Типы полей. Экс-министр сергей шматко может заняться растениеводством Виды полей и их характеристика

Нарушения радиоактивного фона в локальных условиях и тем более глобальные опасны для существования биосферы и могут привести к неисправимым последствиям. Причиной увеличения радиоактивного фона является активная деятельность человека. Создание крупной промышленности, научных установок, энергетических источников, военной техники и др. может приводить к локальным изменениям фона. Но наиболее опасными причинами нарушений естественного радиоактивного фона являются выбросы радиоактивных частиц,которые могут возникнуть при ядерных взрывах или при эксплуатации атомных электростанций (АЭС).

В основе ядерных взрывов и работы АЭС лежит явление деления ядер радиоактивных элементов, например, ядер урана. Это явление заключается в том, что при бомбардировке нейтронами ядер изотопа урана его ядра распадаются на две примерно равные части. Процесс деления ядра сопровождается испусканием двух или трёх нейтронов, например: . Эта реакция одна из типичных, хотя в природе существуют ещё многие другие реакции деления урана.

Важно, что при делении урана высвобождается огромное количество энергии, так как масса ядрабольше суммарной массы осколков деления.

Радиоактивные частицы выпадают на поверхность земли, образуя радиоактивный след. Радионуклиды, находящиеся в виде аэрозолей в воздухе, а также осевшие на земную поверхность, могут представлять для человека опасность. Оценку степени опасности можно получить по активности препарата А: А=-dN/dt, где N – количество распадающихся ядер. Активность данного препарата измеряется в кюри(Ku): 1Ku=3,7*10^10 распад/с

Активность уменьшается со временем по экспоненциальному закону: , где λ – постоянная распада, N0 – начальное количество ядер.

Для точечных источников излучений мощность экспозиционной дозы уменьшается с расстоянием по закону:, где r – расстояние от источника излучения, - гамма-постоянная, зависящая от природы радиоактивного источника.

Таким образом, при выпадении радионуклидов на почву степень опасности их влияния на организм зависит от природы радиоактивного изотопа, его активности и расстояния r от человека до источника, а экспозиционную дозу можно оценить из соотношения где ∆t – время облучения.


Вихревое поле
Вихревое поле - поле, силовые линии которого являются замкнутым.
Гравитационное поле
Гравитационное поле - поле, которое создает вокруг себя тело, обладающее массой. Посредством гравитационных полей взаимодействуют физические объекты.
Материя
Материя - объективная реальность, данная нам в ощущениях.
Считается, что материя существует либо в виде вещества, либо в виде поля.
Формами существования материи являются пространство и время.
Силовые линии напряженности
Силовые линии напряженности - воображаемые линии, проведенные в гравитационном, магнитном или электрическом силовом поле так, что в каждой точке пространства направление касательной к этим силовым линиям совпадает с направлением напряженности поля.
Электромагнитное поле
Электромагнитное поле - особый вид материи:
- посредством которого осуществляются электромагнитные взаимодействия;
- представляющий собой единство электрического и магнитного полей.
В каждой точке электромагнитное поле характеризуется:
- напряженностью и потенциалом электрического поля; а также
- индукцией магнитного поля.
- индукцией магнитного поля.
Электрическое поле - особая форма существования материи, посредством которой осуществляется взаимодействие между покоящимися или движущимися электрическими зарядами.
Физическое поле - особый вид материи. Физические поля связывают составные части вещества в единые системы и передают с конечной скоростью действие одних частиц на другие. Различают гравитационные, электромагнитные и другие поля.
Магнитное поле - особая форма существования материи, посредством которой осуществляется взаимодействие между движущимися электрически заряженными частицами. Магнитное поле:
- является формой электромагнитного поля;
- непрерывно в пространстве;
- порождается движущимися зарядами;
- обнаруживается по действию на движущиеся заряды;
- описывается уравнениями Максвелла.



Вокруг человека существуют электромагнитные и акустичес­кие поля (гравитационное поле и элементарные частицы оста­ются за пределами нашего рассмотрения).

Можно выделить основные 4 диапазона электромагнитного излучения и 3 диапазона акустического излучения, в которых ныне ведутся исследования (рис. 12.1).

Рис. 12.1. Схема электромагнитных (справа) и акустических (слева) собственных полей человека. Электромагнитные поля: Е - электри­ческое поле, В - магнитное, СВЧ - сверхвысокочастотные электро­магнитные волны дециметрового диапазона, ИК - электромагнитные волны инфракрасного диапазона, видимое - оптический диапазон излучений. Акустические поля: НЧ - низкочастотные колебания, КАЭ - кохлеарная акустическая эмиссия, УЗ - ультразвуковое излу­чение. Цифры - характерные частоты излучений (в герцах). Зашт­рихованы области тепловых излучений. Справа и слева указаны на­звания датчиков и приборов для регистрации соответствующих полей. СКВИД - сверхпроводящий квантовый интерферометр, ФЭУ - фотоэлектрический умножитель.

Электромагнитные поля. Диапазон собственного электромаг­нитного излучения ограничен со стороны коротких волн опти­ческим излучением, более коротковолновое излучение - вклю­чая рентгеновское и у-кванты - не зарегистрировано. Со стороны длинных волн диапазон можно ограничить радиовол­нами длиной около 60 см. В порядке возрастания частоты че­тыре диапазона электромагнитного поля, представленные на рис. 12.1, включают в себя:

· низкочастотное электрическое (Е) и магнитное (В) поле (частоты ниже 103 Гц);

· радиоволны сверхвысоких частот (СВЧ) (частоты 109- 1010 Гц и длина волны вне тела 3-60 см);

· инфракрасное (ИК) излучение (частота 10м Гц, длина вол­ны 3-10 мкм);

· оптическое излучение (частота 1015 Гц, длина волны по­рядка 0,5 мкм).

Такой выбор диапазонов обусловлен не техническими воз­можностями современной электроники, а особенностями био­логических объектов и оценками информативности различных диапазонов для медицины. Характерные параметры различных электромагнитных полей, создаваемых телом человека, приве­дены в табл. 12.1 .

Источники электромагнитных полей разные в различных ди­апазонах частот. Низкочастотные поля создаются главным об­разом при протекании физиологических процессов, сопровож­дающихся электрической активностью органов: кишечником (-1 мин), сердцем (характерное время процессов порядка 1 с), мозгом (-0,1 с), нервными волокнами (-10 мс). Спектр частот, соответствующих этим процессам, ограничен сверху значени­ями, не превосходящими -1кГц.

В СВЧ и ИК-диапазонах источником физических полей яв­ляется тепловое электромагнитное излучение.

Чтобы оценить интенсивность электромагнитного излучения на разных длинах волн, тело человека, как излучатель, можно с до­статочной точностью моделировать абсолютно черным телом, ко­торое, как известно, поглощает все падающее на него излучение и поэтому обладает максимальной излучающей способностью.

Излучательная способность тела е^т - количество энергии, ис­пускаемой единицей поверхности тела в единицу времени в еди­ничном интервале длин волн по всем направлениям - зависит от длины волны А. и абсолютной температуры тела Т.

Эта функция имеет максимум на длине волны Х.т «= Ьс / (5кТ), что при температуре человеческого тела Т = 310 К составляет около 10 мкм. Поэтому ИК-излучение тела человека измеряют тепловизорами в диапазоне 3-10 мкм, где оно максимально.

Из рис. 12.2 следует, что в СВЧ-диапазоне, в котором длина волны в 10* раз больше, плотность энергии теплового излуче­ния на много порядков меньше.

Измерение теплового излучения позволяет определить тем­пературу тела человека из-за того, что спектральная зависи- мость теплового излучения меняется с ростом температуры. На рис. 12.2 приведены кривые для двух температур черного тела: 290 К (кривая 1) и 310 К (кривая 2). Столь большую разность температур мы выбрали, чтобы ярче выделить различия меж­ду кривыми. Видно, что рост температуры всего на 20 К вызы­вает увеличение интенсивности излучения в 1,5 раза (в ИК-ди- апазоне) - в других диапазонах он заметно меньше.

Акустические поля. Диапазон собственного акустического из­лучения ограничен со стороны длинных волн механическими колебаниями поверхности тела человека (0,01 Гц), со стороны коротких волн ультразвуковым излучением, в частности, от тела человека регистрировали сигналы с частотой порядка 10 МГц.

Рис. 12.2. Спектральная плотность излучательной способности теп­лового электромагнитного излучения абсолютно черного тела как функция длины волны X. Выбраны логарифмические шкалы по обе­им осям, поскольку величины е^т и X, изменяются на много порядков. Небольшие видимые отличия кривых 1 и 2 на самом деле соответству­ют большим изменениям е^т(в несколько раз)

В порядке возрастания частоты (цифры на рис. 12.1 ) три диа­пазона акустического поля включают в себя: 1) низкочастотные колебания (частоты ниже 10я Гц); 2) кохлеарную акустическую эмиссию (КАЭ) - излучение из уха человека (V ~103 Гц); 3) ульт­развуковое излучение (V - 1-10 МГц).

Источники акустических полей в различных диапазонах ча­стот имеют разную природу. Низкочастотное излучение созда­ется физиологическими процессами: дыхательными движени­ями, биением сердца, током крови в кровеносных сосудах и некоторыми другими процессами, сопровождающимися коле­баниями поверхности человеческого тела в диапазоне прибли­зительно 0,01 - 103 Гц. Это излучение в виде колебаний по­верхности можно зарегистрировать контактными, либо бес­контактными методами, однако его практически невозможно измерить дистанционно с помощью микрофонов. Это связано с тем, что идущие из глубины тела акустические волны прак­тически полностью отражаются обратно от границы раздела «воздух-тело человека* и не выходят наружу в воздух из тела человека. Коэффициент отражения звуковых волн близок к единице из-за того, что плотность тканей тела человека близ­ка к плотности воды, которая на три порядка выше плотности воздуха.

У всех наземных позвоночных существует, однако, специаль­ный орган, в котором осуществляется хорошее акустическое согласование между воздухом и жидкой средой, - это ухо. Сред­нее и внутреннее ухо обеспечивают передачу почти без потерь звуковых волн из воздуха к рецепторным клеткам внутренне­го уха. Соответственно, в принципе, возможен и обратный про­цесс - передача из уха в окружающую среду - и он обнаружен экспериментально с помощью микрофона, вставленного в уш­ной канал.

Источником акустического изучения мегагерцевого диапа­зона является тепловое акустическое излучение - полный ана­лог соответствующего электромагнитного излучения. Оно воз­никает вследствие хаотического теплового движения атомов и молекул человеческого тела. Интенсивность этих акустических волн, как и электромагнитных, определяется абсолютной тем­пературой тела.

Определение полей таблицы

Для определения поля в окне Таблица задаются Имя поля, Тип данных, Описание - краткий комментарий, а также свойства поля в разделе Свойства поля . На вкладке Общие представлены строки свойств поля, в том числе максимальный размер, подпись (выводится в заголовке столбца), значение по умолчанию и др.

На вкладке Подстановка в раскрывающемся списке свойства Тип элемента управления выбирается одно из значений Поле, Список или Поле со списком .

Имена полей и тип данных

  • Имя поля . Каждое поле в таблице должно иметь уникальное имя, удовлетворяющее соглашениям об именах объектов в Access. Оно является комбинацией из букв, цифр, пробелов и специальных символов, за исключением точки (.), восклицательного знака ("), надстрочного знака (") и квадратных скобок (). Имя не может начинаться с пробела и содержать управляющие символы с кодами ASCII от 00 до 31. Максимальная длина имени - 64 символа.
  • Тип данных . Тип данных определяется значениями, которые предполагается вводить в поле, и операциями, которые будут выполняться с этими значениями. В Access допускается использование девяти типов данных Раскрывающийся список возможных типов данных вызывается нажатием кнопки списка при выборе типа данных каждого поля:
    • Текстовый - тип данных по умолчанию. Текст или цифры, не участвующие в расчетах. Число символов в поле не должно превышать 255. Максимальное число символов, которое можно ввести в поле, задается в свойстве Размер поля . Пустые символы в неиспользуемой части поля не сохраняются.
    • Поле MEMO Длительный текст, например, некоторое описание или примечание. Максимальная длина - 65 535 символов.
    • Числовой . Числовые данные, используемые в математических вычислениях. Конкретные варианты числового типа и их длина задаются в свойстве Размер поля . Поле может иметь размер 1, 2, 4 или 8 байт (16 байт- только если для свойства Размер поля задано значение Код репликации ). Для проведения денежных расчетов определен другой тип данных - Денежный
    • Денежный . Денежные значения и числовые данные, используемые в расчетах, проводящихся с точностью до 15 знаков в целой и до 4 знаков - в дробной части. Длина поля 8 байт. При обработке числовых значений из денежных полей выполняются вычисления с фиксированной точкой (более быстрые, чем вычисления для полей с плавающей точкой). Кроме того, при вычислениях предотвращается округление. Учитывая эти обстоятельства, применительно к полям, в которых планируется хранить числовые значения с указанной точностью, рекомендуется использовать денежный тип данных.
    • Дата/время . Значения даты или времени, относящиеся к годам с 100 по 9999 включительно Длина поля 8 байт
    • Счетчик . Тип данных поля, в которое для каждой новой записи автоматически вводятся уникальные последовательно возрастающие (на 1) целые числа или случайные числа. Значения этого поля нельзя изменить или удалить. Длина поля: 4 байта для длинного целого, для кода репликации - 16 байт. По умолчанию в поле вводятся последовательные значения. В таблице не может быть более одного поля этого типа. Используется для определения уникального ключа таблицы
    • Логический . Логические данные, которые могут иметь одно из двух возможных значений: Да/Нет, Истина/Ложь, Вкл./Выкл. Длина поля 1 бит.
    • Поле объекта OLE . Объект (например, электронная таблица Microsoft Excel, документ Microsoft Word, рисунок, звукозаписи или другие данные и двоичном формате), связанный или внедренный и таблицу Access. Длина поля - не более 1 Гбайт (ограничивается объемом диска).
    • Гиперссылка . Адрес гиперссылки, включающий путь к файлу на жестком диске в локальной сети (в формате UNC) или адрес страницы в Internet или intranet (URL). Кроме того, адрес может включать текст, выводимый в поле или в элементе управления, дополнительный адрес - расположение внутри файла или страницы,подсказку - текст, отображаемый в виде всплывающей подсказки. Если щелкнуть мышью на поле гиперссылки, Access выполнит переход на соответствующий объект, документ, Web-страницу или другое место назначения. Длина каждой из частей гиперссылки - не более 2048 знаков. Для полей типа OLE, MEMO и Гиперссылка не допускается сортировка и индексирование.
    • Мастер подстановок . Выбор этого типа данных запускает мастера подстановок. Мастер строит для поля список значений на основе полей из другой таблицы. Значения в такое поле будут вводиться из списка. Соответственно, фактически тип данных поля определяется типом данных поля списка. Возможно также определение поля со списком постоянных значений .

Общие свойства полей

Общие свойства задаются для каждого поля на вкладке Общие и зависят от выбранного типа данных.

1. Размер поля задает максимальный размер сохраняемых в поле данных.

Для поля с типом данных Текстовый задается размер от 1 до 255 знаком (по умолчанию - 50 знаков).

Для поля с типом данных Счетчик можно задать:

а) Длинное целое- 4 байта:

б) Код репликации- 16 байт.

Для поля с типом данных Числовой можно задать:

в) Байт (для целых чисел от 0 до 255, длина поля 1 байт);

г) Целое (для целых чисел от -32 768 до +32 767, занимает 2 байта);

д) Длинное целое (для целых чисел от -2 147 483 648 до +2 147 483 647, занимает 4 байта);

е) Дробные с плавающей точкой 4 байта (для чисел от -3,4хЮ38 до +3,4х1038 с точностью до 7 знаков);

ж) Дробные с плавающей точкой 8 байт (для чисел от -1,797хЮ308 до +1,797хЮ308 с точностью до 15 знаков);

з) Действительное (для целых чисел от -1038-1 до 1038-1 при работе с проектами, которые хранятся в файлах типа1 ADP, и от -1028-1 до 1028-1 - для файлов типа MDB, с точностью до 28 зна­ков, занимает 12 байт);

и) Код репликации . Глобальный уникальный идентификатор, занимает 16 байт. Поля такого типа используются Access для создания системных уникальных идентификаторов реплик, наборов реплик, таблиц, записей и других объектов при репликации баз данных.

Рекомендуется задавать минимально допустимый размер поля, который понадобится для сохраняемых значений, т. к. сохранение таких полей требует меньше памяти, и обработка данных меньшего размера выполня­ется быстрее.

2. Формат поля является форматом отображения заданного типа данных и задает правила представления данных при выводе их на экран или печать.

В Access определены встроенные стандартные форматы отображения для полей с типами данных Числовой, Дата/время, Логический и Денежный. Ряд этих форматов совпадает с настройкой национальных форматов, определяемых в окне Язык и стандарты панели управления Microsoft Windows. Пользователь может создать собственный формат для всех типов данных, кроме OLE, с помощью символов форматирования.

Для указания конкретного формата отображения необходимо выбрать и раскрывающемся списке одно из значений свойства Формат поля. Формат поля используется для отображения данных в режиме таблицы, а также применяется в форме или отчете при отображении этих нолей.

3. Число десятичных знаков задает для числового и денежного типов данных число знаков после запятой. Можно задать число от 0 до 15. По умолчанию (значение Авто ) это число определяется установкой в свойстве Формат поля . Следует иметь в виду, что установка этого свойства не действует, если свойство Формат поля не задано или если выбрано значение Основной . Свойство Число десятичных знаков влияет только на количество отображаемых на экране десятичных знаков и не влияет на количество сохраняемых знаков. Для изменения числа сохраняемых знаков необходимо изменить свойство Размер поля .

4. Подпись поля задает текст, который выводится в таблицах, формах, отчетах.

5. Значение по умолчанию определяет текст или выражение, которое автоматически вводится в поле при создании новой записи. Например, если задано значение =now (), то в поле будет введена текущая дата и время. При добавлении записи в таблицу можно оставить значение, введенное по умолчанию, или ввести другое. Свойство Значение по умолчанию используется только при создании новой записи. Изменение значения свойства не влияет на существующие записи. Максимальная длина значения свойства составляет 255 знаков. Данное свойство не определено для полей с типом данных Счетчик или Поле объекта OLE .

6. Условие на значение позволяет осуществлять контроль ввода, задает ограничения на вводимые значения, запрещает ввод при нарушении условий и выводит текст, заданный свойством Сообщение об ошибке .

7. Сообщение об ошибке задает текст сообщения, выводимый на экран при нарушении ограничений, заданных свойством Условие на значение .

Тип элемента управления

На вкладке Подстановка в окне конструктора таблиц задается свойство Тип элемента управления . Это свойство определяет, будет ли отображаться поле в таблице и в форме в виде:

  • Поля ;
  • Списка ;
  • Поля со списком .

Таким образом, определяется вид элемента управления, используемого по умолчанию для отображения поля.

Если для поля выбран тип элемента управления Список или Поле со списком , на вкладке Подстановка появляются дополнительные свойства, которые определяют источник данных для строк списка и ряд других характеристик списка. В качестве источника данных для списка выбирается таблица, с которой осуществляется постоянная связь, что, обеспечивает актуальное состояние списка.

Крыша является сложной конструкцией с многочисленными слоями, которая защищает здание от осадков и других наваждений, а кровля считается ее завершающим покрытием. Кровельный элемент и принимает на себя все внешние воздействия, поэтому кровля должна быть из прочного и качественного материала.

Типы кровли

Перед началом строительства дома нужно учитывать тот факт, что крыша – это не только украшение, но и защита дома. При выборе кровельных материалов нужно расширенно изучить их свойства и характеристики, чтобы сделать выбор, устраиваемый каждого отдельно.

Сегодня можно увидеть большой список кровли, однако самыми распространенными являются:

  • ондулин;
  • черепица из керамики, битума и металла;
  • асбестоцементный шифер;
  • кровля из металлического покрытия.

Кроме основных параметров, по которым выбираются кровельные полотна, есть масса других принципов. К примеру, нужно учитывать область проживания и угол уклона. Некоторые застройщики ориентируются лишь внешними данными, а про практичность забывают. Многое также будет зависеть и от типа здания: временного или постоянного пользования.


На счет кровельных работ, рекомендуем обращаться в компанию http://stroiproekt77.ru/krovelnye-raboty-moscow

Особенности ондулина

Данное кровельное изделие выпускается компанией Onduline, от которого и пошло название обычного битумного шифера или, как сейчас его еще называют, еврошифером. Он достаточно доступен по ценовой категории, поэтому обрел такую популярность среди строителей.

Ондулин изготавливают из чистых органических веществ, поэтому изделие является безопасным и экологически чистым продуктом. Основным компонентом является целлюлоза, благодаря которой кровельное покрытие имеет высокий уровень водостойкости.

Ондулин выпускается в виде листа, очень легок в отличие от цементного шифера — 6,5 кг, что делает его монтаж совсем несложным. К недостаткам стоит добавить появление грибков и потерю цвета с течением определенного времени.

Виды черепицы

1. Керамическая

Материал создается при процессе спекания и прессовки глиняного состава, выпускается в виде плиток. Покрытие довольно практичное и долговечное. Если правильно уложить черепицу и выбрать нужный уклон, то она прослужит владельцу до 150 лет. Керамическая имеет приятный коричневый оттенок, поэтому крыша приобретает эстетичный внешний вид.

Недостатками изделия являются его высокая стоимость, большой вес, что усложняет процесс монтажа, и хрупкость при сильной нагрузке.

2. Битумная

Данная разновидность черепицы часто имеет статус мягкого и гибкого материала. В состав изделия входят битум, минеральная крошка и стекловолокно, выпускается в виде метрового плоского листа.

Битумная не боится высокой температуры. Долгое влияние солнечного ультрафиолета на поверхность черепицы совсем не наносит вреда, а только укрепляет. Высокие температуры «плавят» материал, а при остывании состав изделия лучше схватывается.

Достоинством кровельного покрытия также можно считать его маленький вес, что позволяет его быстро закрепить на кровле, хорошую звукоизоляцию и дешевизну.

Хотя материал обладает рядом преимуществ, однако из-за своей гибкости битум трудно скреплять при высокой температуре среды. На расплавленной черепице трудно ходить и работать.

3. Металлическая

За основу металлочерепицы берется оцинкованная листовая сталь, которую покрывают специальными красителями от коррозии. Материал небольшой в объеме, поэтому не нагружает конструкцию крыши. Благодаря листовой форме, монтаж производится намного быстрее керамической плитки.

Черепица крепится на гвозди с резиновыми подкладками. Со временем подкладки могут ослабнуть и слететь. Для того чтобы избавиться от проблемы, надо заменить крепежные детали.

Особенности асбестоцементного шифера

Многие на своем пути встречали всем известное с давних времен асбестоцементное кровельное покрытие. Такой материал нередко используют в кровлях частных домов.

Главными компонентами шифера являются цемент и асбест, выпускается изделие в виде листа. С недавних времен асбестоцементный материал начали покрывать специальной краской из полимерного состава, которая повышает его эксплуатационные качества, как устойчивость к морозу и влаге, и расширяет выбор цветового спектра.

Шифер имеет жесткую основу и большой вес, не горит, не гниет и легко монтируется. Однако при неправильной работе может поломаться из-за своей хрупкости.

По определению система рациональных чисел является полем, поэтому свойства полей являются также свойствами рациональных чисел. Рассмотрим основные свойства поля.

  • 4.3.1. Теорема. Пусть дано поле (Р, +, ) с нулем 0 и единицей е. Для любых элементов a,b,c,d еР:
  • 1) если я6 = ,то я*0 и Ь = а~
  • 2) (отсутствие делителей нуля) если ab = 0, то а = 0 или b = 0;
  • 3) (свойство сократимости для умножения) если ас = Ьс и с Ф 0, то а = Ь ;

4) - = . тогда и только тогда, когда ad -ос ; b d

Ч а ^ с ad ± Ьс b d bd

8) если аФ 0, то (-) = -;

. „ _ . ас a

9) (основное свойство дроби) - = -.

Доказательство. 1) Пусть ab = e. Если предположить, что а = 0, то получим e = ab = 0 b = 0 - пришли к противоречию.

Следовательно, а* 0 и существует элемент а~. Умножив равенство ab = е на а~ х , получим Ь = а~ { .

  • 2) Пусть ab = 0. Если а = 0, то доказывать нечего. Если же а* 0, то существует элемент а~ х. Умножив равенство ab = 0 на я -1 , получим b = 0.
  • 3) Доказательство свойства сводится к умножению данного равенства на с -1 .
  • 4) Пусть - = -, тогда ab~ l =cd~ l . Умножив обе части равенства

на bd, получим ad=bc. Обратное утверждение получаем теми же рассуждениями в обратном порядке.

Доказательство остальных свойств отношений предоставляется читателю. ?

Упорядоченное поле рациональных чисел

Введем отношение «меньше» для рациональных чисел с помощью отношения «меньше» для целых чисел. 11ри этом будем считать, что

для любого рационального числа - знаменатель b > 0.

4.3.2. Определение. Для любых -eQ положим - тогда

и только тогда, когда ad .

Легко доказать, что система (Q> Q, +, ,

  • 4.3.3. Определение. Упорядоченным полем называется система (Р, +, ,
  • 1. (Р,+, ) - поле;
  • 2. (Р у линейно упорядоченное множество;
  • 3. для любых jc,>»,z€P, если х то x + z (- монотонность сложения ), и если х 0, то xz (- монотонноет ь умножения ).

Таким образом, система (0, +, »упорядоченным полем рациональных чисел.

Рассмотрим произвольное упорядоченное поле (Р, +,?,Р замкнуто относительно сложения, последовательно получаем: 2 = 1 + 1 еР, 3 = 2 + 1 еР, ... Поскольку 1>0, то 2>0, 3>0, ... Таким образом, мы получаем, что все новые и новые натуральные числа принадлежат Р. В итоге убеждаемся, что Nc/ Но поле вместе с каждым своим элементом содержит ему противоположный, следовательно, -N^P. Итак,

Z = Nkj{0}^j-NС.Р. Но в поле из того, что w.weZcP и /?*0,

следует, что т, п~ ] еР, откуда - = /и-л -1 еР. Таким образом,

Q = Д т,п е Zyti * 0 (сР, то есть всякое упорядоченное поле п

содержит упорядоченное поле рациональных чисел (образно говоря, ухватившись за единицу, мы втянули в Р все множество Q ). Докажем это утверждение в более строгом виде.

4.3.4. Теорема. Всякое упорядоченное поле содержит упорядоченное подполе, изоморфное упорядоченному полю

рациональных чисел.

Доказательство. Пусть дано упорядоченное поле (Р, +, ?,

с единицей е . Обозначим Q = {- | т,п eZ,n*Q} и определим

отображение ->??, положив (р{-) = - для любого -eQ.

п пе п

Докажем, что является изоморфизмом (??,+,-, на (Q, +,-,.

1. (р - взаимно однозначное отображение. Пусть (р{-) = (р (-),

т w. .. ,ш ч лп. те т,е

докажем что - = --. Из условия (р{-) = (р{--) получаем - = -=-, п щ п л, пе ще

откуда те ще = т х е пе и тп х е = т х пе. Предположим, что тп х Фт х п> пусть, например, тщ Тогда т х п-тп х >0, то есть т х п-тп х е N и (т ] п-тп 1)е = 0. Но в 3.3.15 доказано, что в упорядоченном кольце, а значит и в упорядоченном поле, для любого натурального числа к имеем ке> 0 - пришли к противоречию. Следовательно, тп х = т х п , т пи

откуда - = --. п п х

  • 2. Очевидно, (р - отображение на Q.
  • 3. Докажем, что сохраняет операции сложения и умножения, а

также отношение «меньше». Для любых -€ Q имеем:

Для умножения - аналогично. Наконец, сохраняет отношение т пц _ _

«меньше», так как - 0, л, > 0, тогда и только тогда, л л,

когда /л л, л, л. Но это равносильно /л, - л-/л-л, e;V, и по 3.3.15,

Нетрудно видеть, что изоморфный образ упорядоченного поля рациональных чисел есть упорядоченное поле рациональных чисел, поэтому из доказанной теоремы получаем следующую краткую характеризацию этой числовой системы.

4.3.5. Следствие. Система (Р, +,-,есть упорядоченное поле рациональных чисел тогда и только тогда, когда она является минимальным упорядоченным полем.

Если между целыми числами л и л +1 нет ни одного целого числа, то между любыми двумя различными рациональными числами можно найти новое рациональное число. Отметим это свойство в наиболее общем виде.

4.3.6. Предложение. Во всяком упорядоченном поле (Р, +,-,для любых элементов a,bеР, где а

Доказательство. Можно взять, например, с = а+ е Р .

4.3.7. Теорема. Упорядоченное поле рациональных чисел удовлетворяет аксиоме Архимеда: для любого положительного aeQ и любого Ь&0 существует натуральное число п такое, что па>Ь.

Доказательство. Пусть а = -, где kjneN , и Ь = - у где

psZ, qsN. По аксиоме Архимеда для целых чисел, для целого числа mq > 0 и целого числа кр существует натуральное число п такое, что nmq>kp. Пользуясь монотонностью умножения, разделим

это неравенство на kq> 0. Получим п - > -, то есть па>Ь. ?


Предварительный просмотр:
  • Все физические упражнения в программе по физической культуре 1-4 классов представлены разделами «Гимнастика», «Подвижные игры», «Игры на основе волейбола» и «Игры на основе баскетбола».
    В раздел «Гимнастика» включены:
    строевые и порядковые упражнения;
    общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами;
    коррекционные упражнения;
    упражнения в лазанье и перелезании;
    упражнения в равновесии;
    висы простые;
    элементы акробатики;
    упражнения в смене активного напряжения и расслабления;
    опорные прыжки (изучение элементов начинается в 3 классе, а как вид упражнений - с 4 класса).
    В раздел «Подвижные игры» включены:
    упражнения с основами бега;
    ходьба;
    прыжковые упражнения;
    лазанье, перелезание, ползание как спортивный вид упражнений (прикладной характер);
    метание;
    лыжные занятия (коньки) по выбору с учетом региональных и климатических условий, а в подготовительном классе катание на санках.
    Большое место в закреплении изученных упражнений отводится играм различной направленности, из которых в основном используются игры с элементами строя; бега; прыжков; метания; близкие к спортивным; спортивной направленности.
    Строевые и порядковые упражнения. Эти упражнения наиболее разнообразные. Овладение ими помогает учащимся 1-4 классов лучше ориентироваться в зале, запоминать свое место в строю, успешно выполнять построение и перестроение.
    Начиная с 1 класса детей следует строить по заранее начерченной линии, по ориентирам, проводить с ними различные игры типа «Кто быстрее», «Точно по местам».
    Этим упражнениям надо уделять особое внимание, можно обучение построению и перестроению проводить в основной части урока. Затратив больше времени на обучение, учитель тем самым в дальнейшем добивается высокой сознательной организованности, четкого выполнения учащимися строевых команд.
    Общеразвивающие упражнения (основные положения и движения рук, ног, туловища, головы). Этот материал на уроках физкультуры выполняет три функции:
    помогает ученику быстрее запомнить направление;
    развивает двигательные качества: силу, ловкость, быстроту;
    используется как подготовительные упражнения при обучении более сложным движениям.
    Среди общеразвивающих упражнений необходимо использовать различные дыхательные упражнения: под хлопки, удары барабана, под счет, сигнал свистка, по показу учителем.
    При выполнении упражнений учитель указывает на правильное сочетание дыхания с движением: руки вверх, в стороны, отведены назад - вдох; при сведении рук вперед, опускании вниз - выдох; наклоны туловища вперед, в стороны - выдох. Каждое упражнение повторяется 5-8 раз. В 1 и 2 классах следует чаще выполнять упражнения в игровой форме, как имитационные. Например: «Ходит цапля по болоту, увидела лягушку. Замерла». При произнесении слова «замерла» дети, удерживая равновесие, делают выдох и на счет «два-три» стоят на одной ноге, руки в стороны.
    Изучая основные положения и движения руками, ногами, туловищем, головой, ученики с нарушениями интеллекта, пожалуй, впервые получают представления об основных компонентах каждого конкретного движения - амплитуде, направлении, ритме, темпе. Эти сенсорные компоненты помогают управлять достижениями осознанно.
    Трудные упражнения учитель показывает, дети смотрят, затем выполняют под счет.
    Общеразвивающие упражнения (без предметов, с малыми мячами, гимнастическими палками, короткими скакалками, флажками, малыми обручами, мешочками, наполненными солью, песком). Эти упражнения - активное средство концентрации внимания, укрепления двигательного аппарата ребенка. Из этих упражнений можно составить несколько комплексов утренней гигиенической гимнастики, которые разучиваются на уроках и предлагаются как домашнее задание.
    Важное значение для правильного выполнения общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов имеет принятие исходного положения (и. п.). Особенно этому надо учить детей подготовительного и 1 классов.
    Целесообразно обучать их следующим исходным положениям: стоя, сидя, лежа на животе, спине, стоя на коленях. Во 2 и в 3-4 классах можно вводить и другие исходные положения.
    Использование на уроках флажков, кубиков, кеглей, палок, скакалок и более крупных предметов - длинных палок, реек, больших обручей (3-4 классы), баскетбольных мячей - помогает учителю разнообразить, варьировать выполнение упражнений, а использование физкультурного инвентаря вызывает интерес к процессу выполнения. Действия учащихся становятся согласованными, они прикладывают максимум усилий к достижению результата, стараются действовать дружно. Это очень важно в 1-2 классах.
    При построениях с палками, флажками, малыми обручами необходимо обеспечить возможность передвигаться, стоять в строю на достаточном расстоянии друг от друга. Этому надо учить детей на самых первых уроках.
    Инвентарь, которым будут пользоваться учащиеся на уроке, должен находиться в определенном доступном месте. Дети могут брать его для занятий только с разрешения учителя, а по окончании выполнения упражнений кладут его на место.
    Обучение общеразвивающим упражнениям является определяющим. Упражнения подбираются так, чтобы они выполняли избирательное воздействие на коррекцию имеющихся нарушений физического развития, для формирования осанки, ориентировки в пространстве, при дифференцировке мышечных усилий и т. д.
    Выполняя упражнения с предметами, дети ориентируются на сам предмет, его цвет, вес, размер, местонахождение, обучаются особым способам манипулирования предметом. Хотя общеразвивающие упражнения и недоступны некоторым учащимся подготовительного и 1 классов (самостоятельное выполнение), учитель обязан на каждом занятии использовать их при условии правильного руководства процессом обучения.
    Коррекционные упражнения. В программе подготовительного и 4 классов коррекционные общеразвивающие упражнения направлены на:
    развитие пространственно-временнóй дифференцировки и точности движений;
    формирование правильной осанки и ориентации во времени и пространстве;
    развитие и совершенствование сенсомоторики;
    интеллектуально-познавательное развитие.
    Выбор коррекционных упражнений в каждом конкретном случае зависит от соматического состояния, уровня физического развития, анализа дефектов моторики, индивидуальных особенностей каждого ученика.
    Упражнения должны выполняться в различных исходных положениях, под счет, музыку.
    Большое значение имеют игровые упражнения. Именно они создают благоприятные условия для совершенствования основных движений, способствуют умственному развитию учеников 1-4 классов. В этих упражнениях, в отличие от других, нет правил, регламентирующих темп, время, смену движений, но они позволяют учащимся начальной школы выполнить задание учителя самостоятельно. Например, в игровом упражнении «Перепрыгни через скакалку» ученики подготовительного и 1 классов переступают через лежащую на полу скакалку; ученики 2-3 классов перепрыгивают по нескольку раз только вперед, а ученики 4 класса перепрыгивают вперед-назад; сильные ученики перепрыгивают через вращающуюся скакалку.
    Игровые упражнения, как и коррекционные, в данном возрасте пока не требуют согласований движений каждого ребенка с движениями других детей, они являются последовательным переходом от индивидуальных действий к совместным.
    Акробатические упражнения. Акробатические упражнения в программе по физической культуре начальных классов представлены как элементы. Это группировка лежа на спине, перекаты в положении лежа в разные стороны, кувырки вперед, стойка на лопатках, кувырки назад и т. д. Обучение акробатическим упражнениям в коррекционной школе строго индивидуально. Акробатические упражнения разносторонне влияют на организм детей, особенно на вестибулярный аппарат. Использование акробатических упражнений помогает развитию ориентировки в пространстве и чувства равновесия. Обучение строго индивидуально при наличии страховки и оказании необходимой помощи.
    Упражнения в лазанье и перелезании. Лазанье и перелезание проводят в основном при одновременной опоре рук и ног на гимнастической стенке, скамейках, гимнастическом коне, бревне. Способы лазанья и перелезания определены в программе.
    Упражнения в лазанье и перелезании - хорошее средство для укрепления мышц рук и туловища. Они помогают развитию ориентировки в пространстве, координационных возможностей, смелости. Обучение строго индивидуально.
    Упражнения в равновесии. Упражнения в равновесии способствуют формированию правильной осанки, выработке навыка держать тело в необходимом положении. Эти упражнения вводятся как для обучения какому-то действию с сохранением равновесия, так и для воспитания чувства равновесия на определенной высоте в статическом или динамическом положении.
    В коррекционной школе предлагаются упражнения в равновесии на уменьшенной и повышенной опорах с различными предметами. Все упражнения на развитие равновесия требуют от учащихся сосредоточенности, внимания, волевых усилий. Поэтому их следует проводить в среднем и медленном темпе под наблюдением учителя, который оказывает помощь некоторым учащимся и страхует их.
    Недостаточное развитие функции равновесия влияет на точность движений, ритм, темп, на улучшение координационных способностей.
    Начинать обучение равновесию в 1-2 классах надо на полу: стоя на одной ноге, руки вверх - в стороны; стоя на носках с тем же исходным положением; ходьба и бег по узкому коридору, обозначенному на полу; ходьба на повышенной опоре (гимнастическая скамейка), по рейке гимнастической скамейки, низкому бревну. Эти же упражнения можно выполнять с предметами, с перешагиванием через предмет, с ловлей и подбрасыванием предметов (мяч, малая гимнастическая палка), а сильным учащимся 3-4 классов - прыжки вверх в шаге через вращающуюся скакалку.
    Ходьба. Большинство учащихся коррекционной школы не умеют правильно ходить. Их надо этому учить с 1 класса. Нарушения ходьбы настолько разнообразны, что учителю даже трудно их объединить в группы. Но самыми распространенными нарушениями ходьбы являются: некоординированность движений рук с движениями ног; неправильная постановка стопы; шаркающая походка, наличие синкинезий (непроизвольные содружественные движения, сопровождающие включение в движение двух рук); неумение прямо держать голову; пружинистая походка и т. д.
    Задача учителя: последовательно формировать у детей легкую, непринужденную походку с хорошей координацией движений рук и ног. Во 2-3 классах отрабатывать умение сохранять направление и определенное расстояние между идущими впереди и сзади учащимися. Учитель должен помнить, что ходьба и бег являются жизненно важными прикладными двигательными действиями, поэтому при обучении большое значение имеет личный показ.
    Трудной для детей является ходьба с высоко поднятыми коленями. Учитель показывает, а затем просит детей короткими шагами, но высоко поднимая колени, осуществить движения.
    Необходимо практиковать ходьбу в различном темпе, с различной постановкой стоп: на пятках, на внешней и внутренней стороне стоп, на носках; с предметами: гимнастической палкой, малым обручем, волейбольным или баскетбольным мячом, флажками, скакалкой и т. д. в различном исходном положении (перед собой, на лопатках, за спиной, на плечах). Задания должны быть доступными, понятными, правильно показанными, с имитацией движений гимнаста, лыжника, конькобежца; под музыку, на счет, под команду учителя, с хлопками и сигналами.
    Бег - это естественный вид движений, который должен быть использован на каждом уроке. Он выполняется в медленном и ускоренном вариантах. Обучение бегу вызывает ряд трудностей. Большинство детей с нарушениями интеллекта не понимают назначение бега, они не могут регулировать дыхание, преодолевать утомление, распределять энергетический потенциал.
    В 1-4 классах учащихся обучают бегу с сохранением осанки, с перебежками группами и по одному, с преодолением препятствий на отрезке 30 м, медленному бегу до 2 мин, челночному бегу (3 × 10 м), круговой и встречной эстафетам. Но такими навыками бега дети овладевают с трудом. Это обусловлено тем, что бег входит во многие виды упражнений (прыжки, метание, игры), поэтому учитель соответственно предъявляет разные требования.
    Вот почему в коррекционной школе обучение бегу необходимо проводить только в естественных условиях и, пока не сформированы навыки свободного, прямолинейного бега на носках с хорошей осанкой, с достаточно высоким подниманием бедра, с параллельной постановкой стоп, никакие другие изменения вводить нельзя.
    В 1 классе особое внимание учитель должен уделить непринужденному, свободному бегу с сохранением осанки, чтобы дети не сталкивались при беге, бежали по определенному коридору до обозначенного места.
    Во 2 классе требования те же. Начинается обучение постановке ноги с передней части стопы, при этом бежать следует ритмично, с изменением темпа (быстрее, медленнее).
    В 3-4 классах переходят к обучению быстрому бегу (до 60 м), формированию умения преодолевать различные препятствия во время бега. Препятствиями могут быть мячи, гимнастические палки, булавы, гимнастические скамейки; детям нужно объяснять и показывать все действия, как лучше, рациональнее их выполнять и почему. Хорошим средством совершенствования навыков бега являются игры с элементами бега.
    Прыжки. В начальных классах начинается интенсивное обучение прыжкам на месте, через препятствие, в длину с места, в высоту с шага (небольшого разбега), в длину с прямого разбега, в высоту способом перешагивания, согнув ноги и на результат.
    При обучении особое внимание учитель должен уделить технике выполнения прыжка и, конечно, качеству. Общее требование - правильное приземление. Оно должно быть без потери равновесия, мягким. Надо научить ребенка правильно приземляться и падать. Поэтому вначале следует обучать выполнению прыжков с небольшой высоты, в глубину. Это будет способствовать преодолению страха.
    При обучении прыжку в длину и в высоту с разбега надо обратить внимание на сам разбег и отталкивание. В 1-2 классах можно учить отталкиванию без обозначения места, но недалеко от гимнастического мата, прыжковой ямы. Как подготовительные упражнения к любому прыжку (в длину, высоту, опорному) можно использовать прыжки на одной-двух ногах на месте, в движении, развивая тем самым у детей прыгучесть, силу отталкивания.
    Но необходимо осторожно подходить к детям, у которых имеются сопутствующие отклонения в состоянии здоровья, нарушения опорно-двигательного аппарата (сколиоз, лордоз, плоскостопие) и нарушения соматического характера.
    Прыжки, включенные в программу 1-4 классов, можно разделить на два вида: а) через вертикальное препятствие (прыжок в высоту); б) через горизонтальное препятствие (прыжок в длину). Основная задача: создать правильное представление о конкретном виде прыжка, что является основой в обучении прыжкам. Следует обучать раздельно элементам прыжка: правильному разбегу, сильному отталкиванию, координации движений в полете, мягкому приземлению, а также разбегу с трех-пяти шагов; место отталкивания необходимо постепенно приближать к постоянной зоне отталкивания.
    У детей с нарушениями интеллекта общая ошибка -
    они длительное время отталкиваются двумя ногами , а приземляются на одну ногу. Вот почему при обучении прыжкам в длину и в высоту добиваются отталкивания одной ногой, а в опорных, в глубину (обучение начинается только с 3 класса, а опорный прыжок через гимнастического козла дети выполняют лишь в 4 классе) - двумя.
    Метание. В начальной школе главная задача - научить школьников правильно, метко и далеко метать малые мячи и другие легкие предметы. При последовательном и правильном использовании метаний на уроке можно положительно и избирательно воздействовать на развитие нервно-мышечного и костно-связочного аппарата как верхних конечностей и плечевого пояса, так и всего организма в целом. Метание вырабатывает точные согласованные движения кисти, предплечья, плеча, плечевого пояса, ног и туловища; глазомер и умение соизмерять свои усилия.
    Но у достаточно большого количества детей с нарушениями интеллекта не получается манипулировать с мячом, они с трудом собирают разбросанные по полу мячи, не могут удерживать мяч, выпускают его из рук, резко сжимают, боятся уронить; у некоторых, наоборот, слишком слабый захват, и мяч они удержать долго не могут, он у них выскальзывает из рук.
    Следовательно, кисть не готова к манипуляции с мячом. Вот почему в программе большое место отводится подготовке кисти рук к метанию и только потом броскам и ловле мяча. Метание вводится со 2 класса в виде метания с места и на дальность. Метание в цель очень полезно начинать в конце 3 класса, продолжать в 4 классе. Для этого необходимо широко практиковать использование подводящих и подготовительных упражнений.
    Характерным для детей с нарушениями интеллекта данного возраста является то, что они как будто правильно воспринимают указание учителя и пытаются выполнить метание, но, как правило, у них это плохо получается.
    Это свидетельствует о несовершенстве координационных возможностей детей. Метание в цель учитель должен рассматривать как упражнение, обучающее правильно метать на дальность. Закрепление навыков метания можно осуществлять при проведении подвижных игр с бросанием, ловлей и метанием.
    Подвижные игры. При выборе подвижных игр на конкретный урок учитываются дидактические требования при изучении основного материала и степень сложности изучаемых упражнений. Например, если на уроке основным упражнением является бег или прыжки в длину и в высоту, то вводятся игры с элементами метания, ловлей мяча, коррекционные игры.
    Если дети выполняют упражнения в ловле, передаче предметов, метании, то вводятся игры с бегом, прыжками и, естественно, закрепляются навыки метания, бросков, ловли.
    В программе подвижные игры для 1-3 классов распределены по признаку наличия преимущественно двигательных действий: с элементами бега («Быстро по местам»; «Кошка и мышки»); с прыжками («Точный прыжок»; «Волк во рву»); с бросанием и метанием («Пустое место; «Подвижная цель»); зимние игры («Снайпер»; «Снегурочка»; «Крепость»).
    Объяснение игры должно быть кратким. Сам учитель может принять участие в игре. Дети видят действия учителя, стараются ему подражать, спрашивают.
    Начиная с 3 класса можно практиковать игры с элементами соревнований. Но эти игры не всегда понятны детям с нарушениями интеллекта. Часто возникают конфликты, в проигрыше обвиняют более слабого ученика, угрожают ему, не хотят, чтобы он был в их команде. Учителю необходимо помнить, что игра не только закрепление сформированных умений и навыков, но и важное средство воспитания.
    Иногда дети, усвоив на занятиях гимнастикой элементы метаний, прыжков, бега, в играх выполняют движения неточно, неправильно и даже небрежно, без желания. И здесь учитель должен так организовать игровую обстановку, чтобы дети были заинтересованы в самой игре, в ее конечном результате и выполняли движения правильно и рационально. Вот почему в 1-2 классах часто используются ритмические и имитационные упражнения, способствующие развитию чувства ритма, такта, внимания, координации движений, памяти. Включение этих упражнений в игровые ситуации помогает решать коррекционные задачи. Такие игры называются
    коррекционными , они есть в программе по каждому классу.
    Лыжная подготовка (1-4 классы). Занятия лучше проводить на территории школьного двора или недалеко от школы (желательно без переходов через улицу). На школьном дворе следует проложить две учебные лыжни - внутреннюю и внешнюю - длиной по 150 м каждая. Лыжни должны иметь небольшие уклоны. Обучение попеременному двухшажному ходу начинается в 4 классе, а в 1-3 классах учащиеся изучают скользящий шаг, передвижение на лыжах без палок и с палками. На уроках учащиеся должны преодолевать на лыжах следующие расстояния: во 2 классе до 600 м, в 3 классе до 800 м, в 4 классе до 1,5 км. Указанные нормативы условны и строго индивидуализированы.
    Основные задачи на уроках по лыжной подготовке - ознакомить учащихся с простейшими правилами обращения с лыжами и палками, научить готовиться к занятиям, обучить нескольким строевым приемам с лыжами и построениям. Самые простые способы передвижения на лыжах в период начального обучения: ступающий ход, скользящий ход и попеременный двухшажный ход; подъемы ступающим шагом (3 класс), елочкой, лесенкой (4 класс); спуски в основной и в средней стойках (3-4 классы); повороты переступанием вокруг пяток лыж (2 класс), вокруг носков лыж (4 класс).
    В подготовительном классе дети пока плохо подготовлены к занятиям на лыжах, поэтому можно практиковать катание на санках. Учащихся следует научить правильно садиться на санки, кататься парами (сильный ученик везет более слабого). На занятиях учитель страхует детей, оказывает им помощь, следит за тем, чтобы они не замерзали.