Выдающиеся ученые русисты презентация. Выдающиеся ученые-русисты

Становление и развитие лингвистики как науки о языке связано с именами таких ученых, как Михаил Васильевич Ломоносов, Александр Христофорович Востоков, Владимир Иванович Даль, Александр Афанасьевич Потебня, Алексей Александрович Шахматов, Дмитрий Николаевич Ушаков, Александр Матвеевич Пешковский, Лев Владимирович Щерба, Виктор Владимирович Виноградов, Сергей Иванович Ожегов, Александр Александрович Реформатский, Леонард Юрьевич Максимов.

С М. В. Ломоносова (1711-1765) началось серьезное изучение русского языка. Один из лучших поэтов XVIII в., замечательный филолог, писатель и педагог., Ломоносов создал первую научную российскую грамматику («Российская грамматика», 1757). В этой работе ученый определил речевые нормы своего времени и заложил основы стилистики. Устанавливая грамматические и орфоэпические правила, Ломоносов исходит из своих собственных наблюдений над живой речью.

Ломоносову принадлежит заслуга в разработке научной классификации частей речи и в создании теории «трех штилей». Последняя сыграла важную роль при создании нового литературного языка. Ученый разделил язык на три стиля: высокий, посредственный (средний) и низкий. Высокий стиль предназначался для написания од, героических поэм, торжественных «слов о важных материях». Средний - для языка театральных пьес, сатир, стихотворных дружеских писем. Низкий стиль - стиль комедий, песен, описаний «обыкновенных дел». При его использовании запрещалось употреблять церковнославянские слова, предпочтение отдавалось собственно русским, нередко простонародным словам.

Заслугой другого видного русского языковеда, поэта и переводчика - А. X. Востокова (1781-1864) - является создание учебных книг по русскому языку, таких как «Сокращенная русская грамматика для употребления в низших учебных заведениях» (1831), которая переиздавалась 15 раз, и «Русская грамматика... полнее изложенная» (1831 г.), переиздававшаяся 11 раз. В «Русской грамматике» ученый осуществил «перебор всего русского языка», рассмотрел его грамматические особенности на уровне науки своего времени.

А. А. Потебня (1835-1891) - выдающийся русский и украинский филолог, при жизни прославившийся невероятной эрудированностью. Будучи совсем молодым, ученый написал монографию «Мысль и язык» (1862), в которой рассматривалась связь между языком и мышлением. Его основной труд - «Из записок по русской грамматике» в 4 томах - посвящен сопоставительному анализу украинского и русского языков, истории основных грамматических категорий, сопоставительному изучению синтаксиса восточнославянских языков - русского, украинского и белорусского.

А. А. Шахматов (1864-1920) - один из самых выдающихся филологов рубежа Х1Х-ХХ вв. Свои научные интересы он в основном сосредоточил в области истории и диалектологии славянских языков. Шахматов посвятил более двух десятков работ проблеме происхождения языков восточнославянской группы. В последние годы жизни он читал в Петербургском университете курс синтаксиса русского языка, по рукописным материалам которого после смерти автора был издан знаменитый «Синтаксис русского языка». К этому труду восходят многие современные синтаксические теории.

А. М. Пешковский (1878-1933) первым в истории русской лингвистики показал, что интонация является грамматическим средством, что она помогает там, где другие грамматические средства (предлоги, союзы, окончания) неспособны выразить значение. Одной лучших работ Пешковского считается «Русский синтаксис в научном освещении» (1914) - остроумная и полная тонких наблюдений монография, в которой автор как будто беседует со своими учениками. Вместе с ними он наблюдает, размышляет, экспериментирует, заставляя читателя стать сознательным пользователем русского языка.

Л. В. Щерба (1880-1944) - выдающийся русский языковед и педагог - призывал к наблюдениям над живыми фактами языка и речи, к размышлениям над ними. Его работа «О частях речи в русском языке» (1928), в которой он выделил новую часть речи - слова категории состояния, - наглядно показала, какие грамматические явления скрываются за знакомыми для большинства терминами «существительное» и «глагол».

Щерба - создатель ленинградской фонологической школы. Он одним из первых обратился к лингвистическому анализу языка художественных произведений. Его перу принадлежат два опыта лингвистического толкования стихотворений «Воспоминание» Пушкина и «Сосна» Лермонтова.

В. В. Виноградов (1895-1969) - выдающийся русский филолог и педагог. Его имя вошло в историю культуры не только нашей страны, но и всего мира. Ему принадлежит заслуга создания двух лингвистических наук: истории русского литературного языка и науки о языке художественной литературы. Его книги «Язык Пушкина», «Язык Гоголя», «Стиль Пушкина», «Стиль прозы Лермонтова» представляют огромный интерес и для специалиста-филолога, и для абитуриента.

Значительными являются заслуги Виноградова в области лексикологии и фразеологии. Он создал классификацию типов лексического значения слова и видов фразеологических единиц, которыми пользуются до сих пор в вузах. Многим Виноградов известен как создатель и главный редактор журнала «Вопросы языкознания», как президент Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы.

Научное наследие ученого чрезвычайно обширно и разнообразно по проблематике. Им создано более 250 работ. Одно из центральных мест среди них занимает монография «Русский язык. Грамматическое учение о слове». Это самое глубокое исследование морфологии современного русского языка. Работа удостоена Государственной премии в 1951 г. Многие зарубежные академии наук избирали Виноградова своим членом.

А. А. Реформатский (1900-1978) - замечательный ученый-филолог. Известность в широких кругах он приобрел благодаря знаменитому учебнику для студентов вузов «Введение в языкознание». Его научные интересы чрезвычайно разнообразны, а работы посвящены различным проблемам языка: фонетике, словообразованию, лексике, теории письма, истории языкознания, соотношению языка и речи. Вместе с другими выдающимися лингвистами - Кузнецовым, Сидоровым и Аванесовым - Реформатский явился основателем московской фонологической школы, идеи которой разрабатываются и сегодня.

Имена выдающихся русских лингвистов известны не так, как, например, имена великих физиков. Однако каждый из них внес в науку о языке заметный вклад. Помнить эти имена и знать о теориях и открытиях ученых-русистов - долг любого, даже начинающего филолога.

ПОТЕБНЯ, АЛЕКСАНДР АФАНАСЬЕВИЧ (1835–1891)

Русский (по трактовке, принятой на Украине, украинский; его имя носит Институт языкознания (мовознавства) АН Украины в Киеве) языковед, литературовед, философ, первый крупный теоретик лингвистики в России. Родился 10 (22) сентября 1835 в с.Гавриловка Полтавской губернии. В 1856 окончил Харьковский университет, позднее преподавал там же, с 1875 профессор. С 1877 член-корреспондент Императорской Академии наук. Основные работы: Мысль и язык (1862), Заметки о малорусском наречии (1870), Из записок по русской грамматике (докторская диссертация, 1874), Из истории звуков русского языка (1880–1886), Язык и народность (1895, посмертно), Из записок по теории словесности (1905, посмертно). Умер Потебня в Харькове 29 ноября (11 декабря) 1891.

Потебня находился под сильным влиянием идей В.фон Гумбольдта, однако переосмыслил их в психологическом духе. Много занимался изучением соотношения мышления и языка, в том числе в историческом аспекте, выявляя, пpeжде всего на русском и славянском материале, исторические изменения в мышлении народа. Занимаясь вопросами лексикологии и морфологии, ввел в русскую грамматическую традицию ряд терминов и понятийных противопоставлений. В частности, он предложил различать «дальнейшее» (связанное, с одной стороны, с энциклопедическими знаниями, а с другой – с персональными психологическими ассоциациями, и в обоих случаях индивидуальное) и «ближайшее» (общее для всех носителей языка, «народное», или, как чаще говорят теперь в русской лингвистике, «наивное») значение слова. В языках с развитой морфологией ближайшее значение делится на вещественное и грамматическое. Потебня известен также своей теорией внутренней формы слова, в которой конкретизировал идеи В. фон Гумбольдта. Внутренняя форма слова – это его «ближайшее этимологическое значение», осознаваемое носителями языка (например, у слова стол сохраняется образная связь со стлать ); благодаря внутренней форме слово может приобретать новые значения через метафору. Именно в трактовке Потебни «внутренняя форма» стала общеупотребительным термином в русской грамматической традиции.

Одним из первых в России Потебня изучал проблемы поэтического языка в связи с мышлением, ставил вопрос об искусстве как особом способе познания мира. Изучал украинский язык и украинский фольклор, комментировал Слово о полку Игореве . Создал научную школу, известную как Харьковская лингвистическая школа; к ней принадлежали Д.Н.Овсянико-Куликовский (1853–1920) и ряд других ученых. Идеи Потебни оказали большое влияние на многих русских лингвистов второй половины 19 в. и первой половины 20 в.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Потебня А.А. Мысль и язык . СПб., 1892
  2. Потебня А.А. Из записок о русской грамматике , тт. 1–2. Харьков, 1874; т. 3. Харьков, 1899; т. 4. М. – Л., 1941
  3. Булаховский Л.А. Александр Афанасьевич Потебня . Киев, 1952

2. АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ШАХМАТОВ

ШАХМАТОВ, АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1864–1920)

Русский филолог и лингвист-славист. Родился 5 (17) июня 1864 в Нарве (ныне Эстония). Очень рано, еще гимназистом, проявил незаурядные способности к научной деятельности. В 1887 окончил Московский университет, там же преподавал. С 1899 академик (самый молодой в истории русской филологии), с этого времени работал в Петербурге. Выдающийся организатор науки. В 1905–1920 возглавлял Отделение русского языка и словесности Императорской – Российской Академии наук. После смерти Я.К.Грота продолжил начатую им работу над академическим Словарем русского языка ; руководил изданием многотомной Энциклопедия славянской филологии . Участвовал в подготовке реформы русской орфографии, осуществленной в 1917–1918. Умер Шахматов в Петрограде 16 августа 1920.

Ученик Ф.Ф.Фортунатова, Шахматов стремился применить разработанные им строгие методы к изучению истории русского языка. Творческое наследие ученого весьма обширно. Шахматов изучал язык летописей и историю русского летописания, издавал древнерусские памятники; под его руководством было возобновлено издание Полного собрания русских летописей . Заложил основы текстологического анализа памятников русской письменности. Исследовал современные русские диалекты. Выдвинул гипотезу о распаде общерусского праязыка в 9–10 вв. на южнорусское, среднерусское и севернорусское наречия. Автор работ по фонетике, акцентологии, синтаксису русского языка. В посмертно изданном Очерке современного русского литературного языка (1925, 4-е изд. 1941) изложил свои взгляды на соотношение синтаксиса и морфологии, настаивая на подчиненном положение последней, а также проанализировал различные принципы выделения частей речи в русском языке. Посмертно (1925–1927) был издан и его во многом нетрадиционный Синтаксис русского языка , оказавший значительное влияние на развитие синтаксической теории в России.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Шахматов А.А. Исследования в области русской фонетики . 1893–1894
  2. Шахматов А.А. Разыскания о древнейших русских летописных сводах . СПб, 1908
  3. Шахматов А.А. Очерк древнейшего периода истории русского языка . Пг., 1915
  4. Шахматов А.А. Введение в курс истории русского языка , ч. 1. Пг., 1916
  5. Шахматов А.А. 1864–1920 . Л., 1930
  6. Шахматов А.А. Обозрение русских летописных сводов ХI V– XVI вв . M. – Л., 1938
  7. Шахматов А.А. Сборник статей и материалов . М. – Л., 1947
  8. Шахматов А.А. Историческая морфология русского языка . М., 1957
  9. Лихачев Д.С. Шахматов-текстолог . – Известия АН СССР. Сер. литературы и языка, 1964, № 6

3. АЛЕКСАНДР МАТВЕЕВИЧ ПЕШКОВСКИЙ

ПЕШКОВСКИЙ, АЛЕКСАНДР МАТВЕЕВИЧ (1878–1933), русский лингвист, специалист по русскому языку. Родился в Томске 11 (23 по новому стилю) августа 1878. В 1906 окончил Московский университет, принадлежал к школе Ф.Ф.Фортунатова. Долгое время преподавал русский язык в гимназиях; на научных исследованиях сосредоточился довольно поздно. С 1921 – профессор московских вузов (1-го МГУ и Высшего литературно-художественного института в 1921–1924, 2-го МГУ в 1926–1932). Умер Пешковский 27 марта 1933.

Большинство работ Пешковского посвящено грамматике русского языка. Главный труд – (1914; 3-е переработанное издание 1928), выдержавший семь изданий. Эта книга, написанная в чрезвычайно доступной форме, и сейчас остается одним из наиболее детальных и содержательных исследований русского синтаксиса и русской грамматики в целом.

Не отказываясь от представления о лингвистике как исторической науке, Пешковский уделял много внимания изучению современного языка. Он совмещал в своих работах психологический и формальный подходы к языку, стремился выработать четкие критерии выделения и классификации единиц языка, в частности слова (О понятии отдельного слова , 1925). В статье Интонация и грамматика (1928) ставил проблему (в полной мере не решенную и поныне) создания особой интонационной грамматики как раздела грамматической теории. Много занимался вопросами методики преподавания русского языка, стремясь сблизить педагогическую практику с наукой (Наш язык , 1922–1927 и др.); в статье 1923 Объективная и нормативная точка зрения на язык детально проанализировал научные и культурные предпосылки и следствия различия этих двух точек зрения.

ЛИТЕРАТУРА

Пешковский А.М. Методика родного языка, лингвистика, стилистика, поэтика . М., 1925
Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении . М., 1956

4. Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ

Бодуэн де Куртенэ Иван Александрович

Бодуэн де Куртенэ (Baudouin de Courtenav) Иван Александрович , "Изв. по русскому языку и словесности АН СССР", 1930, " 3, кн. 1; Богородицкий В. А., Казанская лингвистическая школа, "Тр. Московского института философии, литературы и истории", 1939, т. 5; Штибер З., Теория фонем И. А. Бодуэна де Куртенэ в современном языкознании, "Вопросы языкознания", 1955, №4; Леонтьев А. А., Общелингвистические взгляды И. А. Бодуэна де Куртенэ, там же, 1959, № 6, Jakobson R., Kazańska szkoła polskiej lingwistyki i jej meijsce w światowym rozwoju fonologii, "Biuletyn polskiego towarzystwa językoznawczego", 1960, zesz. 19; Ułaszyn H., J. Baudouin de Courtenay. Charakterystyka ogólna uczonego i człowieka. (1845-1929), Poznań, 1934.

5. ВИКТОР ВЛАДИМИРОВИЧ ВИНОГРАДОВ

ВИНОГРАДОВ, ВИКТОР ВЛАДИМИРОВИЧ (1895–1969), русский лингвист и литературовед. Родился 31 декабря 1894 (12 января 1895 по новому стилю) в Зарайске. В 1917 окончил Историко-филологический. институт в Петрограде. В 1920-е годы преподавал в вузах Петрограда (Ленинграда), в 1930 переехал в Москву, в 1930-е годы (с перерывами) был профессором Московского городского педагогического института и других вузов. В 1934 был арестован по одному делу с Н.Н.Дурново; в 1934–1936 и 1941–1943 находился в ссылке. Впоследствии занимал различные руководящие должности в научных организациях филологического профиля: декан филологического факультета (1944–1948) и заведующий кафедрой русского языка (1946–1969) МГУ им. М.В.Ломоносова, академик-секретарь Отделения литературы и языка АН СССР (1950–1963), директор Института языкознания (1950–1954) и Института русского языка (1958–1968) АН СССР, главный редактор журнала «Вопросы языкознания» (1952–1969) и др. Академик АН СССР с 1946, депутат Верховного Совета РСФСР в 1951–1955; иностранный член ряда зарубежных академий. Умер Виноградов в Москве 4 октября 1969.

Основные работы Виноградова посвящены грамматике русского языка (, 1947, далее неоднократно переиздавалась; представляет собой систематическое изложение теоретической грамматики русского языка с подробным обсуждением взглядов предшественников на большинство дискуссионных вопросов), истории русского литературного языка (Очерки по истории русского литературного языка , 1934; 2-е дополненное издание, 1938), языку и стилю русских писателей (Этюды о языке Гоголя , 1926; Язык Пушкина , 1935; Стиль Пушкина , 1941; Наука о языке художественной литературы и ее задачи , 1958). Участвовал составлении толкового словаря под редакцией Д.Н.Ушакова (тт. 1–4, 1935–1940). Руководил работой над коллективными трудами, в частности, над двухтомной Грамматикой русского языка (1952–1954). С 1957 был председателем Международного комитета славистов. Создал крупную научную школу.

ЛИТЕРАТУРА

Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове . М., 1972
Виноградов В.В. Избранные труды. Исследования по русской грамматике . М., 1975

6. ЛЕВ ВЛАДИМИРОВИЧ ЩЕРБА

ЩЕРБА, ЛЕВ ВЛАДИМИРОВИЧ (1880–1944), русский лингвист, специалист по общей лингвистике, русскому, славянским и французскому языкам. Родился 20 февраля (3 марта) 1880 в Петербурге. В 1903 окончил Петербургский университет, ученик И.А.Бодуэна де Куртенэ. В 1916–1941 профессор Петроградского (Ленинградского) университета. Академик АН СССР с 1943. В последние годы жизни работал в Москве, где и умер 26 декабря 1944.

Щерба вошел в историю лингвистики прежде всего как выдающийся специалист по фонетике и фонологии. Он развил воспринятую им от Бодуэна концепцию фонемы и разработал оригинальную «ленинградскую» фонологическую концепцию, приверженцы которой (М.И.Матусевич, Л.Р.Зиндер и др.) совместно со Щербой образовали Ленинградскую фонологическую школу. Ее полемика с Московской фонологической школой – яркий эпизод истории отечественной фонологии. Еще в дореволюционные годы Щерба основал фонетическую лабораторию в Петербургском университете, старейшую из ныне существующих в России; в настоящее время она носит его имя. Автор книг Русские гласные в качественном и количественном отношении (1912), Восточнолужицкое наречие (1915), Фонетика французского языка (издание 7-е, 1963).

Значителен и вклад Щербы в общую лингвистику, лексикологию и лексикографию, теорию письма. Важные идеи содержатся в его статьях О частях речи в русском языке (1928), О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании (1931), Опыт общей теории лексикографии (1940), Очередные проблемы языковедения (1946, посмертно). Щерба предложил оригинальную концепцию языка и речи, отличную от концепции Ф. де Соссюра, введя разграничение не двух, а трех сторон объекта лингвистики: речевой деятельности, языковой системы и языкового материала. Отказываясь от свойственного И.А.Бодуэну де Куртенэ и другим психологического подхода к языку, Щерба в то же время ставил вопрос о речевой деятельности говорящего, позволяющей ему производить ранее никогда им не слышанные высказывания; здесь он предвосхитил некоторые идеи лингвистики второй половины 20 в.

С постановкой данной проблемы связано и рассмотрение Щербой вопроса об эксперименте в лингвистике. Лингвистический эксперимент, в понимании Щербы, – это проверка правильности/приемлемости языкового выражения, построенного исследователем на основании некоторой теоретической концепции. Арбитром при этом может выступать либо сам исследователь (если исследуется хорошо известный ему язык), либо носитель языка (информант), либо специальным образом отобранная группа информантов. Получаемые в ходе эксперимента суждения о неправильности/неприемлемости построенных выражений превращают эти выражения в отрицательный языковой материал (термин Щербы), являющийся важным источником сведений о языке. Понимаемый таким образом лингвистический эксперимент является методологической основой современной лингвистической семантики и прагматики, одним из важнейших методов исследования в полевой лингвистике (изучении бесписьменных языков), а отчасти и социолингвистике; его осмысление сыграло значительную роль в формировании теории лингвистических моделей в 1960-х годах.

Щербой была поставлена проблема построения активной грамматики, идущей от значений к выражающим эти значения формам (в отличие от более традиционной пассивной грамматики, идущей от форм к значениям). Занимаясь лексикологией и лексикографией, он четко сформулировал важность разграничения научного и «наивного» значения слова, предложил первую в отечественном языкознании научную типологию словарей. Как лексикограф-практик он (совместно с М.И.Матусевич) был автором большого Русско-французского словаря .

ЛИТЕРАТУРА

Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку . М., 1957
Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность . Л., 1974
Щерба Л.В. Теория русского письма . Л., 1983

7. ФЕДОР ИВАНОВИЧ БУСЛАЕВ

БУСЛАЕВ, ФЕДОР ИВАНОВИЧ (1818–1897), русский языковед, фольклорист, историк искусства. Родился 13 (25) апреля 1818 в г.Керенске Пензенской губ. в семье судебного чиновника. В 1833 окончил пензенскую гимназию и поступил на словесное отделение философского факультета Московского университета (окончил в 1838). Большое влияние на формирование мировоззрения Буслаева оказали лекции профессоров С.Шевырева, М.Погодина и др. выдающихся ученых. Еще в студенческие годы стал полиглотом, овладел санскритом и древнееврейским.

По окончании университета Буслаев преподавал русский язык в гимназиях Москвы и давал частные уроки. В эти годы начал публиковать научные труды по методике преподавания русского языка (О преподавании отечественного языка , 1844, и др.). Будучи домашним учителем в семье графа Строганова, в 1839–1841 жил в Германии и Италии, изучал труды по языковедению и истории В.Гумбольта и Я.Гримма, а также археологию и историю европейского искусства.

В 1847 преподаватель, с 1859 – профессор Московского университета. Впоследствии был избран действительным членом Российской Академии наук. В 1850-е годы писал как труды по языкознанию (Опыт исторической грамматики русского языка , 1858, и др.), так и рецензии на произведения современных ему писателей – К.Аксакова, А.Хомякова и др. В центре его научных интересов находились проблемы изучения диалектов, связи истории языка с историей страны. Публиковал в печати многочисленные статьи на эти темы – Об эпических выражениях украинской поэзии (1850), О народности в древне-русской литературе и искусстве (1857), Песни древней Эдды о Зигурде и муромская легенда (1858) и др.

В 1861 издал труд Историческая хрестоматия церковнославянского и древнерусского языков . В Хрестоматию вошли 135 произведений, некоторые были подготовлены к печати по рукописям и опубликованы впервые. В том же году была опубликована книга Буслаева Исторические очерки русской народной словесности и искусства – яркое свидетельство мифологической школы в русской науке.

Буслаев относил себя к русской школе, приверженцами которой были также А.Н.Афанасьев, А.А.Котляревский и др. филологи. По его мнению, народное мировоззрение, народная мораль проявляются в первую очередь в языке и в мифологии. Народная поэзия, в понимании Буслаева, является нравственным идеалом. Называя «славянофильскую самостоятельность» одной из ложных и вредных для науки крайностей, Буслаев тем не менее считал ее «гораздо достойнее подначального западничанья».

В 1887 Буслаев издал еще один труд – сборник статей Народная поэзия. Исторические очерки . В книгу вошли статьи не только о русской, но и о европейской литературе – Русские духовные стихи (1861), Русский богатырский эпос (1862), Песня о Роланде (1864), Испанский народный эпос о Сиде (1864), Сравнительное изучение народного быта и поэзии (1872) и др. Буслаев считал, что корни европейского фольклора следует искать на Востоке.

В 1860–1870-е годы Буслаев совершил несколько заграничных путешествий – выезжал в Чехию, Германию, Италию, Францию, Швейцарию, где изучал историю искусства. Результатом этих поездок явилась статья Общие понятия о русской иконописи (1866) и др. работы по истории живописи, иконографии, миниатюры, орнамента. Мировую славу принесла Буслаеву книга Русский лицевой апокалипсис. Свод изображений из лицевых апокалипсисов по русским рукописям с XVI в. по XIX (1884), в которой ученый проследил связь между памятниками искусства, литературы и фольклора. Буслаев обнаружил также связь между памятниками искусства Византии, Западной Европы и Древней Руси.

В 1886 издал книгу Мои досуги , в которую вошли статьи о современной ему литературе – о произведениях Н.Карамзина, И.Крылова, М.Погодина и др. писателей, а также работа О значении современного романа и его задачах . Незадолго до смерти завершил работу над мемуарами Мои воспоминания (1890–1892), которые, потеряв зрение, надиктовал. В этой книге Буслаев описал свои детские и студенческие годы, своих великих современников Н.Гоголя, Т.Грановского, П.Чаадаева, И. и П.Киреевских и др.

ЛИТЕРАТУРА

Буслаев Ф.И. Сочинения , тт. 1–3. СПб – Л., 1908–1930
Смирнов С. Ф.И.Буслаев . М., 1978
Чурмаева Н. Ф.И.Буслаев . М., 1984


Подписи к слайдам:

Наука о русском языке.Выдающиеся ученые-русисты.(Презентация-приложение к реферату.) Работу выполнилаЗаплатина Екатеринаученица 10 классаМОУ Измайловская СОШНаучный руководительСергеев Н.П., учитель русскогоязыка и литературыМОУ Измайловская СОШ Содержание: Русский язык среди других языков мира.Сколько лет русскому языку.Что такое филология и языкознание.История языка.Ученые-русисты. Русский язык среди других языков мира. В мире русским языком владеют свыше 250 миллионов человек. Входит в ООН. Всего в мире существует свыше двух с половиной тысяч языков.Языковые семьи: 1) индоевропейские языки 2) китайскотибетские языки 3) алтайские языки славянская
иранская
балтийская
греческая
германская
армянская
индийская
Группы индоевропейских языков
Группы индоевропейских языков. Подгруппы славянских языков
Западная (польский, чешский, словацкий)
Южная (болгарский, македонский, словенский)
Восточная (русский, украинский, белорусский)
Подгруппы славянских языков. Сколько лет русскому языку. На фоне древнегреческого или латыни русский язык совсем юнец. Среди же языков современных - вполне почтенный и уважаемый язык средних лет. Что такое филология и языкознание. Филология- (греч. philo-»люблю» и logos-»слово»). Любовь была возведена первыми «словесниками» в принцип познания избранного предмета, что налагало на них определенные нравственные обстоятельства. Филология в старом ее понимании - это «служанка при тексте». Языкознание – одна из гуманитарных наук, в которой существенные виды деятельности часто обусловливались прямыми задачами общественного развития. Важная задача языкознания- развитие культуры языковой деятельности. История языка. История языка отражает не только социальную история народа, но и все важнейшие этапы его культурного развития. Уровень культуры народа во многом определяется степенью развитости языка. Язык обладает удивительной способностью приспосабливаться к жизни его носителей, отвечать на их запросы, усложнять свою структуру в соответствии с развитием общества и вместе с тем оказывать влияние на совершенствование самого общественного устройства. Ученые-русисты. Михаил Васильевич Ломоносов(1711-1765)Создал первую научную грамматику русского языка(«Российская грамматика», 1757). Исследуя язык, наблюдал его а в разных речевых проявлениях. Ломоносов устанавливал его произносительные и грамматические нормы. Огромным было влияние филологических трудов Ломоносова на развитие русского языка. Лев Владимирович Щерба (1880-1944) Л.В. Щерба – известный русский языковед. Его магистерская диссертация посвящена одному из малоизученных славянских наречий – восточнолужицкому на территории Германии. Много работал в области теории грамматики и лексикологии. Федор Иванович Буслаев (1818-1897) Ф.И. Буслаев один из самых ярких русских филологов середины 19 века. Он занимался широким кругом вопросов языкознания, литературоведения, был блестящим педагогом и лектором. В своих трудах отразил романтический взгляд на древнее состояние языка. Константин Сергеевич Аксаков (1817-1860) Аксаков был видным литератором и лингвистом. Ему не свойственно быть и думать «как все». Его лингвистическая работа начинается «критическим разбором» грамматики Белинского. Аксаков старался убедить своих соотечественников в несходстве русского языка с другими. Александр Афанасьевич Потебня (1835-1891) А.А. Потебня – выдающийся русский и украинский филолог. Его труды посвящены русской грамматике, звуковому строю русского языка, различию южных и северных русских говоров, истории украинского и русского языка, их сравнительному анализу. Алексей Александрович Шахматов (1864-1920) А.А. Шахматов – выдающийся языковед и историк. Его научные интересы были сосредоточены в области истории и диалектологии русского и других славянских языков. Ему принадлежит серия авторитетных исследований. Литература: Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.Энциклопедический словарь юного филолога. Москва. «Педагогика».1984.Я познаю мир – русский язык. Москва. АСТ. 1999.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Вейделевская средняя общеобразовательная школа

Вейделевского района Белгородской области»

Урок-форум в 11 классе

«Выдающиеся ученые-русисты»
(2 часа)

Подготовила

учитель русского языка

и литературы

Ермилова Людмила

Серафимовна

Вейделевка 2010

Цели: знакомство с трудами выдающихся ученых-русистов, их открытиями и исследованиями; помочь учащимся увидеть и почувствовать неисчерпаемые возможности русского языка; совершенствовать навыки работы со словарями; развитие компетентностей - совершенствовать устную речь и письменную речь, способствовать достижению успеха в деятельности каждого учащегося.

Оборудование:

мультимедийный проектор, карточки с заданиями,

книжная выставка «От словаря Д.Н.Ушакова к словарю С.И.Ожегова»
Эпиграф:

Без языка человеческое общение невозможно,

а без общения не может быть и общества,

а тем самым и человека.

А.А.Реформатский

Ход урока:


  1. Целеполагание.
Сегодня у нас необычный урок. Мы проводим урок-форум, на котором будут представлены ваши рефераты о выдающихся ученых-русистах. В течение двух уроков мы будем совершенствовать навыки работы со словарями; постараемся увидеть и почувствовать неисчерпаемые возможности русского языка. Работая в группах, совершенствуя устную и письменную речь, вы, несомненно, достигнете на нашем форуме определенных успехов.

II. Работа в группах.

Работа со словарями. Сопоставительный анализ словарных статей:

Перед вами толковые словари: В.И.Даля, Д.Н.Ушакова, С.И.Ожегова (в каждой группе 1 словарь). Мы рассмотрим значение слова «язык». Слово это многозначное. Посмотрите в словарях, какие значения есть у этого слова. Назовите эти значения. (Язык народа, нации. Речь, способность говорить).

В каком значении слово «язык» интересует нас сегодня?

Ответы учащихся, работавших со словарной статьей: язык как средство общения, орудие общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.

III. Работа над темой урока.

1.Cлово учителя.

Выдающиеся ученые-русисты - люди, посвятившие свою жизнь и свои научные труды изучению русского языка, его структуры, выявлению всех богатств и языковых возможностей.

Становление и развитие лингвистики как науки о языке связано с именами таких ученых, как Михаил Васильевич Ломоносов, Александр Христофорович Востоков, Владимир Иванович Даль, Измаил Иванович Срезневский, Александр Афанасьевич Потебня, Алексей Александрович Шахматов, Дмитрий Николаевич Ушаков, Александр Матвеевич Пешковский, Лев Владимирович Щерба, Виктор Владимирович Виноградов, Сергей Иванович Ожегов, Александр Александрович Реформатский, Леонард Юрьевич Максимов (через мультимедийный проектор на экран проецируются портреты ученых-лингвистов).

Приступаем к защите рефератов. (Содержание рефератов излагается конспектно).

1-й ученик.

С Михаила Васильевича. Ломоносова (1711–1765) началось серьезное изучение русского языка. Один из лучших поэтов XVIIIв., замечательный филолог, писатель и педагог, Ломоносов создал первую научную российскую грамматику («Российская грамматика», 1757). В этой работе ученый определил речевые нормы своего времени и заложил основы стилистики. Устанавливая грамматические и орфоэпические правила, Ломоносов исходит из своих собственных наблюдений над живой речью.

Ломоносову принадлежит заслуга в разработке научной классификации частей речи и в создании теории «трех штилей». Последняя сыграла важную роль при создании нового литературного языка. Ученый разделил язык на три стиля: высокий, посредственный (средний) и низкий. Высокий стиль предназначался для написания од, героических поэм, торжественных «слов о важных материях». Средний – для языка театральных пьес, сатир, стихотворных дружеских писем. Низкий стиль – стиль комедий, песен, описаний «обыкновенных дел». При его использовании запрещалось употреблять церковнославянские слова, предпочтение отдавалось собственно русским, нередко простонародным словам.

2-й ученик.

Заслугой другого видного русского языковеда, поэта и переводчика – А. Х. Востокова (1781–1864) – является создание учебных книг по русскому языку, таких как «Сокращенная русская грамматика для употребления в низших учебных заведениях» (1831г.), которая переиздавалась 15 раз, и «Русская грамматика… полнее изложенная» (1831г.), переиздававшаяся 11 раз. В «Русской грамматике» ученый осуществил «перебор всего русского языка», рассмотрел его грамматические особенности на уровне науки своего времени.

3-й ученик.

И.И.Срезневский (1812–1880) - филолог, этнограф, академик. Родился в Ярославле в семье профессора словесности. В 1826-1829г.г. учился на философском факультете Харьковского университета, с 1837г. был профессором по кафедре политической экономии и статистики. Одновременно занимался малороссийской литературой, народной поэзией, этнографией. В 1839-1842г.г. путешествовал по Чехии, Моравии, Хорватии, изучая славянские языки, фольклор. По возвращении в Харьков читал курс лекций по истории и литературе славянских наречий. В 1840-е опубликовал статьи «Исторический очерк сербо-лужицкой литературы» (1844), «Обозрение главных черт сродства звуков в наречиях славянских» (1845) и др. В 1846 за диссертацию «Святилища и обряды языческого богослужения славян, по свидетельствам современным и преданиям» получил степень доктора славяно-русской филологии (впервые в России). С 1847 - профессор Петербургского университета, в 1848-1859 - Главного педагогического института. По его инициативе изданы 10 томов «Известий» и 7 томов «Ученых записок» Отдела русского языка и словесности. В 1849г. опубликовал «Мысли об истории русского языка», ставшие программой научных работ нескольких поколений русских филологов. Главным он считал описание памятников, создание областных словарей, изучение народных говоров и современного литературного языка, составление исторического словаря и исторической грамматики с привлечением истории др. славянских языков. Особенно значителен труд Срезневского «Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам», над которым он работал всю жизнь.

4-й ученик.

А. А. Потебня (1835–1891) – выдающийся русский и украинский филолог, при жизни прославившийся невероятной эрудированностью. Будучи совсем молодым, ученый написал монографию «Мысль и язык» (1862г.), в которой рассматривалась связь между языком и мышлением. Его основной труд – «Из записок по русской грамматике» в 4 томах – посвящен сопоставительному анализу украинского и русского языков, истории основных грамматических категорий, сопоставительному изучению синтаксиса восточнославянских языков – русского, украинского и белорусского.

5-й ученик.

А. А. Шахматов (1864–1920) – один из самых выдающихся филологов рубежа XIX–XXвв. Свои научные интересы он в основном сосредоточил в области истории и диалектологии славянских языков. А.А.Шахматов посвятил более двух десятков работ проблеме происхождения языков восточнославянской группы. В последние годы жизни он читал в Петербургском университете курс синтаксиса русского языка, по рукописным материалам которого после смерти автора был издан знаменитый «Синтаксис русского языка». К этому труду восходят многие современные синтаксические теории.

6-й ученик.

А. М. Пешковский (1878–1933) первым в истории русской лингвистики показал, что интонация является грамматическим средством, что она помогает там, где другие грамматические средства (предлоги, союзы, окончания) неспособны выразить значение. Одной лучших работ А.М.Пешковского считается «Русский синтаксис в научном освещении» (1914г.)– остроумная и полная тонких наблюдений монография, в которой автор как будто беседует со своими учениками. Вместе с ними он наблюдает, размышляет, экспериментирует, заставляя читателя стать сознательным пользователем русского языка.

7-й ученик.

Л. В. Щерба (1880–1944) – выдающийся русский языковед и педагог – призывал к наблюдениям над живыми фактами языка и речи, к размышлениям над ними. Его работа «О частях речи в русском языке» (1928г.), в которой он выделил новую часть речи – слова категории состояния,– наглядно показала, какие грамматические явления скрываются за знакомыми для большинства терминами «существительное» и «глагол».

Л.В.Щерба – создатель ленинградской фонологической школы. Он одним из первых обратился к лингвистическому анализу языка художественных произведений. Его перу принадлежат два опыта лингвистического толкования стихотворений «Воспоминание» Пушкина и «Сосна» Лермонтова.

8-й ученик.

В. В. Виноградов (1895–1969) – выдающийся русский филолог и педагог. Его имя вошло в историю культуры не только нашей страны, но и всего мира. Ему принадлежит заслуга создания двух лингвистических наук: истории русского литературного языка и науки о языке художественной литературы. Его книги «Язык Пушкина», «Язык Гоголя», «Стиль Пушкина», «Стиль прозы Лермонтова» представляют огромный интерес и для специалиста-филолога, и для абитуриента.

Значительными являются заслуги Виноградова в области лексикологии и фразеологии. Он создал классификацию типов лексического значения слова и видов фразеологических единиц, которыми пользуются до сих пор в вузах. Многим В.В.Виноградов известен как создатель и главный редактор журнала «Вопросы языкознания», как президент Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы. Научное наследие ученого чрезвычайно обширно и разнообразно по проблематике. Им создано более 250 работ. Одно из центральных мест среди них занимает монография «Русский язык. Грамматическое учение о слове». Это самое глубокое исследование морфологии современного русского языка. Работа удостоена Государственной премии в 1951г. Многие зарубежные академии наук избирали В.В.Виноградова своим членом.

9-й ученик.

А. А. Реформатский (1900–1978) – замечательный ученый-филолог. Известность в широких кругах он приобрел благодаря знаменитому учебнику для студентов вузов «Введение в языкознание». Его научные интересы чрезвычайно разнообразны, а работы посвящены различным проблемам языка: фонетике, словообразованию, лексике, теории письма, истории языкознания, соотношению языка и речи. Вместе с другими выдающимися лингвистами А.А.Реформатский явился основателем московской фонологической школы, идеи которой разрабатываются и сегодня.

Учитель:


Каждый из названных выдающихся русских лингвистов внес в науку о языке заметный вклад. Помнить эти имена и знать о теориях и открытиях ученых-русистов – долг любого, даже начинающего филолога.

10-й ученик.

С.И.Ожегов (1900–1964) - выдающийся русский ученый-филолог, академик, автор «Толкового словаря». С 1937 года преподавал в московских вузах (МИФЛИ, МГПИ). С 1939 года Ожегов - научный сотрудник Института языка и письменности, Института русского языка, Института языкознания АН СССР. С 1952г. - основатель и первый заведующий сектором культуры речи Института русского языка АН СССР. Один из составителей «Толкового словаря русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940). Автор одного из самых известных и популярных русских словарей - однотомного «Словаря русского языка» (1949г., с исправлениями и обновлениями переиздавался неоднократно, с 1992 - при участии Н. Ю. Шведовой); словарь Ожегова фиксирует современную общеупотребительную лексику, демонстрирует сочетаемость слов и типичные фразеологизмы. Словник словаря Ожегова лёг в основу многих переводных словарей.

Основные труды посвящены русской лексикологии и лексикографии, истории русского литературного языка, социолингвистике, культуре русской речи, языку отдельных писателей (П. А. Плавильщикова, И. А. Крылова, А. Н. Островского) и других.

С 1952 года и до конца жизни С.И.Ожегов возглавлял Сектор, центральным направлением деятельности которого стали изучение и пропаганда родной речи. Он и его сотрудники выступали на радио, консультировали дикторов и театральных работников. Заметки С.И.Ожегова о языке нередко появлялись в периодической печати, он был постоянным участником литературных вечеров в Доме ученых, привлекал к сотрудничеству писателей, деятелей искусства. Тогда же начали выходить под его редакцией и в соавторстве знаменитые словари произносительных норм. Редактор «Орфографического словаря русского языка», словарей-справочников «Русское литературное произношение и ударение», «Правильность русской речи». Основатель и главный редактор научно-популярной серии «Вопросы культуры речи». По инициативе Сергея Ивановича Ожегова в 1958 году в Институте русского языка была создана Справочная служба русского языка, отвечающая на запросы организаций и частных лиц, касающихся правильности русской речи.

С.И.Ожегов был членом Предметной комиссии по русскому языку Министерства просвещения РСФСР, заместителем председателя Комиссии Академии наук по упорядочению написания и произношения иноязычных собственных и географических наименований, членом Орфографической комиссии АН, готовившей «Правила русской орфографии и пунктуации».

IV.Работа в группах

А) Создание художественной миниатюры.

На столах - листочки с высказываниями выдающихся людей о русском языке, в каждой группе по 2 высказывания. Как вы понимаете эти высказывания?

Раздаточный материал.

1.Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задумчивый, как песня над колыбелью.

А.Н.Толстой

2.Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!

И.С.Тургенев

3.Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры.

А.Куприн


4.Богатство языка есть богатство мыслей.

Н.М.Карамзин

5.Изучать родной язык необходимо... чтобы уметь употреблять его для выражения своих мыслей.

Н.Г.Чернышевский

6.Умейте же беречь наш дар бесценный - речь.

И.Бунин


(Чтение работ).

Б) Учитель:

Русский язык – государственный язык Российской Федерации - является средством познания культуры русского народа и культуры всех народов нашей страны. На нем ведутся дипломатические переговоры, это язык, передающий миру достижения нашей науки, техники и культуры. На этом языке ведутся передачи центрального радио и телевидения. На русском языке ведется делопроизводство в большинстве районов и краев России. Кроме того, он один из мировых языков, один из 6 языков, на которых записываются все документы ООН.

Живя в России и являясь носителем языка, каждый из нас обязан правильно и грамотно говорить.

Задание 1.

(Расставьте ударения в словах, которые часто произносятся неправильно). Начать, углубить, премировать, позвонить, оптовый, облегчить, два шага, договор, квартал, приговор, статуя, ходатайство, средство, щавель, шлея, шофер, досуг, лавровый, коротковолновый, взбешенный, брала, брало, брали; белый - бела, бело, белы; введенный - введен, введена, введено, введены.

Задание 2.

Спишите и запомните понравившиеся русские пословицы.

1) В многословии не без пустословия.

2) Говорить не думая - стрелять не целясь.

3) Доброе молчание - чем не ответ.

4) Закон не молитва, крик не беседа.

5) Язык мой - враг мой, прежде ума глаголит.

6) Много крику, мало толку.


Задание 3.

В различных видах словарей зафиксированы все богатства нашего языка. Перечислить. Подберите фразеологизмы к предложенным словосочетаниям.

* Дальний родственник - седьмая вода на киселе.

* Еще молод и неопытен - молоко на губах не обсохло.

* Очень умный - семи пядей во лбу.

* Оказаться в глупом положении - сесть в лужу.

* Ничем не проймешь - как с гуся вода.

* Все нипочем, ничто не страшно - море по колено.

* Бесследно пропасть, исчезнуть - как в воду канул.

* Очень мало - как кот наплакал.

* Всем очевидно, сразу видно - на лбу написано.

* Избежать заслуженной кары - выйти сухим из воды.

* Трудное начало - лиха беда начало.
Для повышения речевой грамотности больше читайте. Особенно важно, чтобы вашим постоянным чтением стали лучшие произведения отечественной и мировой литературы. Чаще пользуйтесь словарями. «Словари - это вселенная в алфавитном порядке», - так говорил Вольтер. Их много, и задачи у них разные. О значении и употреблении слов вы узнаете из толкового словаря русского языка. О грамматике написания вы узнаете из орфографического словаря. Сделать свою речь богаче, ярче поможет словарь синонимов, словарь фразеологизмов. А если вы интересуетесь происхождением слов, то на помощь придет этимологический словарь.

Любите свой родной язык, изучайте и берегите его.


V.Подведение итогов урока-форума.

VI. Домашнее задание.

Письменно ответить на вопрос:

Объясните, как вы понимаете русские пословицы:

1. Язык разум открывает.

2. Говорит красиво, да слушать тоскливо.

Используемая литература:

1.А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Методическое пособие для учителя. М.: Просвещение, 2001.

2.А.В.Текучев, Б.Т.Панов. Грамматико-орфографический словарь русского языка. М.: Просвещение,1976.

3.С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка. М.: «Азбуковник», 1999.

4.Д.Н.Ушаков. Толковый словарь русского языка. М.: Гос.ин-т «Сов. Энцикл.», 1935-1940.

5.В.И.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х томах. М.: изд. «Терра», 1994.

6.З.Е.Александрова. Словарь синонимов русского языка. М.: Изд. «Русский язык», 1975.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Выдающиеся ученые-русисты МОУ Тоншаевская В(с)ОШ Буреполомский УКП Учитель русского языка и литературы Михеева С.Г.

2 слайд

Описание слайда:

«Как могуч и прекрасен наш русский язык», однако, чтобы он стал таким великим и богатым над ним надо было немало трудиться!

3 слайд

Описание слайда:

Среди ученых-языковедов с наибольшей силой и наглядностью проявляется любовь к основному предмету изучения - к Слову. Разве не показательно, что термин «филология» прямо заявляет об этой любви (греч.philo- «люблю» и logos- «слово»).

4 слайд

Описание слайда:

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) «Ломоносов был великий человек. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом» А.С.Пушкин.

5 слайд

Описание слайда:

М.В.Ломоносов был не только великим физиком, вдумчивым естествоиспытателем, но и блестящим поэтом, замечательным филологом. Он создал первую научную российскую грамматику («Российская грамматика», 1757). Первый разработал научную классификацию частей речи. Ломоносов создал знаменитую теорию «трех штилей», которая оказалась не выдумкой сухого теоретика, а действенным руководством при создании нового литературного языка. Язык он разделил на три стиля: высокий, посредственный (средний), низкий. Огромна заслуга М.В.Ломоносова в развитии теории красноречия (риторики). Его «Краткое руководство к красноречию» стало фактически первой книгой такого рода, написанной на русском языке. До Ломоносова учебники красноречия составлялись либо на церковно-славянском, либо на латыни.

6 слайд

Описание слайда:

Александр Христофорович Востоков (1781-1864). A. X. Востоков был по натуре человеком независимым и свободным. Эти черты его характера отразились и в его научных трудах, из которых наибольшую славу ему принесли исследования по истории славянских языков. Востоков явился основоположником славянской филологии. Он написал знаменитую «Русскую грамматику» (1831), в ней он осуществил «перебор всего русского языка», рассмотрел его грамматические особенности на уровне науки своего времени. Книга издавалась множество раз, была основной научной грамматикой для своего времени.

7 слайд

Описание слайда:

Владимир Иванович Даль (1801 – 1872) B. И. Даль многое успел сделать в жизни: был морским офицером, прекрасным врачом, путешественником-этнографом, писателем (его псевдоним Казак Луганский). Его очерки и рассказы В. Г. Белинский назвал «перлами современной русской литературы». Но больше всего он известен нам как составитель уникального «Толкового словаря живого великорусского языка», работе над которым он отдал 50 лет своей жизни. Словарь, в котором 200 тысяч слов, читается как увлекательнейшая книга. Значения слов Даль толкует образно, метко, наглядно; объяснив слово, раскрывает его значение с помощью народных поговорок, пословиц. Читая такой словарь, узнаешь быт народа, его взгляды, убеждения, стремления.

8 слайд

Описание слайда:

Яков Карлович Грот (1812-1893) Язык объединяет сильнее, чем принадлежность к расе. Якоб Босхарт Немец по происхождению – знаток русского языка по призванию. Яков Карлович Грот ввел правила русского правописания, действовавшие вплоть до орфографической реформы 1918 года. Он пытался «осовременить» законы письменного языка. Его нововведения приняли не сразу, но постепенно правописание «по Гроту» стало общепризнанным. Ученый преподавал русский язык в Финляндии, а в России популяризировал шведскую и финскую культуру. Под его руководством вышли «Шведско-русский словарь» и ряд произведений по истории русской словесности. В том числе издание произведений Державина и Хемницера. Грот начал издавать многотомный академический «Словарь русского языка». Но в связи со смертью ученого эту работу продолжил уже академик Шахматов.

9 слайд

Описание слайда:

Федор Иванович Буслаев (1818-1897) Лингвист и литературовед, исследователь народной словесности и древнерусского искусства, он был блестящим педагогом и лектором, академиком, профессором Московского университета. Ф.И.Буслаев продолжил отечественные традиции сравнительно-исторического изучения славянских языков, заложенные А. Х. Востоковым. Свои научные исследования Ф.И.Буслаев обобщил в книге «О преподавании отечественного языка» (1844г.), которая по праву считается первой в нашем отечестве научной методикой преподавания русского языка. Основная мысль этого фундаментального труда о важности изучения родного языка в школе для развития личности, необходимости сравнительно-исторического изучения родного языка после усвоения его правил, значимости соизучения языка и национальной культуры.

10 слайд

Описание слайда:

Потебня Александр Афанасьевич (1835 – 1891) Выдающийся русский и украинский филолог. Его основной труд - «Из записок по русской грамматике» в 4 томах - посвящен сопоставительному анализу украинского и русского языков, истории основных грамматических категорий, сопоставительному изучению синтаксиса восточнославянских языков. Потебня рассматривал язык как составную часть культуры народа, как компонент его духовной жизни, и отсюда его интерес и внимание к обрядам, мифам, фольклору славян. Потебню глубоко интересовала связь между языком и мышлением. Этой проблеме он посвятил, будучи еще совсем молодым, свою зрелую, глубоко философскую монографию «Мысль и язык» (1862).

11 слайд

Описание слайда:

Алексей Александрович Шахматов(1864-1920) Внес огромный вклад в изучение синтаксиса и истории языка. А.А.Шахматов занимался историей и диалектологией русского и других славянских языков. Он возглавлял работу по созданию академического толкового словаря и комиссию по реформе орфографии. Он, наконец, выдающийся русский синтаксист. В книге А.А.Шахматова «Синтаксис русского языка», по словам В.В.Виноградова, «впервые собран колоссальный материал, характеризующий поразительное разнообразие синтаксических конструкций современного русского языка». А.А.Шахматов первым в истории нашей науки выделил типы односоставных предложений и описал особенности их строения. Многие синтаксические идеи Шахматова до сих пор не потеряли своей актуальности.

12 слайд

Описание слайда:

Дмитрий Николаевич Ушаков (1873-1942) Работал в области диалектологии, орфографии, орфоэпии, был главным редактором «Толкового словаря русского языка». Является автором «Орфографического словаря», которым и сегодня пользуются ученики (выдержал более 30 изданий). Он автор многих учебников и учебных пособий по правописанию. Он придавал огромное значение разработке норм правильного произношения, справедливо считая, что единое, нормативное литературное произношение - основа речевой культуры, без нее немыслима общая культура человека.

13 слайд

Описание слайда:

Александр Матвеевич Пешковский (1878-1933) Он много лет работал в московских гимназиях и, желая познакомить своих учеников с настоящей, научной грамматикой, написал остроумную, полную тонких наблюдений монографию «Русский синтаксис в научном освещении» (1914), в которой как будто беседует со своими учениками. Пешковский первым доказал, что интонация является грамматическим средством, что она помогает там, где другие грамматические средства (предлоги, союзы, окончания) не способны выразить значение. Пешковский неустанно и страстно разъяснял, что только сознательное владение грамматикой делает человека по-настоящему грамотным. Он обращает внимание на огромную значимость языковой культуры: « Умение говорить - это то смазочное масло, которое необходимо для всякой культурно-государственной машины и без которого она просто остановилась бы».

14 слайд

Описание слайда:

Лев Владимирович Щерба (1880-1944) Работал в области фонетики, орфоэпии, лексикологии, лексикографии, грамматики, принимал участие в составлении свода правил орфографии и пунктуации. В течение многих лет под редакцией Л.В.Щербы выходил школьный учебник русского языка. Его работа «О частях речи в русском языке» (1928), в которой он выделил новую часть речи - слова категории состояния, - наглядно показала, какие грамматические явления скрываются за знакомыми для большинства терминами «существительное», «глагол»... Л. В. Щерба является создателем ленинградской фонологической школы. Он одним из первых обратился к лингвистическому анализу языка художественных произведений. Его перу принадлежат два опыта лингвистического толкования стихотворений: «Воспоминание» Пушкина и «Сосна» Лермонтова. Он воспитал много замечательных лингвистов, среди которых В. В. Виноградов.

15 слайд

Описание слайда:

ГлокАЯ куздрА штекО будланулА бокрА и кудрячИТ бокрЁНКА. Это выражение для формального разбора русских предложений было создано лингвистом-академиком Щерба. В данном предложении четко прослеживаются окончания: - падежно-родовые (существительных и прилагательных), - глаголов (именные и временные), что помогает однозначно понять смысл предложения (состоящего из несуществующих в языке слов).

16 слайд

Описание слайда:

Виктор Владимирович Виноградов (1895-1969) Русский филолог, академик, ученик А.А.Шахматова и Л.В.Щербы. Создал фундаментальные труды по истории русского литературного языка, по грамматике, работы о языке художественной литературы; занимался лексикологией, фразеологией, лексикографией. Ему принадлежит заслуга создания двух лингвистических наук: истории русского литературного языка и науки о языке художественной литературы. Его книги «Язык Пушкина», «Язык Гоголя», «Стиль Пушкина», «Стиль прозы Лермонтова» представляют огромный интерес и для специалиста-филолога и для начинающего изучать язык студента. Его труд «Русский язык. Грамматическое учение о слове», удостоенный Государственной премии в 1951 г., является настольной книгой каждого лингвиста.

17 слайд

Описание слайда:

Сергей Иванович Ожегов (1900-1964)- Замечательный русский языковед-лексикограф, известен прежде всего как автор «Словаря русского языка», который имеет сейчас, вероятно, каждая семья и который теперь так и называют: «Ожеговский словарь». Словарь компактен и в то же время достаточно информативен: он содержит более 50 тысяч слов, каждому из них даются толкование, сопроводительные грамматические, стилистические пометы, приводятся иллюстрации употребления слова. Поэтому словарь выдержал более 20 изданий. С.И.Ожегов был не только прирожденным лексикографом, но и одним из крупнейших историков литературного языка. Его перу принадлежат многочисленные статьи по вопросам культуры речи, об истории слов, о развитии русской лексики на новом этапе развития общества.

18 слайд

Описание слайда:

Александр Александрович Реформатский (1900-1978) Он известен всем филологам, потому что нет студента, который бы не учился по его учебнику «Введение в языкознание». Он прекрасно знал русскую историю и культуру, был тонким ценителем музыки, заядлым шахматистом, писал остроумные стихи, но прежде всего он был лингвистом и во всех своих увлечениях оставался лингвистом: слушая оперную музыку, обращал внимание на особенности произношения, которые требовали лингвистического объяснения, будучи страстным охотником, думая над охотничьими терминами, писал о лингвистической сущности терминов вообще. Его научные интересы чрезвычайно разнообразны, и работы его посвящены самым разным проблемам языка: фонетике, словообразованию, лексике, теории письма, истории языкознания, соотношению языка и речи. Вместе со своими друзьями - выдающимися лингвистами П. С. Кузнецовым, В. Н. Сидоровым и Р. И. Аванесовым - он явился основателем московской фонологической школы, идеи которой разрабатываются и сегодня. «Мы живем в ужасающий век. Все прошедшее тянется снова. Но запомните, что Человек начинается там, где Слово», - писал А. А. Реформатский.

19 слайд

Описание слайда:

Леонард Юрьевич Максимов (1924-1994) По его учебникам учатся миллионы школьников и сотни тысяч студентов. Долгое время он был заведующим кафедры русского языка Московского государственного педагогического института, руководил творческим семинаром прозаиков на Высших литературных курсах при Литературном институте им. А. М. Горького и в течение 30 лет являлся заместителем редактора журнала «Русский язык в школе». Обладая тонким аналитическим умом, он обостренно воспринимал художественное слово, многие его работы посвящены именно анализу языка художественных произведений. Докторская диссертация Л. Ю. Максимова была связана с проблемами синтаксиса сложного предложения. Классификация сложноподчиненных предложений, разработанная Л. Ю. Максимовым в ней, явилась новым этапом в исследовании данного вопроса. Человек поразительно искренний и необычайно душевно щедрый, Л. Ю. Максимов притягивал к себе всех, кто с ним соприкасался.

20 слайд

Описание слайда:

Интернет-ресурсы: http://www.rlspace.com/vydayushhiesya-uchenye-rusisty/2/ http://www.alleng.ru/d/rusl/rusl11-01.htm