Юрий сапунов: “надо чаще извиняться перед людьми”. А вы, Штирлиц, остановитесь! ФСБ начала проверку по факту гонок, устроенных будущими офицерами

С гонок на роскошных «гелендвагенах» монтажом. Другие упирают на то, что арендовать такое авто на несколько часов вполне по силам нескольким выпускникам, откладывающим деньги со своих стипендий: стоимость аренды в час одного такого авто - две тысячи рублей. Но все защитники выпускников Академии ФСБ, ставших звездами российского и западного интернета, забывают о роде деятельности этих парней. Ведь эти улыбающиеся парни с поднятыми бокалами - будущие работники ФСБ, а госбезопасность меньше всего подразумевает публичность.

Существует очень опасный синдром, который я называю «синдромом вседозволенности», - рассказал «ВМ» заведующий кафедрой психологии личности МГУ им. Ломоносова Александр Асмолов. - Когда мы говорим о выпускниках Академии ФСБ, которые решили выставить напоказ свое богатство и исключительность, то нужно иметь в виду именно этот диагноз.

Они своими действиями словно вопят изо всех своих сил: «Мне можно все, и при этом я ни за что не отвечаю, я в этой культуре самый главный и крутой». Это синдром трагичный, и особенно страшно то, что эти люди будут отвечать за безопасность страны.

КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ

Юрий Сапунов, Генерал-майор ФСБ в отставке, экс-начальник управления ФСБ по борьбе с международным терроризмом:

На мой взгляд, такое почтенное учебное заведение, как Академия ФСБ, было опорочено действиями оторв, которых не воспитали ни дом, ни улица. Конечно, если эта информация подтвердится.

И объективное расследование должно выяснить, что послужило причиной таких действий молодых людей. Мы выпускались в строгости и думали только о том, куда нас распределят и как мы будем взаимодействовать со всеми спецслужбами мира. Рабочая атмосфера царила уже на плацу, где нам вручали погоны. Если расследование докажет вину выпускников, мне жаль преподавателей и руководство академии ФСБ. И я уверен, что эта безумная идея не могла родиться в стенах этого уважаемого вуза. К тому же нельзя забывать, что судьбу каждого выпускника решает мандатная комиссия. Назначение может быть связано с секретами государственной важности, и поэтому так пиариться в соцсетях для них просто недопустимо! В наши времена многие родственники даже не знали, что за вуз мы оканчиваем.

Сейчас есть мнение, что это фотомонтаж, потому что 30 «гелендвагенов» собрать в одном месте очень сложно.

Но я надеюсь на объективное расследование этого вопиющего происшествия.

Михаил Любимов, полковник внешней разведки в отставке:

Это просто позор органов госбезопасности. Да и в наши времена было всякое - помню, один сотрудник крепко выпил на проводах товарища за границу и прыгнул в Чистые пруды. Но его после этого сразу же уволили. Без разговоров.

Но такого, как эти гонки, быть не могло в принципе. И именно поэтому я бы всех этих «гонщиков» тоже уволил из органов.

Судить их, конечно, не за что, но если у них сегодня такие ценности, им в госбезопасности не место. Вопросы возникают и к директору Академии ФСБ - непонятно, как он мог допустить такое. В мои годы у выпускников тоже были свои традиции - собирались, выпивали, общались. Могли быть какие-то инциденты, конечно.

Но точно не такие.

Кирилл Кабанов, руководитель Национального антикоррупционного комитета, экс-офицер ФСБ:

Офицеры, и в первую очередь сотрудники спецслужб, должны обладать высоким интеллектуальным уровнем, моральными качествами и пониманием происходящего в стране. Прежде всего люди, которые совершают подобное, показывают, что далеко неумны. Их моральные качества тоже оставляют желать лучшего, ведь таким образом они явно демонстрируют свое финансовое превосходство, и сразу же возникает вопрос о мотивации их прихода в органы госбезопасности. А ведь одна из важных характеристик сотрудника ФСБ - скромность в быту.

Я считаю, что люди, устроившие такое шоу, не могут занимать никакие должности в органах госбезопасности. Ведь сегодня ФСБ даны огромные полномочия...

Я бы поддержал выпускников академии, если бы они, как мы когда-то часть своих подъемных и скопленных денег перечислили семьям офицеров органов госбезопасности.

Но я уверен, что руководство ФСБ примет правильное решение по итогам проверки.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Автопробег защитников конституционного строя

Колонка обозревателя "ВМ" Георгия Бовта

Генерал-майор ФСБ Александр Михайлов на днях призвал уволить участников скандального автопробега, в котором на 30 внедорожниках Gelandewagen участвовали выпускники Академии ФСБ.

«Всегда при службе в органах госбезопасности приучали к скромности и конспирации. Тут нарушены все основные постулаты работы в органах. Это предательство интересов службы - разместить фотографии товарищей, которые могли бы служить в разведке, засветить в самом начале карьеры. Руководство ФСБ должно жестко среагировать, зачинщиков уволить», - заявил Михайлов.

Один из участников пробега уже успел ответить генералу. Мол, не надо было поднимать шумиху, надо было из корпоративной солидарности хотя бы промолчать. Действительно, заметный скандал в социальных сетях поднялся лишь после публичного выступления Михайлова.

КСТАТИ

7 июля в редакции "Вечерней Москвы" пройдет круглый стол на тему «Вседозволенность и закон» (Кому закон не писан: люди без тормозов). Гости круглого стола: Антон Владимирович ЦВЕТКОВ – председатель Комиссии Общественной палаты РФ по безопасности; Петр Александрович СКОБЛИКОВ – бывший сотрудник оперативных служб МВД России, доктор юридических наук; Инна Юрьевна СВЯТЕНКО – депутат МГД, председатель Комиссии по безопасности; Сергей Валентинович ПОЛЯКОВ – руководитель Центра социально-политических исследований и программ; Вера ШАЙДУЛЛИНА – руководитель флешмоб-движения «Танцующий город»; Михаил Иосифович ВЕЛЛЕР – писатель (по телефону); Александр Георгиевич МИХАЙЛОВ – член совета по внешней и оборонной политике, генерал-майор ФСБ в запасе (по телефону).

Юрий Павлович Сапунов, в 2004 - 2006 гг. - руководитель Управления по борьбе с международным терроризмом ФСБ России, генерал-майор.

Родился в 1952 году в Мордовии, в крестьянской семье. Окончил ардатовскую среднюю школу, СПТУ, Академию ФСБ РФ. Служил в оперативно-координационном управлении ФСБ РФ по Северному Кавказу, до недавнего времени возглавлял ФСБ Астраханской области, почетный сотрудник контрразведки.

За особые заслуги награжден орденом Красной Звезды и двумя орденами Мужества. Почетный гражданин города Астрахани и города Ардатова (Мордовская республика). Женат, отец двоих детей. Занимается спортом, имеет разряд по стрельбе. Знаменитый Чак Норрис предлагал Юрию Павловичу совместную программу на американском ТВ, но реализовать этот проект не удалось.

Бабушкины уроки

Юрий Павлович, Вы не могли бы немного рассказать о том, как в Вашей жизни появилась вера?

В детстве, которое у меня, как и у многих моих сверстников, было по большей части атеистическим, был один эпизод, связанный с моей бабушкой Екатериной Агаповной. Я тогда, пожалуй, впервые задумался или, скорее, почувствовал, что каждый человек имеет право на свой внутренний мир и на свою веру... На каком-то очередном "уроке атеизма" пионервожатая сказала, чтобы все, у кого были дома иконы, принесли их в школу. Не знаю, что планировали с ними делать, но вряд ли что-то хорошее. У нас в семье был красный угол. Помню, я пришел домой, придвинул к стене стол, влез на него и стал разглядывать иконы, трогать их. И вдруг моя бабушка буквально впрыгивает на этот стол и впивается руками мне в волосы. А она была небольшого росточка, с травмированной во время войны на заводе рукой... В общем, для меня это был, мягко говоря, неожиданный поступок. Я пытался как-то избежать трепки, а бабушка, глядя на мой пионерский галстук, сказала: "Вот у тебя есть свой бог, можешь верить, как тебе там говорят, но и мне не мешай!".

Конечно, можно спорить о "миссионерской" составляющей такого урока, но я его запомнил на всю жизнь: нельзя трогать веру человека, нельзя задевать то, что ему дорого... А когда я уходил в армию, бабушка дала мне небольшой нательный образок Георгия Победоносца, его еще мой дед носил. С тех пор эта икона всегда со мной. Думаю, это бабушкины молитвы хранили меня в моменты серьезной опасности, которые случались в моей жизни.

- А как Вы сами пришли в Церковь: постепенно или сразу, из-за какой-то ситуации, изменившей все?

Мне доводилось бывать в ситуациях, которые сейчас принято называть экстремальными: между жизнью и смертью. Наверное, тогда я и стал всерьез чувствовать и понимать, что есть сила, которая тебя хранит. Так стала зарождаться вера, хотя активным неверующим я и до этого не был: даже в наше атеистическое время у меня было уважительное отношение к вере и Церкви.

- Иными словами, Вы согласны с фразой "в окопах атеистов не бывает"?

Да. Более того, я считаю, что вера в человеке неистребима. Она может быть подавлена, может скрываться, как это было в нашей недавней истории, но уничтожить ее нельзя. Сегодня это утверждение, может быть, звучит банально, но от этого оно не перестает быть истинным. Мое общение с верующими людьми однозначно и убедительно показывает: верующий человек качественно отличается от неверующего - не только по своим духовным и нравственным установкам, но и по отношению к делу, к профессии. В верующих людях больше искренности, больше любви к ближнему, и еще много такого, чего нам сегодня очень недостает в жизни.

Юрий Павлович, то, что Вы сейчас сказали, сегодня (или всегда?) еще и очень редко можно услышать. Нередко говорят наоборот: что от Церкви отталкивают именно люди, там и священники какие-то не такие, и прихожане злобные, и так далее...

Конечно, люди бывают всякие - и среди духовенства тоже. Это еще одна достаточно тривиальная истина. Но она не отменяет общей оценки: вера меняет человека в лучшую сторону. В последние годы мы с супругой паломничали по нашим монастырям - побывали на Валааме, в Тихвине, Дивееве, Сарове, были в Санаксарском монастыре, в Свято-Троицком монастыре в городе Алатыре (Чувашия). И везде встречали душевное тепло, молитвенное отношение к миру и людям, красоту и радость. Многое из увиденного и пережитого в этих поездках было для меня совершенно неожиданным. В монастырях я встретил людей, которые не только живут духовной жизнью, но еще и болеют и переживают за свою страну, за молодежь, неравнодушно следят за тем, что происходит. Если угодно, занимают активную гражданскую позицию. Эти люди все время стараются что-то сделать для нравственного возрождения нашей страны, предлагают и осуществляют интереснейшие формы работы с молодежью. То есть они не просто пытаются, они в состоянии сделать - и делают! - очень много и очень эффективно. Просто мы, к сожалению, не всегда об этом знаем. Такая нравственная и вместе с тем в высшей степени компетентная позиция не может не вызывать уважения и радости у любого нормального человека.

- Правильно ли я понял, что эти поездки изменили некоторые Ваши представления о том, как живут те же монахи?

Думаю, да. Ведь сугубая вовлеченность в профессиональную деятельность невольно отрывает человека от полноты той жизни, которая вокруг, в том числе и от духовной жизни. Но этого разрыва быть не должно. Я вообще считаю, что многим нашим чиновникам, высокопоставленным и не слишком, непременно нужно посещать русские святыни. И там, в тишине, красоте и величии этих мест, возможно, кто-то и сможет обрести тот самый стержень, которого нам сегодня так не хватает.

- Юрий Павлович, что Вы считаете важным на пути веры?

Поскольку приходящий сегодня в храм человек часто не знает самих основ нашей веры, истории Церкви, канонов поведения, и вообще робко делает первые шаги во вновь открывшейся духовной жизни, то, мне кажется, очень важно иметь духовного наставника - опытного священника, который сможет помочь на этом пути. Мне в этом смысле повезло - я встретил человека, пастыря, который мне очень помогает. Он долгое время служил на Афоне, сейчас подвизается в Свято-Троицком мужском монастыре в городе Алатыре (Чувашия), туда я к нему и езжу. И этот путь для меня радостный и легкий. Возвращаюсь я оттуда всегда с новыми чувствами и мыслями, что, кстати, замечают и мои близкие.

Кроме того, наша вера - настолько существенная часть истории нашей Родины, что такой пробел в знаниях неизбежно создает сложности в понимании многих вещей. Могу засвидетельствовать это на своем примере. Знание Православия позволяет человеку более глубоко, более проникновенно, если хотите, воспринимать как историю своей земли, так и свою жизнь, избежать многих ошибок. По крайней мере, у меня произошла существенная корректировка - во многих жизненных вопросах. Сколько в нашей жизни неуважения друг к другу, нелюбви, непонимания... Вера делает человека более миролюбивым, настраивает на вдумчивое и глубокое отношение к жизни, на понимание других, а не только себя. И, повторяю, помогает избежать многих проблем - от семейных до профессиональных.

Сегодня я всячески стараюсь пополнить свои знания в этой области, обрести новый опыт жизни. Мне пока сложно об этом говорить, публично я вообще, пожалуй, впервые сейчас рассуждаю на эти темы, поэтому многое еще не могу выразить как следует, но главное, наверное, это та теплота и сердечность, которые неизбежно поселяются в человеке, когда он начинает задумываться над этими вещами и пытается что-то узнать и сделать в тонкой области веры. Хотя это и не всегда просто...

А что для Вас самое сложное? И как меняются - если меняются - Ваши отношения с людьми, приходится ли Вам корректировать свое поведение в связи с обретением веры?

Конечно, людей понимать и принимать всегда непросто: мы разные по характерам, по уровню образования, по стилю мышления... Со многими просто не хочется общаться, но приходится - в силу профессиональной деятельности. А заповедь о любви к ближнему напоминает о необходимости внимательного, христианского отношения к каждому, кто встречается на твоем пути. Не всегда просто разобраться, что это значит. Скажем, специфика моей профессии заставляет требовать от сотрудника четкого исполнения его обязанностей, в противном случае это может привести к непоправимым последствиям. С этим связаны и те жесткие требования, которые предъявляются к людям. Поэтому нередко мне приходится не только увещевать своих ближних, но и, скажем так, переходить к другим формам общения... Наверное, подобная жесткость не всегда оправданна и иной раз вызывает у меня чувство душевного неспокойствия. Поэтому в последнее время я обнаружил в своем поведении не характерную для меня ранее особенность: я стал извиняться перед своими подчиненными - если чувствую, что где-то перегнул палку. И сегодня, когда я вижу, что кто-то не справляется со своими обязанностями, я в первую очередь задаю себе вопрос: а ты что сделал, чтобы этот человек профессионально выполнил свой долг? Нет ли здесь и твоей вины?

Вообще, если возвращаться к моим любимым чиновникам, я бы вот что им сказал: нужно почаще извиняться перед людьми. Тогда, возможно, и на работе не будет такой напряженности, и в человеческих отношениях мы не будем доходить до хамства и станем более терпимо и уважительно относиться друг к другу.

Про тайну исповеди и не только

Сегодня нередко складывается впечатление, что Церковь для государства - просто средство заполнить вакуум идеологии. Насколько те же чиновники понимают, что такое Церковь? Не смотрят ли они на нее лишь как на очередного партнера или...

Инструмент воздействия на массы? Безусловно, смотрят. Здесь нет никакого откровения, не я первый об этом говорю. Особенно это касается некоторых губернских чиновников, которые, к сожалению, пытаются влиять на местных епископов, в том числе и в чисто политических интересах. К сожалению - потому что не дай нам Бог опять пытаться создать подобные инструменты воздействия на людей.

Мне кажется, что государство, чиновники сначала сами должны осознать, что такое Церковь. Что это не инструмент, который ты можешь использовать, а духовная основа жизни всего общества; что Церковь не может и не должна служить государству. Церковь служит Богу. А люди, приобщаясь церковной жизни, обретают духовную опору и становятся лучше, что, в конечном итоге, не может не способствовать истинному процветанию государства. И поэтому оно должно поддерживать Церковь, но ни в коем случае не злоупотреблять и не пользоваться церковным авторитетом. И не сгонять людей в храмы - вера не может возникнуть по принуждению. Но нужно изо всех сил поддерживать то положительное движение, которое сегодня происходит. К сожалению, класс наших чиновников сегодня еще далеко не сформировался, он еще незрел - и в духовном, и в государственном плане.

В свое время много говорили, да и сейчас говорят, что Церковь в Советском Союзе сотрудничала с Госбезопасностью, а священников принуждали нарушать тайну исповеди. Честно говоря, я не очень понимаю, почему кто-то считает, что на исповеди говорили в основном о подрыве государственного строя, но тема эта продолжает возникать.

Сложный вопрос. С одной стороны, закон есть закон. Как человек, занимающийся проблемами антитеррора, я хотел бы, чтобы в этом вопросе закон соблюдался всеми. И если священник узнает что-то о государственном преступлении, мне бы хотелось, чтобы он поступил по закону. С другой стороны, я понимаю, что по церковным законам священник не может нарушить тайну исповеди. Но, знаете, мне кажется, что на исповеди человек вряд ли говорит о тех механизмах исполнения преступления, совершения греха, в котором он пришел покаяться. Я бы вообще предложил немного по-другому взглянуть на эту проблему. Если на исповедь человека привело совершенное им преступление, значит, этот грех его тяготит. А раз совесть его обличает, значит, он, в принципе, находится на пути раскаяния и признания: исповедовав грех перед Богом, он может сознаться в преступлении и перед государством и обществом. То есть мне кажется, что исповедь может стать помощником на пути осознания преступления к добровольному признанию в нем. Вот в этом, наверное, и состоит функция священника. А не в том, чтобы куда-то там звонить и сообщать...

Шкала жестокости

Юрий Павлович, мы говорили об отношениях с людьми, с которыми Вы работаете. Но ведь есть еще и люди, с которыми Вы боретесь, - террористы. В этой связи вопрос: как увидеть в тех, кто сегодня получил определение "нелюди", образ Божий, который, как учит Церковь, есть в каждом человеке?

Я борюсь не с людьми, а с их пороками. С конкретными проявлениями зла в человеческой природе. Это очень важно подчеркнуть. Кроме того, мы в большей степени занимаемся профилактикой, предупреждением возможных преступлений. Это и есть существенная часть деятельности спецслужб, о которой почти не говорят, но которая составляет сердцевину нашей работы. Ведь люди, под воздействием идеологической зашоренности, под воздействием псевдорелигиозных установок их руководителей (очень важно различать идейных вдохновителей терроризма и конкретных исполнителей!) оказываются в ситуации выбора: совершить или не совершить преступление. И здесь мы еще можем работать с человеком, можем предотвратить зло, скорректировать его выбор.

Конечно, как православный человек я тоже порой оказываюсь перед сложным выбором. Но поймите, моя работа связана с необходимостью реагировать на конкретные преступные действия, которые, безусловно, требуют профессионального вмешательства. И я не могу не противостоять этому злу. Это мой долг, который я обязан исполнить. А профессиональное выполнение этого долга и есть моя моральная обязанность как человека и христианина.

Вы сказали, что боретесь не с людьми, а с их пороками. Это базовый принцип христианской аскетики: ненавидь грех, но люби грешника. Но как же такое возможно в Вашей ситуации?..

Я считаю, что многие из тех, с кем нам приходится сталкиваться, сами стали жертвами. Жертвами идеологического воздействия людей, которые преследуют вполне конкретные политические и экономические цели. Не секрет, что они умело и четко используют специальные методики, начиная с психологического воздействия и заканчивая практически полным подчинением сознания. В результате человек превращается просто в орудие преступления. Поверьте мне, я многих таких людей видел и знаю, что говорю. (Между прочим, и своим коллегам я всегда говорю, что самым большим грехом с нашей стороны будет, если и мы будем использовать подобные методы.)

А что касается профилактики преступлений, то не могу не сказать о необходимости уделять особое внимание нашей молодежи. Почему у нас возникают различные межнациональные и межрелигиозные конфликты? Да потому, что та среда, в которой сегодня живет молодежь, особенно в глубинке, бездуховна и поверхностна, в ней выхолощены все возможные смыслы, зато много агрессии и примитивизма. Мы декларируем, что занимаемся национальной и молодежной политикой, но так ли это на самом деле? Молодежь - это барометр жизни общества, и особенно радоваться здесь пока нечему. Правда, с надеждой и осторожной радостью могу заметить, что Церкви удается хоть как-то достучаться до молодежи. К сожалению, похоже, кроме Церкви, молодые ребята нередко никому не нужны. Ну и как тут вновь не вспомнить о чиновниках? Вот им бы после паломничества по монастырям еще и по российской глубинке поездить, да с молодыми пообщаться. Чтобы реальная картина жизни была.

Юрий Павлович, Вам приходилось принимать участие в организации специальных операций. Одна из самых больных тем в этой связи - гибель мирных жителей. Какова степень контроля над этими ситуациями? Велика ли вероятность ошибки?

К великому сожалению, ошибки бывают. Многое зависит от планирования тех самых специальных операций, которые должны осуществлять профессионалы высокого уровня. В очень большой степени успех зависит от координации и взаимодействия всех специальных подразделений, которые участвуют в операции. Одно лишь твердо могу сказать: никогда нигде не было никакого специального злого умысла. На Северном Кавказе мне приходилось встречаться с разными людьми, в том числе и с почтенными старейшинами, к которым я отношусь с большим уважением. И мы всегда находили общий язык.

А вот ошибки, подобно врачебным ошибкам, конечно, бывают. Это связано, прежде всего, с непрофессионализмом людей. Большую роль здесь, конечно, играет и внутреннее духовное и психическое состояние солдат и офицеров. Поэтому так высока роль воспитания профессионалов, их духовного состояния, это помогает предупредить возникновение ущербности психики, которую нередко провоцируют такие пограничные ситуации. Особенно когда понимаешь, кто тебе противостоит, какое зло совершили эти люди и как к ним относятся в обществе. И здесь очень важно, чтобы эмоции не застилали ни разум, ни христианское отношение к людям. Эти операции потому и называются специальными, что их должны, во-первых, готовить специальные, уникальные люди, а, во-вторых, должны быть и те, кто сможет удержать от озлобленности, которая противоречит и христианским, и мусульманским принципам. И вредит профессионализму. Роль священника в таких вопросах очень велика.

Но разгильдяйства, если называть вещи своими именами, к великому сожалению, в нашей жизни достаточно. И современное воинство так же пострадало от безверия и бездуховности, как и все наше общество. Поэтому, если министерство обороны решит ввести в войсках институт капелланов, я обеими руками буду "за". Шкала жестокости человека неизмерима. И никто никогда не знает, как поведет себя в сложной ситуации. Но возникающие просчеты нельзя списывать на войну - нужно иметь мужество отвечать за свои поступки. А черпать такое мужество всегда можно в вере.

Навешивать же ярлыки, в том числе в прессе - это играть на руку тем, кого сегодня само общество определило как "нелюдей". Конечно, окончательный суд - прерогатива Бога, но совершенные этими бандитами поступки человеческими никак не назовешь. Вот с такими поступками мы и боремся. И будем бороться.

Сегодня в России нет гонений на веру и Церковь. Но можем ли мы гарантировать, что их никогда не будет? Я понимаю, как сложно отвечать на вопрос: "А что я сделаю, если...". Но все-таки, как Вы думаете, насколько возможно повторение гонений на Церковь, и какую позицию заняли бы в этой связи люди Вашей профессии и Вы лично?

Конечно, нельзя забывать о тех ужасных и печальных страницах нашей истории, когда глумились над верой и святынями. Мне представляется, что современным российским обществом эта трагедия осознана и выводы сделаны. Сегодня для каждого очевидно, что Церковь активнейшим образом участвует в духовном возрождении общества, в возрождении нации в целом. На мой взгляд, нас уже нельзя заставить глумиться над верой людей. Я могу говорить об этом с уверенностью и ответственностью. И если семь - десять лет назад были еще какие-то колебания, то сегодня я готов об этом сказать открыто и откровенно. Грех забвения нашей истории очень велик. Мы долгое время были жертвами идеологической блокады, которой была продиктована и неадекватность наших поступков. Но я вижу, что сегодня ситуация другая: другие люди, другая страна.

Конечно, в жизни всякое может произойти. Поэтому очень важно, чтобы во главе нашего государства стояли честные и чистые люди. От себя могу лишь сказать, что наше поколение не станет выполнять приказов, направленных на разрушение своей страны, на уничтожение веры и Церкви. Точнее, я очень хочу верить, что те люди, с которыми я служу, таких приказов никогда не отдадут. И если все мы будем поставлены в тяжелейшую ситуацию выбора, то будем выбирать то, что подсказывает сердце. Мы присягали своему государству и своему народу и не будем совершать то, что может этому народу повредить.

Я бы очень не хотел, чтобы мои слова звучали пафосно и декларативно. Я прекрасно понимаю, что все мы не можем в одночасье измениться, что путь, которым мы идем, трудный и долгий. Но я не могу не видеть, как меняются люди вокруг, как я сам меняюсь, и этот новый опыт позволяет мне с уверенностью и убежденностью говорить о том, что страшная трагедия разрыва и разлома общества осталась в прошлом. А будущее, конечно, зависит от нас самих.

Владимир ЛЕГОЙДА

февраль 2007 г

Генерал-майор ФСБ России Юрий Сапунов о терроризме, противостоянии с Америкой, Пекине и экспедиции на Байкал.
Минувшим летом эта новость не сходила с первых строчек мировых информационных агентств. После телесюжетов из горящих осетинских сел и трансляций из олимпийского Пекина вся страна, прильнув к экранам, ждала прямых включений с Байкала. Подводная экспедиция на батискафах «Мир» открыла миру «обратную сторону» уникального озера: залежи нефти, неизвестные науке животные! Множество догадок ходило о целях проекта: «А что среди ученых делают депутаты и чекисты?! Не иначе, как тайком будут поднимать со дна сгинувшее в «гражданку» золото Колчака!» В составе экспедиции был и наш земляк, генерал-майор ФСБ России Юрий Сапунов. Что на самом деле ищут на Байкале? Стоит ли России бояться китайского соседа? К чему ведет противостояние с США? Эти и другие вопросы Юрию Сапунову задала Елена Киреева.
Байкал
«С»: Довольно неожиданно: главный борец с терроризмом - и вдруг в экологическом проекте... Что привело вас в Фонд содействия сохранению озера Байкал?
- Я являюсь вице-президентом Благотворительного фонда поддержки военно-морского флота «Крейсер «Варяг». Его учредитель - инвестиционная финансовая компания «Метрополь», которая в этом году основала и Фонд содействия сохранению Байкала. Меня пригласили, видимо, отметив плодотворную работу в «Варяге».
«С»: Крупный бизнес стал вкладывать деньги в защиту окружающей среды - это что-то новое для нашей страны…
- «Метрополь» создал прецедент экологической ответственности бизнеса в России. Компания организовала экспедицию по исследованию уникального озера, по итогам которой Российской академии наук разработают рекомендации по охране Байкала и оптимизации хозяйственной деятельности на его берегах.
«С»: От чего надо спасать Байкал в первую очередь?
- От бюрократии! Регион нуждается в грамотно составленных природоохранных законах.
«С»: Сейчас много спорят, по какому пути развития должен пойти Забайкальский регион?
- Необходим баланс - сохранять экологическое равновесие, не обрекая при этом местное население на социальную стагнацию. Жители имеют право на реализацию ресурсного потенциала.
«С»: Все, кто хоть раз побывал на этом уникальном озере, затрудняются описать словами его красоту. Ваши впечатления?
- Впервые я побывал там только летом этого года, в составе экспедиции. Поскольку всю жизнь занимаюсь закаливанием, несколько раз окунался в озеро при температуре +8... Здешняя природа обладает удивительным магнетизмом. Красота Байкала неописуема: никакие фильмы и фотографии не способны ее передать.
«С»: Как вам состав экспедиции?
- Мне как человеку военному особенно приятно работать и общаться с профессионалами, мужественными, преданными своему делу людьми. Сам я пока не погружался, но наблюдал за этим процессом с судна-носителя «Миров». Чрезвычайно сложная операция. Пилоты Анатолий Сагалевич и Евгений Черняев, да и все гидронавты - настоящие герои! Неизгладимое впечатление на меня произвела встреча с классиком русской литературы Валентином Григорьевичем Распутиным. (71-летний писатель отважился опуститься в батискафе на рекордную глубин и лично удостоверился в состоянии озера, которое он столько лет защищал своим пером - «С»).
«С»: Исследователи обнаружили на дне озера нефть и газогидраты. Не получится ли так, что найденными ресурсами воспользуются ради корысти?
- Открытия, совершенные во время погружений, имеют огромное значение для развития российской науки. И все данные, полученные в ходе экспедиции, будут использоваться исключительно в научных целях.
«С»: Президент Фонда и руководитель экспедиции Артур Чилингаров официально заявил, что участники экспедиции не ищут «белый» клад. Откуда появились слухи о подобной цели экспедиции?
- Участники экспедиции намеренно не ищут ни золото Колчака, ни другие ценности. Но не исключено, что в ходе погружений какие-то артефакты будут обнаружены. Например, в южном районе озера, где экспедиция находится сейчас…
Кавказ
«С»: Некоторые политологи считают, что после грузино-осетинского конфликта между нашей страной и США началась новая «холодная война»...
- Выскажу, наверное, неожиданную точку зрения. В каком-то смысле новая «холодная война» началась гораздо раньше. Спустя считанные недели после развала Советского Союза, а именно 28 января 1992 года. Тогда президент США Джордж Буш-старший выступил с ежегодным обращением к обеим палатам конгресса, в котором с пафосом заявил: произошло, дескать, мировое событие библейского масштаба - «умер коммунизм»... Далее цитирую: «Благоволением Бога Америка победила в «холодной войне». Это своеобразная «точка отсчета номер два» - после знаменитой Фултонской речи Черчилля 5 марта 1946-го. Буш-старший фактически объявил о начале эпохи однополярного мира, об утверждении американской гегемонии на планете. Да еще и театрально провозгласил себя «победителем библейского масштаба»! И США вознамерились единолично встать над гранью добра и зла! Они начали глобальный передел мира по своему усмотрению! Отсюда - бомбардировки Югославии, вторжение в Ирак, отделение от Сербии Косово и Метохии. Отсюда и сегодняшний «кавказский кризис», в который Америка втянула народы, используя марионеточный режим Саакашвили... Если это не «холодная война», то - что?..
«С»: Чем может закончиться усилившееся противостояние между ведущими мировыми державами?
- Хочется верить: в вашингтонских политических элитах возобладает здравый смысл. Премьер-министр России Владимир Путин в недавнем интервью Cи-Эн-Эн абсолютно справедливо увязал нынешнее обострение ситуации на Кавказе со вступающей в завершающую стадию предвыборной кампанией в США. «Ястребы»-республиканцы сколачивают себе политический рейтинг на раздувании антироссийской истерии. Основания они «сделали» сами, дав «добро» Саакашвили на военную авантюру. А что в итоге? «Злобная, агрессивная Москва топчет маленькую, невинную суверенную Грузию!»... Интересно, что общественное мнение в США уже так сильно обработано, что демократам ничего не остается, как подключиться к антироссийской пропагандистской гонке. Хотя из уст Барака Обамы выказывания против нашей страны звучат не слишком убедительно. А вот пройдут выборы, и новая американская администрация (причем, не важно какая) встанет перед практическими проблемами. Финансово-экономическими (а в этом смысле США сейчас переживают кризис), внешнеполитическими (включая большие проблемы США и НАТО в Ираке и Афганистане), антитеррористическими... И если вашингтонские политики - люди адекватные, они пойдут на улучшение отношений с Россией. В иные варианты развития событий верить не хочется. Но если нам предложат перманентный конфронтационный сценарий - что ж, Россия готова ответить адекватно! Однако думаю, что в США не смогут проигнорировать мнение большинства европейцев. А они враждовать с нашей страной совершенно не хотят.
«С»: По некоторым данным, Грузия является «перевалочным пунктом» для террористов разных мастей, и именно с ее территории они внедряются в кавказские регионы России...
- В значительной степени это так. В Чечне уже давно налаживается мирная жизнь, но часть непримиримых вооруженных сепаратистов все еще базируются в Панкисском ущелье Грузии, на что-то надеясь... В общем-то понятно, на что. Вернее, на кого. На того же, на кого и господин Саакашвили... А взять тот доказанный факт, что в агрессии против Южной Осетии и российских миротворцев на стороне Тбилиси участвовали граждане Украины, стран Балтии, лица арабского происхождения, афроамериканцы! Давайте назовем вещи своими именами - это международные террористы...
«С»: Насколько последние события на Кавказе ослабили антитеррористическое сотрудничество между Россией и Западом?
- Оно ослабло несколько раньше. Летом прошлого года в Великобритании (именно эта страна является ключевым проводником идей Вашингтона на Европейском континенте) сменилась исполнительная власть. Руководители нового правительства пошли по пути обострения отношений с Россией. Англичане скрывают на своей территории лиц, находящихся по нашему запросу в международном розыске. Что это, как не пресловутые двойные стандарты?.. Между тем Россия - страна миролюбивая, у нее крепкие нервы, она не делает необдуманных шагов. Несмотря на прозвучавшие недавно «резолюции осуждения» в наш адрес, она сохраняет отдельные элементы сотрудничества с НАТО. Например, Россия не закрывает воздушный коридор для тылового обеспечения антитеррористической операции «атлантистов» в Афганистане. Мы готовы к возобновлению прежних масштабов сотрудничества, даже к его расширению. Но! С учетом уважения Западом и наших национальных интересов.
«С»: Терроризм - главный враг человечества?
- Перед человечеством стоит немало проблем, ставящих вопрос буквально о способах выживания. Глобальное потепление, распространение оружия массового поражения, адекватность руководителей ядерных держав... Терроризм, разумеется, реальный и серьезный враг. Однако победить его можно, для чего как раз и следует расширять и углублять международное сотрудничество. Нужна эффективная организация мирового уровня, в которую российские спецслужбы всегда готовы интегрироваться и плодотворно сотрудничать с коллегами. Пока же, к сожалению, Запад продолжает практиковать двойные стандарты. Что касается российских граждан, то хочу сказать: ФСБ России, другие наши спецслужбы многому научились за неспокойные 1990-е и более поздние годы. И деятельность эта на практике эффективная. Тому свидетельство - недавнее официальное выступление директора ФСБ России Александра Бортникова, сообщившего о разоблачении агентурно-диверсионной сети режима Саакашвили на территории страны. Но никогда не повредит и бдительность простых граждан! Я призываю россиян больше доверять нашим спецслужбам!
Китай
«С»: После Байкала вы побывали на Пекинской Олимпиаде...
- Я использовал часть своего отпуска, чтобы приехать в китайскую столицу на финальную часть Игр. Успел порадоваться за наших чемпионов, призеров, огорчиться за неудачи россиян - особенно в командных играх. И как завзятый болельщик и спортсмен пытался сравнивать подготовку олимпийцев наших и из других стран. Вывод: мы - не хуже (все-таки командная «бронза»!). Но могли бы быть еще лучше, если бы ответственные лица в России уделяли развитию массовой физкультуры и массового спорта такое же внимание, как хозяева Олимпиады, а не занимались «разборками».
«С»: Что вас больше всего поражает в китайской культуре? Чему русские могут научиться у китайцев?
- Китайцы бережно относятся к памятникам своей культуры, истории. Позволю себе сравнение: Москва, по оценке экспертов, уже «пала жертвой» коммерческих застроек, в том числе и за счет сноса памятников старины. Есть мнение, что наша столица недавно «миновала точку возврата» в плане сохранения своего традиционного облика!.. Нужны комментарии?.. Мы можем научиться у китайцев тому, чему они еще на так давно... учились у нас! КНР, перейдя к бурному экономическому развитию с введением рыночных структур и механизмов, не отказалась от плановой экономики, организации жизни при перманентном участии государства! Мы же в начале 1990-х в либеральном угаре разрушили все!.. Обнадеживает, что нынешние российские лидеры пристально всматриваются в то полезное, что следует взять из советского прошлого и использовать в новых условиях...
«С»: Сейчас много говорят о грядущей «китайской экспансии». Каковы, на ваш взгляд, шансы Китая завоевать политическое и экономическое лидерство в мире?
- Достаточно реальные! Однако термин «экспансия» невольно роднит планы КНР и США, а это не так. Китай - последовательный сторонник многополярного мира, как и Россия. Он не навязывает никому свой образ жизни, не ведет войны за тысячи километров от своей территории. Заметьте: КНР расширяет сферу своего влияния чисто экономическими средствами, динамикой производства, внедрением передовых технологий, совершенствованием собственных финансовых инструментов... На фоне стагнации такой многолетней мировой «резервной валюты», как доллар США, не зря заговорили о возможном скором появлении единой азиатской валюты по типу «евро». И КНР здесь играет первую скрипку.
«С»: Какую позицию должна занять Россия, когда она окажется «на линии фронта» - между рвущейся к мировому господству Америкой и стремительно развивающимся Китаем?
- Во-первых, после 8 августа, когда грузинские вооруженные силы напали на Южную Осетию и получили от России по зубам, вырисовывается новая эпоха в деле строительства системы международной безопасности, в которой «рваться к мировому господству» Америке будет не так просто... Глобально кем-то когда-то сформулирована особая планетарная миссия России: мост между двумя цивилизациями, вобравший в себя, в собственную богатую и драматичную историю, все рациональное и полезное с обоих «берегов» и одновременно обогативший их своими духовными ценностями. Не зря наш государственный, державный герб «смотрит» одновременно на Запад и на Восток. В итоге, Россия должна занять пророссийскую позицию и последовательно ее придерживаться.
«С»: В чем секрет суперудачного выступления китайских спортсменов на Играх-2008?
- В Китае очень серьезно подходят к вопросам организации массовой физкультуры. Чего стоит утренняя зарядка десятков тысяч пекинских жителей в парках! Не хочу серьезно относиться к разговорам о «генном допинге», который якобы позволил китайцам на две головы опередить в командном зачете всех соперников. Возможно, какие-то отдельные случаи достойны пристального рассмотрения, но в целом, свое дело сделала правильная, «заостренная» на массовость и рекорды спортивная политика государства!
«С»: За какими видами спорта следили на Олимпиаде?
- Был на соревнованиях по боксу, легкой атлетике, спортивной ходьбе, плаванию, волейболу. Восхищен успехами прыгуньи с шестом Елены Исинбаевой, боксера Алексея Тищенко... Восхищался мастерством иностранных знаменитостей - американского пловца Майкла Фелпса, бегуна с Ямайки Усэйна Болта.
«С»: Кого из мордовских спортсменов считаете открытием Пекина-2008?
- Мне удалось лично порадоваться за наших мастеров спортивной ходьбы! Все трое - молодцы: мужество, самоотдача... Особенно Ольга Каниськина!
Мордовия
«С»: Несмотря на колоссальную занятость и постоянные командировки, родную республику все-таки не забываете. Как, на ваш взгляд, изменилась Мордовия за последний год?
- В лучшую сторону. Проявляются тенденции, общие для России: развивается экономика, бизнес, социальная сфера. Пусть не так быстро, как хотелось бы, но улучшается жизнь людей. Отдельно хочется отметить, что с легкой руки руководителя республики Николая Ивановича Меркушкина получили развитие физкультура и спорт. Ведь успехи российских олимпийцев из Мордовии - не случайность! Вот мы говорили о «китайском феномене». А почему бы нам в масштабах России не выпестовать «мордовский феномен»?.. Уверен, что руководителям республики, ее жителям при соответствующем настрое это вполне по плечу!
Вместе с тем проблем еще очень много. Необходимо бороться с коррупцией, кумовством, более рационально использовать кадровый потенциал, устранять нездоровый разрыв между наиболее и наименее обеспеченными жителями республики, формировать устойчивый средний класс... И еще. Надо сделать все, чтобы отучившаяся молодежь шире вовлекалась в трудовую деятельность, не испытывала безработицы, ощущала на себе заботливое внимание государства... Во всем этом - залог светлого будущего Мордовии!
«С»: У Ардатовского района - новый руководитель. Какой хотите видеть свою малую родину?
- Александр Федоров - эрудированный человек, профессиональный управленец. У него грамотная команда. Мое пожелание руководству Ардатовского района - выполнять задачи, стоящие перед ним, неформально, с душой, так, чтобы ему охотно помогали в этом простые жители - от школьника до пенсионера, от сельского труженика до предпринимателя.
И всем республиканским чиновникам хочу сказать: главное - не отрываться от народа!
Личное дело
Юрий Павлович Сапунов родился 1 августа 1952 года в Усыскине Инсарского района. Закончил в Ардатове школу и училище №8. После службы в армии отучился в школе водолазов и два года работал на Ардатовской водно-спасательной станции.
С 1974 года в госбезопасности. В 1982 году окончил Высшую школу КГБ СССР им. Дзержинского. Во время чеченской войны служил на Северном Кавказе в оперативно-координационном управлении, которое прославилось жесткими силовыми акциями против боевиков. С 2003 года возглавлял УФСБ РФ по Астраханской области. В сентябре 2004 переведен в новый отдел центрального аппарата ФСБ по борьбе с международным терроризмом.
Генерал-майор. Имеет боевые награды: орден Красной Звезды, два ордена Мужества, знак «За службу на Северном Кавказе».
Женат, супруга Татьяна - дочь известного военного летчика Юрия Шарова, педагог. Сын Максим - слушатель Дипакадемии МИД РФ. Дочь Дарья окончила юридический факультет МГУ им. Ломоносова. Внуку Никите 3 года. Хобби - моржевание.

Юрий Павлович Сапунов, в 2004 – 2006 гг. – руководитель Управления по борьбе с международным терроризмом ФСБ России, генерал-майор.

Родился в 1952 году в Мордовии, в крестьянской семье. Окончил ардатовскую среднюю школу, СПТУ, Академию ФСБ РФ. Служил в оперативно-координационном управлении ФСБ РФ по Северному Кавказу, до недавнего времени возглавлял ФСБ Астраханской области, почетный сотрудник контрразведки.

За особые заслуги награжден орденом Красной Звезды и двумя орденами Мужества. Почетный гражданин города Астрахани и города Ардатова (Мордовская республика). Женат, отец двоих детей. Занимается спортом, имеет разряд по стрельбе. Знаменитый Чак Норрис предлагал Юрию Павловичу совместную программу на американском ТВ, но реализовать этот проект не удалось. Бабушкины уроки

– Юрий Павлович, Вы не могли бы немного рассказать о том, как в Вашей жизни появилась вера?

– В детстве, которое у меня, как и у многих моих сверстников, было по большей части атеистическим, был один эпизод, связанный с моей бабушкой Екатериной Агаповной. Я тогда, пожалуй, впервые задумался или, скорее, почувствовал, что каждый человек имеет право на свой внутренний мир и на свою веру… На каком-то очередном “уроке атеизма” пионервожатая сказала, чтобы все, у кого были дома иконы, принесли их в школу. Не знаю, что планировали с ними делать, но вряд ли что-то хорошее. У нас в семье был красный угол. Помню, я пришел домой, придвинул к стене стол, влез на него и стал разглядывать иконы, трогать их. И вдруг моя бабушка буквально впрыгивает на этот стол и впивается руками мне в волосы. А она была небольшого росточка, с травмированной во время войны на заводе рукой… В общем, для меня это был, мягко говоря, неожиданный поступок. Я пытался как-то избежать трепки, а бабушка, глядя на мой пионерский галстук, сказала: “Вот у тебя есть свой бог, можешь верить, как тебе там говорят, но и мне не мешай!”.

Конечно, можно спорить о “миссионерской” составляющей такого урока, но я его запомнил на всю жизнь: нельзя трогать веру человека, нельзя задевать то, что ему дорого… А когда я уходил в армию, бабушка дала мне небольшой нательный образок Георгия Победоносца, его еще мой дед носил. С тех пор эта икона всегда со мной. Думаю, это бабушкины молитвы хранили меня в моменты серьезной опасности, которые случались в моей жизни.

– А как Вы сами пришли в Церковь: постепенно или сразу, из-за какой-то ситуации, изменившей все?

– Мне доводилось бывать в ситуациях, которые сейчас принято называть экстремальными: между жизнью и смертью. Наверное, тогда я и стал всерьез чувствовать и понимать, что есть сила, которая тебя хранит. Так стала зарождаться вера, хотя активным неверующим я и до этого не был: даже в наше атеистическое время у меня было уважительное отношение к вере и Церкви.

– Иными словами, Вы согласны с фразой “в окопах атеистов не бывает”?

– Да. Более того, я считаю, что вера в человеке неистребима. Она может быть подавлена, может скрываться, как это было в нашей недавней истории, но уничтожить ее нельзя. Сегодня это утверждение, может быть, звучит банально, но от этого оно не перестает быть истинным. Мое общение с верующими людьми однозначно и убедительно показывает: верующий человек качественно отличается от неверующего – не только по своим духовным и нравственным установкам, но и по отношению к делу, к профессии. В верующих людях больше искренности, больше любви к ближнему, и еще много такого, чего нам сегодня очень недостает в жизни.

– Юрий Павлович, то, что Вы сейчас сказали, сегодня (или всегда?) еще и очень редко можно услышать. Нередко говорят наоборот: что от Церкви отталкивают именно люди, там и священники какие-то не такие, и прихожане злобные, и так далее…

– Конечно, люди бывают всякие – и среди духовенства тоже. Это еще одна достаточно тривиальная истина. Но она не отменяет общей оценки: вера меняет человека в лучшую сторону. В последние годы мы с супругой паломничали по нашим монастырям – побывали на Валааме, в Тихвине, Дивееве, Сарове, были в Санаксарском монастыре, в Свято-Троицком монастыре в городе Алатыре (Чувашия). И везде встречали душевное тепло, молитвенное отношение к миру и людям, красоту и радость. Многое из увиденного и пережитого в этих поездках было для меня совершенно неожиданным. В монастырях я встретил людей, которые не только живут духовной жизнью, но еще и болеют и переживают за свою страну, за молодежь, неравнодушно следят за тем, что происходит. Если угодно, занимают активную гражданскую позицию. Эти люди все время стараются что-то сделать для нравственного возрождения нашей страны, предлагают и осуществляют интереснейшие формы работы с молодежью. То есть они не просто пытаются, они в состоянии сделать – и делают! – очень много и очень эффективно. Просто мы, к сожалению, не всегда об этом знаем. Такая нравственная и вместе с тем в высшей степени компетентная позиция не может не вызывать уважения и радости у любого нормального человека.

– Правильно ли я понял, что эти поездки изменили некоторые Ваши представления о том, как живут те же монахи?

– Думаю, да. Ведь сугубая вовлеченность в профессиональную деятельность невольно отрывает человека от полноты той жизни, которая вокруг, в том числе и от духовной жизни. Но этого разрыва быть не должно. Я вообще считаю, что многим нашим чиновникам, высокопоставленным и не слишком, непременно нужно посещать русские святыни. И там, в тишине, красоте и величии этих мест, возможно, кто-то и сможет обрести тот самый стержень, которого нам сегодня так не хватает.

– Юрий Павлович, что Вы считаете важным на пути веры?

– Поскольку приходящий сегодня в храм человек часто не знает самих основ нашей веры, истории Церкви, канонов поведения, и вообще робко делает первые шаги во вновь открывшейся духовной жизни, то, мне кажется, очень важно иметь духовного наставника – опытного священника, который сможет помочь на этом пути. Мне в этом смысле повезло – я встретил человека, пастыря, который мне очень помогает. Он долгое время служил на Афоне, сейчас подвизается в Свято-Троицком мужском монастыре в городе Алатыре (Чувашия), туда я к нему и езжу. И этот путь для меня радостный и легкий. Возвращаюсь я оттуда всегда с новыми чувствами и мыслями, что, кстати, замечают и мои близкие.

Кроме того, наша вера – настолько существенная часть истории нашей Родины, что такой пробел в знаниях неизбежно создает сложности в понимании многих вещей. Могу засвидетельствовать это на своем примере. Знание Православия позволяет человеку более глубоко, более проникновенно, если хотите, воспринимать как историю своей земли, так и свою жизнь, избежать многих ошибок. По крайней мере, у меня произошла существенная корректировка – во многих жизненных вопросах. Сколько в нашей жизни неуважения друг к другу, нелюбви, непонимания… Вера делает человека более миролюбивым, настраивает на вдумчивое и глубокое отношение к жизни, на понимание других, а не только себя. И, повторяю, помогает избежать многих проблем – от семейных до профессиональных.

Сегодня я всячески стараюсь пополнить свои знания в этой области, обрести новый опыт жизни. Мне пока сложно об этом говорить, публично я вообще, пожалуй, впервые сейчас рассуждаю на эти темы, поэтому многое еще не могу выразить как следует, но главное, наверное, это та теплота и сердечность, которые неизбежно поселяются в человеке, когда он начинает задумываться над этими вещами и пытается что-то узнать и сделать в тонкой области веры. Хотя это и не всегда просто…

– А что для Вас самое сложное? И как меняются – если меняются – Ваши отношения с людьми, приходится ли Вам корректировать свое поведение в связи с обретением веры?

– Конечно, людей понимать и принимать всегда непросто: мы разные по характерам, по уровню образования, по стилю мышления… Со многими просто не хочется общаться, но приходится – в силу профессиональной деятельности. А заповедь о любви к ближнему напоминает о необходимости внимательного, христианского отношения к каждому, кто встречается на твоем пути. Не всегда просто разобраться, что это значит. Скажем, специфика моей профессии заставляет требовать от сотрудника четкого исполнения его обязанностей, в противном случае это может привести к непоправимым последствиям. С этим связаны и те жесткие требования, которые предъявляются к людям. Поэтому нередко мне приходится не только увещевать своих ближних, но и, скажем так, переходить к другим формам общения… Наверное, подобная жесткость не всегда оправданна и иной раз вызывает у меня чувство душевного неспокойствия. Поэтому в последнее время я обнаружил в своем поведении не характерную для меня ранее особенность: я стал извиняться перед своими подчиненными – если чувствую, что где-то перегнул палку. И сегодня, когда я вижу, что кто-то не справляется со своими обязанностями, я в первую очередь задаю себе вопрос: а ты что сделал, чтобы этот человек профессионально выполнил свой долг? Нет ли здесь и твоей вины?

Вообще, если возвращаться к моим любимым чиновникам, я бы вот что им сказал: нужно почаще извиняться перед людьми. Тогда, возможно, и на работе не будет такой напряженности, и в человеческих отношениях мы не будем доходить до хамства и станем более терпимо и уважительно относиться друг к другу.

Про тайну исповеди и не только

– Сегодня нередко складывается впечатление, что Церковь для государства – просто средство заполнить вакуум идеологии. Насколько те же чиновники понимают, что такое Церковь? Не смотрят ли они на нее лишь как на очередного партнера или…

– … Инструмент воздействия на массы? Безусловно, смотрят. Здесь нет никакого откровения, не я первый об этом говорю. Особенно это касается некоторых губернских чиновников, которые, к сожалению, пытаются влиять на местных епископов, в том числе и в чисто политических интересах. К сожалению – потому что не дай нам Бог опять пытаться создать подобные инструменты воздействия на людей.

Мне кажется, что государство, чиновники сначала сами должны осознать, что такое Церковь. Что это не инструмент, который ты можешь использовать, а духовная основа жизни всего общества; что Церковь не может и не должна служить государству. Церковь служит Богу. А люди, приобщаясь церковной жизни, обретают духовную опору и становятся лучше, что, в конечном итоге, не может не способствовать истинному процветанию государства. И поэтому оно должно поддерживать Церковь, но ни в коем случае не злоупотреблять и не пользоваться церковным авторитетом. И не сгонять людей в храмы – вера не может возникнуть по принуждению. Но нужно изо всех сил поддерживать то положительное движение, которое сегодня происходит. К сожалению, класс наших чиновников сегодня еще далеко не сформировался, он еще незрел – и в духовном, и в государственном плане.

– В свое время много говорили, да и сейчас говорят, что Церковь в Советском Союзе сотрудничала с Госбезопасностью, а священников принуждали нарушать тайну исповеди. Честно говоря, я не очень понимаю, почему кто-то считает, что на исповеди говорили в основном о подрыве государственного строя, но тема эта продолжает возникать.

– Сложный вопрос. С одной стороны, закон есть закон. Как человек, занимающийся проблемами антитеррора, я хотел бы, чтобы в этом вопросе закон соблюдался всеми. И если священник узнает что-то о государственном преступлении, мне бы хотелось, чтобы он поступил по закону. С другой стороны, я понимаю, что по церковным законам священник не может нарушить тайну исповеди. Но, знаете, мне кажется, что на исповеди человек вряд ли говорит о тех механизмах исполнения преступления, совершения греха, в котором он пришел покаяться. Я бы вообще предложил немного по-другому взглянуть на эту проблему. Если на исповедь человека привело совершенное им преступление, значит, этот грех его тяготит. А раз совесть его обличает, значит, он, в принципе, находится на пути раскаяния и признания: исповедовав грех перед Богом, он может сознаться в преступлении и перед государством и обществом. То есть мне кажется, что исповедь может стать помощником на пути осознания преступления к добровольному признанию в нем. Вот в этом, наверное, и состоит функция священника. А не в том, чтобы куда-то там звонить и сообщать…

Шкала жестокости

– Юрий Павлович, мы говорили об отношениях с людьми, с которыми Вы работаете. Но ведь есть еще и люди, с которыми Вы боретесь, – террористы. В этой связи вопрос: как увидеть в тех, кто сегодня получил определение “нелюди”, образ Божий, который, как учит Церковь, есть в каждом человеке?

– Я борюсь не с людьми, а с их пороками. С конкретными проявлениями зла в человеческой природе. Это очень важно подчеркнуть. Кроме того, мы в большей степени занимаемся профилактикой, предупреждением возможных преступлений. Это и есть существенная часть деятельности спецслужб, о которой почти не говорят, но которая составляет сердцевину нашей работы. Ведь люди, под воздействием идеологической зашоренности, под воздействием псевдорелигиозных установок их руководителей (очень важно различать идейных вдохновителей терроризма и конкретных исполнителей!) оказываются в ситуации выбора: совершить или не совершить преступление. И здесь мы еще можем работать с человеком, можем предотвратить зло, скорректировать его выбор.

Конечно, как православный человек я тоже порой оказываюсь перед сложным выбором. Но поймите, моя работа связана с необходимостью реагировать на конкретные преступные действия, которые, безусловно, требуют профессионального вмешательства. И я не могу не противостоять этому злу. Это мой долг, который я обязан исполнить. А профессиональное выполнение этого долга и есть моя моральная обязанность как человека и христианина.

– Вы сказали, что боретесь не с людьми, а с их пороками. Это базовый принцип христианской аскетики: ненавидь грех, но люби грешника. Но как же такое возможно в Вашей ситуации?

– Я считаю, что многие из тех, с кем нам приходится сталкиваться, сами стали жертвами. Жертвами идеологического воздействия людей, которые преследуют вполне конкретные политические и экономические цели. Не секрет, что они умело и четко используют специальные методики, начиная с психологического воздействия и заканчивая практически полным подчинением сознания. В результате человек превращается просто в орудие преступления. Поверьте мне, я многих таких людей видел и знаю, что говорю. (Между прочим, и своим коллегам я всегда говорю, что самым большим грехом с нашей стороны будет, если и мы будем использовать подобные методы.)

А что касается профилактики преступлений, то не могу не сказать о необходимости уделять особое внимание нашей молодежи. Почему у нас возникают различные межнациональные и межрелигиозные конфликты? Да потому, что та среда, в которой сегодня живет молодежь, особенно в глубинке, бездуховна и поверхностна, в ней выхолощены все возможные смыслы, зато много агрессии и примитивизма. Мы декларируем, что занимаемся национальной и молодежной политикой, но так ли это на самом деле? Молодежь – это барометр жизни общества, и особенно радоваться здесь пока нечему. Правда, с надеждой и осторожной радостью могу заметить, что Церкви удается хоть как-то достучаться до молодежи. К сожалению, похоже, кроме Церкви, молодые ребята нередко никому не нужны. Ну и как тут вновь не вспомнить о чиновниках? Вот им бы после паломничества по монастырям еще и по российской глубинке поездить, да с молодыми пообщаться. Чтобы реальная картина жизни была.

– Юрий Павлович, Вам приходилось принимать участие в организации специальных операций. Одна из самых больных тем в этой связи – гибель мирных жителей. Какова степень контроля над этими ситуациями? Велика ли вероятность ошибки?

– К великому сожалению, ошибки бывают. Многое зависит от планирования тех самых специальных операций, которые должны осуществлять профессионалы высокого уровня. В очень большой степени успех зависит от координации и взаимодействия всех специальных подразделений, которые участвуют в операции. Одно лишь твердо могу сказать: никогда нигде не было никакого специального злого умысла. На Северном Кавказе мне приходилось встречаться с разными людьми, в том числе и с почтенными старейшинами, к которым я отношусь с большим уважением. И мы всегда находили общий язык.

А вот ошибки, подобно врачебным ошибкам, конечно, бывают. Это связано, прежде всего, с непрофессионализмом людей. Большую роль здесь, конечно, играет и внутреннее духовное и психическое состояние солдат и офицеров. Поэтому так высока роль воспитания профессионалов, их духовного состояния, это помогает предупредить возникновение ущербности психики, которую нередко провоцируют такие пограничные ситуации. Особенно когда понимаешь, кто тебе противостоит, какое зло совершили эти люди и как к ним относятся в обществе. И здесь очень важно, чтобы эмоции не застилали ни разум, ни христианское отношение к людям. Эти операции потому и называются специальными, что их должны, во-первых, готовить специальные, уникальные люди, а, во-вторых, должны быть и те, кто сможет удержать от озлобленности, которая противоречит и христианским, и мусульманским принципам. И вредит профессионализму. Роль священника в таких вопросах очень велика.

Но разгильдяйства, если называть вещи своими именами, к великому сожалению, в нашей жизни достаточно. И современное воинство так же пострадало от безверия и бездуховности, как и все наше общество. Поэтому, если министерство обороны решит ввести в войсках институт капелланов, я обеими руками буду “за”. Шкала жестокости человека неизмерима. И никто никогда не знает, как поведет себя в сложной ситуации. Но возникающие просчеты нельзя списывать на войну – нужно иметь мужество отвечать за свои поступки. А черпать такое мужество всегда можно в вере.

Навешивать же ярлыки, в том числе в прессе – это играть на руку тем, кого сегодня само общество определило как “нелюдей”. Конечно, окончательный суд – прерогатива Бога, но совершенные этими бандитами поступки человеческими никак не назовешь. Вот с такими поступками мы и боремся. И будем бороться.

– Сегодня в России нет гонений на веру и Церковь. Но можем ли мы гарантировать, что их никогда не будет? Я понимаю, как сложно отвечать на вопрос: “А что я сделаю, если…”. Но все-таки, как Вы думаете, насколько возможно повторение гонений на Церковь, и какую позицию заняли бы в этой связи люди Вашей профессии и Вы лично?

– Конечно, нельзя забывать о тех ужасных и печальных страницах нашей истории, когда глумились над верой и святынями. Мне представляется, что современным российским обществом эта трагедия осознана и выводы сделаны. Сегодня для каждого очевидно, что Церковь активнейшим образом участвует в духовном возрождении общества, в возрождении нации в целом. На мой взгляд, нас уже нельзя заставить глумиться над верой людей. Я могу говорить об этом с уверенностью и ответственностью. И если семь-десять лет назад были еще какие-то колебания, то сегодня я готов об этом сказать открыто и откровенно. Грех забвения нашей истории очень велик. Мы долгое время были жертвами идеологической блокады, которой была продиктована и неадекватность наших поступков. Но я вижу, что сегодня ситуация другая: другие люди, другая страна.

Конечно, в жизни всякое может произойти. Поэтому очень важно, чтобы во главе нашего государства стояли честные и чистые люди. От себя могу лишь сказать, что наше поколение не станет выполнять приказов, направленных на разрушение своей страны, на уничтожение веры и Церкви. Точнее, я очень хочу верить, что те люди, с которыми я служу, таких приказов никогда не отдадут. И если все мы будем поставлены в тяжелейшую ситуацию выбора, то будем выбирать то, что подсказывает сердце. Мы присягали своему государству и своему народу и не будем совершать то, что может этому народу повредить.

Я бы очень не хотел, чтобы мои слова звучали пафосно и декларативно. Я прекрасно понимаю, что все мы не можем в одночасье измениться, что путь, которым мы идем, трудный и долгий. Но я не могу не видеть, как меняются люди вокруг, как я сам меняюсь, и этот новый опыт позволяет мне с уверенностью и убежденностью говорить о том, что страшная трагедия разрыва и разлома общества осталась в прошлом. А будущее, конечно, зависит от нас самих.

Фрагмент фото lenta.ru