Зачем маньяки убивают детей. "маньяками становятся не за один день"

68-летняя Тамара Самсонова из Петербурга, которая (по версии следствия) , превращается в настоящую звезду. Мало того что новости о пенсионерке набирают тысячи просмотров, у неё ещё появились поклонники в интернете, мечтающие выпустить мемуары Самсоновой с кровавыми подробностями совершённых ею преступлений. Сотрудники музея «Ужасы Петербурга» планируют использовать образ женщины в своих аттракционах, а молодой петербургский режиссёр Александр Котов готов снять о ней фильм. Почему старушка-расчленительница и подобные персонажи криминальной хроники вызывают огромный интерес публики и попытки героизировать их злодеяния, АиФ.ru рассказала психолог Анна Хныкина .

Оксана Морозова, АиФ.ru: Анна, почему старушка-убийца из Санкт-Петербурга и подобные ей люди вызывают ажиотаж в обществе, тогда как, например, человека, спасшего из огня ребёнка, аудитория забывает за один день?

Анна Хныкина : Когда герои спасают пострадавших — это естественно и нормально, мы этим гордимся, радуемся тому, что это есть. Но, к сожалению, радость — не такой сильный аффект, как страх и ужас. Последние чувства вызывают гораздо больший эмоциональный отклик. Эмоция страха — это инструмент инстинкта самосохранения, и, поскольку он служит защитой от смерти, такой «звоночек» звучит в голове громче, чем другие.

Это свойственно всем людям, так устроен человек. Страх появляется тогда, когда мы в опасности. Почему программа «Дорожный патруль» популярней, чем какая-нибудь кулинарная передача? Когда мы видим страшное, у нас срабатывают самые глубокие и мощные защиты, которые предупреждают, что мы в опасности и надо себя поберечь. Они нам как бы говорят: «Стоп! Обрати внимание!». Опасность приводит людей в тонус. При этом одно из свойств снятия тревоги, и это свойство любой психической травмы, — о ней хочется говорить, поэтому, когда что-то ужасное происходит, люди неосознанно спешат делиться этой новостью для того, чтобы в первую очередь снизить уровень своей тревоги. Кроме того, когда ты предупреждаешь другого человека об опасности, ты снимаешь собственную тревогу о том, что мир непредсказуем. Когда ты кому-то рассказываешь о маньяке, внутри рождается ощущение, что ситуация не так уж и страшна, всё более или менее под контролем.

— Если человек читает новости про маньяков, какую-то литературу, смотрит соответствующие передачи, можно ли говорить о его психическом нездоровье?

— Надо сказать, что в норме есть ещё и здоровое отвращение к неприятным сценам насилия и страдания. Существующее ограничение на показ в СМИ крови и расчленённых частей тела вполне оправдано. С одной стороны, такие вещи имеют свойство притягивать внимание сильнее, чем какие-то другие. С другой — смаковать подобное человек со здоровой психикой не будет. То есть, если кто-то специально выискивает подобные новости и таким образом развлекается или удовлетворяет любопытство — здесь есть, над чем подумать. С большой долей вероятности, в этом случае можно говорить о психической травме, а возможно, и психопатологии.

Но то, что большое количество людей читает новости про пенсионерку-убийцу, не означает, что все больные. Вспомните, многие из нас в подростковом возрасте (особенно в переходный период от детства к подростковому возрасту) любили смотреть фильмы ужасов. Связано это с тем, что, посмотрев сказку про «Бабу Ягу», вы ещё раз убеждаетесь, что ничего страшного там нет. Это провокация себя на тему: а мне не будет страшно. По этой же причине некоторые смеются при просмотре ужастиков — это тоже снятие тревоги. Однако ещё раз повторю, если вы замечаете, что вас постоянно тянет к подобным штучкам, и вы не подросток, то есть смысл посетить специалиста.

— Раньше подобные вещи не так сильно афишировали, сегодня картина кардинально поменялась. За один день на разных порталах может выйти несколько десятков новостей о пенсионерке-убийце. Нужно ли подобную информацию предавать огласке?

— В Советском Союзе не было принято зарабатывать на новостях, СМИ работали иным образом. Газеты, ТВ и радио были буквально лицом общества. Сегодня это не совсем так, они транслируют реальность, включающую и теневые аспекты жизни социума. И поскольку известно, что убийства и насилие оказывают более сильное воздействие на внимание человека, журналисты будут этим пользоваться. Меня пугает другое. Известно, что спрос рождает предложение. И то, что сейчас эта старушка так мощно пошла в тираж, означает, что у большой части публики есть массовая потребность такие вещи смаковать. По этой причине на кровавых новостях и ужастиках люди повышают рейтинги на своих порталах, рубриках, социальных страницах и т. д.

Я не уверена, что с этим надо бороться, страх у людей есть, был и будет, не журналист, так кто-нибудь другой расскажет всем историю о женщине-убийце. Точно так же зарабатывает кинематограф, когда снимает фильмы ужасов, их задача получить побольше денег. Просто человек так устроен. Ещё одна вещь, которая привлекает наше внимание, — секс, поэтому люди будут вечно выяснять, нужно ли запрещать порнографию или проституцию. И мы все знаем, что чем больше запрещаешь естественное влечение, тем сильнее оно развивается. Если запрещать транслировать новости об убийцах и маньяках, то всё это начнёт цвести пышным цветом, гораздо более некрасиво, исподволь.

— Подобные новости, фильмы, книги, смакующие кровавые подробности, могут подтолкнуть человека к совершению преступлений?

— Подобные реакции можно вызвать только у людей, склонных к ним. Для того чтобы сюжет по телевизору спровоцировал человека на убийство, у него должна быть развита определённая психопатология, он должен находиться в нужной фазе, чтобы воспринять это как сигнал к действию. Слишком смело было бы утверждать, что человек прочитал новость про старушку-потрошительницу и пошёл убивать всех подряд, а ещё вчера он был здоровым, нормальным семьянином без диагноза. Это действует только на больных людей.

— А почему часто происходит героизация отрицательных персонажей, например Бонни и Клайда?

— Я бы не сказала, что их кто-то героизирует, просто человек, который пишет сценарий (книгу), пытается привлечь внимание к тому, что он делает. Другой вопрос, что есть люди, которые очень хотят быть известными, и неважно, каким образом, — это уже патология. Опять же — спрос рождает предложение. Всем понятно, что «пипл схавает» эту наживку, поэтому и снимают все эти фильмы про маньяков и делают про них циклы передач.

— Сегодня спрос на маньяков больше, чем раньше?

— Нет. Он не сегодня родился, он всегда был. Вы вспомните, как в детстве все друг друга пугали чёрной рукой. Мы так устроены, просто есть профессии, которые на этом зарабатывают. А то, что среди нас есть ещё по-настоящему больные люди, — это параллельная, рядом идущая история, о которой не стоит забывать.

— Криминальные новости, рассказы про убийц и маньяков могут вызвать фобии? Есть какой-то реальный вред от этой информации?

— Если человек пережил травму насилием, например на него напали в тёмной подворотне, и он был сильно напуган, или его били в детстве, унижали, много стыдили, уничтожали морально, то подобные новости могут вызвать ретравматизацию (повторное травматическое переживание), и он может снова начать бояться жить, опасаться всего и т. д. Если человек не был психически травмирован ранее, то, скорее всего, он вытеснит эту неприятную информацию: прочтёт, удивится и забудет.

Лично я бы пожелала всем наполнять себя доброй и здоровой информацией, но при этом помнить, что мир небезопасен, есть маньяки, сумасшедшие люди, нужно просто быть внимательным, только паранойю по этому поводу развивать тоже не стоит.

Манья́к — cерийный убийца

Сексуа́льный манья́к — серийный насильник

Манья́к (разг.) — человек, не знающий в чём-либо чувства меры

Не всякого убийцу, совершившего многочисленные преступления, можно назвать маньяком. Маньяк - человек, одержимый патологическим влечением, характеризующимся повышенным настроением, возбуждением, ускоренным мышлением.

Жертвы выбираются преступником, как правило, случайно. Иногда решение об убийстве созревает за несколько минут, под воздействием обстоятельств. Поэтому такие преступления, в отличие от продуманных и спланированных, раскрыть очень сложно.

При этом маньяки в обычной жизни не похожи на монстров. Обычно, это люди образованные и эрудированные, у них есть работа, жена и дети, которых они любят. Они производят хорошее впечатление на окружающих, которые даже не подозревают об их второй жизни.

Как становятся маньяками? Почему вдруг человек начинает убивать? Быстро ли становятся обычные, нормальные люди маньяками, каннибалами, садистами?

На мой взгляд, анализируя биографии и преступления большинства маньяков, можно сделать важнейший вывод: почти всегда маньяками движет сексуальная неудовлетворенность и аутоагрессия с комплексами из детства. Их наложение и перенаправление вызывают различные причудливые формы преступного девиантного поведения. Например, Чикатило унижали в детстве, изнасиловали в армии, взрослого избили свои же ученики за домогательства. Насилие не только унизило его, но и нарушило нормальную секс-ориентацию, что ещё больше усугубило недовольство собой. Частые аборты жены перенаправляли его ненависть к уже родившимся детям. "Чтобы получить оргазм, ему нужно было что-то пожестче. Чья-нибудь смерть…» — объясняет бывший следователь Амурхан Яндиев. Чикатило убивал детей и проституток в отдельной квартире, купленной в тайне от семьи.

У маньяков часто бывает трудное "недолюбленное" или "запугано-забитое" детство, скандалы, неполная семья, жестокие родители, вымещающие на сыне неприязнь к друг другу, властная мать, недостатки внешности, комплекс неполноценности и другие комплексы, проблемы в коммуникабельности, импотенция и другие отклонения в сексе. Такие люди не способны сочувствовать другим, читать между строк, они замкнуты на своих переживаниях. Наблюдение натуралистичных сцен жестокости, убийств, казней, травм и несчастных случаев, в том числе по видео, навсегда запечатлевается в сознании таких людей. Ужас от впечатления компенсируется сексуальным возбуждением, а первое возбуждение запоминается сильнее всего. Сцены годами воспроизводится в фантазиях, приводя в дальнейшем к сценариям реальных убийств.

Давайте поговорим об этих страшных людях? Честно сказать, людьми-то их называть язык не поворачивается. Но все-таки люди, хомо сапиенс, но глубоко нездоровые. Большинство из нас знакомы с ними лишь по американским триллерам, и, хвала за это Всевышнему и Альфреду Хичкоку! Cправедливости ради хочу отметить, что как ни была глубока степень душевного расстройства, эти люди не несут в себе ничего такого, чего бы не было у нас, людей, считающих себя нормальными. Нас разделяет не пропасть.

Приходилось вам испытывать чрезвычайную степень умиления, когда пред взором вашим, а пуще в руках, оказывается какое-нибудь милое крошечное создание, ну, положим, пушистый нежный котенок, или щеночек, или кролик? Создавая детей звериных и человеческих столь притягательными, Природа вполне отдавала себе отчет в том, что таким образом она спасает их от погибели и помогает выжить. Очень часто люди, вовсе не планирующие заводить себе питомцев и раздраженные наличием всяких животных тварей у соседей, совершенно неожиданно для себя, обнаружив в подъезде на коврике перед своей квартирой выброшенную на произвол судьбы крошечную киску или трехнедельную собачку, пропитываются, елеем теплой нежности и сочувствия даже от созерцания мягкого живого теплого, но обреченного комочка.

Хочется, несмотря на неоднократные предостережения врачей-гельминтологов взять это на руки. Это умещается в вашей ладони. Это абсолютно беззащитно. Это зависит от вашей воли. А когда это начинает шевелиться в ваших руках, мяукать, пищать, степень вашего поглощения этим доходит до того, что вы, описывая знакомым свое состояние в тот момент, произносите: «Это было такое маленькое, такое хорошенькое, ну, просто съел бы его!» Однако, вместо поедания, как правило, это становится членом вашей семьи. Вот как!

Подобное же ощущаешь при виде младенца, чьи крохотные пропорции и нежность сложения вызывают некое малопонятное садистическое вожделенье защекотать и замучить, зацеловать и заласкать. «За»-«за»-«за»…. «За» - означает не просто целовать и ласкать, а именно зацеловать и заласкать, подобный словесный оборот означает некую конечную цель этих нежных действий (до - чего?), и цель эта, как ни ужасно это звучит - «до смерти».

Да нет же, как можно, скажете вы, это говорят так! Просто так говорится: залюбить до «смерти»! То есть очень сильно залюбить. Однако любой словесный оборот имеет и свою подоплеку. В прошлом.

Она, эта подоплека, в том, что каждый из нас в детстве немножко был маньяком, правда, недолго. А издевательства над братьями нашими меньшими носили не всегда безобидный характер.

Следующие несколько абзацев моего «эссе», возможно, неприятны будут людям чувственным, а, скорее всего, именно чувственные взрослые в детстве позволяли себе мучение существ более слабых. Предвижу также, что часть читателей, прочитав результаты интервью, взятых мною из интернет-источников, возмутятся, утверждая, что никогда и ни при каких обстоятельствах, ни в прошлом, ни тем более, в настоящем не позволяли себе ничего такого, произрастая невинными розовыми херувимами. Ну что ж! Как сказал Юнг, «когда гордость особенно настаивает, память предпочитает уступить». Просто эти возмущенные люди, не позволявшие себе «ничего такого» позволяли себе что-то другое. Это «другое» больно кусает инстинкт самоуважения, что и препятствует восстановлению из прошлого нелицеприятных событий.

Так, например, моя бабушка, а она родилась во время войны, с соседским мальчишкой, когда взрослых не было дома, отлавливала мух, и, лишив их, таким образом, возможности улететь, бросала на спираль электрической плитки. В самый разгар этой дурно пахнущей, в прямом и переносном смысле слова, почти средневековой процедуры, в квартиру с работы вернулся мой прадедушка и устроил хорошую взбучку и моей будущей бабушке и ее подельнику - Степану! Бабушка очень любит и жалеет животных, сейчас она на пенсии и является прямо-таки «фэном» «National Geographic» и «Animal Planet».

Одна моя знакомая, добрейшей души человек, неспособная ни прочесть, ни отсмотреть до конца «Белого Бима Черное Ухо», готовая собственным телом защищать и канадских котиков и местные березки, как оказалось, в детстве пнула в подъезде котенка, который угодил в лестничный пролет и разбился в лепешку, пролетев пятнадцать этажей. Она также получила по первое число от своей бабушки.

Да, больше всего достается домашним питомцам, собакам, кошкам, морским свинкам. Обрезание у них усов, привязывание к хвосту консервных банок - вообще считается проявлениями «ОБЫЧНОГО ДЕТСКОГО САДИЗМА», да-да, господа, у психологов издевательство человеческим детенышем над беззащитными существами так и называется «обычным» или «нормальным» садизмом! То есть в том смысле, что с этим ничего нельзя поделать. Это является нормальным этапом в жизни каждого человека. А вот в дальнейшем, кем станет этот бывший ребенок, маньяком-садистом или «вегетарианцем с душой непорочной», зависит от нас. Наше реагирование на подобные садистические деяния отпрысков должно привести к тому, чтобы за содеянное ребенок почувствовал себя виноватым, но это не во-первых, а во вторых. А во-первых, он должен научиться сочувствовать чужой боли, тем более, причиненной им. Здоровый и физически и душевно человек - это тот, чья агрессия не выходит за пределы целесообразного. Как, например, в животном мире…. В этом мире почти не встречается ни садизм, ни мазохизм.

Андре́й Рома́нович Чикати́ло (16 октября 1936, село Яблочное, Сумская область, УССР — 14 февраля 1994, Новочеркасск, Ростовская область, Россия) — один из самых известных советских серийных убийц, с 1978 по 1990 годы совершивший 53 доказанных убийства (хотя сам преступник сознался в 56 убийствах, а, по оперативным сведениям, маньяком было совершено более 65 убийств): 21 мальчик в возрасте от 7 до 16 лет, 14 девочек в возрасте от 9 до 17 лет и 17 девушек и женщин. За убийство, которое совершил Чикатило, был ошибочно расстрелян Александр Кравченко. Прозвища: «Бешеный зверь», «Ростовский Потрошитель», «Красный Потрошитель», «Убийца из лесополосы», «Гражданин X», «Сатана», «Советский Джек-Потрошитель».


Будущие жертвы производили на Чикатило впечатление обиженных судьбой, несчастных, среди них было немало женщин-алкоголичек и умственно отсталых, которых он завлекал в лесополосу под предлогом выпить. Детей он заманивал обещаниями показать видеомагнитофон, компьютер, щенков, редкие марки и т.д.

Чикатило уродовал тела своих жертв: отрезал и откусывал языки, соски, половые органы, носы, пальцы, вскрывал брюшную полость, кусал и грыз внутренние органы, особенно матку. Многие жертвы в это время были еще живы. Почти у всех жертв были выколоты глаза (Чикатило объяснял это суеверным страхом, что на их сетчатке может остаться его образ, но скорее всего, он просто не мог выносить взгляда своих жертв). Отрезанные части тел (гениталии, грудные железы, матку) Чикатило уносил с собой, однако впоследствии их не нашли. Вероятней всего, Чикатило употреблял их в пищу (его жена на следствии говорила, что в командировки он часто брал с собой кастрюльку). С жертвами в прямой половой контакт Чикатило вступал редко, т.к. был импотентом. Сексуального удовлетворения он достигал в момент убийства, прикасаясь к трупу членом. После каждого убийства он получал такую разрядку, что спал около суток.

Последнюю точку в судьбе Чикатило поставил президент России Борис Ельцин. Он отклонил прошение о помиловании. Через минуту после того, как прокурор зачитал Указ Президента РФ от 04 января 1994 года, Чикатило расстреляли. А история о том, что мозг Чикатило (а возможно, и самого Чикатило) продали японцам за огромные деньги, это не более чем выдумка.

Штудируя интернет-издания, наткнулся на очень интересную статью о том, что на одной из популярных сетей (Вконтакте) создана страничка под названием «Группа памяти Андрея Чикатило». Ее авторы представляют известного маньяка-убийцу как жертву советского режима.

«Если бы Чикатило признали невменяемым, то есть психически больным, он избежал бы расстрела и попал в спецлечебницу. Следовательно, теоретически через какое-то время он мог бы оказаться на свободе, а значит возможно стали бы известны преступные махинации советской машины убийств своих сограждан», - пишут авторы странички.

По их версии Чикатило никого не убивал. Люди стали жертвами неких «бесчеловечных экcпериментов» которые проводили «власти совка - испытывали вакцины от самых разных болезней на живых людях, а всю вину свалили на первого попавшегося безобидного дурачка, который ничего не мог поделать против советской машины убийств невинных граждан».

Обвиняя советский режим, авторы странички почему-то начинают путать его с российским: «Андрей Романович трудился во благо страны всю свою жизнь. А его казнили восемнадцать лет назад. Заботился о жене и детях. А его расстреляли. В «Свободной стране России».

Последняя просьба о помиловании на имя Президента РФ Бориса Ельцина была отклонена. Чикатило казнен единственным выстрелом в затылок. Некоторые источники называют дату 21 февраля (например, ТВ-передача «Криминальная Россия» - «Охота на Сатану»), а также 15 или 16 февраля. Ходили слухи, что Чикатило был убит выстрелом не в затылок (на фотографии его тела на затылке не было видно входного пулевого отверстия), чтобы сохранить его мозг для исследований. И что он не был убит вообще, а был продан за несколько миллионов долларов японским ученым. 1995 - в США выходит телевизионный художественный фильм «Гражданин Икс». Роль Чикатило исполнил Джеффри ДеМанн, роль Бухановского - Макс фон Зюдов, известный по ролям в фильмах Ингмара Бергмана. Фильм «изобилует множеством фактических ошибок». 2004 - выходит фильм «Эвиленко» («Злодеенко») с Малкольмом МакДауэллом в роли Эвиленко.

И все же остается открытым вопрос: маньяк - преступник или больной?


Как становятся маньяками ? Почему вдруг человек начинает убивать? Быстро ли становятся обычные, нормальные люди маньяками, каннибалами, садистами?

Профессиональный психолог, специалист, который изучал Чикатило — Александр Бухановский — дает такой ответ на этот вопрос:

"Нет. Процесс формируется постепенно, не сразу, к такому состоянию человек идет через ряд обстоятельств, влияющих на его психику. При этом на одного они действуют, другой их даже не заметит.

Например, добрый, отзывчивый, умеющий чувствовать чужую боль, как свою собственную, способный к сопереживанию, опасности не представляет. Человек, о котором говорят, что он и муравья не обидит, может ли причинить физическое страдание себе подобным?

Но мы каждый день встречаем и других людей: буйная фантазия, богатое воображение, эгоизм, нежелание считаться с интересами другого человека, удивительное равнодушие к беде ближнего. Мало ли среди нас таких, кому будто бы доставляет какое-то дьявольское наслаждение мучить ближнего неизвестностью, изводить мелкими, на первый взгляд, ничего не значащими придирками, упреками.

Как в такой обстановке будет формироваться подросток, у которого структура полового поведения только формируется? А если еще подобный недобрый человек имеет незрелую сексуальность или сексуально слаб?

Опасность нарушения сексуальной ориентации сохраняется и в более зрелом возрасте. В возрасте после 35-40 лет, когда и без того слабая половая конституция угасает, а фантазия, наоборот, буйствует, для формирования патологи-ческой системы достаточно попасть в ситуацию, которая бы вызвала потрясение своей необычностью. И даже жестокостью".

Александр Бухановский приводит пример, подтверждающий его выводы. Этот случай произошел с ним, когда он учился в аспирантуре Аспирант — не самый богатый человек, и Александр вынужден был в свободное от занятий время подрабатывать: дежурил в психоприемнике. Однажды туда подъехала милицейская машина, и из нее вывели парня. Оказывается, молодого человека задержали во время полового акта с трупом женщины в судебно-медицинском морге.

Как парня занесло в морг, зачем он туда пошел? Знакомая девушка, студентка мединститута, повела: мол, мертвецы для нас — привычное дело. Мы с ними рядом можем сидеть, пить кефир. Парень всячески показывал, что на него это тоже впечатления никакого не производит, хотя был робким, стеснительным, и, как позже признался, все же боялся. А тут — трупы, трупы и… запах.

Он никогда еще не имел опыта интимных отношений, не видел раздетую женщину. А здесь сразу несколько обнаженных женских тел. От одного, молодого, он глаз не мог оторвать, так поражено было его воображение. В это время у него наступило необычайное половое возбуждение и оргазм.

Эта эмоциональная вспышка закрепилась условным рефлексом. И уже никакие способы попыток сексуального удовлетворения не действовали. Когда он вспоминал «картинку» морга, начинался сексуальный подъем. Парню нужен был только труп. Так он очутился в морге, где и был задержан милицией.

История с парнем в морге — случай некрофилии в чистом виде, когда сексуальное удовлетворение приносит труп. Сначала, как отмечалось, достаточно было «картинки», увиденной в морге. Потом воспоминания притупились, парень тайно повторил визит в морг, чтобы вступить в половой контакт с трупом. Если бы его не задержали, он бы постепенно пришел к убийству.

Директор Центра оценок, психиатр из Чикаго, доктор Э. Моррисон считает "Маньяки похожи друг на друга как близнецы, и представляют собой настоящих изготовителей котлет. У них запрограммированная психология". По ее убеждению, психическое развитие таких людей застыло еще в возрасте 6 месяцев. У них не было переходного периода, когда младенцы начинают понимать, что они отличаются от матери и окружающего мира. Как ребенок исследует мир, — утверждает Моррисон, — так маньяк исследует процесс убийства. Оно для него не больше чем детская игра. Так мальчишка разбивает часы, чтобы узнать, отчего они тикают.

Э. Моррисон провела более 400 часов в беседах с маньяком Р. Масеком. Он прославился тем, что на телах молодых женщин оставлял свои «автографы» — следы укусов. Моррисон ждала увидеть чудовище, но Масек оказался невысоким, полным, добродушным человеком.

На свободе же этот «симпатяга» после удовлетворения похоти душил свои жертвы, кусал, резал на куски, топил в ваннах и бассейнах. Симметрично вырезанные кусочки кожи хранил как сувениры. Все это делалось в рамках специального ритуала, который помогал убийце… контролировать себя.

Доктор Моррисон лично изучила 45 убийц-маньяков не только в США, но и в других странах. Беседовала с их женами и родственниками. Отважная женщина провела 8 тыс. часов с самыми отпетыми убийцами, на счету которых было от 10 до 30 жертв. С одним из них — Дж Гейси, убийцей 33 юношей и мальчиков, — она беседовала 800 часов и даже выступала на его судебном процессе.

Узнав подноготную маньяков, доктор Моррисон пришла к однозначному выводу: если монстра не казнили и он сидит в тюрьме, то отпускать его на свободу нельзя ни в коем случае. И в этом-то как раз и состоит высший гуманизм…

Руководство ФБР создало специальное подразделение для изучения монстров. С 1978 года детективы приступили к поголовному изучению убийц-маньяков.

К настоящему времени ФБР располагает материалами подробнейших опросов более сотни таких преступников. Они составляют ту основу, на которой производится выработка методик для их поиска, задержания, допросов.

Кадр из фильма "Маньяк" с актером Элайджей Вудом

Особенно поучительными оказались откровения известного маньяка по имени Т. Банди. Он прочитал детективам чуть ли не курс лекций по технологии подготовки и совершения убийств. Выступая в роли своеобразного консультанта, он помог раскрыть одно леденящее душу преступление. Кроме того, Банди напомнил полицейским забытую истину: маньяк часто возвращается к месту убийства или могиле своей жертвы. Психолог Дж. Дуглас решил воспользоваться его советом при поиске маньяка, который изнасиловал свою жертву, зверски убил ее, расчленил, а затем разбросал куски в парке.

Изучив предварительные сведения, собранные полицией, Дуглас рекомендовал замаскировать магнитофон на могиле жертвы и установить за ней наблюдение. Скептически настроенные полицейские решили все же последовать его совету. Через два дня с наступлением сумерек на кладбище появился молодой человек и направился к могиле. Подойдя к ней, он скорбно опустился на колени и со слезами в голосе стал умолять свою жертву о прощении. Полицейские, выслушав записанные на пленку магнитофона причитания убийцы, немедленно его арестовали. На суде он был признан виновным. Присяжные единогласно выступали за высшую меру наказания.

"Самый ужасный садист может стать нормальным человеком, прекрасным другом, семьянином, работником," — считает нижегородский психотерапевт Ян Голанд, споря в этом с чикагским доктором.

Своим пациентам Ян Генрихович дает смешные клички: для успеха лечения больные должны пренебрежительно относиться к своим симптомам, которых раньше так боялись, — мол, избавиться от них ничего не стоит. Однако клички получались зловещими. "Укуси за ухо" однажды и вправду откусил ухо своему обидчику и готов был совершить еще большие «подвиги», но вовремя попал к Голанду.

"Могил-Могилыч" одиннадцатилетним пацаном случайно увидел на кладбище, как судмедэксперт вскрывает женский труп, и с тех пор непреодолимое желание заставляло парня приходить ночью на кладбище, вырывать свежие трупы и… совокупляться с ними. Разгневанные родственники покойных готовы были люто расправиться с осквернителем могил, но он вовремя попал к врачу.

Один из пациентов Голанда, который мог бы стать маньяком уровня Чикатило (назовем его Сергеем), но вовремя попал на лечение, говорит "Я не был человеком 24 года".

Вот история Сергея.

…Папа хотел из Сережи сделать Паганини. Но сын не оправдал надежд — и отец бил его скрипкой по голове. Потом мальчик никак не превращался в Эйнштейна, несмотря на усиленные беседы по релятивистской механике. Педагог-мама выходила из себя и давала сыну пощечины, бессознательно вымещая на нем свою неспособность наказывать мужа.

Ребенок был настолько запуган, что боялся в школе подойти к доске и вслух ответить учителю. Над ним смеялись одноклассники, его ругали родители — и Сережа стал считать себя ненормальным во всех отношениях. В нем родилась ненависть к людям, которые мучают его. Он хотел стать суперличностыо, чтобы раздавить своих мучителей, как блох. Сформированный окружающими комплекс неполноценности и мечты о реванше задавили в нем маленького Сережку, который любил растения и животных — своих друзей по несчастью.

Самую сильную травму он получил в 11 лет, когда увидел пьяного мужика, который душил кота, сидя на дереве. Но, слушая истошные крики животного, мальчуган испытал сладостное чувство.

Исследования показали, что первые сексуальные ощущения — самые сильные, они как бы впечатываются в подсознание человека и с тех пор руководят его поведением. В дальнейшем он может получать удовлетворение только в ситуациях, которые напоминают первую, во время которой произошло «впечатывание» стереотипа.

У Сережи сладострастные чувства возникали в те моменты, когда нормальные люди испытывали ужас. Например, он наслаждался, слушая по радио рассказ о том, как разрывали князя Игоря, привязав его к наклоненным деревьям.

В 14 лет Сережа научился моделировать подобные ситуации: прокалывал мух, голубей, мышей. Даже воспоминания об их предсмертных муках были ему очень приятны. Но наибольшее удовлетворение он получал, когда по его рукам текла кровь.

Чтобы не утратить остроты ощущений, надо было постоянно увеличивать «дозы» страшных зрелищ. Он стал умерщвлять животных все чаще и изощреннее.

А потом привычных "наркотиков" стало мало — и Сергей начал мучить людей. Он больно щипал мальчиков и девочек и пытался ломать им пальцы. А в мечтах сладострастно поедал… человечину. Правда, во время кошмарных видений где-то в глубине души начинала кричать его первая личность: "Ты же становишься монстром!"

Внутренний разлад сделал его жизнь невыносимой. Однажды Сергей повесился, но когда тело начало биться в судорогах, веревка оборвалась, и он остался жив. Сергей очень испугался предсмертных мучений, но еще больший ужас наводило воспоминание о том, что во время судорог у пего начался… оргазм.

Дня Сергея одинаково ужасными стали жизнь и смерть. Чтобы как-то облегчить свои страдания, он стал переносить их на окружающих. В толпе втыкал иголки в чьи-то ягодицы — чтобы услышать истошный вопль и сбросить стресс. А когда попал в армию и взял в руки оружие, появилось желание перестрелять сослуживцев.

После демобилизации легче не стало. Он терпел поражение на любовном фронте. Ему хотелось только мучить девушек — они в ужасе разбегались от его "ласк".

Он люто возненавидел весь мир. Стал подыскивать уединенные темные места с редкими прохожими и появлялся там с полными карманами инструментов для пыток. Но страх не давал ему переступить последнюю черту. Он уже был на грани помешательства или преступления.

В 1975 г. родители привели Сергея на консультацию к заведующему отделением психоневрологической больницы № 1 Нижнего Новгорода, главному психотерапевту области Яну Голанду. Именно с этого момента Сергей начал возрождаться как человек.

И все же остается открытым вопрос: маньяк — преступник или больной?

Примеров маниакальной жестокости – сексуальной или несексуальной – в жизни очень много. Маньяки всегда были и, по-видимому, будут. Поэтому следует разобраться в социально-психологических и иных причинах развития таких людей. Каким образом из маленького ребенка формируется страшный маньяк – садист и людоед?

Рассмотрим эту проблему на основе анализа ряда примеров, начиная с изложения точки зрения психиатра Александра Бухановского: этот специалист занимался распознаванием и лечением маниакальных влечений. Свою точку зрения он высказал в дни суда над сексуальным маньяком А. Чикатило. Об этом преступнике было много публикаций и написана книга.

Прежде чем перейти к рассмотрению точки зрения А. Бухановского и других гипотез, представим ряд фактов из биографии этого человека.

А. Чикатило жил в маленьком провинциальном городке, среди обычных людей, которых он считал «серыми». Он, как отмечает Бухановский, «бездумно хотел вырваться из этой серости» и выбрал преступный путь. Но это в какой-то мере была его судьба, так как его влечения были обусловлены не только внешними условиями, но и изначальными импульсами.

Хотя во время суда А. Чикатило вел себя странно, желая изобразить себя невменяемым, однако судебно-медицинская экспертиза доказала, что он совершил свои преступления в ясном сознании и расчетливо. Он специально готовился к ним. Здесь присутствует нередкое, но всегда интересное психическое явление: патологические влечения реализуются с помощью вполне здоровых мыслительных и других когнитивных действий. Разум служит безумию, причем весьма эффективно. Правда, при доскональном психологическом исследовании, можно было бы обнаружить тонкие нарушения познавательной сферы, во всяком случае если не на уровне механизмов, то на уровне их результатов – взглядов на людей, целей и ценностей. Но что его память и мышление работали четко, в этом нет никакого сомнения. Он хорошо предвосхищал события, возможные действия своих жертв, составлял планы собственных действий. В его портфеле всегда лежали наготове острый нож, бечевки и баночка с вазелином. «Ни одна из жертв Ч. не смогла избежать своей участи. Он действовал безотказно, четко, как машина для убийства. На месте всех своих преступлений он ни разу не оставил улик. У него прекрасная память. Во время следствия он показал места убийств с невероятной точностью, хотя многие из них были совершены более десяти лет назад».

По определению психиатра А. Чикатило был вменяемым, и это правильное заключение. Но вменяемость и болезнь – разные явления. Является ли психически больной человек всегда невменяемым? Какой уровень патологии делает человека невменяемым, то есть фактически не способным нести ответственность за свои преступные деяния? Является ли крайний садист Чикатило вменяемым, если имел извращенные влечения, причем сверхсильные, но мышление и другие познавательные способности которого работали четко и эффективно? Проблем, как видно, все еще немало.

Итак, в чем состоит патологический комплекс таких маньяков, сексуальных садистов?

А. Бухановский выделяет «предрасположенность» Чикатило, состоящую из трех компонентов: Своеобразное состояние личности – то есть свойства характера, темперамента». Но чтобы этот комплекс, называемый «предрасположением», привел к преступным действиям, нужны внешние условия, создающие «психический дискомфорт».

«Если есть определенная предрасположенность – говорит Бухановский – возникает и постепенно развивается механизм, руководящий поведением. Это происходит не вдруг, а на протяжении длительного времени».

Отвечая на вопрос об уникальности Чикатило, в процессе интервью маньяк А. Бухановский сказал: «Уникальность Чикатило не в том, что он убил большое количество людей – есть люди, которые убивали гораздо больше, и не в том, что он был сверхжестоким – встречаются люди более жестокие. Чикатило – классический маньяк во всех его проявлениях. Пример тому даже его жилье. Вы заходите в квартиру, расположенную на втором этаже серого старого здания в рабочем районе. На кухне, кроме стола, стульев, печки, есть еще и... ванна. А над ней – антресольный этаж, где находится логово Чикатило. Вместе с тем большая ванная комната превращена в чулан. Во всем этом проглядывает подчеркнутая вычурность, тяга к чему-то необыкновенному...»

Можно считать, что все эти странности, в том числе во внутреннем устройстве квартиры – попытка создания психологического уюта, психической адаптации к внешнему миру и приспособления этого участка мира к состоянию собственной психики. Обычные формы окружающего мира, по-видимому, не удовлетворяют таких людей с патологическими влечениями, более того, они постоянно фрустрируют их.

В подобных случаях можно иметь в виду вот еще что: пространство, которое индивид структурирует вокруг себя, в какой-то мере отражает его личность, основные влечения и вкусы. Искусственное пространство является проекцией ряда черт личности, и нужно уметь психологически истолковать эти особенности личного пространства человека. Между тем пока это делается в очень общей форме. Для продвижения исследования этого вопроса следует иметь под рукой большее число случаев и произвести сравнительные исследования проекции личности в интимном пространстве и вообще особенностей проксемического поведения таких людей.

Пусковой механизм

Вполне прав А. Бухановский в том, что наличие у человека вышеописанного «предрасположения» со всеми его блоками еще не обязательно приводит его к совершению преступлений. Нужен сильный внешний, психологический толчок. В случае Чикатило этот толчок, по-видимому, не найден. Но что он, этот самый толчок, эти случайные впечатления, необходимы, Бухановский показывает на другом примере, о котором он говорил также во время упомянутого интервью.

Этот пример представляет особый интерес и позволяет предложить несколько иной взгляд на обсуждаемую проблему. «Своеобразным катализатором – говорит А. Бухановский – становится впечатление, то есть сочетание событий, увиденных однажды в страшном, жестоком антураже. Так, маньяк Сливко из Невинномыска стал свидетелем автомобильной катастрофы, в результате которой погиб мальчик. В подсознании будущего убийцы отпечатался образ мертвого ребенка в аккуратной пионерской форме, блестящих черных ботиночках. Но от запечатления сцен жестокости и насилия до садистских преступлений долгий путь. Потом запечатленный некогда антураж маньяк станет воссоздавать в сценариях своих преступлений. Так, Сливко, постепенно от патологического поведения перейдя к изощренным убийствам подростков, подробно воссоздавал запечатленный образ погибшего, одевая свои жертвы в пионерскую форму и блестящие ботиночки».

Вот здесь лежит проблема исключительного значения, которая еще не понята никем. Она может быть сформулирована в виде следующего вопроса: был ли этот Сливко фрустрирован при виде погибшего мальчика, как это должно было быть с нормальным человеком? Если да, то возникает уже новый вопрос: почему у него механизм вытеснения не заработал достаточно эффективно и он и не смог подавить и вытеснить эти страшные образы, чтобы делать их недееспособными, то есть не способными вызывать какие-либо действия?

Предположительно, и это основная идея данной гипотезы, что эта жуткая картина была в определенной степени приятна будущему маньяку и преступнику, поэтому и оказалась всегда активной в его психике. А если человек переживает приятные чувства от вида погибшего человека, от чужих страданий, у него, конечно, уже есть склонность к садизму и он, безусловно, уже совершал мелкие садистические действия. Мысленное повторение ситуации аварии с образом мертвого мальчика стало для него источником все новых наслаждений, но эти чисто психологические акты постепенно стали недостаточными для получения полного удовлетворения уже более развитых патологических влечений. Поэтому потенциальный садист в конце концов перешел к реальным действиям. Первоначальное садистическое влечение и волнения у него сочетались с увиденным «зрелищем», в результате чего возникла сильнейшая установка на совершение соответствующих действий. Мотивы преступлений были готовы, и в их формировании играли роль своеобразный импринтинг и эмоциональная память.

Здесь не случайно употребляется слово «импринтинг». Ведь в случае Чикатило и Сливко проблема истоков первоначального садистического влияния осталась нераскрытой. Представляется вполне возможным, что, кроме наследственных факторов, играют также роль первые импринтинги в жизни ребенка, например первые жестокие сцены с участием членов семьи, сцены уличных происшествий и т. п. Они остаются на уровне подсознательного и позже актуализируются в ситуациях, в которых человек получает сходные впечатления от жестоких действий людей.

Итак, есть люди, которые, в отличие от нормальных, получают наслаждение от страдания или смерти других людей. Наличие таких садистических качеств и тенденций делает их потенциальными преступниками и маньяками. Исследование подобных патологических случаев извращения влечений и других мотивов с одновременным сохранением эффективной работы познавательных механизмов представляет значительный интерес для психологии, позволяет яснее видеть условия формирования различных типов личностей, в том числе этнических. Ведь есть «культуры», в которых жестокое отношение к людям, особенно к «чужакам» культивируется у людей с раннего детства. Если в таких этнических сообществах формируется много подобных садистов, то этот комплекс может стать ведущим в этническом характере народа.

Особенно опасны те сексуальные маньяки, которых Бухановский характеризует следующим образом: «В поисках утраченного комфорта “синдром Чикатило” толкает больного на новые садистические преступления на сексуальной почве, вплоть до пожирания частей человеческого тела». Стоит полагать, что надо было только уточнить, что эта болезнь – односторонняя в том смысле, что в основном здоровые познавательные способности индивида служат патологическим влечениям и целям. Это сходно с тем, как психопат Адольф Гитлер эксплуатировал научно-техническую и философскую мысль интеллигенции Германии.

Экологические факторы тоже, как убежден Бухановский, играют роль в возникновении таких патологий, но есть мнение, что они не являются решающими, особенно если не оказывали влияния на внутриутробное развитие индивида. Отравление организма беременной матери от ядохимикатов, безусловно, играет роль, и такие примеры известны науке.

Но многие случаи маниакального развития людей протекали в нормальных экологических условиях. Важнее всего:

    наследственность;

    первые впечатления;

    сила влечений и фрустраций;

    семейная обстановка.

Поощрение даже мелких садистических действий или либеральное отношение к ним создают условия для их подкрепления и развития, на этой основе, соответствующих психических черт: человек психически перерабатывает свои действия, реакции на них родителей и других значимых людей и приходит к своим выводам и тенденциям. Бухановский привел следующий пример: одного убийцу мать всячески оберегала и прощала. Он совершил два убийства в своем родном городе, потом переехал в Ростов-на-Дону и совершил еще ряд преступлений, о которых, как оказалось, мать знала, но скрывала. Так он совершил 11 преступлений. Безнаказанность и укрывательство – способы поощрения преступников.

Таким образом, учет сензитивных периодов психического развития, первых импринтингов и подкрепления в основном позволяет понять механизмы развития как нормальных, так и патологических личностей.

Как становятся маньяками? Почему вдруг человек начинает убивать? Быстро ли становятся обычные, нормальные люди маньяками, каннибалами, садистами?

Профессиональный психолог, специалист, который изучал Чикатило - Александр Бухановский - дает такой ответ на этот вопрос:

«Нет. Процесс формируется постепенно, не сразу, к такому состоянию человек идет через ряд обстоятельств, влияющих на его психику. При этом на одного они действуют, другой их даже не заметит. Например, добрый, отзывчивый, умеющий чувствовать чужую боль, как свою собственную, способный к сопереживанию, опасности не представляет. Человек, о котором говорят, что он и муравья не обидит, может ли причинить физическое страдание себе подобным?

Но мы каждый день встречаем и других людей: буйная, богатое воображение, эгоизм, нежелание считаться с интересами другого человека, удивительное равнодушие к беде ближнего. Мало ли среди нас таких, кому будто бы доставляет какое-то дьявольское наслаждение мучить ближнего неизвестностью, изводить мелкими, на первый взгляд, ничего не значащими придирками, упреками.

Как в такой обстановке будет формироваться подросток, у которого структура полового поведения только формируется? А если еще подобный недобрый человек имеет незрелую сексуальность или сексуально слаб?

Опасность нарушения сексуальной ориентации сохраняется и в более зрелом возрасте. В возрасте после 35–40 лет, когда и без того слабая половая конституция угасает, а фантазия, наоборот, буйствует, для формирования патологической системы достаточно попасть в ситуацию, которая бы вызвала потрясение своей необычностью. И даже жестокостью».

Александр Бухановский приводит пример, подтверждающий его выводы. Этот случай произошел с ним, когда он учился в аспирантуре Аспирант - не самый богатый человек, и Александр вынужден был в свободное от занятий время подрабатывать: дежурил в психоприемнике. Однажды туда подъехала милицейская машина, и из нее вывели парня. Оказывается, молодого человека задержали во время полового акта с трупом женщины в судебно-медицинском морге.

Как парня занесло в морг, зачем он туда пошел? Знакомая девушка, студентка мединститута, повела: мол, мертвецы для нас - привычное дело. Мы с ними рядом можем сидеть, пить кефир. Парень всячески показывал, что на него это тоже впечатления никакого не производит, хотя был робким, стеснительным, и, как позже признался, все же боялся. А тут - трупы, трупы и… запах.

Он никогда еще не имел опыта интимных отношений, не видел раздетую женщину. А здесь сразу несколько обнаженных женских тел. От одного, молодого, он глаз не мог оторвать, так поражено было его воображение. В это время у него наступило необычайное половое возбуждение и оргазм.

Эта эмоциональная вспышка закрепилась условным рефлексом. И уже никакие способы попыток сексуального удовлетворения не действовали. Когда он вспоминал «картинку» морга, начинался сексуальный подъем. Парню нужен был только труп. Так он очутился в морге, где и был задержан милицией.

История с парнем в морге - случай некрофилии в чистом виде, когда сексуальное удовлетворение приносит труп.

Директор Центра оценок, психиатр из Чикаго, доктор Э. Моррисон считает «Маньяки похожи друг на друга как близнецы, и представляют собой настоящих изготовителей котлет. У них запрограммированная психология». По ее убеждению, психическое развитие таких людей застыло еще в возрасте 6 месяцев. У них не было переходного периода, когда младенцы начинают понимать, что они отличаются от матери и окружающего мира.

Э. Моррисон провела более 400 часов в беседах с маньяком Р. Масеком. Он прославился тем, что на телах молодых женщин оставлял свои «автографы» - следы укусов. Моррисон ждала увидеть чудовище, но Масек оказался невысоким, полным, добродушным человеком.

На свободе же этот «симпатяга» после удовлетворения похоти душил свои жертвы, кусал, резал на куски, топил в ваннах и бассейнах. Симметрично вырезанные кусочки кожи хранил как сувениры. Все это делалось в рамках специального ритуала, который помогал убийце… контролировать себя.

Доктор Моррисон лично изучила 45 убийц-маньяков не только в США , но и в других странах. Беседовала с их женами и родственниками. Отважная женщина провела 8 тыс. часов с самыми отпетыми убийцами, на счету которых было от 10 до 30 жертв. С одним из них - Дж Гейси, убийцей 33 юношей и мальчиков, - она беседовала 800 часов и даже выступала на его судебном процессе.

Узнав подноготную маньяков, доктор Моррисон пришла к однозначному выводу: если монстра не казнили и он сидит в тюрьме, то отпускать его на свободу нельзя ни в коем случае. И в этом-то как раз и состоит высший гуманизм…