Тибетская медитация. Как медитируют тибетские монахи — практики в традиции Гелуг

Медитация для исцеления всего тела направлена на устранение психосоматических причин различных заболеваний. Занимаясь медитативными практиками регулярно, вы найдёте способ привести в гармонию тело и разум. Расскажем о технике медитации подробно.

Для того, чтобы медитации были эффективными, необходимо соблюдать некоторые правила. Соблюдайте их, и получите нужный результат.

  1. Занимайтесь ежедневно. Для профилактики заболеваний достаточно одной медитации в день, а при серьезных проблемах со здоровьем потребуется от двух до четырех ежедневных сеансов
  2. Старайтесь отключить «внутренний диалог». Это значит, что во время сеанса медитации вы должны полностью освободить сознание от посторонних мыслей, расслабить тело и сконцентрироваться только на внутренних ощущениях
  3. Чтобы получилось абстрагироваться от мыслей, концентрируйтесь на дыхании. Старайтесь прочувствовать каждый вдох и выдох, наблюдайте, как воздух наполняет ваше тело
  4. Помещение перед сеансом медитации нужно проветрить, чтобы наполнить пространство потоком свежего воздуха
  5. Медитируйте в максимально удобной позе, в которой вы сможете чувствовать себя комфортно, находясь в неподвижном положении долгое время
  6. Подберите спокойную и умиротворяющую музыку. Мелодичные звуки помогут расслабиться и сконцентрироваться

И, разумеется, не забывайте следовать предписаниям врачей. Медитация поможет усилить эффективность лечения, но не является единственным лекарством от всех болезней.

Пошаговая техника медитации на исцеление и оздоровление организма

После того, как вы подготовились к сеансу, можете приступить к медитации.

Что нужно делать:

  • Устройтесь поудобнее и закройте глаза. Очень важно при этом сохранять спину в прямом положении
  • Сделайте глубокий вдох через нос, а затем медленный выдох через рот. Дышите в таком ритме до тех пор, пока не почувствуете, что ваше тело полностью расслабилось
  • Внутренним взором обратите внимание на область груди. Мысленно положите руку на сердце и следите за ощущениями, которые возникают в вашем теле в процессе дыхания
  • Затем начинайте повторять слова: «туда» на каждом вдохе и «оттуда» - на выдохе. Повторите 108 раз. Очень важна при этом концентрация, вы не должны отвлекаться на посторонние мысли
  • Если не получается убрать мысли из подсознания, начинайте повторять: «это просто мысли, и они сейчас уйдут». Сразу после этого возвращайтесь к концентрации на дыхание

Продолжайте до тех пор, пока не ощутите, что пора прекратить медитацию. Обычно сеанс занимает от десяти минут до получаса. В конце сделайте глубокий заключительный выдох через рот, медленно откройте глаза и улыбнитесь. Можно возвращаться к обыденной жизни.

Как работает медитация на исцеление всего тела

Все, кто давно занимается духовными практиками, отлично видят разницу между лечением и исцелением. В первом случае вы просто устраняете симптомы при помощи лекарств и врачебных процедур. Но даже если вы выздоравливаете, недуг рано или поздно снова даст о себе знать.

Для полного исцеления нужна глубокая работа именно с причинами заболеваний. В психосоматике есть четкий перечень негативных эмоций, из-за которых вы и чувствуете себя плохо.

Как это происходит:

  • Например, вы испытали какое-то сильное негативное чувство. Обиду, гнев, раздражение. Если это произошло один раз, ничего страшного. Эмоции в данном случае незначительно повлияют на , но на физическое никакого влияния не окажут
  • Но когда ваши эмоции становятся частыми, глубокими, входят в привычку, из тонкого тела болезнь переходит в физическое и вы заболеваете

Именно поэтому так важно работать с эмоциями, негативными установками и убеждениями. Цель медитаций - избавить вас от этого груза и предотвратить болезни. А если вы уже чувствуете себя плохо - приостановить ход заболевания, положить начало его исцелению на более глубоком уровне.

Ничего не получится, если вы привыкли полагаться только на физические действия, явления и события. Для исцеления вы должны поверить в существование ауры, тонкого тела, в силу собственного подсознания.

Ваши мысли и убеждения всегда отражаются в окружающей действительности, поэтому работа с ними так необходима каждому человеку. Если сможете достичь гармонии между душой и телом, забудете о плохом самочувствии навсегда.

Посмотрите видео с исцеляющей медитацией:

Какие еще техники можно использовать?

Как мы уже выяснили, причина любой болезни кроется в негативных эмоциях и чувствах. Вы можете начать практиковаться с техник, направленных на устранение негатива и очищение души от ограничивающих убеждений.

Например:

  • Медитация Хоопонопоно. Очень простой, но действительно эффективный гавайский метод, который основывается на повторении всего четырех фраз. Очищает душу от негатива и повышает энергетические вибрации вашей ауры
  • . Помогают войти в состояние альфа и научиться визуализировать образ желаемого. В нашем случае - представляйте себя полностью здоровым
  • Динамическая медитация Ошо. Очень нестандартный способ: вы не просто сидите с закрытыми глазами и расслабляетесь, а наоборот - даете активный выход негативу. Во время сеанса придется поплакать, попеть, покричать, танцевать, выкрикивая мантры. Лучше всего работает в групповых занятиях

Если вы сомневаетесь, с какого метода начать, обратитесь к опытному духовному наставнику, который подберет для вас оптимальный способ медитации. Чтобы усилить эффект от занятий, старайтесь следить за своими мыслями не только во время сеансов, но и в обычное время.

Погадайте на сегодняшний день c помощью расклада Таро "Карта дня"!

Для правильного гадания: сосредоточьтесь на подсознании и ни о чем не думайте хотябы 1-2 минуты.

Как будете готовы - тяните карту:

Причиной многих болезней становятся негативные программы, заложенные в сознание. Медитация «исцеление всего тела и оздоровления организма» помогает произвести очистку от негатива и направляет мощные ресурсы подсознания на борьбу с заболеванием. Очищение дает многочисленные позитивные эффекты, в том числе способствует омоложению кожи.

Эта практика родом из Тибета, на протяжении многих веков ее использовали только отшельники и анахореты легендарной «Страны Снегов». Сегодня тибетские медитативные техники уже не являются «тайной за семью печатями», и оценить их преимущества может каждый желающий.

Техника медитации

Упражнение для исцеления включает в себя три этапа: релаксацию, визуализацию и создание позитивной установки. Пусть вас не смущают эти термины, в этом уроке мы подробно распишем, с чего начать, и как медитировать. Лучше всего выполнять медитацию для исцеления всего тела и очистки от негативных программ вечером, перед сном. Это позволит задать подсознанию позитивную установку на оздоровление - в результате техника продолжит работать во время сна.

1. Релаксация . Примите комфортную позу, сядьте в удобное кресло или лягте на спину. Хорошенько потянитесь, повращайте плечами и головой. Представьте, что ваши мышцы обмякли, как будто вы только что приняли горячую ванну. Выкиньте из головы все посторонние мысли, и позвольте себе просто отдохнуть в течение нескольких минут. Наслаждайтесь приятной истомой. Еще один момент - ваше дыхание во время медитации должно быть глубоким и ровным.

2. Визуализация . Теперь вам нужно сосредоточиться на заболевании, которое вас беспокоит. Постарайтесь как можно ярче визуализировать больной орган, а также представить саму болезнь - в виде черного облачка, маленьких прожорливых монстров, потемнения, группы муравьев или другого символа. Не имеет значение, какой образ вы выберите для визуализации. Главное - почувствовать, буквально «увидеть» саму болезнь, после чего можно переходить к исцелению.

3. Позитивная установка . Теперь вы должны мысленно направить к больному органу свою любовь. Представьте мощный поток позитивной энергии, который направляется к органу. Его можно визуализировать в виде сердечек, розового облачка, лучей солнечного света. Вы почувствуете, как позитивная энергия борется с болезнью, заставляет ее отступить в самые дальние уголки организма, а затем и вовсе исчезнуть. Наступает исцеление.

Закрепляем результат

Чтобы медитация исцеления всего тела и оздоровления организма начала работать как можно быстрее, ее действие можно усилить. Для этого мы проведем гармонизацию ауры с помощью воздействия на чакры. Если вам не известно расположение энергетических центров-чакр, то обратите внимание на этот рисунок.

Создайте в своем воображении энергетический шарик, который будет поочередно проходить через каждый энергетический центр, начиная от Муладхара-чакры и заканчивая Сахасрарой. Этот «шарик» должен поочередно принимать цвет чакры, в которой он находится:

  • Муладхара - шарик в районе крестца, он окрашен в красный цвет
  • Свадхистана - энергетический сгусток перемещается в область лобка и окрашивается в оранжевый
  • Манипура - помещаем «шарик» в солнечное сплетение, окрашиваем его в желтый
  • Анахата - энергетический сгусток перемещается к сердцу, теперь он зеленый
  • Вишуддха - перекрашиваем «шарик» в голубой цвет, перемещаем его в горло
  • Аджна - сгусток теперь синий, он находится в области лба, в зоне третьего глаза
  • Сахасрара - шарик становится фиолетовым и находится в области темени

После того, как вы почистите чакры, представьте, что вы окружены чистой и яркой аурой, ослепительно белого цвета. В этом свечении сгорают все , которые были накоплены вашей энергетической структурой.

Как быстро ждать эффекта?

Обновление энергетики происходит уже после первого сеанса медитации. Вы почувствуете спокойствие и уверенность в себе, ощутите прилив сил. Некоторые люди переживают настоящую эмоциональную разрядку, быть может, вам даже захочется поплакать. Это совершенно нормально - так организм реагирует на избавление от негативных программ.

Однако если у вас есть серьезное заболевание, то не следует рассчитывать, что исцеление произойдет моментально. К тому же тибетская медитация не заменит медикаментозную или иную терапию, назначенную лечащим врачом. Тем не менее, это средство станет хорошим подспорьем в борьбе с болезнью, ведь оно помогает задействовать самый мощный ресурс организма - силу вашего подсознания.

Ей более 1800 лет.Когда 800 лет назад на Тибете, разразилась эпидемия проказы, чтобы ее остановить, тибетским ламой было принято решение лечить этой сакральной практикой заразившихся страшной болезнью. Эпидемия была остановлена и практика Тонг Лен, с тех времен, стала доступной простым людям. Но, она все равно, оставалась в определенных географических рамках. Только в наше время тибетская медитация Тонг Лен стала доступна любому человеку планеты Земля, благодаря Геше Майклу Роучу, который в течении 25 лет обучался на Тибете.

Тонг Лен переводится, как давать, брать . В медитации человек показывает свое намерение- он хочет взять боль, болезнь, страдание и т.д., а взамен дать любовь, сострадание, счастье, достаток и т.д. Бояться здесь нечего потому, что мы ничего ни берем и ни даем, а только показываем вселенной наше намерение! А вселенная ценит это и дает то, что мы просим. Тем самым, мы изменяем свою карму потому, что постепенно развиваем сострадание, любовь не только к своим родным и близким, а ко всему живому…Мы сеем семена добра, любви, сострадания и всходы обязательно будут.

В этом и есть суть этой практики улучшать свои душевные качества и изменять свою карму .

Даже если сейчас Вы не любите, не сострадаете, это придет через практику!!! Так же будет, постепенно, меняться ваша жизнь.

Изменяя себя, вы измените окружающий вас мир!

Я постаралась рассказать об этой чудесной тибетской медитации Тонг Лен очень доступным языком. На самом деле, там такая глубина, которую сложно выразить словами.

Я пошла на курс по глубокому изучению практикиТонг Ген и столько получила открытий и осознаний!

Я многие годы, в молитве, просила Господа дать мне понимание того, какие мои поступки будут ему угодны. Как мне правильно поступить или сделать правильный выбор. Как мне возлюбить ближнего, если, по каким то причинам, я никак не могу найти за что мне его любить. Я знаю, что должна, но как?

И вот, в ноябре 2015 года я узнала, что есть такая древняя сакральная практика- тибетская медитация Тонг Лен . Начала ее делать. Она мне, в начале, показалась слишком примитивной и не похожей на какие то сакральные знания…. Но я слышала о результатах, которые получали люди, ее практикующие, и продолжила делать, и…………результаты начали появляться и в моей жизни.

Я более подробно об этой медитации рассказала в статье Медитация Тонг Лен , в своем блоге. Приглашаю почитать эту статью.

А сейчас попробуем помедитировать!

Если Вы никогда не делали медитации, то все очень просто- рисуйте в своем воображении картинки, которые Вам предлагает ведущий. Вы режиссер-постановщик и участник этого действа одновременно! Это очень интересно.

Как мы делаем тибетскую медитацию Тонг Лен:

1.Сесть с прямой спиной на стул, кресло или диван, ноги на полу.

2. Руки положить на колени ладонями вверх, правая лежит в левой, большие пальцы соединены и смотрят вверх.

3. Делаем 10 вдохов и выдохов, считая выдохи и все больше и больше расслабляясь.

4. Приглашаем Учителя помочь нам пройти этот путь в медитации- представляем его перед собой.

5. Преподносим дары Учителю, это очень важный аспект в медитации. Вы учитесь развивать в себе щедрость! Нужно дарить много, от всего сердца из состояния, где все возможно. Ведь в медитации Вы можете обладать большими богатствами, которые щедро преподносите в дар Учителю.

6. Затем, в зависимости от темы медитации- на себя, на близких, на долги, на бизнес, на партнеров и т.д, Вы представляете перед собой себя, другого человека или группу людей, на которых будете делать Тонг Лен.

7. Начинаем дыханием чистить людей, на которых мы делаем медитацию, и пространство вокруг них. Вытягиваем эту черноту и собираем в шарик. Достаточно 10-12 вдохов и выдохов.

8. Вдыхаем это сгусток черноты, грязи из пространства, с которым Вы работали, и этот шарик повисает перед вами, перед вашими глазами на уровне носа.

9. В вашем сердце может находится Учитель, там много света и чистой энергии. Этот сгусток черной энергии, вы вдыхаете в сердце и он исчезает, растворяется в светлых энергиях и…….становится светом. Чистый свет заполняет все ваше тело, каждую клеточку, распространяется на комнату, дом, город, вселенную. Он заполняет то пространство, где находятся те, на кого Вы делали медитацию. Вы видите, как они наполняются светлой энергией, эта энергия идет дальше в будущее, заполняя его все.

10. Вы благодарите учителя, просите его быть все время с Вами.

11. Очень важно сделать ПОСВЯЩЕНИЕ медитации!!! Без этого все теряет смысл. Чему Вы ее посвящаете? Благосостоянию своему, близких, далеких, знакомых и незнакомых или здоровью физическому и духовному. Может у Вас есть цель и Вы упорно делаете каждый день посвящать эту медитацию на реализацию этой цели…… и т.д.

Посвящение медитации.

В духовной практике очень важный аспект ПОСВЯЩЕНИЕ- любое действие, которое человек совершает должно быть посвящено чему-то.

Совет Всем:

Это можно и нужно делать в повседневных делах делать ПОСВЯЩЕНИЕ любому своему повседневному действию . Даже если Вы убираетесь в своей квартире, выносите мусор, готовите еду и т.д. Если Вы любое свое действие будете посвящать здоровью или росту благосостояния, то это уже расценивается вселенной, как отработка кармы…..

На курсе по изучению тибетской медитации Тонг Лен , мы получаем такие знания, которые не только меняют сознание, но и наполняют смыслом каждое действие человека, всю его жизнь!

Ну что, интересно самому (ой) сделать медитацию?

Тогда настроимся, садимся и делаем медитацию на самого себя . Ведь мы помним, что

меняя себя, мы изменим свой мир . Сделаем его таким, каким хотим видеть:
Медитация на себя в будущем.

Если появились вопросы, то пишите в комментариях или присоединяйтесь ко мне в скайпе olgaterry1.

Ежедневно в 7.30 и 21.00 мск. проходят медитации Тонг Лен онлайн для всех . Приглашаю, приходите : https://go.myownconference.com/x/en/1472665582

Обучайтесь и практикуйте Тонг Лен

И…… вы откроете для себя такие знания и понимание происходящего, о которых, может быть, только мечтали!

с друзьями, кликнув на кнопки соц.сетей

Существуют и широко практикуются два основных вида медитации. Аналитическая и однонаправленная. Отличительная особенность однонаправленной медитации – концентрация сознания на одном-единственном объекте. Однонаправленная медитация называется Шаматхой. Шаматха – это особенный тип медитации в буддизме. Ее главная цель заключается в достижении ментального покоя и полной ясности сознания.

Тибетская практика медитации – как ключ к практикам релаксации

Медитируя регулярно и полной самоотдачей, в течение трех лет можно достигнуть безмятежности. Шаматха – ключ ко всем медитативным практикам.

Для успеха в занятиях тибетской медитацией необходимо знать цель медитации, а также знать, как правильно медитировать. Для начала займемся целью медитации. Исходная цель медитации – унять и собственный ум. Этой цели прекрасно служит тибетская музыка для медитации. Ум человека имеет большой потенциал, раскрепостить который можно с помощью регулярной тренировки.

Нетренированный ум пребывает в хаотическом состоянии. Он неизменно занят различными концепциями, загрязнен ложными целями, установками, негативными эмоциями. Но, ум можно очистить. Если позволить ему успокоиться, то все ненужные идеи, отрицательные эмоции растворятся, и ум станет чистым и ясным. Инструментом для умиротворения ума служит медитация Тибета.

Уникальная музыка Тибета для медитации Шаматха

Удивительные свойства состояния Шаматха проявляются в состоянии радости и блаженства, коими наполняется сознание и тело. Эти чувства превосходят радость от любых светских удовольствий. Когда ваш ум успокоится, и вы достигнете состояния Шаматха, вы даже свои предыдущие воплощения. В этом состоит феномен Шаматха. Если вы практикуете буддийскую медитацию, то знаете, что она делает ум практика умиротворенным и чистым, а красивая музыка Тибета для медитации наполняет покоем все ваше существо.

Однако лишь однонаправленная концентрация не способна создать такое состояние сознания, при котором вы в принципе свободны от каких-либо расстройств, и в котором ничто не способно омрачить ваш гармоничный мир. Однонаправленную медитацию следует сочетать с медитацией аналитической. В этом состоянии практик приучает себя быть терпимым, снисходительным к чужим слабостям, а негативные ситуации превращает в тренинг ума. Аналитическая медитация не требует особых условий. Заниматься ею можно в любой момент и в любой обстановке – просматривая телепрограммы, размышляя перед сном, или сразу после пробуждения, или наслаждаясь звучанием тибетской музыки для медитации.

Т ибетское «Ши» или «шема» имеет значение «умиротворение», «замедление», «отдых», «расслабление». Тибетское «нэ» или санскритское «тха» означает «удержание», «соблюдение».

Тип медитации в буддизме, ставящий целью достижение ментального покоя, а также собственно состояние ясности сознания. В тибетском буддизме обычно объединяется в единую систему с випассаной (випашьяной), и составляет систему медитации шаматха-випашьяна. Шаматха является частью комплекса медитативных практик, называемого в буддизме термином «самадхи».

Шаматха ассоциируется с достижением абсолютно объективного взгляда на мир, лишённого личных оценок. Практикующие могут достичь шаматхи за относительно небольшое время, указывают полтора-три года активных медитаций. Хотя это очень индивидуально, по другим достоверным источникам даже у опытных практиков может получиться выйти в это состояние через 25 лет.

Эту картинку нарисовал Учитель Его Святейшества Далай-ламы Тричжанг Римпоче.

Всякая возникающая у нас дурная мысль, по сути, сводится к заблуждению. Чтобы устранить заблуждение, необходима мудрость. И не только мудрость, но ясное осознание и хорошее сосредоточение. Без хорошего сосредоточения, без острой направленности ума устранение заблуждений просто невозможно. В процессе медитации сосредоточения, ум становится настолько ясным и прозрачным, что мы способны увидеть мельчайшую частицу этого мира, таким спокойным и счастливым, что это невозможно сравнить с какими-либо другими состояниями счастья. Побочный эффект этой медитации заключается в обретении ясности сознания. Если происходит продвижение в медитации, то улучшается память, проясняется ум. Так как здесь всего девять изображений монаха - мы наблюдаем девять стадий развития шаматхи на этой картинке. Монах - собственно мы сами. И пока мы еще не здесь, нам только предстоит достичь этой первой стадии. То есть, путем практики он развивает свою медитацию и достигает девятой стадии, где изображен верхом. Очень важно развивать шаматху последовательно, от одной стадии к другой, а для этого надо знать все стадии. Иначе мы не будем знать, где находимся, не будем замечать, каков наш прогресс. И когда вы доходите до какой-то стадии, вам никто не может сказать, что вы уже дошли. Вы сами должны это почувствовать. В руках у монаха лассо и крюк. Лассо означает внимательность, осознанность. А крюк означает бдительность. Слон - это наше сознание, психика. Черный цвет слона показывает состояние возбужденности, омраченности. Обезьяна означает блуждание ума. А черный цвет обезьяны указывает на возбужденность. Посмотрите, на первой стадии наше сознание совершенно черное, и обезьяна тоже совершенно черная. Что же надо сделать, чтобы обратить черное в белое? Петля необходима для того, чтобы поймать этого слона: набросить на него петлю внимательности, привязать его и поймать; зацепить крюком и так вести к Освобождению.

Когда вы начинаете заниматься процессом медитации, вы обнаруживаете, что в уме появляется все больше и больше размышлений, больше даже, чем было до медитации. Но это неверное впечатление. На самом деле оно подобно тому, как мы проходим по улице мимо движения транспорта, не замечая его. Но когда начинаем приглядываться, мы видим, как много здесь разных машин, как они движутся. Также, при занятии медитацией, мы просто обнаруживаем свое состояние сознания. Это определение нашего состояния сознания, называется "установление ума" - есть первая стадия шаматхи . И так вы делаете раз за разом, возвращая свой ум к объекту и улучшая свое сосредоточение. Когда мы оказываемся способны обнаружить объект, удержать и пребывать на нем в течение, по крайней мере, одной минуты без отвлечения, без перерыва медитации, это означает, что мы достигли первой стадии. Это на картинке в самом низу. До этого мы еще не вступили на нужный путь.

Чем больше мы занимаемся медитацией, тем дольше сможем оставаться в сосредоточении. Вначале мы проделываем четыре стадии: отыскивание объекта медитации, обнаружение, удержание и пребывание на объекте. Затем, когда теряем объект и снова возвращаем его, уже нет смысла проделывать все четыре стадии снова, как вначале. Достаточно просто отыскивать этот объект и пребывать на нем.

Посмотрите еще раз на эту картинку. Слон сознания, которое совершенно замутнено, ведом обезьяной, то есть блужданием и возбужденностью. Что надо сделать? Надо зацепить слона и постараться привязать его к колонне. Кто это делает? Это делает тренирующий ум, обуздывающий ум - то есть вы сами. Для обуздания нужны две вещи: лассо и крюк. Вы набрасываете веревку на слона и таким образом удерживаете свое сознание. Поначалу веревка внимания не прочна, и слон ума может порвать ее. Поэтому мы должны делать веревку нашего внимания все крепче и крепче. Тогда слона можно будет на длительное время привязать к столбу объекта концентрации.

Что же представляет собой внимание? Внимание имеет три характеристики. Первая из них - объект – допустим это образ Будды. Вторая характеристика - тот факт, что мы держим этот объект. А третья - то, что мы не отходим от объекта. Когда все три присутствуют, то вместе они называются вниманием. Вначале именно развитие внимания имеет наибольшее значение. Когда мы это внимание сохраняем более двух минут, это и называется "продолженная медитация". Именно поэтому вторая стадия отличается от первой продолжительностью концентрации. В первом случае это всего одна минута, во втором - две. Разница между второй и третьей стадией состоит в том, что на второй стадии наше внимание еще недостаточно хорошее, и если после двух минут мы теряем объект медитации, то не сразу это замечаем. Наш ум куда-то отходит, и только через какое-то время мы замечаем, что объекта-то перед нами нет. Ум бродит туда-сюда, получается умственное блуждание. А когда мы достигаем третьей стадии концентрации , то не только можем удерживать объект медитации на протяжении четырех-пяти минут, но главное - мы сразу замечаем отвлечение и возвращаем сознание к объекту. Потому она называется "стадией возвращения", установки заново. Это ясно иллюстрируется на картинке. Если вы посмотрите на изображение первой или второй стадии, вы увидите, что веревка у монаха, который пытается контролировать слона, порвана, и слон вашего ума бегает, как хочет. На третьей стадии мы видим, что слон поворачивает голову, потому что веревка его не пускает. То есть, монах уже держит слона веревкой. На первых двух стадиях слон ума убегает без оглядки, даже не оборачивается. А на третьей, хотя он еще и убегает, но уже вынужден оглянуться, так как веревка его держит. По разные стороны дороги, по которой следует слон и монах, располагаются разные предметы, фрукты и т.д. – это символы объектов желаний. Фрукты – объекты вкуса, лента как символ объекта осязания, раковина с благовониями – объект обоняния, караталы (тибетские колокольчики) – как объект слуха и алтарь (иногда нарисовано как зеркало) – объект зрения. Данные предметы символизируют объекты блуждания ума. Нельзя позволять слону сходить с дороги, отвлекаясь на эти объекты.Обратите внимание на то, что на первой и второй стадиях на слоне никого нет, а на третьей стадии на спине у слона появляется кролик. Этот кролик символизирует тонкую умственную притупленность, при которой, например, образ недостаточно ясен в деталях, может стать существенной помехой.

Разница между третьей и четвертой стадией заключается в том, что на третьей стадии у нас присутствуют еще грубые отвлечения ума. Хотя мы можем находиться в медитации уже длительное время, объект у нас будет уходить и возвращаться. На четвертой стадии объект уже не уходит, он присутствует постоянно. Поэтому грубое отвлечение на четвертой стадии не наблюдается. Но, как вы замечали, когда смотрите телевизор, часть вашего внимания уходит куда-то в сторону. Так же и здесь. Объект медитации здесь, но не все внимание сосредоточено на нем. Частично оно отвлекается. Это явление называется тонким умственным отвлечением, или возбужденностью.

Ваша концентрация очень ясная, чистая, например, в начале сеанса, и вы видите объект отчетливо и без помех, вы знаете, что эта та концентрация, которую вы способны реализовать. Потом вы устаете, ваш ум немного притупляется, уходит ясность и насыщенность. И когда вы научитесь это замечать, можете считать, что вы на четвертой стадии. Если третью стадию мы называем "возвращением", или "установкой заново", то четвертую стадию - "близкой установкой". По картинке вы можете посмотреть, что на третьей стадии веревка, которой мы держим слона, длинная, а на четвертой она уже очень короткая. На картинке мы видим, что на четвертой стадии обезьянка еще ведет слона, а вы где-то сзади. А на пятой стадии обезьянка уже сзади, а слона ведете вы. То есть, вы здесь главный. После четвертой стадии вы держите объект медитации очень прочно, и поэтому ваши отвлечения уходят, но может возникнуть ослабление объекта.

Это две противоположности: с одной стороны - отвлечение, с другой - ослабление. Если мы расслабимся, не будем слишком крепко держать объект, то может возникнуть отвлечение. А если будем слишком крепко держать, может возникнуть этот провал. Поэтому нужно регулировать и держать объект медитации с необходимым усилием. Речь здесь идет о том, что когда мы дошли до четвертой стадии, мы достигли полного развития внимания. Теперь центр тяжести переносится на развитие бдительности. С помощью бдительности мы можем распознать тонкие умственные отвлечения и устранить их. Поэтому в промежутке между четвертой и пятой стадиями самое главное - бдительность.Теперь, когда мы движемся с пятой стадии на шестую , бдительность приобретает решающее значение. И с ее помощью мы теперь должны устранить не отвлечения - они уже все устранены - а тонкую умственную притупленность. Когда мы укрощаем с помощью бдительности тонкие умственные отвлечения, мы применяем соответствующее противоядие, которое состоит в том, что мы расслабляемся, когда слишком напряжены.

Но если мы расслабляемся немного больше, чем надо, теряется яркость изображения, что и характеризует тонкую умственную притупленность. Поэтому нужно опять напрячься, уменьшить расслабленность, увеличить концентрацию. Вот эта часть процесса применения противоядия против тонкой умственной притупленности и происходит на промежутке между пятой и шестой стадиях. А когда мы полностью научимся находиться именно в той точке, в какой нужно, мы и достигнем шестой стадии. По достижении шестой стадии тонкая умственная притупленность исчезла. Поэтому если вы взглянете на изображение слона на шестой стадии, вы увидите, что кролика на нем больше нет. Но еще есть тонкая возбужденность, и путем обуздания этой возбужденности своей бдительностью мы достигаем следующей седьмой стадии . На седьмой стадии нет помех притупленности и возбужденности, но тем не менее, хотя медитация не прерывается ими, совершенно необходима бдительность, чтобы удерживаться от их появления. А применяя бдительность, можно достичь следующей стадии, где притупленность и возбужденность не появляются и не могут появиться. Там бдительность уже не нужна. На седьмой ступени у слона нашего сознания еще есть помрачения, и поэтому надо применять бдительность.

А на следующей ступени этих пятен нет. На восьмой стадии помехи не возникают и не могут возникнуть, но для того, чтобы начать саму медитацию, нужно приложить некоторое усилие для того, чтобы войти в шамадхи. А на следующей, девятой ступени , усилий уже прилагать не надо, то есть в состояние медитации мы переходим плавным образом, спонтанно и естественно, не прилагая усилия. Вот посмотрите, здесь слон еще не полностью подчинен вам, его надо вести за собой. А на девятой стадии вы сидите, и он просто лежит рядом, совершенно не требуя никаких усилий, то есть, ваш ум, на что бы он ни был направлен, остается совершенно покорным. Другой рисунок, где он едет на слоне, показывает, что он достигает блаженства духовного. И на этой стадии он подобен орлу, который уже не машет крыльями, а просто парит на этих крыльях в свободном полете. Здесь не надо применять никаких усилий, никаких противоядий для того, чтобы достичь шаматхи. Вы достигаете телесного умиротворения и блаженства, блаженства податливости тела. Какую бы позу вы ни приняли, ваше тело испытывает удовольствие. И если, скажем, кто-нибудь положит вас в тесный ящик, вы не испытаете боли, а только физическое блаженство. Но и когда вы достигнете этого чувства, вы все еще не достигли шаматхи, вы достигли лишь телесного умиротворения, блаженства. И вы продолжаете медитацию.

Затем в процессе медитации вы достигаете умственного умиротворения и блаженства, - это и называется шаматха. Шаматха - это пребывание в покое, безмятежность. Но шаматха не является конечной целью, как показано на картинке. Шаматха не устраняет причины страдания в мире. Чтобы устранить эти причины, надо обрести мудрость. И на последнем рисунке вы видите, что появляется меч, который символизирует мудрость, уничтожающую причину страданий нашего существования, а также единство шаматхи - умиротворения и випашьяны - постижения пустоты, - их соединение. Когда причина страданий бытия устранена, обретается Освобождение - Нирвана. Этот высочайший уровень, достижение истинного счастья и блаженства, изображен именно здесь, в верхней части картины. И мы, люди, на самом деле обладаем способностью достичь не просто преходящего, а подлинного высшего счастья. Поэтому наша настоящая цель в этом процессе развития - не просто достижение шаматхи, а достижение высшей цели, т.е. Освобождения.

Для того, чтобы стать мастером медитации, достичь высокого духовного уровня, необходимо быть настоящим ученым, много изучать и достичь полного понимания Дхармы, воплощая ее в практике. Или же надо иметь великую веру.

В Тибете много людей, которые не понимают сложных вещей, но у них такая великая вера, что они, начитывая мантры, достигают очень светлого, блаженного и мирного состояния духа. Посмотрев на них, видишь, какая большая сила в этих простых практиках.