Все что нужно знать о таможенных платежах. Сроки уплаты таможенных платежей — условия и порядок их изменения

//=ShareLine::widget()?>

1. При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее дня подачи таможенной декларации. Если таможенная декларация не подана в установленный срок, то сроки уплаты таможенных платежей исчисляются со дня истечения срока подачи таможенной декларации.

При предварительном декларировании ввозимых товаров (статья 130) таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее дня выпуска таких товаров.

При подаче периодической таможенной декларации (статья 136) таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия. При уточнении в таможенной декларации сведений, которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, доплата сумм таможенных пошлин, налогов осуществляется не позднее дня подачи таможенной декларации. Пени на указанные суммы не начисляются и уплате не подлежат. Возврат излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке, установленном статьей 355 настоящего Кодекса.

При выпуске товаров до подачи таможенной декларации (статья 150) таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации, не позднее 15 дней со дня завершения внутреннего таможенного транзита.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 207-ФЗ)

2. При вывозе товаров таможенные пошлины должны быть уплачены не позднее дня подачи таможенной декларации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

3. При изменении таможенного режима таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее дня, установленного настоящим Кодексом для завершения действия изменяемого таможенного режима.

4. При использовании условно выпущенных товаров в иных целях, чем те, в связи с которыми были предоставлены таможенные льготы, для целей исчисления пеней (статья 349) сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается первый день, когда лицом были нарушены ограничения на пользование и распоряжение товарами. Если такой день установить невозможно, сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день принятия таможенным органом таможенной декларации на такие товары.

5. При нарушении требований и условий таможенных процедур, которое в соответствии с настоящим Кодексом влечет обязанность уплатить таможенные пошлины, налоги, сроком уплаты таможенных платежей для целей исчисления пеней считается день совершения такого нарушения. Если такой день установить невозможно, сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день начала действия соответствующей таможенной процедуры.

6. Особенности исчисления сроков уплаты таможенных платежей в отношении товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования, в международных почтовых отправлениях, трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, временно ввезенных товаров с частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, незаконно ввезенных товаров, обнаруженных у их приобретателей (организаций, осуществляющих оптовую или розничную продажу ввезенных товаров) на территории Российской Федерации, и в других случаях определяются настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Особенность норм ТК ТС состоит в том, что определение моментов возникновения и прекращения обязанности по уплате таможенных платежей, определение круга лиц, на которых возлагается данная обязанность, сроки уплаты связаны с заявляемой таможенной процедурой.

Плательщиками являются: декларанты - участники внешнеэкономической деятельности, перемещающие товары через таможенную границу, ими могут являться как физические, так и юридические лица, и иные лица, на которые таможенным законодательством возложена обязанность по уплате пошлин, налогов. В соответствии со ст. 76 ТК ТС исчисление таможенных пошлин, налогов по общему правилу - обязанность их плательщика, но бывают случаи, когда исчисление осуществляется таможенным органом, например, в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях без подачи декларации, а также таможенных сборов в отношении товаров для личного пользования и при принудительном взыскании таможенных платежей. Анализ таможенного законодательства как на наднациональном уровне (ТК ТС и международные соглашения стран-участниц), так и на уровне национального законодательства государств-членов показывает, что в качестве плательщиков таможенных пошлин, налогов могут выступать декларант, перевозчик, владелец склада временного хранения, лицо, осуществляющее временное хранение товаров в местах, не являющихся складами временного хранения, владелец таможенного склада и др.

Определение лица, обязанного осуществить уплату таможенных пошлин, налогов, тесно связано с установлением момента возникновения обязанности по уплате, а также заявляемой таможенной процедурой. ТК ТС определяет возникновение обязанности по уплате таможенных платежей в зависимости от совершаемых таможенных операций или заявленной таможенной процедуры, и в каждый период времени определяет то лицо, на которое такая обязанность возлагается, а также момент наступления данной обязанности. При незаконном перемещении товаров через таможенную границу моментом возникновения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин является ввоз этих товаров на территорию ТС, а вывозных таможенных пошлин - вывоз соответственно. Лицами, обязанными осуществить уплату ввозных и вывозных таможенных пошлин, в данном случае законодатель признает тех, кто незаконно перемещает товары, и тех, кто участвует в перемещении таких товаров. При незаконном ввозе товаров обязанность по уплате также может возникнуть и у лиц, которые приобрели в собственность данные товары, но только при условии, что они знали или должны были знать о незаконности ввоза данных товаров (ст. 81 ТК ТС). В этом случае все указанные лица несут солидарную ответственность. При прибытии товаров на территорию ТС моментом возникновения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов признается момент пересечения товарами таможенной границы. В данном случае обязанность по их уплате возлагается на перевозчика (ст. 161 ТК ТС). При убытии иностранных товаров с таможенной территории моментом возникновения обязанности считается выдача таможенным органом разрешения на убытие данных товаров. Так же, как и при прибытии товаров, уплата таможенных пошлин, налогов в данном случае возлагается на перевозчика. Указанная норма определяет не только момент возникновения обязанности, лицо, на которого она возлагается, но и круг товаров (в данном случае речь идет только об иностранных товарах) (ст. 166 ТК ТС).

Таможенные пошлины, налоги уплачиваются в валюте государства- члена, на территории которого происходит их уплата, в Российской Федерации в рублях, на счет Федерального казначейства в безналичном порядке, на счет для ввозной таможенной пошлины, или на счет для вывозной таможенной пошлины, налогов и сборов, либо в кассу таможенного органа в отношении товаров физических лиц для личного пользования, наличными деньгами.

Исполнение по уплате платежей считается исполненным: с момента списания средств со счета плательщика в банке; с момента внесения наличных денег в кассу таможенного органа; с момента зачета излишне уплаченных или взысканных сумм; с момента зачета авансовых платежей; с момента зачета денежных средств, уплаченных банком, кредитной, страховой организацией в соответствии с банковской гарантией, договором страхования, поручительством.

В соответствии с п. 14 ст. 116 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» уплата таможенных платежей, авансовых платежей, пеней, процентов, штрафов может осуществляться с применением устройств, предназначенных для совершения операций с использованием электронных средств платежа, без возможности приема (выдачи) наличных денежных средств, а также через платежные терминалы или банкоматы. Формы уплаты таможенных пошлин, налогов определяются в соответствии с положениями национального законодательства государства-члена, на территории которого они уплачиваются. Одной из форм уплаты таможенных платежей являются авансовые платежи. Согласно ст. 73 ТК ТС авансовыми платежами признаются денежные средства (деньги), внесенные в счет уплаты предстоящих вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и не идентифицированные плательщиком в разрезе конкретных видов и сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов в отношении конкретных товаров. Применение авансовых платежей является исключительным правом плательщика, которым он может и не воспользоваться, поэтому не целесообразно рассматривать авансовые платежи как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. В подтверждение данной точки зрения важно отметить, что ст. 86 ТК ТС закрепляет перечень способов обеспечения уплаты, среди которых авансовые платежи отсутствуют.

Следует обратить внимание на п. 3 ст. 73 ТК ТС, в котором закрепляется норма о том, что денежные средства, уплаченные в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей либо денежных средств, внесенных в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов до тех пор, пока лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи. На основании изложенного можно сделать вывод о том, что авансовые платежи не являются способом обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, а представляют собой платеж, цель которого состоит в исполнении денежных обязательств.

На основании вышеизложенного необходимо сформулировать основные элементы порядка уплаты таможенных платежей. К числу таких элементов следует отнести следующие: 1) момент возникновения обязанности по уплате таможенных платежей. Определение данного момента служит необходимым условием осуществления уплаты, так как именно он является отправной точкой начала реализации порядка уплаты таможенных платежей, до этого момента порядок уплаты не реализуется; 2) вид платежа, подлежащего уплате. В связи с этим важное значение имеет тот факт, что ТК ТС при помещении товара под определенную таможенную процедуру сразу устанавливает и вид платежа как элемента порядка уплаты; 3) определение органа, в который плательщик должен осуществить уплату. Новеллой современного таможенного законодательства является то, что уплата таможенных платежей может осуществляться как в таможенные, так и в налоговые органы (в данном случае речь идет о косвенных налогах в рамках ТС); 4) срок уплаты таможенных платежей. Определение сроков уплаты, их четкое законодательное закрепление, добросовестное и своевременное исполнение плательщиками служит гарантией поступления денежных средств в государственную казну; 5) форма уплаты таможенных платежей. Установление различных вариантов уплаты таможенных платежей (наличная уплата, уплата через банкоматы, на счета таможенных органов и т.п.) является неотъемлемым элементом порядка уплаты, создающим наиболее удобные условия для реализации плательщиком своей обязанности. Анализ таможенного законодательства показал наличие еще одной формы уплаты таможенных платежей - с помощью таможенной карты. Таможенная карта представляет собой микропроцессорную банковскую карту. Она эмитируется кредитными организациями (банками-эмитентами) и служит инструментом доступа к счету плательщика таможенных платежей в банке-эмитенте. С их помощью каждый, кто занимается импортом или экспортом, может моментально оплатить пошлины и иные обязательные платежи при таможенном оформлении грузов. Кроме того, карты служат инструментом для резервирования сумм, необходимых при работе с подакцизными товарами, причем деньги сразу попадают в систему Федерального казначейства; 6) момент прекращения обязанности по уплате - элемент, представляющий собой завершающее звено в ходе реализации порядка уплаты таможенных платежей. Наступление этого момента законодатель связывает с добровольной уплатой (принудительным взысканием таможенных платежей), то есть когда средства были получены от плательщика, а также с рядом других случаев предусмотренных ТК ТС.

После того, как суммы, подлежащие уплате, были исчислены, определены момент возникновения обязанности по уплате, а также лицо, на которое данная обязанность будет возложена, важное значение приобретает вопрос об определении сроков, в пределах которых заинтересованные лица вправе реализовать свои субъективные права. В современном таможенном законодательстве отсутствует единое определение срока. С. В. Халипов определяет срок уплаты таможенного платежа как период времени, в течение которого требуется уплатить необходимые суммы, или событие, с возникновением которого законодатель связывает обязательность уплаты таможенных платежей. Срок - период времени, в течение которого необходимо или возможно совершать определенные, юридически значимые действия.См.: Халипов С.В. Таможенное право: учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009. С 80. Современное таможенное законодательство устанавливает, что срок определяется календарной датой или течением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, днями, часами. Однако срок может определяться и указанием на конкретное событие, которое должно наступить, или на действие, которое должно быть совершено. Изложенное позволяет сформулировать следующее определение срока уплаты таможенных платежей: под сроком уплаты таможенных платежей следует понимать установленный ТК ТС, международными договорами или национальным законодательством государств-членов ТС период времени, исчисляемый годами, месяцами, днями, часами или момент времени, определяемый указанием на событие или действие, в течение которого или с наступлением которого лицо обязано осуществить уплату таможенных платежей.

В п. 1 ст. 82 ТК ТС предусмотрены случаи, когда сроки уплаты таможенных пошлин, налогов установлены непосредственно ТК ТС. Так, например, при незаконном перемещении товаров через таможенную границу сроком уплаты таможенных пошлин, налогов признается день пересечения товарами таможенной границы, а если этот день невозможно установить, то день, когда был выявлен факт незаконного перемещения товаров.При прибытии товаров на таможенную территорию ТС сроком уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов считается: 1) при недоставке товаров в место прибытия - день пересечения товарами таможенной границы, а если этот день не установлен, - день выявления факта недоставки товаров в место прибытия; 2) при утрате товаров в месте прибытия, за исключением уничтожения (безвозвратной утраты) вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения, - день пересечения товарами таможенной границы, а если этот день не установлен, - день выявления факта утраты товаров; 3) при вывозе товаров из места прибытия на остальную часть таможенной территории ТС без размещения на временное хранение или помещения их под таможенную процедуру в месте прибытия - день пересечения товарами таможенной границы, а если этот день не установлен, - день выявления факта такого вывоза (ст. 161 ТК ТС). При убытии иностранных товаров с таможенной территории ТС сроком уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов считается день утраты товаров, а если этот день не установлен, - день выдачи таможенным органом разрешения на убытие товаров с таможенной территории ТС (ст. 166 ТК ТС).

Сроки уплаты таможенных пошлин, налогов зависят от таможенной процедуры, в соответствии с которой осуществляется перемещение товара. В отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, ввозные таможенные пошлины должны быть уплачены до выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления (п. 3 ст. 211 ТК ТС). Вывозные таможенные пошлины подлежат уплате до выпуска товаров в соответствии с процедурой экспорта (ст. 214 ТК ТС). ТК ТС предусматривает и иные сроки уплаты таможенных пошлин, налогов, например, при временном хранении товаров (ст. 172), при выпуске товаров до подачи таможенной декларации (ст. 197), при помещении иностранных товаров под таможенные процедуру таможенного транзита (ст. 227) и др. Приведенные примеры показывают, что сроки уплаты таможенных пошлин, налогов, предусмотренные п. 1 ст. 82 ТК ТС, как правило, носят характер сроков-моментов, то есть срок определяется как конкретный момент (день пересечения товарами таможенной границы, день выдачи таможенным органом разрешения на убытие товара и т.д.). Исключение составляют ст. 211, 214, 283 ТК ТС, в которых устанавливаются сроки-периоды, то есть речь идет о продолжительном временном промежутке, а не о моменте времени.

Необходимо отметить, что в рамках ТС предусмотрена возможность самостоятельного определения сроков уплаты таможенных платежей национальным законодательством государств-членов без учета каких-либо согласительных процедур. Так, сроки уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, особенности таможенного декларирования которых в соответствии со ст. 194 ТК ТС определяются законодательством государств- членов, устанавливаются законодательством этого же государства-члена. В данном случае речь идет о самостоятельном определении сроков уплаты любым из членов ТС. Так, одним из случаев, при котором особенности таможенного декларирования товаров могут быть установлены законодательством государств-членов, является отсутствие у декларанта точных сведений, необходимых для осуществления данной процедуры. В ч. 2 ст. 212 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» установлено, что при подаче неполной декларации на товары декларант принимает обязательство в письменной форме представить недостающие сведения в срок, установленный таможенным органом, который для иностранных товаров не может превышать 45 дней со дня регистрации неполной декларации на товары таможенным органом. Сроки уплаты таможенных сборов определяются на национальном уровне каждого государства-члена ТС. Так, сроки уплаты таможенных сборов в Российской Федерации зависят от их вида. Таможенные сборы за таможенные операции уплачиваются одновременно с подачей таможенной декларации, за таможенное сопровождение - до начала фактического осуществления таможенного сопровождения, за хранение - до фактической выдачи товаров со склада временного хранения.

Законодатель предоставляет возможность изменения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, сборов. В соответствии с п. 1 ст. 61 НК РФ под изменением срока уплаты налога и сбора следует понимать перенос установленного срока уплаты на более позднее время. Изменение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов может производиться в форме отсрочки или рассрочки платежа. Следует отметить, что ТК ТС не дает определения изменению срока уплаты таможенных пошлин, налогов, а также не раскрывает смысл понятий «отсрочка» и «рассрочка». П. 1 ст. 64 НК РФ толкует отсрочку и рассрочку как изменение срока уплаты при наличии предусмотренных законом оснований, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности. Под изменением сроков уплаты таможенных пошлин, налогов следует понимать продление (перенос) установленного срока уплаты в порядке и в формах, а также при наличии оснований, предусмотренных международным договором и национальным законодательством стран-участниц ТС. Таким образом, можно сформулировать определения: отсрочка - форма изменения срока уплаты таможенных пошлин, налогов, при которой плательщик имеет право на продление срока с последующей единовременной уплатой долга. Рассрочка - форма изменения срока уплаты таможенных пошлин, налогов, при которой плательщик имеет право на продление срока с последующей поэтапной выплатой суммы долга.

Отсрочка или рассрочка таможенных пошлин, налогов могут быть предоставлены как в отношении всей суммы, подлежащей уплате, так и в отношении ее части. В случае с налогами следует сказать, что изменение сроков уплаты может применяться в отношении одного или нескольких налогов. Отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин, налогов предоставляются при условии обеспечения уплаты таможенных пошлин (денежными средствами, банковской гарантией, поручительством и т.д.). Выделяются следующие основания для предоставления отсрочки или рассрочки: 1) причинение лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы; 2) ввоз товаров, подвергающихся быстрой порче; 3) ввоз товаров, включенных в утвержденный Комиссией ТС (в отношении таможенных пошлин) либо Правительством РФ (в отношении налогов) перечень отдельных типов ввозимых иностранных воздушных судов и комплектующих к ним, в отношении которых могут быть предоставлены отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин и в других случаях. В случае с налогами речь идет о перечне товаров, утвержденных Правительством РФ.

В рамках международного соглашения государств-членов об изменении сроков уплаты таможенных пошлин предусмотрены и иные основания, в частности: 1) ввоз организациями, осуществляющими сельскохозяйственную деятельность либо поставки для указанных организаций, посадочного или посевного материала, средств защиты растений, сельскохозяйственной техники, товаров для кормления животных, кроме кошек, собак и декоративных птиц; 2) ввоз товаров, в том числе сырья, материалов, технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему для их использования в промышленной переработке. Перечень оснований предоставления отсрочки и рассрочки таможенных пошлин, налогов является исчерпывающим.

Для того чтобы получить отсрочку или рассрочку платежа, плательщику следует подать письменное заявление, а также ряд документов, подтверждающих основания для предоставления отсрочки или рассрочки и уплаты государственной пошлины. После подачи всех необходимых документов уполномоченный таможенный орган принимает одно из следующих решений: 1) о предоставлении отсрочки или рассрочки; 2) об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин или об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки должно быть принято в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня подачи заявления об этом. В случае с налогами этот срок составляет 15 дней. Принятое решение в письменной форме доводится до лица, обратившегося с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки. Если таможенный орган принял решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, то в нем обязательно должна содержаться информация о сроке, на который предоставляется отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин, сумма таможенных пошлин, в отношении которой предоставляется отсрочка или рассрочка, график внесения платежей, а также иные необходимые сведения. Если таможенный орган отказывает в предоставлении отсрочки или рассрочки, в решении должны быть указаны причины отказа. В случаях, когда в распоряжении таможенного органа имеется информация о том, что лица, претендующие на предоставление отсрочки или рассрочки, имеют задолженность по уплате таможенных пошлин, налогов, а также если в отношении таких лиц возбуждены процедура банкротства или уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением таможенного законодательства, то решение о предоставлении отсрочки или рассрочки таможенным органом не принимается. Соглашением между правительствами государств-членов ТС определены сроки, на которые может предоставляться отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин. Так, отсрочка или рассрочка таможенных пошлин предоставляется на срок не более шести месяцев, а в отношении товаров, подвергающихся быстрой порче, на срок не более двух месяцев. Срок предоставления отсрочки и рассрочки уплаты налогов отличается от срока, предоставляемого в отношении таможенных пошлин и составляет от 1 до 6 месяцев.

В современном таможенном законодательстве ТС определение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов играет важную роль. Сроки определяют момент или период времени, в течение которого лицо обязано осуществить уплату, вносят определенность в правоотношения, возникающие в связи с перемещением товаров через таможенную границу, а также дисциплинируют участников данных правоотношений, стимулируя их на своевременное и добровольное исполнение обязанности по уплате таможенных платежей.

Статья 82. Сроки уплаты таможенных пошлин, налогов

1. Сроки уплаты таможенных пошлин, налогов установлены статьями 81, 161, 166, 172, 197, 211, 214, 227, 228, 237, 250, 261, 274, 283, 290, 300, 306, 344 и 360 настоящего Кодекса.

2. При установлении таможенных процедур в соответствии с пунктом 2 статьи 202 настоящего Кодекса сроки уплаты таможенных пошлин, налогов устанавливаются в соответствии с международными договорами государств-членов таможенного союза и законодательством государств-членов таможенного союза.

3. Сроки уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, особенности таможенного декларирования которых в соответствии со статьей 194 настоящего Кодекса определяются законодательством государств-членов таможенного союза, устанавливаются законодательством такого государства-члена таможенного союза.

Статья 83. Изменение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов

1. Изменение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов производится в форме отсрочки или рассрочки.

2. Основания, условия и порядок изменения сроков уплаты таможенных пошлин определяются международным договором государств-членов таможенного союза.

Основания, условия и порядок изменения сроков уплаты налогов определяется законодательством государства-члена таможенного союза, в бюджет которого подлежат уплате налоги.

Статья 84. Порядок уплаты таможенных пошлин, налогов

1. Таможенные пошлины, налоги уплачиваются (взыскиваются) в государстве-члене таможенного союза, таможенным органом которого производится выпуск товаров, за исключением товаров, выпущенных в таможенной процедуре таможенного транзита, или на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаровчерез таможенную границу.

2. В случае возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в государстве-члене таможенного союза, таможенный орган которого выпустил товары в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, если иное не установлено частью второй настоящего пункта.

Когда будет установлено (подтверждено) в порядке, определенном международным договором государств-членов таможенного союза, что товары, помещенные под процедуру таможенного транзита, находятся на территории другого государства-члена таможенного союза, таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в этом государстве-члене таможенного союза.

3. Таможенные пошлины, налоги уплачиваются в валюте государства-члена таможенного союза, в котором подлежат уплате таможенные пошлины, налоги.

4. Формы уплаты таможенных пошлин, налогов и момент исполнения обязанности по их уплате (дата уплаты) определяются законодательством государств-членов таможенного союза, в котором подлежат уплате таможенные пошлины, налоги.

5. Уплаченные (взысканные) суммы ввозных таможенных пошлин подлежат зачислению и распределению между государствами-членами таможенного союза в порядке, установленном международным договором государств-членов таможенного союза.

6. Порядок уплаты вывозных таможенных пошлин устанавливается международным договором государств-членов таможенного союза.

7. При наличии денежных средств (денег) на счете плательщика банк не вправе задерживать исполнение поручения плательщика на перечисление сумм таможенных пошлин, налогов и обязан исполнить его в течение одного операционного дня.

8. Особенности исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов при ликвидации или реорганизации юридического лица, устанавливаются законодательством государств-членов таможенного союза.

Плательщиками таможенных пошлин и налогов являются декларанты и иные лица, ответственные за их уплату. Вместе с тем любое лицо вправе уплатить таможенные платежи за перемещаемые через границу товары.

Под сроком уплаты таможенных платежей следует понимать период времени, в течение которого заинтересованное лицо обязано уплатить причитающуюся сумму.

Статья 329 ТК устанавливает различные сроки такой уплаты. При ввозе он не должен превышать 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию РФ или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование производится в ином месте. При вывозе таможенные пошлины уплачиваются не позднее дня подачи таможенной декларации. При изменении таможенного режима таможенные платежи должны быть уплачены не позднее дня, установленного для завершения действия изменяемого таможенного режима. При нарушении лицом ограничений на пользование и распоряжение товарами сроком уплаты считается первый день такого нарушения, а если его установить невозможно - день принятия таможенной декларации на такие товары. При нарушении требований и условий таможенных процедур, влекущих обязанность уплатить таможенные платежи, сроком их уплаты признается день совершения такого нарушения, а при невозможности его определения - день начала действия соответствующей таможенной процедуры.

Таможенные сборы, как правило, уплачиваются до момента совершения таможенным органом юридически значимых действий. За таможенное оформление сборы уплачиваются до подачи таможенной декларации или одновременно с ее подачей, затаможенное сопровождение - до начала его фактического осуществления, за хранение - до фактической выдачи товаров со склада временного хранения или с таможенного склада.

Допускается и досрочная уплата таможенных платежей авансом. В соответствии с ч. 1 ст. 330 ТК авансовыми платежами являются денежные средства, внесенные на счет таможенного органа в счет предстоящих таможенных платежей и не идентифицированные плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров. Внесенные таким образом средства являются имуществом субъекта внешнеэкономической деятельности, и таможенный орган не вправе их расходовать самостоятельно.

Авансовые платежи не являются таможенными по нескольким причинам: во-первых, данный вид таможенных платежей не предусмотрен нормами таможенного законодательства, в частности ст. 318 ТК; во-вторых, эти платежи не перечисляются в федеральный бюджет, их учет ве дется таможенным органом на отдельном субсчете; в-третьих, уплата платежей авансом есть лишь способ такой уплаты; в-четвертых, о расходовании авансовых платежей таможенный орган информирует плательщика. Авансовые платежи трансформируются в таможенные только тогда, когда плательщик распорядился денежными средствами путем подачи таможенной декларации либо подал заявление об их использовании108. Этот момент будет являться сроком уплаты таможенных платежей. Таким юбразом, аванс есть только форма уплаты таможенных платежей. ?

По требованию плательщика таможенный орган обязан представить ему отчет о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, в письменной форме не^ позднее 30 дней со дня получения требования. В необходимом случае проводится совместная выверка расходования денежных средств. Ее результаты оформляются актом, который составляется в двух экземплярах, подписывается таможенным органом и плательщиком.

Таможенные пошлины и налоги подлежат уплате в кассу или на счет таможенного органа. По требованию плательщика таможенные органы обязаны выдать подтверждение такой уплаты в письменной форме. В отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, взимание таможенных платежей производится на основании бланка почтового перевода денежных средств, составленного должностным лицом таможенного органа. Эти суммы затем переводятся на счет таможенных органов. Уплата таможенных платежей может осуществляться и посредством таможенной карты, представляющей собой микропроцессорную банковскую карту, которая эмитируется кредитными организациями (банками-эмитентами) и является инструментом доступа к счету плательщика109.

Общее правило, установленное Налоговым кодексом РФ, гласит, іто обязанность по уплате налогов исполняется в валюте Российской [Федерации (п. 3 ст. 45). Частью 2 ст. 331 ТК закреплено право выбора кубъекга внешнеэкономической деятельности на уплату таможенных шатежей в альтернативной валютной форме.

Уплата таможенных платежей предполагает определение точного момента совершения указанного действия. Когда обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов можно считать исполненной? С учетом особенностей норм Таможенного кодекса РФ такая обязанность признается выполненной:

с момента списания денежных средств со счета плательщика в банке; с момента внесения наличных денежных средств в кассу таможенного органа;

с момента зачета излишне уплаченных сумм (авансовых платежей) в счет уплаты таможенных платежей, а если такой зачет производится по инициативе плательщика - с момента принятия заявления (получения распоряжения) о зачете;

с момента зачета в счет уплаты таможенных платежей денежных средств, уплаченных банком, иной кредитной организацией либо страховой организацией в соответствии с банковской гарантией или договором страхования, а также поручителем в соответствии с договором поручительства;

с момента обращения взыскания на товары, в отношении которых не уплачены таможенные платежи, либо на предмет залога или иное имущество плательщика, если размер сумм указанных денежных средств не менее суммы задолженности по уплате таможенных пошлин и налогов.

В исключительных случаях установленный срок уплаты таможенных платежей может быть перенесен, что означает предоставление плательщику отсрочки или рассрочки.

В ст. 334 ТК приводится исчерпывающий перечень оснований изменения срока уплаты таможенных платежей:

причинение лицу ущерба в результате форс-мажорных обстоятельств;

задержка плательщику финансирования из федерального бюджета; перемещение скоропортящихся товаров;

осуществление поставок по межправительственным соглашениям. Под отсрочкой уплаты обязательных платежей следует понимать изменение срока их уплаты с единовременной уплатой плательщиком суммы задолженности.

Рассрочка представляет собой установление дополнительного периода уплаты с поэтапным внесением плателыци- , ком сумм задолженности, при этом составляется график сроков час- 1 тичной уплаты таможенных платежей (периодические платежи) и их размер при каждом погашении. і

Изменение срока уплаты таможенных платежей может предостав- і ляться по одному или нескольким видам таможенных пошлин, налогов, а также в отношении всей суммы, подлежащей уплате, либо ее части. Обязательным условием при этом является обеспечение уплаты таможенных платежей с помощью залога (в том числе денежного),

j банковской гарантии, поручительства. Главная цель применения та- : ких мер - не допустить возможную неуплату и в конечном итоге - перечислить денежные средства в федеральный бюджет. На сумму задолженности начисляются проценты по ставке рефинансирования ЦБ России, действующей в период отсрочки или рассрочки.

I Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки (в письменной форме) принимается в срок, не превышающий 15 дней со дня подачи заявления об этом. Оно доводится до заинтересованного лица. В нем указывается срок, на который предоставляется отсрочка или рассрочка (от одного до шести месяцев). Причины отказа указываются в решении.

Таможенный орган не допускает предоставления отсрочки или рассрочки исключительно в двух случаях: при возбуждении в отношении заинтересованного лица уголовного дела по признакам преступления, связанного с нарушениями таможенного законодательства, атак- же при возбуждении процедуры банкротства.

Принудительное взыскание таможенных платежей применяется в случае их неуплаты или неполной уплаты, если ответственное за это лицо не удовлетворило законное требование таможенных органов. Принудительное взыскание невозможно, если требование об уплате таможенных платежей не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты либо со дня наступления события, влекущего обязанность уплатить таможенные платежи. К запретам относятся также ситуации, когда размер таможенных пошлин и налогов в отношении товаров, указанных в одной таможенной декларации либо отправленных в адрес одного получателя в одно и то же время одним и тем же лицом, составляет менее 150 руб.

Просрочка платежа влечет уплату пени, начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ России, Іействующей в период просрочки (ч. 2 ст. 349 ТК). Пени уплачиваются Іомимо сумм недоимки независимо от применения иных мер ответственности за нарушение таможенного законодательства Российской Федерации.

Срок уплаты пени - одновременно с уплатой сумм таможенных ШаТежей или после этого, но не позднее одного месяца со дня такой оплаты.

До начала принудительного взыскания, не позднее 10 дней со дня Обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты, таможенный ор- *н обязан представить плательщику требование. Оно представляет со- Ьй письменное извещение о неуплаченной в установленный срок сумме платежей и об обязанности ее уплатить в срок не менее 10 рабочих дней и не более 20 дней со дня его получения.

Принудительное взыскание может быть бесспорным и оспариваемым. Бесспорным оно является для юридических лиц, когда взыскание производится за счет безналичных денежных средств на счетах плательщика, а также за счет иного его имущества. Если взыскание производится в судебном порядке (для физических лиц), оно считается оспариваемым.

При бесспорном взыскании решение об этом является основанием для направления в банк плательщика инкассового поручения на списание с его счетов и перечисление на счет таможенного органа необходимых денежных средств. При отсутствии таких средств взыскание может быть обращено на товары, не выпущенные для свободного обращения; неизрасходованный остаток невостребованных сумм авансовых платежей: денежный залог или иное имущество плательщика, в том числе на наличные денежные средства.

Излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика, поданному, согласно ч. 2 ст. 355 ТК, в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания. При обнаружении факта излишней уплаты (взыскания) таможенный орган обязан не позднее одного месяца со дня обнаружения такого обстоятельства сообщить плательщику о сумме излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей.

Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия по нему решения и собственно возврата не может превышать один месяц со дня подачи заявления заинтересованным лицом и представления необходимых документов. При нарушении таможенным органом указанного срока на сумму излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты по ставке рефинансирования ЦБ России за каждый день просрочки. Возврат денежных средсігв производится в валюте Российской Федерации.

Возврат излишне уплаченных (взысканных) сумм по желанию плательщика может производиться и в форме зачета в счет исполнения обязанностей по уплате других таможенных платежей, пеней, процентов или штрафов.

Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится:

при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных платежей в размере указанной задолженности;

если сумма таможенных платежей, подлежащих возврату, менее 150 руб., за исключением случаев излишней уплаты таможенных платежей физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц;

в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков.

При наличии задолженности по уплате таможенных платежей, пеней и процентов таможенный орган вправе самостоятельно производить ее погашение за счет излишних денежных средств. Об этом он информирует плательщика в течение трех дней со дня осуществления зачета.

При возврате таможенных платежей проценты с них не выплачиваются (за исключением случаев нарушения сроков возврата таможенными органами) и суммы не индексируются.

Еще по теме § 6. Порядок и сроки уплаты таможенных платежей:

  1. 6. Меры обеспечения уплаты таможенных платежей и их применение
  2. 9.1.9. Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога налогоплательщиками, производящими выплаты физическим лицам
  3. § 8. Особенности уплаты таможенных платежей при перемещении товаров физическими лицами

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право -

Таможенные платежи – финансовые средства, которые в обязательном порядке взимаются с участника внешнеэкономической деятельности в связи с перемещением через таможенную границу принадлежащих ему товаров. Обязанность по перечислению таможенных платежей может возникнуть в отношении иных объектов, предусмотренных ТК ЕАЭС.

Таможенные платежи в контексте государства — значимый инструмент фискальной политики и тарифного регулирования. В ТК в значении “таможенных” указаны следующие виды платежей:

  • таможенные сборы;
  • таможенные пошлины (ввозные, вывозные);
  • акцизные сборы;
  • НДС, начисляемый на таможенную стоимость ввозимых товаров.

Порядок и сроки уплаты таможенных платежей

Обязательство по внесению необходимых сумм на счета таможни возникает у лица, обладающего правом владения или распоряжения объектами обложения, то есть на декларанта. Для целей декларирования, заявитель самостоятельно рассчитывает платежи. Суммы, не уплаченные в добровольном порядке (при несоблюдении условий процедуры, выявлении нарушений и ошибок при декларировании) определяют и взыскивают уже таможенные органы.

Таможенные сборы — обязательный платеж, по сути — плата за проведение таможенных операций по декларированию товаров. “Сбор за оформление” грузовладелец обязан заплатить в единовременно с подачей декларации (если товары помещаются под процедуру, предусматривающую обязательное декларирование и в отношении декларанта или товарной партии не применяется освобождение от уплаты сборов).

Помимо таможенных сборов, декларанту надлежит в предписанном порядке и в надлежащем объеме заплатить таможенные пошлины в случаях когда:

  • таможенная процедура предусматривает уплату пошлин;
  • в отношении товара пошлина установлена.

Пошлиной не облагаются коммерческие партии товаров, перемещаемых на одном транспортном средстве от одного отправителя единственному получателю, таможенная стоимость которых не превышает 200 евро.

А вот при выявлении факта незаконного перемещения товаров, бремя таможенных платежей ложится солидарно на плечи всех лиц, содействовавших перемещению груза.

Изменения в ТК ЕАЭС

Во вступившем в действие с начала 2018 года ТК ЕАЭС добавлены некоторые особенности по уплате таможенных платежей :

По заявлению любой импортер может получить (под установленную процентную ставку) отсрочку по уплате таможенных платежей , а именно — пошлин на срок до 1 месяца от даты выпуска товаров.

В исключительных случаях, предусмотренных ст. 59 ТК ЕАЭС, таможенный орган может предоставить импортеру беспроцентную отсрочку по уплате пошлин на срок до полугода.

Владельцы товаров, ввозимых для организации и осуществления промышленной переработки, могут обратиться в таможню для получения полугодовой отсрочки по уплате ввозной пошлины (при условии уплаты процентов).

От необходимости (и требований) внесения таможенных пошлин владельцы “объектов обложения” избавлены, когда:

  • пошлина не предусмотрена самой процедурой, выбранной для груза;
  • сами “объекты” (ТСМП, припасы) не подлежат помещению под таможенные процедуры.

Теперь по заявлению декларанта или его законного представителя неиспользованные суммы авансовых платежей могут быть зачислены в счет уплаты пошлин, акцизов или иных таможенных платежей.

При импорте товаров у владельца также возникает обязанность по уплате налога на добавленную стоимость. Базой для расчета НДС является таможенная стоимость груза с учетом начисленных пошлин и акцизов. А ставку налога, порядок предоставления льгот и их размер устанавливает союзное государство, на территории которого осуществляется декларирование.

Способы уплаты таможенных платежей

Подлежащие зачислению в ФТС суммы декларант может внести самостоятельно, либо делегировать полномочия по уплате своему законному представителю.

Перечисление средств может быть оформлено в виде обычных платежных поручений через систему банка, в котором обслуживается декларант или его представитель. Однако следует учитывать, что на проведение межбанковских финансовых операций требуется дополнительное время. В лучшем случае таможня увидит поступление средств через сутки.

Намного быстрее выполнить перевод денежных средств получится через таможенную систему «РАУНД», которую используют в своей работе многие таможенные представители. При использовании системы «РАУНД» для уплаты таможенных платежей средства поступают на счет ФТС в считанные минуты, причем в этом случае перечисляется строго необходимая сумма, без «зависания» на таможенных счетах избыточных внесенных средств.

Таможенный представитель «СЭЗ-Сервис» оказывает практическую помощь участникам ВЭД на всех этапах проведения таможенных операций и декларирования, в том числе в части расчета базы и сумм таможенных платежей, а также по их уплате.

Наши специалисты на основании коммерческих, грузовых и иных документов определят таможенную стоимость товаров, рассчитают суммы платежей, подлежащие перечислению в ФТС. Своим клиентам мы предоставляем возможности по проведению расчетов с таможней через таможенную систему.

По всем вопросам, связанным с порядком расчета и уплаты таможенных платежей, в том числе изменениям таможенного кодекса, вы можете обратиться к нашим специалистам.

Удобная форма заявки на странице обеспечит оперативность обработки запроса.