Заупокойный храм аменемхета iii. Сокровища Эрмитажа

Вероятно, высшим достижением фараонов этой династии явилось восстановление Аменемхетом III (ок. 1849-1801 до н. э.) разветвленной оросительной системы. В Файюмской впадине, близ царской резиденции Ит-Тауи, была создана сложная сеть каналов, соединенная с Нилом через канал Бахр-Юсуф. Меридово озеро в Файюме было превращено в водохранилище, ежегодно во время паводков пополнявшееся по системе каналов водами Нила, а поблизости была основана новая столица Хетепсенусерт (совр. Кахун). Чтобы контролировать орошение полей в продолжительные периоды спада уровня Нила, на каналах были возведены шлюзы. Усовершенствованная и более разветвленная оросительная система времени правления Аменемхета III функционирует до сих пор.

Сын Сенусерта III, Аменемхет III правил около 45 лет и, как и его отец, оставил после себя серию замечательных скульптурных портретов прекрасной работы. Царствование его стало апогеем экономического расцвета Среднего царства. Память об Аменемхете III сохранялась в течение столетий благодаря не победоносным войнам, а - мирным работам, которые дали благоденствие стране.

При Аменемхете III возросло значение Фаюма, здесь были возведены огромные дворцы в честь местного бога-крокодила Себека.

Урожай в Египте всегда зависел от разлива Нила, причем, только определенная средняя высота затопления земли приносила богатую жатву. Слишком высокий разлив, так же, как и слишком низкий, не могли обеспечить хороший урожай. Благодаря сложной системе каналов, дамб и плотин воду задерживали на полях. Во времена Аменемхета III принимались меры, чтобы заранее знать высоту прибывающей воды. Ниломер был расположен на юге страны в крепости Семне. Вероятно, была и система быстрой передачи сведений о подъеме воды в реке от Семне и Элефантины до Фив и шлюзов Меридова озера и до Мемфиса.

При Аменемхете III были закончены строительные работы в Фаюме, которые начал еще Аменемхет I. Было создано искусственное Меридово озеро. Благодаря грандиозной системе шлюзов оно стало огромным резервуаром для воды. С другой стороны, благодаря тому, что земли около озера были осушены, страна получила богатые пашни. Когда наступало наводнение, тогда отворяли шлюзы канала, воды реки устремлялись в бассейн, когда же воды реки спадали до самого низкого уровня, тогда открывали шлюзы, и бассейн изливал свои воды на ближайшие к нему земли.

В разное время озеро называлось Ше – "озеро”, Ше-ур – "великое озеро”, Ми-ур – "великое море”. По названию озера "Ше” называлась и вся область – Та Ше – "Земля озера”, от которого и произошло арабское Фаюм. Место, где выходит нильский канал, чтобы углубиться в котловину Фаюма, называлось Апе-Таш, то есть "ущелье земли озера”. Здесь находилось Ра-хунт, или Ла-хунт, то есть "отверстие отвода воды” - шлюзы канала. Вероятно, и арабское название местности Эль-Лахун, и название "Лабиринт”, данное греками (искаженное египетское слово Лаперо-хунт – "святилище при шлюзах канала”), произошли от Ла-хунт.

Продолжались разработки камня в долине Хаммамат. В одной из надписей на скалах говорится, что в девятый год царствования Аменемхет III лично отправился в скалистую долину Рохан, чтобы дать повеления о ломке камня для строительства памятников в Пи-Себеке (Фаюм) и для статуи фараона пяти локтей высоты.

На Синае были богатые месторождения бирюзы, и работы в рудниках также продолжались. На камнях здесь обнаружены более 50 надписей о длительных экспедициях между 2-м и 45-м годами царствования Аменемхета III. В надписи второго года правления говорится о доставке в Египет бирюзы и меди. Довольно необычен факт, что, несмотря на свое долгое царствование, сохранилось очень мало надписей от Аменемхета III. Они, тем не менее, дают высокую оценку его правлению и содержат длинные списки чиновников, казнохранителей, художников, начальников каменотесов и рабочих, которых фараон посылал в рудники. Все эти люди оставляли надписи на камнях в память о своем пребывании. Они называли свое имя и должность, призывали в помощь местных богов, преимущественно богиню Хатхор, "госпожу земли Мафкат” (бирюзы), а также бога Супт-Гора, "господина востока” и обожествленного царя Снофру (IV династия), которого считали покровителем Синайского полуострова.

Пирамиды Аменемхета III

Необычным было то, что Аменемхет построил для себя две пирамиды. Подобного не случалось со времен правления Снофру в эпоху Древнего царства.

Одна пирамида Аменемхета была возведена в Дахшуре (шириной 104 м), другая - в Хаваре (шириной 102 м). Первая была оставлена после того, как царь построил усыпальницу в Хаваре.

Аменемхет придавал Фаюму большое значение, потому и пирамиду он построил в этом же районе.

Пирамида в Хаваре была построена из кирпича-сырца и облицована плитами из известняка. Внутри нее была построена система сложных ходов для того, чтобы сделать недоступным для грабителей царское захоронение. Но у грабителей были проводники, с помощью которых они проникали внутрь гробниц, грабили мумии и сжигали деревянные гробы.

Вход в пирамиду расположен необычно – с южной стороны. От входа начинается длинная лестница, которая приводит в комнату с потолком из подвижных каменных плит, через них можно было попасть в коридор, оканчивающийся тупиком. Эта ловушка должна была стать препятствием для грабителей. Настоящий ход из этой камеры вел в следующую комнату с потолком, также сделанным из подвижных плит. Всего таких комнат было три. В коридоре, который вел из последней комнаты в погребальную камеру, была устроена западня в виде двух колодцев, которые также оканчивались тупиками.

Сама погребальная камера была целиком высечена из желтого кварцита. Длина камеры 6,71 м, ширина 2,4, высота 1,83. Толщина стен 60 см. Вес этого блока составляет примерно 427 кг. Погребальная камера была вставлена в вырубленное в скале углубление, а поскольку дверей в ней не имелось, то проникнуть туда можно было только отодвинув одну из трех каменных плит потолка. Над камерой был устроен свод из известняковых балок 2 м толщиной, поверх свода – кирпичная арка, над которой и возвышалась пирамида.

В погребальной камере было найдено два саркофага – Аменемхета III и его дочери Нефру-Птах, а также два ящика с канопами.

У восточной стороны пирамиды был расположен заупокойный храм, известный как Лабиринт, о котором рассказывали многие классические писатели, в том числе, Геродот и Страбон.

Геродот писал: "Если собрать вместе все эллинские укрепления и другие сооружения, то оказалось бы, что они стоили меньше труда и денег, нежели Лабиринт. Правда, были и пирамиды, превосходящие описание, каждая из них стоила многих, даже огромных, сооружений эллинов, но Лабиринт превосходит самые пирамиды. Это – двенадцать крытых зал, порталами своими расположенные одна против другой и соединенные между собою в одно помещение, шесть зал обращены на север, а шесть – на юг. Снаружи они окружены общей стеной. Покои в Лабиринте двоякого рода: одни подземные, другие на поверхности земли над первыми. Всех покоев три тысячи, по полторы тысячи в каждой половине. Египетские сторожа ни за что не хотели показывать нам подземные покои, потому что, говорили они, там помещаются гробницы царей, соорудивших Лабиринт, и священных крокодилов”.

Пять веков спустя Страбон пишет: "Тут же есть здание Лабиринта, похожее на пирамиду, и находящаяся подле него гробница царя, соорудившего Лабиринт. Подле правого входа в канал, именно на расстоянии тридцати или сорока стадий вверх, находится площадь, имеющая форму стола: на ней помещаются деревья и большой дворец, состоящий из такого количества царских помещений, сколько прежде было округов. Именно столько там зал, окруженных колоннами и соединяющихся одна с другой. Все они размещены в один ряд у одной стены, перед которой все дворцовые залы идут как одна длинная стена, а ведущие в залы пути идут с противоположной стороны. У входов в залы находятся в большом числе длинные крытые ходы, соединяющиеся между собою извилистыми путями, так что ни вход в какую бы то ни было залу, ни выход из нее невозможен для постороннего человека без проводника. … Говорят, что такое количество зал сделано в Лабиринте потому, что по требованию обычая все округи в лице знатнейших своих представителей сходились сюда со своими жрецами и жрицами для совершения жертвоприношений и преподнесения богам даров, а также для решения важнейших дел”.

Раскопки показали, что Лабиринт занимал площадь в 72 тысячи кв. м. В плане он представлял собой здание, окруженное колоннадой, посредине, прямо от входа находился проход во второй такой же зал в глубине здания. По обе стороны первого зала находилось по шесть молелен с колоннадами. В глубине второго зала была колоннада, за которой расположены девять молелен меньшего размера, чем первые двенадцать. Этот план реконструкции Лабиринта предложил Флиндерс Питри.

Когда Питри раскопал знаменитый Лабиринт в 1888-89 годах, он с огромным трудом примирился с тем, что несколько архитектурных деталей, которые он откопал, есть то грандиозное сооружение, о котором писал Страбон, так велики были разрушения. От храма остались лишь немногочисленные обломки каннелированных колонн и фрагменты от рельефов, которые некогда украшали стены. Питри обнаружил многочисленные фрагменты статуй Себека, главного божества Фаюма. Себек был представлен в различных ипостасях.

Недалеко от Лабиринта находится еще один замечательный памятник Аменемхета III – знаменитые колоссы Мемнона, как назвали их еще греки. Они были возведены на земле, которую получили в результате ирригационных работ, проводимых Аменемхетом. На северной точке этих земель и были установлены два массивных пьедестала в форме усеченных пирамид, высотой более 6 м. На них были поставлены колоссальные монолитные статуи Аменемхета III. Они высечены из желтого кварцита. Высота – 11,7 м. Во время разлива пьедесталы частично были покрыты водой, и тогда статуи казались сидящими посреди озера.

ЕГИПЕТ

XII династия

Аменемхет III (греч. Лахарес) - фараон Древнего Египта, правивший приблизительно в 1853 - 1806 годах до н. э., из XII династии. Сын Сенусерта III. Тронное имя его было Ни-Маат-Ра («В Истине Ра».).

Голова статуи Аменемхета III в головном платкенемес. Египетский музей. Берлин

Статуя Аменемхета III в Эрмитаже, Санкт-Петербург

Свидетельства о правлении

В правление Аменемхета царская власть достигла апогея в эпоху Среднего царства. Важно отметить, что с воцарением Аменемхета III цепь гробниц номархов, дотоле непрерывная, внезапно пресекается. Видимо, Аменемхету, при помощи крутых мер и при опоре на незнатных служилых людей, составлявших костяк армии, удалось значительно ограничить могущество номархов. Границы царства были в значительной степени замерены его предшественниками, поэтому военные походы при Аменемхете были незначительными и предпринимались они довольно редко. Лишь изредка в надписях встречаются указания на «разгром Нубии и открытие стран Азии».
Правление Аменемхета сопровождалось интенсивной строительной деятельностью. Он улучшил устройство колоний на Синайском полуострове, обеспечив их водой и постоянной охраной, что позволило ему более широко проводить работы на местных медных рудниках и месторождених бирюзы. На камнях здесь обнаружены более 50 надписей о длительных экспедициях между 2-м и 45-м годами царствования Аменемхета III. В надписи второго года правления говорится о доставке в Египет бирюзы и меди. Довольно необычен факт, что, несмотря на своё долгое царствование, сохранилось очень мало надписей от Аменемхета III. Они, тем не менее, дают высокую оценку его правлению и содержат длинные списки чиновников, казнохранителей, художников, начальников каменотесов и рабочих, которых фараон посылал в рудники. Все эти люди оставляли надписи на камнях в память о своем пребывании. Они называли своё имя и должность, призывали в помощь местных богов, преимущественно богиню Хатхор, «госпожу земли Мафкат» (бирюзы), а также бога Супт-Гора, «господина востока» и обожествленного царя Снофру (IV династия), которого считали покровителем Синайского полуострова.
При нём были завершены большие ирригационные работы в Файюмском оазисе, начатые ещё его предшественниками. Аменемхет возвёл огромную насыпь (длиной 43,5 км), благодаря чему была осушена огромная площадь Файюмского оазиса, пригодная для посевов. Греческие писатели сообщают, что египтяне соорудили шлюзы и плотины, при помощи которых избыточная вода нильского наводнения направлялась в Файюмское водохранилище (греч. Меридово озеро). В разное время озеро называлось: Ше - «озеро», Ше-ур - «великое озеро», Ми-ур - «великое море». По названию озера «Ше» называлась и вся область - Та-Ше - «Земля озера», от которого и произошло арабское Файюм. Место, где выходит нильский канал, чтобы углубиться в котловину Файюма, называлось Апе-Таш, то есть «ущелье земли озера». Здесь находилось Ра-хунт, или Ла-хунт, то есть «отверстие отвода воды» - шлюзы канала. Вероятно, и арабское название местности Эль-Лахун, и название «Лабиринт», данное греками (искаженное египетское слово Лаперо-хунт - «святилище при шлюзах канала»), произошли от Ла-хунт. Современные вычисления показывают, что таким способом можно было запасти достаточно воды, чтобы удвоить количество воды в реке, к низу от Файюма в продолжение 100 дней низкого стояния Нила.
На осушенной территории Файюмского оазиса был построен новый цветущий город Крокодилополь с храмом в честь бога-крокодила Себека. На северной точке этих земель были установлены два массивных пьедестала в форме усеченных пирамид, высотой более 6 м. На них были поставлены колоссальные монолитные статуи Аменемхета III. Они были высечены из жёлтого кварцита. Высота их составляла 11,7 м. Во время разлива пьедесталы частично были покрыты водой, и тогда статуи казались сидящими посреди озера.
В Файюме же Аменемхет возвёл величественное каменное здание, которым восхищались ещё греки, прозвавшие это огромное сооружение, с бесчисленными залами и переходами - Лабиринтом. Лабиринт имел размеры 244 × 305 м и состоял из 3000 комнат (из них 1500 подземных и 1500 надземных). Страбон говорит, что потолок каждой комнаты этого здания, состоял из единого камня, а также, что проходы покрыты, равным образом, сплошными плитами необычайных размеров; причём ни дерево, ни другие материалы при строительстве не употреблялись. Вероятно, Лабиринт являлся заупокойным храмом Аменемхета. Возможно также, что строительство этого храма, каждое из отдельных помещений, которого предназначалось, по-видимому, для изваяний многочисленных местных номовых и общеегипетских божеств, служило целям более прочного объединения страны под руководством правящей династии. Ныне от храма остались лишь немногочисленные обломки каннелированных колонн и фрагменты от рельефов, которые некогда украшали стены.
При Аменемхете продолжались разработки камня в долине Хаммамат. В одной из надписей на скалах говорится, что в 9-й год царствования Аменемхет III лично отправился в скалистую долину Рохан, чтобы дать повеления о ломке камня для строительства памятников в Пи-Себеке (Файюм) и для статуи фараона пяти локтей высоты.
Кроме Файюма Аменемхет вёл широкое строительство также и в других местах Египта. Он обновил храм в Аполлонополе-Магна (совр. Эдфу), построил новый храм Осириса в Абидосе, расширил храм Харшефа в Иераконполе. Обнёс древнюю столицу, город Нехеб (совр. Эль-Каб), большой кирпичной стеной, которая стоит и поныне. При Аменемхете процветала торговля. Аменемхет ввёл основную весовую медную единицу дебень, равную 91 грамму. Предпринимались попытки установить торговые связи с отдаленными малоизвестными районами. Так, на 45 году царствования Аменемхета (ок. 1798) египетская экспедиция во главе с Птауром проникла вглубь Сирии - «в таинственные долины, в области очень отдаленные, о которых никто раньше ничего не слыхал».

Пирамиды

Пирамида в Хаваре близ Крокодилополя

«Тёмная пирамида» в Дахшуре

Необычным было то, что Аменемхет построил для себя две пирамиды. Подобного не случалось со времён правления Снофру в эпоху Древнего царства. Одна пирамида (т. н. «Тёмная пирамида») (104 × 104 м) Аменемхета была возведена в Дахшуре из необожженного кирпича. Гранит использовался только для укрепления камер и для пирамидиона. В этой пирамиде он приказал сделать 2 входа: один, на традиционной северной стороне, вёл в лабиринт коридоров, заканчивающийся тупиком. Через другой, в юго-восточном углу, можно по такому же лабиринту спуститься в погребальную камеру с красным саркофагом. Однако в этой пирамиде Аменемхет похоронен не был. В ареале этой пирамиды находится гробница царя Эвет-иб-Ра, вероятно, царя следующей XIII династии.
Вторая пирамида (102 × 102 м) построена в Хаваре. Хаварская пирамида была центром вновь основанного царского некрополя, к которому, возможно, принадлежал и прославленный Лабиринт. Сейчас от неё остался лишь приплюснутый глиняный конус диаметром около 100 м и высотой 20 м. Вход в пирамиду расположен с южной стороны. Погребальная камера - прямо-таки чудо древнеегипетской техники. Огромная усыпальница (6,71× 2,4 ×1,83м) вытесана из цельной глыбы необычайного твердого жёлтого кварцита и весит свыше 100 тонн. Толщина стен составляет 60 см. Крышка из кварцита имеет толщину 1,2 м и вес около 45 тонн. Сверху камера перекрыта двухскатной крышей из двух известняковых блоков весом по 50 тонн каждый. В камере находятся два саркофага. Судя по надписям, в одном был похоронен сам Аменемхет, в другой - дочь Аменемхета Птахнефру, которой, впрочем, принадлежала ещё и расположенная неподалеку малая пирамида.
Время правления Аменемхета III оценивается от 45 до 48 лет. Последний прижизненный источник известный нам датирован 46-м годом Аменемхета III. Он, как и его отец, оставил после себя серию замечательных скульптурных портретов прекрасной работы

Аменемхет IV - фараон Древнего Египта, правивший приблизительно в 1807 - 1798 годах до н. э., из XII династии.

Аменемхет IV был недолгое время соправителем своего отца Аменемхета III.

В это время он занимался сооружением храмов в Мединет-Маади и в Файюме.

Аменемхет IV

При Аменемхете IV продолжали совершаться экспедиции на Синай и в Вади-эль-Худи. Сам фараон оставил после себя крайне мало памятников. Ему приписывается северная из двух пирамид в Мазгуне (52,5 × 52,5 м), но никаких надписей, подтверждающих это, не обнаружено. Ныне от неё сохранилась только подземная часть.

Небольшой сфинкс из гнейса подписанный именем Аменемхета IV. Британский музей. Лондон

Аменемхет IV умер, не оставив наследника мужского пола, поэтому ему наследовала его сводная сестра Нефрусебек (Себекнефрура).

Согласно Туринскому папирусу, Аменемхет IV правил 9 лет, 3 месяца и 27 дней, что подтверждается наибольшей засвидетельствованной памятниками датой его правления (9 год).

Нефрусебек (Себекнефрура, Касебекра) - женщина-фараон, единолично правившая Египтом, согласно Туринскому папирусу, в конце Двенадцатой династии на протяжении 3 лет, 10 месяцев и 24 дней (предположительно, 1799-1796/1795, 1792-1788, 1789-1785 до н. э.). Она является второй, после Нитокрис из Шестой династии, царицей, ставшей правителем Египта. Её имя означает «Прекраснейшая для Себека (бога-крокодила)». Обычно Нефрусебек считается дочерью Аменемхета III, Манефон называет её сестрой Аменемхета IV.

Торс статуи царицы Нефрусобек. Лувр. Париж

Вероятно, Аменемхет IV умер, не оставив наследника, и на трон взошла Нефрусебек. От времени Нефрусебек практически не сохранилось письменных свидетельств, однако в «Лабиринте» Сенусерта III и Аменхотепа III был найден ряд статуй, у которых отсутствовала голова и которые считаются изображениями именно этой царицы. На стенах крепости в Кумме было найдено свидетельство, относящееся к третьему году правления этой царицы, о наводнении, в ходе которого Нил поднялся на 1,83 м. С концом её правления обычно связывают[источник не указан 903 дня] крупное восстание несвободных египтян (преимущественно общинников, «царских хемуу», при участии небольшого количества рабов), свидетельством которого является папирус с поучением Ипувера. Восстание привело к коллапсу Двенадцатой династии и Среднего царства.
Гробница Нефрусебек не найдена до сих пор. Возможно, незаконченный комплекс пирамид в Мазгуне, сходный с построенным для Аменхотепа III, предназначался именно для Нефрусебек. Ныне ей приписывается, южная из двух пирамид в Мазгуне (52,5 × 52,5 м). Ныне от неё сохранилась только подземная часть. Вероятно, Собекнофрура начала строить пирамиду, но не успела её закончить.

XIII династия

Угаф Ху-тауи-Ра - египетский фараон (ок. 1779 – 1776 до н. э.). Согласно Туринскому папирусу, 1-й фараон XIII династии.

По мнению ряда египтологов, первым фараоном XIII династии был Сехем-Ра-Хуи-тауи Себекхотеп I, а Угаф был преемником Аменемхета VII. Судя по всему, Угаф был нецарского происхождения и, возможно, до восхождения на престол был старшим военачальником. От времён его правления сохранилось пять памятников.

Угаф правил 2 года и почти 4 месяца.

Сокровища Эрмитажа.

// М.-Л.: АН СССР и Гос. Эрмитаж. 1949. 352 с. (Научно-популярная серия.)

Статуя фараона Аменемхета III. (М. Матье)

Чёрный гранит. Высота 86 см. 1850-1800 г. до н.э. Поступила в 1905 г.

[ Открыть фотографию в новом окне. ]

Статуя Аменемхета III является лучшей египетской скульптурой Эрмитажа и принадлежит к числу мировых шедевров искусства древнего Египта. Она восходит к так называемому времени Среднего царства, одному из периодов высокого расцвета египетской культуры, имевшему огромное значение в истории науки, литературы и искусства Египта. Именно тогда в математике были разрешены такие проблемы, как вычисление поверхности шара (папирус Музея изобразительных искусств в Москве), а в медицине была впервые в мировой истории осознана роль мозга в организме человека. Египетская литература создала в этот период произведения, ставшие классическими, в том числе и всемирно известные папирусы Эрмитажа со «Сказкой о потерпевшем кораблекрушение», «Поучением царя своему сыну Мерикара» и «Предсказанием мудреца Неферреху». Не менее замечательными были и созданные в эти века памятники искусства.

Особенно интересен в искусстве Среднего царства рост реалистических исканий, ярким образцом которых является и наша статуя с её явно портретным лицом, отмеченным всеми чертами нового стиля. Фараон изображён сидящим на троне в форме куба, с положенными на колени руками. На нём надет головной убор египетских царей - полосатый платок с укреплённым надо лбом изображением священной змеи. На бёдрах фараона надета короткая повязка. Спереди, по бокам трона, вырезаны вертикальные иероглифические надписи, содержащие

титулатуру и имена Аменемхета III. Мы не найдём в лице Аменемхета никаких следов старого канона царских идеализуюших статуй. Всё здесь индивидуально: большой нос, выдающиеся скулы, крупный властный рот со слегка опущенными углами губ. Глаза уже не лежат прямо и плоско почти на уровне лица, - они поставлены наклонно и глубоко сидят в орбитах. Всё лицо проработано, ощущается его костяк. Игра светотени чрезвычайно углублена и является характерной особенностью всего стиля.

Новое направление в искусстве Среднего царства возникло вначале не в официальном искусстве, а в творчестве мастеров, работавших при дворах правителей округов Среднего Египта. Эти округа получили большую самостоятельность в период распада Египта на отдельные области перед началом Среднего царства и удерживали её и в XX в. до н.э. Вместе с ростом городов Среднего Египта росло и их значение как художественных центров, искусство которых, в полном соответствии с известной самобытностью их общественной среды, сумело найти интересные решения в своих исканиях новых способов передачи окружающего мира. Развитию этих стремлений содействовало и то колебание традиции, которое было вызвано распадом единого древнего государства на отдельные области и нарушением всего веками установленного образа жизни. Постепенно развиваясь, новый стиль был воспринят и официальным искусством Среднего царства и в XIX в. до н.э. полностью отразился в царской скульптуре, одним из лучших образцов которой является наша статуя Аменемхета III.

Статуя фараона Аменемхета III (черный гранит). Этот портрет отличается индивидуальностью черт: пристальный взгляд глубоко посаженных глаз, все властное, энергичное выражение лица с широкими ноздрями и скулами выдают крутой нрав царя, так что, кажется нам, с изваяния медленно исчезает печать непостижимости.

Фото 27 из презентации «Архитектура и искусство Древнего Египта» к урокам МХК на тему «Древний Египет»

Размеры: 251 х 544 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать фотографию для урока МХК, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа фотографий на уроках Вы также можете бесплатно скачать всю презентацию «Архитектура и искусство Древнего Египта» со всеми фотографиями в zip-архиве. Размер архива - 4197 КБ.

Скачать презентацию

Древний Египет

«Архитектура и искусство Древнего Египта» - Статуя сидящего писца. Голова фараона Сенусерта III. Статуя фараона Аменемхета III. Жан-Франсуа Шампольон. Фаянсовые сосуды. Статуя Рахотепа и Нофрет. Статуя вельможи Коапера. Мелкая пластика. Приемы изображения фигур на плоскости. Плита фараона Нармера. Статуя фараона Хефрена. Стела вельможи Хунена.

«Культура Древнего Египта» - Ларец. Золотая маска царя. Портрет царицы Нефертити. Статуэтки жрицы. Браслеты. Роспись. Гигантомания. Изображение царя и царицы. Рельеф храма в Абу - Симбеле. Храм царицы Хатшепсут. Искусство. Колонны храма в Луксоре. Аллея сфинксов. Искусство Древнего Египта. Амарнский период. Колесница Тутанхамона.

«Древнеегипетские пирамиды» - Как строили пирамиды? Пирамида Сфинкса. Пирамиды в Гизе. Пирамида Хеопса. Технология строительства была продумана до мельчайших подробностей. Пирамиды древнего египта. Археологами было открыто поселение, в котором жили строители пирамиды. Кто строил пирамиды? Виды пирамид.

«Пирамиды Древнего Египта» - Период Древнего царства. Создание пирамид. Пирамиды в Гизе. Погребальные камеры. Будущий император. Пирамида Микерина. Пирамида Снофру в Медуме. Пирамида Хеопса. Египетские пирамиды. Удивительные вещи. Высота. Отражение. Роберт Бьювел. Дотошные исследователи. Развалины храма Сфинкса. Периоды истории Древнего Египта.

«Тайна пирамиды Хеопса» - «Спроектировать» пирамиду. Уточненные габариты пирамиды Хеопса. Три основные единицы длины. Вычислим. Одна из тайн пирамиды Хеопса. Версии размера. Построение прямого угла. Принцип «золотого сечения». Время боится пирамид. Разработать проект пирамиды. Нынешние размеры пирамиды Хеопса. Построение квадрата.

«Кратко об искусстве Древнего Египта» - Сфинкс. Гробница царицы Нефертари. Аменхотеп. Фрагмент барельефа. Великолепно царское ожерелье, украшенное самоцветами. Фараон – полновластный правитель Египта – почитался как сын Бога на Земле. Город Карнак. Пирамиды в Гизе. Золотое сияние маски отождествляет царя с Солнцем. Декоративно- прикладное искусство в Древнем Египте создавалось во славу царей.

Всего в теме 24 презентации

Сын Сенусерта III , Аменемхет III правил около 45 лет и, как и его отец, оставил после себя серию замечательных скульптурных портретов прекрасной работы. Царствование его стало апогеем экономического расцвета Среднего царства. Память об Аменемхете III сохранялась в течение столетий благодаря не победоносным войнам, а - мирным работам, которые дали благоденствие стране.

При Аменемхете III возросло значение Фаюма, здесь были возведены огромные дворцы в честь местного бога-крокодила Себека.

Урожай в Египте всегда зависел от разлива Нила, причем, только определенная средняя высота затопления земли приносила богатую жатву. Слишком высокий разлив, так же, как и слишком низкий, не могли обеспечить хороший урожай. Благодаря сложной системе каналов, дамб и плотин воду задерживали на полях. Во времена Аменемхета III принимались меры, чтобы заранее знать высоту прибывающей воды. Ниломер был расположен на юге страны в крепости Семне. Вероятно, была и система быстрой передачи сведений о подъеме воды в реке от Семне и Элефантины до Фив и шлюзов Меридова озера и до Мемфиса.

При Аменемхете III были закончены строительные работы в Фаюме, которые начал еще Аменемхет I. Было создано искусственное Меридово озеро. Благодаря грандиозной системе шлюзов оно стало огромным резервуаром для воды. С другой стороны, благодаря тому, что земли около озера были осушены, страна получила богатые пашни. Когда наступало наводнение, тогда отворяли шлюзы канала, воды реки устремлялись в бассейн, когда же воды реки спадали до самого низкого уровня, тогда открывали шлюзы, и бассейн изливал свои воды на ближайшие к нему земли.

В разное время озеро называлось Ше – “озеро”, Ше-ур – “великое озеро”, Ми-ур – “великое море”. По названию озера “Ше” называлась и вся область – Та Ше – “Земля озера”, от которого и произошло арабское Фаюм. Место, где выходит нильский канал, чтобы углубиться в котловину Фаюма, называлось Апе-Таш, то есть “ущелье земли озера”. Здесь находилось Ра-хунт, или Ла-хунт, то есть “отверстие отвода воды” - шлюзы канала. Вероятно, и арабское название местности Эль-Лахун, и название “Лабиринт”, данное греками (искаженное египетское слово Лаперо-хунт – “святилище при шлюзах канала”), произошли от Ла-хунт.

Продолжались разработки камня в долине Хаммамат. В одной из надписей на скалах говорится, что в девятый год царствования Аменемхет III лично отправился в скалистую долину Рохан, чтобы дать повеления о ломке камня для строительства памятников в Пи-Себеке (Фаюм) и для статуи фараона пяти локтей высоты.

На Синае были богатые месторождения бирюзы, и работы в рудниках также продолжались. На камнях здесь обнаружены более 50 надписей о длительных экспедициях между 2-м и 45-м годами царствования Аменемхета III. В надписи второго года правления говорится о доставке в Египет бирюзы и меди. Довольно необычен факт, что, несмотря на свое долгое царствование, сохранилось очень мало надписей от Аменемхета III. Они, тем не менее, дают высокую оценку его правлению и содержат длинные списки чиновников, казнохранителей, художников, начальников каменотесов и рабочих, которых фараон посылал в рудники. Все эти люди оставляли надписи на камнях в память о своем пребывании. Они называли свое имя и должность, призывали в помощь местных богов, преимущественно богиню Хатхор, “госпожу земли Мафкат” (бирюзы), а также бога Супт-Гора, “господина востока” и обожествленного царя Снофру (IV династия), которого считали покровителем Синайского полуострова.

Пирамиды Аменемхета III

Необычным было то, что Аменемхет построил для себя две пирамиды. Подобного не случалось со времен правления Снофру в эпоху Древнего царства.

Одна пирамида Аменемхета была возведена в Дахшуре (шириной 104 м), другая - в Хаваре (шириной 102 м). Первая была оставлена после того, как царь построил усыпальницу в Хаваре.

Аменемхет придавал Фаюму большое значение, потому и пирамиду он построил в этом же районе.

Пирамида в Хаваре была построена из кирпича-сырца и облицована плитами из известняка. Внутри нее была построена система сложных ходов для того, чтобы сделать недоступным для грабителей царское захоронение. Но у грабителей были проводники, с помощью которых они проникали внутрь гробниц, грабили мумии и сжигали деревянные гробы.

Вход в пирамиду расположен необычно – с южной стороны. От входа начинается длинная лестница, которая приводит в комнату с потолком из подвижных каменных плит, через них можно было попасть в коридор, оканчивающийся тупиком. Эта ловушка должна была стать препятствием для грабителей. Настоящий ход из этой камеры вел в следующую комнату с потолком, также сделанным из подвижных плит. Всего таких комнат было три. В коридоре, который вел из последней комнаты в погребальную камеру, была устроена западня в виде двух колодцев, которые также оканчивались тупиками.

Сама погребальная камера была целиком высечена из желтого кварцита. Длина камеры 6,71 м, ширина 2,4, высота 1,83. Толщина стен 60 см. Вес этого блока составляет примерно 427 кг. Погребальная камера была вставлена в вырубленное в скале углубление, а поскольку дверей в ней не имелось, то проникнуть туда можно было только отодвинув одну из трех каменных плит потолка. Над камерой был устроен свод из известняковых балок 2 м толщиной, поверх свода – кирпичная арка, над которой и возвышалась пирамида.

В погребальной камере было найдено два саркофага – Аменемхета III и его дочери Нефру-Птах, а также два ящика с канопами.

У восточной стороны пирамиды был расположен заупокойный храм, известный как Лабиринт, о котором рассказывали многие классические писатели, в том числе, Геродот и Страбон.

Геродот писал: “Если собрать вместе все эллинские укрепления и другие сооружения, то оказалось бы, что они стоили меньше труда и денег, нежели Лабиринт. Правда, были и пирамиды, превосходящие описание, каждая из них стоила многих, даже огромных, сооружений эллинов, но Лабиринт превосходит самые пирамиды. Это – двенадцать крытых зал, порталами своими расположенные одна против другой и соединенные между собою в одно помещение, шесть зал обращены на север, а шесть – на юг. Снаружи они окружены общей стеной. Покои в Лабиринте двоякого рода: одни подземные, другие на поверхности земли над первыми. Всех покоев три тысячи, по полторы тысячи в каждой половине. Египетские сторожа ни за что не хотели показывать нам подземные покои, потому что, говорили они, там помещаются гробницы царей, соорудивших Лабиринт, и священных крокодилов”.

Пять веков спустя Страбон пишет: “Тут же есть здание Лабиринта, похожее на пирамиду, и находящаяся подле него гробница царя, соорудившего Лабиринт. Подле правого входа в канал, именно на расстоянии тридцати или сорока стадий вверх, находится площадь, имеющая форму стола: на ней помещаются деревья и большой дворец, состоящий из такого количества царских помещений, сколько прежде было округов. Именно столько там зал, окруженных колоннами и соединяющихся одна с другой. Все они размещены в один ряд у одной стены, перед которой все дворцовые залы идут как одна длинная стена, а ведущие в залы пути идут с противоположной стороны. У входов в залы находятся в большом числе длинные крытые ходы, соединяющиеся между собою извилистыми путями, так что ни вход в какую бы то ни было залу, ни выход из нее невозможен для постороннего человека без проводника. … Говорят, что такое количество зал сделано в Лабиринте потому, что по требованию обычая все округи в лице знатнейших своих представителей сходились сюда со своими жрецами и жрицами для совершения жертвоприношений и преподнесения богам даров, а также для решения важнейших дел”.

Раскопки показали, что Лабиринт занимал площадь в 72 тысячи кв. м. В плане он представлял собой здание, окруженное колоннадой, посредине, прямо от входа находился проход во второй такой же зал в глубине здания. По обе стороны первого зала находилось по шесть молелен с колоннадами. В глубине второго зала была колоннада, за которой расположены девять молелен меньшего размера, чем первые двенадцать. Этот план реконструкции Лабиринта предложил Флиндерс Питри.

Когда Питри раскопал знаменитый Лабиринт в 1888-89 годах, он с огромным трудом примирился с тем, что несколько архитектурных деталей, которые он откопал, есть то грандиозное сооружение, о котором писал Страбон, так велики были разрушения. От храма остались лишь немногочисленные обломки каннелированных колонн и фрагменты от рельефов, которые некогда украшали стены. Питри обнаружил многочисленные фрагменты статуй Себека, главного божества Фаюма. Себек был представлен в различных ипостасях.

Недалеко от Лабиринта находится еще один замечательный памятник Аменемхета III – знаменитые колоссы Мемнона, как назвали их еще греки. Они были возведены на земле, которую получили в результате ирригационных работ, проводимых Аменемхетом. На северной точке этих земель и были установлены два массивных пьедестала в форме усеченных пирамид, высотой более 6 м. На них были поставлены колоссальные монолитные статуи Аменемхета III. Они высечены из желтого кварцита. Высота – 11,7 м. Во время разлива пьедесталы частично были покрыты водой, и тогда статуи казались сидящими посреди озера.

Конец династии

Аменемхет III был последним великим правителем Среднего царства, именно так характеризуют его все надписи на памятниках от Сирии до третьего порога на Ниле. Не много известно о его соправителе Аменемхете IV. Возможно, что он правил не самостоятельно, а только в качестве соправителя своего старого отца. Предполагается, что он умер преждевременно, и что царица Себекнефру взяла правление на себя, которое, впрочем, длилось недолго.

Ни Аменемхет IV, ни царица Себекнефру не оставили слишком много надписей. Не найдены пирамиды, которые можно было бы без колебаний приписать этим правителям. Хотя, две пирамиды расположенные в пяти километрах к югу от Дахшура, в Мазгуне, могут принадлежать им, но никаких надписей, подтверждающих это, не обнаружено.

Имена Аменемхета IV и Себекнефру заключают список царей XII династии. Как и шестая династия заканчивается царицей Нитокрис, как царица Нефертари позже была последней представительницей семнадцатой династии, так и принцесса Себекнефру была последней в двенадцатой династии. Она передала свои права на престол замужеством в новый царский род. Имя ее характерно, оно указывает на бога, который чтился в Фаюме, и на ту местность, которая занимала умы фараонов двенадцатой династии и имела такое важное влияние на благосостояние Египта.

Литература:
Бругш Г. Все о Египте. М., 2000
Матье М. Искусство среднего царства. Л., 1941
P.F. Clayton. "Chronicle Of The Pharaohs", London, 1994