Зеленые "барометры" погоды. Растения-барометры Цветы барометры для детей

Издавна люди замечали, как некоторые растения реагируют на изменение погодных условий. В качестве живых барометров выступают несколько сотен растений, в том числе известных цветов, которые выращивают многие цветоводы.

Не каждый цветовод выращивает адонис весенний, ведь растение достаточно капризное и требует определенной заботы. Зато адонис весенний является прекрасным синоптиком. В преддверии дождя верхушки опускаются вниз. Если же верхушки цветоносов прилегают к лепесткам, то погода наладится.

Если день будет солнечным, то цветки календулы всегда раскрываются ранним утром. Если они свертываются днем, поникают листья, то вскоре начнется дождь.

Цветки одуванчика закрываются перед ненастьем. Интересно, что в облачную, серую погоду они могут и не закрываться, что тоже неспроста. В этом случае, каким бы серым не было небо, дождика не будет.

Леукофиллум кустарниковый цветет в течение 10 дней и только в дни высокой влажности, часто после дождя.

Не свернувшиеся на ночь цветки очитка сигнализируют о дожде.

Если на участке произрастает желтая акация, то по ней очень легко понять будет сухая или дождливая погода. В преддверии дождя желтая акация выделяет много нектара, что привлекает большое количество насекомых. В сухую погоду насекомых наблюдается очень мало. Данная особенность характерна и для прострела. Однако скопление пчел на жасмине, васильках, яснотке сигнализирует о ясном дне.

Ветви ели опускаются перед ненастьем, если ветки поднимаются вверх, значит ожидается теплая и ясная погода. Данная особенность характерна не только для ели, но и для других хвойных деревьев.

Цветки эшшольции , лютика скручиваются, а цветки мальвы поникают в преддверии ненастной погоды.

За несколько часов до начала дождя, на дербеннике, на листьях канны образуются прозрачные капельки влаги.

Известный сорняк в огородах большинства дачников и владельцев собственных участков – мокрица (звездчатка), также считается растением-барометром. Если, поутру цветки не раскрылись, значит быть дождю. В пасмурную и облачную погоду цветки звездчатки не раскрываются.

Перед дождем кувшинки закрываются и уходят под воду. Данная особенность кувшинок позволяет избежать намокания пыльцы.

Барометрами бывают не только садовые растения и цветы, но и комнатные. Перед дождем цветки комнатной розы, кипарисовика, начинают сильнее благоухать, а на листьях монстеры, маранты , появляются капельки влаги. Столь интересное явление называется гуттация. Если на цветках хойи собираются капельки, то вскоре будет дождик. Но капельки на листьях некоторых растений, например, бальзамина образуются не к дождю, а к ясной и солнечной погоде.

Наверняка цветоводы, в коллекции которых присутствует кислица , знают, что ее листья складываются перед пасмурной погодой. Однако листья складываются и тогда, когда наступает вечер. Но если цветки ночью раскрыты, то в ближайшее время пойдет дождь.

Тема:

« РАСТЕНИЯ-БАРОМЕТРЫ»

РАБОТУ ВЫПОЛНИЛИ:

ПИЩЕНКОВА НАДЯ

СОКОЛКОВА КИРА

УЧЕНИЦЫ 6 КЛАССА


  • Однажды мы заметили дома, что перед сильным морозом цветок калла «плачет».
  • Мы спросили у учителя почему так произошло.
  • Нам стало интересно узнать больше о цветах-барометрах.

  • Цель: Узнать, как цветы-барометры предсказывают погоду.
  • Задачи:
  • 1.Изучить учебную и научно – популярную литературу о растениях;
  • 2. Провести наблюдения за одуванчиком и елью;
  • 3.Установить, какие изменения происходят с растениями перед сменой погоды, и какие растения предсказывают погоду или ее изменения.

Гипотеза:

  • Некоторые растения способны предсказывать погоду.

Методы исследования:

  • Наблюдение, сравнение, измерение.
  • Где наблюдали: на пришкольном участке.

Человек не обладает способностью чутко реагировать на изменение погоды и тем более предсказывать её, но многие растения могут помочь ему в этом.

Каждый листочек чувствует влагу воздуха, тепло солнечных лучей и направление солнечного света, реагирует на малейшие изменения внешней среды.


Растения столь чувствительны к переменам погоды, что, наблюдая за ними, можно составить достоверный краткосрочный, а иногда и долгосрочный прогноз. Многие травы, кустарники и деревья ответят на вопросы пытливого наблюдателя. А будет дождь? Надолго ли установилась солнечная погода и какая будет зима?

Человек наблюдал за поведением растений веками, фиксируя закономерности их поведения в тех или иных условиях, поэтому достоверность «растительных прогнозов» погоды очень высокая.


до 400 видов растений,

которые могут выступать как барометры-предсказатели штормов, бурь или хорошей безоблачной погоды.


Одуванчик

Способен с точностью предсказать дождь за несколько часов до падения первых капель. В солнечную погоду золотистые цветы раскрыты до вечера. Но если вы увидите, что луг из золотого стал зеленым, вскоре пойдет дождь.

  • Пушистые головки с семенами также умеют сворачиваться, чтобы пушинки не прибило водой к земле, и они могли улететь как можно дальше от родительского растения .

Цветки одуванчика в солнечную погоду

Цветки одуванчика перед дождем


  • Опускает свои нижние ветки перед дождем,
  • чешуйки ее шишек сжимаются,
  • перед ясной погодой ветви поднимаются вверх.

Ветви ели перед дождем

Ветви ели в солнечную погоду


Папоротник скручивает листья, если ожидается жаркая погода, и выпрямляет листья, если ожидается ухудшение погоды.


Клевер Растение чутко реагирует на тепло, влагу и на изменение атмосферного давления. К ненастью клевер складывает свои листки и склоняет головки соцветий, а перед устойчивой хорошей погодой стебли и листья его расправлены, соцветия подняты вверх.


Морковь -

ее ботва перед дождем опускается вниз.


Жёлтая акация

Есть такая примета - пчёлы облепили её- будет дождь.


В лесу барометром может служить кислица.

Перед дождём все листья опускаются.

Костяника - наоборот, за 20 часов до дождя расправляет свои листья.


Ноготки

Если ноготки рано утром развернут венчики, то ожидается ясная погода, если позже, около полудня, то дождь.


Маргаритки- чувствуют приближение дождя: они наклоняют «головку» к земле и закрываются.


Вьюнок

Цветки вьюнка закрываются - дождь близок, распускаются в пасмурную погоду - к солнечным дням. Цветы сильнее пахнут перед дождем.


  • Цветение черемухи связано с похолоданием

  • Если с утра цветы мокрицы (звездчатки средней) закрыты - приближается дождь, а если остаются открытыми в течение дня - к хорошей погоде

  • Среди растений есть такие, которые способны определять изменения в погоде.
  • Умение узнать погоду по приметам, поведению растений не утратило значения и в наши дни.
  • Наблюдая за растениями-барометрами можно уберечь себя от капризов погоды.

Растение, которое можно отнести к растениям барометрам – это акация . В народе есть масса примет по определению погодных условий, например, если облепляют акацию, то в лес лучше не идти, так как намечается дождь и плохая погода. Это связано с тем, что акация, перед тем как пойдет дождь, начинает выделять нектар, на который и слетаются пчелы. Таким же образом пчелы слетаются на кусты и жимолости . Также можно определить, что будет хороший и ясный день без дождя. Пчелы в этом также помогут, если они слетелись на черемуху или , то на завтра стоит ждать теплый, сухой и ясный день. Цветки этих деревьев выделяют нектар даже в сухие дни.Поэтому можно легко определить погодные условия.

К примеру, на дачных участках очень много мокрицы . По этому растению также можно ориентироваться. Выйдя утром на крыльцо домика можно понаблюдать за растением. Итак, если мокрица раскрывается утром и остается с распущенными цветками, то завтра ждать жаркий день. Определить погодные условия также в силах . Если понаблюдать, то перед дождиком одуванчики закрываются. И даже если в сухой день одуванчики в таком виде значит, приближается дождь. Но что интересно, если небо начинает хмуриться, но одуванчики радуются дню, то погода установится хорошая.

Очень хорошим приборчиком в определении погодных условий служит одуванчик, который уже отцвел. В сухую ясную погоду его пушинки разлетаются по всюду. Иначе он ведет себя в мокрые дни. Все пушинки собираются вкучку и никакой ветерок их не распушит. Узнать о приближающемся ненастья у также возможно стоить лишь посмотреть на его цветочки. Если у лютика открыты цветки, то дождя не предвидеться. Что касается роз и шиповника , то они также берегут свои бутоны и не распускают их перед дождем. Даже если на улице пасмурно ноготки не будут радовать своей красотой.

Еще одним отличным растением барометром можно назвать чертополох . Если погода ясная и сухая он свои колючки раскрывает так, что даже невозможно их сорвать. Перед наступлением мокрого дня колючки становятся не колючими и их можно спокойно сорвать, так как колючки сжимаются к основанию головки. По лопуху также можно определить приближение ненастья. Листики, которые находятся вокруг соцветий при приближающимся дождике начинают набухать, так как в воздухе повышается влажность и их колючки, поэтому становятся менее колючими.

Если у Вас есть что-то добавить, пожалуйста обязательно оставьте свой комментарий

Галина Шарафиева
Проект «Растения-барометры, предсказывающие погоду»

1. Название подпроекта : «Растения – барометры , предсказывающие погоду ».

Тузова Светлана Викторовна, дети подготовительной к школе группы

(16 детей, родители.

3. Место проведения : экологическая тропинка детского сада.

4. Тип подпроекта :

по ведущему методу : познавательно - исследовательский;

по характеру участия ребенка в проекте : как «заказчик» проекта ;

по характеру контактов : внутри одной возрастной группы ;

по количеству участников : вся группа;

по длительности : средней продолжительности (июнь - август) .

5. Цель подпроекта : сформировать у детей старшего дошкольного возраста представления о цветах - барометрах.

6. Задачи :

формировать представления детей о растениях – барометрах , предсказывающих погоду ;

развивать умения детей устанавливать связи : зависимость состояния растений - барометров от условий погоды ;

развивать у детей память, наблюдательность;

развивать у детей умения отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах;

воспитывать у детей экологически правильное взаимодействие с природой ближайшего окружения, безопасное как для ребенка, так и для самой природы.

7. Проблема : узнать, как и какие растения на экологической тропинке детского сада предсказывают погоду и почему их называют барометры.

Как всегда, летом, после завтрака мы выходим на прогулку. Так было и в этот день, хоть погода и была пасмурной . Мальчики играли в мяч, девочки в свои любимые игры, а Ксюша с Варей стояли около клумбы с цветами. Искали там бабочек, но не могли их найти, так как одни цветы закрылись, другие поникли. Девчонки подбежали ко мне и стали наперебой спрашивать, а почему некоторые цветы закрылись? Тогда мы позвали всех детей и вместе с ними подошли к клумбе. Дети долго рассматривали цветы, сравнивали с цветами на другой клумбе. Оказалось, что действительно, не все цветы закрылись и поникли, некоторые были раскрыты. Ребята стояли в недоумении. Тогда я обратила внимание детей на небо, и попросила охарактеризовать состояние погоды . Ребята быстро описали, какое над нами небо. Узнала у детей, кто предсказывает погоду , какие инструменты нужны для того, чтобы узнать каким будет день. А чтобы самим узнать связь между пасмурным и солнечным небом и цветами, мы решили создать проект и назвать его «Растения – барометры , предсказывающие погоду ». Так же нами было решено, обратиться к помощи родителей и второму воспитателю, ведь наши наблюдения не должны были прерываться.

Для того чтобы родители поняли чем мы будем заниматься, мы провели с ними консультации, сводили на экскурсию к видовой точке «Цветы-барометры»

Чтобы нам легче было собирать материал по данной теме, мы разделились на группы : 1группа собирала материал непосредственно с видовой точки «Цветы – барометры» экологической тропинки детского сада. 2группа собирала материал о растениях – барометрах растущих на экологической тропинке детского сада.

8. Ресурсное обеспечение :

1. Материал :

картинки и фотографии растений – барометров ;

подарки для растений – барометров : ветряные вертушки в виде цветочков;

схема экологической тропинки детского сада;

сказочный герой видовой точки «Цветы – барометры» «Лесовичок» ;

компьютерные презентации : «Растения , предсказывающие погоду » ; «Какие они цветы?» ; «Растения – барометры » .

детская познавательная и художественная литература;

дидактические игры по теме подпроекта ;

фотоаппарат.

2. Методическое обеспечение :

1. Анцыперова Т. А. Экологические проекты (из опыта работы прогимназии

№ 2 г. Волгограда): методическое пособие. – Волгоград : Изд-во ВГИПК РО, 2008. -96с. Приложение к журналу «Учебный год» № 87. Серия «Экологическое образование. Выпуск 7.

2. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада. – Волгоград : Перемена, 2001.-83с.

3. Масленникова О. М., Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском саду/ - Волгоград : Учитель, 2009- 232с.: ил. с. 48-55.

4. Рыжова Н., Логинов Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. – М.: Линка - пресс, 2008. -256с.

5. Рыжова Н. А. Проект «Мусор» // Дошкольное образование. – 8. – 2001. –

№ 16 (64) .

6. Рыжова Н. А. Экологический проект «Мое дерево» . – М.: «КАРАПУЗ ДИДАКТИКА» , ТЦ «СФЕРА» , 2006. – 256с.

7. А. Н. Сергеев Живые барометры рядом с нами. -Д.: Издательство Сталкер, 2003.- 288 с : ил.

8. Черезова Л. Б., Анциперова Т. А. Проектная деятельность в экологическом образовании детей – оптимальная форма осуществления преемственности между дошкольными учреждениями и школой. / Модернизация системы в регионе : потенциал повышения квалификации и переподготовки работников образовательных учреждений. Мат. региональной научно - практ. конфер., часть 1. – Волгоград : изд-во ВГИПК РО, 2005. – С. 92-95.

9. Шорыгина Т. А. Цветы. Какие они? Книга для воспитателей. – М.: ГНОМ и Д, 2002. – 64 с.

10. Детская энциклопедия. Цветы от А до Я. М.: Аргументы и факты, 1996. – 40 с.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОЕКТА :

I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Цель : дать детям первичную информацию о растениях – барометрах и познакомить их с разнообразием и особенностями этих растений .

1. Рассматривание иллюстраций, фотографий с растениями - барометрами .

2. Подбор научных и художественных произведений.

3. Создание паспорта растений , видовой точки «Цветы – барометры» экологической тропики детского сада.

4. Подбор материала родителями для подпроекта по теме :

создание семьей Антоновых папки «Стихи о растениях - предсказателях » ;

создание семьей Тырсенко папки «Прогноз погоды от растений - барометров » ;

создание семьей Богомоловой Иры таблицы «Цветы – синоптики» ;

сочинение сказок родителями о «растениях – барометрах » .

5. Составление перспективного плана работы с детьми старшего дошкольного возраста :

п/п Время проведения Содержание деятельности с детьми

июнь Коммуникативная деятельность : беседа с детьми на тему : «Живые барометры» .

деятельность : экскурсия с детьми по экологической тропинке детского сада. Составление списка «Растения – барометры на экологической тропинке детского сада».

июнь Познавательно – исследовательская деятельность : экскурсия к видовой точке «Цветы – барометры» экологической тропинки детского сада.

июнь Коммуникативная деятельность :

беседа с детьми «Цветы – барометры» .

июнь Познавательная и коммуникативная деятельность : просмотр и обсуждение презентации : «Растения , предсказывающие погоду » .

6. июнь Познавательная и коммуникативная деятельность : просмотр и обсуждение презентаций созданных родителями.

июнь Продуктивная деятельность : написание писем детьми растениям – барометрам

июль Коммуникативная и продуктивная деятельность : придумывание и изготовление с детьми дидактических игр : «Я - синоптик» , «Дорисуй правильно картинку» .

9. июнь- август Чтение художественной литературы : чтение стихов, рассказов, сказок, отгадывание загадок.

11. июнь- август Продуктивная деятельность : рисунки, аппликации, коллажи, лепка и т. д.

июнь- август Познавательно – исследовательская деятельность : наблюдение с детьми за цветами барометрами видовой точки «Цветы–барометры» экологической тропинки детского сада.

13. июнь- август Продуктивная деятельность : создание детьми фенологических календарей «Цветы–барометры» .

II. ОСНОВНОЙ

Цель : формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о растениях – барометрах экологической тропинки детского сада, предсказывающих погоду в летний период .

1. Беседа с детьми «Живые барометры» .

Беседуя с детьми о «живых барометрах» , мы постарались обобщить знания воспитанников об их многообразии. У детей появился интерес, желание узнать как о растениях – барометрах , так и о животных - барометрах. Когда вечером приходили родители, чтобы забрать детей домой, они просили их сходить в библиотеку и взять книжки о растениях -барометрах и животных-барометрах.

Отвечали на вопросы «Лесовичка» :

Кто предсказывает погоду ?

Где можно узнать о погоде ?

Кого называют синоптиками?

2. Экскурсия с детьми по экологической тропинке детского сада.

На экскурсии по экологической тропинке детского сада мы с детьми наблюдали, рассматривали цветы, кустарники, деревья. Чтобы детям было легко находить растения - барометры , наши экскурсии были как в солнечную, так и в пасмурную погоду . Любое наблюдение – это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому наши наблюдения были непродолжительны.

После экскурсии мы с детьми составили список растений – барометров , растущих на экологической тропинке детского сада. Подобрали картинки к этим растениям .

2. Экскурсия к видовой точке «Цветы – барометры» экологической тропинки детского сада.

Рассматривая схему экологической тропинки детского сада, мы нашли видовую точку «Цветы-барометры» и все вместе отправились на экскурсию.

Мы рассмотрели, какие цветы растут на клумбе , подобрали картинки. Так как эта видовая точка экологической тропинки детского сада называлась «Цветы-барометры» все дети согласились, что все эти цветы предсказывают погоду . Экскурсия наша проходила как в солнечную, так и в пасмурную погоду . А сказочный герой «Лесовичок» попросил детей почаще приходить к этой грядке и тогда они смогут увидеть много интересного. Чтобы детям было понятно, что собой представляют цветы - барометры , была проведена беседа об этих цветах.

3. Беседа с детьми на тему : «Цветы – барометры» .

У детей появились представления о цветах-барометрах , они познакомились

с цветами, предсказывающими погоду .

Отвечали на вопросы «Лесовичка» :

Чем отличаются между собой цветы, кусты, деревья?

Все ли растения пахнут ?

Цветы, каких растений пахнут сильнее перед дождем?

4. Просмотр и обсуждение презентации : «Растения , предсказывающие погоду » .

После просмотра презентации мы с детьми постарались вспомнить, какие растения-барометры растут у нас на экологической тропинке. Нашли картинки этих растений и сделали журнал . Дети с удовольствием делились впечатлениями с родителями, когда их забирали домой, показывали журнал с картинками растений – барометров .

6. Просмотр и обсуждение презентаций, созданных родителями.

Дети с интересом посмотрели презентацию «Цветы. Какие они?» . Познакомились с новыми цветами, узнавали знакомые. Во время обсуждения дети отвечали на различные вопросы :

Какие цветы вы знаете?

Почему нельзя рвать и топтать цветы?

Какую пользу приносят цветы?

Чтобы закрепить знания детей о растениях – барометрах , мы посмотрели еще одну презентацию «Растения-барометры » .

7. Написание писем «живым – барометрам» , оформление и отправка писем.

Наблюдая во время прогулок за растениями – барометрами , дети обращали внимание на насекомых, вьющихся около некоторых растений . Замечали, как закрылись цветки некоторых растений в пасмурную погоду .

Чтобы узнать, почему так происходит,

нами было решено написать письма

растениям-барометрам . Дети с удовольствие

сочиняли письма, оформляли и подписывали

конверты, рисовали свои «вопросы» .

8. Придумывание и изготовление с детьми дидактических игр :

Чтобы детям легко было запоминать названия растений – барометров , мы все вместе решили придумать игры. Они помогали детям запоминать названия, причину, внешний вид, состояние погоды . Одну из игр мы решили назвать «Я - синоптик» , а другую «Дорисуй правильно картинку» . Когда игры были сделаны, дети с удовольствием играли в них.

9. Чтение стихов, рассказов, сказок, отгадывание загадок.

Дети с интересом слушали стихи,

рассказы, сказки. Отгадывали загадки.

Нужную литературу мы находили в

кабинете эколога или методическом кабинете.

Огромную помощь в поборе литературы

оказали родители, которые принесли как книги,

так и журналы о растениях – барометрах .

10. Игровая деятельность.

На прогулке мы с детьми играли в словесные и подвижные игры. Благодаря этим играм у детей развивалась память, речь, так как в игре был

задействован каждый ребенок. В группе дети играли в различные дидактические, пальчиковые игры.

11. Художественно – творческая деятельность детей и родителей.

Не менее эффективным приемом, способствующим проявлению творческих способностей детей, является отражение впечатлений от общения с растениями в изобразительной деятельности. Изображая, дети уточняют представления об окружающей природе и благодаря этому активнее и глубже познают ее. Единственное условие : дети должны так отобразить объект,

чтобы его легко могли узнать окружающие. При этом важна не столько техника исполнения, сколько умение увидеть и передать характерные

для этого объекта признаки. В рисунке дети передают те впечатления, которые

они получают от окружающей жизни, выражают свое отношение к тому, что увидели, услышали, о чем узнали, как бы заново переживают увиденное, а в результате обогащаются их знания, уточняются представления об объектах и явлениях природы, развиваются наблюдательность и память.

Родители тоже не остались в стороне, вместе со своими детьми они тоже

сделали несколько поделок и рисунков.

12. Наблюдение с детьми за растениями - барометрами экологической тропинки детского сада.

Наблюдая за растениями – барометрами дети узнали, что перед дождём закрывают свои соцветия цветки одуванчика, мальвы, календулы. От «Лесовичка» дети узнали, что о приближении дождя могут рассказать вьюнок полевой, кислица обыкновенная, клевер, чистотел большой, герань, василёк луговой, цветы картофеля. Так же «Лесовичок» рассказал детям, что перед дождем сильнее пахнут цветки акации, флоксов, сирени, выделяя нектара больше, чем обычно, и тем самым привлекая рои насекомых. Вместе с детьми сделали альбом фотонаблюдений за цветами – барометрами.

13. Создание фенологических календарей «Цветы–барометры» .

Огромное удовольствие дети получили при оформлении фенологических календарей. Каждый раз, замечая изменения у цветов – барометров, они зарисовывали их. Чтобы задействовать всех детей, они разделились на группы.

Если кто-то из детей забыл понаблюдать, то другой уже брался за карандаш и зарисовывал увиденное.

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Цель : презентация детьми результатов подпроекта .

Мы считаем, что описанную выше работу по прогнозированию погоды проводить необходимо не ради составления прогноза погоды , хотя само по себе это интересно и может пригодиться, а ради того, чтобы дети развивались умственно, творчески, чтобы формировались экологическое мышление, экологическое сознание и ценностную ориентацию на природу.

Когда наша работа была завершена, весь материал собран, сложен в папку, радости детей не было предела . Мы решили сделать презентацию – выставку нашего подпроекта для наших родителей и старших детей детского сада. На этой презентации дети показывали свои работы, рассказывали сказки, загадывали загадки. Презентация подпроекта прошла в дружеской обстановке.

Которые способны очень чутко улавливать малейшие изменения капризной погоды и заблаговременно сообщать об этом человеку выразительным языком запахов и движений, цветов и форм. Чтобы быть в курсе предстоящих перемен, необходимо научиться понимать эту грамоту и знать на каких представителей зеленого мира можно рассчитывать. Растения-барометры – не такая уж редкость, их можно встретить в лесу и в поле, в саду и на клумбе, они окружают нас дома, доверчиво протягивая руки-ветви из своих вазонов на подоконнике.

Многие из них чувствительны к предстоящим перепадам температуры воздуха, другие чувствуют колебания влажности и давления. В ожидании дождя поникают головками цветки мальвы и ноготков, лютики низко опускают свои сомкнутые лаковые лепестки. Пасмурная погода с высокой влажностью оставляет закрытыми одуванчики, нежно-голубые цветки льна и осота.

Заметив, что насекомые активнее роятся, привлеченные запахом сладкого нектара желтой акации или сон-травы, можно с уверенностью предсказывать ухудшение погоды и обильные осадки. Дело в том, что эти растения перед дождем выделяют больше благоухающего нектара, чем обычно, привлекая крылатых вестников ненастья терпким ароматом.

Благородная канна и резные листья монстеры за 7-9 часов до дождя “плачут”, покрываясь мелкими прозрачными капельками влаги. Полевой клевер в ожидании осадков опускает листья, словно зонтиком прикрывая ими лиловые головки цветов; перед бурей растение выпрямляется и стоит ровно. Репейник тоже предчувствует ненастье, расправляя колючки своих шишек перед дождем, а если чертополох растопырил колкие иглы – жди солнечной и ясной погоды.

Невзрачная огородная травка, звездчатка – великолепный домашний барометр. Ее белесые мелкие цветочки безошибочно предугадывают облачную погоду нежеланием распускать свои венчики ранним утром. О приближающемся ненастье без слов расскажут прямые, расправленные листья папоротника-орляка . Закручиваясь к низу, они предупреждают о сухой безветренной погоде.

Лесные деревья, как никто, способны улавливать «настроение» погоды. Опуская свои тяжелые ветви-лапы к земле, стройная ель готовится принять душ в виде обильного дождя; поднимая их к солнцу, она приветствует его, «объявляя» о теплой и ясной погоде. Иногда лиственный лес сильно шумит в безветренную погоду. Если вы услышали этот необычный шум летом – быть дождю, зимой – оттепель близится. Сухая трава в лесу ранним утром предупреждает о вечернем дожде.

Виноград

    В садах и на при­усадебных участках можно подобрать для посадки винограда место потеп­лее, например, с солнечной сторо­ны дома, садового павильона, ве­ранды. Рекомен­дуется высаживать виноград вдоль границы участка. Сформирован­ные в одну линию виноградные лозы не займут много места и в то же время бу­дут хорошо освещаться со всех сторон. Возле построек виноград надо размещать так, чтобы на не­го не попадала вода, стекающая с крыш. На ровных местах надо де­лать гряды с хорошим стоком за счет водоотводных борозд. Некоторые садоводы по опыту своих коллег из западных районов страны копают глубокие посадоч­ные ямы и заполняют их органи­ческими удобрениями и удобрен­ной землей. Ямы, выкопанные в во­донепроницаемой глине, - это сво­его рода замкнутый сосуд, кото­рый в период муссонных дождей заполняется водой. В плодородной земле корневая система винограда первое время хорошо развивает­ся, но как только начинается пере­увлажнение, она задыхается. Глу­бокие ямы могут играть положи­тельную роль на почвах, где обес­печен хороший естественный дре­наж, водопроницаемая подпочва или возможен мелиоративный ис­кусственный дренаж. Посадка винограда

    Быстро восстановить отживший куст винограда можно методом от­водков («катавлак»). С этой це­лью здоровые лозы соседнего ку­ста укладывают в канавки, про­копанные до места, где раньше произрастал погибший куст, и при­сыпают землей. На поверхность выводят верхушку, из которой по­том вырастает новый куст. Одре­весневшие лозы на отводки укла­дывают весной, а зеленые - в июле. От маточного куста их не отделяют в течение двух-трех лет. Замерзший или очень старый куст можно восстановить посред­ством короткой обрезки до здоро­вых надземных частей или обрез­ки на «черную головку» подзем­ного штамба. В последнем случае подземный штамб освобождают от земли и целиком спиливают. Неда­леко от поверхности из спящих почек вырастают новые побеги, за счет которых формируют новый куст. Запущенные и сильно повреж­денные морозом кусты винограда восстанав­ливают за счет более сильных жи­ровых побегов, образующихся в нижней части старой древесины, и удаления ослабленных рукавов. Но прежде чем удалить рукав, формируют ему замену. Уход за виноградом

    Садоводу, приступающему к выращиванию винограда, надо хо­рошо изучить строение виноградной лозы и биоло­гию этого интереснейшего расте­ния. Виноград относится к лиановым (лазящим) растениям, для него нужна опора. Но он может сте­литься по земле и укореняться, как это наблюдается у амурского винограда в дикорастущем состоя­нии. Корни и надземная часть стебля растут быстро, сильно вет­вятся и достигают больших раз­меров. В естественных условиях без вмешательства человека выраста­ет разветвленный куст винограда со множе­ством лоз различных порядков, который поздно вступает в пло­доношение и нерегулярно дает урожай. В культуре виноград формируют, придают кустам удоб­ную для ухода форму, обеспечи­вающую высокий урожай качест­венных гроздей. Виноградная лоза

Лимонник

    В литературе, посвященной вьющимся растениям-лианам, излишне ус­ложняются способы подготовки посадочных ям и сама посадка. Предлагается копать траншеи и ямы глубиной до 80 см, заклады­вать дренаж из битого кирпича, черепков, устанавливать трубу к дренажу для питания, засыпать особой землей и т. д. При посадке нескольких кустов в коллективных садах еще возмож­на подобная подготовка; но реко­мендуемая глубина ямы не подхо­дит для Дальнего Востока, где мощность корнеобитаемого слоя в лучшем случае достигает 30 см и он подстилается чаще всего во­донепроницаемой подпочвой. Ка­кой бы ни закладывался дренаж, но глубокая яма неизбежно ока­жется закрытым сосудом, где бу­дет скапливаться вода в период муссонных дождей, а это повлечет за собой выпревание и загнивание корней от недостатка воздуха. Да и корни лиан актинидий и лимонника, как это уже отмеча­лось, распространяются в тайге в поверхностном слое почвы. Посадка лимонника

    Лимонник китайский, или схизандра, имеет несколько названий - лимонное дерево, красный вино­град, гомиша (японское), кочинта, кодзянта (нанайское), кольчита (ульчское), усимтя (удэгейское), учампу (орочское). По строению, системному родству, центру происхождения и распространению лимонник китайский не име­ет ничего общего с настоящим цит­русовым растением лимоном, но все его органы (корни, побеги, ли­стья, цветки, ягоды) источают аромат лимона, отсюда и название лимонника. Цепляющаяся или об­вивающая опору лиана лимонника наряду с амурским виноградом, тремя видами актинидий является оригинальным растением дальнево­сточной тайги. Его плоды, как и настоящего ли­мона, излишне кислые для потреб­ления в свежем виде, но они об­ладают лечебными свойствами, приятным ароматом, и это при­влекло к нему большое внимание. Вкус ягод лимонника китайского несколько улучшается после заморозков. Ме­стные охотники, потребляющие та­кие плоды, утверждают, что они снимают усталость, сообщают ор­ганизму бодрость и улучшают зре­ние. В сводной китайской фарма­копее, составленной еще в 1596 го­ду, говорится: "плод китайского ли­монника имеет пять вкусов, отне­сен к первой категории лекарст­венных веществ. Мякоть у лимон­ника кислая и сладкая, семена горько-вяжущие, а в целом вкус плода солоноватый. Таким обра­зом, в нем все пять вкусов нали­цо". Вырастить лимонник