Все о сознании человека. Сознание человека

Является предметом постоянной дискуссии между представителями различных направлений в философии, медицине и психологии.

Отечественная наука утверждает, что психическая деятельность - это функциональная способность мозга отражать объективную действительность и обеспечивать адекватные взаимоотношения организма с окружающей средой. С психофизиологических позиций психическая деятельность - это сложный, многоэтапный, многозвеньевой физиологический процесс, все звенья которого функционируют в гармоническом единстве.

Сознание - это высший уровень отражения действительности, проявляющийся способностью личности отдавать себе ясный отчет об окружающем, о настоящем и прошлом времени, принимать решения и в соответствии с ситуацией управлять своим поведением.

Можно привести характеристику или . Первая характеристика - это совокупность знаний об окружающем мире, вторая - закрепленное в сознании отчетливое различение субъекта и объекта, то есть того, что принадлежит «я» человека и его «не-я». Третья характеристика сознания это обеспечение целеполагающей деятельности. Четвертая характеристика сознания - наличие эмоциональных оценок в .

Понятие «сознание» относится как к отдельному человеку (индивидуальное сознание), так и к обществу (общественное сознание). Общественное сознание как отражение общественного бытия включает в себя политические, философские, правовые, художественно-эстетические взгляды, морально-этические идеи, нормы, научные знания. Общественное сознание влияет на индивидуальное сознание, на его развитие.

Сознание неразрывно связано с речью, языком. Сознание есть всегда знание о чем-то, имеет активный характер и неразрывно связано с деятельностью.

Важную роль среди различных свойств сознания играет его ориентирующее качество (в месте, времени, окружающей обстановке).

Человек обладает способностью осознавать как окружающий его мир, так и самого себя. Это называется самосознанием, осознанием человеком своего тела, мыслей, действий, чувств, собственного положения в системе .

Мир познается и осознается человеком через призму , производственного процесса, орудий труда, языка, этических и эстетических норм. Поэтому сознание человека, в конечном счете, определяется его бытием, т.е. реальной жизнью в конкретно-исторических условиях. О физиологическом механизме сознания И.П. Павлов сказал, что сознание - это нервная деятельность определенного участка больших полушарий в данный момент, при данных условиях, обладающего известной оптимальной возбудимостью.

Сознание - это динамический процесс, детерминированный объектом его и опосредуемый мозгом.

Часто в быту употребляется выражение . Иногда подсознательно появляются некоторые чувства, происхождение которых человек объяснить не в состоянии. К ним же следует отнести автоматизированные навыки, внушение в гипнозе и т.д.

К области подсознательного следует отнести и работу головного мозга во время . Известно, что ряд людей во сне делали открытия (Д.И. Менделеев, А.С. Грибоедов и др.)« Объяснение этому наука еще не дала. В головном мозге во время сна продолжается работа- происходит анализ и синтез, уточнение и выделение.

Болезнь может изменить самосознание, в частности, нарушить осознание самого себя как больного или понимание себя как личности, своего «я».

Сознание - особое свойство психики, специально направленное на самоконтроль жизнедеятельности индивида, в том числе, на контроль функционирования и самой психики. Определенную роль не в научной, а в церковной психологии, в восточной психологии и философии занимает понятие «сверхсознание».

Сверхсознание отличается от обычного сознания тем, что в нем представлен не только невидимый мир, но и все сверхразумное и сверхчувственное, а в древнецерковном аскетическом сверхсознании представлено также и сверхъестество Божественных принципов.

Виды сверхсознания. Лодыженский различает три вида сверхсознания: астральный, ментальный и духовный.

Астральное сверхсознание, по Лодыженскому, имеет место в демонской мистике, осуществляется через астральные силы, питаемые в человеке злыми страстями. Астральное сверхсознание составляет элемент в шаманском экстазе, у хлыстов и дервишей. В основе его лежит взвинченная до крайности в пляске или прыганье сила неразумной души.

Ментальное сверхсознание достигается силой концентрированного ума и сознания, то есть возбуждением разумной части души. Психизм - характерная особенность обоих этих видов сверхсознания. Рудольф Штейнер в книге «Как достичь познания сверхчувственных миров» также уделяет внимание развитию этих центров. В астральном сверхсознании сознание заменяется чувственностью, а в ментальном - воображением и «змеем». Лодыженский также отмечает роль воображения в развитии сверхсознания.

Духовное сверхсознание в «умной медитации» достигается концентрацией ума в сердце, что вызывает интенцию всего духа в сердце.

В древнецерковной науке нет понятия сверхсознания, а есть божественное сознание.

Дарина Катаева

Человек и не задумывается, благодаря чему у него возникают мысленные образы, получается осознавать произошедшие ситуации, обдумывать их и делать выводы. Мы не просто храним факты и базу знаний, мы способны размышлять, задействовать свои , анализировать, ценить, творить и любить. Нас тянет к прекрасному, неизведанному и совершенному. Источник этих способностей — наше сознание. Как бы это ни было банально, именно оно отличает нас от животных и других форм жизни. Но что такое сознание? В чем заключаются его особенности? Как осуществляется формирование и становление сознания?

Что такое сознание?

Изучением сознания занимается философия, психология и другие науки, предметом исследования которых является искусственный интеллект. В широком смысле сознание воспринимается как форма любого психологического отражения. В узком смысле сознание определяется как восприятие того, что поступает в . Из этого понятия следует вывод, что сознание свойственно только людям.

Хотя ученые прилагают все силы на изучение этой психологической особенности человека, до конца ее форму и источник развития понять невозможно. Поэтому компьютерам и роботам не удается достичь сознательных действий. Исследователи могут узнать схему работы новейшего компьютера, однако между ним и работой человеческого мозга существует ряд отличий.

На практике сознание представляет собой совокупность чувственных и умственных образов, которые и являются предметом глубоких размышлений. Ученые считают, что подобные психологические процессы происходят в мозге некоторых развитых животных: лошадей, дельфинов, собак, обезьян и других. Однако наличие данного психологического процесса еще не указывает на осознанность и способность к восприятию. Механизм протекания процесса и результат переработки информации – это главное свойство, присущее только человеку. Учитывая индивидуальность и сложность формирования сознания, его начинают причислять к феномену, хранящего много тайн и непонятных человеку особенностей.

Главные характеристики сознания

Активно. Эта характеристика относится ко многим животным, однако отличительной чертой человека является способность психологически отражать действительность, воспринимать окружающий мир не пассивно и равнодушно, а по степени значимости. Такая дифференциация происходит осознанно, но без вмешательства человека в психологические процессы мозга.

Интенционально. Это свойство означает «стремление», «направленность». Характеристика сознания выражается в желании человека реализовать цель, появившуюся в результате осознанного мышления или же бессознательного намерения. В буквальном смысле «интенция» подразумевает влечение человека к осуществлению поставленной задачи без непосредственного вмешательства.

Наличие главных характеристик сознания вырабатывает такие свойства:

Психологическое отражение за счет использования чувств и познавательных процессов человека (память, мышление, ощущение, воображение, восприятие). При нарушении одного из процессов происходит и нарушение сознательных поступков.
. Человек способен наблюдать за самим собой, контролировать эмоции, мысли и поступки. Благодаря этому зарождаются идеалы и ценности человека. Хорошо отражает эту характеристику высказывание Гегеля. Он сказал, что, хотя человек – это животное, он это осознает, а значит уже не является животным.
Способность давать здравую оценку. Это свойство ярко проявляется в нравственных чувствах и суждениях, моральных качествах и .
Постановка цели. Человек способен на основе осознанной деятельности принимать решения, строить планы, мотивировать себя, вносить некоторые коррективы.

Примечательно, что вся поступаемая в мозг информация перерабатывается и осознается человеком. Поначалу человек прилагает активные действия на оценивание произошедшей ситуации, а затем происходит автоматизация процессов.

Сознательные и бессознательные действия

Сознание не исключает бессознательную деятельность. Если поначалу мы проводим анализ поступков, даем им оценку, размышляем над ситуацией или новым для нас вопросом. Все это сознается без вмешательства человека в психологическую деятельность. Однако процесс выполнения и достижения поставленной цели автоматизируется.

К бессознательным действиям относится хождение, пение, речь, чтение, счет, письмо. Чтобы дойти до автоматизации, этими процессами человек активно управляет и усиленно над ними работает. При этом такое неосознанное повторение привычных действий может в одно мгновение перейти из автоматизированного в управляемое и контролируемое. В несознательном состоянии человек не способен объективно оценивать ситуацию, он не контролирует ее и не владеет данной проблемой, он нуждается в помощи, нарушается его поведение и отсутствует способность следить за временем.

Ярким проявлением бессознательной деятельности является сон. Во время этого сложного процесса в мозге происходит бесчисленное множество реакций. ВНД тормозится, и благодаря снам предотвращается психологическое истощение.

Сновидения – это одна из форм сознания, которой свойственно наличие представлений. Один из ученых подчеркнул, что сновидения – это удивительная комбинация прошлых пережитых впечатлений. То, что мы видим во сне, уже происходило в жизни. Некоторые абсурдные картинки, которые могут появляться перед нашим взором основываются на уже произошедших переживаниях, которые вступают в реакцию и различные связи в определенном участке головного мозга.

Когда мы просыпаемся, мы переходим из бессознательного состояния в сознательное. Поэтому жизнь представляет собой единство и гармоничное сочетание подсознательной жизни и сознательной.

Сознание особенно необходимо в таких ситуациях:

В решении сложных и .
При необходимости .
В момент психологической или психической угрозы.
По мере необходимости преодоления психологического или психического сопротивления.

Способностью человека к бессознательным действиям особенно часто пользуются маркетологи. Эти люди целенаправленно используют склонность человека некоторую информацию не улавливать, но сразу откладывать в подсознание. В результате человек, когда снова видит похожую информацию, она кажется ему знакомой и, соответственно, нужной. Так мы, совершенно не отдавая себе отчета, приобретаем товары, которые нам совершенно не нужны.

Ученые поняли, что можно с легкостью управлять психикой человека за счет предоставления ему информации в определенный момент. Так эти знания минуют сознание и сразу откладываются в подсознании. Эта теория называется 25-й кадр.

Способность мозга с большой скоростью воспринимать без участия сознания новую информацию и хорошо ее запоминать применяется не только в корыстных целях маркетологов. Существует ряд методик по изучению иностранного языка. Одна из самых эффективных и заключается в использовании 25-того кадра. Обучение проходит на протяжении 45 минут, которые делятся на три части. Во время первой вам предлагается просмотр картинок с написанными иностранными словами, которые меняются 25 кадров в секунду.

Затем на протяжении следующих 15 минут просматривайте эти же слова, но при этом слушайте произношение. Этот урок идет в обычном темпе. Последние 15 минут – практика, и вам нужно прикладывать усилия, чтобы доставать из подсознания правильные слова. Благодаря такой методике человек способен всего за час запомнить 7 000 новых , причем эти слова остаются в памяти, хотя вы можете не пользоваться изучаемым языком. В сравнении с традиционным способом обучения и изучения иностранного языка, вам придется полтора года прикладывать усилия.

Сознание и самосознание

Сознание в процессе оценки себя как личности играет ключевую роль. Человек способен себя оценивать, познавать, исследовать, причем и в качестве личности, и в качестве субъекта коллективной деятельности. Самосознание подразумевает непрерывный процесс самосовершенствования и улучшения своих достижений и качеств.

Существует даже отрасль в психологии, которая занимается исследованием «Я». Есть мнение, что «Я», то есть сознание человека, это несколько образов: от обычного до идеального и даже фантастического. В зависимости от восприятия себя человек принимает решения и в дальнейшем действует.

Самосознание проявляется и в личностной самооценке. Она тесно связана с и желаемым уровнем достижений. Шкала притязаний повышается, если личности удается достичь поставленной планки и понижается, если человека преследуют неудачи.

Как владеть сознанием и подсознанием

Из-за потока информации, обрушивающегося на человека, рекомендуется быть предельно внимательным. Так как подсознание переплетается с самосознанием, необходимо начать совершенствоваться в разных сферах, но особенно в искусстве. Так у вас получится в большей мере использовать ум.

Будьте положительно настроены и визуализируйте успех. В таком случае вы точно сможете достичь поставленной задачи. Следите за тем, что вы читаете или смотрите перед сном. Если хотите запомнить полезную для себя информацию или выучить новые иностранные слова, то повторите их перед сном. На протяжении часа ночью мозг будет обрабатывать полученные знания и откладывать их в подсознание.

Чем больше человек вникает в работу головного мозга и сознание, тем сложнее ему это дается и тем дальше он уходит от истины. Только человек способен на познание самого себя и исследование с помощью мозга своего же мозга. Это достоинство нужно ценить, пользоваться, насколько это возможно умственными способностями, развиваться и контролировать поток внедряемой в нас информации.

17 марта 2014, 11:48

Сознание как форма отражения человеком действительности. Основные признаки сознания. Психологическая характеристика сознания человека. Значение и смысл как составляющие сознания. Роль речи в функционировании человеческого сознания. Сознание как обобщенное, словесно определенное отражение человеком действительности в ее сущностных и наиболее устойчивых инвариантных свойствах.
Возникновение и развитие сознания. Предпосылки и условия возникновения сознания: совместная продуктивная деятельность людей, распределение труда, ролевая дифференциация и активизация общения, выработка и использование языка, других знаковых систем, становление человеческой материальной и духовной культуры. Основные направления фило- и онтогенетического развития сознания. Возникновение и развитие у человека рефлексивной способности. Становление системы понятий. Изменение психологии и поведения людей под влиянием исторических событий. Успехи науки, культуры, промышленного производства, появление новых средств познания и саморегуляции (психической и поведенческой) - факторы, обеспечивающие развитие сознания. Основные направления развития сознания в современных условиях. Грядущие социально-экономические изменения и перспективы развития сознания человека.
Сознание и бессознательное. Понятие бессознательного. Проявления бессознательного начала в психических процессах, свойствах и состояниях человека. Бессознательное в личности человека. Сновидения как проявление бессознательного. Соотношение между сознательной и бессознательной регуляцией поведения человека. Виды бессознательных психических явлений.
ПРИРОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на него планы и программы. Все это вместе взятое связано со сферой человеческого сознания.

Глава 5. Сознание человека
Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности, если психику рассматривают с материалистических позиций, и собственно человеческой формой психического начала бытия, если психику трактуют с идеалистических позиций. В истории психологической науки сознание явилось труднейшей проблемой, которую до сих пор не удалось решить с материалистических или идеалистических позиций, но на пути ее материалистического понимания возникало множество самых сложных вопросов. Именно по этой причине глава о сознании, несмотря на важнейшее значение этого явления в понимании психологии и поведении человека, до сих пор остается одной из наименее разработанных.
Независимо от того, каких философских позиций придерживались исследователи сознания, с ним неизбежно связывали так называемую рефлексивную способность, т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Наличие у человека такой способности является основанием для существования и развития психологических наук, ибо без нее данный класс феноменов был бы закрыт для познания. Без рефлексии человек не мог бы иметь даже представления о том, что у него есть психика.
Первая психологическая характеристика сознания человека включает ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролировать собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими, способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность.
Ощущение себя познающим субъектом означает, что человек осознает себя как отделенное от остального мира существо, готовое и способное к изучению и познанию этого мира, т.е. к получению более или менее достоверных знаний о нем. Человек осознает эти знания как феномены, отличные от объектов, к которым они относятся, может сформулировать эти знания, выразив их в словах, понятиях, разнообразной иной символике, передать другому человеку и будущим поколениям людей, хранить, воспроизводить, работать со знаниями как с особым объектом. При утрате сознания (сон, гипноз, болезнь и т.п.) такая способность теряется.
Мысленное представление и воображение действительности - вторая важная психологическая характеристика сознания. Она, как и сознание в целом, тесным образом связана с волей. О сознательном управлении представлениями и воображением

Говорят обычно тогда, когда они порождаются и изменяются усилием воли человека.
Здесь, правда, есть одна сложность. Воображение и представления не всегда находятся под сознательным волевым контролем и в этой связи возникает вопрос: имеем ли мы дело с сознание в том случае, если они представляют собой «поток сознания» - спонтанное течение мыслей, образов и ассоциаций. Думается, что в данном случае правильнее было бы говорить не о сознании, а о предсознании - промежуточном психическом состоянии между бессознательным и сознанием. Иными словами, сознание почти всегда связано с волевым контролем со стороны человека его собственной психики и поведения.
Представление действительности, отсутствующей в данный момент времени или вовсе не существующей (воображение, грезы, мечты, фантазия), выступает как одна из важнейших психологических характеристик сознания. В данном случае человек произвольно, т.е. сознательно, отвлекается от восприятия окружающего, от посторонних мыслей, и сосредоточивает все свое внимание на какой-либо идее, образе, воспоминании и т.п., рисуя и развивая в своем воображении то, что в данный момент он непосредственно не видит или вообще не в состоянии увидеть.
Волевое управление психическими процессами и состояниями всегда связывалось с сознанием. Не случайно, что в старых учебниках по психологии темы «Сознание» и «Воля» почти всегда соседствовали друг с другом и обсуждались одновременно.
Сознание тесным образом связано с речью и без нее в высших своих формах не существует, В отличие от ощущений и восприятия, представлений и памяти сознательное отражение характеризуется рядом специфических свойств. Одно из них - осмысленность представляемого, или осознаваемого, т.е. его словесно-понятийная означенность, наделенность определенным смыслом, связанным с человеческой культурой.
Другое свойство сознания состоит в том, что в сознании отражаются не все и не случайные, а только основные, главные, сущностные характеристики предметов, событий и явлений, т.е. то, что характерно именно для них и отличает их от других, внешне похожих на них предметов и явлений.
Сознание почти всегда связано с употреблением для обозначения осознаваемого слов-понятий, которые, по определению, содержат в себе указания на общие и отличительные свойства отражаемого в сознании класса предметов.

Третья характеристика человеческого сознания - это его способность к коммуникации, т.е. передаче другим лицам того, что осознает данный человек, с помощью языка и других знаковых систем. Коммуникативные возможности есть у многих высших животных, но от человеческих они отличаются одним важным обстоятельством: с помощью языка человек.передает людям не только сообщения о своих внутренних состояниях (именно это является главным в языке и общении животных), но и о том, что знает, видит, понимает, представляет, т.е. объективную информацию об окружающем мире.
Еще одной особенностью человеческого сознания является наличие в нем интеллектуальных схем. Схемой называется определенная умственная структура, в соответствии с которой человеком воспринимается, перерабатывается и хранится информация об окружающем мире и о самом себе. Схемы включают правила, понятия, логические операции, используемые людьми для приведения имеющейся у них информации в определенный порядок, включая отбор, классификацию информации, отнесение ее к той или иной категории. С примерами схем, работающих в области восприятия, памяти и мышления, мы еще встретимся на страницах учебника при рассмотрении познавательных процессов.
Обмениваясь друг с другом разнообразной информацией, люди выделяют в сообщаемом главное. Так происходит абстрагирование, т.е. отвлечение от всего второстепенного, и сосредоточение сознания на самом существенном. Откладываясь в лексике, семантике в понятийной форме, это главное затем становится достоянием индивидуального сознания человека по мере того, как он усваивает язык и научается пользоваться им как средством общения и мышления. Обобщенное отражение действительности и составляет содержание индивидуального сознания. Вот почему мы говорим о том, что без языка и речи сознание человека немыслимо.
Язык и речь как бы формируют два разных, но взаимосвязанных в своем происхождении и функционировании пласта сознания: систему значений и систему смыслов слов. Значения слов называют то содержание, которое вкладывается в них носителями языка. Значения включают в себя всевозможные оттенки в употреблении слов и лучше всего выражены в различного рода толковых общеупотребительных и специальных словарях. Система словесных значений составляет пласт общественного сознания, которое в знаковых системах языка существует независимо от сознания каждого отдельно взятого человека.

Смыслом слова в психологии называют ту часть его значения или то специфическое значение, которое слово приобретает в речи употребляющего его человека. Со смыслом слова, кроме ассоциированной с ним части значения, связано множество чувств, мыслей, ассоциаций и образов, которые данное слово вызывает в сознании конкретного человека.
Сознание, однако, существует не только в словесной, но и в образной форме. В таком случае оно связано с использованием второй сигнальной системы, вызывающей и преобразующей соответствующие образы. Наиболее ярким примером образного человеческого сознания является искусство, литература, музыка. Они также выступают как формы отражения действительности, но не в абстрактной, как это свойственно науке, а в образной форме.

На втором этапе развития психологии как науки, в то время, когда основным методом научных изысканий являлась интроспекция, термины ʼʼпсихикаʼʼ и ʼʼсознаниеʼʼ были почти неразделимы. Психологи изучали свою психику и сознание впроцессе сознательного самонаблюдении за тем и другим. Сегодня наука не только не раскрыла тонкие механизмы сознания (такое положение имеет место и в понимании остальных психических процессов), но и не смогла дать точного определœения того, что представляет собой сознание. Точного определœения сознания нет, но бывают даны метафорические, образные попытки определœения сознания. К примеру, определœение сознания как ʼʼсветлого пятна или узкого луча света͵ переметающегося по бесконечному миру памятиʼʼ или ʼʼсознания как состояния, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ прерывается, когда мы засыпаем или оглушены сильным ударом по головеʼʼ (Цит. по 1, с.21).

Кстати говоря, последнее определœение наталкивает на мысль определœения сознания через перечень состояний, при которых человек ощущает наличие измененного сознания. К таким состояниям относятся не только сновидения, но и гипноз, ощущения, возникающие в ходе медитации, некоторых форм психотренинга и психотерапии, при применении ряда наркотических веществ и пр.
Размещено на реф.рф
Наиболее грубые изменения состояния сознания возникают при локальных повреждениях подкорковых структур мозга и характеризуются разной степенью оглушенности, дезориентирования и помрачения сознания, нарушениями сна и появлением галлюцинаций, переплетающихся со сном и реальностью. Такие состояния сознания изучает трансперсональная психология (см. п.5.6).

Важно подчеркнуть, что в сознание попадает только очень небольшая часть тех чувств, мыслей, образов, которые хранит в памяти или переживает человек в любой момент времени. Сознание постоянно игнорирует множество событий, которые тем не менее как-то обрабатываются на уровне восприятия и фиксируются в памяти подсознания. В результате при крайне важно сти мы можем извлечь из подсознания огромное количество событий, на которые мы, по нашему мнению, не обратили внимание, хотя они и были в поле нашего восприятия. Особенности содержания и взаимосвязи сознания – подсознания – бессознательного с точки зрения З. Фрейда мы рассмотрели в п.5.1.

Сегодня одним из часто используемых является следующее определœение сознания.

Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, благодаря чему достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Функции сознания можно определить, во-первых, как наблюдение за собой и внешним миром, определœение своего состояния и событий внешнего мира. В сознание человека включено определœенное отношение к окружающей среде, к другим людям.

Вторая функция сознании связана с планированием наших действий и контролированием исполнения этих планов, ᴛ.ᴇ. состоит в формировании целœей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. Работа сознания тесно связана с процессами рефлексии, то есть мыслительными актами, направленными на анализ, понимание. осознание себя: собственных мыслей (в том числе и неявных, скрытых в подсознании), эмоциональных состояний, переживании, попытках взглянуть на себя со стороны как своими глазами, так и глазами других людей.

Выделяют следующие свойства сознания : построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции – формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием.

Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе груда.

Первичным актом сознания является акт идентификации с символами культуры, организующий человеческое сознание, делающий человека человеком. За вычленением смысла, символа и идентификацией с ним следует выполнение, активная деятельность ребенка по воспроизведению образцов человеческого поведения, речи, мышления, сознания, активная деятельность ребенка по отражению окружающего мира и регуляции своего поведения. Выделяют два слоя сознания (В.П. Зинченко ).

I. Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя:

1)биодинамические свойства движений, опыт действий;

2) чувственные образы.

II. Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя:

1) значение;

Значение – содержание общественного сознания, усваиваемое человеком. Это бывают операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения – понятия.

Смысл – субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания.

На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, так как для эффективного в какой-либо ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т. е. образ действия должен вписываться в образ мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания).

Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (бытийного сознания). Сознание рождается и присутствует во всœех этих мирах.

Резюмируя современные представления о сознании, можно отметить следующее:

Эпицентром сознания является сознание собственного ʼʼЯʼʼ.

Сознание :

1) рождается в бытии, 2) отражает бытие, 3) творит бытие.

Функции сознания :

1) отражательная, 2) порождающая (творчески-креативная), 3) регулятивно-оценочная, 4) рефлексивная функция – основная функция, характеризует сущность сознания.

В качестве объекта рефлексии могут выступать:

1) отражение мира, 2) мышление о нем, 3) способы регуляции человеком своего поведения, 4) сами процессы рефлексии, 5) свое личное сознание.

Структура сознания включает в себя два слоя. Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлективного слоя , поскольку значения и смыслы рождаются в бытийном слое.

Выраженное в слове значение содержит :

1) образ, 2) операционное и предметное значение, 3) осмысленное и предметное действие.

Слова, язык не существуют только как язык, в них объективировались формы мышления, которые нами и овладевают через использование языка.

Сознание человека - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Сознание человека" 2017, 2018.

  • - Сознание человека

  • - Сознание человека

    знать: · понятие о сознании человека; · предпосылки и условия возникновения и развития сознания; · структуру сознания; сознание и бессознательное. Соотношение сознания и бессознательного Согласно 3. Фрейду, психика человека состоит из трех находящихся в... .


  • - Язык и сознание человека

    Другим условием, которое приводит к формированию сложно построенной сознательной деятельности человека, является возникновение языка. Под языком принято понимать систему кодов, с помощью которых обозначаются предметы внешнего мира, их действия, качества, отношения... .

    Сознание является высшим уровнем отражения человеком дей­ствительности, в результате чего достигается познание и преоб­разование окружающего мира, если психику рассматривают с ма­териалистических позиций, и собственно человеческой формой пси­хического начала... .


  • - Сознание человека и его общественная природа

    Высшая ступень развития психики, свойственная только человеку, называется сознанием. Прежде чем дать определение этому понятию, обратим внимание на то, что история развития человека - качественно новая ступень, которая коренным образом отличается от предшествующего... .


  • - Сознание человека

    Сознание – высшая форма психического отражения. Это опосредованное отражение действительности в ее объективных свойствах и отношениях. Опосредованность – получение информации через что-то или кого-то. Происхождение понятия «сознание»: &... .


  • - Сознание человека отличается от сознания внешних животных.

    Большей глубиной; большей способностью к предметно-практической (преобра­зующей) деятельности - труду; способностью к абстракции (в том числе оторванному от непо­средственной реальности мышлению); возможностью передачи сознания (наличием особого... .


  • Человеческое сознание является сложным феноменом; оно многомерно, многоаспектно. Многообразность сознания делает его объектом изучения множества наук, среди которых философия. Проблема сознания всего привлекало пристальное внимание философ, определения места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей деятельностью предлагает выяснения природы человеческого сознания. Для философии это проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности познания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления. Естественно, что подходы эти бывают разные, на все они, по существу, всегда имеют дело с единой проблемой: анализам сознания как специфический человеческой формы регуляции взаимодействия человека с действительностью. Это форма характеризуются, прежде всего выделением человека как своеобразной реальности, как на теме особых способов взаимодействия с окружающим миром, включая управления им.Такое понимание природы сознания предполагает очень широкий спектр вопросов, который делается предметом исследования не только философии но и специальных наук: социологии, психологии, языкознания, педагогики, физиологии высшей нервной деятельности, а в настоящее время и информатики, кибернетики. Рассмотрение отдельных аспектов сознания в рамках этих дисциплин всегда опирается на определенную философско - мировоззренческого позицию в трактовке сознания.

    Сознания выступают как особая форма отражения, регуляции и управления отношением людей к окружающей действительности, к самим себе и своим способом общения которые возникают и развиваются на основе практически - преобразовательной деятельности оно не только отражает, но и творит мир. Сознания с самого начала является общественным продуктом. Оно возникают и развивается только в совместной деятельности людей в процессе их труда и общения.

    Три стороны сознания.

    Сознание - это особое состояние, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам. Сознания мгновенно связывают, соотносит то, что человек увидел, услышал, и то, что он почувствовал, подумал, пережил. Многие философы определяют сознания как чудо из чудес мирознания, как великий благостный дар человеку, ибо лишь в сознании он дан сам себе как "Я", устремленное к вершинам духовного бытия, возвышенной любви и дружбы, сострадания и радости и т. д. Можно выделить три стороны сознания: предметное сознания (сознания, направленное на мир окружающих нас вещей, предметов, событий); самосознание (сознание, направленное на самого себя, все время осознающее самое себе как нечто другое, чем весь остальной окружающий мир); и сознание как поток непосредственных переживаний. Первые две стороны сознания относятся к тому, что в философии всегда называлось духом. Третья сторона в философии называется душой. В предметом сознании о котором говорилось в предыдущем разделе и самосознании мы имеем дело с идеями, понятиями, с моделями окружающего мира, с представлениями о самом себе (помните об образе самого себя у каждого человека?). В духе человека возвышается над природой, создает второй идеальный мир, познает законы вселенной и может на основании этих законов строить машины, возводит дома, посылать в космос ракеты. Что касается души делом. Душа, ее глубина и развитость делают человека живым. Познавать мир, развивать цивилизацию в принципе мог бы и искусственный интеллект, мыслящая машина. И если бы человек не имел души, он и был бы такой машиной. Душа - нечто более значительное и глубокое, чем дух. И предметное сознание, и самосознания (дух) укоронены в душе. Они словно листья и ветви дерева, а душа - его корни.

    В глубине человеческого сознания течет словно невидимая река, поток душевных переживании, который постоянно меняется, варьиируется, расширяется. Душевная жизнь подобна мелодии, которая все время меняется от, каждой новой присоединенной ноты. Каждое новое впечатление откладывается в нашей душе, изменяя весь его строй. Сознании никогда не возвращается в прошлые состояния, потому что тянет за собой все прошлое. Все, что ни случилось бы с человеком, откладывается в его понятия и попадая в точно такую же ситуацию (каждый раз приходя в один и тот же класс, к тем же самым ученикам и учителям, на те же уроки), человек каждый раз - уже другой, у него больше опыта, больше переживаний, больше впечатлений поток душевных переживаний имеет свое внутреннее пространство и время, лучше сказать - пространственные и временные горизонты, благодаря которым мы можем познавать пространство и время окружающего мира. Каждое переживание имеет будущий и прошлый временной горизонт, то есть каждое переживание как бы "оттеняет" себя, бросает тень в прошлое и будущее. Мы слушаем музыку, и в каждый данный момент мы считаем только одну ноту или аккорд но на самом-то деле мы слышим мелодию, тому что прозвучавшие звуки еще звучат каким-то образом слышенны, и потому все это связывается нами в единую мелодию.

    Точно также и с речью. Когда вы слушаете учителя, вы в каждый настоящий момент слышите один произносимый слог, но вы слышите речь, потому что звучат еще сознание прошлое слово и когда учитель произносит первый слог, в уже, как правило, знаете, какое слово как сказать. Иначе произносимые звуки не сливались бы в осмысленную речь.

    Что касается пространственных горизонтов то это хорошо понятно на примере того, как мы видим что-либо. Например, мы видим дом. На самом деле мы не можем видеть дом, потому что нет такой точки, с которой мы бы видели весь дом - мы всегда видим только крышу и, может быть, одну из стен. А мы видим дом, потому что наше сознание автоматически достраивает не видимые нам пространственные горизонты любой вещи.

    Из этих механизмов психической работы нашего сознания вырастает понимание физического времени геометрического пространства и. т. д.

    Простом акте зрения на переднем плане сознания, в центре его стоит предмет нашего внимания, но периферия переднего плана и весь задний план занято игрой душевной жизни.

    Различные образы, как и действительно воспринимаемые предметы, окружены роем воспоминаний грез, настроений и чувств. Погружаясь в этот поток оттенок, интонации, намеков, образов, страхов и восторгов, мы чувствуем, что живем, что это и есть подлинное жизнь.

    Это очень трудно объяснить полумерно но можно попробовать сказать так: например, вы видите человека, которого любите, скажем свою бабушку. Вы видите не просто старого человека, знакомого вам самого раннего детства, - ваша бабушка состоит из ваших первых радостей и печалей: из всех героев сказок, которые она вам читала долгими зимними вечерами: из неведомого вам Бога, которому семье только бабушка что-то шепчет каждый вечер, ложась в кровать; из первых мыслей о смерти, связанных о бабушкиной старостью и.др.

    Душевная жизнь- это великая неизмеримая бездна, особая, своем роде бесконечная вселенная, находящаяся в каком-то совсем ином измерении бытия чем весь объективный пространственно - временной мир и мир идеальных предметностей. О мере души нельзя сказать ни где он находится, никогда и как долго совершаются процессы душевной жизни ибо душа везде и нигде, всегда и никогда, в том смысле, что любые мерки вообще к ней не применимы; наоборот, все мерки, все ориентиры, все стереотипы восприятия мира, мышления и поведения становится возможными благодаря этому внутреннему интимному слою нашей жизни. Это вечно волнующийся океан переживающий вечно текущий и постоянно изменяющийся поток, вечно звучащая мелодия нашей души и является тем внутренним Я, о котором мы говорили предшествующей главе. Только углубление себя, постоянное соприкосновение с внутренним Я дает ощущение силы и жизненности существования, сбрасывает автоматизм и оцепенелость повседневного бытия, открывает такие красоты мироздания, о которых "объективный" поверхностный наблюдатель даже и не подозревает.

    То, что называется человеком, есть нечто неизмеримо большее, чем незначительная часть или общества - это скованный внешними рамками мир великих, потенциально бесконечных, хаотических сил. Душевная жизнь уходит глубь до бесконечности, еще Гераклит говорил, что границе души не отыскать, столь глубока ее мера. Признать это - не значит обожествить человека, но значит до некоторой степени уяснить его богоподобие.

    Все, тем человек когда-то был или может стать, то, тем более его предки или будут его потомки, - потенциально есть каждом миге душевной жизни. Она есть та потенциальная сверх временность, без которой не мыслимо сознание и знание.

    Сознание и мышление

    Мышление - это движение идей, раскрывающей суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления могут выступить понятие- обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.

    Прежде всего мышления является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.

    Мышлением называется процесс отражения в сознании человека сущности вещей, закономерных связей и отношений между предметами или явлениями действительности.

    В процессе мышления человек отражает объективный мир иначе, чем в процессах восприятия и воображения. В восприятиях и представлениях внешние явления отражаются так, как они воздействуют на органы чувств: в красках, формах, движении предметов и так далее. Когда же человек мыслит о каких-либо предметах или явлениях, он отражает в своем сознании не эти внешние особенности, а саму сущность предметов, их взаимные связи и отношения. сознание переживание мышление восприятие

    В процессе восприятия, например, дерева человек, отражая в своем сознании ствол, ветви, листья и другие части и особенности именно данного отдельного конкретного предмета, может воспринимать это дерево изолированно от других явлений, любоваться его формой, свежестью зеленой листвы, причудливыми изгибами ствола. Иначе протекает процесс мышления. Стремясь понять основные законы существования данного явления, проникнуть в его сущность, человек обязательно должен отразить в своем уме также и отношения этого предмета с другими предметами и явлениями. Нельзя понять сущность дерева, если не выяснить, какое значение для него имеют химический состав почвы, влага, воздух, солнечный свет и др. Только отражение этих связей и отношений позволяет человеку понять функцию корней и листьев дерева, ту роль, которую они играют в круговороте веществ в растительном мире.

    Таким образом, мысль о каким-либо предмете приводит одновременно к двум последствием: 1) к отражению этого явления в его сущности, т.е. в его взаимосвязях и взаимообусловленности с другими явлениями; 2) к мысли об этом явлении вообще, а не в какой-либо данной конкретной форме.

    Основные особенности мышления. Процесс мышления характеризуются следующими особенностями:

    1. Мышление всегда имеет опосредованный характер. Устанавливая связи и отношения между вещами, человек опирается не только на непосредованные ощущения и восприятия, но обязательно и на данные прошлого опыта, сохранившиеся в его памяти. Эта обусловленность мышления прошлым опытом особенно ясно обнаруживается тогда, когда сталкиваешься с результатом какого-то явления, по которому можно сделать заключение о причине явления. Например, увидев утром покрытые снегом улицы и крыши домов, мы можем заключить, что ночью была метель. Установить эту связь нам помогают всплывшие в памяти представления о ранее бывших и наблюдавшихся событиях. Если бы этих представлений не было, мы не смогли бы установить причину данного явления.

    Опосредованный характер мышление имеет и при прямом наблюдении связи явлений. Когда мы видим, как под воздействием солнечных лучей высыхают мокрые от дождя улицы, мы делаем заключение о причине этого явления только потому, что наблюдение его вызвало в нашей памяти обобщенное воспоминание подобных же случаев, наблюдавшихся ранее.

    • 2. Мышление опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах природы и общества. В процессе мышления человек пользуются уже сложившимся на основе предшествующей практики знаниями общих положений, в которых отражены наиболее общие связи и закономерности окружающего мира. В указанном выше примере это будет мысль о том, что вода, как правило, испаряется под влиянием тепла. Само понятие причины и следствия могло возникнуть только опосредованно, путем обобщения сохранившихся в памяти многих фактов, в которых обнаруживались, данные связи между явлениями. Но раз это понятие возникло, оно включается в дальнейшую работу мышления.
    • 3. Мышление исходит из " живого созерцания " но не сводится к нему. Отражая связи и отношения между явлениями, мы всегда мыслим это - как имеющие общее значения для всех сходных явлений данного класса а не того для данного, конкретно наблюдаемого явления. Эти связи обнаруживаются лишь потому, что они присущи всем явлениям данного класса, являются общим для них законном существования. Поэтому, чтобы отразить ту или другую связь между явлениями, всегда идет " от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике ".

    Когда, например; мы думаем о связи между, засухой и жизнью растений, то всегда имеет при этом известные наглядные образы. Но эти образы играют лишь подсобную роль, облегчая в известной степени процесс мышления, их конкретные внешние особенности не имеют значения для акта мышления. Об этом можно судить хотя бы по тому, что у разных людей при мысли об указанной выше связи конкретные образы вещей могут быть совершенно различными: один человек представит себе засохшую степь, покрытую трещинами, другой - поле ржи с высохшими колосьями, третий - опаленную листву молодых деревьев и так далее. Однако общим для всех будет то, что все они мыслят одну и ту же связь: отсутствие влаги и зной, иссушивших почву, являются причиной гибели растений.

    4. Мышление всегда есть отражение связей и отношений между предметами в словесной форме. Мышление и речь всегда находятся неразрывном единстве. Еще К. Маркс и Ф. Энгельс указывали на органическую связь языка и мышления: " язык есть непосредственная действительность мысли", " ни мысли, ни язык не образуют сами по себе особого царства… они - только проявление действительной жизни: благодаря тому что мышление протекает в словах, облегчаются процессы абстракции и общения, так как слова по своей природе является совершенно особыми раздражительными сигнализирующими о действительности в самой обобщенной форме. " Всякое слово (речь) уже обобщает ".

    Значения слова для процесса мышления исключительно велико. В связи с тем что мышление выражаются в словах, мы можем отразить в нашей мысли сущность не только непосредственно на нас действующих, но и недоступных прямому восприятию предметов. Мышление позволяет нам проникнуть в далекое прошлое, представить процессы возникновения и развития на земле жизни и так далее. Оно позволяет нам заглянуть также и в будущее, предвидеть ход исторических событий. Мышлениям мы можем отразить законы существования как огромных небесных тел, так и мельчайших атомов. Оно необходимо в любой практической деятельности, поскольку помогает предвидеть ее результаты.

    5. Мышление человека органически связано практической деятельностью. В своей сущности оно опирается на общественную практику человека. Это отнюдь не простое " созерцание " внешнего мира, а такое его отражение, законное отвечает задачам, возникающим перед человеком процессе труда и других видов деятельности, направленных на переустройство окружающего мира: существеннитшей и ближайшей основой человеческого мышления является как раз изменения природы человеком, а не одна природа как таковая и разум человека развивался соответственно тому, как человек научился изменить природу.

    Сознание и язык.

    Мимика - жестикулярные и звуковые средства взаимного общения, прежде всего, высших животных и послужили биологической предпосылкой формирования человеческой речи. Развитие труда способствовало тесному сплочению членов общества. У людей появилась необходимость что - то сказать друг другу. Потребность создала орган - соответствующие строение мозга и периферического речевого аппарата. Физиологический механизм образования речи - условно - рефлекторный: произносимые в той или иной ситуации звуки, сопровождаемые жестами, cочетались в мозгу с соответствующими предметами и действиями, а затем с идеальными явлениями сознания. Звук из выражения эмоций превратился в средство обозначения образов предметов, их свойств и отношений.

    Сущность языка выявляется в его двуединой f - ции: служить средством общения и орудиям мышления. Язык - это система содержательных значимых форм. Сознание и язык образуют единство, в своем существовании они предполагают свою внешнюю материальную форму. Язык есть непосредственная действительность мысли сознания. Он участвует как ее чувственная основа или орудие. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Связь между сознанием и языком не механическая, а органическая. Их нельзя оделить друг от друга, не разрешая того и другого.

    Посредством языка происходит переход от восприятия и представлений к понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. Речь представляет деятельность, сам процесс общения, обмена мыслями, чувствами и т. п, осуществляемый с помощью языка как средства общения. Но язык не только средство общения, но и орудия мышления, средство выражения и формирование мыслей. Дело в том, что мысль, понятие лишены образности, и по этому выразить. И усвоить мысль, значит, облечь ее в словесную форму. Даже тогда, когда мы мыслим про себя, мыслим, отливая мысль в языковые формы. Выполнение языком этой своей f - ции обеспечивается тем, что слово - это знак особого рода: в нем, как правило, нет ничего, что напоминало бы о конкретных свойствах обозначаемой вещи, явления, в силу чего оно и может выступать в роли знака - представителя целого класса сходных предметов, т. е. в роме знака понятия.

    Наконец, язык выполняет роль инструмента, накопления знаний, развитие сознания. В языковых формах наши представления, чувства и мысли приобретают материальное бытие и благодаря этому стать и становятся достоянием других людей.

    В речи человек фиксирует свои мысли, чувства и, благодаря этому, имеет возможность подвергать их анализу как вне его лежащий идеальный объект. Выражая свои мысли и чувства, человек отчетливее уясняет их сам. Он понимает себя, только испытав на других понятность своих слов. Язык и сознания едины. В этом единстве определяющий стороной является сознание, мышление: будучи отражением действительности, оно " лепит " формы и диктует законы своего языкового бытия. Через сознания и практику структура языка; в конечном счете, выражает, хотя и в модифицированном виде, структуру бытия. Но единства языка и мышления не означает их тождества. Действительно мысль, понятии как значения слова есть отражение объективной реальности, а слово как знак - средство выражения и закрепления мысли, средство и передачи ее другим людям. К этому следует добавить, что мышление по своим Логическим законам и формам интернационально, а язык по его грамматическому строю и словарному составу - национален.

    Наконец, отсутствие тождества языка и мышления просматривается и в том, что порой мы понимаем все слова, а мысль, выраженная с их помощью, остается для нас недоступной, не говоря уже о том, что в одно или и то же словесное выражения люди из различном жизненным опытом выкладывают далеко не одинаковое смысловое содержание. Эти особенности в соотношении языка и мышления необходимо учитывать и в живой речи, и в речи письменной. В существенные языки - главное и решающее средство общения между людьми, средство организации нашего мышления. Эстетственные языки - главное и решающее средство общение между людьми, средство организации нашего мышления. В свисте с тем по мере развития познания и общественной практики, наряду с языками начинают все шире использоваться и неязыковые знаки, и знаковые системы. В конечном счете, все они, так или иначе связаны с естественным языком, дополняя его и расширяя его диапазон и возможности. К числу таких неязыковых знаковых систем можно отнести системы знаков, используемых в математике, химии, нотную грамоту, знаки дорожного движения и т. д. Больше того, формируются искусственные языки - язык математики, других наук, а в последнее время и формализованные языки программирования.

    Язык и сознания образуют противоречивое единство. Язык влияет на сознание: его исторически сложившийся нормы, специфичные у каждого народа, в одном и том же объекте оттеняют различные признаки. Однако зависимость мышления от языка не является абсолютной.

    Мышление детерминируется главным образом своими связями с действительностью. Состояние проблемы соотношения мышления и языка еще далеко до завершения, оно содержит еще множество интересных аспектов для исследования.

    Формирования сознания человека предшествовал длительный период умственного развития животных. В истолковании этого развития животных. В истолковании этого развития диалектический материализм отвергает как гилозоизм так и признание психики привилегией только человека. Он исходит из того, что психическое отражение появляется лишь на высоком уровне от организации матери и связано с образованием нервной системы. Элементарный формой отражения, свойственной всем в сем живым организмам, являются раздражимость, законная на более высоком уровне эволюции переходит в чувствительность т. е. Способность отражать отдаваемые свойства вещей в виде ощущений. У позвоночных животных возникают элементарные формы психики - способность анализировать сложные комплексы одновременно действующих раздражителей и отражать их в виде восприятия - целостного образа ситуации. Обычно у животных различают два основных типа поведения: инстинктивное, врожденное и опирающейся на индивидуально приобретенные навыки.

    В жизни каждого индивидуума мышление не существуют как чисто интеллектуальной процесс, а неразрывно связано с иными психическими процессами, т. е, не существует, изолированно от сознания человека в целом. Идеализм всегда стремился оторвать мышление от материи (человеческого мозга, языка, практической деятельности общества), а если и признавал токую связь, то стремился представить мышление как нечто производное от незаконных духовных начал, стоящих над материи и сознаниям отдельных людей (например: Гегель). Современная буржуазная философия в лице не позитивизма стала на позиции отрицания мышления как чего - то реально существующего. Следуя бихевиоризму, сводя весь опыт человека лишь к непосредственно наблюдаемым фактам, не позитивизм объявляет мышления наряду с материи (в отличии от языка, законный всегда выступает как чувственно воспринимаемый факт), фикцией. Неопозитивизм игнорирует тот факт, что язык есть средство выражения, форма существования мысли. В действительности же через анализ языка изучаются те свойства мозга законные характеризуются как мышление.