Вопросительное предложение распространенное или нераспространенное. Примеры распространенных предложений в русском языке
Распространённое предложение -простое предложение (см.), в состав к-рого (в отличие от нераспространённого предложения; см.) входят второстепенные члены, поясняющие и уточняющие подлежащее, сказуемое или предложение в целом. Расширение состава предложения происходит за счёт слов и словосочетаний, выступающих в форме, предопределённой подлежащим или сказуемым, или в форме, закреплённой в языковой системе для выражения определённых компонентов смысла предложения, напр.: Не пришёл из-за болезни; *Снег забивался в ворот штормовок - ледяным обручем стискивал горло* (Семёнов-Спасский); *Об этом молчать! Морозна старался не вспоминать о поездке в госпиталь* (Фадеев). В образованном на основе различных видов подчинительной связи (согласования, управления, примыкания) словосочетании имеют место определительные, объектные или субъектные отношения, напр.: не вспоминать о поездке - управление, отношения объектные; поездка в госпиталь - слабое управление, отношения определительные.
Синтаксическая позиция словоформ, распространяющих всё предложение в целом,- в начале или реже в конце предложения. В одном предложении может быть несколько таких распространителей (детерминантов, см.), характеризующих предложение с различных сторон, имеющих субъектное, объектное или обстоятельственное значение, напр.: «У неё глаза морского цвета, У неё неверная душа* (Бальмонт); *На лице твоём, ласково-зыбкий. Белый луч притворился улыбкой...* (Анненский); *С катком и родителям стало гораздо спокойнее* (Носов).
Внутренний состав предложения может распространяться именем, чаше местоимением, в форме дат. п., к-рое указывает на направленность действия, напр.: *Пуля прошла ему сквозь самое сердце* (Тургенев). В этой роли может выступать инфинитив, напр.: Дай бумагу написать письмо; деепричастие: Уходя, уходи.
Распространённым является предложение, если оно содержит открытые или закрытые ряды уточняющих определений, дополнений или обстоятельств, объединённых союзной или бессоюзной связью, напр.: <Лишь снег порхает - вечный, белый. Зимой - он площадь оснежит...* (Блок); *Вся моя жизнь озарилась любовью, именно вся, до самых мелочей, словно тёмная, заброшенная комната, в которую внесли свечку* (Тургенев).
Предложение распространяется также путём присоединения уточняющих групп словоформ, находящихся с предложением или отдельным словом в полупредикативной связи. Эти обособленные смысловые группы выделяются интонационно, на письме - запятыми или тире, напр.: ^Бросавший её [сеть], к полному удивлению всех, промахнулся и захватил ею только кувшин...* (Булгаков); *Так шептала Маргарита Николаевна, глядя на пунцовые шторы, наливающиеся солнцем, беспокойно одеваясь, расчёсывая перед тройным зеркалом короткие завитые волосы* (Булгаков).
Распространённым предложение делает введение синтаксически независимых словоформ - обращений, вставных конструкций, напр.: *Ты мне мила, пора заката* (Плещеев); *К ней заходил замечательный музыкант (я дружил с ним) И. Добровсйн* (Пастернак).
Термины «Р. п.» и «нераспространённое предложение» приняты прежде всего в школьной грамматике.
Может быть не только двусоставной (подлежащее + сказуемое), но и односоставной, когда в наличии только подлежащее или только сказуемое. Такие предложения все равно могут быть распространенными. Например: «Зима!» - нераспространенное односоставное предложение . Но «Раннее утро!» - это уже распространенное предложение , ведь подлежащее здесь снабжено определением. Или, например: «Смеркается!» - нераспространенное предложение . Однако: «Запахло осенью!» - это уже распространенное предложение , при сказуемом имеется дополнение.Неполные предложения, где подлежащее или сказуемое пропущены, но легко логически восстанавливаются, также могут быть распространенными и нераспространенными. «Я люблю малину, а Маша - ежевику» - здесь предложение «А Маша - ежевику» будет неполным предложение м, но при этом - распространенным. Ведь «ежевику» - это дополнение. Не стоит путать понятие «нераспространенное предложение » с понятием «простое предложение ». Простое предложение может содержать в себе не более одной грамматической основы вне зависимости от наличия второстепенных членов. Простое предложение противоставляется сложному предложению, в котором таких основ будет несколько и они будут разделяться запятой.Желаем вам успехов на уроках русского языка! Теперь вы вряд ли спутаете распространенные и нераспространенные предложения.
Источники:
- Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. — М.: Просвещение. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А.. 1976
- нераспространенное предложение пример
- Распространённые и нераспространённые предложения
Термин «неполное предложение » очень часто путают с понятием «односоставное предложение ». На самом деле между ними существует всего одно принципиальное различие. Если его запомнить, проблем с определением неполного предложения у вас больше никогда не возникнет.
Грамматическая основа односоставного состоит всего лишь из одного главного члена: или сказуемого. Они грамматически самостоятельны, и второй член логически присоединить невозможно. Смысл такого предложения будет ясен вне всякого контекста. Рассмотрим . «Ночь на дворе» - односоставное назывное предложение . «Тише едешь, дальше » - односоставное обобщенно-личное.«Здесь не курят» - односоставное неопределенно-личное. «Светает» - односоставное безличное. Даже если подобная фраза будет вырвана из текста, содержание ее будет вам понятно.Неполное предложение вне ситуации будет непонятно читателю. Один из членов (главных или второстепенных) в таком пропущен и восстанавливается только в общем контексте. На письме это часто отображается тире. Что скажет вам отдельно взятая фраза: «А Петя - домой»? Ровным счетом ничего. А если предложение прозвучит по-другому? «Вася пошел в кино, а Петя - домой».Стало очевидно, что второе предложение просто-напросто является неполным, в котором пропущено сказуемое «пошел». То же самое мы увидим в следующем случае: «Вася надел зеленый шарф, а Петя - красный». Здесь пропущены сразу два члена, сказуемое и . Неполные предложения часто возникают в живом диалоге. Вырванные из контекста, они теряют свой смысл. Например: «Мороженое любишь?» «Клубничное!» Предложение «Клубничное!», конечно же, является неполным, по сути оно состоит из одного только определения, а так: «Я люблю клубничное ».Запомнили? Проверяйте предложения по этому принципу, и ошибки с определением полных и неполных больше не будут подстерегать вас на уроках.
Видео по теме
Источники:
- Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. — М.: Просвещение. Розенталь Д. Э.
- Культура письменной речи в 2019
Любое предложение – это общность членов, у каждого из которых своя роль во фразе. Члены предложения бывают главными и второстепенными. При этом вторые всегда к чему-то примыкают, являясь своеобразным уточнением или описанием других членов.
В числе второстепенных членов предложения особое место занимают обстоятельства. Попробуем понять, что такое обстоятельство.
Инструкция
Обстоятельство может относиться ко многим речи. Однако в большинстве случаев оно «взаимодействует» с глаголом, а также наречием (слишком медленно) и существительным (устал до изнеможения).
В случае если обстоятельство имеет форму деепричастия, то оно часто описывает не какой-либо член предложения, а всю фразу целиком. Пример: Я стоял в зале, не пришли ли гости.
Существуют различные виды обстоятельств. Они могут обозначать время, место, причину, цель, меру, принцип действия, условие, уступку. Этот второстепенный член предложения отвечает на следующие вопросы. Как? При каком условии? Откуда? Где?
В зависимости от вопроса определяются и виды обстоятельств. Например.
1) Он идет быстро. Он идет КАК? – Быстро. Быстро – обстоятельство образа действия.
2) Мы сидим в . Мы сидим ГДЕ? – В машине. В машине – обстоятельство места.
Иногда обстоятельства совмещают сразу несколько значений и описывают ситуацию в целом. В некоторых классификациях подобные обстоятельства именуют обстоятельствами обстановки или ситуации.
По наличию или отсутствию второстепенных членов ( , обстоятельство, дополнение или приложение) простое предложение может быть распространенным или нераспространенным соответственно. Обратите внимание на то, что простое предложение , включающие однородные или и не сказуемого вводятся дополнительные – второстепенные члены: обстоятельство, дополнение и .
Определение
Определение поясняет и расширяет значение определяемого слова – подлежащего или другого второстепенного члена с предметным значением. Оно называет его признак и отвечает на вопросы: «Какой? Чей?» В качестве определяемой словоформы выступают преимущественно имена существительные.
«Старый инвалид, сидя на столе, нашивал синюю заплату на локоть зеленого мундира». (А. Пушкин)
Определения могут быть согласованными и несогласованными. Согласованные определения выражаются: именем прилагательным и причастием, порядковым числительным и количественным в косвенных , местоимением. В качестве несогласованных определений выступают: имена существительные в косвенных падежах, притяжательные , имена в простой сравнительной форме, наречие, инфинитив, а также цельные словосочетания.
Разновидностью определения является приложение, которое всегда выражается именем существительным, с в падеже (у врача-онколога) либо стоящее в именительном падеже (из газеты «Комсомольская правда»).
Дополнение
Второстепенный член предложения, называемый дополнением, обозначает предмет, на который направлено действие, или этот предмет сам является результатом действия, или с его помощью действие совершается, или по отношению к которому совершается какое-то действие.
«Старик ловил неводом рыбу». (А. Пушкин)
В предложении дополнение может быть выражено: именем существительным в , местоимением, количественным числительным, инфинитивом, словосочетанием и фразеологизмом.
Обстоятельство
Обстоятельством называется член предложения с пояснительными функциями, который относится к члену предложения, обозначающему действие. Обстоятельство обозначает признак действия, признак признака, указывает на способ совершения действия или на время, место, цель, причину либо условие его свершения.
«А уж Онегин вышел вон; домой одеться едет он». (А. Пушкин);
Обстоятельства могут быть выражены: наречием, именем существительным в косвенном падеже, деепричастием или деепричастным оборотом, инфинитивом (обстоятельства цели).
Главные члены предложения образуют его грамматическую основу.
Предложения, грамматическая основа которых состоит из двух главных членов, называются двусоставными (рис. 1).
Главными членами предложения являются подлежащее и сказуемое.
Рис. 1. Типы предложений относительно состава грамматической основы
Примеры двусоставных предложений:
Взорвалась петарда.
Очень страшная история произошла со мной вчера вечером.
Если грамматическая основа состоит из одного главного члена, такое предложение называется односоставным.
Примеры односоставных предложений:
Каникулы.
Хочу на море.
Скоро отдохнём.
Главный член односоставного предложения по своим свойствам и структуре похож либо на сказуемое двусоставного, либо на подлежащее.
Распространённые и нераспространённые предложения
В зависимости от того, есть ли в предложении второстепенные члены, предложения бывают распространённые и нераспространённые (рис. 2).
Рис. 2. Типы предложений относительно наличия/отсутствия второстепенных членов
В нераспространённых предложениях, кроме главных членов, нет никаких других членов предложения.
Примеры нераспространённых предложений:
Стемнело.
Подул ветер.
Показалось привидение.
Если в предложении есть хотя бы один второстепенный член, такое предложение называется распространённым.
Примеры распространённых предложений:
Внезапно стемнело.
Подул жуткий пронизывающий ветер.
Из-за портьеры показалось привидение.
Таким образом, определить, распространённое предложение или нераспространённое, можно по наличию в нём второстепенных членов.
Обратите внимание на то, что слова, которые не являются членами предложения (обращения, вводные слова и конструкции), не делают предложение распространённым.
Кажется, стемнело – простое нераспространённое предложение.
Лишь только стемнело, естественно, показалось привидение – сложное предложение, состоящее из двух простых и нераспространённых.
Полные и
Простые предложения подразделяются на полные и неполные (рис. 3).
Рис. 3. Типы предложений относительно наличия/отсутствия необходимых членов
Если в предложении присутствуют все необходимые для его понимания компоненты, если для того, чтобы понять смысл предложения, нам не нужно обращаться к другим предложениям, такие предложения называются полными:
Я не боюсь привидений.
Если для понимания предложения нам не хватает компонентов, если, чтобы понять его смысл, нам нужно обратиться к соседним предложениям, такое предложение будет неполным:
Я не боюсь привидений.
Я тоже (смысл этого предложения будет скрыт, пока не узнаем контекст его употребления).
Рис. 4. Как отличить неполное предложение от односоставного
Как видим, смысл неполного предложения легко восстановить, если добавить в него необходимые компоненты из контекста (рис. 4). Отметим, что в неполном предложении могут отсутствовать все главные члены предложения:
– Вы видели привидение?
– Какое оно было?
– Жуткое! (это распространённое неполное предложение)
Кроме того, в неполном предложении могут отсутствовать необходимые для понимания второстепенные члены предложения:
Ты справился?
Выводы
Признаки распространённости и нераспространённости и полноты и неполноты простого предложения никак не связаны друг с другом. Предложение может быть полным, но нераспространённым, например предложение «Оно приближается». Или наоборот, предложение может быть распространённым, но неполным, как предложение «Жуткое».
Рис. 5. Типы простого предложения
Таким образом, распространённость или нераспространённость предложения определяется по формальному признаку: есть или нет в предложении второстепенный член. А деление предложения на полное или неполное производится по семантическому, или смысловому, признаку. Т. е. если второстепенный член в предложении отсутствует, но при этом необходим для его понимания, как в вопросе «Ты справился?», такое предложение будет неполным и нераспространённым.
Вопросы к конспектам
1. Прочитайте и перепишите тексты. Найдите в них односоставные, нераспространённые и неполные предложения.
А. Кабинет в ялтинском доме у Антона Павловича был небольшой, шагов двенадцать в длину и шесть в ширину. Прямо против входной двери – большое квадратное окно в раме. С правой стороны, посредине стены, – коричневый кафельный камин. На камине несколько безделушек и между ними прекрасно сделанная модель парусной шхуны.
Б. В первый раз она появилась вечером. Подбежала чуть ли не к самому костру, схватила рыбий хвостик, который валялся на земле, и утащила под гнилое бревно. Я сразу понял, что это не простая мышь. Куда меньше полевки. Темней. И главное – нос! Лопаточкой, как у крота. Скоро она вернулась, стала шмыгать у меня под ногами, собирать рыбьи косточки и, только когда я сердито топнул, спряталась. «Хоть и не простая, а все-таки мышь, – думал я. – Пусть знает свое место». А место ее было под гнилым кедровым бревном. Туда тащила она добычу. Оттуда вылезла и на другой день.
В. Этой осенью я ночевал у деда Лариона. Созвездия, холодные, как крупинки льда, плавали в воде. Шумел сухой тростник. Утки зябли в зарослях и жалобно крякали всю ночь. Деду не спалось. Он сидел у печки и чинил рваную рыболовную сеть. Потом поставил самовар – от него окна в избе сразу запотели.
Тема: Распространенные и нераспространенные предложения
Цель: Дать понятие распространённого и нераспространённого предложений; сформировать умение характеризовать предложение по наличию главных и второстепенных членов.
Задачи:
Учебная : сформировать умение характеризовать предложение по наличию главных и второстепенных членов.
Познавательная : познакомить обучающихся с новыми понятиями: распространённого и нераспространённого предложений.
Развивающая : развивать мышление, умение анализировать.
Воспитательная : воспитание интереса к изучению русского языка.
Тип урока: смешанный (комбинированный).
Оборудование: учебник, компьютер, проектор, доска.
Ход урока:
I. Орг. момент.
– Здравствуйте, ребята!
– Присаживайтесь!
–
Сегодня мы с вами отправляемся на остров «синтаксис». Мы узнаем еще одну особенность о предложениях.
II. Словарная работа.
А начнём урок с работы над словами. Ребята, приготовьте карточки с буквами. Посмотрите на экран. (2-й, 3-й слайд).
Пром е рзать, уд и вительный, недор а зумение, разъед и нять, един о борец, сож а ление, л и пучий, ом о ложение, закр е плять, отд а лённый, безм я тежный.
III. Актуализация опорных понятий.
В начале поездке вы должны ответить на мои вопросы.
Что изучает синтаксис? (Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение, правила их построения ).
Что такое предложение?
Из чего состоит предложение?
Что такое словосочетание?
Что не является словосочетанием? (грамматическая основа ).
Что такое подлежащее?
Что такое сказуемое?
Назовите виды предложений по цели высказывания (Повествовательные, побудительные и вопросительные).
Назовите виды предложений по эмоциональной окраске (Восклиц., невосклиц.).
IV. Работа по осмыслению и усвоению нового материала
Мы прибыли на следующую станцию.
Прочитайте текст (4-й слайд)
Ответьте на вопросы:
О чём текст?
Какую пользу приносит берёза?
А теперь прочитайте текст, используя только главные члены предложения.
Всё понятно?
(нет)
Какие члены предложения нам помогают передать предложение более точно, подробно, выразительно?
(второстепенные члены предложения).
Назовите второстепенные члены предложения (дополнение, определение, обстоятельство).
– Самостоятельно прочитайте §35, стр. 70 (- Что нового узнали в прочитанном параграфе?).
Самое главное, что вы должны усвоить - это понятие о распространенности предложений.
(5-й слайд)
Предложение, которое состоит только из главных членов, называется нераспространенным. Предложение, в котором, кроме главных членов, есть второстепенные, называется распространенным. Распространенное предложение передаёт информацию более точно, подробно, выразительно.
- Устали мы немного, давайте отдохнем!
Физкультминутка
- Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте)
- Поглядеть, который час (повороты влево, вправо).
- Раз, два, три, четыре (хлопки в ладони над головой).
- Мышки дёрнули за гири (руки вниз, приседание).
- Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой).
- Убежали мышки вон (бег на месте).
V. Работа по выработке умений и навыков применения знаний на практике.
- Отдохнули? Отправляемся дальше с новыми силами.
Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему урока.
Следующий этап:
1. «Мозговой штурм» (работа у доски).
Игра «Кто больше?»
Ход игры . На доске записаны два нераспространенных предложения. Обучающиеся доказывают, что они нераспространенные. Затем класс делится на две команды. Ребятам предлагается распространить предложения, добавляя по одному слову. Обучающиеся по очереди выходят к доске и дописывают слова. Победит та команда, у которой в предложении будет больше второстепенных членов, связанных между собой по смыслу.
Пример:
Выглянуло солнышко.
Выглянуло желтое солнышко.
Из-за туч выглянуло желтое солнышко.
Из-за синих туч выглянуло желтое солнышко.
2. Выполните синтаксический разбор предложения.
Осенью
птицы большими
стаями улетают
на юг
(Повеств., невосклиц., г.о. – 1-простое, распр., не осложнено).
Птицы улетают.
(Резервное задание - тест на закрепление полученных знаний). Взаимопроверка.
(8-й слайд).
1 - подлежащее
2 - сказуемое
3 - определение
4 - дополнение
5 - обстоятельство
Жила-была на свете лягушка-квакушка . Сидела она в болоте , ловила комаров , весною громко квакала ...
Однажды она сидела на сучке полузатопленной коряги и наслаждалась тёплым мелким дождиком. По В. Гаршину
1 - подлежащим
2 - сказуемым
3 - определением
4 - дополнением
5 - обстоятельством
1. За чёрными (3, опред.) деревьями блестели звёзды.
2. Над дорогой свешивались скалы (4, дополн.).
3. В ущелье лежало (2, сказуемое) облако тумана.
4. Вдруг (5, обстоят.)
к девочке (4) с голубыми волосами.
А. Толстой
1 - распространённое
2 - нераспространённое
1 . 2. Жили они дружно 1 . 3. Заснул медведь 2 ; козёл да баран дремлют 2 1 . 4. И видит он 2 : идут семь волков 2 2 , искры из глаз посыпались 1 1 .
К. Ушинский
VI. Подведение итога урока.
- Вот мы и добрались до последнего этапа. Сейчас вы будете вытягивать листочки с вопросами и вам необходимо ответить на вопросы.
(9-й слайд)
Что является главным средством выражения мысли? (предложение)
Назовите виды предложений по цели высказывания. (повествовательные, побудительные, вопросительные)
Что является грамматической основой предложения. (подлежащее и сказуемое)
Назовите второстепенные члены предложения (обстоятельство, определение дополнение)
Предложение состоит из слов и … (словосочетаний)
Предложение, которое состоит только из главных членов, называется (нераспространенным).
Предложение, в котором, кроме главных членов, есть второстепенные, называется … (распространенным).
Ну вот мы и добрались до острова. Посмотрите, что это… Вам оставили послание, но оно зашифровано, чтобы его расшифровать, вам потребуется ключ.
«Расшифруй запись».
(10-й слайд)
14 16 13 16 5 6 24!
Вы действительно молодцы!
VII. Домашнее задание (11-й слайд ).
Откройте дневники, запишите домашнее задание.
§ 35, упр. 173.
VIII. Выставление оценок.
1. Укажи цифрами члены предложения.
1 - подлежащее
2 - сказуемое
3 - определение
4 - дополнение
5 - обстоятельство
Жила-была на свете лягушка-квакушка. Сидела она в болоте, ловила комаров, весною громко квакала...
Однажды она сидела на сучке полузатопленной коряги и наслаждалась тёплым мелким дождиком.
По В. Гаршину
2. Укажи, каким членом предложения является выделенное слово.
1 - подлежащим
2 - сказуемым
3 - определением
4 - дополнением
5 - обстоятельством
1. За чёрными деревьями блестели звёзды.
2. Над дорогой свешивались скалы .
3. В ущелье лежало облако тумана.
4. Вдруг впереди Буратино запрыгал серый комочек.
5. Буратино не хотелось возвращаться к девочке с голубыми волосами.
А. Толстой
3. Укажи цифрами тип предложения.
1 - распространённое
2 - нераспространённое
1. Жили-были на одном дворе кот, козёл да баран . 2. Жили они дружно . 3. Заснул медведь ; козёл да баран дремлют ; один мурлыка не спит и всё видит . 4. И видит он : идут семь волков . 5. Стукнулись козёл с бараном , искры из глаз посыпались . 6. Заблеяли тут со страху козёл да баран .
К. Ушинский
39. Прочитайте текст. Придумайте к нему заголовок.
Наступает утро. Промчался резвый ветерок. Слабо зашумели деревья. Блеснуло солнце. Запели птицы.
- Определите, в какие две группы можно распределить предложения.
- Спишите предложения, которые состоят только из главных членов.
40. Прочитайте слова.
Под, играют, шаловливые, в прятки, лисятки, кустом.
- Составьте из данных слов сначала нераспространённое предложение, а затем распространённое. Объясните, как вы это будете делать.
- Запишите распространённое предложение.
41. Прочитайте
- Сравните каждую пару предложений: в чём их сходство и различие?
- Дополните любое предложение второстепенными членами, чтобы оно стало распространённым.
- Запишите составленное предложение.
Обратите внимание! В нераспространённом предложении подлежащее может стоять как перед сказуемым, так и после него.
42. Рассмотрите рисунки.
- Какое слово пропущено в каждом предложении? Каким членом предложения оно будет: подлежащим или сказуемым? Объясните свой ответ.
- Запишите предложения, вставляя пропущенные слова. Устно дополните предложения второстепенными членами, чтобы они стали распространёнными.