Всемирная организация здравоохранения воз. Программы и проекты

Всемирная организация здравоохранения - специализированное учреждение системы ООН, выполняющее координирующие и направляющие функции в области здравоохранения. Это своего рода международное Министерство здравоохранения.

Задачи Всемирной организации здравоохранения

Сегодня в ВОЗ входит более 190 равноправных государств, и эта организация от их имени разрабатывает международную политику в области здоровья. Ежегодно их представители собираются в Женеве на Всемирную ассамблею здравоохранения, где определяют общие программы направления своей деятельности, утверждают бюджет, каждые 5 лет назначают Гендиректора. В работе ему помогают члены Исполкома ВОЗ в составе 34 человек.

ВОЗ несет ответственность за установление стандартов, норм глобального здравоохранения, постановку задач ученым. Следит за ситуацией в области охраны здоровья. Но в отличие от национальных министерств, ВОЗ никем и ничем не командует, однако разработанные и принятые ВОЗ документы, благодаря их высокому международному уровню, позволяют эффективно влиять на формирование государственной политики, направленной на сохранение здоровья людей. В деятельности занимают важное место: защита от опасностей атомной радиации, социально-политические вопросы, разоружение, запрет бактериологического и химоружия, повышение роли врачей в укреплении мира. Самое деятельное участие ВОЗ принимает в реализации целей в области развития, определенных в Декларации тысячелетия, - важнейшем международном документе, который был принят на так называемом Саммите тысячелетия.

ВОЗ в России

Цели развития тысячелетия касаются не только слаборазвитых, отсталых стран. Проблемы, обозначенные в ней, имеются и в крупных, ведущих индустриально развитых государствах. Многие конкретные задачи напрямую связаны с созданием в Российской Федерации условий для полноценного развития физически здоровых граждан. Так, при достижении первой цели поставлены задачи вдвое сократить уровень общей бедности. Вторая: бедному населению дать доступ к качественным продуктам питания. Третья цель требует снижения воздействия неблагоприятных социальных, экономических факторов на здоровье, соответственно продолжительность жизни людей. Цели 4 и 5 определяют необходимость повысить стремление простых жителей стремиться к здоровому образу жизни, добиться конкретных результатов по снижению детской и материнской смертности к 2015 году в два раза. Шестая цель непосредственно указывает на проведение эффективной борьбы с ВИЧ/СПИД, туберкулезом, прочими опаснейшими социально обусловленными инфекционными заболеваниями.

Чрезвычайно разнообразна ситуация по российским регионам: велики различия и в природной, и в социально-культурной сфере. Некоторые регионы сопоставимы со странами Африки, другие достигли уровня, характерного странам Центральной Европы. На примере двух регионов видна динамика улучшения уровня жизни.

Республика Коми

За последние 10 лет потери трудоспособного потенциала Республики Коми составили свыше 70 тысяч человек. Вместе с тем благодаря росту доходов в республике сокращается доля населения, живущего за чертой бедности. В 2000 г уровень бедности составлял 26,3%, а в 2005 – 15,5%. В 2004 в состоянии крайней бедности (с доходами ниже 1/2 прожиточного минимума) пребывало только 4% населения.

Особое внимание в республике уделяется мерам, нацеленным на укрепление здоровья матери и ребенка. В службе родовспоможения создана трехуровневая система оказания помощи женщинам и детям. Проводимые мероприятия, в том числе в рамках долгосрочной целевой программы «Дети Республики Коми», увеличили процент нормальных родов с 39 до 48. Показатели младенческой смертности в республике лучше средних по стране.

Самарская область

По интегральному сводному индикатору качества жизни народонаселения регион находится на четвертом месте среди субъектов РФ. За последние пять лет среднедушевые реальные доходы увеличились в 1,7 раза. В соответствии с Законом «О социальной помощи в Самарской области» ежемесячно около 120 тысяч граждан с доходами ниже прожиточного минимума получают социальную поддержку, свыше 11% семей получают субсидии на жилье, коммуналку. Широкое распространение в области получил институт приемной семьи. В семейных условиях воспитывается 84% деток, оставшихся без попечения родителей. В области действует единая межведомственная система комплексной реабилитации детей-инвалидов, осуществляется их патронаж центрами «Семья».

Система здравоохранения области не боится внедрять новые методики управления, гордится качеством оказания медицинской помощи, занимает одно из ведущих мест в России по уровню использования современных информационных технологий. Благодаря принятым мерам показатели заболеваемости социально значимыми болезнями (туберкулез, хронический алкоголизм, венерические заболевания) в Самарской области ниже, чем в среднем по Российской Федерации. В то же время по количеству ВИЧ-инфицированных регион значительно превышает среднероссийский уровень. Поэтому деятельность по борьбе со СПИДом организована на межведомственном уровне, в ней принимают участие региональные и федеральные органы власти, а также общественные организации.

Задачи тысячелетия

Амбициозная глобальная программа ВОЗ позволяет спрогнозировать, как будет выглядеть мир в 2015 году. Планируется, что более 500 миллионов человек, сравнивая с 2000 годом, смогут выкарабкаться из крайней нищеты. 300 миллионов не будут больше страдать от голода. Кроме того, значительно улучшится положение в области охраны здоровья ребенка. 30 миллионов детей будут спасены, а не умрут по достижении пятилетнего возраста. Также будут спасены жизни более 2 миллионов матерей.

Достижение целей будет означать получение еще 350 миллионам человек доступа к безопасной питьевой воде, а 650 миллионам - доступа к санитарно-техническим средствам, что позволит им вести более здоровую и достойную жизнь. На сотни миллионов человек увеличится число девочек и женщин, посещающих школу, имеющих доступ к экономическим и политическим возможностям и живущих в условиях большей общественной и личной безопасности. За этими огромными цифрами стоят жизни и надежды людей, пытающихся изыскать новые возможности покончить с мучительным бременем нищеты и внести свой вклад в обеспечение экономического роста и обновления.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) – специальное агентство Организации Объединенных Наций, состоящее из 193 государств-членов, основная функция которого заключается в решении международных проблем здравоохранения и охране здоровья населения мира.

ВОЗ была создана 7 апреля 1948г. Штаб-квартира организации расположена в Женеве в Швейцарии. В состав ВОЗ принимаются государства-члены ООН, однако, в соответствии с Уставом организации, возможен прием стран, не входящих в ООН.

Целью ВОЗ, как записано в ее уставе, является «достижение всеми народами возможно высшего уровня здоровья». В Уставе ВОЗ «здоровье» определено как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и физических дефектов.

Работа ВОЗ организована в виде Всемирных Ассамблей здравоохранения, на которых ежегодно представители государств-членов обсуждают важнейшие вопросы охраны здоровья. Между Ассамблеями основную функциональную роль несёт Исполнительный комитет, включающий представителей 30 государств, среди них – 5 постоянных членов: США, Россия, Великобритания, Франция и Китай.

Для обсуждения и консультаций ВОЗ привлекает многочисленных известных специалистов, которые подготавливают технические, научные и информационные материалы, организуют заседания экспертных советов.

С 2006 года генеральным директором Всемирной организации здравоохранения является Маргарет Чен.

На сегодня ВОЗ определила приоритетные направления деятельности национальных систем здравоохранения такие, как: ВИЧ/СПИД, туберкулез, малярия, содействие безопасной беременности – здоровье матери и ребенка, здоровье подростков, психическое здоровье, хронические заболевания.

Россия – полномочный член ВОЗ. Советский Союз был в числе государств – учредителей ВОЗ и активно участвовал в создании и осуществлении подавляющего большинства программ ВОЗ, направлял специалистов в качестве экспертов, консультантов и сотрудников штаб-квартиры ВОЗ и ее региональных бюро. Советский Союз был инициатором многих важных начинаний ВОЗ. Так, в 1958 г. по предложению советской делегации XI Всемирная ассамблея здравоохранения приняла программу ликвидации оспы на земном шаре (в 1980 г. она была успешно завершена).

На базе научно-исследовательских учреждений нашей страны работают научные и справочные центры и лаборатории ВОЗ, разрабатываются международные научные программы и проекты. Так, сотрудничество Института вирусологии им. Д. И. Ивановского РАМН с ВОЗ в области эпидемиологической информации позволяет еженедельно получать опережающую информацию об эпидемической ситуации и циркулирующих штаммах гриппа в мире и оперативно выделять вирусов гриппа по мере их выявления в других странах.

В нашей стране регулярно проводятся семинары, симпозиумы, международные конференции, организуемые по линии ВОЗ. В 1963 г. на базе Центрального института усовершенствования врачей созданы постоянно действующие курсы ВОЗ по организации, управлению и планированию здравоохранения. Важной вехой в истории ВОЗ явилась Международная конференция ВОЗ и Детского фонда ООН (United Nations International Children"s Emergency Fund – UNICEF) по первичной медико-санитарной помощи, проходившая в Алма-Ате в 1978 г. Ее итоговые документы оказали существенное влияние на развитие здравоохранения в большинстве стран мира.

По инициативе СССР были приняты резолюции: о задачах ВОЗ в связи с резолюцией ООН о всеобщем и полном разоружении (1960) и декларацией ООН о предоставлении независимости колониальным странам и народам (1961), о защите человечества от опасности атомной радиации (1961), о запрещении в кратчайшие сроки бактериологического и химического оружия (1970), о роли ВОЗ, врачей и других работников здравоохранения в сохранении и укреплении мира (1979, 1981, 1983) и др.

Дата основания: 1948
Число стран‑участниц: 194
Место расположения штаб‑квартиры: Женева, Швейцария
Директор: д-р Маргарет Чен

Функции ВОЗ:

ВОЗ является направляющей и координирующей инстанцией в области здравоохранения в рамках системы Объединенных Наций. Она несет ответственность за обеспечение ведущей роли при решении проблем глобального здравоохранения, составление повестки дня для научных исследований в области здравоохранения, установление норм и стандартов, разработку политики на основе фактических данных, обеспечение технической поддержки странам, а также контроль за ситуацией в области здравоохранения и оценку динамики ее изменения.

Европейское региональное бюро (ЕРБ ВОЗ) является одним из шести региональных бюро ВОЗ, расположенных в различных частях мира. ЕРБ ВОЗ обслуживает Европейский регион ВОЗ, который включает 53 страны и охватывает обширную территорию - от Атлантического до Тихого океана. ЕРБ ВОЗ представляет собой коллектив научно-технических специалистов по различным аспектам общественного здравоохранения, базирующихся в головном офисе в Копенгагене (Дания), в 4 центрах-филиалах, а также в страновых офисах, расположенных в 29 государствах.

Представительство ВОЗ в Российской Федерации

Дата основания: декабрь 1998
Представитель: Д-р Мелита Вуйнович

Роль странового офиса ВОЗ состоит в том, чтобы отвечать на запросы данной страны в отношении предоставления поддержки в процессе формирования политики, направленной на устойчивое развитие здравоохранения, используя целостный подход к системе здравоохранения. Это включает осуществление общего руководства, построение взаимоотношений на местном уровне для осуществления технического сотрудничества, установление стандартов и заключение соглашений, а также обеспечение осуществления и координации мер в сфере охраны общественного здоровья при кризисах.

Страновой офис ВОЗ в Российской Федерации был основан в декабре 1998 г. в Москве с целью выполнения, в консультации с российскими руководящими органами, следующих задач:

  • Укрепление присутствия ВОЗ в Российской Федерации;
  • Координация помощи сектору здравоохранения на основе технического потенциала ВОЗ;
  • Помощь российским руководящим органам здравоохранения в мероприятиях по борьбе против туберкулеза и ВИЧ/СПИДа, а также предоставление поддержки в решении структурных проблем, связанных с основными лекарственными средствами;
  • Представление ВОЗ на совещаниях высокого уровня;
  • Консультирование учреждений системы ООН и других организаций, правительств стран-доноров и финансовых учреждений, по вопросам оказания гуманитарной помощи и иной помощи в области здравоохранения;
  • Содействие составлению планов сотрудничества между ВОЗ и Российской Федерацией;

Приоритетные задачи для странового офиса изложены в двухгодичном соглашении о сотрудничестве (ДСС) между Европейским региональным бюро ВОЗ и страной, в которой работает офис. Офис выполняет соглашение в тесном сотрудничестве с национальными учреждениями и международными партнерскими организациями.

Основные приоритеты ВОЗ в Российской Федерации согласно ДСС

  • Реализация стратегического видения политики Здоровье-2020 в Российской Федерации;
  • Инвестирование в здоровье на всех этапах жизни человека и расширение прав и возможностей граждан;
  • Решение наиболее актуальных проблем Региона, касающихся неинфекционных и инфекционных заболеваний;
  • Укрепление ориентированных на человека систем здравоохранения, потенциала охраны общественного здоровья, а также готовности к чрезвычайным ситуациям, эпиднадзора и реагирования; и
  • Обеспечение устойчивости местных сообществ и создание поддерживающей среды

В настоящее время в Российской Федерации осуществляются следующие программы ВОЗ:

  • Программа по борьбе с туберкулезом;
  • Программа по борьбе с ВИЧ/СПИД;
  • Программа по безопасности дорожного движения;
  • Программа по борьбе против табакокурения.

Контактная информация

Всемирная организация здравоохранения была создана ООН в 1948 году для решения международных проблем здравоохранения и охраны здоровья мирового населения. Сегодня в ее состав входит 193 государств-членов. Штаб-квартира ВОЗ находится в Женеве.

ВОЗ занимается составлением планов, после которых проводятся научные исследования в области здравоохранения, установлением норм и стандартов, а также осуществляет контроль над ситуацией в сфере охраны здоровья, оценивая динамику ее изменений. В составе ВОЗ в основном находятся государства-участники системы ООН, но по Уставу можно принимать и не входящие в ООН государства.

История создания Всемирной организации здравоохранения

Первый орган, который занимался организацией межнационального сотрудничества в этих вопросах, назывался Константинопольским высшим советом по здравоохранению, образовали его в 1839 году. Он должен был контролировать иностранные суда в местных портах и проведение противоэпидемических мероприятий, которые предупреждали бы распространение холеры и чумы. Позже сходные организации создали Марокко и Египет.

В 1851 году в Париже на I Международной санитарной конференции принимали участие 12 стран, включая и Россию. По итогам встречи было решено принять Международную санитарную конвенцию, которая бы помогла определиться с морским карантином в Средиземноморье. Однако результаты были достигнуты лишь ближе к концу XIX столетия.

С началом XX столетия произошло основание еще двух межправительственных организаций по здравоохранению, которые назывались Панамериканским санитарным бюро и Общественным европейским бюро гигиены. Главным образом они распространяли информацию по общим медицинским вопросам (в особенности по инфекционным заболеваниям). В 1923 году началось функционирование Международной организации охраны здоровья при Лиге Наций в Женеве, а в 1946 году в Нью-Йорке Международная конференция по охране здоровья приняла решение о создании ВОЗ. Устав этой организации ратифицировали в апреле 1948 года, с той поры день 7-го апреля стал Всемирным днем здоровья.

Деятельность ВОЗ и ее роль в мире

В задачи, которые находятся в центре внимания и решаются организацией, входит многое. Среди самых важных можно назвать:

  • Уменьшение медико-санитарного, социального и экономического бремени инфекционных заболеваний (например, оказание помощи странам региона юго-восточной Азии);
  • Ведение борьбы с ВИЧ/СПИДом, туберкулезом и малярией (по программе ликвидации малярии), ликвидация оспы в мире;
  • Предотвращение и сокращение распространенности заболеваний, нетрудоспособности и случаев ранней смертности, вызванных хроническими неинфекционными заболеваниями, психическими расстройствами, насилием, травмами и нарушением зрения;
  • Сокращение заболеваемости и смертности и улучшение здоровья в периоды самых важных этапов жизни, вместе с беременностью, родами, неонотальным периодом, детским и подростковым возрастом, а также улучшение сексуального и репродуктивного здоровья и способствование активному и здоровому образу жизни в старости всем людям;
  • Уменьшение медико-санитарных последствий при чрезвычайных ситуациях, стихийных бедствиях, кризисах и конфликтах и сведение к минимуму их социальных и экономических воздействий;
  • Содействие в укреплении здоровья и развития и предотвращение или сокращение факторов риска для здоровья, связанных с табакокурением, борьба с табаком, алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами, нездоровым питанием, физической неактивностью и опасным сексом;
  • Воздействие при помощи политических мероприятий, проектов ВОЗ и научных программ, которые направлены на усиление справедливого отношения к здоровью и включение внимания на маломощных людей, с учетом гендерных аспектов и основанных на правах человека подходах;
  • Активизирование первичных профилактических мер и влияние на ведение государственной политики по всем секторам для воздействия на главные причины рисков для здоровья, которые связаны с окружающей средой;
  • Улучшение питания, безопасности пищевых продуктов и продовольственной безопасности в течение всей жизни и поддержание общественного здоровья и национального здравоохранения и устойчивого развития;
  • Улучшение работы служб здравоохранения совершенствованием руководства ВОЗ, финансированием, укомплектованием штата и управлением с надежными и доступными фактическими данными и результатами научных изысканий.

Основные функции Всемирной организации здравоохранения

Чтобы достичь своих целей, ВОЗ занимается выполнением следующих основных функций:

  • Обеспечением ведущих ролей по вопросам, которые обладают исключительно важным значением для здоровья, и налаживанием партнерства и сотрудничества в местах, где потребуются коллективные действия;
  • Разработкой повесток дня по научным исследованиям и стимулированием сборов, освоением и распространением бесценных познаний;
  • Установлением нормативов и стандартов, содействием в их соблюдении и проведением соответствующего контроля;
  • Увязкой концепций этики с концепциями разработок политики с фактическими данными;
  • Обеспечением технического оснащения, активизацией изменений и созданием устойчивых институциональных потенциалов;
  • Контролем над обстоятельствами в сфере охраны здоровья и оценкой динамики его изменений.

Этими основными целями и функциями, а также иными глобальными обязательствами занимаются в большинстве этих подчиненных генеральному директору ВОЗ организациях. Кроме того, политика здравоохранения отражена в Общей программе работы. Там же можно получить информацию о здравоохранении, основные сведения о структуре программ работ в пределах всей организации, бюджете, ресурсах, публикациях стран-участниц, программах и проектах, руководящих документах и результатах.

Программа ВОЗ: ключевые моменты

Всемирная организация здравоохранения функционирует в неизменно усложняющихся и быстро изменяющихся обстоятельствах. Деятельность в сфере общественного здравоохранения не располагает четкими границами и касается множества других секторов, которые оказывают влияние на потенциалы и результаты по отношению к здоровью. Для решения стоящих перед Организацией проблем используется программа работы в ВОЗ в шести направлениях: две задачи в сфере здравоохранения, две стратегические потребности и два оперативных подхода.

Программа заключается:

  • В содействии развития;
  • В укреплении безопасности в области здравоохранения;
  • В усилении систем охраны здоровья;
  • В использовании итогов проведенных научных изысканий, сведений и фактической информации;
  • В усилении партнерства;
  • В улучшении итогов деятельности.

Руководящие органы ВОЗ

Всемирная ассамблея здравоохранения — это высший орган Всемирной организации здравоохранения, которому доверено принятие решений. Ее ежегодные сессии, в работе которых участвует большинство делегаций из всех государств-членов организации, проводят, как правило, в швейцарской Женеве. Ассамблея здравоохранения выполняет определение общеполитических направлений в деятельности Всемирной организации здравоохранения. Ассамблеей здравоохранения назначается Генеральный директор, который занимается контролем финансовой политики Организации, а также рассмотрением и утверждением проектов программных бюджетов. Кроме того, она занимается рассмотрением докладов, которые издаются Исполнительным комитетом.

В исполнительном комитете состоят 34 члена, это технически квалифицированные специалисты из сферы охраны здоровья, избираемые на трехлетний срок. На основной, проводимой в январе сессии Комитета, проходит согласование повестки дня перед предстоящей сессией Ассамблеи здравоохранения, и принятие резолюций для Ассамблеи. Тогда как на другой, менее продолжительной сессии, проводимой в мае, занимаются рассмотрением вопросов, связанных с администрированием. Основными функциями Комитета являются осуществление решений и политики, принятых Ассамблеей, предоставление ей совещательной помощи и общая поддержка ее деятельности.

В составе Секретариата Всемирной организация здравоохранения насчитывается приблизительно 8 000 экспертов не только из сферы охраны здоровья, но также и других сфер. Кроме того, в него входят и другие сотрудники, работающие со срочными контрактами на территории штаб-квартиры, все региональные директора региональных бюро ВОЗ и некоторых других государств. Организация возглавляется Генеральным директором, назначаемым Ассамблеей и представляемым Исполнительным комитетом.

Исключительно наличие деятельности — активной, созидательной и последовательной во благо всего человечества – может оказать помощь всем людям пребывать всегда во здравии и счастье. В этом-то и заключается доктрина Всемирной организации здравоохранения, которая может быть понятной и доступной для каждого человека. Для того чтобы реализовать все задачи, которые поставлены перед Организацией, потребуются объединенные усилия, которые могут приложить все правительства и все народы.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

ВСЕМИРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

В феврале 1946 г. конференция ООН приняла решение о необходимости создания специализированного учреждения ООН по вопросам здравоохранения. В июне 1946 г. в Нью-Йорке по решению Экономического и Социального совета при ООН, была созвана международная конференция по здравоохранению, в которой участвовали делегаты из 51 страны, представители Международного бюро общественной гигиены, Между­народного Красного Креста, Международного бюро труда и др., которая разработала и приняла Устав новой международной организации - Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). По своему характеру ВОЗ была призвана объединить в рамках своей деятельности все народы мира. Основной целью ее деятельности является достижение всеми народами возможно высшего уровня здоровья. Устав ВОЗ вступил в силу 7 апреля 1948 года. Этот день ежегодно отмечается как Всемирный день здоровья.

В уставе ВОЗ впервые на международном уровне было провозглашено право каждого человека на здоровье, утвержден принцип ответственности правительств за здоровье своих народов, а также указано на нерасторжимую связь здоровья с международной безопас­ностью и укреплением науки.

Всемирная организация здравоохранения - это одно из наиболее широких по составу специализированных учрежде­ний ООН. В настоящее время членами ВОЗ являются 164 государства.

Структура ВОЗ.

Высшим органом ВОЗ является Всемирная ассамблея здра­воохранения, которая состоит из делегатов, представляющих государства - членов ВОЗ. От каждой страны выделяется не более 3-х делегатов, один из которых является главой деле­гации. Делегаты, как правило, являются сотрудниками ведомства здравоохранения своей страны. Они должны обладать высокой квалификацией и специальными знаниями в области здравоо­хранения. Обычно делегатов сопровождают советники, эксперты и технический персонал.

Очередные сессии Ассамблеи созываются ежегодно. Ассам­блея определяет направления деятельности ВОЗ, рассматриваются и утверж­даются перспективные и годовые планы работ, бюджет, вопросы приема новых членов и лишения права голоса, назначается генеральный директор ВОЗ, рассматриваются вопросы сотруд­ничества с другими организациями, устанавливаются санитарные и карантинные требования, правила-стандарты в отношении безвредности, чистоты и силы биологических и фармацевти­ческих продуктов, имеющих обращение в международной тор­говле. Кроме того, Ассамблея ВОЗ рассматривает рекоменда­ции Генеральной Ассамблеи, Экономического и Социального советов и Совета Безопасности ООН по вопросам здравоо­хранения и представляет им доклады о мерах, принятых ВОЗ в целях осуществления этих рекомендаций.

Между сессиями Ассамблеи высшим органом ВОЗ является Исполнительный комитет, который собирается на очередные сессии 2 раза в год. Исполнительный комитет состоит из 30 членов - представителей го­сударств, избираемых на 3 года. Ежегодно его состав обнов­ляется на 1/3. Представители России, США, Великобритании, Франции и Китая переизбираются постоянно, но с годичным перерывом каждые 3 года.

Исполнительным комитетом рассматривается программа и бюджет органи­зации, административные и юридические вопросы, связанные с деятельностью ВОЗ, заслушиваются доклады комитетов экс­пертов и исследовательских групп, реализуются решения Ассамблеи и готовится рекомендации. Исполнительному комитету ВОЗ предо­ставлено право принимать чрезвычайные меры при возникновении эпидемий, стихий­ных бедствий и т. д.

Центральный административный орган ВОЗ - это Секрета­риат, возглавляемый генеральным директором, который изби­рается Ассамблеей сроком на 5 лет по представлению Ис­полнительного комитета. Штаб-квартира секретариата находится в Женеве. Генеральный директор выполняет все поручения Ассамблеи и Исполнительного комитета, ежегодно представляет Ассамблее отчеты о работе организации, руководит повседневной деятельностью секретариата.

Большая часть отделов секретариата ВОЗ объединена в 5 групп:

1) отдел гигиены окружающей среды и отдел санитарной статистики;

2) отдел укрепления служб здравоохранения и охраны здоровья семьи;

3) отдел неинфекционных болезней, развития кадров здравоохранения и лекарственных средств;

4) отдел административного руководства и персонала;

5) отдел бюджета и финансов.

Чтобы учитывать местные условия и оказывать го­сударствам помощь, принимая во внимание их особые, специ­фические для данной страны нужды в вопросах здравоохра­нения, в рамках ВОЗ создано 6 региональных организаций. Каждая такая организация имеет региональный комитет, который состоит из представителей государств - членов ВОЗ, входящих в данный географический район. Исполнительными органами этих организаций являются региональные бюро.

В настоящее время существуют следующие региональные организации:

1) Европейская организация, бюро находится в Копенгагене (Дания);

2) Аф­риканская организация, бюро находится в Браззавиле (Конго);

3) Восточно-Средиземно­морская организация, бюро находится в Александрии (Египет);

4) Организация Юго-Восточной Азии, бюро находится в Дели (Индия);

5) Организация Западной части Тихого океана, бюро находится в Маниле (Филиппины);

6) Американская организация, бюро находится в Вашингтоне (США).

Задачи ВОЗ.

Согласно Уставу, ВОЗ функционирует как руководящий и координирующий орган в международной работе по здравоо­хранению. ВОЗ разрабатывает и совершенствует международные стан­дарты, номенклатуру и классификации, содействует их распро­странению, проверяет и проводит медицинские ис­следования, оказывает техническое содействие правительствам в укреплении национального здравоохранения. Содействует принятию и выполнению международных конвенций, соглашений и правил в области здравоохранения.

Направления деятельности ВОЗ.

ВОЗ разрабатывает рабочие программы, определяющие основные направления ее деятельности, деятельности региональных отделений политику в области здравоохранение государств-членов ВОЗ. Рабочая программа определяет рамки новой глобальной политики здравоохранения, которая осуществляется по следующим разделам:

1. Контроль за эпидемическими и инфекционными заболеваниями, включая информацию, введение карантина и проведение профилактических мероприятий.

2. Выполнение международных задач, в частности, задач, определенных программами «Здоровье для всех», CINDI (программа борьбы с факторами повышенного риска развития ишемической болезни сердца).

3. Обеспечение соблюдения международных стандартов качества лекарственных веществ, витаминных и минеральных добавок к продуктам питания, стандартов безопасного потребления.

4. Регулярный обмен медицинской информацией, включая результаты медицинских исследований, решения экспертных комиссий, создание библиотек, выпуск книг и подготовку специалистов.

5. Стандартизация терминологии, используемой в статистике, биологии и фармацевтике.

6. Научные исследования и информационный обмен.

7. Помощь развивающимся странам в контроле за заболеваемостью и смертностью, планировании политики здравоохранения и подготовке специалистов.

8. Специальные совместные международные программы по охране здоровья: расширенная программа иммунизации, борьбы с туберкулезом, малярией, СПИДом, факторами повышенного риска развития ишемической болезни сердца (CINDI) и дефицитными состояниями, связанными с недостаточным поступлением микро­элементов.

9. Программы контроля за распространением наркотиков и борьбы с наркоманией.

10. Программы мероприятий по охране окружающей среды, сокращению загрязнения атмосферы и воды, оказывающего негативное влияние и на экологическую обстановку в соседних странах и сокращающего пригодные для использования водные ресурсы отдельных стран.

11. Охрана и укрепление здоровья как составляющая экономического развития.

12. Охрана и укрепление здоровья матери и ребенка, включая политику планирования семьи, сокращение материнской и младенческой смертности.

13. Оценка медицинских технологий.

14. Выбор эффективных и экономичных программ здравоохранения и управление ими.

15. Адекватное участие государств-членов в финансировании деятельности программы «Здоровье для всех».