Ясная гора. Ясногорский монастырь (Ясная Гора) Монастырь ясная гора

Начинается в Кракове, а заканчивается в Ченстохове. Это большой промышленный город с 250-тысячным населением и металлургическим заводом, нарочно построенным здесь во времена Берута. Первое упоминание поселении в здешних краях относится к 1220 году, но статус города Ченстохова получила лишь в 70- годы XIV века в царствование Казимира Великого. После разделов Польши город оказался в пределах Великого Герцогства Варшавского, а с 1815 по 1915 год был включён в Царство Польское. Наверное поэтому Ченстохова чем-то неуловимо напоминает наши областные города.

В центре города на высоком холме стоит главная польская святыня. Ради неё сюда приходят (именно приходят!) сотни тысяч людей со всех концов Польши. Во время традиционного августовского паломничества в день Успения Богородицы здесь собирается около 200 тысяч человек. В 1991 году, когда здесь побывал Папа Римский Иоанн Павел II, в Ченстохову пришло более миллиона паломников.
Эта святыня – монастырь ордена паулинов Ясна Гура.

Мы оказались в Ясной Гуре под вечер. Позади была с её . Поставили машину на платной стоянке у монастыря и направились внутрь, пройдя сквозь череду стоящих друг за другом ворот. Первые из них именуются по знатному роду магнатов Любомирских.

Следующие ворота названы в честь Богородицы Королевы Польши. Они увенчаны скульптурным образом Ченстоховской иконы Божьей Матери.

Третьи – это ворота Девы Марии Скорбящей, а четвёртые зовутся Ягеллоньскими – в честь знаменитой польской королевской династии.
Пройдя ворота, оказываешься на главном детинце (дворе) монастыря. Он невелик по размерам. На него выходят многочисленные каплицы костела. Чтобы было легче ориентироваться в довольно запутанном монастырском ансамбле, приведу схему из Вики.

A Брама Любомирских
B Брама Богородицы Королевы Польши
C Брама Богородицы Скорбящей
D Брама Ягеллоньска
E Зал Девы Марии
F Королевский бастион (бастион Потоцких)
G памятник Августину Кордецкому
H Сокровищница
I Алтарь перед Щитом
J Бастион Святой Троицы (бастион Шанявских)
K Памятник Иоанну Павлу II
L Бастион Морштынув
M Брама Иоанна Павла II (въездные ворота)
N Бастион Св. Варвары (бастион Любомирских)
O Дома музыкантов
P Сенакль (Пиршественный зал)
R Сад отдохновения
S Часовня Яблоновских (часовня Сердца Иисуса)
T Часовня Деннхофов (часовня Павла I Отшельника)
U Вход на башню
V Часовня св. Антония
W Королевские покои
X Базилика
Y Ризница
Z Часовня Ченстоховской Божьей Матери
a Рыцарский зал
b Монастырский сад
c Трапезная и библиотека
d, e Монастырь
f Колодец
g Музей 600-летия
h Арсенал
i Хозяйственный двор
j Главный двор
k Памятник кардиналу Стефану Вышиньскому

Итак, по порядку слева направо находятся: вход на башню, оформленный в виде каплицы и украшенный солнечными часами; посередине стоит каплица Деннхофов, освящённая во имя св. Павла Отшельника, а крайняя справа – это каплица Яблоновских во имя Святого Сердца Иисуса.

Через арку можно пройти ко входу на колокольню. 106-метровая башня буквально взлетает в небо. На нее ведут 519 ступеней. Колокольню построили в 1714 году в стиле барокко. В 1906 году после реконструкции изящная стройная башня достигла своей нынешней высоты. Есть здесь и часы с карильоном из 36 колоколов, каждую четверть часа исполняющим гимн Деве Марии. На шпиле башни укрепленоизваяние ворона с куском хлеба в клюве – символ ордена паулинов. Мне его разглядеть не удалось 🙂

В Ясной Гуре находится важнейшая святыня Польши – Ченстоховская икона Богородицы. По цвету лика её часто зовут “Чёрной Мадонной”. По преданию, образ написал сам евангелист Лука. Его кисти принадлежат примерно 70 Богородичных икон. Особо знамениты и почитаемы те, что были написаны Лукою на столешнице, за которой принимало трапезу Святое Семейство. Одна из этих икон находится в Москве – это чудотворная .
Евангелист Лука написал Ченстоховскую икону Девы Марии в Сионской горнице. В 66-67 годах во время нашествия римлян под предводительством Веспасиана и Тита, христиане спрятали икону вместе с другими святынями в пещерах близ Пеллы. Спустя почти 300 лет, в326 году Императрица Елена, мать Константина, получила икону в дар от иерусалимских христиан, когда ездила на поклонение святым местам и обрела Крест Господень. С тех пор на протяжении 500 лет икона находилась в Константинополе.

Князь Галицко-Волынский Лев, сын Даниила Галицкого, с величайшим почтением перенёс икону в Червоную Русь (Западную Украину) в замок Белз. Но это далеко не единственное объяснение явления иконы на славянских землях. Одно из древних сказаний гласит, что икону принесли с собою просветители славян равноапостольные Кирилл и Мефодий. Существует и упоминание о том, что греческую царевну Анну благословили на брак с князем Владимиром образом Девы Марии.

Икона прославилась многими чудесами. Одно из них случилось во время татаро-монгольского нашествия. Жители Белза, уповая на заступничество небесное, перенесли икону на крепостную стену. Одна из татарских стрел вонзилась в лик Царицы Небесной и из раны потекла кровь. На татар нашло помрачение, они начали убивать друг друга, оставшиеся в ужасе бежали из-под городских стен.

Когда прервался род князей Галицких и Червоная Русь оказалась под властью Польши, замок Белз достался князю Владиславу Опольскому. В 1382 году князь Владислав вывез икону на запад и по пути остановился в деревне Ченстохова, поместив икону на ночь в сельском костёле. Однако утром, когда князь хотел отправиться в путь, икону оказалось невозможно сдвинуть с места. Люди сочли, что Дева Мария указывает место, где надлежит оставить образ. Владислав подарил икону, церковь и землю монахам-паулинам, которые обосновались в Ченстохове. Сам же князь обосновался неподалёку в .
В 1430 году отряд чешских, моравских и силезских протестантов захватил и разграбил монастырь. Согласно одной из версий они попытались разрубить образ саблями, но святотатец, дважды ударивший икону, замахнувшись в третий раз, упал замертво. По другой версии гуситам удалось разграбить монастырские сокровища. Один из них решил захватить и икону. Однако лошади не смогли сдвинуть возок с добычей. В гневе один из разбойников сбросил икону с возка, а другой ударил её мечом. В тот же миг их настигла небесная кара: первого разорвало на части, у второго отсохла рука, прочие же были поражены слепотою. С тех пор на щеке Богородицы сохраняются рубцы. Видны они и на позднем списке иконы.

Святыня находится в часовне Чудотворного Образа Девы Марии, стоящей к северу от собора. Скромная каплица времён Владислава Опольского несколько раз перестраивалась, пока её не превратили в величественный храм. Сама Ченстоховская икона помещена в алтарь из серебра и чёрного дерева, поднесённый в дар Великим Канцлером Оссолиньским в 1650 году. Особая серебряная завеса, которой закрывают икону на ночь, создана в 1673 году.

У иконы было очень много людей. И это вечером обычного буднего дня! Я снимал икону издалека – не хотелось мешать молящимся, которые пришли прикоснуться к святыне. Однако фотографировать в самой часовне разрешено. На фото икона видна в виде сияющего пятна, при входе заметны электрические табло с запретом на использование вспышки. Если в православных храмах принято прикладываться к иконам и мощам, то здесь почитание святыне выражают иначе. Икона помещена на высоте 3 метров. Под алтарём сделан круговой проход, по которому верующие на коленях обходят икону.

В крипте часовни Чудотворного Образа Девы Марии похоронен приор (настоятель) Ясной Гуры Августин Кордецкий.

Об этом человеке, которого почитают в Польше, как национального героя, следует сказать несколько слов. Клеменс – таково его мирское имя – родился в 1603 году в семье богатых и влиятельных горожан. Его отец некоторое время был бургомистром. Клеменс с детства хорошо учился и 1633 году закончил иезуитский коллегиум в Познани. Он принял постриг в ордене паулинов и получил монашеское имя Августин. 40 лет, вплоть до самой смерти он провёл в лоне ордена. Его главная заслуга – это оборона Ясной Гуры во время “потопа”, как с лёгкой руки Генрика Сенкевича именуют шведское нашествие середины XVII века. Целью Августина Кордецкого стало сохранение святынь Ясной Гуры от грабежа и опустошения шведскими войсками. Вначале он прячет образ Ченстоховской Божьей Матери и заменяет его списком. Затем Кордецкий пишет послание шведскому королю Карлу Х Густаву о том, что он согласен сдать Ясногурскую крепость в обмен на гарантии целостности святыни. Августин не получил этих гарантий и решил защищать Ясну Гуру силой оружия. Августин Кордецкий командовал обороной в течение всей осады, длившейся с 18 ноября по 26 декабря 1655 года. Историки считают, что Кордецкий послал письмо королю с целью выиграть время и подготовиться к обороне. Полякам удалось отстоять Ясногурский монастырь, несмотря на более чем десятикратное превосходство шведов. В армии шведского генерала Миллера было 3 тыс. солдат, а монастырь защищали 170 солдат, 20 шляхтичей и 70 монахов. Шведы отступили, после этого в страну вернулся король Ян Казимир. Осада Ясной Гуры изменила ход войны и, в итоге, привела к изгнанию шведских завоевателей из Польши.

Историю осады, написанную Августином Кордецким в 1658 году, Генрик Сенкевич использовал в своём знаменитом романе “Потоп”.

Януарий Суходольский. Оборона Ясной Гуры в 1655 году.

В 1656 году король Ян Казимир издал манифест по случаю окончания войны со шведами, в котором назвал Ченстоховскую икону “Королевой Польши”. А в 1717 году Ченстоховскую икону Божьей Матери короновали как Королеву Польши. На главы Девы Марии и младенца Иисуса возложили короны, присланные Папой Климентом XI.

После часовни Чудотворного образа Богородицы сам собор во имя Святого Креста и Рождества Богородицы уже не производит особого впечатления. Тем не менее это древний, построенный в XV веке, величественный храм. После пожара 1690 года Карл Данкварт украсил интерьеры собора в стиле барокко.

Итальянец Джакомо Буччини в 1728 году создал главный алтарь.

В монастыре можно посмотреть не только часовню и собор, но и многое другое. Например, ренессансный Рыцарский зал, расположенный за каплицей Чудотворного образа Девы Марии. на его стенах изображены важнейшие события в истории монастыря.

В монастыре есть несколько музейных экспозиций. В бывшем арсенале представлена иконопись и религиозная живопись с XIV по XX вв.
Рядом с собором устроена сокровищница. В ней хранятся не только чаши, реликварии и монстрации, но и множество светских украшений, пожертвованных паломниками: часы, кольца, ожерелья. А стены каплицы Ченстоховской Божьей Матери увешаны вотивными дарами: серебряными позолоченными сердечками, ручками, ножками и т.п. Их жертвуют исцелившиеся у иконы по молитвам Девы Марии. Вход в монастырские музеи бесплатный, но, к сожалению, фотографировать в арсенале и сокровищнице запрещено.
Монастырь окружен бастионами, возведенными в начале XVII в. Они не похожи на привычные русскому взгляду стены и башни. Тем не менее эти бастионы стали непреодолимой твердыней на пути шведов во время “потопа”. Однако 100 с лишним лет спустя, в 1772 году, последний польский король Станислав Август Понятовский приказал сдать Ясну Гуру русской армии. Наши войска ещё дважды были в монастыре: в 1813 году русская армия заняла монастырь во время заграничного похода против Наполеона. Настоятель преподнёс русскому фельдмаршалу Фабиану Остен-Сакену список Ченстоховской иконы, которую затем поместили в Казанский собор в Петербурге. Позже список оказался в Музее истории религии и атеизма. А в январе 1945 года стремительная атака советских танкистов вынудила гитлеровцев оставить Ченстохову, не только не взорвав Ясну Гуру, но бросив награбленные ценности.
Обходя монастырь по бастионам, обращаешь внимание на скульптурные композиции с изображением Страстей Господних. Часть из них мы не увидели из-за ремонта.
“Повинен смерти”.

Плат Вероники.

Иисус второй раз упал под крестом.

Воздвиженье креста.

Оплакивание Христа.
Мы покидали это удивительное место в сумерках. Вечерние тени окутали собор и только на западе светилась ускользающая полоска зари.
Сторожа на стоянке уже не было, так что парковка для нас оказалась бесплатной. За целый день мы так и не удосужились поесть. Поиски съестного в городе как-то не увенчались успехом 🙁 В итоге уже на А1 остановились у своеобразного кафе. Пардон за качество, снимал мыльницей с кривой подпорки без штатива. Обедоужин в этом самолетике обошелся нам в 80 pln, что немало для польской придорожной едальни. Однако но он того стоил!
А вот ночлег в “Заязде Гуральском” неподалеку от Томашува Мазовецкого оказался самым худшим за все время наших мотаний по Польше. Даже тесная и холодная комната в Сандомеже оказалась лучше – там, по крайней мере, было тихо. Не рекомендую категорически, несмотря на пафосный интерьер.
Ни камин в ресторане…
ни лебеди (а, быть может, змеи) из полотенец…
не компенсируют неудобств: кухонного чада в номере и полного отсутствия звукоизоляции! Особенно, когда в 3 часа ночи в ресторан внизу вваливается подвыпившая компания.
Наутро мы отправились в Варшаву, заскочив по дороге в Вилянув. По случаю приближающегося дня Всех Святых дворец был закрыт. Так что нам осталось лишь наслаждаться красотой барочной архитектуры времён Яна Собесского и Станислава Костки Потоцкого.

шуршать опавшей листвой в осеннем парке…
да “охотиться” на белок… Ох и шустрые оказались зверюшки, совсем не хотели позировать 🙂

Наши впечатления о Варшаве можно найти и . И не забудьте познакомиться с небольшим городом , он находится недалеко от Варшавы. В статье о мы расссказали о том, как в Польше отмечают .

Итак, продолжаю рассказ о своем путешествии в Польшу.
Далее мы двинулись в город Ченстохова.

Один из старейших польских городов, Ченстохова (Czestochowa), расположен на юге страны, на берегах реки Варта.
Время основания Чехонстовы - XI век, еще через два столетия ему был дарован статус города.
Ченстохова - религиозная столица Польши, место паломничества.

Главная достопримечательность города, из-за которой сюда стремятся туристы не только со всех краев Польши, но и со всего мира, - это чудотворная Ченстоховская икона Божией Матери, которую также называют Черной Мадонной, хранящаяся в монастыре в Ясной Гуре (Ясная Гора).

Вход в монастырь. Вдалеке видна колокольня.


Статуи на стене монастыря.


Согласно легенде, Ченстоховская икона относится к иконам Пресвятой Богородицы, которые написал апостол Лука. В 326 году, когда святая Елена посетила Иерусалим, она, по преданию, получила эту икону в дар и привезла ее в Константинополь. По мнению же искусствоведов, икона создана в Византии в IX-XI веках. Достоверно историю иконы можно проследить с конца XIII века, когда галицко-волынский князь Лев Данилович перевез икону в город Белз, где она прославилась многочисленными чудесами.

Вход на башню, оформленный в виде каплицы и украшенный солнечными часами; посередине стоит каплица Деннхофов, освящённая во имя св. Павла Отшельника, а крайняя справа - это каплица Яблоновских во имя Святого Сердца Иисуса.
Через арку можно пройти ко входу на колокольню.

Высокая 106-метровая колокольня была построена в 1714 году в барочном стиле. Несколько раз она страдала от пожаров, в 1906 году была реконструирована и надстроена.
Чтобы подняться на ее верх потребуется преодолеть 519 ступеней, но мы из-за жестких временных рамок не поднимались.

Колокольня состоит из 5 уровней. На высоте второго уровня с внешней стороны располагаются четыре часовых циферблата, с каждой стороны башни. Каждые 15 минут 36 колоколов исполняют мелодию гимна, посвящённого Деве Марии. Интерьер третьего уровня украшают 4 статуи — св. Павла Фивейского, св. Флориана, св. Казимира и св. Ядвиги. На верхний, пятый уровень ведут 516 ступеней. Там находятся четыре статуи Учителей Церкви — св. Альберта Великого, св. Григория Назианзина, св. Августина и св. Амвросия Медиоланского. На шпиле башни помещена статуя ворона с куском хлеба во рту (символ ордена паулинов) и монограмма Пресвятой Девы. Венчается шпиль крестом.


На шпиле башни укрепленоизваяние ворона с куском хлеба в клюве - символ ордена паулинов.
Наш гид. Рассказывал на русском языке.

Рыцарский зал расположен вдоль южного фасада монастыря позади Капеллы Девы Марии. Он возведён в 1647 году в стиле ренессанс. Стены зала расписаны в XVII веке польскими мастерами и представляют наиболее значительные события истории монастыря. В дальнем конце зала установлен алтарь св. Иоанна Богослова работы XVIII века.

В Рыцарском зале проводятся встречи, заседания епископата, теологические и философские конференции.


Распятие в Рыцарском зале.

Из-за темного оттенка лика икона также известна как « Черная Мадонна». Ченстоховская икона выполнена на деревянной панели размерами 122,2x82,2x3,5 см, относится к типу Одигитрия. Отрок-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой Он благословляет, а левой - держит книгу. На иконе остались несколько разрезов, полученных, возможно, от удара саблей.


За нашим гидом алтарь святого Иоанна Богослова работы 18 века.


На стенах зала изображены картины с наиболее значимыми события истории монастыря.
Польский князь Владислав Опольский передает икону монахам Паулинам (1382 г.)

Вотивные предметы на стенах капеллы Девы Марии.
(различные вещи, приносимые в дар божеству по обету, ради исцеления или исполнения какого-либо желания. Обычай приношения вотивных предметов — смягчённая форма жертвоприношения)

В тот момент, когда мы пришли в капеллу, там было уже много народа, шла служба.


Орган в капелле.

Капелла, в которой хранится Ченстоховская икона Божией Матери — сердце монастыря.
Первоначальная капелла была построена ещё до начала XVII века, в 1644 году она была перестроена в трёхнефную часовню (сейчас это пресвитерий). Икона была помещена на алтарь из чёрного дерева и серебра, подаренный монастырю великим канцлером Оссолинским в 1650 году и до сих пор остаётся на том же месте. Серебряная панель, защищающая икону, датируется 1673 годом.

Окладов для иконы изготовлено несколько, все очень красивые и величественные, украшенные драгоценными металлами и камнями.
К сожалению, все они, кроме одного, который размещен на иконе, находятся в Сокровищнице монастыря вместе с различными подарками паломников, дарителей, верующих, где фотосъемка, даже без вспышки, строго запрещена.

В 1929 году к капелле была пристроена ещё одна часть. В капелле 5 алтарей, её стены покрыты вотивными дарами. В левой стене захоронен прах Августина Кордецкого, настоятеля, руководившего обороной монастыря от шведов.

Алтарь с иконой.


Служба в капелле.
Для туристов и верующих сделан специальный круговой коридорчик вокруг алтаря, проходя по которому можно помолиться, увидеть икону, обратиться к ней и не мешать проходящей службе.
Кто-то просто проходит по этому коридорчику в молитве, а кто-то на коленях.



Огромное поле со стульями -это для паломников. В праздники здесь негде упасть яблоку.
Служба ведется с балкона.

Вот такие краны с питьевой водой стоят на территории монастыря.

Вот такой ансамбль выступал недалеко от монастыря на фоне дома пилигримов - место ночлега для паломников, приезжающий надолго.

Как всегда было свободное время на покупку сувениров и погулять. В данном случае мы преобретали религиозные атрибуты, иконы, книги о монастыре.
Продолжение следует...


Колокольню Ясногорского монастыря видно издалека. Лучше всякого компаса выведет вас к нужному месту устремленный в небо шпиль. С давних пор он был ориентиром для миллионов людей, которые приходили сюда поклониться Ченстоховской иконе Божией Матери - ее темный лик с суровым взглядом и рассеченной щекой до сих пор для многих последняя надежда.

Монастырь был основан в 1382 году монахами, приглашенными из Венгрии польским князем Владиславом Опольским. Нынешняя территория монастыря огромна (несколько гектаров) и многоярусна (он располагается на холме высотой почти 300 метров). Наверное, это самый грандиозный культовый центр, в котором мы когда-либо бывали. На его территории есть несколько музеев, сокровищница, хоспис, медицинский пункт, большой информационный центр и даже собственное радио.


2.

Главный вход на территорию монастыря.


3.


4.

Но мы подъехали со стороны бокового входа, который выглядит не так помпезно. Здесь стоит упомянуть, что рядом с Ясногорским монастырем обустроены огромные парковки и проблем с тем, где оставить машину, нет. Может быть, конечно, в праздничные дни будет другая «картина». Парковка платная, но без фиксированной цены: на выезде охранник протянет вам металлическую кружку и вы бросите туда столько, сколько посчитаете нужным.

5.

Уже над входом можно увидеть изображение Ченстоховской иконы.

6.

Монастырь окружен толстыми стенами и имеет четыре бастиона — наследие тех времен, когда находившиеся здесь вынуждены были обороняться. Стены были возведены в 17 веке и с тех пор несколько раз выдерживали мощную осаду: в 1655 году во время шведского нашествия и в начале 18 века в ходе Северной войны. Нацистов сдержать стены не смогли, но, к счастью, монастырь практически не был разграблен.


7.


8.


9.


10.

Сейчас вдоль стен установлены скульптуры на высоких каменных постаментах, символизирующие этапы Крестного пути.


11.


12.

Паломников в Ясную Гору приходит очень много и по праздникам, когда собор не в состоянии вместить всех желающих, проводятся службы под открытым небом.


13.

Базилика является самым старым сооружением монастыря, ее начали возводить еще в
начале 15 века. Сейчас интерьер барочный, считается одним из лучших образцов в Польше.

14.


15.

Надо сказать, что барокко я не очень люблю, этот стиль для меня слишком «обильный», а всепоглощающая позолота мешает рассмотреть детали. Но здесь был найдет великолепный баланс, который позволил сохранить и объединить фактуру, подробность и суть.


16.


17.


18.


19.

Предположу, что здесь изображен Иоанн Павел II, стало быть, работа современная, но отлично «вписавшаяся» в общий контекст.


20.

Главный алтарь создан в 1728 году.

21.


22.

Чудотворная икона находится не здесь, а в капелле Девы Марии, которая примыкает к собору.


23.

Все стены капеллы покрыты вотивными дарами и напоминаниями о прошлой жизни — их оставляют здесь после того, как произошло чудо, за которым сюда и приходят.

24.


25.


26.

Чудотворной икона была признана после того, как монастырь выстоял во время нашествия шведов в 1655 году.

27.

Хотя, свои «шрамы» она получила не на этой войне, а гораздо раньше, во время нападения гуситов - иконоборцев в 1430 году. Любые попытки скрыть их под краской были безуспешны: трещины на правой щеке Девы Марии проступали даже сквозь самый толстый слой.


28.

За заступничество икона была официально коронована в 1717 году с одобрения Папы Римского.


29.

Как я уже говорила в начале, монастырь многоуровневый, и это же характерно для внутренних помещений. Следуя указателям, можно попасть в верхние галереи со множеством различных залов.


30.

В одном из них висят живописные полотна, глядя на которые я испытала такую гамму чувств, что в итоге просто разрыдалась.


31.

Это такой «крестный путь нашего времени». Здесь столько ассоциаций, что перед каждой картиной мы стояли, как завороженные, и никак не могли уйти.


32.


33.


34.


35.


36.


37.


38.


39.


40.


41.





Ченстохова - город Чёрной Мадонны. Про неудавшиеся осады, склонённые головы и чудеса написано много, для меня Ченстохова началась в 91-м году, когда одна знакомая туда рванулась в паломничество вместе с толпами молодёжи, это впервые это было разрешено, но я не вникала, куда именно и к кому. Точнее, к Кому.

Её написал евангелист Лука. Если сошествие Святого Духа пробудило в апостолах способности, которых у них прежде не было, то дар живописца как раз был одним из них.
Она живая. Ей лет пятьдесят. Она смотрит на каждого, кто к ней приходит, печально и всепонимающе, как человек, который потерял самое дорогое в жизни и после этого продолжил жить.
Рядом с ней шла служба, стояли абсолютно настоящие, а не ряженые, польские офицеры в самых разных мундирах и со знамёнами. Пройти можно по краю, слева, потом ныряешь в низкий коридор и поворачиваешь направо. Большинство становится на колени. Священник, который вёл службу, видел всех, посмотрел на меня и показал, как вытирают слёзы. Я кивнула. Оно именно так и есть.
Позже, когда начинаешь что-то осознавать, понимаешь - да, это ближе всего к фаюмским портретам, тут даже иконы 11-го века рядом не лежали, это другое, куда более древнее, а младенец совсем пририсованный, намеренно, чтобы обозначить, кто это, а канонов, по которым можно изображать Оранту, например, тогда ещё вовсе не было, никто не придумал...
Фотографировать внутри невозможно, во время прохода вообще об этом не думаешь, я даже не знаю, есть ли запрет, или он работает и так.

Ясногорский монастырь, в котором хранится икона, принадлежит католическому монашескому ордену паулинов. Полное название - Санктуарий Пресвятой Девы Марии Ясногорской. Монастырь располагается на холме, с которого виден весь город, точнее с башни в 106 метров. Монастырские постройки окружены с трех сторон живописным парком, а с четвертой стороны расположен парк с фонтаном, в котором в праздничные дни собираются многочисленные паломники. По углам монастыря выстроены массивные бастионы стреловидной формы. Икона хранится в Ясногорском монастыре с 1382 года, когда с широкого плеча один русский князь подарил ее полякам... А еще у нее шрамы от сабель гуситских воинов, об этом даже есть у Сапковского в "Саге о Рейневане". Поляки считают эту икону главной святыней страны, потому что нашествие шведов остановилось и откатилось именно в Ченстохове. Христиане отмечают праздник иконы – католики празднуют 26 августа, а православные – 6 марта. По некоторым данным это второе по посещаемости паломническое место.

Возле монастыря стоят пушки - в память прошедших осад.

Собственно, та встреча в 91-м году была организована Иоанном Павлом II.

Первые из многочисленных ворот монастыря:



Вторые ворота:

Третьи:




После того, как выходишь от мадонны, попадаешь в боковой придел.

Там началась служба.




Потом мы вышли и отправились бродить по монастырю. Там шло какое-то мероприятие в рамках "Года молодёжи" (кажется), видимо, в честь этого открыли много всего всякого, в бастионе нашёлся оружейный музей, а в другом помещении - выставка музыкальных инструментов.




Набродившись, полезли на башню.


Это без зума, для масштаба:





Колокола звонили. Точнее, один.

По дороге вниз:

Санктуарий Пресвятой Девы Марии Ясногорской.
(Sanktuarium Najświętszej Maryi Panny Jasnogórskie).
Польша (Polska), Силезское воеводство (Województwo śląskie). Ченстоховский повят (район) (Powiat częstochowski). Ченстохова (Częstochowa). Klasztorna 1.

Ясна Гура или Ясногорский (Ясная Гора, на польском языке Jasna Góra) - католический монастырь в польском городе Ченстохова. Полное название - Санктуарий Пресвятой Девы Марии Ясногорской (на польском языке Sanktuarium Najświętszej Maryi Panny Jasnogórskie).

История города Ченстохова и возникновения Ясногорского монастыря уходят вглубь веков. Так первая деревня Ченстохова была основана еще в 11-ом столетии, а первое упоминание о ней в исторических документах относится к 1220 году. Статус города Ченстохова получила в 1377 году.

В 1382 году польский князь Владислав Опольский пригласил в Польшу из Венгрии монахов ордена паулинов (Орден святого Павла Отшельника – на латыни Ordo Sancti Pauli Primi Eremitæ, на польском языке Zakon Świętego Pawła Pierwszego Pustelnika), которым князь передал приходский костёл Пресвятой Девы Марии. Благодаря дарам и пожертвованиям Владислава II Ягеллы (Władysław Jagiełło) и его жены Ядвиги, на холме абсолютная высота которого составляет 293 метра, в 1393 году основали монастырь. Новая обитель получила имя„Ясна Гора” в честь главной в тот момент церкви ордена - храма святого Лаврентия на Ясной Горе в Буде (сейчас Будапешт).

Ясногорский монастырь знаменит хранящейся здесь Ченстоховской иконой Божией Матери (из-за темного оттенка лика также известна как „Черная Мадонна”, Czarna Madonna или Matka Boska Częstochowska), которая почитается католиками и православными, как величайшая реликвия.

Согласно легенде, Ченстоховская икона относится к иконам Пресвятой Богородицы, которые написал апостол Лука на доске от стола, при котором молилась и принимала пищу Пресвятая Семья. В 326 году, когда святая Елена посетила Иерусалим, она, по преданию, получила эту икону в дар и привезла ее в Константинополь. Достоверно историю иконы можно проследить с конца 13 века, когда галицко-волынский князь Лев Данилович перевез икону из Константинополя в город Белз (современная Украина), где она прославилась многочисленными чудесами. В Ясногорский монастырь ее перевез Владислав Опольский. Информация об этом событии содержится в старинном манускрипте „Translatio Tabulae”, экземпляр которого, датируемый 1474 годом хранится в монастырском архиве.

Ченстоховская икона выполнена на деревянной панели размерами 122,2 x 82,2 x 3,5 сантиметров, относится к типу Одигитрия. Младенец Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой Он благословляет, а в левой держит книгу.

На Пасху 14 апреля 1430 года монастырь был атакован бандой грабителей-гуситов из Богемии, Моравии и Силезии. Они разграбили монастырь. Ворвавшись в каплицу Божией Матери, они сорвали с алтаря икону, украли ценные предметы ее окружавшие и саблями порезали лик Мадонны. После чего бросили икону на землю так, что доски иконы треснули на три части.

Реставрация образа проходила в Кракове при дворе короля Владислава Ягелло. Художники несколько раз безуспешно наносили новые краски, а они вновь и вновь сходили с иконы. Отчаявшись отреставрировать икону, они сняли с доски остатки первичной краски и нарисовали новую ее копию, максимально приближенную к оригиналу. А там где на лике Божией Матери были разрезы, в память о вандалистских действий, они нанесли резцом следы на новую икону. Именно в таком виде икона дошла до наших дней.

Над входом в боковую капеллу храма находиться копия иконы Божьей Матери из Ченстохова. По мнению искусствоведов, копия иконы была создана в Византии в 9–11 веках.

В 1466 году Ясногорский монастырь пережил еще одну осаду чешской армии.
После этих событий слава Ясногорского монастыря возросла больше прежней. В Ясногорский монастырь стали прибывать многочисленные паломники, первоначальная каплица уже не могла всех вмещать, и монастырь начал расширяться, началось строительство нового большого костела. Очередное нападение на монастырь и его грабеж, а также пограничное расположение Ясногорского холма склонили польских королей Сигизмунда III Вазу (Sigismund, Zygmunt) и Владислава IV Вазу (Władysław IV Waza), окружить монастырь оборонным рвом. В 1621 году были начаты фортификационные работы, таким образом, святилище на Ясна Гуре стало крепостью Марии.

Построенные в 1621-1644 годах укрепления превратили Ясногорский монастырь в значимый оборонный объект . Очень скоро фортификационные сооружения Ясногорского монастыря подверглись суровой проверке на прочность во время так называемого „потопа”, шведского нашествия на Речь Посполитую в 1655 году. Шведское наступление развивалось стремительно, в течение нескольких месяцев были взяты Познань, Варшава и Краков; польская шляхта в массовом порядке переходила на сторону врага; король Ян II Казимир Ваза (Jan II Kazimierz Waza) бежал из страны. 18 ноября того же года шведская армия под командованием генерала Миллера подступила к стенам Ясногорского монастыря . Несмотря на многократное превосходство шведов в живой силе (шведов было около 3 тысяч против 170 солдат, 20 дворян и 70 монахов в монастыре) настоятель Августин Кордецкий принял решение сражаться. Героическая оборона монастыря вынудила захватчиков отступить и послужила примером для всей страны, что привело к изгнанию шведов, что многими в Польше было расценено как чудо Богородицы.

1 апреля 1656 года благодарный король Ян II Казимир Ваза, во время торжественного обета, отдал себя и свою страну под опеку Божией Матери, назвав ее Духовной Матерью и Королевой Польши.
Еще несколько нападений монастырю пришлось пережить в ходе Северной войны, в 1702, 1704 и 1705 годах, однако они были также отражены. В 1716 году монахи монастыря подали в Рим петицию о короновании образа. В 1717 году после получения одобрения от папы Климента XI икона была коронована в присутствии 200 000 паломников. Возложение на головы Младенца и Матери Божией корон символизировало особую важность иконы и ее чудотворность.

После поражения Барской конфедерации в 1772 году последний польский король Станислав II Август Понятовский (Stanisław August Poniatowski) приказал сдать Ясногорский монастырь русским войскам . Второй раз монастырь был занят русской армией в 1813 году в ходе наполеоновских войн. Настоятель Ясногорского монастыря преподнес русским военачальникам список иконы, который потом хранился в Казанском соборе Санкт-Петербурга, а после закрытия собора в 1932 году перешел на хранение в Государственный музей истории религии. Русская армия разрушила крепостные стены Ясногорского монастыря, однако, в 1843 году Николай I повелел восстановить их. Стены были построены в несколько иной конфигурации, чем раньше.

В условиях, когда Польша была разделена между другими государствами, Ясногорский монастырь и хранящаяся в нём икона были важными символами единства нации, так на знаменах участников Польского восстания 1863 года был изображён Ченстоховский образ. После подавления восстания некоторые из числа монахов паулинов были обвинены в поддержке восставших и высланы в Сибирь.

Во время второй мировой войны Ясногорский монастырь был оккупирован нацистами, паломничества запрещены. 16 января 1945 года внезапная атака советских танков на Ченстохову привела к тому, что нацисты оставили монастырь, не причинив ему вреда.
После войны Ясногорский монастырь продолжал быть духовным центром страны. В сентябре 1956 года, в день трехсотлетия „львовских обетов” Яна II Казимира Вазы, около миллиона верующих молились здесь об освобождении брошенного в тюрьму коммунистическими властями примаса Польши, кардинала Стефана Вышиньского. Освобождение кардинала состоялось через месяц после этого.

Территория Ясногорского монастыря занимает площадь 5 гектар. Монастырские здания окружены с трех сторон парком, в то время как с четвертой стороны к ним ведет большой сквер, который в дни больших праздников полностью заполняется паломниками.

Монастырь имеет четырехугольную форму, по углам располагаются мощные бастионы стреловидной формы.

Бастионы носят имена:

  • бастион Морштынув (Роха, Bastion Morsztynów).
  • бастион святой Варвары (Любомирских, Bastion św. Barbary, bastion Lubomirskich).
  • королевский бастион (Потоцких, святого Якуба, Bastion królewski, bastion Potockich).
  • бастион Святой Троицы (Шанявских, Bastion św. Trójcy, bastion Szaniawskich).

Доминантой Ясногорского монастыря является Ясногорская колокольня высотой 106.3 метра. Колокольня была построена в 1714 году в барочном стиле. Она несколько раз страдала от пожаров, в 1906 году была реконструирована и надстроена. Колокольня состоит из 5 уровней. На высоте второго уровня с внешней стороны располагаются четыре часовых циферблата, с каждой стороны башни. Каждые 15 минут 36 колоколов исполняют мелодию гимна, посвященного Деве Марии. Интерьер третьего уровня украшают 4 статуи - святого Павла Фивейского, святого Флориана, святого Казимира и святой Ядвиги. На верхний, пятый уровень ведут 516 ступеней. Там находятся четыре статуи Учителей Церкви - святого Альберта Великого, святого Григория Назианзина, святого Августина и святого Амвросия Медиоланского. На шпиле башни помещена статуя ворона с куском хлеба во рту (символ ордена паулинов) и монограмма Пресвятой Девы. Венчается шпиль крестом.

Капелла, в которой хранится Ченстоховская икона Божией Матери - сердце Ясногорского монастыря. Первоначальная капелла была построена еще до начала 17 века, в 1644 году она была перестроена в трехнефную часовню (сейчас это пресвитерий). Икона была помещена на алтарь из черного дерева и серебра, подаренный монастырю великим канцлером Оссолинским в 1650 году и до сих пор остается на том же месте. Серебряная панель, защищающая икону, датируется 1673 годом. Завесу поднимают только два раза в день. Икона время от времени меняет свой вид из-за того, что ее „переодевают” попеременно в семь разных убранств, инкрустированных золотом, серебром и драгоценными камнями.
В 1929 году к капелле была пристроена еще одна часть. В капелле 5 алтарей, ее стены покрыты вотивными дарами. В левой стене захоронен прах Августина Кордецкого, настоятеля, руководившего обороной монастыря от шведов.

Собор, примыкающий к капелле чудотворной иконы, самое старое сооружение Ясногорского монастыря, его сооружение началось в начале 15 века. В настоящее время собор имеет 46 метров в длину, 21 метр в ширину и 29 метров в высоту.

В 1690 году большой пожар практически уничтожил интерьер храма. В 1692-1695 годах были проведены восстановительные работы. Еще несколько реставраций были проведены в 1706 и 1728 годах.

Трехнефный собор - один из лучших образцов барокко в Польше. Своды пресвитерия и главный неф оформлены Карлом Данквартом в 1695 году. Главный алтарь авторства Джакомо Буццини выполнен в 1728 году. Среди многочисленных боковых капелл выделяются капелла святого Павла Фивейского, святого

Сердца Иисуса, святого Антония Падуанского.
Ризница (сакристия) находится между собором и капеллой Девы Марии и составляет с ними один комплекс. Она построена в 1651 году. Ее длина 19 метров, ширина 10 метров. Свод сакристии, как и собор, расписывал Карл Данкварт, настенные росписи относятся к 17 веку.
Рыцарский зал расположен вдоль южного фасада Ясногорского монастыря позади капеллы Девы Марии. Он возведен в 1647 году в стиле ренессанс. Стены зала расписаны в 17 веке польскими мастерами и представляют наиболее значительные события истории монастыря. В дальнем конце зала установлен алтарь святого Иоанна Богослова работы 18 века. В Рыцарском зале проводятся встречи, заседания епископата, теологические и философские конференции.

В комплекс монастырских зданий также входят жилые помещения монахов, Арсенал, Музей 600-летия Ясногорского монастыря, Королевские покои, Переговорный зал и другие.

В 1900-1913 годах в сухом рву монастыря была создана скульптурная группа (14 станций) Путь Христа (Droga Krzyžowa Częstochowa). Ее по проекту архитектора Stefana Szyllerskie, создал скульптор Pius Weloncki.

Перед Ясногорским монастырем находится большое открытое пространство (сквер). Здесь во время больших богослужений собирается более 200 000 паломников.

В течение года в Ясногорский монастырь приезжает 4-5 миллионов туристов и паломников.

макет Ясногорского монастыря в парке миниатюр в Огродзенеце (Польша)
почтовые марки посвященные Ченстоховской иконой Божией Матери (Ясногорского монастыря)
почтовые конверты посвященные Ченстоховской иконой Божией Матери (Ясногорского монастыря)
монеты посвященные Ченстоховской иконой Божией Матери (Ясногорского монастыря)
монеты посвященные Ясногорскому монастырю


Ясногорский монастырь (Ясная Гора) базилика Ясногорского монастыря


Центральный вход Ясногорского монастыря фото на память у Ясногорского монастыря


ворота Любомирских Ясногорского монастыря ворота Королевы Польши Ясногорского монастыря


надвратные украшения ворот монастыря фрагмент ворот монастыря
ворота Валова (Ягелло) вход в базилику Ясногорская колокольня


Королевские покои