Терпение и терпимость, в чем разница.

И человеку, как отдельной личности, и обществу в целом, как государству, нужны определенные правила, по которым они выстраивают свою жизнь. Для государства эти правила, в основном, выстраиваются на основании законодательства, и реализуются проводимой им политикой, с учетом той системы ценностей, которая этой страной признается. Для индивидуума, помимо обязательного для него законодательства, правила определяются еще и той совокупностью нравственных норм, которые он исповедует.
В предыдущих главах мы останавливались на многих качествах, которые непременно должны присутствовать у достойного человека. Указывались и честь, и совесть, и доброта, и такт, и многое другое.
В настоящей главе хотелось бы высказать некоторые мысли относительно тех качеств, без которых все остальные трудно реализуемы. Речь идет о таких понятиях, как «терпимость» и «терпение».
В Декларации ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года терпимость (с некоторыми сокращениями) определяется так:
«Уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.
Терпимость способствует достижению мира и замене культуры войны культурой мира – это не уступка, снисхождение или потворство, а активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека».
Переходя на простой язык, терпимость обозначает, что кто-то кого-то терпит, да еще и в благожелательной форме. Возьмем для примера семью. Случается, что родители исповедуют разную религию. Во всех случаях, когда они уважают и любят друг-друга, это им абсолютно не мешает. Они просто терпимо относятся к разным убеждениям каждого из них.
В семье вырастают дети. Как правило, у них совершено иные взгляды и вкусы, чем у их родителей. Как в этом случае соблюдать мир, спокойствие и благожелательность?
Опять спасительная терпимость. Поскольку в жизни, в большинстве случаев, все взаимно, на родительскую терпимость к их жизненной позиции и образу жизни, дети отвечают «той же монетой».
Быть терпимым - значит признавать за другими право поступать так, как они считают нужным и правильным.
Очень большое значение имеет терпимость в отношениях между государствами. Когда в России произошла революция, и возник СССР, большинство стран его не признавали. Но когда прошло время, и стало ясно, что это «всерьез и надолго», то потихоньку в мире стали более терпимо относиться к совершенно чуждому для того времени «новообразованию».
Более того, в суровые годы Второй мировой войны, терпимость переросла в боевое содружество, что и стало основой Победы.
А вот как терпимость трактует Википедия (с сокращением).
«Терпимость – социальный, культурный и религиозный термин, применяемый для описания коллективного и индивидуального поведения, заключающегося в непресле-довании тех, чей образ мыслей или действий не совпадает с твоим собственным и вызывает чьё-либо неодобрение…. Терпимость не требует признания поведения других приемлемым и означает лишь, что люди терпят человека или социальную группу, зачастую как неизбежное зло».
Мне кажется, что эта формулировка изложена в более доступной форме.
Здесь кроется основа правильных взаимоотношений, суть которых в том, что я, хотя и не разделяю Ваших взглядов и убеждений, но готов с уважением относиться к ним.
Термин «терпимость» применяется к ненасильственному поведению, основанному на достижении консенсуса, и употребляется в связи с проблемами религии (в таком случае часто употребляется термин веротерпимость), политики и морали.
«Терпимость – очень трудная добродетель, для некоторых труднее героизма. Наш первый порыв, и даже последующий - это ненависть ко всякому, кто не так думает, как мы» (Жорж Леметр).
Терпимость подразумевает способность преследовать (наказывать) и сознательное решение не делать этого, это готовность признавать не только свои ошибки, но и правоту других, это корректность в политике, умеренность в религии, и чуткость в общении.
Очень близко к терпимости примыкает пришедший к нам из западного мира термин «толерантность». Некоторые даже считают, что это слова синонимы. Мне кажется, что это не совсем так. В материалах Википедии определяется, что толерантность не равносильна безразличию. Она означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности.
Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий.
В Интернете приводится такая трактовка этих понятий.
«Терпимость – это милосердие. Снисхождение. Понимание». «Мы разные, мои убеждения противоречат вашим, но вы имеете на них право. Я готов терпеть ваши убеждения».
Толерантность – это равнодушие. Вседозволенность. Отсутствие какой-либо позиции. «Мы разные, но у меня нет никаких убеждений, поэтому меня не беспокоят ваши. Я к ним равнодушен, будьте и вы равнодушны к моим».
Несравнимо более жесткую оценку при сравнении этих понятий дают представители церкви.
Они считают, что терпимость - это русское понятие, которое возникло из православного отношения к жизни, и предполагает активную позицию в защиту своих ценностей. При этом осуществляется чёткое разделение хорошего и плохого, и терпение по отношению к тому, что ещё не в силах измениться к лучшему.
Толерантность, в их трактовке, возникает между отдельными индивидуумами либерального общества. Они должны согласовывать свои интересы, чтобы не довести общество до хаоса. Поэтому толерантность безразлична к понятиям «хорошо» или «плохо» в абсолютном смысле этих слов.
Мне кажется, толерантность – не только отношение между людьми, но и, как правило, является (или не является) частью государственной политики.
Фактически, на государственном уровне чаще употребляют термин толерантность, чем терпимость. Зато на уровне межличностного общения этот термин, как мне кажется, вообще не употребляется.
Представитель церкви при сравнении двух указанных терминов, однозначно отрицательно оценил толерантность, как ведущую к пассивному восприятию действительности и безбожию.
Я не намерен вступать в полемику с уважаемым автором, но полагаю, что если разумно и грамотно определить границы дозволенного и в терпимости, и в толерантности, можно свести к минимуму реальные, или мнимые, их негативные последствия.
Поэтому терпимость несправедливых поступков и зла может оказаться вредной, опасной, и даже преступной.
Чем вызвано мое желание написать главу, связанную с терпимостью?
Мы живем на Кавказе. Общеизвестно, что у каждого народа свой менталитет.
У кавказцев, помимо свободолюбия, национальной гордости, и воинственности, это, как правило, повышенная эмоциональность. Надо сказать, что даже не коренные кавказцы, типа меня, со временем тоже воспринимают местный менталитет. Поэтому понятие «терпимость» здесь имеет особо важное значение. С моей точки зрения, общество в целом обладает этим качеством. Будучи недовольными своим правительством, или проводимой им политикой, люди все же, как правило, не бунтуют, и с терпимостью воспринимают объективную реальность. Зато на личностном уровне этих качеств явно недостаточно. В некоторых местах до сих пор еще существует закон вендетты, хотя с ним уже много лет весьма активно борются.
Слава Богу, у нас этого нет. Но воспитание терпимости, как к отдельным людям, или к их группе, так и к некоторым общественным явлениям, очень важная задача каждого из нас. В этом случае нет проигравших.
В некоторых источниках пишут, что надо уметь относиться терпимо даже к тем, кто к нам относится нетерпимо.
Может это и правильно, не знаю. Но я бы не взялся пропагандировать такую позицию.
Терпимость требуется от нас и в обычном контакте с нашими близкими, соседями, сослуживцами. Сказал кто-то (по нашему мнению) глупость - надо ли его высмеивать или презирать? Если чье-то решение идет вразрез с нашими привычками или убеждениями, будет все же разумным принять это, а не стараться во что бы то ни стало убедить человека поступить по-другому.
Терпимость и уважение к старикам и детям, инвалидам и гастарбайтерам, бомжам и заключенным - вполне естественны, как к людям, какими мы были, или будем, или можем стать (общеизвестно, что от сумы и от тюрьмы - не зарекаются).
Очень обширный материал по вопросам терпимости размещен в Интернете. При всех различиях своих толкований, большинство авторов сходятся во мнении, что терпимость должна иметь свои пределы и активную позицию, в основе которой лежит выбор в пользу той или иной нормы поведения, базирующейся на определенной системе ценностей.
Одной из основ терпимости является терпение. Хотя это и однокоренные слова, но разница между ними очень принципиальна. Если терпимость – это поведение в отношении других, то терпение - это поведение самого себя.
Терпеть (по Википедии) – безропотно и стойко переносить что-нибудь (страдание, боль, неприятное, нежелательное). Это способность сохранять спокойствие в неприятной ситуации или ожидании результата от неподконтрольного процесса.
В течение длительного периода народ и отдельные мудрецы создали немало афоризмов и пословиц, связанных с терпением.
Желая показать неодинаковость понятий терпимость и терпениие Г. Бичер, в качестве примера, пишет: «Различие между упорством и упрямством состоит в том, что первое имеет своим источником сильное желание, а второе, наоборот, сильное нежелание».
Вот как результаты терпения видел Конфуций:
«Сиди терпеливо на берегу реки, и мимо проплывет труп твоего врага».
Одна из самых известных пословиц: « Терпи казак, атаманом будешь!».
Терпеливых людей чаще всего делят на две группы. Одна без ропота и покорно тянет свою лямку, несет «свой крест». Другие живут по формуле «Улыбнись, и мир в ответ улыбнется тебе». Они умеют соединить терпение с упорством, и, как правило, добиваются положительных результатов. «Терпение и труд – все перетрут» – вот мудрость нескольких поколений.
«Терпение – прекрасное качество, но жизнь слишком коротка, чтобы долго терпеть» (Навои А).
Некоторые авторы считают, что любовь неотделима от терпимости, которая и придает ей силу. (Марк Леви) По их мнению, толерантность, которая вырастает из принципов справедливости, немыслима без сочувствия и любви, в то время, как неприязнь к инакомыслящим приводит лишь к ненависти и войне.
В принципе, я согласен с такой оценкой, хотя и не совсем уверен, что недостойного человека, которого вынужден терпеть, я смогу любить.
Специалисты, исследующие истоки происхождения терпения и терпимости, приходят к выводу, что в основе терпения лежит страх, а терпимости – собственное достоинство.
Начиная думать над вопросами терпимости, мне хотелось показать, насколько она важна в общении людей. Однако, в силу наличия огромного материала по этим вопросам, для того, чтобы даже слегка их коснуться, пришлось расширить первоначальные рамки.
Всем нам довольно часто приходилось быть свидетелями, когда отсутствие терпимости к взглядам и мыслям другого человека, приводило к жестким ссорам, в результате которых не только продолжение беседы теряло смысл, но и возможность новых встреч спорщиков вызывала большие сомнения. Хуже всего то, что если у любого индивидуума с детства не привито чувство терпимости, очень трудно выработать в себе это качество в последующем.
Терпимость, как одно из непременных условий общения, необычайно нужна и важна на уровне семьи, и при общении людей в обществе.
По моему мнению, одной из причин бесчисленного множества разводов, чему мы все свидетели, как раз и является отсутствие элементарной терпимости друг к другу. Любовь вряд ли сможет существовать изолированно от других человеческих качеств. И минимально необходимыми из них, как я думаю, и являются уважение и терпимость. В этих случаях либо совсем исчезнет, либо намного сократится сакраментальная формулировка причин развода «Не сошлись характером».
Терпимость – это непременный компонент всякой любви, всякой дружбы и всякого партнерства.
В жизни современного общества достаточно большую роль играет позиция Государства и Церкви к тому или иному вопросу.
Поэтому нам необходимо и понимать, и разделять (при возможности) позиции этих Институтов.
Исторически, политическая и религиозная сфера являлись наиболее важными для продвижения идей терпимости, так как различия в политических и религиозных идеологиях вели к многочисленным войнам, чисткам и другим жестокостям. В разных религиозных конфессиях отношение к терпимости их представителей варьируется от полного неприятия до безоговорочного принятия её принципов.
В настоящее время практически все христианские конфессии за терпимость. Однако большинство из них твёрдо стоит на своём праве высказываний негативных оценок в адрес инакомыслящих.
В иудаизме, в соответствии с Библией, заведомо нетерпимое отношение к идолопоклонникам.
Буддизм. Пожалуй, единственная из конфессий, безоговорочно принимающая принципы терпимости.
Есть мнение, что зороастризм также терпимо относится к другим религиям.
Вопросы терпимости, в особенности веротерпимости, неоднократно становились предметом рассмотрения на государственном уровне. Так, в 1905 г. в России был принят Указ Николая II «Об укреплении начал веротерпимости». Еще раньше аналогичные законодательные акты были приняты в некоторых других странах.
В качестве иллюстрации примеров проявления терпимости приводятся такие:
- когда люди различных религиозных взглядов умеют договариваться и взаимодействовать;
- когда государственные деятели отказываются от деления людей по расовому либо национальному признаку;
- когда люди, придерживающиеся разных точек зрения по одному и тому же вопросу, не вступают в перепалку, а спокойно и с достоинством ищут компромисс.

Уже несколько поколений просвещенных людей цитируют афоризм Вольтера: «Я не разделяю ваших убеждений, но я отдам жизнь за то, чтобы вы могли их высказать».
Что касается меня, то я не готов в полной мере поддержать этот тезис. Я бы предпочел, чтобы и противная сторона проявляла терпимость и не высказывала того, что заведомо неприемлемо для меня. Хотя в принципе, это хороший пример проявления терпимости.
Английский философ Локк (1632-1704) еще в свое время сформулировал, что «Веротерпимость, - главная характеристика «истинной церкви».
Поскольку ни я сам, ни мои предполагаемые читатели не являемся государственными, или церковными деятелями, для нас всех наибольшее значение имеет терпимость, проявляемая в семье, в быту, при общении друг с другом.
Самое интересное состоит в том, что позиция, или точка зрения собеседника, которая в пылу спора казалась совершенно неприемлемой, или даже абсурдной, по зрелому размышлению, может оказаться вполне заслуживающей внимания.
Поэтому, проявляя терпимость, мы не только создаем благоприятную ситуацию для общения, но и расширяем свой кругозор, вникая в чужие мысли и понятия, то есть фактически оказываемся в выигрыше.
Если бы терпимость можно было прививать, как вакцину, в каком бы выигрыше оказалось общество!
Мне всегда было очень обидно, когда я становился свидетелем, что из-за отсутствия элементарной терпимости к чужим взглядам, не совпадающими со своими, весьма достойные люди теряли друг друга.
Неизмеримо хуже, если подобное, буквально бедствие, произойдет на уровне семьи.
В нынешнем просвещенном мире, перенасыщенном информацией и высокими технологиями, отсутствие терпимости может вызвать серьезные осложнения, как на государственном, так и на личностном уровне.
В свое время очень популярным был лозунг: «Люди, будьте бдительны!»
Если бы я мог, то сегодня бы провозгласил другой призыв, который диктуется современными реалиями: «Люди, будьте терпимы!». Вся наша жизнь станет светлее, если все мы будем терпимы друг к другу…
Содержание этой главы позволяет мне рассчитывать, что мой узкий круг читателей сумеет проявить:
Терпимость, чтобы нормально воспринять мой труд.
Терпение, чтобы прочесть эту книгу, даже если не будет желания.
Толерантность, чтобы разделить позиции автора.
Взамен, я всем желаю Счастья!

Снисходительного, мягкого, терпимого человека сегодня модно называть толерантным. Сегодня в обществе нас призывают быть толерантными и терпимыми ко многому. Но часто терпимость путают с терпеливостью и терпением, а ведь терпение – одна их христианских добродетелей. Как не попасть в эту ловушку? Где граница между терпением и терпимостью, между терпимостью и толерантностью? Надо ли быть толерантными к иному мнению, к другой расе, к противоположному полу? И не приводит ли толерантность и терпимость к предательству – своих убеждений и Бога? Мы собрали мнения служителей.

Бог призывает меня к терпимости. Он учит меня не судить. Прощать. Любить, даже врагов.

В наше время, когда мир охвачен множеством конфликтов, когда на Ближнем Востоке, в Северной Африке, в некоторых других африканских странах погибает большое количество христиан, когда они уничтожаются целыми поселениями и городами с невероятной жестокостью, когда разрушаются их храмы и монастыри, когда мировое сообщество никак не может выработать общих подходов в борьбе с терроризмом… наши братья-христиане страдают и в Европе, и в других странах, где злой политической силой под видом толерантности христианство изгоняется из общественной жизни.

I. Организационный момент.

Придумано кем-то
Просто и мудро.
При встрече здороваться: "Доброе утро"
- Доброе утро и солнцу и птицам
- Доброе утро улыбчивым лица,
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!

Давайте ещё раз поприветствуем друг друга. (дети говорят слова приветствия, пожимают друг другу руки или обнимаются и т.д.)

II. Актуализация знаний.

Вопросы для обсуждения:

  1. Как вы узнали где ваша группа? (по поведению, звукам)
  2. Легко ли было найти своих? (легко)

Обращаясь к вороне:

  1. Почему никто не обращал на тебя внимания? (не такой как все)
  2. Как ты себя чувствовал?(неуютно)
  3. Ребята, почему вы не обращали на него внимания? (выделялся)
  4. Хотели ли вы быть на месте вороны?(нет)
  5. Тяжело ли быть не похожим на всех?(нет)
  6. Как вы в следующий раз отнесетесь к такому человеку? (терпеливо)

Оценка учителя. Вы поступили хорошо, не толкали, а тактично не брали "ворону" в свою стаю.

III. Формулирование темы и цели занятия.

Что нужно проявлять в подобных ситуациях? (терпение, терпимость)

Какова же тема нашего занятия? ТЕРПЕНИЕ и ТЕРПИМОСТЬ (Слайд 1) Презентация

Кто может сформулировать цель? (Выяснить что такое терпение и терпимость, чем отличаются эти понятия?)

IV. Совместное открытие новых знаний

На зелёной карточке напишите - что такое терпимость? (1 минута)

На синей карточке- терпение. (1 минута)

В группах обсудите и сделайте вывод. (Дети делятся на 2 группы, проходит обсуждение)

2. Работа со словарём Даля

Найдите в словаре Даля определение терминам. (по группам)

3. Работа с учебником.

Как у вас в учебнике даётся определение этих слов?

Учитывая все варианты, сформулируйте и запишите в свой словарик своё определение.

ТЕРПЕНИЕ - готовность и способность мириться. (Слайд 2)

ТЕРПИМОСТЬ - умение доброжелательно воспринимать других людей. (Слайд 3)

Оценка учителя. Вы очень активно работали в группах и справились с заданием.

V. Совместное и самостоятельное применение знаний, закрепление

(микровывод)

1. Мультфильм "Притча о гвоздях"

Выберите главную мысль этой притчи и зачитайте из учебника стр.41

Какое впечатление осталось от просмотренного?

2. Беседа о М. Ломоносове

Как часто вам, ребята, приходится проявлять эти качества: терпение? (ответы детей)

Часто ли приходится терпение проявлять в учёбе?

Учение - это большой труд. От человека требуется быть терпеливым, старательным, усидчивым. Ведь не всегда всё легко даётся. Если математика даётся вам без труда, то каллиграфия требует от вас определённых усилий. Или, к примеру, никак не запоминается стихотворение. Что вы предпримите? -303 года прошло со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова . Это великий русский учёный. Круг его познаний необычайно разнообразен. А вы знаете, что учиться в Москву из Архангельска Ломоносов пришёл пешком, пройдя несколько тысяч километров, следуя за обозом, который снаряжался в Москву с мороженой рыбой. (Слайд 4) ПЕШКОМ ДО САМОЙ МОСКВЫ - УЧИТЬСЯ? Представить даже трудно, какая тяга к знаниям должна быть. Она у Михайло Ломоносова была именно такой. Ломоносов поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Потянулись холодные и голодные годы ученичества. К этому добавлялись другие мучения: Запись из личного дневника Ломоносова: "Школьники, малые ребята, кричат и перстами указывают: смотрите-де, какой болван в лет двадцать пришел латыни учиться!" (Слайд 5) Обучение в этой Академии было рассчитано на 13 лет. Ломоносов овладел всей программой за 5 лет, уже в первый год закончив три класса.

Какие нравственные качества своего характера проявил Михаил Ломоносов?

3. Физминутка "Звали, зовут, будут звать..." (Приложение №3)

Вывод: Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по имени, но для этого надо и самим понимать, людей чувствовать их настроение, стараться никого не обижать.

4. Толерантность - это:

Подберите синонимы к слову терпимость (Ответы детей)

Сейчас мы все вместе определим, какими качествами характера обладает личность, способная проявлять терпение и терпимость. У каждого из вас на столах лежат карточки, на которых записаны качества характера человека. Выберите те, которые характеризуют эту личность. А что, по вашему мнению, не относится, зачеркните качества:

  • Терпимость
  • Бессердечность
  • Конфликт
  • Сострадание
  • Прощение
  • Вспыльчивость
  • Желание что-либо делать вместе
  • Милосердие
  • Злорадство
  • Сотрудничество
  • Уважение прав других
  • Раздражение
  • Принятие другого таким, какой он есть
  • Зависть

Личность, обладающую этими качествами называют по-другому толерантной. (Слайд 6)

Толерантность - слово заимствованное, малопонятное.

На рубеже 18-19 веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь. (Слайд 7) Он отличался тем, что при разных правительствах оставался министром иностранных дел. Его особый талант был в том, что он умел учитывать настроения окружающих, уважать их, решать проблему, ища различные оптимальные (т.е. удобные для всех) выходы из сложившейся ситуации.

А что означает слово толерантность на других языках?

  • английском - готовность быть терпимым; (Слайд 8)
  • китайском - быть по отношению к другим великолепным; (Слайд 9)
  • испанском - способность принимать решения, отличные от собственных. (Слайд 10)

Давайте обобщим. Что же такое Толерантность или терпимость?(ответы)

Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

5. Анализ ситуаций. (Слайд 11)

Чтобы научиться понимать людей других стран, других культур, нужно научиться понимать своих родителей, друзей, одноклассников. Давайте проверим,

1 - развито ли у вас это качество;

2 - какой выход найдёте из сложившейся ситуации.

Соблюдайте правила толерантного взаимоотношения, работая в группе.

(Слайд 12) Правила работы в группе.

1.Уважай собеседника.

2. Старайся понять то, о чем говорят другие.

3. Отстаивай свое мнение тактично.

4. Ищи лучшие аргументы.

5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого.

6. Стремись учитывать интересы других.

А сейчас попробуем решить некоторые ситуации. (Учитель даёт листок с ситуацией дети читают и отвечают на вопрос: Как бы вы поступили в том или ином случае?)

Ситуации:

  • В класс приходит новенький ученик. В первые два дня он успевает получить три "2". Кто-то говорит, что он "неумеха", не будем с ним дружить!" Твои действия.
  • Твой друг-одноклассник попросил у тебя тетрадь на выходные и испачкал ее. Учитель в понедельник решил проверить ее. Предположите возможное развитие событий. Как себя поведешь Ты? Твой друг? Учитель?
  • Твои родители запрещают тебе дружить с мальчиком (девочкой), потому что их семья не очень обеспеченная. Что скажешь ты в защиту своего друга или согласишься с мнением родителей?
  • Твой одноклассник взял у тебя поиграть игру (почитать книгу) и не отдает уже месяц. Стоит ли напоминать ему о долге или лучше промолчать?

VI. Рефлексия

Все дети получают шаблон человека. На основе этого шаблона они рисуют себя, добавляя свои индивидуальные особенности.

Затем следует обсуждение.

  • Что общего у всех человечков? (голова, руки, ноги....)
  • Чем они отличаются? (одеждой, цветом волос, прической, цветом глаз.)

Да, ребята, все мы очень разные, у каждого есть свои особенности, не говоря уже о внутреннем мире каждого человека. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас не повторим и нужен всем остальным.

Я вам предлагаю тест, дающий возможность задуматься. "Насколько вы терпимы друг к другу, толерантны на сегодняшний день?" Выберите один вариант ответа.

А) 0б Б) 2б В) 1б

1. В разговоре с одноклассником вы заметили, что он постоянно путает ваше имя. Как вы поступите?

а) перебью собеседника и строго скажу, что он неправильно ко мне обращается

б) спокойно напомню свое имя, когда придет моя очередь говорить.

в) сам начну обращаться к собеседнику не по его имени.

2. Ты потерял деньги.

а) значит, у меня их кто-то украл

б) понимаю, что сам потерял и никто в этом невиноват.

в) другой ответ

3.Как ты реагируешь на шутку, выпущенную в твой адрес?

а) выскажу обиду

б) постараюсь отшутиться

в) другой ответ

4. Я устал. Сижу в автобусе. Слышу громкий голос кондуктора, адресованный скорее всего мне: "Вот молодежь, посмотрите, даже старикам теперь не уступают места!"

а) молча встану, уступлю место.

б) не уступлю место и сделаю вид, что ничего не слышу.

в) встану, конечно, но буду объяснять ситуацию

Подсчитайте свои результаты.

Если вы набрали 3балла и меньше, то ты стоишь на первой ступеньке и тебе нужно много работать над собой.

Если набрал 4и 5 баллов, то находишься на втором и стоишь на правильном пути.

Если набрал 6 и 7 баллов, то ты в себе уже выработал толерантность. (Слайд 13)

Список литературы

1. Шапошникова Т. Д., Савченко К. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 4 класс. Рабочая программа. М: Дрофа. 2012.

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: Данилюк А.Я., Кондаков А.М.-М: Просвещение, 2009

3.Основы религиозных культур и светской этики: Основы светской этики. 4 класс (4-5 классы): Учебник. Шемшурин А. А. и др.- М: Дрофа. 2012.

4."Психологические игры для детей". Образцова Т.Н.-М: Лада,2005.

5.istorii-x.ru>zagadochnye:mihaila-lomonosova.html

6.www.youtube.com

7.slovari.yandex.ru> книги/Толковый словарь Даля

Нет единой точки зрения на формулировку понятий терпение, терпимость, терпеливость. В разных религиях, в различные эпохи, у разных авторов была своя трактовка этих понятий (см. учебное пособие № 2. «Толерантность – поиск мира и согласия в межличностном взаимодействии. Толерантность в теории»).Существует мнение, что буквальный перевод с латинского tolerantia (лат.) – терпение, неточно передает содержание понятия толерантности, подменяет, обедняет его.

Терпимость в русском языке традиционно обозначает лишь готовность снисходительно относиться к чужому мнению, быть миролюбивым к иным воззрениям. В свою очередь, толерантность предполагает не снисходительность, а доброжелательность, готовность к уважительному диалогу и сотрудничеству.

Мы придерживаемся следующего трактования этих понятий:

Терпение - отсутствие негативной реакции в конкретной ситуации.

Терпение как психологический механизм дает возможность снизить порог чувствительности к неблагоприятным факторам. Затем терпение как психическое состояние закрепляется и перерастает в терпеливость, выступающую уже личностным свойством.

Терпеливость - свойство индивида, как правило, проявлять терпение, что становится чертой его характера.

О терпеливости часто говорят как о длительности поддержания волевого усилия (Калинин В.К.), о проявлении «силы против себя» (Мюллер З.), о специальной выдержке (Бабаян К.Л.), как об однократном длительном противодействии неблагоприятным факторам (Ильин Е.П.). В качестве основы формирования терпеливости является эмоциональная устойчивость.

Терпимость - 1) умение без вражды относиться к чужому мнению, характеру, привычкам; 2) общественное явление (или состояние общества), которое заключается в том, что множество индивидов (граждан) склонны проявлять терпение, быть сдержанными и неагрессивными».

Сдержанность проявляется при переходе от решения к действию. Она позволяет затормозить влияние несвоевременных побуждений, которые мешают успешному продвижению к цели .

Становление толерантности (исходя из результатов экспериментальной практики и предложенных выше структур) скорее, обусловлено спецификой проявления личностью Терпения, Терпеливости, Терпимости и Принятия, что впоследствии и определит для личности некую меру или границы развития толерантности, а через это становление и проявление толерантных, либо, интолерантных отношений к Другому.

Тест «На сколько вы терпимы к чужому мнению»

Инструкция: Отметьте вариант ответа, который вы считаете наиболее предпочтительным.

1. Вы считаете, что у вас возникла интересная идея, но ее не поддержали. Расстроитесь?


2. Вы встречаетесь с друзьями, кто-то предлагает начать игру. Что предпочтете:

а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;

б) чтобы играли и те, кто еще не знает правил.

3. Спокойно ли воспримете неприятную для вас новость?

4. Раздражают ли вас люди, которые в общественных местах появляются нетрезвыми:

а) если они не переступают допустимых границ, меня это вообще не интересует;

б) мне всегда были неприятны люди, которые не умеют себя контролировать.

5. Можете ли вы легко найти контакт с людьми с иной, чем у вас, профессией, положением, обычаями:

а) мне трудно было бы это сделать;

б) я не обращаю внимания на такие вещи.

6. Как вы реагируете на шутку, объектом которой вы становитесь:

а) мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники;

б) если шутка будет мне неприятна, я постараюсь ответить в такой же манере.

7. Согласны ли вы с мнением, что многие люди «сидят не на своем месте», «делают не свое дело»:

8. Вы приводите в компанию друга (подругу), который (ая) становится объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете:

а) честно говоря, неприятно, что таким образом внимание отвлечено от меня;

б) я лишь радуюсь за него (нее).

9. В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. В этом случае вы:

а) уходите пораньше под благовидным предлогом;

б) вступаете в спор.

Обработка результатов. А теперь запишите по два очка за ответы 1-б, 2-б, 3-б, 4-а, 5-б, 6-б, 7-б, 8-б, 9-а.

Интерпретация результатов. От 0 до 4 очков. Вы непреклонны и, простите, упрямы. Где бы ни находились, может возникнуть такое впечатление, что вы стремитесь навязать свое мнение другим, часто не колеблясь; чтобы достичь своей цели, часто повышаете голос. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.

6-12 очков. Вы способны твердо отстаивать свои убеждения. Но безусловно, можете и вести диалог, менять свое мнение, если это необходимо. Способны иногда и на излишнюю резкость, неуважение к собеседнику. И в такой момент вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер. Но стоит ли «брать горлом» тогда, когда можно победить более достойно?

14 - 18 очков. Твердость ваших убеждений отлично сочетается с большой тонкостью, гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнестись к достаточно парадоксальному на первый взгляд поступку, даже если вы их не разделяете. Вы достаточно критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, были ошибочны.

Терпимость - это русское понятие, которое возникло из православного отношения к жизни. Оно означает подражание Богу, Который совершенен, но Он терпит наше несовершенство и увлечения тем, что к совершенству не ведёт. Мы, православные, должны относиться к другим людям так же, как к нам, ко всем, относится Сам Бог. Мы должны терпеть несовершенство других, понимая, что и сами несовершенны. Таким образом, терпимость предполагает активную оценку действительности: чёткое разделение хорошего и плохого, и терпение по отношению к тому, что ещё не в силах измениться к лучшему.

Толерантность - это западный термин, который возник из либерального отношения к жизни. Он не синоним терпимости, потому что за ним стоит совершенно другая концепция. Толерантность возникает между отдельными индивидуумами либерального общества. Они должны согласовывать свои интересы, чтобы не довести общество до хаоса. Поэтому толерантность безразлична к понятиям хорошо или плохо в абсолютном смысле этих слов. Она ориентируется на временные понятия, которые обеспечивают текущее спокойствие. Поэтому толерантность ориентирует человека на пассивное отношение в оценке действительности. Человек должен быть безразличен ко греху, извращениям и растлению других людей, т.е. ко всему, что его лично не касается. При этом он сам может всё это совершать, требуя толерантности к себе со стороны других.

Tolerantia (лат.) - изначально физиологический термин, означающий способность организма переносить неблагоприятное воздействие того или иного фактора среды.

Таким образом, терпимость имеет основание в Боге, а толерантность в безбожном обществе. Соответственно, внедрение в общество понятия толерантности вместо терпимости, преследуют цель формирования в обществе безбожного сознания и либерального индивидуализма.

Такое внедрение есть ни что иное, как замещение и искажение интуитивно всеми разделяемого христианского принципа уважения к свободной личности. Происходит тонкая подмена. Принцип уважения личности софистически переносится сначала на взгляды личности, а далее на заблуждения личности, которые, оказывается, уважать надо так же, как и саму личность. Если некто отказывается уважать заблуждения, ему вменяется неуважение к личности, и виновник неуважения выводится тем самым за скобки цивилизованного к нему отношения. Как будто всем ясна разница? Всем. Но почему же тогда на деле, когда наш мир все интенсивнее требует от нас уважения чужих заблуждений, мы все охотнее и охотнее уступаем таким требованиям? Ответ проще пареной репы: потому, что мир обещает нам в ответ уважение наших заблуждений. Дешево же мы продаемся.
Святые отцы и столпы церкви учат любить человека, который грешит, но ненавидеть сам его грех, требуют, чтобы уважение к человеку отделялось от ненависти ко греху. К тому же призываем и мы.

Будьте в курсе предстоящих событий и новостей!

Присоединяйтесь к группе - Добринский храм