Закономерности распространения живых организмов на земле презентация. Конспект урока "Разнообразие и распространение организмов на Земле

другие презентации на тему «Разнообразие живых организмов на Земле»

«Урок разнообразие животных» - Птицы. Животные. 15 тысяч. Насекомые. Зоология – наука о животных. Земноводные. Черви. 3 тысячи 400. Более 1 миллиона. Иглокожие. 4 тысячи. Рыбы. 80 тысяч. Более 20 тысяч. 6 тысяч. Ракообразные. Разнообразие животных. Пресмыкающиеся. Млекопитающие. 20 тысяч. 5 тысяч видов. Более 8 тысяч. 1 миллион 500 тысяч.

«Разнообразие животных 3 класс» - Рыбы- животные,тело которых покрыто скользкой чешуёй. Сохраним родную природу! Наука о животных называется зоологией. Насекомые. Пресмыкающиеся. Звери. Не убивайте зря! Разнообразие животных. Земноводные- животные, у которых кожа голая, нежная. Звери- животные, тело которых покрыто шерстью. Какие бывают животные.

«Разнообразие клеток» - Клетки гладкой мышечной ткани. Клетки скелетной поперечно-полосатой мышечной ткани. Многообразие клеток. Клетки крови (эритроциты). Клетки эпидермиса. Эвглена зеленая От 60мкм до 500мкм. Клетки однослойного эпителия. Трахеиды сосны 2000мкм. Сперматозоид человека 5мкм – головка 60 мкм - жгутик. Шаровидны клетки бактерий (стафилококк).

«Сохранение биологического разнообразия» - Проблема сохранения биологического разнообразия планеты. Особые требования предъявляются к естественным и искусственным водоемам. Одним из результатов такого конфликта явилось снижение биологического разнообразия природных экосистем. Броненосцы - единственные живые ущества, не считая человека, подверженные заболеванию про-юй.

«Разнообразие природы 3 класс» - Дышат. Растут. Природа. Значение природы для человека. Бактерии. Приносят потомство. Связи в природе. Грибы. Люди не могут жить без природы. Живая. Неживая. Животные. В природе всё взаимосвязано. Развиваются. Природа удивительно разнообразна. Питаются. Являются ли дрожжи частью природы? Умирают. Растения.

«Разнообразие животного мира 3 класс» - 3 группа. Многоклеточные беспозвоночные позвоночные. Какую роль выполняют в природе? Что такое ФАУНА? Одноклеточные. Мир животных. Чем отличаются насекомые от других животных? 4 группа. Определение признаков различных групп животных. Продолжите предложение: «Сегодня на уроке я узнал…». Животные (фауна)?.

«Урок разнообразие животных» - 1 миллион 500 тысяч. Паукообразные. 20 тысяч. Разнообразие животных. Более 1 миллиона. 6 тысяч. Моллюски. Млекопитающие. Ракообразные. 4 тысячи. Черви. Иглокожие. Земноводные. Тема урока: 80 тысяч. Более 8 тысяч. Узнаем: Группы животных Научимся:Различать животных по групповым признакам. Насекомые. 27 тысяч.

«Разнообразие веществ» - 1. Веществ 2. Молекула 3. Атомов 4. Химическим элементом 5. Одинаковы. Простые вещества. Вещество состоящее из атомов одного вида называется простым. Сложные вещества. Разнообразие веществ. К уксусной кислоте прикасаться опасно! Под какими буквами на схемах обозначены простые вещества: О2 СО2 N2 А Б В Г Д Е.

«Разнообразие растений» - Любой живой организм отличается от неживого предмета способностью к размножению. Диаграмма выбора учащимися любимых и нелюбимых предметов после проведения эксперимента. Цель исследования: О неблагополучии в состоянии окружающей природы говорят на разных языках. За каким растением ты ухаживаешь? 1. Любое растение - живой организм.

«Разнообразие природы 3 класс» - Животные. Люди не могут жить без природы. Связи в природе. Умирают. Природа. Бактерии. Природа удивительно разнообразна. Неживая. Живая. Являются ли дрожжи частью природы? Растут. Значение природы для человека. Грибы. Приносят потомство. Развиваются. Растения. В природе всё взаимосвязано. Питаются. Дышат.

«Разнообразие животных 3 класс» - Животные: Птицы- животные, тело которых покрыто перьями. Рыбы Звери Насекомые Земноводные Пресмыкающиеся. Дикие: Дикие. Пресмыкающиеся. Звери. Земноводные- животные, у которых кожа голая, нежная. Птицы. Ведь небо без птиц-не небо! Рыбы. Насекомые- животные, у которых шесть ног (три пары). Не убивайте зря!

«Разнообразие клеток» - Шаровидны клетки бактерий (стафилококк). Жгутиковая водоросль хламидомонада 20 мкм. Размеры клеток. Ассимилирующие клетки. Клетки жировой ткани. Эвглена зеленая От 60мкм до 500мкм. Сперматозоид человека 5мкм – головка 60 мкм - жгутик. Клетки гладкой мышечной ткани. Клетки однослойного эпителия. Многоугольные Веретеновидные.

С помощью данного урока вы ознакомитесь с темой «Распространение организмов». Она является первой в разделе «Биосфера». Урок поможет вам сформировать представление об организмах как компонентах, об их неравномерном распространении на земной поверхности. Рассмотрите всё существующее на нашей планете разнообразие и обсудите, какая между ними взаимосвязь.

Распространение живых организмов обусловлено климатическими условиями, строением почвы и другими факторами. С другой стороны, сами организмы могут менять среду своего обитания и оказывать влияние на климат. Наибольшая концентрация живых организмов характерна для поверхности суши, в мелководной части океана.

Живые организмы тесно взаимодействуют между собой и с другими оболочками Земли и таким образом существуют. Живые организмы обитают даже в стратосфере и в глубоких частях земной коры. Наиболее богат растительный и животный мир влажных экваториальных лесов. В этих лесах обилие тепла, влаги и пищи.

Рис. 2. Влажные экваториальные леса ()

Растения способны создавать органические вещества из неорганических. Растения поедают некоторые виды животных (травоядные), их, в свою очередь, поедают хищники.

Рис. 3. Хищные животные Арктики ()

В холодных и жарких сухих территориях планеты живых организмов гораздо меньше, чем в лесах.

Рис. 4. Пустыня Сахара на снимке ()

Условия существования живых организмов в океане:

1. Количество солнечного света

2. Глубина

3. Свойства воды (соленость, состав, количество питательных веществ)

4. Течения

5. Наличие пищи

6. Температура

Среди растений в океане преобладают водоросли.

Рис. 5. Водоросли ()

Наиболее крупные обитатели океана свободно плавают (тюлени, пингвины, киты, моржи, дельфины и др.). Ракообразные, моллюски, черви обитают на дне океанов и морей. Мелкие организмы, которых переносит толща воды, называются планктон. Планктон - основная пища для рыб и млекопитающих, поэтому воды, богатые планктоном, богаты и рыбой. На значительных глубинах живых организмов гораздо меньше.

Многие живые организмы обитают вблизи гидротермальных источников. Здесь много бактерий, которые, как и растения, производят органическое вещество. Также рядом с этими источниками обитают большие черви, ракообразные, которые в других местах не встречаются.

Лианы - очень распространенные растения. Они очень гибкие, могут достигать существенной длины.

Эти рыбы обитают в прохладных водах на значительных глубинах, зарываясь в песок.

Рис. 7. Рыба-удильщик ()

Домашнее задание

Параграфы 46, 47.

1. Какие факторы влияют на распространение живых организмов?

Список литературы

Основная

1. Начальный курс географии: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. - 10-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. - 176 с.

2. География. 6 кл.: атлас. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа; ДИК, 2011. - 32 с.

3. География. 6 кл.: атлас. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, ДИК, 2013. - 32 с.

4. География. 6 кл.: конт. карты: М.: ДИК, Дрофа, 2012. - 16 с.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География. Современная иллюстрированная энциклопедия / А.П. Горкин. - М.: Росмэн-Пресс, 2006. - 624 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. География: Начальный курс: Тесты. Учеб. пособие для учащихся 6 кл. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. - 144 с.

2. Тесты. География. 6-10 кл.: Учебно-методическое пособие / А.А. Летягин. - М.: ООО «Агентство «КРПА «Олимп»: «Астрель», «АСТ», 2001. - 284 с.

1.Федеральный институт педагогических измерений ().

2. Русское географическое общество ().

3.Geografia.ru ().

Глава 6. БИОСФЕРА

Урок 57 (вариант 1)

Цель урока:

Сформировать представление о факторах распространения организмов на земле. Ввести понятия биосфера, широтная зональность, высотная зональность.

Оборудование:

Демонстрационная таблица «Биосфера»; карта «Природные мира»; демонстрационная таблица «Высотная поясность».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала

Сегодня на уроке мы будем изучать четвертую оболочку Земли - Биосферу (био - жизнь).

Если взвесить все живое вещество на планете, оно составит около двух триллионов тонн. Это огромная величина, но ничтожно мала в сравнении с массой земной коры - всегда одна стотысячная доля и даже меньше. Однако если масса земной коры остается в общем постоянной, то живое вещество обладает уникальным, только ему присущим свойством - самовоспроизводиться. Живые клетки размножаются, воспроизводят сами себя. У некоторых организмов способность размножаться исключительно велика. Если бы не было никаких препятствий, крохотная водоросль диатолия за 8 дней образовала бы биомассу, равную массе Земли. Всего за 8 дней! Так велика сила жизни в ее стремлении захватить максима пространство.

Границы биосферы определите с помощью учебника (Г.: с. 142).

(От озонового слоя до глубины 3 км в земной коре.)

- Учение о биосфере создал русский ученый Владимир Ивано­вич Вернадский (1863-1945 гг.), русский естествоиспытатель, минералог, основоположник современной геохимии и биогео­химии. Был организатором многих научных учреждений.

Сообщение учащегося

В. И. Вернадский родился в Петербурге в семье профессора эко­номики и истории Петербургского университета. В детстве он увле­кался, прежде всего, историей.

В 1881 г. Владимир поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета, где слушал лекции А. Бехтерева, В. Докучаева, И. Сеченова.

В университете на него произвели большое впечатление лекции А. Н. Бекетова по ботанике. Но поистине ошеломляющими оказа­лись лекции Д. И. Менделеева. Идеи и его личность оказали замет­ное влияние на формирование научного мировоззрения Владимира Ивановича.

Уже тогда в воображении Вернадского минералогия из традици­онной описательной дисциплины переходит в динамичную форму геохимии - науку о геологической истории, круговоротах химиче­ских элементов на Земле. Основоположником этой обширной науч­ной дисциплины и стал В. И. Вернадский.

В 1885 г. он закончил университет. Через пять лет стал заведо­вать кафедрой минералогии и кристаллографии в Московском уни­верситете. Здесь в 1906 году он избран академиком. В 1911 г. его деятельность в стенах Московского университета прервалась, он пе­реезжает в Петербург и становится директором Геологического и минералогического музея АН.

Ученый стал рассматривать земной шар как замкнутую биологи­ческую систему. Он впервые сформулировал понятие биосферы, рассматривая все обитающие на Земле живые существа, как единый организм.

Он ввел в науку такие понятия, как биосфера и ноосфера. Эти ра­боты дали возможность проставить проблему взаимодействия чело­века и природы, следом за этим возникла наука экология.

В честь Вернадского Академия Наук учредила специальную премию и золотую медаль, которые присуждаются за лучшие работы геохимии и минералогии.

III. Распространение живых организмов на Земле

Что необходимо для жизни животных и растений? (Свет, тепло, влага.)

Это вы назвали условия, необходимые для жизни. Везде ли Земле эти условия одинаковые? (Нет.)

Какие области на Земле имеют более благоприятные условия? (Ближе к экватору.)

Наблюдается изменение условий на Земле с широтой. В направлении от полюсов к экватору последовательно располагаются разные природные зоны. Откройте учебники (Г.: с. 144), перечислите природные зоны по порядку от полюсов к экватору.

Почему происходит смена природных зон, какое условие изменяется? (Тепло.)

- Где еще на Земле происходит последовательное изменение температуры? (В горах.)

Прочтите в учебнике, как называется явление изменения природных зон в горах? (Высотная поясность.)

Впервые о высотной поясности заговорил Александр Гумбольдт.

Александр Гумбольдт (сообщение учащегося)

С детства А. фон Гумбольдт пристрастился к изучению заморских растений, их было много в парке, окружавшем замок, где жила его семья. Еще в юности он начал путешествовать.

В 1799 г. ему удалось получить разрешение посетить испанские владения в Южной Америке. С этого путешествия берет начало деятельность исследователя природы. Он изучал природные зоны Южной Америки, реки Ориноко, Рио-Негру, Амазонку. В Мексике он изучал вулканы. Он поднимался в горы Анды, наблюдал, как с высотой меняются природные зоны растительности.

Путешествие продолжалось 5 лет. Обработанные записи, рисунки, описание самого путешествия заняли 300 томов, они печатались на протяжении 25 лет.

Вторым путешествием Гумбольдта была поездка в Россию. Его интересовали полезные ископаемые российских недр.

Он стал одним из основоположников современной географии. Гумбольдт разделил морской и континентальный климаты, исследовал морские течения. Он считал необходимым изучать взаимосвязи природных явлений.

IV. Закрепление изученного

а) на дне Мирового океана;

а) бактерии;

б) растения;

в) животные;

а) атмосфера;

б) гидросфера;

в) поверхность литосферы.

5. Дополните предложение.

Домашнее задание

Г.: § 46, задача №4.

Урок 57 (вариант 2)

Разнообразие живых организмов на Земле

Цель урока:

Сформировать представление о факторах распространения орга­низмов на земле. Ввести понятия биосфера, широтная зональность, высотная зональность.

Оборудование:

Демонстрационная таблица «Биосфера»; карта «Природные зоны мира»; демонстрационная таблица «Высотная поясность».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала

Сегодня на уроке мы изучим еще одну оболочку Земли - био­сфера. В работе вам поможет учебник (Г.: § 46).

Шаг 1. Узнаем, что такое биосфера

Биосфера (сфера жизни) - своеобразная оболочка земного шара, в которой обитают живые организмы. Так, в 1875 г. австрий­ский геолог

Э. Зюсс назвал биосферой ту часть земного про­странства, в которой существует жизнь.

Шаг 2. Узнаем границы биосферы

- Учение о биосфере создал русский ученый Вернадский Владимир Иванович (1863-1945 гг.). По теории академика Вернадского, верхняя граница определяется озоновым слоем, расположенным в атмосфере на высоте 20 км от поверхности Земли.

На какой глубине проходит нижняя граница биосферы?

Шаг З

- Одновременно с человеком на Земле живет несколько миллионов видов живых организмов. Попробуйте их классифицировать. Разделите биосферу на три качественные группы.

Шаг 5. Широтная зональность

Прочти текст учебника на с. 143 п. «Широтная зональность», затем сформулируй определение этого явления, пол формулой:

определение = ключевое слово + существенные признаки.

Шаг 6. Высотная поясность

- В горах происходит уменьшение температуры, такое же, как и при движении от экватора к полюсам. Смена растительных зон в горах называется высотной поясностью. Открыл ее и немецкий географ Александр Гумбольдт во время своего путешествия в Южную Америку.

Представьте, что совершается восхождение в горы, которые находятся в тропиках. Подпишите изменение растительных зон:

Шаг 7

Проверим усвоение новой темы «Биосфера».

1. Нижняя граница биосферы располагается:

а) на дне Мирового океана;

б) на глубине 3 км в земной коре;

в) на границе мантии и земной коры.

2. Какие организмы появились раньше:

а) бактерии;

б) растения;

в) животные;

3. Назовите самую обитаемую часть биосферы;

а) атмосфера;

б) гидросфера;

в) поверхность литосферы.

4. Какой фактор повлиял на уменьшение числа видов растений и животных в пустынях?

5. Дополните предложение.

Главной причиной высотной поясности является....

Каждый год живое вещество биосферы воспроизводит около 250 млрд. т биологической продукции. За 3 млрд. лет своего существования общая биомасса живого вещества должна была бы в сотни раз превысить массу земной коры. Однако сила биосферы не в ее массе, а в огромном разнообразии.

Биоценоз Озера Луга Болота Леса Пустыни

Растений на Земле около 500000 Животных свыше 1 мл

Жизненные формы растений Деревья Травы мхи Кустарники

птицы рыбы Члени- стоногие Пресмы- кающиеся млекопитающие Жизненные формы животных

Биогеография – наука о географии распространения всех организмов живущих на Земле.

Кислород Растения Углекислый газ Вода Минеральные вещества Солнечная энергия

Распределение животных и растений Климат Влага Высотная поясность

Высотная поясность- закономерная смена природных условий и ландшафтов с подъемом в горы.

Влияние живых организмов на оболочку Земли кислород Углекислый газ растения животные человек Атмосфера

Воздействие организмов на гидросферу

организмы вода растения Гидросфера

Воздействие организмов на литосферу

выветривание Перемешивания повер. Слоя земли Горные породы деградация Литосфера

Образование почвы под воздействием организмов Почва- плодородный слой Земли. Гумус –результат распада органических останков в почве. Чернозем –самый плодородный вид почвы среди других видов. Торф –толща полуразложившихся растительных остатков.

Домашнее задание $ 49-51. стр142-148 .


«Индивидуальное развитие организма» - Двойное оплодотворение. Содержит двойной (диплоидный) набор хромосом. Двойное оплодотворение характерно для покрытосеменных растений. Пресс - конференция. Внутреннее оплодотворение. Задачи урока. Сходство эмбрионов некоторых животных на ранних стадиях развития. Стадии эмбрионального развития. Однослойный шарообразный зародыш животных с полостью внутри называется:

«Жизнедеятельность организмов» - При фотосинтезе выделяется кислород. Различают несколько типов дыхания: клеточное, кожное, трахейное и легочное. Дыхание. Оплодотворённая яйцеклетка называется зиготой. Кислород. Половое размножение животных. Опорную функцию у растений выполняет механическая ткань. Скелет - опора организма. Процесс слияние половых клеток называется оплодотворением.

«Вопросы про организмы» - Квадрат с 36 секторами разных цветов. Почему опасны ссадины и царапины для человека? Какому овощу мы должны быть благодарны? Какая птичка самая маленькая? Попугай. Игровая пауза. Назовите животных, изображенных на картинках. Во сколько раз увеличивает ваш микроскоп? Бобры. Докажите, что рыба обитатель водной среды.

«Пищеварительная система организма» - Пищеварение происходит в процессе перемещения пищи по органам, составляющим пищеварительный тракт. Жиры. Состав пищеварительной системы. Обработка и приготовление пищи приводят к разрушению части крахмальных гранул. Пищеварение. Функции пищеварительной системы. Поджелудочная железа -о?рган пищеварительной системы позвоночных.

«Влияние курения на организм» - Катаракта 15. Курение. 8. Остеопороз 9. Эмфизема 10. Цель: Нарушение слуха 13. Облысение. Узнать о влиянии курения на организм. Если вы курите, Влияние курения на организм. Рак кожи 12. Ты выбираешь смерть или жизнь? Ранние морщины 14. Жизнь. Лучше заниматься спортом, чем курить. Сделай свой выбор. Если вы курите, то у вас может быть:

«Организм человека» - Среда обитания живых организмов. «Чтобы быть здоровым и счастливым, необходимо беречь природу». Красота. Среда обитания человека. Жизнь. Богатство. Загрязнение (выбросы). Мир природы. Решетняк Лена, 8»а» класс. Радость. Чистота воздуха, природы. Влияние загрязнения окружающей среды на организм человека.