Ясная гора. Монастырь ясная гора Ясная гора

Я́сная Гора́, Я́сна Гу́ра (польск. Jasna Góra) - католический монастырь в польском городе Ченстохова. Полное название - Санктуарий Пресвятой Девы Марии Ясногорской (польск. Sanktuarium Najświętszej Maryi Panny Jasnogórskiej). Принадлежит монашескому ордену паулинов. Ясногорский монастырь знаменит хранящейся здесь Ченстоховской иконой Божией Матери, почитаемой величайшей святыней католиками и православными. Ясная Гора - памятник истории, главный в стране объект паломничества, а также символ национального единства польской нации. Является кандидатом на включение в список Всемирного наследия UNESCO.

ИсторияПравить

В 1382 году польский князь Владислав Опольский пригласил в Польшу из Венгрии монахов ордена паулинов, которые основали монастырь на холме рядом с городом Ченстохова. Новая обитель получила имя «Ясная Гора» в честь главной в тот момент церкви ордена - храма св. Лаврентия на Ясной Горе в Буде. На Ясную Гору Владиславом Опольским была перенесена чудотворная икона Девы Марии из города Белз (совр. Украина). Информация об этом событии содержится в старинном манускрипте «Translatio Tabulae», экземпляр которого, датируемый 1474 годом, хранится в монастырском архиве. С момента основания монастырь стал известен как место хранения реликвии, паломничества к иконе начались уже в XV веке. На Пасху 14 апреля 1430 года монастырь был атакован бандой грабителей-гуситов из Богемии, Моравии и Силезии. Они разграбили монастырь, разбили икону на три части и нанесли по лику несколько сабельных ударов. Реставрация образа проходила в Кракове при дворе короля Владислава Ягелло. Несовершенные техники реставрации привели к тому, что, хотя икону и удалось собрать воедино, шрамы от сабельных ударов на лике Богородицы всё равно проступали сквозь свежую краску. В 1466 году монастырь пережил ещё одну осаду чешской армии. В XV веке в монастыре был построен новый собор. В начале XVII века для защиты от нападений монастырь был обнесён мощными стенами, превратившими Ясную Гору в крепость. Очень скоро фортификационные сооружения монастыря подвергнулись суровой проверке на прочность во время так называемого «потопа», шведского нашествия на Речь Посполитую в 1655 году. Шведское наступление развивалось стремительно, в течение нескольких месяцев были взяты Познань, Варшава и Краков; польская шляхта в массовом порядке переходила на сторону врага; король Ян Казимир бежал из страны. 18 ноября того же года шведская армия под командованием генерала Миллера подступила к стенам Ясной Горы. Несмотря на многократное превосходство шведов в живой силе (шведов было около 3 тысяч против 170 солдат, 20 дворян и 70 монахов в монастыре) настоятель Августин Кордецкий принял решение сражаться. Героическая оборона монастыря вынудила захватчиков отступить и послужила примером для всей страны, что привело к изгнанию шведов, что многими в Польше было расценено как чудо Богородицы. Вернувшийся из изгнания король Ян Казимир в ходе «львовских обетов» торжественно избрал Деву Марию покровительницей…

Итак, продолжаю рассказ о своем путешествии в Польшу.
Далее мы двинулись в город Ченстохова.

Один из старейших польских городов, Ченстохова (Czestochowa), расположен на юге страны, на берегах реки Варта.
Время основания Чехонстовы - XI век, еще через два столетия ему был дарован статус города.
Ченстохова - религиозная столица Польши, место паломничества.

Главная достопримечательность города, из-за которой сюда стремятся туристы не только со всех краев Польши, но и со всего мира, - это чудотворная Ченстоховская икона Божией Матери, которую также называют Черной Мадонной, хранящаяся в монастыре в Ясной Гуре (Ясная Гора).

Вход в монастырь. Вдалеке видна колокольня.


Статуи на стене монастыря.


Согласно легенде, Ченстоховская икона относится к иконам Пресвятой Богородицы, которые написал апостол Лука. В 326 году, когда святая Елена посетила Иерусалим, она, по преданию, получила эту икону в дар и привезла ее в Константинополь. По мнению же искусствоведов, икона создана в Византии в IX-XI веках. Достоверно историю иконы можно проследить с конца XIII века, когда галицко-волынский князь Лев Данилович перевез икону в город Белз, где она прославилась многочисленными чудесами.

Вход на башню, оформленный в виде каплицы и украшенный солнечными часами; посередине стоит каплица Деннхофов, освящённая во имя св. Павла Отшельника, а крайняя справа - это каплица Яблоновских во имя Святого Сердца Иисуса.
Через арку можно пройти ко входу на колокольню.

Высокая 106-метровая колокольня была построена в 1714 году в барочном стиле. Несколько раз она страдала от пожаров, в 1906 году была реконструирована и надстроена.
Чтобы подняться на ее верх потребуется преодолеть 519 ступеней, но мы из-за жестких временных рамок не поднимались.

Колокольня состоит из 5 уровней. На высоте второго уровня с внешней стороны располагаются четыре часовых циферблата, с каждой стороны башни. Каждые 15 минут 36 колоколов исполняют мелодию гимна, посвящённого Деве Марии. Интерьер третьего уровня украшают 4 статуи — св. Павла Фивейского, св. Флориана, св. Казимира и св. Ядвиги. На верхний, пятый уровень ведут 516 ступеней. Там находятся четыре статуи Учителей Церкви — св. Альберта Великого, св. Григория Назианзина, св. Августина и св. Амвросия Медиоланского. На шпиле башни помещена статуя ворона с куском хлеба во рту (символ ордена паулинов) и монограмма Пресвятой Девы. Венчается шпиль крестом.


На шпиле башни укрепленоизваяние ворона с куском хлеба в клюве - символ ордена паулинов.
Наш гид. Рассказывал на русском языке.

Рыцарский зал расположен вдоль южного фасада монастыря позади Капеллы Девы Марии. Он возведён в 1647 году в стиле ренессанс. Стены зала расписаны в XVII веке польскими мастерами и представляют наиболее значительные события истории монастыря. В дальнем конце зала установлен алтарь св. Иоанна Богослова работы XVIII века.

В Рыцарском зале проводятся встречи, заседания епископата, теологические и философские конференции.


Распятие в Рыцарском зале.

Из-за темного оттенка лика икона также известна как « Черная Мадонна». Ченстоховская икона выполнена на деревянной панели размерами 122,2x82,2x3,5 см, относится к типу Одигитрия. Отрок-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой Он благословляет, а левой - держит книгу. На иконе остались несколько разрезов, полученных, возможно, от удара саблей.


За нашим гидом алтарь святого Иоанна Богослова работы 18 века.


На стенах зала изображены картины с наиболее значимыми события истории монастыря.
Польский князь Владислав Опольский передает икону монахам Паулинам (1382 г.)

Вотивные предметы на стенах капеллы Девы Марии.
(различные вещи, приносимые в дар божеству по обету, ради исцеления или исполнения какого-либо желания. Обычай приношения вотивных предметов — смягчённая форма жертвоприношения)

В тот момент, когда мы пришли в капеллу, там было уже много народа, шла служба.


Орган в капелле.

Капелла, в которой хранится Ченстоховская икона Божией Матери — сердце монастыря.
Первоначальная капелла была построена ещё до начала XVII века, в 1644 году она была перестроена в трёхнефную часовню (сейчас это пресвитерий). Икона была помещена на алтарь из чёрного дерева и серебра, подаренный монастырю великим канцлером Оссолинским в 1650 году и до сих пор остаётся на том же месте. Серебряная панель, защищающая икону, датируется 1673 годом.

Окладов для иконы изготовлено несколько, все очень красивые и величественные, украшенные драгоценными металлами и камнями.
К сожалению, все они, кроме одного, который размещен на иконе, находятся в Сокровищнице монастыря вместе с различными подарками паломников, дарителей, верующих, где фотосъемка, даже без вспышки, строго запрещена.

В 1929 году к капелле была пристроена ещё одна часть. В капелле 5 алтарей, её стены покрыты вотивными дарами. В левой стене захоронен прах Августина Кордецкого, настоятеля, руководившего обороной монастыря от шведов.

Алтарь с иконой.


Служба в капелле.
Для туристов и верующих сделан специальный круговой коридорчик вокруг алтаря, проходя по которому можно помолиться, увидеть икону, обратиться к ней и не мешать проходящей службе.
Кто-то просто проходит по этому коридорчику в молитве, а кто-то на коленях.



Огромное поле со стульями -это для паломников. В праздники здесь негде упасть яблоку.
Служба ведется с балкона.

Вот такие краны с питьевой водой стоят на территории монастыря.

Вот такой ансамбль выступал недалеко от монастыря на фоне дома пилигримов - место ночлега для паломников, приезжающий надолго.

Как всегда было свободное время на покупку сувениров и погулять. В данном случае мы преобретали религиозные атрибуты, иконы, книги о монастыре.
Продолжение следует...

На автобусе через пол Европы

Ченстохова

И вновь мы в Польше. Автобус опережает график, и у нас есть время, чтобы заглянуть в еще одно интересное место. Город Ченстохова - это духовная столица Польши, центр культа Девы Марии. Первые упоминания о Ченстохове в летописях встречаются еще в тринадцатом столетии, но в центр католической веры он начал превращаться с конца XIV века, когда польский князь Владислав Опольский пригласил из Венгрии монахов ордена паулинов, которые основали на холме рядом с Ченстоховой монастырь Ясная Гора. Этот же князь перенес сюда знаменитую икону Божией Матери - главную реликвию обители.

У Ченстоховы была бурная история. За восемь с лишним веков город не раз подвергался осаде, переходил во владение Пруссии, потом снова возвращался в состав Польши. Помимо Ясногорского монастыря, в нем сохранились и другие исторические постройки и места, например, костёл Святого Зигмунда, собор Святого Семейства, старое еврейское кладбище.

Сегодня Ченстохова продолжает играть важную роль в духовной и культурной жизни Польши. Здесь проходит Международный фестиваль духовной музыки Gaude Mater, фестиваль традиционного джаза Hot Jazz Spring, Дни культуры народов Европы, Международный фестиваль фольклора «Из далека и близка», Всенародный поэтический конкурс им. Галины Посвятовской.

Ясногорский монастырь прежде всего известен как место хранения главной польской католической святыни - Ченстоховской иконы Божией Матери. Особое почитание икона и сам монастырь заслужили в 1655 году, во время шведского нашествия на Польшу, которое сами поляки традиционно называют «Потоп». Шведы быстро наступали, в короткий срок захватив крупнейшие города страны. Королю пришлось бежать за рубеж. Вскоре к монастырю подступила трехтысячная армия. Больше месяца захватчики вели осаду. Но, хотя защитники монастыря как минимум в 15 раз уступали шведам по численности (в гарнизоне было менее двухсот солдат), осаждающим так и не удалось пробиться за его стены, и они отступили. Это стало переломным моментом в войне. По всей стране начался национальный подъем, создание ополчения. Поляки перешли в наступление и изгнали шведов. Многие объясняли это чудом, совершенным Девой Марией. После войны со всей страны в монастырь Ясная Гора потекли потоки паломников, а король Ян Казимир объявил Божию Матерь Ченстоховскую покровительницей Польши.

106-метровая монастырская колокольня. Каждые 15 минут колокола на ней исполняют гимн, посвященный Деве Марии. На самом шпиле, под крестом, находится ворон с куском хлеба во рту - символ монашеского ордена паулинов, основавшего монастырь.

Вход в Собор Святого Креста и Рождества Богородицы с двумя солнечными часами над дверью, с арабскими и римскими цифрами.

Слева на фото - музей 600-летия монастыря.

Во внутреннем дворе монастыря есть священный источник, вода в котором, как считается, обладает свойством исцелять болезни. Паломники и туристы обязательно увозят с собой хоть немного чудесной воды. Многие приезжают в монастырь специально, чтобы молить об исцелении.

Внутренний двор перед входом в святая святых Ясногорского монастыря - капеллу, в которой хранится Ченстоховская икона Божией Матери.

Люди со всей Польши постоянно передают монастырю различные дары. Поскольку среди дарителей было немало королей, знатных и просто состоятельных людей, то за несколько веков в монастыре собралась богатая коллекция редких и дорогих предметов, имеющих высокую историческую ценность. Сейчас часть из них хранится в монастырском музее, а часть украшают стены капеллы (на фото).

Поглядим на потолок, весь покрытый плетением барочных узоров. Среди портретов, украшающих потолочные своды, не только святые, но и выдающиеся люди Польши.

Фото со страницы dorogimira.livejournal.com

А вот и она - та самая Ченстоховская икона Божией Матери. В просторечии ее называют Чёрной Мадонной за темный цвет лика. По легенде, она была написана еще апостолом Лукой. А в IV веке ее подарили матери римского императора Константина - Святой Елене во время визита последней в Иерусалим. Она-то и перевезла ее в Константинополь, становившийся в то время центром христианского мира. Правда, искусствоведы все-таки склоняются к мнению, что икону создали в Византии примерно в IX-XI веке.

За свою многовековую историю она успела послужить в Византии, в Западной Украине, наконец, в Польше, и, как говорят верующие, повсюду совершала чудеса. Икона пережила несколько войн и осад монастыря. В XV веке, во время разграбления обители восставшими гуситами икону порубили саблями и даже после реставрации на лике остались отметины. А во Вторую мировую войну ее чуть не взорвали вместе с монастырем отступавшие нацисты. Несмотря на все испытания, икона сохранилась до наших дней и по-прежнему остается главной святыней Польши.

Фото со страницы dorogimira.livejournal.com

В годы, когда Польша была разделена между Пруссией, Россией и Австрией (1795-1918 гг.) и не имела своей государственности, Ченстоховская икона Божией Матери была символом единения нации, ее в равной мере почитали во всех областях разделенной страны. А в XX веке, в годы гонений на религию, икона превратилась еще и в символ сопротивления коммунистическому режиму.

Кстати, святыней Ченстоховская икона Божией Матери считается не только у католиков, но и у православных. Список с нее хранится в Казанском соборе Санкт-Петербурга.

– монастырь Ясная гора. Здесь хранится почитаемая католиками и православными чудотворная икона Ченстоховской Божьей Матери, покровительницы Польши. Духовная обитель – популярный объект паломничества, по традиции, верующие приходят сюда босиком.

Мифы и факты

Согласно преданию, знаменитую икону написал сам Евангелист Лука в Иерусалиме. Исследователи же утверждают, что реликвия была создана в IX-XI веках в Византии. В 1382 году свое «святое путешествие» икона окончила в Ченстохове, в , основанном орденом монахов-паулинов в конце XIV века. Их пригласил из Венгрии польский князь Владислав Опольский.

В XV веке обитель разграбили гуситы, но чудотворный образ был спасен. Предполагают, что именно от ударов сабель гуситов на лице Мадонны остались шрамы.

В XVII веке монашескую обитель окружили мощными крепостными стенами. Благодаря укреплению святыня выдержала продолжительную осаду шведов, описанную в романе Г. Сенкевича «Потоп».

Дважды монастырь занимала русская армия (1722, 1813 годы).

В годы Второй мировой войны фашисты хотели взорвать весь комплекс, но не успели. Ныне духовная обитель – действующая, здесь проводятся воскресные мессы, устраиваются выставки, конференции и встречи высшего духовенства. Открыта для посещения.

Что посмотреть

Территория монастырского комплекса занимает 5 га. Сам он расположен на холме высотой 300 м. Святыня имеет четырехугольную форму, по углам возвышаются мощные бастионы: Морштынов, святой Барбары, Королевский, святой Троицы.

Перед входом развеваются флаги тех стран, где есть христианские конфессии.

Главный храм – трехнефный собор Святого Креста и Рождества Богородицы (XV-XVIII века), один из ярких образцов польского барокко. Главный алтарь собора работы итальянского мастера Джакомо Буццини (1728 год).

В капелле собора (реконструкция 1644 года) хранится чудотворная икона Ченстоховской Божьей матери. Ее называют также «Черной Мадонной» из-за темного оттенка лика. Реликвия располагается на алтаре из черного дерева и серебра и защищена серебряной панелью (XVII в). Стены капеллы увешаны дарами в знак благодарности за исцеление от недугов, интересно, что на одной из стен висит много костылей.

Одна из достопримечательностей монастыря – Рыцарский зал (XVII в), раньше здесь устраивали приемы почетных гостей, переписывали книги. Зал обустроен в ренессансном стиле, украшен росписями на темы жизни монахов.

Самая высокая постройка святыни – пятиярусная колокольня (XVIII в), возведенная в стиле барокко. Ее высота – 106 м. Наверх ведут 516 ступеней. Каждые 15 минут с колокольни доносится мелодия гимна Деве Марии.

Комплекс зданий состоит также из ризницы, библиотеки, где хранятся старинные печатные издания и манускрипты, арсенала, жилых помещений монахов и др.

Что еще посмотреть в Польше: и


Колокольню Ясногорского монастыря видно издалека. Лучше всякого компаса выведет вас к нужному месту устремленный в небо шпиль. С давних пор он был ориентиром для миллионов людей, которые приходили сюда поклониться Ченстоховской иконе Божией Матери - ее темный лик с суровым взглядом и рассеченной щекой до сих пор для многих последняя надежда.

Монастырь был основан в 1382 году монахами, приглашенными из Венгрии польским князем Владиславом Опольским. Нынешняя территория монастыря огромна (несколько гектаров) и многоярусна (он располагается на холме высотой почти 300 метров). Наверное, это самый грандиозный культовый центр, в котором мы когда-либо бывали. На его территории есть несколько музеев, сокровищница, хоспис, медицинский пункт, большой информационный центр и даже собственное радио.


2.

Главный вход на территорию монастыря.


3.


4.

Но мы подъехали со стороны бокового входа, который выглядит не так помпезно. Здесь стоит упомянуть, что рядом с Ясногорским монастырем обустроены огромные парковки и проблем с тем, где оставить машину, нет. Может быть, конечно, в праздничные дни будет другая «картина». Парковка платная, но без фиксированной цены: на выезде охранник протянет вам металлическую кружку и вы бросите туда столько, сколько посчитаете нужным.

5.

Уже над входом можно увидеть изображение Ченстоховской иконы.

6.

Монастырь окружен толстыми стенами и имеет четыре бастиона — наследие тех времен, когда находившиеся здесь вынуждены были обороняться. Стены были возведены в 17 веке и с тех пор несколько раз выдерживали мощную осаду: в 1655 году во время шведского нашествия и в начале 18 века в ходе Северной войны. Нацистов сдержать стены не смогли, но, к счастью, монастырь практически не был разграблен.


7.


8.


9.


10.

Сейчас вдоль стен установлены скульптуры на высоких каменных постаментах, символизирующие этапы Крестного пути.


11.


12.

Паломников в Ясную Гору приходит очень много и по праздникам, когда собор не в состоянии вместить всех желающих, проводятся службы под открытым небом.


13.

Базилика является самым старым сооружением монастыря, ее начали возводить еще в
начале 15 века. Сейчас интерьер барочный, считается одним из лучших образцов в Польше.

14.


15.

Надо сказать, что барокко я не очень люблю, этот стиль для меня слишком «обильный», а всепоглощающая позолота мешает рассмотреть детали. Но здесь был найдет великолепный баланс, который позволил сохранить и объединить фактуру, подробность и суть.


16.


17.


18.


19.

Предположу, что здесь изображен Иоанн Павел II, стало быть, работа современная, но отлично «вписавшаяся» в общий контекст.


20.

Главный алтарь создан в 1728 году.

21.


22.

Чудотворная икона находится не здесь, а в капелле Девы Марии, которая примыкает к собору.


23.

Все стены капеллы покрыты вотивными дарами и напоминаниями о прошлой жизни — их оставляют здесь после того, как произошло чудо, за которым сюда и приходят.

24.


25.


26.

Чудотворной икона была признана после того, как монастырь выстоял во время нашествия шведов в 1655 году.

27.

Хотя, свои «шрамы» она получила не на этой войне, а гораздо раньше, во время нападения гуситов - иконоборцев в 1430 году. Любые попытки скрыть их под краской были безуспешны: трещины на правой щеке Девы Марии проступали даже сквозь самый толстый слой.


28.

За заступничество икона была официально коронована в 1717 году с одобрения Папы Римского.


29.

Как я уже говорила в начале, монастырь многоуровневый, и это же характерно для внутренних помещений. Следуя указателям, можно попасть в верхние галереи со множеством различных залов.


30.

В одном из них висят живописные полотна, глядя на которые я испытала такую гамму чувств, что в итоге просто разрыдалась.


31.

Это такой «крестный путь нашего времени». Здесь столько ассоциаций, что перед каждой картиной мы стояли, как завороженные, и никак не могли уйти.


32.


33.


34.


35.


36.


37.


38.


39.


40.


41.