Уверение Фомы. Картины

Следующее воскресенье после Пасхи называется Красной горкой. В 2016 году она выпадает на 8 мая. С этого дня начинается Фомина неделя и длится она по 14 мая. О том, что это такое и что она значит для православных, читайте в нашей постоянной рубрике "Вопрос-Ответ".

Почему неделя называется Фоминой?

Ее назвали в честь апостола Фомы, который первым поверил в воскресение Христа. На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и, свидетельствуя о том, что был с учениками все время по воскресении, не стал ждать вопросов Фомы, показал ему свои раны, ответив на его невысказанную просьбу. Вера возгорелась в Фоме ярким пламенем, и он воскликнул: “Господь мой и Бог мой!”. Этими словами Фома исповедал не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Его Божество.

По Церковному Преданию, святой апостол Фома был заключен в темницу, претерпел пытки и, наконец, пронзенный пятью копьями, отошел к Господу.

Что принято делать в Фомину неделю?

В эту седмицу нужно вспоминать родных и близких, которых уже нет с нами. На протяжении Фоминой недели нужно радоваться тому, что умершие родственники обрели вечную жизнь. По этому поводу принято украшать могилы свежими цветами, приносить и оставлять там различные кушанья, разговаривать с душами умерших и просить у них совета и благословения на самые разные дела.

Как проводили Фомину неделю наши предки?

Фомина неделя начинается с Красной горки. Второе название этого праздника Антипасха, в значении "противоположная Пасхе". В этот день было принято гулять свадьбы, организовывать сватовство и гулянья. Люди носили яркую одежду.

В Фомин понедельник хозяева встречали дома своих умерших родственников, готовя им обед, блины, куличи и красили яйца. Считается, что в этот день покойные отмечают Пасху. Также топили баню, готовили мыло и полотенце, но люди в нее мыться не ходили.

Фомин вторник называют в народе Радоницей. На нее принято украшать могилы цветами и венками. В этот день можно обращаться к покойникам с просьбами защитить и помочь в трудной ситуации. А к вечеру устраивались гулянья.

В Фомину среду в храмах совершают панихиды. В ночь со среды на четверг в одной из комнат окна оставляли открытыми и заходить в нее до утра запрещалось. На столе должны стоять гостинцы. Считалось что в эту ночь покойные приходят к себе домой в гости и им нужно оказать гостеприимный прием.

В пятницу было принято после окончания полевых работ жечь чучело из сухих веток. Так изгоняли нечисть с полей и огородов, которая могла навредить хорошему урожаю. Пепел рассеивали по полю.

В Фомину субботу гнали смерть. Для этого женщины встречались в назначенном месте и выкрикивали проклятия смерти.

Что такое Антипасха? От греческого, приставка «анти» обозначает не «против», но «вместо». Выходит, что Антипасха – это праздник, дополняющий или в определенном промежутке времени, дополняющий Светлую Пасху.

По церковному календарю Антипасха 2018 выпадает на 15 апреля, первое воскресенье после Пасхи, а последующая Фомина неделя призывает всех верующих вспомнить апостола Фому, не поверившего ученикам, говорившим о чудесном Воскресении Христа. Вот с тех пор и повелось выражение «Фома неверующий».

Антипасха 2018 и Красная Горка 2018 – это один и тот же праздник, первое название закреплено церковью, а второе считается народным, более приемлемым для православных христиан. Получается, что Красная Горка праздник в 2018 также празднуется на 15 апреля и приходится первым днем разрешающим днем после очень длительного говения: Великий пост, и – только после череды всех отказов церковь позволяет молодым венчаться и благословляет их на супружество. Поэтому если ваша семья соблюдает уклады, знает, и живет по заветам предков, запомните, что только после того, как пройдет праздник Красная Горка в 2018 это 15 апреля, можно выходить замуж и жениться.

Красная Горка (Антипасха) – обряды и традиции

В последний день пасхальной недели молодежь планировала огромное количество дел и развлечений! Как правило, земля местами уже освобождалась от снега, особенно на пригорках, и эти проплешины тут же были уставлены качелями, балаганами, лотками и лавками. Гулянья, хороводы, песни, игры – всё это «украшало» пригорки, отсюда пошло название «красный», что значит «красивый, веселый и отрадный» и праздник Красная Горка обязательно проходил весело и игриво.


Интересная традиция «заигрывания» или «закликания» весны. В этот день молодые мужатые бабы и девки запасались вкусностями, выходили на центральную улицу деревни или пригорок, освобожденный от снега, и пели специальные песни-веснянки, призывающие весну. Затем обязательно водили хороводы, куда непременно попадали самые ретивые парни, заводили пляски, и заканчивалось веселье дружным съеданием припасов.

Особенно на Красную горку нужно было постараться незамужним девкам на выданье. Свадьба подружки – тяжелое испытание, если сама не просватана, а значит, надо было показать себя во всей красе. И девушки старались! На пляски и хороводы собирались абсолютно всей деревней, считалось дурной приметой, если парень или девка в возрасте, когда можно уже сватать и жениться/выходить замуж, просидят этот день дома. Лада – богиня любви, весны и крепкого супружества, сильно «наказывала» таких нерадивых отроков и отроковиц, посылая им самую распоследнюю некрасивую жену или мужа-лентяя. Поэтому застать дома молодежь на Красную горку не представлялось возможным.

Сегодня, конечно, таких гуляний уже нет, но зная, какого числа Красная горка в 2018, вы сами можете устроить себе отличный веселый выходной. Поехать за город на пикник и вдоволь наплясаться, нахороводиться и пусть в вашей компании будет много молодежи.

Кто знает, может быть, Лада окажет свое благословение, и ваши детки будут жить долго и счастливо. Не помните праздник Красная горка в 2018 году какого числа? Напоминаем: 15 апреля, в первое воскресенье после Пасхи.

Фомина неделя: дни и значения

За веселыми пасхальными гуляньями следует «неделя обновления», иначе Фомина неделя. Дни Фоминой недели имеют свое значение:

1. Проводы – это понедельник. Принято считать, что в пасхальный период упокоенные души навещают своих родных и дома, справляя свой праздник Пасхи. Нам, живущим в земном бытие, полагается привечать и угощать души усопших, а затем помочь вернуться в Царствие Небесное. Именно эта традиция «проводов» и знаменует понедельник.

2. Вторник – Раданица, Родовница. Праздник пришел из язычества, когда существовала Нава и Радоница (Рожаница). Объединившись, божества заповедали справлять праздник ярко и весело. Рожаница – подательница женского здоровья, хорошего деторождения, считалась одной из самых почитаемых богинь. Правда, сегодня многие христианские ученые склоняются к другой трактовке, считая происхождение «Радоницы» от слова радость. Радость от воскрешения Христа. Народные же обычаи советуют в этот день топить баню для усопших, приготовив им мыло и полотенце, не входить в парную и вообще не мыться. Молодым мужатым бабам советовалось обратиться к Рожанице (Радонице) с мольбой о детках, а девкам – об удачном замужестве.


Также во вторник люди ходили поклониться могилам своих предков. Обязательно стоит захватить выпечку и гостинцы, помянуть прадедов-матерей и остатки поминальной трапезы искрошить на могилы. Печаль в этот день часто переходила в веселье: вечером зажигались костры, водились хороводы и пелись песни, прославляющие жизнь и возрождение. Не зря в народе ходит поговорка: на Радоницу утром пашут, днем плачут, а вечером пляшут.

3. Четверг – опаснее, чем все дни Фоминой недели. Усопшие души приходят в свои дома, чтобы посмотреть, как живут их потомки. Чтобы задобрить и накормить предков, нужно оставить в одной из комнат угощение и открыть окна. Хозяевам и детям в комнату входить категорически запрещалось. До рассвета помещение пустовало, но принимались и другие меры защиты: углы дома посыпали маком и перед иконами зажигали страстные свечи. Если в семье случилось несчастье и были утопленники, то обязательно нужно было бросить угощение в реку.

4. Суббота – день изгнания смерти. И снова в дело вступали женщины, ведь именно женщина родит дитя, вынашивает новую жизнь и поэтому только она достойна дать отпор смерти. Собираясь в кучу со всего села, девки, бабы, старухи брали в руки метлы, кочерги и другую увесистую домашнюю утварь, вставали рядом, выкликая «проклятья смертные». Считалось, что чем дольше и веселее страшить призрак, тем дольше Смерть не придет в село. Кроме того, злые подковырки и язвительные выкрики отпугивали болезни. Еще один обычай довольно страшен: с

ножом в руках обежать погост и покричать «Бегите, злые духи! Бегите». Так селяне старались облегчить муки покойников на том свете.

5. Воскресенье – это Красная горка! Какого числа в 2018 году прибудет праздник? Конечно 15 апреля! О традициях даты уже сказано немало, это самый веселый праздник после Масленицы, а еще в этот день считалось очень удачным сыграть свадьбу. Так что торопитесь, до указанной даты осталось совсем немного времени.

Похожие рецепты:

Уважаемые гости!
Вы сомнения отбросьте,
Смело кнопки нажимайте
И рецепт наш сохраняйте.
На страницы в соцсети,
Чтоб потом его найти,
Чтобы в ленте сохранить,
Чтоб друзьям распространить.

Если с этим непонятки,
Добавляйте сайт в закладки.
Нажимайте Ctrl D и найдете нас везде.
Нажмите Ctrl+D для добавления страницы в закладки.
Ну а если вдруг опять
Есть по теме что сказать
Форму ниже заполняйте,

Антипасха, или Фомина неделя - это церковный праздник, продолжающий тему светлой радости Воскресения Христова и имеющий в народе второе название - Красная Горка.

Фомина неделя — это воскресенье после Пасхи. Второе его название — Антипасха, и оно связано, конечно же, с тем, что эти два праздника отстоят друг от друга на небольшое время. А имя Фома, конечно же, связано с историей о Фоме неверующем. Именно через неделю после воскрешения Иисус Христос явился к своим ученикам и показал на себе раны, нанесенные во время распятия. Тогда Фома уверовал больше всех других апостолов, как гласит Евангелие.

В 2016 году Антипасха выпадает на 8 мая. У этого дня очень много традиций и обычаев, которые передавались из поколения в поколение и несколько изменили свой смысл. Все-таки данный праздник имеет достаточно большую историю .

В Церкви этот день знаменуется тем, что он первый после долгого Поста и светлой Пасхальной недели, когда можно венчаться. В народе этот праздник называют Красной Горкой и на него до сих пор приходится больше всего свадеб. В первую очередь, это — праздник молодежи и любви. Говорят, кто молится в этот день, тот не только очищает свою душу, но и подливает жизнь.

Молитва о семейном счастье

Не всегда в семейной жизни все идет хорошо и гладко. Временами мы сталкиваемся с трудностями, которые не в силах преодолеть. Обращаясь за помощью к Небесам, вы не только очищаете свою душу. Вы заботитесь о мире и порядке в семье, прося счастья для своих самых любимых людей. Если же вы только планируете создать семью, то для избежания конфликтов постарайтесь выбрать благоприятный день .

Господь Отец Небесный! Во имя Иисуса Христа я молю Тебя о моем семейном счастье. Даруй нам в нашей семье любовь друг к другу. Даруй нам, чтобы наша любовь укреплялась и умножалась. Научи меня любить моего супруга (супругу) от всего сердца, научи меня любить его(ее) так, как возлюбил меня Ты и Сын твой Иисус Христос. Даруй мне понять, что мне нужно удалить из моей жизни и чему мне нужно научиться, чтобы у нас была счастливая семья. Даруй мне мудрости в моем поведении и в моих словах, чтобы никогда не раздражать и огорчать моего супруга (супругу). Аминь


Молитва о замужестве ко Блаженной Ксении Петербургской

Имя Ксении Петербургской известно многим. В ее жизни, согласно преданию, произошло очень трагическое событие: она потеряла мужа и в результате, не смирившись с горем, выбрала путь юродивой. Не удивительно, что в молитвах девушки и женщины просят ее заступничества и женского счастья. И святая Ксения обязательно помогает всем.

Блаженная Ксения я, (свое имя), обращаюсь к тебе с молитвой о помощи в замужестве! Прошу соединить мою судьбу с любимым и любящим мужчиной — благородным, добрым, надежным, красивым, успешным, чтобы мне стал хорошим мужем, ребенку моему — настоящим отцом. Чтобы жили мы в любви и согласии и в достатке, ни в чем не нуждались, чтобы в сердцах наших были только любовь, доброта, надежда. Чтобы мы стали верными любящими супругами, добрыми хорошими счастливыми родителями, чтобы близким нашим дарили любовь и заботу. Услышь мою молитву, Блаженная Ксения, смилуйся, прости меня за грехи мои и помоги в просьбе моей! Укажи, где моя судьба и счастье!

Заговор на любовь

Не только молитвами, но и заговорами наши предки привлекали любовь. На Красную горку, когда любовь буквально витает в воздухе, они еще лучше действуют и помогают найти любовь. К примеру, для того, чтобы привлечь любовь, сорвите любой понравившийся цветок. Вы можете использовать и покупной цветок, разницы никакой не будет.

Сидя на своей постели, гладьте его по лепесткам движением по часовой, говоря: «сижу, цветок держу, любимого зову. Чтоб меня он лелеял, как я тебя, и жили мы вместе до последнего дня. Цвети, ярким огнем гори и Судьбу мою в дом призови, чтобы суженый, как увидал, так и любовь ко мне испытал. Слово свое держи и сейчас же в силу приведи, я же тебя напою и рядом с собой поселю» . Когда цветок завянет, можете либо его высушить и хранить, либо закопать в землю недалеко от дома.

Ритуалов на привлечение любви и приворотов очень много, и сегодня они усиливают свое действие. Считается, что сильнее действуют привороты на еду , но главный принцип один: все сделать правильно. Желаем вам теплой весны, взаимной любви, и не забывайте нажимать на кнопки и

07.05.2016 07:05

Пасхальная неделя - самое радостное время для любого православного человека. Последним ее днем является Фомино...

Фомина неделя. Событие и история

Богослужение первой послепасхальной недели посвящается воспоминанию явления святым апостолам Христа Спасителя на восьмой день по Своем Воскресении. Фома (в переводе с евр. «близнец»), ро­дом из га­ли­лей­ско­го го­ро­да Па­не­ады, был избран Исусом Христом как один из двенадцати апостолов, о чем нам сообщают евангелисты Матфей, Марк и Лука (Мф. 10:2-4, Мк. 3:14-19, Лк. 6:13-16). Иоанн Богослов сообщает об участии ап. Фомы в нескольких событиях евангельской истории, в том числе об уверении Фомы. В самый день Воскресения Христова, вечером, все апостолы, кроме Фомы, были вместе, и двери были заперты. Вдруг явился им Исус Христос и приветствовал их словами: «Мир вам!». Ученики испугались, думая, что это привидение. Но Он сказал им: «Что смущаетесь? Это Я Сам», - и при этом показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики возрадовались, что видят Господа. Потом Он дунул на них и сказал: «Приимите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся, а на ком оставите, на том останутся». Когда пришел Фома, другие ученики говорят ему: «Мы видели Господа». Но Фома ответил им, что он до тех пор не поверит, пока сам не увидит и не осяжет ран на Теле Господа (Ин. 20:25). Через восемь дней ученики снова были вместе и Фома с ними. Двери были заперты. Исус Христос явился им и сказал: «Мир вам!». Потом, обратившись к Фоме, прибавил: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои, подай руку твою и вложи в ребра Мои, и не будь неверующим, но верующим». Фома воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:28), точно исповедуя, таким образом, как пишет бл. Феофилакт Болгарский, Божественное и человеческое естество Христа Спасителя. А Исус Христос сказал ему: «Ты поверил потому, что увидел Меня, но блаженны не видевшие и поверившие!». Господь, снисходя к немощи человеческой, явился вновь, чтобы позволить неверовавшему апостолу чувственно убедиться в истине произошедшего великого события: ибо Он воскрес в той же самой плоти, в которой пострадал на кресте.

Евангельское повествование оставляет неясным, вложил ли Фома на самом деле свой перст в Христовы раны или нет. По мнению одних богословов, Фома отказался сделать это, другие же считают, что Фома прикоснулся к ранам Христа. По преданию, св. Фома имел от рождения два сросшихся между собой средних перста, но как только он сподобился вложить их в ребра Господни, они тотчас приняли обычное положение. Сюжет уверения Фомы стал популярным сюжетом евангельской иконографии. Выражение «Фома неверующий» стало нарицательным и обозначает недоверчивого человека.

Апостол Фома. Жизнеописание и проповедь

Опираясь на рассказ о явлении Исуса Христа апостолам на море Галилейском (Ин. 21:2), можно предположить, что апостол Фома первоначально был рыбаком. В апокрифических «Деяниях Фомы» от лица самого апостола Фомы утверждается, что его ремесло - плотницкое дело и строительство.

В славянском житии св. апостола Фомы упоминается о многих чудесах, которые он творил для уверения язычников. Так, желая обратить к истинной вере самого индийского царя Гундафора, он представился искусным зодчим и царь, доверившись его словам, вручил ему множество золота и драгоценных украшений на построение самой изысканной палаты. Но Фома растратил все эти средства на нужды нищих и убогих и, как бы для возведения кровли, попросил еще себе золота, которое израсходовал подобным же образом. Когда его дело открылось в истинном свете, Гундафор исполнился лютой ярости и заключил св. апостола в глубокий ров. По Промыслу Божию, в это самое время любимый брат царя впал в смертельный недуг. Тогда ангел Господень восхитил его душу, и он увидел в раю чудесную палату, но когда хотел войти в нее, ангел ответил, что она принадлежит брату его, Гундафору. Таким образом, по рассказу брата, понял и сам царь, что апостол сотворил ему истинное благо и, принявши вместе с братом своим святое крещение, с честью отпустил его проповедовать в другие селения.

Еще одно чудесное событие, связанное с апостолом Фомой, записано в « ». Так, св. Фома, не оказавшийся в числе прочих учеников в первый день Воскресения Христова, подобным образом не присутствовал и при Успении и погребении Пресвятой Богородицы, но явился в Иеросалим только на третий день после произошедшего знаменательного события. Св. апостолы стали было укорять его, напоминая и о прежде бывшем упущении:

Когда воскрес Господь наш Исус Христос тридневно от гроба и явился ученикам Своим, ты не был с нами, и снова явился 2-ой раз в храме, и через 8 дней (Он) уверил тебя. И ныне во время преставления Пресвятой Богородицы где ты был?» Он же сказал: «Когда восхищен был на облаках, то увидел Святую Богородицу, грядущую во врата небесные с ликом ангельским, и дала мне пояс Свой (Лицевой летописный свод).

За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) апостол Фома был заключен в темницу, претерпел пытки и, пронзенный пятью копьями, отошел ко Господу. Считается, что ап. Фома принял мученическую кончину либо в 68, либо в 72 году. О проповеди апостола Фомы в Индии сообщают древние церковные писатели, среди которых Григорий Богослов (329-390 гг.), Амвросий Медиоланский (333-397 гг.), Иероним Стридонский (342-420 гг.), Павлин Ноланский (354-431 гг.) и другие. По Церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии.

Почитание св. апостола Фомы

В православии именем Фомы называется восьмой день по Пасхе, приходящийся на воскресенье, - Фомина неделя . В церковном обиходе Фомину неделю именуют также Антипасхой , поскольку она приходится на первое воскресение после . Буквально «Антипа́сха» происходит от греч. «ἀντι» - «вместо», т.е. «напротив» Пасхи. Первое упоминание об Антипасхе содержится в антиохийских по происхождению «Апостольских постановлениях» (около 380 года), а описание иеросалимского богослужения в этот день - в «Паломничестве Эгерии» (около 400 года). В древней Церкви наиболее многочисленное крещение неофитов было принято совершать в Великую субботу, первые восемь дней после новокрещенные ходили в белых одеждах и снимали их в восьмой день, то есть в Антипасху.

Память св. апостола Фомы также совершается 19 (6 ст. ст.) октября, 13 июля (30 июня ст. ст.) - Собор двенадцати апостолов. В честь ап. Фомы названы остров Сан-Томе и столица государства Сан-Томе и Принсипи город Сан-Томе. Имя Фомы носит так называемое «Евангелие от Фомы» - гностический апокриф.

Самое древнее свидетельство о захоронении апостола Фомы встречается у Ефрема Сирина. Другое - в апокрифах, где сообщается о проповеди и мученической смерти апостола Фомы на северо-западе Индии. О посещении гробницы ап. Фомы в XIII-XIV веках писали многие путешественники. В 1293 году Марко Поло (1254-1324 гг.) посетил Индию. В своих записках он сообщит о посещении гробницы апостола Фомы в Индии, в области Малабар, и назовет местных жителей «христианами апостола Фомы». В это же время о своем посещении гробницы святого апостола Фомы в Индии сообщит и известный миссионер и исследователь Джованни из Монтекорвино (1246-1328 гг.). А несколько позже, в 1324 году, и монах-францисканец Одорико (ок. 1274-1331 гг.) из Порденоне напишет о своем путешествии и поклонении апостолу Фоме на месте его захоронения.

Мощи святого апостола Фомы пребывали в Индии до IV века. Позднее они попали в Эдессу, затем на греческий остров Хиос, а позже в Италию, в Ортону, где останки и находятся с 6 сентября 1258 года по настоящее время в Базилике Святого Фомы. Но и после перенесения мощей святого место его погребения в Индии почиталось как святое. В «Англосаксонских хрониках» при описании событий 885 года упоминается король Альфред, дающий обет в случае победы сделать богатые пожертвования в далекие святилища, и в том числе святому апостолу Фоме в Индии. Во многих документах о местонахождении гробницы апостола Фомы говорится о Мелипуре (Малаи-пурам), что в переводе означает «город на горе». Но начиная с VII века документы упоминают город Каламин. Вот что писал об этом святой Исидор из Севильи (636 г.): «В действительности, пронзенный копьем, он (апостол Фома) погиб в городе Каламине, в Индии, и там же был погребен с почестями за 12 дней до январских календ (21 декабря)». В латинских молитвенниках того времени упоминался город Каламин как место в Индии, где апостол Фома претерпел мучения и был погребен. Когда португальцы в 1517 году нашли город Каламин, большая часть его древних руин уже ушла под воду. Тем не менее местные жители указывали на место, которое называли «гробницей апостола Фомы». Это была небольшая прямоугольная церковь с приделами, очень древняя и уже разрушенная, в которой не было никаких изображений, только кресты. Помимо Ортоны, части мощей святого апостола Фомы есть в Индии, Венгрии и на Афоне.

Фомина неделя. Богослужение

Уставная служба недели Фоминой (Антипасхи) совершается по Триоди Цветной и соответствует чину двунадесятых Господских праздников, когда опускаются октайные песнопения. Тексты богослужения посвящены как самому событию Воскресения Христова, так и св. апостолу Фоме. Важной темой праздника является также обновление всего мира Крестом и Воскресением Христовым. В христианском богословии воскресный день является как первым днём седмицы - днем начала творения Божия, описанного в Книге Бытия, и так одновременно и восьмым, то есть служит прообразом грядущего нескончаемого века, в котором времени уже не будет. В этом смысле неделя Антипасхи имеет особенное значение.

Первое убо имый обновление настоящия недели, яже убо глаголется воистину и осмая и первая. Первая же яко начало других, осмая паки, яко во образ учиняется безконечнаго онаго дне, иже в будущий век. Иже и первый и един будет, всяко нощию не разсекаем (Синоксарь).

Тропaрь, глаc 7.

Знaменану гр0бу, жив0тъ, t гроба восіsлъ є3си2 хrтE б9е. и двeремъ затворeнымъ ўчн7к0мъ преdстA, и4же всёхъ воскRсeніе. д¦ъ прaвыи тёми њбновлsz нaмъ, повели1цэй твоeй млcти.

Кондaк

Любопhтною десни1цею, жизноподaтельнаz твоS рeбра, фwмA и3спытaлъ є4сть хrтE б9е. затворeнымъ бо двeремъ ћко вни1де, с8 пр0чими ґпcтлы вопіsше, гDь є3си2 и3 бGъ м0й.

--------
Библиотека Русской веры

Уверение апостола Фома. Иконы

Сюжет уверения Фомы возникает уже в раннехристианский период (не ранее третьей четверти IV века), что связывают с развитием страстного цикла на рубеже IV и V веков. Самые древние изображения встречаются на христианских саркофагах. В числе ранних памятников следует также отметить Миланский диптих V века, мозаику центрального нефа церкви Святого Аполлинария Нового в Равенне (VI в.).

С течением времени в византийских памятниках утвердилась композиция, в которой диалог Христа и Фомы оказывается в самом центре композиции, а жест Фомы - конкретным, он касается тела Христа, но не влагает свои персты в раны. Апостолы расступаются, чтобы было видно доказательство Воскресения (мозаики Дафни и Осиос Лукас XI в.).

Тема уверения Фомы встречается на Руси во фресках Софийского собора в Киеве XI века, а также в росписи Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря во Пскове. Иконография «Уверение Фомы» входила не только в цикл многих монументальных росписей, но нередко ее изображали и на аналойных иконах. На рубеже XV-XVI веков сцена «Уверение Фомы» вошла в праздничный ряд иконостаса Кирилло-Белозерского монастыря, Троицкого собора Павло-Обнорского монастыря.

Широко известна икона «Уверение Фомы» (Дионисий и мастерская) начала ХVI века. В соответствии с евангельским повествованием, в центре композиции на фоне затворенных дверей изображен Исус Христос. С двух сторон от Него представлены апостолы, уже удостоившиеся видения воскресшего Спасителя, на переднем плане слева - апостол Фома, протягивающий десницу к Спасителю и прикасающийся к Его ребрам. Фигура Фомы выделена в композиции ярким киноварным плащом, контрастирующим со сдержанными по тону одеждами других изображенных. Тонкая вытянутая фигура Спасителя соотнесена с дверным проемом за Его спиной, что позволяет вспомнить о словах Христа: «Аз есмь дверь: мною аще кто внидет, спасется».

Святой апостол Фома на иконах часто показан молодым юношей, без усов и бороды. Красный фон иконы - свидетельство мученической кончины. В другом варианте (он не так широко распространен) апостол Фома изображается старцем - этот иконографический сюжет посвящен служению апостола в Индии.

По традиции апостол Фома изображается в одеяниях, характерных для того времени, - хитоне (вид длинной рубашки) и гиматии (верхняя одежда в виде прямоугольного куска ткани). Цвета одежд, в которых традиционно пишут апостола Фому, таковы: хитон - темно-зеленый или синий, гиматий - красный. Правая рука апостола Фомы воздета в благословляющем жесте, левая (в зависимости от традиции) или спрятана под гиматий, или держит свиток (кодекс) - это символ Евангелия, той Благой Вести, которую святой Фома принес народам Палестины, Индии и Эфиопии.

Уверение Фомы. Картины

Широкое распространение сюжет Уверения Фомы получил в западноевропейском искусстве, в творчестве Дуччо ди Буонинсенья, Гверчино, Караваджо, Рембрандта, Рубенса и других.

Храмы в честь Уверения Фомы

В честь Уверения Фомы в Воскресении Христовом освящена церковь на Мячине в Великом Новгороде . Храм был построен в 1463 году. Когда-то здесь был Воскресенский монастырь. От первоначальной церкви Уверения Фомы, построенной в 1195-1196 годах, остались лишь фундаменты. Старая церковь из-за ветхости рухнула, и в 1463 году на прежних фундаментах построена новая в стиле архитектуры XII века. В настоящее время церковь не действует.

Действующих старообрядческих храмов в честь св. апостола Фомы в настоящее время не имеется.

Красная горка. Народные традиции

«Красная горка » - чисто народная традиция в названии праздника. Весна в это время уже вступает в свои права, но снег всегда начинает таять с пригорков, которые и украшаются первые молодой зеленью и цветами. «Красный» - значит «красивый», «прекрасный»: собираясь в этот день на гулянье, поселяне часто выбирали себе самый приглянувшийся пригорок, отсюда и усвоилось соответствующее наименование дня.

Красная горка в народном понятии - наиболее подходящее время для бракосочетания. Начиная с Фоминого воскресенья после длительного великопостного перерыва возобновляется совершение таинства венчания. Русские пословицы говорили: «На Красную Горку девок разборка»; «Сочтемся весной на бревнах - на Красной веселой Горке, сочтемся-посчитаемся, золотым венцом повенчаемся». На Руси именно на этот день, Фомино воскресенье, приходилось больше всего свадеб, устраивались гуляния, хороводы, сватовства. Повсеместно девушки ходили по улицам и пели веснянки. Красная горка была одним из самых любимых праздников в дореволюционной России.

В Верхнем Поволжье канун (суббота) или Фомино воскресенье назывались «Вьюнишник» или «Кликунишно воскресенье», потому что в этот день, после богослужения, деревенская молодежь целыми толпами подходила к тем домам, где проживали молодые супруги, венчанные в минувший мясоед, и кричала: «Молодая, молодая, подай вьюнца (молодого), а не подашь вьюнца, будешь ветреница». Кричали, пока в избе не откроется окошко и молодая не подаст крашеных яиц и пирогов. В некоторых регионах к молодежи примыкали и женатые мужчины и женщины и тоже кричали: «Вьюн да вьюница, подайте кокурку да яйцо, - если не дадите, вломимся в крыльцо». Кокурка - это большой, круглой формы, пшеничный пирог с изюмом: он пекся теми женщинами, которые первый год живут замужем, и предназначался для подруг-девиц, которым и вручался с низкими поклонами и с безмолвной просьбой, чтобы девицы принимали гулять с собой и молодых, недавно обвенчавшихся женщин. Та девица, которая принимала кокурку из рук молодой, отдавала треть этого каравая молодым, другую треть - мужчинам, старым женщинам и ребятишкам, а прочее уносилось в дом и было съедено девицами при пении песен.

Радоница. Народные традиции

Вторник Фоминой недели носит название «радуницы » или «радоницы ». В этот день православная Русь обыкновенно поминает своих сродников. Накануне крестьянские женщины пекли пироги, пшеничные блины, оладьи, кокурки, приготовляли пшенники и лапшевики, варили мясо, студень и жарили яичницу. Со всеми этими яствами они отправлялись на погост, куда приходил и священник с причтом, чтобы служить на могилах панихиды. За панихиды женщины, собравшись человек по пять, угощали духовенство пирогами, студнем и кашей. Так как во время богослужения женщины поднимали плач на голоса, с причитаниями и завываниями, то мужчины старались не посещать такие панихиды, чтобы не видеть женских слез. Духовенство, отведав угощения, расходилось по домам. И после этого на погост приходили мужчины, начинали пир на могилах. Крестьяне христосовались с умершими сродниками, поминали их, зарывали в могилы крашеные яйца, поливали брагой, убирали их свежим дерном, поверх которого ставили различные лакомые блюда.

Когда яства были расставлены, крестьяне окликали загробных гостей по именам и просили их попить-поесть на поминальной трапезе. Но, угощая покойников, крестьяне не забывали и себя, так что к концу поминания на кладбище обыкновенно бывало много пьяных. Такое же происходило и на городских кладбищах, куда в день «радуницы», для пресечения безобразий, прибывали усиленные наряды полиции.

Душеполезное поучение в Фомину неделю

О духовном понимании праздника Антипасхи, как «дне обновления Воскресения Христова», читаем подробное разъяснение в поучительном слове свт. Григория Богослова:

«Что же? - скажешь. - Разве не обновления день был и первый Воскресный день, последовавший за этой священной и светоносной ночью? Для чего даешь это наименование нынешнему дню, о празднолюбец, вымышляющий многие веселья?» - То был день спасения, а это день воспоминания спасения. Тот день разграничивает собой погребение и воскресение, а этот есть чисто день нового рождения, чтобы, как первое творение начинается днем недельным (а это видно из того, что седьмой от него день делается субботой, потому что он день упокоения от дел), так и второе творение начиналось опять тем же днем; потому что он есть первый в числе последующих за ним, и восьмой в числе предшествующих ему - день из высоких высокий, из дивных дивный, ибо ведет к горнему состоянию. Об этом дне, мне кажется, гадает и божественный Соломон, повелевая давать «часть семи», то есть настоящей жизни, и «восьми» (Еккл.11:2), то есть жизни будущей, как от здешнего благоделания, так и от тамошнего восстановления. Но и великий Давыд в честь этого же дня воспевает псалмы свои о «восьмом» (Пс.6 и Пс.11), так как этому же дню обновлений воспевает другой псалом (29), именуя какое-то «обновление дому», а этот дом - мы, которые удостоились быть, именоваться и сделаться храмом Божиим (святитель Григорий Богослов, Слово 44).

«Фо­ма, быв­ший неко­гда сла­бее дру­гих апо­сто­лов в ве­ре, - го­во­рит свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст по поводу мученической кончины ап. Фомы, - сде­лал­ся по бла­го­да­ти Бо­жи­ей му­же­ствен­нее, рев­ност­нее и неуто­ми­мее всех их, так что обо­шел со сво­ей про­по­ве­дью по­чти всю зем­лю, не убо­яв­шись воз­ве­щать Сло­во Бо­жие на­ро­дам ди­ким».

Православный мир продолжает праздновать главный праздник – Светлую пасху Христову . Самая радостная – первая неделя после Пасхи, которая называется Сплошная светлая пасхальная седмица .

Когда наступает весенний мясоед

Весенний мясоед – это период в весенне-летнее время между и Великим и Петровом постом. С наступлением Пасхи, как известно, пост прекращается, и верующим не только разрешено, но даже предписано питаться полноценно и разнообразно, чтобы восстановить силы. В этот период разрешается употребление мяса, а по средам и пятницам (которые остаются постными днями) – разрешена рыба.

Церковь рекомендует в это время включать в рацион больше пищи, содержащей полноценный белок: молочные продукты, яйца, белое куриное мясо, по возможности уменьшив количество жирного, сдобного и сладкого и не забывая про витамины. Также церковь решительно выступает против обжорства и чревоугодия в это время.

Антипасха и Красная горка

Эти два праздника справляются практически одновременно – на исходе Сплошной светлой пасхальной седмицы. Православная Антипасха – это последний день Светлой седмицы, а Красная горка – это народно-православный праздник, с которого начинается время свадеб. По православному обычаю венчание под запретом, начиная с Масленицы, и до окончания Сплошной светлой пасхальной седмицы.

В 2017 году Антипасха и Красная горка приходятся на воскресенье, 23 апреля. А во вторник, 25 апреля – Родительский день, или Радоница, которая является «узаконенным» Днем поминовения усопших. Радоницу всегда отмечают во вторник второй недели после Пасхи.

Что такое Антипасха

Антипасха, или неделя обновления, это праздник, который приходит на место Пасхи. Название «Антипасха» не означает противопоставление Пасхе – это как бы новое обращение к светлому празднику, во время которого обновляется память о воскресении Христа. Антипасха всегда отмечается на восьмой день после Светлого Христова воскресения.

В честь какого события празднуется Антипасха

Этот праздник еще называется Фомино воскресенье (а следом наступает Радоницкая, или Фомина неделя), поскольку в это время вспоминают об апостоле Фоме, которого называют Фома-неверующий, или Фома-неверный. Согласно Евангелию, Фома, который опоздал к первому появлению воскресшего Христа перед апостолами, отказывался поверить в чудо Воскресения. «Неверующий» апостол хотел до всего докопаться сам и лично прикоснуться к ранам Христа. «Если не увижу на руках его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра его, не поверю», – говорил Фома.

И Спаситель исполнил желание своего ученика. «Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки мои; подай руку твою и вложи в ребра мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел меня; блаженны не видевшие и уверовавшие», – говорится об этом в Евангелии.

После этого Фома не только уверовал, но и стал нести христову проповедь на всей земле – он проповедовал в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии, там он и принял мученическую смерть по разным источникам либо в 68 году, либо в 72 году нашей эры. Его мощи находились в Индии до IV века.

Фомина неделя и Радоница – 2017

Вся неделя, следующая за Антипасхой, называется Фомина неделя, или Радоницкая неделя. На Фоминой неделе во вторник, то есть на девятый день после Пасхи, православная церковь отмечает Радоницу - первый после Пасхи день особого поминовения усопших. В 2017 году Радоница приходится на 25 апреля.

Откуда взялось название «Радоница»

Название содержит слова «род» и «радость»: то есть, христианам, грустя об умерших близких, следует радоваться их рождению для вечной жизни. В праздник Радоницы верующие разделяют с усопшими близкими радость Светлой пасхи – Воскресения Христова.

Что следует делать на Радоницу

В некоторых российских регионах, а также на Украине этот день принято делать нерабочим, чтобы люди могли посетить могилы близких. Власти стараются обеспечить дополнительные автобусы и поезда для доставки людей на кладбища.

В этот день в храмах вновь начинают служить панихиды по усопшим, поэтому с утра многие идут в церковь, чтобы подать поминальные записки. Потом верующие идут на кладбища, где также молятся об усопших, зажигая свечи и иногда приглашая священников. Затем принято убрать и обустроить могилу, украсить ее живыми или искусственными цветами и немного помолчать, вспомнив близкого человека.

Чего не следует делать на кладбище

Церковь не одобряет народную традицию выпивать и закусывать на кладбище, это лучше делать дома во время поминальной трапезы. Особенно отрицательно священники относятся к неистребимому языческому обычаю оставлять на могиле усопшего рюмку с водкой, накрытую хлебом, яйца, конфеты и другие продукты.

Гораздо лучше в этот день накормить голодных, а для усопших «хлеб» – это молитва и память близких.