Воскресное чтение евангелие. Проповедь архимандрита Кирилла (Павлова) в неделю седьмую по Пятидесятнице

Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов! Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал. А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той. Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого. И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле. А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского. И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

Сегодняшнее Евангелие – об исцелении двух слепых и немого. В каком бедственном состоянии находится этот мир, и как различны человеческие несчастья! Немого привели ко Христу, как только прозревшие слепые ушли. Как неутомим наш Господь в делании добра, как непрерывно одно доброе дело следует за другим! Сокровища милосердия всегда в избытке есть у Него, и сколько бы Он ни совершал чудес, они никогда не могут иссякнуть. Все заключается в нашей способности участвовать в Божием даре – в нашей вере и нашей молитве.

Двое слепых следуют за Христом и кричат: «Помилуй нас, Иисусе, Сыне Давидов». Обетование, данное Давиду, что от его потомков явится Мессия, было хорошо известно Израильскому народу. В это время было великое ожидание Его пришествия. Эти слепые люди знают, исповедуют и возвещают на улицах Капернаума, что Мессия пришел, что Он здесь. Удивительное дело – те, кто Промыслом Божиим лишены телесного зрения, могут иметь разумные очи столь просвещенными, что различать великие деяния Божии, сокрытые от премудрых и разумных. Перед нами подлинная вера.

Они просят только о милости. И мы будем учиться такой молитве. Как бы ни были велики наши нужды и скорби, нам не нужно ничего, кроме того, чтобы милостив был к нам Господь. Одного мы просим у Господа: чтобы быть нам причастными Его милосердию. Пусть даже Он не исцелит нас и не избавит от той беды, в которой мы сегодня оказались – если милость Его будет с нами, нам будет довольно этого, мы будем утешены.

И они – обратим и на это внимание – не говорят, каждый из них в отдельности, «помилуй меня», но оба молят друг за друга: «Помилуй нас». Они – друзья по несчастью, и их молитва едина. Если бы народ наш, все русские люди, осознали сегодня, в какой они общей беде, если бы единым сердцем и едиными устами обратились ко Господу, произошло бы чудо. У Христа достаточно милости для каждого и для всех.

Слепые следуют за Христом, взывая к Нему о помощи. Но Он как будто не замечает их. Много народу шло рядом с ними и все кричали, а потом, может быть, когда Христос проходил, они просто забывали обо всем. Он хочет увидеть, что их молитва подлинна и что их осознание беды реально. Он не отвечает порою сразу на нашу молитву, чтобы углубилась наша молитва и чтобы стало более дорогим для нас избавление, которое мы не можем получить по первому нашему слову. Господь хочет научить нас быть настойчивыми в молитвах, всегда молиться и не унывать.

И еще важная подробность. Когда Христос вошел в дом, слепые последовали за Ним и там подошли к Нему. Оттого, что Он не ответил им на улице, они вынуждены были войти за Ним в дом. Святые отцы видят в этом особый смысл. Рано или поздно каждый из нас должен встретить Христа наедине. Хорошо молиться в храме со всеми, при большом стечении народа, когда великий праздник и общее торжество невольно захватывает нас. Но в конце концов каждый должен встретиться лично со Христом, и это имеет решающее значение. Будет ли это в храме или в домашней нашей молитве, или когда нас посетит беда. Сам Господь ищет, чтобы это с нами произошло. Двери Христовы всегда открыты для тех, кто неотступно следует за Ним. Но эта встреча со Христом должна быть сокровенной. Потому-то, когда слепые прозрели, Христос строго сказал им: «Смотрите, чтобы никто не узнал».

Сегодняшнее Евангелие напоминает нам, что молитва наша должна быть соединена с несомненной верой. Христос спрашивает слепых: «Веруете ли, что Я могу это сделать?» и отвечает им: «По вере вашей да будет вам». Он мог бы, говорит святой Иоанн Златоуст, сразу всех слепых, немых и глухих на земле исцелить одним словом. Но что бы это значило? Человек был бы поставлен на один уровень с неразумными существами, без свободной воли и свободного выбора, лишенный высокого своего предназначения. Но человек потому и называется человеком, что всегда стоит перед выбором добра и зла. Если он избирает добро, он вступает в дружбу с Богом и становится чадом света, наследником Его небесного Царства. Если он избирает зло, он становится ниже неразумных существ, погружаясь во тьму кромешную.

Не то ли же самое случилось с немым, об исцелении которого далее говорится в сегодняшнем Евангелии? Он – бессловесное существо. Мы часто повторяем, что сегодня все делается, чтобы превратить людей в бессловесных существ пропагандой скотской похоти. И самое главное, что сегодня происходит в мире – обессмысливание слова. Смешиваются святые и грязные слова, ложь звучит по телевидению как сквернословие, и они не стыдятся уже публично произносить любую срамоту. Еще немного, кажется, и они будут мычать и рычать.

Вначале Христос изгнал диавола из немого, и только потом тот стал говорить. Представьте, что Господь освободил бы его от немоты и оставил все как есть. Что бы произошло? Свободным, развязанным от стесняющих его уз языком немой стал бы хулить Бога и человека, и восхвалять грех. Господь показывает нам сегодня, как страшна такая свобода. И где можем мы обрести избавление от нынешней всеобщей слепоты и немоты. Он поражает корень зла и устраняет причину. Только силою Божией может быть сокрушена сила сатаны, сковавшая наш народ. Только подлинной верой можем обрести мы дар прозрения. Только в истинной молитве отверзаются уста, приносящие хвалу Господу.

Слава Иисусу Христу, дорогие братья и сестры!

Поздравляю вас со святым причастием и с освящением ваших душ и ваших тел.

Сегодня мы слушали интересное Евангелие (Мф., IX: 27-35), в котором апостол Матфей рассказывает ситуацию, которая произошла в жизни самого Спасителя, самого Сына Божьего Иисуса Христа. Иисус шел по городу и за Ним шли двое слепых, которые просили: «Сын Давидов, помилуй нас». И когда Иисус вошел в дом, к Нему подвели этих слепых. Они не видели, поэтому не могли сами подойти, их подвели и Иисус спросил: «Что вы хотите? - Хотим видеть. - Веруете, что я могу это сделать? - Да, веруем».

Давайте, дорогие братья и сестры, подумаем, они могли бы подойти к Иисусу или бы кто-то их подвел к Нему, если бы они не верили? Они бы не шли за Ним и не кричали: «Сын Давидов, помилуй нас». Они бы этого не делали.

Мы, люди, созданы так, что у нас постоянно возникают какие-то сомнения. Сомнения по отношению к Богу, сомнения по отношению к Божьей силе, к Божьей любви. Мы делаем в жизни ошибки и думаем: "Бог меня не услышит, потому что я человек грешный (грешная). Я не буду просить Бога, потому что Бог от меня отвернулся, я сделал (сделала) грех сознательно или бессознательно».

Мы должны понимать, что Господь милосерден. Он милость и свою любовь проявил, когда Сына Своего Единородного принес в жертву за наши грехи - отдал, чтобы Его убили, распяли на кресте. И тем самым Господь показал, что Он любит нас больше, чем кто-либо нас может любить на Земле или вообще во Вселенной.

Но мы не можем просить Бога, чтобы Он нам помог, когда у нас какие-то сомнения. Поэтому в какой-то момент мы должны стать на колени (или у кого как получается), стать и обратиться к Богу с покаянием, попросить у Бога прощения за сомнения, которые мы имеем, попросить у Бога помощи, чтобы Он нас исцелил, чтобы Он нас очистил от любых сомнений.

Мы помним слова апостола Павла, который говорил: «Братья, если вы молитесь, но Господь не реагирует на ваши молитвы, значит что-то не так делали, значит вы неправильно молились». Мы помним, что говорил Господь: «Где двое или трое во имя Мое молятся, все они получат от Бога». Понимаете, если мы молимся сами или с семьей и у нас нет результата, значит что-то неправильно. А возможно ключ к раскрытию к этой тайне очень прост - это покаяние. Надо сначала попросить у Бога прощения. Возможно мы молимся, а наша душа осквернена, возможно она сомневается и Господь не может слышать нас из-за этого, тогда нам надо покаяться.

Только когда мы покаялись, мы можем о чем-то просить Бога. И мы можем просить, чтобы Господь укрепил нашу веру, чтобы наша вера была сильна, чтобы этой веры было достаточно для того, чтобы Господь нам мог помочь. Потому что если веры не будет достаточно, то и Господь не сможет нам помочь.

Мы помним отца, который просил об исцелении своего больного сына, и когда Иисус его спросил: «Ты веруешь, что я могу это сделать?» Он сказал: «Господи, помоги моему неверию».

Так и мы, дорогие братья и сестры, можем просить, чтобы Господь помог нашему неверию, чтобы Он помогал нам в спасении, помогал нам совершенствоваться, помогал нам возрастать духовно, исцеляться духовно и приближаться к Нему.

Мы помним, как апостол Иоанн говорил, что вера без добрых дел мертва. И когда мы говорим о добрых делах, то всем понятно, что нужно делать добрые дела, нужно. Но где-то мы пренебрегаем ими и не всегда делаем столько, сколько Господь нам дает возможность сделать или физически, или молитвенно, или финансово - мы где-то избегаем этого. Тем самым наша вера, она слабеет. Она становится слабее, становится немощной. И когда мы взываем к Господу, наша молитва теряет силу и не доходит до Бога.

Поэтому, дорогие братья и сестры, вера, она не берется из ничего и не становится сильной за один день. Она не возникает сразу, над ней надо работать, молиться. Мы помним, что Иисус сказал, что «Царство Божие берется силой». Поэтому мы, дорогие братья и сестры, должны понимать, что нам нужно постоянно каяться, то есть просить у Бога прощения. Мы должны постоянно просить, чтобы Господь укрепил нашу веру. И конечно просить у Бога помощи.

И тогда, когда мы увидим, что мы молимся и просим у Бога по своей надобности, чтобы Господь помог нам решить какую-то ситуацию, и она происходит, тогда мы видим, что Господь слышит нашу молитву. Главное не забыть прославить имя Господа, поблагодарить за милосердие, за Его любовь к нам, за то, что Он услышал наши молитвы и помог нам. Он помог не потому, что мы праведны, он помог по своему милосердию и по своей любви к нам.

И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

Читаем Евангелие и видим одно и то же, под разным ракурсом: то исцеление, то проповедь. То наоборот, сначала проповедь, потом исцеление. И все на глазах у умных и злых фарисеев. И так много раз подряд. Одна и та же сцена c небольшими вариациями.

Вот сегодня мы опять читаем об очередном «типовом» исцелении. Опять Иисус прогоняет демона. Разве только особенность этого демона отличает сюжет от других. Теперь это демон немоты. Оказывается, есть и такие удивительные специализации духов злобы – немота.

Опять слепые прозревают и опять оказываются неблагодарны. Опять фарисеи злятся и клевещут. Зачем вся эта хаотическая последовательность похожих исцелений и проповедь, тонущая в равнодушии толпы?

Начиная от Пасхи, Церковь нам предлагает череду евангельских чтений. Они ложатся в канву, последовательно раскрывающую суть учения Христа на простых примерах. Эти чтения, как лествица, ведут от простых положений к более сложным, проходя сквозь великие праздники и подводя наш дух и ум к таким эпохальным событиям, как Рождество, Пасха и Пятидесятница.

Священник Константин Камышанов

Но сегодняшнее Евангелие не нанизывается на логическую нить предыдущих повествований.

До этого мы слышали повесть об исцелении расслабленного, исцеленного по вере друзей. А до того мы узнали о об исцелении бесноватого и попытки исцелить законопреступных торговцев. А еще раньше мы удивились вере сотника, просившего здоровья слуге.

Сотник научил нас тому, что вера и милость брата есть повод для Бога исцелить человека, который, быть может, этого и не заслужил.

История с владельцами свиней и бесноватым открыла нам то, что Бог дает каждому шанс на время избавиться от греха и начать новую жизнь с Богом

Исцеление расслабленного поведало нам о том, что Бог ценит любовь среди людей и святую дружбу как основу Церкви. В этой истории мы видим развитие и усиление темы дружеской любви, явленной сотником.

Итог этих трех историй в том, что по молитвам посторонних людей и по собственной инициативе Бога грешные и больные получают шанс начать жизнь сначала, с белого листа.

И вот четвертое евангельское чтение, рассказывает нам о двух навязчивых слепых и случайном немом человеке, подвернувшимся по случаю

Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов! Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи!

Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам.

Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого.

И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле.

Казалось бы ничего нового. Более яркая история исцеления по вере, которая на слуху, – это исцеление мальчика по молитве отца, когда отец в порыве вере говорит Иисусу:

– Верую, Господи. Помоги моему неверию!

И опять, изгнание немого демона, менее выразительно, чем исцеление гадарьинского бесноватого. Зачем нужны были эти дидактические повторы? В чем логика повестей, нанизанных на эту нить?

А ни в чем! Нет тут логики. За всю историю странствований Иисуса было несколько таких случаев, когда логика оказалась ни при чем: Христос удивлялся, плакал и миловал вопреки всему.

Христос заплакал о смерти Своего друга Лазаря

Христос удивился вере сотника.

И Христос просто сжалился над этими двумя несчастными слепыми и немым и отменил ход истории Своей Божественной властью.

Мы у Бога не пешки на шахматной доске

Мы с удивлением наблюдаем в подобных эпизодах откровение, состоящее в том, что миссия Христа не была заводной машинкой с заранее рассчитанными шагами. И она так же не была шахматной партией, разыгранной, скучной и рассчитанной от первого хода до последнего на глазах недоумевающей и изумленной публики

Мы у Бога не пешки на шахматной доске. Мы живые фигуры. Мы богоподобны. Мы похожи на Бога по благодати и дару свободы. Бог только намечает эндшпили или гамбиты, но оставляет нам возможность изменить ход игры

Например, Он дает исцеление в расчете на то, что человек войдет в себя и вспомнит о своем божественном призвании. И часто так вот Господь дает исцеление даже не потому, что больной внутренне созрел к духовному возрождению, а из жалости. В простой надежде, что сердце человека умилится благодати и решит дальше жить с этой благодатью.

Подобное чувство возникает у священника, когда он посещает больницы, тюрьмы или детские дома. Будь моя воля, всех бы сделал здоровыми, отогнал рак, смерть, горе. Дал бы детям родителей, нищим денег, вековухам мужей. Но вспоминается история рассказанная Силуаном Афонским:

Один мужик поехал в лес за дровами. Утомившись от трудов, он лег отдохнуть под большим дубом и, снизу смотря на ветви дуба и видя на нем множество крупных желудей, подумал: “Было бы лучше, если бы на дубе росли тыквы”. С этой мыслью закрыл он глаза, и вдруг упал один желудь и больно ударил его по губам. Тогда мужик и говорит: “Я ошибся, Бог умнее меня, и хорошо устроил, что на дубе желуди, а не тыквы”.

Откуда ты знаешь, почему Господь так судил человеку, что он стал болен, и почему человек связан недугом. И невольно приходит мысль, что Бог недаром так делает, потому что умнее меня и больше моего любит людей. И почему обязательно надо так ожесточаться от страха смерти? Почему всеми силами надо бороться, чтобы жить на земле вечно, если за гранью нас ждет Бог?

Ведь, если мы боимся Бога, то это либо хула Его доброты, либо страх души грешной, боящейся расплаты на гадости и подлости. Бояться смерти – клеветать на Бога. Это преступление против веры. Как объяснить душе, от Бога удаленной, любовь Бога и Его замысел домостроительства? Как понять наши скорби и болезни и осознать, что главное в жизни – совсем не деньги и здоровье?

И в какой-то момент сердце не выдерживает

Вот, например, случилась недавно нашумевшая история. Парень-инвалид ухитрился, не выходя из дома, организовать мини ОПГ и совершить преступление. Его посадили. Вот и подумаешь, что если этот человек, будучи крайне немощен, не боится ни Бога, ни людей, то, что бы он мог натворить, будучи здоровым и в силах? Может быть, Бог был прав, связав его немощью?

А все равно жалко. И в этой жалости не всегда ошибка.

Представьте себя на месте Бога в нищей стране, без медицины, без юридических прав. Голодная, дикая, ожесточенная, недружелюбная земля, где каждый сам за себя, и море больных людей. И вы идете среди этого моря народного горя. Вы можете дать каждому и здоровье, и сытость, и достаток, но умом понимаете, что сытость и достаток будут причиной еще большего ожесточения и станут поводом для порока. Увы, увы, Хемингуэй прав:

Дайте человеку необходимое - и он захочет удобств. Обеспечьте его удобствами - он будет стремится к роскоши. Осыпьте его роскошью - он начнет вздыхать по изысканному. Позвольте ему получать изысканное - он возжаждет безумств. Одарите его всем, что он пожелает - он будет жаловаться, что его обманули, и что он получил не то, что хотел.

Но ваше сердце сжимается, как у врача, которому необходимо оперировать детей.

Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря.

И в какой-то момент сердце не выдерживает. Из толпы выбираются самые несчастные, и им подается чудо. Воскресает сын наинской вдовы, исцеляются эти два слепых и этот немой.

Как можно судить о том, что чудо не было запланировано? Иисус говорит очень характерные слова:

И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал.

Ну, если ты не хочешь, чтобы о тебе узнали, так и не делай. А если сделал, как ты можешь доверять свою тайну двум совершенно незнакомым, да еще и больным людям? Где логика? Естественно, исцеленные больные пошли и разболтали тайну на весь свет.

Почему Христос просил их молчать? Потому что раньше срока всем станет известно, что Он – настоящий Мессия, и потому что Его убьют раньше того, как созреет первая христианская община. Следовательно, это чудо не было запланировано и совершилось исключительно из жалости. И оно ставило под угрозу весь проект миссии.

И в этом внеплановом чуде, совершенном из жалости, зерно истории. Милость над логикой. Жалость над справедливостью. В ней посыл и нам.

Какая она, эта божественная жалость?

Бог так делал, значит, и мы должны давать шанс милости. Значит, наше сердце не может оставаться в духе Господнем без такой милости. Меру милости извещает нам Бог. Какая она, эта божественная жалость?

Эта милость не может быть нормой каждого дня. Если в семье алкоголик, то мы должны давать ему шанс на спасение и исправление. Но если он не желает спасаться и тащит на дно, в ад, всю семью, то надо спасаться самим. Жалость в этом случае может быть самоубийственной. Тоже самое с преступником: если бесконечно прощать негодяя, то он натворит таких дел, что и Сам Бог не разгребет последствий. То же самое с блудниками и прочими грешниками. Дать шанс – одно дело. Создать им комфортную среду для греха – другое.

Гордого если и силою посадить в рай, он и там не найдет покоя, и будет недоволен и скажет: “Почему я не на первом месте

Меру милости, любви и ума в таком трудном деле определит только Дух Святой, который известит нам правильное решение в глубине нашего сердца. Мирской ум тут бессилен. Нужно извещение в Духе. Нужна мудрость которая есть соединение ума и доброты в Боге. И конечно нужно упражнение в милосердии – практике духовности

Милосердие от Бога – плод духа. Нельзя быть по настоящему милосердным без Бога. Невозможно в принципе. Без Духа Святого вообще ничего невозможно, и все, что сделано без Бога – грех и смерть

Например, рождается ребенок. И у него нет ни одного шанса стать счастливым, если родителя сами несчастны, скандалят, спорят или грешат. А у родителей нет ни одного шанса стать счастливыми без благодати Бога, без божественной любви, связывающей их. А у людей нет ни одного шанса стяжать благодать Святого Духа без милосердия и великодушия по отношению к ближним, к несчастным, слабым, нищим, больным или одержимыми бесами. Ни одного шанса! Без вариантов.

Очевидно, что Иисус разыграл эту шахматную партию так, чтобы мы догадались, что иногда милость нужно творить без всякой логики и даже под угрозой ареста и распятия. Даже под угрозой собственной нищеты, болезни и даже возможной смерти.

Христос сильно рисковал, исцеляя этих неблагодарных людей. И опасность риска осуществилась. Фарисеи, видя это чудо, вбросили в игру очень сильные карты. Христа обвинили в колдовстве. А это уже очень серьезно и ставило Иисуса на грань смерти.

Вот какова оказалась цена исцеления трех человек, которых, в принципе, можно было и не исцелять до нужного срока. Но в таком случае, Иисус не был бы Христом. Он был бы не от Троицы, не от Духа Любви и не Отца Небесного, Который всем желает спастись и прийти в разум истинной веры

Если мы не отзывчивы, слепы, самовлюбленны – мы не христиане

Урок этой истории в отзывчивости сердца. Христос ходил посреди растерянного Божьего народа и согревал духом, и вразумлял словом и чудом. И, мы, живя посреди моря несчастных людей, и, нося в себе полноту и радость благодати, не имеем права позволить своему сердцу окаменеть.

Отзывчивость, великодушие, страдание за народ – непременный атрибут любви к Богу. Если мы не отзывчивы, слепы и самовлюбленны, и нам нет дела до несчастных, которые страдают вокруг нас, то мы кто угодно, только не христиане.

Но, к нашему стыду, многие из нас не только несчастливы, но и немилосердны – не только к народу, но и даже к Богом данному супругу, детям и даже престарелым родителям. Среди христиан есть такие, кто не только огорчает, досаждает родителям, но и те, кто даже кричит на них, злится и унижает, и при этом ходит в храм и считает себя порядочным человеком.

Это не к тому, чтобы создать комплекс вины, а к тому, что если есть болезнь, то есть и ее лечение. Как и в обычном лечении, в духовном есть длительные курсы терапии и есть лекарства и процедуры. Процедуры – это таинства, в которых наша душа очищается и получает благодать от Бога даром – исповедь и причастие. Есть курсы лечения, соответствующие заповедям. Например – Любовь к родителям. Непочтение к родителям стоит выше, и нарушение этой заповеди страшнее убийства. Лечится святым Духом, который подается по нашим богоугодным трудам и в таинствах. Таблетками добрых дел и молитвы. После мира с родителями можно восстановить в человеке любовь к супругу и детям. А потом попытаться войти в меру людей, любящих народ, жалеющих его, и тем угождающих Богу.

Все это не сложно. Гораздо сложнее быть злым, жадным, черствым и самовлюбленным

Слепые просили Бога дать им физическое зрение. И Он дал. А раз дает, то и нам даст по вере нашей. Попросим Бога дать нам зрение духовное, чтобы увидеть себя в Божием мире такими, как мы есть. Чтобы, увидев себя такими как мы есть (Господи, помилуй!), нам захотелось расстаться с этим кошмаром, и стать ближе к Богу, чтобы вместе с Богом любить народ и иметь милостивое сердце, полное духа Господа нашего Иисуса Христа, которое, вслед ха Христом и преподобным Силуаном, так вот скажет о любви к народу:

Я стар, и жду смерти, и пишу истину по любви к народу, о котором скорбит душа моя. Быть может, хоть одна душа спасется; и за нее буду благодарить Бога; но сердце мое болит за весь мир, и молюсь, и слезы проливаю за весь мир, чтобы все покаялись и познали Бога, и жили в любви, и наслаждались свободою в Боге.

Как «открыть» себя для благодати (исцеление двух слепцов и немого бесноватого). Неделя 7-я по Пятидесятнице

Когда Иисус шёл оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов!

Когда же Он пришёл в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи!

Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам.

И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал.

А они, выйдя, разгласили о Нём по всей земле той.

Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого.

И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле.

А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского.

И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях (Мф. 9, 27-35).

Блаженный Феофилакт Болгарский

Об исцелении слепцов и немого

(«Толкование на Святое Евангелие»)



И преходящу оттуду Иисусови, по Нем идоста два слепца, зовуща и глаголюща: помилуй ны (Иисусе) Сыне Давидов . Как Богу, слепцы говорили Ему: помилуй ны , а как человеку, - взывали: Сыне Давидов : ибо всем иудеям было известно, что Мессия произойдет от племени Давидова.

Пришедшу же Ему в дом, приступиста к Нему слепца, и глагола има Иисус: веруета ли, яко могу cue сотворити? глаголаста Ему: ей. Господи . Заставляет слепцов идти за Собою до самого дому, - потому что хотел обнаружить твердость из веры и обличить иудеев. А чтобы показать, что все зависит от веры, спрашивает их, веруют ли они.

Тогда прикоснуся очию их глаголя: по вере ваю буди вама. И отверзостася очи има . Исцеляет их в доме, наедине, чуждаясь славы. Он всюду дает нам уроки смиренномудрия .

И запрети има Иисус, глаголя: блюдита, да никтоже увесть. Она же изшедша прослависта Его по всей земли той . Видишь ли смирение Христа? как запрещает Он разглашать о Себе! Но они разгласили, впрочем не по ослушанию, но по чувству благодарности. Ежели в иных случаях оказывается, что Христос говорил: иди и поведай славу Божию (Лук. 8, 39); то здесь нет нимало противоречия. Он хочет, чтоб о Нем не говорили ничего, но проповедовали славу Божию.

Тема же исходящема, се приведоша к Нему человека нема беснуема. И изгнану бесу, проглагола немый . Эта немота была не естественная, но от демона: посему и приводят его другие: сам по себе не мог он просить, потому что демон связал ему язык. По этой причине Христос не требует у него веры, но тотчас врачует его, изгнав отнявшего у него язык демона.

И дивишася народи, глаголюще: яко николиже явися тако во Исраили . Удивленный народ ставит Христа выше пророков и патриархов, ибо Он исцелял со властью, а не так, как те - по молитве. Но посмотрим и на фарисеев, что говорят.

Фарисее же глаголаху, о князе бесовстем изгонит бесы . - Слова крайнего безумия! ибо никакой демон не изгоняет демона . Положим впрочем, что Он изгонял демонов, как слуга князя демонского, или посредством магии: как же Он исцелял болезни, отпускал грехи и проповедовал царство Божие? Демон поступает напротив: он производит болезни и отвращает от Бога.

И прохождаше Иисус грады вся и веси, уча на сонмищах их и проповедая Евангелие царствия, и целя всяк недуг и всяку язю в людех . Будучи человеколюбив, Господь не дожидается, когда придут к Нему, но Сам ходил всюду, чтобы никто не имел причины оправдываться и говорить, что никто не приходил учить нас. Он привлекает их и делом и словом, - уча и чудодействуя .

Святитель Феофан Затворник

О вере

(«Мысли на каждый день года»)



, сказал Господь двум слепцам, и тотчас отверзлись очи их. Насколько веры, настолько привтечения Божеской силы. Вера - приемник, уста и вместилище благодати . Как легкие у одного бывают большие, а у другого маленькие, и те больше принимают воздуха, а эти меньше, - так и вера у иного большая, у другого маленькая, и та больше принимает даров от Господа, а эта меньше. Бог всюду есть, все объемлет и содержит, и любит обитать в душах человеческих; но входит в них не насильно, хоть всемогущ, а как бы по приглашению, ибо не хочет нарушать дарованной Им человеку власти над собою или права хозяйства в себе. Кто отворяет себя верою, того преисполняет Бог, а кто затворился неверием, в того не входит хоть и близ есть . Господи! приложи же нам веру, ибо и вера Твой же дар. Из нас же всякий должен исповедать: «я же беден и нищ» (Пс. 69, 6).

Святитель Николай Сербский (Велимирович)

Неделя седьмая по Пятидесятнице. Евангелие об исцеленных и неисцелимых слепцах

(«Беседы. М.: Лодья, 2001, сс. 91-105»)



Первозданный человек жил, как и ангелы, видением Бога; его потомки после грехопадения жили верою в Бога. Те, для коих видение закрыто, а вера не открыта, не могут считаться живыми, ибо не имеют связи с Жизнью; чем же им, в таком случае, жить?

Одно озеро, открытое для неба, принимает воду с высоты, наполняется и не пересыхает. Другое озеро, закрытое для неба, принимает воду из-под земли, из горных родников, наполняется и не пересыхает. Но третье озеро, закрытое для неба и отрезанное от подземных вод, не может не опустеть и не пересохнуть.

Можно ли озеро без воды назвать озером? Нет, но скорее сухой пропастью.

Можно ли человека, не носящего в себе Бога, назвать человеком? Нет, но скорее сухой могилой.

Как вода является главным содержимым озера, так и Бог есть главное содержание человека . Ни озеро без воды - не озеро, ни человек без Бога - не человек.

Но как человеку принять в себя Бога, если он закрыт от Бога со всех сторон, как пересохшее озеро от воды, как темная могила - от света?

Бог - не камень, который однажды бросили в человека, и он там остается и лежит против человеческой воли. Бог есть сила, более тонкая и более мощная, чем свет и воздух; сила, наполняющая человека по бесконечной милости Божией или оставляющая его, в соответствии с волею самого человека . Так, человек даже в течение двух дней не исполнен Бога одинаково. Это зависит прежде всего от его открытости по отношению к Богу. Если бы душа человеческая была полностью распахнута только для Бога (а сие в то же время означает - закрыта для мира), тогда человек возвратился бы к первоначальному наслаждению Богосозерцанием. Но поскольку в тленном мире, где находится душа человеческая, этого трудно достичь, то остаются лишь одни врата, чрез которые человек может вступить в общение с Богом как с Источником Жизни, - вера. А вера означает: во-первых, памятование об утраченном первоначальном Богосозерцании - памятование, оставшееся запечатленным в совести и разуме; во-вторых, принятие как истины того, что Бог открыл прозорливым пророкам и святым, удостоившимся лицезреть Истину; и в-третьих, самое важное - признание Господа нашего Иисуса Христа Сыном Божиим, видимым образом Бога невидимого (2Кор.4:4). Третье условие само по себе является достаточным, обымая и исполняя в совершенстве и первое, и второе. Сия вера оживляет и спасает. Сие суть величайшие врата, которыми Бог входит в человека, сообразно с мерою его желания и благой воли .

Потому Господь наш Иисус Христос часто спрашивал больных и страждущих: веруете ли, что Я могу это сделать? То есть: «Отворяешь ли ты Мне дверь, дабы Я вошел?» Верить означает не что иное, как отворить дверь души и позволить Богу войти . «Боже, очисти меня от меня и Сам вселись в меня!» - Словами этими выражается практическая сущность веры.

И сегодняшнее Евангельское чтение описывает одно из многих чудес, кои происходят тогда, когда человек верою отворяет себя и впускает в себя Бога. Ибо Бог - Чудотворец во всех делах Своих. Где Он, там и чудо. От Него все законы, природные и человеческие, убегают, словно тени от солнца, и остается лишь Его сила, премудрость и любовь - все предивное, сладчайшее и преславное.

После гадаринской языческой тьмы, где Господь не нашел в людях веры даже совершив столь великое чудо как исцеление двух бесноватых, вдруг один за другим следуют несколько случаев, когда Христову любовь встречает великая вера человеческая; случаев, когда Господь стучит, и люди с радостью отворяют дверь души своей; и Он творит чудеса. Всегда, когда встречаются любовь и вера, рождается чудо . Сначала явили свою веру люди, принесшие расслабленного и спустившие его сквозь кровлю. И, видя веру их, Иисус сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои... встань, возьми постель твою, и иди в дом твой . Разве это не слова безграничной любви? И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой . Разве это не чудо, рожденное от любви и веры? Затем женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, прикоснулась к краю одежды Его, говоря сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею . Это - вера! Иисус же сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя . Это - глаголы истинной любви. Женщина с того часа стала здорова . Это - чудо, рожденное от любви и веры. А потом начальник синагоги Иаир подошел ко Христу, скорбя, и сказал: дочь моя теперь умирает; но приди, возложи на нее руку Твою, и она будет жива . Лишь возложи на нее руку Твою - и она будет жива! Это - вера, в коей нет ни колебаний, ни сомнений. И Господь пришел, взял ее за руку, и девица встала . Взял ее за руку! Разве это не любовь Друга и Врача? И девица встала! Разве это не чудо, рожденное от любви и веры? После сих дивных примеров сретения веры человеческой и любви Божией вот и еще один, являемый нам в сегодняшнем Евангельском чтении:

Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, Сын Давидов! Откуда шел Господь наш? Из дома начальника синагоги Иаира, где Он воскресил умершую девицу. Слепые услышали, что Он идет, и последовали за Ним, крича и умоляя Его о милости. Похоже поступил и слепой Вартимей в Иерихоне. Он сидел у дороги, прося милостыни. Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня (Мк.10:46-47). Так и сии двое. Услышав от своих поводырей, что это проходит Иисус Чудотворец, они, забыв и о милостыне, и обо всем на свете, сразу же отправились вслед за Ним с криком. Вот, и они - сыны Авраама, друга Божия, который некогда видел Бога, в то время как эти несчастные не имеют возможности видеть даже Божии творения!

Но почему слепцы называют Христа Сыном Давидовым? Потому что такое наименование считалось в Израиле величайшею почестью. Царь Давид был образом для всех царей израильских, и так как всякий праведник назывался сыном Авраамовым, так и всякий праведный властитель - сыном Давидовым. А Христос был Властитель, хотя и не по Своему положению в человеческом обществе, но по подлинной власти и силе, которыми, словно свежим ветром, веяло от Него. А что у израильтян был обычай называть и отдаленных потомков Давида сынами Давидовыми, мы видим из многих мест Священного Писания (4Цар.16:2; 18:3; 22:2).

Возможно также, что слепые, называя Иисуса Христа Сыном Давидовым, думали о Нем как о Мессии, ибо весь народ ожидал обетованного Богом Мессию из дома Давидова (2Цар.7:12-13; Пс.88:28; Ис.8:7; Лк.1:32). «Молящийся телесно и не имеющий еще духовного разума подобен слепцу, который взывал: Сын Давидов! Помилуй меня (Мк.10:48). Другой же некто прежде слепый, когда прозрел и увидел Господа, уже не называл Его Сыном Давидовым, но исповедал Его Сыном Божиим (Ин.9:35-38)» (Прп. Симеон Новый Богослов, Слово 5 ). И даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его , - так благовествовал великий архангел Пресвятой Богородице. Даже и сам архангел пользуется, таким образом, обычным для народа языком, называя Давида отцом Христа, хотя до того нарек Его Сыном Всевышнего , то есть Сыном Божиим (Лк.1:32).

Не является ли и сие одною из страшных отповедей помраченным фарисеям и книжникам, называвшим Христа хулителем Бога и грешником? Взгляните, как Христос посрамляет их чрез тех, кого они считали худшими себя: чрез язычников, слепцов и даже бесов! Ибо в то время как они, ослепленные тщеславием, могли увидеть во Христе только богохульника и грешника, сотник-язычник верует в Его Божественную власть над болезнями, бесы в Гадаре называют Его Сыном Божиим, и вот, наконец, слепцы духом видят в Нем Сына Давидова. Таким образом, язычники почувствовали в присутствии Христа присутствие Божие, а отупевшие фарисеи и книжники не смогли почувствовать этого; бесы познали во Христе Сына Божия, а лжеименные мудрецы, вожди народа израильского, не смогли Его познать. И вот слепые увидели то, чего те не увидели.

Пока слепые следовали за Христом и кричали, Он не оборачивался и не отвечал им. Для чего? Во-первых, для того, чтобы еще более укрепить в них жажду Бога и веру в Него; во-вторых, чтобы многие, услышав их крик, сами задумались над своим сердцем и исследовали свою веру; а в-третьих, чтобы, избегая славы человеческой, показать Свою кротость и смирение: ибо страдальцев сих Он исцелит не на дороге, пред толпою народа, но в доме, в присутствии нескольких свидетелей. Какая кротость и какая премудрость! Вот, Он лучше всех ведал: Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным (Мк.4:22); ведал, что чем больше скрывают любое дело благое, тем более явным оно становится.

Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят ему: ей, Господи! Столь велика была вера слепцов сих, что они без устали следовали за Христом, несмотря на то, что Он не оборачивался к ним и не отвечал на их отчаянные крики. Столь велика была вера их, что они сопровождали Его до самого дома, в который Он направлялся. И хотя это был дом чужой для них и незнакомый, они дерзнули войти в него. Они чувствовали: теперь пришло время их исцеления - теперь или никогда! Они знали, что во всем мире не существует живого человека, кроме Христа, который может возвратить им зрение.

Веруете ли, что Я могу это сделать? - вопрошает их Господь. Для чего Он, Тайновидец и Сердцеведец, зная и видя их веру, задает этот вопрос? Для того, чтобы они открыто исповедали свою веру, - сколько ради них самих, столько и ради других присутствующих. Ибо открытое исповедание веры утверждает веру и исповедающих, и слушающих .

Ей, Господи! - отвечают слепцы. От радости, что Христос вообще к ним обращается, в них еще больше разгорелась вера в Него и в Его могущество. Ей, Господи! Они более не называют его Сыном Давидовым - это кажется им недостаточным и не вполне точным - но прямо Господом. В сем и заключается их исповедание веры: Иисус Христос есть Господь, Богочеловек и Спаситель. И этого довольно. Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется (Рим.10:13).

Здесь вера и в сердце, и на языке. Теперь в сретение вере сей должна выйти любовь - и родится чудо. А вот и любовь, коя никогда не замедлит выйти в сретение вере - никогда! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их . Словно горящую свечу поднесли к угасшей - и та зажглась! Пречистый Господь не гнушался ни нечистого тела человеческого, ни еще более нечистой души. Ибо для чистых все чисто (Тит.1:15). Он простер Свои пречистые руки и коснулся темных дыр, заколоченных окон, гнилых слепых глаз - и глаза открылись. Завеса спала, и свет ворвался в темницу, и сделал ее чертогом, светло украшенным. По вере вашей да будет вам . И вера не была посрамлена: по вере их и было. О, как высоко ценит Господь Свои создания, хотя все они суть дым и прах под ногами Его! Требуя веры, Господь требует соработничества людей в Своем деле творения . Он мог бы, как говорит премудрый Златоуст, единым словом исцелить всех больных на земле. Но что бы при том произошло? Он сравнял бы человека с прочими бессловесными тварями, не имеющими ни свободной воли, ни возможности ее свободного изъявления, ни высшего предопределения. Он низвел бы человека до уровня солнца, луны и звезд, которые не могут не светить - так им приказано; и до уровня воды в ручьях и реках, которая не может не течь - так приказано; и до уровня камня, который не может не покоиться или не падать - как ему прикажут. А человек есть существо словесное и разумное, и ему нужно делать то, что бессловесная тварь не может не делать , то есть полностью предать себя Богу и исполнять заповеди Божии. «Господь повелевает - я не могу не повиноваться Ему», - говорит вся природа. «Господь повелевает - мне нужно повиноваться Ему», - говорит человек Истины. Человек должен выбирать, и выбирать не между двумя благами, но между добром и злом . Выберет он добро - будет другом Божиим и сыном в Царстве непоколебимом и будет более блажен, чем вся природа; выберет зло - будет отвержен от лица Божия, и будет ему хуже, чем бессловесным тварям. Такова уж воля Творца - чтобы человек во время этой жизни свободно определился в выборе добра или зла. Потому Господь наш Иисус Христос спрашивает людей о вере; потому Он призывает их к соработничеству на ниве их собственного спасения. Весьма малого требует Господь от людей. Он требует от них только по доброй воле признать Его Всемогущим Богом, а себя самих - ничтожно малыми пред Ним. Сие есть вера, и веру сию Господь постоянно ищет в людях ради блага и спасения самих же людей.

И Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал. А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той . Почему Иисус запретил им разглашать это чудо? Во-первых, потому что Он не ищет никакой славы и хвалы от людей. Сии слава и хвала не могут прибавить ни иоты к Его славе. Во-вторых, чтобы показать: то, что Он делает для людей, Он делает из сострадания и любви к ним, как мать для своих чад, а не как волшебники и чародеи, слуги диавола, кои в душе презирают людей, а то, что делают, делают для стяжания славы и похвал. В-третьих, дабы этим преподать людям урок, что всякое дело благое надо совершать во славу Божию, а не из тщеславия ; пусть левая рука твоя не знает, что делает правая (Мф.6:3). А в-четвертых, Он знает - и хотел бы, чтобы это познали и люди: добро не может укрыться; что, впрочем, тут же стало ясно. Ибо слепые волей-неволей не могли не разгласить о Нем по всей земле той. Если язык их и молчал, очи их говорили. Если они даже и хотели промолчать, сила Божия, все тайное делающая явным, заставляла их говорить и говорить. А того и хотел Господь наш Иисус Христос, дабы показать им: «Независимо от вашей воли дело сие разгласится, сколько бы вы ни старались, чтобы о нем не узнали. Не возжелайте лишь рассказывать о нем из тщеславия или ради похвал - себе ли, Мне ли. Прославьте Бога - вот главное».

Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого. И когда бес был изгнан, немой стал говорить . Как жаждущие путники в пустыне спешат к единственному найденному источнику воды, так и люди, жаждущие здравия, мудрости, силы, доброты, мира, спешат ко Господу нашему Иисусу Христу, дотоле невиданному единому Источнику всех этих благ. А Источник этот неиссякаем, и никто, придя к Нему, не уходит, не напившись. Только ушли слепые, уже с отверстыми очами и без поводыря, как пришли поводыри человека немого бесноватого и привели ко Господу этого несчастного. Немой бесноватый! Ни разума, чтобы породить слово, ни языка, чтобы его произнести. Господь не спрашивает его о вере, ибо как бесноватый может веровать? И как может немой исповедать веру? Но Господь видит веру приведших его. Вероятно, у Господа был с ними разговор, подобный тому, что был со слепцами, но евангелист, из-за сходства этих разговоров, этих вопросов и ответов, ничего не сообщает. Для ищущих спасения достаточно поучений и в тех словах, что сказаны о слепых. Тем же, кто безвозвратно катится в пропасть, хуля Спасителя и слова спасения, не помогли бы ни все слова, ни все дела Господа нашего Иисуса Христа, сказанные и совершенные за все время Его земной жизни. А если бы все это записать и описать стенографическим способом, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг , - как говорит евангелист (Ин.21:25). Однако того, что написано, достаточно, чтобы мы веровали в Сына Божия и имели жизнь вечную (Ин.20:31). Наш евангелист упоминает о сем случае только в двух предложениях, словно мимоходом. Но представьте, какое это событие: изгнать беса из одержимого, исцелить человека от немоты, даровать ему спокойную и разумную речь! Это событие больше любой войны, о которой написано множество книг. Воевать каждый может, а изгнать беса и немые уста исполнить слова не может никто, кроме Бога. Об одном только чуде сем можно было бы написать целые книги, но евангелист упоминает о нем лишь в двух предложениях; наряду с другими причинами еще и потому, что хочет показать многочисленность схожих чудес величайшего Чудотворца всех времен, а также легкость, с коею Господь таковые неслыханные чудеса творил.

Сказано, что сначала Господь изгнал беса, и только после того немой стал говорить. И это чудо показывает, что Господь всегда сразу проникает в глубину, в самый корень зла . В немом был злой дух, и он-то и связал человеку язык. Необходимо было изгнать злого духа, и все его узы и путы, которыми он связывал больного, исчезли бы сами собою. Потому Господь сначала изгоняет беса, а затем исполняет человека умною и словесною силой. Это событие в значительной степени напоминает исцеление расслабленного, которому Господь сначала сказал: прощаются тебе грехи твои , и только потом: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой . Чаще всего Христос поначалу врачевал душевные муки, а только потом - телесные изъяны. Представим, что Он открыл немому уста, но беса в нем оставил. К чему бы это привело? Зачем человеку возможность говорить, если чрез него, хуля Бога и людей, будет говорить бес? Что пользы освободить человека от меньшего зла, оставив его в оковах большего? И разве со временем бес снова не смог бы запечатать уста больному, сделав его немым? О, Господи, как премудро и целесообразно все, творимое Тобою! Мы можем только удивляться Твоей неисчерпаемой мудрости и сами от нее учиться - делать все, что мы делаем, основательно и совершенно .

И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле. А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского . Одни удивляются, а другие хулят. Одни радуются добру, а другие ожесточаются против добра. Народ прославляет Бога, а вожди народные думают о диаволе. Простосердечные называют Христа Сыном Давидовым и Господом, а книжники, лжеименные мудрецы, называют Его посланником веельзевула, князя бесовского! И слепые прозрели и увидели, и глухие стали слышать и услышали, и бесноватые исцелились и познали, и немые заговорили и исповедали, а мудрецы мира сего, с умом, отягощенным земною мудростью, и сердцем, окаменевшим от тщеславия и зависти, не смогли ни увидеть Сына Божия, ни услышать, ни познать, ни исповедать. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом (1Кор.3:19).

Никогда не бывало такого явления в Израиле , - удивляясь, говорил народ. Правда, и Моисей, и Илия, и Елисей творили различные чудеса, но каким образом? С помощью своей веры, поста и молитвы, с одной стороны, и Божией благодати, с другой. Сам Бог Живый свершал чрез них великие дела. Но Христос все свершает Своею властью и силой. Между Ним и древними чудотворцами такое же различие, как между солнцем и луною: луна светит светом, который принимает от солнца, солнце же - своим собственным. Простая и непредубежденная душа народная ощутила сие огромное различие, потому уста людей и исповедали: никогда не бывало такого явления в Израиле . Правда, и фарисеи не отрицают дивных чудес Христовых. Если бы они могли, то отрицали бы их, скрывали, подкупали лжесвидетелей, как при воскресении Господнем; но они не могут отрицать того, что происходило на глазах у народных толп. Да, действительно, они не отрицают этих чудес, но из злобы и лукавства истолковывают их на свой лад. Он изгоняет бесов силою князя бесовского . Они не раз говорили сие Господу, и не раз Он затыкал им рты ясным ответом (Мф.12:24-26; Мк.3:22-26; Лк.11:17-18). Он говорил им: И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его? Воистину, трудно хоть сколько-нибудь разумному человеку придумать более смешное, нелогичное и глупое объяснение деяний Христовых, чем то, что родилось в помраченных умах старейшин и книжников народа израильского. С помощью сатаны изгонять бесов! Разве это не то же самое, что сказать: «С помощью отца убивать его детей»? Или: «С помощью военачальника побеждать и уничтожать его собственное войско»? Но не напрасно говорят, что зависть слепа. Можно еще сказать, что она смешна и глупа. Ибо зависть не только каменит сердце и ослепляет ум, но и заплетает язык - и тот не знает, что говорит; потому все, что говорит язык завистника, безумно, смешно и глупо.

Господь наш Иисус Христос не обращал внимания на это злобное бессилие завистливых народных старейшин, но поспешал продолжить Свое дело, чтобы спасти и сохранить всех тех, которых Отец Небесный дал Ему, чтобы никто из них не погиб (Ин.17:12). Ибо в конце сегодняшнего Евангельского чтения говорится:

И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях . Город или селение - Ему все равно. Ему не нужны ни города, ни селения - Ему нужны люди. По всем городам и селениям , - говорит евангелист, дабы подчеркнуть ревность Христову о деле. Яко ревность дому Твоего снеде мя (Пс.68:10). Для Него воистину один день был как тысяча лет. Дело Христово было тройственным, как показывают слова евангелиста. Он учил, Он проповедовал, благовествуя о Царствии, и Он исцелял всякую болезнь и всякую немощь в людях . Учил - означает, толковал дух творения и ветхозаветного закона. Проповедовал - означает, полагал основание новому творению - Царствию Божию, Церкви святых. Исцелял - означает, делами подтверждал Свое учение и Свою проповедь.

И все это Господь творил из любви не только к тогдашним людям, Своим современникам - Он Современник всего, что было, что есть и что будет, - но и к нам. Да зажжет светом Своим светильник в душе нашей, да выйдет Своею любовью в сретение вере нашей, чтобы от сего сретения Божией любви и нашей веры родилось чудо нашего спасения: исцеление нашей духовной слепоты, нашей немоты и одержимости, всякой нашей болезни и всякой немощи.

О, Господи Иисусе Христе, Сыне Бога Живаго, помилуй нас! Дабы и мы сподобились прославить имя Твое по всей земле по всей земле народа нашего и по всей земле человечества, живого и усопшего. Имя Твое и Преславного и Безначального Отца Твоего, со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом - Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне и присно, во все времена и во веки веков. Аминь.

Митрополит Антоний Сурожский

Неделя 7-я по Пятидесятнице. Исцеление двух слепцов и немого

(«Воскресные проповеди»)



Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Раз за разом мы читаем и в Евангелии, и в Ветхом Завете о чудесах и, поистине, можем видеть их на протяжении веков в жизни Церкви: чудеса исцеления, чудеса обновления человеческой жизни силой Божией. И иногда люди – все мы – задаем себе вопрос: что такое чудо? Означает ли оно, что в момент его Бог насилует собственное творение, нарушает его законы, ломает что-то, Им Самим вызванное к жизни? Нет: если так, то это было бы магическим действием, это значило бы, что Бог сломил непослушное, подчинил силой то, что слабо по сравнению с Ним, Который силен.

Чудо – нечто совершенно иное; чудо – это момент, когда восстанавливается гармония, нарушенная человеческим грехом . Это может быть вспышка на мгновение, это может быть начало целой новой жизни: жизни гармонии между Богом и человеком, гармонии тварного мира со своим Творцом. В чуде восстанавливается то, что должно быть всегда; чудо не означает что-то неслыханное, неестественное, противное природе вещей, но наоборот, такое мгновение, когда Бог вступает в Свое творение и бывает им принят. И когда Он принят, Он может действовать в Своем творении свободно, державно.

Пример такого чуда мы видим в рассказе о том, что случилось в Кане Галилейской, когда Матерь Божия обратилась ко Христу и на этом убогом сельском празднике сказала Ему: У них вино кончилось!.. Сердца людей еще жаждали человеческой радости, а вещество радости иссякло. И Христос обращается к Ней: Что между Мной и Тобой, почему Ты Мне говоришь это?.. И Она не отвечает Ему прямо; Она обращается к слугам и говорит: Что бы Он ни сказал – то сделайте... Она отзывается на вопрос Христов действием совершенной веры; Она неограниченно верит в Его мудрость и в Его любовь, и в Его Божественность. В это мгновение, потому что вера одного человека распахнула дверь для всякого, кто выполнит то, что ему сказано, Царство Божие водворяется, в мир вступает новое измерение вечности и бездонной глубины, и то, что было иначе невозможно, становится реальностью.

Здесь мы поставлены перед лицом тех необходимых условий, которые делают возможной эту восстановленную гармонию. Прежде всего, должна быть нужда, нужда реальная; не обязательно трагическая, она может быть и незатейливой, но она должна быть подлинной. Радость и горе, болезнь и подавленность в равной мере нуждаются быть приведенными в нечто большее, чем земля, в нечто такое же просторное и глубокое, как Божественная любовь и Божественная гармония.

Должна быть также беспомощность: пока мы думаем, что мы можем что-то сделать сами, мы не даем пути Богу . Мне вспоминаются слова одного западного святого, который говорил: когда мы в нужде, мы должны передать все попечение Богу, потому что тогда Он должен что-то сделать, чтобы спасти Свою честь... Да, пока мы воображаем себя хоть отчасти хозяевами положения, пока мы говорим: «Я сам, – Ты только немножко помоги» – мы не получим помощи, потому что эта помощь должна разметать все человеческие ухищрения.

И следующее – это Божественное сострадание, о котором мы слышим так часто в Евангелии: «милосердова Господь»... Христос сострадает, Христос жалеет, и это значит, что Он посмотрел на этих людей, которые в нужде, которые ничем не могут облегчить свою нужду, и испытал боль в Своем Божественном сердце о том, что вот люди, чья жизнь должна быть полнотой и торжествующей радостью – а они измучены нуждой. Иногда это голод, иногда – болезнь, иногда – грех, смерть, одиночество: что угодно, но Божия любовь может быть только или ликующей, торжествующей радостью – или распинающей болью.

И вот, когда соприсутствуют все эти элементы, тогда устанавливается таинственная гармония между Божией скорбью и человеческой нуждой, человеческой беспомощностью и Божией силой, любовью Божией, которая выражается во всем: и в великом, и в малом.

Поэтому научимся такой чистоте сердца, такой чистоте ума, которая сделает нас способными обращаться к Богу с нашей нуждой, не пряча от Него своего лица : или, если мы недостойны приступить к Нему, то приступим, припадая земно к Его ногам, и скажем: Господи! Я недостоин, я недостойна! Я недостоин стоять перед Тобой, я недостоин Твоей любви, недостоин Твоего милосердия, но вместе с этим я знаю Твою любовь еще больше, чем я знаю свое недостоинство; и вот, я прихожу к Тебе, потому что Ты – любовь и победа, потому что в жизни и в смерти Твоего Единородного Сына Ты явил мне, как дорого Ты меня ценишь: цена мне – вся Его жизнь, все страдание, вся смерть, сошествие во ад и ужас его, ради того, чтобы я только был спасен...

Станем же учиться этой творческой беспомощности, которая заключается в том, чтобы оставить всякую надежду на человеческую победу ради уверенного знания, что Бог может то, чего мы не можем. Пусть наша беспомощность будет прозрачностью, гибкостью, всецелым вниманием – и вручением Богу наших нужд; нужды в вечной жизни, но и незатейливых нужд нашей человеческой хрупкости: нужды в поддержке, нужды в утешении, нужды в милости. И всегда Бог ответит: если хоть немножко можешь поверить, то все возможно . Аминь.

Протоиерей Александр Шаргунов

Неделя 7-я по Пятидесятнице

(«Евангелие дня»)



Сегодняшнее Евангелие - об исцелении двух слепых и немого. В каком бедственном состоянии находится этот мир, и как различны человеческие несчастья! Немого привели ко Христу, как только прозревшие слепые ушли. Как неутомим наш Господь в делании добра, как непрерывно одно доброе дело следует за другим! Сокровища милосердия всегда в избытке есть у Него, и сколько бы Он ни совершал чудес, они никогда не могут иссякнуть. Все заключается в нашей способности участвовать в Божием даре - в нашей вере и нашей молитве.

Двое слепых следуют за Христом и кричат: «Помилуй нас, Иисусе, Сыне Давидов» . Обетование, данное Давиду, что от его потомков явится Мессия, было хорошо известно Израильскому народу. В это время было великое ожидание Его пришествия. Эти слепые люди знают, исповедуют и возвещают на улицах Капернаума, что Мессия пришел, что Он здесь. Удивительное дело - те, кто Промыслом Божиим лишены телесного зрения, могут иметь разумные очи столь просвещенными, что различать великие деяния Божии, сокрытые от премудрых и разумных. Перед нами подлинная вера.

Они просят только о милости. И мы будем учиться такой молитве. Как бы ни были велики наши нужды и скорби, нам не нужно ничего, кроме того, чтобы милостив был к нам Господь . Одного мы просим у Господа: чтобы быть нам причастными Его милосердию. Пусть даже Он не исцелит нас и не избавит от той беды, в которой мы сегодня оказались - если милость Его будет с нами, нам будет довольно этого, мы будем утешены.

И они - обратим и на это внимание - не говорят, каждый из них в отдельности, «помилуй меня», но оба молят друг за друга: «Помилуй нас» . Они - друзья по несчастью, и их молитва едина. Если бы народ наш, все русские люди, осознали сегодня, в какой они общей беде, если бы единым сердцем и едиными устами обратились ко Господу, произошло бы чудо. У Христа достаточно милости для каждого и для всех.

Слепые следуют за Христом, взывая к Нему о помощи. Но Он как будто не замечает их. Много народу шло рядом с ними и все кричали, а потом, может быть, когда Христос проходил, они просто забывали обо всем. Он хочет увидеть, что их молитва подлинна и что их осознание беды реально. Он не отвечает порою сразу на нашу молитву, чтобы углубилась наша молитва и чтобы стало более дорогим для нас избавление, которое мы не можем получить по первому нашему слову. Господь хочет научить нас быть настойчивыми в молитвах, всегда молиться и не унывать .

И еще важная подробность. Когда Христос вошел в дом, слепые последовали за Ним и там подошли к Нему. Оттого, что Он не ответил им на улице, они вынуждены были войти за Ним в дом. Святые отцы видят в этом особый смысл. Рано или поздно каждый из нас должен встретить Христа наедине. Хорошо молиться в храме со всеми, при большом стечении народа, когда великий праздник и общее торжество невольно захватывает нас. Но в конце концов каждый должен встретиться лично со Христом, и это имеет решающее значение . Будет ли это в храме или в домашней нашей молитве, или когда нас посетит беда. Сам Господь ищет, чтобы это с нами произошло. Двери Христовы всегда открыты для тех, кто неотступно следует за Ним. Но эта встреча со Христом должна быть сокровенной. Потому-то, когда слепые прозрели, Христос строго сказал им: «Смотрите, чтобы никто не узнал» .

Сегодняшнее Евангелие напоминает нам, что молитва наша должна быть соединена с несомненной верой . Христос спрашивает слепых: «Веруете ли, что Я могу это сделать?» и отвечает им: «По вере вашей да будет вам» . Он мог бы, говорит святой Иоанн Златоуст, сразу всех слепых, немых и глухих на земле исцелить одним словом. Но что бы это значило? Человек был бы поставлен на один уровень с неразумными существами, без свободной воли и свободного выбора, лишенный высокого своего предназначения. Но человек потому и называется человеком, что всегда стоит перед выбором добра и зла. Если он избирает добро, он вступает в дружбу с Богом и становится чадом света, наследником Его небесного Царства. Если он избирает зло, он становится ниже неразумных существ, погружаясь во тьму кромешную.

Не то ли же самое случилось с немым, об исцелении которого далее говорится в сегодняшнем Евангелии? Он - бессловесное существо. Мы часто повторяем, что сегодня все делается, чтобы превратить людей в бессловесных существ пропагандой скотской похоти. И самое главное, что сегодня происходит в мире - обессмысливание слова . Смешиваются святые и грязные слова, ложь звучит по телевидению как сквернословие, и они не стыдятся уже публично произносить любую срамоту. Еще немного, кажется, и они будут мычать и рычать.

Вначале Христос изгнал диавола из немого, и только потом тот стал говорить. Представьте, что Господь освободил бы его от немоты и оставил все как есть. Что бы произошло? Свободным, развязанным от стесняющих его уз языком немой стал бы хулить Бога и человека, и восхвалять грех. Господь показывает нам сегодня, как страшна такая свобода. И где можем мы обрести избавление от нынешней всеобщей слепоты и немоты . Он поражает корень зла и устраняет причину. Только силою Божией может быть сокрушена сила сатаны, сковавшая наш народ. Только подлинной верой можем обрести мы дар прозрения. Только в истинной молитве отверзаются уста, приносящие хвалу Господу.

Нынешняя евангельская история повествует нам, возлюбленные братья, о чудесном исцелении Спасителем двух слепцов и человека немого бесноватого, которому бес связал язык. Дело было в окрестностях города Капернаума после воскрешения из мертвых дочери Иаира, начальника синагоги иудейской. Два слепца эти следовали за Иисусом Христом и кричали: "Помилуй нас Иисус, сын Давидов!" Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: "Веруете ли, что Я могу это сделать?" Они говорят Ему: "Ей, Господи!" Тогда Он коснулся глаз их и сказал: "По вере вашей да будет вам". И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: "Смотрите, чтобы никто не узнал". А они, вышедши, разгласили о Нем по всей земле той (Мф. 9, 27-31).

Дело ясно: слепцы вдруг прозрели по одному слову Спасителя; Творец человека, Сам Свет и света Податель сказал слово - и слово стало делом. Сказал творческое: Да будет, - и бывшие слепцы теперь уже зрячие. И столь чудный дар подал Он за одну веру слепцов, без всяких заслуг с их стороны: По вере вашей будет вам . Так приятна в человеке для Бога одна простая, искренняя вера во всемогущество Божие! Так сильно действует вера! Такие чудеса бывают через веру! Имеем ли мы с вами веру? Если имеем, то и мы не можем не видеть в себе дивных дел Божиих и в душах наших и в телесах наших; Господь и ныне с нами по божественному Своему обетованию: Вот, Я с вами во все дни до скончания века , - сказал Он ученикам пред Вознесением Своим на небо (Мф. 28, 20); Иисус Христос вчера и днесь, Тойже и вовеки (Евр. 13, 8). Я вижу чудеса Его милосердия и силы во мне всякий день и славлю ежедневно милости Его, ибо им нет числа.

Говоря о слепцах евангельских и о чудесном исцелении их Иисусом Христом за веру их, я переношусь мысленно к слепцам другого рода, именно к слепцам, объятым слепотой душевной, которая гораздо опаснее и гибельнее слепоты телесной. Это, во-первых, слепота недоучек или уж совсем переучившихся некоторых людей нынешнего времени, которые в премудром устройстве мира не видят перста Божия, все создавшего и всем управляющего, и почитают его произведением случая, как самих себя, и делают из своей жизни как бы игрушку и забаву, и, когда эта игрушка надоест им почему-либо, они беспощадно ее ломают, т. е. налагают на себя руки; или же они делают ее рядом злодеяний над другими и потешаются бедствиями человеческими. Эта слепота тем гибельнее для них самих и для обществ, что люди этого рода считают себя зрячими, умными и едва не добрыми людьми, а всех прочих людей - не из их шайки - невеждами, подлыми. Читая в ежедневных известиях о разных происшествиях, мы встречаемся то и дело с убийствами, самоубийствами, пьянством, развратом, похищениями самыми наглыми общественных денег, поджогами городов и сел. Подводя итоги всем этим происшествиям, мы выводим необходимое заключение, что эти люди отшатнулись от Бога, от веры, от Церкви Божией, что они слепы, бродят во мраке и не знают, к чему стремятся, что из всего этого выйдет. О, времена злосчастные! О, времена безверия! О, времена, предвещающие приближение Страшного дня судного! Берегитесь, братья, этой слепоты неверия, самодурства. Простите за выражение, но я не могу иначе назвать людей, поступающих столь нагло и безрассудно. Где в людях свет разума, совести? Как они лишились света веры?

Во-вторых, слепота души есть слепота раскола и суеверий.

В-третьих, слепота душевная есть слепота простонародья, не знающего самых необходимых истин веры своей и правил жизни христианской. Но эта слепота простительнее той, о коей раньше мы говорили: она невольная.

Держитесь, братья, крепче веры своей святой Церкви Божией, научающей вас всему доброму, полезному, святому, душеспасительному; не слушайте нынешних самодуров, имеющих учителем своим диавола и старающихся растлить простой христианский и русский ваш смысл. Имейте во всем житии страх Божий: помните второе страшное пришествие Господа Иисуса Христа и суд ужасный всей вселенной и тщательно исполняйте заповеди Божий и дела своего звания. Учитесь вере, должностям ее; просвещайтесь, освящайтесь, исправляйтесь и спасайтесь.

Другое чудо, о котором повествует нынешнее Евангелие, было изгнание беса из человека немого, беснующегося. Господь изгнал беса, и немой стал говорить. Слава власти Твоей божественной, Христе Боже! Ты повелеваешь злым духам, и они с трепетом исполняют Твое повеление, хотя с обычной злобой, в которой пребывают нераскаянными. Господи! Изгони и из нас духа немоты, ибо и мы подвержены ему: когда нужно усердно каяться Тебе, мы делаемся немы и не знаем, что говорить; когда нужно усердно молиться, мы опять немы и не знаем, как молиться, о чем просить, за что благодарить и как благодарить; на разглагольствие о житейском у нас язык свободно движется и говорит иногда без умолку, а как дойдет Цело до божественного, до спасения души - и язык немеет. Где принято в обществе говорить о Божестве, о спасении души грешной, о вечной жизни? Почти нигде. Тут мы немы. Господи! Избави нас от духа немоты и научи нас, что говорить и что угодное Тебе, Богу - Спасителю нашему. Аминь.