Учёные объяснили, почему некоторые люди не умеют рисовать. Почему люди не хотят общаться с теми, кто не умеет писать без ошибок Почему человек не умеет

Так получилось, что тесть и теща у меня доктора педагогических наук. Что приводит к тому, что волей-неволей начинаешь постигать различные полезные методики:)

Однажды, после какого-то ученого совета за виски чаем на кухне тесть говорит: Саш, а вот как ты считаешь, почему люди чего-то не делают?

Честно сказать, вопрос поставил меня в тупик. Я начал фантазировать: ну, обстоятельства мешают, черты характера, недостаток опыта…

Не-не, сказал, тесть, все не так. Если люди чего-то не делают, для этого может быть 4 причины. После чего мой арсенал управленческих инструментов пополнился еще одним. И именно об этом инструменте мы сегодня поговорим, а заодно разберем несколько историй из реальной жизни:

  • Почему менеджеров проектов надо пересаживать в отдельное здание
  • Что делать, когда ваш заказчик не пользуется вашей системой отчетов
  • Как раскачать low-performer’а

Итак, если человек не делает того, что вы от него хотите (или делает не то, или не так), не надо сразу кидаться его убивать решать проблему. Давайте возьмем паузу. Ведь если человек ведет себя не так, как мы от него хотим, для этого всегда может быть одна из 4 причин:

1. Нечеткая цель (понял по-своему)

Помню, еще в Intel говорю своему сотруднику: Макс, посмотри статические анализаторы. Макс говорит, мол не вопрос, и уходит. Приходит через 3 дня. Я:
- Ну как?
- Посмотрел.
- И…?
- Вот таблица…

Я чуть его не убил. Мне нужно было, чтобы человек нашел бесплатный статический анализатор Java кода и прикрутил его к нашей системе контроля версий.

Макс понял задачу по-своему - что нужно провести сравнительный анализ доступных статических анализаторов. Человек скачал и установил все эти анализаторы, придумал метрики для сравнения, нашел тестовые примеры. Три дня он занимался довольно осмысленной деятельностью. А я, как его менеджер, в итоге остался недоволен.

Если я сейчас спрошу вас, кто виноват в этой ситуации, вы, вероятно, обвините меня. И здесь позвольте не согласиться:)

В нечетких задачах можно обвинять менеджера, когда вы являетесь сотрудником. Но когда задачу ставят вам, не всегда можно сказать своему начальнику потом: ну ты там как-то соберись, научись нормально задачи-то ставить…

Делегирование задачи - это всегда игра двух или большего количества людей. И если бы я уточнил у Макса, как он понял задание, этой ситуации бы не возникло. Но если бы Макс сам переуточнил бы у меня постановку задачи - этой ситуации тоже бы не возникло.

2. Не умеет (сюда же отнесем: не знает)

Человек может не уметь делать то, что мы от него хотим. При этом он может добросовестно заблуждаться, что он умеет (“в крайнем случае разберусь”). “Если я писал виртуальные машины, неужели я презентацию в PowerPoint’е не сделаю?..” - и ведь сделает. Другое дело, что ее никому нельзя будет показывать, но это другая история…

Есть ровно один случай, когда мы на 100% можем быть уверены, что человек умеет что-то делать. Если он уже неоднократно успешно (тут важны оба слова) делал аналогичные задачи, и вы это видели.

Если человек может рассказать, как делать задачу - это безусловно лучше, чем если он не может рассказать. Но это не является гарантией того, что он умеет. Я могу достаточно подробно рассказать. как ломать кирпичи рукой. Но в реальности, боюсь, победит все равно кирпич.

Поэтому если вы не видели, как человек делает задачу, то на этапе постановки хорошо бы договориться о виде и частоте контроля. “Дружище, мы с тобой задачи такого типа раньше не делали, поэтому давай я к тебе будут заходить каждые 3 минуты два дня и будем смотреть, что получается и как движемся?”

3. Не может

Здесь речь идет о нехватке ресурсов. Прежде всего, времени. Например, вы поставили задачу человеку, а он работает в нескольких проектах. И вот вы ушли. После вас к нему заглянули еще два менеджера, и сильно намотивировали человека на исполнение именно их задач. Вы приходите -ваша задача не сделана. Почему, ведь “мы же договаривались” и “ты же обещал”? Не хватает ресурса.

Или если предложить инженеру поотлаживать сурового корпоративного Enterprise монстра на 386 компьютере, где монстр только запускается 20 минут - вероятно, тоже задача будет двигаться не быстро.

4. Не хочет

По какой-то причине человек не хочет делать задачу. Может быть, вы ему не нравитесь. Или он искренне не понимает, зачем нужно делать эту задачу. Или он не согласен с принятым решением. Тут причин может быть много.

Как пользоваться инструментом?

Интуитивно, мы часто начинаем с 4-й причины и пытаемся найти решение по ней. “Как бы мне замотивировать сотрудника делать A, B и C” - вероятно, самый популярный запрос на наших тренингах.

Эй, погодите, вопрос-то точно в мотивации? Давайте вначале закроем первые 3 причины. Если они не закрыты (нет у вас такой уверенности) не надо пока идти и решать “не хочет”. Это непросто, и на эту тему есть другие инструменты (раз и два).

Но иногда доходит до смешного.

Случай из жизни. Звонит как-то технический директор одной крупной компании:

Саша, есть вопрос, хочу посоветоваться. У меня менеджеры проектов не думают о стратегии своих проектов. Я их по этому поводу хочу пересадить в соседнее здание и вот решил с тобой посоветоваться, поможет или нет.

В этот момент мой мозг развалился напополам. Помните, как в КВН?

Выбегает человек на сцену:
- Мужики, там Леша в лифте застрял, дайте 500 рублей!
- Не вижу связи…
- А и не надо… “Леша в лифте застрял” - информация, “дайте 500 рублей” - просьба.

Начинаем разбираться. Ситуация получается примерно следующая. В компании были команды исследований и разработок. В каждой команде были инженеры и были самые инженеристые инженеры - технические лидеры. Этих лидеров теперь сделали менеджерами проектов. Они отвечают за команду исследований, команду продуктизации, валидации + заведуют техническим писателем, системным аналитиком и кем-то там еще в рамках своего проекта.

И вот, говорит, проблема! Они сидят, как и сидели, в одной комнате со своими инженерами. И те отрывают их по своим инженерным вопросам. В итоге, менеджеры не думают о стратегии проекта. Я хочу пересадить их в отдельное здание.

Хмм, картина становится более понятной… И вот тут я неожиданно вспоминаю про 4 причины.

Подожди, говорю, если менеджеры не думают о стратегии проекта, для этого может быть одна из четырех причин:

1. Они не понимают, чего ты от них хочешь. Ты им говоришь: думайте о стратегии проекта? Что им делать? Им надо как-то напрячься, покраснеть, припотеть? Как ты поймешь, что они думают о стратегии? По каким признакам?

Ты можешь хотеть от них план стратегического развития проекта. Это четкий запрос. Или ты хочешь, чтобы они время от времени приносили тебе идеи о стратегическом развитии проекта? Это другой запрос. Ты чего от людей конкретно хочешь, ты им озвучивал?

Может быть, имеет смысл им какую-то книжку подарить на эту тему? Или семинар провести? Или ты сам им расскажи. как писать стратегические планы, если ты сам умеешь.

3. Как у людей с загрузкой по времени? Раньше они руководили пятью инженерами, теперь у них в подчинении целая толпа. И ты, наверное, от них еще релизов каких-то требуешь? Как у них со временем?

4. Люди вообще хотели быть менеджерами проектов? Или не смогли тебе отказать?

Тяжело отказывать начальнику, который приходит и говорит: “Друзья, у нас грядет важнейшее преобразование в компании. Единственные люди, на кого я могу положиться - это вы!” Вряд ли кто-то в этот момент скажет: “Да ну нафиг!” Люди молча вздыхают и идут тянуть новую лямку.

В итоге, перед переездом в новый офис нашлось много тем для обсуждения. :)

Или вот еще случай:

Случай из жизни. Подходит человек после конференции в Новосибирске:

Александр, такой вопрос. Мы тут три месяца писали новую систему отчетности. В итоге написали. В ней есть все: 28 страниц, на каждой по 10 вкладок. Там есть вся информация - вообще вся.
- Поздравляю, а в чем проблема?
- Наша немецкая заказчица ей не пользуется. Она вместо того, чтобы зайти в систему и получить данные, звонит каждому нашему инженеру и спрашивает у него, что он делал. Как нам ее замотивировать пользоваться нашей системой отчетности?

Ну что, давайте разбираться. Если заказчица не пользуется вашей системой отчетности, для этого может быть один из 4 причин:

1. Она вообще понимает, что ей надо пользоваться этой системой? Или вы ей написали письмо на 5 страниц с неясным заголовком, а она такая: “О, ребята - молодцы, чего-то делают… будет время, почитаю.”

2. Она умеет пользоваться этой системой? Почему вы в этом уверены? Сколько времени у нее занимает найти нужную ей информацию? Может быть, она честно попробовала раз, два, три - зарылась в системе, ничего не нашла, и решил по-старинке - звонить инженерам. Они-то всегда отвечают что нужно.

3. У нее вообще есть доступ в систему? Может быть. она туда зашла первый раз, ее не пустило, и она решила, что система еще не доработана. А пока она дорабатывается, буду-ка я звонить инженерам…

4. Может быть, человеку просто нравится общаться с вашими инженерами? Или она не доверяет данным в системе и перепроверяет информацию.

Хорошо бы перед разговором с ней подумать насчет этих причин - и так по ним и идти.

Основная сложность использования инструмента

Основная сложность в использовании этого инструмента - это вовремя о нем вспомнить. Серьезно, он кажется настолько тривиальным, что вспоминается не всегда.

Случай из жизни. На одном из тренингов у слушателей возник такой вопрос: как раскачать low-performer’а? В команде есть пара очень крутых ребят, несколько середнячков. И есть один человек, которые делает все существенно медленнее других. Как его раскачать. чтобы он начал делать больше и быстрее?

Мы уже набрали в грудь воздуха, чтобы начать давать советы, как вспомнили, что вначале ситуацию надо прояснить. Ведь если человек работает существенно меньше и медленнее остальных, для этого может быть одна из 4 причин:

1. Он не понимает, что то, как он работает - это плохо. Да, он видит, что медленно. Но зато качественно! Не то, что эти - наколбасили кода и бросили. А тут системный подход, юнит тесты, само-ревью и пр., и пр.

Менеджер когда-нибудь прямо говорил человеку, что он не доволен количеством его работы? Или менеджер человеку посылает скорее невербальные сигналы? Перестает давать интересные задачи, начинает с ним реже общаться и т.д.

2. Человек умеет работать быстрее? Было когда-нибудь такое, что он работал быстро?

3. Что еще человек делает? Может быть, в скайпе отвечает на вопросы новичком? Или сейчас у него в семье проблемы, не до того ему.

4. Чего он вообще хочет? Стабильности? Или развития? Денег? Стать тех.лидом? И тогда наши аргументы мы сможем привязывать к его хотелкам .

Может быть, он вообще не согласен с тем решением, на котором мы сейчас работаем. И своим поведением показывает, что решение неправильное.

Тут надо разбираться, думать перед разговором и общаться с человеком. Не надо раскачивать, надо разбираться.

Напоследок - попробуйте поискать причины

Чтобы это все не прошло даром и не превратилось только в чтение баек:), можете прямо сейчас взять ситуацию, когда кто-то делает не то, что вы хотите, и попробовать прикинуть, какими могли бы быть его 4 причины.

Лишний раз подумать всяко не помешает. И совершенно точно, это будет нескучно. :)

P.S. Предыдущие статьи из серии управленческие инструменты.

Есть четыре базовых эмоциональных состояния, которые "зашиты" в нас от рождения: злость, страх, печаль и радость. Заметьте, в нас "зашито" неприятных переживаний больше, чем приятных. Все остальные переживания, такие как ревность, зависть, стыд, вина, скука – мы учимся переживать, становясь постепенно старше и социализируясь. И, тем не менее, если мы с вами попробуем составить список переживаний человека, то в этом списке эмоций со знаком "минус" будет гораздо больше, чем со знаком "плюс".

Но зачем нам именно такая "прошивка"? Почему бы не "зашить" в человека только приятные эмоции, зачем нам неприятные? И почему их больше?.

Дело в том, что в действительности неприятные переживания имеют для выживания человека гораздо более важное значение, чем приятные. Именно поэтому мы склонны замечать во внешнем мире, да и в себе тоже, что-то, что нас настораживает. Вот представьте себе, к примеру, такую ситуацию: древний человек научился разводить кроликов, потому что это ему очень пригодится для пропитания, и в его хозяйстве уже полсотни кроликов. Глядя на такое богатство, он, наверное, радовался. Но вот совсем недалеко послышался рев древнего медведя – и тут же все внимание древнего человека обратилось туда. И тут уже не до радости: страх вышел на первое место. Как же так? Кроликов ведь пятьдесят, а медведь один! Радость должна преобладать! Ан нет! Потому что в данном случае именно страх придаст силы древнему человеку, чтобы спастись.

Любая неудовлетворенная потребность человека сопровождается таким чувством, как злость. Если ребенку не давать игрушку, он будет злиться. Если взрослому человеку не выдавать зарплату, он тоже будет испытывать злость. Если вы не выспались, вы будете недовольны. Если вы голодны, вы злее, чем если вы сыты. Злость, помимо этого, помогает нам охранять свои границы, как физические, так и психологические. В случае с древним человеком именно злость (от страха, из-за нарушенной безопасности) заставит человека схватить оружие и защищать свою территорию.

И грусть – такое же необходимое чувство, как и предыдущие. Потому что именно грусть от утраты чего-то ценного, друга или родственника, позволяет нам сопереживать и понимать, насколько мы близки к этому человеку. Именно это минорное чувство показывает нам глубину нашей связи друг с другом. Ведь если мы не грустим по кому-то, значит, он для нас не ценен. А поскольку людям для выживания очень важно было вести племенной образ жизни, им необходимо было выстраивать взаимоотношения таким образом, чтобы связи были глубокими, иначе даже внутри племени можно поубивать друг друга.

Вернемся к радости. Радость – это, скорее, бонус для человека. Радость видна только на фоне неприятных эмоций. Это так же, как день и ночь, – одно без другого невозможно. Древние люди долго гнались за оленем, естественно, устали, голодные, обозленные, – и наконец олень повержен. Конечно, это радость. Пять лет учиться в институте, корпеть над учебниками, писать контрольные и курсовые – трудиться и переживать то тревогу, то злость, то разочарование – и в конце получить диплом – это ведь тоже радость! Получить премию – радость, а целый месяц переработок, сверхурочных – это усталость, злость, обида, может быть.

Конечно, хочется все время пребывать в радости. Тем более что и вся современная культура кричит об этом: "Жить нужно в кайф!", "Получай удовольствие от жизни!", "Наслаждайся каждым мгновением!" Но давайте задумаемся: а так ли это естественно для человека – все время радоваться? Скорее, нет. Более того, людей, которым все нипочем, которые постоянно радуются и подхихикивают, мы в конце концов начинаем считать "странненькими". На самом деле, очень важен баланс. И так же, как день сменяет ночь, радость должна сменять неприятные переживания.

Все проблемы начинаются тогда, когда человек "зависает" в каком-то одном состоянии: если в неприятных эмоциях – это может привести к депрессии, если в приятных – к мании. Поэтому уметь радоваться – это, безусловно, необходимо. Но не стоит и осуждать тех, кто не может разделить с вами вашу радость в данный момент в силу каких-то своих жизненных обстоятельств. Это не значит, что вы должны перестать испытывать радость, но и относиться уважительно к чувствам и переживаниям другого человека тоже необходимо. Также не стоит и "залипать" на негативных переживаниях, превращаясь в зануду, "жертву обстоятельств" или брюзгу. В этом случае полезно помнить, что, кроме лягушек, существуют еще и бабочки, и мир достаточно хорош, чтобы в нем жить.

Как психолог могу сказать: испытывайте всю гамму переживаний! Именно это делает жизнь интересной и богатой!

Умение писать без ошибок, к сожалению, далеко не все приобретают в школьных стенах: немалое количество взрослых и опытных, казалось бы, людей делает глупейшие орфографические и грамматические ошибки в сообщениях и электронных письмах, невероятно раздражая тем самым как простых обывателей, так и педантов, ревностно относящихся к родному языку.

Впрочем, сегодня требования к грамотности ощутимо снизились: никто уже не морщит нос, услышав неправильно поставленное ударение или же увидев ошибку в слове. Грамотеи, если им так уж хочется подсказать, как нужно говорить правильно, обычно делают это деликатным полушепотом: это считается признаком хорошего тона.

Несмотря на такое расслабленное отношение к ошибкам в речи и письме, находятся и те, кто наотрез отказывается общаться с людьми, у которых, как они ни стараются, без ошибок писать не получается. С чем связано такое странное неприятие? Мы нашли ответ на этот вопрос: существует как минимум три причины, которые объясняют, почему некоторые люди не хотя общаться с теми, кто не умеет писать без ошибок.

Причина первая: многие не хотят тратить время на общение с дураками

Первая причина, по которой многие избегают общения с теми, кто не умеет писать без ошибок, — нежелание тратить время на разговоры с дураками. Если взрослый человек делает ошибки в словах, которые любой пятиклассник легко напишет правильно, это едва ли может характеризовать его интеллект как высокий или хотя бы средний.

А временные ресурсы между тем не бесконечны: в условиях, когда приходится изыскивать свободное время там, где его нет, вполне логично, что многие люди не хотят тратить его на общение с не слишком умными товарищами.

Причина вторая: некоторые люди могут не воспринимать информацию, написанную с ошибками

Общение сегодня все больше переходит в виртуальные плоскости: многие люди большую часть времени тратят не на реальные разговоры, а на переписки в социальных сетях. Информацию все воспринимают по-разному: кто-то может в силу собственных коммуникативных навыков с полуслова понять собеседника, даже если он выражается более чем туманно, а кто-то, напротив, ничего не поймет, если в сообщении будет несколько глупых ошибок.

Такие различия в восприятии тоже являются причиной, по которой многие не горят желанием общаться с теми, кто не умеет, и, самое главное, не хочет учиться писать без ошибок. Какой смысл тратить время на разговоры, если все равно ничего не поймешь?

Причина третья: у некоторых людей могут быть свои критерии отбора собеседников

Еще одна не самая очевидная причина заключается в том, что у некоторых людей могут быть свои критерии отбора собеседников, свои предпочтения, согласно которым они выбирают, с кем будут общаться, а кого станут избегать.

Умение писать без ошибок хоть и не является стопроцентным показателем высокого интеллекта, тоже может быть таким критерием. Тот, кто не обладает навыком писать слова без ошибок, вероятнее всего, будет проигнорирован человеком, который относится к грамотности слишком уж щепетильно.

Не стоит винить тех, кто отбирает собеседников используя в том числе и критерий грамотности. У большинства людей не так уж и много времени, чтобы тратить его на общение с теми, кто им по каким-то причинам не нравится.

Как видите, существует немало причин, по которым люди не хотят общаться с теми, кто не способен письменно донести свою мысль до окружающих без ряда глупейших ошибок. Одни попросту не хотят тратить время на общение с дураками, другие попросту не воспринимают таким образом поданную информацию, у третьих же люди, пишущие с ошибками, не соответствуют определенным критериям — все ведь по-разному выбирают себе собеседников. Так или иначе, недолюбливают безграмотных людей не напрасно: вряд ли причины из нашей подборки можно назвать надуманными.

Впрочем, одного умения писать без ошибок тоже может быть недостаточно для продуктивного общения с окружающими: нередко грамотность является номинальной и с умственными способностями человека никак не коррелирует. Исправить это можно, развивая в себе функциональную грамотность : о ней мы уже рассказывали в нашей предыдущей публикации.

Расскажите, что по этому поводу думаете вы: почему, на ваш взгляд, некоторые люди не хотят общаться с теми, кто не умеет писать без ошибок? Станете ли вы сами общаться с человеком, который допускает элементарнейшие ошибки на письме? Почему?

Когда супружеские пары стоят на грани разрыва отношений, партнеры обвиняют друг друга во всех смертных грехах. Более всего обструкции подвергаются такие качества, как самолюбование, эгоизм и стремление ставить свои личные интересы выше интересов партнера. Психологи, чьими клиентами являются разведенные супруги, подтверждают эту особенность: распадаются чаще всего те пары, в которых хотя бы один из супругов страдает от расстройства личности (нарциссизма).

Диагностика психиатрических заболеваний очень сложна

В клинической практике психиатры диагностируют нарциссическое расстройство личности, оценивая девять основных параметров. Вот почему не стоит приписывать человеку, с которым у вас не складываются отношения, ярлык «самовлюбленный эгоист». Для человека, который не страдает расстройством личности, обвинение "Ты любишь только себя!" может быть убийственным. Истинный нарцисс не воспримет эти слова близко к сердцу. Дело в том, что самовлюбленных людей совсем не волнует общественное мнение.

Могут ли нарциссы любить?

Бытует мнение, что самовлюбленные эгоисты не умеют любить. В паре, где один из партнеров занят самолюбованием, психологи видят три сценария развития событий: принять все как есть; попытаться изменить партнера; расстаться. Чаще всего эксперты по семейным взаимоотношениям советуют своим клиентам попытаться сохранить брак, а это значит, произвести какие-то изменения (в себе или в партнере). И только в том случае, если меры по улучшению ситуацию оказываются недейственными, супругам рекомендуют два других варианта на выбор.

Терпеть или расставаться?

Когда дело доходит до людей, которые являют собой кластер эмоционально неустойчивых личностей (социопатов, психопатов или нарциссов), предпочтителен второй вариант: расставание. Во всех остальных случаях люди предпочитают мириться со сложившимся положением дел. Вы можете изменить себя, принять факт, что негативные качества партнера со временем никуда не денутся, и даже предпринять некоторые меры защиты, но вы по-прежнему будете склоняться в пользу развода.

Существуют разные степени эгоизма и самовлюбленности

Большинство людей имеют различные степени эгоизма и самовлюбленности: лица с низкой самооценкой, с нормальной самооценкой, с высокой и даже чрезмерно раздутой. Некоторые люди могут показаться вам слишком самоуверенными, эгоистичными, эгоцентричными и проявляющими признаки самовлюбленности. Кто-то из них может иметь клиническую степень нарциссизма. Причины этого явления кроются в глубоком детстве и часто связаны с тотальной родительской любовью. Каждый раз мама восторгалась элементарными действиями малыша, ежедневно рассказывала ему, какой он красивый и замечательный. Впоследствии ребенок перестал адекватно воспринимать себя, но начал самостоятельно себя оценивать.

Когда проявляется нарциссическое расстройство личности?

Чаще всего расстройство личности начинает проявлять свои первые признаки в раннем взрослом возрасте. Это психическое отклонение характеризуется пренебрежением мнением и чувствами других людей, манией величия, навязчивыми мыслями и стремлением к корыстным целям. Далеко не каждый самовлюбленный человек обладает всеми этими чертами одновременно. Но есть и такие нарциссы, которые «проходят» по всем параметрам (клиническое расстройство личности). С людьми, которые не хотят тратить свою энергию на своего партнера, невозможно построить гармоничные отношения. В паре, где один из супругов является нарциссом, обмен энергией напоминает улицу с односторонним движением. Этот союз выгоден только одному человеку, а для другого является пустой тратой времени.

Признаки самовлюбленной личности

У вас вряд ли получится изменить человека, который ловко манипулирует окружающими, занят оскорблениями, унижениями и запугиванием. Здесь не умение любить связано с психическим диагнозом, а для этого расстройства не существует эффективной терапии. Для оценки ситуации слушайте свой внутренний голос и полагайтесь на ощущения. Если вам некомфортно с этим человеком, если вы испытываете страх пред ним, не знаете, чего ожидать от него в следующую минуту, бегите от него как от огня. Он никогда не изменится и может быть весьма непредсказуемым.

Раздутое чувство собственной важности

Самовлюбленная личность имеет гипертрофированное чувство собственной важности, а также стремится преувеличить свои достижения и таланты. На самом деле это стремление не возникло на пустом месте, и прикрывает комплекс неполноценности и сильную неуверенность в себе. Эти люди требуют от партнеров огромного количества внимания. Но даже если вы будете выбиваться из сил, пытаясь соблюсти все требования, этого все равно окажется недостаточно. Итак, основная претензия нарцисса к партнеру — это отсутствие внимания.

Гневная реакция на критику

Нарцисс не умеет благодарно принимать слова конструктивной критики. Даже если вы сделаете ему незначительное замечание, он тут же вспыхнет от гнева. Чтобы хоть как-то уравнять шансы, самовлюбленный человек нападает на лицо, его критикующее, с голословными обвинениями и оскорблениями. В ответ он может бесконечно критиковать партнера, мотивируя это желанием улучшить свою вторую половинку. Кажется, нападение и вправду является лучшей защитой. Вот почему в его поступках всегда «виноваты» вы.

Они не любят ностальгировать по прошлому

Большинству людей приятно вспомнить какие-то милые моменты из прошлой жизни. Хорошие и приятные воспоминания, которые разделяют между собой партнеры, являются признаком глубокой привязанности. Эгоисты и нарциссы не умеют ностальгировать по прошлому. Любые сентиментальные чувства для них непонятны. Поэтому они никогда с улыбкой не рассказывают о прошлом.

Способность к подлости

Еще одна ярко выраженная нарциссическая черта — это способность к подлости и асоциальному поведению. В школе этот человек мог иметь репутацию отъявленного хулигана или состоять на учете комиссии по делам несовершеннолетних. Во взрослой жизни к нему прочно приклеилось прозвище «хам». Несмотря на свою надменность, злость, ненависть к окружающим, стремление к оскорблениям и унижениям других, самовлюбленный человек расценивается как незрелая личность. Так называемый синдром школьного хулигана — это не просто желание оскорблять или проявлять сарказм. Общаясь с людьми, нарцисс принижает заслуги других, забывая о справедливости и порядочности.

Его чувства устремлены внутрь

Само понятие "любовь" для нарциссической личности является чем-то инопланетным, туманным и нереальным. Самовлюбленный эгоист не может любить других, так как его чувства устремлены внутрь себя, а не наружу.

Отсутствие эмпатии

Еще одним самым ярким признаком расстройства личности является отсутствие эмпатии. Не секрет, что каждый из нас в тот или иной промежуток времени может проявлять нарциссические или эгоистические наклонности. Однако людям свойственно признавать свои ошибки и менять стратегию отношений. Нарцисс не может этого сделать, так как он не умеет по-настоящему сближаться с другими людьми, он не знаком с принципами взаимопомощи, ему неведомо сочувствие и жалость.

Решение

Как мы говорили, самовлюбленный эгоист никогда не изменится. Он будет лгать вам, изворачиваться, обвинять и манипулировать. Существует только одно решение: покончить с этими отношениями. Нормальный человек не сможет вытерпеть нарцисса более двух минут. Где же самовлюбленные личности находят для себя потенциальных жертв? Ответ прост: если в вашей семейной модели один из родителей являлся нарциссом, то другой был слабохарактерной личностью. Вы стали заложником этой модели и проявляете терпение, демонстрируя психологию жертвы.

Для начала разберем такое понятие, как дружба. Что это такое? Это не просто приятная компания со схожими интересами. Это нечто большее, когда люди могут и проявлять интерес друг к другу, проявлять заботу и радоваться совместному времяпровождению, а также возможность доверять другому человеку, как самому себе.

Рис. Почему некоторые люди совершенно не умеют дружить?

Людям, которые не обладают подобными навыками, приходится достаточно тяжело. Они вроде бы общаются, но не могут . Чаще всего, они находятся в одиночестве, от которого сильно страдают. На самом деле есть несколько причин, которые мешают быть хорошим другом.

Причины отсутствия друзей

1. Такие люди могут часами говорить о себе, не замечая, что собеседник уже устал от их монолога. Если человек пытается вставить хоть одну фразу в столь длинную тираду, то она не будет услышана и разговор вновь вернется в то же русло. Эти люди не пытаются даже сделать вид, что их интересует чужое мнение, они не любят интересоваться любыми проблемами и переживаниями других людей.

3. Очень отталкивают люди, которые ставят себя выше всех. Они считают себя самыми умными, красивыми, талантливыми, другими словами лучше всех. Любые Ваши советы или замечания будут разгромлены в пух и прах. Этот человек считает себя асом, абсолютно в любом деле. Бесспорно, с такой личностью очень сложно и трудно общаться, а тем более дружить. Попробуйте дружить с ходячей энциклопедией, которая всегда и везде будет упоминать, что она все обо всем знает. Такая мысль может даже испугать.

4. Есть еще один момент, который мешает создать с человеком приятельские или дружеские отношения. Представим, что у конкретного человека постоянно происходят различные проблемы, только он не любит говорить о них часами, а куда хуже - просит решить Вас всевозможные неувязки за него самого. Он постоянно просит помощи, даже по мелочам. Причем участвовать в разрешении сложившейся ситуации, он абсолютно не желает. Такой человек будет периодически занимать деньги, а потом отдавать долг через раз. Это не вымышленный персонаж, такие люди есть и в большом количестве.

Как стать хорошим другом?

Надеемся, что Вы не относитесь к одному из вышеописанных типов людей и у Вас есть друзья. Если же это не так, то пора признать, что Вы берете больше, чем даете . Это, естественно, мало кому понравится, и Вам в том числе.

Пересмотрите свое отношение к друзьям. Постарайтесь вникнуть в их проблемы и, по возможности, помогите решить. Искренне интересуйтесь личностями своих друзей, давайте им возможность выговориться, ведь иногда это так необходимо. В конце концов станьте интересным человеком, и тогда, недостатка в друзьях у Вас не будет никогда!