Военная история в эпоху екатерины 2. Войны в царствование Екатерины II

Приходится на период с 1762 по 1796 гг.

В это время в Европе подходила к концу Семилетняя война, а Россия переживала период сближения с Пруссией и подготовки к войне с Данией, которую собирался развернуть . Придя к власти, Екатерина II сумела сохранить нейтралитет в , прекратить подготовку к войне с Данией, а также ослабить и искоренить прусское влияние при своем дворе.

Турецкий вопрос


Территории Причерноморья, Северного Кавказа и Крыма находились под властью Турции. В 1768 г. под надуманным предлогом (ссылаясь на то, что один из отрядов русской армии вошел на территорию Османской империи, преследуя поляков-участников восстания Барской конфедерации) султан Турции объявил начало , которая продлилась 6 лет.

Однако победу в войне одержала Россия, и территория Крымского ханства формально стала независимой, а на самом деле попала в зависимость от России. Кроме того, по условиям мирного договора, к России отошло северное побережье Черного моря.


В попытке вернуть эти территории, Турция развязала еще одну войну (1787 - 1792 гг.), которую также проиграла, и вынуждена была уступить России Очаков и Крым. Результатом этих двух войн стали значительные расширения территории Российской империи: теперь граница с Османской империей была передвинута до самого Днестра. Кроме того, в результате умелых манипуляций императрицы, сумевшей посадить на трон Крымского ханства пророссийского правителя, Крымское ханство также вошло в состав России.

Польский вопрос


Формальным поводом для вмешательства во внутренние дела Речи Посполитой, в состав которой входило Польское королевство, послужило требование уравнять в правах православных и протестантов с католиками. В результате давления Екатерины II, польский престол занял Август Понятовский, что вылилось в недовольство польской шляхты и восстание Барской конфедерации, которое было подавлено русскими войсками. Пруссия и Австрия, осознав, что русское влияние в Польше значительно усилилось, предложили Российской империи провести раздел Речи Посполитой.

Первый раздел состоялся в 1772 г., в результате Россия получила часть латвийских земель и восточную часть Белоруссии. Следующий раздел произошел после обращения за помощью к России граждан Речи Посполитой, выступивших против принятия Конституции 1791 г. В результате утвержденного на Гродненском сейме в 1793 г. деления, Россия получила Правобережную Украину и Центральную Белоруссию, включая Минск. И, наконец, после восстания Т. Костюшко, в 1795 г. произошел последний, третий раздел, в результате которого Речь Посполитая перестала существовать, а Россия расширила территорию за счет присоединения Западной Белоруссии, Курляндии, Литвы и Волыни.

Грузинский вопрос

Картли-кахетинский царь Ираклий II обратился к России для защиты своего государства от посягательств персов и турков, и императрица согласилась, послав в Грузию небольшой отряд. После этого, в 1783 г., Российская империя и царство Картли-Кахети подписали соглашение («Георгиевский трактат»), по которому царство становилось протекторатом России в обмен на военную защиту.

Шведский вопрос

Швеция при поддержке Англии, Голландии и Пруссии вторглась на территорию Российской империи, пользуясь тем, что Россия находилась в состоянии войны с Турцией. Однако России и тут удалось одержать победу, и в результате подписать со Швецией Верельский мирный договор (1790 г.), согласно условиям которого, границы между государствами остались неизменными.

Другие страны

Внешняя политика императрицы была направлена не только на расширение территории империи, но и на укрепление позиций России на международной арене. Прежде всего, она нормализовала отношения с Пруссией (союзный договор был подписан в 1764 г.), что позволило в дальнейшем создать так называемую Северную систему - союз нескольких европейских государств, в том числе России и Пруссии, против Австрии и Франции.

В октябре 1782 г. Россия подписала договор о сотрудничестве с Данией. Во время австро-прусской войны (1778 - 1779 гг.) Екатерина II выступила посредником между сторонами, по сути, продиктовав свои условия примирения, и, тем самым, восстановив равновесие в Европе.

Неудачи

Как у почти любого политика, у Екатерины II были и планы, которые не осуществились. Прежде всего, это Греческий проект - планы по разделу турецких земель совместно с Австрией, а также Персидский поход с целью завоевания больших территории Персии, а затем и Константинополя. Последний не был завершен из-за смерти императрицы, хотя определенные шаги были сделаны.

Итоги и оценка

Территория в царствование Екатерины II значительно расширилась за счет присоединенных и завоеванных территорий, началась колонизация Аляски и Алеутских островов. Усилилась и позиция империи в Европе за счет заключения многочисленных соглашений о сотрудничестве. Однако историки относятся к внешней политике императрицы неоднозначно. Некоторые утверждают, что уничтожение суверенитета Речи Посполитой было недопустимо.

Критически относились к методам Екатерины II и ее преемники, и, позже, . Тем не менее, задачи, которые стояли перед Екатериной II как правительницей одной из мощнейших держав, она успешно решала, пусть даже средства, которые она выбирала, всегда были адекватными и дальновидными.

The basis of Russian victories in the second half of 18 century

DOI: 10.24411/2311-1763-2016-00007

Аннотация. В статье рассматриваются основные преобразования в русской армии во второй половине ХVIII века и военная практическая и теоретическая деятельность выдающихся отечественных полководцев и военачальников, ставшие фундаментом великих побед русского оружия.

Ключевые слова: Екатерина II, П. А. Румянцев, Г. А. Потемкин, А. В. Суворов, Семилетняя война, Русско-турецкая война, Военная комиссия, Генеральный штаб.

Summury. The article reviews general transformations in the Russian Armed Forces during the second half of 18 century. Also, it reviews practical and academic activities of outstanding Russian commanders, who became a basis of Russian glorious victories.

Keywords: : Catherine the Great, P. A. Rumyantsev, G. A. Potemkin, A. V. Suvorov, The Seven Years’ War, Russo-Turkish War, Military Comission, the General Staff.

Вторая половина XVIII века в истории России отмечена важными военными событиями, находившимися в тесной взаимосвязи с бурной внешнеполитической активностью русского самодержавия. В ходе многочисленных войн русская армия показала себя самой сильной и боеспособной армией Европы. Одним из источников боевой мощи армии являлась введённая ещё Петром Великим рекрутская система комплектования, которая вплоть до 1790-х годов была передовой по сравнению с системой комплектования западноевропейских армий, основывавшейся на найме и принудительной вербовке солдат.

Существенное преимущество рекрутской системы состояло в том, что она обеспечила России создание массовой армии. Страна располагала армией, которая превосходила размерами армии нескольких ведущих государств Европы, вместе взятых.

Наличие такой армии, а также сильного флота позволило правительству России вести активную внешнюю политику, в которой тесно переплетались как имперские, так и национальные цели. Почти половину (21 год) второй половины XVIII века Россия находилась в состоянии войны. Она вела длительные крупномасштабные войны (Семилетняя 1756-1763, русско-турецкие 1768-1774 и 1787-1790, походы 1799 года), одновременно или почти одновременно с которыми велись войны меньшего масштаба.

27 июня 1762 г. на престол вступила императрица Екатерина II, и с этого дня, можно сказать, начинается наиболее блестящая, после петровской, эпоха в истории русского военного искусства; блестящая по двум причинам: во-первыx, с точки зрения развития русского военного искусства и достижения им высокого уровня, проявившегося в различных отраслях военного дела, и во-вторых, с точки зрения тех результатов, которые были достигнуты при помощи разумного приложения военного искусства в жизни, какими являлись: решение польского вопроса и громадный успех в деле борьбы с Турцией на пути к овладению существенно необходимыми проливами

Приступая к тому, чтобы в армии «что можно, еще лучше постановить», Екатерина прежде всего обращается к главным выдающимся участникам Семилетней войны и спрашивает их мнения относительно предстоящих реформ, преимущественно относительно изменений строя и главных военно-административных законов Елизаветинского времени, вызываемых опытом указанной войны. Вслед за тем из тех же лиц в конце 1762 г., согласно докладу фельдмаршала П. С. Салтыкова, была образована комиссия для обсуждения реформ по военному ведомству по обширной программе, составленной тем же фельдмаршалом и касавшейся всех отделов военного искусства.

Для руководства этой комиссией Екатерина дала ей инструкцию, которая состояла из 33 пунктов и которая, требуя известных усовершенствований, указывала, что комиссия при своих работах не должна была колебать «старого основания», то есть Петровских идей и начал.

Относительно организации войск комиссия 1762 г. прежде всего высказала основное положение, по которому признавала более полезным иметь «малую армию, но исправную, чем многочисленную на бумаге, но которая многим недостаточна», так как, по мнению комиссии, «сила войска состоит не в многом числе оного, но от содержания его в дисциплине, от хорошего научения и верности».

Подводя итоги организационной деятельности царствования Екатерины II, необходимо отметить следующее:

  1. Общая численность армии, в силу необходимости и не без усилий, с 330 тыс. возрастает до 500 тыс. чел., считая, в том числе, и гарнизонные войска.
  2. В организации встречаются совершенно самобытные образцы, резко отличавшие нашу армию от современных ей европейских, как то:
  • а) развитие егерей;
  • б) значительное увеличение конницы;
  • в) развитие легкого типа конницы по преимуществу;
  • г) принятие организации артиллерии, служащей непосредственным переходом к постоянной организации как в мирное, так и в военное время;
  • д) усиление поселенных войск, принявших на себя оборону южных и восточных границ взамен уничтоженной ландмилиции;
  • е) своеобразная организация гарнизонных войск, вполне отвечающая их назначению и природе.

В общем, деятели Екатерининского царствования, не подчиняясь слепо образцам Западной Европы, сохраняя начала, завещанные Петром, стремились использовать те средства, которые могла предоставить им Россия. Отсюда своеобразная, но согласованная с местными и боевыми условиями организация армии.

До царствования Екатерины II в русской армии не было прочной организации крупных тактических подразделений выше полка. В 1764 и 1766 гг. воинской комиссией для этой цели были изданы «инструкции пехотного и конного полка полковнику». В своем всеподданнейшем докладе от 17 ноября 1764 г. воинская комиссия говорит, что издание таких инструкций является необходимым, «чтобы каждый полковник ведал точно, в чем его главнейшая состоит должность».

Организация войск в военное время состояла в том, что входившие в состав действующих армий войска делились на части, называемые безразлично иногда дивизиями, иногда корпусами различного состава в зависимости от обстоятельств, причем дивизии мирного времени не сохраняли своего состава, территориального наименования и своих командующих в мирное время генералов. Дивизии составлялись из бригад одного и того же рода войск. По положению, в каждой бригаде должно было находиться два полка, но на практике это соблюдалось далеко не всегда.

Независимо от этих крупных воинских формирований в составе действующих армий во всех боевых расписаниях встречается особый легкий корпус как наследие Петровской организации, но в рассматриваемую эпоху так называемый корволант приобретает большее значение, как по своей численности, так и по важности боевых задач, возлагаемых на него. Корволант войны рассматриваемой эпохи представляет вполне самостоятельный отряд из трех родов войск, действующий впереди на флангах армии с самыми решительными последствиями.

Относительно сроков службы нижних чинов необходимо отметить, что в это царствование окончательно устанавливается как общее правило 25-летний срок службы. Раньше сложно было установить такой порядок по непреодолимым препятствиям для вполне обеспеченного устройства быта отставных солдат, терявших связь с населением, из которого были взяты. Для всех вновь привлеченных к отбыванию воинской повинности элементов срок службы был установлен сокращенный, в 15 лет.

Военная комиссия 1762 года обратила внимание на неудовлетворительное состояние квартирмейстерской части и предложила организовать ее на совершенно новых началах и в более широких рамках. При этом комиссия предложила даже изменить самое название квартирмейстерской части, наименовав ее Генеральным штабом, который, по мысли комиссии, должен был являться отдельным учреждением, единым корпусом.

В 1763 г., согласно предложению Воинской комиссии, был образован Генеральный штаб со строго определенным кругом деятельности. Вместе с тем были приняты меры и для внешнего объединения офицеров Генерального штаба, для чего, между прочим, им в 1764 г. было дано особое обмундирование и снаряжение. Для направления деятельности Генерального штаба и его руководства постановлено было иметь особого начальника, состоящего при центральном военном управлении. Таким начальником решили сделать вице-президента Военной Коллегии.

На образованный Генеральный штаб возлагалось:

  1. разработка в мирное время данных для боевой деятельности войск,
  2. подготовка офицеров к службе Генерального штаба в военное время, и
  3. картографические работы.

Таким образом, Генеральному штабу вменялось в обязанность в мирное время заниматься работами по подготовке к войне.

Состав офицеров Генерального штаба был установлен соответственно с потребностями трех армий, на которые делились наши войска, и поэтому был увеличен с 13 на 40. Большая часть из этих офицеров находились при армиях, а остальные - при Военной Коллегии или, вернее, при ее чертежной.

Так как начальником Генерального штаба являлся вице-президент Военной Коллегии, который в то же время ведал и секретной экспедицией, то служба офицеров Генерального штаба все больше и больше связывалась с этой экспедицией, которая ведала все секретные распоряжения по движению войск и по сбору корпусов и отрядов для операций.

Однако, несмотря на некоторую упорядоченность организации Генерального штаба, в действительности офицеры его все еще были отчуждены, как и прежде, от значительной части прямых своих обязанностей, особенно в военное время. Происходило это потому, что в сущности говоря, как и прежде, не было такого лица, которое организовало бы специальную подготовку офицеров Генерального штаба, определяло бы их обязанности и слило бы их с войсками, приведя последние к сознанию важности службы Генерального штаба.

В век Екатерины появилось действительно много талантливых военных людей, к которым нужно причислить Захара Чернышева, Петра Панина, князя Н. Репнина, Н. Салтыкова, Зейсмана, Понятовского, Кретникова, Каменского, С. Воронцова, Завадовского, М. Голенищева-Кутузова. Но особенно выделялись своими способностями и талантами фельдмаршалы: П. А. Румянцев, Г. А. Потемкин и А. В. Суворов.

Каждый из названных фельдмаршалов имел свои особенности, которые и положили отпечаток на их деятельность, влияющую в том или ином отношении на русское военное искусство и поставившую последнее на столь высокую ступень.

Князь Григорий Александрович Потемкин-Таврический, с детства готовившийся к духовному званию, при восшествии на престол Екатерины II был вахмистром в конной гвардии. Вскоре, однако, он выделился своими особенностями, проявленными сначала в качестве строевого офицера в первой Турецкой войне, в которой он с 1769 г. по 1774 г. из секунд-ротмистров дослужился до генерал-аншефа и генерал-адъютанта. Назначенный в 1774 г. вице-президентом Военной Коллегии, Потемкин проявил организаторский и военно-административный талант, который выказался еще в более широких размерах, когда в 1784 г. он был сделан президентом Военной Коллегии. Организационно-административная деятельность Потемкина и составляет его главную заслугу, ставя его в первые ряды военных деятелей Екатерининского царствования и оказывая громадное влияние в самом положительном смысле на отечественное военное искусство того времени.

Во время военных действий его организаторский талант пролился еще с большей силой и пользой. Отличаясь громадной энергией и работоспособностью, Потемкин с изумительным искусством быстро формировал различные части, умея находить источники для комплектования. Что касается боевой деятельности Потемкина, то она - гораздо ниже его деятельности организационной и административной, но, однако, не выделяясь в общем из среднего уровня, и она показывает, что Потемкин имел здравые суждения о военном деле и хорошо понимал его.

Граф Петр Александрович Румянцев-Задунайский, сын Петровского дипломата и Анненского генерала, получил блестящее домашнее образование, которое закончил коротким пребыванием в Шляхетском кадетском корпусе и заграничным походом на Рейн, а главное - серьезным чтением, которого никогда не оставлял, даже в походах. Талант Румянцева, если, быть может, и не так ярок и блестящ, как талант Потемкина, но он гораздо глубже и многостороннее.

Блестящие способности Румянцева проявились еще в Семилетнюю войну, особенно в Кольбергской операции 1761 года. Уже здесь он выказал талант полководца и организатора. Во время первой Турецкой войны 1769–1774 гг. поставленный во главе значительной армии, он показал, что обладает широким почином действий и понимает необходимость предоставить своим подчиненным, при исполнении данной им задачи, достаточную долю свободы действий. В эту войну Румянцев продемонстрировал стратегический и тактический талант, что и имело следствием его блестящие победы над турками, давшие самой войне название Румянцевской, а Румянцеву - название Задунайского

Независимо от этого Румянцев в эту войну плодотворно работал над развитием боевого воспитания и обучения войск, утверждением разумной дисциплины и выработкой соответствующего внутреннего порядка в войсках. В общем, Румянцев оставил почти во всех отделах русского военного искусства или классические образцы, или руководящие мысли. Они были им сведены в кратких положениях, удобных для понимания всех начальников, в «общие правила искусства воинского», не касаясь ни «времен», ни «случаев» их применения.

Выше многих, по силе таланта и значению для русской армии, среди деятелей Екатерининской эпохи стоит Александр Васильевич Суворов.

Суворов дал величайшие образцы стратегии и тактики, действуя против всевозможных противников на различных театрах войны при разнообразнейшей обстановке; не был он также чужд организаторской и военно-административной деятельности, в которой заявил себя далеко недюжинным талантом. Однако величие и значение Суворова главным образом не в этом. То и другое зиждется прежде всего на его военно-воспитательной системе, на его системе одиночного обучения и боевой подготовке целых частей.

Вникая в сущность Суворовского воспитания, его средств для развития нравственного элемента в мирное время, возбуждения его на высшую степень в бою, нетрудно заметить, что Суворов, как никто, достиг великой цели прежде всего потому, что понял те причины, которые еще задолго до Петра I всегда вызывали русского воина на высшую самоотверженность. Эти причины - преданность Вере, Царю, Отечеству и бесповоротное следование в бою за начальником, заботившимся о нем, умевшим не щадить себя для блага дела, умевшим дать личный пример.

Обладая гениальным умом, Суворов познал, что в этих нравственных основах вся сущность успеха боевого дела, и резко, как никто, выдвинул вперед все, способствующее развитию этих нравственных начал, - оригинально воспитал сам себя в том же духе и самое главное - всегда, в особенности в бою, служил войскам личным примером. Этот личный пример во всем с неотразимой силой действовал на Суворовских солдат, и никто даже из наиболее видных деятелей Екатерининского времени, как Потемкин и Румянцев, не имел на войска такого влияния, как Суворов, и не достигал с теми войсками подобных результатов. Они только направляли дело, но, сравнительно с Суворовым, были все-таки далеки от солдат; Суворов же с ними составлял одно целое .

Воинская комиссия 1762 года в связи с поставленной ей задачей распределить по «командам» генералов признала необходимым установить в армии постоянные крупные подразделения. В результате, по докладу Военной Коллегии, в 1768 г. армия в мирное время была распределена на 8 дивизий и 3 охранных корпуса, и согласно с этим распределением была расположена на непременных квартирах.

В 1775 году число дивизий было увеличено до 11. Дивизии представляли собой соединение всех родов войск и были не одинакового состава, а именно; от 8 до 20 батальонов и от 10 до 50 эскадронов. Промежуточных подразделений между отдельными частями войск и дивизиями не существовало. Военная Коллегия, однако, не останавливается только на организации дивизий. В своем докладе 1768 г. она указывает и на вероятную группировку сил при войне на том или другом фронте, то есть делает первую попытку по распределению войск еще в мирное время на будущие действующие армии, причем намечает таких армий три.

Эти общие соображения Военной Коллегии, относящиеся к 1768 г., получили более полное развитие и законченность в проектах Румянцева и Потемкина, выработанных ими, каждым отдельно, в период между первой и второй Турецкими войнами.

По идее, оба проекта одинаковы: оба считают необходимым распределение войск в мирное время на армии сообразно данным политической обстановки: сила, состав, соотношение различных родов оружия, даже подготовка войск в тех или других армиях должны подчиняться свойствам и характеру вероятного противника, особенностям местности того театра, на котором данной армии предстоит действовать. При этом обеспечение соответствующей подготовки войск и изучение «оборотов» противника для каждой армии достигалось назначением еще в мирное время ответственного лица - инспектора, принимающего с объявлением войны звание главнокомандующего. В частности, однако, оба проекта организации армии различны, как различны отправные соображения, принятые их составителями.

Румянцев признавал необходимым не ломать уже установившегося распределения армии на дивизии, ее расписания на непременные квартиры. Проектируемая им центральная армия, «резервная», представляла в его глазах средство для введения поправок за данную политическую обстановку, позволяя усиливать до желаемых пределов ту или другую из прочих трех передовых армий: «Поморскую» - на севере, «Южную» - на юге и «Низовую» - на юго-востоке.

Потемкин принимал за основание то взаимное положение держав, которое сложилось в 1785 г., когда появился его проект. К этой переменчивой данной он и приурочивает распределение войск по трем армиям, их своеобразный состав, их назначения и задачи.

Ни тот, ни другой проект, впрочем, не получили осуществления. Этому помешала начавшаяся вторая Турецкая война, которая привлекла на южную границу значительно большие силы, чем предполагали Румянцев и Потемкин.

Образование дивизий несомненно должно было оказать влияние на большую боевую готовность армии, лучшую и однообразную ее подготовку, потому что командующими этими дивизиями были назначены все наиболее выдающиеся генералы, привлеченные, в противность прежним обычаям, и в мирное время к службе и к жизни войск.

Нужно, однако, сказать, что отсутствие в мирное время высших строевых соединений, представляющих собой более крупные, чем полк, тактические единицы, имело следствием то, что прочность и боевая пригодность армии обусловливались главным образом прочностью, так сказать, элементарных единиц, какими являлись полки. Вследствие этого, особенное значение приобретают те основания, которые были положены в дело управления полком.

В век Екатерины обращали внимание не только на обучение, но также и на воспитание войск. Как сама Екатерина, так и выдающиеся деятели ее эпохи придавали громадное значение воспитанию армии, занимались им и достигали в этом отношении блестящих результатов. С уверенностью можно сказать, что только соединение рационального обучения с соответственным воспитанием принесло в царствование Екатерины II те поразительные боевые результаты, о которых свидетельствует история. И здесь во главе шел почин свыше, проявившийся в «полковничьей инструкции», которая восстанавливала некоторые из забытых в армии идей и постановлений Петра Великого, касающихся воспитания. В этой «полковничьей инструкции», между прочим, говорится, что необходимо «объяснять солдату силу и содержание воинского артикула, уставов и приказов, а паче что до солдата касается изъяснять должность службы и требуемую от солдата неустрашимую храбрость и что никакие страхи и трудности храбрость и верность российских солдат никогда поколебать не могли, в которых число и он принят».

Далее, в инструкции указывалось, что солдатам должно быть внушено, что «солдат именем и чином от всех прежних его званий преимуществует». Затем инструкция, обязывая полковых и ротных командиров заботиться о подготовке хорошего солдата, указывает и путь к этому, а именно: нравственное воспитание личности и дисциплина, основанием которой должны служить чинопочитание, сознательное отношение к воинскому долгу и развитие нравственных побуждений, на первом плане которых ставится честолюбие. Эти идеи были выдвинуты еще Петром Великим и личным его примером, и его законоположениями.

Те же идеи инструкции вполне самостоятельно и независимо проводил в жизнь Румянцев, который на первый план также выдвинул меры, способствующие развитию нравственного элемента: «Высшее развитие воинского долга, строгая, но сознательная дисциплина - не за страх только, а за совесть, утверждающая между командиром и подчиненными взаимное доверие; непосредственная работа офицеров для приведения нижних чинов в приличное военным людям состояние»; строгие требования гарнизонной и внутренней службы.

Из школы Румянцева выходит целый ряд видных деятелей, которые разносят его идеи. К числу таких относится Воронцов. Его инструкция ротному командиру, по верности воспитательных идей, по широте взгляда, заботливости и участливому отношению к солдату напоминает законоположения второй половины XIX столетия.

Потемкин начал свою службу также под руководством Румянцева, его работа на военно-воспитательном поприще выделяется своими требованиями. Но выше всех в этом отношении необходимо поставить Суворова. Его воспитательная система покоилась на тех же основаниях. Выступив одновременно с выходом инструкции и с проявлением деятельности Румянцева, Суворов постепенно развивал те же великие начала от времени командования им Суздальским полком и в течение 30 лет, и в конце концов постепенно создал целую законченную систему, принявшую определенную форму и направление. Однако об этой системе можно судить главным образом только по результатам, достигаемым ее применением.

Восстановить точно последовательный ход развития и даже конечные формы системы в полном их объеме, за недостатком материала, является совершенно невозможным, но сущность Суворовской системы, ее принципы восстановить можно.

Суворов был высоко образованным человеком, не только с военной, но и общей точки зрения, чего достиг постоянным чтением и стремлением к самоусовершенствованию и самообразованию.

Обладая широким образованием, Суворов в основу воспитания русского солдата как бойца положил философские начала: свойства человека вообще, свойства русского человека в частности - его национальные особенности - и свойства явлений войны - главным образом боя.

Исходя из того, что человек обладает свойствами, из которых одни для войны весьма пригодны (решительность, храбрость, презрение к опасности, находчивость, сила воли, бодрость духа, уменье подчиняться и повелевать), и свойствами, для этой цели непригодными (чувство самосохранения, инертность, вялость, трусость, нерешительность), Суворов целью воспитания солдата и ставит развивать первые и заглушать вторые. С другой стороны, по мнению Суворова, основным условием военного успеха является смелость и решительность во всяком случае. Но чтобы быть смелым и решительным, необходимо не бояться опасности, а самый верный и прямой путь для этого - не выжидать ее, а идти ей навстречу. Суворов этого строго и держался. Отсюда и его наступательные тенденции не только с точки зрения наивыгоднейшего образа действий, но и с точки зрения воспитания.

Чтобы наступление было решительным, а только такое и приводит к положительным результатам, необходимо, во-первых, чтобы войска ничто не могло озадачить, чтобы они были уверены в своей силе и не допускали бы мысли, что могут быть побиты, и во-вторых, чтобы наступление заканчивалось бы непременно ударом. Для достижения первого Суворов приучает свои войска к неожиданностям. Отсюда его преследование неясных, уклончивых и неопределенных ответов на самые неожиданные и иногда нелепые вопросы, соответствующим образом веденные учения и требования твердого усвоения всего, что солдату нужно знать.

Что касается удара в штыки, то он требует сильной воли, которая и развивается упражнениями в мирное время. Здесь на помощь Суворову приходит свойство русского человека, так как штык и действие штыком присущи особенностям нашей национальности. Но развитию наступательных тенденций мешает общее всем людям чувство самосохранения. Чтобы противодействовать ему, Суворов пользуется особенностями русского человека, а именно: его религиозностью, его любовью и преданностью Государю, преданностью родине, гордостью своей национальностью и честолюбием. Отсюда его постоянный призыв к молитве, обращение к Богу, постоянные напоминания о матушке Царице, повторение его любимейшей поговорки: «Помилуй Бог, мы - русские» и его афоризм, что «каждый солдат может быть генералом» …

Строгая дисциплина; постоянная деятельность; соблюдение опрятности и чистоты как вернейший залог здоровья; молодцеватый вид как внешнее проявление уверенности в себе солдата дополняют перечень тех начал, на которых построил Суворов свою систему воспитания солдата, не знавшего, пройдя его школу, ничего невозможного ни в степях и равнинах Кубани и Дуная, ни перед валами Измаила и Праги, ни на горных высях Швейцарии.

Чтобы получить полное представление о боевой подготовке войск в эпоху Екатерины, необходимо ознакомиться с боевыми порядками нашей армии того времени и с образом ее действий, - с ее тактикой,

Могущественнейшим фактором, который преимущественно влиял на тактику русской армии во вторую половину XVIII столетия, были многочисленные войны. То направление, которое под их влиянием было принято в этом отделе военного искусства, слишком далеко уклонилось от принципов, намеченных уставом, и тех боевых приемов и порядков ведения боя, которые в данное время являлись общими для всех западноевропейских армий.

В общем, царствование Екатерины II, с точки зрения эволюции русского военного искусства, является эпохой, в которой постепенно вырабатываются идеи глубокой тактики и в которой эти идеи тотчас же проводятся в жизнь. В связи с этим данная эпоха может характеризоваться такой, в которой получили у нас полное и правильное развитие на практике вопросы обучения и воспитания войск, основанных на самодеятельности и самостоятельности начальствующих лиц всех степеней в пределах, соответствующих их служебному положению.

Список литературы и источников

  1. Балицкий Г. Переворот 1762 года. М., 1909.
  2. Бестужева С. Екатерина Великая. М., 2015.
  3. Военная история государства Российского. 2-е изд. М., 2015.

Вопрос к I пункту № 1. Назовите причины русско-турецкой войны 1768-1774 годов.

Нерешённая проблема выхода России к Чёрному морю;

Значительное усиление России с начала столетия;

Значительное ослабление Османской империи;

Мечты многих государственных деятелей России поднять восстание православных Греции и Балканских стран, а может даже отбить Константинополь (Стамбул) и снова сделать Собор Святой Софии (переделанный в мечеть Ая-София) снова православным храмом.

Вопрос к I пункту № 2. На карте (с. 188) покажите направления походов, места основных сражений, а также территории, отошедшие России по Кючук-Кайнарджийскому договору 1774 года.

Русские армии действовали в Северном Причерноморье, на Кубани, а также в придунайских землях. Именно на последнем театре произошли главные сухопутные битвы войны – возле рек Ларга и Кагул. Также эскадра Балтийского флота действовала в Эгейском море. Именно она должна была поднять на восстание греков и помогать им. Ею было одержано две морские победы – в Хиосском проливе и в Чесменской бухте.

По Кючук-Кайнарджийскому миру России отходили земли между Днепром и Южным Бугом. Османская империя также взяла на себя обязательство не помогать Крымскому ханству, что делало его присоединение к Российской империи лишь вопросом времени (его присоединили в 1783 году).

Вопрос к I пункту № 3. Перечислите основные последствия русско-турецкой войны 1768-1774 годов для социально-экономического и политического развития России.

Последствия.

Россия через девять лет после окончания этой войны завоевала Крымское ханство, которое беспокоило её набегами уже три столетия. В империи стало спокойнее.

Россия получила так называемое Дикое поле – земли Южной Украины очень плодородные, но почти не населённые из-за постоянных набегов крымских татар. Началось переселение туда крестьян из других районов, что изменило демографическую ситуацию в этой местности.

На новых землях был основан целый ряд городов, что повлияло и на остальную Россию, потому что позволило расширить торговлю.

Для заселения новых земель Екатерина II в больших количествах приглашала поселенцев из германских княжеств.

Избавление от угрозы крымских татар позволило избавиться и от Запорожской Сечи, то есть в политическом плане был уничтожен ещё один очаг вольницы.

Впечатлённая успехами России, Грузия в 1783 году признала вассальную зависимость от неё.

Вопрос ко II пункту № 1. На карте (с. 189) покажите направления походов, места основных сражений, а также территории, отошедшие России по Ясскому мирному договору 1791 года.

В устье Днепра была одержана победа над десантом турок на Кинбурнской косе, а также удалось взять Очаков.

В бассейне Дуная были выиграны битвы у Фокшан и у реки Рымник, а также взята сильнейшая крепость Измаил.

На Чёрном море русский флот одержал победы при Калиакрии и у острова Тендра.

По Ясскому миру Россия подтверждала свои права на Крымский полуостров, а также получала земли между Южным Бугом и Днестром.

Вопрос ко II пункту № 2. Какое значение эта победа имела для Российской империи и почему она стала возможной?

Успех в войне стал возможен благодаря военной реформе Г.А. Потёмкина, а также потому, что Османская империя не смогла накопить достаточно сил для реванша.

Благодаря этой победе Россия окончательно закрепила за собой выход к Чёрному морю и Крымский полуостров.

Вопрос к III пункту № 1. На карте (с. 195) покажите территории, отошедшие к России в результате трёх разделов Речи Посполитой.

Россия получила территории современных Литвы, Беларуси и большой части Украины. Она собрала под своей властью все земли Древнерусского государства, за исключением Галиции, таким образом практически выполнила задачу, которую поставила перед собой ещё в XV веке.

Вопрос к III пункту № 2. Как разделы Речи Посполитой повлияли на международное положение Российской империи и ситуацию в Европе?

Разделы Речи Посполитой создали общую границу между Россией и Пруссией, а также Австрией. При этом позиции России в Европе разделы скорее ослабили, потому что со времён Петра I Санкт-Петербрг фактически контролировал всю Речь Посполитую, а в итоге получил только её часть. Разделы ещё больше укрепили союз России с Австрией, но на ситуацию в Европе в целом повлияли не сильно – Варшава давно уже не играла там сколь-нибудь значительной роли.

Вопрос к параграфу № 1. По карте (с. 195) опишите западные и южные границы Российской империи, установившиеся при Екатерине II. Как новая линия государственной границы характеризовала итоги внешней политики императрицы и положение России на карте Европы и мира?

При Екатерине II западные границы отодвинулись к Западному Бугу – это показывает результаты разделов Речи Посполитой. Южная граница проходила по Днестру и побережью Чёрного моря – это был результат наиболее успешной внешней политики – в отношении Турции. Именно такая южная граница позволила построить черноморский флот.

Вопрос к параграфу № 2. По материалам учебника и дополнительным источникам составьте таблицу «Русско-турецкие войны во второй половине XVIII века». Обобщите их результаты для России и Турции.

Вопрос к параграфу № 3. С помощью дополнительных источников подготовьте сообщение об одном из выдающихся российских полководцев и флотоводцев второй половины XVIII века.

Сэмюэль Грейг родился в 1735 году в семье шотландского капитана торгового судна. Начинал плавать на судах своего отца, в 15 лет поступил на службу в Королевский военно-морской флот Великобритании, дослужился там до звания лейтенанта. Хорошо проявил себя во время Семилетней войны, но продвигаться по службе без высоких покровителей было сложно.

Изначально в Россию был направлен собственным правительством – Санкт-Петербург попросил Лондон выделить для его флота нескольких боевых офицеров. В России Грейг, который стал зваться Самуилом Карловичем, вскоре дослужился до капитана I ранга (высший морской чин перед адмиралом). Впоследствии Грейг получил также чин адмирала.

Грейг командовал частью балтийской эскадры, воевавшей в ходе Русско-турецкой войны 1768-1774 годов в Эгейском море. В Хиосском сражении он возглавлял центр боевой линии. В походе шотландец продолжал расти по службе и в Чесменском сражении ему подчинялся уже весь флот. Именно Грейгу принадлежит эта великая победа, потому что формальный командир Алексей Орлов морского дела не знал.

После победы над турками Самуила Карловича назначили губернатора Кронштадтского порта. В этой должности он укреплял Балтийский флот, который позже возглавил.

Командовать Балтийским флотом адмиралу пришлось в ходе Русско-шведской войны 1788-1790 годов. Война началась с Гогландского сражения, которое закончилось победой русских.

Сразу после этой победы адмирал заразился свирепствовавшим на флоте брюшным тифом и после нескольких дней болезни умер на борту корабля. Его сын Алексей Самуилович также пошёл на службу в военно-морской флот и также дослужился до звания адмирала.

Русско-турецкие войны - целая глава в российской истории. Всего насчитывается 12 военных конфликтов за более, чем 400-летнюю историю взаимоотношений наших стран. Рассмотрим же их.

Первые русско-турецкие войны

К первым войнам относятся военные конфликты, произошедшие между странами до наступления золотого века Екатерины.

Первая война вспыхнула в 1568-1570 годах. После падения Астраханского ханства произошло усиление России в предгорьях Кавказа. Это не устраивало Блистательную Порту и летом 1569 года 15 тысяч янычар при поддержке иррегулярных частей направились в Астрахань для восстановления ханства. Однако, войско черкасского старосты М. А. Вишневецкого разбило турецкие силы.

В 1672-1681 годах вспыхнула вторая война, направленная на установление контроля над Правобережной Украиной.

Эта война стала известной благодаря Чигиринским походам, в ходе которых были сорваны планы турок по захвату Левобережной Украины, находящейся под контролем России.

В 1678 году после серии военных неудач туркам все-таки удалось захватить Чигирин, они понесли поражение под Бужином и отступили. Итогом стал Бахчисарайский мир, сохранивший статус-кво.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Очередной стала война 1686-1700 годов, в ходе которых сначала царица Софья пыталась подчинить Крымское ханство, организовав походы в 1687 и 1689 годах. Из-за плохого снабжения они окончились неудачей. Ее брат, Петр I провел два Азовских похода в 1695 и 1696 годах, последний был успешным. По Константинопольскому мирному договору Азов остался за Россией.

Неудачным событием в биографии Петра I стал Прутский поход 1710-1713 годов. После поражения шведов под Полтавой Карл XII скрылся в Османской империи, а турки объявили России войну. Во время похода войско Петра оказалось в окружении трехкратно превосходящих сил противника. В итоге Петру пришлось признать свое поражение и заключить сначала Прутский (1711), а затем и Адрианопольский (1713) мирный договор, по которому Азов вернулся к Османской империи.

Рис. 1. Прутский поход Петра.

Война 1735-1739 годов проходила в союзе России и Австрии. Русскими войсками были взяты Перекоп, Бахчисарай, Очаков, а затем Хотин и Яссы. По Белградскому мирному договору Россия возвращала себе Азов.

Русско-турецкие войны при Екатерине II

Осветим на данный вопрос, сведя общую информацию в таблицу «Русско-турецкие войны при Екатерине Великой».

Эпоха русско-турецких войн при Екатерине Великой стала золотой страницей в биографии великого русского полководца А. В. Суворова, который за свою жизнь не проиграл ни единого сражения. За победу при Рымнике он был удостоен титула графа, а к концу военной карьеры получил звание генералиссимуса.

Рис. 2. Портрет А. В. Суворова.

Русско-турецкие войны 19 века

Русско-турецкая война 1877-1878 годов также позволила получить независимость Сербии, Черногории и Румынии.

Рис. 3. Портрет генерала Скобелева.

Конфликт в рамках Первой Мировой войны и общий итог.

В начале ХХ века Россия, будучи участницей Первой Мировой войны, вела бои с турками на Кавказском фронте. Турецкие войска были полностью разгромлены и только революция 1917 года остановила наступление русских войск в Анатолии. По Карсскому договору 1921 года между РСФСР и Турцией, последней были возвращены Карс, Ардаган и гора Арарат.

Что мы узнали?

Военные конфликты между Россией и Турцией случались 12 раз за 350 лет. 7 раз победу праздновали русские и 5 раз верх был за турецкими войсками.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 253.

Внешняя политика России при Екатерине II отличалась:

установлением более тесных отношений с европейскими странами;

военной экспансией России.

Главными геополитическими достижениями внешней политики Екатерины II стали:

завоевание выхода к Черному морю и присоединение Крыма к России;

начало присоединения к России Грузии;

ликвидация Польского государства, присоединение к России всей Украины (кроме района Львова), всей Белоруссии и Восточной Польши.

На время правления Екатерины II приходится ряд войн:

русско-турецкая война 1768 - 1774 гг.;

захват Крыма в 1783 г.;

русско-турецкая война 1787 - 1791 гг.;

русско-шведская война 1788 - 1790 гг.;

разделы Польши 1772, 1793 и 1795 гг.

Главными причинами русско-турецких войн конца XVIII в. были:

борьба за выход к Черному морю и причерноморским территориям;

выполнение союзнических обязательств.

Поводом к русско-турецкой войне 1768 - 1774 гг. было усиление влияния России в Польше. Война против России была начата Турцией и ее союзниками - Францией, Австрией и Крымским ханством. Целями Турции и союзников в войне были:

усиление позиций Турции и союзников в Черном море;

нанесение удара по экспансии России через Польшу - в Европу. Боевые действия велись на суше и на море и открыли полководческий талант А.В. Суворова и П.А. Румянцева.

Наиболее важными сражениями данной войны были.

победа Румянцева в битве у Рябой могилы и Кагуле 1770 г.;

Чесменское морское сражение 1770 г.;

победа А.В. Суворова в битве под Козлуджей.

Война складывалась успешно для России, была прекращена Россией в 1774 г. в связи с необходимостью подавлять восстание Е. Пугачева. Подписанный Кучук-Канарджийский мирный договор, который стал одной из самых ярких побед русской дипломатии, устраивал Россию:

Россия получила выход к Азовскому морю с крепостями Азов и Таганрог;

к России присоединялась Кабарда;

Россия получала небольшой выход к Черному морю между Днепром и Бугом;

Молдавия и Валахия становились независимыми государствами и переходили в зону интересов России;

русские торговые суда получили право прохода через Босфор и Дарданеллы;

Крымское ханство переставало быть вассалом Турции и становилось независимым государством.

Несмотря на вынужденное прекращение, данная война имела большое политическое значение для России - победа в ней, помимо широких территориальных приобретений, предопределила будущее покорение Крыма. Став независимым от Турции государством, Крымское ханство лишилось основы своего существования - многовековой политический, экономической и военной поддержки Турции. Оставшись один на один с Россией, Крымское ханство быстро попало в зону влияния России и не просуществовало и 10 лет. В 1783 г. под сильным военным и дипломатическим давлением России Крымское ханство распалось, хан Шагин-Гирей сложил с себя полномочия, а Крым почти без сопротивления был занят русскими войсками и включен в состав России.

Следующим шагом по расширению территории России при Екатерине II стало начало включения в состав России Восточной Грузии. В 1783 г. правители двух грузинских княжеств - Картли и Кахетии, подписали с Россией Георгиевский трактат, по которому между княжествами и Россией устанавливались союзнические отношения против Турции и Восточная Грузия переходила под военную защиту России.

Внешнеполитические успехи России, присоединение Крыма и сближение с Грузией, подтолкнули Турцию к началу новой войны - 1787 - 1791 гг., главной целью которой был реванш за поражение в войне 1768 - 1774 гг. и возвращение Крыма. Героями новой войны стали А. Суворов и Ф. Ушаков. А.В. Суворовым были одержаны победы под:

Кинбурном - 1787 г.;

Фокшанами и Рымником - 1789 г.;

взят Измаил, считавшийся до этого неприступной крепостью, - 1790 г.

Взятие Измаила считается образцом военного искусства Суворова и военного искусства того времени. Перед штурмом по распоряжению Суворова была построена крепость, повторявшая Измаил (макет), на которой солдаты день и ночь до изнеможения тренировались брать неприступную крепость. В результате профессионализм солдат сыграл свое дело, стал полной неожиданностью для турок, и Измаил был взят сравнительно легко. После этого получило широкое распространение высказывание Суворова: "Тяжело в учении - легко в бою". Эскадра Ф. Ушакова также одержала ряд побед на море, важнейшими среди которых были Керченское сражение и битва юг при Калиакрии. Первое позволило русскому флоту войти из Азовского в Черное море, а второе продемонстрировало силу русского флота и окончательно убедило турок в бесперспективности войны.

В 1791 г. в Яссах был подписан Ясский мирный договор, который:

подтвердил основные положения Кучук-Кайнарджийского мирного договора;

установил новую границу между Россией и Турцией: по Днестру - на западе и Кубани - на востоке;

узаконивал включение Крыма в состав России;

подтверждал отказ Турции от претензий на Крым и Грузию.

В результате двух победных войн с Турцией, проведенных в екатерининскую эпоху, Россия приобрела обширные территории на севере и востоке от Черного моря и стала черноморской державой. Многовековая идея добиться выхода к Черному морю была достигнута. Кроме того, был уничтожен заклятый враг России и других европейских народов - Крымское ханство, которое на протяжении столетий терроризировало Россию и другие страны своими набегами. Победа России в двух русско-турецких войнах - 1768 - 1774 гг. и 1787 - 1791 гг. - по своему значению приравнивается к победе в Северной войне.

Русско-турецкой войной 1787 - 1791 гг. попыталась воспользоваться Швеция, которая в 1788 г. напала на Россию с севера с целью вернуть себе территории, потерянные в ходе Северной войны и последующих войн. В результате Россия была вынуждена одновременно вести войну на два фронта - на севере и юге. В короткой войне 1788 - 1790 гг. Швеция не добилась ощутимых успехов и в 1790 г. был подписан Ревельский мирный договор, по которому стороны вернулись к довоенным границам.

Помимо южного, другим направлением экспансии России в конце XVIII в. стало западное направление, а объектом притязаний - Польша - некогда одно из самых могущественных европейских государств. В начале 1770-х гг. Польша находилась в состоянии глубокого кризиса. С другой стороны, Польша была окружена тремя государствами-хищниками, которые стремительно набирали силу, - Пруссией (будущей Германией), Австрией (будущей Австро-Венгрией) и Россией.

В 1772 г. в результате национального предательства польского руководства и сильного военно-дипломатического давления окружающих стран Польша фактически прекратила свое существование как независимое государство, хотя официально оставалась им. На территорию Польши вошли войска Австрии, Пруссии и России, которые разделили Польшу между собой на три части - зоны влияния. Впоследствии границы между зонами оккупации пересматривались еще дважды. Данные события вошли в историю как разделы Польши:

по первому разделу Польши 1772 г. к России отошли Восточная Белоруссия и Псков;

по второму разделу Польши 1793 г. к России перешла Волынь;

после третьего раздела Польши, который произошел в 1795 г. после подавления национально-освободительного восстания под руководством Тадеуша Костюшко, к России отошла Западная Белоруссия и Левобережная Украина (район Львова и ряд украинских земель отошел к Австрии, в составе которой они находились до 1918 г.).

Восстание Костюшко было последней попыткой сохранить независимость Польши. После его поражения, в 1795 г., Польша на 123 года прекратила свое существование как независимое государство (до восстановления независимости в 1917 - 1918 гг.) и была окончательно разделена между Россией, Пруссией (с 1871 г. - Германией) и Австрией. К России, в итоге, отошла вся территория Украины (кроме крайне западной части), вся Белоруссия и восточная часть Польши.