Вращение меча. Как овладеть катаной

Самый сложный раздел в кинжальном это техника перехватов. Быстрая смена хвата кинжала и выбор его оптимального положения в руке во время передвижения. Овладение искусством перехватов кинжала или ножа требует не только высокого технического мастерства, феноменальной работы пальцами и кистями рук, но также и хорошей технической подготовки. Это означает, что просто усвоение всей комбинаторики перехватов малоэффективно в фехтовании.

Различаются базовая система комбинаций перехватов и вспомогательная, включающая многочисленные переходные и редко употребляемые варианты смены оружия в руке. Базовый раздел перехватов составляют комбинации, которые ведут к принципиальному изменению ориентации оружия, к существенной смене возможностей движения.

Перехваты кинжала или ножа можно проводить в трех ситуациях.

— Когда рука неподвижна и перехватом выбирается нужное положение клинка для предполагаемой атаки.
— При движении руки вперед, в процессе удара.
— При возврате руки после удара, если траектория следующего движения уже известна.

Практически все перехваты проводятся в технике вращения между пальцами. Перехват кинжала из полного хвата клинком вперед в положение клинком вниз — один из самых распространенных (рис. 1).

Из начального положения А пальцы разжимаются. Рукоятка начинает движение вниз, придерживаемая у основания гарды большим и указательным пальцами Б. Когда клинок, вращаясь, будет направлен вниз, рукоятка перехватывается сначала безымянным пальцем и мизинцем В, а затем — и всей кистью руки Г.

Техника перехватов кинжала из положения полным хватом клинком вперед в жесткое положение клинком вниз.

Перехват кинжала из положения полным хватом клинком вперед в жесткое положение клинком вниз (рис. 2, сравните с комбинацией на рисунке 1), можно проводить вращением клинка вниз.

Из начального положения А распрямите указательный и средний пальцы и наложите их сверху на рукоятку в районе гарды Б. При этом большой палец легким давлением на рукоятку посылает клинок вниз, помогая кинжалу занять положение между средним и безымянным пальцами.

Средний палец давит на гарду, переводя конец рукоятки вверх. Закончить перехват можно одним из двух способов: большой палец фиксирует конечное положение на конце рукоятки В, либо безымянный палец и мизинец перехватывают ручку, как это показано на Г. Этот перехват удобно делать с вспомогательным скручивающим движением кистью в направлении вращения оружия.

Техника перехватов кинжала в положение для ударов сверху и сбоку.

Положение кинжала для прямых ударов (рис. 3) можно перевести в положение, предназначенное для ударов сверху и сбоку.

Указательный палец убирается из-под рукоятки и накладывается на нее сверху Б. Одновременным движением указательным пальцем от себя и средним — к себе, кинжал переводится в положение клинком вниз В, большой палец обхватывает рукоятку, фиксируя конечное положение Г.

Техника перехватов кинжала в мягкий хват для ударов из нижнего сектора.

Традиционный жесткий хват клинком вниз (рис. 4) меняется на мягкий хват для ударов из нижнего сектора.

Из положения А рука движется вниз, кистью разворачивая кинжал вперед ручкой. Одновременно с этим указательный палец переводится в положение над рукояткой Б. Надавливая на конец рукоятки, указательный палец переводит кинжал в положение клинком вверх В. Большой палец обхватывает рукоятку, фиксируя конечное положение хвата на указательном пальце Г.

Техника перехватов кинжала для смены его положения в руке.

Оптимальный вариант смены жесткого положения кинжала показан на рисунке 5. Перехват проводится в технике, показанной на рисунках 2 и 4, тремя способами.

— Кинжал вращается да счет перебора пальцами, без изменения положения руки.
— Перехват сопровождается вспомогательным движением кисти.
— Вся рука участвует в проведении перехвата.

На рисунке 6 показан следующий перехват.

В исходном положении кинжал берется полным хватом клинком вниз А. Пальцы разгибаются, выбрасывая кинжал вперед Б. Рукоятка оружия зажимается у основания большого и указательного пальцев. Кинжал продолжает до тех пор, пока рукоятка не коснется указательного пальца. Тогда оружие перехватывается снизу и плотно сжимается всей ладонью в положении клинком вперед В.

Прямые удары удобно проводить хватами с внешним положением клинка. В тех случаях, когда в комбинации прямой удар сменяется боковым или нижним, можно пользоваться перехватом, показанным на рисунке 7.

В начальном положении А кинжал плотно зажат между средним и указательным пальцами клинком вперед. Одновременно с началом вращения кинжала в руке, пальцы разгибаются. При этом средний палец направляет движение клинка вниз, а указательный подхватывает снизу поднимающуюся рукоятку Б.

Поддерживая вращение, указательный палец давит на рукоять, а мизинец и безымянный сгибаются, позволяя кинжалу вращением выйти в положение клинком вверх В. Пальцы одновременно сжимаются в кулак, фиксируя хват на указательном пальце.

Хват кинжала на указательном пальце с разными вариантами положения большого пальца.

Хват на указательном пальце с разными вариантами положения большого пальца (рис. 8, Г,Д) обслуживает практически все траектории и считается универсальным. Поэтому в системе кинжального фехтования любое положение оружия в руке связано с ним соответствующим перехватом или переводом. На рисунке 8 показан один из таких перехватов.

Из начального положения А средний палец давлением на рукоятку посылает клинком вверх Б, где рукоятка подхватывается указательным пальцем. Вращение кинжала поддерживается на указательном пальце, пока клинок, совершив полный круг, не опустится вниз В. Большой палец подхватывает рукоятку снизу и фиксирует ее в конечном положении с обхватом у гарды Д, либо с упором Г.

Техника перехватов кинжала для в внешний центральный хват.

Внешний центральный хват универсален. Вывод оружия в это положение показан на рисунке 9.

Исходное положение А предназначено для ударов из нижнего и бокового секторов. Техника перехвата аналогична комбинации, показанной на рисунке 8. Указательный палец начинает вращение кинжала внутрь Б. Рукоятка попадает между средним и безымянным пальцами В, указательный палец перехватывает ее сверху и все пальцы плотно сжимаются в кулак Г, заканчивая перехват.

Упражнения для отработки техники перехватов кинжала и ножа.

Для отработки техники перехватов используются упражнения, развивающие скорость и легкость вращения кинжалов между пальцами. На малом круге вращения оружия пальцами в переборе участвуют все пальцы, кроме мизинца (рис. 10).

Из начального хвата А указательный палец задает вращение движением внутрь. Быстрым перебором пальцами, как это показано на рисунке в последовательности А-Б-В-Г-Д-Е совершает один оборот, возвращаясь в исходное положение.

Все движение делается без остановки, на одном импульсе. Необходимо добиться вращения, при котором пальцевый перебор не мешал бы движению кинжала. В полном круге вращения кинжала участвуют все пальцы руки (рис. 11).

Из начального положения оружие совершает два оборота, возвращаясь в исходную точку, как показано на рисунке в последовательности А-Б-В-Г-Д-Е-Ж-З. Так же, как и на малом круге, движение делается безостановочно. Вращение необходимо проводить как можно ближе к основанию пальцев.

Техника вращения в руке позволяет останавливать их в любом необходимом положении. На рисунке 12 (в последовательности А-Б-В-Г-Д-Е-Ж-З) показан пример того, как практически в любой фазе вращения оружие может быть остановлено для проведения необходимого приема.

Техника перехватов кинжала и ножа для броска.

Подготовка оружия для проводится перехватом из любого положения: из центрального хвата (рис. 13), из полного хвата (рис. 14), из хвата на указательном пальце (рис. 15).

Хват кинжала в районе гарды для проведения броска можно делать как клинком вверх (рис. 15 В), так и клинком вниз (рис. 15 Г).

Рисунки О. Н. Манько.

Проблема заключается в ином – в том, имеют ли сами держатели меча право заниматься этими видами ударов, чтобы раздавать их затем без разбора направо и налево?

То, что меч держат в руках, очевидно всякому. Но начинается этот непростой Путь вовсе не с вопроса о руках и их способностях, а с выяснения предназначения первоосновы скелета человека – тазобедренного сустава и всех его связей в повседневной жизни.

Почитатели видеопохождений бравых ниндзя и прочих махателей меча (иногда и в самом деле виртуозов своего дела) никогда не задумывались над проблемой уважения прав людей, живущих рядом с ними (зачем им тогда меч?). Но если бы их учителя знали, что человеку, не имеющему Расового излучения в тазу, нельзя притягивать к своему телу ни одного события в жизни, то их память могла бы подсказать им, чтобы они не вкладывали в руки таких людей никаких предметов вообще. Так как самих рук у этих людей тоже нет (в виде излучений тонких энергий). Отсюда и последующая пустота быта и бизнеса самих учителей владению мечом (или, например, теннисной ракеткой) и каждого из их воспитанников.

Таким образом, получается, что техникой владения меча зачастую занимаются вовсе не те люди, кому он указан, как тренинг вестибулярного аппарата (что просто необходимо для определенной категории людей – техника вращения предметов напоминает им о постоянном (к тому же, неритмичном) вращении Земли и помогает приспосабливать ритм жизни своего тела к постоянным смещениям земной поверхности).

На самом деле, меч целесообразен лишь тем жителям Земли, чей ритм жизни привязан к биоритмам двух земных океанов – Тихого и Атлантического. Тело таких людей почти не связано с земными грунтами (то есть, их память, «зашифрованная» в глубинах подсознания – большей частью, в рефлексах спинного мозга, не помогает им соответствовать конкретным значениям величины земного тяготения, характерной для тех или иных регионов планеты).

По этой причине им приходится тратить значительные усилия на расширение границ восприятия их земным сознанием реальных условий окружающего мира. Для чего, собственно, еще со времен глубокой древности и вырабатывались:

Различные способы передвижения людей (с предметами и без);

Различные виды дыхательных упражнений, с помощью которых легкие заставляли принудительно усиленно вентилироваться или, наоборот, в них совершенно прекращали доступ воздуха - порой, на очень длительное время;

Наконец, людей учили мыслить вне движений собственного тела и даже вне существования самого этого тела, что, в итоге, помогало им все-таки иногда (а то и систематически – все зависело от мастерства самого изучавшего меч) улавливать биоритмы иногда далеких от них океанов.

Еще одной целью обучения владению мечом людей, защищающих свою земную жизнь естественной связью с океанами, было формирование в них способности к добрососедству во время проживания в окружении людей, связанных с грунтами Земли. То есть, носитель и обладатель меча, в первую очередь, обязан был стать ДРУГОМ всем земным жителям, с которыми он хоть на мгновенье да встречался в своей жизни. Но не соперник и, тем более, не враг, пришедший для уничтожения всего живого.

(Продолжение следует.)

Нижеследующий текст предназначен только для тех, кто посещает или посещал курсы. Для тех, кто не посещал, он не принесёт никакой пользы.

Первое занятие

1. Всё вспомнить.

2. Упражнение «пять шагов» - коррекция походки по точкам, выложенным диагональным крестом.

3. Упражнение «восемь наклонов» - наклоняться во все стороны, развивая гибкость и равновесие.

4. Нанести как минимум по десять ударов каждого типа по всем направлениям со всеми вариациями: с правой ноги, с подшагом левой, можно и без шага, можно с шагом назад, локтевые, плечевые, кистевые, одной рукой, двумя руками.

5. Держать меч при себе и обращаться к нему как можно чаще.

Второе занятие

1. Повтор предыдущего домашнего задания. Нанесите больше разнообразных ударов.

2. Тренируйте блоки, сливы и проходы от ударов, наносимых воображаемым противником.

Сейчас важнее количество, чем качество движений. Качество потом придёт. Но было бы неплохо для разнообразия попробовать хотя бы несколько ударов нанести медленно, плавно и геометрически идеально, следя за каждым аспектом движения.

3. После «пяти шагов» отдельно тренируйте сокращение дистанции с воображаемым противником. Например, с деревом во дворе. Старайтесь резко сближаться и уходить в тыл, проскальзывая сбоку.

4. Контроль удара по неодушевлённому предмету.

Третье занятие

1. Переходы между стойками с выполнением результативных действий. Надо идти вперёд, а не отступать назад после каждого шага. При этом можно спокойно делать паузы и обдумывать уже прошедшее и ещё предстоящее действия. Чёткость и некоторое разнообразие действий здесь важнее скорости, но она тоже приветствуется.

Напоминаю вариации стоек:
Фронтальная / боковая - как стоять, грудью или боком.
Левая / правая - в какую сторону взгляд и оружие, относится скорее к боковым.
Передняя / задняя / центральная - распределение центра тяжести, причём передние для фехтования подходят ситуационно.
Правая ведущая / левая ведущая / параллельная - расположение ног. Если есть привычка всегда держать впереди, например, только правую ногу, то имеет смысл попробовать стоять с левой ведущей. Правой ногой получится совершать очень длинный шаг.
Нормальная / широкая / узкая - расстояние между ногами, узкая практически не имеет смысла.
Прямая / согнутая / низкая - изгиб коленей.
Закрытая / открытая - прикрывается ли тело мечом.
Дальняя / умеренная / ближняя - расстояние между кистями и телом. Дальние стойки - защитные, ближние - агрессивные.
Меч горизонтально / диагонально / вертикально - просто расположение меча, тут всё понятно. Горизонтальные обычно более защитные чем вертикальные, но не всегда.
Наклон левый / правый / отсутствует - наклон клинка. Наклон в закрытых стойках обычно помогает несколько улучшить защиту, но при этом выделяется приоритетное направление для атаки и информация об этом явно сообщается противнику.
Положение левостороннее / правостороннее / центральное - положение меча относительно тела. Обычно используется центральное. При положении справа, например, можно обходить противника слева, оставаясь в относительной безопасности. Недостаток тот же - очевидность действий.

3. Тренируйте защиту от ударов воображаемого противника: блоки, парирования, отбивы и доводки. Всё это из разных стоек.

Четвёртое занятие

1. Тренируйтесь в развитии чувства дистанции. Вы никогда не должны ошибаться в оценке дистанции до цели. Меняйте стойки, пробуйте всё что можно.

2. Наносите по воздуху из разных стоек колющие, режущие и рубящие удары разных видов, варьируя намерение и мощность удара.

3. Обязательно проведите изматывающую отработку мастерских ударов (200 х 3). Особое внимание обратите на первый, второй, третий и пятый удары. Четвёртый можно пока что отложить, он может показаться чуждым и неочевидным.

4. Займитесь сооружением балды. Может быть, вы и не успеете возвести эту несложную конструкцию до конца обучения, но в будущем она всё равно пригодится. Далее этот вопрос снова подниматься не будет, надеюсь на вашу сознательность.

Учтите, что на четвёртом занятии заканчивается изучение простых техник фехтования. В дальнейшем вам предстоит знакомство с более сложными составляющими этого искусства. Их понимание и осознание без крепкого фундамента, сложенного из знаний и навыков с первых четырёх уроков, будет очень сложным.

Пятое занятие

1. Тренируйтесь в выполнении изученных техник, то есть просто продолжайте отрабатывать простые и прямолинейные вещи.

2. Уделите внимание финтам и провокациям, подумайте над тем, как вы будете использовать их на следующем спарринге. Очень желательно придумать что-то своё.

3. Отрабатывайте сокращение дистанции. Попробуйте привыкнуть к технике скрытого наступления и к прилипанию.

4. Вращайте меч кистью, отрабатывая переводы. Можно вспомнить ранее показанное упражнение «упор и вращение», когда кончик клинка упирается в столб или стену, а кисти описывают широкие дуги.

5. Тренируйте ближние блоки и уклонения с контратаками от ударов воображаемого противника. Задача - получить некий зародыш примитивных ката, то есть проработанную и отложившуюся в подсознании комбинацию «противник делает А, я делаю Б».

6. Проведите упражнения для повышения точности. Можно поиграть с товарищами в бадминтон, как обычный, так и наш «специфический». Любыми палками, если мечей недостаточно.

Шестое занятие

1. Проведите обычную тренировку.

2. Подумайте о своей стратегии. Представьте несколько кризисных ситуаций с собой в главной роли «жертвы». Проведите тактическое планирование, чтобы найти выходы.

3. Опишите стиль своего боя. Вспомните про шаблоны А-З-М и в принципе составьте описание того, как именно вы предпочитаете сражаться. Снова проведите тактическое планирование, уже относительно спарринга.

4. Выберите из списка и изучите несколько отдельных тактик и приёмов. В спаррингах на следующем занятии постарайтесь ими воспользоваться.

5. Научитесь менять хват с прямого на обратный и наоборот. Привыкайте крутить меч между пальцами. Он не должен падать.

6. По выбору: медитация для очистки сознания или тренировка с полной отдачей и концентрацией.

7. Подумайте о расширении снаряжения. Фехтовального или самооборонного, неважно.

Список тактик и приёмов: это краткий конспект для тех, кто дошёл до шестого занятия. Для тех, кто не дошёл, текст не обязан быть понятным.

Единый меч - поразите противника одним ударом, отбросив им же его меч в сторону.
Малая цель - достаньте до противника хоть как-то.
Смертоносность - бейте строго в полную силу. Опасно в спарринге.
Атака с фланга - резко сместитесь с вектора движения наступающего противника и ударьте его по диагонали.
Провокация и ускользание - спровоцируйте на атаку в определённую часть тела, отскочите и поразите в силуэт, зная, куда направлен вектор движения тела противника.
Встречное столкновение - уйдите в тыл атаки, уколов или ударив на встречном ходу.
Встречный прыжок - против наступления резко уйдите не влево, а вправо, развернитесь против часовой стрелки и ударьте в спину.
Привязывание - меч противника «привязан» к вашему поясу. Когда он уведёт его назад, нанесите порез или укол одними ногами.
Атака во все стороны света .
Атака из любого положения .
Противодействие - мешайте планам противника, не давая ему выполнить ничего из задуманного.
Моментальный удар - немедленно бейте, не думая.
Небрежная атака - наносите расслабленные удары в небрежной манере.
Продвижение вперёд - атакуйте сердце, не обращая ни на что внимания.
Контроль центра - выдавите противника из центра, заставив его бить только по дугам, а сами наносите прямые удары строго вперёд.
Центральная атака - отведите меч противника в сторону, оставив кончик вашего меча в центре, затем немедленно атакуйте.
Склеивание с мечом - техника прилипания, доведённая до абсурда.
Внезапное отклеивание - прилипните, давите на меч противника, затем внезапно отдёрните меч, заставив оружие противника сместиться по инерции, и нанесите удар по рукам.
Скрытое увеличение дистанции - держитесь на дистанции чуть превышающей дальнюю, но делайте вид, что противник может вас достать.
Быстрое сокращение дистанции - большой-малый шаги.
Постоянное наступление - в лоб на противника, как носорог, не пытайтесь обходить.
Притирка вплотную - если противник попытается разорвать дистанцию, немедленно бейте, а так - рукопашка всякая.
Раздувание противника - вынуждайте противника отбиваться до глубокого выдоха, снова атакуйте на его вдохе.
Использование окружения .
Укорачивание оружия - приблизьте руки к телу и сражайтесь в таком положении. Когда противник отступит, нанесите удар, распрямив руки и шагнув - вы сможете до него достать.
Опережение ритма - определив ритм противника, нанесите удар тогда, когда он не будет к этому готов, сразу после окончания одного из его ударов.
Смена ритма - навяжите ритм, быстрый или медленный, затем резко смените его.
Изменение базовых техник - используйте не типичные для себя техники.
Разнообразие - эклектично используйте все техники одновременно, лишив себя идентифицируемой манеры боя.
Смена манеры боя - начните бой в одной манере, затем резко смените её на другую.
Отскакивание - чередуйте удары с двух сторон, нанося их на разном уровне.
Течение - уподобьтесь воде, наносите удары в мягкой манере, протекающие мимо жёсткой защиты. Станьте мягким, но тяжёлым, не давая с лёгкостью отбивать атаки.
Лавина - очень длинный удар на несколько шагов, достающий до убегающего противника.
Падающая скала - разрубите противника целиком сверху вниз.
Самопожертвование - защититесь от оружия противника рукой, пожертвовав ей, и поразите противника. Не тренировочная тактика.
Готовность к самопожертвованию - проявите несокрушимость и непоколебимость.
Смена тактики - просто поменяйте тактику, если выбранная не срабатывает.

Седьмое занятие

1. Проведите строгий анализ себя как фехтовальщика. Вспомните про составляющие успешного бойца.

2. Обратитесь к внешним источникам. Прочитайте трактаты о военном деле, фехтовании и боевых искусствах.

3. Ищите свои слабые стороны и искореняйте их по возможности. Вылепите из психики тот идеал, которому бы хотели соответствовать. Следите за спортивной формой и здоровьем. Становитесь сильными, ловкими и выносливыми. Озаботьтесь снаряжением - тренировочным и настоящим.

Понятно, что это домашнее задание выполняется не за неделю. Поставьте сроки самостоятельно. Идите к цели, понимая, зачем вам это надо. И помогайте идти другим. Помните, что никто, кроме вас самих, не мешает вам стать мастером.