Январь старославянский. Апрель

Каких только названий апрель не подхватывал у древних славян: и красавик, и снегогон, и кветень, и первоцвет, и цветень, и крутий, и ручейник, и водолей, и обманщик — второй весенний и четвертый в году месяц. В современном календаре это второй весенний и четвертый в году месяц — период цветения деревьев, и весенних цветов. Благодаря реформе Юлия Цезаря апрель с 29 дней стал иметь 30. Именно с апреля начинался девятнадцатидневный цикл, предназначенный для богов.

Название «апрель» в народном календаре славян прочно закрепилось, а позаимствовано оно было у древних римлян. Aprīlis (априлис) — «месяц Афродиты» у них числился 2-м месяцем в году. Римским поэтом Овидием присвоение такового имени толковалось иначе. Он считал, что название дано от латинского слова «аперире», обозначающее «Всё открывается». И под этим «Всё» подразумевалось, прежде всего, открытие (пробуждение) природы! Это явление природы неповторимо и замечательно. Температура в этот период действительно значительно увеличивается, залежалый снежок быстро становится живительной водичкой для флоры. Всё в строгой последовательности на глазах травенеет и хорошеет! Зацветают первоцветы, мать-и-мачеха, крокусы, ива, осина, тополя. Зеленеют листочки на вербе, ольхе, сирени, осине, березе. Почувствовав тепло, выползают на солнышко насекомые.

  • В апреле — вода, в мае — трава, в июле — хлеба.
  • 3 апрельских дождя заменят тысячи июньских дождищ.
  • Мокрый апрель к лету грибному.
  • Апрель славен водой.
  • Апрель нерадивых не любит, трудоголиков — голубит.
  • Апрельскими водотоками земля поится и будится.
  • Весенний цветок пробьет любой снежок.
  • Начало апреля при снеге, а финиш — при зелени.
  • В апреле держи напоготове теплую одежду.
  • Снег неожиданно выпал в апреле: за бабушкой Зимой внучек пришёл.
  • Апрель- батенька зовёт всех в поле.
  • Начало апреля — чёрно в полях, однако в лесах кое-где бело.
  • Апрель красен листочками, а май — цветочками.
  • Если в апреле потоками вода, то в мае роскошная трава.
  • Где в апреле из ручьев река, там, в июле из дождей — лужа.
  • Апрель насытился водой, октябрь богат на пиво.
  • Апрель землю парит.
  • Не повреждай печи — ещё апрельские хода впереди.
  • Вода апрельская на полях — сено обильное в стогах.
  • Апрель — обманчив: 7-мь погод в 1 день.
  • Февральский снег намусорит, апрельская вода все смоет.
  • В апреле — цветок и трава, а осенью хлеб — всему голова.

Народный календарь традиций и примет на апрель

День Дарьи Грязной и Хризанта. День пробуждения .

Как только не именуют в народе Дарью Грязную: и Дарьей Поплавихой, и грязнопрудом, и пролубницей. Грязной ее прозвали потому, что активное таяние снега вызывало массу вешних вод, которые размывали, не только дороги, но и поля, и дворы. Всюду появлялась грязь, скапливалась она на берегах рек, вокруг прорубей. В старине по этому поводу грубо, но точно выражались «Дарья все обгадила». Тем не менее, Дарья Грязная марала в грязь лишь порочных людей с черными помыслами. Поэтому народ, увидев испачканного человека, воспринимал его как плохого. Этот день знаменуется и тем, что знахари в него весенней водой «снимали » порчу и избавляли от всякой хвори. Теплый, солнечный день был к лету сухому и ветряному. Дождь — летние живительные дожди. Залежалый снег — гнилое лето. По Дарье предсказывали погоду на 1 октября, выбеливали холсты.

В древности свято верили, что 1-го апреля после долгой спячки пробуждался Домовой. Переспавший, а потому недовольный хранитель домашнего очага постоянно зевал, ворчал, капризничал. Окончательно проснувшись, шалил и даже хулиганил. Чтобы поднять настроение и тонус духу жилья наши предки готовили ему угощения: кашку, молоко, наливали винцо. Ну и, конечно же, пытались его целый день развеселить шутками, розыгрышами. Задабривание Домового первого апреля со временем забыли, но традиция подшучивать друг над другом актуальна и по сей день.

День Фотиньи Колодезницы

По библейскому преданию именины на Фотинью у воды из колодца и льна.

Именно у Фотиньи Самаряныны жаждущий Иисус Христос попросил из колодца Иакова испить воды. И с тех пор в День Фотиньи Колодезницы вода обладает непревзойденными целительными свойствами. Чтобы излечиться от всякой хвори, в том числе и от лихорадки наши предки умывались колодезной водой.

Прославлять начинали лен с рассвета. Красивые льняные вещи выносили из жилья и развешивали на заборах, на ветки березок крепили льняные вышитые полотенца. Незамужние девушки водили хороводы с длинными, приготовленными для свадьбы льняными рушниками, чтобы привлечь достойных женихов.

Качальник. Кирилл Катаник

На Качальника, покатавшись на санках последний раз, их санки начищали, высушивали и убирали восвояси до следующего зимнего сезона. Детишкам в старину говорили: «хоть ревом вой, хоть криком кричи, а после Катаника санки не получи». Также считалось, что как Льва Катаника, так и на Кирилла Катаника нельзя смотреть на небеса: вдруг увидишь падающую звезду, которая предрекала несчастья. Качались по пашне и умоляли дать чистое зерно.

День Василия Солнечного (Василия Теплого, Василия Солнечника, Василия Парника)

Именно столько прозвищ у Василия Капельника, и все связаны напрямую со стойким приходом тепла и солнечных дней. Те, кто надумал строить новую постройку, внимательно смотрели, куда стекаются ручьи от капели. На том месте сооружений не строили. Считалось, что в таких местах «проложенный ход у водицы в земную глубь», и дом со временем подмоет. Гадали на рассвете на солнце: взошло, окруженное красным цветом, значит к хорошему урожаю. Наблюдали весь день за небом: облака с синевой — к теплому дождю. Выпекали похожие на солнышко калачики.

Никонов день

На Никона в славянских деревнях, приговаривая «Подземная водичка, отворяем тебе ход вешний», обходят все источники. Насыпая хлебные крошки, зернышки, льняные и подсолнечные семечки, зазывают птиц к садам и дворам. Наводят блеск во всем доме и подворье. На Никонов день Весна прислала зяблика — гонца.

День Захара, Якова.

Вечером на Якова и Захара молились святым покровителям и старались разводить за дворами и на подворье жилищ костры, дабы прославить свет и изгнать тьму, а вместе с нею и всякую нечистую силу. Считалось, что вся нечисть не выносит и боится даже имени святого и быстро покидает те места, где глубокочтят его память.

Весь день серьезно готовились к Благовещенью — великому двунадесятому празднику. Старались переделать всю важную и неотложную работу. Накануне торжества православные спешили к вечере. В глубокой древности была примета: если незамужняя девушка выстоит всю ночную службу в храме, то замуж выйдет удачно.

В церквях для посадки освящали семена.

Если ночка выдавалась нехолодная, то и весна должна быть ранней и дружелюбной.

Если была роса, то будут для коней добрые проса, выпал дождь — для домашней скотины славный год. Вдруг — снег — к урожаю гречихи; а коль ударил мороз, то урожай и на просо, и на овес.

Благовещенье.

Любая работа на Благовещенье считалась большим грехом.

На Руси издавна в этот день прыгали через костры, чтобы нанести защиту от сглаза и порчи. Под Благовещение, вечером; окуривали свою одежду, чтобы закрыться от злых чар, предавали огню соломенные постели, чтобы испепелить все болезни.

Даже неразумными тварями чествовалось великое торжество. В народных поверьях так и описано: «девки косы не плетут, пташки гнездышко не вьют». Многие славяне в старину были убеждены, что птица, которая проспала утреню на Благовещенье или свила гнездо, — наказана, и не может летать несколько дней. На Благовещенье выкупали у ловцов пернатых из неволи, и выпускали их, веря в то, что птица свободная ходатайствует перед самим Богом за своего освободителя. Да, сам праздник, поэтому называли птичьим.

Бабушки — старушки в печи пережигали соль, после чего которая оказывалась целебной и чудодейственной. Выпекая для излечения скота «бяшки» — булочки-овечки, добавляли в тесто пережженную соль.

На Благовещение гроза к лету теплому, к хорошему сбору орехов.

Сыро на Благовещение — к грибному лету.

Небо солнечное и без облаков — к лету с частыми грозами.

Какой была погода днем, такой установится и в конце месяца.

Благовещенье холодное, что практически не бывает, — к 40-ка заутренним морозам.

Гавриил Благовест (Архангел Гавриил)

Ангел Архангел Гавриил, особо приближенный к тайнам Бога, и почитаемый и в христианстве, и в иудаизме, и даже исламе. Имя Благовест (Благовестник) народ дал ему, узнав, что он возвестил Деву Марию о рождении ею Божьего сына. Но в Малороссии и южных регионах России заметили, что всё родившееся в этот день, получается уродливым. Об этом говорили издавна: «Что родилось в день Гавриила — ужасно и некрасиво». И даже изделия из пряжи не шли впрок, поэтому-то и прекращали прясть именно в этот день

Крестьяне южных областей заметили, что если ко дню Гавриила Благовеста черемуха зазеленела, то наступило идеальное время для посадки раннего картофеля. Погода 8 апреля указывала на погоду 8 октября.

Святая Матрена, Матрена Настовица, Полурепица

Святая Матрена — покровительница хозяюшек. В ее день все хозяйки просили благословить их на труд. Было принято все запасы овощей, а особенно репу — основной продукт питания у славянских крестьян, делили на две части. Отборные плоды оставляли на посадку, остальные — на еду. По крику и по полету птиц (чибисов) определяли погоду:

если крик их с вечера, то будет ясно, летают низко — засушливый период надолго.

Илларион

Ко дню Иллариона существенно теплеет. Даже залежалый снег, быстро тает.

В старину славяне знали, что с цветением мать-и-мачехи, теряет свою целебную мощь Степанов венок, который 15 августа сплетала вся семья. Венок находился в красном углу избы. К его помощи прибегали, когда с кем-то приключалась хворь. Растения, выдернутые из венка, заваривали кипятком. Жилище наполнялось живительным духом с цветущих лугов, вдыхая который больной выздоравливал.

На смену Степанову венку приходили листья мать-и-мачехи, из которых славяне готовили лекарственные напои. Гром долгий и глухой — к обложным дождям. Сороки облюбовали верхушки вековых деревьев — к быстро проходящим холодам.

Святой Марко.

Массово шли в березовые рощи, чтобы набрать полезного и богатого на витамины сока

для больных. Обложной дождь сулил хороший сбор овса.

День Иоанна Лествичника

На Иоанна Лествичника Домовой вдруг начинал «бесится» и не узнавать жильцов дома. Славяне не решались выйти во двор из боязни, чтобы озлобленный домашний дух случайно не нанёс им вред. Существовало множество объяснений на этот. Одни рассказывали, что Домовой меняет старый кожный покров, других — что ему предлагает брачную связь ведьма. Но результат от этого не менялся: дух дома буянил почти сутки до крика первого петуха. Вот почему перед заходом солнца славянские люди загоняли весь скот в хлев и запирали его, а сами тихонько сидели в избах, и даже к окнам боялись подходить. Для чествования Иоанна русские люди выпекали и освящали в храме обрядовое печенье — лесенку. Печенье-лесенку выпекали каждому члену семь и все съедали его для здоровья.

У крупных парнокопытных днем сонное состояние, они часто и постоянно нюхают и с шумом выдыхают, непрерывно облизываются, пьют медленно и мало — на дождь.

Родившиеся 13 апреля женщины — «Огнищанки», набирали из печи пылающее топливо и от него в поле разводили спасительный для больных костер. Через него надо было пронести для исцеления тяжелобольного человека, а также для исправной работы сохи и бороны. При тихой погоде синее небо и прозрачные облака — к дождю.

День Марьи

С дня Марьи весноводье продолжается. Водоразлив 13 апреля — к обилию трав. В ночь с 13 апреля на 14 — ясно и звездно — к лету благодатному. Скот кричит словно резанный — к непогоде. Молния во время заката солнца — к утреннему дождю. Короткие и глухие раскаты грома — к погоде солнечной.

День Безхлебицы, святого Тита (Ледолома)

К Безхлебице все зерновые запасы практически заканчивались или были на исходе. Древние славяне переходили на хлеб с квасом. В день Тита и Поликарпа проверяли посевные зерна и семена, чистили засеки. Следили за ледоломом на водоемах. Если льдинки тонули, то велись разговоры о нелегком году. Много полой вода разлилось — к богатству трав и раннему покосу. Слушали птиц: крик перепела сулил богатый сбор хлебов. Клин журавлей потянулся к югу — к частым и холодным ветрам.

Гафия. Никита

На Никиту просыпался голодный, а потому сердитый Водяной. Крестьянские рыбаки в полночь приносили ему дань: чтобы не путал сетей, не изгонял рыбу, не пугал детей. Вдруг еще солнечно, а мать-и-мачеха закрыла цветочки — к ночному ненастью.

Смотрины ольховые, день Осипа

На Осипа устраивали смотрины ольхе. Всех интересовало, когда она зацветет. Слушали сверчка, наблюдали за пчелами и мыслили, время ли ульи выставить.

Восход золотисто-розовый — к прекрасной погоде.

Федулов день. Федора Ветреница.

На Федулу растворяли настежь окна и заговаривали на них, чтобы в избе не остались гнилостные ветры, нечистая сила, переполохи. Устраивали проветривание жилища сквозняком, дабы дать возможность зайти теплым ветрам в него. На околице слышимость звука отчетливая — к предстоящему ветреному ненастью. День безветренный и теплый, ночь — прохладно будет хорошая устойчивая погода.

Евтихий Тихий да Ерема Пролетный

По погоде на Евтихия и Ерему судили об урожае овощей, яровых хлебов, клевера. Заметили: «Если на Евтихия безветренно — то ранние хлеба обильно родятся, а Ерема ветреный — колосья хлебные собьет». Наблюдали за дикими утками. Если они — жирные, то предстоящие весенние дни — неласковые и долгие. Если прилетевшие утки гнездятся почти на воде, то летом будет засуха.

Акулинин день

В Акулинин день, почувствовав солнышко и тепло, просыпаются и поднимаются на поверхность водоемов . В старину селянки, чтобы одеть и задобрить водных дев, выкладывали на берегу красивые платья, холсты. Идя по воду и боясь встреч с ними, брали с собой чеснок или пучок сухой полыни. Обложной дождь на Акулину предвещал плохой сбор яровых, урожай ягод калины. Смотрели только через окно на небеса. Если они были усеяны звездами, то ожидали урожай на грибы и лесные ягоды. Утренний морозец, проходящий с появлением солнца, предвещал хорошие хлеба и много гречихи.

Вадим Ключник

Именинники 21 апреля — источники воды. Отовсюду к подземной водице спешил народ, чтобы почистить ее и отомкнуть пути весенние. Пили и умывались кристально чистой ключевой водой. Короткие и ранние сумерки с луной красноватой сулили грозовой теплый день.

Лельник, Красная горка

Красной горкой славяне называли холм или возвышенность, находящуюся на околице селения. На возвышенности и по центру горки ставили скамью или деревянную или дерновую, на которую просили посредине сесть Лялю — наиболее красивую девушку селения.

По обе стороны скамьи укладывали дары. Справа размещали каравай, а слева — молоко, сыры, масла. Скамью обкладывали сплетенными веночками. Девушки хороводили вокруг нее с обрядовыми песнями. Девушка Ляля надевала венки всем на головы.

Восход солнце с белесыми бликами, значил предстоящий сухой день.

Терентий Маревный

Терентий Маревный указывал на важные приметы для предстоящей пахоты

Если солнце с восхода и да заката было окружено маревом (туманом), то лето должно было быть хлебородное, а если без дымки то, что знали, придется перепахивать и по новой поле засевать. Появившиеся молодые паучки предвещали теплые денечки. А если старые пауки сидели высоко в паутине, то могли быть ночные заморозки.

Антип Половод

На Антипа воды вскрылись. По антиповым водамо хлебушке насущном гадали. Если Антип не распустил воды, то в закромах не будет зерна через весну позднюю, лето неблагоприятное. Утренние небеса румяные будет ветрено и дождливо.

С маленьких тучек образовались огромные облака и соединились — ожидался сильный ливень.

Василий Парийский

На Василия Парийского земля выпаривалась. Дождь в течение дня — в первых числах мая тоже дождливо.

Фомаида, Медуница, Заячьи именины

Период цветения медуницы, и вылета шмелей. Чествование ушастых, так как в этот день у зайцев и зайчих — именины.

Мартын Лисогон

На Мартына Лисогона легкие облака плывут впереди огромной массы туч — к дождю с ветром, вороны купают в ручейках и лужах воронят и отпускает их на самостоятельное житие-бытие.

Зародилось на небе Молодое Солнце, Коляда, начался новый круг солнечного колеса. Нынче начало года с 1 января считают, в старину же иначе было. Исконные славянские названия месяцев несли в себе глубокий смысл и отражали сущность природы вокруг.

Новолетие в разные века справляли весной или осенью , а с праздника Коляды начинался новый год для земледельцев. О том, каким видели год наши Предки, рассказывают славянские названия месяцев да поговорки, что хранит земля северная. О том в статье сей поведаем.

Название месяцев по народному календарю отражает, чем в это время природа богата. В январе растет день, растет и холод, а весной и оглобля травой за ночь зарастает. Славяне то издревле примечали, да давали народные названия месяцев, подсказывающие, чего от матушки-природы ждать следует.

Сколько календарей было у славян?

Издревле пользовались славяне природным календарем, Месяцесловом. Его вышивали каргопольские мастерицы на старинных сарафанах да передниках. Славянские названия месяцев в разных местностях ведали свои.

На юге «червень», месяц созревания ягод, уж в июне наступал, на севере – в июле. Народные названия месяцев отражали дары природы, характерные для определенного сезона, оттого и разнились для юга и севера. А всё одно были частью единого природного календаря!

Каргопольский календарь на переднике и сарафане

После пришла к нам христианская вера, да иноземные названия месяцев в календаре. Так появились на Руси три календаря сразу: календарь «мирской», который знаем нынче, церковный с христианскими праздниками, да земледельческий, с традиционными народными славянскими названиями месяцев.

Славянские названия месяцев

Славянские названия месяцев, будто образы младых парней, зрелых мужей да стариков проходят перед нами в хороводе. Кто ласков, добр, да, подобно юному парню, малыми богатствами владеет, а кто суров, да большую мудрость хранит.

Открывает год январь, Просинец месяц. Молодого Коляду в это время чествуем. Солнышко прибывать начинает, словно «просияло» небо, отсюда название месяца. А уж в конце Просинца станет небо светлым, бирюзово-синим. Знамо, скоро февраль, Сечень , в гости ждать. Название месяца по народному календарю подсказывает, что в феврале зима с весной впервой встречаются, Велесова Стреча зиму надвое рассекает, скоро весну пора ждать. Напоследок повоюет ещё зима, оттого зовут февраль ещё Снежень , из-за частых метелей.

Ну, а в народе начиналось время смотрин:

Что ль по первой порошѣ,
Чтоль по первой порошѣ,
Шелъ парень хорошiй.
По другой порошѣ,
Бѣлой кудреватой.
Не путемъ шелъ, не дорогой –
Чужею межою.
Не чужею шелъ межою–
Къ сударушкѣ въ гости.

Славянские названия месяцев зимы: Студень, Просинец, Сечень

Окончится зима, придет весна! Всем красна, да голодна. Славянские названия месяцев весенних:

  • Зимобор, Протальник (март);
  • Березень, Снегогон (апрель);
  • Травник, Цветень (май).

Зимобор, март месяц – первые Заклички Весны, предчувствие скорого тепла. В конце марта, в день весеннего равноденствия, Бога Ярило встречаем.

Апрель, Снегогон, богат водой. А ещё апрель – Березень месяц, в березах сок двигается, люди начинают к посеву готовиться – апрель с печи сгонит! Цветень, май месяц время долгожданное! Майская травка и голодного кормит! Да май разным бывает. В добрый год и в чистом поле спать можно, в худой – и на печи холодно. Травень месяц – ещё не лето.

Народные названия месяцев весенних: Зимобор, Березень, Травник

Лето

Другое дело июнь – Разноцвет, Хлеборост . Цветы да травы всюду растут, радость в жизнь приносят. Хлеб в рост идет, потому в июне день с год, надобно в полях многое успеть. Находится время в июне и для праздника макушки лета – встречи Бога Купало .

Следом июль: и косит, и жнет, спать не дает. Название июля месяца по народному календарю – Страдник, Червень. Червень – от того, что поспевают в лесах, в садах ягоды червонные, черно-красные. Июнь месяц богатый, а август ещё богаче будет!

Жнивень, Серпень , славянские названия месяца августа. Начинается жатва, праздник спожинки, пекут первый хлеб нового урожая, благодарят Богов за плодородие Земли, да одним глазком в будущее заглядывают.

Что ждет осенью?

Какъ ходили мы съ тобой, бѣлая лебедушка,
По изюмныя по красныя по ягодки,
Мы ходили-красовалися,
Мы гуляли-ликовалися!

Славянские названия месяцев лета: Разноцвет, Страдник, Жнивень

Откроет осень сентябрь, Хмурень месяц. Название месяца по народному календарю отражает поговорка: в сентябре днем погоже, а по утрам негоже. Сказывают ещё, холоден сентябрь, да сыт. В сентябре убирают остатки урожая, встречают в день осеннего солнечного излома Бога Авсеня. Наступает время свадеб.

Соловьи жупятъ по-лѣтнему,
Птички жупятъ по-межонному.
Просидѣла красна дѣвушка
Со головки дорогу волю
Со косы да алы ленточки -
По прозванью косоплеточьки.
Хоть сидитъ не отсидитися.

Сменится щедрый сентябрь октябрем, месяцем, когда мужик живет с оглядкою. Листопад , октябрь, щедрых плодов не дарит. Кто не успел подготовиться к зиме, тому худо нынче будет. Сказывают ещё, в октябре ни на колесах, ни на полозьях дороги нет – ещё одно славянское название месяца Грязень .

Ноябрь, Грудень за ночь зиму ставит, приносит первую зимнюю, «грудную» дорогу, состоящую из замерзшей земли и снега. Открывается санный путь, женщины устраивают льняные смотрины, мужчины готовят зерно к зимним торгам.

Названия осенних месяцев в народном календаре: Хмурень, Листопад, Грудень

Завершает год декабрь, Студень . В начале декабря приходит на землю Мороз, Дух Зимы. Покрывает льдом реки, зимнюю дорогу мостит, крыши гвоздит, приколачивает, закрывает дома ледяной коркой на зиму, защищает людей от лютой стужи.

Декабрь Солнцеворотом славен! Как повернется солнышко, встретим молодого Коляду , начнется новый круг, новая встреча с двенадцатью славянскими месяцами!

Где нынче найти календарь с народными названиями месяцев?

В издательстве «Северная сказка» подготовили традиционный, природный календарь на следующий 2017 год со славянскими названиями месяцев и датами традиционных праздников.

Приближается Новый 2019, год по старославянскому календарю это Новое 7527 лето. Тотемом года признан Парящий Орёл. Символом года по восточному календарю является Земляной Кабан (у японцев) или Жёлтая (Золотая) Земляная Свинья (у китайцев). Жёлтый Лис по календарю Коляда-Дар или Славяно-Арийскому. Есть ещё и другие календари, майя, зороастрийский…Вот столько символов-тотемов!

Какой зверь вам ближе, тому и поклоняйтесь! Всё на ваш вкус! Год по китайскому календарю, наступает 5 февраля, новое Лето у славян — 21 марта, если уходить корнями в глубокую древность или 21 сентября, когда его праздновали славяне в последний раз перед переходом на Юлианский календарь, то есть до 1492 года.

Почему стали прислушиваться к китайскому календарю, встречать Новый год в восточных традициях, не задумывались? Причину назвать трудно, скорее всего в силу того, что своего русского исконно-славянского календаря не сохранили, традиции утратили, а таинственности и веселья хочется…. А между тем древнеславянский календарь-годослов (летослов) гораздо древнее восточного. Ему более семи с половиной тысяч лет.

Древние славяне год называли «лето». Они поклонялись своим языческим богам, наделяя каждого магическими силами, наблюдая и увязывая всё это с живой природой. Вся жизнь их была неразрывно связанная с природой и верой в своих богов, у которых они искали защиты и милости.

Новый год у славян приходился на 20-21 марта — День весеннего равноденствия. С 1492 года народы Руси стали праздновать его в сентябре. Петр I своим законом, разом перескочив с сентября 7208 года на 1 января 1700 года, ввёл новое летоисчисление по Юлианскому календарю. Таким образом, как минимум, на 5508 лет наша народность помолодела. А сейчас мы празднуем Новый год со всем миром по Григорианскому календарю в современном летоисчислении от .

Цикл в старославянском календаре равен не 12 годам, как у восточного, а 16 летам. Каждый тотем наделён характером своего зверя.

Тотемом лета 7527 или 2019 года признан Парящий Орёл. Кстати, уходящий 2018 год проходит под тотемом Свернувшегося Ежа. 2017 был Крадущегося Лиса.

Прогноз на Новый 2019 год (лето 7527 Парящего Орла) по старославянскому календарю

Парящий орёл — царь среди птиц, представитель воздушной стихии. Птица — олицетворяет храбрость, гордость и свободу. Парить под облаками и с высоты полёта зорко всматриваться вдаль — стиль жизни хищного охотника. Благородный и беспощадный, смелый и бесстрашный даже перед смертельной опасностью он жертвы своей не упустит. Провинившихся — серьёзно накажет, на то и царь!

Рождённые в год Парящего Орла дорожат свободой, знают себе цену и строят далеко идущие планы. Высоко чтут круг своего общения. Аристократичны. Представители тотема всегда придут на помощь близким. Для парящего орла редко возникают преграды для выполнения своей цели. Из них часто выходят отличные первопроходцы, учёные, артисты, военные, врачи-хирурги.

Каким будет 2019 год для России

Каким предполагает быть год. Что здесь сказать? Орёл — птица гордая и хищная, миролюбивой её не назовёшь, своего не упустит и будет защищаться до последнего дыхания. Олицетворение полёта и стремительно падения вниз за жертвой — таким непостоянным и обещает быть год. Периоды духовного воспарения будут чередоваться с жертвами, непредсказуемыми катаклизмами, мировыми спорами-санкциями и разборками.

В государственном гербе России Орёл — не только символ власти, имперского величия, господства, но и гордости, отваги, вдохновения, духовного подъема. На особые перемены уповать не приходится, но чтобы не упустить синицу из рук, придётся всем нам потрудиться сполна, может в два, а то и в три раза больше, чем раньше.

Сегодня у нашей страны, как никогда высоки шансы воспарить над миром в своем обновлении, продемонстрировав истинное величие и достоинство. Всё зависит от самих людей, их мудрости и желания.

Здоровье в 2019 год (тотем Парящего Орла)

Орёл — долгожитель среди птиц и отличается завидным здоровьем. Любителю горных пространств чужды сутолока, стрессы, он за чистый воздух, за экологию, покой и тишину. Так что всем в этом году следует избегать стрессов, излишних волнений, не допускать ссор, конфликтов и взрывов. Это и позволит сохранить здоровье. Помните, что работа важна, но и нельзя забывать об отдыхе.

2019 — год духовного роста

Всем, кто имеет целью высоко парить в мыслях и поступка — успех обеспечен. Люди, стремящиеся к личным изменениям в жизни в этом году словно обретут крылья и получат желаемые романтические отношения, карьерный взлёт, решение финансовых проблем и воплощение самых дерзких мечтаний. Главное, как все знают: желание и стремление к цели. А уж тотем года позаботится с высоты своего полёте о самых достойных и с полна их наградит их за усердие.

В наступающем году приветствуется активный отдых, путешествия и туризм, спорт, которые будут способствовать духовному росту и укрепят здоровье. И конечно, всё свободное время проводим в семье, с детьми, с родителями, разнообразив отдых, укрепляя семейные связи.

В целом 2019 год не обещает быть спокойным, не сулит резких перемен. Парящий орел будет благосклонен ко всем, кто движется вперед. Самое время осуществить свои самые невероятные мечты, даже если это потребует немало сил.

О том что ждёт каждого из нас в следующем году, в зависимости от года и месяца рождения, поговорим в скором времени. Не пропустите и заходите почаще на сайт.

И закончу тем с чего начала. Сегодня весь мир за исключением Таиланда, Эфиопии, Ирана и Пакистана живёт по Григорианскому календарю. Для яркости праздника, чтоб он был веселее, интересней, с конца 70-ых годов прошлого столетия в нашей стране, как и всюду в мире, стали продвигать символы древнего китайского календаря.

Абсолютно не зная ни традиций этой страны, особо не вдаваясь в суть происходящего, мы с радостью приняли эту теорию и каждый год верны ей. А может пришла пора проснуться? Люди, славяне, давайте возрождать свои исконно-русские традиции и праздновать свои праздники так, как и праздновали наши далёкие предки.

Гороскоп предсказания на 2019 год по годам рождения читайте .

Пусть всё желаемое сбудется и будет счастливым год Парящего Орла!

P.S: Статья обрела небывалую популярность в Сети, о чём говорят репосты в Соцсетях и выросший трафик на сайт. Автор и сам лишь пытается разобраться во всех тонкостях Славянского календаря не владея знаниями. Кто не желает принимать написанное на веру, кто ищет первоисточник — изучайте славянские, арийские веды. Для начала можно почитать Виктора Аполлоновича Смирнова “Легенды ведической Руси”

И здавна древний славянский календарь носил название месяцеслов и содержал в себе исконные РОДные названия месяцевкологода, которые сохранились и по сей день в некоторых славянских языках. Традиционные языческие названия месяцев связаны с событиями и явлениями происходящими в природе, о чём собственно и свидетельствуют их названия. Названия славянских месяцев, ровно также как и их порядок, разнятся в зависимости от областей и стран, тем не менее все они имеют единый праславянский исток, в чём Вы наглядно сможете удостовериться ознакомившись с сим разделом сайта. Вашему вниманию предлагается несколько вариантов реконструкций славянского месяцеслова, сравнение и порядок месяцев на разных славянских языках, а также подробное объяснение происхождения и значения названий каждого из месяцев в году. Следует отметить тако же, что истинный славянский календарь был солнечным; его основу составляли 4 времени года (сезона), в каждом из которых отмечался праздник солнцестояния (коловорота, солнцеворота, равноденствия). С приходом христианства на Руси стали использовать лунный календарь, в основе которого лежит период смены фаз Луны, в результате чего к настоящему времени образовался некий "снос" дат на 13 дней (новый стиль). Даты же славянских языческих праздников (многие из которых заменены со временем христианскими названиями) считаются по старому истинному стилю и "отстают" от новоявленного календаря на 13 дней.

Таблица 1. Варианты названий славянских месяцев.

Происхождение названий месяцев.

П ервоначально у римлян был лунный год в 10 месяцев, начинавшийся мартом и заканчивавшийся дека брём; на что указывают, между прочим, и названия месяцев. Так, например, название последнего месяца - декабря происходит от латинского "deka" (дека), что означает десятый. Однако, в скором времени, по преданию - при царе Нуме Помпилии или Тарквинии I (Тарквинии Древнем) - римляне перешли к лунному году в 12 месяцев содержавшему 355 дней. Для приведения его в соответствие с солнечным годом стали прибавлять время от времени лишний месяц (mensis intercalarius) уже при Нуме. Но всё-таки гражданский год с праздниками рассчитанными на известные времена года, совершенно не сходился с естественным годом. Окончательно календарь был приведён в порядок Юлием Цезарем в 46 году до н.э.: он ввёл солнечный год в 365 дней со вставкой одного дня в каждом 4-м году (у нас этот день - 29 февраля); и установил начало года с января. Календарь и годовой цикл был назван в честь великого римского полководца и государственного деятеля юлианским.

М есяцы обозначались теми же названиями, что и теперь. Первые шесть месяцев названы в честь италийских богов (за исключением февраля, названного в честь римского праздника), июль и август назывались Quintilis (пятый) и Sextilis (шестой) до времени императора Августа, названия Julius и Augustus они получили в честь Юлия Цезаря и Августа. Таким образом названия месяцев были следующие: Januarius, Februarius, Martius, Aprilis, Majus, Junius, Quintilis (Julius), Sexlilis (Augustus), September (от лат. "septem" - семь, седьмой), October (от лат. "okto" - восемь, восьмой), November (от лат. "novem" - девять, девятый) и, наконец, December (десятый). В каждом из этих месяцев римляне считали столько же дней, сколько считается и в настоящее время. Все названия месяцев суть есть имена прилагательные при которых слово "mensis" (месяц)или подразумевается, или прибавляется. Calendae назывался первый день каждого месяца.

Н а Руси слово "календарь" известно лишь с конца 17 века. Ввёл его император Пётр I. До этого его называли "месяцесловом". Но, как не назови, цели остаются неизменными - фиксация дат и измерение интервалов времени. Календарь даёт нам возможность записывать события в их хронологической последовательности, служит для выделения особых дней (дат) в календаре - праздников, и для многих других целей. Между тем, старинные названия месяцев у украинцев, белорусов и поляков в ходу до сих пор!

Я нварь назван так потому, что он был посвящён древними римлянами Янусу, богу Мира. У нас же, в старину, он назывался "Просинец", как полагают, от начинающей показываться в это время синевы неба, просияния, от усиления, с прибавлением дня и солнечного света. 21 января, кстати, и отмечается праздник Просинец. Приглядитесь к январскому небу и Вы поймёте, что он полностью оправдывает своё название. Малороссийское (украинское) название января "сечень" (сичень, січень) указывает или на перелом зимы, который, по народному поверью, происходит именно в январе, на рассечение зимы на две половины, или на трескучие, жестокие морозы. Некоторые из исследователей выделяют в слове "просинец" корень "синь", полагая, что такое название дано январю за рано наступающие сумерки - с "просинью". Некоторые учёные связывали название со старинным народным обычаем ходить в "Святки" по домам и просить угощение. На Руси месяц январь был первоначально одиннадцатым по счёту, ибо первым считался март, когда же год стал считаться с сентября, то январь стал пятым; и, наконец, с 1700 года, со времени перемены, произведённой в нашем летоисчислении Петром Великим, этот месяц сделался первым.

Ф евраль у римлян был последним месяцем в году и назван по имени Фебра, древнеиталийского бога, которому и был посвящён. Коренными славяно-русскими названиями это месяца были: "сечень" (имя общее ему с январём) или "снежень", вероятно - от снежного времени или по глаголу сечь за метели, обычные в этом месяце. В Малороссии с XV века, по подражанию полякам, месяц февраль стал называться "лютым" (или лютенем), ибо он известен своими лютыми метелями; поселяне же северных и средних губерний русских и поныне зовут его "бокогреем", ибо в это время скот выходит из хлевов и обогревает бока на солнце, да и сами хозяева, отогревали бока у печки. В современных украинском, белорусском и польском языках этот месяц до сих пор носит название "лютый".

М арт. С этого месяца начали год египтяне, евреи, мавры, персы, древние греки и римляне, а также, когда-то давно, и наши славянские предки. Имя "март" дано этому месяцу римлянами в честь бога войны Марса; к нам оно было завезено из Византии. Истинные славянские названия этого месяца в старину на Руси были разные: на севере он назывался "сухый" (малоснежный) или "сухий" от весенней теплоты, осушающей всякую влагу; на юге - "березозол", от действия весеннего солнца на березу, которая в это время начинает наливаться сладким соком и пускает почки. Зимобор - побеждающий зиму, открывающий дорогу весне и лету, протальник - в этом месяце начинает таять снег, появляются проталины, капель (отсюда ещё одно название капельник). Нередко месяц март носит название "пролётного", так как им начинается весна, предвестница лета, и вместе со следующими за ним месяцами - апрелем и маем - составляет так называемое "пролетье" (праздник которого отмечается 7 мая).

А прель происходит от латинского глагола "aperire" - открывать, оно и указывает, собственно, на открытие весны. Древнерусскими именами этого месяца были березень (брезень) - по аналогии с мартом; снегогон - ручьи бегут, унося с собой остатки снега, или ещё цветень, ведь именно тогда начинают зацветать первые деревья, расцветает весна.

М ай. Латинское имя этому месяцу дано в честь богини Маи, также, как и многие другие, оно пришло к нам из Византии. Древнерусским именем этого месяца было травный, или травень (травник), что отражало процессы, происходящие в природе в это время - буйство растущих трав. Этот месяц считался третьим и последним пролетним месяцем. Название сие известно в украинском языке.

И юнь. Название этого месяца происходит от слова "иуний", данное ему в честь богини Юноны римлянами. В старину исконными русским названием этого месяца был изок. Изоком назывался кузнечик, коих в этом месяце было в особенном изобилии. Другое название этого месяца - червень, особенно употребительное у малороссов, от червеца или червеня; так называются особенного рода красильные черви, появляющиеся в это время. Именуется сей месяц тако же и разноцветом, ибо природа разрождается неописуемым буйством красок цветущих растений. Кроме того, в древности месяц июнь в народе весьма часто назывался кресником - от слова "крес" (огонь).

И юль происходит от имени "иулий", данное в честь Гая Юлия Цезаря, и, конечно же, имеет римские корни. У нас в старину он назывался, как и июнь - червень - от плодов и ягод, которые созревая в июле, отличаются особенною красноватостью (червлёный, красный). Народно-поэтическое выражение "лето красное" может служить дословным переводом названия месяца, в котором обращено внимание на яркость летнего солнца. Другое исконное славянское название июля - липец (или липень), которое употребляется теперь в польском, украинском и белорусском языках как месяц цветения липы. Июль ещё называют "макушкою лета", так как он считается последним месяцем летним (20 июля отмечается "Перунов День", после которого, по народным поверьям, наступает осень), или ещё "страдником" - от страдных летних работ, "грозником" - от сильных гроз.

А вгуст. Как и предыдущий, этот месяц получил своё название от имени римского императора - Августа. Коренные древнерусские названия месяца были другие. На севере он назывался "зарев" - от сияния зарницы; на юге "серпень" - от серпа, которым снимают с полей хлеб. Часто этому месяцу дают название "зорничника", в которого нельзя не видеть изменённого старого имени "зарев". Название "жнивень" пояснять будет уже излишне, ибо в месяце сём приходило время жатвы на нивах и сбора урожая. Некоторые источники толкуют зарев как связанный с глаголом "реветь" и обозначает период рёва зверей во время течки, другие же предполагают, что в название месяца есть указание на грозовые и вечерние зарницы.

С ентябрь - "сентемврий", девятый месяц в году, у римлян же был седьмым, отчего и получил своё название (от лат. слова "septem" - седьмой). В старину изначальным русским названием месяца был "рюинь" - от рёва осенних ветров и зверей, особенно оленей. Известна древнерусская форма глагола "рюти" (реветь), что в применении к осеннему ветру означало "реветь, дуть, зазывать". Имя "хмурень" он получил благодаря своим погодным отличиям от других - небо начинает часто хмурится, идут дожди, осень идёт в природе. Ещё одно название этого месяца "вересень" объясняется тем, что о сию пору начинает цвести вереск.

О ктябрь - "октоврий", десятый месяц в году; у римлян он был восьмым, отчего и получил своё название (от лат. "octo" - восемь). У наших предков он известен под именем "листопад" - от осеннего падения листьев, или "паздерника" - от паздери, кострики, так как в этот месяц начинают мять лён, коноплю, замашки. Иначе же - "грязником", от осенних дождей, причиняющих ненастье и грязь, или "свадебником" - от свадьб, которые справляют в это время крестьяне.

Н оябрь. "Ноемврием" (november) у нас называется одиннадцатый месяц в году, но у римлян он был девятый, отчего и получил своё название (nover - девять). В старину этот месяц назывался собственно груденем (грудным или грудном), от груд замёрзшей земли со снегом, так как вообще на древнерусском языке зимняя замёрзшая дорога называлась грудным путём. В словаре Даля областное слово "груда" означает "мёрзлые колеи по дороге, мёрзлая кочковатая грязь".

Д екабрь. "Декемврием" (лат. december) называется у нас 12-й месяц в году; у римлян он был десятым, отчего и получил своё название (decem - десять). У наших пращуров он назывался "студень", или "студный" - от стужи и морозов, обыкновенных в ту пору.

Таблица 2. Сравнительные названия месяцев на разных славянских языках.

С амо слово "месяц" указывает на связь выделение такого хронологического отрезка с лунными циклами и имеет общеевропейские корни. Следовательно, продолжительность месяца составляла от 28 до 31 дня, более точно указать счёт дней по месяцам пока не представляется возможным.

В "Остромировом евангелии" (XI века) и других древнейших памятниках письменности январю соответствовало название просинец (так как в это время становилось светлее), февралю - сечень (так как это был сезон вырубки леса), марту - сухий (так как в некоторых местах уже подсыхала земля), апрелю - березень, берёзозол (имена связанные с берёзой, начинающей цвести), маю - травень (от слова "трава"), июню - изок (кузнечик), июлю - червень, серпень (от слова "серп", указывающего на время жатвы), августу - зарев (от "зарево"), сентябрю - рюен (от "реветь" и рёва животных), октябрю - листопад, ноябрю и декабрю - грудень (от слова "груда" - мёрзлая колея на дороге), иногда - студень.

Т аким образом, у славян не существовало единых представлений о порядке и названии месяцев. Из всей массы названий выявляются праславянские названия, что говорит о единстве происхождения календаря. Этимология названий также не всегда понятна и даёт повод для разного рода споров и спекуляций на эту тему. Единственное, в чём сходятся большинство реконструкторов, - это связь названий с природными явлениями, характерными для годичного цикла.

Таблица 3. Подробная таблица названий месяцев на славянских язык разных групп.

Славянские праздники

Н а этой странице сайта представлен короткий список славянских языческих праздников с выделением великих праздников, особо почитаемых святодней кологода и опасных дней. К великим праздникам кологода относятся 2 солнцестояния (зимнее и летнее: Коляда и Купала) и 2 равноденствия (весеннее и осеннее: Масленица и Таусень) и другие особо почитаемые в народе праздники. В особо почитаемые святодни современные славянские языческие общины устраивают широкие празднества с привлечением большого количества народа, сопровождая действо священными сакральными обрядами, за ходом которых следят волхвы (жрецы). К таким датам относятся встреча времён года (например: Громница и Покров), дни почитания предков и всего РОДа славянского (Чур), дни сбора урожая (три Спаса). Опасными считаются дни разгула нечистой силы, которая может представлять опасность для человека, впрочем, что следует делать дабы уберечься от неё, написано в подробных описаниях празднеств. Это дни разгула леших, кикимор, русалок и период, когда змеи особенно злы и ядовиты.

В славянском кологоде великие и особо почитаемые празднества устраиваются в честь главных славянских Богов и наших предков-пращуров, что и следует из их названий. Так череда зимних святодней посвящена славянскому Богу мудрости и покровителю скота - Велесу, череда весенне-летних святодней посвящены богине Живе и богу Яриле, а также Матери-Сырой-Земле. Славянской богине смерти Маре (Марене) посвящена череда осенних и зимних праздников. Праздники сева и сбора урожая, как весной, так и осенью посвящены тако же солнечному и трисветлому Дажьбогу и богине Макоши. Дни почитания предков у славян отмечаются весной и осенью: Вешние Деды и Осенние Деды.

По материалам сайта www.slavlib.ru

Вашему вниманию предлагается несколько вариантов реконструкций славянского месяцеслова, сравнение и порядок месяцев на разных славянских языках, а также подробное объяснение происхождения и значения названий каждого из месяцев в году. Следует отметить тако же, что истинный славянский календарь был солнечным; его основу составляли 4 времени года (сезона), в каждом из которых отмечался праздник солнцестояния (коловорота, солнцеворота, равноденствия). С приходом христианства на Руси стали использовать лунный календарь, в основе которого лежит период смены фаз Луны, в результате чего к настоящему времени образовался некий "снос" дат на 13 дней (новый стиль). Даты же славянских языческих праздников (многие из которых заменены со временем христианскими названиями) считаются по старому истинному стилю и "отстают" от новоявленного календаря на 13 дней.

Современное название месяца I вариант II вариант III вариант IV вариант VI вариант
Январь Сечень Стужень Просинец Просинец Сичень
Февраль Лютень Лютень Лютень Сечень Снежень, Бокогрей
Март Березозол Березень Капельник Сухый Зимобор, Протальник
Апрель Цветень Кветень Цветень Березозол Брезень, Снегогон
Май Травень Травень Травень Травень Травный
Июнь Кресень Червень Разноцвет Кресень Изок, Кресник
Июль Липень Липень Грозник Червень Липец, Страдник
Август Серпень Серпень Зарев Серпень, Зарев Зорничник, Жнивень
Сентябрь Вересень Вересень Ревун Рюень Руен, Хмурень
Октябрь Листопад Жёлтень Листопад Листопад, Паздерник Грязник, Свадебник
Ноябрь Грудень Листопад Грудень Грудень Грудный
Декабрь Стужень Грудень Стужень Студень Студный

Таблица 1. Варианты названий славянских месяцев.

Происхождение названий месяцев

Первоначально у римлян был лунный год в 10 месяцев, начинавшийся мартом и заканчивавшийся декабрём; на что указывают, между прочим, и названия месяцев. Так, например, название последнего месяца - декабря происходит от латинского "deka" (дека), что означает десятый. Однако, в скором времени, по преданию - при царе Нуме Помпилии или Тарквинии I (Тарквинии Древнем) - римляне перешли к лунному году в 12 месяцев содержавшему 355 дней. Для приведения его в соответствие с солнечным годом стали прибавлять время от времени лишний месяц (mensis intercalarius) уже при Нуме. Но всё-таки гражданский год с праздниками рассчитанными на известные времена года, совершенно не сходился с естественным годом. Окончательно календарь был приведён в порядок Юлием Цезарем в 46 году до н.э.: он ввёл солнечный год в 365 дней со вставкой одного дня в каждом 4-м году (у нас этот день - 29 февраля); и установил начало года с января. Календарь и годовой цикл был назван в честь великого римского полководца и государственного деятеля юлианским.

Месяцы обозначались теми же названиями, что и теперь. Первые шесть месяцев названы в честь италийских богов (за исключением февраля, названного в честь римского праздника), июль и август назывались Quintilis (пятый) и Sextilis (шестой) до времени императора Августа, названия Julius и Augustus они получили в честь Юлия Цезаря и Августа. Таким образом названия месяцев были следующие: Januarius, Februarius, Martius, Aprilis, Majus, Junius, Quintilis (Julius), Sexlilis (Augustus), September (от лат. "septem" - семь, седьмой), October (от лат. "okto" - восемь, восьмой), November (от лат. "novem" - девять, девятый) и, наконец, December (десятый). В каждом из этих месяцев римляне считали столько же дней, сколько считается и в настоящее время. Все названия месяцев суть есть имена прилагательные при которых слово "mensis" (месяц) или подразумевается, или прибавляется. Calendae назывался первый день каждого месяца.

На Руси слово "календарь" известно лишь с конца 17 века. Ввёл его император Пётр I. До этого его называли "месяцесловом". Но, как не назови, цели остаются неизменными - фиксация дат и измерение интервалов времени. Календарь даёт нам возможность записывать события в их хронологической последовательности, служит для выделения особых дней (дат) в календаре - праздников, и для многих других целей. Между тем, старинные названия месяцев у украинцев, белорусов и поляков в ходу до сих пор!

Январь назван так потому, что он был посвящён древними римлянами Янусу, богу Мира. У нас же, в старину, он назывался "Просинец", как полагают, от начинающей показываться в это время синевы неба, просияния, от усиления, с прибавлением дня и солнечного света. 21 января, кстати, и отмечается праздник Просинец. Приглядитесь к январскому небу и Вы поймёте, что он полностью оправдывает своё название. Малороссийское (украинское) название января "сечень" (сичень, січень) указывает или на перелом зимы, который, по народному поверью, происходит именно в январе, на рассечение зимы на две половины, или на трескучие, жестокие морозы. Некоторые из исследователей выделяют в слове "просинец" корень "синь", полагая, что такое название дано январю за рано наступающие сумерки - с "просинью". Некоторые учёные связывали название со старинным народным обычаем ходить в "Святки" по домам и просить угощение. На Руси месяц январь был первоначально одиннадцатым по счёту, ибо первым считался март, когда же год стал считаться с сентября, то январь стал пятым; и, наконец, с 1700 года, со времени перемены, произведённой в нашем летоисчислении Петром Великим, этот месяц сделался первым.

Февраль у римлян был последним месяцем в году и назван по имени Фебра, древнеиталийского бога, которому и был посвящён. Коренными славяно-русскими названиями это месяца были: "сечень" (имя общее ему с январём) или "снежень", вероятно - от снежного времени или по глаголу сечь за метели, обычные в этом месяце. В Малороссии с XV века, по подражанию полякам, месяц февраль стал называться "лютым" (или лютенем), ибо он известен своими лютыми метелями; поселяне же северных и средних губерний русских и поныне зовут его "бокогреем", ибо в это время скот выходит из хлевов и обогревает бока на солнце, да и сами хозяева, отогревали бока у печки. В современных украинском, белорусском и польском языках этот месяц до сих пор носит название "лютый".

Март . С этого месяца начали год египтяне, евреи, мавры, персы, древние греки и римляне, а также, когда-то давно, и наши славянские предки. Имя "март" дано этому месяцу римлянами в честь бога войны Марса; к нам оно было завезено из Византии. Истинные славянские названия этого месяца в старину на Руси были разные: на севере он назывался "сухый" (малоснежный) или "сухий" от весенней теплоты, осушающей всякую влагу; на юге - "березозол", от действия весеннего солнца на березу, которая в это время начинает наливаться сладким соком и пускает почки. Зимобор - побеждающий зиму, открывающий дорогу весне и лету, протальник - в этом месяце начинает таять снег, появляются проталины, капель (отсюда ещё одно название капельник). Нередко месяц март носит название "пролётного", так как им начинается весна, предвестница лета, и вместе со следующими за ним месяцами - апрелем и маем - составляет так называемое "пролетье" (праздник которого отмечается 7 мая).

Апрель происходит от латинского глагола "aperire" - открывать, оно и указывает, собственно, на открытие весны. Древнерусскими именами этого месяца были березень (брезень) - по аналогии с мартом; снегогон - ручьи бегут, унося с собой остатки снега, или ещё цветень, ведь именно тогда начинают зацветать первые деревья, расцветает весна.

Май . Латинское имя этому месяцу дано в честь богини Маи, также, как и многие другие, оно пришло к нам из Византии. Древнерусским именем этого месяца было травный, или травень (травник), что отражало процессы, происходящие в природе в это время - буйство растущих трав. Этот месяц считался третьим и последним пролетним месяцем. Название сие известно в украинском языке.

Июнь . Название этого месяца происходит от слова "иуний", данное ему в честь богини Юноны римлянами. В старину исконными русским названием этого месяца был изок. Изоком назывался кузнечик, коих в этом месяце было в особенном изобилии. Другое название этого месяца - червень, особенно употребительное у малороссов, от червеца или червеня; так называются особенного рода красильные черви, появляющиеся в это время. Именуется сей месяц тако же и разноцветом, ибо природа разрождается неописуемым буйством красок цветущих растений. Кроме того, в древности месяц июнь в народе весьма часто назывался кресником - от слова "крес" (огонь).

Июль происходит от имени "иулий", данное в честь Гая Юлия Цезаря, и, конечно же, имеет римские корни. У нас в старину он назывался, как и июнь - червень - от плодов и ягод, которые созревая в июле, отличаются особенною красноватостью (червлёный, красный). Народно-поэтическое выражение "лето красное" может служить дословным переводом названия месяца, в котором обращено внимание на яркость летнего солнца. Другое исконное славянское название июля - липец (или липень), которое употребляется теперь в польском, украинском и белорусском языках как месяц цветения липы. Июль ещё называют "макушкою лета", так как он считается последним месяцем летним (20 июля отмечается "Перунов День", после которого, по народным поверьям, наступает осень), или ещё "страдником" - от страдных летних работ, "грозником" - от сильных гроз.

Август . Как и предыдущий, этот месяц получил своё название от имени римского императора - Августа. Коренные древнерусские названия месяца были другие. На севере он назывался "зарев" - от сияния зарницы; на юге "серпень" - от серпа, которым снимают с полей хлеб. Часто этому месяцу дают название "зорничника", в которого нельзя не видеть изменённого старого имени "зарев". Название "жнивень" пояснять будет уже излишне, ибо в месяце сём приходило время жатвы на нивах и сбора урожая. Некоторые источники толкуют зарев как связанный с глаголом "реветь" и обозначает период рёва зверей во время течки, другие же предполагают, что в название месяца есть указание на грозовые и вечерние зарницы.

Сентябрь - "сентемврий", девятый месяц в году, у римлян же был седьмым, отчего и получил своё название (от лат. слова "septem" - седьмой). В старину изначальным русским названием месяца был "рюинь" - от рёва осенних ветров и зверей, особенно оленей. Известна древнерусская форма глагола "рюти" (реветь), что в применении к осеннему ветру означало "реветь, дуть, зазывать". Имя "хмурень" он получил благодаря своим погодным отличиям от других - небо начинает часто хмурится, идут дожди, осень идёт в природе. Ещё одно название этого месяца "вересень" объясняется тем, что о сию пору начинает цвести вереск.

Октябрь - "октоврий", десятый месяц в году; у римлян он был восьмым, отчего и получил своё название (от лат. "octo" - восемь). У наших предков он известен под именем "листопад" - от осеннего падения листьев, или "паздерника" - от паздери, кострики, так как в этот месяц начинают мять лён, коноплю, замашки. Иначе же - "грязником", от осенних дождей, причиняющих ненастье и грязь, или "свадебником" - от свадьб, которые справляют в это время крестьяне.

Ноябрь . "Ноемврием" (november) у нас называется одиннадцатый месяц в году, но у римлян он был девятый, отчего и получил своё название (nover - девять). В старину этот месяц назывался собственно груденем (грудным или грудном), от груд замёрзшей земли со снегом, так как вообще на древнерусском языке зимняя замёрзшая дорога называлась грудным путём. В словаре Даля областное слово "груда" означает "мёрзлые колеи по дороге, мёрзлая кочковатая грязь".

Декабрь . "Декемврием" (лат. december) называется у нас 12-й месяц в году; у римлян он был десятым, отчего и получил своё название (decem - десять). У наших пращуров он назывался "студень", или "студный" - от стужи и морозов, обыкновенных в ту пору.

Само слово "месяц" указывает на связь выделение такого хронологического отрезка с лунными циклами и имеет общеевропейские корни. Следовательно, продолжительность месяца составляла от 28 до 31 дня, более точно указать счёт дней по месяцам пока не представляется возможным.

Современное название Русский Украинский Белорусский Польский Чешский
Январь Сечень Сiчень Студзень Styczen Leden
Февраль Лютень Лютий Люты Luty Unor
Март Березень Березень Сакавiк Marzec Brezen
Апрель Кветень Квiтень Красавiк Kwiecien Duben
Май Травень Травень Травень Maj Kveten
Июнь Червень Червень Чэрвень Czerwiec Cerven
Июль Липень Липень Лiпень Lipiec Cervenec
Август Серпень Серпень Жнiвень Sierpien Srpen
Сентябрь Вересень Вересень Верасень Wrzesien Zari
Октябрь Листопад Жовтень Кастрынчнiк Pazdzernik Rijen
Ноябрь Грудень Листопад Лiстапад Listopad Listopad
Декабрь Стужень Грудень Снежань Grudzien Prosinec

Таблица 2. Сравнительные названия месяцев на разных славянских языках.

В "Остромировом евангелии" (XI века) и других древнейших памятниках письменности январю соответствовало название просинец (так как в это время становилось светлее), февралю - сечень (так как это был сезон вырубки леса), марту - сухий (так как в некоторых местах уже подсыхала земля), апрелю - березень, берёзозол (имена связанные с берёзой, начинающей цвести), маю - травень (от слова "трава"), июню - изок (кузнечик), июлю - червень, серпень (от слова "серп", указывающего на время жатвы), августу - зарев (от "зарево"), сентябрю - рюен (от "реветь" и рёва животных), октябрю - листопад, ноябрю и декабрю - грудень (от слова "груда" - мёрзлая колея на дороге), иногда - студень.

Таким образом, у славян не существовало единых представлений о порядке и названии месяцев. Из всей массы названий выявляются праславянские названия, что говорит о единстве происхождения календаря. Этимология названий также не всегда понятна и даёт повод для разного рода споров и спекуляций на эту тему. Единственное, в чём сходятся большинство реконструкторов, - это связь названий с природными явлениями, характерными для годичного цикла.