Забытые детские игры: салки, классики, резиночка. Правила игры «Салки»

Правила игры «Салки»

В эту игру интересней всего играть большой компанией. Договоритесь заранее, в каких границах будет территория для игры. С помощью жребия, или считалки выбирается вода(квач). Разновидностей игры в салки несколько.

«Классические»

Участники разбегаются в разные стороны, а вода пытается догнать их и дотронуться до них, то есть «осалить». После того, как он дотронулся до кого-либо, осаленный становится квачом. При этом он должен громко прокричать об этом всем игрокам.

«Я в домике»

Необходимо заранее определить места для игры («домики») – беседка, песочница и т.п. Если подходящих мест не нашлось, просто нарисуйте на асфальте несколько кругов. Затем начинается процесс игры, вода пытается дотронуться до кого-нибудь. При этом участники имеют право использовать домики, в качестве укрытий, но не засиживаться там надолго. Есть более азартный вариант игры: домиков делается меньше, чем игроков, а находиться в одном домике вдвоем запрещается. Для маленьких детей есть вариант проще –домиком считается поза на четвереньках с руками в виде крыше. При этом нужно успеть выкрикнуть «Я в домике».

«Салки-пересекалки»

В игру добавляется новое правило: когда во время погони за одним путь воды пересекает другой игрок, то вода обязан начать погоню за этим игроком.

«Тройные салки»

Особенность этой разновидности: осаленным становится только тот участник, которого коснулись 3 раза, при этом произнеся «РАЗ, ДВА, ТРИ».

«Салки с приседанием»

В этом варианте воспрещается пятнать игрока, успевшего сесть на корточки.

«Стойка на одной ноге»

В качестве домика засчитывается поза, когда игрок стоит на одной ноге, обхватив другую ногу сзади двумя руками.

Видео

Суть подвижных игр в салки для детей 7-12 лет, как и любых других салок, догнать и осалить противника. Но для детей младшего школьного возраста правила и сюжеты игры можно усложнять. Вот такие «усложненные» салки мы и предлагаем вашему вниманию. Игра в салки развивает в детях быстроту, ловкость, выносливость. Кроме того, это веселое времяпрепровожде ние поможет справиться с гиподинамией после напряженного учебного дня, снять мышечную «зажатость». Незаменимы такие активные подвижные игры и во время выезда на природу или в летнем детском лагере.

Конечно, любое возрастное деление подвижных игр очень условно. Поэтому вы можете поискать подходящий вариант игры в статьях , .

«Морские салки» – подвижная игра для детей 7-12 лет

Любой детской считалкой одного игрока выбирают «акулой» (или «пиратом»). Остальные дети – «моряки». Задача «моряков» – убежать от «акулы», а «акула» хочет их поймать. На площадке чертят несколько небольших кругов – «островов». Стоящий на «острове» «моряк» находится в безопасности – его нельзя осалить. Вместо нарисованных кругов можно использовать в роли «островов» естественные камни или оборудование детской площадки – качели, скамейки и т.п.

Правила подвижной игры «Морские салки»

    Ведущий не имеет права салить игроков, находящихся на «острове».

    На одном «острове» может помещаться только один «моряк».

    Для того чтобы игрока нельзя было осалить, он должен стоять на «острове» сразу двумя ногами.

    Нельзя долго стоять на одном «острове», нужно покинуть его, досчитав максимум до десяти.

    Пойманный «акулой» «моряк» меняется с ней ролями.

«Господин волк» – подвижная игра в салки для детей 7-12 лет

Выбирают водящего – «волка». На земле у края игровой площадки чертят линию. Все игроки, кроме волка, встают за черту. Это их «дом», здесь они в безопасности. «Волк» встает с другой стороны линии, спиной к игрокам и начинает медленно двигаться вперед. Остальные дети следуют за волком, подходя настолько близко, насколько позволяет смелость. Дети спрашивают у «волка»: «Сколько времени, господин Волк?» «Волк», не оборачиваясь, отвечает им, называя любое время. Например, половина восьмого, полночь, пятнадцать часов сорок восемь минут – все, что придет в голову. Но когда «волк» вдруг скажет «Время ужинать!», то он поворачивается и начинает ловить игроков, которые убегают от него, стараясь попасть за безопасную линию – в домик. Тот, кого поймали, становиться новым «волком». Основная прелесть этой игры — неожиданность, внезапность начала погони.

Обезьяньи салки — подвижная игра для детей 7-12 лет

Играют как в обычные салки, но, когда водящий догоняет кого-нибудь из игроков, то игрок может неожиданно начать двигаться каким-нибудь необычным способом. Например, прыгая на одной ноге или бегая на цыпочках. Водящий должен тут же начать двигаться точно так же. Если водящий осалит игрока, не успев при этом сменить способ бега, то даже если и он и осалит участника игры, то это «не считается». Тот, кого осалит водящий, меняется с ним ролями.

«Яд» – подвижная игра в салки для детей 8-12 лет

Как и предыдущая игра, этот вариант салок включает элемент внезапности, тренирует реакцию и концентрацию внимания. Играют небольшой компанией – от трех-четырех до одиннадцати человек. Выбирают водящего. Он встает в центре площадки, перекрещивает руки на груди и растопыривает пальцы. Остальные игроки встают вокруг него и берутся за пальцы водящего – каждый игрок за один палец. Держаться нужно, слегка прикасаясь, но, все-таки, не теряя контакта. Водящий начинает говорить: «Сегодня я ходил на базар и купил… машину, дом, ботинки» – называет любую покупку. Игроки никак не должны на это реагировать. Но, как только водящий скажет «…и купил ЯД!», все дети должны отпустить его пальцы и разбегаться в разные стороны, а водящий стараться их поймать. Тот, кого он поймает, становиться водящим вместо него. Так же водящим становиться игрок, который отпустил палец до того, как прозвучало слово ЯД. Водящий, в свою очередь, может провоцировать игроков на это. Например, говорить, растягивая букву «я»: «… и купил я-я-я-яблоко!»

«Великая китайская стена» – подвижная игра в салки для детей 7-12 лет

В середине игровой площадки на расстоянии метра друг от друга чертят две параллельных линии длиной 6-7 метров. Пространство между двумя этими линиями и есть Великая китайская стена. Ее охраняет «стражник»-водящ ий. Остальные игроки – нарушители границы. Они выстраиваются вдоль одной из линий. Водящий поворачивается вокруг себя и кричит: «Смена караула!» Это сигнал для игроков, что нужно перебежать на другую сторону. «Стражник», конечно, пытается кого-нибудь поймать. Причем, ловить он может даже того, кто стоим на «стене» хотя бы одной ногой. Сам стражник всегда должен оставаться на «стене» двумя ногами. Если он поймал кого-то, случайно заступив за линию, то это «не считается». Тот, кого поймали становиться новым «стражником».

Можно играть и чуть по другому – тот, кого ловят, не сменяет «стражника», а присоединяется к нему. Команду «Смена караула!» подает самый первый водящий, а остальная «стража» поворачивается вокруг себя по этой команде, прежде чем начать ловить «нарушителей». Победителем в игре становиться последний участник, сумевший не попасться «страже». Он и становиться новым водящим.

«Короли, валеты, дамы» – подвижная игра в салки для детей 9-12 лет

На земле чертят довольно большой круг. В центр его встает водящий. Остальные игроки размещаются за пределом круга. Водящий в произвольном порядке выкрикивает «Короли!», «Валеты!» или «Дамы!». После этого крика-сигнала игроки должны пересечь круг, а водящий их поймать. Если водящий крикнул «Короли», то пересекать круг нужно просто бегом; если «Дамы» – прыгая на одной ноге; а если «Валеты» – «гусиным шагом», на корточках. Точно таким же способом двигается и сам водящий. Осаленный игрок сам становится водящим.

Играют 3 и более человек. По жребию или по расчету выбирают одного водящего - «салку». Все разбегаются в пределах установленных границ площадки для игры. По сигналу водящий начинает ловить играющих. Тот, до кого дотронется «салка», начинает водить, т. е. ловить, а бывший «салка» убегает со всеми. Игра не имеет определенного конца.

Разновидности игры

«Салки с домом». Для убегающих на земле чертится «дом», где могут спасаться от «салки» убегающие, но долго находиться там они не имеют права.

«Салки - ноги от земли» . Спасаясь от «салок», играющие должны оторвать ноги от земли, подтянувшись на дереве, сесть или лечь, подняв ноги вверх. В таком положении «салка» не имеет права их салить.

«Салка - дай руку» . При этом варианте убегающий от «салки» кричит: «Дай руку». Если кто-то из играющих возьмет его за руку, то водящий не имеет права их салить. Если же за руки возьмутся сразу три человека, то «салка» может осалить любого крайнего.

«Салки - пересекалки» . Убегающие могут выручать друг друга, перебегая дорогу между «салкой» и тем, кто убегает. Как только кто-либо пересечет дорогу, водящий должен его ловить. Тут снова кто-нибудь стремится выручить товарища и перебегает дорогу. Игра заключается в том, что водящий должен быстро переключаться и ловить нового игрока, перебежавшего дорогу.

«Салки на одной ноге» . Водящий, как и остальные игроки, прыгает на одной ноге. Менять ногу, на которой прыгаешь, можно, но только не чаще,чем через 5 прыжков. Задача водящего осалить любого игрока, прыгая на одной ноге. Осаленный становится водящим.

«Волк» . Играют так же, как в обычные «салки», только у каждого играющего, кроме водящего - «волка», в руках пучок травы. Когда играющий, за которым гонится «волк», видит, что его догоняют, он может бросить траву на землю и сказать: «Твоя трава, волк». Водящий должен подобрать траву и только потом продолжать преследование убегающего. Бросать траву можно только один раз. Пойманный «волком» выходит из игры, а пойманный последним в следующей игре становится «волком». Можно назначить двух водящих.

По материалам книги Н. Гуреева "Активный отдых" (М., "Советский спорт", 1991)

Детская игра "прятки" наверно самая популярная и известная подвижная игра для детей в любом уголке нашей страны. Эта игра развивает внимательность, хитрость и воображение. Для игры нужно хотя бы два участника, но чем больше - тем интереснее.

Правила игры в прятки

Водящий встает спиной к стене (дереву, забору, или просто закрывает глаза) и громко считает до 10, 50 или ста - как дети договорятся. В это время все остальные участники должны спрятаться на заранее обговоренной территории. Когда счет окончен водящий громко кричит: "Раз-два-три-четыре-пять, я иду искать. Кто не спрятался - я не виноват!".

Водящий ходит и ищет участников игры. Увидев спрятавшегося, водящий должен, громко крикнув имя спрятавшегося, первым добежать обратно до стены. Если спрятавшийся заметил, что его нашли и первый добежал до стены - то он выиграл. Необходимо найти всех игроков. Следующим водящим становится тот игрок, которого первого нашли и который не успел добежать до стены.

Правила игры в салочки (салки)

Салочки - это очень подвижная и поэтому полезная игра. Развивает координацию движений, скорость, гибкость, выносливость, смекалку. С помощью считалки или жребия участники игры выбирают водящего (салку). Водящий должен громко сказать "я-салка" и догонять остальных участников игры в пределах определенной, заранее обговоренной территории. Догнав и дотронувшись до одного из участников, водящий сам начинает убегать, а тот, кого "осалили" говорит "я-салка" и начинает догонять остальных. В эту игру играют пока не устанут.

Существуют вариации игры:

"Салки с домиком" . Рисуется квадрат в определенном месте - дом. Если убегающий заходит к это "дом" его осалить нельзя. Однако долго находиться в домике тоже нельзя.

Салки "ноги от земли" . Если убегающий поднимает обе ноги над землей (залезает на что-либо), его осалить нельзя.

Салки "Дай руку!" . Убегающий с криком "Дай руку!" может взяться за руку с другим убегающим, и тогда водящий не имеет права их осалить.

А я в «домике»!

– У тебя сколько рубинов?
– 50!
– Ого! Покеж, какая у тебя мельница?

Этот диалог я подслушала на днях у соседских мальчиков. Они сидели на скамейке и тыкали друг у друга в телефонах. Оглянувшись вокруг, я не увидела детей, играющих в «Собачку» или чертящих поле для «Тише едешь – дальше будешь». Современным дети, увы, предпочитают стучать по клавиатуре и сидеть во «ВКонтакте».

Дворовые игры, в которые мы играли днями напролет (пока не «загонят»), постепенно уходят в прошлое. А ведь большинство из них не только развивают ловкость, выносливость и силу, но и учат таким важным вещам, как сплоченность и взаимовыручка.

Предлагаю вам вспомнить наши любимые дворовые игры и приобщить к ним своих детей.

Прятки

Раз-два-три-четыре-пять, я иду искать.

Простая игра – можно играть где угодно и когда угодно. Особенно увлекательно под вечер, когда смеркается.

Правила

Сначала выбирают водящего. Для этого в детстве мы знали миллиард считалок. Затем водящий становится лицом к стене (дереву, столбу…) и считает вслух до 20 (50, 100…). Игроки прячутся.

Задача игроков: спрятаться так, чтобы водящий не нашел. Задача водящего: найти всех спрятавшихся.

Когда водящий находит одного из игроков, ему нужно сломя голову бежать обратно к стене (дереву, столбу…), чтобы «застукать» его. Если игрок прибегал первым, то со словами «Стук-стук я» выводит себя из игры. Кого ведущий застукал первым, тот становится ведущим в следующем кону («Первая курица жмурится»).

Кодовые фразы:

  • «Топор-топор, сиди как вор и не выглядывай во двор» – кричали «застуканные» игроки товарищам при приближении «опасности» (сиди и не высовывайся).
  • «Пила-пила, лети как стрела» – кричали, чтобы подсказать, что водящий далеко от стены и можно выбираться из укрытия.

Количество игроков: чем больше, тем лучше.

Салки / Догонялки


Салки – они же догонялки, они же латки, они же ляпки, они же квач. По данным Википедии, у этой игры порядка 40 (!) названий (почти в каждом регионе бывшего Союза – свой).

При этом, игра простецкая. Суть обычных салок в том, чтобы догонять («салить») игроков (если ты водишь), которые разбегаются в разные стороны.

Правила

Считалкой (куда без нее?) выбирается водящий. Игроки становятся в круг и по команде «Я – салка!» разбегаются, кто куда. (Часто оговаривалась площадка – «За забор не выбегать», «Дальше качели не бегать».)

Задача водящего: догнать одного из игроков и дотронуться до него рукой. До кого дотронутся, тот сам становится «салкой», а водящий превращается в обычного игрока.

Есть вариация обычных салок, когда водящий, догнав одного игрока, не становится сам игроком, а продолжает догонять других ребят вместе с первым «засаленным». Затем они вместе ловят второго, третьего и т.д., пока не переловят всех.

Количество игроков: от 3 и больше.

Вариации салок:

  • Салки с «домиком» – то же самое, только выбирается зона (песочница, круг на асфальте и прочее), куда игроки могут забежать и передохнуть, там «салить» нельзя, но и сидеть долго в «домике» тоже.
  • «Выше ноги» – чтобы избежать «засаливания», нужно запрыгнуть на что-нибудь и задрать ноги вверх («Выше ноги от земли» / «Салки-ножки на весу»), правда, по правилам задирать ноги тоже долго нельзя.
  • «Чай-чай, выручай!» – в этой версии салок, «засаленный» может остановиться, крикнуть эту волшебную фразу и ему на выручку прибегут друзья, но водящий на чеку, и есть вероятность, что к одной «жертве» добавятся вторая и третья.
  • Сифа – в этой версии «салят» не рукой, а «сифой» (тряпкой, скрученной веревкой и любой «вонючкой», какую найдешь во дворе); в кого попали, тот становится сифой, то есть водящим.

У этой любимой многими игры так же много называний: «Царь», «Поп», «Клёк», «Палки», «Банки» и другие. Правила кажутся сложными, но только на первый взгляд. В каждом дворе была своя вариация игры. Но, в общем и целом, суть ее сводится к следующему.

Инвентарь:

  • палки (биты, куски арматуры, но самый шик – сломанная хоккейная клюшка);
  • жестяная банка (пластиковая бутылка, деревянная чурка и т.д.);
  • мел (чтобы расчертить площадку).

Сначала нужно подготовить площадку для игры (примерно 10 на 6 метров). Параллельно короткой стороне площадки через каждые метр-полтора чертятся линии: 1 линия – пешка (солдат); 2 линия – дама; 3 линия – короли; 4 линия – тузы и т.д.

От начала площадки до последней линии – зона званий; от последней линии до конца площадки – зона пекаря (царя, попа и т.д.).

На расстоянии 5 метров от последней линии чертится круг, в который ставится рюха (иногда – на кирпич).

Правила


Сначала выбирают «Пекаря» и устанавливают очередность сбивания рюхи. Для этого игроки ставят один конец палки на носок стопы, а другой упирают в ладошку, после чего толкают палку вдаль ногой. Чья палка улетела дальше всех, сбивает рюху первым; чья ближе всех – тот «Пекарь».

«Пекарь» занимает позицию «за банкой», игроки – у первой линии. Далее игроки битой по очереди пытаются выбить рюху. После этого начинается «штурм» – игроки бегут за своими битами и возвращаются обратно в «зону званий». «Пекарь» в это время бежит за рюхой, устанавливает её на место и защищает ее. Но главная его задача – не дать «выкрасть» палку со своей территории. К тому же, он пытается коснуться игроков своей битой и после этого сбить рюху сам. Тот, кого «Пекарь» коснулся, становится «Пекарем» в следующем коне, а старый «Пекарь» становится игроком.

За каждую сбитую рюху игрок повышался в звании. Иными словами, продвигался дальше по полю и приближался к рюхе. Кроме того, у каждого «титула» есть свои особенности и привилегии. К примеру, туз неуязвим и не может водить.

Количество игроков: не ограничено.


Многие думают, что «классики» придумали в СССР. На самом деле, это очень древняя игра. Уже в Средние века мальчишки (изначально игра была мальчишеская) прыгали по пронумерованным квадратам. В России в «классики» вовсю играли уже в конце ХIX века.

Правила

На асфальте мелом чертится прямоугольное поле с 10 квадратами и полукругом («котел», «вода», «огонь»). Вариантов прыжков и разметки площадки существует несколько. Но, как правило, игроки по очереди кидают битку (камушек, коробочка из-под леденцов и т.д.) в первый квадрат. Затем первый игрок перепрыгивает из квадрата в квадрат и толкает за собой битку.

  • №1 – одна нога;
  • №2 – одна нога;
  • №3 и 4 – левая на 3, правая на 4;
  • №5 – двумя ногами (можно передохнуть);
  • №6 и 7 – левая на 6, правая на 7;
  • №8 – одна нога;
  • №9 и 10 – левая на 9, правая на 10.

Затем поворот на 180% и обратно тем же манером. Наступил на черту или битка на нее попала? Встал на обе ноги? Ход переходит к другому.

Количество игроков: не ограничено.


Играя в эту игру, можно было больно получить мячом, но зато азарт зашкаливал. Тем более, для нее не нужно ничего, кроме мяча.

Правила

Выбираются «вышибалы» (как правило, по 2 человека на каждую сторону). Они встают напротив друг друга на расстоянии примерно 10-15 метров. «Вышибаемые» встают в центре площадки.

Задача «вышибал»: попасть мячом во всех игроков (если тебя коснулся мяч, уходишь с поля). Задача «вышибаемых»: быть ловким и быстрым и уворачиваться от мяча.

Когда в команде «вышибаемых» остается один игрок, он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. Если удастся, команда возвращается на поле.


Культовая дворовая игра. Сложно найти ребенка 1980-1990-х гг., кто бы не прыгал в резиночку. Обладатель новой упругой резиночки (это был дефицит) во дворе считался «мажором» и пользовался особой популярностью.

Правила

Просты и сложны одновременно. С одной стороны, не нужно ничего, кроме 3-4 метров резинки. С другой, в уровнях и упражнениях можно запутаться (в детстве их все знали наизусть). Двое игроков натягивают резинку между собой, а третий прыгает.

  1. резиночка на уровне щиколоток держащих (легкотня!);
  2. резиночка на уровне колен (справлялись почти все);
  3. резиночка на уровне бедер (как-то умудрялись!);
  4. резиночка на талии (почти никому не удавалось);
  5. резиночка на уровне груди и резиночка на уровне шее (за гранью фантастики).

На каждом уровне нужно выполнить определенный набор упражнений: бегунки, ступеньки, бантик, конвертик, кораблик и т.д.

Количество игроков: 3-4 человека (вчетвером обычно играют парами).

Игра также считается девчачьей. Мальчишки прыгали редко, но любили понаблюдать за девочками. :)

Красная печать никому не убегать.

Это веселая игра, сочетающая в себе авантюризм салок и азарт пряток. Существует мнение, что игра возникла в XVI веке, когда казаки защищали мирное население от бродячих разбойников.

Правила

Правила игры варьируются по регионам и часто сильно упрощаются. Неизменно одно – играющие делятся на две команды («казаки» и «разбойники»). Тут же выбираются «атаманы» и определяется «поле боя» (за его пределами не играют). Казаки выбирают штаб, а разбойники придумывают пароли (один правильный, остальные – ложные).

Задача разбойников: захватить штаб казаков. Задача казаков: переловить всех разбойников и «выпытать» правильный пароль.

По сигналу разбойники разбегаются и прячутся, оставляя на асфальте стрелки, чтобы у казаков были подсказки, где их искать. Казаки в это время обустраивают «темницу» и придумывают, как будут «пытать» пленных (щекотать, пугать насекомыми, «жалить» крапивой и т.д.). Через некоторое время казаки отправляются искать разбойников. Если им это удается, то они сажают разбойника в «темницу», откуда он не имеет права убежать. Разбойники, в свою очередь, стараются подобраться к «штабу» и захватить его.

Количество игроков: от 6 человек.


Без мяча не обходилось ни одно лето. Одна из любимых советскими детьми подвижных игр с мячом – «горячая картошка». Суть ее состоит в следующем.

Правила

Игроки становятся в круг и перебрасываются «горячей картошкой» (мяч). Если кто-то замешкался и не отбил вовремя мяч, он садится в «котел» (центр круга). Сидя в «котле» можно попытаться поймать пролетающий над головой мяч, но при этом нельзя вставать с корточек. Если игроку в «котле» удалось поймать мяч, он освобождает себя и других пленных, а игрок, неудачно бросивший мяч занимает их место.

Кроме того, игроки, перекидывающие «горячую картошку», могут специально освободить кого-то из «котла». Для этого он, отбивая мяч, должен попасть им в игрока, сидящего в центре круга.

Количество игроков: не меньше 3.


В эту игру, как правило, играли дети постарше, потому что она достаточно травмоопасная, несколько некультурная, но дико веселая.

Правила

Игроки делятся на две команды – слоники и всадники. Слоники становятся цепочкой, согнувшись пополам и засунув голову подмышку впереди стоящего. Всадники с разбега по очереди пытаются оседлать «слона».

Задача слоников: устоять под тяжестью всадников. Задача всадников: запрыгнуть как можно ближе к «голове слона».

Если кто-то из всадников не удержался на «слоне» и упал, а также, если все всадники уселись, а «слон» довез их до финиша, то слоники победили. Если «слон» развалился, выиграли всадники.

Количество игроков: от 3-5 человек в каждой команде.


Это один из вариантов игр с мячом и стеной, где для веселья нужна, собственно, стена, мяч и прыгучесть. Играли в нее в основном девочки, хотя и мальчики, набегавшись в «войнушку», были не прочь поскакать возле стенки.

Правила

На стене рисуется линия (чем выше, тем интереснее) – ниже нее мяч кидать нельзя. Игроки выстраиваются в ряд, друг за другом. Первый игрок кидает мяч, тот ударяется о стенку, отскакивает, ударяется о землю, и в этот момент игрок должен через него перепрыгнуть. Мяч подхватывает следующий игрок, повторяя то же самое, – и так по кругу.

Тот, кто не перепрыгивает мяч, получает в наказание «букву» (л – я – г – у – ш – к – а). Собрал все эти буквы? Ты – лягушка!

Количество игроков: не ограничено.

А в какие игры играли во дворе вы?