Владислав Юферов: «Корень зависимости — в оскудении духовности. Беседы с батюшкой

Попробуйте провести эксперимент. Произнесите в самой что ни на есть православной, благочестивой среде слова «обет трезвости» - и тут же поднимется шум, завяжется спор… Что такое? Быть может, дело в том, что мы не так много знаем об этом явлении?

Что и зачем?

Сто лет назад, в конце августа 1912 года, состоялся I Всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с пьянством. На нем говорилось об учреждении дня трезвости - в день Усекновения главы Иоанна Предтечи. Сегодня этот праздник, тогда не успевший - в силу исторических причин - укорениться, рождается заново. По новой традиции 11 сентября во многих храмах дают обеты трезвости.

А что это такое - обет трезвости? Все просто: обещание. Человек обещает Богу, что не будет пить ничего, что содержит алкоголь. Обещает после особого молебна, перед Крестом и Евангелием, иконой или мощами святых. Но отчего нельзя сделать это наедине с Богом - дома, у икон? «Отчего же, можно, - считает протоиерей Илия Шугаев, председатель общества трезвости при Михаило-Архангельском храме города Талдом. - Случается, конечно, что дается такое обещание на эмоциях, так что после оно должно быть подтверждено в церкви, на особом чинопоследовании. Ведь и исповедуемся мы Богу - через священника, всякий раз обещая не повторять грехов. Обет не является таинством. Но когда ты произносишь слова обетной молитвы, да еще и перед свидетелями, это и психологически важно, это держит».

Но чем обет отличается от клятвы, давать которую нам, христианам, запрещено? Иерей Игорь Бачинин, председатель Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» , объясняет так: «Когда человек клянется, он старается доказать свою правоту и призывает Бога в свидетели. А принимая обет, он признает свою немощь и просит у Бога помощи. Кстати, я всегда предупреждаю: данное Богу слово вы сами, без Его помощи выполнить не сможете. У вас просто нет на это сил».

Стопка серной кислоты

Обет дают не только люди пьющие (об этом - ниже), но именно для них так важна его помощь, для них он порой жизненно важен. «Смотрю на тех, кто просто решил не пить, - говорит Татьяна, давшая обет трезвости на всю жизнь десять лет назад, - они словно ношу какую-то на себе тянут, а мы, наоборот, ее с себя скинули». Дмитрий (9 лет обету) выражается иначе: «суровые благодатные цепи». Олег (12 лет) сравнивает себя с «судном, не заходящим в иностранные порты»: винные отделы в магазинах просто перестали существовать для него, будто и нет их. Как же это происходит? Как действует обет?

Отец Игорь Бачинин приводит свою аналогию: «Я не буду пить серную кислоту - ни при каких условиях, тут даже размышлять не о чем. То же и с человеком, который дал обет трезвости. Если даже и возникают помыслы об алкоголе, он с ними не собеседует, благодать Божия покрывает его. А без обета те одолевают, человек все время пребывает в сомнениях, в борьбе».

Можно ли отказаться от пьянства без обета? Разумеется. Едва ли не на каждом приходе можно найти живые тому примеры. Обет не цель, а просто помощь.

Страхи и сроки

Часто люди не дают обет трезвости из-за боязни нарушить его, боязни наказания. По мнению большинства священников, практикующих принятие обетов трезвости, страх не может удержать человека. У тех, кто боится, обычно уже заготовлен сценарий будущего отступления: поминки тети, свадьба сына, полет на самолете, посещение родной деревни, корпоратив на новом месте работы… Отец Игорь называет это отговорками и убежден, что причина одна: отсутствие решимости. «Но если человек боится последствий, - советует он, - лучше не давать обета. Или дать сначала совсем на небольшой срок, чтобы обрести опыт трезвости и уверенность, что Господь тебе помогает, а после продлить».

Минимальный срок обета трезвости - Великий пост, хотя чаще обет дают сразу на год. Потом обычно продлевают. Некоторые решаются отказаться от спиртного сразу на всю жизнь. Но более распространенной является «ступенчатая» практика. Можно проверить свои силы; попробовать на вкус абсолютную трезвость - так ли пресна она, как кажется; примерить перья «белой вороны»; понять, всегда ли трезвое веселье, как принято думать, натужно или можно радоваться и без спиртного.

Если все же упал

Но срывы, конечно, бывают, несмотря ни на что. И нередко. По дореволюционной статистике, держали данное Богу слово не пить 56 процентов обетников. Как обстоит дело сегодня в целом по России, сказать невозможно. Свидетельствовать могу лишь о том, что знаю доподлинно сама. Из 45 человек, давших обеты за семь лет в общине трезвости при Никольском храме села Ромашково, их нарушили 16 человек. Случилось ли с кем-то из них что-то страшное? По-разному складывалась жизнь. Кто-то возвращался на «своя блевотины» - финалы бывали и самые печальные. Скончался в реанимации Сережа, всеобщий любимец, музыкант и балагур. Постыдной смертью окончил жизнь Василий. При том образе жизни, который вели они после срывов, трудно было предполагать иной финал. Но чаще человек вставал и, пусть спотыкаясь, продолжал снова идти. «Все так же, как и в других ситуациях, когда совершен грех, - говорит иерей Игорь Бачинин. - Ничего экстраординарного тут нет. Человек кается, исповедуется, на него накладывают епитимию». Поводов для срывов - масса, а причина, по словам наших собеседников-священников, - «нарушение внутренней религиозной жизни». Когда на занятиях группы в Ромашкове мы подробно разбирали срыв кого-то из членов общины, пытаясь разобраться, что привело к нему, непременно в конце концов выяснялось, что человек начинал манкировать утренним и вечерним правилом, пропускать службы в храме, встречи группы.

Будь готов!

Последнее может показаться чужеродным в этом высоком ряду, но это не менее важно. Для того чтобы стать другим, алкоголику необходим новый круг общения, новая «эталонная группа». «Если человек даст обет, а потом опять погрузится в старую среду, где приобрел свою болезнь, ему там будет нелегко. Он снова останется один на один со своими проблемами, - говорит протоиерей Илия Шугаев. – Важно, чтобы он общался с людьми, которые уже прошли его путь, живут трезво, чтобы заражался их образом жизни, образом мыслей»

А может ли человек невоцерковленный, а то и неверующий дать обет трезвости? Отец Игорь Бачинин таким говорит: «Хочешь начать жить трезво - живи. Можешь дать обещание на какой-то срок - мне, а то и… самому себе. А к обету Богу надо готовиться - прежде всего, жить церковной жизнью». Подготовка к обету в разных обществах трезвости - разная. В братстве «Трезвение», например, обет дают люди, которые прошли двухнедельный цикл занятий. «Есть разные мнения относительно подготовки к обету, - говорит отец Илия. - Одни считают, что давать его нужно сразу, как появилось решение, на небольшой срок - чтобы момента не упустить. А потом уже осознанно продлевать. Другие - что к обету нужно готовиться. Трудно все свести к одной формуле. Судьбы у всех разные, и пастыри разные».

Руководитель Координационного центра по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости Синодального отдела по благотворительности Валерий Доронкин рассказывает о случае, когда некто «на коленках приполз к священнику. Батюшка помолился, подумал - и принял у него обет. До сих пор не пьет!». Всякое бывает.

Часто дают обет трезвости люди и так непьющие. Один из вдохновителей трезвенного движения в России конца XIХ века С. А. Рачинский считал, что обет, данный человеком непьющим, имеет огромную нравственную силу. «Пьяница дает его вынужденно, - объясняет протоиерей Илия Шугаев. - А он - по любви к немощному. Его пример гораздо более заразителен, ибо он решил не пить, не имея в этом жизненной необходимости». Говоря об этом, всегда вспоминают слова апостола Павла: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого , отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14: 21).

Куда иголка, туда и нитка

Есть, конечно, так называемые идейные трезвенники, берущие на себя подвиг воздержания ради спасения всех страждущих - ближних и дальних. Но сдается мне, что если познакомиться ближе с историей жизни их сами и их семьи… «От хорошей жизни обет трезвости не дают, - уверен Валерий Доронкин, который по долгу службы присутствовал, наверное, на нескольких десятках принятий обетов. - На это толкает личное переживание. Человек сталкивается со страданием, болью, смертью... Он видит, что для тех, кого он любит, алкоголь стал страшным злом, и пытается что-то сделать».

Очень часто обет приносят жены, матери алкоголиков, надеясь, что это поможет. Игумен Серафим (Николин) руководитель православного общества трезвости города Егорьевска, называет такой обет «молчаливой проповедью» и уверен, что он не может не иметь результата - пусть даже первоначальная реакция будет совершенно противоположной: «Ведь семья - это единое тело, и действие одного духовно влияет на другого».

Случается, что супруги дают обет трезвости вместе - и это, наверное, самое логичное. Елена, дававшая обет вместе с мужем 12 лет назад, объясняет свой поступок просто: «А как иначе: куда иголка, туда и нитка». В доме, где живет человек, давший обет, не выставляют вино на праздничный стол, не держат спиртного, стараются избавляться (или, по крайней мере, прятать в дальний угол) от рюмок-графинов и прочей питейной посуды - чтобы не было лишнего соблазна.

Порой руководители обществ трезвости налагают запрет на квас, лекарства на основе спирта, безалкогольное пиво. Протоиерей Илия Шугаев считает: «Все индивидуально. Если навевает тот же квас какие-то ассоциации или дает легкий “кайф” - не стоит, конечно. Почти всегда можно найти бесспиртовые аналоги лекарственных препаратов. Что до безалкогольного пива, самый его вкус - прямой провокатор: человек подсознательно ждет, когда захмелеет».

Обету - нет!

Бывая в паломничестве в монастыре, упоминаешь, что давала обет трезвости, и нередко натыкаешься на отпор: мол, не мирское это дело, а сугубо монашеское. Игумен Серафим (Николин) не согласен: «Это же библейская традиция - давать обеты пред Господом! Скажем, обеты назорейства проносили не только члены колена Ааронова, которые становились священниками, а все, кто духовно для этого созрел». Немало противников обета и среди белого духовенства. Отец Игорь Бачинин и Валерий Доронкин объясняют это незнанием истории, утратой традиции и тем, что люди просто не разобрались в сущности вопроса. «Никаких богословских оснований отвергать обет не существует, - говорит отец Игорь, - а люди есть люди, они могут и спорить, и заблуждаться».

А как же праздник?

Но все же, возвращаясь к началу, - отчего становится так шумно, стоит произнести два слова «обет трезвости»? Непременно кто-то, скромный самый, юбка в пол, ахнет: «Как?! Совсем? Даже шампанское на Новый год?» И некто с окладистой бородой ужаснется: «А архиерейские приемы?» Как теперь ему, действительно, на тех трапезах?

Трезвость не просто перестала считаться добродетелью. Даже в самом благонравном обществе она дискредитирована стилистически. Слова «Трезвость - норма жизни», ставшие мемом, ничего, кроме усмешки и сведения скул, не вызывают. В. Доронкин говорит: «Когда речь идет об обете, люди подсознательно боятся: у них отнимут праздник, введут разнарядку - и отнимут! На мой взгляд, это - отголоски горбачевского “сухого закона”, когда сверху спустили хорошую идею. Но народ-то не подготовили, не объяснили, зачем это нужно, как можно радоваться и без спиртного. Не сказали: вы спиваетесь, вы гибнете, деградируете».

Возможно, причина неоднозначной реакции на слова «обет трезвости» лежит в недостатке информации о нем?

Молитва обета трезвости

Владыко Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! Аз, недостойный раб Твой (имя), познав всю пагубу страстей обуревающих мя, и грехов, от них исходящих, пред пречистым образом Владычицы Нашея Богородицы сим изъявляю твердое намерение и даю крепкое обещание не пить вина и ничего хмельного, а также не соблазнять к тому других сроком от сего дня и (указать срок).

О Премилосердый и Всещедрый Иисусе Христе! Благослови благое намерение мое сие и помози ми, слабому и немощному рабу Твоему, силою честнаго и животворящаго Креста, молитвами Всепречистыя Владычицы нашея Богородицы и всех святых Твоих, благополучно совершити его к славе Твоей и во спасение души моей! Аминь.

Екатерина САВОСТЬЯНОВА

В последнее время в приходах Русской Православной Церкви активно возрождаются православные общества трезвости. Подробнее о том, чем они занимаются, рассказывает председатель Казанского епархиального общества «Трезвение» Владислав Юферов.

— Владислав Аркадьевич, чем может помочь общество трезвости зависимому человеку и чем оно отличается от светских организаций, помогающим зависимым людям?

— Немного цифр. В России потребление алкоголя на человека в год в пересчете на спирт составляет от 14 до 18 литров. Кстати, в Чечне всего 3 литра. При потреблении 8 литров, по расчетам специалистов мирового уровня, страна начинает вымирать, повышается смертность! В Татарстане живет 3855258 человек. Примерно 10% подвержены пьянству и алкоголизму, это — 385 тысяч человек! Примерно 5% — наркоманов, это — 190 тысяч наших земляков. Половина населения, почти два миллиона, курят. Мы должны помочь этим людям вернуться в общество.

Основными задачами православных обществ трезвости являются: противодействие пьянству, наркомании, табакокурению, игромании, сквернословию, утверждение трезвого образа жизни, возрождение духовно-нравственных традиций трезвения, оказание информационной и практической помощи всем страждущим, зависимым и их семьям через духовные программы. В настоящее время зависимостей и страстей, которым подвержен человек, насчитывается более четырехсот. И все имеют био-психо-социо-духовную основу, согласно которой надо работать всем: и врачам, и психологам, и властям, и, конечно, представителям религиозных организаций, которые смогут помочь человеку найти главный корень его бед — оскудение духовности. Самая главная составляющая — духовная — не может решаться только человеком (опытным врачом, ученым, психологом, специалистом в погонах). Мы, православные трезвенники, стремимся не только к телесной трезвости, а намного шире — к такому трезвению, когда человек не замыкается на достижении только физической трезвости, а идет дальше и встает на путь трезвения духовного, духовного роста, познания себя и смысла бытия. Поэтому наши программы основаны на вере в помощь Господа Бога.

Многие же светские организации духовную основу не признают и лечат только тело. Но мы в обязательном порядке сотрудничаем и с медициной, и с правоохранительными органами, и с властями, и с общественными организациями, поскольку только все вместе мы сможем противостоять порокам общества.

— Не все люди могут признать себя зависимыми. Можно ли убедить человека начать лечиться и бороться со своей страстью, если он отрицает ее наличие?

— Да, возможно. В первую очередь нужно начать самим вникать в эту проблему. И при этом не обязательно быть профессионалом. Необходимо изучить информацию о вреде пьянства, наркомании, курения и, особенно — о пользе трезвого образа жизни. В качестве психологического приема можно ненавязчиво рассказывать о пользе трезвого образа жизни на примерах друзей, знакомых, известных людей, интересно и ярко освещать предлагаемые перспективы его и совместной вашей трезвой жизни, давать почитать страждущему зависимому человеку соответствующую литературу. И главное: всегда молиться за этого человека. Еще можно начать самим посещать православные общества трезвости, где оказывают помощь по многим направлениям и творят соборную молитву о страждущих.

— Существует множество возражений против обетов трезвости, которые дают члены православных обществ трезвения. Для чего же нужен этот обет и что он из себя представляет?

— Более ста лет назад, в августе 1912 года, состоялся I Всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с пьянством. На нем говорилось об учреждении Праздника трезвости — в день Усекновения главы Иоанна Предтечи , 11 сентября. Сегодня этот праздник повсеместно возрождается заново. 25 июля 2014 года Священным Синодом была принята Концепция Русской Православной Церкви по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости. В этом документе все четко изложено: как должна строиться трезвенная работа на общецерковном, епархиальном, благочинническом, приходском уровнях. И там сказано о необходимости принятия обетов трезвости.

Этот документ разрабатывался много лет, и я знаю практически всех священнослужителей, которые соборно проделали огромный труд, чтобы этот важный документ появился. Не скрываю, что 8 лет назад при разговорах о трезвости некоторые просто хихикали и утверждали, что это несерьезно. Слава Богу, что сейчас действует общецерковная программа, и я очень рад, что все больше людей встают на дорогу трезвости и трезвения.

По традиции 11 сентября во многих храмах Православной Церкви дают обеты трезвости. Особым торжественным днем для принятия обетов трезвости является еще и 18 мая — день празднования иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

Обет трезвости — это обещание человека и призыв помощи Божией, когда человек осознанно встает на путь трезвения. Принятию обетов трезвости предшествует работа в обществах трезвости: беседы со священниками, регулярное посещение собраний, ознакомление с трезвенной информацией, методиками, взаимопомощь и взаимодействие с соратниками, прихожанами, зависимыми и созависимыми, обмен опытом. После определенного этапа «созревания» и готовности человека священник, духовник общества благословляет на принятие обета трезвости.

— Как совершается этот обряд?

— Церковный чин обета трезвости совершается после особого молебна, перед Крестом и Евангелием, иконой или мощами святых. Обет не является Таинством. Но когда ты произносишь слова обетной молитвы, да еще и перед многими свидетелями, прихожанами, священниками, это поддерживает психологически и духовно.

Часто люди не дают обет трезвости из-за боязни нарушить его, боязни наказания. По мнению большинства священников, практикующих принятие обетов трезвости, страх не может удержать человека. У тех, кто боится, обычно уже заготовлен сценарий будущего отступления: поминки тети, свадьба сына, посещение родной деревни, корпоратив на работе, рыбалка, охота и т. д. Если человек боится последствий — лучше не давать обета.

Или дать сначала совсем на малый срок, чтобы обрести опыт трезвости, а после продлить.

Минимальный срок обета трезвости — месяц—три, хотя чаще обет дают сразу на полгода или год. Потом обычно продлевают. Некоторые решаются отказаться от спиртного сразу на всю жизнь. Но более распространенной является «ступенчатая» практика. Можно проверить свои силы, «попробовать на вкус абсолютную трезвость», понять: всегда ли трезвое веселье, как принято думать, «натужно» или все- таки можно радоваться без спиртного. По утверждению медиков, через 21 день все клетки обновляются, то есть, на физическом уровне организм за это время очищается. Важно перепрограммировать свое сознание, и вот здесь помогает духовная составляющая.

— Кто чаще всего дает такие обеты?

— Часто дают обет трезвости люди непьющие. Один из вдохновителей трезвенного движения в России конца XIX века Сергей Рачинский считал, что обет, данный человеком непьющим, имеет огромную нравственную силу. «Пьяница дает его вынужденно, — объясняет протоиерей Илия Шугаев. — А он — по любви к немощному. Его пример гораздо более заразителен, ибо он решил не пить, не имея в этом жизненной необходимости».

Очень часто обет приносят жены, матери алкоголиков, призывая помощь Божию в излечении близких людей. Случается, что супруги дают обет трезвости вместе — в этом огромная сила. В доме, где живет человек, давший обет, не выставляют вино на праздничный стол, не держат спиртного, стараются избавляться от питейной посуды — чтобы не было лишнего соблазна.

Бывают и такие высказывания: мол, обет трезвости — это дело сугубо монашеское. Но это не так, поскольку есть библейская традиция — давать обеты пред Господом. Большинство сомнений по обетам трезвости объясняется незнанием истории, утратой традиции и тем, что люди просто не разобрались в сущности вопроса. Я сам несколько лет до принятия обета трезвости не употреблял спиртного, сознательно отказавшись от алкоголя, и не скрываю, что тоже сомневался в необходимости принятия обета трезвости. Но, приняв его, словно приобрел крылья, появились новые силы, возможности.

С 2010 года, когда появилось первое православное общество трезвости в Татарстане, уже свыше 500 человек дали обеты трезвости. Я сначала даже вел статистику, но когда число подошло к 100, просто перестал. Радуюсь, просто радуюсь за людей и молюсь за всех!

— А были случаи, когда обет нарушали?

— Крайне редко. Но оступившийся человек снова шел в церковь, к священнику, у кого принимал обет трезвости, каялся, нес послушание, и вновь вставал на путь трезвости. Скольких знаю — еще тверже и осознаннее ведут трезвый образ жизни.

Многие созависимые принимают обеты трезвости для спасения родных и близких. Проходит время, и через них сами зависимые прекращают пить и начинают трезвый образ жизни.

— Где в Татарстане есть общества трезвости?

— Они есть в Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске, Бугульме, Елабуге, Альметьевске, в Алексеевском городском поселении.

В Казани очень хорошо поставлена трезвенная работа в храме святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, а также в Никольском соборе и в просветительском центре святителя Варсонофия.

В дореволюционной России было более двух тысяч обществ трезвости, которые объединяли более миллиона человек. В Казани с 1892 по 1918 годы существовало Казанское общество трезвости, почетным членом которого был святой праведный Иоанн Кронштадтский. В то время в Казанское общество трезвости входили губернаторы, архиереи, градоначальники, врачи, ученые, священники, представители всех слоев населения. И дай Бог, чтобы это благое дело продолжалось и помогало многим и многим людям!

— Есть информация о создании единой церковной сети сопровождения наркозависимых — что это такое?

— В настоящее время готовится к запуску специальная IT-система, которая призвана стать техническим решением для объединения реабилитационных структур Русской Православной Церкви в единую церковную сеть помощи наркозависимым на территории России. Новая система позволит церковным специалистам в режиме реального времени получать полную информацию об актуальном состоянии реабилитационного процесса в церковных организациях, занимающихся восстановлением пострадавших от наркомании.

Например, в церковь обратился за помощью наркозависимый. Благодаря единой сети помощи будет подбираться подходящий реабилитационный центр. После этого человек уже готовит документы, сдает анализы и направляется в выбранный реабилитационный центр.

Эксперты свидетельствуют, что наиболее успешно реабилитация проходит в том случае, когда человек избавляется от наркотической зависимости вдали от своего дома и прежних социальных связей. Человек может обратиться за помощью, например, в Норильске, основной период реабилитации пройти в Ивановской области, а постреабилитационную программу, например, в Нижнем Новгороде. Единая сеть церковной реабилитации позволит зависимому последовательно пройти все этапы реабилитационного процесса.

К новой системе будут постепенно подключаться церковные реабилитационные центры и другие элементы системы реабилитации. Новая IT-система позволит не только подбирать реабилитационные центры, но и бронировать в них места. Чтобы получить информацию о Татарстане, нужно будет зайти на сайт «Общество-трезвости.рф» или обратиться в просветительский центр святителя Варсонофия.

ссылке .

Полный отказ от спиртных напитков необязателен для православного человека. Но поскольку алкоголизм стал серьезной социальной проблемой, во многих православных общинах возрождаются традиции обетов трезвости.

Как личный выбор полное воздержание от алкоголя не противоречит нашей вере, а для людей, имеющих алкогольную зависимость, это, по мнению наркологов, единственная возможность вернуться к нормальной жизни, сохранить семью и работу. А поскольку алкоголизм, и в советское время бывший серьезной социальной проблемой, в последние десятилетия стал национальным бедствием, ежегодно уносящим сотни тысяч жизней, число сторонников такого выбора в православной среде постоянно увеличивается.

История обетов


Судя по всему, традиции принятия обетов трезвости нет ни в одной другой Поместной Церкви. Практика обетов в России возникла стихийно в 1858-1861 гг. Началось все с протеста против откупной системы. В тридцати четырех губерниях крестьяне и городские жители в знак протеста перестали пить водку, закрывали кабаки, а иногда и громили их. И некоторые из протестовавших приходили в храмы и говорили священнику, что хотят дать обет Богу в течение определенного времени всем миром не пить водки, целовали крест, а священник удостоверял, что такие-то прихожане дали обет трезвости.

Правительство отнеслось к этой практике негативно и даже просило Священный Синод выяснить, не было ли случаев принуждения к обетам со стороны священников. В ответ на это Синод в августе 1859 года издал постановление, в котором указал, что считает необходимой обязанностью священника «живым примером собственной жизни и частым проповедованием в церкви Божией о пользе воздержания содействовать возникшей в некоторых городских и сельских сословиях благой решимости воздерживаться от употребления вина». Но в 1862 году была отменена откупная система, и постепенно сошло на нет стихийное трезвенное движение.

Второй этап этого движения начался с деятельности педагога Сергея Александровича Рачинского (1833-1902). Профессор Московского университета, заведовавший кафедрой физиологии растений, в 1872 г. он вернулся в родное село Татево Смоленской губернии, где построил сельскую школу с общежитием для крестьянских детей. Современники называли Рачинского апостолом трезвости. В 1882 г. он утвердил общество трезвости в узком кругу своих учеников, и в июле все члены общества дали в церкви обет трезвости. Но история имела продолжение, о котором мало кто знает. О принятии обета сообщили епископу Смоленскому Нестору (Метаниеву), и он выразил Рачинскому свое неудовольствие, сославшись на отсутствие таких обетов в церковном уставе. Рачинский обратился к своему давнему другу, обер-прокурору Синода Константину Победоносцеву, с просьбой разрешить эту проблему. По инициативе Победоносцева Синод выработал официальную форму принятия обета, принял постановление, узаконившее ее, и издал брошюру «Чин обета трезвости».

Обет трезвости и дух Евангелия


Наверное, ни одного священника, практикующего в своей общине обеты трезвости, нельзя обвинить этим в нарушении церковного устава. Но все же указ Синода – не решение Вселенского и даже Поместного Собора. В Синодальный период в церковной истории было много спорного. Сам факт, что чин обета узаконен по воле обер-прокурора, которого об этом попросил друг (великий педагог и благочестивый христианин, но не безусловный церковный авторитет), скорее вызовет недоумение и уж точно не может быть веским аргументом в пользу обета. Неудивительно, что об этой истории почти нигде не пишут. Но в дореволюционных обществах трезвости, которые все, кто изучал историю социальной деятельности Церкви, считают одним из лучших церковных социальных проектов, этот обет получил широкое распространение. Благословляли давать обеты трезвости святой праведный Иоанн Кронштадтский и многие другие замечательные пастыри. То есть это канонически небезупречное решение принесло добрые плоды.

Современные противники обетов вспоминают слова Спасителя из Нагорной проповеди: «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5, 37). Так можно усомниться и в каноничности монашеских обетов или присяги, которую приносят диаконы, священники и епископы при хиротонии. Но в предыдущих трех стихах есть уточнение, как именно не надо клясться: «А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным» (Мф. 5, 34-36). По мнению многих уважаемых современных богословов, в традиции обетов, в том числе и обетов трезвости, нет ничего, противоречащего духу Евангелия. «Понятие обета было в ветхозаветные времена и никогда не отменялось в новозаветные», – говорит заведующий кафедрой догматического богословия ПСТ ГУ протоиерей Борис Левшенко.

Смысл и польза обета


«Я убежден, что когда в трезвую жизнь входит религиозная составляющая, трезвость становится более устойчивой, долговременной и, главное, радостной», - утверждает клирик Ново-Тихвинского женского монастыря г. Екатеринбурга, духовник общества «Трезвение» священник Игорь Бачинин. Отец Игорь убежден, что подлинную радость приносит человеку трезвость, избранная не только ради себя и близких, но и ради Бога. Сам он, крещенный в детстве, сознательно пришел в Церковь в начале девяностых. В мае 1995 года было создано Екатеринбургское первое православное общество «Трезвение», в работе которого Игорь принял активное участие. В 2002 году он принял сан и вскоре после рукоположения стал духовником общества. Первые обеты в обществе давали 18 мая 1998 года, в праздник иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Игорь хотел принять обет, но духовник «Трезвения» не благословил его. «Зачем, когда ты и так трезво живешь?», – удивился он. Тогда православные трезвенники Екатеринбурга делали первые шаги, опыта не было, и священники, работавшие в обществе, считали, что давать обет имеет смысл только зависимым людям. Но ровно через год, 18 мая 1999 года, Игорь Бачинин дал обет трезвости до конца жизни.

«Огромную радость испытал тогда от осознания ответственности перед Богом», – вспоминает отец Игорь. Сегодня в «Трезвении» обеты трезвости дают не только зависимые люди, но и их родственники, и просто сочувствующие, и, что особенно радует отца Игоря, многие подростки, никогда не пробовавшие алкоголь. Это, считает священник, поможет им удержаться от незнакомого греха, что легче, чем бороться со своей страстью. Зависимых же людей он благословляет на обеты не сразу. «Я предлагаю им сначала пожить трезво для себя. Если не получается, беседуем, пытаемся понять, почему не получилось. А если получилось, человек регулярно исповедуется и причащается, можно говорить о следующем шаге – обете Богу», – делится опытом отец Игорь.

По статистике последних лет обеты трезвости в «Трезвении» дают в среднем двести человек в год. Большая часть давших обет их выдерживает. «Если человек нарушил обет, моя пастырская задача – разобраться в причинах. Конечно, он глубоко переживает, но кто был искушен, может потом искушаемым помочь. Как правило, люди после падения глубже раскрываются, еще серьезнее настраиваются на трезвую жизнь и возвращаются к обету».

Зависимые люди начинают с небольших сроков – от нескольких месяцев до года, потом либо дают на тот же срок, либо его немножко увеличивают, но были единичные случаи, когда после нескольких лет трезвости они давали обет на всю жизнь. По словам отца Игоря, процент ремиссии и ее качество выше у тех, кто давал обеты.

То же самое говорит сопредседатель Всероссийского Александро-Невского общества трезвости, доктор медицинских наук, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в деревни Юкки Ленинградской области, диакон Григорий Григорьев. С 1988 года в обществе лечились около 125 тысяч человек. Всем им сразу предлагали сходить в храм, но никого не принуждали. Примерно 40 процентов идут на исповедь, некоторые из них потом воцерковляются. Отец Григорий утверждает, что качество ремиссии у тех, кто воцерковился, выше, чем у тех, кто захотел получить только медицинскую помощь. А из воцерковившихся качество ремиссии выше у тех, кто дал обет. Правда, в Александро-Невском обществе обеты дают только те, у кого нет зависимости от алкоголя. Обещания не пить, данные Богу зависимыми людьми, отец Григорий называет зароками. Это, по его мнению, более грамотное определение. Обет – обещание сделать доброе дело, а обещание не совершать дурных поступков – зарок. Что касается практики обетов (зароков), то если в «Трезвении» и большинстве других православных общин трезвости зависимых людей к ним готовят, в Александро-Невском обществе многие дают зароки на первой же исповеди. Отец Григорий убежден в эффективности такого подхода: «Я всех, кто чувствует свою немощь, нужду в помощи Божьей, призываю давать зарок. Именно нужду, а не веру («Верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк. 9, 24)). Это первое покаянное состояние, самое сильное. Потом мы с ними работаем, а с результатом приходит и вера.

Обет трезвости для наркоманов


Сам отец Григорий начал выпивать еще в старших классах, а на подводных лодках, где служил военным врачом, всерьез пристрастился к алкоголю, но в 24 года решительно завязал. Было это в 1980 году. Только через два года он крестился, в 1988 году организовал Александро-Невское общество, где в 1990 году дал зарок трезвости на всю жизнь. Убежденный в эффективности зароков, он никого к ним не принуждает. Но когда он работал с героиновыми наркоманами, брал на лечение только тех, кто соглашался дать зарок трезвости. «Для наркоманов это обязательно, потому что пока они принимают наркотики, пьют мало, а когда перестают принимать, начинают увеличивать дозы алкоголя и в итоге возвращаются и к наркотикам».

Руководитель координационного центра по противодействию наркомании Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Каменский и Алапаевский Мефодий (Кондратьев) также практикует обеты трезвости при работе с наркоманами. «Любой наркоман – потенциальный алкоголик. Ему ни в коем случае нельзя пить. И мы в процессе реабилитации им это объясняем. Когда до них доходит, предлагаем дать обет трезвости. В рамках профилактики сопутствующего потенциального заболевания», - объясняет он. Отец Мефодий считает обеты трезвости именно профилактической мерой, которая не подходит для алкоголиков: «Система обетов изначально распространилась как первичная или хотя бы вторичная профилактика, но не третичная, как сегодня. В деревне или поселке пьяниц было немного (чаще один-два человека), и тогда остальное население, чтобы предотвратить алкоголизацию, принимало обет. Принимали его люди мало пьющие или немножко злоупотребляющие, но не спившиеся. И эти люди определяли жизнь в данной местности. Если же в сегодняшней спившейся и гибнущей деревне один непьющий даст обет трезвости, будет профанация. А сами алкоголики вряд ли готовы выдержать обет. Они тяжело больны и нуждаются в серьезном и длительном лечении. Кому-то, возможно, этот обет поможет удержаться от срыва, но в целом это не панацея. Обет – хорошая профилактическая мера для лечения общества (предотвращения его алкоголизации), но не алкоголиков. Если в какой-то церковной общине люди немножко злоупотребляют, могут дать обет. Алкоголика же надо лечить».

Зачем давать обет, если нет зависимости?


Многие не понимают, какой смысл принимать обет трезвости людям, не имеющим зависимости. Владыка Мефодий и отец Игорь Бачинин уже ответили на этот вопрос. Отец Григорий Григорьев напоминает слова апостола Павла: «Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает». (Рим. 14, 19-20). Он не отрицает, что православная вера допускает умеренное употребление алкоголя, но это употребление, по его глубокому убеждению, может стать большим соблазном для зависимых людей, сидящих с нами за одним столом. И особенно если эти сотрапезники – наши близкие (а у кого в России нет зависимых родственников?), лучше, по мнению отца Григория, подать им пример воздержания. Во многом именно по этой причине заместитель председателя Всероссийского Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» диакон Иоанн Клименко в июне 2006 года отказался от алкоголя. Он любил выпить иногда бокал хорошего вина, но ни разу в жизни не напился, и в его семье никто не имел проблем с алкоголем. Но его брат, строивший храм в Якутии, там женился на якутке, у них родилась дочь. Известно, что у северных народов другой генотип, алкоголь противопоказан им даже в минимальных дозах – они сразу спиваются. Отец Иоанн, кандидат химических наук, прекрасно понимал, что в смысле алкогольной зависимости его племянница с рождения в группе риска.

Три раза он давал обет трезвости на год, а в 2009 году дал на всю жизнь. «Отказаться от вина как от удовольствия мне было нетрудно. Но в нашем обществе трезвость не понимают. Приходишь на праздник, тебе наливают, а когда отказываешься, недоумевают, спрашивают, не сектант ли ты. После того, как дал обет Богу, проще стало объяснить людям свою позицию, не осуждая при этом других», – говорит отец Иоанн.

От редакции:

В православных обществах трезвости, действующих при приходах Тобольской митрополии, также практикуется принятие обетов трезвости. Дающий обет испрашивает у Бога помощи и обязуется воздерживаться от употребления алкоголя, табака и прочих наркотических средств; не употребляя самому, не предлагать этого и другим; воздерживаться от сквернословия и участия в азартных и прочих предосудительных играх. Чаще всего обет трезвости дается на ограниченный срок – от нескольких месяцев, до нескольких лет

Забота о духовном и физическом здоровье — очень важная составляющая жизни каждого человека. Но современный мир на пути к этому здоровью ставит всё больше препятствий в виде огромного количества разнообразных зависимостей (начиная от алкоголя и наркотиков, и заканчивая игроманией), разрушающих человека и духовно, и физически. В связи с этим, очень своевременным становится возрождение православных обществ трезвости на приходах Русской Православной Церкви, призванных помогать страждущим в борьбе со страстями. О том, чем эти общества занимаются, каковы их цели, и какой смысл вкладывают верующие в слова «трезвение» и «трезвость», рассказывает Владислав Юферов, председатель Казанского епархиального общества «Трезвение».


— Владислав Аркадьвич, расскажите, пожалуйста, о том, что такое общество трезвости на приходе, чем оно помогает, и чем отличается от светских организаций, помогающим зависимым людям?

— Основными задачами православных обществ трезвости являются: противодействие пьянству, наркомании, табакокурению, игромании, сквернословию, утверждение трезвого образа жизни, возрождение духовно-нравственных традиций трезвения, оказание информационной и практической помощи всем страждущим, зависимым и их семьям через духовные программы.

Вообще, в настоящее время зависимостей и страстей, которым подвержен человек, насчитывается более четырехсот. И все имеют био-психо-социо-духовную основу, согласно которой надо работать всем: и врачам, и психологам, и властям, и, конечно, представителям религиозных организаций, которые смогут помочь человеку найти главный корень его бед — оскудение духовности. Самая главная составляющая — духовная — не может решаться только человеком (опытным врачом, ученым, психологом, специалистом в погонах) — здесь Главным Целителем является Господь Бог!

Мы, православные трезвенники, стремимся не только к телесной трезвости, а намного шире — к такому трезвению, когда человек не замыкается на достижении только физической трезвости, а идет дальше и встает на путь трезвения духовного, духовного роста, познания себя и смысла бытия — на путь к вечности, к Богу! Поэтому наши программы основаны на вере в помощь Господа Бога. Многие же светские организации духовную основу не признают и лечат только тело. Но мы в обязательном порядке сотрудничаем и с медициной, и с наркоконтролем, и с властями, и с общественными организациями, поскольку только все вместе мы сможем противостоять греховным порокам общества.

— Не все люди могут признать себя зависимыми. Возможно ли убедить алкоголика начать лечиться и бороться со своей страстью, если он отрицает наличие у него алкоголизма?

— Да, возможно. В первую очередь нужно начать самим вникать в эту проблему. И при этом не обязательно быть профессионалом. Необходимо изучить основную информацию о вреде пьянства, наркомании, курения и, особенно — о пользе трезвого образа жизни. В качестве психологического приема можно ненавязчиво рассказывать, давать почитать страждущему зависимому человеку о пользе трезвого образа жизни на примерах друзей, знакомых, известных людей, интересно и ярко освещать предлагаемые перспективы его и совместной вашей трезвой жизни.

И главное: всегда молиться за этого человека, чтобы Сам Господь стал вам Главным Помощником и Целителем. Молиться можно и самостоятельно, но обязательно нужно решить этот вопрос со священником и духовником. Еще можно начать самим посещать православные общества трезвости, где оказывают помощь по многим направлениям и творят соборную молитву о страждущих.

— Как же правильно вести себя членам семьи алкоголика?

— Спокойно, без паники, но сверхсерьезно, и приготовиться к тяжелой, длительной, настойчивой работе, в том числе — и над собой. Принять то, что есть, как испытание, попущенное Богом вам и вашему родственнику.

Вы должны принять на себя следующую формулировку и роль — «созависимый». То есть, ваш родственник — «зависимый», вы — «созависимый». Но есть и третий, невидимый в этом треугольнике — я называю его «разрушитель» — это хищник, страсть, это — сама проблема. И этот третий будет очень долго «крутить» ваш треугольник, пока вы и ваш родственник вместе не сможете остановить и выбросить его из своей жизни. Приемов много, но главный — когда Сам Господь, по вашим трудам и молитвам отведет страсть от вас и вашего родственника. Каждой страстью управляет определенный бес, направляемый дьяволом. Именно поэтому наша главная молитва «Отче наш» ко Господу заканчивается словами «…избави от лукавого…». И нужно помогать «зависимому» всеми доступными средствами. О них вы сможете узнать у профессиональных медиков и в православных обществах трезвости.

Важно ещё понимать, что «созависимому» тоже нужна помощь, поскольку он страдает и изнашивается в этом треугольнике порою сильнее «зависимого». Тот укололся или выпил, и все — спокоен. Он отдал себя в руки бесов и «отдыхает». А «созависимый» за него решает все вопросы: как найти пропитание, как одеть, обуть, что делать и как вообще дальше жить. Каждый, кто попал в лапы бесов, кто «подсел» на иглу или на стакан, выполняет волю дьявола и тащит за собой в ад еще несколько человек. Задача «созависимого» — выстоять и через любовь спасти «зависимого».

— Куда же лучше всего стоит обратиться, если наркоман (алкоголик, курильщик) всё-таки принял решение лечиться?

— Есть достаточно эффективные светские общественные организации, работающие по методу Шичко, но там не рассматривается духовная составляющая, как наиглавнейшая. Я бы рекомендовал после занятий по методу Шичко продолжить активно воцерковляться — тогда «сухая трезвость» станет радостью трезвой жизни, трезвением в более широком смысле, ощущением баланса и полноты настоящей жизни.

И ни в коем случае нельзя обращаться в различные деструктивные организации (секты). Там, как я говорю, «могут снять со стакана или иглы, но посадят на огромную иглу зависимости от секты», и человек всю жизнь будет поклоняться неизвестно кому, хоть дьяволу, лишь бы быть трезвым.

Американская разработка «Анонимные Алкоголики» тоже неэффективна, и, кроме того, там человек меняет зависимость от алкоголя на пожизненную зависимость от групп «АА» по типу зависимости от сект. Там алкоголизм не рассматривается, как грех или духовная страсть — только, как болезнь. Есть люди, которые ходят в свои группы «АА» по 20 лет и зовут себя вечными больными алкоголиками вместо того, чтобы стать обычными трезвыми людьми. Зомбирование чистейшей воды, замешанное на постоянном страхе. Так, простите, можно и «захрюкать» или впасть в другую страсть, заменив беса пьянства на семерых, еще более страшных. Я бы советовал не ходить в «АА», не связываться с этой американской организацией, а прийти в Церковь, где есть свой тысячелетний опыт противодействия страстям.

— Очень часто семьи бывают несчастными из-за того, что один из супругов страдает алкоголизмом. Терпеть или разводиться, если муж-алкоголик стал агрессивен, и при этом лечиться не хочет — как вы считаете?

— Во-первых, если любите, спасайте близкого человека — всегда и везде! Именно через любовь каждый будет обязательно спасен, и Господь всегда вам поможет. Надо верить в это каждую минуту!

Но если жить совсем невмоготу — решайте сами и обязательно посоветуйтесь со священником, духовником. Вы сами, и только лично вы, должны взвесить, что вам важнее — продолжать жить с полностью деградированным алкоголиком или посвятить себя, например, детям, по большому счету — спасаться самому, чтобы не сгинуть в аду вместе со своим спутником. В крайних случаях допускается и расторжение венчанных браков.

— Существует множество возражений против обетов трезвости, которые часто дают члены православных обществ трезвения. Для чего же нужен этот обет и что он из себя представляет? Как он согласуется с учением Церкви? Какую реальную пользу может принести обет трезвости и как правильно к нему относиться?

— Более ста лет назад, в августе 1912 года, состоялся I Всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с пьянством. На нем говорилось об учреждении Праздника трезвости — в день Усекновения главы Иоанна Предтечи, 11 сентября. Сегодня этот праздник повсеместно возрождается заново. 25 июля 2014 г. Священным Синодом была принята Концепция Русской Православной Церкви по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости. В этом документе все четко изложено: как должна строиться трезвенная работа на общецерковном, епархиальном, благочинническом, приходском уровнях. И там сказано о необходимости принятия обетов трезвости. Этот документ разрабатывался много лет, и я знаю практически всех священнослужителей, которые соборно проделали огромный труд, чтобы этот важный документ появился. Не скрываю, что 8 лет назад при разговорах о трезвости некоторые просто хихикали в отдельных храмах и утверждали, что это несерьезно. Слава Богу, что сейчас действует общецерковная программа, и я очень рад, что все больше людей встают на дорогу трезвости и трезвения, на путь к Богу!

Немного цифр. В России потребление алкоголя на человека в год в пересчете на спирт составляет от 14 до 18 литров (цифры разнятся). Кстати, в Чечне всего 3 литра. При потреблении 8 литров, по расчетам специалистов мирового уровня, страна начинает вымирать, повышается смертность! В Татарстане живет 3855258 человек. Примерно 10 % подвержены пьянству и алкоголизму, это — 385 тысяч человек! На первой стадии даже больше. Примерно 5% — наркоманов, это — 190 тысяч наших земляков. Половина населения, почти два миллиона, курят. Какое может быть хихиканье, замалчивание существующей проблемы? Как я говорю, все это — уворованные души! И мы должны помочь людям вернуться в жизнь, отвести их от падения в дьявольскую яму. А значит, надо действовать и по большому счету, — выполнять принятые Концепции Церкви и Правительства России, направленные на снижение потребления психо-активных веществ. А для нас, православных — это еще прямое противодействие бесовским страстям во имя спасения людей.

По традиции 11 сентября во многих храмах РПЦ дают обеты трезвости. Особым торжественным днем для принятия обетов трезвости является ещё и 18 мая — день празднования иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

Что же это такое — обет трезвости? Кратко — это обещание человека и призыв помощи Божией, когда человек осознанно встает на путь трезвения.

Принятию обетов трезвости предшествует работа в обществах трезвости: беседы со священниками, регулярное посещение собраний, ознакомление с трезвенной информацией, методиками, взаимодействие и взаимопомощь с соратниками, прихожанами, зависимыми (людьми страдающими страстями) и созависимыми (родственниками и близкими зависимых), обмен опытом. После определенного этапа «созревания» и готовности человека священник, духовник общества благословляет на принятие обета трезвости.

Церковный чин обета трезвости совершается после особого молебна, перед Крестом и Евангелием, иконой или мощами святых. Обет не является Таинством. Но когда ты произносишь слова обетной молитвы, да еще и перед многими свидетелями, прихожанами, священниками, это поддерживает психологически и духовно.

Но чем обет отличается от клятвы, давать которую нам, христианам, запрещено? Протоиерей Игорь Бачинин, председатель Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» РПЦ, объясняет так: «Когда человек клянется, он старается доказать свою правоту и призывает Бога в свидетели. А принимая обет, он признает свою немощь и просит у Бога помощи. Кстати, я всегда предупреждаю: данное Богу слово вы сами, без Его помощи выполнить не сможете. У вас просто нет на это сил».

Часто люди не дают обет трезвости из-за боязни нарушить его, боязни наказания. По мнению большинства священников, практикующих принятие обетов трезвости, страх не может удержать человека. У тех, кто боится, обычно уже заготовлен сценарий будущего отступления перед бесами пьянства: поминки тети, свадьба сына, посещение родной деревни, корпоратив на работе, рыбалка, охота и т. д. Если человек боится последствий — лучше не давать обета. Или дать сначала совсем на малый срок, чтобы обрести опыт трезвости и уверенность, что Господь тебе помогает, а после продлить.

Минимальный срок обета трезвости месяц-три, хотя чаще обет дают сразу на полгода или год. Потом обычно продлевают. Некоторые решаются отказаться от спиртного сразу на всю жизнь. Но более распространенной является «ступенчатая» практика. Можно проверить свои силы, «попробовать на вкус абсолютную трезвость», понять: всегда ли трезвое веселье, как принято думать, «натужно» или всё-таки можно радоваться без спиртного. По утверждению медиков, через 21 день все клетки обновляются, т. е, на физическом уровне организм за это время очищается. Важно перепрограммировать свое сознание, и вот здесь помогает духовная составляющая — этот невидимый, трансцендентный стержень противодействия бесовским страстям — помощь Божия.

Часто дают обет трезвости люди непьющие. Один из вдохновителей трезвенного движения в России конца XIХ века С. А. Рачинский считал, что обет, данный человеком непьющим, имеет огромную нравственную силу. «Пьяница дает его вынужденно, — объясняет протоиерей Илия Шугаев. — А он — по любви к немощному. Его пример гораздо более заразителен, ибо он решил не пить, не имея в этом жизненной необходимости». Говоря об этом, всегда вспоминают слова апостола Павла: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14, 21).

Очень часто обет приносят жены, матери алкоголиков, призывая помощь Божию в излечении близких людей. Случается, что супруги дают обет трезвости вместе — в этом огромная сила. В доме, где живет человек, давший обет, не выставляют вино на праздничный стол, не держат спиртного, стараются избавляться от питейной посуды — чтобы не было лишнего соблазна.

Бывают и такие высказывания: мол, обет трезвости — не мирское это дело, а сугубо монашеское. Но это не так, поскольку есть библейская традиция — давать обеты пред Господом. Большинство сомнений по обетам трезвости объясняется незнанием истории, утратой традиции и тем, что люди просто не разобрались в сущности вопроса. Никаких богословских оснований отвергать обет не существует, более того, сам Патриарх Кирилл в своем обращении в честь возрожденного Праздника трезвости 11 сентября упоминает о положительном воздействии обетов трезвости в деле противодействия пьянству и наркомании.

Я сам несколько лет до принятия обета трезвости не употреблял спиртного, сознательно отказавшись от алкоголя, и не скрываю, что тоже сомневался в необходимости принятия обета трезвости. Мол, трезвый, причем по личным молитвам в храме. Но, приняв обет трезвости (церковный чин обета трезвости совершал о. Игорь Бачинин в сослужении семерых священников), словно приобрел новые крылья, появились новые силы, возможности, словно Кто-то свыше стал помогать идти по жизни.

С 2010 года, когда появилось первое православное общество трезвости в Татарстане, уже свыше 500 человек дали обеты трезвости. Я сначала даже вел статистику, но когда число подошло к 100, просто перестал. Радуюсь, просто радуюсь за людей и молюсь за всех!

Были крайне редкие случаи, что и нарушали. Но человек, оступившийся, знал путь спасения. Снова шел в Церковь, к священнику, у кого принимал обет трезвости, каялся, нес послушание, и вновь вставал на путь трезвости. Скольких знаю — еще тверже и осознаннее ведут трезвый образ жизни.

Многие, очень многие «созависимые», принимают обеты трезвости для спасения родных и близких. Проходит время, и через них сами «зависимые» прекращают пить и начинают трезвый образ жизни.

— Расскажите о православных реабилитационных центрах в Республике Татарстан.

— Православный реабилитационный центр Казанской епархии находится в селе Русские Казыли Пестречинского района Республики Татарстан. Всего же в России на сегодняшний день создано 70 православных реабилитационных центров, в отдельных митрополиях — по два-три. Кроме того, духовно-терапевтическую помощь при храмах можно получить в обществах трезвости в Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске, Бугульме, Елабуге, Альметьевске, в Алексеевском.

В Казани очень хорошо поставлена трезвенная работа в храме свв. мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, а также в Никольском соборе и в просветительском центре свт. Варсонофия. Всего в Татарстане на сентябрь 2015 создано 17 православных обществ трезвости, готовятся к открытию новые, а в России действуют более двухсот православных братств, обществ, семейных клубов трезвости.

В дореволюционной России существовало более двух тысяч обществ трезвости, которые объединяли более миллиона человек. В Казани с 1892 по 1918 г. существовало Казанское общество трезвости, почетным членом которого был святой праведный Иоанн Кронштадтский (он и сейчас молится о нас — не случайно трезвенное движение в Татарстане возрождается). В то время в Казанское общество трезвости входили губернаторы, архиереи, градоначальники, врачи, ученые, священники, представители всех слоев населения. И дай Бог, чтобы это благое дело продолжалось и помогало многим и многим людям!

— Не так давно появилась информация о планах создания единой церковной сети сопровождения наркозависимых — что это такое?


— В настоящее время готовится к запуску специальная IT-система, которая призвана стать техническим решением для объединения реабилитационных структур Русской Православной Церкви в единую церковную сеть помощи наркозависимым на территории России. Новая система позволит церковным специалистам в режиме реального времени получать полную информацию об актуальном состоянии реабилитационного процесса в церковных организациях, занимающихся восстановлением пострадавших от наркомании.

Например, в Церковь обратился за помощью наркозависимый. Благодаря единой сети помощи будет подбираться подходящий реабилитационный центр, после чего будет выдаваться необходимая информация. После этого человек уже готовит документы, сдаёт анализы и направляется в выбранный реабилитационный центр.

Эксперты свидетельствуют, что наиболее успешно реабилитация проходит в том случае, когда человек избавляется от наркотической зависимости вдали от своего дома и прежних социальных связей. Человек может обратиться за помощью, например, в Норильске, основной период реабилитации пройти в Ивановской области, а пост-реабилитационную программу, например, в Нижнем Новгороде. Единая сеть церковной реабилитации позволит человеку последовательно пройти все этапы реабилитационного процесса: первичную консультацию, дезинтоксикацию, мотивационное интервью, основной этап реабилитации, ресоциализацию по месту первоначального жительства или в ином месте, постреабилитационное сопровождение.

К новой системе будут постепенно подключаться церковные реабилитационные центры и другие элементы системы реабилитации. Новая IT-система позволит не только подбирать реабилитационные центры, но и бронировать в них места. Чтобы получить информацию в Татарстане, нужно будет выйти на сайт «Общество-трезвости. рф» или обратиться в просветительский центр свт. Варсонофия.

игромания