Тендряков ночь после выпуска анализ. Тендряков владимир ночь после выпуска

«Ночь после выпуска»

Первая публикация - «Новый мир» –1974.

История создания: Вы, наверное, хорошо помните тезис: «Литература – это отражение …жизни».

Так вот, оказывается, сюжет повести не выдуман, а взят из реальной жизни.

Тендрякову стала известна история о том, как поссорились выпускники ВУЗа, решившись на откровенный, нелицеприятный разговор друг о друге.

“Ночь после выпуска” впервые напечатана в журнале “Новый мир”, №9 за 1974 год.

“Ночь после выпуска” - повесть-диспут, произведение предельной социальной заостренности. В центре нравственного поиска, который ведет автор, вновь оказывается личность, ее формирование и становление, исследование сложных связей человека и общества.

Непосредственным толчком к созданию “Ночи…” явился рассказ о реальной ссоре выпускников, решившихся при окончании ВУЗа на откровенный, нелицеприятный разговор друг о друге. По мнению автора, убедительней было перенести действие повести из ВУЗа в школу.

“Ночь…” для меня началась с выступление Юльки – отличницы, которая на пороге самостоятельной жизни вдруг осознала свою неподготовленность к ней. Ведь перед ней открылась тысяча дорог, какую выбрать, по какому пути пойти?

И вот ребята прощаются с детством, перед ними новая взрослая жизнь. Шесть ребят из 10А решили провести эту ночь вместе. И здесь на берегу реки они решили узнать все друг о друге “до донышка”.

Повесть «Ночь после выпуска» и современные проблемы…

Советский писатель Владимир Тендряков возможно известен не так сильно, как другие писатели, но и в его творчестве есть немало актуального для сегодняшнего дня.

Одна из наших вечных проблем – образование, взаимоотношение подростков и педагогов, выбор профессии, ярко воплотились в повести «Ночь после выпуска».

Сюжет рассказывает о линейке и выпускном в советской школе, знакомит читателя с несколькими ребятами-одноклассниками, каждый из которых очень индивидуален. Здесь и типичная отличница Юлечка, и творческая натура, философ Игорь Проухов, и Ната – самая красивая девочка, объект внимания парней, и Спартак – веселый гитарист. После официальной части ребята собираются своей компанией. Дальше в диалогах героев перед нами разворачивается невероятный внутренний мир переживаний каждого из ребят: какую дорогу выбрать после школы, что является ценным в жизни, кто есть настоящий друг.…

На фоне внутреннего конфликта героев разворачивается и внешний: неожиданно друг для друга каждый из компании видит своего товарища в новом свете, благодаря чьей-то в шутку предложенной идее в последний их вечер перед «большой жизнью» высказать каждому все, что они друг о друге думают.… В итоге разгорается весьма немаленький конфликт. Но все-таки в конце ребята понимают, что не стоило так обижать друг друга, ведь у любого человека есть недостатки.

Словно опомнившись, ребята замечают, что все они друзья, вспоминают, как выручали друг друга, и, что каждом из них больше хорошего, чем плохого, и нужно ценить это хорошее!

Еще одна тема, или проблема, раскрываемая в повести – это образ учителя: какими качествами должен обладать хороший педагог и каким образом, по какой системе, какими способами, должен он обучать. Для этого автор рисует разные типы учителей, показывая, как к ним относятся дети. Так очень подробно описан образ «старейшей учительницы в школе», преподавательницы литературы Зои Владимировны, во время выпускного вечера «сидевшей одиноко за столом». В чем же дело? Почему о педагоге, отдавшем, как кажется самой Зое Владимировне, «все силы для учеников» сами ученики «забывают о ней, не успев переступить порог школы»? Скорее всего, ответ на этот вопрос кроется в самой Зое Владимировне, в том, как она учит. Возможно учителям, которые не могут найти подход ко своим подопечным, стоит пересмотреть некоторые методы воспитания.

Повесть В. Тендрякова "Ночь после выпуска" (1974) вызвала много споров. Она - о воспитании чувств подростков и той роли, какую играет школа в этом сложном процессе. Тендряков любит устраивать своим героям проверку на человеческую подлинность. Путь к истине и добру протекает у него всегда драматически, через нравственный кризис, который человек должен преодолеть сам. В повести "Ночь после выпуска" происходит такая нравственная проверка шести юношей и девушек, только окончивших школу. В ночь после выпуска на речном обрыве собираются шесть выпускников и впервые откровенно говорят о том, что они думают друг о друге, а в учительской в это время ведется дискуссия. Причиной для серьезного разговора тех и других стало выступление лучшей ученицы школы Юлии Студенцевой. "Я хочу говорить не от всех, а от себя! - сказала она. - Люблю ли я школу? Да, люблю! Очень! Как волчонок свою нору… И вот нужно вылезать из своей норы. Теперь все - прятаться нельзя. Надо идти, а я не могу, не знаю… Школа заставляла меня знать все, кроме того, что мне нравится, что я люблю. Теперь оглянулась, и оказалось - ничего не люблю. Не думайте, что я счастливая. Мне страшно. Очень!". Игра в правду, затеянная подростками, вынуждает их пренебречь моральными нормами. Так в структуре маленького коллектива Тендряков обнаруживает свои законы, свои тайные противоречия, и это явление не носит частный характер. Школа дала ребятам знания, но не научила любви и добру.

В учительской по поводу выступления Юли Студенцевой учителя высказывают разные точки зрения: "За наши труды нас очередной раз умыли!", "А самое обидное - одернуть, наказать мы уже не можем!", "Произошло нечто особенное: наш многолетний труд говорит против нас!" В конце концов, учителя подводят итог: "О чем мы сейчас мечтали? Только о том, чтобы лучше готовить учеников? - Нет! Готовить лучших людей! Мечтали усовершенствовать человеческую сущность!".

У учителей много проблем, но они понимают, что государственные структуры не видят этих проблем. Поэтому так естественно и понятно звучат слова одного из учителей: "Нам научить бы самому простому, тому, что повторялось из поколения в поколение, что вошло во все расхожие прописи - вроде: уважай достоинство ближнего, возмущайся насилием. Собственно, научить бы одному: не обижайте друг друга, люди". А дальше между ними происходит такой разговор: "Кто из нас не подлаживается: как все, так и я? Как все - проще жить… - Мы одного не заметили… - Чего же? - На наших глазах родилась сегодня личность. Личность всегда исключительна, нечто противоположное “как все”…". Учителя произносят тосты, и последний тост учителей, прошедших войну: "Выпьем за то, чтобы они не мерзли в окопах!". Выпускники же в ночь после выпуска поняли очень важную для себя вещь: "Мы научимся жить!".

Таким образом, в центре внимания Тендрякова оказываются проблемы воспитания, взаимоотношения в ученическом коллективе, проблема личной ответственности человека не только за свои поступки, но и за поступки других.

Очень кратко: После выпускного бала бывшие одноклассники решают развлечься необычным способом, что приводит их к ссоре. А в это время их учителя спорят о том, как следует правильно обучать школьников.

Выпускной вечер в школе. После праздника шесть одноклассников собираются у реки, чтобы на прощание побыть вместе. Мальчик из состоятельной семьи, спортсмен Гена Голиков, отличница Юля Студёнцева, красавица Натка Быстрова, «свой парень» Вера Жерих, гитарист и весельчак Сократ Онучин и художник Игорь Проухов знакомы давно. Возникает идея: каждый выскажет своё мнение о других, не скрывая даже плохих мыслей. Первым узнать правду о себе вызывается Гена Голиков. Он уверен, что школьные друзья не скажут о нём плохого.

Но внезапно Гена получает от Веры, Юли и Игоря упрёки в чёрствости, самозабвенном себялюбии и подлости. Натка говорит, что Гена трус и не способен выразить свои чувства.

Лишь Сократ воздерживается от отзывов о Гене.

Услышанное обижает Гену. Он начинает отвечать одноклассникам колкостями. Веру он называет пустым, невыразительным и завистливым человеком, которая за добротой скрывает свою ничтожность. Юля, по его словам, себялюбивая и готова втоптать в грязь кого угодно. Игорь страдает чувством завышенного самомнения и умрёт от собственной злобы. Даже Сократа он унижает, сравнивая его с «барашком безобидным». Самый тяжёлый удар он наносит Натке, в которую в школьные годы был влюблён. Когда-то он прогуливался у реки, а Натка, купавшаяся там, вышла из воды и намеренно показалась ему без одежды. Рассказав об этом, он называет её «самкой, которая ждёт, чтоб на неё кинулись». Натка начинает бить его, и Гена убегает.

Вдруг Сократ сообщает, что враг Гены, хулиган Яшка Топор, решил подкараулить Гену на прогулке и убить. Это он узнал от одного из друзей Яшки. Поначалу одноклассники пытаются убедить себя, что Гена им больше не друг, и его судьба их не волнует, но Юля утверждает, что неправильно было бы не предупредить его о такой опасности, каким бы человеком он ни был. Постепенно друзья начинают жалеть, что всё так получилось, признают, что Гена не такой уж плохой парень. Натка идёт искать Гену.

В это же время в учительской шесть учителей спорят о том, как «готовить из учеников лучших людей». Учителей задело то, что Юля Студёнцева во время выпускного заявила, что школа заставляла её учить всё, кроме того, что ей нравится. Старая учительница Зоя Владимировна считает такие слова неблагодарностью и жалеет, что Студёнцеву уже не наказать. Завуч Ольга Олеговна говорит, что сама Зоя Владимировна преподаёт предмет (литературу) так неувлекательно, что отвращает от него учеников.

Зоя Владимировна обижается и уходит.

Учитель физики Решников говорит, что Ольга Олеговна тоже иногда поступает неправильно. Он преподаёт физику по-своему: выделяет учеников более способных к физике, снабжает их интересной информацией, надеясь разжечь их интерес к предмету. Ольга Олеговна же мешает ему в этом, так как считает, что у учителя не должно быть любимцев. Решников просит её «не мешать ему возделывать свой сад». Математик Иннокентий Сергеевич предлагает свой вариант улучшения педагогики: снять на киноленту лекции лучших учителей и учить ребят с помощью этих фильмов, что освободит у учителей часть времени и позволит творчески подходить к подготовке учеников.

Директор Иван Игнатьевич говорит, что эта идея ещё далека от осуществления, а об улучшении качества обучения думать всё равно надо. Учителя неожиданно видят, что самая молодая из них, Нина Семёновна, плачет, думая, что она не такой уж хороший учитель (Студёнцева училась в её классе). Ольга Олеговна говорит, что главное - научить подрастающее поколение не обижать людей. На это Нина Семёновна отвечает, что ученики её класса (Игорь, Гена, Юля и остальные) - добрые и отзывчивые.

Решников и Иннокентий идут домой и решают выпить - 31 год назад, в 1941-м началась война. Иннокентий говорит о своих учениках: «Выпьем за то, чтоб они не мёрзли в окопах».

А одноклассники (кроме Гены и Натки) снова идут к школе. Игорь произносит: «Мы ещё научимся жить».

Конспект урока по теме:

«Проблема взросления молодежи в повести

В. Тендрякова « Ночь после выпуска»

Цель урока : рассмотреть основные проблемы повести В. Тендрякова; выделить одну из основных проблем «взросление молодежи»; отметить актуальность темы для старшеклассников;

способствовать закреплению у учащихся навыка работы с композицией и сюжетными линиями повести, формированию у старшеклассников активной жизненной позиции, позитивного отношения к проблемам взросления;

закрепить умение строить связное устное высказывание на заданную тему.

ХОД УРОКА:

    Проверка домашнего задания.

Дома вам необходимо было прочесть произведение В. Тендрякова «Ночь после выпуска» и повторить теоретические понятия темы, идеи, проблемы художественного произведения. В течение 4 минут на листочках вы дадите определения или толкования темы, идеи, проблемы художественного произведения. Ваша оценка будет зависеть от точности словоупотребления и глубины понимания вами терминов.

II . Выступления учащихся, получивших индивидуальные задания - найти критические отклики на повесть и высказывания автора о замысле и персонажах повести.

1) Впервые повесть «Ночь после выпуска» появилась в 9 номере журнала «Новый мир» и сразу же вызвала волну откликов. Критик А. Бочаров (ж. «Дружба народов» № 2 за 1975 г) отностит повесть к литературе нравственного поиска. Доктор философских наук В. Шубкин (ж. Литературное обозрение № 5 за 1976г) считает, что автор ведет глубинное исследование человеческих характеров. Но были и другие отзывы. И. Золотусский (монография «Час выбора» М. 1976 г) считает, что «Ночь после выпуска» - публицистическая статья, разыгранная в лицах. «Не повесть, а испытательный стенд»,- так отозвалась о произведении И. Стрелкова (ж. Литературное обозрение № 1 за 1975 г).

2) Непосредственным толчком к созданию повести послужил рассказ о реальной ссоре выпускников, решившихся по окончании института на откровенный, нелицеприятный разговор друг о друге. По мнению автора, убедительнее было перенести события из ВУЗа в школу.

В. Тендряков признавался: «Ночь» для меня началась с выступления Юльки – отличницы, которая на пороге самостоятельной жизни вдруг осознала свою неподготовленность к ней.

Как родились образы? Юлька не очень контактна с классом, характер ее самостоятельный, иначе бы она не выступила. Сразу после Юльки появился Генка, наверно, по контрасту. Первоначально мне казалось, что это будет чрезвычайно интеллигентный парень, окруженный многочисленными друзьями. Вместо него вылез Игорь Проухов, человек совершенно иного характера.

До выхода в свет повесть имела 5 редакций. Обелиск, который возник в рукописи в 3 варианте, сначала просто как фон, как часть пейзажа. В окончательном варианте он вырос до символа, несущего на себе смысловую нагрузку преемственности поколений».

III . Работа с текстом художественного произведения.

    Анализ сцены «Выступление Юльки»

    Контраст между ожидаемым и полученным,

    Отношение к учителям и ученикам.

- Какова реакция учителей на выступление Юльки?

(И только сквознячок в теплой комнате, среди разгоравшегося веселья – охолаживающая настороженность. Директор рассеян, завуч замкнуто молчалива, остальные учителя бросают на них пытливые взгляды.)

- Как реагирую на выступление ученики?

(Время от времени к ней подбегал кто-нибудь из ребят, чокался, перекидывался парой слов - выражал свою солидарность – и убегал.)

- Как проявились в этой сцене взаимоотношения учителей и учеников?

а) Самая большая и шумная компания образовалась вокруг первой учительницы, Нины Семеновны. «Наточка, Вера, Господи,- говорила она и платком вытирала крашеные ресницы,- какие вы у меня большие».

б) разговор с физиком сдержанный, без сантиментов. В физике произошли 2 революции – теория относительности и квантовая механика – третья – нескоро. Есть ли смысл отдавать свою жизнь физике? Физик утверждает, что революция продолжается в области астрофизики, кристаллографии и т.д.

а)Позиция И. Проухова по поводу учебы в школе. (Сформулируйте суть его позиции. Согласны ли вы с ней?)

Игорь Проухов неожиданно поддержал Юльку, споря с Васей Гребенщиковым, осудившим ее.

… Юлька права, как никогда. Мы хотели наслаждаться синим небом, а нас заставляли глядеть на черную доску. Мы задумывались над смыслом жизни – а нас неволили – думай о равнобедренном треугольнике. Нам нравилось слушать Высоцкого, а нас заставляли заучивать ветхозаветное: «Мой дядя самых честных правил».

И только преподавательница Зоя Владимировна сидела одиноко за столом. Она была старейшая учительница, проработавшая 40 лет.

Вино выпито, бутерброды съедены, танцы начали повторяться – значит от школьного вечера ждать больше нечего. Ребята и девчонки сбивались по углам и шушукались.

Генка, Натка, Вера Жерих, Сократ Онучин, Игорь Проухов и Юлька пошли к обелиску погибшим воинам. О каждом их них автор коротко расскажет, но не сразу. Больше всего мы узнаем о Генке.

В процессе обсуждения увидим каждого.

б) Особенности сюжета .(Повторение понятия сюжетной линии)

Параллельно этой сюжетной линии развивается другая. Попробуем определить наличие еще одной сюжетной линии. С кем связана вторая сюжетная линия? (С учителями. Они тоже спорят о выступлении Юльки).

2) Работа над характеристиками персонажей учащихся. (Анализ главы № 4)

Самый видный в группе – Генка Голиков , городская знаменитость. Открытое лицо, светлоглазый, светловолосый, рост 190 см, плечистый, мускулистый, занимается самбо. Бог мальчишек, гроза шпаны. Генка – слава города, защитник слабых и обиженных.

Игорь – лучший друг Генки. Тоже знаменит, художник, ходит в холщевых штанах, которые называет «Мой поп-арт» от многообразия красок на них. На картинах Игоря деревья светло-розовые, закаты ядовито-зеленые, лица людей безглазые, а цветы реснично-глазастые.

Натка Быстрова еще недавно была обычной угловатой, веселой, беспечно пренебрегающей наукой девчонкой. Теперь она стройная красавица. О ней вздыхает Генка.

Вера Жерих – наткина подруга – рыхловато-широкая, вальяжная, лицо крупное, мягкое, румяное. Она не умеет ни петь, ни плясать, ни горячо спорить на высокие темы, но всегда готова всплакнуть над чужой бедой, помирить поссорившихся ребят, похлопотать за провинившегося. «Компанейская девка»,- в устах Сократа Онучина это высокая похвала.

О себе Сократ говорит: «Мама сделала меня смешным по обличью и по вывеске – папину фамилию окрутила с древнегреческим женихом. Я уникальный гибрид антик с алкашом».

Чтобы глядя на меня люди не лопались от смеха, я обязан быть стильным. Длинные, принципиально нерасчесанные волосы, на немытой шее девичья цветная косынка, на груди – амулет, камень с дыркой на цепочке, И никогда не стиранные, донельзя узкие с рваной бахромой внизу джинсы. Непревзойденный исполнитель песен Высоцкого. Всем поет одинаково, даже Яшке Топору.

Решив высказывать все мысли «до донышка», выпускники много узнали о себе и других. Что стало известно читателям из монологов и диалогов персонажей?

Нужно ли было высказываться «до донышка»?

Каково ваше отношение к позиции ваших сверстников?

--- зарядка---

3) определение проблематики произведения.

Проблемы:

Взаимоотношения между учащимися,

Взаимоотношения учителей и учеников,

Проблема старых и молодых учителей, особенности их методов преподавания,

Сохранение памяти о погибших во время войны,

Одна из важнейших -

- взросление молодых . Она включила в себя несколько взаимосвязанных между собой самостоятельных проблем, с которыми сталкивается молодежь в процессе взросления: первая влюбленность, самоутверждение, юношеский нигилизм, лидерство и власть и др.)

Как проявляются в тексте эти проблемы? Какой способ разрешения проблем видите вы?

Вернемся к особенностям сюжета. Где, на ваш взгляд, кульминационные моменты обеих сюжетных линий? Какова основная мысль и тема повести? Какова идея произведения?

(Тема связана с трудностями взросления, с ответственной порой жизни молодых, становлением нравственных постулатов личности)

IV . Домашнее задание

    поразмышлять над проблемами, затронутыми в повести, и способами их разрешения (по выбору учащихся)

    определить идею произведения, ответив на вопрос, для кого и с какой целью написано произведение?

V . Выводы формулируют учащиеся

VI . Выставление и комментирование оценок.

Рисунок Зыковой Полины., д/сад

Произведения В. Тендрякова всегда остроконфликтны, поднятые проблемы одновременно и актуальны, и вечны. Повесть «Ночь после выпуска» интересна школьникам для обсуждения, так как в ней рассказывается о проблемах школы. Затронуты проблемы мужания, взросления - это то, чем живут, чем болеют юноши и девушки, заканчивающие школу.
Размышления ребят оказываются чрезвычайно интересными, разнообразными, очень личностными, показывают их душевную, нравственную зрелость, зрелость интеллектуальную, и хорошее владение словом, хорошее литературное письмо.

Сочинение по повести В.Н. Тендрякова «Ночь после выпуска»

Тендряков не мой современник, он давным-давно окончил школу и не может написать моих сверстников достаточно достоверно, хотя многие черты подсмотрены правильно.
Во-первых, наша дикая инфантильность. В семнадцать лет парни с аттестатом зрелости на руках не способны понять, что они не самые лучшие, не самые умные, не самые талантливые. Берем реакцию Гены, когда его начинают ругать. Первое, что он думает: «Меня оболгали»,- даже мысль такая невозможна, что, может быть, я не самый лучший. И они все такие в большей или меньшей степени. Это люди, не осознающие себя в мире, не осознающие своего места, обязанностей и ответственности. Не надо, по-моему, ставить Гену на положение самого худшего: его положение усугубляется только тем, что он продукт своей среды, причем сумевшей вынести какие-то человеческие качества из нее. Если бы все остальные были бы на порядок выше его, никто не стал бы затевать этого разбирательства, понимая, что, кроме злобы, это ничего не вызовет.
Характерно, что они всё делают стадом: и чтобы говорить товарищу в лицо свое мнение - проголосовали, и чтобы предать его - тоже проголосовали. Никто из них поодиночке не способен на ответственность за свой поступок. Да, они ужасны, чуть не убили своими руками товарища, но виноваты-то в этом не только они, даже в меньшей степени они. То, что они не могут отвечать за себя, закономерно: их десять лет учили быть в стаде, то есть быть безответственными. Школа отнимает у них десять лет жизни, важнейшие десять лет; в это время из ребенка вырастает человек. Убери школу, и мы получим другого человека. И вот как раз этим превращением занимаются люди бездушные, часто случайные. Чему, кроме дат и привычки держаться в стаде, могут научить Ольги Олеговны? И чему же мы сможем научить будущих? Ночь после выпуска - проверка людей, они теперь сами отвечают зa себя. И что же - из-за личной обиды они готовы предать, убить человека чужими руками - даже тут нет самостоятельности. «Сами не убьем, но и другим не помешаем».

Гурова Катя

Тендряков Владимир

Ночь после выпуска

Владимир Фёдорович Тендряков

НОЧЬ ПОСЛЕ ВЫПУСКА

Как и положено, выпускной вечер открывали торжественными речами.

В спортзале, этажом ниже, слышно было - двигали столы, шли последние приготовления к банкету.

И бывшие десятиклассники выглядели сейчас уже не по-школьному: девчата в модных платьях, подчеркивающих зрелые рельефы, парни до неприличия отутюженные, в ослепительных сорочках, при галстуках, скованные своей внезапной взрослостью. Все они, похоже, стеснялись самих себя - именинники на своих именинах всегда гости больше других гостей.

Директор школы Иван Игнатьевич, величественный мужчина с борцовскими плечами, произнес прочувствованную речь: "Перед вами тысячи дорог..." Дорог тысячи, и все открыты, но, должно быть, не для всех одинаково. Иван Игнатьевич привычно выстроил выпускников в очередь соответственно их прежним успехам в школе. Первой шла та, что ни с кем не сравнима, та, что все десять лет оставляла других за своей спиной,- Юлечка Студёнцева. "Украсит любой институт страны..." Следом за ней была двинута тесная когорта "несомненно способных", каждый член ее поименован, каждому воздано по заслугам. Генка Голиков был назван среди них. Затем отмечены вниманием, но не превознесены "своеобразные натуры" - характеристика, сама по себе грешащая неопределенностью,- Игорь Проухов и другие. Кто именно "другие", директор не счел нужным углубляться. И уже последними - все прочно, безымянные, "которым школа желает всяческих успехов". И Натка Быстрова, и Вера Жерих, и Сократ Онучин оказались в числе них.

Юлечке Студёнцевой, возглавлявшей очередь к заветным дорогам, надлежало выступить с ответной речью. Кто, как не она, должна поблагодарить свою школу - за полученные знания (начиная с азбуки), за десятилетнюю опеку, за обретенную родственность, которую невольно унесет каждый.

И она вышла к столу президиума - невысокая, в белом платье с кисейными плечиками, с белыми бантами в косичках крендельками, девочка-подросток, никак не выпускница, на точеном личике привычное выражение суровой озабоченности, слишком суровой даже для взрослого. И взведенно-прямая, решительная, и в посадке головы сдержанная горделивость.

Мне предложили выступить от лица всего класса, я хочу говорить от себя. Только от себя!

Это заявление, произнесенное с безапелляционностью никогда и ни в чем не ошибающейся первой ученицы, не вызвало возражений, никого не насторожило. Директор заулыбался, закивал и поерзал на стуле, удобнее устраиваясь. Что могла сказать, кроме благодарности, она, слышавшая в школе только хвалу, только восторженные междометия в свой адрес. Потому лица ее товарищей по классу выражали дежурное терпеливое внимание.

И по актовому залу пробежал шорох.

По какой мне идти? Давно задавала себе этот вопрос, но отмахивалась, пряталась от него. Теперь все - прятаться нельзя. Надо идти, а не могу, не знаю... Школа заставляла меня знать все, кроме одного - что мне нравится, что я люблю. Мне что-то нравилось, а что-то не нравилось. А раз не нравится, то и дается трудней, значит, этому ненравящемуся и отдавай больше сил, иначе не получишь пятерку. Школа требовала пятерок, я слушалась и... и не смела сильно любить... Теперь вот оглянулась, и оказалось - ничего не люблю. Ничего, кроме мамы, папы и... школы. И тысячи дорог - и все одинаковы, все безразличны... Не думайте, что я счастливая. Мне страшно. Очень!

Юлечка постояла, глядя птичьими тревожными глазами в молчащий зал. Было слышно, как внизу передвигают столы для банкета.

У меня все,- объявила она и мелкими дергающимися шажочками двинулась к своему месту.

Года два назад был спущен запрет - в средних школах на выпускных вечерах нельзя выставлять на столы вино.

Этот запрет возмутил завуча школы Ольгу Олеговну: "Твердим: выпускной вечер - порог в зрелость, первые часы самостоятельности. И в то же время опекаем ребят, как маленьких. Наверняка они это воспримут как оскорбление, наверняка принесут с собой тайком или открыто вино, а в знак протеста, не исключено, кой-чего и покрепче".

Ольгу Олеговну в школе за глаза звали Вещим Олегом: "Вещий Олег сказал... Вещий Олег потребовал..." - всегда в мужском роде. И всегда директор Иван Игнатьевич уступал перед ее напористостью. Ольге Олеговне нынче удалось убедить членов родительского комитета - бутылки сухого вина и сладкого кагора стояли на банкетных столах, вызывая огорченные вздохи директора, предчувствовавшего неприятные разговоры в гороно.

Но букетов с цветами все-таки стояло больше, чем бутылок: прощальный вечер должен быть красив и благопристоен, вселять веселье, однако в границах дозволенного.

Словно и не было странного выступления Юлечки Студёнцевой. Подымались тосты за школу, за здоровье учителей, звон стаканов, смех, перекатные разговоры, счастливые, раскрасневшиеся лица - празднично. Не первый выпускной вечер в школе, и этот начинался как всегда.

И только, словно сквознячок в теплой комнате, среди разгоревшегося веселья - охолаживаю-щая настороженность. Директор Иван Игнатьевич несколько рассеян, Ольга Олеговна замкнуто-молчалива, а остальные учителя бросают на них пытливые взгляды. И Юлечка Студёнцева сидела за столом потупившись, связанно. К ней время от времени подбегал кто-нибудь из ребят, чокался, перекидывался парой слов - выражал свою солидарность - и убегал.

Как всегда, чинное застолье быстро сломалось. Бывшие десятиклассники, кто оставив свой стул, кто вместе со стулом, передвигались к учителям.

Самая большая, самая шумная и тесная компания образовалась вокруг Инны Семеновны, учительницы начальной школы, которая десять лет назад встретила всех этих ребят на пороге школы, рассадила по партам, заставила раскрыть буквари.

Нина Семеновна крутилась среди своих бывших учеников и только сдавленно выкрикивала:

Наточка! Вера! Да господи!

И платочком осторожно утирала слезы под крашеными ресницами.

Господи! Какие вы у меня большие!

Натка Быстрова была на полголовы выше Нины Семеновны, да и Вера Жерих тоже, похоже, перегнала ростом.

Вы для нас самая, самая старая учительница, Нина Семеновна!

"Старой учительнице" едва за тридцать, белолица, белокура, подобранно-стройна. Тот первый, десятилетней давности урок нынешних выпускников был и ее самым первым самостоятельным уроком.

Такие большие у меня ученицы! Я действительно старая...