Василий григорьевич перов последний кабак у заставы. Последний кабак у заставы

Внебрачный сын чиновника, вышедшего в отставку и служившего управляющим имением, он провел детство в деревне. Свою фамилию получил за умение чисто, красиво писать пером. В 1860 году закончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Был наиболее выдающимся его выпускником, а впоследствии и профессором этого училища. За успехи в училище получил Большую золотую медаль.

Перов был одним из первых художников, кто смело разрушил все преграды, отделявшие русскую живопись от действительной жизни простого человека, правдиво обрисовал нищую послереформенную деревню в России, жалкое существование городской бедноты. Все сюжеты для своих произведений Перов брал из жизни, наблюдая ее со всех сторон. После окончания училища со своим другом, художником Прянишниковым, они бродили по окрестностям Москвы, наблюдали и обдумывали темы для своих картин. Произведения Перова носят остросатирический обличительный характер.

Как-то забрели они (Перов с Прянишниковым) в Мытищи. И увидели под тенью деревьев, за столом сидит откормленный, краснорожий иеромонах, отдуваясь, пьет чай с блюдечка; у ног его саквояж, из которого торчит горлышко бутылки. За ним служка-чернец, стоя, пьет пустой чай, он не смеет сидеть в присутствии "святого отца". "Святой отец уже выпил целый самовар, а молодая девушка доливает еще. Так родилась картина "Чаепитие в Мытищах".

Рядом с блаженствующим попом стоит нищий калека-солдат - тянет руку за подаянием. Мы видим приколотую к его шинели медальку, - быть может, под Севастополем оставил ногу горемыка-солдат? Служанка отталкивает прочь его руку, неприязненно скосил взгляд поп, а мальчонка-поводырь стоит, не смея протянуть за милостыней отцовский картуз. Какая горькая нота сочувствия к детям звучит в картине! Нет горше обиды, чем обида ребенка, и нестерпимо видеть эту робкую фигурку мальчишки - голодного и босого - рядом с равнодушным обжорством!

Самое, вероятно, примечательное произведение Перова, очень созвучное с поэмой Некрасова "Мороз, Красный нос".

В последний раз везет Савраска своего хозяина на погост, тяжело, медленно везет в гору розвальни с гробом хозяина. Гроб покрыт рогожей. К нему прижались двое детей, ошеломленных страшной потерей. Опустив поводья, сгорбившись, на передке саней сидит вдова, мать. Сколько скорби в ее склоненной голове, в руках, согбенной спине! Горько у нее на душе, давят невеселые думы. Умер кормилец, муж - как ей теперь жить, как поднять детей!? Безотрадна судьба детей, так же, как и в произведении Некрасова:

"...Савраска увяз в половине сугроба -
Две пары промерзших лаптей
Да угол рогожей прикрытого гроба
Торчат из убогих дровней.
...Ребята с покойником оба
Сидели, не смея рыдать..."

Савраска плетется, понурив голову. Остановилась, подняв голову, завыла собака. Не только животные, но, кажется, сама природа переживает с людьми их горе. Холод, ощущаемый в природе, печальные краски зимних сумерек, сдержанная гамма серо-желто-коричневых тонов подчеркивают сиротливость, суровую трагедию крестьянской семьи.

Еще не закончив писать картину "Проводы покойника", Перов задумал другую - показать только детей, детей мастеровых, детей московской улицы.

Перов представил зимнюю, вьюжную улицу, как бы отгороженную от людей, от уличной суеты угрюмой монастырской стеной. Вдоль стены, по улице вверх трое детей везут на салазках огромную обледенелую бочку с водой. Два мальчика и девочка выбились из сил, ветер рвет их дырявую одежонку, а они все тянут и тянут свои сани, вот-вот соскользнет бочка с обледенелых саней, но какой-то случайный прохожий удержал бочку сзади и помогает ее везти. Невозможно без сострадания смотреть на эти изможденные лица детей, видеть эти глаза, наполненные горечью, страданием, мукой. Суровые краски зимнего пейзажа усиливают безотрадное впечатление от картины.

Перов быстро написал двоих крайних детей, но долго не мог найти "коренника", мальчика в центре "Тройки". Однажды у Тверской заставы он увидел усталых пешеходов - старушку с мальчиком. Художник был поражен, насколько мальчик подходил по своему типу для его картины. Перов с трудом уговорил старушку-мать позволить написать сына, та все боялась, что это великий грех. После долгих уговоров она согласилась. Мальчик сидел спокойно; Перов писал горячо, быстро, а старушка, которая оказалась при ближайшем рассмотрении гораздо моложе, тихо рассказывала о том, как похоронила мужа, детей и остался у нее только единственный сын Васенька, единственная ее радость. Картина была написана.

"Тройку" впоследствии купил Третьяков П.М. Однажды на квартиру художника пришла какая-то старушка. Он не узнал ее, она напомнила ему о себе и долго не могла успокоиться - все плакала. Потом сказала, что сын ее умер, она, похоронив его, распродала все, собрала немного денег и вот пришла купить картину, где "был списан ее сынок". Перов объяснил, что картина ему уже не принадлежит и повел ее в Третьяковскую галерею. Она обвела комнату своим кротким взглядом и стремительно подошла к той картине, где изображен ее милый Вася. "Батюшка ты мой! Родной ты мой, вот и зубик-то твой выбитый!" - и с этими словами, как подрезанная, повалилась на пол. Много времени провела мать у картины Перова, никто ее не тревожил, и только дежурный наполненными слез глазами смотрел не нее. "Море слов, а горя реченька, горя реченька бездонная!,"

Это бездонное человеческое горе всегда и везде умел видеть и видел Перов своим большим и щедрым сердцем.

В этой картине художник поднимает один из самых острых вопросов общественной жизни России 60-х годов - бесправное тяжелое положение женщины.

На картине изображено первое знакомство купеческой семьи с приехавшей работать гувернанткой. Молодая девушка, потупив взор, стоит посреди комнаты и вытаскивает из сумки рекомендательное письмо. Ее в упор рассматривают купеческая семья. Впереди важно стоит с тупым выражением лица хозяин дома и нагло рассматривает "товар". Столпившиеся за его спиной домочадцы каждый по-своему смотрит и оценивает приезжую. Рассматривают гувернантку и любопытные слуги, но отношение к ней уже другое, не хозяйское. Одиноко стоит в центре комнаты сама молодая девушка. Ее строгий, скромный костюм контрастирует с безвкусной обстановкой комнаты. Тяжело придется бедной девушке в этой сытой, но бездушной семье.

Несколько лет спустя после картины "Проводы покойника" Перов написал "Последний кабак у заставы". Вся как бы погруженная в тоскливо-туманную мглу надвигающегося зимнего вечера, она производит неотразимое впечатление: вдали желтовато-рыжая полоска тумана, в окнах чуть светятся красноватые огни, а у заставы стоят столбы с двуглавыми орлами и куда-то вдаль уходит заснеженная, изрезанная полозьями саней дорога. У входа в кабак "Расставание" понуро стоят две лошади, запряженные в крестьянские дровни. Вот у последней заставы у кабака, в санях сидит, закутавшись в платок, одинокая русская женщина и думает свою горькую думу. Она, должно быть, уже много часов сидит и ждет своего мужа, ждет безропотно, терпеливо, может быть, даже жалеет его. Потом, пьяного, повезет его домой и так же безропотно будет терпеть его побои, молчать и работать, не разгибая спины до самой смерти.

"...Доля ты! -русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать!
Немудрено, что ты вянешь до времени,
Всевыносящего русского племени
Многострадальная мать!"

Совсем небольшая картина. Написана превосходно, с суровой простотой, без всяких лишних подробностей. У деревянного стола, покрытого вместо скатерти какой-то блекло-розовой тряпицей, сидит человек. На столе недопитый стакан вина, бутылка,картуз. В руках человека гитара; он перебирает струны. Кто он, этот некрасивый, сгорбленный человек с такими печально-унылыми глазами?

Среди портретов, написанных Перовым, особенно выделяется портрет писателя А.Н.Островского. Перов любил пьесы Островского, часто смотрел их в Малом театре, бывал и у самого Островского, которого хорошо знал. И он написал его таким, каким привык видеть дома,- в стареньком беличьем тулупчике. Он сидит на стуле, чуть наклонившись вперед, и смотрит на зрителей умными и добрыми глазами.

На опушке леса расположились на отдых охотники. Их трое. Один из них, по-видимому старый барин-помещик, рассказывает о своих фантастических приключениях на охоте; охотник помоложе жадно слушает его рассказ, забыл даже закурить приготовленную папиросу; в центре ямщик-крестьянин недоверчиво почесывает за ухом - он-то хорошо знает, что такое эти охотничьи рассказы! Рядом на земле - ружье, охотничья сетка, битая дичь.

February 18, 2013

Художественное произведение Перова, в котором передано полное ощущение внутреннего драматизма действительности – это «Последний кабак у заставы» (1868). Картина изображает безлюдную заснеженную улицу на окраине русского провинциального города. Стелется поземка, уносящаяся за ворота заставы. У горизонта, предвещая дурную погоду, пылает лимонно-желтое зарево заката, рождающее чувство тревоги, усугубляющее настроение тоски, разлитой во всем окружающем.

С левой стороны улицы – кабак. В холоде зимних сумерек багрово светятся его замерзшие и заметенные снегом окна. Здесь пропивают свои последние деньги возвращающиеся из города крестьяне. У дверей кабака двое деревенских саней. Беспокойный ветер треплет гривы и хвосты лошадей, ерошит шерсть промерзшей собаки. В санях видна фигура кутающейся в платок замерзшей девочки – живое воплощение долгого, покорного, безнадежного ожидания. Под видимой неподвижностью и серой тоской русской действительности Перов ощутил внутреннее смятение, беспокойство. Оно воплощено в картине в порывах ветра, дующего по направлению к заставе, в беге дороги, иссеченной следами полозьев, уводящих взгляд туда же, за ворота околицы, к пламенеющему горизонту. Золото вечерней зари, красное свечение окон кабака создают ощущение внутренней напряженности образа. Содержание картины раскрывается здесь не столько через сюжет, сколько через эмоциональную окраску изображенного.

«Последний кабак у заставы» как бы завершает первый период творчества Перова. Дальнейшая его эволюция показывает, что в конце 60-х годов в мировоззрении художника произошел глубокий перелом. Пореформенная действительность начала рассеивать просветительские иллюзии Перова. Он увидел, что отмена крепостного права оставила народ в том же, если не в более тяжком положении.


Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий


Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену


«Тайная вечеря» - эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы


«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу


Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»


Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается


Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной


Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была


«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха - большой


Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил


Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались


Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном


Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание


Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в


Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,


Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно


Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал


Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики


Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все


Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько


Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,


Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной


Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан


Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться


Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией


Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,


Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность


Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «ДШИ
Починковского района»
Курс лекций.
История картин.
Перов В.Г.“Последний кабак у заставы”
История изобразительного искусства.
ДХШ.
Разработчик: преподаватель художественного отделения
МБУ ДО «ДШИ Починковского района»
Казакова Инна Викторовна

Василий Григорьевич Перов “Последний кабак у
заставы”

ПЛАН


2.1 Композиция
2.2 Психология героя
2.3 Колорит картины
2.4 Воспитательное значение

ГЛАВА 1. БИОГРАФИЯ ВАСИЛИЯ ГРИГОРЬЕВИЧА ПЕРОВА
Василий Григорьевич Перов родился в городе Тобольске в 1834 году. Его отцом был
губернский прокурор барон Г.К. фон Кридинер. Но, появившись на свет до брака
родителей, художник получил фамилию крёстного отца – Васильев. Правда, она ему по
каким­то причинам не нравилась, и впоследствии художник утвердил за собой
прозвище, данное ему в детстве за успехи в чистописании.
Первые уроки живописи Перов получил в арзамасской школе А.В.Ступина – лучшей
провинциальной художественной школе того времени. В 18 лет он переехал в Москву и
поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
“Проповедь в селе” – одна из первых картин Перова, за которую он получил в училище
большую золотую медаль и право на стипендию для поездки за границу.
В картине “Проповедь в селе” созданной в год отменны крепостного права, когда не
утихали споры о взаимоотношениях крестьян и помещиков, Перов изобразил сцену в
сельской церкви. Священник одной рукой указывает вверх, а другой – на задремавшего
в кресле помещика, толстенького, неприятного; сидящая рядом молодая барыня тоже
не слушает проповедь, она увлечена тем, что нашёптывает ей на ухо какой­то холёный
господин.
В 1862­1864 годы художник отправляется за границу. Осмотрев музеи Германии, Перов
обосновывается в Париже. Там его живописный язык и колористическая гамма
меняются, отступают на задний план назидательность и рассудочность раннего
творчества. В Париже раскрылся Перов­лирик и Перов­психолог, о чём
свидетельствуют такие работы, как “Свояр”, “Слепой музыкант”.
“Написать картину совершенно невозможно” не зная ни народа, ни его образа жизни, ни
характера, не зная типов народных, что составляет основу жанра”, ­ пишет Перов. И не
отбыв за границей положенных ему пяти лет, он просит разрешения вернуться на
Родину.

Перов много работает в мастерской, не показывая свои новые картины, не понятый
товарищами, списанный с “корабля современности” критиками. В эти годы рождается
Перов – исторический живописец. Он обращается к евангельским сюжетам, к
фольклору.
ГЛАВА 2.СОДЕРЖАНИЕ КАРТИНЫ “ПОСЛЕДНИЙ КАБАК У ЗАСТАВЫ”
2.1 Композиция
Однако наиболее важной работой Перова этого периода явилась картина “Последний
кабак у заставы” (1868) – одно из крупнейших произведений и в его творчестве, и в
русском искусстве.
В картине “Последний кабак у заставы” пейзаж сливается с бытовой сценой и достигает
у Перова максимальной напряжённости и выразительности.
Пожалуй, ни в одном другом произведении мастера общее живописное решение
композиции не несёт такой смысловой и эмоциональной нагрузки и не подчиняет себе в
такой ступени повествовательные элементы изображения. В сумерках городской
окраины еле различимы лошади, сани, закутанная в платок неподвижная фигура
ожидающей крестьянки.
Ощущению тоски и беспокойства более всего способствует контраст темноты и
вырывающихся из нее красно – жёлтых пятен света: из тускло светящихся заснеженных
окон они как бы пробиваются сквозь вечерние тени, разрежаясь в светлой полосе
заката, озарившего пустынную даль.
В сущности, Перов выходит здесь за пределы присущей ему локальной живописной
системы. Композиционная деталь – два пограничных столба у заставы, увенчанные
двуглавыми орлами. В контексте содержания полотна они должны были вызывать у
зрителя определённые ассоциации. Не случайно в эти годы в демократических кругах
было популярно нелегальное стихотворение поэта В.С.Курочкина “Двуглавый орёл”, в
котором виновником “наших бедствий, наших зол” назывался “гербовый, двуязычный,
двухголовый всероссийский орёл”.
Существенно, однако, что акцентирование этой детали (столбы четко рисуются на
светлой полосе неба), восходящее, казалось бы, к дидактическим приёмам пояснения
смысла изображения, не нарушает органично цельного живописного строя картины с её
экспрессией человеческого переживания.
Резкий ветер пронизывает мерзнущую в санях, жалкую в своей беспомощности девочку
– подростка. Красочные контрасты приведены здесь в единую цветовую гармонию,
передающую зрителю эмоциональное настроение картины.
Художник ведет свой рассказ во взволнованном драматическом тоне, он говорит со
зрителем языком живописи и красок, чуждаясь сухих подробностей. Дорога манит
вдаль, за воротами заставы, домой. Когда же? Это щемящее чувство ожидания
передано с огромной впечатляющей силой.
Судя по хаотическому ритму следов от саней, проутюживших снег, заведение не
пустует ни днём, ни ночью. Никто не проезжает мимо него, чтобы в последний раз,
перед возвращением домой, не отвести душу. И потому кабак все сильнее и сильнее
распаляется своими страстными огнями, а мир вокруг, леденея, все более и более

погружается во тьму. А рядом пролегла широкая дорога, что ведет за город. Она
поднимается вдоль холма, мимо пограничных столбов, мимо неприметной церквушки,
потерявшейся за деревьями, словно прикрывшейся ими от мирского смрада. Стоит она,
крошечная, близ дороги, справа, на самой вершине холма.
И здесь же, на той же самой линии ставит художник, удаляющийся обоз, из которого
никто не повернул к церкви. Лошади, поникнув головами, словно пристыженные, едут
мимо. Обоз круто берёт влево, оставляя по себе густые тени, что, накрыв дорогу,
черным шлейфом тянутся по земле.
Перов обнаружил себя здесь тонким мастером психологического пейзажа. Он уже
давно научился подчинять пейзаж задаче выражения идейного смысла картины.
Сюжетная линия тут очень незамысловата и сама по себе незначительна. В то же время
чрезвычайно развитой оказывается пейзажная часть полотна. Важными “участниками”
действия становятся и дорога, уходящая в пустынную зимнюю даль, и сама эта даль,
влекущая и жуткая.
Здесь окончательно кристаллизуются те качества, которые наметились в предыдущих
жанровых полотнах. Пространство картины кажется единым и одушевлённым, текучим
и бесконечным. Контуры домов, саней, фигур человек и животных, погружены в
вечерний полумрак, теряют свою четкость.
Цветовые пятна перестают быть всего лишь только отличительными свойствами
предметов, обретают эмоциональность и выразительность – они загораются, потухают,
иногда ели мерцают.
Самая важная их особенность теперь – это “звучание”, зависящее от насыщенности
красочным пигментом и светосилы. Своего рода музыкально – живописную тему
составляют, например, разнообразные по тону пятна святящихся окон.
Изображение окраины города подчиняется внутреннему движению сюжета, оно
составляет важнейшую часть сложного повествовательного ряда.
Примечательно, что данным художником масштаб церкви предполагает её предельное
удаление.
А при этом расстояние между заставой и храмом необычайно мало, благодаря чему его
изображение оказывается пространственно приближённым. В результате возникает
вопиющее несоответствие масштабов церкви и пограничных столбов, вырастающих
сразу же до невероятных, гигантских размеров, свидетельствуя явном выпадении
изображения церкви из общей перспективы построения. И все же никаких нарушений
здесь нет.
Подобный эффект вызван сознательно, и достигается он при использовании старого как
мир приёма – введения ещё одной, новой перспективы для изображения храма,
который, таким образом, оказывается в совершенно иной пространственной среде.
Композиционно Перов помещает маленькую церквушку в основание разбегающихся от
неё вверх линий. Справа – абрисом поднимающегося уступами обелиска, а слева –
диагонали заснеженных крыш.
Скомпонованная таким образом пространственная среда, отождествленная небесной
сферой, начинает существовать как в обратной перспективе, разрастаясь по
восходящей. И свет, заполняющий её, точно так же все более разгораясь по мере
удаления от горизонта, набирает свою силу, под натиском которой отступают ночные
тени. И тогда линии горизонта, совпав с вершиной холма, осененного храмом,

становится пограничьем не столько между небом и землей, сколько между светом и
тьмой. И, следовательно, церковь оказывается ключевым звеном в композиции,
вобравшей в себя образы двух миров: дольнего, с его губительными страстями, и
горнего, открывающегося в обратной перспективе духовным пространством церкви, с
его просветленностью и чистотой. Несмотря на все свое контрастное сопоставление,
самостоятельность и даже самодостаточность, изображения первого и второго планов,
тем не менее, даны не в отрыве, а в тесном соприкосновении друг с другом. И даже
более того – с выявлением связующего между ними, представленного образом той
самой широкой дороги, что пролегла рядом, предоставляя каждому выбор пути: к
пагубе или спасению.
И все же, какими бы развитыми ни были здесь пейзажные моменты, “Последний кабак у
заставы” – это не лирический пейзаж, а блистательный образец жанровой картины в её
наиболее сложной и наиболее утонченной форме.
К сожалению, современники увидели в картине лишь “обличительный сюжет”. В то
время как здесь сфокусировалась, по определению самого Перова, “внутренняя,
моральная сторона” человеческого бытия, которая была для него важнее всего. Ещё
никогда Перов не поднимался до таких обобщений. Да и сама идея выбора как
нравственного самоопределения человека ещё никогда в русском искусстве не
формулировалась столько чётко и откровенно.
Картина “Последний кабак у заставы”, подведя определённый итог всему, что делал
художник в предшествующие годы, стала во много рубежной, и не только для него
самого. Положив в основу своего искусства религиозное начало, художник поднял и
сам жанр на такую высоту, на которой зло начинает осмысливаться не только и даже не
столько социально, сколько нравственно, как смертоносная язва, разлагающая
человеческие души.
Нравственное измерение зла – вот то новое, что привнёс в отечественное искусство
Василий Перов. Пафос искусства мастера – не в обличении зла как такового, а в
необходимости и возможности человека в самом себе противостоять злу, в
утверждений той внутренней, одухотворенной силы, что способна поднять человека
над невзгодами, скорбями и унижением.
2.2 Психология героя
Герои произведений Василия Григорьевича Перова глубоко страдают от нищеты и
безысходности.
В центре внимания русской реалистической живописи всегда был страдающий человек.
Поиск истины для художника­реалиста главным образом сопрягался с желанием
понять глубинные причины человеческих страданий и призвать зрителя через
сопереживание вымышленным персонажам на путь сострадания и соединения с
нуждающимися в их поддержке людьми в реальной жизни. Потребность в христианском
истолковании русской реалистической живописи давно назрела, т.к. в силу всем
известной специфики нашего исторического пути в 20 века представление о ней до сих
пор несвободно от идеологических стереотипов, чудовищно искажающих её подлинное
содержание. Русский реализм нуждается в качественно новых методах анализа,

которые позволили бы до конца раскрыть его мощный духовный потенциал. Данная
работа, безусловно, не претендует на решение столь сложной задачи.
2.3 Колорит картины
Колорит произведений многих русских и западноевропейских художников, строится
соответственно естественной или искусственной “натурной” освещенности и
воздушной перспективе. В таких живописных произведениях свет и воздух, как писал
Дидро, выступают “всеобщими примирителями гармонии”. Это не означает, что
художник, следующий этому принципу, не использует (яркостные) отношения для
построения композиции, для выделения и подчеркивания сюжетно главного, так же как
и освещения для усиления эмоциональной выразительности своих произведений.
Перов последовательно придерживался принципа натурности освещения, но нельзя при
этом не видеть того, что в этой картине сопоставление оранжевого цвета зари и
освещенных окон кабака с синеватыми темными цветами всего пейзажа, включая стены
дома, рассчитано на сильный эмоциональный эффект. В определённых пределах такой
колорит допускает и отступления от натурности, однако не противоречие тому, что
наблюдалось в натуре. Построение цветовой композиции тогда подчинено природным
закономерностям материальной среды.
На изрытой колеями снежной дороге стоит пара саней. Одни пустые, в углу других
примостилась иззябшая молодая крестьянка. Рядом, на снегу, ­ собака. Лошадь жуёт
брошенный на землю клок сена. Вдали – обелиски заставы. За ними – едва различимые,
уезжающие из города сани.
Небо, жгуче­лимонного чистого тона, контрастирует с темным покровом, уже легшим
на землю. Это – все, что изобразил художник, но небольшая картина полна такой
щемящей тоски, что мысль, едва коснувшись личного горя крестьянки, тотчас же
обращается к общей тяжелой судьбе пореформенного крестьянства.
Перов сознательно не разбил передний план ни одним светлым пятном: лошади
изображены темной масти, собака черная. Светлый тон в небе поразительно чист,
отчего оно кажется рядом с тяжестью земли прозрачным.
Снова следует обратить внимание на умелое использование художником светотени в
композиционном построении картины: плавная линия дороги уходит вверх по склону
горы, более светлый на переднем плане снег постепенно темнеет к горизонту. Слабо
освещенные изнутри окна совсем тускнеют по сравнению со светящимся небом.
2.4 Воспитательное значение
Талантливое воплощение социальных проблем в искусстве, безусловно, обладает
мощным воспитательным эффектом и учит человек обращать внимание на жизнь его
ближних. Ещё греческие философы школы Аристотеля утверждали, что, сочувствие
герою трагедии может привести зрителя к нравственному и духовному очищению.
Художник, осознанно посвятивший себя изображению человеческого страдания,
фактически служит делу духовного милосердия, даже если понимает его и не по­
христиански. Большинство русских живописцев 19 века – это дети своего времени,
выросшие в секуляризованной среде, в которой вера и церковная жизнь существуют
либо как традиция, либо как гарантия лояльности к государственной идеологии и

политической системе. Их личный гуманизм рождается не столько из Евангелия,
сколько из чтения талантливой революционно – демократической публицистики.

Последний кабак у заставы. 1868 г. Холст, масло 51,1 x 65,8 см. Государственная Третьяковская галерея,

В. Г. Перов с огромным мастерством создает такие произведения, где затрагиваются темы глубоко драматические, даже трагедийные. Картина "" произведение наиболее совершенное по художественным образам и живописным достоинствам в творческом наследии Перова. Уходит к горизонту зимняя дорога, испещренная полозьями сане"й. Вдоль дороги небольшие деревянные дома окраины. Вдали видны столбы городских ворот с двуглавыми орлами. У дверей последнего у заставы кабака стоят в ожидании своих хозяев две упряжки. Видимо, они здесь давно. В санях сидит, закутавшись в платок от холодного ветра, одинокая женская фигура, она в терпеливом, покорном ожидании. Есть в "Последнем кабаке у заставы" чувство щемящей тоски и скорби от безотрадной крестьянской доли, приводящей в кабак в поисках единственного забвения. Внешне простая картина обладает большим драматическим напряжением. Синевато-серый снег, неприглядные темные домишки с красновато-желтыми огоньками подслеповатых окон, у горизонта, за ними, черные силуэты строений городской заставы вызывают чувство тревоги. Вся картина, выдери/санная в единой тональности, передает чувство одиночества и холода. Если на переднем плане среди холодных красок встречаются теплые тона, то к горизонту они становятся все холоднее и холоднее. Это передает и ощущение сумерек, опускающихся на город. Морозный ветер, разгулявшийся вдоль широкой улицы, заносит снегом стоящие сани, окна домов и пронизывает до костей крестьянку, ожидающую в санях. Эмоциональность пейзажа раскрывает содержание картины ""- трагическую обреченность русского крестьянства. Усиление эмоциональной роли пейзажа вообще становится в этот период характерным для русской литературы и живописи. У Перова эмоциональный пейзаж стал средством раскрытия психологической характеристики действующих лиц и событий.
Н. Ф. ЛЯПУНОВА В. Г. Перов (М., Искусство, 1968)

Повальное пьянство русских - это миф. Однако определённый процент людей, злоупотребляющих хмельными напитками, на Руси существовал всегда. И именно то, как вели себя с пьяными русские подтверждает, что пьянство было позором.

История пьянства на Руси

Считается, что в дохристианский и раннехристианский период на Руси пили умеренно, поскольку у большинства людей не было доступа к крепким напиткам. Вино привозили из-за моря, оно были слишком дорогими и по карману лишь знати и высшему духовенству. Да и те не спивались, так как вина по греческому обычаю было принято разбавлять водой.

Простой люд употреблял квас, мёд, пиво, брагу и только по особым случаям. Австрийский посол Сигизмунд Герберштейн свидетельствует: «Именитые, либо богатые мужи чтут праздничные дни тем, что по окончании богослужения устрояют пиршества и пьянства, а простой народ большей частью работает, говоря, что праздничать – дело господское».

Между тем Прыжков, давая в книге «История кабаков в России» описание пиров, устроенных в 1148 году новгородским князем Изяславом и в 1152 году киевским князем Вячеславом, упоминает: «Всякое мирское дело непременно начиналось пиром или попойкой, и поэтому в социальной жизни народа напитки имели громадное культурное значение».

К чему же это приводило? Ещё в 1377 году возле реки с «говорящим» названием Пьяна пало в битве с татарами войско князя Ивана Суздальского, приходившегося родичем Дмитрию Донскому. Воины превратились в легкую добычу для врагов, поскольку вместо подготовки к бою предались «веселию и бражничеству». То же самое произошло и во время битвы при Суздале. Потерявшая после выпивки бдительность дружина московского князя Василия II была разбита, а сам князь попал в плен.

Кстати, уже тогда существовало средство под названием «похмелье». Оно представляло собой жирную и острую похлебку с большим количеством соленых огурцов и по вкусу напоминало рассольник.

Вместе с тем пьянство не было распространенным явлением. Люди, страдающие этим пороком, подвергались общественному осуждению.

Допетровская эпоха

В 1474 году, при Иване III, впервые была сделана попытка навести хоть какой-то порядок в алкогольной сфере. Царь запретил свободно варить мёд и пиво, а также употреблять хмельные напитки в иные дни, кроме праздников.

Василий III, в свою очередь, выстроил в Москве посад под названием Налейки. Там можно было баловаться хмельными напитками когда угодно и сколько угодно, но это касалось только иноземцев. Русских туда не пускали.

В 1552 году по указу Ивана Грозного в столице открыли первый «царев кабак», где подавали «зелено вино». Простые люди могли только покупать его в кабаках, чтобы средства шли в казну, тогда как аристократии и приближенным царя разрешалось производить и потреблять спиртное дома. Между прочим, царским опричникам в кабаках подавали водку, а все остальные вынуждены были довольствоваться вином.

При этом за появление в общественных местах в нетрезвом виде пьяниц (на Руси их звали «питухами») сажали в так называемую «бражную» тюрьму. Там их держали, пока они не трезвели. Если человека задерживали за пьянство вторично, его подвергали битью батогами. В третий раз – били уже кнутом и приговаривали к тюремному заключению.

Если же нарушитель задерживался за пьянство неоднократно, то его могли посадить в бочку со спиртным. Содержимое её состояло из продуктов брожения и перегонки и было таким крепким, что несчастный буквально мариновался заживо. Иногда плоть отделялась от костей и человек погибал страшной смертью.

Патриарх Никон ввёл запрет на спиртное в монастырях, если кто-то нарушал это табу, его могли лишить духовного сана и сослать куда-нибудь в отдаленную обитель, а в храмах стали читаться проповеди против пьянства.

Если человек умирал от пьянства, его хоронили вне пределов кладбища, обычно у перекрестков, в назидание другим.

В правление царя Алексея Михайловича Тишайшего питейные заведения вынесли за городские границы, да и количество их уменьшилось. При этом спиртное стало стоить втрое дороже, и одному человеку запрещалось отпускать более одной чарки (это около 150 граммов). Если же кого-то уличали в подпольном производстве и продаже алкогольных напитков, то ему грозило тюремное заключение вкупе с конфискацией имущества. Также запрещалось продавать спиртное в постные дни, религиозные праздники и определенные дни недели.

При Петре I политика по отношению к пьянству была двоякой. С одной стороны, царь регулярно устраивал «ассамблеи», где спиртное подавалось в довольно приличных количествах. С другой – подданные, злоупотреблявшие спиртными напитками, при нём подвергались довольно суровому наказанию: им на грудь вешали медаль «За пьянство» весом до 12 килограммов.

Как «лечили» пьяниц

В средневековых травниках встречается множество рецептов от пьянства. Например, рекомендации добавлять в спиртное порошок из толченых клопов, слизь жаб и лягушек, конский навоз и даже трупных червей.

Если к представителям высших слоёв общества ещё относились снисходительно (например, во время застолий к перебравшим спиртного приставлялись специальные люди, выводившие их «проветриться» и облегчить желудок), то для простых крестьян или ремесленников возлияния могли закончиться плачевно – в лучшем случае насильственным «лечением», а в худшем - плетями, тюрьмой, а то и смертью.