Жанна Ланвен – биография и личная жизнь. История бренда: Lanvin Любительница нежных расцветок

Биографии знаменитостей

4231

28.06.15 12:50

Ее называли соперницей Коко Шанель, хотя творческая биография Жанны Ланвен началась гораздо раньше (она старше великой Шанель). Источником вдохновения для художницы-модельера была ее дочь Мари-Бланш, недаром на фирменном знаке бренда красовалась дама, ведущая за ручку малышку.

Биография Жанны Ланвен

Наряды для кукол и младших сестер

Жанн-Мари Ланвен (предпочитавшая, чтобы ее называли просто Жанной) появилась на свет 1 января 1867-го года. В семье росло 10 дочерей и сыновей, и родители-парижане были очень бедны. Жанна с ранних лет стала шить наряды для своих кукол, а потом и для младших сестричек. В 13 лет она уже работала. Будучи подмастерьем в шляпной мастерской, девочка целыми днями разносила головные уборы клиентам, таская по Парижу громадные коробки.

Вскоре ей удалось устроиться младшей швеей к известной модистке мадам Феликс. Там она постигала основы мастерства. Следующее место работы – у портного Тальбота – открывает для ученицы новые перспективы. Биография Жанны Ланвен продолжилась в Испании, в Барселоне она опять прилежно училась – у местных искусниц.

Свое дело

Возвратившись на родину, девушка открыла маленькую шляпную мастерскую. Она по-прежнему помогала родителям, поэтому трудилась, не покладая рук. Изысканный вкус помог Жанне очень скоро обзавестись знатной клиентурой. Кстати, француженка черпала вдохновение и в русском народном костюме.

Шляпница и сама стала вхожа в высший свет (совсем как Коко Шанель в начале карьеры). Там она познакомилась с аристократом и вышла за него замуж. Брак был недолгим, но у Жанны родилась дочка Маргарет, которую все называли Мари-Бланш.

С этого момента в биографии Жанны Ланвен началась очень успешная пора. Начав одевать дочурку, она прославилась как искусный дизайнер детской одежды. Парижанки заказывали у нее платья для дочерей, а через пять лет кутюрье выпустила дебютную коллекцию нарядов для малышек.

Новые горизонты

На рубеже веков Ланвен открыла бутик, с тех пор бренд «Lanvin» стал заниматься выпуском женских нарядов. Художник Поль Ириб набросал для марки логотип: красавица держит за руки маленькую дочь.

Жанна стала путешествовать, в поездках рождались новые идеи. Так, коллекция «Blue Lanvin» навеяна образами итальянского живописца Фра Анжелико. Ланвен собирала образцы тканей и экспериментировала с силуэтом. Вначале она работала над мягкими, романтичными, струящимися платьями в античном духе, а потом обратилась к восточным мотивам.

Золотое шитье, широкие юбки, мощные оборки – все это Жанна ввела в моду во время Первой мировой. А одев писателя Эдмона Ростана, она стала и законодательницей мужской моды. Постепенно бренд развивался, в ассортименте появилось нижнее белье, изделия из меха и роскошные предметы интерьера.

Любительница нежных расцветок

Очень много внимания Ланвен уделяла цвету, «изобретая» оттенки и называя их по-своему («синий Ланвен», «розовый Полиньяк», «зеленый Веласкес»). В 1923-м году она даже открыла собственную красильню в Нантере. Несмотря на это, модельер ценила и черный, именуя его «конечным шиком», она считала, что в гардеробе обязательно должны присутствовать элегантные черные вещи.

Вскоре появились и первые парфюмы кутюрье (к тому времени Ланвен давно входила в Синдикат высокой моды и могла носить это звание). На флакончике духов «Lanven Aprege» красовался тот самый логотип с дамой и девочкой.

До сих пор парфюм «My Sin» считается одним из самых уникальных ароматов. Прославилась Жанна и как талантливый костюмер – она создала костюмы для дюжины известных спектаклей.

Романтичные платья сменились широкими дамскими брюками, а позже в моделях Лавен появилась строгость и лаконичность, удачно сочетаемая с женственностью (в годы Второй мировой наряжаться пышно считалось дурным тоном).

Личная жизнь Жанны Ланвен

Два неудачных брака

Первый брак Жанны был не очень счастливым – она вышла замуж за графа-итальянца Эмилио ди Пьетро 20 февраля 1896-го года, но в 1903-м они развелись. Тогда же у супругов родилась дочь Маргарита.

Личная жизнь Жанны Ланвен изменилась через четыре года – ее избранник, Ксавье Меле, был журналистом, с ним она поездила по миру. Он работал для консервативного издания «Le Temps», а потом получил должность консула в английском Манчестере. Это разрушило семью.

Жанна умерла в 79 лет – в 1946-м. Пост руководителя Дома моды заняла дочь кутюрье, в замужестве графиня Полиньяк. Она была «у руля» до своей кончины в 1958-м. Мари-Бланш не обзавелась детьми, и семейное дело оказалось в руках кузена Ива Ланвена. Бренд долго переживал непростые времена, но с приходом Альбера Эльбаза в начале 2000-ных все наладилось.

Lanvin – знаменитый модный дом, созданный чрезвычайно одарённой и энергичной парижанкой «из низов», начавшей свою карьеру в 16 лет и уже в 22 года ставшей владелицей собственного шляпного салона.

На самом деле по правилам транслитерации с французского «Lanvin» нужно читать как «Ланвен ». Однако англофильская транскрипция «Ланвин» уже стала у нас общепринятой – её и будем использовать далее для наименования производителя, а «Ланвен» оставим для его матери-основательницы Жанны – эта замечательная женщина заслужила, чтобы хотя бы её непосредственную фамилию писали правильно.

Итак, Жанна Ланвен начала с изящных женских шляпок и по наплыву клиенток быстро убедилась, что с её вкусом, изобретательностью и трудолюбием останавливаться на этом не стоит.

Менее всего ей хотелось кого-то поражать и шокировать – нет, её желанием было видеть своих клиенток элегантными и аристократичными, с подчёркнутыми достоинствами фигуры, а вовсе не наряда.

И ещё у неё была очаровательная дочка по имени Маргарита, которой мать старалась дать всё то, чего сама была в детстве лишена. И зачем прелестную девочку нужно запихивать в чопорные и неудобные костюмы, срисованные со взрослых? Нет, с этим мадам Ланвен была категорически не согласна – и таким образом стала первооткрывательницей собственно детской и подростковой моды .

Клиентки смотрели на чудесно обшитую матерью Маргариту, заказывали аналогичные платья для своих дочек и… отмечали всякие изюминки и детальки, которые хотелось бы видеть не только в дочерних платьях, но и в своих.

Жанне Ланвен едва ли приходило в голову слово «демократизация» применительно к тому, что она делала с женской одеждой. Изысканность – да, стильность и романтичность – да, удобство – да, но ничего другого в виду не имелось. И, однако, это получилось – собственный модный дом, одеваться в котором рвались не только парижские светские львицы, по привычке готовые ходить по струнке и терпеть ради красоты, но и феминистично настроенная богема, и кинодивы, которым ходить по струнке было совсем не с руки.

В 1922 году Lanvin обзавёлся эмблемой. Художник-декоратор Поль Ириб сделал несколько рисунков, где в стиле арт-деко изобразил нежно играющих Жанну и Маргариту в фирменных шляпках – один из этих рисунков Жанна и выбрала для логотипа.

В 1925 году Lanvin выпустил свои первые духи My Sin – явно с прицелом на американский рынок, где они действительно хорошо продавались. Кстати, этот парфюм создала русская эмигрантка Мари Зед, но больше она с Жанной не сотрудничала, и главный успех пришёл к Lanvin не с ней.

Классика Ланвин

– прославленный аромат, созданный в 1927 и принёсший парфюмерам Lanvin мировой успех. Жанна Ланвен посвятила духи своей уже взрослой дочери Маргарите, которая сама дала название этому чудесному цветочно-альдегидному аромату, раскрывающему свои ноты одну за другой, подобно музыкальному арпеджио.

Спустя 85 лет Arpege остаётся визитной карточкой Lanvin, к которой модный дом периодически возвращается как к доминанте своих творческих поисков.

Так, летом 2013 года публике была представлена изысканная эмалированная вечерняя сумочка на браслете, посвящённая этому аромату и выполненная в его чёрно-золотых тонах.

Изначально Arpege изготовлялся из натуральных ингредиентов, и современная продукция в этом смысле от него существенно отличается. Однако парфюмерам удалось сохранить красоту переливов классического арпеджио в нынешних непростых условиях борьбы за торжество химии и всеобщей унификации. Основные ноты аромата: альдегиды, иланг-иланг, амбра, персик, кориандр, герань, ветивер, ирис, ландыш, жасмин.

Eclat d’Arpège – модернизированный вариант Arpege, выпущенный в 2002 году. По богатству красок Eclat d’Arpège несколько уступает своему прародителю, однако благородство, нежность и универсальность нового аромата сделали его очень популярным. Причём не только среди молодых девушек, на которых он был рассчитан, но и среди взрослых дам, ценящих спокойное благородство духов Lanvin.

Основные ноты аромата: сирень, пион, чайный лист, цветы персика, мускус. Практически каждый год делается новый ограниченный выпуск очередного варианта Eclat d’Arpège; из них наиболее удачны цветочный (2005) и более терпко-цитрусовый Eclat d`Arpege Limited Edition (2009).

Чуть раньше, в 2000 году, был выпущен революционный для Lanvin Oxygène . Представляли его в качестве цветочно-водяного, однако перечная нотка поначалу придаёт аромату яркую искромётность, а раскрывается он молочно-цветочной нежностью ириса и гардении. Не все ланвиноманы поняли такой оригинальный замысел.

Зато Oxygène обеспечил Lanvin приток новых восторженных почитательниц нестандартных идей и… к их великому сожалению через несколько лет по непонятной причине был снят с производства, так что найти его сейчас уже сложновато. Основные ноты аромата: белый перец, ирис, молоко, гардения, мускус, бергамот.

В 2001 году появилась мужская версия Oxygène Homme . Большинство – и потребителей-мужчин и любительниц «немножко стащить у парня» – сошлись во мнении, что этот хвойно-смолисто-лесной аромат отменно хорош, но совершенно не соответствует своему названию и описанию, ибо фужерно-кислородного в нём нет ничего.

Вообще, производством мужской парфюмерии Lanvin занимается с 1964 года, когда был выпущен легендарный шипровый Monsieur , разделивший мужчин на своих горячих сторонников и ярых противников, что вовсе нетипично для данного бренда. Такой получился первый боевой мужской «блин» у Lanvin – этот опыт был учтён и более не повторялся. Классичность и выдержанность стали символом и мужских ароматов Lanvin. Самые признанные из них – Lanvin L`Homme (1997 год) иArpege Pour Homme (2005 год)

Новинки от Ланвин

В честь основательницы парфюмерного дома в 2008 году был выпущен аромат . Самой Жанне Ланвен такое решение показалось бы, вероятно, странным – назвать её именем совсем не классический, современный молодёжный фруктово-цветочный запах.

Но одно качество всех Lanvin этим духам несомненно присуще: это ненавязчивость и сдержанность. Они могут не очень впечатлить, не очень понравиться с первого раза, но точно не вызовут отторжения ни у юных ягодно-фруктовых хохотушек, ни у искушённых ценительниц роскошных цветочных букетов.

Основные ноты аромата: малина, ежевика, пион, груша, цитрусовые, фрезия, роза, мускус.

Более «взрослой» и насыщенной стала вариация 2012 года Jeanne Lanvin Couture . Ягодное малиново-смородиновое начало там тоже присутствует, но оно эффектно дополнено кедром, магнолией и усиленным мускусом. В отличие от классической «Жанны» Jeanne Lanvin Couture больше подходит для прохладной погоды, чем для жаркого лета. Основные ноты аромата: малина, фиалковые листья, белый кедр, пион, мускус, магнолия.

Marry Me – цветочно-фруктовый аромат, запущенный в продажу в 2010 году. Несмотря на дерзко-девчачье название и упаковку, это вполне достойный Lanvin. Ничего простенько-компотного или подчёркнуто провокационного в Marry Me нет. Аромат гармоничен, умеренно романтичен, позитивен и в качестве дневного подойдёт женщине любого возраста. Основные ноты аромата: жасмин, персик, апельсин, фрезия, роза, мускус. Редакция 2012 года Marry Me! Love Edition более фруктовая и, по общему мнению, редкостно стойкая.

9 октября 2016, 18:23

Lanvin (Ланве́н) – один из старейших французских Домов Высокой Моды, основанный дизайнером Жанной Ланвен в конце XIX века. Произношение названия бренда Lanvin по правилам французского языка непривычно для русского восприятия. Окончание «in» произносится как среднее между «а» и «э» с носовым «н». В российском модном словаре закрепилось название «Ланвен».

В семье, кроме Жанны, было ещё десять детей, она была старшей. Ей приходилось работать до позднего вечера, позабыв об отдыхе. Сначала Жанна была рассыльной, затем швеёй. С 18 лет она уже работает самостоятельно – делает шляпы. Жанна Ланвен всегда любила хорошо одеваться и наряжать свою дочку.

К 1889 году она накопила достаточно средств для открытия собственного дела. Жанна приобрела магазинчик на улице Сент-Оноре в Париже, где стала продавать женскую одежду.

В свободное от работы время она шила для своей маленькой дочери наряды. Многие люди, увидев их, заказывали копии для своих детей. Это натолкнуло Жанну на мысль о создании отдельной детской линии. В 1908 году она запустила это направление, став своего рода основательницей новой детской моды. До Lanvin одежда для детей шилась по образцу взрослой. Жанна же разрабатывала специальные выкройки, по которым изготавливала наряды для малышей.

В 1909 году Жанна Ланвен начала принимать заказы на пошив одежды не только для детей, но и для их мам, в том числе для самых известных женщин Европы. Это обстоятельство позволило ей присоединиться к Синдикату высокой моды, который присвоил Жанне Ланвен официальный статус кутюрье и разрешил открыть собственный Модный Дом. Позднее у Lanvin появился свой фирменный знак, разработанный известным художником эпохи ар деко Полем Ирибом. На логотипе был изображен силуэт дамы, ведущей за руку девочку.

Современница самых ярких художников-модельеров XX столетия - Поля Пуаре и Коко Шанель - Жанна Ланвен занимает особое место в истории европейского костюма. В начале XX в. она с равным успехом одевала и консервативных членов Французской академии, и представителей артистической богемы. После 1908 г. Ланвен охотно поддержала реформу Пуаре, разделила его увлечение фольклором и восточными мотивами. Она легко улавливала общие тенденции в моде, хорошо знала историю искусств, художественных стилей, костюма. При этом имела собственный почерк, мало менявшийся под воздействием внешних обстоятельств. Она была романтична, деликатна, может быть, немного консервативна; любила плавные линии, нежные цвета - бледно-розовый и лавандовый. Предпочитала, тонкие шёлковые вышивки с мелким рисунком, мягкие, податливые складки, умеренную длину, женственные декольте.

В 1913 году летящие платья от Lanvin завоевали сердца самых первых модниц Европы и принесли своей создательнице огромный успех: оригинальный дизайн позволяли женщинам сочетать наряды с любыми аксессуарами. Одежда Жанны с цветочными узорами и свойственной ей утонченностью линий стала своего рода признаком принадлежности к высшему обществу.

В 1920 году Жанна Ланвен расширила ассортимент своего лейбла, открыв магазины, посвященные домашнему декору, мужской моде, мехам, белью. Вещи Ланвен пользовались большим успехом, и в 20-х гг. она открыла собственные магазины в Мадриде, Биаррице, Довиле, Канне и Буэнос-Айресе.

В 1923 года компания приобрела красильный завод в Нантере. В том же году вышла первая спортивная линия Lanvin Sport.

Однако, наиболее значительным новшеством Модного дома стала парфюмерия Lanvin, запущенная в 1924 году. На создание аромата Arpège Жанну вдохновили звуки игры ее дочери на фортепиано. Её духи «Агрёде» («Арпеджио»), ненавязчиво сладкие, вошли в историю наравне с «Chanel №5», «Madame Rochas» Марселя Роша и «Shalimar» Жака Герлена.

Позднее вышел аромат My Sin, основанный на гелиотропе и ставший одной из самых уникальных работ Lanvin.

В 1925 г. Жанна Ланвен стала председателем Организационного комитета Международной выставки декоративных искусств (Exposition Internationale des Arts Decoratifs), той, что дала название одному из художественных стилей XX в. - ар деко (Art Deco). Её работу так высоко оценили, что впоследствии Ланвен неоднократно возглавляла дирекции самых престижных международных выставок: в 1931 г. е Брюсселе, в 1937 г. в Париже, в 1939 г. в Нью-Йорке и Сан-Франциско.

Украшения в стиле ар деко от Lanvin

Апартаменты Жанны Ланвен в Париже в стиле ар деко

Жанна Ланвен стала одним из самых влиятельных дизайнеров 1920-30-х годов, благодаря умелому использованию сложной отделки, виртуозной вышивке бисером, а также декорированию одежды элементами чистых и легких цветочных оттенков. Все это стало своего рода фирменным знаком Модного дома и выделяло его на фоне остальных марок. Клиентами ателье Ланвен в то время были кинодивы, оперные певицы и представительницы монарших семей.

Тильда Суинтон в винтажном платье Lanvin 30-х годов

Незадолго до смерти Жанна Ланвен сказала: «Уже много лет те, кто видел мои коллекции, пытаются определить стиль Ланвен. Я знаю, что это часто обсуждается. Тем не менее, я никогда не стремилась ограничиться каким-то определённым типом одежды, не стремилась разработать определённый стиль. Наоборот, я прилагала массу усилий, чтобы уловить настроение каждого нового сезона и использовать собственную интерпретацию происходивших вокруг меня событий, чтобы превращать очередную мимолётную идею в нечто осязаемое».

Жанна Ланвен скончалась в Париже в 1946 году, когда ей было 79 лет. После смерти Жанны Ланвен в 1946 году право собственности на компанию перешло к ее дочери – Мари-Бланш де Полиньяк.

Сама Мари умерла в 1958 году и поскольку была бездетна, управление брендом перешло к ее двоюродному брату – Иву Ланвену.

С середины 1960 - х годов Lanvin управлял Бернар Ланвен.

Департамент поставок Lanvin располагался на принадлежащей бренду фабрике в Нантере, где изготавливался и разливался весь парфюм Lanvin. А головной офис находился в Париже на Рю де Тильзит. В 1979 году Lanvin выкупил свою свою долю у Squibb USA и стал независимым от него. В том же году Lanvin организовал крупную рекламную компанию в США.

В марте 1989 года долю в компании семьи Lanvin приобрел британский банк Midland Bank. В 1990 году эта доля была перепродана Orcofi – французскому холдингу во главе с семьей Vuitton. В 1996 году Lanvin полностью перешел во владение L’Oreal Group.

В 2001 году инвестиционная группа Harmonie SA во главе с медиамагнатом из Тайвани Шоу-Лан Вонг приобрела Модный дом Lanvin у компании L’Oreal.

Госпожа Вонг назначила креативным директором одного из старейших французских брендов Альбера Эльбаза. С момента выхода его первой коллекции для Lanvin дизайнеру удалось влюбить в себя строгих критиков, модных редакторов и знаменитостей. С первых работ Эльбаз начал демонстрировать свое мастерство в создании драпировок, подборе и сочетании в одном комплекте тканей разных текстур. Альберу удалось найти верный рецепт соединения безупречного исполнения вещей уровня haute couture с расслабленностью и непринужденностью готовой одежды.

В 2005 году Совет модных дизайнеров Америки вручил Эльбазу премию «Лучший международный дизайнер» за работу для Lanvin.

Дом Lanvin получил безусловное международное признание, когда в мае 2009 года Мишель Обама (Michelle Obama) была сфотографирована в замшевых кроссовках марки, украшенных кружевными лентами и металлическими аппликациями. Как сообщают ценители, эта пара обуви стоила 540 долларов США.

В 2010 году состоялась одна из самых успешных коллабораций – сотрудничество Lanvin и H&M. Для популярного ритейлера Альбер Эльбаз создал капсульную коллекцию мужской и женской одежды, обуви и аксессуаров. Девушкам были предложены роскошные платья с рюшами и драпировками, наряды на одно плечо, футболки с оригинальными принтами, полупрозрачные блузки с отделкой и пр. Все модели выглядели так, словно сошли с подиума Lanvin. Коллекция была доступна в 200 магазинах марки H&M по всему миру, а за день до начала мировых продаж эксклюзивно поступила в магазин в Лас-Вегасе.

В этом же году Альбер Эльбаз и H&M приняли участие в благотворительном проекте UNICEF «Все для детей». В результате сотрудничества была создана коллекция эко-сумок из чистого хлопка. Вырученные средства от продаж были перечислены фонду помощи детям UNICEF.

В 2010 году Альбер Эльбаз выпустил коллекцию Lanvin Blanche весна-лето 2011, выполненную полностью в белом цвете. Работа была посвящена 100-летию со дня создания Жанной Ланвен первого свадебного платья.

Для мужчин в этом сезоне Эльбаз предложил узкие брюки, рубашки, несколько оригинальных и классических моделей жакетов (приталенные пиджаки, жакеты, имитирующее текстуру древесины, повседневные укороченные модели и пр).

В 2011 году Альбер Эльбаз создал для Lanvin мужскую коллекцию осень-зима 2011/2012. Ее главным героем стал современный денди. В коллекцию вошли элегантные пальто, классические брюки и рубашки и главное – знаменитые бабочки Эльбаза.

После триумфа в Lanvin на Эльбаза посыпались выгодные предложения. Крупнейший люксовый холдинг LVMH приглашал его сразу и в Givenchy и в Dior. Эльбаз ответил отказом.

«В такой ситуации гораздо сложнее сказать нет, чем да. Я отказался от работы в Dior, потому что еще не время. Пока я нужен Lanvin. Здесь я сам решаю, что делать. Я не уверен, что в другом доме смогу чувствовать себя так же свободно».

Альбер Эльбаз

В 2012 году Альбер Эльбаз отметил 10-летие на посту креативного директора Lanvin. Специально в честь юбилея была выпущена книга «Alber Elbaz, Lanvin».

В честь юбилея Эльбаз также создал капсульную коллекцию обуви и аксессуаров. В каждом наборе, получившем название «Les Dessins d’Alber» имелись обувь, сумка и украшение. Особенность коллекции состояла в том, что все предметы удачно дополняли друг друга и были основаны на узнаваемом стиле Альбера Эльбаза.

В 2014 году в честь 125-летия Lanvin Альбер Эльбаз выпустил книгу Lanvin: I Love You. В издании Эльбаз признался в любви к Модному дому и рассказал историю оформления витрин и торговых пространств Lanvin.

В 2014 году на 72-й церемонии вручения наград Золотой глобус 2015 Эмма Стоун появилась в элегантном костюме, созданном Альбером Эльбазом. Комплект состоял из брюк и топа без бретелей, а талию украшал роскошный пояс, напоминающий шлейф.

В 2015 году на Неделе моды в Париже Альбер Эльбаз представил коллекцию Lanvin осень-зима 2015/2016. Работа была вдохновлена стилем 1970-х гг. и включала сдержанные наряды благородных тонов. В коллекции присутствовали длинные платья I-силуэта, лаконичные кейпы, роскошные комплекты из замши. Изделия были дополнены мехом, украшены аппликациями.

На сегодняшний день бутики марки Lanvin расположены в Аммане, Анкаре, Афинах, Беверли Хиллз и Бал Харбор, Бейруте, Болонье, Касабланке, Дохе, Дубае, Ектеринбурге, Женеве, Гонконге, Джакарте, Джидде, Гаосюне, Куала-Лумпуре, Лас-Вегасе, Лондоне, Москве, Милане, Монте-Карло, Нью-Йорке, Париже, Риме, Самаре, Сан-Тропе, Сальмии, Шанхае, Сингапуре, Тайбэе, Токио, Торонто, Варшаве и пр.

Бутик Lanvin в Лас-Вегасе включает в себя только коллекцию мужской одежды, а бутик в Бал Харбор – только женской. Эти магазины стали первыми в США. В июле 2010 года бутик Lanvin открылся также в Нью-Йорке, на Мэдисон-Авеню. Крупнейшим оптовым клиентом Lanvin является знаменитый универмаг Barneys в Нью-Йорке. Один из бутиков марки открылся в апреле 2011 года в Нью-Дели. Общая площадь магазина в Беверли Хиллз с подземным VIP-входом составляет 560 квадратных метров. В 2012 году в Чикаго открылся седьмой в США бутик.

В октябре 2015 года было объявлено о том, что Альбер Эльбаз покинул пост главы Lanvin. В марте 2016 года в должности креативного директора бренда была утверждена Бухра Джаррар (ниже некоторые луки из последней коллекции, которую она создала).

Директора и должностные лица Lanvin

1946–1950: Мари-Бланш де Полиньяк (владелица и директор);

1942–1950: Жан-Гамон Ланвен, двоюродный брат Мари-Бланш Ланвен (генеральный директор);

1950–1955: Даниэль Горин (генеральный директор);

1959: Ив Ланвен (владелец), мадам Ив Ланвен (президент);

1989–1990: Леон Бресслер (председатель);

1990–1993: Мишель Пьетрини (председатель);

1993–1995: Льюк Арман (председатель);

1995–2001: Жеральд Азария (председатель);

2001–2004: Жак Леви (генеральный директор).

Дизайнеры

1909-1946: Жанна Мари Ланвен (главный дизайнер);

1946–1958: Мари-Бланш де Полиньяк (генеральный директор и дизайнер);

1950–1963: Антонио Кановас Кастильо дель Рэй (женские коллекции) (ниже на фото);

1960–1980: Бернар Дэво (шляпы, шарфы, Haute Couture, женская линия «Diffusions») (примеры дизайна ниже на фото)

1964–1984: Жуль-Франсуа Крахай (коллекции Haute Couture и линия «Boutique de Luxe»);

1972: Кристиан Бенуа (мужская коллекция Ready-to-Wear);

1976–1991: Патрик Лавуа (мужские коллекции Ready-to-Wear);

1981–1989: Мэрил Ланвен (коллекции Ready-to-Wear, коллекция Haute Couture в 1985 году и женские коллекции «Boutique»);

1989–1990: Роберт Нелиссен (женские коллекции Ready-to-Wear);

1990–1992: Клод Монтана (пять коллекций Haute Couture)

1990–1992: Эрик Берже (женские коллекции Ready-to-Wear);

1992–2001: Доминик Морлотти (женские и мужские коллекции Ready-to-Wear)

1996–1998: Осимар Версолато (женские коллекции Ready-to-Wear)

1998–2001: Кристина Ортиз (женские коллекции Ready-to-Wear)

С 2001 года по 2015 год: Альбер Эльбаз (креативный директор всех направлений);

С 2003 по 2006: Martin Krutzki, (дизайнер мужской коллекции ready-to-wear)

С 2005 года по настоящее время: Лукас Оссендриджвер (мужские коллекции Ready-to-Wear).

С 2016 года по настоящее время: Бухра Джаррар (креативный директор)

Выставка Jeanne Lanvin в Palais Galliera


Фото: Архивы пресс-службы Palais Galliera,
Musée de la Mode de la Ville de Paris (Patrimoine Lanvin; Katerina Jebb; Pierre Antoine)

В парижском музее моды Palais Galliera проходит выставка Jeanne Lanvin, посвященная одной из главных героинь грандиозной победы женщин в парижской моде

В ообще-то Жанна Ланвен не была великим дизайнером. Она была замечательной портнихой, умелым продавцом, хорошим предпринимателем, но не великим дизайнером. Однако это нисколько не помешало ей стать одной из тех героических женщин, которые буквально создали новую французскую моду и сделали ее интернациональной. Мадлен Вионне, Габриэль Шанель, Эльза Скиапарелли, мадам Гре и она - Жанна Ланвен. Все они разного возраста, но глобально прославились именно на рубеже 30-х годов, и пик их карьеры (а в случае Шанель - первой половины карьеры) пришелся именно на предвоенное время, эпоху ар-деко, когда Париж буквально утопал в гламуре. Никогда больше в парижском кутюре первого ряда не было такого торжества феминизма: до этого он был мужским миром и после станет таким же. Шанель утилизировала чуть ли не весь мужской гардероб и традиционно мужские ткани, Вионне придумала свой знаменитый косой крой, Скиапарелли мастерски использовала современное искусство и разнообразную эксцентрику, мадам Гре была гением драпировок. Про Жанну Ланвен нельзя сказать ничего такого. И между тем она оказалась в числе этих великих женщин. Почему так произошло, убедительно объясняет только что открывшаяся в Musée Galliera выставка Jeanne Lanvin.

Жанна Ланвен умерла сразу после войны, в 1946 году, и на выставке собраны 110 вещей, сделанных в доме Lanvin под ее руководством: часть из фондов самого музея, часть из фондов дома Lanvin. Пять роскошных неоклассических залов Palais Galliera организованы с помощью сложной системы зеркальных витрин. Все отражается во всем, и это создает головокружительный эффект, причем иногда в прямом смысле слова: некоторые посетители опасливо подходят к очередной группе платьев, вытянув вперед руку. Дело в том, что отдельные витрины открыты иногда с одной, иногда с двух, а иногда даже с трех сторон, и не всегда можно понять, где стекло, где отражение, а где настоящее платье.

Отсутствие стекла между зрителем и хрупким винтажным платьем - это новейшее веяние в мире модных выставок. И оно блестяще было реализовано в проходящей сейчас в римском музее MAXXI выставке Bellissima, посвященной итальянской высокой моде 40-60-х годов (которую непременно надо увидеть всем, кто хочет что-то понимать в моде). Ее главным патроном стал дом Bvlgari, а кураторскую концепцию придумали главный редактор журнала W Стефано Тонки, Мария Луиза Фриза и Анна Маттироло. И суть ее в том, что манекены выставлены на подиуме без всяких витрин и абсолютно открыты со всех сторон. И это создает грандиозный эффект, потому что с платьями, как и с картинами, работает один и тот же принцип. Как для полноценного впечатления от картины важна поверхность холста, красочный слой, характер мазков, так и для платья важно видеть фактуру ткани, технику швов, вышивки, аппликации, а также следы времени в виде отвалившихся бусин, заштопанных дырочек и неотстиранных пятен. Это радикально меняет впечатление от вещей, делает их живыми, создает ощущение непосредственного контакта и с платьем, и с эпохой, и чуть ли не с самой его владелицей. Стекло же все это если не убивает совсем, то сильно приглушает. Неважно, видел ли директор Palais Galliera и куратор Jeanne Lanvin Оливье Сайяр римскую выставку (но практически уверена, что видел) или просто старый академический музейный принцип барьера между зрителем и предметом искусства перестал быть актуальным, - важно, что тенденция явно набирает силу, и это очень радует.

Отсутствие стекла между зрителем и хрупким винтажным платьем - это новейшее веяние в мире модных выставок

О чем говорят нам эти 110 нарядов в 5 залах Palais Galliera? Прежде всего о том, что у Жанны Ланвен был безупречный вкус и идеальное чувство гармонии и в пропорциях, и в цвете. Это кажется банальным, но именно такие клише в случае с мадам Ланвен - чистая и ничем не замутненная правда. Среди платьев, вышедших из ее ателье, практически невозможно найти ни одного аляповатого, перегруженного деталями, с непродуманным декором или даже просто странного. Они все отличаются безукоризненной красотой, которая завораживает своим совершенством. Именно в этом и состоял феномен Жанны Ланвен, именно поэтому она и оказалась в том самом ряду великих парижских модельеров. И при этом ее вещи очень рафинированы, сделаны с фантазией и не выглядят ни вторичными, ни скучными.

О чем говорят нам эти 110 нарядов в 5 залах Palais Galliera? Прежде всего о том, что у Жанны Ланвен был безупречный вкус и идеальное чувство гармонии

Уже в 20-е ателье Жанны Ланвен шьет платья невероятной красоты - в Galliera выставлены ее знаменитые платья с Международной выставки декоративных и промышленных искусств 1925 года, которая принесла интернациональную славу ей и Шанель и поставила крест на карьере Поля Пуаре. Видеть собранными вместе те знаменитые наряды, конечно, удивительный опыт - La Cavallini, Lesbos, Salambo, Mille et Une Nuit и мое любимое пудрово-розовое платье Maharamée. Некоторые вещи лежат в витринах, словно их только что сбросили, а зеркала, подвешенные сверху, множат отражения, не дают толком увидеть крой, но отлично наводят фокус на декор - на все эти сумасшедшие вышивки золотой нитью и шелком, бисером и кристаллами Swarovski, украшенные стеклярусом ленты, со всех сторон обвивавшие женщину в таком платье. Потому что именно декорирование все еще было самым главным в моде 20-х - простая форма иногда почти тонет в декоре.

А вот вещи, которые делает дом Lanvin в 30-е, выглядят чрезвычайно современно. Главными становятся силуэт и крой, именно им подчиняется все остальное, в том числе и радикально изменившийся декор - чистый, ясный, даже минималистичный. Как раз тогда Жанна Ланвен проявляет свою страсть к рукавам, она становится буквально королевой рукавов: ни у кого не было таких разнообразных и красивых рукавов, как у Lanvin. Именно они и являются пространством декора: дизайнер расшивает их кристаллами и металлическими нитями, покрывает аппликацией, накидывает сверху пелерину из синтетических кабошонов, выкладывает золотыми пластинами, делает их в технике самого разного плетения. В каждом ее платье 30-х годов от рукавов буквально невозможно оторвать глаз. Кроме декора мадам Ланвен творит нечто невероятное с их формой: они могут быть как у кимоно (в черном платье 1937 года, помещенном на афишу выставки), могут быть в форме многогранника, причем объемного, как в манто Sérénade 1946 года, сделанного из шелковой тафты ее любимого цвета bleu nuit (ночного неба), все оттенки которого она использовала постоянно. Вокруг этого манто я ходила полчаса, пытаясь со всех углов рассмотреть, как устроены эти головокружительные рукава. Сделай кто-нибудь такой крой сегодня - все бы дружно написали про футуризм. Ее легендарное платье My Fair Lady 1939 года из скроенных по косой полосок белой органзы с огромным черным бантом на спине, которое встречает вас на входе, выглядит как будто из фильмов 70-х про будущее. А ансамбль Révérence - корсаж и юбка из присборенных и нашитых на сетку белых и красных лент - смотрится настоящим приветом Рафу Симонсу и его последней кутюрной коллекции из 1938 года.