учителя:
Вспомним «идеологический» роман Достоевского «Преступление и наказание».
Писатель показал губительность попыток подчинения живой жизни любой
теоретической схеме,
любой идее, трагически неразрешимый внутренний конфликт человека, одержимого
«идеей».
Горький обращается к сходной проблематике. Его интересует, какие перспективы
откроются перед человеком, приобщившимся к социалистической идее. Именно в
этой идее
Горький видит способ преодоления социальной несправедливости, перспективы
внутреннего
роста личности. Таким образом, Горький вступает с Достоевским в творческую
полемику.
- Как развивается сюжет романа?
(Экспозиция - жизнь семьи Власовых, отличается статикой. Дни и годы идут
однообразно и неизменно примитивно. Движение начинается, когда мать замечает,
что «сын
ее становится непохожим на фабричную молодежь... что он сосредоточенно и упрямо
выплывает куда-то в сторону из темного потока жизни» Процесс становления Павла
как
революционера происходит как бы за кадром повествования. Его образ воплощает
цель
конечного развития человека, как она мыслится писателем.)
- Как ведется повествование в романе?
(Горький ориентируется на точку зрения героини. Мы видим происходящее как будто
ее глазами. Писатель многократно подчеркивает это: «она знала», «ей казалось»,
«она
замечала», «иногда она думала». Главным объектом художественного исследования,
таким
образом, становится сознание матери. Возникают два композиционных плана:
объективная
действительность и сознание, стремящееся постигну эту действительность.)
- Каким образом воспринимает мир Пелагея Ниловна?
(Ниловна воспринимает мир романтически, что характерно для растущего,
становящегося сознания. Действительность делится для нее на два мира: соратники
Павла -
красивые внешне и внутренне люди, и его враги - бесцветные, лишенные
индивидуальности
маски.)
- Какая авторская мысль воплощается в образе матери?
(Мать - в центре повествования. Это дает писателю возможность сопоставить
конкретные социальные идеи с вечными идеалами материнства. Идеи Павла
воспринимаются
Ниловной не как абстрактная истина, а как близкая и понятная правда жизни,
принесенная
сыном. Мир, доступный сознанию Ниловны, расширяется от слободки до глобальных
масштабов, когда героиня понимает, как в ее «тесной комнате рождалось чувство
духовного
родства рабочих всей земли». Ниловна чувствует возможность изменить и улучшить
мир,
встав рядом с сыном и его товарищами.)
- Каков путь Ниловны?
(Мир изменяется для героини и в социальном плане Она проходит путь неграмотной,

забитой женщины до сознательного революционера. Постепенное движение героини
к идеалу
происходит под воздействием совершенно определенных, конкретных событий в
жизни рабочей
слободки. Они изображаются для того, чтобы обосновать закономерность становления
сознания героев.)
- В чем же заключается новое качество реализма у Горького?
(В том, что он утверждает не только возможность и неизбежность влияния
действительности на человека, но обосновывает неизбежность и необходимость
обратного
влияния: человека на действительность.)
III. Заключительное слово учителя
В финальной сцене - сцене ареста - заключена кульминация философского сюжета
романа: человек вступает в контакт с ведущими историческими закономерностями
своей эпохи и
обнаруживает способность своей волей объединять людей и вести их за собой. Так
Горький
подходит к новому качеству реализма: революционная борьба мыслится не как форма
насилия и
разрушения, а как возможность личности активно влиять на обстоятельства,
формировать и
изменять их в своих целях.
IV. Тест по творчеству А. М. Горького (см. Приложение в конце книги).
Домашнее задание
Подготовка к сочинению по творчеству А. М. Горького.
Вариант изучения романа «Мать»
Урок 1. Образ Павла Власова
I. Слово учителя
Роман «Мать» был написан Горьким в 1907 году и был посвящен тем, кто из
«коняги»
решил стать человеком. Горький показал, как в пролетарской среде
пробуждалось «классовое
сознание». И Павел Власов - один из тех, кто пошел по пути разума, по пути
переделки самого
себя и переделки мира. В романе показаны три вехи этого пути: «история» с
болотной копейкой и
стихийный бунт против фабриканта; первомайская демонстрация и
политические требования
рабочих; и сцена суда над Павлом Власовым и его товарищами, где «судьи» и
«подсудимые»
поменялись местами.
М. Горький в своем романе поклоняется рабочему человеку в революции и
верит в его
победу над эксплуататорами.
II. Обсуждение глав романа, обмен впечатлениями
Остановимся на следующих вопросах:
1. Сюжет романа.
2. Рассказ о серых буднях рабочей слободки, о труде на фабрике, о
человеческих
отношениях (брань, жестокость отцов к детям, мужей к женам, ненависть и
недоверие друг к другу,
пьянство).
3. Ветер перемен - начало новых отношений между людьми;
4. Демонстрация.

5. Суд.
6. Вера в будущее.
III. Образ Павла Власова
Учащиеся обсуждают путь становления Павла, рассказывают об этапах его
жизни.
Основной вопрос:
- Что помогло обыкновенному рабочему парню пойти другой дорогой,
отличной от
дороги окружающих его людей?
Вопросы учителя (работа с текстом)
1. Какие стороны души Павла открываются читателю в сценах
сопротивления отцу и
покорности матери? (Главы 2-3-я)
2. Каким Павел пытается стать? (Глава 3-я)
3. Какие книги читает главный герой?
4. Как вы думаете, почему Горький выбирает картину именно с этим
библейским
сюжетом? («Воскресший Христос идет в Эммаус».)
5. В 4-й главе Павел говорит: «Хочу знать правду!» Что для него означает это
желание?
6. Какова позиция Власова в споре с Рыбиным в 11-й главе? («Только разум
освободит
человека».)
7. «История» с болотной копейкой. Почему Павел Власов потерпел
поражение? (Глава
12-я)
8. Можно ли оправдать жестокость Павла в 23-й главе?
9. Первомайская демонстрация. О каких чертах характера Павла мы узнаем
из этого
эпизода? (Глава 18-я)
10. Какие выводы можно сделать из сцены суда?
Обсуждаем эти вопросы. Учащиеся делятся своим отношением к главному
герою романа
Горького «Мать». Свои выводы и суждения подкрепляют цитатами из текста.
Учитель предлагает для обсуждения эпизод из романа.
Домашнее задание
1. Подготовка к обсуждению образа Ниловны. Ее эволюция на протяжении
романа
(цитаты из текста).
2. Подготовить сообщение