Участниками публичного конкурса могут быть. Понятие, сфера применения и виды публичного конкурса

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

ПУБЛИЧНЫЙ КОНКУРС

А. ЭРДЕЛЕВСКИЙ
А. Эрделевский, доцент МГЮА.
Сегодня все большее распространение в гражданском обороте получает такое юридическое действие, как объявление публичного конкурса. Обычно публичный конкурс объявляют организации, заинтересованные в достижении наилучшего результата в определенной сфере деятельности. Однако, как показывает практика, далеко не всегда организаторы и участники публичного конкурса отчетливо представляют себе правовую сторону отношений, в которые они вступают в связи с его объявлением.
Такие отношения регулируются ст. ст. 1057 - 1061 ГК. Публичный конкурс представляет собой одну из разновидностей публичного обещания награды, поэтому между ним и публичным обещанием награды как односторонними сделками есть много общего, однако есть и существенные отличия.
Под объявлением публичного конкурса понимается сделанное доступным для сведения неопределенного круга лиц способом сообщение организатора конкурса о принятии им на себя обязательства выплатить имущественное вознаграждение победителю конкурса, т.е. тому, кто в соответствии с условиями конкурса будет признан наилучшим образом выполнившим определенную работу или достигшим иных наилучших результатов. Согласно п. 2 ст. 1057 ГК необходимым признаком результатов действий участников конкурса должно быть их способствование достижению каких-либо общественно полезных целей (например, разработка способа мелиорации земель, создание художественного произведения и т.п.).
Что касается публичного обещания награды, то сообщение об этом, как и в случае публичного конкурса, должно быть доступно сведению неопределенного круга лиц. Однако, в отличие от конкурса, здесь награда может быть обещана за совершение не только общественно полезного, но и любого иного правомерного действия, обычно направленного на удовлетворение интересов частного лица (например, отыскание утраченной вещи, получение необходимой информации). Кроме того, награда должна быть выплачена любому, кто совершит указанное в объявлении действие. Если же требуемое действие совершается несколькими лицами, то право на награду приобретает тот, кто совершил это действие первым, а не тот, кто достиг лучших результатов и признан победителем конкурса.
И публичное обещание награды, и публичный конкурс как разновидность публичного обещания награды традиционно считаются односторонними сделками. Между тем применительно к ним в этом аспекте можно усмотреть некоторое различие.
Квалификация публичного обещания награды в качестве односторонней сделки не вызывает сомнений. Для возникновения обязательства выплатить награду необходимо наличие двух юридических фактов: публичное объявление обещающего лица о выплате награды; совершение другим лицом того действия, которым обусловлена выплата награды. Из этих действий лишь первое должно быть направлено на наступление юридических последствий, свойственных обещанию награды, а именно - возникновению обязанности выплатить награду. Действительная направленность воли лица, совершившего соответствующее действие, для возникновения этой обязанности юридически безразлична, поскольку, согласно п. 4 ст. 1055 ГК, обязанность выплатить награду возникает независимо от того, совершено ли соответствующее действие в связи со сделанным объявлением или независимо от него.
Направленность воли совершающего требуемое действие лица на получение награды имеет правовое значение лишь как основание возникновения его права на возмещение расходов, понесенных в связи с совершением этого действия, в случае правомерной отмены публичного обещания награды, поскольку такое право может возникнуть лишь у лица, "отозвавшегося" на объявление (п. 2 ст. 1056 ГК).
Односторонний характер такой сделки, как публичный конкурс, не столь очевиден. Для возникновения обязанности организатора публичного конкурса выплатить награду необходимо наличие четырех юридических фактов: объявление организатора о публичном конкурсе; выполнение участником конкурса определенной работы или достижение иных результатов; представление результатов конкурсного задания на участие в конкурсе; признание участника конкурса победителем.
Нетрудно заметить, что выполнение конкурсного задания и представление результатов для участия в конкурсе в совокупности образуют то действие, совершением которого обусловлено обещание награды в публичном конкурсе. Совершение первой части этого действия - выполнение конкурсного задания - вполне может не быть связано с объявлением о конкурсе и не направлено на принятие участия в нем. Вывод о том, что представляемая на конкурс работа может быть выполнена не в связи с конкурсом, следует, в частности, из п. 3 ст. 1058 ГК, где последствием этого является освобождение организатора конкурса от возмещения участнику произведенных расходов в случае изменения условий конкурса или его отмены.
Однако вторая часть действия участника конкурса - представление результатов выполненной работы на конкурс - всегда направлена на вступление в обязательственные правоотношения с организатором публичного конкурса и достижение свойственных такому конкурсу правовых последствий. Изложенное дает основания рассматривать публичный конкурс не как одностороннюю сделку, а как своего рода договор, где объявление о конкурсе оказывается разновидностью публичной оферты, становящейся по истечении первой половины установленного для представления работ срока безотзывной, а представление результатов работы на конкурс - акцептом оферты в порядке п. 3 ст. 438 ГК.
Обусловленность выплаты награды совершением требуемого действия или победой в конкурсе не означает, что публичное обещание награды и публичный конкурс являются условными сделками в смысле ст. 157 ГК, поскольку без включения указанных условий, выражающих существо этих сделок, последние вообще не могут быть совершены.
Организаторами публичного конкурса могут быть как юридические лица, так и граждане, а сам публичный конкурс может быть открытым и закрытым (п. 3 ст. 1057 ГК). Открытым конкурс является в случае, когда предложение организатора конкурса принять в нем участие обращено ко всем желающим путем дачи соответствующего объявления в печати или иных средствах массовой информации. В этом случае адресованное неопределенному кругу лиц сообщение об объявлении конкурса является одновременно предложением принять в нем участие, причем это сообщение должно быть сделано через средства массовой информации. Нарушение этого требования влечет недействительность открытого публичного конкурса.
Хотя объявление об открытом конкурсе адресуется неопределенному кругу лиц, участие в нем может быть обусловлено проведением предварительного квалификационного отбора из числа лиц, откликнувшихся на объявление. Кроме того, сам предмет конкурса может обусловливать участие в нем не любого желающего, а лишь определенных лиц, каждое из которых обладает необходимым для участия в конкурсе признаком (например, является специалистом в той или иной области и может подтвердить это обстоятельство документом о получении соответствующего образования). Но и в этих случаях персональный состав потенциальных участников конкурса, которым адресовано сообщение, остается неопределенным.
В случае закрытого конкурса предложение принять в нем участие направляется заранее определенному кругу лиц по выбору организатора конкурса. Тем не менее само сообщение об объявлении закрытого конкурса должно быть сделано публично, хотя в этом случае не обязательно через средства массовой информации, а любым способом - например, через стенную печать, вывешивание объявлений, распространение информационных листков. Этот вывод следует из п. 1 ст. 1057 ГК, где публичность объявления о выплате награды указана в качестве обязательного признака любого публичного конкурса, как открытого, так и закрытого.
В п. 4 ст. 1057 ГК установлены требования к содержанию объявления о публичном конкурсе. Оно должно включать условия, предусматривающие существо задания (т.е. какая именно работа должна быть выполнена или какие результаты должны быть достигнуты), критерии и порядок оценки результатов работы или иных достижений (самим организатором конкурса, специально формируемым жюри и т.п.), место, срок и порядок представления результатов на конкурс, размер и форму награды, а также порядок и сроки объявления результатов конкурса. Установление критериев оценки результатов необходимо, в частности, для того, чтобы исключить возможность произвольного определения победителя конкурса. Отсутствие в объявлении о конкурсе любого из необходимых условий влечет его недействительность.
Большое значение для защиты прав и законных интересов участников конкурса имеют правила ст. 1058 ГК об изменении условий и отмене публичного конкурса. Как показывает анализ немногочисленной судебной практики по спорам в связи с объявлением конкурса, эти правила не всегда соблюдаются организаторами конкурса, и тогда встает вопрос об их ответственности перед участниками конкурса. По своим фактическим последствиям для конкурсантов тождественным отмене конкурса является такое неправомерное действие организатора конкурса, как неподведение его итогов в установленный в объявлении срок.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 1058 ГК организатор публичного конкурса вправе изменить его условия или отменить конкурс только в течение первой половины установленного для представления работ срока, причем извещение об этом должно быть сделано тем же способом, каким конкурс был объявлен. В случае изменения условий конкурса или его отмены организатор конкурса должен возместить расходы, понесенные любым лицом, которое выполнило предусмотренную в объявлении работу до того, как ему стало или должно было стать известно об изменении условий или отмене конкурса. Заметим, что здесь речь идет только о правомерной отмене конкурса или изменении его условий.
На практике могут возникать сложности при определении момента, с которого участнику конкурса должно стать известно об изменении условий или отмене конкурса. Очевидно, таковым следует считать момент обнародования соответствующего извещения. Пункт 3 ст. 10 ГК устанавливает принцип презумпции разумности действий участников гражданских правоотношений. Действия участника конкурса будут разумными в случае, если он, узнав об объявлении конкурса, например, из газеты "Вечерняя Москва", и исходя из того, что изменение условий или отмена конкурса возможны в течение первой половины срока с обязательным сообщением об этом в той же газете, будет на протяжении этого периода внимательно следить за всеми ее выпусками, чтобы приобрести право на возмещение всех расходов, которые он понесет в связи с участием в конкурсе.
В п. 3 ст. 1058 ГК предусмотрено, что организатор конкурса освобождается от обязанности возмещения расходов, если докажет, что работа была выполнена не в связи с конкурсом, например, до объявления о конкурсе, либо заведомо не соответствовала его условиям. Это правило объясняется отсутствием в указанных случаях причинной связи между изменением условий или отменой конкурса, с одной стороны, и понесенными участником убытками в виде произведенных расходов - с другой.
Особые сложности возникают в связи с применением п. 4 ст. 1058 ГК ввиду неудачной редакции этой нормы. В ней предусмотрена ответственность организатора конкурса за нарушение правил изменения условий или отмены конкурса, установленных в п. п. 1, 2 ст. 1058 ГК. В этом случае организатор конкурса должен "выплатить награду тем, кто выполнил работу, удовлетворяющую указанным в объявлении условиям". Нетрудно видеть, что эту фразу можно истолковать и таким образом, будто организатор конкурса, изменивший условия или отменивший его во второй половине срока конкурса, либо сделавший это хотя и в первой половине срока, но иным способом по сравнению с тем, каким конкурс был объявлен, обязан выплатить награду каждому из участников, чья работа соответствует условиям конкурса. Подобное толкование можно встретить и в юридической литературе (например, Комментарий к ГК РФ, части второй (постатейный) / Под ред. О.Н. Садикова. - М., 1999, с. 1058).
Понятны последствия такого толкования, найди оно поддержку в судебной практике. Представим себе открытый конкурс с объявленной наградой в размере 1 миллион руб., в котором принял участие 1 миллион конкурсантов. Допустим далее, что организатор конкурса, отменяя его, допустил оплошность - поместил объявление не в газете "Вечерняя Москва", где было дано первичное объявление, а в газете "Московская правда". Означает ли это, что вследствие такого нарушения каждый из миллиона участников вправе требовать от организатора конкурса по миллиону рублей? Несправедливость такого последствия и его явная несоразмерность нарушению очевидна. Тем не менее в судах уже появляются подобные иски.
Так, участница конкурса предъявила иск к журналу, объявившему конкурс среди студентов на лучшую статью по профилю тематики журнала. В качестве первого приза победителю конкурса был обещан портативный компьютер. Конкурс был объявлен в начале 1999 г. со сроком представления работ до 31 июля 1999 г. Однако в июле 1999 г., т.е. во второй половине срока, журнал объявил о продлении этого срока до 31 августа 1999 г. Таким образом, требования п. 1 ст. 1058 ГК были явно нарушены. Основываясь на п. 4 ст. 1058 ГК, студентка в исковом заявлении потребовала взыскать с редакции журнала стоимость компьютера. Были ли в данном случае вообще как-либо затронуты интересы конкурсантки? В принципе, да. Во-первых, располагая большим временем на выполнение работы, она могла бы сделать ее лучше. Во-вторых, у нее появились дополнительные конкуренты (те, кто сдал работы в августе 1999 г.), которых по первоначальным условиям конкурса не должно было бы быть.
Для защиты интересов конкурсантки вполне достаточно было бы предъявления требования о признании изменения условий конкурса недействительным и исключении августовских участников из числа конкурсантов при подведении итогов конкурса. До настоящего времени решения по этому делу еще не вынесено. По всей вероятности, участнице будет отказано в иске хотя бы потому, что в объявлении о конкурсе, как это часто бывает и чего не замечают неосмотрительные любители наград, не были указаны критерии оценки работ, а в этом случае объявление о конкурсе, как указывалось выше, оказывается недействительным (ст. 168, п. 4 ст. 1057 ГК).
И все же, не будь этого весьма досадного для нее обстоятельства, как должен был бы быть решен спор? Для ответа на этот вопрос еще раз обратимся к п. 4 ст. 1058 ГК. Следует отметить, что о награде, которая должна быть выплачена всем тем участникам, чьи работы удовлетворяют условиям конкурса, в этой статье говорится в единственном числе. Поэтому награда должна быть выплачена, но одна на всех таких участников. Это вполне справедливо и соответствует требованиям закона. Во-первых, даже если исходить из принципа полного возмещения участнику понесенных убытков, что следует понимать в данном случае под убытками конкурсанта в форме упущенной выгоды? Ведь получение награды обусловлено подведением итогов конкурса, и если организатор конкурса или назначенное им жюри не определили победителя, то никто, в том числе и суд, не может их подменить. Между тем полноценное право на награду может возникнуть только у победителя.
Вывод о правомерности распределения одной награды между всеми участниками конкурса основан также и на том, что, как отмечалось выше, объявление публичного конкурса представляет собой разновидность публичного обещания награды. Согласно п. 5 ст. 1055 ГК в случаях, когда действие, соответствующее обещанию награды, совершили несколько лиц, право на получение награды приобретает то из них, которое совершило соответствующее действие первым. Но если это действие совершено двумя или более лицами и невозможно определить, кто из них совершил соответствующее действие первым, а также в случае, если оно совершено двумя или более лицами одновременно, награда между ними делится поровну или в ином предусмотренном соглашением между ними размере.
Применительно к конкурсу при нарушении правил его отмены возникает аналогичная ситуация. Разница состоит, в частности, в том, что в случае отмены конкурса становится невозможно определить не первенство в совершении действия, а того, кто выполнил требуемое действие лучше. Поэтому в случае неправомерной отмены конкурса вполне допустимо для целей определения упущенной выгоды применение в порядке аналогии закона принципа распределения стоимости награды поровну между теми участниками, чьи работы удовлетворяют указанным в объявлении условиям. Что же касается произведенных участниками конкурса расходов, то они должны быть возмещены каждому из участников в пределах полной стоимости обещанной в объявлении о конкурсе награды применительно к каждому участнику (п. 2 ст. 1056, п. 3 ст. 1058 ГК).
В заключение коснемся ситуации, когда условия конкурса допускают представление работы, выполненной несколькими лицами совместно. Если такая работа признается лучшей, то ее исполнители оказываются коллективным победителем конкурса. Как распределяется награда между ними? На этот вопрос отвечает п. 2 ст. 1059 ГК: награда распределяется между соисполнителями в соответствии с достигнутым между ними соглашением. При недостижении такого соглашения порядок распределения награды определяется судом.
Зачастую предмет публичного конкурса заключается в создании произведения науки, литературы или искусства. В таких случаях, если условиями конкурса не предусмотрено иное, организатор конкурса приобретает преимущественное право на заключение с автором произведения, признанным победителем, договора об использовании произведения с выплатой ему авторского вознаграждения.
Статья 1061 ГК определяет судьбу работ, представленных на конкурс и не удостоенных награды, по его завершении. По общему правилу такие работы (т.е. тот объект, в котором они получили материальное, доступное объективному восприятию воплощение) организатор конкурса обязан в разумный срок возвратить участникам конкурса. Однако ст. 1061 ГК является диспозитивной нормой, поэтому такая обязанность наступает у организатора в случае, "если иное не предусмотрено объявлением о конкурсе и не вытекает из характера выполненной работы". Под работами, характер которых освобождает организатора конкурса от обязанности их возврата, следует понимать, во-первых, работы, вообще не имеющие материального воплощения (например, конкурс на лучшее исполнение танца), и, во-вторых, работы, хотя и имеющие материальное выражение, но возврат которых противоречил бы разумно понимаемым интересам организатора и участников конкурса (например, конкурс на лучшее изготовление скоропортящегося кулинарного изделия).
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"
от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)"
от 26.01.1996 N 14-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 22.12.1995)
Законность, N 8, 2000

Слово «конкурс» означает состязательность, соревнование, конкуренцию. Данная категория используется в праве, когда необходимо получить оптимальный (лучший) из числа возможных результат, основанный на правовой модели состязательности, и имеет как межотраслевой, так и внутриотраслевой характер.

Проведение конкурса предполагает соревнование, соперничество участников, выбор и поощрение лучшего из них. Тем самым стимулируется достижение высоких результатов в разнообразных сферах деятельности. Гл.57 ГК посвящена особому виду гражданско-правовых обязательств, возникающих в связи с объявлением публичного конкурса. Под ее действие не подпадают конкурсные отборы, находящиеся за рамками предмета гражданско-правового регулирования, в частности конкурс на замещение вакантных должностей, с победителем которого заключается трудовой договор (контракт), конкурс при приеме граждан в образовательные учреждения, конкурс на соискание Государственных премий.

Объявление публичного конкурса является односторонней сделкой (п.2 ст.154 ГК). Вместе с тем обязательство из публичного конкурса возникает, если за его объявлением последуют определенные юридические факты, в т.ч. действия лиц, желающих участвовать в конкурсе. Причем на момент объявления конкурса неизвестно, будет ли иметь место совокупность необходимых фактов. Условный характер присущ любому публичному конкурсу, выражает саму суть данной сделки, и не зависит от воли лица, объявляющего конкурс. Без указанного условия конкурс не может быть объявлен. Эта особенность публичного конкурса не позволяет отнести его к категории сделок, совершенных под отменительным условием, о которых говорится в п.1 ст.157 ГК.

В отличие от публичного обещания награды, предусматриваемой в гл.56 ГК за совершение определенного правомерного действия, при проведении публичного конкурса выплата награды производится за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов в соответствии с условиями конкурса. Участие в публичном конкурсе только одного лица, исключая возможность выбора победителя, означает, что конкурс не состоялся. Несостоявшимся является конкурс и в том случае, если несколько работ представлены единственным участником.

Публичный конкурс должен быть направлен на достижение каких-либо общественно, полезных целей. Публичное же обещание награды может преследовать сугубо частные непротивоправные цели. Общественно полезная цель - существенный признак публичного конкурса. При ее отсутствии публичный конкурс не соответствует требованию закона, сформулированному в п.2 ст.1057, что влечет недействительность сделки (ст.168 ГК).

Согласно п.1 коммент. статьи объявить публичный конкурс вправе любой субъект гражданского права, как юридическое лицо, так и гражданин. Если это некоммерческая организация, например, фонд или общественное объединение, то должно соблюдаться правило о специальной правоспособности такой организации: права и обязанности, возникающие из конкурса, должны соответствовать целям деятельности, предусмотренным в ее учредительных документах (ч.2 п.1 ст.49 ГК).

Многие публичные конкурсы проводятся на основании решений органов исполнительной власти и финансируются полностью или частично за счет бюджетных средств. Организация и проведение конкурсов в соответствующих сферах входят в компетенцию Министерства культуры РФ (подп.5 п.7 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 6 июня 1997 г. N 679-СЗ РФ, 1997, N 24, ст.2762), Министерства общего и профессионального образования РФ (подп.26 п.5 Положения о Министерстве общего и профессионального образования Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 5 апреля 1997 г. N 395 - СЗ РФ, 1997, N 15, ст.1796). В некоторых случаях государственный орган утверждает Положение о конкурсе, в соответствии с которым конкурс проводится однократно или регулярно (см., например, Положение о Всероссийском конкурсе на звание "Самый благоустроенный город России", утв. постановлением Правительства РФ от 21 июля 1997 г. N 922 - СЗ РФ, 1997, N 30, ст.3660; Временное положение об организации конкурсов грантов в системе Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию, утв. приказом Государственного комитета РФ по высшему образованию от 30 апреля 1993 г. N 5 - Бюллетень Госкомвуза РФ, 1993, N 7, с.7).

По кругу участников различаются открытый и закрытый публичные конкурсы.

К участию в открытом публичном конкурсе приглашаются все желающие путем объявления в средствах массовой информации. Под средствами массовой информации в ст.2 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. "О средствах массовой информации" (Ведомости РФ, 1992, N 7, ст.300) понимаются периодическое печатное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год, радио-, теле-, видеопрограмма, кино хроникальная программа, имеющая постоянное название и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год, иная форма периодического распространения массовой информации. Если порядок объявления об открытом публичном конкурсе нарушен, то считается, что сделка не совершена.

Круг лиц, которому адресовано приглашение участвовать в открытом конкурсе, почти никогда не бывает абсолютно неопределенным. Сам характер конкурсного задания (в конкурсах артистов цирка, оперных певцов, театров и т.п.), территориальный уровень конкурса (всероссийский, областной, городской и т.п.) ставят рамки участия в нем. Но при этом приглашение не персональное, оно обращено к той или иной категории лиц.

Круг участников открытого конкурса может быть ограничен предварительной квалификацией лиц, желающих принять участие в конкурсе. В таком случае его участниками становятся лица, предварительно отобранные (допущенные к участию) организатором конкурса или действующими по его поручению лицами. Требования, предъявляемые при предварительном отборе, могут приводиться в объявлении об открытом публичном конкурсе. В объявлениях нередко указывается, что эти требования содержатся в специальной документации, с которой вправе ознакомиться каждый, кто намерен участвовать в конкурсе.

Одним из условий публичного конкурса бывает проведение нескольких туров (этапов). Участниками последующего тура могут стать только лица, отобранные по результатам предыдущего, а победитель конкурса определяется лишь в финальном туре.

Разъяснение Пленума ВАС РФ (п.13 постановления от 2 декабря 1993 г. N 32 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о приватизации государственных и муниципальных предприятий" - Вестник ВАС РФ, 1994, N 2, с.54) о том, что незаконный отказ в участии в конкурсе может служить основанием для признания результатов конкурса недействительными по иску лица, которому было отказано в участии в конкурсе, относится к торгам, но имеет значение и для публичного конкурса. Основанием отмены в судебном порядке результатов открытого публичного конкурса может служить также несоблюдение при предварительном отборе условий его проведения, объявленных организатором конкурса, если допущенные нарушения могли повлиять на определение победителя.

Публичный конкурс признается закрытым, когда предложение принять участие в нем направляется определенному кругу, лиц (персональные предложения) по усмотрению лица, объявляющего конкурс. Критерии, которыми при этом руководствуется лицо, объявляющее конкурс, могут быть совершенно произвольными и не разглашаться. Способ объявления о проведении закрытого публичного конкурса избирается его организатором.

В п.4 ст.1057 установлено обязательное содержание объявления о публичном конкурсе. Организатор конкурса вправе включить в объявление о его проведении и другие (факультативные) условия.

Одно из необходимых условий - порядок оценки результатов работы или иных достижений. Кто будет определять победителя конкурса - конкурсная комиссия (жюри), сам организатор, уполномоченное им лицо - важная составляющая часть указанного порядка. Как правило, победитель определяется конкурсной комиссией, состав которой обычно заранее объявлен. ГК не устанавливает запрета на вхождение в комиссию участников конкурса, тем не менее он соблюдается, что диктуется этическими нормами.

Обязательными условиями конкурса являются также форма и размер награды, подлежащей выплате победителю. Если награда предусмотрена в форме денежного вознаграждения, часто называемого премией, то ее валюта должна соответствовать ст.317 ГК. Не исключено определение вознаграждения в сумме, кратной минимальному размеру оплаты труда, установленному на момент объявления публичного конкурса, или принятия решения о выплате награды, или на другой момент, указанный в объявлении о конкурсе.

Награда в иной (не денежной) форме должна относиться к числу оборота способных объектов гражданских прав (ст.128, 129 ГК). Таковыми не могут считаться звание ("лауреат", "лучший специалист" и пр.), диплом, свидетельство, вымпел, нагрудный знак и т.п. Если в объявлении о конкурсе предусмотрено лишь подобное подтверждение победы, то гражданско-правовое обязательство не возникает.

Условиями проведения конкурса может быть предусмотрена выплата разных по размеру и форме наград нескольким победителям, а также дробление одной награды между ними.

Отсутствие в объявлении какого-либо из необходимых условий, перечисленных в п.4 коммент. статьи, означает, что конкурс не объявлен, т.е. сделка не совершена. Лицо, от которого исходит объявление, а равно участники подобного конкурса не несут обязанностей и не имеют прав, основанных на сделке.

В п.5 ст.1057 разрешен вопрос о соотношении правил гл.57 и ст.447-449 ГК, регулирующих заключение договора на торгах, проводимых в форме конкурса. Извещение о проведении торгов на конкурсной основе, как и объявление публичного конкурса, является односторонней сделкой, возникновение прав и обязанностей, по которой зависит от наступления условия - участия в торгах в форме конкурса не менее двух лиц и выборе лучшего из них (предложившего лучшие условия) в соответствии с заранее объявленными условиями организатора торгов (ст.447 ГК.). Однако обязанность организатора торгов, которую он должен исполнить в пользу лица, выигравшего торги, отличается от предусмотренной в п.1 ст.1057 ГК обязанности лица, объявившего публичный конкурс.

Организатор торгов, действующий от своего имени или от имени собственника вещи (обладателя имущественного права), обязан подписать с лицом, выигравшим торги, имеющий силу договора протокол о результатах торгов или оформить с ним протокол о заключении основного договора в будущем - в предусмотренный срок после подписания протокола. Во втором случае в пп.2, 5 ст.448 ГК право лица, выигравшего торги, на заключение договора названо предметом торгов. Какой именно обязанностью связал себя организатор торгов и какой конкретно договор должен быть заключен с выигравшим торги, устанавливается в извещении о торгах.

Лицо, объявившее публичный конкурс, обязано выплатить победителю конкурса денежное вознаграждение или выдать ему иную награду.

Обязанность заключить с победителем публичного конкурса договор возникает только в том случае, если она предусмотрена в качестве условия в объявлении о конкурсе, тогда как торги, будучи одним из способов заключения договоров, без соответствующей обязанности утрачивают свой смысл, они беспредметны.

При сопоставлении публичного конкурса и торгов в форме конкурса усматривается также различие в их целевой направленности. Заключение гражданско-правового договора, как правило, отвечает общественным интересам или, по крайней мере, не должно им противоречить (ст.10 ГК). Вместе с тем при заключении договора на торгах конкурсная форма непосредственно служит выбору наиболее подходящего контрагента, т.е. направлена на удовлетворение интересов собственника вещи или обладателя имущественного права и совсем не обязательно - на достижение общественно полезных целей. Публичный же конкурс должен быть прямо направлен на достижение указанных целей, что подчеркивалось выше (п.2 коммент. статьи).

Правила, регулирующие торги в форме конкурса и публичный конкурс, в значительной части не совпадают. Так, организатором торгов в форме конкурса может быть ограниченный круг лиц; лицо, выигравшее торги, определяется только конкурсной комиссией; выигравшим торги в форме конкурса признается лицо, предложившее лучшие условия (ст.447 ГК). В ст.448 по-другому, чем в ст.1058 ГК, определен допустимый срок отказа от проведения открытых торгов, установлена обязанность организатора возместить участникам открытых торгов реальный ущерб при отказе от проведения торгов с нарушением указанного срока, а участникам закрытых торгов - независимо от срока отказа. По вопросам о сроке извещения о проведении торгов, о возможности и сроке отказа организатора торгов в форме открытого конкурса от его проведения в пп.2, 3 ст.448 допускается действие и. иных правил, которые могут быть предусмотрены законом. По поводу допустимости и срока отказа от проведения конкурса организатор открытых торгов вправе в извещении о проведении торгов предусмотреть иные, отличные от содержащихся в ГК или другом законе положения.

Кроме того, в ст.448, 449 ГК разрешены вопросы, вообще не урегулированные в гл.57: в ст.448 предусмотрены срок извещения о проведении торгов, обязательное указание срока заключения договора в извещении о торгах, обязанность участников торгов внести задаток, подписание победителем и организатором торгов протокола о их результатах, а в ст.449 - недействительность договора как следствие признания недействительными торгов.

Коллизия норм ст.447-449 и правил гл.57 происходит тогда, когда лицо, объявившее публичный конкурс, обязано заключить с победителем конкурса договор. В случае коллизии правила ст.447-449 имеют приоритет.

Представляется, однако, что правило п.4 ст.448 о зачете задатка, внесенного участником, выигравшим торги, в счет исполнения обязательства по заключенному договору применимо, если обязательство предусматривает совершение платежа, например, по договору купли-продажи (п.1 ст.454 ГК), аренды (ст.606 ГК), но неприменимо в иных случаях.

С другой стороны, положение п.5 ст.447 о признании несостоявшимися торгов в форме конкурса, в котором участвовало одно лицо, применимо к любому конкурсу независимо от его предмета.

Проведение торгов в форме конкурса предусмотрено рядом нормативных правовых актов: Законом о приватизации. Законом о банкротстве, Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утв. Указом Президента РФ от 8 апреля 1997 г. N 305 (СЗ РФ, 1997, N 15, ст.1756), и др. Их перечень приведен в комментарии к ст.447 ГК (Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный). М., 1997, с.718-724).

разновидность односторонней сделки, совершенной под условием. Это означает, что обязательства по такой сделке возникают у лица, объявившего о П.к.

П.к. регулируется нормами ГК РФ (ст. 1057-1061), которые устанавливают следующие важнейшие положения. П.к. может быть направлен только на достижение общественно полезных целей, а в объявлении на проведение П.к. должны содержаться как минимум существо задания, критерии и порядок оценки работ, место и срок их сдачи, размер и форма награды, порядок и сроки объявления результатов П.к.

П.к. - разновидность публичного обещания награды, сутью которого является выплата вознаграждения лицу, совершившему правомерное действие, указанное в объявлении.

Несмотря на появление в ГК РФ двух глав, которые непосредственно посвящены регулированию сходных правоотношений, некоторые связанные с П.к. вопросы вызывают определенные затруднения. Так, лицо, объявившее конкурс, может не выплачивать сумму вознаграждения лицу, которое выполнило работу вне связи с конкурсом, в том числе до объявления о П.к. (если лицо сможет это доказать). Видимо, в подобных случаях, как и при выплате вознаграждения лицу, фактически предоставившему информацию, но не знавшему на момент предоставления об обещании награды, возможно возникновение трудностей процессуального порядка (доказывания). Указанное обстоятельство имеет особую важность, если учесть, что предметом П.к. может быть создание предметов науки, в том числе объектов интеллектуальной собственности.

Необходимо обратить внимание и на следующее обстоятельство: улица, объявившего о проведении П.к., предметом которого было создание объектов интеллектуальной собственности, не возникает непосредственного права на использование подобных объектов при выплате награды победителю П.к. У него возникает лишь преимущественное право заключить с создателем произведения (победителем П.к.) договор на право использования произведения. Естественно, что в подобных случаях к П.к. могут быть применимы положения ГК РФ о заключении сделок на торгах (ст. 447- 449).

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПУБЛИЧНЫЙ КОНКУРС

объявляемый публично конкурс. Заключается, согласно ГК РФ (гл. 57), в объявлении публично о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды (о выплате награды) за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов. Лицо, объявившее об этом, должно выплатить (выдать) обусловленную награду тому, кто в соответствии с условиями проведения конкурса признан его победителем. П.к. должен быть направлен на достижение каких- либо общественно полезных целей. Он может быть открытым и закрытым. Открытый П.к. связан с предложением организатора конкурса принять в нем участие всех желающих путем объявления в печати или иных средствах массовой информации. В закрытом П.к. предложение адресуется определенному кругу лиц по выбору организатора. По своей юридической природе П.к. представляет собой одностороннюю сделку для совершения которой достаточно волеизъявления устроителя конкурса. Представление лицом работы, выполненной согласно условиям конкурса, тоже односторонняя сделка, поскольку желание лица участвовать в нем - его самостоятельное решение и не требует предварительного согласования с кем-либо. Объявление о П.к. должно содержать ряд обязательных условий, к которым относятся: существо задания; критерии и порядок оценки результатов работы или иных достижений; место, срок и порядок их представления; размер и форма награды; порядок и сроки объявления результатов конкурса. Необязательные условия определяются свободным усмотрением устроителя конкурса. К ним могут быть отнесены: порядок представления работы под девизом, когда имя автора сохраняется в тайне до оценки его работы, или за подписью автора; количество экземпляров представляемых работ; определение срока и необходимости предварительного представления проекта и т.д. Устроителю П.к. предоставлено право не только изменять условия конкурса, но и отменять его, однако только в первой половине срока, установленного для представления работ, и при условии обязательного д о ведения до сведения возможных его участников тем же способом, каким был объявлен конкурс (путем публикации в газетах, сообщения по радио, телевидению и т.д.). Внесение поправок недопустимо в условия, касающиеся существа конкурса, поскольку такое изменение практически приводит к отмене конкурса. Субъектами П.к. являются лицо, объявившее публично о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды, и участники конкурса - лица, выполнившие и представившие на смотр определенную работу. Потенциально участниками конкурса могут быть как граждане (единолично или коллективно), так и юридические лица. Никаких возрастных ограничений для граждан не установлено. В объявлении о конкурсе оговаривается, кто приглашается к участию в нем: либо только граждане (танцоры, певцы, чтецы), либо только организации (самодеятельные коллективы), либо и те, и другие. Обещаемое вознаграждение - это специально установленная премия или иная награда, выплачиваемая победителю конкурса за достигнутый результат. Конкурсное вознаграждение может выражаться в деньгах или в виде конкретной вещи (автомобиль, телевизор и т.д.). Иные формы поощрения победителя (грамоты, д и п л о м ы и другие отличительные знаки) возможны только в сочетании с выплатой премии. П.к. часто проводится для создания и использования произведений науки, литературы и искусства. Устроитель конкурса, удостоив созданное произведение обусловленной наградой, приобретает преимущественное право на заключение с победителем договора об использовании его произведения. Если устроитель конкурса не намерен использовать премированные произведения, их авторы должны быть поставлены об этом в известность, что дает им возможность использовать произведения по своему усмотрению. По окончании конкурса лицо, его объявившее, обязано возвратить участникам конкурса работы, не удостоенные награды, если иное не предусмотрено объявлением о конкурсе и не вытекает из характера выполненной работы. Конкурс считается закончившимся с момента, когда победителям выплачены премии, а остальным участникам возвращены работы, не удостоенные премий. С.А. Чернышева

Публичный конкурс является одним из видов публичного обещания награды . Лицо, объявившее публично о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды (о выплате награды) за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов (организатор), должно выплатить (выдать) обусловленную награду тому, кто в соответствии с условиями проведения конкурса признан его победителем. Публичный конкурс должен быть направлен на достижение каких-либо общественно полезных целей.

Организаторами конкурса могут быть любые юридические и (или) физические лица , а также государственные органы и органы местного самоуправления . Круг участников публичного конкурса также не ограничен.

Виды публичного конкурса: открытый – когда предложение организатора конкурса принять в нем участие обращено ко всем желающим путем объявления в печати или иных СМИ; закрытый – когда предложение принять участие в конкурсе направляется определенному кругу лиц по выбору организатора конкурса.

Форма объявления о проведении публичного конкурса может быть любой.

Условия, которые должно содержать конкурсное объявление, делятся на обязательные и факультативные.

К обязательным условиям относятся: сведения о существе задания (предмете конкурса); срок выполнения задания; порядок представления работ или иных достижений; место представления работы; критерий, порядок и срок сравнительной оценки работ; размер вознаграждения (премии); порядок и срок объявления результатов конкурса.

Факультативные условия указываются по свободному усмотрению устроителя конкурса, а их количество и характер зависят от особенностей конкурса.

Изменение условий и отмена публичного конкурса: лицо, объявившее публичный конкурс, вправе изменить его условия или отменить конкурс только в течение первой половины установленного для представления работ срока ; извещение об изменении условий или отмене конкурса должно быть сделано тем же способом, каким конкурс был объявлен; лицо, объявившее о конкурсе, должно возместить расходы , понесенные любым лицом, кот. выполнило предусмотренную в объявлении работу до того, как ему стало или должно было стать известно об изменении условий конкурса и о его отмене; лицо, объявившее конкурс, освобождается от обязанности возмещения расходов, если докажет, что указанная работа была выполнена не в связи с конкурсом, в частности до объявления о конкурсе, либо заведомо не соответствовала условиям конкурса.

Конкурсные работы, не удостоенные награды, устроитель конкурса обязан возвратить участникам немедленно по объявлении результатов. Неисполнение данной обязанности дает участникам конкурса право требовать возврата своих работ, а в случае их утраты или повреждения – возмещения убытков.

Публичный конкурс является одним из видов публичного обещания награды. Лицо, объявившее публично о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды (о выплате награды) за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов (организатор), должно выплатить (выдать) обусловленную награду тому, кто в соответствии с условиями проведения конкурса признан его победителем. Публичный конкурс должен быть направлен на достижение каких-либо общественно полезных целей.

Организаторами конкурса могут быть любые юридические и (или) физические лица, а также гос. органы и органы местного самоуправления. Круг участников публичного конкурса также не ограничен.

Виды публичного конкурса: открытый – когда предложение организатора конкурса принять в нем участие обращено ко всем желающим путем объявления в печати или иных СМИ; закрытый – когда предложение принять участие в конкурсе направляется определенному кругу лиц по выбору организатора конкурса.

Форма объявления о проведении публичного конкурса может быть любой.

Условия, кот. должно содержать конкурсное объявление, делятся на обязательные и факультативные.

К обязательным условиям относятся: сведения о существе задания (предмете конкурса); срок выполнения задания; порядок представления работ или иных достижений; место представления работы; критерий, порядок и срок сравнительной оценки работ; размер вознаграждения (премии); порядок и срок объявления результатов конкурса.

Факультативные условия указываются по свободному усмотрению устроителя конкурса, а их количество и характер зависят от особенностей конкурса.

Изменение условий и отмена публичного конкурса: лицо, объявившее публичный конкурс, вправе изменить его условия или отменить конкурс только в течение первой половины установленного для представления работ срока; извещение об изменении условий или отмене конкурса должно быть сделано тем же способом, каким конкурс был объявлен; лицо, объявившее о конкурсе, должно возместить расходы, понесенные любым лицом, кот. выполнило предусмотренную в объявлении работу до того, как ему стало или должно было стать известно об изменении условий конкурса и о его отмене; лицо, объявившее конкурс, освобождается от обязанности возмещения расходов, если докажет, что указанная работа была выполнена не в связи с конкурсом, в частности до объявления о конкурсе, либо заведомо не соответствовала условиям конкурса.

Право на получение награды (премии) возникает у участника конкурса лишь в случае признания его работы лучшей. Если результаты достигнуты в работе, выполненной совместно двумя или более лицами, награда распределяется в соответствии с достигнутым между ними соглашением. Если такое соглашение не достигнуто, порядок распределения награды определяется судом.

Конкурсные работы, не удостоенные награды, устроитель конкурса обязан возвратить участникам немедленно по объявлении результатов. Неисполнение данной обязанности дает участникам конкурса право требовать возврата своих работ, а в случае их утраты или повреждения – возмещения убытков.


  • Публичный конкурс является одним из видов публичного обещания награды.
    Круг участников публичного конкурса также не ограничен.


  • Публичный конкурс является одним из видов публичного обещания награды.
    Круг участников публичного конкурса также не ограничен.


  • Публичный конкурс является одним из видов публичного Публичное обещание награды.


  • Публичный конкурс является одним из видов публичного обещания награды. Лицо, объявившее публи. Публичное обещание награды.


  • Публичный конкурс является одним из видов публичного


  • Публичный конкурс является одним из видов публичного обещания награды. Лицо, объявившее публи.