Толкование на псалмы. Толкование на псалмы Псалом 72 для чего читают

72:1-3 Псалом Асафа. Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем!
2 А я - едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои, -
3 я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых,
Псалом Асафа, можно сказать – рассказ в назидание всем Божьим служителям, кто хотя бы однажды позавидовал успеху нечестивых, глядя на то, как они процветают в веке этом несмотря на нарушения всего и вся и пренебрежение не только требованиями Бога, но и жизнями ближних.
Главный вывод, который сделан Асафом после переживания такого сиюминутного малодушия - в том, что Бог Иегова благ ко всем, ходящим Его путями несмотря на видимый успех и благоденствие нечестия в веке этом.

Итак, рассказ Асафа о том, как он споткнулся о благополучие нечестивых и едва не упал пред Богом своим, едва не оставил служение Ему.

72:4,5 ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их;
5 на работе человеческой нет их, и с [прочими] людьми не подвергаются ударам.
Если подолгу рассматривать образ жизни нечестивых –то есть чему и позавидовать: ни страдания особенные, ни бессилие с отчаянием - ничуть не омрачают их «небосвод». Они сильны решать любые проблемы (деньги, власть, связи), участь трудяг за кусок хлеба и изнурение - им не грозит, как-то потрясающе легко умеют приспособиться к жизни века сего эти умники, идущие по головам и интересам окружающих к своему благоденствию.

72:6 От того гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, [как] наряд, одевает их;
Ну и понятно, почему они высокомерны и надменны: их благополучие даёт им все основания считать себя пупами земли и горделиво расправлять свои «павлиньи хвосты», думая о том, что они всего достигли сами и что все остальные - козлы, неспособные ни на что путнее, и так им и надо, пусть пашут на успешных, если сами не способны организовать себе красивую жизнь.

72:7,8 выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце;
8 над всем издеваются, злобно разглашают клевету, говорят свысока;
Они настолько разжирели на своём благополучии, что выкатились у них глаза от избытка жира в щеках, а с такими глазами ни много, ни далеко не увидишь, потому и не могут они разглядеть величие Божье и свою ничтожность.
Но и это ещё не всё: ладно бы купались в своём жире и благополучии и никого не трогали, но так жить им не интересно. Такие - ещё и злобствуют по земле, им нравится издеваться над людьми и смотреть на то, как остальные страдают от того, что не имеют силы защитить себя от клеветы благоденствующих.

72:9 поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле.
Устами своими нечестивые касаются даже небес: злословят Бога, в которого не верят. Ещё бы - они откровенно нарушают все Его принципы жизни и попирают их в открытую, а Бог никак не реагирует на это, какой же Он тогда Бог? А если Он есть, значит, одобряет все их действия, если не вмешивается и не наказывает их никак.
Так рассуждают все, чьи мозги, не только брюшко, заплыли жирком земного благополучия.


72:10 Потому туда же обращается народ Его, и пьют воду полною чашею,
Потому -то, глядя на ТАКОЕ благоденствие нечестивых - народ Божий и искушается желанием бросить всё это своё поклонение Ему, приносящее одни только заботы с утра до утра о том, чтобы сохранять праведность, и больше - никакого от него проку нет: ни тебе свободы передвижения, ни - свободы действий, ни - свободы желаний, ни - свободы поступков. А жизнь летит так быстро, что за служением Богу и пожить нормально (в смысле - как эти нечестивые - с размахом и куражом) никто из Божьих поклонников не успевает.

Туда же поманило и Асафа. Туда же манит и многих служителей Иеговы во все времена. И по той же причине.

72:11 и говорят: "как узнает Бог? и есть ли ведение у Вышнего?"
И даже вера в то, что Бог всё видит и всё знает из того, что происходит на земле - ломается: если нет наказания нечестивым, то, значит, Бог не видит всё это (допустить мысль о том, что Бога нет - в Израиле не могли, ибо точно знали, что Он – есть на небесах) А если Бог ничего не видит - почему бы и не сойти с Его пути и не взять пример с нечестивых для того, чтобы и самим кусочек счастья отхватить ещё в веке этом?
Примерно такие мысли иногда могут появиться и у поклонников Бога, когда они с изумлением рассматривают успех по жизни у нечестивых.

72:12-14 И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство.
13 так не напрасно ли я очищал сердце мое и омывал в невинности руки мои,
14 и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро?

Этими мыслями Божьи поклонники, позавидовавшие благоденствию нечестивых - не ограничиваются, они идут дальше в суждениях своих, сожалея о том, что зря всё это время работали над собой, над тем, чтобы становиться чище и праведнее день ото дня, над тем, чтобы анализировать свои поступки и шевеления сердца и обличать себя в нечистоте. Со временем они перестают видеть смысл в том, чтобы служить Богу и жить по Его принципам, чтобы становиться праведниками и отстаивать её на фоне ожирения нечестивых.
Вот как опасен путь рассматривания успеха соседа, как выразился Соломон: всякий успех в делах порождает взаимную между людьми зависть (Екл.4:4).
Не избегают этого и Божьи люди, ЕСЛИ начинают интересоваться чужим успехом и рассматривать повнимательнее, откуда же он берётся.

72:15 [Но] если бы я сказал: "буду рассуждать так", - то я виновен был бы пред родом сынов Твоих.
Асаф не дошёл, к счастью, до того, чтобы продолжать увлечение успехом нечестивых. Он осознал, что если бы он ТАК рассуждал и остановился бы на этом - он был бы виновен пред всеми Божьими служителями, которые терпением и верой подавляют в себе подобные сиюминутные помышления и продолжают несмотря ни на что свой путь к Богу, ежедневно трудясь над тем, чтобы не согрешать.


72:16 И думал я, как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих,
Но к такому выводу Асаф пришёл не сразу: он мучился в размышлениях об этом и не мог понять, что же с ним происходит, почему у него такие крамольные шевеления мыслей и, не найдя ответов в себе самом - принял единственное правильное решение - спросить об этом у Бога.

72:17 доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их.
После многих раздумий Асаф пошёл в святилище Божье - в храм - помолиться Богу и поговорить с Ним об этих своих размышлениях, благо - наш Бог милосерден и снисходителен к тому, что мы немощны в плоти и можем иногда такие «чудеса» выдавать, что потом со стыда не будешь знать, куда и спрятаться от очей Господа. Асаф решил открыться Богу и спросить у Него, что же ему делать, почему такие мысли и как с ними жить дальше?
И Бог ответил Ему на все вопросы: недостаток знаний полной картины вещей и замыслов Бога нас иногда приводит в замешательство, но когда приходит понимание всей картины замысла Бога - тогда и становится всё на свои места. Всё встало на свои места и у Асафа - сразу, как только он вместил причину существования нечестивых на земле и конечный результат их пребывания здесь.

72:18,19
Так! на скользких путях поставил Ты их и низвергаешь их в пропасти.
19 Как нечаянно пришли они в разорение, исчезли, погибли от ужасов!
Бог разъяснил ему, что век сей - как раз для того, чтобы выявить нечестивых, ибо если не разрешить каждому ходить своими путями, то как же выявить искренние наклонности сердца? Все нечестивые себя проявят в полной мере, и Богу будет легко их отсеять для того, чтобы избавиться от них перед тем, как установить на земле Свой миропорядок. Асафу не о чем беспокоиться, просто нужно потерпеть и дождаться нового миропорядка: там их не будет.

72:20 Как сновидение по пробуждении, так Ты, Господи, пробудив [их], уничтожишь мечты их.
Здесь интересна мысль о том, что Бог, пробудив нечестивых, уничтожит мечты их (совсем не обязательно, что непременно и сразу же - их самих) - то есть, Бог каким-то образом даст им возможность опомниться и проснуться от спячки самозабвения и самовлюблённости и они поймут, что всем мечтам их пришёл конец. Может быть Бог воскресит их и поскольку они, умерев, пробудятся с теми же мироощущениями «пупов земли» - то сразу себя и в новом мире ТАК проявят, но ТАМ - их сразу остановят и даже, может быть, дадут шанс исправить мышление и сердце своё, разбалованное сытостью и благоденствием за чужой счёт, и - принять Христа для себя.

72:21,22 Когда кипело сердце мое, и терзалась внутренность моя,
22 тогда я был невежда и не разумел; как скот был я пред Тобою.
Здесь Асаф глубоко скорбит о своей зависти и раскаивается в том, что она прокралась в его сердце и превратила его в настоящую скотину (животное): вот, что может сделать с праведником даже нечаянная сиюминутная зависть, если этим процессом «кипения и бурления» внутренностей - перестать управлять при помощи разума.

72:23-25 Но я всегда с Тобою: Ты держишь меня за правую руку; 24 Ты руководишь меня советом Твоим и потом примешь меня в славу.
25 Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле.

Асаф, поговорив с Богом, пришёл к правильному выводу: только Бог - смысл его жизни, и он благодарен Богу за то, что в этом веке водим за руку Божьими принципами, а в будущем - сможет достичь и Божьих обителей, то есть, попасть в ЕГО миропорядок.
Имея такого руководителя - Асафу ничего не нужно больше на земле из того, что имеют благоденствующие и ожиревшие нечестивые: уж лучше здесь поясок подтянуть для того, чтобы ТАМ - в вечности наслаждаться благословениями Бога, уж Его благословения - ни фигуру не испортят, ни мозги, ни глаза (в отличии от благ века сего).

72:26, 27 Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек.
27 Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя.
Асаф, конечно же, устал от такого потрясения своей завистью, но он был очень благодарен Богу за то, что Он помог освободиться от этой тяжести. Асаф ещё больше укрепился в мысли, что Иегова - это единственный смысл жизни сердца его. И незачем завидовать нечестивцам, их надобно лучше жалеть: жалко же, что они ослеплены сами собою и от этого могут погибнуть, уж лучше пробовать помогать им прозреть, нежели завидовать.

72:28 А мне благо приближаться к Богу! На Господа Бога я возложил упование мое, чтобы возвещать все дела Твои.
И как бы не были успешны нечестивые - отныне Асаф ещё крепче утвердился на желании идти Божьим путём жизни и возвещать всем окружающим величие дел Господних. Как знать, может и нечестивые, услышав об этом, однажды обратятся от злых дел своих и прилепятся к Богу. Чего ж ещё желать в этой жизни? Не того ли, чтобы все люди могли быть счастливы в вечности Божьей?

Размышления Асафа могут помочь и сегодня всем, кто испытывает трудности, идя Божьим путём, и по ходу - начинает рассматривать успех нечестивых. Лучше этим не увлекаться: читаем псалом Асафа всегда, когда возникает искушение послать всё подальше.

Православный псалом 72 открывает третью книгу псалмов, состоящую из семнадцати песней, большая часть которых принадлежит Асафу, современнику царя Давида, религиозному музыканту и певцу. Псалом 72, как и большинство из написанных Асафом, считается псалмом мудрости, поскольку в нем автор размышляет на различные , опираясь на собственный жизненный опыт.

Толкование христианского 72 псалма поясняет, что в нем Асаф вспоминает собственные сомнения в справедливости Бога, основанные на личных наблюдениях: в определенный отрезок своей жизни он замечал, что людям неверующим живется намного проще, чем благочестивым.

Христианский псалом 72: молитва о злых людях

Святой текст 72 псалма дает нам понимание того, что три тысячи лет назад верующих людей интересовали те же самые вопросы, что и сегодня. Как часто мы начинаем роптать в душе, спрашивая у Бога, почему преступники и лжецы живут благополучно, а те, кто выполняют все заповеди, болеют и часто едва сводят концы с концами?

Псалом 72 не дает ответа на этот вопрос, да и вряд ли на него можно однозначно ответить, но он точно послужит утешением всем страждущим. Слушать онлайн и читать текст православного псалма 72: принято о людях, которые творят злые дела, чтобы Господь наставил их на путь исправления.

Слушать на видео православную молитву псалом 72 на русском языке

Читать текст молитвы псалом 72 на русском языке

Псалом Асафа.

Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем! А я — едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои, — я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых, ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их; на работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам. Оттого гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их; выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце; над всем издеваются, злобно разглашают клевету, говорят свысока; поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле. Потому туда же обращается народ Его, и пьют воду полною чашею, и говорят: «как узнает Бог? и есть ли ?» И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство. И я сказал: так не напрасно ли я очищал сердце мое и омывал в невинности руки мои, и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро? Но если бы я сказал: «буду рассуждать так», — то я виновен был бы пред родом сынов Твоих. И думал я, как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих, доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их. Так! на скользких путях поставил Ты их и низвергаешь их в пропасти. Как нечаянно пришли они в разорение, исчезли, погибли от ужасов! Как сновидение по пробуждении, так Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты их. Когда кипело сердце мое, и терзалась внутренность моя, тогда я был невежда и не разумел; как скот был я пред Тобою. Но я всегда с Тобою: Ты держишь меня за правую руку; Ты руководишь меня советом Твоим и потом примешь меня в славу. Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле. Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек. Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя. А мне благо приближаться к Богу! На Господа Бога я возложил упование мое, чтобы возвещать все дела Твои во вратах дщери Сионовой.

Православный Псалтырь, текст псалом 72 на церковно славянском языке

Коль благ Бог Израилев правым сердцем. Мои же вмале не подвижастеся нозе; вмале не пролiяшася стопы моя; яко возревновах на беззаконныя, мир грешников зря; яко несть восклоненiя в смерти их и утвержденiя в ране их; в трудех человеческих не суть, и с человеки не прiимут ран. Сего ради удержа я гордыня их до конца; одеяшася неправдою и нечестiем своим. Изыдет яко из тука неправда их; преидоша в любовь сердца. Помыслиша и глаголаша в лукавстве, неправду в высоту глаголаша; положиша на небеси уста своя, и язык их прейде по земли. Сего ради обратятся людiе мои семо, и днiе исполнени обрящутся в них. И реша; како уведе Бог? и аще eсть разум в вышнем? Се, сiи грешницы и гобзующiи в век удержаша богатство. И рех; eда всуе оправдих сердце мое и умых в неповинных руце мои, и бых язвен весь день, и обличенiе мое на утрених? Аще глаголах, повем тако; се, роду сынов твоих, eмуже обещахся; и непщевах разумети; сiе труд eсть предо мною, дондеже вниду во святило Божiе и разумею в последняя их. Oбаче за льщeнiя их положил eси им злая, низложил eси я, внегда разгордешася. Како быша в запустенiе? внезапу изчезоша, погибоша за беззаконiе свое. Яко сонiе востающаго, образ их уничижиши. Яко разжжеся сердце мое, и утробы моя изменишася; и аз уничижен, и не разумех, скотен бых у тебe. И аз выну с тобою; удержал eси руку десную мою, и советом твоим наставил мя eси, и со славою прiял мя eси. Что бо ми eсть на небеси? и от тебe что восхотех на земли? Изчезе сердце мое и плоть моя, Боже сердца моего, и часть моя, Боже, во век. Яко се, удаляющiи себе от тебe погибнут; потребил eси всякаго любодеющаго от тебe. Мне же прилеплятися Богови благо eсть, полагати на Господа упованiе мое, возвестити ми вся хвалы твоя, во вратех дщере Сiони.

Эта история случилась со мной вскоре после моего крещения.

Я закончил ВУЗ, но работы по специальности не было, и я поехал разнорабочим в село, в бригаду штукатуров. Мы занималась ремонтом сельской школы.

Мы жили в спортзале школы, словно на необитаемом острове. В село почти никто не ходил, разве что за хлебом. У нас не было ни телевизора, ни радио, а мобильные тогда были только у людей состоятельных.

Яркое впечатление того времени: ранняя осень, теплый солнечный день. Мы сидим в спортзале, обедаем. Вбегает приехавший из города коллега, и орет с порога:

Мужики! Америку бомбят!

Да ну тебя, заливаешь! - смеемся мы.

Да нет, честно, доллар упал. И два небоскреба.

Коллеги по работе оказались вполне приличными ребятами. Конечно, все мы были со своими тараканами, но без подлости, воровства и прочих неприятных вещей, которые случаются между малознакомыми, ненадолго собравшимися вместе работягами.

Лишь Витя, смуглый цыган бандитского вида из первой бригады все время доставал меня за то, что я крестился. И хотя делал я это скорее украдкой, но Витя всегда замечал это, и крестное знамение просто выводило это из себя. По природе своей Витя и так был человеком непростым, но, подвыпив, он словно темнел лицом, менялся глазами, становился агрессивным. Как-то я спросил его: а ты сам-то крещеный?

Конечно! - неожиданно и гордо ответил он, - мать моя крестила меня на перекрестке дорог.

А во чье имя тебя крестили?

В мое собственное!

А вот и нет. Во имя Христово.

Витя тогда едва сдержался. Но за исключением такого неравнодушного отношения

Вити к моей вере, ничего из ряда вон не происходило. Мы трудились себе, спорили, ругались, мирились. Общей темой для разговора был собственный профессионализм и полная профнепригодность начальства. Начальников действительно было немало. К тому же они, как на грех, задерживали зарплату, вызывая в коллективе тихую бузу.

Жируют на нашем горбу, набивают карманы. На машинах вон каких ездят. А мы тут вкалывай, за гроши. - говорил один.

Да если бы еще и платили, - вставлял другой.

Глядя на лощеные лица, галстуки в горошек, глядя на начищенные ботинки, аккуратно и брезгливо опускающиеся в коричневое месиво стройки, где копошатся такие же, просто менее хваткие мужики, я чувствовал, почему в нашей стране произошла Революция.

Где-то через месяц моей работы наш бригадир на пару дней уехал в город, оставив мне ключи от склада. В этот же день к нам в бригаду добавился еще один человек, Сергей. Это был веселый статный мужик, чем-то похожий на актера Владимира Гостюхина. Прямо с колес он бросился нам помогать, объяснять, как лучше, но больше мешал, чем работал. Мы насилу его успокоили, предложив для начала хотя бы переодеться. Вечером, когда все сели за стол, он, как новый человек, сразу оказался в центре внимания. Весь вечер Сергей балагурил, рассказывал анекдоты, и посредством спиртных напитков, всячески вливался в коллектив. Но, подвыпив, он без всякого на то повода начал молоть в мой адрес похабную ерунду. Обычно в простых трудовых коллективах, на заводе или на стройке таких выскочек ставят на место ударом в зубы. Как правило это отрезвляет, способствует дисциплине и помогает пресекать на месте всякий ненужный треп. Я не знал, как мне поступить по-христиански. С одной стороны, Сергей был больше меня раза в два. С другой я понимал, что если не отреагирую по-мужски, то отношение ко мне со стороны бригады резко изменится. А вся бригада тем временем с любопытством глядела за нами, ожидая развязки. В общем, после очередного выпада я встал и разбил ему нос.

Нас быстро разняли, усадили, и в тот вечер Сергей еще долго угрожал мне расправой. Несмотря на это, я нашел ему место для сна, и даже выдал одеяло, беззлобно объясняя, что не следует говорить малознакомым людям нехорошие слова.

Как я уже говорил, мы жили в спортзале школы. Но, поскольку похолодало, то некоторые ходили ночевать в теплые классы учебного корпуса. В проходе между спортзалом и учебным корпусом, в помещении бывшей раздевалки располагался наш склад. Там хранились краска, инструмент и прочие необходимые для ремонта вещи. Так получалось, что те рабочие, которые ночевали в классах, не могли попасть в спортзал, не пройдя насквозь через склад. Днем склад был закрыт, но на ночь, когда все улеглись и погасили свет, я оставил складские двери открытыми, чтобы утром не было проблем.

Поутру, когда все вернулись в спортзал и сели завтракать, я вновь закрыл склад. Сергей, поев, вдруг по срочным делам заторопился в город. Мы пожали плечами.

Вчера приехал, сегодня уезжает, - пробурчал мой напарник. - Ну и работник.

Да пусть едет. От него больше шума, чем толку, - сказал я.

А после обеда приехал бригадир. Он обнаружил, что на складе приоткрыто окно, и исчезло одно полнехонькое 40-килограммовое ведро с краской. Я лишь развел руками. Для меня это было шоком. Одно это ведро стоило столько, сколько я еще и не заработал. Вся бригада клялась мне, что никто его не трогал.

Я не знал, кого винить. Я, доверяя бригаде, оставил склад на ночь открытым, хотел облегчить жизнь мужикам. В итоге я подставил себя, влетел на круглую сумму, и к тому же потерял доверие в глазах начальства. Мне и так не платили, а теперь вообще могли послать куда подальше. Да еще бы и должен остался.

Конечно, я думал и о том, что кто-то из бригады смотрит мне в глаза, и врет.

В общем, отпросившись на пару дней отдохнуть, в расстроенных чувствах я поехал домой. Открыв дверь квартиры, я помолился, и наугад раскрыл Библию. Мне открылся 72-й псалом. Да ну, причем тут псалмы, - подумал я, и еще раз, раскрыв и закрыв Священное писание, будто гадательную книгу. Но, к неописуемому моему удивлению, в книге из полутора тысяч тончайших страниц я вновь попал на 72-й псалом. Я начал читать, и ахнул. Как точно он передавал мое состояние!

Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем!

А я - едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои, - я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых, ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их; на работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам.

И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство.

И думал я, как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих, доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их.

Так! на скользких путях поставил Ты их и низвергаешь их в пропасти.

Как нечаянно пришли они в разорение, исчезли, погибли от ужасов!

Как сновидение по пробуждении, так Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты их.

Когда кипело сердце мое, и терзалась внутренность моя, тогда я был невежда и не разумел; как скот был я пред Тобою…

Ничего более революционного я не читал с тех пор, как перестал читать анархическую литературу. Я понял, что это знак, и мне нужно «идти в святилище».

На следующий день я поехал в область, к двум дорогим мне монахам. У них я воцерковлялся все время, пока они были в городе. Потом они уехали восстанавливать монастырь. Я рассказал им свои злоключения.

Один из них сказал:

Я еще слишком зелен и малоопытен, чтобы что-то посоветовать тебе. Но я обещаю, что помолюсь, мы отслужим молебен. Не волнуйся, езжай назад, Господь тебя не оставит.

Конечно, я был несколько разочарован таким ответом. Мне хотелось простого и понятного ответа. Но я был глуп в своем маловерии, я был как скот перед Тобою .

Развязка была совершенно непредсказуема, и наступила она буквально через пару дней. Один из рабочих, который на сельской остановке зацепился языком со случайным местным жителем, узнал, что его соседка видела, как рано утром один из наших рабочих нес ведро с краской.

Нашли соседку, нашли пропажу. По описанию вора мы поняли, что это был Сергей. Он ночью, пока все спали, тихо зашел на склад, открыл окно и выставил наружу краску. Окно он закрывать не стал, чтобы думали, что кто-то влез снаружи.

Так он мне решил отомстить за разбитый нос. А потом уехал, от греха подальше, и больше на стройке не появлялся.

Мы с ним разберемся, - сказал бригадир.

Мало ты ему дал, - сказал Витя.

После той драки с Сергеем Витя перестал меня подкалывать, и вообще как-то внутренне переменил ко мне отношение. Мы расстались почти приятелями.

А нашу бригаду тогда действительно обманули, мотивировав это тем, что их, в свою очередь, обманул кто-то наверху. Сейчас те суммы мне кажутся смешными. И уж тем более они не стоят того житейского опыта, который я приобрел. Опыта собственной слабости, опыта маловерия, опыта монашеской молитвы. Слава Богу за все!

Псалом Асафа

Псалом принадлежит Асафу, современнику Давида. В обстоятельствах жизни этого царя, особенно в истории Авессалома, его быстрого возвышения и падения писатель мог находить материал как для основной мысли содержания псалма, так и для некоторых частных его положений (3, 4, 6, 19).

Господь благ к чистым сердцем. Я сомневался было в этой истине при виде благоденствия нечестивых, вследствие которого они делаются высокомерными, дерзкими (1-9). Вслед за ними идет и народ, который доходит до отрицания Промысла Бога на земле (10-13). Я тоже испытывал колебание - для чего я забочусь о своей чистоте? Но меня от проповеди этих колебаний удержало сознание ответственности пред людьми (14-15). Когда же я стал вдумываться и вошел во святилище, то узнал, как быстро падение таких нечестивцев (16-20). Мои колебания были выражением моего невежества, теперь же я знаю, что только в Боге и приближении к Нему истинная жизнь и награда, а удаляющиеся от Него - погибнут (21-28).

1 Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем!

1 ст. представляет введение ко всему содержанию псалма, заключая в себе и тот вывод, к которому автор пришел через свои сомнения и колебания.

2 А я - едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои,-
3 я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых,
4 ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их;
5 на работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам.
6 Оттого гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их;

6. Гордость нечестивых и высокомерное отношение к другим людям являются результатом их внешнего преуспевания.

7 выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце;

7. "Бродят помыслы в сердце" - они свободно отдаются своим влечениям, не заботясь о проверке их чистоты и согласованности с указаниями воли Божией.

8 над всем издеваются, злобно разглашают клевету, говорят свысока;
9 поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле.

9. "Поднимают к небесам уста свои" - высокомерно смотрят на Заповеди Бога, считая себя вправе оценивать и критиковать их, т. е. волю Бога проверяют своим суждением, возводя тем себя на место верховного законодателя.

10 Потому туда же обращается народ Его, и пьют воду полною чашею,
11 и говорят: "как узнает Бог? и есть ли ведение у Вышнего?"

11. Безнаказанность нечестивых и их внешнее преобладание вызывает подражания среди народа. Последний тоже начинает "пить полной чашей", отдаваться неудержимо своим дурным влечениям, причем доходить до сомнения: "как узнает Бог?" и "есть ли ведение у Вышнего?" т. е., находится ли человек под Божественным воздействием и есть ли справедливость на земле?

12 И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство.
13 [И я сказал:] так не напрасно ли я очищал сердце мое и омывал в невинности руки мои,
14 и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро?
15 Но если бы я сказал: "буду рассуждать так",- то я виновен был бы пред родом сынов Твоих.

13-15. "Очищать сердце, омывать в невинности руки, подвергать себя ранам и обличениям" - значит зорко следить не только за своими поступками, но и за чистотою своих помыслов. Такая заботливость о духовной опрятности требует постоянного и сильного ограничения своих греховных порывов, что причиняет боль. Факты же благоденствия нечестивых, живущих по своим влечениям и не заботившихся о своей нравственной чистоте, поставили пред писателем вопрос - есть ли смысл в его самоограничениях? Сомнения мучили его, но он счел себя не вправе оглашать эти сомнения и вселять их в других; если у самого нет твердости в убеждениях, то прямая обязанность того не вселять колебаний в других. Поступок последнего рода делает его "виновным пред родом сынов Твоих", т. е. пред евреями, которых Господь любит и о которых заботится, как отец о детях. Прививать им сомнения свои значило бы отвращать детей от Отца, лишать их Его благотворного и любвеобильного попечения, лишать других блага, на которое сам не имеешь права.

16 И думал я, как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих,
17 доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их.

18 Так! на скользких путях поставил Ты их и низвергаешь их в пропасти.
19 Как нечаянно пришли они в разорение, исчезли, погибли от ужасов!
20 Как сновидение по пробуждении, так Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты их.

18-20. Писатель в своих наблюдениях над действительностью был односторонен; он судил лишь на основании фактов благоденствия нечестивых, а не обращал внимания на то, как быстро и неожиданно они гибнут, как часто обманываются их мечты о счастье.

21 Когда кипело сердце мое, и терзалась внутренность моя,
22 тогда я был невежда и не разумел; как скот был я пред Тобою.
23 Но я всегда с Тобою: Ты держишь меня за правую руку;
24 Ты руководишь меня советом Твоим и потом примешь меня в славу.
25 Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле.

25. "Кто мне на небе?" Что мне может дать небо, если я не буду там с Богом? - "И с тобою ничего не хочу на земле" - кроме Тебя ничего иного не хочу на земле. Смысл всего выражения - кроме Бога писатель не желает иметь никаких других привязанностей, так как кроме Него ничто не может дать ему удовлетворения.

26 Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек.
27 Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя.
28 А мне благо приближаться к Богу! На Господа Бога я возложил упование мое, чтобы возвещать все дела Твои [во вратах дщери Сионовой].

27-28. Так как вне Бога живущие гибнут, то истинное благо - приближаться к Нему. Тогда человек получает "часть во век" (26), т. е. вечную, неотъемлемую награду, которая остается и после его смерти, или - вечную жизнь.

Псалом принадлежит Асафу, современнику Давида. В обстоятельствах жизни этого царя, особенно в истории Авессалома, его быстрого возвышения и падения писатель мог находить материал как для основной мысли содержания псалма, так и для некоторых частных его положений (Пс.72_3, 4, 6, 19).

Господь благ к чистым сердцем. Я сомневался было в этой истине при виде благоденствия нечестивых, вследствие которого они делаются высокомерными, дерзкими (1–9). Вслед за ними идет и народ, который доходит до отрицания Промысла Бога на земле (10–13). Я тоже испытывал колебание – для чего я забочусь о своей чистоте? Но меня от проповеди этих колебаний удержало сознание ответственности пред людьми (14–15). Когда же я стал вдумываться и вошел во святилище, то узнал, как быстро падение таких нечестивцев (16–20). Мои колебания были выражением моего невежества, теперь же я знаю, что только в Боге и приближении к Нему истинная жизнь и награда, а удаляющиеся от Него – погибнут (21–28).

. Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем!

Представляет введение ко всему содержанию псалма, заключая в себе и тот вывод, к которому автор пришел через свои сомнения и колебания.

. Оттого гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их;

Гордость нечестивых и высокомерное отношение к другим людям являются результатом их внешнего преуспевания.

. выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце;

«Бродят помыслы в сердце» – они свободно отдаются своим влечениям, не заботясь о проверке их чистоты и согласованности с указаниями воли Божией.

. поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле.

«Поднимают к небесам уста свои» – высокомерно смотрят на Заповеди Бога, считая себя вправе оценивать и критиковать их, т. е. волю Бога проверяют своим суждением, возводя тем себя на место верховного законодателя.

. Потому туда же обращает­ся народ Его, и пьют воду по­лною чашею,

. и говорят: «как узнает ? и есть ли ведение у Вышнего?»

Безнаказанность нечестивых и их внешнее преобладание вызывает подражания среди народа. Последний тоже начинает "п ить... по­лною чашею» , отдаваться неудержимо своим дурным влечениям, причем доходить до сомнения: «как узнает ?» и «есть ли ведение у Вышнего?» т. е., находится ли человек под Божественным воздействием и есть ли справедливость на земле?

. [И я сказал:] так не напрасно ли я очищал сердце мое и омывал в невинности руки мои,

. и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро?

. Но если бы я сказал: «буду рассуждать так», – то я виновен был бы пред родом сынов Твоих.

"Очища ть сердце" , "омыва ть в невинности руки» , "подверга ть себя ранам... и обличениям» – значит зорко следить не только за своими поступками, но и за чистотою своих помыслов. Такая заботливость о духовной опрятности требует постоянного и сильного ограничения своих греховных порывов, что причиняет боль. Факты же благоденствия нечестивых, живущих по своим влечениям и не заботившихся о своей нравственной чистоте, поставили пред писателем вопрос – есть ли смысл в его самоограничениях? Сомнения мучили его, но он счел себя не вправе оглашать эти сомнения и вселять их в других; если у самого нет твердости в убеждениях, то прямая обязанность того не вселять колебаний в других. Поступок последнего рода делает его "винов ным пред родом сынов Твоих» , т. е. пред евреями, которых Господь любит и о которых заботится, как отец о детях. Прививать им сомнения свои значило бы отвращать детей от Отца, лишать их Его благотворного и любвеобильного попечения, лишать других блага, на которое сам не имеешь права.

. И думал я, как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих,

. доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их.

. Так! на скользких путях поставил Ты их и низвергаешь их в пропасти.

. Как нечаянно пришли они в разорение, исчезли, погибли от ужасов!

. Как сновидение по пробуждении, так Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты их.

Писатель в своих наблюдениях над действительностью был односторонен; он судил лишь на основании фактов благоденствия нечестивых, а не обращал внимания на то, как быстро и неожиданно они гибнут, как часто обманываются их мечты о счастье.

. Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле.

«Кто мне на небе?» Что мне может дать небо, если я не буду там с Богом? – «И с тобою ничего не хочу на земле» – кроме Тебя ничего иного не хочу на земле. Смысл всего выражения – кроме Бога писатель не желает иметь никаких других привязанностей, так как кроме Него ничто не может дать ему удовлетворения.

. Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек.

. Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя.

. А мне благо приближаться к Богу! На Господа Бога я возложил упование мое, чтобы возвещать все дела Твои [во вратах дщери Сионовой].

Так как вне Бога живущие гибнут, то истинное благо – приближаться к Нему. Тогда человек получает «часть... вовек» (26), т. е. вечную, неотъемлемую награду, которая остается и после его смерти, или – вечную жизнь.