Загадки истории: «Колоссы Мемнона. Для всех и обо всем

Колоссы Мемнона – стражи исчезнувшей красоты.

На просторной равнине, раскинувшейся вокруг Фив, между Нилом и Долиной Царей можно видеть остатки монументальной аллеи, которая вела к храму Аменофиса III (Аменхотепа III). Храм, к сожалению, исчез, а то, что осталось, и известно под названием "Колоссы Мемнона". Речь идет о двух гигантских статуях 18-метровой высоты, одни только ноги которых имеют 2 м длины и 1 м толщины. Изваянные из монолитных блоков песчаника, они изображают сидящего на троне фараона, руки которого лежат на коленях. Южный колосс, хотя и очень поврежденный, кажется, пострадал меньше другого, о котором сложены легенды. Возможно, в 27 году до н.э. мощное землетрясение серьезно повредило большую часть фиванских сооружений и обрушило верхнюю часть колосса до пояса. Однако, некоторые историки считают, что это акт вандализма царя Камбиза, и это кажется более правдоподобным по той причине, что Египет никогда не был страной землетрясений. Эти две сидячие фигуры, высеченные из единого камня и изображающие фараона Аменофиса III (Аменхотепа III), охраняли вход в погребальный храм фараона Аменофиса III (Аменхотепа III). (Кстати, именно оттуда были привезены в Петербург в 1832 году и установлены на набережной Невы возле Академии художеств два сфинкса). Греки назвали эти фигуры "колоссами Мемнона". И вот после землетрясения 27 года до н. э., когда от правой статуи отвалилась верхняя часть, было замечено, что каждое утро на восходе солнца статуя испускает невнятный, протяжный звук, в котором некоторые путешественники слышат печальную, но гармоническую мелодию. Это странное явление, подтвержденное такими знаменитыми историками как Страбон, Павсаний, Тацит, Лукиан и Филострат, дало повод греческим поэтам сочинить красивую легенду. Они утверждали, что "поющий камень" представляет Мемнона, мифического сына Авроры и Тифона - царя Египта и Эфиопии. Посланный своим отцом на помощь троянцам, осажденным греческой армией, Мемнон прославился, убив в сражении Антилоха, сына Нестора; но и он, в свою очередь, погиб от мстительной руки Ахилла. Аврора в слезах умолила всемогущего Юпитера воскресить ее сына хотя бы на мгновение в день. Так, каждое утро, когда Аврора ласкает своими лучами сына, он отвечает своей безутешной матери протяжным жалобным стоном... Такова трогательная поэтическая легенда, но это явление в действительности имеет вполне естественную основу. Звуки возникают от вибраций, происходящих на поверхности излома под действием тепла первых солнечных лучей на остывший за ночь камень. Это научное объяснение подтверждается историей. Действительно, до Страбона ни один историк не говорит о "голосе" колосса Мемнона, а те, кто свидетельствовал об этом, наблюдали колосса в промежуток времени между его разрушением и последующим восстановлением при Септимии Севере (193-221 гг. н.э.) К статуе устремились паломники. Так продолжалось два века - до тех пор, пока император Септимий как раз решил подремонтировать колосса. И подремонтировал: осколки его верхней части собрали и установили вновь, а статуя замолчала. В течение многих веков на ногах колосса были нацарапаны многочисленные и порой любопытные надписи. Одна из них читается так: "Знай, о Тот, ты, кто царствует над водами, что Мемнон еще жив и что согретый материнским огнем, он издает свой звонкий голос у подножия Ливийских гор в Египте, там, где Нил разделяет надвое прекрасновратные Фивы; в то время как ты, Ахилл, некогда ненасытный в битве, теперь безмолвен и на равнине Трои, и в горах Фессалии".

У южной статуи вид на маленькая скульптура царицы Тейи, жены Аменхотепа III. Как было принято, скульптура жены меньше статуи фараона и находится возле его ноги.

С недостатком внимания, от которого до сей поры страдали гиганты, скоро будет покончено. Очистка статуй, которая потребовала больших расходов, - это только первый шаг. Под руководством Штадельманна археологи один за другим откапывали фрагменты возможно самого большого храмового сооружения в Египте - заупокойного комплекса Аменхотепа III в Ком эль-Хеттан, сооруженного выдающимся зодчим Аменхотепом сыном Хапу в 14 в. До н.э. Империя Аменхотепа III - «фараона-Солнце» простиралась от Евфрата вплоть до 4-го нильского порога. Из завоеванной Нубии золото текло рекой в сокровищницы фараона, что позволило ему возвести по всей стране невероятное количество храмов, культовых сооружений и статуй. Эта страсть к строительству достигла своего апогея в царском заупокойном храме в Фивах. От сооружения длиной около 500 метров и шириной более 300 метров сегодня сохранились только фрагменты.

«Аменхотеп строил буквально на песке, - рассказывает Райнер Штадельманн.- Он хотел, чтобы храм воспринимался как естественный холм, выросший из недр нильской земли». За свою самоуверенность тщеславный строитель был жестоко наказан: наводнения постепенно размыли фундамент, а землетрясения откалывали от гигантского здания камень за камнем, пока оно не обвалилось. Об остальном позаботились потомки. Забыв о совести и о предках, они присвоили стены и статуи и тем самым прославляли себя. Все остальные памятники, обнаруженные в Ком эль-Хеттан известны археологам во всем мире начиная с XIX века. Сегодня эти предметы вызывают восхищение у посетителей музеев в Нью-Йорке, Лондоне и Берлине.

И все же Штадельманн убежден, что его ждет еще немало открытий. Геофизические исследования позволят понять, где пролегали стены. Обработка данных, проводимая в Мюнхене, должна дать заключение о том, что еще может находиться в земле. «Мы мечтаем найти статуи», - говорит Штадельманн. И это вполне оправданное желание. Так, совсем недавно жена и коллега Штадельманна Хуриг Сурузян обнаружила еще одного колосса, по всей видимости стражника у ворот второго пилона, который находился примерно в 50 метрах от пары сидящих гигантов и был не намного их меньше. Постепенно части этой погребенной статуи будут теперь очищены от черного налета и защищены от разрушения.

Однако внимание Штадельманна сосредоточено прежде всего на знаменитой паре колоссов. В свое время они были высечены из одного массива и из каменоломни, расположенной к северу от современного Каира, перевезены по Нилу в Фивы.

Греки дали им имя павшего под Троей Мемнона - искаженное «Небмаатра» - тронное имя Аменхотепа III.

Северная статуя во время восхода солнца в древности, как известно, издавала своеобразный стонущий звук, напоминавший о плаче убитого Мемнона, взывающего с мольбой к своей матери - богине утренней зари Эос. Во время одного из землетрясений верхняя часть ее туловища была разрушена, и римский император Септимий Север приказал соорудить ее заново из крупных каменных блоков. В XVI веке мамлюки во время своего похода в Нубию расстреляли лица обеих статуй, изображавших одного из величайших царей древности.

Райнер Штадельманн оптимистично надеется обнаружить в земле хотя бы остальную часть оригинала. Сейчас на поверхности находится по меньшей мере верхняя часть старого колосса. Первоначально красновато-коричневый кварц за тысячелетия покрылся желтым слоем песка и соли. Одна из немецких фирм профинансировала работы Штадельманна, и в течение двух последних месяцев он занимался чисткой колоссов. С помощью специального лазерного пистолета стало возможным сантиметр за сантиметром подогнать друг к другу многочисленные фрагменты. В некоторых местах из-под слоя грязи проступили цвета тысячелетней давности, которые когда-то покрывали всю статую.

Сегодня, как и тысячелетия тому назад, колоссы Аменхотепа III встречают всех, кто хочет увидеть уникальные гробницы и храмы западного берега Фив. Время так жестоко обошлось с их обликом, но суть великого творения древних мастеров и величественность египетского искусства остались неизменными.

June 17th, 2016

Восточный край неба медленно наполняется светом. Ослепительно вспыхнув, краешек солнечного диска разметал свои первые лучи по окрестной пустыне. Утро пришло в Луксор, как приходило сюда тысячи лет, озаряя и наполняя светом застывшие громады пирамид, воды Нила, узкие улочки древнего города с его базарами, минаретами, шумливой многоголосой толпой. Вот оно подкралось к подножию двух гигантских, каменных, безликих изваяний, остановилось на миг, словно спрашивая разрешения на дальнейший путь, и, осыпав их рассветным золотом, двинулось дальше...

Почти три с половиной тысячи лет Колоссы Мемнона безмолвно восседают на своих каменных постаментах, предваряя вход в некогда величественный погребальный храм, построенный великим правителем Египта Аменхотепом III. Две статуи - это он сам, восседающий на троне, лицом, обращённым на восток, навстречу солнцу. Его руки смиренно сложены на коленях, а у ног высечены фигуры двух женщин. Одна из них - его жена Тия, другая - его мать Мутемуйя. На боковых панелях сохранилось изображение бога Нила - Хапи.

Фото 2.

Мы лишь можем строить догадки относительно того, как доставлялись к месту строительства на расстояние в 670 километров огромные многотонные блоки кварцитного песчаника, добытого в каменоломнях неподалеку от современного Каира. По расчётам специалистов, вес каждой статуи может достигать 700 тонн. Колоссы Мемнона - щедрая дань культу мёртвых, давшему мощный толчок развитию древнеегипетской культуры. Сохранить покой усопшего фараона, воплощённого божества, покинувшего земные пределы и обретшего вечную жизнь по ту сторону бытия, в прежнем блеске и величии - такова идея скульптурной композиции.

Фото 3.



1857 год.

Колоссы Мемнона первоначально предназначались для охраны входа в Поминальный храм Аменхотепа. По свидетельствам современников, величие и роскошь храмового комплекса не имела себе равных в древнем Египте. Площадь храма составляла 35 гектаров. Потомки Аменхотепа III - Рамзес II и Рамзес III так и не сумели его превзойти



У храма сложилась непростая судьба. От древнегреческого историка и географа Страбона, ставшего свидетелем разрушительного землетрясения в 27 году до нашей эры, до нас дошли воспоминания о значительном повреждении северной фигуры. Уже в XIX веке на известной литографии 1840 года мы видим статуи, окруженные водой. Ежегодные наводнения в пойме Нила заметно повредили их основания. Но именно частичное разрушение одного из колоссов придало им мистическую окраску. Возможно, перепады температуры и испарения влаги внутри разломов при лёгком дуновении ветра вызывали странные звуки, напоминающие лёгкий стон или посвистывание.



17 марта 1862. Колосс Мемнона, Фивы

Колоссы Мемнона стали «поющими», что привлекало к ним тысячи путешественников со всего света, жаждущих увидеть и услышать это чудо. Но тут в дело вмешался римский император Септимий Север, в 199 году отдавший приказ скрепить повреждённые части и таким образом ублажить оракула. Так «пение» навсегда прекратилось.

Сегодня о былом величии Поминального храма Аменхотепа III уже почти ничего не напоминает, кроме двух полуразрушенных статуй. И виновато здесь было не только время и частые наводнения. Учёные не исключают, что египетские цари более позднего периода частенько использовали плиты храма для строительства других сооружений, увековечивая уже свою память.

Фото 6.


1900 год

Колоссы Мемнона, о которых кажется уже известно всё, продолжает удивлять. Всемирно известный немецкий египтолог Райнер Штадельманн во время реставрации статуй обнаружил на головных уборах цариц и фараона полихромные росписи, а так же чудом сохранившуюся подводку разбитых глаз.

Фото 13.


Воспоминания о Египте. 1900-1910-е

И всё-таки, почему статуям Аменхотепа III дали имя Мемнона? Ведь так звали эфиопского царя, по преданию павшего в Троянской войне от руки самого Ахилла. По всей видимости, путаницу внесли греки, принявшие Нембаатра (тронное имя Аменхотепа III) за Мемнона. В переводе на русский оно означает «правитель утренней зари».

Ко времени царствования Аменхотепа III относится период расцвета Египта. При нём были установлены дипломатические отношения с Вавилоном, Сирией-Палестиной, могущественным царством Митанни. Фараон женился на дочери вавилонского царя, а двор египетского правителя потрясал своей роскошью. Помимо Погребального храма в его царствование было сооружено немало великолепных строений, среди которых величественный перестиль и колоннада в Луксорском храме.
Мумия Аменхотепа III была обнаружена в 1898 году в одном из тайников Долины царей.

Фото 4.


Колоссы Мемнона. Фивы, Египт. 1900-1920 гг.

Благодаря раскопкам последних лет, постепенно стал вырисовываться утраченный облик храма. У первого пилона как раз и находились статуи. Дальше на запад простирался обширный двор, второй пилон, а перед ним другая пара колоссов. Храм продолжался гигантской процессионной колоннадой, алебастровыми колоссами у третьего пилона и крытым двором с огромными статуями царя в облике Осириса.

В южной части двора располагались сфинксы - точная копия петербургских, а в северной - сфинксы в облике царицы Тейе. За двором находился крытый колонный зал. Между расписных и обитых золотом колонн в форме пучков папируса стояли многочисленные скульптуры богини Сехмет, охраняющие покой в святая святых, где находились статуи божеств и, возможно, самого фараона.

Фото 5.

Храм специально был построен рядом с Нилом. Чтобы подчеркнуть его величие, предполагалось затопление двора во время наводнений, и храм тогда, как бы уподоблялся суше, сотворённой в начале всех начал. Однако не всё удалось предусмотреть. Фундамент оказался ненадёжен и колонны, стоявшие прямо на грунте, под собственной тяжестью стали проседать и, в конце-концов обрушились, чем обрекли весь храм на гибель.

В истории древнего Египта ещё немало белых пятен. По мнению известного российского египтолога, заведующего сектором Древнего Востока Государственного Эрмитажа доктора исторических наук А. О. Большакова, огромные территории Египта до сих пор не исследованы. В их числе дельта Нила, где культурный слой находится глубоко под наносами рек. Слабо изучены памятники, находящиеся в мировых музеях.

Фото 7.

Древние египтяне, в отличие от греков или китайцев, свою историю не записывали. Для них она была всего лишь сменой циклов - годовых, царственных и т.д. К чести учёных, научившихся к началу двадцатого века достаточно легко читать древнеегипетские тексты, наши познания о том далёком времени значительно расширились. Однако до полного теоретического осмысления языка и системы письма ещё далеко.

Фото 8.

Не остаётся без внимания эпоха царствования Аменхотепа III. Египтологи часто спорят о том, были ли так называемые «сцены божественного рождения» Хатшепсут и Аменхотепа III, изображённые во дворце Дейр-эль-Бахри и в Луксоре, пропагандистскими или религиозными документами. Американский исследователь Колин Кэмпбелл в своей книге «Чудесные рождения царя Амон-Хотепа III и другие египетские исследования» доказывал, что причины для создания сцен рождения были скорее религиозными, чем политическими, и относились к замещению культа бога Ра, культом бога Амона.

Фото 9.

Интересен и необычен взгляд на историю древнего Египта двух наших известных соотечественников, математиков Г. В. Носовского и А. Т. Фоменко. По их расчётам, описываемые события - не такая уж и седая древность. Всё это, якобы, происходило в эпоху завоеваний мамелюков в XIII - XIV веках нашей эры, а сам Египет был всего лишь окраиной огромной империи - Руси - Орды. Абсолютно парадоксальным выглядит утверждение, что один из колоссов Мемнона восседает на троне с изображением православного креста на тыльной стороне. И самое интересное, он действительно там есть. Нам лишь остаётся надеяться: истина где-то рядом.

Фото 10.

Кто был главным архитектором при Аменхотепе III? Известно ли нам имя создателя Луксора? История рассказывает о славном Аменхотепе по прозвищу Хеви, сыне Хапу. Это был великий Мастер и зодчий, целитель и жрец-посвященный. Память о нем жила среди египтян веками. В эпоху Позднего Царства Аменхотепа продолжали почитать уже как бога. Ваятели изображали его человеком зрелых лет, задумчиво сидящим в позе писца — воплощение самой мудрости. Его называли вестником богов и главой мудрецов, проникших в самую сокровенную область познания.

«Меня приобщили к книгам, — говорит Аменхотеп в тексте, написанном на одной из его статуй, — я узнал формулы Тота, я искусен в этих секретах, я преодолел все их трудности». В этом нет ни капли тщеславия, ибо нам известны творения Мастера: храм в Луксоре, храм Хонсу в Карнаке, храм Мут, аллея сфинксов между Луксором и Карнаком, а также поминальный храм Аменхотепа III на Западном берегу, от которого сохранились только колоссы Мемнона.

Эти гигантские статуи Аменхотепа III справедливо считаютхся одним из чудес света. Есть предположение, что они гораздо старше, чем какое-либо сооружение, связанное с историческими фараонами. Легенды говорят, что колоссы Мемнона были посвящены Восходящему Солнцу — восход, кульминация в зените и закат солнца назывались у египтян Мемнон, Амон и Маамон.

Фото 11.

Колоссы были хорошо известны в античное время. У греков они ассоциировались с героем Мемноном, царем Эфиопии, погибшим на троянской войне от руки Ахилла. Это отождествление, возможно, объясняется следующим фактом: правая, северная статуя на рассвете издавала протяжные мелодичные звуки, приветствуя свою мать — богиню зари Эос. Греческие музыканты совершали паломничество в Египет, чтобы услышать семь основных, чистых нот.

Фото 14.

Колоссы Мемнона – это уникальное культурное наследие древности, которым обладает Египет. Эти исполинские фигуры, которые простояли уже 3 с половиной тысячи лет, продолжают восхищать и современных туристов. На фото легко можно увидеть, насколько они велики.

Только благодаря этим колоссам и тем немногим каменным обломкам, что остались от храма Аменхотепа, ученые могут составить представление обо всем размахе строительства при этом правителе, а ведь он был по-настоящему огромным. К великому сожалению, храм не дожил до современности, а статуи достались потомкам в ужасном состоянии – воды Нила не пощадили их, а сильное землетрясение лишь дополнило их работу. Однако некоторые египтологи придерживаются мнения, что колоссы Мемнона разрушила не стихия, а вполне конкретная личность – царь Персии Камбиз. Но как бы то ни было, колоссы дожили до наших дней, пусть и в таком виде. Они являют собой точное подтверждение величия фараона Аменхотепа III и того высочайшего уровня развития, на котором находился Египет того времени.

Фото 15.

Во время разлива пьедесталы частично были покрыты водой, и тогда статуи казались сидящими посреди озера.

Фото 16.

Фото 17.

Сегодня в статуях сложно узнать облик фараона Аменхотепа. У колоссов стерлись и разрушились лица, а сами они все в бесчисленных сколах и трещинах. Но даже такие – полуразрушенные, с множественными повреждениями – колоссы Мемнона продолжают притягивать тысячи туристов. Это неудивительно: Египет (и особенно Луксор) – это место, где сконцентрировано огромное количество памятников древности, притягивающих многочисленных посетителей. И огромная их часть обязательно приезжает полюбоваться колоссами и сделать памятное фото на фоне этих выдающихся архитектурных творений Древнего мира.

Фото 18.

Фото 19.

Фото 20.

Фото 21.

Фото 22.

Фото 23.

Фото 24.


источники

Колоссы Мемнона – это сохранившиеся останки древнего храма Аменхотепа III. Он оказался бессилен против времени, но сейчас оставшиеся огромные статуи фараона, расположенные на равнине близ города Фивы (современный Луксор), привлекают множество туристов со всей планеты.

Информация о колоссах

Колоссы Мемнона находятся на противоположном берегу реки Нил, на равнине, находящейся между ним и Долиной Царей. Они представляют собой две огромные статуи высотой в 20 метров, изображающие восседающего на троне фараона Аменхотепа III. Фигуры весом более 700 тонн выполнены из блоков песчаника.

В древности колоссы Мемнона были стражами, охраняющими вход в храм Аменхотепа – одного из самых величественных и красивых религиозных строений того времени. К сожалению, время и природа не пощадили его – он находился слишком близко к реке, и его разрушение происходило гораздо стремительнее, чем разрушение храмов, которые были возведены далеко в пустыне. Сегодня от него остались только эти каменные колоссы, но и они оказались бессильны перед стихией – разрушения видны невооруженным глазом, а ежегодные разливы Нила, прекратившиеся лишь после постройки в середине XX столетия Асуанской плотины, наносили им все больший ущерб.


Исторические факты

Известно, что храм Аменхотепа III был возведен в период Нового царства, еще при жизни правителя. Этот храм по праву считался самым большим и самым красивым религиозным сооружением Древнего Египта – с ним не могли соперничать ни поминальные храмы Рамзеса II и Рамзеса III, ни даже Великий Храм Амона Ра в Карнаке.

Статуи фараона Аменхотепа были хорошо известны еще древним грекам. Античный историк Страбон поведал о землетрясении 27 года до нашей эры, в результате которого разрушилась северная статуя. Он же рассказал и об удивительных протяжных звуках, издаваемых этой статуей на рассвете. Греки считали, что так она приветствует богиню утренней зари Эос. Именно они дали статуям название «колоссы Мемнона», ведь имя Мемнон значит «Повелитель утренней зари».

На самом деле звуки, которые издавали «поющие» колоссы, можно объяснить с научной точки зрения. Дело в том, что воздух, нагретый лучами восходящего солнца, проходил через трещины в статуях. Он и издавал этот протяжный и мелодичный звук, который был настолько совершенен, что служил эталоном настройки музыкальных инструментов в античности.


В 199 году нашей эры северный колосс отреставрировали по приказу римского императора Септимия Севера. С тех пор он больше не издает звуков.

Культурное и историческое значение

Колоссы Мемнона – это уникальное культурное наследие древности, которым обладает Египет. Эти исполинские фигуры, которые простояли уже 3 с половиной тысячи лет, продолжают восхищать и современных туристов. На фото легко можно увидеть, насколько они велики.

Только благодаря этим колоссам и тем немногим каменным обломкам, что остались от храма Аменхотепа, ученые могут составить представление обо всем размахе строительства при этом правителе, а ведь он был по-настоящему огромным. К великому сожалению, храм не дожил до современности, а статуи достались потомкам в ужасном состоянии – воды Нила не пощадили их, а сильное землетрясение лишь дополнило их работу. Однако некоторые египтологи придерживаются мнения, что колоссы Мемнона разрушила не стихия, а вполне конкретная личность – царь Персии Камбиз. Но как бы то ни было, колоссы дожили до наших дней, пусть и в таком виде. Они являют собой точное подтверждение величия фараона Аменхотепа III и того высочайшего уровня развития, на котором находился Египет того времени.


Сегодня в статуях сложно узнать облик фараона Аменхотепа. У колоссов стерлись и разрушились лица, а сами они все в бесчисленных сколах и трещинах. Но даже такие – полуразрушенные, с множественными повреждениями – колоссы Мемнона продолжают притягивать тысячи туристов. Это неудивительно: Египет (и особенно Луксор) – это место, где сконцентрировано огромное количество памятников древности, притягивающих многочисленных посетителей. И огромная их часть обязательно приезжает полюбоваться колоссами и сделать памятное фото на фоне этих выдающихся архитектурных творений Древнего мира.

Колоссы Мемнона, расположенные в Луксоре, – безмолвные свидетели бесчисленного количества событий, происходящих в этой местности в течение тысячелетий. Время и стихия не раз пытались сломить их, но они выстояли. И сегодня эти мужественные статуи продолжают охранять покой Великого фараона Аменхотепа III.

Фараоны следующей XIX династии вооружились принципом “не пропадать же добру” и организовали из храма Аменхотепа III большую каменоломню. Наибольший вклад в растаскивание храма сделал Рамсес II, а “прикончил” храм фараон Мернептах.

Но Колоссы не тронули. Не стоит думать, что последующие фараоны оставили статуи из-за глубокого уважения к предшественнику, причина в другом – Колоссы были сделаны из цельных глыб известняка, их нужно было распиливать на части.

Кто такой Мемнон?

Название “Колоссы Мемнона” греческое и к древним египтянам никакого отношения не имеет. Сами египтяне называли южную из статуй как “Царь Царей”, видимо Колоссы производили неизгладимое впечатление. Арабы, завоевавшие Египет в 7-м веке, назвали эти статуи “Шамми и Тамми”. Современные арабы зовут их “эль-Колоссат”.

Не секрет, что стали объектом экскурсионного туризма еще в античные времена. Древние греки и римляне с удовольствием приезжали посмотреть на , храмы и другие памятники древнего Египта.

Колоссы стали знамениты в античном мире после землетрясения 27 года до н.э., когда северная статуя сильно пострадала – отвалилась вся верхняя часть. И после этого оставшаяся на месте нижняя часть стала издавать звуки. Так как звук был слышен на рассвете, то греки назвали статуи “Колоссы Мемнона”.

Мемнон – царь эфиопов, пришедший с войском на помощь в защиту Трои. В битве он убил греческого воителя Антилоха (главное не смеяться), но сам пал от руки Ахиллеса. Мемнон был сыном Эос (в римском пантеоне Аврора) – богини рассвета. По греческой легенде, утренняя роса – это слезы Эос по погибшему сыну. А звуки от Колоссов по утрам греки посчитали плачем богини Эос по погибшему сыну.

История Колоссов Мемнона

Колоссы Мемнона стояли у входа в заупокойный храм Аменхотепа III. Их постройка была настоящим инженерным чудом для своей эпохи. Они были высечены из цельных блоков известняка, что хорошо видно на фото ниже). Вес каждой статуи – около 720 тонн, а блок должен был весить около 1000 тонн.

Исследования структуры камня показали, что блоки были добыты или в Гизе, или в Эль-Габаль эль-Ахмар. Оба этих места находятся близ современного Каира – в 700 километрах от Луксора. Как древние египтяне смогли их транспортировать на такое расстояние? Большая загадка.

Есть две гипотезы об этом. Первая гласит, что египтяне построили вокруг блоков деревянные баржи. Потом они подождали прилива Нила, баржи оказались на плаву и доплыли до города Фивы (современный Луксор). Эта гипотеза вполне правдоподобная, для поднятия груза 1000 тонн требуется баржа водоизмещением 1000 тонн. Баржа с таким водоизмещением сейчас считается небольшой (см. фото), и египтянам вполне было по силам построить что-то подобное.

Вторая версия – что блоки были слишком тяжелы для транспортировки по реке, и их тянули по земле. Версия малоправдоподобная, хотя и очень популярная. Для примера вспомним большой мраморный камень в . Вес этого камня 250 тонн, и его действительно смогли транспортировать по земле на расстояние более 100 километров. Этот процесс был документирован, и мы точно знаем, что его тянули 10 000 мулов и 20 000 рабочих. А сколько тогда тягловых животных и людей должны были тянуть блок весом 1000 тонн? И еще нужно учитывать, что китайцы тянули свой 250-тонный блок по льду, что сильно упрощало задачу. В Египте приходилось бы тянуть блок по земле или песку, что гораздо сложнее. С учетом факторов выше, гипотеза о транспортировке по земле кажется абсурдной.