Запрещенные новости. Выпуск девятый

Мексиканский фольклор представляет разделение мира на настоящий и параллельный, в котором человек перевоплощается в животное. Нагваль - это мифическое название зверя, в которого превращается шаман.

Две вселенные

Нагваль - это нематериальная вселенная, в которую можно попасть через дар ясновидения. Тональ - это настоящее, переживаемое человеком в это время. В материальном мире люди общаются через первостепенное внимание, которое дается при рождении. Нематериальная вселенная открывается только избранным, которым дан дар ясновидения или второстепенное внимание.

По словам Дона Хуана Матуса, жившего в XX веке и бывшего духовным наставником в Мексике, Тональ - то, что начинается с рождением и уходит со смертью, а Нагваль - не имеет летоисчисления, он содержит силу и является ею. Названия Тональ и Нагваль используются в эзотерической терминологии и представляют собой параллельный мир.

По рассказам, переданным в книге Карлоса Кастанеды, которые были записаны из бесед с Доном Хуаном, создания толкуются как:

  • материальное и нематериальное - 2 разных измерения: одно для общения, а второе для действий;
  • Нагваль не нуждается во времени, воде или суше, он делает то, что необходимо, не имея общего со временем Тоналя.

Этимология названия

Нагваль - обозначает животный инстинкт, просыпающийся в человеке, который обладает даром ясновидения.

Первая трактовка названия была расшифрована в 1656 году, как «скрываться» или «принять другой лик». По иной версии слово происходит от народов Майя и означает «мудрость», «магическое знание».

Под словом понимают колдуна или оборотня, человека, умеющего являться перед другими в образе зверя или природного явления. С течением времени слово Нагваль стали переплетать с названием Тональ, которое означает, что каждый человек имеет двойника в мире животных.

С применением слова издавна происходит путаница, в связи с тем, что разные регионы Мексики приписывают ему свой смысл.

  1. Северная и центральная часть Мексики используют термин для обозначения дикого животного или чудовища, в которое перевоплощается колдун либо управляет им на расстоянии.
  2. Южный регион Мексики и часть Америки, прилегающая к ней, считают, что в мире животных существует двойник для любого человека, их жизни связаны.

Исследования Д. Бринтона в сфере происхождения и значения этимологии слова смешивают понятия Нагваль и Тональ в одно целое. Исследователь объединил все единым термином «Нагвализм» и представил индейцев, как мрачных сектантов, верующих в магию. По его теории, секта управляла действиями и поведением людей.

В 1944 году теория о существовании секты была опровергнута. Ученый-исследователь по фамилии Фостер заявил, что «Нагвализм», как культ, не может существовать. Понятия о Нагвале и Тонале разделились.

Выбор Нагваля

Способности перевоплощаться имеются не у всех, многие даже и не догадываются о таких возможностях. Выбор Нагваля у новорожденного делается без ведома родителей, действие происходит так:

  • заметив беременную женщину на сносях, во время родов колдун посылает к ней в дом подвластное ему животное;
  • зверь ворует младенца и приносит на раздорожье в безлюдное место;
  • разные Нагвали приходят на раздорожье, чтобы глянуть на младенца: зверь, который оближет малыша, станет его двойником;
  • каждый ребенок может быть выбран 3 животными.

Использование Нагваля

Превращение в монстра или зверя используется только со злыми намерениями. Чтобы научиться управлять животным двойником, требуется обучение у знатного колдуна, проходящее не менее 2 лет. В период обучения передаются познания в сфере гипноза и магии.

Оборотничество в Мексике считается не столь опасным. Люди превращаются в таких животных:

  • индюк;
  • осел;
  • собака;
  • шакал;
  • ягуар.

Колдовская сила применяется для собственной выгоды, поэтому в мексиканском народе Нагваля считают лентяем, использующим силы, чтобы не трудиться. Нагвали вредительствуют:

  • занимаются воровством;
  • насилуют красивых девушек;
  • пугают людей.

Этому виду оборотня не позволительно перейти границы, убивать и калечить они не имеют права. Ходит поверье, что если владелец Нагваля прикоснется к металлическому предмету - это приведет к потере контроля над силой.

Оборотни крадут детишек или совершают попытки купить их с неизвестной целью. Нагвали-женщины являются перед мужчинами, которые находятся под влиянием наркотиков или алкоголя, преимущественно такие явления происходят в ночной час.

Ретабло

Наиболее полное представление о мифических персонажах мексиканского фольклора, таких как Нагваль, более полно даст Ретабло, представляющее собой картину, написанную в благодарность за удачно сделанное дело.

Современное искусство в виде Ретабло очень популярно не только среди жителей Мексики, но и среди туристов. Картинки заказывают, когда происходит счастливое событие, которое не наступит без помощи высших сил.

Интерес к Ретабло порождается за счет их уникальности, они могут повествовать:

  • рисунок внешности Нагваля;
  • деятельность;
  • место обитания.

Вопреки всем доводам о внешности Нагвалей и их схожести с обычными животными, на Ретабло они изображаются в виде сказочных чудовищ, непохожих друг на друга.

Заключение

Нагваль и Тональ - это 2 мира, один из которых ощутимый, материальный, а другой незримый, предназначенный только избранным. По поверьям людей проживающих в Мексике, существо представляет собой животное, в которое может перевоплотиться колдун. С течением времени менялась трактовка названия, а вместе с ней и предназначение.

Издавна в разных культурах описываются духи-хранители бессмертной души, проводники и помощники. Они повсюду следуют за людьми, священными зверями или даже богами. Нагваль - это хранитель, образ которого представлен обликом некого существа. Используется термин и в психологии: учение Карлоса Кастанеды раскрывает секреты человеческого бытия и движение чистой энергии после смерти.

Происхождение невидимого защитника

Мир духов всегда волновал простых людей. Наделенные душой, они не осознавали природы собственных страданий, чувств, желаний. Их волновала сила, спасающая от бед, позволяющая двигаться только вперед.

Родилось понятия невидимого хранителя в древней мифологии. Индейцы верили, что каждый человек имеет свой тотемный образ. Он заключен в тело зверя или птицы. Это защитник, который никогда не оставляет и везде следует за мужчиной или женщиной. Отражает невидимый образ те черты личности, которые ей присущи, но не всегда проявляются. По такому образу можно понять истинную натуру. Тотемный зверь только раскрывает сущность, но не создает ее.

Где можно встретить упоминание о термине нагваль:

  • в мифологии, в рассказах и в древних легендах;
  • в трудах Карлоса Кастанеды;
  • в современном искусстве: музыке, литературе или кинематографе.

Эзотерика изучает вопрос души, как энергии. Она способна блуждать, перевоплощаться, создавать. Мужчина или женщины, ребенок или старик окружены такой энергией, поэтому она на них влияет. Нагваль - сила, помогающая избежать ошибок, и если они произойдут, вынести из них ценный урок.

Используется учение о духах, чтобы при жизни не терять самого себя. По одной из теорий, личность рождается чистой. Все, что ее обременяет - ее карма, результат пережитых опытов. Если ошибки повторять, душа никогда не очистится. Подаренный защитник позволяет увидеть истину. Истинное положение вещей, когда определенные действия влекут за собой последствия.

Нагваль не бывает негативной или положительной энергией. Это сила, которая есть - она существует и работает. Защита души заключается в том, что все происходящее неуклонно ведет личность к совершенству. Поэтому защитник не всегда уберегает от беды.

Для роста личности тотемный зверь приходит на помощь только в определенных случаях. В других же ситуациях он бездействует, позволяя мужчине или женщине совершить свои ошибки. До смерти хранитель не исчезает. Его сила только частично зависит от силы самого человека. Являясь вечной энергией, нагваль направляет, но не меняет предназначение. Личность вправе сама решать, как ей поступать.

Мифология индейцев

У индейцев, живших в центральной Америке, основная часть культуры основана на вере в духов. Это невидимые создания, которые при необходимости обретают форму представителя животного мира.

Чаще хранитель, оберегающий душу от опасности, изображался в виде смелой птицы. Орел имеет сложное значение для индейцев. Он означает мудрость и внутреннюю силу. Также хранитель изображался в виде койота - хитрого и быстрого зверя. Он никогда не дает себя в обиду. Личность с тотемным защитником в виде ягуара может преодолеть любые трудности. Она, подобно ветру, мчится, не зная преград.

Индейцы верили, что при рождении каждому дан свой защитник. Его нельзя передать по наследству или украсть. Он не дремлет: его главная задача - дать возможность развиваться. Защищает дух тех, кто страдает несправедливо или платит не за свои грехи. После смерти такой защитник уходит, он вместе с бессмертной душой отправляется в другие измерения. В таком случае нагваль может являться в виде живого человека - он становится проводником.

Учение Карлоса Кастанеды

Карлос Кастанеда при жизни сумел прожить сразу несколько жизней. Он был писателем, исследователем, эзотериком и мистиком. Он считал, что душа - это бессмертная энергия. После смерти писателя на основе его книг были созданы эзотерические школы, которые и использовали два смежных понятия - нагваль и тональ.

Двумя терминами описывались две реальности. Вместе они образуют Вселенную. В них за материальную сторону отвечает тональ, остальное же относится к пространству невидимых защитников. Для понимания простых сущностей вещей, человеку необходимо открыть особенное виденье. Ясновидение, по мнению Карлоса Кастанеды, является дорогой в другие измерения.

Смысл, который в себе таят тональ и нагваль:

  1. Материальная часть вселенной открывается с рождения и заканчивается сразу после смерти. Душа не может пронести с собой на другой уровень подсознания ничего, что живет в материальной плоскости.
  2. Нагваль - безграничная энергия. Она существовала до рождения и будет существовать после смерти. У нее нет ни начала, ни конца. Таким термином называется место, где обитает сила.

Для понимания своей сущности необходимо изучить все уровни сознания. Понять материальную вселенную и по возможности принять ее. Только пройдя эту стадия, по мнению Карлоса Кастанеды, можно обрести единство с невидимой реальностью. Это то, что никогда не лежит на поверхности. Другая плоскость, в которой нет никаких сложностей. Теория писателя и мистика используется современным человеком. Она вдохновляет, раскрывает секреты жизни, в которой нет неправильно выбранного пути.

Невидимые силы в искусстве

Используется образ защитника в кинематографе, когда нужно объяснить сверхъестественную природу поступков. Один из самых известных образов - ворон, ведущий главного героя по дороге мести и отмщения.

Фильм с одноименным названием вышел в 90-х годах и стал культовым. В нем главному герою помогает птица. Со дня его перерождения - пережитой смерти, ворон становится постоянным и верным спутником. Он ведет героя, помогает ему выстроить ловушку для врага. По задумке хранитель и стал той силой, которая воскресила мужчину. Пережив страшную насильственную смерть, он не смог покинуть материальную реальность. Он переродился в лице мстителя.

Такой образ отражает путь бессмертной души. Она умирает, но только частично, чтобы снова возродиться в другом воплощении. Образ ворона неслучаен. Птица олицетворяет связь с потусторонним. В него живым нет входа, потому главному герою и нужен проводник в виде тотемной птицы.

Используется образ невидимого проводника в музыке. Он отражает ту часть жизни, которую нельзя потрогать или самовольно уничтожить. Она есть, и она либо помогает, либо насильно меняет жизнь, но она всегда есть. Хранителем всегда служит образ - собака, как верный поводырь или птица, символизирующая свободу.

Группа «Ковчег» использует образ собаки, чтобы передать боль и внутренний разлом главного героя. Он больше не понимает, в чем суть его существования. Собака в песне ведет его - сам герой не знает куда, но он послушно следует за хранителем.

Заключение

В мифологии разных народов используются различные образы. Они указывают на защитников, на покровителей, на высшую силу. Она помогает, дает свою защиту - выражается такой образ в виде тотемного зверя. Индейцы говорили, что собака или койот станет таким хранителем. Описывается тональ и мир, скрытый от людских глаз в работах Карлоса Кастанеды, а про нагваль создано множество песен и литературных сочинений.

Теперь я расскажу тебе объяснение магов.

Дон Хуан опять сделал паузу, потер щеки и подвигал языком внутри рта, как бы ощупывая зубы.

Я собираюсь рассказать тебе о тонале и нагвале, – сказал он наконец и пронзительно посмотрел на меня.
- Это мой тональ, – сказал дон Хуан, потерев руками грудь.

Твой костюм?

Нет, моя личность.

Он похлопал себя по груди, по ногам и по ребрам.

Мой тональ – все это.

Он объяснил, что каждое человеческое существо имеет две стороны, две отдельных сущности, две противоположности, начинающие функционировать в момент рождения. Одна называется “тональ”, другая – “нагваль”.

Я рассказал ему о мнении антропологов об этих двух понятиях.

Я бы сказал, что тональ и нагваль находятся исключительно в сфере людей знания. Для тебя это пока та заслонка, которая закрывает все то, чему я тебя обучал. Поэтому я и ждал до сих пор, чтобы рассказать тебе о них.

Тональ – это не животное, которое охраняет человека. Я бы сказал, пожалуй, что это хранитель, который может быть представлен и как животное, но это не главное.

Тональ является по праву защитником, хранителем. Хранителем, который чаще всего превращается в охранника.

Тональ – это организатор мира, – продолжал он, – Может быть, лучше всего его огромную работу было бы определить так: на его плечах покоится задача создания мирового порядка из хаоса. Не будет преувеличением сказать, что все, что мы знаем и делаем как люди, – работа тоналя. Так говорят маги.

Тональ – это все, что мы есть, – продолжал он. – Назови его! Все, для чего у нас есть слово – это тональ. А поскольку тональ и есть его собственные деяния, то в его сферу попадает все.

Тональ – это все, что мы знаем, – сказал он, – Я думаю, что это само по себе уже достаточная причина, чтобы считать тональ могущественной вещью.

Тональ – это все, что мы знаем, – медленно повторил он. – И это включает не только нас как личности, но и все в нашем мире. Можно сказать, что тональ – это все, что мы способны видеть глазами.

Мы начинаем взращивать его с момента рождения. Как только мы делаем первый вдох, с ним мы вдыхаем и силу для тоналя. Поэтому правильным будет сказать, что тональ человеческого существа сокровенно связан с его рождением.

Тональ создает мир только образно говоря. Он не может ничего создать или изменить, и, тем не менее, он творит мир, потому что его функция – судить, оценивать и свидетельствовать. Я говорю, что тональ творит мир, потому что он свидетельствует и оценивает его согласно своим правилам, правилам тоналя. Очень странным образом тональ является творцом, который не творит ни единой вещи. Другими словами, тональ создает законы, по которым он воспринимает мир, значит, в каком-то смысле он творит мир.

У каждого из нас есть личные тонали и есть коллективный тональ для нас всех в любое данное время, и его мы можем назвать тоналем времени.

Нагваль – это та часть нас, с которой мы вообще не имеем никакого дела.

Нагваль – это та часть нас, для которой нет никакого описания – ни слов, ни названий, ни чувств, ни знаний. Нагваль же всегда к услугам воина и его можно наблюдать, но о нем невозможно сказать словами. Нагваль там, где обитает сила. В момент рождения и некоторое время спустя мы являемся целиком нагвалем. Затем мы чувствуем, что для нормальной деятельности нам необходима противоположная часть того, что мы имеем. Тональ отсутствует, и это дает нам с самого начала ощущение неполноты. Затем тональ начинает развиваться и становится совершенно необходимым для нашего существования. Настолько необходимым, что затеняет сияние нагваля, захлестывает его.

С момента, когда мы целиком становимся тоналем, в нас все возрастает наше старое ощущение неполноты, которое сопровождало нас с момента рождения. Оно постоянно напоминает нам, что есть еще и другая часть, которая дала бы нам целостность.

С того момента, как мы становимся целиком тоналем, мы начинаем составлять пары. Мы ощущаем две наши стороны, но всегда представляем их предметами тоналя. Мы говорим, что две наши части – душа и тело, или мысль и материя, или добро и зло, Бог и дьявол. Мы никогда не осознаем, что просто объединяем в пары вещи на одном и том же острове, как кофе и чай, хлеб и лепешки или чилийский соус и горчицу. Скажу я тебе, мы – странные животные. Нас унесло в сторону, но в своем безумии мы уверили себя, что все понимаем правильно.

Я назвал нагваль и тональ как истинную пару . Это все, что я сделал.

Нагваль и тональ внутри нас?

Он пристально посмотрел на меня.

Очень трудный вопрос, – сказал он. – Сам ты сказал бы, что они внутри нас. Я бы сказал, что это не так, но мы оба были бы неправы. Тональ твоего времени призывает тебя утверждать, что все, имеющее отношение к твои мыслям и чувствам, находится внутри тебя. Тональ магов говорит противоположное – все снаружи. Кто прав? Никто. Внутри ли, снаружи – это совершенно не имеет значения.

Величайшее искусство тоналя – это подавление любых проявлений нагваля таким образом, что даже если его присутствие будет самой очевидной вещью в мире, оно останется незамеченным. Видишь ли, целостность является нашим естественным состоянием, и тональ не может полностью отбросить этот факт. Поэтому бывают моменты, особенно в жизни воинов, когда целостность становится явной. Именно в эти моменты мы получаем возможность осознать, чем мы являемся в действительности.

Суть в том, что в момент смерти другой член истинной пары – нагваль – становится полностью действенным. Все осознание, воспоминания, восприятие, накопившиеся в наших икрах и бедрах, в нашей спине, плечах и шее, начинают расширяться и распадаться. Как бусинки бесконечного разорванного ожерелья, они раскатываются без связующей нити жизни.

Целостность самого себя очень тягучее дело, – сказал он. – Нам нужна лишь малая часть ее для выполнения сложнейших жизненных задач. Но когда мы умираем, мы умираем целостными. Маг задается вопросом: если мы умираем с целостностью самих себя, то почему бы тогда не жить с ней?

Тональ – это замкнутая система, функционирующая в рамках запрограммированного описания реальности и иллюзорного мировосприятия. Тональ стремится всё упорядочить, придать определённость и закономерность всем проявлениям. Тональ выполняет такие функции, как придание смысла, классифицирование, расстановка приоритетов, создание иерархичной системы ценностей, поиск разумности, мышление, память, воображение. Он включает в себя всё, чем является человек, всё, что он думает, говорит, делает.

Функции тоналя действуют в диапазоне того, что известно человеку. Сознательный опыт ограничен диапазоном возможностей тоналя. Неизвестное тональ отрицает, создавая иллюзию отсутствия неизвестного посредством регулировки фильтрации восприятия. Тональ производит настройку восприятия, определяя приоритеты, фильтрует воспринимаемые энергоинформационные потоки в соответствии с матрицей мироописания.

Тональные функции настройки восприятия, создания виртуальной модели мира, реализации действий проявляют активность только в режиме ограниченного, цикличного процесса порождения иллюзий, исходящих из обыденного описания мира. Посредством воспринятого с рождения описания мира тональ структурирует восприятие. Регулируя настройки восприятия, тональ дополняет карту мира новыми элементами описания. Посредством ментального картирования тональ убеждает сознание, что описание мира и есть мир, внушая внутренним диалогом эту иллюзию.

«– Тональ – это организатор мира, – продолжал он. – Может быть, лучше всего его огромную работу было бы определить так: на его плечах покоится задача создания мирового порядка из хаоса. Не будет преувеличением сказать, что всё, что мы знаем и делаем как люди, – работа тоналя. Так говорят маги. В данный момент, например, всё, что участвует в твоей попытке найти смысл в нашем разговоре, является тоналем. Без него были бы только бессмысленные звуки и гримасы, из моих слов ты не понял бы ничего. – Тональ – это всё, что мы есть, – продолжал он. – Назови его! Всё, для чего у нас есть слово, – это тональ. А поскольку тональ и есть его собственные деяния, то в его сферу попадает всё»

Тональ с присущими ему функциями классифицирования, мышления, планирования создаёт программы, схемы, модели взаимоотношений человека сокружающим его миром. Жёсткие рамки регламента программ делают человека косным, ограниченным в восприятии, познании и взаимодействии с реальностью. По причине ограниченности и косности тоналя ему присущ консерватизм, он придаёт большое значение неизменности и окончательности описания мира, считая их признаками надёжности и правильности интерпретации. Тональ предпочитает привычные схемы, но реалии мира – постоянные изменения, и новые элементы вызывают в нём опасения в неспособности контроля над ними. Тональ имеет определенный уровень реагирования на изменения и допускает восприятие изменений в той степени, в которой он способен их контролировать. Он ограничен в возможности развития контроля и неподконтрольные изменения тональ старается отрицать или не воспринимать.

Тональ видит угрозу своему существованию в нестабильности своей модели, вследствие собственной неспособности к адекватному реагированию на постоянные изменения. Он не успевает создавать описание мира, соответствующее привычным программам и адекватное постоянным изменениям многомерного мира по причине его ограниченности в скорости и диапазоне восприятия. Критерием безопасности для тоналя служит неизменность описания мира, подтверждаемая вновь поступающей информацией, тождественной ранее принятому описанию. Поэтому тональ с пристрастием охраняет своё контролируемое, ограниченное пространство, не давая развитие более широкому и многоплановому восприятию реальности.

«–Хранитель мыслит широко и всё понимает, – объяснил он. – Но охранник бдительный, косный, чаще всего деспот. Следовательно, тональ во всех нас превратился в мелочного и деспотичного охранника, тогда как он должен быть широко мыслящим хранителем»

К. Кастанеда, “Сказки о силе”.

Тональ выполняет защитную функцию, но излишний страх, вызванный иллюзией слабости, способствует тому, что тональ пытается компенсировать его излишней опекой, что делает его слишком консервативным, мелочным. Присущая тоналю маскировка слабости и страха напыщенной оболочкой гиперважности трансформирует его из широкомыслящего хранителя в ограниченного, деспотичного охранника.

Матрица тоналя модулирует настройку чувственной активности на восприятие спектра эманаций соответственно своему диапазону системы интерпретации. Тональ фиксирует точку сборки в позиции обыденности общепринятой сферы восприятия и интерпретации. Определяя актуальные критерии описания мира, отвечающие требованиям безопасности, тональ формирует каналы и принципы восприятия таким образом, чтобы поступающая информация подтверждала ранее принятое, контролируемое описание. Если подтверждающей информации нет и тональ не способен контролировать новую, информацию, тогда тональ моделирует систему восприятия в режиме определённой фильтрации, запрограммированную на принятие той информации, которую он в состоянии контролировать, подтверждающую его картину мира, с отрицанием информации не соответствующейописанию окружающего.

Человек запрограммирован существовать, используя ограниченные средства тональной модели интерпретации. Несоответствие тонального миропонимания реальному миру он списывает на слепые силы природы, либо случайности, и корректирует это несоответствие изобретением множества ограниченных, противоречивых теорий. Психоэнергетическая природа тональной динамики и диапазона восприятия и ответного реагирования не соответствует адекватному взаимодействию с динамичными, многоплановыми проявлениями окружающей реальности, вследствие чего несоответствие совершаемых человеком тональных действий реалиям мира приводит к малоэффективности, ошибочности во взаимодействиях и потере внутренней энергии.

Тональ имеет внутреннюю и внешнюю части. Внутренняя часть имеет сложную структуру, производящую процессы мышления, психоэмоциональной активности. Внешняя часть тоналя менее упорядоченная, управляющая механической, двигательной активностью. Несоответствие внутренних проявлений тоналя с их реализацией во внешнем плане отражается в разладе между умом и действием, противоречивости чувств, конфликтности личности. Воин приводит в порядок взаимодействие внутренней и внешней частей тоналя. Он отслеживает, какие несоответствия происходят между проявлениями ума и действиями, желаниями и средствами достижения цели. Он определяет чувства и отношение к ним, выявляя причины, препятствующие гармонии внутренней и внешней сфер тоналя. Принимая решения силы, действуя с несгибаемым намерением на пути к свободе сознания, воин разрушает господство обыденного «я», уничтожает иллюзии и привязанности. Намерение реорганизует тональ, разрушая лидирующие позиции всех форм озабоченности своим «я», перемещая их на задний план. При ослаблении эгоцентрических процессов происходит изменение структур тоналя, трансформируется конфигурация восприятия. Процесс реорганизации тоналя производит психофизическую трансформацию, расширяет диапазон восприятия,увеличивает интенсивность осознания.

Различные способы говорить создало человечество для описания мира. Внутренний диалог способен определять проявления тоналя. Нагуаль невыразим никакими средствами. Сферу неизвестного невозможно интерпретировать какими-либозначениями.

«– Нет способа говорить о неизвестном, – сказал он. – Можно быть только свидетелем его. Объяснение магов гласит, что у каждого из нас есть центр, из которого можно быть свидетелем нагуаля, – это воля. Нагуаль– это та часть нас, для которой нет никакого описания – ни слов, ни названий, ни чувств, ни знаний»

К. Кастанеда, “Сказки о силе”.

Человек может определять проявления тоналя различными способами, но не способен определить нагуаль никаким способом. Нагуаль за пределами картины мира, вне каких бы-то ни было систем описания, передачи информации.

...Ели мы в молчании. Мне суп не понравился, и я не мог его докончить, но дон Хуан съел свой весь.

Я надел свой пиджак, - сказал он внезапно, - чтобы рассказать тебе о том, что ты уже знаешь, но то, что следует разъяснять, чтобы оно стало эффективным. Я ждал до сих пор, потому что Хенаро чувствует, что ты не только должен хотеть пойти по дороге знания, но сами твои усилия, должны быть достаточно неуязвимы, чтобы сделать тебя стоящим этого знания. Ты действовал хорошо. Теперь я расскажу тебе объяснение магов.

Он опять сделал паузу, потер щеки и поиграл языком внутри рта, как бы ощупывая зубы.

Я собираюсь рассказать тебе о тонале и нагвале, - сказал он и взглянул на меня пронзительно.

В первый раз за время нашего знакомства он использовал эти два термина. Я был смутно знаком с ними из антропологической литературы о культурах центральной Мексики. Я знал, что тональ считается своего рода сторожевым духом, обычно животным, которого ребенок получал при рождении и с которым он был связан интимными узами до конца своей жизни. Нагваль - название, дававшееся животному, в которое маг мог превращаться, или же тому магу, который практиковал такие превращения.

Это мой тональ, - сказал дон Хуан, потерев руками грудь.

Твой костюм?

Моя личность.

Он похлопал по груди, по коленям по ребрам.

Мой тональ - все это.

Он объяснил, что каждое человеческое существо имеет две стороны, два отдельных существа, две противоположности, которые становятся действующими в момент рождения. Одна называется «тональ», другая - «нагваль». Я рассказал ему, что антропологи знали об этих двух концепциях. Он позволил мне говорить, не прерывая.

Ну, что бы ты там ни думал или знал о них, это чистая чепуха, - сказал он. - хотя бы потому, что то, что я тебе говорю о тонале и нагвале, не могло быть сказано тебе раньше. Любой идиот знал бы, что ты ничего об этом не знаешь, потому что, чтобы познакомиться с этим, тебе следует быть магом, а ты не маг. Или тебе нужно было бы говорить об этом с магом, а ты не говорил. Поэтому отбрось все то, что ты слышал об этом раньше, потому что это неприложимо.

Это было только замечанием, - сказал я.

Он поднял брови и сделал комический жест.

Твои замечания неуместны, - сказал он. - на этот раз мне нужно твое безраздельное внимание, поскольку я собираюсь познакомить тебя с тоналем и нагвалем. У магов особый и уникальный интерес к этому знанию. Я бы сказал, что тональ и нагваль находятся исключительно в сфере людей знания. В твоем случае это заслонка, которая закрывает все то, чему я тебя обучал. Поэтому я ожидал до сих пор, чтобы заговорить о них.

Тональ - это животное, которое охраняет человека. Я бы сказал, пожалуй, что это хранитель, который может быть представлен как животное, но это главное.

Он улыбнулся и подмигнул мне. - Теперь я использую твои собственные слова, - сказал он.

Тональ - это социальное лицо.

Он засмеялся, я полагаю, при виде моего замешательства.

Тональ является по праву защитником, хранителем. Хранителем, который большей частью превращается в охранника.

Я схватился за блокнот. Он засмеялся, передразнивая мои нервные движения.

Тональ - это организатор мира, - продолжал он. - может быть, лучше всего можно описать его монументальную работу, сказав, что на его плечах покоится задача приведения хаоса мира в порядок. Но будет преувеличениемм заявлять, как это делают маги, что все то, что мы знаем как люди, является работой тоналя.

В данный момент, например, все, что участвует в попытке найти смысл в нашем разговоре, является твоим тоналем. Без него были бы только бессмысленные звуки и гримасы, и ты не понял бы ничего из того, что я говорю.

Скажу далее, что тональ является хранителем, который охраняет нечто бесценное, нас самих. Поэтому врожденное качество тоналя - быть консервативным и ревнивым относительно своих действий. А поскольку его деяния являются самой что ни на есть важнейшей частью нашей жизни, то не удивительно, что он постепенно изменяется в каждом из нас из хранителя в охранника.

Он остановился и спросил меня, понял ли я. Я автоматически утвердительно кивнул головой, и он улыбнулся с видом недоверия.

Хранитель мыслит широко и все понимает, - объяснил он. - Но охранник, с другой стороны, бдительный, узко мыслящий и большей частью деспот. Тональ во всех нас был превращен в мелочного и деспотичного охранника в то время, как он должен бы быть широко мыслящим хранителем.

Я определенно не улавливал нити его объяснения. Я расслышал и записал каждое слово и однако же, я был, казалось, занят каким-то своим собственным внутренним диалогом.

Мне очень трудно следить за тобой, - сказал я.

Если бы ты не цеплялся за разговоры с самим собой, у тебя не было бы неприятностей, - сказал он резко.

Его замечание ввергло меня в длинное объяснительное заявление. В конце концов я спохватился и извинился за свою привычку постоянно оправдываться.

Он улыбнулся и сделал знак, который, казалось, показывал, что его это действительно не раздражает.

Тональ - это все, что мы есть, - продолжал он. - назови его! Все, для чего у нас есть слово - это тональ. А поскольку тональ является своим собственным деянием, тогда все, очевидно, попадает в его границы.

Я напомнил ему, что он сказал, будто «тональ» был социальным лицом. Термин, который сам я использовал с ним, чтобы обозначить человеческое существо как конечный результат процесса социализации. Я указал, что тональ был продуктом. Он не мог быть всем, как он сказал, потому что мир вокруг нас не является результатом социальных процессов.

Дон Хуан возразил, что мой аргумент не имеет никаких основ, что намного ранее он уже говорил, что не существует никакого мира в широком смысле, а только описание мира, которое мы научились визуализировать и принимать как само собой разумеющееся.

Тональ - это все, что мы знаем, - сказал он. - я думаю, что это само по себе уже достаточная причина для того, чтобы тональ был таким сверхсильным делом.

Он на секунду остановился. Казалось, он определенно ожидает замечаний или вопросов, но у меня их не было, однако же, я чувствовал себя обязанным задать вопрос и старался сформулировать его. Это мне не удалось. После всех предупреждений, которыми он начал наш разговор, мне расхотелось задавать вопросы. Фактически, я осознавал, что неспособен думать, но знал это не разумом, если только такое возможно.

Я взглянул на дона Хуана. Он глядел на среднюю часть моего тела. Но вот он поднял глаза, и ясность мысли вернулась ко мне мгновенно.

Тональ - это все, что мы знаем, - повторил он медленно, - и это включает не только нас, как личности, но и все в нашем мире. Можно сказать, что тональ - это все, мы способны видеть глазами. Мы начинаем растить его с момента рождения. Когда мы делаем первый вдох, мы вдыхаем также силу для тоналя. Поэтому правильно сказать, что тональ человеческого существа сокровенно связан с его рождением.

Ты должен запомнить этот момент. Очень важно понимание всего этого. Тональ начинается с рождения и заканчивается со смертью.

Я хотел, чтобы он повторил все это еще раз. Я уже было раскрыл рот, чтобы попросить его об этом, но к своему изумлению не смог произнести ни слова. Я испытывал очень любопытную неспособность. Мои слова были тяжелыми, и я не имел никакого контроля над этим ощущением.

Я взглянул на дона Хуана, чтобы показать ему, что не могу говорить. Он опять смотрел на мой живот. Потом поднял глаза и спросил, как я себя чувствую.

Слова полились из меня, как будто прорвало плотину. Я рассказал ему, что у меня было любопытное ощущение, будто я не могу ни говорить ни думать, и в то же время мои мысли были кристально ясными.

Твои мысли были кристально ясными? - спросил он. Я понял, что ясными были не мои мысли, ясным было мое восприятие мира.

Ты что-нибудь делаешь со мной, дон Хуан? - спросил я.

Я пытаюсь убедить тебя в том, что твои замечания не нужны, - сказал он и засмеялся.

Значит, ты не хочешь, чтобы я задавал вопросы?

Нет, нет, спрашивай, все, что хочешь. Но не давай отвлекаться своему вниманию.

Я вынужден был признать, что растерялся из-за безбрежности темы.

Я все еще не могу понять, дон Хуан, что ты имеешь в виду, говоря, что тональ это все, - сказал я после секундной паузы.

Тональ - это то, что творит мир.

Тональ является создателем мира?

Дон Хуан почесал виски.

Образно говоря, тональ создает мир.

Он не может создать или изменить ничего, и тем не менее он делает мир, потому что его функция - судить, свидетельствовать и оценивать. Я говорю, что тональ делает мир, потому что он свидетельствует и оценивает его согласно своим тональным законам. Очень странным образом тональ является творцом, который не творит ни единой вещи; другими словами, тональ создает законы, по которым он воспринимает мир, так что в каком-то смысле он творит мир.

Он мурлыкал популярную мелодию, отбивая ритм пальцами на краю стула. Его глаза сияли. Казалось, они искрятся. Он усмехнулся и покачал головой.

Ты не слушаешь меня, - сказал он улыбаясь.

Слушаю, у меня нет никаких проблем, - сказал я, но не очень убежденно.

Тональ - это остров, - объяснил он. - лучший способ описать его, это сказать, что тональ - вот это.

Он очертил рукой середину стола.

Мы можем сказать, что тональ, как поверхность этого стола, остров, и на этом острове мы имеем все. Этот остров фактически целый мир.

Есть личные тонали каждого из нас и есть общий тональ для всех в любое данное время, который мы можем назвать тоналем времен.

Он показал на ряд столов в ресторане. - Взгляни, каждый стол имеет одни и те же очертания.

Какие-то определенные предметы есть на каждом из них. Индивидуально они, однако, отличаются один от другого. За одними столами больше людей, чем за другими, на них разная пища, разная посуда, различная атмосфера, и все же мы должны согласиться, что все столы в ресторане очень похожи. Та же самая вещь происходит с тоналем. Мы можем сказать, что тональ времен - это то, что делает нас похожими. Точно так же, как все столы в этом ресторане похожи. Каждый стол, тем не менее, это индивидуальный случай, точно так же, как личный тональ каждого из нас. Однако, следует знать, что все, что мы знаем о нас самих и о нашем мире, находится на острове тоналя. Понимаешь, о чем я говорю?

Если тональ это все, что мы знаем о нас и нашем мире, что же такое нагваль?

Нагваль - это та часть нас самих, с которой мы вообще не имеем никакого дела.

Прости, я не понял.

Нагваль - это та наша часть, для которой нет никакого описания. Нет слов, нет названий, нет чувств, нет знания.

Но это противоречие, дон Хуан. По моему мнению, если это не может быть почувствовано, описано или названо, то оно не может существовать.

Это противоречие только по твоему мнению. Я предупреждал тебя ранее, чтобы ты не пытался сбить самого себя с ног, стараясь понять это.

Не говоришь ли ты, что нагваль это ум?&

Нет, ум - это предмет на столе, ум - это часть тоналя.

Скажем так, что ум - это чилийский соус. Он взял бутылку соуса и поставил ее передо мной.

Может нагваль - душа?

Нет, душа тоже на столе. Скажем, душа - это пепельница.

Может, это мысли людей?

Нет, мысли тоже на столе. Мысли как столовое серебро.

Он взял вилку и положил ее рядом с чилийским соусом и пепельницей.

Может быть, это состояние блаженства, неба?

И не это тоже. Это, чем бы оно ни было, есть часть тоналя. Это, скажем, бумажная салфетка.

Я продолжал перечислять возможные способы описания того, о чем он говорит: чистый интеллект, психика, энергия, жизненная сила, бессмертие, принцип жизни. Для всего, что я называл, он нашел предмет на столе как противовес и ставил его передо мной, пока все предметы на столе не были собраны в одну кучу.

Дон Хуан, казалось, наслаждался бесконечно. Он хихикал, потирал руки каждый раз, когда я называл другую вероятность.

Может быть нагваль - высшее существо, всемогущий бог? - спросил я.

Нет, бог тоже на столе. Скажем так, что бог - это скатерть. Он сделал шутливый жест для того, чтобы скомкать ее и положить с другими предметами передо мной.

Но значит, ты говоришь, что бога не существует? - Нет, я не сказал этого.

Все, что я сказал, так это что нагваль - не бог, потому что бог является предметом нашего личного тоналя и тоналя времен. Тональ является, как я уже сказал, всем тем, из чего мы думаем, состоит мир, включая бога, конечно.

Бог не более важен, чем что-либо другое, будучи тоналем нашего времени.

В моем понимании, дон Хуан, - бог - это все. Разве мы не говорим об одной и той же вещи?

Нет, бог это только все то, о чем мы можем думать, поэтому, правильно говоря, он только другой предмет на этом острове. На бога нельзя посмотреть по собственному желанию, о нем можно только говорить. Нагваль, с другой стороны, к услугам воина. Можно быть его свидетелем, но о нем нельзя поговорить.

Если нагваль не является ни одной из тех вещей, которые я перечислил, то может быть ты сможешь рассказать мне о его местоположении. Где он?

Дон Хуан сделал широкий жест и показал на область за границами стола. Он провел рукой, как если бы ее тыльной стороной очищал воображаемую поверхность, которая продолжалась за краями стола.

Нагваль там, - сказал он. - там, окружает остров. Нагваль там, где обитает сила.

Мы чувствуем с самого момента рождения, что есть две части нас самих. В момент рождения и некоторое время спустя мы являемся целиком нагвалем. Мы чувствуем затем, что для нормальной деятельности нам необходима противоположная часть того, что мы имеем. Тональ отсутствует, и это дает нам с самого начала ощущение неполноты. Затем тональ начинает развиваться и становится совершенно необходимым для нашей жизни. Настолько необходимым, что он затеняет сияние нагваля. Он захлестывает его. С того момента, как мы становимся целиком тоналем, мы уже ничего больше не делаем, как только взращиваем наше старое ощущение неполноты, которое сопровождало нас с момента нашего рождения и которое постоянно нам говорит, что есть другая часть, которая дала бы нам цельность.

С того момента, как мы становимся целиком тоналем, мы начинаем делать пары. Мы ощущаем наши две стороны, но мы всегда представляем их предметами тоналя. Мы говорим, что две наши части - это душа и тело, или ум и материя, или добро и зло, бог или дьявол. Мы никогда не осознаем, однако, что просто объединяем в пары вещи на одном и том же острове, точно так же, как можно объединять в пары кофе и чай, хлеб и лепешки, или чилийский соус и горчицу. Мы странные животные, скажу тебе. Нас унесло в сторону, но в своем безумии мы считаем, что понимаем все правильно.

Дон Хуан поднялся и обратился ко мне, как если бы он был оратором. Он ткнул в меня указательным пальцем и затряс головой.

Человек движется не между добром и злом, - сказал он смешным риторическим тоном, хватая солонку и перечницу в обе руки. - его истинное движение состоит между отрицательным и положительным.

Он уронил солонку и перечницу и схватил нож и вилку.

Вы не правы! Никакого движения тут нет, - продолжал он, как бы отвечая самому себе. - человек - это только ум!

Он взял бутылку соуса и поднял ее, а затем опустил.

Как ты можешь видеть, - сказал он мягко, - мы легко можем заменить ум чилийским соусом и закончить все, сказав: «человек - это только чилийский соус», такой поступок не делает нас более психически больными, чем мы есть.

Боюсь, что я задал не тот вопрос, - сказал я. - может быть мы пришли бы к лучшему пониманию, если я бы спросил, что особенного можно найти в районе за островом.

Нет способа ответить на это. Если я скажу «ничего», я только сделаю нагваль частью тоналя. Все, что я могу сказать так это то, что за границами острова находишь нагваль.

Но когда ты называешь его нагвалем, разве ты не помещаешь его на острове?

Нет. Я назвал его только затем, чтобы дать тебе осознать его существование.

Хорошо! Но разве то, что я осознаю это, не является той ступенькой, которая превращает нагваль в новый предмет моего тоналя?

Боюсь, что ты не понимаешь. Я назвал тональ и нагваль как истинную пару. Это все, что я сделал.

Он напомнил мне, что однажды, пытаясь объяснить ему свою настойчивость в том, чтобы во всем улавливать смысл, я говорил об идее, что дети, может быть, не способны воспринимать разницу между «отцом» и «матерью», пока они не разовьются достаточно в смысле обращения со значениями, и что они, возможно, верят, что отец - это тот, кто носит штаны, а «мать» - юбки, или учитывает какие-нибудь другие различия в прическе, размере тела или предметах одежды.

Мы явно делаем то же самое с нашими двумя частями, - сказал он. - мы чувствуем, что есть другая наша сторона, но когда мы стараемся определить эту сторону, тональ захватывает рычаги управления, а как директор он крайне мелочен и ревнив. Он ослепляет нам глаза своими хитростями и заставляет нас забыть малейшие намеки на другую часть истинной пары - нагваль.

Карлос КАСТАНЕДА