Тургенев в дороге анализ. Анализ стихотворения Ивана Тургенева “В дороге”

В девятнадцатом веке Иван Сергеевич был знаменит благодаря своим эпиграммам и пародиям.Однако свой талант поэта Тургенев не расценивал как что-то действительно стоящее. Но все же есть одно стихотворение, которое стало широко известным: стихотворение «В дороге». Оно было положено на музыку несколькими композиторами, например, Катуаром,

Пригожим и Гедике.Многие узнают это стихотворение по первой строчке: «Утро туманное, утро седое…».

По смыслу, главный лирический герой вспоминает о прошлом. Пейзаж на фоне четко передает характер дум и настроение героя: грустная печальная осень просто располагает к задумчивости и размышлениям о жизненных вопросах. «Утро седое» указывает на возраст главного героя.

На протяжении всего произведения фигурирует глагол «вспомнишь», как будто автор обращается и к читателю, как к старому знакомому. Он вызывает нас на философский разговор. И снова большую роль играет пейзаж: утро, не имеющее четкого очертания

– начало нашего разговора, где мы ничего еще не понимаем.

Однако потом появляется все больше света, мы видим ясную светлую картину – так же и в разговоре с писателем, от буквы к букве, все яснее и яснее.Вместе с возрастанием понимая и изменением пейзажа, меняется и настроение лирического героя: он начинает вспоминать более яркие и чувственные сцены из своей жизни.

Несмотря на то, что речь идет об ушедших романтических чувствах, у нас не остается ощущения тоски и грусти.Это стихотворение было написано в 1843 году, в честь расставания с возлюбленной – Татьяной Бакуниной.Вместе с героем, читатель становится все мудрее. Вместе с лирическим героем, мы приобретаем очищение души.

Романс "Утро туманное" Слова И. Тургенева. Музыка В. Абазы Стихотворение- элегию «Утро туманное» И.С. Тургенев написал в ноябре 1843 г. под впечатлением разрыва с Татьяной Бакуниной, сестрой известного революционера-анархиста Михаила Бакунина. В произведении слышится щемящее чувство тоски по ушедшему счастью, родине, которую автор добровольно покинул и жил на краю чужого гнезда в семье Полины Виардо. Музыку к этим прекрасным словам написал офицер лейб-гвардии гусарского полка Эраст Абаза, одаренный музыкант, тонко чувствовавший прекрасное. Талантливый молодой человек погиб во время Крымской войны в осажденном Севастополе в июне 1855 г.






Построение диалога Работа в парах. Создание вопросов, выявляющих первичное восприятие. Фрагменты текста, на которых остановилось внимание при чтении стихотворения Какие вопросы возникли у меня? Нивы печальныеПочему для героя все вокруг выглядит печально? Нехотя вспомнишьПочему он вспоминает о прежних чувствах «нехотя»? Вспомнишь и лица давно позабытые К кому обращается герой в воспоминаниях? Вспомнишь разлуку с улыбкою странной Почему его улыбка «странная»? Составление круга вопросов, на которые необходимо ответить в ходе анализа


Татьяна Бакунина Цикл из трех стихотворений под общим названием «Вариации» год Т.Бакунина полюбила его высокой идеальной любовью. «Вы святой, вы чудный, вы избранный Богом, - пишет она ему. – На челе у вас я вижу отпечаток его величия, его славы, и вы будете, как он, великим, могущественным, свободным, блаженным, как он… О, оставьте меня в святом, в блаженном созерцании той дивной будущности, которую я смею предрекать вам».


Иван Тургенев Герои не любили, они только хотели любить, играли в любовь. И.Тургенев в письме: « …Послушайте – клянусь Богом: я говорю истину – я говорю, что думаю, что знаю: я никогда ни одной женщины не любил более Вас – хотя не люблю и Вас полной и прочной любовью… Для Вас одних я хотел бы быть поэтом, для Вас, с которой моя душа каким-то невыразимо чудным образом связана… ваш образ, ваше существо всегда живы во мне, изменяются и растут и принимают новые образы… Вы моя Муза» (20 марта 1842)


Анализ стихотворения Составьте ассоциативный ряд со словом ДОРОГА Перемены, разлука, одиночество, скитальчество, неизвестность, неустроенность. Как название связано с основной мыслью стихотворения? Герой одинок и разочарован. Он прощается с прежней жизнью, но будущее для него неопределенно. В каком произведении, изученном вами ранее, звучит мотив дороги? М.Ю.Лермонтов «Тучи»


Первая строфа Почему поэт говорит о событиях, пережитых им совсем недавно, как о далеком прошлом? И.Тургенев отказался от прежних взглядов, пережил стремительную худ. эволюцию Вчерашний день – прошедший этап. Прощание с Т.Бакуриной совпало с разочарованием в том, что его окружало в Премухине. Найдите контрастные образы или эмоционально противоположные мотивы. Настоящее противопоставлено былому. Одиночество – «лицам», обществу, в котором вращался герой. Какие чувства вызывают воспоминания? Какие слова указывают на отношение героя к прошлому? Воспоминания вызывают сожаление: «нехотя вспомнишь».


Вторая строфа Найдите контрастные образы или эмоционально противоположные мотивы. Обильные страстные речи – взгляды…робко ловимые. Первые встречи – последние встречи. Почему поэт посвящает описанию бурных споров лишь одну строку во второй строфе, а описанию мимолетных взглядов, встреч – три? В его кругу много и увлеченно говорили, но сам Тургенев рассказывал лаконично. Пережитое прошлое контрастно новым настроениям поэта. Он внутренне сопротивляется этому преувеличенно – эмоциональному стилю романтических излияний, стремится к лаконичной манере выражения и изображения чувств.


Третья строфа Какое значение приобретает эпитет СТРАННОЙ? Странная улыбка – слабое отражение чувств, волнующих героя. Непролитая слеза дрожит, она видна за странной натянутой улыбкой. Каково лексическое значение слова РОДНОЕ? В каком значении употреблено слово? Как относится герой к прошлому? Возможно ли для него возвращение к прежним чувствам? «Родным, далеким» кажется поэту время мимолетной влюбленности. Он менее всего склонен обвинять возлюбленную и считать ее причиной их взаимного охлаждения и разлуки. Поэт сознает невозможность для себя возврата к старым чувствам, но относится к пережитому с уважением и теплотой.


Итоги Лирический мотив воспоминаний составлял подлинный нерв и юношеской поэзии, и зрелой прозы Тургенева. Стихотворение «В дороге», третье в стихотворном цикле «Вариации», было одним из ранних проявлений присущей Тургеневу склонности включать частные жизненные события и факты в широкую историческую перспективу. В цикле «Вариации» остро ощутимы и привязанность к прошлому, и решительность разрыва с ним. Чему учит творчество И.С.Тургенева? Какие строчки содержат ответ на этот вопрос?

Иван Сергеевич Тургенев воспринимается большинством читателей как автор произведений крупной формы – повестей «Ася». «Первая любовь». романов «Рудин». «Дворянское гнездо» и множества других, не менее известных ценителям русской классики. Однако начинал свою творческую деятельность писатель именно с поэтических форм, да и в последние годы жизни прославился особым жанром, получившим впоследствии название «Стихотворений в прозе». Тургенев пробовал себя в роли автора поэм и элегий, баллад и мадригалов. Еще в середине XIX века он прославился

Своими эпиграммами и пародиями, экспромтами и шутливыми посланиями. Также перу Тургенева принадлежат переводы произведений величайших поэтов Европы: Байрона. Гейне, Мюссе, Вольтера.

Сам Иван Сергеевич очень сдержанно оценивал свои стихотворные опыты, считал, что вовсе не обладает поэтическим талантом. Но одно из его стихотворений не просто стало любимым романсом многих почитателей этого жанра, но даже было положено на музыку разными композиторами: Г. Катуаром, Я. Пригожим, А. Гедике.

Речь идет о стихотворении «В дороге». больше известном по первой строчке – «Утро туманное, утро седое». Лирический сюжет

Довольно прост: герой в дороге вспоминает о былых днях. Унылый осенний пейзаж располагает не просто к задумчивости, а, скорее, к созерцательности, философствованию. В памяти героя невольно возникают моменты прожитой долгой жизни, возможно, поэтому и утро у него «седое» – такое же убеленное сединами, как и сам герой. Но при этом данное определение – «утро седое» – можно отнести к постоянным эпитетам, ведь туман очень часто сопоставляют с сединой (ср. у С. Есенина – «седины пасмурного дня»).

Усиливается восприятие стиха с помощью повторения слова «вспомнишь». оно использовано пять раз. Глагол в форме второго лица настраивает на диалог, как будто обращенный к читателю, создавая ощущение сопричастности к чему-то личному, интимному, но сами предложения носят обобщенно-личный характер, приглашая к разговору любого. При этом происходит постепенное «прояснение» картины: если сначала, как и положено ранним утром, все размыто, не имеет четких очертаний, то по мере того, как начинает светать, проясняется восприятие и героя, и читателя.

Параллельно с рассветом в природе происходит нарастание чувств лирического героя. Если сначала он «нехотя вспоминает и время былое, и лица, давно позабытые». то уже в следующую минуту память услужливо предлагает вспомнить «обильные страстные речи» и взгляды, «жадно… ловимые». И хотя читателю становится ясно, что речь идет о прошедшей любви («последние встречи». разлука), к тому же герой вспоминает об этом «с улыбкою странною». но это не вызывает ощущение отчаянья и безнадежности. Это сопоставимо со словами героини рассказа И. Бунина «Темные аллеи» Надежды: «Все проходит, да не все забывается».

Удивительно, как мудро и точно удалось передать 25-летнему писателю такое состояние светлой грусти, свойственное стихотворениям о несчастной или уже прошедшей любви (как у Пушкина в его стихотворении «На холмах Грузии»). Гораздо более поразительным можно считать тот факт, что, написанное в 1843 году, это стихотворение было прощанием с одной любимой женщиной – Татьяной Бакуниной, а стало предвестником долгого и мучительного романа с другой – Полиной Виардо, молодой певицей, замужней женщиной, которую Тургенев нежно и трепетно любил на протяжении почти 40 лет.

И читатель вслед за героем стихотворения «В дороге» тоже должен понять, что все выпавшие на долю человека испытания делают его более мудрым, стойким, наполняют дорогими сердцу воспоминаниями, дают возможность просветленности сознания героя, очищения его души (катарсиса) после заново пережитых мгновений прошлого.

(2 оценок, среднее: 3.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Стихотворение «На железной дороге» (1910) включено в цикл стихов Блока «Родина». Как и в стихотворении «Россия», судьба родины осмысляется здесь...
  2. Произведение «Эгоист» было написано Иваном Сергеевичем Тургеневым в декабре 1878 года. Оно входит в цикл автора «Стихотворения в прозе», который...
  3. Приступая к анализу текста, прежде всего могу отметить, что это произведение лирическое, то есть в нем отражаются переживания, чувства и...
  4. И. С. Тургенев писал: «Вся моя биография в моих сочинениях». В последние годы своей жизни писатель создает небольшие лирические произведения...

Смысл ст-я прозрачен: это воспоминания о былом. К ним располагает и сама ситуация: герой находится в дороге. Его не отвлекают будничные дела, он умиротворен, спокоен, мысли и воспоминания приходят как бы сами собой: Нехотя вспомнишь и время былое.. .

На это настраивает окружающая природа- замершая осень.
Эти картины создают атмосферу философской созерцательности, погруженности в себя, когда в памяти постепенно всплывают разные моменты прожитой жизни.
Ст-е имеет интересное композиционное построение. Это своеобразная рамочная конструкция с обрамляющими основное содержание фоновыми картинами. Причем? границы проходят не между строфами, а внутри первой и третьей строф, что, с одной стороны придает стихотворению плавную непрерывность, а с другой-объединяет все, что связано с воспоминаниями. Роль скрепляющего весь текст элемента играет глагол вспомнишь. Этот глагол подчеркивается словами, которые сближаются соотнесенностью с тем, что "было, прошло, осталось в воспоминаниях": время былое, лица, давно позабытые, вспомнишь… далекое.

Первая строка стихотворения звучит завораживающе. Скромная картина поздней осени (или ранней зимы) оставляет впечатление замедлившегося течения жизни, почти полное отсутствие какого-либо движения. Это содержащие повторы и перечисления назывные предложения, которым свойственна не только фрагментарность, но и одновременно большая емкость выражаемого содержания.
Ощущение замедленности, протяженности окружающего, приглушенности ярких проявлений жизни создается особой огласовкой: в первой строке, начинающейся с гласной буквы. Наиболее заметно звучание протяжного У, ударного А, который как бы продлевается в сочетании с последующим долгим Н - туманное (которое еще повторится в третьей строфе- странной, непрестанный) .

Сосредоточенно-сдержанное состояние героя передается через серо-белую цветовую гамму, метафорический эпитет "грусть": утро туманное, утро седое (основное значение первого прилагательного подкрепляется вторичным значением другого: седое-"тускло-серое, белесое"), нивы печальные, снегом покрытые.

В стихотворении герою сопутствует утро, время, когда притупляется острота ощущений, рассудок преобладает над чувствами, человек способен к наиболее верной оценке событий и поступков.
Утро, дорога, природа, отдаленность от происходившего- все это приводит к мудрому, взвешенному его пониманию героем: пониманию самоценности всех- каждого-мгновений жизни.
Фрагменты воспоминаний выстраивая по нарастающей. Поначалу это медленно наплывающие, размытые, почти нереальные картины. Замедленность заложена еще в двух первых строчках, поддерживается повторяющимся глаголом вспомнишь в сочетании с союзом и: вспомнишь и время, вспомнишь и лица.
Во второй строфе волна воспоминаний нарастает - картины обретают живость, реальные очертания: вспомнишь …взгляды, …встречи, они становятся звучащими: вспомнишь …речи, …голоса звуки. Основная экспрессия, которая передает в данных строках мгновения расцвета чувств, сосредоточена в эпитетах. Это эмоциональные обильные страстные речи, интимно-приглушенные тихого голоса звуки любимые, выразительно-контрастные первые встречи, последние встречи. Это и воспринимающиеся в том же ряду, увиденные в неожиданном сближении взгляды- так жадно, так робко ловимые.
Выразительность, многозначность эпитета сохраняется и во фрагменте, связанном с воспоминанием об угасшей любви: Вспомнишь разлуку с улыбкою странной…
Очень сложно определить, что хотел показать здесь Тургенев: страдание, сожаление, благодарность?

И последняя картина теряет конкретные, реальные очертания. А фраза "Многое вспомнишь родное, далекое", соединяющая в себе все сказанное ранее и неожиданно-контрастно перекликающаяся с начальным "Нехотя вспомнишь", приобретает обобщающий смысл: то, что было, -каким бы оно ни было- это свое, родное, но неизбежно удаляющееся все дальше в прошлое.

Романов «Рудин» , «Дворянское гнездо» и множества других, не менее известных ценителям русской классики. Однако начинал свою творческую деятельность писатель именно с поэтических форм, да и в последние годы жизни прославился особым жанром, получившим впоследствии название «Стихотворений в прозе». Тургенев пробовал себя в роли автора поэм и элегий, баллад и мадригалов. Еще в середине XIX века он прославился своими эпиграммами и пародиями, экспромтами и шутливыми посланиями. Также перу Тургенева принадлежат переводы произведений величайших поэтов Европы: Байрона , Гейне, Мюссе, Вольтера .

Сам Иван Сергеевич очень сдержанно оценивал свои стихотворные опыты, считал, что вовсе не обладает поэтическим талантом. Но одно из его стихотворений не просто стало любимым романсом многих почитателей этого жанра, но даже было положено на музыку разными композиторами: Г. Катуаром, Я. Пригожим, А. Гедике.

Речь идет о стихотворении «В дороге» , больше известном по первой строчке - «Утро туманное, утро седое…» . Лирический сюжет довольно прост: герой в дороге вспоминает о былых днях. Унылый осенний пейзаж располагает не просто к задумчивости, а, скорее, к созерцательности, философствованию. В памяти героя невольно возникают моменты прожитой долгой жизни, возможно, поэтому и утро у него «седое» - такое же убеленное сединами, как и сам герой. Но при этом данное определение - «утро седое» - можно отнести к постоянным эпитетам, ведь туман очень часто сопоставляют с сединой (ср.: у С. Есенина - «седины пасмурного дня»).

Усиливается восприятие стиха с помощью повторения слова «вспомнишь» : оно использовано пять раз. Глагол в форме второго лица настраивает на диалог, как будто обращенный к читателю, создавая ощущение сопричастности к чему-то личному, интимному, но сами предложения носят обобщенно-личный характер, приглашая к разговору любого. При этом происходит постепенное «прояснение» картины: если сначала, как и положено ранним утром, все размыто, не имеет четких очертаний, то по мере того, как начинает светать, проясняется восприятие и героя, и читателя.

Параллельно с рассветом в природе происходит нарастание чувств лирического героя. Если сначала он «нехотя вспоминает и время былое, и лица, давно позабытые» , то уже в следующую минуту память услужливо предлагает вспомнить «обильные страстные речи» и взгляды, «жадно … ловимые» . И хотя читателю становится ясно, что речь идет о прошедшей любви («последние встречи» , разлука ), к тому же герой вспоминает об этом «с улыбкою странною» , но это не вызывает ощущение отчаянья и безнадежности. Это сопоставимо со словами героини рассказа И. Бунина «Темные аллеи» Надежды: «Все проходит, да не все забывается».

Удивительно, как мудро и точно удалось передать 25-летнему писателю такое состояние светлой грусти, свойственное стихотворениям о несчастной или уже прошедшей любви (как у Пушкина в его стихотворении «На холмах Грузии…»). Гораздо более поразительным можно считать тот факт, что, написанное в 1843 году, это стихотворение было прощанием с одной любимой женщиной - Татьяной Бакуниной, а стало предвестником долгого и мучительного романа с другой - Полиной Виардо, молодой певицей, замужней женщиной, которую Тургенев нежно и трепетно любил на протяжении почти 40 лет.

И читатель вслед за героем стихотворения «В дороге» тоже должен понять, что все выпавшие на долю человека испытания делают его более мудрым, стойким, наполняют дорогими сердцу воспоминаниями, дают возможность просветленности сознания героя, очищения его души (катарсиса) после заново пережитых мгновений прошлого.

  • «Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Отцы и дети», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева