Воинская тема в лирике твардовского. Тема Великой Отечественной войны в лирике А

Чувство обязательства живых перед павшими, невозможности забвения всего происшедшего - основные мотивы военной лирики А. Твардовского. “Я жив, я пришел с войны живой и здоровый. Но сколько я недосчитываюсь... сколько людей успели меня прочитать и, может быть, полюбить, а их нет в живых. Это была часть меня”, - писал поэт.
“Я убит подо Ржевом” - стихотворение, написанное от первого лица. Эта форма показалась Твардовскому наиболее соответствующей идее стихотворения - единства живых и павших. Погибший солдат видит себя лишь “частицей народного целого”, и его волнует, как и всех, чьи “очи померкли”, все, что свершилось потом, после него. Робкая надежда на то, что “исполнится слово клятвы святой”, вырастает в прочную веру: наконец-то попрана “крепость вражьей земли”, настал долгожданный День Победы.
Он был от плеча до плеча награжден,
Но есть ли такая награда,
Что выслужил, выходил, выстрадал он? -
Пожалуй, что нет. И не надо!
Простой факт, переданный поэту старым знакомым о боях на улицах Полтавы, послужил Твардовскому материалом для создания маленькой новеллы “Рассказ танкиста”. Поэт не просто пересказал услышанное от майора Архипова, но и ощутил себя участником описываемого события и взял на себя часть вины лирического героя за то, что забыл спросить имя мальчика.
Стихотворение “Я знаю, никакой моей вины...” - лаконичное и пронзительное. Оно построено как лирический монолог, где настроение колеблется между двумя чувствами: с одной стороны, автор убеждает себя в своей полной невиновности перед павшими на полях Великой Отечественной войны, с другой же - в последней строке пробивается то покаянное ощущение своей вины, которое свойственно всем совестливым людям. Троекратный повтор частицы “все же”, выражающий сомнение, выводит на поверхность далеко скрытое чувство не утихающей со временем боли. “Я” - живой и “другие” - мертвые - вот основной конфликт стихотворения, так и не разрешенный в финале. Многоточие означает еще и то, что внутренний монолог не прекращен, что еще не раз лирический герой будет сам с собой вести этот мучительный разговор. Стихотворение отличает лексическая простота, отсутствие каких-либо изобразительных эффектов.
Поэма “Василий Теркин” в жанровом отношении - свободное повествование-хроника (“Книга про бойца, без начала, без конца...”), которое охватывает всю историю войны - от трагического отступления до Победы. Главы поэмы связаны с различными событиями войны: “На привале”, “Перед боем”, “Переправа”, “Гармонь”, “В наступлении”, “На Днепре”.
В основе поэмы - образ главного героя - рядового Василия Теркина. Реального прототипа у него нет. Это собирательный образ, соединяющий в себе типичные черты духовного облика и характера обыкновенного русского солдата.
Теркин - кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный.
Впрочем, парень хоть куда,
Парень в этом роде
В каждой роте есть всегда,
Да и в каждом взводе.
Образ Теркина имеет фольклорные корни, это “богатырь, сажень в плечах”, “весельчак”, “человек бывалый”. За иллюзией простоватости, балагурства, озорства скрываются нравственная чуткость и чувство сыновнего долга перед Родиной, способность без фразы и позы совершить подвиг в любой момент.
Подвиг солдата на войне показан Твардовским как каждодневный и тяжкий ратный труд и бой, и переход на новые позиции, и ночлег в окопе или прямо на земле, “заслонясь от смерти черной только собственной спиной...”. А герой, совершающий этот подвиг, - обыкновенный, простой солдат:
Человек простой закваски,
Что в бою не чужд опаски...
То серьезный, то потешный,
...Он идет - святой и грешный...
В образе Теркина Твардовский изображает лучшие черты русского характера - смелость, упорство, находчивость, оптимизм и огромную преданность своей родной земле.
Мать-земля родная наша,
В дни беды и в дни побед
Нет тебя светлей и краше,
И желанней сердцу нет...
Именно в защите Родины, жизни на земле заключается справедливость народной Отечественной войны: “Бой идет святой и правый, смертный бой не ради славы - ради жизни на земле”.

Военная тема в лирике А. Твардовского

А. А. Твардовский считается признанным поэтом военной темы. Он сам прошел войну в качестве сотрудника фронтовой газеты «Красная звезда», а потому писал именно о том, что волновало обычного солдата и человека на войне.

В центре внимания поэта становятся не героические события, а военные будни, о которых он рассказывает простым языком солдата. Стихотворение «Рассказ танкиста» представляет собой воспоминание об одном военном эпизоде. Сюжет его очень прост: в тяжелом бою танкистам помог мальчишка, который разведал, откуда враги ведут огонь. Известно, что поводом для его написания послужил реальный случай при боях за Полтаву, рассказанный поэту его знакомым.

Перед читателем предстает война во всей ее ужасной реальности. Автор использует в стихотворении разговорный язык, а потому создается впечатление, что танкист, от имени которого ведется повествование, рассказывает о событиях таким же солдатам, как и он сам. Он говорит просто, в доверительной манере:

Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился, столько всяких дыр.

Рассказчик употребляет много просторечных слов и выражений, таких, как «парнишка», «мальчонка», «а он гвоздит - не выглянуть из башен», «черт его поймет». Мы можем предполагать, что нынешний танкист - в прошлом обычный человек, быть может, даже крестьянин, который привык работать на земле, а не воевать. Не случайно он танком вминает пушку «в рыхлый, жирный чернозем», а потом вытирает пот со лба, как после трудной работы.

В стихотворении звучит мотив вины лирического героя за то, что он забыл спросить имя мальчика, который помог ему:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку;
А как зовут, забыл его спросить.

И в то же время, читая стихотворение, мы понимаем, что таких ребят было много. Они встречали солдат, когда те входили в город, и старались быть полезными, неся то мыло с полотенцем к танку, то «недозрелые сливы». Вся страна поднялась на борьбу с врагом. Все делали одно общее дело - приближали победу.

«Рассказ танкиста», как и многие другие стихотворения поэта, напоминает очерк, зарисовку эпизода танковой атаки, однако за всем этим описанием обычных на войне событий стоит резкое неприятие войны, ее страшной сущности, когда даже дети становятся ее невольными участниками.

Одно из самых знаменитых военных стихотворений Твардовского - это стихотворение «Я убит подо Ржевом». Героем его становится погибший солдат. У него нет имени, потому что таких безымянных героев было сотни тысяч на войне. И погиб солдат негероической смертью: ни в бою, ни в разведке, а при налете:

Я убит подо Ржевом,
В безымянном болоте,
В пятой роте,
На левом,
При жестоком налете.

И теперь он, как и многие другие, лежит в родной земле, став ее частью:

Я - где корни слепые
Ищут корма во тьме;
Я - где с облачком пыли
Ходит рожь на холме…

Погибшие спрашивают живых: взят ли Ржев, «удержались ли наши там, на Среднем Дону», не прорвался ли враг к Волге, отстояли ли Москву? Они уверены, что враг не победил, потому что они погибли за Родину:

И у мертвых, безгласных,
Есть отрада одна:
Мы за Родину пали,
Но она спасена.

Погибшие солдаты просят помнить о них, потому что в великой победе есть и частичка их ратного труда («наша кровная часть»). Они завещают живым жить и беречь победу, доставшуюся столь дорогой ценой:

И беречь ее свято,
Братья, счастье свое -
В память воина-брата,
Что погиб за нее.

Тему цены победы продолжает одно из самых трогательных произведений А. Твардовского - стихотворение «В тот день, когда окончилась война…». В центре внимания автора уже послевоенное время. Во время праздника за столом наступает минута, когда «прощались мы впервые со всеми, что погибли на войне». Тогда, на войне, все были в равном положении, потому что смерть могла забрать солдата в любой момент.

Судьба распорядилась так, что кому-то довелось погибнуть, а кто-то пережил войну и вернулся домой. Поэта не оставляет чувство вины перед павшими. Я живой, а другие - мертвые - вот тот мотив, который звучит во многих произведениях Твардовского, посвященных войне. Уже в 1966 году он пишет стихотворение «Я знаю, никакой моей вины…». Оно - одно из самых трогательных в творчестве Твардовского. Это лирический монолог, где передаются чувства действительно страдающего человека, который постоянно осмысляет то, что происходило на войне. Видно, что лирический герой (а он здесь выражает мысли самого автора) все время решает для себя вопрос: а не виновны ли живые в смерти тех, кто погиб. Все ли они сделали для того, чтобы эти люди остались живы. С одной стороны, автор убежден, что нет никакой его «вины, в том, что другие не пришли с войны». Но с другой стороны, в стихотворении слышатся мотивы покаяния перед мертвыми, передается ощущение вины, свойственное по-настоящему совестливым людям:

В том, что они - кто старше, кто моложе -
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, -
Речь не о том, но все же, все же, все же…

Последняя строка, где трижды повторяется слово «все же» показывает всю силу сомнений поэта, его не утихающую боль о павших. Многоточие, которым заканчивается стихотворение, говорит нам о том, что автор так и не решил для себя эту проблему и будет, наверное, всю жизнь вести сам с собой этот мучительный разговор.

Свое творчество Твардовский посвятил всем тем, кто отстоял свободу Родины: и тем, кто не вернулся с войны, и тем, кто остался в живых.

Сочинение по литературе.

Александр Трифонович Твардовский по праву считается одним из выдающихся поэтов двадцатого века. Он вошёл в литературу как участник и летописец важнейших событий своей эпохи. Поэт прошёл дорогами войны, испытал на себе все трудности солдатской жизни. Он переносил на бумагу сохранившиеся в памяти горькие впечатления искренне, ничего не изменяя и не скрывая. В творчестве Твардовского нет казённой лжи и наигранного патриотизма. Автор излагает лишь правду, реальные факты – то, что считает важным.

Ещё в годы «зимней» финской войны Твардовский увидел страшные картины сражений. В стихотворении «Две строчки» предстаёт образ «бойца-парнишки», «что был в сороковом году убит в Финляндии на льду». Эти строки сохраняют для нас память о жертвах «незнаменитой» войны.

Скорбью о погибших проникнуто и знаменитое стихотворение «Я убит подо Ржевом». В безымянной могиле покоятся защитники русской земли, погибшие при бомбёжке. Их подвиг остался неизвестным. В словах павшего бойца – только истина: мёртвым не нужна ложь. «Я – где корни слепые ищут корма во тьме; я - где с облаком пыли ходит рожь на холме», – обращается к нам герой. Его прах смешался с землёй, которую он сберёг для потомков.

В стихотворении точно подобраны языковые средства выразительности. Здесь и анафора («я – где корни», «я – где крик петушиный»), и внутренние созвучия («петлички-лычки», «корни-корма»), и аллитерация, передающая шорох шин («ваши машины... на шоссе»). За счёт этого стихотворение точнее и глубже передаёт ощущение горечи утраты, трагедию происходящего.

Лишь одно спрашивают мёртвые: побеждён ли враг? «Мы за родину пали, но она –спасена», – вот единственная отрада «безгласных». Мёртвые просят помнить о них, ведь в победе есть их «кровная часть».

Дань памяти героям Великой Отечественной войны Твардовский воздал в стихотворении «В тот день, когда окончилась война». Он прощается «со всеми, что погибли на войне», говорит, что их подвиг забыть невозможно. Народ помнит и будет чтить своих героев «не затем, что уговор». «Не избыть нам связи обоюдной» с защитниками нашей Родины. Духовное родство «даже смерти стало неподсудно». Поэт обещает в каждой «песне новой» обращаться к павшим в битве, не искажая воспоминаний о прошедших годах.

Такой песней стало стихотворение «Я знаю, никакой моей вины...». Чувства Твардовского не потускнели со временем. Поэт бережно хранит воспоминания о тех, кто не вернулся с войны. Лирический герой осознаёт, что он «мог, но не сумел сберечь» погибших товарищей. Нельзя, уже невозможно забыть тех, кто защитил Отчизну ценой своей жизни.

Самоотверженный подвиг советского народа в борьбе с врагом находит отражение и в поэме «Василий Тёркин». Произведение не случайно названо именем главного героя. «Парень в этом роде в каждой роте есть всегда, да и в каждом взводе», – пишет о своём персонаже Твардовский. Эти слова позволяют понять, что образ Василия Тёркина – собирательный, объединивший характерные черты народа.

Поэт представляет соотечественников такими, какими он их увидел на войне. Как и Тёркин, они сражались «не ради славы, ради жизни на земле». Подвиг народа показан как ежедневный тяжёлый труд, работа простых солдат.

На страницах поэмы описаны правдивые картины военных будней, когда приходилось «греться бегом, мыться снегом», ночевать на мёрзлой земле, воевать в болотах, видеть, как «люди тёплые, живые шли на дно, на дно, на дно». Фронтовой быт суров и беден, но солдата выручает сила духа, смекалка и жизнелюбие.

Поэма «Василий Тёркин» стала зеркалом, отразившим жизненную силу человека и мощь народного характера.

Война в творчестве Твардовского представлена «глазами очевидца», по-народному правдиво. Ни в словах, ни в мыслях поэта нет и тени неискренности. Потомки должны узнать всё о суровой действительности того времени. Знакомство с произведениями Твардовского помогает лучше понять истинное нравственное величие народа, которое он пронёс сквозь годы тяжелейших испытаний.

Рецензии

Со стихами у Вас намного хуже.
Проза - живее.
Мне было бы интересно Ваше мнение о, так сказать, поэзии местного автора (слава Богу проект закрыт) Серого Леонида В.
Буду признателен.
А стихи придут. Если будет нужно.
:)

"Мнение о, так сказать, поэзии местного автора (слава Богу проект закрыт) Серого Леонида В."

Почитал сборник "Война". Драматично, местами реалистично.

Спасибо. Извините, что занял Ваше время.
Мне действительно очень интересно Ваше мнение особенно по причине разницы в возрасте.
Т.есть Вы не почувствовали ни фальши ни искусственности?
Дело в том, что нет такого человека и не было никогда.
И не очень ясно зачем эту "дурочку" запустили.
Если интересно, я продолжу.
Вопросы-то у меня ещё есть.
Спасибо.

Ощущение обязанности живущих перед Погибшими, неосуществимости забвения всего случившегося это важнейшие аргументы боевой лирики Твардовского. Твардовский писал о том, что он живой, что он вернулся с войны живым и невредимым. Но скольких нет… сколько людей смогли прочитать его книги, полюбить их, а сейчас этих людей нет в живых. Все эти люди были частью его души. Стихотворение «Я убит под Ржевом» было написано Твардовским от первого лица. Такая формулировка представилась Твардовскому наиболее отвечающей идее самого стихотворения — целостности живых и погибших. Убитый солдат лицезрит самого себя только лишь крупицей неделимого народа, и его тревожит, как и других, чьи глаза сомкнулись навсегда, все, что произошло потом, после него. Еле уловимая надежда на то, что осуществится обещание священной клятвы, преобразовывается в крепкую веру: в конце концов, повержена несокрушимость вражеской земли, пришел долгожданный День великой Победы. Его грудь была вся усыпана медалями и орденами. А разве есть такое вознаграждение, которое выходил, заслужил, выстрадал он? Вероятно, что нет. Да и не нужно!

Заурядная история, рассказанная поэту старинным товарищем о баталиях на улочках Полтавы, послужил А. Твардовскому материей для написания небольшой новеллы, которая называется «Рассказ танкиста». Автор не просто изложил все рассказанное им майором Архиповым, но и почувствовал себя действующим лицом изображаемого им события и принял на себя долю вины главного героя за то, что позабыл узнать имя мальчика. Другое произведение «Я знаю, никакой моей вины…» это немногословное и пронизывающее стихотворение. Оно выстроено как лирический монолог. Настрой в этом стихотворении колышется между двумя ощущениями. С одной стороны, поэт уверяет себя в собственной неповинности перед погибшими на полях войны, а с другой стороны — в заключительной строчке показывается то раскаяние и чувство вины, которое характерно для большинства совестливых людей.

Троекратное повторение частицы «все же», выражающее сомнение и колебание, поднимает на поверхность глубоко спрятанное ощущение не затихающего со временем терзания. Я остался живым, а другие погибли на поле боя — это главный конфликт этого стихотворения, оставшийся не решенным в финале. Поставленное многоточие обозначает то, что духовный монолог не закончен, что еще не раз главный герой будет вести эту мучительную беседу сам с собой. Стихотворение отличается лексической простотой, отсутствием каких бы то ни было художественных эффектов.

Произведение «Василий Теркин» по своему стилю является свободным хронологическим рассказом, который повествует историю войны — от драматического отступления до великой Победы. В основании поэмы лежит образ главного героя — солдата Василия Теркина. Подлинного прообраза у него нет. Это образ, который вмещает в себе характерные черты внутреннего облика и нрава обычного русского бойца. Образ Василия Теркина имеет русско-народные корни, это силач, с огромными плечами, юморист, знающий жизнь. За маской простоватости, веселья, проказливости прячутся этическая участливость и чувство невыполненного долга перед отечеством, способность не раздумывая, сделать подвиг в любую минуту. Подвиг русского солдата на Отечественной войне изображен Твардовским как ежедневный и тяжелый военный труд и бой, и перевод на новые рубежи, и ночевка в окопах, а зачастую прямо на голой земле, укрываясь от смерти только своей собственной спиной. Тот герой, который совершает этот подвиг это обыкновенный, простой русский солдат. В написанном образе Василия Теркина Александр Твардовский представляет наилучшие черты русского нрава, такие как смелость, настойчивость, находчивость, жизнерадостность и колоссальную преданность и верность своей драгоценной земле. Об этой преданности своей Родине автор пишет так: «Мать-земля родная наша, в дни беды и в дни побед, нет тебя светлей и краше, и желанней сердцу нет…». Собственно в защите своей отчизны, жизни на земле и есть справедливость Отечественной войны. Сражения шли святые и правые, не ради славы, а ради того, чтоб жизнь на земле продолжалась.

Тема Великой Отечественной войны в лирике Твардовского

Другие сочинения по теме:

  1. Тема сочинение: Осуждение ужасов войны. Работа по творчеству Василия Быкова и Генриха Белля. Эпиграф: Солдатам, а я был солдатом, следует...
  2. Методические рекомендации По подготовке урока (конспект урока) Авторы-составители: Л. Ф. Мищенко, учитель истории, А. Н. Новокрещенова, учитель русского языка и...
  3. Стараясь разгадать, кто же такой Чичиков, губернские чиновники вспоминают о Наполеоне. «Из числа многих, в своем роде, сметливых предположений наконец...
  4. Сочинение на тему войны в творчестве Толстого. Изображая военные события, Толстой не только войны дает широкие полотна, рисующие такие батальные...
  5. Очень много написано о Великой Отечественной Войне. Уже с середины сороковых годов стали появляться первые произведения, с тех пор рассказы,...
  6. Великой школой мужества и героизма навсегда останется в памяти людей Великая Отечественная война, получившая многогранное отражение в литературе 50 —...
  7. Тема ответственности и памяти получила особое звучание в творчестве А. Твардовского, познавшего все тяготы Великой Отечественной войны. Поэт доказывает, что...
  8. Изображение характеров во времени становится художественно необходимым. В содержании обозначились довольно четко четыре эпохи: довоенное время, война, 45-й — 50-е...
  9. Не было человека в стране, который не знал бы стихотворения К. Симонова «Жди меня, и я вернусь…» (1941). Его печатали...
  10. Александр Довженко вошел в историю отечественной и мировой художественной мысли как самобытный поэт экрана и слова. Соединив в себе талант...
  11. Отечественная война 1812 года — справедливая национально-освободительная война. Чувство любви к родине, которое охватило все прослойки населения; простые русские люди,...
  12. Руководители: Авторский коллектив: ГБС(К)ОУ школа № 370 Московского района Санкт-Петербурга: Митникова Елена Александровна, учитель истории и обществознания, Смирнова Ольга Владимировна,...
  13. Убитый в бою Теркин является на тот свет. Там чисто, похоже на метро. Комендант приказывает Теркину оформляться. Учетный стол, стол...
  14. Тема России в лирике А. А. Ахматовой Вспомним, сколько в нашем языке слов с корнем «род»: родной, родник, родина, народ,... Все произведение Твардовского пронизывает лейтмотив жестокости природы, изуродованной войной, по отношению к человеку. Главный герой окружен пространством, мало пригодным для...

Поэзия А. Т. Твардовского - поэзия своего времени. Все творчество А. Т. Твардовского было неразрывно связано с жизнью своей страны, своего народа. Страшные годы воен­ного лихолетья, когда сам А. Т. Твардовский был корреспон­дентом газеты «Красная звезда», не могли не найти своего отражения на страницах его поэтических произведений: «22 июня 1941 года», «Я убит подо Ржевом», «В тот день, когда окончилась война», «9 мая», и др. Все тяготы солдат­ской доли поэт прочувствовал на себе:
Война - жесточе нету слова.
Война - печальней нету слова.
Война - святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет.
«Война - жесточе нету слова…» (1944)

Реализация военной темы в поэзии А. Т. Твардовского. Все стихотворения военной тематики проникнуты чувством глубокой любви к родине, к русской земле, погибнуть за свободу которой автор считает лучшей долей:


Я долю свою по-солдатски приемлю,
Ведь если бы смерть выбирать нам, друзья,
То лучше, чем смерть за родимую землю,
И выбрать нельзя.
«Пускай до последнего часа расплаты…» (1941)

Многие стихотворения представляли собой поэтические агитационные «листовки», призывающие на борьбу с фа­шизмом:


За Починками, Глинками
И везде, где ни есть,
Потайными тропинками
Ходит зоркая месть.
Ходит, в цепи смыкается,
Обложила весь край,
Где не ждут, объявляется
И карает…
Карай!
«Партизанам Смоленщины» (1942)

Императив был оправдан и даже необходим в годы, когда решалась будущая судьба родной земли, русского народа. Жестокость становилась порождением не меньшей жесто­кости со стороны оккупантов.

Особенности произведений военной тематики. Многие стихотворения А. Т. Твардовского имеют сюжетную осно­ву. Героями таких произведений становятся простые сол­даты, вчерашние мальчишки, быстро взрослеющие на войне:


Соленый пот глаза слепил
Солдату молодому,
Что на войне мужчиной был,
Мальчишкой числясь дома.
«Иван Громак» (1943)

Такие мальчики воевали до последнего патрона, до по­следнего вздоха, не уступая в храбрости своим отцам и стар­шим братьям:


Вот - на бросок гранаты враг,
Громак его гранатой.
Вот рядом двое. Что ж Громак?
Громак - давай лопатой.

О подвигах воинов должна была знать вся страна, они должны были воодушевлять и придавать силы. Стихотворе­ния А. Т. Твардовского достигали своей цели - поднимали боевой дух и вели защитников вперед:


Москвы не видел, но ему
Москва салютовала.
«Иван Громак» (1943)

Героями на войне становились, сами того не осознавая, даже дети. Об одном из таких парнишек «лет десяти-двенадцати» повествуется в стихотворении «Рассказ танкиста» (1941). В гари и копоти, в страшном месиве войны, такие ре­бятишки воевали наравне со взрослыми, внося свой неоце­нимый вклад в общее дело Победы:


Был трудный бой. Все ныне, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить.

Тема войны в послевоенные годы. Стихотворения воен­ной тематики создавались поэтом и уже в мирные годы. Те­ма памяти не оставляла автора, как не перестают болеть уже затянувшиеся раны, в которых остаются осколки. «Для меня этот период представляется таким, о котором всю жизнь хватит думать», - писал А. Т. Твардовский. Так, стихотворе­ние «Я убит подо Ржевом» (1945-1946-е) стало страшным обличением жестокости войны, которое произносит погиб­ший «в безымянном болоте» солдат. У него нет и не может быть имени, т. к. его голосом, его словами к потомкам обра­щаются все не вернувшиеся с войны солдаты:

Я не слышал разрыва,


Я не видел той вспышки, -
Точно в пропасть с обрыва
И ни дна ни покрышки.

Для лирического героя жизнь остановилась в самый раз­гар боя, и он не успел узнать, чем закончилось сражение. Любовь к родине, стремление спасти свободу своей земли оказывается сильнее страха смерти:


И у мертвых, безгласных,
Есть отрада одна:
Мы за Родину пали,
Но она - спасена.

Те, кто не дошел, кто не выжил, получают право требо­вать ответа у живых, что сделали они для Победы и как про­должили борьбу. Монолог мертвого становится одновремен­но судом над войной и наказом живыми:


Пусть не слышен наш голос, -
Вы должны его знать.
Вы должны были, братья,
Устоять, как стена,
Ибо мертвых проклятье -
Эта кара страшна.

В стихотворении повторяющиеся обращения к живым как бы требуют ответа, отчета совести прежде всего перед собой, как они распорядятся доставшимся богатством - жизнью. Павшие никого не обвиняют (И никто перед нами // Из живых не в долгу), но братская связь тех, кто был в одном окопе, никогда не позволит живым «спать спокойно». На них ложится ответственность за будущее страны и за сохра­нение памяти без вести павших, своей жизнью заплативших за свободу последующих поколений.

Кульминационным моментом становится в финале сти­хотворения слова погибшего солдата:


Я вам жизнь завещаю, -
Что я больше могу?
Завещаю в той жизни
Вам счастливыми быть
И родимой отчизне
С честью дальше служить.

Стиль стихотворения, разговорная интонация, использо­вание народных словечек - все подчинено одной цели: со­здать монолог безымянного солдата, воплотившего в своем образе всех погибших.

Тем, кто выжил в страшном пекле, кому выпало счастье вернуться домой, все оставшиеся годы ощущали чувство ви­ны перед погибшими. Лирика Твардовского становится бо­лее глубокой, наполняется раздумьями. Возникает мотив покаяния живых перед павшими:


Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они - кто старше, кто моложе
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, -
Речь не о том, но все же, все же, все же…
«Я знаю, никакой моей вины…» (1966)

Своим долгом гражданина и поэта А. Т. Твардовский счи­тал необходимость сохранить память о простых солдатах, погибших рядовых, тела которых до сих пор не преданы зем­ле. Память о кровопролитной войне должна быть сохранена, чтобы никогда ни у кого не возникало желания, преследуя амбициозные или меркантильные цели, лишать человека бесценного сокровища - жизни.