Зачем прыгают масаи. Мир женщины

Масаи - племя гордых воинов, одно из наиболее древних и многочисленных на всей территории Африки. Проживают они в Кении и Танзании. Отличительной чертой этого племени является то, что никто из его членов не имеет паспорта или любого другого документа. Именно поэтому определить точную численность попросту невозможно.

В 15-16 вв. масаи вели они пришли с берегов Нила. В современности же многие из них, не без давления сегодняшних реалий, вынуждены стать оседлыми. Однако далеко не все из них сдаются, большая часть все еще так и остались кочевниками.

Кто такие масаи?

Дети до 14 лет считаются наиболее счастливыми масаи. Племя не заставляет их обучаться чему-либо, ходить в школы, заниматься общественным трудом и так далее. В это время они только танцуют, развлекаются и иногда выходят на охоту. Однако никто из детей не отказывается от личного самосовершенствования, все они наблюдают за взрослыми, особенно за вождем. Видя то, как они действуют и что делают, малыши выстраивают собственную модель поведения.

После 14 лет ближайшие 2-3 года масаи гуляют и присматриваются. Постепенно они входят в налаженную структуру племени, где каждый человек имеет свои обязанности. Подростки не сразу определяются со своей занятостью, они пробуют себя во всех сферах. Так, например, одна из девочек может стать поварихой, другая начнет присматривать за детьми.

Затем в 16-17 лет масаи женятся или выходят замуж, строят собственный дом, где и будут жить молодой ячейкой общества. Постепенно происходит накопление средств. Так как банков в деревнях нет, статус определяется количеством голов скота. Чем оно больше, тем, соответственно, выше положение в обществе. После свадьбы начинается размеренная жизнь, сформировавшаяся личность уже точно знает, какая ответственность на нее ложится. И так продолжается до старости.

Как живут масаи?

В 160 км от Найроби в относительно большой деревне проживают масаи. Племя до сегодняшнего дня сохранило первозданный уклад и быт. Поскольку местность, где оно живет, не отличается плодородной почвой, люди вынуждены заниматься скотоводством. Свой возраст каждый человек определяет лишь примерно, у него нет паспорта, да и за календарем масаи следить не привыкли.

Каждая деревенька насчитывает около 100 жителей. И все они являются членами этой большой семьи. Во главе стоит вождь. Жизненный уклад, соответственно, только патриархальный. Современные мужчины, поскольку нет войн, пасут скот. Ранее это было обязанностью слабого пола. Женщины готовят еду и занимаются выращиванием детей. Особого воспитания также не присутствует, молодые попросту равняются на старших, во всем им подражая.

Трех жен может иметь вождь масаи. Племя, конечно, отличается воинственностью, но женщин это не касается. Они заслуживают уважение и доверие мужчин вкусной едой. Кстати, вождь определяет любимую супругу ежедневно. И зависеть его выбор будет непосредственно от вкусности приготовленного ужина.

Свадьба племени масаи

В племени масаи богатство накапливается путем продажи дочерей. Поэтому мужчина, у которого больше девочек, имеет высокий статус. Свадьба начинается с того, что жених приходит к дому своей невесты. На пороге сидит ее отец, охраняющий жилище (чтобы дочь не украли). Перед передачей дочки он определяет, сколько молодой парень должен будет за нее отдать коров.

Невеста обязательно должна быть девственницей. На свадьбу приходит много гостей, каждый из которых дает на благо молодых немного (или много) денег. Все средства собирает свекровь. В первое время она будет жить вместе с молодыми, выполняя работу казначея. Что касается непосредственно празднования, то оно происходит в стандартном и привычном режиме - гости, веселье, ведущий, праздничные костюмы и так далее.

Страшной традицией является то, что в первую супруга будет спать не с мужем, а с тамадой. Это обусловлено тем, что молодой мужчина не должен видеть крови своей женщины племени масаи.

Если воин решил жениться еще раз, то новую невесту ему выбирает не мать, а первая супруга. Так же обстоят дела и с последующими. То есть сколько бы невест ни затребовал мужчина, все они проходят отбор той, которая была засватана вначале.

Питание масаи

Очень своеобразными являются еда и питье племени. Более того, слабонервным людям лучше вообще не знакомиться с рассматриваемой кухней. Любимым напитком масаи является свежая кровь. Иногда ее разводят с молоком. Добыча питья происходит следующим образом. Мужчина прокалывает острым предметом артерию животного и подставляет под напор емкость. Зверь не погибает, если только на 10-й раз утоления жажды. После того как воин наполнил свою чашу, он заделывает отверстие глиной, и корова или баран продолжают жить.

А вот к мясным продуктам племя Африки масаи относится крайне негативно. Это обусловлено вовсе не тем, что они идейные вегетарианцы. Просто скот - основной заработок, и кушать его - означает лишать себя статуса, понижать свою значимость в обществе.

Масаи отличается удивительными традициями, которые для европейского или славянского человека могут показаться ужасными. Так, например, все девушки проходят наряду с парнями. Более того, если женщина не сделала этого, то ее никогда не возьмут замуж.

Также всем девушкам приходится голову. Видимо, мужчины племени не считают, что женская красота заключается в длинных локонах.

Еще у каждого племени есть свой отличительный знак - татуировки. Ими покрываются как людские тела, так и скот. Только данным способом на выпасе они могут отличить своего барана от чужого. Кстати, если посторонний скот случайно попал в племя, то его незамедлительно возвращают. Никто еще не забыл о воинственности масаи, даже спустя десятилетия мирного существования.

Заключение

Буквально поражает своеобразие, которое имеет племя масаи. Фото каждого из его членов доказывает воинственность и своенравность. Также нередко просматриваются нотки того, что они ставят себя выше других африканских племен, равно как и европейцев или американцев, посещающих континент.

Более того, когда на территорию Африки пришли колонизаторы, они в действительности опасались и даже боялись встречи с масаи. При всем этом европейцы имели современные технологии и оружие, племя же было примитивным. Нельзя не отметить того, что эта древняя культура до сих пор сохранилась только благодаря воинственности и нежеланию сдавать свои исконные территории колонизаторам.

В 160 км от столицы Кении Найроби (самый большой город Восточной Африки) в деревне проживает племя масаи, где до сих пор сохранился древний уклад жизни этого народа в первозданном виде.
Так как, там большую часть времени стоит невыносимая жара, кенийские саванны напоминают степи, которые не приспособлены для нормальной жизни. Поэтому почва для земледелия не годится и местное население живёт за счет домашнего скота. Именно такие саванны, а не пустыни, занимают почти половину всей Африки.
У этого племени до сих пор нет паспортов и свой возраст они определяют примерно. Племя возглавляет вождь. Деревня для масаев это – одна большая семья. Здесь проживает порядка 100 человек, все они родственники. Уклад жизни строго патриархальный. Женщины следят за детьми и готовят. А мужчины пасут коз и коров. У вождя племени три жены. У каждой из которой, отдельный дом. Путь к сердцу вождя, также как и у нас, лежит через его желудок. Та жена, которая вкуснее накормила, та и любимая, с той он спит в эту ночь. Так, вождь, каждый раз, может спать на новом месте. В связи с чем, между женами идёт конкуренция, и поэтому они стараются всегда готовить вкусную еду.
Раньше, с женой вождя, мог спать любой ровесник главы племени, одновременно прошедший обряд обрезания и вместе с вождём, отведавший мясо и коровью кровь. Но времена изменились. Сегодня, даже до саванн, дошли агитационные листовки с рассказами про СПИД. Масаи стали осторожнее, а их нравы строже. Теперь уже не каждый вождь разрешает спать со своей женой чуть ли ни всем подряд, что было дозволено не так давно.
Молодые люди племени масаи – мэраны, подвергаются обрезанию. В это время, они носят специальную одежду, в которой ходят 2,5 – 3 года. Мэраны живут отдельно и не ходят в школу – охотятся, гуляют, танцуют. Быть мэраном — самое счастливое время племени масаи. Никаких забот и обязанностей. Через пару лет нагулявшись, они женятся, остепеняются и наступает масайская повседневность. У них много жён, очень много детей. А ещё больше коров. Такое оно, счастье масаи – путь к которому, лежит через свадьбу
В традициях масаи, места для любви почти не остается. Зачастую браки заключаются по расчету. Причем, считают здесь родители. Отец невесты выставляет цену – количество коров за свою дочь. Семья жениха торгуется до последнего. На масайских свадьбах не бывает фаты и обручальных колец. Невесте натирают тело маслом и разукрашивают лицо, теперь девушка готова идти под венец.
У богатых масаи от 2 до 5 жен. Многоженство, может себе позволить, только зажиточный масай. Зажиточный масай — это тот, у кого много коров. А коров больше у того, кто вырастил больше дочерей и выгодно выдал их замуж. Поэтому отец невесты всегда охраняет выход из дома во время свадьбы и решает, сколько придётся заплатить жениху.
На первый взгляд наша и масайская свадьба имеют много похожих составляющих – красивые наряды молодых, много гостей и родственников, традиции выкупа и конечно же тамада. Так и хочется сказать: «Свадьба, она и в Африке свадьба!». Но всё не совсем так.
Невеста должна быть, обязательно, девственницей. В первую брачную ночь молодые спят раздельно. По традиции этого племени, которой с европейской точки зрения, можно назвать кошмарной, невеста не имеет права спать со своим молодым мужем, а должна спать с тамадой, потому, что молодой муж не должен видеть её кровь. Для масаи это нормальное явление. Денежную лепту вносят все гости на свадьбе. Все кто хочет зайти в дом, должны что-то дать. Молодые молятся и пьют главный эликсир любви – молоко в чистом виде, а не как обычно, молоко с кровью. Других напитков масайская свадьба не предполагает. Все деньги, подаренные гостями, забирает свекровь. Она будет жить с молодыми и выполнять роль семейного казначея.
Если в будущем, новоиспечённый муж, захочет жениться во второй раз, первая жена находит для своего мужа вторую и даже пятую жену.
Стоит отметить, что 100% браков племени масаи — крепкие. Разводов и брошенных жён тут не бывает в принципе, потому что найдя другую, муж не бросает прежнюю жену, просто женится ещё раз. А если возникает в семье проблема, решать её принято на племенном совете.
Масайский дом называется маньятта. Дома тут замысловатостью не отличается – это липкий деревянный каркас, облепленный коровьим навозом. Такие хижины строятся, обычно женщинами, около двух месяцев. Стоимость такого дома обходится примерно 5800 рублей. В таких домах нет окон, а очаг располагается внутри, рядом с постелью из шкур животных. Масаи от природы кочевники, когда приходит вода, они бросают свои дома и переходят на новое место.

Масаи зарабатывают деньги от продажи коз и баранов. Одна корова масаи стоит примерно 12000 руб. Вместо счета в банке, среди масаи, принято иметь стадо и чем оно больше, тем выше статус и положение в масайском обществе.
У масаи много детей. Они предоставлены сами себе. Дети масаи воспитывают сами себя с детства, осваивая занятие — пасти скот и живут в гармонии с природой.
Огонь масаи добывают по-прежнему, первобытным способом, несмотря, на то, что в городе можно приобрести спички. Такая она масайская реальность.

Масаи – полукочевой коренной народ Африки. Племя относительное многочисленное, живут в основном вдоль границы Танзании и Кении, в окрестностях горы Килиманджаро. Горделивы. Численность масаев по разным источникам от пятисот до миллиона человек. Паспорта масаи ингорируют и не получают, так что со статистикой сложно. В прошлом они – кочевники, пришедшие из долины Нила после 1500 года н.э. В настоящее время часть масаев под влиянием современной жизни мира начинают переходить к оседлому образу жизни. Но традиции сильны, многие сохраняют кочевое существование с первозданными традициями, которые поражают своим своеобразием.

Масаи - уникальное племя. Своей популярностью они обязаны своей культуре и традициям, передающимся из поколения в поколение. Несмотря на влияние цивилизации, люди племени верны старинному образу жизни, благодаря которому они стали символом кенийской культуры.

Язык — Маа, зародился в северной Африке.

История Масаев

Считается, что предки масаев впервые появились на севере Африки. Оттуда они мигрировали на юг, вдоль долины Нила и пришли в северную Кению в середине XV-го века. По дороге завоевывали все племена на своем пути. Тогда территория масаев простиралась в долине Рифт и прилегающих территориях между горами Марсабите и Додома. Здесь они осели и занялись скотоводством.

Масаи — очень воинственный и своенравный народ, который считает себя выше всех других племен, и даже пришлых европейцев. Они угоняют скот у датога, луо, кикуйо. Масаи уверены, что их высшее божество – Нгаи, — все отдал им, масаям и благословил их на занятия скотоводством.

Британские и немецкие колонизаторы в прошлом панически боялись встречи с воинами этого племени. Вероятно именно благодаря этой воинственности масаи, одни из немногих, долгое время сохраняли исконные земли предков. Но в последние десятилетия все чаще их прогоняют с земель предков, создавая на этом месте заповедники, в которые пускают богатых белых туристов, приезжающих развлекаться на сафари. Если же масаи пытаются вернуться на свои земли, то чаще всего попадают в тюрьму — против государства не пойдешь. Вот им и приходится довольствоваться бедными угодьями, которые еще остались в свободном доступе.

Продолжаем наше трехнедельное африканское экстрим-путешествие на траке-вездеходе по маршруту Найроби — водопад Виктория .

Сегодня был третий день этого путешествия, но, в полном отрыве от городской цивилизации и среди дикого животного мира, казалось, что мы находимся здесь вечность… Мы уже сутки в Серенгети. В этом затерянном для людей мире, в котором царит вечный биологический закон — выживает сильнейший! Проехав почти половину парка Серенгети от его основных ворот Naabi Hill, мы увидели весь его богатый животный мир , свойственный данному сезону.

А в декабре он богат как никогда. Ведь в это время - с ноября по март - здесь т.н. "влажный сезон", так как выпадает много осадков. Кругом все зелено и именно поэтому сюда устремляются с октября-ноября гигантские стада антилоп, зебр и других копытных из высохшей к этому времени более северной Масай Мары.

Поколесив еще c полдня по Серенгети среди бесчисленных стад антилоп и зебр, которых уже и видеть не хотелось, вернулись в наш лагерь, пообедали, собрались и двинулись в путь в сторону кратера Нгоронгоро. Опять проезжаем гигантские стада антилоп и заезжаем в деревню масаев — Kiloki Cultural Boma, расположившуюся в большой долине под вулканическим массивом Нгоронгоро справа от дороги.

Визит к масаям

Последние два слова (Cultural Boma) говорят о том, что эта деревня «туристическая», в нее можно заезжать, заплатив «tips», который стоил тогда 10 долларов. Туристической она стала ещё и потому, что находится в ста метрах от дороги и миновать ее нельзя, а еще и потому, что масаи поняли, что посещение туристами деревни будет приносить им постоянный и более легкий доход, что выращивание и уход за крупным рогатым скотом. Хотя и это они не забросили.

А есть ли «нетуристические» масайские деревни? Да, в мое последнее недавнее посещение Нгоронгоро, мы пытались посмотреть именно такую деревню — чтобы «без приукрас». Выехав за пределы Нгоронгоро через восточный въезд Lemala Gate, мы проехали сначала «культурную» Irkeepusi Cultural Boma, потом долго колесили по долине и подъехали к видневшейся в стороне деревне с прямоугольными домами.

Что-то неуловимо знакомое было в облике той деревни — полуразрушенные склады, покосившиеся заборчики, домики, сделанные из кирпича на скорую руку, нигде ни деревца, ни цветочка. Ба — да это же наша российская глубинка! Какие-то бабы, правда, с черными лицами, выглядывали из-за заборов, такие же чумазые от рождения дети возились в придорожной пыли. Никто ни слова не понимал по английски.

Такая была современная деревня масаев. Пришлось снова вернуться в Cultural Boma.

А еще как-то была попытка свернуть с основной туристической трассы, ведущей из Накуру в Масай Мару на второстепенную С13 через Lemek и Aitonc, чтобы тоже посмотреть в глубинке «неприукрашенных масаев». Водитель категорически замахал руками — недавно одному такому водителю там за это отрубили кисть руки — чтобы неповадно было там ездить. Туристов отпустили невредимыми…

В самом парке Серенгети, основанном в 1951 году, масаев уже нет — все они были тогда выселены и живут за его пределами — у подножия вулканического массива Нгоронгоро и в других районах Кении и Танзании в основном вдоль экватора. Из «внутренностей» самого кратера Нгоронгоро, когда образовывали этот парк в 1959 году, их тоже повыселяли и они расселились небольшими семейными кланами вокруг вулканического горного массива Нгоронгоро. Вот в одну из таких деревень мы и заехали.

1

Для того времени — 2006 года — для нас это было чудо. Все равно, что увидеть людей с Луны. Много ли наших людей были тогда так глубоко в Африке? А многие ли тогда пользовались Интернетом и знали об этом племени? А кто писал в туристические сайты? Да — никто — потому что их еще у нас тогда не было. Первым, насколько я знаю, был только с 2005 года ТравелМайлРу, почивший уже «в бозе».

Итак, проезжая мимо масайской деревни, еще на подъезде к ней, увидели на дороге двух вооруженных копьями и короткими мечами мужчин в красных накидках, зазывающих к себе в деревню. Съехав вправо с дороги, спустились вниз к виднеющимся метрах в двухстах круглым глинобитным домикам, обнесенными забором-«неваляшкой», сложенным из веток колючей акации и с небольшой калиткой.

Перед входом в деревню уже стоял вытащенный из кустов «рояль» — стояла группа мужчин и женщин, разодетых в национальные накидки и платья. Завидев нас, они сразу начали свои, как я уже сейчас знаю, знаменитые высокие подпрыгивания вверх и голосистые песни.

3



Посмотрев на их прыжки, попрыгав и сфотографировавшись вместе, заходим по приглашению старшего через калитку внутрь деревни.

1


Деревня масаев

Протиснувшись в узкую дверь, видим большую площадку-загон для мелкого скота, который здесь ночует. Хорошо, что сегодня не было дождя. А то можно себе представить, как было бы здесь скользко и какие бы здесь были ароматы.

Вся деревушка диаметром метров 70 обнесена «забором» из наваленных колючих веток акаций — через него ни пройти, ни проехать. Зачем он нужен? Во-первых, от диких животных, которых здесь хватает — бывает, забредают и львы. Во-вторых, сюда загоняется на ночь молодняк скота. Сейчас на площадке скота нет — он где-то пасется неподалеку и поэтому на ней играются малые дети. Если кто-нибудь из читателей был когда-нибудь на скотном дворе какого-нибудь колхоза-совхоза, тот вспомнит и ту картину, и те ароматы.

По периметру расположились с десяток круглых домиков типа «ни окон, ни дверей», и сделанных из того же самого материала — веток акации и навоза. Согнувшись по пояс, можно зайти в дом (общей площадью 10-12 метров) и, если есть зрение совы или кошки, то в нем можно различить очаг, брошенные на землю шкуры коров и пару кастрюль. Обычно в нем живет вся семья — отец, мать и малые дети. Но иногда к ним еще добавляется и молодняк скота. Старшие дети ночуют во дворе вместе со скотом.

2

1


Свои хижины масаи строят из толстых веток и обмазывают стены коровьим навозом, спят на коровьих шкурах, из рогов и копыт делают сувениры для туристов. В общем, кругом безотходное производство.

Снаружи — за пределами забора стоит хижина площадью метров 15-20 — это школа для младших детей. В ней стоят парты и висит доска. Учитель что-то рассказывает. Сидят дети от 4 до 10 лет. Все в одном классе. Более старшие учатся и живут в интернатах в городах и поселках.

1


Быт масаев

Масаи — одно из немногих племен в Африке, сохранившее свою культуру и до сих пор живущее так, как их предки жили многие сотни лет тому назад. Основное занятие — скотоводство и, соответственно, питаются они в основном молоком и производными от него (по праздникам молоко смешивают с кровью быка). Делается это просто - протыкают копьем кровеносный сосуд, нацеживают кровь, а рану замазывают простым навозом. Обычно такой напиток дают детям и воинам.

1

2


Стандартный масайский дом диаметром метра четыре включает в себя три «комнаты» с прихожей и центральной частью, в которой горит очаг и здесь готовится пища. Окон нет, и для вентиляции в стенах каждой комнаты есть небольшие, сантиметров по 7-8 отверстия. Освещения, естественно, тоже нет никакого.

Огонь добывают трением палочки (сам видел — очень шустро — не больше минуты). Для этого берется палочка из твердого дерева и кусок дерева более мягкой породы. Палочку надо крутить довольно быстро двумя ладонями и вскоре появятся труха и дымок. Положив туда сухой соломки и дунув, получаем пламя! Вот так все просто…

Надо будет попробовать дома с дубовой палочкой и сосновой дощечкой — и можно будет экономить на спичках.

2

Вообще-то они живут обособленно и никого не пускают в свой мир. Но так как эта деревня стоит на пути в Нгоронгоро, они стали зарабатывать на своей исключительности и экзотичности. Такое удовольствие стоило тогда для нас $10 с человека. Когда я был в тех местах последний раз в 2012 году, цена выросла вдвое.

Встреча всех гостей осуществляется танцами типа «кто выше подпрыгнет». На самом деле, это танец воинов, который они исполняют веред выходом «на задание». Ну, а тем временем наших молодцов сменил женский хоровод. Если абстрагироваться от их черных симпатичных физиономий с выбритыми головами и специфических нарядов — прямо хоровод в русской деревне! С пританцовками, припевками и прибаутками.

2


Только здесь можно свободно фотографировать масаев, не боясь какой-то ответной и грубой реакции с их стороны, как это бывает просто на улице. А затем можно посмотреть их традиционные жилища, пострелять из лука и потом купить недорого всякие их воинские атрибуты.

И только здесь можно купить настоящее — бывшее в употреблении — масайское оружие. В результате нескольких встреч с масаями, я сделал дома африканскую экспозицию и главным ее «пятном» является коллекция масайского вооружения — нож в красных кожаных ножнах, копья (все разные!) для льва, буйвола и газели. Они отличаются по форме, весу и изготовлению. И, конечно, расписной масайский щит из кожи быка.

1


1


И это не магазинный ширпотреб в Найроби или где-то на дороге. Все это великолепие, наряду с женскими украшениями, было выставлено на прилавках позади домиков. Принцип торговли был такой же, как и везде в Кении и Танзании — Ай гив ю гуд прайс! — и торговля до приемлемой для себя цены. Как правило, обе стороны оставались довольными собой. Хорошие копья для буйвола и льва обошлись по $15-20. Масайский нож и копье для газели — по 10.

За несколько поездок в Африку мне удалось собрать неплохую коллекцию масайского вооружения, которая стала основным «пятном» моего африканского уголка в доме.

3

Обычаи масаев

Говорят, белые мужчины — желанные гости в масайской деревне. Дело в том, что коровы для масаев — то же самое, что деньги для белых людей. А когда масайская девушка выходит замуж, то семья жениха платит семье невесты выкуп…коровами. Нет коров — нет жены. И чем светлее кожа девушки, тем больше за нее дадут коров. Однажды, разговорившись с водителем нашего джипа в Накуру, он поведал, что отдал за свою жену 10 коров — кожа ее была более белая, чем у соседских девушек деревни! А за невесту с простой черной кожей, нужно было бы отдать всего пять.

2


Вот именно поэтому белые мужчины — желанные гости в масайской деревне. Но мы были в деревне всего около часа, поэтому не успели выполнить свой священный долг. Каюсь!

Есть еще немало интересных фактов из жизни масаев. Когда мальчик, повзрослев и пройдя соответствующие обряды, становится воином, он навсегда расстается со своей матерью и, до конца своих дней, больше с ней не общается!

Молодой маасай-воин моран (это из тех, кто прыгает в высоту), всегда имеет подружку, с которой совсем не возбраняется иметь секс. Но, так как мораны живут отдельно, то их встречи нечасты. Она даритт ему украшения. Моран может жениться только после того, как подружка выйдет замуж.

Еще более интересный момент - если она выходит замуж, то не за одного маасая, а за всех его ровесников! Вот лафа им! Если возле ее хижины нет воткнутого копья мужа - заходи, женщина в тоем распоряжении. Но, не забудь воткнуть свое копье...

И еще есть странный обычай - касатья женщины руками нельзя, как и всего того, чего она касалась...

Кстати, именно такое устройство общества (возрастные группы) сделало маасаев очень серьезной военной силой. Как и другие племена с подобным устройством. Правда, сегодня от них в Кении мало что осталось. Их сгубило переселение (бритиш, как всегда, кинули старейшин)в холодные районы, и массовый падеж скота, основа их благосостояния. Так что сегодня в Кении они составляют всего-навсего 1% населения. Маасайский щит попал-таки на кенийских флаг. Хотя главное население Кении - кикуйю... Но это - совершенно отдельный разговор.

Откуда же появилось это племя с европеоидными чертами лица среди африканских племен? Они явно контрастировали с окружающими их народностями кикуйю, лухья, луо и другими африканоидами. Считается, что масаи пришли с верховьев Нила немногим более тысячи лет тому назад… И язык их относится к т.н "нилотской группе", а не банту.

И мужчины и женщины носят вместо одежды пёстрые (очень любят красный цвет) платки и накидки. Любят надевать на себя целую кучу украшений (тут и бусы, и браслеты на руках и ногах и много чего ещё).

Очень колоритны женщины — они так же ярко одеты, но с выбритыми наголо головами. У них очень правильные и красивые формы головы. Самое интересное, что одеваются они так вовсе не для туристов — это их обычная форма одежды уже тысячи лет (платком завернулся, копьё в руки, бусы на шею и вперёд — пасти коров или на войну).

1


Встретить их можно где угодно — и в городах, и в саванне вдали от туристических маршрутов. В руках у многих мужчин — копье или палица с набалдашником. Обуты в сандалии, сделанные из автомобильных покрышек — таким нет сноса. И это очень разумно — в саванне полно на земле колючек от акации. И хоть они не читали рассказ Хемингуэя «Снега Килиманджаро», наверняка знают на опыте предков, что расцарапанная нога может быстро свести в могилу.

1


Они практически полностью сохранили свой традиционный уклад жизни, хотя это и становится труднее с каждым годом. Говорят на масайском языке .

Описание, история

Масаи насчитывают примерно от 900 тысяч человек до миллиона, из них, по разным оценкам, 350 000-453 000 живёт в Кении. Правда, точность этой статистики сомнительна, поскольку переписи населения в этом районе неэффективны, потому что у них нет паспортов, известно, что численность этих людей заметно спала после эпидемии сонной болезни , передающейся через муху цеце .

Масаи относятся к нильскому семейству языковых групп и, вероятно, мигрировали из долины Нила в Судане в центральную и юго-западную Кению уже после 1500 года , приведя и свой одомашненный скот. Хотя другие африканские племена строили цивилизации и формировали царства, масаи никогда не отходили от своего полукочевого образа жизни. Территории, доступные для кочёвок, заметно сократились в последние годы из-за урбанизации , а также создания национальных заповедников Масаи-Мара и Серенгети .

Это время полагается жить в особом поселении (маньятта), которое оборудуют матери. Поселение не защищается снаружи загородками, так как воины должны сами готовиться быть защитниками общества. Крааль также не строится, так как эта возрастная группа ещё не владеет скотом.

Как только новое поколение иль-моранов получило инициацию, прежняя возрастная группа воинов переходит в статус «младших старшин» и им поручается принимать политические решения о судьбе племени. Прежние «младшие» старшины при этом переходят в группу «старших старшин» .

Воины теперь свободно передвигаются по всем масайским землям, не поделённым на частные уделы, и занимаются рогатым скотом. Они уже включаются в торговлю и накапливают домашнее имущество, в то время как в раннем возрасте они не обладали собственностью и могли красть то, что им нужно .

Традиция считает, что перед обрезанием молодой масаи обязан убить льва . Сейчас в восточной Африке это запрещено, хотя на львов охотятся, если они мешают хозяйству и нападают на скот , но и сейчас убить льва считается почётным и повышает социальный статус юноши.

Девушки также проходят обряд обрезания («эмората»), которое является началом серии ритуалов («эмуратаре»), после которых они считаются готовыми к браку . По представлениям масаев эта процедура обязательна, и мужчины имеют право отказаться от женщин, которые эту процедуру не прошли, или брать такую невесту за очень низкую плату. Те, кто не прошли обрезание, считаются недостаточно взрослыми. Если обрезание мальчиков как правило приносит мало побочных эффектов, обрезания девочек обладают высокой степенью риска возникновения хронических и инфекционных заболеваний , женское обрезание при этом в настоящее время запрещается законами Кении и Танзании . После обрезания девушки носят тёмные одежды, раскрашивают лица специальными отметками, а по окончании церемонии закрывают лица .

Замужние женщины в период беременности освобождаются от тяжёлых работ - доения и поиска топлива. Запрещаются также сексуальные отношения .

По традиции, масаи придерживаются полигамии, которая возникла по причине высокой смертности воинов. Полиандрия также встречается. Масаи предпочитают отдавать дочерей за мужей много старше их. С ними они, как правило, даже не знакомы. Перед дальней дорогой отец благословляет свою дочь, смачивая голову и грудь молоком и при этом приговаривая: "Мекинчо енкай енкерра кумок" - "Пусть бог даст тебе много детей". Родные и друзья предупреждают невесту: не оглядывайся, иначе превратишься в камень. Есть такое предание у масаев. В пути невесту сопровождает "паж" - друг жениха. Он прокладывает ей дорогу в самых трудных местах, переносит на руках через ручьи. Неподалеку от дома невесту ждет засада. Женщины - родственники жениха - осыпают ее оскорблениями, чтобы отвратить несчастье. Они посыпают ей голову коровьим пометом. Если невеста с достоинством встретит все эти нападки, значит, с честью справится со сложностями семейной жизни . Женщина выходит замуж не только за своего мужа, а за всю возрастную группу. Мужчины также по обычаям гостеприимства оставляют жён на ночь гостям из своей возрастной группы, однако женщина решает сама. Дети при этом принадлежат мужу и считаются именно его потомками. Бывают также разводы (китала) по разным причинам, также иногда с возвратом платы за невесту, которая оговаривается при заключении брака .

Известные масаи

  • Дэвид Рудиша - олимпийский чемпион 2012 года , рекордсмен мира в беге на 800 метров.
  • Боладжи Бадеджо - снимался в фильме Чужой в роли Чужого.

Примечания

  1. Salazar N. B. Towards an anthropology of cultural mobilities // Journal of Migration and Culture. 2010. Vol.1. p. 61.
  2. Ворошилин С. И. Расстройства половой идентификации и суицидальное поведение. // Суицидология. 2011. №2. С. 5
  3. The Last of the Maasai . Mohamed Amin, Duncan Willetts, John Eames. 1987. Pages 55, 94. Camerapix Publishers International. ISBN 1 874041 32 6
  4. English - Maa (неопр.) . Darkwing.uoregon.edu. Дата обращения 28 февраля 2012. Архивировано 30 мая 2012 года.
  5. Maasai Association (неопр.) Архивировано 30 мая 2012 года.
  6. The Last of the Maasai . Mohamed Amin, Duncan Willetts, John Eames. 1987. Page 83, 100-103. Camerapix Publishers International. ISBN 1 874041 32 6
  7. Northern Tanzania - The Bradt Safari Guide by Phillip Briggs (2006). British Library. ISBN 1 84162 146 3
  8. Maasai Association (неопр.) . Maasai Association. Дата обращения 28 февраля 2012. Архивировано 30 мая 2012 года.
  9. The Last of the Maasai . Mohamed Amin, Duncan Willetts, John Eames. 1987. Page 88. Camerapix Publishers International. ISBN 1 874041 32 6
  10. Maasai People, Kenya (неопр.) . Maasai-association.org. Дата обращения 28 февраля 2012. Архивировано 30 мая 2012 года.
  11. Maasai Association (неопр.) . Maasai Association. Дата обращения 28 февраля 2012. Архивировано 30 мая 2012 года.