Учение об идеальном государстве. Об идеальном государстве

Основными политическими произведениями Платона являются трактаты «Государство», «Законы» и диалог «Политик».

Наиболее известным диалогом Платона является «Государство». Он описывает политическую утопию, противопоставляемую круговороту реальных государственных форм.

Эти положения отталкиваются от общефилософских взглядов. По Платону существуют два мира: мир идей (эйдосов) и мир вещей. Любая вещь является лишь отражением своей идеи, может стремиться к ней, но никогда не достигнет её. Философ должен изучать идеи, а не сами вещи. Это относится и к государству, Платон описывает круговорот государственных форм, но все они несовершенны, хотя бы потому, что существуют в мире вещей, идеальная же форма полиса им противостоит.

Политические идеи в «Государстве»

Происхождение государства вполне правдоподобно: разделение труда приводит к обмену между людьми, а обмен удобен, если жить вместе. Мысль о разделении труда и лежит в основе платоновской утопии.

Всё не так в мире идей. Разделение труда порождает необходимость различных добродетелей в каждой из профессий. Изначально это добродетели земледельца, строителя и ткача (вытекают из первичных по Платону потребностей в еде, доме и одежде). Затем с ростом государства-полиса возникают конфликты с другими государствами, формируется профессиональная общность воинов. Итак, два класса уже есть: производители и воины. Ну и третий, правители-философы, создают наилучшие законы для недопущения круговорота государственных форм -- аналогия с «правлением знающих» Сократа. Так что политический идеал Платона -- это стабильность государства. Чтобы оно было стабильным, требуется стабильность в обществе, каждый выполняет собственную работу -- это справедливо. Неравенство сословий -- это тоже нормально, ведь счастье отдельного человека для счастья полиса не значит ничего.

Политические идеи в «Законах»

Позже Платон в «Законах» опишет иную утопию и другой государственный строй -- аристократическая республика или аристократическая монархия.

  • · 4 класса, в зависимости от имущественного ценза,
  • · 5040 граждан и сложнейшая система управления.
  • · допускается личная собственность, деньги, разрешено создание семьи для всех сословий.
  • · значительное усиление контролирующей роли государства, строжайше регламентирующего все общественные отношения.

Платон различал два вида государственного устройства аристократического управления:

  • 1. над всеми стоят правители.
  • 2. все подчиняются законам.

На страже законов стоит система правосудия. И без истинного правосудия государство перестает быть государством.

Аристократическое государство может стать монархическим, если среди правителей выделится кто-нибудь один (царская власть).

Если же будет несколько правителей, то государство будет республиканским (аристократическое правление).

Важнее непосредственно законодательная мысль «Законов»: раз счастье гражданина не есть ценность, то для счастья полиса к отдельному человеку могут быть применены меры физического воздействия. Таким образом, санкция со времен Платона становится неотъемлемым признаком позитивного закона.

«Госудамрство» (греч. ????????) -- диалог Платона, посвящённый проблеме идеального государства. Написан в 360 г. до н. э. С точки зрения Платона, государство является выражением идеи справедливости. В диалоге впервые отчётливо определяются философы как люди, способные постичь то, что вечно тождественно самому себе (идея). Государство Платона состоит из трех сословий:

  • · высшее сословие: только мудрые могут нести заботу о правильном образе жизни всех граждан. По Платону во главе государства должны стоять философы (сословие воспитателей).
  • · сословие стражей: на этом сословии лежит забота о внутренней и внешней безопасности государства (сословие воинов).
  • · сословие прочих граждан (ремесленники, дельцы, крестьяне): их задача обеспечить снабжение государства необходимым (сословие кормильцев).

Правители-философы в ходе 50-летнего образования, совершенствуют свою особую одаренность. В их лице мудрость должна объединиться с властью. В государстве Платона введена общность имущества, частная собственность запрещена. Даже женщины и дети являются общими, а деторождение регулируется государством с целью выбора лучших.

Пусть так. Мы с тобой уже согласились, Главкон, что в образцово устроенном государстве жёны должны быть общими, дети -- тоже, да и все их воспитание будет общим; точно так же общими будут военные и мирные занятия, а царями надо всем этим должны быть наиболее отличившиеся в философии и в военном деле.?-- Да, мы в этом согласились.?-- И договорились насчет того, что как только будут назначены правители, они возьмут своих воинов и расселят их по тем жилищам, о которых мы упоминали ранее; ни у кого не будет ничего собственного, но все у всех общее. Кроме жилищ мы уже говорили, если ты помнишь, какое у них там будет имущество.?-- Помню, мы держались взгляда, что никто не должен ничего приобретать, как это все делают теперь. За охрану наши стражи, подвизающиеся в военном деле, будут получать от остальных граждан вознаграждение в виде запаса продовольствия на год, а обязанностью их будет заботиться обо всем государстве. (Глава 8.)

Также в этом диалоге содержится систематика и краткий критический анализ видов государственного устройства (идеальное «государство будущего», которое пока не существует в него не входит), размещенных Платоном на шкале постепенной деградации, которая выглядит как эволюция во времени, но необратимость такой эволюции прямо не утверждается, и сам вопрос неизбежности деградации не поставлен явно, так что при желании эту деградацию можно считать лишь описанием некоторой тенденции. Вот эта шкала типов государства (от наилучшего к худшему):

  • · аристократия (справедливая власть меньшинства, лучших граждан)
  • · тимократия (несправедливая власть меньшинства -- военных вождей, уважаемых граждан)
  • · олигархия (несправедливая власть меньшинства, богатых людей)
  • · демократия (справедливая и, одновременно, несправедливая власть большинства)
  • · тирания (несправедливая власть одного человека).

Диалог выстроен так, что кажется разбором идей справедливости и блага -- как основополагающих для автора идей -- на примере государства как пригодном для анализа и в то же время достаточно высоком и общем. Это заставило некоторых исследователей толковать диалог исключительно метафорически -- без какой-либо связи с настоящим государством, что, скорее всего, является преувеличением, хотя в диалоге и отрицается близость современных автору государств к идеальному и даже высказывается сомнение в возможности идеального государства на земле.

Также в диалоге заметная часть посвящена некоторым другим связанным с описанной выше философским темам, например, обсуждению общего понятия идеи, в связи с чем излагается знаменитый миф о пещере. Иногда тут наблюдаются некоторые отклонения от анализа на примере государства, но не слишком часто.

Идею справедливого или идеального государства Платон выдвинул после того, как несправедливо казнили его учителя и наставника – великого древнегреческого философа и мыслителя . Он разработал концепт такого устройства общества, где самопроизвол отдельного человека должен отсутствовать.

Сама логика рассуждений об идеальном государстве приводит в восхищение до сих пор современников. Книгу древнего философа Платона «Республика» изучают в ВУЗах будущие юристы, социологи и философы.

Суть идеального государства Платона

Еще в IV веке до нашей эры люди задумывались о том, какое устройство общества могло бы послужить эталоном. В древней Греции наиболее известной являлась идея идеального государства Платона, которую он вынашивал много лет и пытался найти такого правителя, который бы принял его взгляды и взял модель справедливого управления на вооружение.

Типы государственного устройства

Платон ввел шкалу государственного устройства в обществе, которая представлена ниже (от идеального до худшего):

  • Аристократия. Наиболее справедливое государство, в котором правит меньшинство – лучшие граждане.
  • Тимократия. В государстве такого устройства правители и воины были свободны от земледельческих и ремесленных работ. Большое внимание уделялось спортивным упражнениям, однако уже заметно стремление к обогащению, тем более «при участии жен» спартанский образ жизни переходит в роскошный, этим был обусловлен переход к олигархии.
  • Олигархия. В таком государстве уже имеется четкое разделение на богатых, которые являются правителями, и бедных, которые делают возможной совершенно беззаботную жизнь первых. Чем больше развивается такое уже не идеальное государство, тем больше оно становится похожим на демократию.
  • Демократия. Такое устройство общества еще более усиливает разобщенность все равно остающихся бедных и богатых классов, возникают восстания, кровопролития, борьба за власть, предметы роскоши и быта, ранее принадлежащие олигархам, что может привести к возникновению наихудшей государственной системы – тирании. Демократия далека от справедливости, по мнению философа, он не признавал ее.
  • Тирания. Избыток свободы при демократии в рассуждениях Платона приводит к возникновению государства, вообще не имеющего свободы, живущего по ничем не ограниченной прихоти одного человека – тирана.

Другое устройство общества

Всем выше упомянутым системам государственности, Платон противопоставил свое справедливое идеальное государство. По его представлениям, общество в нем разделено на 3 слоя:

Низший слой – земледельцы, ремесленники и торговцы. Они производят все, что необходимо остальным слоям, они трудолюбивы. Внутри каждого сословия стоит четкое разделение труда: земледелец не может быть торговцем, сапожник не может заниматься земледелием и т.п.

Платон считает, что для благосостояния государства в целом каждый отдельный человек должен заниматься таким делом, для которого он приспособлен наилучшим образом.

Средний слой – воины и стражи. Их основная обязанность – отдать себя полностью на служение государству и его защите от внешней угрозы. Прообраз такого сословия – Спарта . Стражи-воины не должны иметь частной собственности. Они живут и питаются совместно в военных лагерях.

Высший слой – мудрецы (философы) и правители. Эти люди должны посвящать себя полностью управлению и организации процессов в обществе, которые должны поддерживать его устрой – идеальное и справедливое устройство.

Худшее преступление

В идеальном государстве Платона самым худшим преступлением является переход гражданина из одного сословия в другое . Например, когда воин захочет стать правителем. Это не вписывается в рамки фундамента всей системы, и может разрушить ее.

Если же внутри одного слоя общества люди будут переходить от одного занятия к другому – это не является критичным для государства в целом. Однако, как мы знаем, даже одно слабое звено способно нарушить целостность цепи.

Учение о познании

Познание есть постижение идей. Идеи не выводимы из материальных вещей.

Мы живем в огромном непознанном мире и область непознанного – бесконечность. Познать что-либо в непознанном – значит узнать его – установить то, что ты не знал.Но как узнать, что это то, что надо, если оно неизвестно, т.е. неизвестно, что именно надо.

Одно из двух: либо познание не возможно, либо мы познаем то, что уже и так знаем.

Платон: «Познание есть воспоминание души о своем нахождении в мире идей до воплощения в тело» - анамнезис.

Рациональный смысл:

К познанию мы движемся в мыслях во времени, время прерывно, и одна мысль не вытекает из другой.Время несет распад забывания, поэтому познание зависит от того, смогу ли я себя собрать, присутствовать целиком, в этом смысле помнить. Если смогу, тогда я равен миру, и тогда я все возможное знание найду в себе.

Память о себе, т.е. собранность, позволяет познавать, и это напоминает воспоминание, восстановление того, что есть в тебе.

Географии и политики в античности единой Эллады (Греции) не было, она состояла из множества городов, или полисов (более 200). Их греки сознательно создавали и поддерживали.

Таким образом, была Греция; как только они рухнули – рухнула и Греция, и полис можно формировать в смысле идеи, т.е. того, что эмпирически раздробленным людям осознавать себя единым народом.

Объединяло: язык, Илиада, олимпийские боги и игры. Все остальное – варварское.

Платон создает учение об идеальном государстве.

Идеальное – такое государство, о котором ты мыслишь; как только перестаешь, оно перестает существовать.

У греков слова «государство» и «общество» - одно и то же.

Устройство государства определяется устройством человека.

Трем частям его души соответствуют 3 социальные группы:

· Правители (философы)

· Стражи (военные)

· Производители (земледельцы и ремесленники)

Когда каждый на своем месте дает обществу и получает от него, что должен, господствует справедливость.

«У людей из власти не должно быть своей собственности».

«У военных не должно быть своих детей и жен».

Лучшая форма государственного устройства – аристократия (власть лучших).

Упадочная форма.

Тимократия – власть военных.

Олигархия – власть богатых (плохая форма).

Демократия – власть толпы.

Тирания – диктатура одного.


Философия Аристотеля (384-322 гг. до н.э.)

Аристотель окончательно оформил греческую философию, систематизировал ее.

Он развил существовавшие виды знаний и образовал новые науки: логику, этику, эстетику, психологию, биологию.

Для него характерен реализм, стремление к золотой середине, гармонии материального и идеального, божественного и человеческого.



Аристотель – ученик Платона, его философия отталкивается от учения Платона.

В истории не редко смысл какой-либо философии и ее устоявшаяся трактовка различаются.

Платона считают создателем удвоенного мира:

· Мир идей

· Мир вещей

А во времена Аристотеля уже это было. Поэтому он преобразовал философию Платона так, чтобы не возникало иллюзии об удвоенном мире.

Он уточняет, что идеи не существуют сами по себе, как особый мир, реально существующие отдельные вещи, в которых потенциально присутствует идеальное, но переводит идеи из возможных в действительное человеческое мышление, т.е. идеи не особый мир, а особый способ понимания мира.

До Аристотеля философы часто использовали мифологические образы, религиозные символы (потому что не было философского языка, его надо было наработать), он создал специальные философские категории.

1. Сущность

2. Количество

3. Качество

4. Отношение

5. Место (пространство)

7. Состояние

8. Обладание

9. Действие

10. Страдание

Основная проблема греческой философии – как возможно мышление, т.е. как возможен человек.

Время прерывно, человек смертен, поэтому из одной мысли нельзя с необходимостью перейти в другую.

Т.е. человек устроен так, что отличаясь способностью мыслить, он не имеет в себе гарантию возможности мыслить.

Человек мыслит мир. Мир изменчив, подвижен, поэтому чтобы мыслить мир, надо мыслить движение; из чувственного опыта движение немыслимо.

Следовательно, чтобы мыслить и понимать чувственно движение, надо уже иметь мышление движения, т.е. как бы идеальную форму движения накладывать на реальную.

Что это значит: для решения этой проблемы Аристотель вводит понятие перводвигателя (Бога).

Сам перводвигатель неподвижен, но все приводит в движение, подобно тому, как любимый движет любящего человека.

А без перводвигателя движение невозможно. Такого рода вечный двигатель – гарант мышления, это значит, что мысль мыслью породить нельзя, мысль рождается бытием (Богом, перводвигателем).

Философией Платона сложно объяснить изменчивость природы.

Аристотель объясняет ее, различая два вида бытия:

· Возможное (потенциальное) – материя

· Действительное (актуальное) – идея или форма

Если что-либо не может произойти из неизменного бытия, тогда оно происходит из относительного бытия, которое есть лишь в возможности, материя не обладает свойствами, поэтому немыслима, а лишь в соединении с формой получается вещь (мир).

Форма также есть энергия изменения.

Суть формы – разум, а в пределе – божественный разум.

Аристотель создал 4 вида причин существования мира и др.:

1) формальная => шаровидность (медный шар)

2) материальная => то, из чего (медь)

3) действительная => то, благодаря чему первые 2 соединились (литейщик)

4) целевая => цель, для чего делается

Человеческое познание – сложнейший процесс. Обыденное сознание обычно не замечает в нем никаких сложностей, но например: понятие, суждение, представление которого возникает и существует только в понятии человека, существует в вещах за пределом сознания человечества.

Аристотель ответил:

Мы познаем благодаря двум основным способам: чувственное восприятие и мысленное восприятие дают отдельные вещи, а мышление объединяет их в единую и выраженную сущность, или в познании мы различаем материю и форму (волк, питающийся весь год свиньей).

Форма выражает всеобщее – сущность. Она существует трояким образом.

Человек выражает понятие, выражает сущность.

Наши понятия не условны, не субъективны потому, что существуют не только в нашем мышлении, но выражают всеобщее о самих вещах. Но если бы всеобщее существовало только в вещественном, уничтожение и никакие новые вещи не могли бы возникать, поэтому существует третий вид – делящий(?)

Следовательно, теория познания способна истинно познавать мир, основываясь на 3 видах общественных понятий:

1) делящий – божественная мудрость

2) в вещах

3) после вещей в человеческом мышлении

Платон уделяет большое внимание развитию взглядов на общество и государство. Он создает теорию идеального государства, принципы которого подтверждены историей, но остаются неосуществимыми до конца как любой идеал.

Платон считает, что государство возникает тогда, когда человек не может удовлетворить самостоятельно свои потребности, и нуждается в помощи других. Философ пишет: «Государство возникает, как я полагаю, когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но нуждается еще во многом». Человеку, прежде всего, необходимы пища, одежда, жилье и услуги тех, кто это производит и поставляет; затем люди нуждаются в защите и охране и, наконец, в тех, кто умеет практически управлять.

В таком принципе разделения труда Платон видит фундамент всего современного ему общественного и государственного устройства. Являясь основным принципом построения государства, разделение труда также лежит в основе разделения общества на различные сословия:

1. крестьяне, ремесленники, купцы;

2. стражи;

3. правители.

Но для Платона важным является не только разделение, основанное на профессиональных особенностях, но и нравственные качества, присущие соответствующим разрядам граждан государства. В этой связи он выделяет добродетели, или доблести совершенного государства:

    Первый класс образован из людей, у которых преобладает вожделеющая часть души, то есть наиболее элементарная, поэтому они должны поддерживать дисциплину желаний и наслаждений, обладать добродетелью умеренности .

    У людей второго сословия преобладает волевая часть души, их профессия требует особого воспитания и специальных знаний, поэтому главная доблесть воинов-стражей – мужество .

    Правителями могут быть те, у кого преобладает рациональная часть души, кто способен исполнить свой долг с наибольшим усердием, кто умеет познавать и созерцать Благо, и наделен высшей добродетелью – мудростью .

Платон выделяет также четвертую доблесть –справедливость это гармония, которая воцаряется между тремя другими добродетелями, и реализует её каждый гражданин любого сословия, понимая свое место в обществе и исполняя свое дело наилучшим образом.

Итак, совершенное государство – это когда три разряда граждан составляют гармоничное целое, а управляют государством немногие люди, наделенные мудростью, то есть философы . «Пока в государствах, – говорит Платон, – не будут либо царствовать философы, либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино, государственная власть и философия, и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди – а их много, – которые ныне стремятся порознь либо к власти, либо к философии, до тех пор государствам не избавиться от зол…».

Итак, Платон:

- является основателем объективного идеализма;

Впервые подчеркивает самоценность идеального;

Создает учение о единстве и целесообразности мира, в основе которого лежит сверхчувственная, умопостигаемая реальность;

Вносит рациональный взгляд на объяснение и познание мира;

Рассматривает философскую проблему формирования понятий;

Превращает диалектику в универсальный философский метод;

Создает учение об идеальном государстве, уделяя большое внимание нравственным качествам граждан и правителей.