Все шипящие звуки. Твёрдые непарные шипящие согласные звуки

Жили-были почти в самом конце Азбуки четыре шипящие буквы: Ч, Ц, Ш и Щ. Самая старшая среди них была буква Ш . Она была вся ш ероховатая, немного ш епелявила, чаще всего разговаривала ш епотом и любила одеваться в ш ерстяные вещи.

У нее была сестра - буква Щ - жуткая щ еголиха и модница. Браслеты она носила не только на обеих руках, но и на щ иколотках ног. Брови она щ ипцами выщипывала в тоненькую ниточку, а для щ ек не жалела румян. Она часто щ урилась, потому что у нее было слабое зрение, а очки носить она стеснялась. Она была очень веселой и озорной: постоянно щ ебетала да щ ипалась. Буква Щ не хотела быть похожа на свою старшую сестру, и поэтому приделала себе хвостик. Этим хвостиком она любила щ екотать букву Ш , а та ш арахалась от нее и сердито ш ипела, закутываясь в ш аль:

Ну, хватит уже ш утить и ш алить, а то заставлю тебя платить ш траф!

Буква Щ щ урилась и смеялась, но потом ей становилось жаль сестру, она щ адила ее, целовала в щ ечку и сердечно желала ей «щ астья».

Еще были у буквы Ш свои причуды и пристрастия, например, она почему-то очень не любила букву Ы :

Что это за буква такая? - ш епталась она с другими буквами. - Всегда она только маленькая, заглавной никогда не бывает, с неприятным толстым брюшком, да еще на палочку опирается! Нет, я лично никогда не стану с ней рядом, мне это просто неприятно!

Но как же быть? - пытались уговорить ее другие буквы. - Мало ли, как мы к кому относимся, но в разных словах нам приходится стоять рядом друг с другом. Это же наша работа! Мы для того и
существуем, чтобы составлять различные слова. Например, в слове ШЫШКА тебе придется стоять рядом с Ы.

Ни за что! - упрямилась буква Ш . - Пусть со мной лучше буква И стоит. Вот она мне нравится, на меня немного похожа, только у нее две ножки, а у меня три… С буквой И я согласна стоять рядом в любых словах!

Но так нельзя! - стали возмущаться другие буквы! - Ведь в этом слове, да и в других, например: Шырь, Шына, Шыфр ясно слышится буква Ы , значит, она должна стоять рядом с тобой.

А я не хочу и всё! - упорствовала буква Ш.

Как ни уговаривали ее другие буквы - ничего не помогало. Мало того - буква Ж стала ее поддерживать:

Мне тоже буква Ы не нравится! - заявила она. - И я, как и Ш буду стоять рядом только с буквой И во всех словах, где должна быть Ы , например: Жызнь, Жыр, Жывопись…

А поскольку буква Ж стояла в первой десятке букв Алфавита и голос ее был гораздо звонче, чем у Ш , им вдвоем удалось настоять на своем. Тогда пришлось придумать для всех пишущих специальное правило:

«Во всех словах слоги ЖИ и ШИ пишутся только с буквой И!»

Вот так две упрямые буквы добились своего.

А у буквы Щ была дочка - буква Ц . Внешне она очень походила на маму: точно такой же хвостик, только не три ножки, а две, но характер был совсем другой: она считала себя ц ентром мира и очень ц енной. В этом виновата была ее мама, которая постоянно ц ацкалась с ней и называла
доченьку «Ц аревной». Как же потом раскаивалась в этом буква Щ , потому что подросшая дочь стала для нее ц елойпроблемой: она была непослушной, капризной и своенравной.

Буква Ц была ярко оранжевого ц вета, очень любила ц веты и танц ы. Еще она любила своим хвостиком ц епляться за соседние гласные буквы.

Была у нее ц ель в жизни - понравиться молодому и стройному Г . Увидев его в соседнем слове, она просто ц епенела.

Мой Ц езарь! - шептала она, а Г не обращал на нее никакого внимания, и никогда не вставал рядом.

Услышав, что буквы Ш и Ж отказались стоять рядом с буквой Ы , буква Ц заявила:

Я тоже не люблю букву Ы и в словах ЦЫРК , ЦЫЛИНДР , ЦЫНОВКА буду стоять только
с буквой И!

Мама щ елкнула ее хвостиком по затылку:

- Щ ас! Ты сначала подрасти, а потом уже свои требования выставляй! И вообщ е, нельзя быть такой щ епетильной. Нужно быть щ едрее, дружить со всеми буквами: мало ли в каких словах придется встать рядом!

Что ж мне теперь, ц еловаться с ней? - возмущалась Ц . - Вот тетка моя - буква Ш - сумела настоять на своем, а чем я хуже ее? Я, может быть, вообще ц елебная!..

Да что в тебе особенного? - щ урила глаза мама. - Худая, как щ епка! Тебе только щ ипцами
работать!

А ты хочешь, чтобы у меня ц еллюлит был как у тебя? - огрызалась на мать буква Ц, и ц елеустремленно продолжала настаивать на своем.

На общем собрании букв Азбуки пришлось всем обсуждать этот вопрос и, в конце концов, решили немного уступить букве Ц. Пришлось принять новое правило:

В начале слова после буквы Ц всегда писать букву И, кроме нескольких слов, которые нужно запомнить, а в конце слова после буквы Ц всегда пишется буква Ы.

Значит, если хотите, чтобы вас считали грамотным человеком, нужно писать ЦИ РК, ЦИ ЛИНДР и ЦИ ФРА, но ЩИПЦЫ и КУРИЦЫ.

А из слов, которые нужно запомнить, составили забавную фразу:

«ЦЫ ган вошел на ЦЫ почках, сказал ЦЫ пленку: ЦЫ ц ! »

У каждой буквы свой характер, свои привычки, свои друзья… У буквы Щ была закадычная подружка - буква Ч. Среди друзей, как правило, один бывает заводилой, а второй подчиняется ему или пытается подражать. Точно так было и с буквами Ч и Щ: у Ч был более сильный характер, вот она и командовала буквой Щ , которая была более мягкой, но хотела выглядеть модной и
пользоваться уважением среди других букв, хотя это ей не очень удавалось. А буква Ч и в Азбуке пыталась свои порядки устанавливать. Вот невзлюбила она буквы Я и Ю , не захотела, чтобы в
словах они после нее стояли, и, глядя на нее, и буква Щ стала требовать, чтобы после нее стояли только А или У . Так и появилось правило:

Слоги ЧА и ЩА всегда пишутся с буквой А.

Слоги ЧУ и ЩУ всегда пишутся с буквой У.

Буква Ч былаочень ч увствительной, и ей н равились сразу два к авалера: к расивый и к ультурный к авалер буква К и н ежный и н емного н еземной - Н. Стоя рядом с ними в каком-нибудь слове, буква Ч ч увствовала в себе такую н ежность, к ротость и мягкость, что к атегорически отказывалась от смягчающего их союз мягкого знака.

- Н ам так хорошо вдвоем, - говорила она, - ч то любой, увидев нас, почувствует н ашу мягкость, н ежность и любовь.

Бедная буква Щ всегда с завистью поглядывала на свою близкую соседку и с щ емящей болью в
сердце думала, что у кого-то два кавалера, а кто-то всю жизнь становится со случайными буквами. Она даже как-то раз попросила букву Ч сделать ей щ едрый подарок: отдать любого из двух кавалеров. Ч ч истосердечно призналась, ч то она никак не может огорч ить любого из ч удесных друзей.

- Ч то за ч удовищное предложение! - ч асто хлопая ресницами восклицала она. - Ч то ты мне предлагаешь?!

Буква Щ понимала всю щ екотливость этой ситуации, но ей так хотелось тоже прижаться спинкой к н адежной спине друга, не оставляя ни щ елочки для других букв.

Ну, пожалуйста! - ласково щ урилась буква Щ. - А то я начну тебя щ ипать!

Ну, не знаю… - колебалась буква Ч. - К я к репко люблю, н о и Н такой н астойчивый, н емного даже н ахальный… Ну, если хочешь, вставай с ним рядом.

Щ сразу же радостно защ ебетала и счастливо прижалась к н емного н едоумевающему Н. Она
тут же объявила всем буквам, что у нее с Н - любовь, и просит посторонних букв, в том числе и мягкий знак, н е мешать им.

И теперь всем пишущим пришлось запомнить, что в сочетаниях ЧК, ЧН, НЧ, ЩН и НЩ в таких словах, например, как «дочк а», «личн ый», «блинч ик» «каменщ ик», «помощн ик» хоть и слышится мягкий знак, но писать его не нужно !

Ни в чем не хотела буква Щ отставать от своей подруги Ч , во всем пыталась ей подражать, поэтому, узнав, что буква Ч часто стоит в суффиксе - чик , буква Щ стала проситься у нее иногда заменять ее. Буква Ч подумала немного и решила:

Хорошо, я буду стоять после буквы Д , потому что он мне нравится - он добрый. Потом еще после буквы Т - потому что он - племянник буквы Д. Еще после букв З и С - потому что их не разберешь, когда кто из них стоит в слове, ведь буква З постоянно просит безотказную С заменять ее в различных словах. Ну, и пожалуй, после буквы Ж , потому что с ней лучше не связываться… Ну, а в остальных случаях, так и быть, становись ты. Ведь мы же подруги! Мне для тебя ничего не жалко!

Вот и приходится всем пишущим запомнить еще одно правило правописания:

в суффиксах - чик - и - щик - имен существительных

ик - пишется после Д, Т, З, С, Ж:

например: перевоДЧ ик, реЗЧ ик, перебеЖЧ ик.

-щ ик - после всех остальных согласных: камеНЩ ик, пиЛЬЩ ик.

Оказывается, правила грамматики в русском языке зависят от характера букв и их настроения.

В русском языке существует четыре буквы, именуемые шипящими. Это «ж», «ш», «ч», «щ». Существует целый ряд орфографических правил, которые предписывают выбор букв, следующих за шипящими.

Инструкция

  • Шипящими правильнее было бы назвать звуки, а не буквы. Но поскольку буквы используются для записи звуков, то и их называют шипящими. В русском языке таких букв четыре. Это «ж», «ш», «ч», «щ».
  • Иногда к шипящим относят и букву «ц». Но звук [ц] шипящим не является. Хотя если посмотреть правила русской орфографии, то буква «ц» требует к себе столь же внимания, как и вышеупомянутые.
  • Вспомните самые первые правила правописания, которые изучали еще в первом классе. Да, именно с «жи-ши» и «ча-ща» обычно начинается обучение русской грамоте. В последующих классах на уроках русского языка учащимся приходится изучать много правил, в том числе и касающихся правописания слов с шипящими.
  • Одно из таких правил – написание мягкого знака («ь») после шипящих. Так в именах существительных мужского рода, оканчивающихся на шипящий, мягкий знак «ь» не пишется («шалаш», «мяч», «плащ»), а в существительных женского рода – обязательно присутствует («ложь», «мышь», «ночь»). Наречия, оканчивающиеся на шипящий обязательно имеют на конце «ь», кроме слов «уж», «замуж», «невтерпеж». Глаголы во II лице также пишутся с «ь» («читаешь», «умываешься»).
  • Еще одно правило касается выбора букв «о» или «е» («ё»). В окончаниях имен существительных и имен прилагательных после шипящих и «ц» под ударением пишется «о», а в безударной позиции – «е». Например: «плющом», но «овощем»; «крыльцо», но «на крыльце», «большого», но «хорошего». В таких словах, как «пастушок», «зайчонок», «книжонка», обязательно после шипящего пишется «о».
  • А вот в глагольных окончаниях и суффиксах хотя и слышится «о», пишется «е» («ё»): «печет», «выкорчевывать».
  • Будьте всегда внимательны, когда встречаете на письме буквы «ж», «ш», «ч», «щ» и отчасти «ц». Помните о тех правилах, которые говорят о выборе следующих за шипящими букв.

Как известно, русский алфавит включает в себя 33 буквы. Причем, нужно отличать понятие «буква» от звука. Буква - это то, что мы пишем и видим, а звук - это то, что мы слышим и произносим.

Из 21-й согласной буквы две (это «Ь» и «Ъ») звуковых эквивалентов не имеют. Другие подразделяются на несколько категорий по звукам, одна из них - это шипящие. С первого класса все изучают простое правило о них: «жи» и ши» пишется с «и», «ча» или «ща» пишется через «а», а сочетания «щу» или «чу» через «у».

Фонетика русского языка включает в себя гласные и согласные, обозначающиеся в письме теми или иными буквами.

Ключевых гласных звуков , которые находятся под ударением, существует всего шесть:

Поскольку согласных звуковых образований в русском языке больше, они классифицируются по следующим признакам:

  • способу образования;
  • месту;
  • по степени участия шума и голоса.
  • сонорные и их мягкие пары (р, м, л) и «й» без пары;
  • шумные (звонкие и глухие);
  • шипящие (щ, ч, ш и ж).

При этом Ж и Ш всегда являются твердыми, а Ч и Щ - только мягкими.

Особенности шипящих звуков

Шипящие при произношении имеют свои особенности . Так, губы нужно напрячь и немного выдвинуть вперед. Их нельзя произнести с сомкнутыми губами в отличие от некоторых других (например, М). Кончик языка слегка прижимается к небу краями, оставляя по центру языка незначительное пространство. Именно через него и проходит воздух, образующий шипящий звук при произношении.

Изначально шипящие согласные были в древнерусском языке мягкими. Они появились вследствие первой палатализации, или же при изменении сочетания согласных с , [‘zj] и другими звуками.

Первоначальная мягкость этих звуков обуславливала факт, что во многих литературных памятниках буквы, которые их обозначали, произносились с последующими гласными или «ь» , например:

  • мужь;
  • нессши;
  • часъ;
  • уюти и пр.

Однако в процессе формирования языковых норм и наречий [ш] и [ж] отвердели, однако «ч» все равно осталось мягким. Отвердение [ш] состоялось примерно в 14-м веке. В это время в литературных памятниках появляются варианты написания звуков [ш] или [ж] с буквой «ы» после них. Например, «Шышкин» или «держыте».

В современном языке традиционно написание мягкого знака в конце или буквы «и» для обозначения звука [ы] в таких словах, как:

  • тревожь;
  • шить;
  • рожь и т. д.

Такие сочетания, как мягкие [щтщ] или [ждж], которые были распространены в древности, затем утратили в таких сочетаниях взрывной элемент в таких словах, как «ищу» или «дрожжи».

Примерные задания по теме шипящих согласных

Учитель, который будет проводить урок для первоклассников, посвященный данной теме, должен ставить перед собой следующие задачи:

  • он обязан создать условия для того, чтобы дети усвоили понятие о твердости и мягкости согласных, например, что «ж» и «ш» являются всегда твердыми;
  • научить правильно формулировать письменные навыки учащихся;
  • развивать у них письменную речь и связную устную;
  • использовать при обучении новые информационные технологии.

После того как учитель объяснит суть урока, он может написать на доске несколько букв (Б, Ь, Ч, К, Р).

Затем задается вопрос, какая из представленных букв не обозначает никакого звука, на то правильным ответом является Ь. Также можно попросить учеников найти букву, обозначающую шипящий звук.

  • детям предлагается по очереди прочесть текст (совершенствуется навык чтения вслух);
  • выбираем некоторые слова и предлагаем детям объяснить их значение (на выбор учителя);
  • предложите найти те слова, в которых присутствуют буквы, обозначающие шипящие согласные;
  • предложите произнести их вслух и написать буквы на доске.

Следующей частью урока предлагается сделать работу с изображениями . Повесьте на доске рисунки и задайте ученикам вопросы:

  • какие предметы изображены на рисунках;
  • какие названия содержат шипящие звуки;
  • какие их перечисленных шипящих являются твердыми, а какие - мягкими.

Работа со скороговорками

Скороговорки - это отличная разминка для детей , которая отлично развивает их речевые навыки. В учебном процессе они применяются по-разному, в частности, и при изучении шипящих согласных.

Расспросите у детей, какие шипящие звуки они нашли в скороговорках, отличаются ли они друг от друга, и какие их основные характеристики.

Под диктовку предложите записать в тетради одну из них и попросите учеников подчеркнуть твердые (или мягкие) шипящие. Одному из учащихся предложите это сделать у доски.

О частичной письменной работе было сказано выше. Также она может заключаться в домашних заданиях. Иногда в рабочих тетрадях содержатся задания, когда нужно вставить пропущенные буквы в слова, где присутствуют те или иные шипящие. Их следует подчеркнуть.

Итак, мы рассмотрели, что представляют собой шипящие согласные звуки, как их можно определить, и с помощью каких заданий можно провести урок в школе на данную тематику.

Видео

Смотрите интересный видео-урок о шипящих согласных.

Не получили ответ на свой вопрос? Предложите авторам тему.

Цели: формировать умение распознавать шипящие согласные звуки в словах; дать представления о твёрдых согласных звуках [Ж] и [Ш] и мягких звуках [Ч"]и [Щ"].

Планируемые результаты: учащиеся научатся правильно произносить шипящие согласные звуки; различать шипящие согласные звуки в словах.

Задачи урока:

  • создание условий для пополнения знаний детей о твердости-мягкости согласных звуков ([ж] – [ш] – всегда твердые);
  • содействовать формированию навыков грамотного письма;
  • развивать у учащихся связную устную и письменную речь.
  • привитие интереса к урокам русского языка через применение информационных технологий.

Ход урока

I. Организационный момент.

Весёлый прозвенел звонок,
Мы начинаем свой урок.
Мы с русским языком идём в дорогу.
А настроение хорошее берём в подмогу.
Настроение каково?
- ВО-О-О!

II. Чистописание (Работа в парах постоянного состава)

А теперь ребятки, отгадайте-ка мои загадки, а отгадки в этих загадках буквы нашего родного Алфавита. Ваша задача: вместе с соседом по парте отыскать эти буквы у себя на листочках и их зачеркнуть.

1. Эта буква широка
И похожа на жука
И при этом, словно жук,
Издает жужжащий звук.

2. Буква эта велика:
Буква очень хороша,
Потому что из нее
Можно сделать Е и Ё .

3. Да! Вы правильно решили:
Буква тапохожа на четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.

4. На расческу такпохожа:
Три зубца всего. Ну что же?

А какие звуки обозначают эти буквы?

Это вам задание для чистописания,

III. Актуализация знаний.

Отгадайте загадки. Запишите слова-отгадки. Подчеркните буквы, обозначающие парные согласные звуки на конце слова. Подберите устно проверочные слова.

  1. За тобой плетётся, хоть на месте остаётся. (след)
  2. Рос сперва на воле в поле, летом цвёл и колосился, а когда обмолотили, он в зерно вдруг превратился. Из зерна – в муку и тесто, в магазине занял место. (хлеб)
  3. Не галстук он, не воротник, а шею обжимать привык. Но не всегда, а лишь тогда, когда бывают холода. (шарф)
  4. Бьют Ермилку по затылку, ну а он не плачет, только носик прячет. (гвоздь)

Как проверить написание слов с парными согласными на конце слова? (Чтобы проверить парный согласный на конце слова нужно подобрать проверочное слово так, чтобы после согласного стоял гласный).

IV. Самоопределение к деятельности.

(на доске записаны буквы.)

М, Н, К, Р, Ц, Ч, Ь, Б.

Какая буква здесь лишняя? Обоснуйте свой ответ. (Буква Ь – не означает звука. Букву убирают.)

А теперь какая буква лишняя? Обоснуйте свой ответ. (Буква Ч – обозначает шипящий согласный звук.)

Какие ещё буквы обозначают шипящие согласные звуки? (Ж, Щ, Ш.)

Что вы о них знаете?

Назовите тему урока. (Шипящие согласные звуки.)

V. Работа по теме урока.

  1. Работа по учебнику.

    Упр. 1 (с. 104)

Прочитайте.

Найдите слова, в которых есть шипящие звуки. Произнесите каждый шипящий звук. Назовите букву, которой он обозначен на письме.

Найдите в тексте слова с шипящими согласными звуками. Назовите буквы, которыми они обозначены.

Упр. 2 (с. 104)

Рассмотрите рисунки. Назовите предметы.

Послушайте звучание шипящего согласного в каждом из слов.

Какие из шипящих согласных в этих словах твёрдые, а какие мягкие?

Прочитайте информацию на страничке для любознательных.

Что вы узнали?

Упр. 3(с. 104)

([Ж])

А во второй? ([Ш])

Оба звука произносятся твёрдо.)

Спишите любую скороговорку, подчеркнув буквы, которыми обозначены непарные твёрдые шипящие звуки.

VI. Физкультминутка.

(Музыкальная физкультминутка)

VII. Продолжение работы по теме урока.

  1. Работа по учебнику.

    Упр. 4 (с. 106)

Прочитайте скороговорки медленно, постепенно увеличивая темп до быстрого.

Какой шипящий звук повторяется в первой скороговорке? ([Щ"].)

А во второй? ([Ч"])

Что общего в произношении этих звуков? (Оба звука произносятся мягко.)

Прочитайте сведения о языке на стр.106.

Дайте характеристику этим звукам.

  1. Работа в Рабочей тетради.

Упр. 59 (с. 53)

    Назовите буквы. Произнесите звук, который обозначает каждая буква. Запиши звуковые обозначения букв.

Упр. 60 (с. 53)

    Рассмотри рисунки, впиши нужную букву в название каждого рисунка.

    Подчеркни буквы, которыми обозначены твёрдые шипящие согласные звуки.

VIII. Словарная работа. (Работа с ЭОР)

1. Знакомство с новым словом.

    Откройте электронное приложение к учебнику “Русский язык”.

    Найдите тему сегодняшнего урока.

    Зайдите в раздел словарная работа.

    С каким словом мы сегодня познакомимся?

    Послушайте информацию об этом слове.

    Сколько в слове слогов?

    Какой ударный?

    Какую безударную гласную нам нужно запомнить?

    Разделите слова для переноса.

    Запишите слово в тетрадь с переносом и без переноса. Поставьте ударение и подчеркните безударную гласную букву А.

2. Работа по развитию речи.

    Выполните задание №1. Вставьте подходящие по смыслу слова в предложения.

3. Повторение ранее изученного материала.

    Выполните задание №2. Вставьте пропущенные буквы в словарные слова.

IX. Рефлексия. (Работа с ЭОР)

    Выполните, работая в парах, проверочную работу в электронном приложении к учебнику.

    Как вы справились с заданием?

X. Подведение итогов урока.

    Какие согласные звуки называются шипящими?

В русском языке обозначаются не все звуки речи, а только основные. В русском языке 43 основных звука – 6 гласных и 37 согласных, тогда как число букв – 33. Не совпадает также количество основных гласных (10 букв, но 6 звуков) и согласных (21 буква, но 37 звуков). Разница в количественном составе основных звуков и букв определяется особенностями русского письма. В русском языке твёрдый и мягкий звук обозначается одной и той же буквой, но звуки мягкий и твердый считаются разными, потому и получается согласных звуков больше, чем букв, которыми они обозначаются.

Звонкие и глухие согласные

Согласные звуки делятся на звонкие и глухие. Звонкие состоят из шума и голоса, глухие – только из шума.

Звонкие согласные звуки: [б] [б"] [в] [в"] [г] [г"] [д] [д"] [з] [з"] [ж] [л] [л"] [м] [м"] [н] [н"] [р] [р"] [й]

Глухие согласные звуки: [п] [п"] [ф] [ф"] [к] [к"] [т] [т"] [с] [с"] [ш] [х] [х"] [ч"] [щ"]

Парные и непарные согласные

Многие согласные образуют пары звонких и глухих согласных звуков:

Звонкие [б] [б"] [в] [в"] [г] [г"] [д] [д"] [з] [з"] [ж]

Глухие [п] [п"] [ф] [ф"] [к] [к"] [т] [т"] [с] [с"] [ш]

Не образуют пар следующие звонкие и глухие согласные звуки:

Звонкие [л] [л"] [м] [м"] [н] [н"] [р] [р"] [й]

Глухие [х] [х"] [ч"] [щ"]

Мягкие и твёрдые согласные

Согласные звуки делятся также на твёрдые и мягкие. Они различаются положением языка при произнесении. При произнесении мягких согласных средняя спинка языка поднята к твердому нёбу.

Большинство согласных образует пары твёрдых и мягких согласных:

Твёрдые [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х]

Мягкие [б"] [в"] [г"] [д"] [з"] [к"] [л"] [м"] [н"] [п"] [р"] [с"] [т"] [ф"] [х"]




Не образуют пар следующие твёрдые и мягкие согласные звуки:

Твёрдые [ж] [ш] [ц]

Мягкие [ч"] [щ"] [ й" ]

Шипящие согласные

Звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’] называются шипящими.

[ж] [ш] [ч"] [щ"]

Свистящие согласные

[з] [з"] [с] [с"] [ц]

Свистящие звуки с-сь, з-зь переднеязычные, щелевые. При артикуляции твердых с-з зубы обнажены, кончик языка касается нижних зубов, спинка языка слегка выгнута, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, отчего в середине образуется желобок. Воздух проходит по этому желобку создавая трением шум.

При произнесении мягких с, з артикуляция та же, но дополнительно спинка языка поднимается к твердому нёбу. При произнесении звуков з-зь связки сомкнуты и вибрируют. Нёбная занавеска поднята.