Урок по русской литературе на тему "Чиновники на приёме у ревизора" (8 класс). Анализ сцены дачи взятки в комедии Гоголя «Ревизор» (действие IV, явления III―IV) Ревизор описание грешков чиновников

К началу IV действия комедии «Ревизор» городничий и все чиновники окончательно уверились в том, что присланный к ним ревизор ― значительное государственное лицо. Силою страха и благоговения к нему «фитюлька», «пустышка» Хлестаков стал тем, кого в нем видели. Теперь нужно защитить, предохранить свое ведомство от ревизий и обезопасить себя. Чиновники убеждены, что проверяющему необходимо дать взятку, «подсунуть» так, как это делается в «обществе благоустроенном», т. е. «между четырех глаз, чтобы и уши не слышали», ― так считает

Артемий Филиппович. «Отцы города» являются «в полном параде и мундирах», «чтобы официально представиться ревизору».

Для изображения внутреннего состояния чиновников Гоголь использует авторские ремарки, которые указывают на страх, подобострастие, услужливость: «вытянувшись и придерживая рукою шпагу»; «потерявшись и ронял на пол ассигнации»; «дрожа всем телом»; «поспешно», и т. д.

Хлестаков же в начале приема еще далек от догадки, почему все так внимательны к нему и услужливы, он продолжает думать, что все дело в его личных незаурядных качествах, играет роль любезного, просвещенного гостя, впрочем,

Искренне благодарного за теплый прием.

Теперь уже темы для разговоров с посетителями предлагает Хлестаков. Они выдают скудность, убожество интересов молодого человека: сигары ― «это моя слабость. Вот еще насчет женского полу, никак не могу быть равнодушен», «Я…люблю хорошую кухню», «А мне нравится Владимир (орден). А вот Анна третьей степени уже не так». Нелепыми являются приставания Хлестакова к Луке Лукичу с вопросами о том, кто ему больше нравится, брюнетки или блондинки, или заявление, что в «моих глазах точно есть что‑то такое, что внушает робость».

Высказавшись о том, что он любит, а эта тема очень бедна, Иван Александрович и не знает, о чем больше говорить, потому пытается сформулировать хоть какие‑то фразы, как в разговоре с Земляникой:

«― Как ваша фамилия? Я все позабываю.

― Земляника.

― А, да! Земляника. И что ж, скажите, пожалуйста, есть у вас детки?

― Как же‑с, пятеро; двое уже взрослых.

― Скажите, взрослых! А как они … как они того?»

Из всех чиновников Артемий Филиппович Земляника особенно выделяется. Он успевает за небольшое время приема «заложить» множество своих приятелей и родственников с целью продвижения по службе: «Вот смотритель здешнего училища. Я не знаю, как могло начальство доверить ему такую должность…» Но самое интересное в этой ситуации ― реакция Хлестакова на предложение написать донос на бумаге: «Мне будет приятно. Я, знаете, этак люблю в скучное время прочесть что‑нибудь забавное…»

Посещение каждого чиновника заканчивается вручением денег, «якобы взаймы». Если с судьей это произошло как бы случайно для Хлестакова, то потом он входит во вкус, так как начинает догадываться, что принят за важное, «государственное лицо». Это не только не начинает смущать его, но и побуждает к более решительным действиям: он выслушивает всех не хуже любого важного чиновника. Новая для Хлестакова манера возникает как следствие той раболепно‑угоднической атмосферы, которая создается каждым входящим для представления.

Но Хлестаков так и не понимает, что все вручаемое ему ― это взятки, даваемые с определенной целью, он продолжает считать, что так проявляются милые нравы чудесного города, населенного приятными и учтивыми людьми. И интригу, игру он тоже неспособен вести. Значит, не герой ведет действие, а действие ― героя. В этом состоит своеобразие разработки Гоголем сюжета о мнимом ревизоре.

Методическая разработка конспекта урока

на тему: "Чиновники на приеме у "ревизора"

Анализ 4 действия комедии "Ревизор" (8 класс)

Потина Елена Владимировна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ № 147 Красногвардейского района Санкт-Петербурга,

Цели:

  1. Обучающая : работа над художественными особенностями пьесы; страх перед ревизором как основа комедийного действия.
  2. Развивающая : развитие аналитических умений и навыков учащихся.
  3. Воспитывающая : формирование положительных нравственных ориентаций.

Методические приёмы: чтение отдельных эпизодов комедии, аналитическая беседа, инсценировка, анализ детских рисунков.

Оборудование: Кинофильм “Ревизор” (фильм Владимира Петрова, 1952 г.), рисунки детей, репродукция картины К. Брюллова “Последний день Помпеи”, табличка с надписью “Пафос”, костюмы для инсценировки.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания (знание текста). Тест.

В “Ревизоре”, - вспоминал Гоголь впоследствии, - я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем”. Этот замысел блестяще осуществился в его комедии “Ревизор”. В город приехал инкогнито с проверкой, все чиновники уездного города переполошились. “Надо ему подсунуть!” - решают собравшиеся в доме городничего чиновники. Как они это делают? Понял ли Хлестаков, мнимый ревизор, за кого его принимают в этом городе или нет и что происходит в 4 действии комедии, мы с вами об этом поговорим немного позже.

Дома вы перечитали 4 действие. Перед вами лежат таблички с фамилиями чиновников. Я буду задавать вопросы по содержанию, а вы должны выбрать правильный ответ и поднять нужную табличку.

Тест.

  1. Кто первый предложил “подсунуть” взятку ревизору? (Артемий Филиппович)
  2. Кто первым идет на приём к Хлестакову? (Аммос Фёдорович)
  3. Продолжите фразу: “Имею честь представиться: смотритель училищ титулярный советник…” (Хлопов)
  4. Кто рассказывает мнимому ревизору о том, “что здешний почтмейстер совершенно ничего не делает: все дела в большом запустении, посылки задерживаются…”? (Артемий Филиппович Земляника)
  5. Кого Добчинский просит помочь узаконить внебрачного сына? (Хлестаков)
  6. Чьи это слова: “Только знаете что, Иван Александрович? Уезжайте отсюда! Ей - богу, уже пора! Погуляли здесь два денька, ну - и довольно”? (Осип)
  7. “Как бы я желал, сударыня быть вашим платочком, чтобы обнимать вашу лилейную шейку…” Чьи слова? (Хлестаков)
  8. Анна Андреевна: “Знаешь ли ты, какой чести удостоивает нас…Он просит руки нашей дочери”. О ком она говорит? (Хлестаков)
  9. Кто приказал Авдотье достать из кладовой персидский ковёр и отдать его в дорогу Хлестакову? (Городничий)
  10. У кого просит деньги Хлестаков: “Да вот тогда вы дали двести, то есть не двести, а четыреста: я не хочу воспользоваться вашею ошибкою, - так, пожалуй, и теперь столько же, чтобы уже ровно было восемьсот”? (Городничий)

2. Анализ 4 действия комедии.

Запишите в тетрадь эпиграф к сегодняшнему уроку:

Хлестакову принадлежит главная роль в действии. Около него обращаются все прочие лица,
как планеты около солнца. Ю. Манн.

Применим ли эпиграф к Хлестакову как главному действующему лицу?

Можно сказать, что интересы большинства других героев направлены именно к нему?

Доказать это нам поможет анализ 4 действия, где чиновники приходят на приём к Хлестакову.

С какими намерениями собрались чиновники в доме городничего на следующий день? (Изыскивают наилучшую форму представления “ревизору” и стремятся найти лучший способ дать взятку высокому гостю.)

Словарная работа.

Дайте лексическое толкование слову “взятка”.

(Взятка - деньги или материальные ценности, даваемые должностному лицу как подкуп, как оплата караемых законом действий.)

Как вы думаете, почему Гоголь заменил слово “взятка” на просторечие “подсунуть ”?

Какие детали указывают на то, что взятки - привычное дело?

(Рассуждают о том, как даются взятки и как берутся.)

Кто первый предлагает “подсунуть”? (Судья) Цель этих взяток?

(Защитить, предохранить своё ведомство от ревизий)

Явление 3.

Прочитайте слова Аммоса Фёдоровича “в сторону”. (“А деньги в кулаке, да кулак-то весь в огне”, “точно горячие угли под тобою”, “вот уж я и под судом”) Как чувствует себя судья во время дачи взятки? (Страх) Как он даёт взятку?

Явление 4.

Кто пытается “дать взаймы” Хлестакову в 4 действии? (Почтмейстер. Все мысли его вертятся вокруг почты.)

Как он обращается к Хлестакову? (Как к духовному лицу.) Какова его речь?

(Бессвязное бормотание)

Словарная работа .

Здесь комедия превращается в трагедию, т. е. меняется пафос комедии. Дайте лексическое толкование слова “пафос”.

ПАФОС . (Воодушевление, подъём, энтузиазм)

Запишите новое слово в тетрадь и запомните его значение.

Явление 5.

Читаем 5 явление по ролям.

Как ведёт себя чиновник в этой сцене? (Смотритель училищ весь дрожит, язык его заплетается)

А Хлестаков понимает, почему ему дают деньги? (Нет.)

Явление 6. Просмотр эпизода из кинофильма “Ревизор” (Взятку даёт Земляника).

Почему Земляника заходит к Хлестакову последним?

(Он бывалый и опытный) Почему он доносит на своих “друзей”? (Земляника последний, его невозможно проверить).

Вспомните момент, когда Хлестаков догадался, что его принимают за государственного человека. (Это сцена с Бобчинским и Добчинским, где Хлестаков “выпроваживает” гостей.)

Давайте вновь обратимся к эпиграфу. Как вы его понимаете? Что можете сказать о чиновниках?

Тетрадь . Вывод: растерянность, страх, трепет свойственны всем чиновникам, но каждый из них даёт взятку по-своему, что отражено в речи, действиях и ремарках.

Явление 12-14. Инсценировка (5-7 минут).

О каких новых свойствах натуры Хлестакова вы узнали? (Нет любовного сюжета. А

объяснение его с матерью и дочкой является тонко прикрытым пародированием любовной интриги. В общении с дамами Хлестаков чувствует себя уверенно.)

Тетрадь . Вывод по образу Хлестакова :

Пустейший и легкомысленный человек;

Не упустит того, что плывёт в руки;

Способен сыграть любую роль;

Самое большое желание - иметь деньги и власть.

3. Детские рисунки к “Ревизору” и их анализ.

Дома вы рисовали портреты понравившихся вам персонажей. Дайте коротко характеристику тому, кого вы изобразили.

4. Опережающее домашнее задание. Знакомство с картиной Карла Брюллова “Последний день Помпеи”.

При прочтении “Ревизора” мы чувствуем, как начиная с 4 действия постепенно меняется пафос пьесы - от комического до трагического, трагизм достигает своего апогея именно в финальной сцене. Сегодня мы познакомимся с картиной К. Брюллова “Последний день Помпеи” (о картине рассказывает заранее подготовленный ученик).

В 1827 году К. Брюллов посетил итальянский город Помпеи, погибший при извержении Везувия. Картина “Последний день Помпеи” была написана Брюлловым в 1833 г. в Италии. В 1834г. её привезли в Петербург и выставили в Эрмитаже.

К. Брюллов изобразил грандиозную и, по его словам, “живую картину смерти”. Рушатся здания и статуи, люди мечутся по улице в отблесках молнии и зареве вулкана. В центре композиции - распростёртое тело молодой женщины, выпавшей из колесницы, и ребёнок, зовущий мёртвую мать. Трагизм положения усиливает и тревожный пламенеющий колорит. Родители защищают своих детей, воин и мальчик уносят старика отца, юноша спасает свою невесту.

Картина произвела на Гоголя столь сильное впечатление, что под её влиянием он написал статью “Последний день Помпеи (картина Брюллова)”. Писатель был восхищён гением художника, который сумел передать ужас перед “концом мира” через изображение окаменевших фигур. Принцип изображения людей, охваченных ужасом судного дня, переносится Гоголем на последнюю страницу “Ревизора”, где герои комедии застыли, словно окаменели.

Дома подумайте над вопросом: “Как помогла картина К. Брюллова “Последний день Помпеи” Н. В. Гоголю в создании финальной сцены, которая длилась не менее 2 - 3 минут? ”.

5. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Чтение письма Хлестакова.

(Анализ сцены из V действия комедии Н.В.Гоголя "Ревизор".)
Прежде чем рассмотреть финальную сцену, где происходит чтение письма Хлестакова, вернуть которого не представляется возможным, так как по распоряжению городничего ему отдали лучших лошадей, заглянем в предыдущий текст.
Перечитаем еще раз отдельные сцены и эпизоды, повнимательнее всмотримся в жизнь захолустного, забытого Богом городишки, от которого "хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь". Патриархальная простота провинциальных нравов заставляет городничего без лишней дипломатии сообщить чиновникам о приезде ревизора. Забавно слушать при."этом глубокомысленное мнение самого "просвещенного и вольнодумного" человека в городе, Аммоса Федоровича Ляпкина-Тяпкина, который объясняет этот приезд политическими причинами, тем, что Россия хочет вести войну. Смешно само сопоставление внешней политики России и убогих, мелких интересов провинциальных чиновников.
Распоряжения городничего своим подчиненным о принятии спешных мер перед приездом ревизора сразу дают представление о положении дел в городской больнице, суде, школах. Везде беспорядок, грязь, воровство. Так и видишь больных в грязных колпаках, курящих крепкий табак, которые очень смахивают на кузнецов. Такое сравнение, сделанное городничим, смешно и грустно одновременно, потому, что за этим скрывается полная беспомощность несчастных больных людей, которые полностью зависят от мерзавцев и мошенников.
Забавная, типично провинциальная деталь о гусях с гусенками, шныряющими под ногами посетителей присутствия, довольно прозрачно намекает на то, в каком состоянии находится правосудие в городе. Сама фамилия судьи Ляпкина-Тяпкина не требует дополнительных комментариев. Пронизаны юмором рассуждения Сквозник-Дмухановского о школьных учителях, например/о том, который, взойдя на кафедру, обязательно делает жуткую гримасу, которая может быть неправильно истолкована господином ревизором.
Лука Лукич Хлопов, насмерть перепуганный смотритель уездных училищ, полностью соглашается с городничим, вспоминая, как из-за подобного поведения этого учителя он получил выговор за то, что юношеству внушаются вольнодумные мысли. Это уже не смешно, потому что в России 30-х годов XIX века, изображенной в комедии, беспощадно подавлялись и преследовались прогрессивные, свободолюбивые взгляды. Особенно это касалось учебных заведений, которые считались рассадниками вредных антиправительственных идей.
Говоря о действующих лицах своей комедии, Гоголь назвал ее единственным честным героем — смех. Действительно, пьеса полна смешных положений, неожиданных ситуаций, комических ошибок, иронических замечаний, саркастических характеристик. Даже сам сюжет комедии строится на том, что чиновники, перепуганные вестью о приезде могущественного ревизора, принимают за него пустого и ничтожного Хлестакова. Эта ошибка в финале комедии создает гротескную ситуацию, когда хитрый, грубый и деспотичный городничий сам становится жертвой обмана. Вызывают смех полные бессильной ярости слова городничего о том, что он "мошенников над мошенниками обманывал", "даже трех губернаторов обманул". Зрительный зал дрожит от смеха, а городничий бросает в публику убийственную реплику: "Чему смеетесь? Над собой смеетесь!.." Эти слова предлагают всерьез задуматься над тем, что же заставляет нас так весело смеяться на представлении гоголевской комедии.
Не то ли, что "городничий — глуп как сивый мерин", "почтмейстер — подлец, пьет горькую", "надзиратель за богоугодным заведением Земляника — совершенная свинья в ермолке", "смотритель училищ протухнул насквозь луком", "судья Ляпкин-Тяпкин в сильнейшей степени моветон"... Все эти характеристики из письма тоже пустого человечка Хлестакова злы, но правдивы. Чиновники этого провинциального городка носят маски и ужасно боятся, что кто-то увидит их истинную сущность. Именно страх заставляет их принять пустышку Хлестакова за ревизора. И не увидеть его вранья за своей собственной лживой сущностью

Тема «Чиновники на приёме у «ревизора»

Цели: 1. Проанализировать художественными особенностями пьесы; показать типичные черты чиновников 19 века и механизм превращения «фитюльки» в «важную персону».

2. Развивать аналитические умения и навыки учащихся.

3. Воспитывать положительные нравственные ориентации.

Ход урока

1. Организационный момент. Слово учителя.

Тема нашего урока «Чиновники на приёме у «ревизора».

Почему же в нашей теме слово «ревизор» написано в кавычках? (На предыдущих уроках мы узнали, что за «ревизора» чиновники уездного города приняли Хлестакова, который таковым не является)

2. Постановка задач урока, мотивация учебной деятельности учащихся.

Эпиграфом к нашему уроку можно взять слова из книги Григория Александровича Гуковского «Реализм Гоголя»

Происходит странная вещь.

Фитюлька , спичка, мальчишка Хлестаков

силою страха и благоговения к нему

вырастает в персону, становится сановником ,

становится тем, кого в нём видят .

Г.А. Гуковский, в кн.: “Реализм Гоголя”.

Фитюлька , ж. (простореч. фам.). 1. Маленькая вещичка, штучка. В этом воздухе... человек казался какою-то фитюлькой. Лесков. 2. перен. О человеке маленького роста или очень худеньком.

Сановник ·муж. (·дорев., ·загр.). Влиятельное лицо с высоким саном, высоким положением в государстве; вельможа. Царский сановник.

Как вы думаете, ребята, какое отношение этот эпиграф имеет к теме урока?

Давайте вспомним, каким впервые мы видим Хлестакова в действии 2 и каким он уже становится за небольшой промежуток времени в действии 3. (Отрывки из кинофильма Гайдая «Инкогнито из Петербурга»).

Какие изменения произошли в Хлестакове?

Кто поспособствовал этим изменениям?

- Сцены взяток, по определению Г. А. Гуковского, открывают механизм превращения фитюльки в ревизора. Задача нашего урока проследить, как Хлестаков сам поверил в то, что он важная персона. В этом нам поможет мастерство Гоголя-драматурга, который раскрыл нам характер чиновников через «сцену взятки».

3. Актуализация опорных знаний. Аналитическая беседа по действию 4.

На следующий день после «триумфальной сцены вранья Хлестакова» чиновники собрались в доме городничего для того, чтобы найти лучший способ дать взятку высокому гостю. Судья Ляпкин-Тяпкин предлагает «подсунуть» деньги «ревизору».

Давайте вспомним, что представляет собой судья Ляпкин-Тяпкин? Соотнесите цитаты из пьесы с персонажем. (См. «Приложение к уроку»)

Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин:

- «Человек, прочитавший пять или шесть книг».

- Берёт взятки борзыми щенками, в Бога не верует, в церковь не ходит .

- «Говорит басом, с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом, как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют».

- С 1816 года был избран на трёхлетие по воле дворянства и продолжал должность судьи до сего времени.

- Предлагал «подсунуть» деньги Хлестакову.

- Все судебные дела в запустении, в присутственных местах для просителей сторожа завели домашних гусей.

Домашним заданием к этому уроку было составление режиссерской таблицы. Вам нужно было обратить внимание на реплики чиновников «в сторону», тему разговора, поведение Хлестакова и его мнение о чиновниках.

Явление 3.

Опишите поведение Аммоса Фёдоровича Ляпкина-Тяпкина (Ему страшно, он трясётся от страха, стоит, вытянувшись и придерживая рукою шпагу, в кулаке зажаты деньги для взятки).

Прочитайте реплики «в сторону». О каком внутреннем состоянии судьи говорят эти реплики? О чём он думает во время визита? (Судья обращается всё время к Богу, в которого совершенно не верит. Страх перед ревизором – основа внутреннего состояния судьи. Думает только об одном: возьмёт или не возьмёт «ревизор» деньги)

Как он даёт взятку? (С большим удовольствием, для него это честь)

А Хлестаков понимает, почему ему дают деньги? (Нет.) Как ведёт он себя в разговоре с Ляпкиным-Тяпкиным? (Наивно, ничего не понимает) Какие черты характера раскрываются в этой сцене? (Глупость, наивность , праздность)

« Господи Боже!

« О Боже!

«Ну, смелее, смелее! Вывози, пресвятая матерь! »

«Ну, город наш»

об орденах )

«Судья – хороший человек!»

Явление 4.

Кто пытается “дать взаймы” Хлестакову в 4-ом явлении? (Почтмейстер). Что представляет собой Иван Кузьмич Шпекин? Соотнесите цитаты из пьесы с персонажем. (См. «Приложение к уроку»)

Иван Кузьмич Шпекин:

- «Точь-в-точь департаментский сторож Михеев, должно быть, также, подлец, пьёт горькую».

- «Простодушный до наивности человек».

- «Совершенно ничего не делает: все дела в большом запущении, посылки задерживает».

- В разговоре с Хлестаковым всё время повторяет фразу: « Так точно-с».

Как Шпёкин ведёт себя во время визита к «ревизору»? Как он обращается к Хлестакову? (Как к военачальнику) Какова его речь? (Одни и те же слова: «Так точно-с»). Какая черта характера преобладает? (Робость, страх, угодничество)

Прочитайте реплику «в сторону». Почему только одна реплика? («Простодушный до наивности человек»)

А Хлестаков понимает, почему ему дают деньги? (Нет) Как ведёт себя Хлестаков? Что в нём поменялось? (Осмелел, наглость , не пропустит того, что плывёт само в руки)

не столица »

«Почтмейстер, мне кажется, тоже очень хороший человек; по крайней мере, услужлив. Я люблю таких людей»

Явление 5.

Что собой представляет смотритель училищ Лука Лукич Хлопов? Соотнесите цитаты из пьесы с персонажем. (См. «Приложение к уроку»).

Лука Лукич Хлопов:

- Робеет перед дверями комнаты Хлестакова, весь дрожит и не может выговорить ни слова, а затем летит бегом из комнаты.

- Один из его подчинённых« никак не может обойтись без того, чтобы, взошедши на кафедру, не сделать гримасу».

- «Не приведи Бог служить по учёной части, всего боишься»

- «Оно, конечно, Александр Македонский - герой, но зачем же стулья ломать? От этого убыток казне…»

Как ведёт себя чиновник Хлопов? (Смотритель училищ весь дрожит, язык его заплетается)

А Хлестаков понимает, почему ему дают деньги? (Нет) Что в нём поменялось? (Появилась развязность )

робость »

«Ну слава Богу! Авось не заглянет в классы! »

« Сигарки женского полу

«Прощайте»

Явление 6.

Почему Земляника заходит к Хлестакову последним? (Он бывалый и опытный) Что представляет собой Артемий Филиппович Земляника? Соотнесите цитаты из пьесы с персонажем. (См. «Приложение к уроку»).

Артемий Филиппович Земляника

- У него было пять детей: Николай, Иван, Елизавета, Мария и Перепетуя.

- «Очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всём том проныра и плут».

- «Человек простой: если умрёт, так умрёт; выздоровеет, то и так выздоровеет».

- В заведениях, за которые он отвечает «…больные походят на кузнецов…», «…крепкий табак курят…»

Почему он доносит на своих “друзей”? (Земляника последний, его невозможно проверить).

А Хлестаков понимает, почему ему дают деньги? (Нет) Что в нём поменялось? (Появилось равнодушие и хамство )

«Люблю хорошую кухню »

прочесть что-нибудь забавное …»

детки

4. Обобщение.

Сделайте вывод: какие черты характера свойственны всем чиновникам? В чём разница между ними?

Вывод : растерянность, страх, трепет свойственны всем чиновникам, но каждый из них даёт взятку по-своему, что отражено в речи, действиях и ремарках.

К чему привела угодливость чиновников?

Вывод: подбадриваемый робостью и угодливостью чиновников, Хлестаков на наших глазах становится ревизором, сановником, взяточником.

Механизм превращения «фитюльки»

в «важную персону»

Наивность и глупость – наглость – развязность – хамство и равнодушие.

5. Творческое задание.

- Как приводит Гоголь своего героя к догадке о том, что он принят за какое-то важное лицо?

Задание режиссерского плана : найти тот момент в действии, когда Хлестаков начинает догадываться, что его принимают за государственного человека. Ведь с этого момента в поведении, тоне Хлестакова что-то должно измениться. Тут мнения ребят могут расходиться, но неоспоримо, что в сцене с Бобчинским и Добчинским Хлестаков уже не в роли просителя.

Подбадриваемый робостью и угодливостью чиновников, Хлестаков на наших глазах становится ревизором, сановником, взяточником. В сценах с купцами, слесаршей и унтер-офицершей он уже самый настоящий ревизор в каждом своем слове. Он уже действует как опытный взяточник и как обладающий полномочиями «деятель». Докажите это.

(Явление 10, реплики Хлестакова: «А что вам угодно?», «Ах, какой же он мошенник!», «Да это просто разбойник!», «Да за это просто в Сибирь» (о городничем). Явление 11: «Как же он мог это сделать?», «Я распоряжусь»)

Как дополняют образ Хлестакова «любовные сцены»?

Когда Анна Андреевна застает Хлестакова с дочерью, то обе женщины явно смущены. А как себя чувствует и ведет Хлестаков? Чем вы объясните его поведение? ( Он способен сыграть любую роль, даже роль пылкого влюбленного. Роль эту подсказывают ему сами обстоятельства, «случай». «Срывать цветы удовольствия» - вот цель его существования. А самое большое удовольствие - иметь власть и деньги, жить на широкую ногу. Нет любовного сюжета. А объяснение его с матерью и дочкой является тонко прикрытым пародированием любовной интриги.)

Явление 12-14. Инсценировка (5-7 минут).

6. Обобщение.

О каких новых свойствах натуры Хлестакова вы узнали? (В общении с дамами Хлестаков чувствует себя уверенно)

Вывод по образу Хлестакова :

Пустейший и легкомысленный человек;

Не упустит того, что плывёт в руки;

Способен сыграть любую роль;

Самое большое желание – иметь деньги и власть.

7.Подведение итогов урока

Что, по - вашему, имел в виду автор, утверждая: «Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым?»

8. Домашнее задание.

Действие 5 (с. 80-98)

9. Приложение.

Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин. Судья

«А деньги в кулаке, да кулак-то весь в огне…»

« Господи Боже! Не знаю, где сижу. Точно горячие угли под тобою»

« О Боже! вот уж я и под судом! И тележку подвезли схватить меня!»

«Ну, смелее, смелее! Вывози, пресвятая матерь! »

«Ну, город наш»

«А выгодно, однако, быть судьёю?»

«А мне нравится Владимир. Вот Анна третьей степени уже не так» (об орденах )

«Судья – хороший человек!»

Иван Кузьмич Шпекин. Почтмейстер

«А он, однако ж, ничуть не горд: обо всём расспрашивает»

«А мне нравится здешний городок. Конечно, не так многолюдно – ну что ж! Ведь это не столица »

«Ведь это только в столице бонтон и нет провинциальных гусей»

«Почтмейстер, мне кажется, тоже очень хороший человек; по крайней мере, услужлив. Я люблю таких людей»

Лука Лукич Хлопов. Смотритель училищ

«Уж этого я никак не предполагал. Брать или не брать? (о сигаре)»

«Чёрт побери всё! Сгубила проклятая робость »

«Ну и сам не знаю, что говорю!»

«Продал, проклятый язык, продал!»

«Ну слава Богу! Авось не заглянет в классы! »

« Сигарки – моя слабость. Вот ещё насчёт женского полу , никак не могу быть равнодушен. Какие вам больше нравятся - брюнетки или блондинки?»

«Прощайте»

Артемий Филиппович Земляника. Попечитель богоугодных заведений

«Почтмейстер ничего не делает: все дела в большом запущении, посылки задерживаются.

Судья ездит только за зайцами, в присутственных местах держит собак и поведения самого предосудительного.

Смотритель здешнего училища хуже, чем якобинец… Как могло начальство поверить ему такую должность?»

«Люблю хорошую кухню »

«Я, знаете, этак люблю в скучное время прочесть что-нибудь забавное …»

«И что же, скажите, пожалуйста, есть у вас детки ? А как они того… как они того?..»

«Эй вы! Как вас! Я всё позабываю, как ваше имя и отчество»

"ЧИНОВНИКИ НА ПРИЕМЕ У "РЕВИЗОРА".

(Анализ 4 действия комедии "Ревизор")

Цели:

  1. Обучающая : работа над художественными особенностями пьесы; страх перед ревизором как основа комедийного действия.
  2. Развивающая : развитие аналитических умений и навыков учащихся.
  3. Воспитывающая : формирование положительных нравственных ориентаций.

Оборудование: фрагменты из спектакля “Ревизор” (Театр Сатиры)

Ход урока

1. Создание проблемной ситуации.

С.1 Тема урока.

С.2 «Чиновники на приёме у «ревизора» (анализ 4 действия)

С.3 Цели урока.

С.4. С.5. Проверка содержания 4 действия. Тест.

Тест.

  1. Кто первый предложил “подсунуть” взятку ревизору? (Артемий Филиппович)
  2. Кто первым идет на приём к Хлестакову? (Аммос Фёдорович)
  3. Продолжите фразу: “Имею честь представиться: смотритель училищ титулярный советник…” (Хлопов)
  4. Кто рассказывает мнимому ревизору о том, “что здешний почтмейстер совершенно ничего не делает: все дела в большом запустении, посылки задерживаются…”? (Артемий Филиппович Земляника)
  5. Кого Добчинский просит помочь узаконить внебрачного сына? (Хлестаков)
  6. Чьи это слова: “Только знаете что, Иван Александрович? Уезжайте отсюда! Ей – богу, уже пора! Погуляли здесь два денька, ну – и довольно”? (Осип)
  7. “Как бы я желал, сударыня быть вашим платочком, чтобы обнимать вашу лилейную шейку…” Чьи слова? (Хлестаков)
  8. Анна Андреевна: “Знаешь ли ты, какой чести удостаивает нас…Он просит руки нашей дочери”. О ком она говорит? (Хлестаков)
  9. Кто приказал Авдотье достать из кладовой персидский ковёр и отдать его в дорогу Хлестакову? (Городничий)
  10. У кого просит деньги Хлестаков: “Да вот тогда вы дали двести, то есть не двести, а четыреста: я не хочу воспользоваться вашею ошибкою, - так, пожалуй, и теперь столько же, чтобы уже ровно было восемьсот”? (Городничий)

С.6 Эпиграф. Хлестакову принадлежит главная

роль в действии. Около него
обращаются все прочие лица,
как планеты около солнца.

Ю. Манн.

Объясните его смысл.

С.7 , 8, 9. Как играли роль Хлестакова? (Одни как глупца, другие как хитрого обманщика)

Сформулируйте проблему, которую мы должны решить, анализируя 4 действие комедии.

(Кто Хлестаков: глупец или хитрец.)

2. Анализ 4 действия комедии.

С.10 - С какими намерениями собрались чиновники в доме городничего на следующий день ? (Изыскивают наилучшую форму представления “ревизору” и стремятся найти лучший способ дать взятку высокому гостю.)

С. 11, 12

Словарная работа.

Дайте лексическое толкование слову “взятка”.

(Взятка - деньги или материальные ценности, даваемые должностному лицу как подкуп, как оплата караемых законом действий.)

С.13

- Как вы думаете, почему Гоголь заменил слово «взятка” на просторечное слово “подсунуть ”? (Чиновники «скрывают» свое преступление, говорят иносказательно.)

С.14.

Почему чиновники думают, что взятка нужна? (Они не знают других отношений между проверяющим и подчиненным.)

С.15.

- Кто первый предлагает “подсунуть”? (Судья) Цель этих взяток? (Обезопасить себя, подкупить проверяющего, избежать наказания…)

С.16. Явление 3.

Прочитайте слова Аммоса Фёдоровича “в сторону”. (“А деньги в кулаке, да кулак-то весь в огне”, “точно горячие угли под тобою”, “вот уж я и под судом”)

С.17.

- Как чувствует себя судья во время дачи взятки? (Страх) Как он даёт взятку? (Со страхом, знает, что преступает закон.)

С.18. Явление 4.

Как дает взятку почтмейстер? (Страха мало. Знает, что доказать его упущения почти невозможно.)

Явление 5.

- Как он обращается к Хлестакову? Какова его речь? Как она характеризует Хлопова? (Как к духовному лицу.)

- Почему Хлестаков берет взятки? (У него нет такой цели. Он берет взаймы)

Явление 6. Просмотр эпизода из кинофильма “Ревизор” (Взятку даёт Земляника).

Почему Земляника заходит к Хлестакову последним? (Он бывалый и опытный.)

- Почему он доносит на своих? (Земляника последний, его невозможно проверить и бояться ему нечего, да и угостил он ревизора наславу).

Почему Бобчинский и Добчинский взяли так мало денег? (Они помещики, никакой ревизор им нестрашен. Они ошарашены тем, что он попросил у них денег.)

Почему Хлестаков берет взятки и от купцов? (Дают, поэтому и берет.)

Вспомните момент, когда Хлестаков догадался, что его принимают за государственного человека. (Осип намекнул.)

Почему уехать предлагает Осип? (Слуга умнее)

О каких новых свойствах натуры Хлестакова вы узнали? Яв. 12- 14.

(Нет любовного сюжета. А объяснение его с матерью и дочкой является тонко прикрытым пародированием любовной интриги. В общении с дамами Хлестаков чувствует себя уверенно.)

Что испытывает городничий в конце 4 действия? (Счастье. Готовился в Сибирь, а тут вознесся до небес.)

Какие пороки высмеял Гоголь? (Запишите их в тетрадь) (Корыстолюбие, взяточничество, мошенничество, ябедничество, коррупцию, безответственность, воровство и т.д.)

Обобщение изученного.

Синквейн.

1 Вариант о Хлестакове. (Например)

1. Хлестаков.

2. Пустой, хвастливый.

3. Играет, врет, не думает.

4. Легкость в мыслях необыкновенная.

5. Глупец.

2 Вариант о чиновниках. (Например)

1. Чиновники.

2.Халатные, корыстные.

3. Не работают, скрывают, крадут.

4. На вору и шапка горит.

5. Хапуги.

Домашнее задание.

1.Устное сообщение «Сходство и различие между Хлестаковым и чиновниками уездного города».

2. Подготовиться к анализу 5 действия.

Выставление отметок.