Вращение меча в руке обучение. Художественное владение оружием

Проблема заключается в ином – в том, имеют ли сами держатели меча право заниматься этими видами ударов, чтобы раздавать их затем без разбора направо и налево?

То, что меч держат в руках, очевидно всякому. Но начинается этот непростой Путь вовсе не с вопроса о руках и их способностях, а с выяснения предназначения первоосновы скелета человека – тазобедренного сустава и всех его связей в повседневной жизни.

Почитатели видеопохождений бравых ниндзя и прочих махателей меча (иногда и в самом деле виртуозов своего дела) никогда не задумывались над проблемой уважения прав людей, живущих рядом с ними (зачем им тогда меч?). Но если бы их учителя знали, что человеку, не имеющему Расового излучения в тазу, нельзя притягивать к своему телу ни одного события в жизни, то их память могла бы подсказать им, чтобы они не вкладывали в руки таких людей никаких предметов вообще. Так как самих рук у этих людей тоже нет (в виде излучений тонких энергий). Отсюда и последующая пустота быта и бизнеса самих учителей владению мечом (или, например, теннисной ракеткой) и каждого из их воспитанников.

Таким образом, получается, что техникой владения меча зачастую занимаются вовсе не те люди, кому он указан, как тренинг вестибулярного аппарата (что просто необходимо для определенной категории людей – техника вращения предметов напоминает им о постоянном (к тому же, неритмичном) вращении Земли и помогает приспосабливать ритм жизни своего тела к постоянным смещениям земной поверхности).

На самом деле, меч целесообразен лишь тем жителям Земли, чей ритм жизни привязан к биоритмам двух земных океанов – Тихого и Атлантического. Тело таких людей почти не связано с земными грунтами (то есть, их память, «зашифрованная» в глубинах подсознания – большей частью, в рефлексах спинного мозга, не помогает им соответствовать конкретным значениям величины земного тяготения, характерной для тех или иных регионов планеты).

По этой причине им приходится тратить значительные усилия на расширение границ восприятия их земным сознанием реальных условий окружающего мира. Для чего, собственно, еще со времен глубокой древности и вырабатывались:

Различные способы передвижения людей (с предметами и без);

Различные виды дыхательных упражнений, с помощью которых легкие заставляли принудительно усиленно вентилироваться или, наоборот, в них совершенно прекращали доступ воздуха - порой, на очень длительное время;

Наконец, людей учили мыслить вне движений собственного тела и даже вне существования самого этого тела, что, в итоге, помогало им все-таки иногда (а то и систематически – все зависело от мастерства самого изучавшего меч) улавливать биоритмы иногда далеких от них океанов.

Еще одной целью обучения владению мечом людей, защищающих свою земную жизнь естественной связью с океанами, было формирование в них способности к добрососедству во время проживания в окружении людей, связанных с грунтами Земли. То есть, носитель и обладатель меча, в первую очередь, обязан был стать ДРУГОМ всем земным жителям, с которыми он хоть на мгновенье да встречался в своей жизни. Но не соперник и, тем более, не враг, пришедший для уничтожения всего живого.

(Продолжение следует.)

Нижеследующий текст предназначен только для тех, кто посещает или посещал курсы. Для тех, кто не посещал, он не принесёт никакой пользы.

Первое занятие

1. Всё вспомнить.

2. Упражнение «пять шагов» - коррекция походки по точкам, выложенным диагональным крестом.

3. Упражнение «восемь наклонов» - наклоняться во все стороны, развивая гибкость и равновесие.

4. Нанести как минимум по десять ударов каждого типа по всем направлениям со всеми вариациями: с правой ноги, с подшагом левой, можно и без шага, можно с шагом назад, локтевые, плечевые, кистевые, одной рукой, двумя руками.

5. Держать меч при себе и обращаться к нему как можно чаще.

Второе занятие

1. Повтор предыдущего домашнего задания. Нанесите больше разнообразных ударов.

2. Тренируйте блоки, сливы и проходы от ударов, наносимых воображаемым противником.

Сейчас важнее количество, чем качество движений. Качество потом придёт. Но было бы неплохо для разнообразия попробовать хотя бы несколько ударов нанести медленно, плавно и геометрически идеально, следя за каждым аспектом движения.

3. После «пяти шагов» отдельно тренируйте сокращение дистанции с воображаемым противником. Например, с деревом во дворе. Старайтесь резко сближаться и уходить в тыл, проскальзывая сбоку.

4. Контроль удара по неодушевлённому предмету.

Третье занятие

1. Переходы между стойками с выполнением результативных действий. Надо идти вперёд, а не отступать назад после каждого шага. При этом можно спокойно делать паузы и обдумывать уже прошедшее и ещё предстоящее действия. Чёткость и некоторое разнообразие действий здесь важнее скорости, но она тоже приветствуется.

Напоминаю вариации стоек:
Фронтальная / боковая - как стоять, грудью или боком.
Левая / правая - в какую сторону взгляд и оружие, относится скорее к боковым.
Передняя / задняя / центральная - распределение центра тяжести, причём передние для фехтования подходят ситуационно.
Правая ведущая / левая ведущая / параллельная - расположение ног. Если есть привычка всегда держать впереди, например, только правую ногу, то имеет смысл попробовать стоять с левой ведущей. Правой ногой получится совершать очень длинный шаг.
Нормальная / широкая / узкая - расстояние между ногами, узкая практически не имеет смысла.
Прямая / согнутая / низкая - изгиб коленей.
Закрытая / открытая - прикрывается ли тело мечом.
Дальняя / умеренная / ближняя - расстояние между кистями и телом. Дальние стойки - защитные, ближние - агрессивные.
Меч горизонтально / диагонально / вертикально - просто расположение меча, тут всё понятно. Горизонтальные обычно более защитные чем вертикальные, но не всегда.
Наклон левый / правый / отсутствует - наклон клинка. Наклон в закрытых стойках обычно помогает несколько улучшить защиту, но при этом выделяется приоритетное направление для атаки и информация об этом явно сообщается противнику.
Положение левостороннее / правостороннее / центральное - положение меча относительно тела. Обычно используется центральное. При положении справа, например, можно обходить противника слева, оставаясь в относительной безопасности. Недостаток тот же - очевидность действий.

3. Тренируйте защиту от ударов воображаемого противника: блоки, парирования, отбивы и доводки. Всё это из разных стоек.

Четвёртое занятие

1. Тренируйтесь в развитии чувства дистанции. Вы никогда не должны ошибаться в оценке дистанции до цели. Меняйте стойки, пробуйте всё что можно.

2. Наносите по воздуху из разных стоек колющие, режущие и рубящие удары разных видов, варьируя намерение и мощность удара.

3. Обязательно проведите изматывающую отработку мастерских ударов (200 х 3). Особое внимание обратите на первый, второй, третий и пятый удары. Четвёртый можно пока что отложить, он может показаться чуждым и неочевидным.

4. Займитесь сооружением балды. Может быть, вы и не успеете возвести эту несложную конструкцию до конца обучения, но в будущем она всё равно пригодится. Далее этот вопрос снова подниматься не будет, надеюсь на вашу сознательность.

Учтите, что на четвёртом занятии заканчивается изучение простых техник фехтования. В дальнейшем вам предстоит знакомство с более сложными составляющими этого искусства. Их понимание и осознание без крепкого фундамента, сложенного из знаний и навыков с первых четырёх уроков, будет очень сложным.

Пятое занятие

1. Тренируйтесь в выполнении изученных техник, то есть просто продолжайте отрабатывать простые и прямолинейные вещи.

2. Уделите внимание финтам и провокациям, подумайте над тем, как вы будете использовать их на следующем спарринге. Очень желательно придумать что-то своё.

3. Отрабатывайте сокращение дистанции. Попробуйте привыкнуть к технике скрытого наступления и к прилипанию.

4. Вращайте меч кистью, отрабатывая переводы. Можно вспомнить ранее показанное упражнение «упор и вращение», когда кончик клинка упирается в столб или стену, а кисти описывают широкие дуги.

5. Тренируйте ближние блоки и уклонения с контратаками от ударов воображаемого противника. Задача - получить некий зародыш примитивных ката, то есть проработанную и отложившуюся в подсознании комбинацию «противник делает А, я делаю Б».

6. Проведите упражнения для повышения точности. Можно поиграть с товарищами в бадминтон, как обычный, так и наш «специфический». Любыми палками, если мечей недостаточно.

Шестое занятие

1. Проведите обычную тренировку.

2. Подумайте о своей стратегии. Представьте несколько кризисных ситуаций с собой в главной роли «жертвы». Проведите тактическое планирование, чтобы найти выходы.

3. Опишите стиль своего боя. Вспомните про шаблоны А-З-М и в принципе составьте описание того, как именно вы предпочитаете сражаться. Снова проведите тактическое планирование, уже относительно спарринга.

4. Выберите из списка и изучите несколько отдельных тактик и приёмов. В спаррингах на следующем занятии постарайтесь ими воспользоваться.

5. Научитесь менять хват с прямого на обратный и наоборот. Привыкайте крутить меч между пальцами. Он не должен падать.

6. По выбору: медитация для очистки сознания или тренировка с полной отдачей и концентрацией.

7. Подумайте о расширении снаряжения. Фехтовального или самооборонного, неважно.

Список тактик и приёмов: это краткий конспект для тех, кто дошёл до шестого занятия. Для тех, кто не дошёл, текст не обязан быть понятным.

Единый меч - поразите противника одним ударом, отбросив им же его меч в сторону.
Малая цель - достаньте до противника хоть как-то.
Смертоносность - бейте строго в полную силу. Опасно в спарринге.
Атака с фланга - резко сместитесь с вектора движения наступающего противника и ударьте его по диагонали.
Провокация и ускользание - спровоцируйте на атаку в определённую часть тела, отскочите и поразите в силуэт, зная, куда направлен вектор движения тела противника.
Встречное столкновение - уйдите в тыл атаки, уколов или ударив на встречном ходу.
Встречный прыжок - против наступления резко уйдите не влево, а вправо, развернитесь против часовой стрелки и ударьте в спину.
Привязывание - меч противника «привязан» к вашему поясу. Когда он уведёт его назад, нанесите порез или укол одними ногами.
Атака во все стороны света .
Атака из любого положения .
Противодействие - мешайте планам противника, не давая ему выполнить ничего из задуманного.
Моментальный удар - немедленно бейте, не думая.
Небрежная атака - наносите расслабленные удары в небрежной манере.
Продвижение вперёд - атакуйте сердце, не обращая ни на что внимания.
Контроль центра - выдавите противника из центра, заставив его бить только по дугам, а сами наносите прямые удары строго вперёд.
Центральная атака - отведите меч противника в сторону, оставив кончик вашего меча в центре, затем немедленно атакуйте.
Склеивание с мечом - техника прилипания, доведённая до абсурда.
Внезапное отклеивание - прилипните, давите на меч противника, затем внезапно отдёрните меч, заставив оружие противника сместиться по инерции, и нанесите удар по рукам.
Скрытое увеличение дистанции - держитесь на дистанции чуть превышающей дальнюю, но делайте вид, что противник может вас достать.
Быстрое сокращение дистанции - большой-малый шаги.
Постоянное наступление - в лоб на противника, как носорог, не пытайтесь обходить.
Притирка вплотную - если противник попытается разорвать дистанцию, немедленно бейте, а так - рукопашка всякая.
Раздувание противника - вынуждайте противника отбиваться до глубокого выдоха, снова атакуйте на его вдохе.
Использование окружения .
Укорачивание оружия - приблизьте руки к телу и сражайтесь в таком положении. Когда противник отступит, нанесите удар, распрямив руки и шагнув - вы сможете до него достать.
Опережение ритма - определив ритм противника, нанесите удар тогда, когда он не будет к этому готов, сразу после окончания одного из его ударов.
Смена ритма - навяжите ритм, быстрый или медленный, затем резко смените его.
Изменение базовых техник - используйте не типичные для себя техники.
Разнообразие - эклектично используйте все техники одновременно, лишив себя идентифицируемой манеры боя.
Смена манеры боя - начните бой в одной манере, затем резко смените её на другую.
Отскакивание - чередуйте удары с двух сторон, нанося их на разном уровне.
Течение - уподобьтесь воде, наносите удары в мягкой манере, протекающие мимо жёсткой защиты. Станьте мягким, но тяжёлым, не давая с лёгкостью отбивать атаки.
Лавина - очень длинный удар на несколько шагов, достающий до убегающего противника.
Падающая скала - разрубите противника целиком сверху вниз.
Самопожертвование - защититесь от оружия противника рукой, пожертвовав ей, и поразите противника. Не тренировочная тактика.
Готовность к самопожертвованию - проявите несокрушимость и непоколебимость.
Смена тактики - просто поменяйте тактику, если выбранная не срабатывает.

Седьмое занятие

1. Проведите строгий анализ себя как фехтовальщика. Вспомните про составляющие успешного бойца.

2. Обратитесь к внешним источникам. Прочитайте трактаты о военном деле, фехтовании и боевых искусствах.

3. Ищите свои слабые стороны и искореняйте их по возможности. Вылепите из психики тот идеал, которому бы хотели соответствовать. Следите за спортивной формой и здоровьем. Становитесь сильными, ловкими и выносливыми. Озаботьтесь снаряжением - тренировочным и настоящим.

Понятно, что это домашнее задание выполняется не за неделю. Поставьте сроки самостоятельно. Идите к цели, понимая, зачем вам это надо. И помогайте идти другим. Помните, что никто, кроме вас самих, не мешает вам стать мастером.

WikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 21 человек(а).

Для ясности здесь опущены обычаи всех японских искусств, таких как, проявление уважение к своему оружию или завязывание хакама (самурайских штанов). Если не указано иначе, «вид искусства», «искусство» и «форма» относятся к искусству владения японским мечом.

Шаги

    Выберите вид искусства. Поскольку каждый имеет свои особенности боя, вы должны найти вид боевого искусства, в котором вы компетентны. Если вы не знакомы с японскими боевыми искусствами, то вот несколько самых известных:

    Соберите необходимое снаряжение. Снаряжение зависит от вида искусства. Среди видов оружия известны такие:

    Возьмите книги. После того, как вы выбрали вид искусства, в котором заинтересованы и подобрали необходимое снаряжение, подберите учебники по теме и проведите некоторые исследования. Книгами нужно пользоваться В СОЧЕТАНИИ с квалифицированным учителем! Пытаться самостоятельно изучить приемы настоятельно не рекомендуется, поскольку это может разрушить ваши основы.

    Найдите сенсея (боевого наставника). Невозможно обучиться искусству без учителя. Найдите додзё или школу для изучения желаемого искусства.

    Тренируйтесь. Практикуйте ката, или последовательность движений, до того, как вы сможете выполнять их быстро и эффективно. При необходимости, найдите себе партнера для тренировки. Затем, если разрешено, переходите на других. Не забывайте о старых.

  1. Приобретайте настоящее (или, по крайней мере, лучшее) оружие. Как только вы почувствуете в себе уверенность, приобретите лучшее (которое обычно означает более опасное) оружие.

    • Боккен является очень эффективным инструментом для обучения. Он на самом деле облегчит размахивание настоящим мечом во многих случаях.
    • Правильно изъятие шинкена, или боевого клинка, не производит никакого звука. Плохое производит все виды звуков. Работайте с новым клинком или используйте новые техники пока вы не научитесь не царапать сая (ножны). Самая большая ошибка при изъятии оружия – это когда оно вынимается вверх, выходит наружу и может порезать сая-ножны.
    • Не торопитесь. Наспех изучая технику и виды без освоения понятия в целом, приведет к целому ряду проблем. Рубить быстро не настолько важно, как рубить правильно.
    • Отступайте. Не все твердо, как камень. Если вы находите что-то особенное некомфортным, экспериментируйте, пока не найдете то, что вам подходит, но не изменяйте это настолько, что будет далеко от оригинала.
    • Держите меч правильно. Правая рука (или ваша рабочая рука) должна находиться непосредственно под цуба (металлическая пластинка-защита), а левая (или нерабочая) рука должна быть как можно дальше от правой. Самые маленькие пальцы должны сжимать крепче, давление должно уменьшаться вверх по руке и наконец, указательный палец должен просто опираться на рукоятку, а не схватывать ее. При размахивании левая рука должна выполнять тяговое движение, в то время как правая направлять левую. Когда вы размахиваете мечом, плотнее схватите его рукой, превращая руку с рукояткой в одно целое. Если все сделано правильно, это одновременно создаст разрубающее и распиливающее движение.
    • Наличие хай (пазов) на мече сделает его легче, таким образом, ставя под угрозу целостность плохо выполненного разреза. Пазы присутствуют, т.к. материал был удален.
    • Катана не предназначена для блокирования и может обрубить при ударе, поскольку ее край сделан из твердой стали. Единственный способ, которым вы могли бы повредить режущий край – это блокировать им удар. Блокирование при использовании катаны осуществляется с помощью мун, или задней кромки клинка. Лучше всего отойти, когда вы отклоняете удар мечом. Нужно пытаться использовать его для отражения удара и дать ему соскользнуть, вместо того чтобы остановиться вместе, соприкасаясь лезвиями, что действительно искорежит вашу катану, если вы неосторожны. Для каждого типа кири-режущего движения или цуки-нападения существует защита с помощью скользящего блокирования.
    • Поищите кого-нибудь, чтобы потренироваться, это очень помогает при спарринге.
    • После обращения со своим мечом, лучше всего протереть его чистой тряпочкой и нанести тонкий слой масла. Исходя из традиционной точки зрения, вы можете использовать масло чожи, хотя минеральное масло тоже хорошо действует. Несколько капель масла на чистую тряпочку сделают свое дело – не надо промачивать катану. Будьте осторожны при чистке вашего меча – сконцентрируйте на нем все свое внимание и продолжите свой разговор по окончанию чистки. Люди поймут.
    • В действительности овладение любым видом боевого искусства может занять более 50 лет. Наберитесь терпения, если вы действительно хотите изучить искусство.

    Предупреждения

    • Не пытайтесь «поймать» падающий меч. Если вам не повезло, и вы уронили клинок, отойдите немедленно – он может отскочить в каком-угодно направлении. Если вы попытаетесь схватить падающий меч, вам может понадобиться помощь, чтобы собрать свои пальцы с пола.
    • Не покупайте катаны из «нержавеющей стали». Они обычно являются декоративными и предрасположены к разламыванию, что может быть потенциально опасно для любого, находящегося на линии прицеливания, когда (и это СЛУЧИТСЯ) она ломается. Если необходимо купить, то возьмите катану из твердой стали.
    • Настоящая катана, как известно, способна полностью уничтожить другие виды оружия. Как правило, каждая цель, пораженная катаной, имеет летальный исход. Не используйте настоящую катану для состязания, если вы и ваш партнер не являются профессионалами, или не намерены умереть.
    • Не провоцируйте и не угрожайте другим своим искусством. Помимо того, что угроза может быть уголовным преступлением, многие другие владеют или даже превосходят вас в одном или нескольких боевых искусствах. Провокация потенциально вредна для вашего здоровья. Наконец, не стройте из себя крутого или мачо только потому, что у вас есть меч.
    • Не нападайте, пока на вас не нападут, в этом случае последующее убийство (вами) будет оправдано. Используйте здравый смысл.
    • Проверяйте свой меч! Если какая-то его часть не зафиксирована, дайте взглянуть кому-нибудь с большим опытом. Если вы не знаете никого, напишите письмо в местное додзё и спросите, не согласятся ли они проверить ваш меч. У вас не получится остановить клинок, вылетающий из рукоятки.
    • Не пытайтесь чинить меч, если только поломка незначительна для вас.
    • Катана, вакизаши и танто должны быть легально зарегистрированы. Перед приобретением выясните это у адвоката.
    • Ни при каких обстоятельствах не покупайте настоящее оружие, если вы не знаете, как умело обращаться с учебным оружием. Оружие, даже находясь в вашем распоряжении, может легко обернуться против вас, если вы некомпетентны.
    • Не покупайте оружие, если вы не обращались с ним лично и не знаете, подходит ли оно вам.
    • Не изучайте искусство с целью мести или для исполнения насильственных преступлений. Это крайне позорно и, бесспорно, вы не станете такими же компетентными, как настоящие студенты.
    • Ношение оружия, которое может быть истолковано как угроза или запугивание, является при определенных юрисдикциях, размахиванием оружием. Опять же, прежде чем делать это, посоветуйтесь с адвокатом.
    • НИ ПРИ КАКИХ обстоятельствах не используйте свое лезвие, чтобы проверить, режет ли оно предметы. Возьмите слово с каждого – оно режет. Это касается упаковок воды, продуктов питания, кирпичей, баночных напитков, веток деревьев и любых других предметов, на которых люди, как известно, испытывают режущую силу. На это есть две причины; раз – неумелый разрез непоправимо испортит ваш клинок, два – если вы совершите ошибку, это может привести к потере пальца или глубокой ране прежде даже, чем вы осознаете, что вы истекаете кровью. Даже у мастеров иногда случаются оплошности, но дабы свести к минимуму вероятность травмы и максимально продлить срок службы вашего лезвия, режьте только тщательно подготовленные гоза, или свернутые татами.
    • Не рекомендуется применять любое боевое искусство, когда вы находитесь под воздействием тормозящих средств или наоборот, инкапаситантов, в состоянии болезни, расстройства или инвалидности.
    • Не изучайте искусство самостоятельно. Одна ошибка в процессе обучения приведет к эффекту снежного кома и сделает владение искусством потенциально опасным для вас.