Толкование на заповедь: Не произноси имение Божьего всуе. Почему нельзя произносить имя господне напрасно

Третья заповедь учит: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, всуе» Буквально имя Господа, как святыня, не должно употребляться в обыденных разговорах, то есть без чувства благоговения перед Тем, Кто открыл нам Себя в этом имени. Имя Божие становится огненным возмездием и карой для тех, кто клянется им ложно, обращает его в шутку или сопровождает упоминание о нем бранью. Когда мы произносим имя Божие, то как бы дотрагиваемся своей рукой до Его хитона.

Когда мы произносим имя Божие, то всевидящее око Господне устремлено в наше сердце. Имя Божие должно произноситься с таким благоговением, с каким мы поклоняемся иконе и прикладываемся к ней своими устами. Можно сказать, что имя Божие – это словесная икона Того, Кто выше мысли и слова, Кто вечен и бесконечен, Кто непостижим мыслью и невыразим человеческим языком.

В душевном плане наше сердце должно стать тем апокалиптическим камнем, на котором написано таинственное имя,– это камень белого цвета, символ чистоты. Сердце должно стать грунтом, на котором написана икона Бога как Его имя. Здесь обоюдный процесс: жизнь человека приготовляет его сердце к молитве, а молитва освящает жизнь человека.

У древних отцов не было книг и разработанного учения об Иисусовой молитве , но была чистота сердца и помыслов, которая привлекала к себе благодать Божию, и сама благодать молилась в их сердцах. Они как бы прислушивались в благоговейном изумлении к неизреченным словам этой духовной молитвы: Сам Господь был учителем ее. Нечистота и лукавство нашего сердца служат главным препятствием для Иисусовой молитвы.

Трудно написать икону на покореженной, неровной, покрытой трещинами доске. Наша жизнь не соответствует молитве, поэтому – несмотря на все книги, в которых отражен опыт святых отцов, преуспевших во внутренней молитве, даны их советы, их методы (то есть, говоря современным языком, техника молитвы),– она не прививается к нашему сердцу.

Не исправляя свою жизнь, а лишь повторяя слова молитвы, мы хотим совместить несовместимое. И бедняк может пригласить царя в свою убогую хижину, но мы зовем Бога в жилище своей души, полное грязи, смрадное от нашего мысленного разврата; где толкутся мысли и образы, рожденные злобой и ненавистью, похожие на брань и драку пьяных. В эту-то грязь, с которой не желаем расстаться, мы приглашаем Царя царей! Поэтому молитва, «оторванная» от нашей жизни в целом, остается бесплодной.

Роза не может прижиться посреди камней: ее корень засыхает и цветы увядают. Человек трудится над молитвой, но не видит результата и поэтому чаще всего бросает ее. Он роет колодец в песках пустыни и до воды дойти не может; от всего труда остается лишь груда вырытой земли. Здесь наша ошибка состоит в том, что мы воспринимаем молитву как нечто абстрактное по отношению к своей жизни, между тем как молитва – это экзамен, а жизнь – приготовление к нему. Спасение совершается во взаимодействии Божественной и человеческой воли. В этом смысле не только человек без Бога, но и Бог без человека «бессилен».

Творец миров дал человеку внутреннюю нравственную свободу, автономию и не берет Своего дара назад. Всесильный и Всемогущий как бы ограничил Себя перед человеческой личностью; Он дал человеку возможность свободного направления и развития его воли. В этом – богоподобие человека, в этом его величие и ответственность. Но в этом таится и метафизическая опасность свободы.

Человек, который занимается молитвой, но не изменяет свою жизнь, как бы надеется, что Бог совершит его спасение Сам, что сама молитва автоматически превратится в «спасение по необходимости». Поэтому здесь человека ожидает неудача, можно сказать, духовный крах. Молитва превращается в сочетание слов, а слова – в сочетание букв или звуков.

Молитве должно сопутствовать постоянное чувство покаяния , то есть недовольство своей жизнью, осуждение, отвержение ее и желание начать новую жизнь. Это желание должно иметь волевой характер, должна быть решимость воплотить его в дела и поступки. В каждой жизненной ситуации человеку нужно думать: «А как отразится это на моей молитве? Приобрету я благодать или потеряю?». Кратко сказать, вся наша жизнь должна быть фоном молитвы.

Человек должен непрестанно очищать свое сердце от помыслов и страстей. Самая главная и универсальная страсть – себялюбие, которое проявляется как гордость,– этот духовный изоляционизм, противопоставление себя не только людям, но и Богу.

Затем – три страсти: сребролюбие – привязанность к деньгам и вещам, которая часто выражается в накопительстве,– надежда на внешнее и мертвое; сластолюбие – похоть души, жажда наслаждений, ложное стремление найти счастье в удовлетворении своих страстей, сладость, на дне которой горечь, иллюзия, которая, рассеиваясь, оставляет душу пустой; славолюбие – ложь души, превращающая человека в актера, играющего на сцене жизни ради одобрения и аплодисментов той толпы, которую сам же человек в глубине своего сердца презирает.

Эти страсти, ослепляя человека, рождают три другие: неразумие – когда человек подменяет главную цель своей жизни – богообщение – мирообщением; незнание – когда человек отключает себя от внутренней, духовной жизни, дающей истинное знание и мудрость, и переключается исключительно на изучение внешнего, что делает его духовно слепым; забвение – забвение о вечности и смерти, об уроках, которые дает ему жизнь.

Это состояние похоже на опьянение: человек добровольно отдается страстям, забывая, что ожидает его по отрезвлении – смех демонов над его душой. Пьяница, проснувшись где-то под забором, ограбленный своими же друзьями, в своих собственных нечистотах, скоро забывает о пережитом позоре и снова тянется к вину. Это постоянное забвение грешника, постоянное искание счастья в грязной луже. Человек может испытать самые тяжкие страдания, но все забыть и ничему не научиться.

Вообще святые отцы указывают на восемь главных страстей, на восемь язв человеческой души, на восемь источников, из которых текут мертвые воды греха. Эти страсти и борьба с ними подробно описаны в аскетическом сборнике «Добротолюбие ». Без очищения души от страстей, без постоянной внутренней работы над собой преуспеяние в Иисусовой молитве невозможно: человек будет словно черпать воду разбитым, прохудившимся сосудом, и вода тотчас будет выливаться на землю, а сосуд – оставаться пустым.

Духовный план третьей заповеди – возвращение к тому же апокалиптическому образу: на белом камне, то есть на кающемся сердце, где внутренние слезы омывают грязь страстей, Дух Святый пишет новое имя. Для такой души имя Иисуса Христа всегда новое, оно открывается ей в новых глубинах, в новой красоте, в своей вечной неповторимости. Белый камень означает возможное для человека отрешение не только от греховных, но и вообще от мирских помыслов, от того, что вне Бога, от того, что по своей природе чуждо душе. Белый камень с написанным на нем таинственным именем, которого не знает никто (это состояние невозможно передать словом, оно принадлежит только тому, кто его испытал), является вечной славой святых, для которых Бог стал всей полнотой их бытия.

Исполнить третью заповедь – значит подчинить имени Божию всю свою жизнь, наполнить им время всей жизни и пространство всего сердца.

о. Рафаил (Карелин)

Третья заповедь Исх. 20, 7

Карев А. В

«Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно». Так гласит третья заповедь. Об этой заповеди надо сказать, что она нарушается больше всех других заповедей Божиих в жизни христиан. К этой заповеди дети Божии относятся особенно невнимательно, и нарушения ее совершаются ими изо дня в день. Но, может быть, это преувеличение? Рассмотрим же внимательно эту великую и столь необходимую для Церкви Христовой заповедь. Разбирая ее, мы должны прежде всего вспомнить слова молитвы Господней: «Да святится имя Твое» - Мф. 6, 9. Много толкований дано на эти слова молитвы Господней. Но нет сомнения, что они призывают нас возвеличивать имя Господне и прославлять Его.

И как пример такого возвеличения и прославления имени Господнего стоят перед нами представители ангельского мира - серафимы, о которых мы читаем в книге пророка Исаии 6, 2-3: «Вокруг Его стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лицо свое... и взывали они друг к другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!»

Господь Саваоф - это одно из ветхозаветных имен Бога, Иегова - это другое ветхозаветное имя Господа. И это имя Господне так велико и свято, что даже серафимы вынуждены закрывать свои лица перед Его величием и святостью. А на земле? Как уничижается и как бесславится имя Господне произнесением его всуе. В Новом Завете Бог именуется не Иеговой, не Саваофом; Он именуется Богом, или Господом, или Господом Иисусом, или Господом Иисусом Христом. Которое же из этих имен Божиих произносится напрасно или употребляется всуе? (Пр. 30, 9) Два имени: Бог и Господь!

Что же означает произносить имя Господне напрасно? Это значит: произносить его по пустякам, на каждом шагу - ах, Господи! о, Господи! о, Боже мой! - и так далее. Мы часто произносим имя Господне в момент недовольства чем-либо, в момент гнева, страха, в случае неудачи, растерянности или неожиданности. Сколько же таких моментов в нашей жизни каждый день! И почти во все эти моменты из наших уст вырываются слова: «Господи! Боже!» Разве это не напрасное произнесение великого и достославного имени Божьего? И кто не повинен в этом грехе? Кто не отступил от этой великой третьей заповеди? Скажем в глубоком смирении перед Господом: мы все отступники от этой заповеди!

Может быть, кто-то скажет в свое оправдание: ведь это только привычка! А Слово Божие говорит: нет! Это - нарушение определенной, Богом данной заповеди, которая гласит: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно». Это не только привычка, но великий грех, который не останется без наказания! Так говорит в этой заповеди Господь. Мы должны объявить войну этому ежедневному греху в нашей жизни! И с помощью Господней мы победим его!

Напрасным произнесением имени Божьего является также и так называемая божба. Мы знаем, как распространена среди людей божба, то есть призывание Бога в свидетели при нужном и ненужном случае. А как часто призывается Бог в свидетели при явной лжи и неправде. Мы знаем, что этот грех совершил даже апостол Петр. Мы читаем в Евангелии Матфея 26, 74: «Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека», то есть Христа. Подумайте только: Петр призывает Бога в свидетели, что он не знает Христа! Божбе не должно быть места в Церкви Христа, ибо это является явным нарушением третьей заповеди. Даже если мы говорим истину, а нам не верят, надо избегать божбы, не надо всуе призывать Бога в свидетели.

Напрасным произнесением имени Господнего является частое употребление слова Господь, в то время как жизнь наша не соответствует учению Христа. В таком случае частое употребление имени Господа является самым настоящим лицемерием. Христос говорит очень ясно, что многие злоупотребляют Его именем, произнося его на каждом шагу, а своей жизнью, своими делами бесславят его. Посмотрим, что говорил об этом Христос в Евангелии Матфея 7, 21-23: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? . "и не Твоим ли именем многие чудеса творили?»

Но Христос говорит: «И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойди от Меня, делающие беззаконие». Как важно, чтобы не только наши уста говорили о Боге, но и наша жизнь и наши дела.

Автор книги «Путешествие пилигрима в небесную страну» Джон Буньян повествует о встрече христианина с краснобаем, который наговорил много красивых христианских слов, но все они оказались пустыми, не подкрепленными христианской жизнью. Сохрани Господь наши церкви от краснобаев, красиво говорящих, но плохо и некрасиво живущих.

Напрасным произнесением имени Господнего является и употребление слова Господь для возвышения себя среди верующих, с целью вырасти в глазах окружающих нас братьев и сестер по вере. Христос говорит: «Кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?» - Мф. 6, 27. Духовный рост, по словам Христа, происходит так же постепенно, как рост физический: «Сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе» - Мр. 4, 28. А мы, находясь в обществе детей Господних, можем пожелать сразу вырасти на один локоть в их глазах. И думаем, что в этом нам может помочь более частое произнесение слова Господь. Увы, многие из нас сделали мерилом духовного состояния того или другого христианина слово Господь: если он его употребляет часто, значит, это истинный христианин, а если редко, то в его христианстве можно сомневаться. При этом мы забываем третью заповедь, гласящую: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно», которую, может быть, стремится исполнять именно тот христианин, которого мы оцениваем как недуховного и именно за то, что он не злоупотребляет именем Господним. И здесь надо снова вспомнить слова Христа, Который говорит, что «не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное» - Мф. 7, 21, но только тот, кто исполняет Его божественную волю.

И, наконец, напрасным произнесением имени Господнего является приписывание нами Господу наших собственных измышлений и наших собственных действий. Как часто мы говорим: «Господь открыл. Господь указал. Господь вел. Господь дал. Господь сделал. Господь исполнил». А потом оказывалось, что все, что мы приписывали Господу, было нашим человеческим желанием, человеческим планом, человеческим действием.

Как же нам распознать, что есть Божие и что человеческое в нашей жизни? Только Слово Божие может дать ответ на этот вопрос. Приписывая многое в нашей жизни Господу, мы делаем это в отрыве от Слова Божия. Мы можем дойти до фанатизма, приписывая движения нашего человеческого ума и сердца действиям Господа и Духа Святого. И в результате: тысячи ошибок, в которых виновны мы сами. Чтобы нам не делать их, мы должны руководствоваться только Словом Божиим.

Как много христиан, которые полны самодовольства. Слыша о различных грехах, или читая о них в Слове Божием, или перебирая их в сердце своем, они говорят: слава Богу, мы свободны от этих грехов. И под их головой лежит подушка самоуспокоения, на которой они сладко почивают в своем самодовольстве. Как хотелось бы, чтобы третья заповедь послужила будильником для всех самодовольных христиан и показала им, что и они виновны перед Богом в нарушении этой великой заповеди. И если мы виновны в нарушении одной заповеди, то мы повинны в нарушении закона Божия, воли Божией вообще - Иак. 2, 10,

Ибо воля Божия неделима.

Карев А. В. Доктрины Библии.

В подавляющем большинстве духовных учений мира имя главного божества подлежит регулярному восхвалению. Тем не менее, в иудаизме и христианстве все обстоит с точностью наоборот. Имя Бога запрещено не только произносить, но даже писать…

Тайная святыня

Большинство еврейских раввинов, действительно, считают, что имя Бога произносить нельзя. Это объясняется несколькими причинами. Известный раввин Барух Подольский в своих работах утверждал, что запрет на публичное произношение имени Иеговы было наложено в глубокой древности. По его мнению, для этого было две вполне объективные причины. Во-первых, запрет на произношение имени Бога был наложен в третьей заповеди. Ее текст гласил «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исх. 20:7). Во-вторых, древние иудеи считали, недопустимым, чтобы имя их Бога слышали язычники. В этом случае оно могло быть осквернено. Впоследствии традицию на запрет произношения имени Бога у иудеев переняли сначала христиане, а затем и православные. В частности православный богослов Н.Е. Пестов в начале двухтысячных годов заявлял, что иудейское отношение к имени Бога, безусловно, заслуживает уважения. В то же время иеромонах Афанасий в своих богословских трудах отмечал, что данная традиция уходит своими корнями в глубокую древность. По его словам еще древние иудеи в храмах вместо Иегова, произносили иносказательное Адонай.

Божий страх на страже веры

Тем не менее, любое правило, быстро теряет свою силу, в том случае если отсутствует опасность неотвратимого строгого наказания за ослушание. Большинство историков религии уверены, что кроме официальных запретов на произношение иудеями имени своего Бога, существовали и внутренние барьеры. В частности после Вавилонского плена, у иудеев развился суеверный страх перед произношением имени собственного Бога. Они опасались, что произнося его имя, они ненароком могут оскорбить его и навлечь на себя гнев Всевышнего. Существенное влияние на формирование иудейской системы верований оказала древнеегипетская цивилизация. Согласно мифологии египтян, тот кто знал имя того или иного Бога мог с помощью магии влиять на него. Древние иудеи больше всего на свете опасались, что язычники, узнав имя Иеговы, смогут как-то навредить им. Чтобы этого не произошло, на свет появилось тайное магическое учение, во многом связанное с произношением имен – каббала. Об этом в своих работах в 1905 году писал известный богослов Феофан Быстров.

Исток традиции

В то же время, историки, тщательно изучавшие традиции иудаизма отмечали, что запрет на произношение имени Бога появился не сразу. По их мнению, он формировался на протяжении длительного периода времени. В частности Митрополит Илларион считал, что данный запрет окончательно сформировался не ранее третьего века до нашей эры. В свою очередь христианские богословы уверены, что имя Иеговы вышло из общего употребления лишь в первом веке нашей эры. Их данные основываются на том, что уже Иисус и апостолы не употребляли в своих речах имя Иеговы, соблюдая иудейскую традицию. Ранее в IV-III веках до нашей эры при переводе еврейских писаний на греческий язык переводчики также вместо имени Бога – Иеговы, употребляли просторечное слово «кириос» – Господь.

При этом первым запрет на произношение имени Иеговы в храме ввел Симон Праведник в четвертом веке до нашей эры. Причем, когда ученые проанализировали упоминание имени Иеговы в небиблейских рукописях иудеев первого века нашей эры, то пришли к выводу, что было запрещено не только произносить, но написать его. Известные философы тех лет Филон, а затем Флавий утверждали, что тот, кто несвоевременно произносит имя Иеговы, достойны наказания смертью. Примечательно, что данные суждения высказывались в то время, когда иудея находилась под властью Рима. Привести в исполнение подобное наказание было бы противозаконным. В то же время, несмотря на то, что иудейские религиозные законы в наши дни намного мягче, чем в древности, сегодня произносить или писать имя Иеговы без крайней необходимости считается предосудительным.

"Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно".

Исх.20:7

Каждый, кто произносит имя Господа, не задумываясь над этим или просто для связки слов, злоупотребляет им. Некоторые люди целый день только и твердят: "Боже мой, я забыла ключи", или "Ах, Господи Иисусе, на улице снова дождь", но даже не задумываются о Боге и в действительности не призывают Его имя.

Послушайте один рассказ про богатого помещика, у которого было много работников и работниц. У его старшей дочери была одна плохая привычка; она при всякой возможности говорила: "Ах, Боже мой", или "Ах, Господи Иисусе". Отцу это не нравилось, он уже часто говорил своей дочери, чтобы она не злоупотребляла именем Господним.

Ах, папа, - обычно отвечала она, - вы придаете этому слишком серьезное значение, я ведь это не со злым умыслом делаю, и поэтому это не может быть грехом.

Однажды утром хозяин созвал всех своих слуг и сказал:

Сегодня я прошу вас помочь мне сделать нечто особенное, я вам за это хорошо заплачу. Занимаясь своей работой, вы целый день, с раннего утра, время от времени громко зовите: "Мария! Мария!" (так звали его дочь). А если моя дочь спросит, что вы от нее хотите, говорите: "Ох, ничего, мы это просто так говорим, мы тебя не звали".

Утром Мария пошла в кладовую, чтобы выдать служанкам продукты на обед, как вдруг услышала из девичьей: "Мария! Мария!" Она быстро побежала наверх:

Что случилось? Зачем вы меня звали?

О, ничего! Ничего! Мы это просто так говорим! - ответили служанки.

Мария, ругаясь, захлопнула дверь, как вдруг услышала из кухни:

"Мария! Мария!" В кухне ей ответили то же самое, что и в девичьей, и она заметила, что служанки едва сдерживаются от смеха. Раз за разом то сверху, то снизу слышалось: "Мария! Мария!"

Мария разозлилась и, топнув ногой, потребовала объяснения, почему они все время ее зовут.

Мы не задумывались над этим, - отвечали слуги и служанки. Но вскоре ее терпение лопнуло, и она, красная от гнева, побежала в кабинет отца.

Что с тобой, мое дитя? - спросил отец спокойно, - у тебя такой рассерженный вид.

Для этого у меня довольно причин! - закричала она и стала рассказывать отцу, как работники и служанки над ней издеваются.

Ах, - сказал отец, - они ведь делают это без злого умысла. Они просто не задумываются над этим. Тут дочь начала плакать:

Прислуга так непочтительно со мной обходится, а ты еще радуешься и одобряешь это.

Мария, Мария, - прервал ее отец, - я не понимаю, почему я должен наказать этих людей только за то, что они тебя зовут? А ты думаешь, что великий, святой Бог не накажет тебя за то, что ты постоянно произносишь Его имя, даже не думая о Нем?

Марию это поразило, она очень плакала и с тех пор уже следила за тем, что говорила. Иногда имя Божие еще выскальзывало у нее, но она тут же просила у Господа прощения. И больше этого уже не случалось.

Поминание Бога всуе, допущение вольностей в речи

Официальная запись уотергейтских плёнок во времена президента Никсона часто прерывалась фразой: «Стёрто — лишние слова». С тех пор выражение «стирать лишние слова» часто употребляют, описывая не самую лучшую манеру разговаривать. Лишние слова были не к лицу Президенту, и их стёрли, чтобы не вредить его престижу больше, чем было необходимо.

Как и многие общественно-социальные понятия, приличие — вещь относительная. Но Слово Божье устанавливает определённые правила человеческой речи, ограничивающие степень свободы выражения.

Поминание Бога всуе

«Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» (Исх. 20:7). Бог не только включил этот запрет в Десять Заповедей, но Он также предостерёг, что Он «не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (ст. 7). Подобное предостережение есть только в этой, единственной из всех десяти заповедей.

Произносить имя Божье всуе значит пользоваться им так, как будто оно не имеет никакой особой цены и значения. Может быть, именно в этом — корень нашего греха: мы не понимаем и не признаём истинной ценности имени Бога. Мы слишком часто подходим к вопросу ценности и значения Бога со своими человеческими мерками, в то время, как нам следовало бы предоставить это Богу. Такое ограниченное, субъективное понимание Бога приводит к извращению и идолопоклонству.

Человеческий, примитивный подход к имени Бога искажает наше ощущение Его ценности и притупляет чувствительность в вопросе пользования им. Мы вообще не склонны придавать большого значения именам и названиям. Мы выбираем имена для наших детей по принципу благозвучности. Для большинства из нас имена не имеют никакой внутренней ценности.

Иначе обстоит дело с именем Божьим. Его имя обладает и значением и ценностью. Истинное значение имени Бога можно понимать двояко, как бы в двух измерениях: значение его для Бога и его эмпирическое (основанное на опыте) значение для нас.

Значение имени Божьего для Самого Бога. Имя Божье — выражение Его славы. Его сущности. Оно внутренне связано с самим существом Бога. Когда Моисей вопросил голос, доносившийся из горящего тернового куста: «Вот, я прийду к сынам Израилевым и скажу им: «Бог отцов ваших послал меня к вам». А они скажут мне: «как Ему имя?» Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: «Я есмь Сущий (Иегова). И сказал: так скажи сынам Израилевым:

Сущий послал меня к вам. И сказал ещё Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших. Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова, послал меня к вам. Вот имя Моё на веки, и помятование о Мне из рода в род» (Исх. 3:13-15). Имя Божье означало, что Он существовал вечно и был связан с народом Израиля через патриархов.

В Ветхом Завете имя Божье выражает различные стороны Его славы. Даже само слово имя по отношению к Богу наполняется глубоким внутренним смыслом, становится утверждением того. Кто есть Бог. Псалмопевец сказал: «Богу возвещать имя Твоё» (Пс. 21:23). Другими словами — я буду говорить о том. Кто Ты есть». Когда Исаия говорил, что «имя Господа идёт издали», он подразумевал приход Бога во всей Его справедливости, гневе и святости (Ис. 30:27). В Ветхом Завете сказано «Имя Господа — крепкая башня: убегает в неё праведник, и безопасен» (Прит. 18:10). Псалмопевец Давид писал о Боге: «Будет имя Его вовек» (Пс. 71:17). Если мы поймём всё это, мы ощутим достоинство, значение и ценность имени Бога. Его именем слава Его открывается человечеству.

То же самое относится и к имени Христа. Его имя — выражение Его сущности, значения и дел. Христос — Имя Его Мессианства. Оно означает, что Он — обещанный нам Царь. Оно подтверждает правдивость обещания, данного Богом народу Израиля. Еммануил значит «с нами Бог» (Матф. 1:23). Назвать Христа Иисусом велел Ангел, потому что это — имя Спасителя. «Он спасёт людей Своих от грехов их» (ст. 21). Именем Иисуса изгонялись бесы (7:22); оно давало силу молитве: «Если чего попросите во имя Моё, Я то сделаю» (Иоан. 14:13-14). Оно посылало Дух Святой (ст. 26). Оно давало спасение (Рим. 10:13) и обладало властью давать крещение (Матф. 28:19-20).

Имя Иисуса важно для Бога. Апостол писал: «Посему и Бог произнёс Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Фил. 2:9-11). Бог утверждает, что каждый язык будет поклоняться имени Иисуса. Это подчинение всему, что утверждал и что заповедовал Иисус. А потому все, кто поминает Его имя всуе, будут славить и возвеличивать Его.

Точно так же, и имя Отца важно для Христа,

Когда Иисус учил апостолов молиться. Он сказал: «да святится имя Твоё» (Матф. 6:9). Слово «святится» буквально означает «да будет свято». Христос в начале Своей молитвы просил о том, чтобы имя Отца чтилось и глубоко уважалось. Святость имени Бога была предметом первостепенной важности для Спасителя. Ветхозаветные евреи так почитали имя Иеговы, что исключили гласные звуки при его написании, чтобы имя это не произносилось, а только символизировалось. В еврейской истории одно время была традиция не упоминать имени Бога в разговоре с неевреем.

Ветхий Завет велит нам любить имя Божье, служить ему, благословлять его и возносить ему хвалу, чтить имя Его и благоговеть перед ним (Пс. 4:11; 51:9, 144:1-2; Иоил. 2:26; Мих. 4:5; Мал. 3:16; 4:2). Всё это доказывает, что имя Его важно для Бога. С теологической точки зрения, названия, имена Бога, не прилагательные, а существительные. Его имена носят в себе не изобразительный, а действительный, реально существующий смысл.

Упоминание всуе имени Бога указывает на низку степень нашей религиозности. Если мы поминаем Бога, говоря о чём-то пустом, неважном, это показывает Его истинную ценность для нас. Принижение ценности имени Бога свойственно злому, бездушному, исполненному гордыней сердцу.

Значение имени Бога для нас. Обстоятельства нашей жизни определяют ценность и значение для нас человеческих имён. Моей жене очень нравится имя Эмилия; но я помню одну Эмилию, которая когда-то отвергла мои ухаживания. И если нашего хулигана, живущего по соседству, зовут Сэм, то каким бы благозвучным мне не казалось это имя, я никогда не дам его своему сыну.

Когда я учился в школе, самым сильным оскорблением считалось оскорбление имени матери. Слово — «мама» было совершенно особенным; оно олицетворяло главную ценность в мире. Оскорбление товарища по адресу твоей матери наносило самый сильный удар в сердце.

Имена тех, кого мы любим, драгоценны для нас. Нас должно задевать, когда кто-то — особенно верующие — произносят имя Бога с бездушием, небрежно и непочтительно. Мы часто слышим такие восклицания: «О, Боже», «О, Господи», «Боже мой» и т.д. Шутки, умаляющие святость и ценность Бога, порой звучат даже на христианских собраниях. Люди пользуются такими выражениями как «Хвала Богу», так часто и небрежно, что эти слова утрачивают свой первоначальный священный смысл.

По мере нашего духовного роста в Господе, Он становится всё драгоценнее для нас. Постигая глубину Его жертвы, принесённой ради нашего спасения, мы с большей любовью относимся к имени Иисуса. По мере того, как мы постигаем радость подчинения Его всемогущей власти, имя Господа становится драгоценным для нас. Понимание всего того, что есть Бог, возвышает Его имя в наших глазах. Мы говорим о Боге с почтением и уважением.

Вольности в речи

Безнравственные, слишком вольные речи несовместимы с нашей верой в Христа. Писание резко осуждает безнравственные слова, фразы, истории, шутки.

«А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым; также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а напротив благодарение; ибо знайте, что никакой блудник или нечистый, или любостяжатель, который есть идоло-служитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога. Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления; итак не будьте сообщниками их. Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине; испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить» (Ефес. 5:3-12).

Распространённая в наши дни манера вольного, распущенного разговора проистекает не только из самой природы нашей плоти; она — результат влияния современной среды. В современном обществе порнография очень доступна. Эта же тенденция подчас выражена в современной моде, в манере одеваться.

Чувствительность христиан в этих вопросах тоже значительно притупилась. То, что несколько лет назад вызвало бы резкое возмущение и протест, сегодня вызывает лёгкие улыбки, даже восхищение и весьма незначительные угрызения совести. Фразы «на грани приличия», сомнительные шутки, двусмысленные остроты и анекдоты кажутся нам вполне терпимыми и даже доставляют удовольствие. Всё это, к несчастью, по сути дела, делает привлекательными грехи плоти. Мы выражаем свою безнравственность и безбожие совершенно открыто. Мне пришлось однажды услышать, как после молитвенного собрания один верующий рассказывал другому неприличный анекдот. Это было, на мой взгляд, очень символично. Принимая безнравственность, как должное, мы сами становимся безнравственными и заражаем этим других.

Как сделать речь целомудренной

Бог проводит чёткую и твёрдую черту на песке современной нравственной пустыни. Апостол Павел писал ефесянам, погрязшим в безнравственности: «А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым» (Ефес. 5:3). К списку запретных тем апостол Павел добавляет также «сквернословие, пустословие и смехотворство» (ст. 4). Сквернословие — это слова, которые противоречат чистоте и нравственности. Греческий антоним этого слова означает «хороший, нравственный, прекрасный». Слова, выражения, истории и разговоры, противоречащие установленным Богом нравственным правилам, нельзя себе позволять. Наше духовное обновление во Христе требует от нас чистых, нравственных и прекрасных слов.

Один греческий учёный определил пустословие, как речи, оскорбляющие благопристойность Бога. Пустословием являются также и вульгарные и непристойные по своему смыслу речи. Такие речи безбожны. Бога радует стыдливость и целомудрие (1 Тим. 2:9); поэтому непристойные речи пусты и глупы. Бога радует верность в браке; поэтому речи, высмеивающие верность, также глупы и пусты.

«Непристойная шутка» в переводе с греческого буквально означает: «то, что легко повернуть». Это несерьёзные, греховные, двусмысленные речи: остроты, каламбуры, даже игра слов. Такая манера говорить настолько распространена, что её очень трудно избежать.

В 5 главе Послания к Ефесянам указаны две причины необходимости нравственного подхода к человеческой речи. Первая — это наша святость перед очами Бога (Ефес. 5:3). Мы — праведники во Христе, спасшем нас, «священство святое» (1 Пет. 2:5). Цель духовного роста верующего — достижение святости перед лицом Божьим. Вторая причина — соблюдение элементарных приличий. Непристойные речи «неприличны вам», христианам (Ефес. 5:4).

Предостережения о распущенности речи

Апостол Павел предостерегал нас против тех, кто «обольщает нас пустыми словами» (Ефес. 5:6). Тех, кто поддаётся этому обольщению, ожидает гнев Божий. Безнравственное поведение и безнравственные речи Бог судит наравне с обманом.

Некоторые люди стараются обмануть нас утверждениями о том, что люди, придерживающиеся нравственных правил, установленных Богом — фарисеи, ханжи. Наша гордыня требует от нас, чтобы мы были «современными», «восприимчивыми к духу времени», «терпимыми». Слово Божие гласит: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнёт» (Гал. 6:7).

Во-вторых, Бог предостерегает нас против нравственно нечистоплотных людей (Ефес. 5:7). В нашем открытом обществе легко стать сообщником морально нечистых людей; но верующие не должны «дружить с миром» (Иак. 4:4).

В-третьих, мы не должны забывать, что мы были «некогда тьма, а теперь — свет в Господе» (Ефес. 5:8-14). Возвращаясь во тьму, к своим прежним привычкам, мы разрушаем Его волю(1 Иоан. 1:5-7; 2 Кор. 6:14-7:1).

Итак, распущенные речи:

* притупляют нашу чувствительность к нравственной нечистоплотности,

* поощряют чувственное начало в нас самих,

* показывают, что мы не умеем сдерживать себя,

* создают нам репутацию распущенных людей, в половом отношении,

* мешают нам прославлять Бога своими речами.

Апостол Павел даёт нам два совета, помогающие избавиться от распущенности в речи. «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Ефес. 4:29). Непристойная речь — помеха духовному росту верующих. Она не возвышает, а принижает их. Она ослабляет наше сопротивление безнравственности. Она не приносит пользы тем, кто слышит её. Если мы будем произносить только слова способствующие духовному росту наших слушателей и приносящие им благодать, распущенность исчезнет из нашей речи.

Нам также следует обмениваться выражениями благодарности Богу; нам «прилично… благодарение» (5:4). Безнравственность порождает неудовлетворённость. Распущенность речей возбуждает нашу похоть и чувство неудовлетворения своей половой жизнью. Неудовлетворение приводит к половой распущенности, поискам каких-то особых, не существующих в природе наслаждений.

С другой стороны, чистота делает нашу жизнь упорядоченной, открытой для познания, опыта и прославления величия Бога. Слова, полные радости благодарения и хвалы Богу, полезные, действенные и нужные — сходят с целомудренного языка.

Бог и люди ценят слова, прославляющие имя Божье и полные чистоты и целомудрия. Наши речи влияют на человеческие жизни, пусть не будет необходимости «стирать в них лишние слова».